Рембрандт Харменс ван Рейн картины с названием (офорт). Рембрандт картины с названиями
Художник Рембрандт ван Рейн: биография, творчество
Искусство делает нашу жизнь интересней и прекрасней. Есть люди, которые останутся в памяти на долгие века, работа которых будет наследоваться все новыми поколениями.
Прочитав эту статью, вы станете ближе к пониманию наследия мирового искусства, которое оставил после себя великий мастер - художник Рембрандт ван Рейн.
Биография
Сегодня его называют мастером теней, а также человеком, который мог положить абсолютно любую эмоцию на полотно. Далее ознакомимся с тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Нидерландах, в городе Лейдене. С юных лет его интересовала живопись, и с 13 лет он учился изобразительному искусству у Якоба ван Сваненбюрха, который являлся историческим живописцем.
После этого, известно, что Рембрандт в 17 лет учился у Питера Ластмана, приехав в Амстердам. Его учитель специализировался на библейских мотивах и мифологии.
Занялся своим делом
Уже к 21 году Рембрандт ван Рейн вместе со своим другом открыл мастерскую по рисованию и проводил регулярные наборы учеников и занятия по изобразительному искусству. Прошло буквально несколько лет, и он стал популярен среди окружающих как мастер своего дела.
Вместе со своим другом Ливенсом они уже в то время творили шедевры, и их заметил Константин Гюйгенс, который был секретарём у принца Оранского. Картину с Иудой тот назвал одним из лучших произведений искусства античности. Он сыграл большую роль в становлении художника, помогая наладить контакты с богатыми клиентами.
Новая жизнь в Амстердаме
К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где также старался добиться успеха под покровительством нового педагога.
Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр.
Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех. Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.
Время славы
Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрел после написания картины “Урок анатомии доктора Тульпа” в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.
Если посмотреть на эту картину, то можно заметить ту тонкую грань, с помощью которой мастер изобразил выражение лица каждого из них. Это не просто лица людей, он сумел передать общую настороженную эмоцию целой группы учеников.
А то, как он изобразил тень в картине, поразило многих экспертов того времени. Они в один голос начинали говорить о том, что Рембрантд Харменс ван Рейн повзрослел вместе со своими картинами.
Можно сказать, что это время считается одним из самых благоприятных в жизни молодого художника. После брака с Саскией ван Эйленбюрх в 1634 году заказы посыпались на голову с такой скоростью, с которой он не успевал рисовать.
В первые годы жизни в новом городе более 50 картин успел написать молодой Рембрандт ван Рейн. Картины были особенные и яркие, про его творения не раз вспоминали писатели. К примеру, Йост ван ден Вондел, тогдашний известнейший поэт и драматург, отдал дань уважения автору в своих стихах о написанном им портрете Корнелиса Ансло.
На тот момент денег ему хватило, чтобы купить собственный особняк. Увлекаясь искусством и изучением работ классиков и других мастеров, он заполнял свой дом известными как произведениями современников, так и творениями античных времён.
Семейная жизнь
Сегодняшние художественные критики отмечают хорошие работы того времени, которые писал Рембрандт ван Рейн. Картины его жены Саскии в различной одежде и на разном фоне говорят о том, что мастер полностью созрел и начал создавать своё искусство на полотнах.
Было и горе - трое детей, которые появились у него во время брака, умерли в маленьком возрасте. Но в 1641 году у пары родился сын Титус, который был отдушиной молодых родителей. То бурное время отлично отпечаталось на картине художника “Блудный сын в таверне”.
Неприятное событие
Далее биография Рембрандта ван Рейна начинает приобретать еще более тёмные оттенки. Спустя год после рождения сына умирает жена.
Как и в ранние годы, воображение великого художника всегда подталкивало его на создание картин с определёнными библейскими сюжетами. Чего только стоит его картина “Жертвоприношение Авраама”, которую он написал в 1635 году! Так чётко переданы эмоции и настроение, начинаешь переживать, что стоит моргнуть, как сразу нож вонзится в плоть.
В современном искусстве такое чувство удаётся передать только фотографам, которые делают чёткий снимок в движении. Действительно, поражает его умение отобразить атмосферу ситуаций, обработанных воображением великого мастера.
Начало проблем
На смерти жены не закончились неудачи художника. Взгляды художника постепенно менялись. Постепенно пропадал тот молодой Рембрандт ван Рейн, творчество которого восхищало современников.
В 1642 году получил великолепное предложение написать портрет мушкетёров, который должен был быть размещён в новопостроенном здании Стрелкового общества. Это была одна из самых больших картин, которую когда-либо писал мастер - она достигала четырёх метров.
По видению заказчиков художник должен был создать обычный портрет солдат, который бы излучал силу и уверенность. К сожалению, художник Рембрандт ван Рейн выполнил задание по-своему.
Как видно на картине “Ночной дозор”, которая приведена ниже, его произведение трудно назвать портретом. На полотне изображена целая сцена подготовки стрелковой роты к внезапному походу.
Причём можно заметить, как застыло движение в картине. Это отдельный кадр из жизни солдат. Было много негодования от заказчиков по этому поводу. Некоторые мушкетёры были отодвинуты на задний план, а кто-то и вовсе был запечатлён в неловкой позе.
Кроме того, резкая игра света и тени, которую, пожалуй, никто бы не смог так ярко и смело изобразить на полотне, также не вызвала восхищения.
После этого Рембрандт ван Рейн, произведения которого ещё вчера считались одними из наилучших, стал становиться не интересным высокопоставленной публике. А это значило в то время, что и дорогие заказы делать у него никто не будет.
Теперь представьте себе человека, который жил всю жизнь на широкую ногу, а потом резко потерял источник доходов. Разве он сможет уже отказаться от привычной жизни?
Современность требовала детализации картин
От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени - новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.
Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.
Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.
В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.
Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.
Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.
Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. Этот офорт считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.
Закат Рембрандта
Пожилой художник всё чаще сталкивался с материальными проблемами. В 1656 он стал полным банкротом, передав всё своё наследство сыну. Жить стало не на что. Год спустя ему пришлось продать своё поместье. Вырученные деньги помогли ему перебраться на тихую окраину Амстердама. Он устроился в еврейском квартале.
Самым близким для него человеком во время его старости был сын. Но Рембрандту не повезло, ведь он дожил до его смерти. Больше выносить удары судьбы он не смог и через год также скончался.
Сегодняшний Рембрандт
Искусство никогда не умирает. Творцы живут в своих работах, в частности, художники всегда являются частью их полотен. Сущность человека передаётся в его стиле и мастерстве написания картин.
На сегодняшний день Рембрандт ван Рейн считается художником с большой буквы и признан всеми критиками. Его работы достаточно высоко ценятся. К примеру, в 2009 году на аукционе его картина “Поясной портрет неизвестного мужчины, стоящего подбоченясь”, написанная в 1658 году, была продана за рекордную цену - 41 миллион долларов США (в пересчёте по курсу того времени).
Также по достоинству оценена его картина “Портрет пожилой женщины”, которую в 2000 году удалось продать примерно за 32 млн дол. Это полотно язык даже не поворачивается назвать “картиной”. Оно похоже просто на большую фотографию - так сильно детализировать лицо мог только великий мастер.
Такие люди, как Рембрандт Харменс ван Рейн, действительно вдохновляют. И необязательно становиться именно художником, нужно просто делать то, что тебе нравится, и главное - от души.
fb.ru
картины. Картины Рембрандта с названиями. Художник Рембрандт
Искусство и развлечения 21 апреля 2014Рембрандт Ван Рейн, картины которого можно увидеть во многих музеях мира, сегодня известен каждому человеку на Земле. Страх и радость, удивление и негодование в его работах отражаются так натурально, что не поверить им невозможно. Бешеная популярность, трагическая судьба и печальный закат жизни до сих пор остаются поводом для сплетен и философских рассуждений.
Юность
Художник Рембрандт родился в семье пекаря в 1606 году в голландском городе Лейден, располагавшемся на берегу Рейна. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант. Проучившись несколько лет дома, юноша поехал в Амстердам брать уроки у знаменитого живописца Ластмана. Обучение продлилось недолго, и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. В это время он пишет портреты своих родных и близких, а также большое внимание уделяет автопортретам. До наших дней сохранилось немало работ автора, где он изображает себя в различных образах.
Признание
Однажды начинающий художник получает отличный заказ от гильдии хирургов. Так появляется работа «Урок анатомии». Картина приносит Рембрандту признание. Он сразу же получает более пятидесяти заказов на портреты вельмож и амстердамской знати. Одновременно с популярностью растет и благосостояние мастера. Он начинает коллекционировать антиквариат и старинные костюмы. Он приобретает шикарный дом, который наполняет изысканной старинной мебелью и предметами искусства.
Видео по теме
Саския
В 28 лет Рембрандт, картины которого становятся все более популярными, женится на богатой девушке Саскии. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара». Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Закат жизни
Беззаботное время художника длилось недолго. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. На холсте появились посторонние лица. Возможно, причина была в том, что в разгар работы умирает его возлюбленная Саския от туберкулеза. На картине вместе с фигурами стрельцов виден силуэт девушки, так напоминающей жену мастера. Популярность автора начинает падать. Новых заказов почти не появляется. Потеряв свой дом и все свое имущество, Рембрандт, картины которого обретают новый, философский смысл, начинает изображать простых людей и своих близких. Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр - «Возвращение блудного сына». На этой картине мастер изображает себя вечным странником, который вынужден скитаться по трудным дорогам изменчивой славы. В 1969 году, похоронив сына с его невестой, Рембрандт сам умирает, навсегда оставив в этом мире свой творческий след. Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира.
Самые известные картины Рембрандта. «Урок анатомии» (1632 г.)
Эта картина является первым крупным заказом, полученным Рембрандтом после его переезда в Амстердам. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Доктор держит с помощью щипцов сухожилия руки, показывая своим ученикам, как сгибаются пальцы. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Рембрандт, картины которого отличались естественностью и реализмом, изобразил учеников в тесном кружке, внимательно вслушивающимися в слова доктора Тульпа. Бледные лица и сам труп яркими светлыми пятнами выделяются на мрачном и темном фоне картины. Работа принесла Рембрандту первую популярность, после чего заказы посыпались на автора с невероятной скоростью.
«Автопортрет с Саскией» (1635 г.)
За всю свою жизнь Рембрандт написал невероятное количество автопортретов. Эта картина является одной из самых известных. Здесь изображено ликование художника от счастья обладания любимой. Эмоциональное состояние живописца отражается в открытом взгляде персонажей, в сияющем лице Рембрандта, словно захлебывающегося от счастья и благополучия. Впрочем, в портрете таится и скрытая провокация: ведь художник изображает себя в образе того самого «блудного сына», пирующего с обычной куртизанкой. Как же сильно отличается «блудный сын» на этом автопортрете от того, которого знают зрители по одноименной картине!
«Даная» (1636 г.)
Самая известная из картин Рембрандта. Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. По легенде отец девушки узнал, что умрет от сына собственной дочери, и заточил ее в подземелье. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом. В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. Рембрандт долго переписывал свое любимое детище, изменяя настроение картины в соответствии со своими ощущениями. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием.
Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». В 1985 году в музее произошел неприятный случай, который едва не лишил мир возможности созерцать творение Рембрандта. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Краска немедленно начала пузыриться. Но злоумышленнику и этого показалось мало: он успел сделать на холсте пару надрезов ножом, пока его не остановили. Повреждения затронули около 30% шедевра. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Реставрация картины длилась 12 лет. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Интересен и еще один факт. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Например, "Даная" появляется в сериале "Бандитский Петербург" как картина Рембрандта "Эгина".
«Ночной дозор» (1642 г.)
Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход. Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью, изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв. Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Автор постарался не только показать внешние особенности всех персонажей, но и раскрыть внутренний мир каждого солдата. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Существует немало версий по поводу девочки, изображенной почти в центре картины. Она отличается от всех яркими красками и ангельской внешностью. Возможно, это некий талисман ополченцев. По другой версии девочка – образ любимой жены автора, ушедшей в иной мир в самый разгар написания картины. Как известно, работа не пришлась заказчикам по душе. После того как они выкупили картину, они варварски обрезали холст и повесили его в зале для пиров.
«Возвращение блудного сына» (1666-1669 гг.)
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Написана она была в последние годы жизни мастера. Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Эта работа является заключением, подведением итогов многолетних творческих скитаний знаменитого автора. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. В облике почтенного старца и его блудного сына выражается целая гамма разнообразных чувств: раскаяние и любовь, милосердие и горечь запоздалого прозрения. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Он вложил в свое детище весь свой накопленный творческий опыт, всю страсть, все свое вдохновение.
Заключение
Трудно даже предположить, какими изобразил Рембрандт картины, описание которых представлено в этой статье. Сколько лет прошло уже со дня их создания, сколько копоти от сальных свечей покрыло их за три века истории! Мы можем только догадываться, как они выглядели в дни их рождения. Между тем и по сей день миллионы поклонников таланта знаменитого живописца в разных музеях мира приходят посмотреть на его шедевры.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Картины прерафаэлитов с названиями. Тематика картин прерафаэлитовС 1850-х годов в Англии начало развиваться новое направление в поэзии и живописи. Оно получило название "прерафаэлиты". В этой статье представлены основные идеи художественного сообщества, тематика творческой деятельн...
Искусство и развлечения Женская тема в искусстве: картины Ренуара с названиямиРенуара относят к одному из родоначальников классического импрессионизма, однако, в отличие от полотен коллег, его живопись развивалась в ином направлении. Он посвятил свое творчество приемам прозрачной живописи. Испо...
Искусство и развлечения Картины Репина с названиями, история создания, сюжетИлья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Картины Репина с названиями позволяют понять, портреты каких людей он создавал. Ведь некоторые герои полотен известны, а фам...
Искусство и развлечения Художник Шишкин: картины с названиямиИмя Ивана Ивановича Шишкина знакомо всем с детства: именно его картина изображена на обертке конфеты «Мишки в лесу». Помимо этой выдающейся работы у живописца имеются десятки других, которые висят на стена...
Искусство и развлечения Художник Фрагонар: интересные факты, картины с названиямиЖан-Оноре Фрагонар (1732-1806) – живописец и гравёр чувственного и утонченного, эпикурейского по своей атмосфере периода рококо. Он, прежде всего, мастер пасторального и галантного жанра во всех его бесчисленных...
Искусство и развлечения Нино Чакветадзе: картины с названиямиНино Чакветадзе (1971) родилась и живет в Тбилиси. Она окончила Тбилисскую академию художеств. С 1997 года – член союза художников Грузии. Ее творчество глубоко личное. Однако оно затрагивает чувства любого чело...
Искусство и развлечения А. Г. Венецианов: картины с названиями и описаниемКак чаще всего определяется творчество русского художника со звучной фамилией Венецианов? Картины, изображающие жанровые сцены из крестьянской жизни, называют началом отечественного бытового жанра в живописи, того явл...
Искусство и развлечения Рене Магритт: картины с названиями и с описанием. "Сын человеческий" картина Рене Магритта. Картина "Влюбленные" Рене МагриттаАлогизм, абсурд, сочетание несочетаемого, парадоксальная зрительная изменчивость образов и фигур – это основа основ сюрреализма. Основателем этого направления считается Андре Бретон, который в основе сюрреализма...
Искусство и развлечения Андре Бретон: биография, личная жизнь, картины с названиями и описаниями, цитатыКогда в разговоре или тексте возникает слово «сюрреализм», первые ассоциации, которые приходят в голову, — это «живопись» и «Сальвадор Дали». Для многих олицетворением модного...
Искусство и развлечения Картины Люсьена Фрейда с названиямиВопреки очевидному мнению, реализм в живописи в чистом виде встречается очень редко и имеет непротяженную во времени историю.
monateka.com
Рембрандт, "Святое семейство": особенности картины
Картина позднего Рембрандта «Святое семейство» полностью раскрывает зрителю авторский стиль, теплый колорит, игру светотени. Второй план в этой работе играет очень важную роль, так как сюжет полотна получается теплым, домашним и в то же самое время религиозным.
Жизнь и творчество великого художника
Рембрандт Харменс ванн Рейн – известнейший живописец «Золотого века», который стремился через свои работы передать душу человека, поэтому многие его картины овеяны тайной. Художник родился в состоятельной семье, однако, несмотря на это, родители воспитывали детей в строгих католических правилах.
Рембрандт с самого детства отдавал предпочтение точным наукам и любил рисовать, именно поэтому родители отдали его на обучение к нидерландскому художнику Якобу ванн Сваненбургу. Обучение прошло успешно, и юноша быстро освоил технику рисования.
Талант молодого живописца замечали многие почитатели искусства, которые заказывали у Рембрандта религиозные работы. Настоящий успех к художнику приходит в Амстердаме, когда он знакомится с дочерью богатого бюргера Саскией ванн Эйленбюрх. Он был вдохновлен красотой своей возлюбленной, именно поэтому часто изображал ее на своих полотнах.
Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в скрупулезном изучении натуры человека, поэтому все его полотна считались фотографичными. Он старался передать все эмоции изображенного человека. На его полотнах изображены не просто лица, а сюжеты со своей историей. При создании своих работ он использовал минимум красок, однако благодаря неповторимой игре света и тени делал их очень реалистичными.
Особенность картины «Святое семейство»
Картина Рембрандта «Святое семейство» - полотно, написанное на известный библейский сюжет. На нем изображены, на первый взгляд, простые люди, но спускающиеся ангелы говорят о том, что это далеко не простая семья, а Богоматерь с Иисусом, за спиной которой стоит Иосиф. Это полотно буквально пронизано мирной тишиной и святостью.
Все очень четко продумано, до самых мельчайших деталей, заботливость матери, которая смотрит на своего спящего ребенка, и сосредоточенность фигуры Иосифа.
«Святое семейство» - великое произведение Рембрандта
В 1645 году написал Рембрандт «Святое семейство», которое удивляет почитателей таланта мастера. Это полотно становится ознаменованием начала нового, более умиротворенного цикла в творчестве великого мастера. Историки связывают это с событиями в личной жизни художника, так как именно в это время он старается полностью посвящать себя подрастающему сыну.
На картине Рембрандта «Святое семейство» лица всех персонажей естественные, как будто мастер хочет перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В его работе совершенно отсутствует помпезность, так как художник черпал свое вдохновение в окружающих его людях.
Описание картины «Святое семейство»
Делая описание "Святого семейства" Рембрандта, многие искусствоведы подчеркивают, что это полотно существенно отличается от других картин, написанных мастером. Здесь нет динамического сюжета, присущего работам автора, и все полотно пропитано умиротворением и спокойствием. Первый взгляд падает на колыбель, в которой безмятежно спит маленький Иисус. Мать наклонилась к ребенку, чтобы проверить, не мешает ли ему свет, идущий от камина.
Рассматривая более пристально полотно Рембрандта «Святое семейство», можно заметить Иосифа, который занят своими привычными делами. Его сосредоточенность, а также особенность фигуры и выражение лица показывают, насколько непростая у человека жизнь. Эта работа могла бы отражать повседневную жизнь любой семьи, однако, чтобы подчеркнуть ее особенность, художник размещает в левой части полотна ангелочков.
fb.ru
Рембрандт Харменс ван Рейн картины с названием (офорт)
15 июля — родился великого художник Ремрандт. Он родился в 1606 году. Сегодня справляется его 407-летие. Много лет назад, когда мир отмечал более круглую дату — 350-летие маэстро, отец НА художник Алексей Александрович Васильев откликнулся на событие статьей о Ремрандте. Она была напечатана на молдавском языке в газете «Молдова сочиалистэ» 15 июля 1956 года.
По случаю дня рождения Рембрандта на сайте НА открывается выставка его работ. На выставке представлены не известнейшие живописные полотна Р, а его офорты. За свою жизнь художник создал более 300 офортов. Мы выставили только те, которые были собраны тремя поколениями семьи Мосоловых. Параллельно с выставленными работами ведется рассказ об этой замечательной семье коллекционеров и меценатов.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Три дерева», 1643 офорт.Коллекции, завещанные Николаем Семеновичем Мосоловым (1847 – 1914) Румянцевскому музею, а впоследствии ставшие частью собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, создавались стараниями трех поколений. Основателем художественного собрания был Николай Семенович Мосолов — старший (1775 – 1859). По свидетельству современников, Николай Семенович и его брат Федор Семенович были близки с графом Алексеем Григорьевичем Орловым-Чесменским, блистательным екатерининским вельможей. Возможно, благодаря дружбе с графом Орловым братья Мосоловы увлеклись разведением породистых лошадей и художественным коллекционированием. Собрания братьев Мосоловых были хорошо известны среди современников.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Три хижины у дороги», 1650 офортВ своем имении Жерновка Тульской губернии Николай Семенович Мосолов собрал небольшую, но редкую галерею картин. Главным разделом собрания была коллекция старых мастеров итальянской, фламандской и голландской школ. Некоторые картины вели происхождение из знаменитых королевских собраний. Так, семейная реликвия — «Спаситель» Джанпетрино – входил некогда в коллекцию английского короля Карла I.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Снятие с креста», 1633, офорт. С картины Рембрандта (оригинал — в старой Пинакотеке, Мюнхен) Рембрандт Харменс ван Рейн «Читающий св. Иероним (среди итальянского пейзажа)», ок. 1653. Офорт, сухая игла, резец, оттиск на овсяной бумаге.Живопись дополняли скульптура, гравюрное собрание, великолепная библиотека, куда входили уникальные иллюстрированные издания XVIII века, например, басни Лафонтена. Достаточно сказать, что некоторые из них когда-то принадлежали герцогу Орлеанскому. Эти книги попали в Россию после Французской революции. Неотъемлемой частью усадьбы был разбитый хозяином сад, в котором, как в коллекции, были посажены деревья разных пород, и который он украсил цветниками и гротом, «где сидел выточенный из дерева пустынник с книгой в руках». Имение Мосолова – великолепный пример усадебной культуры эпохи Просвещения. Свободный от обязанностей, налагаемых службой или жизнью света, и даже от ведения большого усадебного хозяйства, Николай Семенович мог изучать искусство и заниматься живописью.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Слепой Товит», 1651,. офорт, сухая игла. Рембрандт Харменс ван Рейн «Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку», ок. 1629, офорт.Коллекция Николая Семеновича Мосолова-старшего перешла по наследству к его единственному сыну, Семену Николаевичу Мосолову (1812-1880), который явился истинным продолжателем дела отца. Наследуя семейную традицию, он стал не только коллекционером, но и живописцем и гравером-любителем. Несомненно, детство и отрочество, проведенные среди произведений искусства, воспитали вкус и художественное чутье.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Морильщик крыс», 1633, офорт, резец. Рембрандт Харменс ван Рейн. «Бородатый мужчина в меховом плаще и шапке (портрет отца Рембрандта)», 1631, офорт, резец. Рембрандт Харменс ван Рейн «Адам и Ева», 1638, офортВместе с тем, Семен Николаевич имел собственные пристрастия в искусстве. Первым приобретением Семена Николаевича стала коллекция офортов Рембрандта, которую он купил в 1853 году. С этих пор Рембрандт стал его «героем» на всю жизнь. Он пополнял свою коллекцию до самой кончины, собрав в общей сложности 367 рембрандтовских офортов (беспрецедентное для России множество), а также эстампов художников его школы. Более того, Семен Николаевич написал очерк о творчестве великого голландца, собрал обширный корпус гравированных репродукций с картин и рисунков Рембрандта, выполненных мастерами разных школ в XVIII – XIX веков, а также сам гравировал копии с офортов Рембрандта.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря» (большая доска), ок. 1632, офорт, резец. Оттиск на китайской бумаге Рембрандт Харменс ван Рейн. «Ян Эйтенбогарт, проповедник секты ремонстрантов», 1635, офорт, резец Рембрандт Харменс ван Рейн. «Благовестие пастухам»,1634 , офорт, резец, сухая иглаСемен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде,Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет художника, облокотившегося на балюстраду». 1639г.
Рембрандт Харменс ван Рейн. «Христос перед народом», 1655 офорт горизонтальная доска . Рембрандт Харменс ван Рейн . «Смерть Марии» офорт 1639 Рембрандт Харменс ван Рейн офорт «Снятие с креста при свете факела» 1654 офортСемен Николаевич значительно расширил и живописную часть собрания отца. Это были картины из собрания его дяди Ф.С. Мосолова, среди которых знаменитая работа «Флейтист» А. ван Остаде,Также Семен Николаевич коллекционировал произведения голландских, французских и немецких мастеров, приобретенные у коллекционеров и на аукционах, причем перевес в коллекции стали составлять произведения голландской и фламандской школ.
Рембрандт Харменс ван Рейн офорт «Три креста» 1653 офорт
О листе «Три креста», о «дрожи ужаса» мира, потрясающе точно написал в своё время один из лучших в мире исследователей наследия Рембрандта-офортиста Евгений Левитин: «…Штрихи резца и иглы создают впечатление неистовых потоков, обрушившихся на землю- тут нет ни вполне чёрного, ни вполне белого, только градация серых и чёрных мерцающих тонов, словно свет здесь еще не отделён от тьмы. И этот прозрачный мрак, пронизанный лучами сверхъестественного света, как бы растворяет всю массу людей, развеществляет их- лишь отдельные детали фигур, поглощенные сияющим мраком, сверкают, словно излучая сгустки энергии. На наших глазах происходит превращение света в материю и материи в свет».
Рембрандт Харменс ван Рейн «Автопортрет с усами и бородкой» офорт 1631»Переезд в Москву из Тульской губернии, в приобретенную у наследников дяди, Ф.С.Мосолова, усадьбу на Лубянке, позволили С.Н.Мосолову нарушить прежнюю изоляцию, поддерживать постоянное общение с другими коллекционерами, быть в курсе художественной жизни. Ближайшим помощником и единомышленником Семена Николаевича был сын, Николай Семенович-младший. С отцом их связывала не только родственные отношения, но и общее дело и интересы. Семен Николаевич помогал сыну в печатании офортов. Тот в свою очередь, нередко выполнял поручения отца во время поездок за границу по собственным делам, особенно в последние годы жизни С.Н. Мосолова.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Рембрандт с растрепанными волосами», офорт, около 1631 Рембрандт Харменс ван Рейн «Рембрант рисующий у окна» офорт 1648 Рембрандт Харменс ван Рейн «Мельница» офорт 1641 Рембрандт Харменс ван Рейн «Христос, окруженный больными (Лист в 100 гульденов)» 1643Христос, окруженный больными («Лист в 100 гульденов») Этот офорт едва ли не самое знаменитое произведение Рембрандта-офортиста. Им восхищались, его дорого ценили уже при жизни художника (что нашло отражение в его втором названии: обычно стоимость офорта в Голландии в XVII в. не превышала 3–5 гульденов).
Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Старого Харинга)»офорт 1655 «Портрет Старого Харинга» (ок. 1655) — «оттиск бархатнаго тона, чрезвычайно редкий экземпляр со многими зазубринами», как писал Николай Семенович, особенно дороживший этим приобретением. На одной из фотографий, также представленных на выставке, Николай Семенович запечатлен именно с этим листом в руках. Н.С. Мосолов с офортом Рембрандта «Портрет старого Харинга». Фотография. Около 1898 ©-ГМИИ им. А.СНиколай Семенович, как человек, интересующийся и собирающий предметы искусства, сам был художником-гравером, пройдя серьезное обучение — сначала в Санкт-Петербурге у Федора Иордана, затем и за границей, в Дрездене, Вене и Париже. Потом подтверждает звание «художника 3 класса» в российской Академии художеств – что было необходимым, чтобы получить разрешение держать дома печатный станок. Уже в 15 лет за гравюру с картины Рембрандта он получает серебряную медаль Академии художеств, в 36 лет становится академиком, в 1876 года за серию гравюр с Рембрандта получает золотую медаль парижского салона.
Известна была страсть Н.С. Мосолова найти более ранние и самые первые отпечатки с рембрандтовских досок. Особенно он дорожил гравюрами с личной подписью художника.Николай Семенович собрал коллекцию восточных редкостей: вазы, блюда, статуэтки, нэцке. В 1914 году его коллекция по завещанию перешла Румянцевскому музею.
PS Первая страница газеты, в которой была опубликована статья Алексея Васильева
www.na-vasilieva.ru