«Ночной дозор»: проклятие и слава Рембрандта. Ночной дозор картина рембрандта
Амстердам. Rijksmuseum. Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. Апрель 2017 г.: elenajakovlevna
Мы направляемся в музей. Площадь перед государственным музеем (Рейксмюзеум):
Анна Вчерашняя в статье, опубликованной в Артхиве, пишет: "Для зрителя, отделённого от времени создания «Ночного дозора» почти четырьмя столетиями, недоумение и вопросы продолжают наслаиваться: а зачем вообще стрелкам понадобился такой гигантский групповой портрет? А для чего городу Амстердаму – столько непрофессиональных стрелков? Почему они одеты, вооружены и ведут себя по принципу «кто во что горазд»? Почему нарядная парочка на переднем плане нарочито отделена от остальных персонажей? Почему параллельно с Рембрандтом амстердамские стрелковые роты писали еще пять художников? Почему некоторые герои картины потребовали возврата уплаченных за неё денег, ведь общее мнение о работе Рембрандта было вполне одобрительным? Что делает среди стрелков жутковатая девочка в золотистом платье? Почему у неё лицо жены художника, а на поясе висит тушка курицы и птичий коготь?..".Идём в зал Ремрандта. Впервые вижу этот шедевр в оригинале:
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.
Почему «Ночной дозор» был обрезан? В XVIII веке культ голландских стрелков пошёл на убыль: стрелковые гильдии упразднили, их имуществопередали городским магистратам, а рембрандтовский «Ночной дозор» решено было перенести из Кловенирсдуэлена (здания штаба) в перестроенную городскую ратушу. Беда в том, что там таких высоких и просторных помещений, как в штабе ополчения, не нашлось. Чтобы «Ночной дозор» смог поместиться на стену, его обрезали с четырёх сторон – самая широкая полоса была срезана сверху. Подобное варварство говорит лишь о том, что если картину Рембрандта в то время и ценили, то уж точно не воспринимали как национальное достояние. Её культ начался позднее.
Невысокая девчушка с рыжими локонами в золотистом платье по правую руку от капитана Банинга Кока – самая загадочная фигура «Ночного дозора». Что она делает среди аркебузиров? Возможно, она маркитантка – мелкая торговка из тех, что сопровождали солдат в военных походах, а тушка курицы (или петуха) на поясе – её товар? Нет, неубедительно, ведь сейчас мир, а не война. Или она что-то вроде «дочери полка», его талисман (к этой версии, пожалуй, склоняется большинство, ориентируясь на пистолет на поясе девочки)? Или она проститутка-карлица (ведь висящий у неё на поясе петух – символ похоти)? И такие гипотезы тоже имеют право на существование:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Night_Watch_detail_3.jpg
Но, похоже, мы неизбежно попадаем в смысловой тупик, если пытаемся найти для присутствия девочки строго натуралистическое объяснение. Между тем, она ведь не единственная, хотя и самая заметная, нереальная фигура в «Ночном дозоре». Два человека в латах и шлемах (один за плечом капитана, а другой – лейтенанта) тоже не имеют никакого отношения к реальной роте Банинга Кока, и не случайно Рембрандт даже не изображает их лиц. Их принято называть эмблематическими фигурами. Но снова возникает вопрос: а для чего тогда художник их вводит?Два самых очевидных ответа: во-первых, чтобы увести композицию от заранее запрограммированной статики, внести в неё элемент неразберихи и динамики, а во-вторых, чтобы сообщить картине какие-то дополнительные смыслы.Первое действительно удалось: новые персонажи добавили картине непресказуемость и интригу, хаотичные движения этих шлемоносцев работали на общую идею – превратить неподвижное полотно в вечно живой театр.Второе – только внесло дополнительную сумятицу, запутало исследователей, и виной всему – злополучный петух на поясе. В голландском языке есть еще одно обозначение стрелков – кловениры, происходящее от слова «кловен» – мушкет. Оно созвучно со словом, обозначающим птичий коготь, и не случайно эмблемами стрелковых подразделений нередко становились горделивые хищные птицы – ястребы или соколы. Но погодите-ка, это что же, Рембрандт намекает, что эмблема, лучше всего подходящая роте Баннинга Кока, – всего лишь дохлый петух?! Дескать, какие воины – такова и эмблема? И, стало быть, тогда Рембрандт не прославляет амстердамских стрелков, а подтрунивает над ними? Делает вид, что восхищён, как и все, а сам втайне смеётся? Какое низкое коварство! И главное – ничего ведь не докажешь, остаётся только продуцировать гипотезы...В 1642-м году, когда Рембрандт заканчивал «Ночной дозор», его жена Саския, в прошлом году родившая четвёртого ребёнка, умирала от туберкулёза. Её не стало летом, 14 июня. Тело Саскии, облачённое в ночную сорочку, которая была надета на ней в её первую брачную ночь, еще 5 дней, до 19 июня, находилось в доме Рембрандта. Всё это время он писал своё громадное полотно. У девочки в золотом платье – узнаваемое лицо Саскии. Возможно, она казалась вдовцу лучезарным ангелом, на короткое время озарившим окружающую темноту, как Саския несколько лет озаряла его жизнь?
Перед «Ночным дозором» всегда толпы народа, фотографировать очень сложно.
Капитана в чёрном костюме с ярко-красной перевязью звали Франс Баннинг Кок. По левую руку от него – его помощник, лейтенант Виллем ван Рёйтенбург.О Баннинге Коке известно, что он, хотя и был всего лишь сыном богатого аптекаря, сумел получить степень доктора права и умудрился жениться на дочке одного из самых богатых и влиятельных политиков Амстердама, превратившись из простого бюргера в патриция. Жена Кока передала ему аристократический титул, и он стал делать быструю карьеру – в городской милиции стал сначала лейтенантом, вскорости капитаном, а в городском управлении имел важный пост – главный уполномоченный по заключению брачных контрактов.Лейтенант ван Рёйтенбург тоже мог стать живым свидетельством перспективности голландской демократии: его родители-зеленщики разбогатели настолько, что их сын мог позволить себе жить в роскошном палаццо на улице Херенграхт и носить столь вызывающе дорогой, ослепительного вида костюм – колет из жёлтой тисненой кожи, светлую шляпу и панталоны, калерийские ботфорты.Эксперты считают, что Рембрандт очень тонко передаёт особенности голландской патрицианской иерархии: хотя лейтенант и разряжен в пух и прах в сравнении с простым черным мундиром капитана, но он намеренно изображён ниже ростом. А тень от руки капитана, падающая на костюм лейтенанта прямо в районе паха, не обязательно указывает на их гомосексуальную связь (озвучивалась даже такая версия!), но точно указывает на его более высокое социальное положение и доминирование:
Интересные сведения о «Ночном дозоре» из другого источника (https://www.proza.ru/2015/05/13/683): ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ. Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.
ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа). Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков. «Ночной дозор» - групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину. Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми. Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор» . Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении .О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера. Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт. После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”. Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой. В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой, к счастью пострадал только слой лака.
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок "Дозора" - изображение странной девочки в золотом наряде.
Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно - это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier").Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.
Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который "ставил" свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?
В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.
Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.
Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.
Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.
Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) - это и есть заказчики убийства.
Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Продолжение следует...Использованные источники:http://maxpark.com/community/6782/content/3289175https://artchive.ru/artists/256~Rembrandt_Kharmens_van_Rejn/works/364145~Nochnoj_dozor_ili_Vystuplenie_strelkovoj_roty_kapitana_Fransa_Banninga_Koka_i_lejtenanta_Villema_van_Rejtenbjurgahttps://www.proza.ru/2015/05/13/683
elenajakovlevna.livejournal.com
проклятие и слава Рембрандта| EG.RU
Никто не подозревал, какая трудная судьба ждет групповой парадный портрет, заказанный живописцу, и самого автора
Картина Рембрандта «Ночной дозор», или «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», – произведение, которое роковым образом повлияло на жизнь знаменитого художника. Отступив от пожеланий заказчиков, он оставил на полотне загадки, над которыми долго бились искусствоведы.
Не оправдал ожиданий
Стрелковая рота (отряд гражданского ополчения Нидерландов) заказала групповой портрет художнику Рембрандту в 1639 году. За работу мастер получил 1600 флоринов (среднестатистический годовой доход в то время составлял 150 флоринов). Члены гильдии хотели украсить здание групповыми портретами шести рот.
Рембрандт. «Автопортрет»
Но «украсить» не получилось. Вышло все, как в тех интернет-мемах «Ожидание vs Реальность». То, как видели себя стрелки, не было похоже на то, какими увидел их Рембрандт.
Художник представил на суд заказчику не статичный групповой парадный портрет, а целую историю – отряд, где люди смешались, где лица скорее выглядят испуганными, а наряд не соответствует праздничному облачению, как на обычных парадных портретах.
После работы над этим полотном художник надолго замолк. Кто-то утверждал, что гильдия, для которой Рембрандт создавал картину, сделала ему такую «антирекламу» за непонравившуюся работу. А кто-то говорит, что художник вложил столько души в написание полотна, что ему требовалась серьезная перезагрузка.
От шика до банкротства
Рембрандта постепенно покинули не только заказчики, но и почти все ученики. Многие из них полагали, что они уже «усвоили» все секреты своего наставника, хотя на самом деле в лучшем случае им удавалось удачно развивать какой-то один из талантов Рембрандта.
Изменилась и мода на живопись. Но модное и востребованное Рембрандту было неинтересно. То, что он делал впоследствии, не всегда находило признание, хотя его поздние портреты, где художник изображал не парадные», а страдающие лица, сегодня считаются одними из лучших в его наследии.
Рембрандт. «Саския в красной шляпе»
Тем не менее художник продолжал жить на широкую ногу, что, естественно, вело к нищете. К тому времени умерла любимая жена и муза Рембрандта – Саския, и родственники покойной недоумевали, на какие деньги шикует их бывший зять.
Одна из последних работ «Возвращение блудного сына»
В 1656 году он был вынужден объявить себя банкротом. Он выбрал скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Единственной отрадой оставался сын Титус, но и тот ушел в мир иной в 1668 году. Отец пережил его только на год.
Рембрандт. «Титус в красном берете»
Пять фактов о картине
- название «Ночной дозор», которое картина получила в XIX веке, на самом деле не отражает реальность. Искусствоведы в тот момент подумали, что художник изображает ночь. Лишь реставрация 1947 года показала, что лак на полотне потемнел из-за слоя копоти. Это и создало иллюзию ночного времени суток. Действие на картине, судя по положению тени от левой руки капитана Кока, происходит в два часа дня;
- в центре картины, между мужчиной в зеленом и стрелком в шлеме, художник изобразил самого себя. Мы можем заметить лишь его берет и один глаз, смотрящий на зрителя;
- изображение белокурой девочки на картине символично. Ребенок несет в руках курицу с ярко прорисованными когтями и пистолет – символы гражданской гвардии Амстердама - гильдии, которая заказала картину для своего зала заседаний;
- размер полотна: 3,5 на 4,5 метра, герои изображены в полный рост. Это самое большое полотно, написанное Рембрандтом;
- Изначально картина висела в банкетном зале Kloveniersdoelen в Амстердаме. Через 73 года после своего создания картина претерпела изменения: для того чтобы она поместилась в амстердамской ратуше, у работы варварски отрезали верхнюю часть, а также изображения двух человек слева. Оригинальное изображение сейчас можно увидеть лишь на копии Геррита Люнденса, которую он чудесным образом успел сделать;
- в 1885 году картину поместили в Государственный музей в Амстердаме, где она находилась до 2000-х, до того, момента, пока музей не закрыли на реконструкцию. Как заявил директор музея Вим Пижбес в 2013 году, когда музей вновь открыл свои двери, в «музее изменилось все, кроме картины Рембрандта», которая выставлена на самом видном месте в здании. В день, когда картину помещали на законное место в обновленном музее, в городском торговом центре устроили флешмоб, где инсценировали действие, происходящее на полотне. Картину ввозили в музей под крики «Наши герои возвращаются обратно!»
www.eg.ru
Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)
«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», написанная в 1642 году.
История создания
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией — дискуссионный вопрос). В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых — девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой.
Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 — участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами лишь в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Лишь при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь (это предполагали некоторые искусствоведы и ранее). Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого голландца.
Самолет «Ночной Дозор»
Офицер — первый командир Squadron самолётов Boeing E-4B — воздушных командных пунктов президента США дал самолёту название «Nightwatch» (Ночной дозор) в честь дозора народной стражи идущего по ночному городу с картины Рембрандта.
В кинематографе
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
О картине Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор» (1642). Ночной позор.
Обама на пресс-конференции в Амстердаме, в Рейксмюзеуме, на фоне картины Рембрандта "Ночной дозор" Обама на пресс-конференции в Амстердаме, в Рейксмюзеуме, на фоне картины Рембрандта "Ночной дозор"24 марта 2014 года
Обама и премьер-министр Нидерландов Рютте в Государственном музее Амстердама.
«Ночной» позор
О картине Рембрандта ван Рейна «Ночной дозор» (1642) мы не знаем почти ничего: ни замысла художника, ни творческой истории — эскизов не сохранилось. Поэтому искусствоведам остается лишь строить предположения, основанные на косвенных свидетельствахПолотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль, изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком, из-за чего она сильно потемнела. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта, и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Только в 1947 году, во время реставрации в Рейксмузеуме Амстердама, где картина находится по сей день, выяснилось, что ее колорит несравненно светлее, чем принято было считать. Более того, короткие тени, отбрасываемые персонажами, свидетельствуют о том, что дело происходит между полуднем и двумя часами дня. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, поэтому и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Творение Рембрандта вместе с портретами других стрелковых рот должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городских стрелков. Но заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами. Еще бы! Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа). Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Но на картине совсем не то. Капитан не отдает соратникам четких команд, а произносит в пустоту какую-то философическую речь, лейтенант смотрит мимо него и, видимо, занят своими мыслями. Остальные персонажи разбрелись кто куда, между ног у них путаются дети и собаки, что еще больше усиливает впечатление общей неразберихи. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Так парадные портреты не пишут.
Кстати, что это за девочка с лицом то ли самого художника, то ли его умирающей жены Саскии? Что делает она среди бравого воинства и почему к ее поясу прицеплен дохлый петух? Она маркитантка, а может, проститутка (петух — символ похоти)? Английский режиссер Питер Гринуэй, снявший о картине Рембрандта два детективных фильма — «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт: я обвиняю!» (2008), насчитал 180 таких вопросов.
Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Но самую интересную и обоснованную, на наш взгляд, гипотезу предложила Маргарет Кэрролл — профессор истории искусств из Колледжа Уэллсли (Массачусетс). Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего, иными словами, пародии. Художник просто решил подшутить над бравыми ополченцами, которые разучились даже обращаться с оружием, не то что воевать. К 1642 году Амстердам уже более десятилетия не подвергался военной опасности, и среди стрелков было много таких, кто никогда не нюхал пороху. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Не получилось.
Петух на поясе девочки — пародия на герб голландских ополченцев. Их называли кловенирами (kloveniers, от klover — вид мушкета). Слово «кловенир» созвучно голландскому klauw (клау) — «птичий коготь». Поэтому все нидерландские гильдии самообороны имели герб в виде двух скрещенных лапок сокола или ястреба. У девочки же за поясом когтистые и четко выписанные лапки петуха — насмешка над «хищностью» доморощенных вояк. | |
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно. | |
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. | |
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания. | |
Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца. | |
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов. | |
Тень от правой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен. |
worldartdalia.blogspot.com
Реферат Ночной дозор (картина Рембрандт 1642)
скачатьРеферат на тему:
План:
- Введение
- 1 История картины
- 2 Загадки картины
- 3 Персонажи
- 4 «Ночной дозор» или «Дневной»?
- 5 Самолет «Ночной Дозор»
- 6 В кинематографе Примечания
Введение
«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.
1. История картины
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.
В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
2. Загадки картины
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
"Ночной дозор". Фрагмент.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое...
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его алебарды, задающей направление движения.
Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.
3. Персонажи
- Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
- Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
- Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
- Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
- Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
- Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
- Эльберт Виллемсзон Сведенрейк (Elbert Willemszn Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
- Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.
Копейщики:
- Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
- Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
- Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
- Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.
Мушкетеры:
- Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
- Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.
Меченосцы:
- каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
- Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.
Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).
Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:
- Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
- Ян Брюгман (Jan Brughman).
Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.
4. «Ночной дозор» или «Дневной»?
Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
5. Самолет «Ночной Дозор»
Офицер — первый командир Squadron самолётов Boeing E-4B — воздушных командных пунктов президента США дал самолёту название «Nightwatch» (Ночной дозор) в честь дозора народной стражи идущего по ночному городу с картины Рембрандта.
6. В кинематографе
- Кража этой картины и ее поиски — сюжет фильма «Night Watch» (1995) с Пирсом Броснаном в главной роли по сюжету Алистера Маклина[3].
- Истории картины посвящены фильмы Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт: я обвиняю!» (2008).
Примечания
- Копия «Ночного дозора» на сайте Национального музея в Лондоне - www.nationalgallery.org.uk/cgi-bin/WebObjects.dll/CollectionPublisher.woa/wa/largeImage?workNumber=NG289&collectionPublisherSection=work
- «Даная»: вечная жизнь и быстрая смерть - art.1001chudo.ru/netherland_271.html
- «Ночной дозор» на imdb - www.imdb.com/title/tt0113984/
wreferat.baza-referat.ru
"Ночной дозор" - картина Рембрандта
17 век ознаменовался расцветом голландской школы живописи, что было связано с зарождением среднего класса и отсутствием жесткого диктата церкви. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что вместо полотен на религиозные сюжеты живописцы стали писать картины, изображающие сценки из жизни своих современников, натюрморты и пейзажи. Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. В частности, полотно Рембрандта “Ночной дозор” — картина, написанная по просьбе членов Стрелкового общества Нидерландов. Сегодня она признана одним из шедевров мировой живописи, а некоторые ее фрагменты интерпретируются знатоками и специалистами, изучающими историю искусств, самым разным способами.
Автор картины “Ночной дозор”: биография
Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году в городе Лейдене. Он получил образование в Латинской школе, действующей при местном университете, а параллельно с этим посещал занятия по живописи, которые проводил известный художник Якоб ван Сваненбюрх. В возрасте 17 лет юноша отправился в Амстердам и 4 года брал уроки у Питера Ластмана, на которых он познакомился с Яном Ливенсом. Закончив обучение, молодые люди решили основать мастерскую в Лейдене, и за несколько лет им удалось добиться определенных успехов.
В 1631 году Рембрандт вернулся в Амстердам, женился на дочери бургомистра города Леуварден и стал писать портреты состоятельных амстердамцев. Однако счастливая семейная жизнь продлилась всего 10 лет: в 1641-м художник похоронил любимую супругу, оставшись с годовалым сыном на руках.
Заказчики “Ночного дозора”
Спустя год после этой утраты Рембрандт получил крупный заказ от восемнадцати стрелков под командованием Франса Баннинга Кока - написать групповой портрет их роты, за который ему обещали, а впоследствии и уплатили 1600 флоринов. Сегодня это полотно известно как “Ночной дозор” — картина, которая считается предтечей таких направлений живописи, как реализм и импрессионизм. К сожалению, современники, включая заказчиков, не оценили это произведение по достоинству, и оно стало причиной охлаждения публики к художнику, что в конечном итоге привело его к нищете.
“Дневной дозор”
Что же изображено на данном полотне, содержание определенных фрагментов которого уже более века вызывает споры у специалистов и любителей живописи? Прежде всего, нужно сказать, что картина “Ночной дозор”, фото которой можно увидеть практически во всех буклетах, посвященных творчеству Рембрандта, изображает сцену подготовки к параду. Это значит, что действие происходит днем. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки? Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Однако разгадка оказалась очень простой, так как при реставрации стало ясно, что недостаток освещенности — это не художественный прием, а обычная копоть. Кроме того, было установлено, что название “Ночной дозор” полотно получило лишь в 19 веке. Как бы то ни было, сегодня этот шедевр Рембрандта предстает перед посетителями Государственного музея Амстердама в своем изначальном виде и неизменно вызывает восхищение у ценителей изобразительного искусства.
Размер полотна
Размеры творения Рембрандта, выполненного по заказу роты стрелков гражданского ополчения, составляет 437 на 363 см. Однако было установлено, что полотно, сегодня известное как “Ночной дозор”, — картина, представляющая лишь большую часть оригинала, изначально имеющего значительно большие параметры. Дело в том, что по неизвестным причинам фрагмент, изображающий Якобса Дирксена де Рой и Яна Брюгмана, впоследствии был вырезан. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения.
“Ночной дозор”: описание картины
На полотне изображена группа мушкетеров под предводительством капитана Кока, который облачен в черный камзол и жестикулирует, отдавая приказ лейтенанту ван Рейтенбюргу. За спиной последнего находится мушкетер Ян Лейдекерс Класен, а на заднем плане в цилиндре изображен копейщик Ян Оккерсен. Еще одна фигура, обращающая на себя внимание, — это облаченный в красный камзол Ян ван дер Хеде, заряжающий мушкет. Всех этих людей окружает множество других персонажей, часть из которых вообще не имеет отношения к стрелкам. Например, и по сей день вызывает споры фигура девочки в роскошном золотистом платье, так как не ясно, с какой целью художник изобразил ребенка среди вооруженных мужчин. Это еще раз подтверждает мнение, что “Ночной дозор” — картина, полная загадок.
Дальнейшая судьба полотна
Когда Рембрандт представил картину стрелкам-членам ополчения, они не могли скрыть своего разочарования, поскольку то, что они увидели, не соответствовало представлениям о групповом портрете, существующим на тот момент. В частности, заказчики надеялись, что они будут изображены примерно так, как сегодня фотографы предлагают расположиться школьникам на традиционных снимках по случаю окончания учебного года. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане, и их фигуры почти не заметны. Таким образом, картина, которая признана шедевром всеми, кто уже около 200 лет изучает творчество Рембрандта, не нашла признания у современников. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее - в плохом состоянии - не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора.
“Ночной дозор”: легенды и мистификации
Сегодня нередко можно натолкнуться на настолько странное описание картины Рембрандта, что остается только удивляться невежеству людей, которые их выдумывают. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев, изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Более того, они уверяют, что именно эта попытка Рембрандта разоблачить убийц вызвала гнев преступников, и они сделали все, чтобы ввергнуть художника в нищету. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году, и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания “Ночного дозора”.
3D-модель “Ночного дозора”
Творчество Рембрандта, который после написания картины, изображающей стрелков ополчения, перестал получать заказы и умер в нищете, вновь заинтересовало любителей живописи лишь в 19 веке. Сегодня работы и даже наброски, выполненные этим художником, продаются на аукционах за баснословные деньги, а его полотна считаются украшением коллекций крупнейших музеев мира.
Несколько лет назад российские скульпторы М. Дронов и А. Таратынов решили создать 3D–модель “Ночного дозора”. Она представляет собой 22 бронзовые фигуры в человеческий рост, повторяющие в мельчайших подробностях облик персонажей знаменитого полотна. Сегодня эта работа украшает площадь Рембрандта в Амстердаме и пользуется огромной популярностью у туристов.
Когда кто-либо желает рассказать про “Ночной дозор”, описание картины, каким бы полным и подробным оно ни было, не может передать то впечатление, которое охватывает всех, кто оказывается перед этим шедевром в зале Государственного музея Амстердама. А всем остальным остается разглядывать фотографии или ждать, когда 3D-модель “Дозора” снова привезут в Россию.
загрузка...
dayswoman.ru