Музыка в Аду Иеронима Босха. Ад картина босх


Музыкальный Ад Картина Иеронима Босха

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков Правая створка триптиха «Сад земных наслаждений» получила свое название «Музыкальный Ад» из-за изображений инструментов, использованных в качестве орудий пыток и другим странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком "музыканта", на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Ее исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой. Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени темный фон и делая воду озера багряной, как кровь. На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течет, а хлещет, словно под действием порохового заряда. Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передает хаос, царящий в Аду, где перевернуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение "Видение Тундала", изданное в Хертогенбосе в 1484 году, подробно описывающее мистическое посещение автором Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники вынуждены неизменно скользить на шатких санках или коньках. На замерзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник. Эти образы навеяны старинной нидерландской поговоркой, смысл которой схож с нашим выражением "по тонкому льду". Чуть выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на противоположной стороне "обреченный вечной погибели" висит в "ушке" дверного ключа. Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине.

Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намек на человеческую глухоту к словам Евангелия "имеющий уши да услышит". Выгравированная на лезвии буква "М" обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо — слово "Mundus" ("Мир"), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы. Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой. судя по всему, обжора — безостановочно изрыгать съеденные лакомства. Мотив демона или дьявола, сидящего на высоком стуле, заимствован из текста "Видение Тундала", У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнаженную женщину с жабой на груди обнимает черный демон с ослиными ушами. Лицо женщины отражается в зеркале, прилепленном к ягодицам другого, зеленого демона, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни. В сцене Ада Босх рассказывает о негативных последствиях влияния Луны и Венеры. Достаточно важное место в композиции занимает "человек-дерево". Для этой фигуры Босхом был сделан специальный набросок, показывающий нам, что символом Луны художнику служили яйцо, деревья и летучие мыши. Разврат, убийство и пьянство наказываются мучениями. Планета Венера покровительствует музыке и музыкантам. В Аду, вследствие неблагоприятного влияния планеты, души грешников подвергаются пыткам на лютне, арфе и органиструме.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

Музыка в Аду Иеронима Босха

Я люблю музыку и люблю Босха. А вот Босх полифоническую музыку не одобрял, считал её изобретением дьявола и всех музыкантов отправлял в Ад. Впрочем, самого себя от тоже отправил туда. Наверное, музыка ему тайно нравилась, особенно, когда он был пьян. Как это можно понять? По его картинам. Но обо всем по порядку. Пьяный мастер еще появится в нашей истории.

Ерун Антонисон ван Акен, так на самом деле звали Иеронима Босха (Hieronymus Bosch, около 1450—1516). Даже его настоящее имя сегодня для многих остается тайной. Что уж говорить о его картинах? Настоящие названия полотен не дошли до наших дней. А символы, которые мы видим на работах мастера?

С течением времени многие из них или поменяли свое значение, или были утрачены. Для большей части людей Босх превратился в прикольного художника, изображавшего всякую психоделическую фигню. А это как раз совсем не так. Иероним Босх был очень образованным человеком своей эпохи. Его картины - глубочайший по уровню текст.

Именно текст, потому что Босх, прежде всего, принадлежит к книжной культуре, во главе которой была Библия. В отличие от многих своих современников, художник был грамотным человеком, отлично разбирался в священном писании. Главная задача его творчества - донести содержание до людских масс. Натурально показать людям весь смысл главной книги христианства.

Почти все его полотна - это триптихи. Это многоуровневый текст, который мы должны воспринимать поэтапно, подобно роману. Только тогда перед нами может открыться его смысл. Давайте почитаем Босха!

Здесь позволю себе небольшое отступление. Если хотите познакомиться с полотнами мастера, отправляйтесь в музей в его родном Хертогенбосе в Голландии. Там хоть и копии работ, зато их можно трогать. Открывать и закрывать. В Прадо вам такого точно не позволят. Да и толп туристов нет, можно все рассмотреть в деталях.

  

Начнем с его триптиха «Воз сена». Створки закрыты, и мы видим изображение, получившее название «Путник». А это первая неточность, привнесенная временем. Обычные путники Босха не интересовали. Тут речь о другом. Мы видим явные отсылки на библейскую притчу «О добром самаритянине».

Он был единственным, кто остановился, чтобы помочь человеку, которого обокрали и избили разбойники. Но тут мы видим другой момент. Решение еще не принято. Человек остановился, но он в замешательстве, еще не знает, что нужно сделать: помочь или пойти дальше.

К слову, фигура путника на картине - портрет самого Босха. Художник являлся постоянным персонажем своих же полотен. Картина не дает никаких ответов, выбор остается за вами, и вы открываете створки.

  

Левая часть - история Адама и Евы в Раю. И снова выбор, последствия которого - изгнание первых людей из Эдема.

История движется дальше. В центральной части мы видим воз сена. Это, пожалуй, одна из самых интересных аллегорий жизни человека. Мы видим, как все стремятся к тому, чтобы забраться на этот воз. Он - отражение человеческого счастья, идеал, предел мечтаний. Ради своей цели люди убивают друг друга, они дерутся, они готовы оказаться под колесами, быть раздавленными. Все смотрят только на верхушку воза, но никто не видит, что вместо лошадей в повозку запряжены черти. Они катят ее в Ад.

Босх издевается над королями и епископами, над простыми людьми, над лжепророками и разбойниками. Все они слепы. Все они попадаются на простую уловку. Никто из них не может посмотреть выше, чтобы увидеть над всем этим миром Спасителя. Их выбор - выбирать более близкое и понятное, не замечать сути. До последнего не верить в кошмар.

А кошмар совсем близко. Жизнь коротка, и все они туда приходят. Воз с сеном следует без остановок до станции «Ад». На правой створке - конечный пункт назначения. Поэтому, когда мы вновь закрываем триптих, то в нашей голове уже есть ответ на вопрос: «Как должен поступить самаритянин: пройти мимо или помочь?». Путь к спасению - бескорыстная помощь ближнему.

То, что Босх великолепно знал священное писание, подтверждается его необычным изображением предметов и животных, упоминаемых в Библии. Взять например, его картину «Св. Иоанн Богослов на острове Патмос». Что за непонятная фигура расположилась в правом нижнем углу? В чем ее символизм?

  

Становится понятно, если посмотреть первоисточник. Открываем, читаем:

«По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на головах у ней как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее — как лица человеческие; и волосы у ней — как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее — как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала...»

Вот вам и объяснение. Это саранча. Иероним Босх не относился к библейскому тексту как к метафоре. Для него это была истина в последней инстанции. Доходило даже до забавных фактов, связанных с неточностью перевода священного писания на латынь. В двух частях триптиха «Сад земных наслаждений» в середине мы видим фонтан. Дело в том, что Св. Иероним, создавая латинский перевод Библии, заменил слово «источник» на «фонтан». Босх не знал, как выглядит последний, поэтому включил свое воображение. Но об этой картине мастера точно нужно рассказать подробнее.

  

Перед нами снова закрытые створки. Это сцена создания земли. В левом верхнем углу сам Бог, его взгляд устремлен в книгу. В сфере - плоская земля, только что сотворенная им. Мир - это книга, написанная рукой Бога. Две надписи сверху переводятся так: «Он сказал - и сделалось», «Он повелел - и явилось». Перед нами явная отсылка на евангелие от Иоанна и идею о том, что все началось со слова. Мы открываем створки...

Видим как рождаются и нарекаются Адамом животные в Раю, по центру - аллегорическое изображение радостей жизни, а справа - итог. Итог неутешительный.

  

На переднем плане у нас музыканты. Я уже говорил, что полифоническую музыку Босх считал творением Сатаны. Вот и поместил в ад целый оркестр. Одному ноты написали прямо на пятой точке. По ним играют остальные. Только вот их игра уже не удовольствие, а пытка.

А выше и сам художник. Вот его большое лицо смотрит прямо на нас.

  

За что он себя так? За пьянство! Ноги у фигуры напоминают высохшие стволы деревьев. Стволы опираются на корабли - символ шаткой пьяной походки. Внутри его тела вообще кабак, где пируют черти. Пируют, чтобы потом родиться в его голове, пройти хороводом и попасть на полотно. Безжалостный к людям, Босх и к себе относился со всей строгостью. Но он, как создатель, управляет всей этой вечеринкой в самом конце.

Его полотна уничтожались, о нем забыли на несколько веков, но в XX веке он вновь оказался своим, таким ярким, таким жизненным. После того, как Ницше возвестил, что Бог умер, с нами остался только Босх.

artifex.ru

Иероним Босх Рай и Ад (Четыре видения загробного мира): Описание произведения

«Видения загробного мира» представляют собой полиптих – складень из четырёх одинаковых по размеру панелей, отличающийся от более привычных для творчества Босха триптихов. Его не совсем традиционная для художника структура заставляет исследователей выдвигать предположения, что между двумя левыми и двум правыми створками когда-то располагалась центральная картина «Страшный суд» – в наше время утраченная.

На обратных сторонах досок полиптиха нанесено живописное покрытие, имитирующее мрамор (1, 2, 3, 4). Оно различно по цвету: две доски окрашены в красных и черных тонах. Это породило гипотезу, что части полиптиха могли быть боковыми створками двух разных триптихов: боковые створки «Рай» и «Адская река» – одного, а внутренние «Вознесение праведников» и «Падение грешников» – другого.

Но многие считают «Видения загробного мира» самодостаточным произведением. Поскольку две левых панели посвящены праведникам, а две левых – грешникам, полиптих иногда еще называют «Блаженные и проклятые».

Провенанс

Единого мнения о времени создания «Видений загробного мира» нет; вероятные временные рамки определяются весьма широко – 1490-1516-й. Уже в 1521-м году произведение обнаруживается в собрании венецианского кардинала Доменико Гримани (1461-1523). Также известно, что два года спустя, в 1523-м, после смерти кардинала, работа была преподнесена в дар Венецианской республике. После этого она находилась во Дворце Дожей, выставлялась в галерее Венецианской академии и была преимущественно известна как «Алтарь Гримани». Работа подвергалась более поздним записям, её лак потемнел, поэтому едва ли можно назвать сохранность полиптиха хорошей. «Видения загробного мира» ненадолго покидали Италию ради выставок в Амстердаме в 1958-м, Роттердаме в 2001-м и Хертогенбосе – в юбилейном 2016-м. Местом постоянного хранения полиптиха является музей при Палаццо Гримани ди Санта Мария Формоза, а режим доступа зрителей к нему – ограничен.

Откуда Босх мог черпать сведения о загробном мире?

Во времена позднего Средневековья большую популярность получили рассказы людей, утверждавших, что им довелось побывать в Аду и вернуться, дабы поведать живущим обо всём увиденном. Литературным «свидетельством очевидцев» подобного рода является «Божественная комедия» (1307-1321 гг.) Данте Алигьери. Его образы Ада и Чистилища оказали влияние на многие поколения художников – и не только итальянских. Иероним Босх, предположительно, бывавший в Италии, также отчасти находится под властью этих представлений об устройстве загробного мира, хотя и не воспроизводит их буквально.

Образы Босха близки к описаниям вознесения души в горние выси, coelom empyreum (небеса, объятые пламенем), оставленным двумя средневековыми мистиками-визионерами – немцем Генрихом Сузо (1295/97-1366) и фламандцем Яном фон Рёйсбруком (1293-1381).

Еще одним несомненным источником работы Босха называют «Видения Тнугдала» – книгу, как раз переведённую и изданную на родине Босха, в Хертогенбосе, около 1484-го года, то есть незадолго до создания босховских «Видений загробного мира». Тнугдалом звали ирландского рыцаря, главными ценностями почитавшего телесную красоту и безрассудную храбрость. Забота о спасении души не входила в число приоритетов Тнугдала: он не посещал церкви, не подавал нищим и предпочитал проводить время в пирушках со скоморохами и песельниками. Однажды, требуя долг у одного из своих должников (занятие, с точки зрения Евангелия, предосудительное – долги предписывается прощать: 18:23-25; Лк.7:41-43), Тнугдал свалился замертво. Его не похоронили сразу только потому, что в области сердца рыцаря сохранялось необъяснимое тепло. Так миновали три дня и три ночи, после которых, очнувшись, Тнугдал подробно поведал о своём путешествии в потусторонний мир, где видел нестерпимые мучения грешников в аду, но откуда был отпущен по милосердию Божьему, чтобы иметь возможность исправиться и избежать адских пыток.

Земной рай. Левая панель

Земной рай, согласно средневековым представлениям, распространённым во времена Босха, располагается у преддверия рая небесного. Праведники после смерти сначала попадают туда, чтобы окончательно омыться от нечистоты греха и предстать перед Всевышним очищенными. У Босха можно видеть, как ангелы сопровождают праведников (блаженных) по райским холмам и кущам прямиком к Источнику Жизни, изображенному в верхней части панели. Еще одна группа праведников обращает взоры к небесам в надежде на спасение.

Вознесение праведников. Левая панель

Вторая «райская» панель показывает «блаженные души», которых опекают ангелы перед вознесением в эмпирей (от древнегреческого ἔμπυρος – огненный). Всем существом, охваченным религиозным экстазом и очищенным от грешного и земного, праведники устремлены ввысь, к источнику божественного света, открывающемуся за пределами туннеля в виде концентрической воронки. Мистик Генрих Сузо учил, что после смерти освободившаяся от земной плоти душа возносится в «объятое пламенем небо», погружается во всепроникающее сияние, «бесконечное уединение и абсолютную глубину открывшейся божественности». Считается, что именно Иероним Босх стал первым европейским художником, который сумел облечь эти видения, существующие только в словесном изложении, в убедительные живописные формы и краски. И хотя, справедливости ради, две алтарных доски на ту же тему Дирка Баутса  «Рай» и «Ад», были созданы на несколько десятилетий раньше и наверняка вдохновляли Босха, «прозаичность» подхода Баутса не идёт ни в какое сравнение с босховским духовным визионерством.

Падение грешников. Правая панель

Возносящимся праведникам на правой панели противопоставлены низвергающиеся в ад грешники. Они летят в сопровождении демонов между темных скал. Пространство озаряется зловещими отблесками пробивающегося в расщелины света. Если райский свет – белый, то адское пламя окрашено у Босха в желтоватый и красный цвета.

Адская река. Правая панель

На последней панели полиптиха изображены грешные души, достигшие ада. Высокий черный утёс, на вершине которого пылает и сыплет искрами огненный столб, и река под ним составляют адский пейзаж. В кроваво-красных водах тонут непрощённые души. Руки и головы грешников еще видны над поверхностью воды, но тёмные сущности не дают им выбраться из реки. Один из чертей вспарывает грешнику глотку, другой – зелёный, с крыльями нетопыря и звериными усами – тянет за руку грешника, поза которого указывает на его возможное раскаяние.

Атрибуция

Авторство Босха почти не оспаривается, несмотря на отсутствие авторской подписи. Характерные вытянутые пропорции фигур, чисто босховская трактовка демонов, специфические образы ада и рая убеждают, что «трудно представить себе, чтобы их композиционное решение мог найти кто-то другой» (Вальтер Бозинг).

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта