Извлечение камня глупости. Босх описание картины фокусник


Описание картины Иеронима Босха «Вознесение праведников»

Описание картины Иеронима Босха «Вознесение праведников»

Картина «Вознесение праведников» («Восхождение в эмпирей») нидерландского живописца Иеронима Босха была написана маслом на доске, вероятно, в 1500-1504 гг.

Жанр – религиозная живопись.

Вероятно, «Вознесение праведников» была частью полиптиха «Блаженные и проклятые». Центральной картиной полиптиха был «Страшный суд», справа находились «Падение грешников» и «Ад», слева – «Вознесение праведников» и «Земной Рай».

Сюжет навеян идеей конца света, пророчество о котором распространилось в Западной Европе к началу XVI в. Тема гибели человечества встречается в работах Босха достаточно часто. Обычно художник рисовал варящихся в котлах с расплавленными монетами скряг, поедающих жаб и змей обжор. Однако в работе «Вознесение праведников» нет мук грешников, она наполнена светлым настроением. В сопровождении ангелов праведники, избавившиеся от земных забот и проблем, летят по глубокому туннелю, наполненному неземным светом. Их лики обращены к льющемуся по коридору яркому сиянию. Руки застыли в мольбе. Фигуры становятся невесомыми, легко взлетают и достигают конца туннеля, где обретают бестелесность, теряются и навеки сливаются с Богом.

И. Босх мастерски использует свет, с его помощью и создается основной сюжет. Свет ведет зрителя от освещенных облаков к фигурам людей, разбросанным по картине и, наконец, к туннелю. Переливы света и тьмы, оттенки и насыщенность красок помогают автору передать глубину и объем. Наиболее четко это прослеживается в изображении облаков и туннеля.

Для передачи перспективы художник рисуют людей на переднем плане более крупными, а тех, кто находится дальше – маленькими. Кольца туннеля прекрасно передают эффект движения.

Спокойствие, умиротворение заполняют картину, героям уже не о чем беспокоиться, их путь практически завершен. И, тем не менее, в произведении присутствует напряжение – его создают красные и черные заостренные крылья ангелов.

Работа хранится во Дворце Дожей, Венеция.

opisanie-kartin.com

Картины Иероним Босх

Иероним Босх — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.

Описание картины Иеронима Босха «Фокусник»

Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание. Кем на самом деле являлся Иероним Босх: одержимым психопатом, сектантом, провидцем или всего-навсего великим художником, этаким древним сюрреалистом, как и Сальвадор Дали черпавшим идеи в сфере бессознательного.

Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Герои ранних картин бродячие фокусники, комедианты, лекари-шарлатаны.

Описание картины Иеронима Босха «Стог сена»

Самый ранний из них, вероятно, Воз сена. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников.

Как-нибудь объяснить его затруднительно. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Описание картины Иеронима Босха «Извлечение камня глупости»

Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Коллеги-художники ценили его мастерство колорита.

Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только Существо с птичьей головой, сидящее на высоком троне, поедающее грешников и испражняющееся ими в выгребную яму человек, распятый на арфе заяц, поймавший своего охотника бесы с мерзкими рожами, груды тел, – это ад Босха, где господствует хаос. Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах.

Описание картины Иеронима Босха «Блудный сын»

Пейзажи становятся все обширнее и, переходя на передний план, перестают быть только фоном. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства.

Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха.

Бог видит 171. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Hаибольший интерес к творчеству художника проявился в Испании и Португалии. Справа в шатре сидят любовники. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника).

Вершиной живописи раннего периода в творчестве Босха считается знаменитый 171Корабль дураков187, где за иронией над плутовством и глупостью таится художественное обобщение многих жизненных вопросов. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы). Картина называется 171Искушение святого Антония 171. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города. Они пьют вино. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи.

Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.

Описание картины Иеронима Босха «Поклонение волхвов»

Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение Креста. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет.

Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и ХХ веков. Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения.

А в следующем триптихе орудиями пыток для грешников служат музыкальные инструменты. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. Трудно судить о том, насколько художник был понят своими современниками. Здесь Босх 8212 прямой предшественник Брейгеля.

«Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») — этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство — мать блуда». Братство Богоматери играло примечательную роль в духовной жизни Хертогенбоса.

Картины Ада, написанные им, 8212 по существу, страницы Апокалипсиса. Св. Творчество Босха загадочно.

Становится очень популярным художником уже в свое время, заказы на картины ему поступают даже от королей Франции и Испании. Мир Босха так и остаётся неразрешенной загадкой., картина утеряна) или даже модели канделябра. Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Режиссер Гильермо дель Торо (фильмы Лабиринт фавна, Тихоокеанский рубеж, Багровый пик) приводит Босха в качестве вдохновителя для своей знаменитой сюрреалистической образности.

Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. И наиболее сложным. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду. Темой 171Искушения св.

Описание картины Иеронима Босха «Святые отшельники»

и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. Босх – был личностью весьма интересной. Мир Босха смятенный, особенный и неповторимый.

В центре композиции – Всевидящее божественное око, в зрачке которого расположена фигура Христа. 171Именитый мастер187 8212 так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых.

