Даная (картина Рембрандта). Картина рембрандта даная
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Полотно Тициана никого не смущало, так как оно дословно иллюстрирует миф о Данае - дочери аргосского царя Акрисия, которому боги предрекли смерть от руки внука. Во избежание этого Даная была заточена в высокую башню. Всемогущий Зевс, прельщенный красотой Данаи, проникает к ней в башню, превратившись в золотой дождь, что и запечатлет венецианский художник.
"Даная" Тициана (ок. 1554 г.): С картиной Рембрандта, где нет изображения золотого дождя, все значительно сложнее. Сомнения в авторстве великого голландца не возникает. Картина подписана и датирована, но четко читаются только вторая и четвертая цифры (6 и 6), позволяющие двояко датировать произведение - 1636 или 1646 год. Разница в десять лет - весьма значительный срок для такого художника, как Рембрандт.Предполагались многочисленные сцены Священного писания, где могла быть изображена молодая обнаженная женщина, вплоть до истории с Вирсавией, которую заставили разделить ложе с царем Давидом. Но слишком чувственен ее облик, слишком выразителен призывной жест ее правой руки. Недаром один из исследователей XIX века Джон Смит, составляя каталог голландской живописи, назвал картину не "Даная", а "В ожидании возлюбленного".
"Даная" Рембрандта:Если же Рембрандтом взят мифологический сюжет ("Венера, ожидающая Марса", "Симела в ожидании Юпитера"), непонятна тогда роль старухи-служанки с внушительной связкой ключей.
Не обошлось без курьезов.
На роль героини картины Рембрандта предлагалась жена римского императора Клавдия, Мессалина, известная своим распутством. И дело даже не в том, являлась ли Мессалина столь распутной, какую ее изображают античные авторы (например, Тацит и Светоний), а в том, что их авторитет для просвещенных европейцев эпохи Ренессанса был непререкаем. Мог ли Рембрандт в качестве героини выбрать Мессалину? Мне кажется, это риторический вопрос. Ведь репутация этой женщины никак не вяжется с тем, что изобразил художник на своей картине. Не сомневаюсь, что Рембрандт читал не только Тацита и Светония, но и древнеримского поэта Ювенала, который в своих "Сатирах" писал о Мессалине так:
"Ну, так взгляни же на равных богам, послушай, что былоС Клавдием: как он заснет, жена его, предпочитаяЛоже в дворце Палатина простую подстилку, хваталаПару ночных с капюшоном плащей, и с одной лишь служанкойБлудная эта Августа бежала от спящего мужа;Черные волосы скрыв под парик белокурый, стремиласьВ теплый она лупанар, увешанный ветхим лохмотьем,Лезла в каморку пустую свою - и, голая, с грудьюВ золоте, всем отдавалась под именем ложным Лициски;Лоно твое, благородный Британик, она открывала,Ласки дарила входящим и плату за это просила;Навзничь лежащую, часто ее колотили мужчины;Лишь когда сводник девчонок своих отпускал, уходилаГрустно она после всех, запирая пустую каморку:Все еще зуд в ней пылал и упорное бешенство матки;Так, утомленная лаской мужчин, уходила несытой,Гнусная, с темным лицом, закопченная дымом светильни,Вонь лупанара неся на подушки царского ложа".
Впрочем, представления художников о Мессалине не особенно изменились и к концу XIX века. Вот, к примеру, как представлял себе распутную римскую императрицу датский художник-реалист Педер Северин Крёйер:
"Мессалина" (1881 г.):Похожа ли эта Мессалина на прекрасную Данаю Рембрандта? Судите сами! Хотя на скульптурных прижизненных изображениях Валерия Мессалина выглядит вполне целомудренно, прямо таки Мадонна с Младенцем:
Мессалина с Британиком (ок. 45 г. н. э.):Однако все эти попытки так и не могли заставить отказаться от восприятия картины как от изображения Данаи.
Новую страницу в изучении картины открывает ХХ столетие. Первая ее рентгенографическая съемка была проведена в Эрмитаже в 1951 году. Обобщил и объяснил ее результаты блестящий знаток голландской живописи в Эрмитаже Юрий Кузнецов, написавший книгу "Загадки Данаи".
Так что же показала рентгенограмма?
Картина была переписана! Вернее, ее центральная часть. Вот почему нечетко читается дата. И каково же было удивление исследователей, когда стало ясно, что за видимым нами женским лицом есть другое. И оно узнаваемо! Это лицо Саксии ван Эйленбюрх, любимой жены художника, которую он не уставал изображать, как бы предчувствуя ее быстрый уход (Саксия умерла в 1642 году). После смерти жены Рембрандт переписал картину, начатую им в 1636 году, через два года посде женитьбы на Саксии, поскольку в жизни художника появилась другая женщина - Гертье Диркс, и он придал своей Данае черты сразу двух любимых женщин.
Портрет Саксии кисти Рембрандта (1633 г.):Но не только смерть Саксии и появление в доме другой женщины заставляют Рембрандта переписать картину. Ему недостаточно было создать большую драматическую сцену, он спешил наполнить ее психологическим содержанием. Рембрандт отказывается от изображения золотого дождя. Вместо него появляется поток света, который заливает пространство золотистыми лучами, преображает модель, подкупающую своей реальностью, делая ее прекрасной. Жест правой руки (он тоже переписан) стал столь же психологически выразительным, как и лицо "новой" Данаи.
На этом детектив не заканчивается.
15 июня 1985 года один из посетителей Эрмитажа (несомненно, с нездоровой психикой) совершил акт вандализма над картиной - он нанес ей два ножевых удара и облил концентрированной серной кислотой. Порезы были сквозные, и только крестовина подрамника (в ней застрял нож) спасла полотно от больших порезов и утрат красочного слоя. На картину в несколько приемов было вылито около литра серной кислоты. На глазах у присутствующих происходило страшное - поверхность центра картины превращалась в бурую шевелящуюся массу с резким запахом, под которой с трудом угадывались тело и голова Данаи. Казалось, картина погибла навсегда...
Около часа ушло на то, чтобы перенести полотно в реставрационную лабораторию, собрать химиков и реставраторов, определить вещество, вылитое на картину, способ его удаления. За это время произошла реакция серной кислоты с материалами картины, что и привело к значительным утратам и повреждениям. Первым действием по спасению была обработка поврежденного полотна чистой дистиллированной водой в вертикальном положении. Для окончательной нейтрализации действия кислоты прибегли к осетрово-медовому покрытию полотна и только полной просушки приступили к дублировке картины на новый холст. Созданная через три дня государственная комиссия решала дальнейшую судьбу "Данаи". Предлагались следующие варианты: 1) оставить все как есть - как памятник акта вандализма; 2) постараться написать "как было"; 3) или...
Вот это "или" и стало главным в дальнейшей работе по спасению "Данаи". Понятно, что картина никогда уже не будет такой, как до повреждения. Прежде всего, постарались сохранить живопись Рембрандта. Было решено не домысливать утраты, а лишь тонировать их, чтобы привести полотно к колористическому единству, то есть добиться гармонически цельной композиции. На это потребовалось 12 лет поистине героической миссии сотрудников Эрмитажа.
14 октября 1997 года картина вернулась на экспозицию в зал Рембрандта.
Благодарю за внимание. Сергей Воробьев.
sergeyurich.livejournal.com
Даная (картина Рембрандта) — википедия орг
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако бог Зевс проник к Данае в виде золотого дождя и совокупился с ней, в результате чего Даная родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении девушке. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
Описание
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскинувшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.
-
Даная. Фрагмент: лицо женщины
-
Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
-
Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
-
Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати - золотой младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.
Трактовка сюжета
Искусствоведы долгое время предлагали различные толкования картины. Чувственность, с какой изображена женщина; её лицо, наделённое ярко индивидуальными чертами; отсутствие золотого дождя, который стал непременным атрибутом в произведениях на этот сюжет, вызывали сомнения в том, что главная героиня рембрандтовского полотна Даная. Высказывались предположения, что на картине представлена Агарь, Лия, Рахиль, Далила, жена Потифара или Вирсавия. По мнению Вильгельма фон Боде, это изображение Сарры, которая ожидает жениха. Как считал Эрвин Панофский, крылатый мальчик — Эрот, а его связанные руки указывают на «вынужденное целомудрие». По Панофскому Рембрандт заменил традиционный золотой дождь золотым светом, следовательно, женщина — Даная[1].
История создания
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгенографии удалось найти ответ на эту загадку[2]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.
Даная в России
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́[fr]*. После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная (англ.)русск.» Тициана[3][4].
Вандализм
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды порезать картину. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями (якобы был литовским националистом), потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз — вялотекущая шизофрения) и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза[5].
Реставрация
Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста[6].
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании. Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алёшина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.
Отражение в культуре
Вокруг картины «Даная» под изменённым названием «Эгина» построен сюжет книги Андрея Константинова «Вор» («Журналист-2»), по мотивам которой снята первая часть телесериала «Бандитский Петербург» — «Барон». Упоминается то, что картина была облита серной кислотой и процесс её реставрации. Также вокруг «Данаи» построен сюжет книги Владимира Соловьёва «Похищение Данаи». История картины описывается в «Исторических миниатюрах» Валентина Пикуля.
Примечания
Литература
- Даниэль С. М. Рембрандт Харменс ван Рейн. Даная. — СПб.: Арка, 2007 (Серия: Тысяча и один шедевр из коллекции Государственного Эрмитажа). — 24 с. — ISBN 978-5-91208-002-9
- Даная: судьба шедевра Рембрандта. Государственный Эрмитаж, сборник статей, общ. науч. ред. М.Б. Пиотровского. Санкт-Петербург: АО "Славия", 1997. - 160 с.
- Benesch O. Rembrandt: Étude biographique et critique. Genève: Skira, 1957 - 156 с.
- Williams J. Rembrandts' women. Publication on the occasion of the Exhibition. Edinburgh - London: National gallery of Scotland, 2001. - 272 с.
Ссылки
- А. Вержбицкий. Творчество Рембрандта — Обзор заслуженного работника культуры России Анатолия Вержбицкого включает подробный анализ картины «Даная».
- А. Соснов. Ужель та самая Даная / Журнал «Огонёк» N41 (4524) 1997 год. — История реставрации, включая фотографию изуродованного полотна.
- В. Пикуль. Под золотым дождём. Исторический рассказ известного автора.
www-wikipediya.ru
Реферат Даная (картина Рембрандта)
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 Описание
- 2 История создания
- 3 Даная в России
- 3.1 Вандализм
- 3.2 Реставрация
- 4 Мировое значение Примечания
Введение
«Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея.
Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
Классический сюжет картины — явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.
1. Описание
Молодая обнажённая женщина в постели освещена потоком тёплого солнечного света, падающего через сдвинутый служанкой полог. Женщина приподняла голову над подушкой, протянув правую руку навстречу свету, пытаясь как бы почувствовать его своей ладонью. Её доверчивый взгляд обращён в сторону света, губы чуть приоткрылись в полуулыбке. Спутанная прическа, примятая подушка — всё говорит о том, что ещё минуту назад, раскутавшись в дремотной неге, женщина смотрела сладкие сны в своей роскошной постели.
-
Даная. Фрагмент: лицо женщины
-
Даная. Фрагмент: кольцо на безымянном пальце левой руки
-
Даная. Фрагмент: правая рука обращена навстречу свету
-
Даная. Фрагмент: над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание
Обнажённое тело молодой женщины привлекает внимание мягкими контурами, игрой света и тени. Беззащитность и мягкость чувствуется во всей её фигуре, которая, несмотря на несоответствие современным канонам, является символом женственности и красоты.
В отличие от произведений других художников, на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на безымянном пальце надето кольцо, которое может трактоваться как обручальное, хотя это идёт в разрез с сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание.
2. История создания
Портрет Саскии кисти Рембрандта
Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Художник нежно любит свою молодую жену, часто изображая её на своих картинах. Не стала исключением и «Даная», написанная Рембрандтом не для продажи, а для своего дома. Картина оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Долгое время оставалось загадкой, почему сходство с Саскией не так очевидно, как на других картинах художника 1630-х годов, а использованный им стиль местами более походит на творения более позднего периода его творчества.
Лишь сравнительно недавно, в середине XX века, при помощи рентгеноскопии удалось найти ответ на эту загадку[1]. На рентгеновских снимках сходство с женой Рембрандта более явное. Оказывается, картина была изменена после смерти супруги художника (1642), в то время, когда он состоял в интимных отношениях с Гертье Диркс. Черты лица Данаи на картине были изменены таким образом, что совместили в себе обеих любимых женщин художника.
Кроме того, рентгеноскопия показала, что на первоначальном изображении присутствовал золотой дождь, льющийся на Данаю, а взгляд её был направлен вверх, а не в сторону. У ангела в изголовье кровати было смеющееся лицо, а правая рука женщины была повёрнута ладонью вверх.
3. Даная в России
После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Лишь в XVIII веке «Даная» обнаруживается у знаменитого французского коллекционера Пьера Кроза́ (фр. Pierre Crozat). После смерти Кроза (1740) большинство картин досталось трём его племянникам: Луи Франсуа, Жозефу Антуану и Луи Антуану. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Эрмитажа, она попросила своего хорошего знакомого Дени Дидро помочь ей с подбором материалов для коллекции. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза, находившуюся у барона Луи Антуана, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе приобретённых картин были «Даная» Рембрандта и «Даная» Тициана. [2][3]
3.1. Вандализм
В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет — в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину [4].
Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. Майгис провёл 6 лет в психиатрической лечебнице, после чего был выпущен на свободу уже в независимую Литву, где проживает и сейчас.
3.2. Реставрация
Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. В. Гребенщикова академику М. М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста.[5]
Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда. Утраты живописи составили 27 %. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат.
Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день. Через полтора часа промывания водой удалось остановить действие кислоты, после чего картину укрепили раствором из рыбного клея и мёда, чтобы предотвратить отслоение слоёв краски при высыхании.
Через три дня была создана специальная государственная комиссия, которая рассматривала пути дальнейшего восстановления картины: оставить изуродованное полотно как есть или же восстановить картину, фактически сделав её копию. В результате было принято решение восстановить утраты, удалить следы кислотной реакции, в максимальной степени сохраняя рембрандтовскую живопись.
Реставрация началась в Малой церкви Зимнего дворца, где были созданы подходящие для картины климат и освещение. В течение полутора лет над полотном работали реставраторы Эрмитажа Евгений Герасимов, Александр Рахман, Геннадий Широков и Татьяна Алешина. После укрепления красочного слоя и грунта и подведения нового дублировочного холста, под микроскопом удалялись следы кислотной реакции. Следующим этапом было тонирование с использованием техники масляной живописи, аналогичной авторскому стилю. Одним из важных условий реставрации стало требование возможности возврата к первоначальному варианту, для чего тонирование отделялось от оригинальной живописи слоем лака.
Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.[4]
4. Мировое значение
Картина «Даная» признаётся одним из лучших произведений художника.[6]
Примечания
- Ю. И. Кузнецов. Особенности и методы изучения творческой лаборатории Рембрандта. В сб.: Психология процессов художественного творчества. Л., Наука. 1980.
- Даная — судьба шедевра Рембрандта. - hermitagemuseum.org/html_Ru/04/b2003/hm4_3_2a.html Государственный Эрмитаж.
- Приобретение коллекции Кроза - www.hermitagemuseum.org/html_Ru/05/hm5_1_7.html Государственный Эрмитаж.
- ↑ 12 Возвращение шедевра Рембрандта. - www.zn.ua/newspaper/articles/9061/ А. Тулякова. Зеркало Недели On The WEB
- Судьба «Данаи» — «Наука и жизнь», № 7. 1988, стр. 109 ISSN 0028-1263
- Ольга Айгнер. Загадки портретов Рембрандта - www.westeast.us/old2/article/416 — Weekly International Russian Newspaper. 24.06.2006
wreferat.baza-referat.ru