В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами.

(Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы 8212 это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, 8212 так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства 8212 с другой. Антоний (251-356 г. ) 8212 реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса.

На поверхность картины буквально налеплена куча уродливых зверских физиономий. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Характерно и другое: гротескное уродство героев воплощается автором в сияющих красках.

Описание картины Иеронима Босха «Несение креста»

Живопись Босха 8212 пророческая. Даже Питер Брейгель сознательно использовал имя Босха в коммерческих целях, «подписывая» гравюры, сделанные по мотивам рисунков мастера, что сразу повышало их ценность. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках 8212 последним вскоре, когда волны Реформации захлестнут Нидерланды, суждено будет погибнуть. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей).

Даже дата рождения Босха определяется приблизительно около 1450 года. В окружностях 8212 первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая.

Описание картины Иеронима Босха «Воз сена»

В назидательном сюжете Семи смертных грехов автор не столько изобличает, сколько любуется живой непосредственностью осужденных грешников. Вопреки репрессиям духовенства и проклятиям папы римского, сектанты-еретики подвергали сомнению многие положения средневекового мировоззрения, выступая за их моральное и идейное обновление.

Здесь еще чувствуется неуверенность штриха молодого художника, он использует лишь отдельные элементы символического языка, которые позже заполнят все его произведения. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки.

В любом случае, теперь Босх – муза для некоторых из самых важных создателей. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака.

(Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 171Берегись, берегись. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Тема самого первого его триптиха 8212 171Воз сена187 (между 1490 и 1500 годами) 8212 безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая.

Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Но самое главное — он был знатоком народной мудрости: пословиц, загадок, притч. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Впоследствии, это движение привело к церковной реформации в Европе, сопровождавшейся длительными войнами.

Он скончался в 1516 г. и был с почестями похоронен 9 августа в родном Хертогенбосе. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн.

Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте., а здесь изображена его центральная часть. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному. Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую.

В сложных размышлениях о причинах добра и зла мастер обращался к ней не менее десяти раз. После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Неизвестна и дата его рождения.

Описание картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений»

Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства.

Ван Акены 8212 потомственные художники. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии.

  1. Иероним Босх — замечательно своеобразный художник
  2. Загадочное творчество Иеронима Босха
  3. Описание триптиха Иеронима Босха «Страшный суд»
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Шок-контент под увеличительным стеклом

Фламандский художник, Иероним Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в Голландии ок. Постепенно, тема Страшного суда становится главной в живописи Босха. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию. Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Одним словом, Иероним Босх был образованным человеком своего времени.

Босх и реален и символичен. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины.

Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Это было последнее произведение Босха. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8212 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8212 изгнание Адама и Евы из Рая. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе.

  • Подражатели и нынешние последователи
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • Художественные произведения Босха

Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант). Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца 8212 Иеронимус (или по-нидерландски 8212 Иероен) ван Акен. Он открывает для европейского искусства привлекательность самостоятельного бытового жанра.

Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Спорна центральная часть.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Соединение двух планет 8212 символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) 8212 принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря.

Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II. ) Легче всего могут быть интерпретированы 171Воз сена187 и 171Семь смертных грехов187. Не случайно испанский король Филипп II распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.

В других же рисунках он 8212 несравненный наблюдатель жизни. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Это увлечение длилось несколько десятилетий. Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна.

На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Босх без колебаний избегает больших форматов.

Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». В библиотеке имелись книги Блаженного Августина, святого Амвросия, Фомы Аквинского. В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.

Его святой Антоний воплощает идеал героической личности.

Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения. Там сложились самые большие коллекции его полотен. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Время сохранило только дату смерти 8212 9 августа 1516 года. Первое в истории нидерландской живописи самостоятельное изображение природного ландшафта находится на наружных створках алтаря 171Сады земных наслаждений187.

На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. в боковом пределе) братства. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.

Воображение 8212 фантастическое. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. Он напоминает гигантскую строительную площадку.

Уже проницательные современники отмечали, что другие пытаются, насколько возможно, писать человека, как он выглядит снаружи, в то время как он (Босх) имеет мужество писать его таким, каков он внутри. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Без них, во времена живописца, не обходилась ни одна ярмарка, ни один народный праздник. Ад изображен в правой части триптиха.

Удивителен подход художника к решению пространственных задач. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. В этом смысле истоки творчества Босха абсолютно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Детей эта пара так и не завела.

Антония187. Однако среди этой вроде бы невинной панорамы то тут, то там выглядывают сова – символ искушения и обмана, удод – знак нечистоты, бабочка – олицетворение ветреного желания, единорог – указание на смерть. Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант.

Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). В живописи ему было интересно абсолютно другое. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества.

Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Босх всецело отдал себя в творчество. Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства.

gorod-el.ru

Иероним Босх Извлечение камня глупости: Описание произведения

«Извлечение камня глупости» в 2016-м стало причиной раздора между Музеем Прадо (Мадрид), где хранится картина, и Музеем Северного Брабанта, который устраивал грандиозную выставку Босха на родине художника, в Хертогенбосе. Выставке и 500-летию со дня смерти художника предшествовало многолетнее исследование его работ, инициированное голландским музеем. В Прадо считают, что картина "Извлечение камня глупости" написана Босхом в промежутке между 1500-м и 1510-м годом. Однако голландские исследователи заявили, что эта работа была создана приблизительно в 1510–1520 году - либо в мастерской Босха, либо одним из его последователей. Испанцы с таким выводом не согласились и в последний момент отказались предоставлять "Извлечение камня глупости" для выставки в Хертогенбосе. 

На фоне однообразного степного пейзажа собралась диковинная и неизвестно как туда попавшая компания. В кресле расположился пожилой седовласый человек, над которым монах в розовой хламиде и с воронкой на голове (похожие конические шапки в те времена носили фокусники) производит загадочные манипуляции: в руках он держит скальпель, которым вскрыл пациенту череп, и достаёт из раны цветок. Второй цветок, по-видимому, извлечённый из того же источника, лежит на столе, на который, задумчиво подперев голову рукой, оперлась монахиня. На её голове, покрытой белым омофором, лежит книга – несомненно, Библия. Еще один монах, одетый в чёрное и с серебряным сосудом в руках, ассистирует первому в его странной операции.

Вся сцена помещена в круг, называемый в искусствоведении тондо (от итал. rotondo - круг). Круг, в свою очередь, вписан в прямоугольник. Свободное от изображения пространство украшено золотыми завитками и буквами на темном фоне. Трудно читаемая золотая готическая вязь вокруг тондо расшифровывается так: «Мастер, удалите быстро камни. Меня зовут Любберт» («Meester snijt de keye ras/ Myne name is Lubbert das»).

Диковатый (с точки зрения современного зрителя) сюжет придуман отнюдь не Босхом. Удаление камня глупости – это распространённая фольклорная фабула в средневековых Нидерландах, а в XV-XVI веках она перекочевала в литературу и изобразительное искусство: сохранилось немало гравюр и рисунков с подобным сюжетом (вот вариант Брейгеля). История о том, что дураку, чтобы поумнеть, нужно произвести лоботомию и извлечь из головы камни, основывается на представлении, отражённом в голландских поговорках. О недалёком человеке принято было выражаться «Он знает не больше глупых камней», об откровенно глупом говорили: «У него в голове камень» (подобно тому как в современном русском просторечии поведенческие странности описывают словами «у него тараканы в голове», «каша в голове»).

Наличие посторонних предметов в голове понималось в средние века не образно, а буквально. Об этом говорит простой факт: по деревням кочевали шарлатаны, выдававшие себя за докторов, которые разыгрывали настоящие представления по удалению «лишнего» содержимого черепной коробки. Разумеется, за деньги. Доверчивому больному после имитации операции предъявлялись камни, якобы извлечённые из его больной головы.

То, что в роли эскулапов Босх изображает монахов, вполне закономерно: наиболее образованными людьми своего времени (включая познания в медицине) было именно духовенство. Чаще всего картина интерпретируется как сатира на шарлатанов в рясах, которые всячески дурачат доверчивого обывателя. Это, однако, отнюдь не свидетельствует о безбожии Босха – скорее, о его моральной непредвзятости. Именно на критике пороков церкви в ту же эпоху разовьётся протестантизм, а Босха (согласно архивным данным, активного члена одного из католических религиозных братств) станут называть «пророком Реформации».

Широко распространённое имя «Любберт» было синонимом к слову «дурак», «простофиля», «олух» (ср. русское Иван-дурак). Одет Любберт так, как одевалось простонародье: простая белая рубаха и красные штаны с гипертрофированным гульфиком (эта же пикантная деталь нередко встречается у Питера Брейгеля по прозвищу «мужицкий»).

Воронка и книга на головах монаха и монахини до сих пор вызывают недоумение и споры. Скорее всего, это довольно частые в мире Босха «вещи не на своём месте». Они истолковываются как символы недолжного, неправильного устройства мира, где Библия, например, употребляется не для внутреннего, а для «наружного применения» - т.е. служит не внутреннему исправлению, а достижению опредёленных жизненных («внешних») благ.

Почему же из раны извлекается не камень, а цветок? Однозначного мнения на этот счёт нет, так как многие предметы и символы в творчестве Босха не вписываются в какую-либо из существующих готовых систем и схем. Большинство комментаторов сходится на том, что цветы – это головки тюльпанов, но в отношении выражаемого ими смысла гипотезы разнятся. По одной из версий, слово Tulpe в старых голландских словарях имело оттенок значения, связанный с глупостью. По другой, цветок соотносится с идеей запретных наслаждений, которые в религиозной картине мира и есть не что иное как глупость. И, наконец, известно, что на родине Босха тюльпан из-за его дороговизны был синонимом понятия «шальные деньги». Это могло бы усилить мысль, что доверчивого Любберта на картине бесстыдно обирают. Но Босх порицает не только их – доверчивость, граничащая с глупостью, тоже предосудительна. Младший современник и практически земляк Босха Эразм Роттердамский в своей «Похвале глупости» констатировал: «Всему готов поверить тот, кто исцеленья страстно ждёт!»

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта