Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации. Картина рембрандта даная фото


Божественный Тициан. «Даная» в четырех авторских версиях

тициан даная

Тициан Божественный – так называли выдающегося живописца эпохи Возрождения его современники. Оказаться на «прицеле» его гениальной кисти было большой удачей. Живописец, создавший десятки портретов королей, герцогов, кардиналов и других представителей высшей знати, навеки обессмертил их лица и имена на своих полотнах.

Рождение стиля

Тициану Вечеллио не было и двенадцати лет, когда он прибыл в Венецию и стал изучать основы живописи. Здесь он познакомился с Джорджоне, вместе с которым писал святых для монастырей и храмов. Художественный стиль Тициана в то время отличался изяществом и чистотой красок. Изучая работы Микеланджело, внимательно разглядывая холсты Рафаэля, Тициан синтезировал свой собственный стиль.

Художественные пристрастия мастера

Он создал невероятное количество точных и глубоких портретов и написал очень много библейских и мифологических полотен, среди которых есть и картина «Даная». Тициана привлекали оттенки характера, особенности взгляда, движения рук, поворота головы в изображении героев легенд и мифов. Живописец делал акцент не на их божественном статусе, а на человеческих проявлениях.

Тайна Данаи

Греческий миф о Данае повествует о том, что ее отец Акрисий заточил дочку в башню, чтобы она никогда не родила ребенка, от руки которого, по предсказанию оракула, царь Акрисий должен был умереть. Но бог Зевс проник к пленнице, обратившись в золотой дождь. После любовного визита Даная родила сына Персея. Эта история вдохновила многих художников, красавицу в башне писали Корреджо, Рембрандт, Тициан. Даная стала героиней четырех полотен в великом наследии Тициана.

Ранний вариант

Первую картину мастер создал в 1546 году. Она носит название «Даная с золотым дождем» и изображает томную юную девушку, раскинувшуюся на смятой постели после полного сладких грез сна. Торжество жизни и гармонии провозглашает в этой ранней работе Тициан. Даная изображена в мечтательном ожидании. Без удивления смотрит она на золото, хлынувшее из невесть откуда взявшейся тучи, а рядом с изумлением и восторгом наблюдает это явление Амур со стрелой и колчаном, перекинутым через плечо. Фигура молодой женщины словно бы светится изнутри, округлые линии тела исполнены грации и нежной красоты. Цвета мягко переходят друг в друга. Эта картина хранится сейчас в Национальном музее Каподимонте в Италии.картина даная тициана

Каким было второе полотно

В Мадридском музее Прадо экспонируется другое полотно, которое на этот сюжет создал Тициан. «Даная» на этот раз была написана по заказу испанского короля для наследного принца Филиппа Второго, между 1553 и 1554 годами. На этой картине сюжет более соответствует легенде. Здесь уже нет розовощекого Амура, свой фартук под золотистые струи подставила старая кормилица узницы. Колорит полотна изменил светящиеся романтические краски, теперь они таинственно мерцают, и перед нами предстает атмосфера, в которой есть напряжение и сильные эмоции. На девушке нет покрывала, которое было небрежно накинуто на ее бедра на раннем холсте. Белье на постели, портьера над кроватью выполнены из дорогих материалов. Около подушки свернулась калачиком королевская собачка в ошейнике, усыпанном драгоценностями.рембрандт тициан даная

Особенности третьего холста

Тициановское полотно обрело такую популярность, что заказы сыпались один за другим. Третий вариант «Данаи» еще отчетливей передает контраст, рождающий динамику и драматизм. С холста исчезла собачка, а в облаках, из которых сыплются золотые монеты, проглядывает лицо вдохновленного любовью Зевса. Здесь целиком торжествует та неповторимая манера, которой отличается зрелый Тициан. Даная выписана скульптурными линиями и мягкими излучающими свет красками, тогда как в изображении старой кормилицы преобладают зеленовато-песочные тона. Все вместе создает бесподобную гармонию в колорите. Это полотно можно увидеть сейчас в Санкт-Петербургском Эрмитаже.тициан даная описание

Поздняя «Даная»

Четвертый вариант картины исполнен невероятной чувственности, действие здесь развивается стремительно и непреодолимо. К 1564 году, когда был написан этот холст, на пике своего гениального мастерства творит Тициан. Даная создана пластично и трепетно. Переходы одного цвета в другой выполнены с величайшим вкусом и демонстрируют восхитительную цветовую гамму, пронизанную светом и воздухом. Гимн красоте человеческого тела сочетается на холсте с выразительным изображением тончайших переливов настроения и душевных движений. Даная смотрит на Зевса с соблазнительно сдержанной страстью, а тот устремлен к возлюбленной со всей мощью неутоленного чувства.тициан даная описание

На картине много золота, гармонично контрастирующего с пурпуром и лазурью. Не случайно на постель красавицы бросает удивительно нежный розовый цветок и несколько золотых монет, просыпавшихся из облака, великий Тициан. «Даная» (описание позднего полотна невозможно оставить без упоминания о композиции) изображена здесь во всей прелести многоплановой и глубокой перспективы, новой для живописи тех времен. Трехмерное пространство и ракурсы фигур подаются в театральной динамике и создают иллюзию живого выразительно действия. Прекрасная девушка принимает золотой ливень как знак божественной любви, а для ее старой служанки, ловящей монеты на поднос, – это плата за пособничество и молчание. Картина украшает экспозицию Австрийского Художественно-исторического музея в Вене.

fb.ru

Жертва мужского непостоянства. Какие загадки хранит «Даная» Рембрандта | События | КУЛЬТУРА

«Данаю» Рембрандта называют своеобразным символом мужского непостоянства. Исследователи долго ломали голову, пытаясь установить, что за женщина изображена на холсте. Рембрандт начал писать картину в 1636 году. В это время он был женат на Саскии ван Эйленбюрх, дочери бургомистра, которая долгие годы была его музой и моделью. Но черты лица Данаи не похожи на Саскию.

Две музы одной картины

Картина «Смеющаяся Саския» сегодня хранится в Дрезденской галерее. Картина «Смеющаяся Саския» сегодня хранится в Дрезденской галерее. Фото: Public Domain

Принято считать, что живописец души не чаял в своей молодой жене. Она принесла в его жизнь не только любовь, но и солидное придание с положением в обществе. Он был талантливым сыном мельника, а она младшей дочерью адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбюрха.

Они познакомились в Амстердаме, где юная особа гостила у кузины. Считается, что они встретились в доме Хендрика ван Эйленбюрха, ее родственника, который был арт-дилером тех лет. Хендрик создал «академию» по созданию картин, с которой сотрудничал Рембрандт. Вскоре молодые люди заявили о помолвке, а через год обвенчались.

Еще до свадьбы Рембрандт создал портрет «Смеющаяся Саския», который сегодня хранится в Дрезденской галерее. В 1634 году, в год свадьбы, он изобразил любимую женщину в образе «Флоры», а в 1635 году «усадил на коленки» героя в картине «Блудный сын в таверне», которую принято считать его автопортретом с супругой. В 1636 году живописец приступил к созданию картины по мотивам мифа о дочери царя древнегреческого города Аргоса, которая родила сына от Зевса, проникшего к ней в покои в виде золотого дождя.

Картину «Блудный сын в таверне» принято считать семейным портретом художника с супругой.
Картину «Блудный сын в таверне» принято считать семейным портретом художника с супругой. Фото: Public Domain

Известно, что художник писал картину не для продажи, а для собственного дома. «Даная» оставалась с художником вплоть до распродажи его имущества в 1656 году. Искусствоведы, изучая картину, отмечали, что ее стиль не характерен для работ Рембрандта 30-х годов, а больше походит на творения более позднего периода его творчества.

Более того, их смущал тот, факт, что главная героиня имеет кольцо на безымянном пальце, которое говорит о ее замужестве, хотя по сюжету Даная была заточена в подземелье, будучи девушкой. Также исследователям творчества казалось странным, что на картине отсутствует золотой дождь, символизирующий Зевса.

Это давало повод предполагать, что на картине не дочь царя Аргоса, а Агарь, наложница библейского персонажа Авраама или возлюбленная Самсона – Далила.

Найти ответы на эти вопросы удалось в XX веке, когда при помощи рентгеноскопии выяснилось, что картина была изменена. В первом ее варианте, девушка, возлежащая на кровати, действительно была похожа на Саскию. Ее взор был устремлен вверх, откуда на нее сыпались те самые золотые монеты.

После смерти жены любовницей художника стала кормилица его сына Гертье Диркс. После смерти жены любовницей художника стала кормилица его сына Гертье Диркс. Фото: Public Domain

Предположительно, картина подверглась изменению после смерти жены художника. В то время в его жизни появилась новая муза - Гертье Диркс. Кормилица его сына стала не только любовницей Рембрандта, но и новым источником вдохновения. В период любовной связи со служанкой живописец и переписал картину, совместив в женском образе черты двух женщин.

Стоит отметить, что любовные похождения Рембрандта шокировали благопристойный Амстердам тех лет. Помимо Гертье в доме с художником жила еще одна женщина - Хендрикье Стоффельс. Лишь после того, как Диркс попала в тюрьму, Рембрандт стал жить только с г-жой Стоффельс. Жизнь одного из величайших живописцев Голландии закончилась в нищете. По легенде, чтобы оплатить похороны своей второй жены, художник был вынужден продать надгробие первой супруги.

Нападение на «Данаю»

В Россию шедевр живописи XVII века попал благодаря французскому писателю и философу Денни Дидро, который являлся иностранным почётным членом Петербургской академии наук. К нему с просьбой подобрать картины для Эрмитажа обратилась Екатерина II, и он с радостью согласился. Дидро обратил внимание на шикарную коллекцию Пьера Кроза, в которой и была «Даная» Рембрандта. После смерти одного из наследников коллекционера часть картин была приобретена российской императрицей.

Автопортрет Рембрандта (1665/1669 годы). Автопортрет Рембрандта (1665/1669 годы). Фото: Public Domain

Работа Рембрандта стала одной из ярких жемчужин в коллекции музея. Считается, что именно ценность этой картины и привлекла внимание литовца Бронюса Майгиса, который попытался уничтожить холст 15 июня 1985 года. Выясняя обстоятельства акта вандализма, полиция установила, что иностранец, пришедший в Эрмитаж вместе с экскурсионной группой, спрашивал у сотрудниц музея, какая из картин в зале наиболее ценная. Те указали ему на «Данаю». 48-летний безработный турист дождался, когда с картиной никого не будет рядом, и, выплеснув на холст серную кислоту, дважды полоснул по полотну ножом. Позже врачи диагностируют у мужчины вялотекущую шизофрению. 

«Нападение» на «Данаю» стало настоящей трагедией для мира искусства. Многие считали, что картина не подлежит восстановлению: весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Восстановительные работы заняли 12 лет. Только 14 октября 1997 года картина вернулась на свое место. Только теперь ее выставили на всеобщее обозрение, защитив бронированным стеклом.

Увидеть «Данаю» сейчас можно на втором этаже Эрмитажа в зале живописи голландской и фламандской школ.

www.spb.aif.ru

"Даная" Тициана и "Даная" Рембрандта

Картина "Даная" - в числе работ великого Тициана, представленных сегодня в рамках выставки в ГМИИ им. Пушкина.По словам Н.Дмитриевой, Тициан стал духовным отцом "всех этих позднейших художников, которые специфически живописными средствами - соотношениями тонов, пятном, динамическим мазком, фактурой красочной поверхности - передавали мир в его ощутимой материальности". Конечно, речь идет, прежде всего, о Рембрандте.В этом посте попытаюсь сравнить два женских образа - "Данаю" Тициана и "Данаю" Рембрандта.Их разделяет почти 100 лет. Тициан написал свою "Данаю" в 1544-1545 годах, Рембрандт - в 1636. Конечно, на обеих картинах мы видим женщин, земных, реальных.Но чувства рождаются разные.

Итак, работа Тициана.

Я концентрируюсь на линиях. Контур тела, рука, кисть, складки простыни - линии вялые, неуверенные, движутся вниз. Кое-где вздрагивают. Динамики и энергии в них нет, они как бы движутся по инерции. Мое дыхание неглубокое и прерывистое.

Взгляд переходит на живот. И здесь тоже движение вниз. И выдох, а затем дыхание задерживается. И одновременно напряжение, живот слегка напряжен. В теле рождается странное состояние. Я как бы обмякла. Я становлюсь вялой, немного безучастной, но при этом тревожность ожидания явно присутствует.Что-то становится яснее, когда видишь этот золотой дождь. Он стремительный, бурлящий, энергичный. Но ближе к Данае эта сила как бы рассеивается в воздухе, капли (золотые монеты) зависают в воздухе и неспешно и мягко проливаются на Данаю.Светлых цветовых пятен в картине чуть больше, чем темных. Есть обязательный для венецианской живописи голубой - цвет неба и моря. В целом колорит очень мягкий, теплый. Все уравновешено. Ни в чем нет конфликта.Для меня смысл изображенного в том, что две сущности, мужская и женская, ярко проявлены. Женская сущность признает и уважает силу, ДОВЕРЯЕТСЯ ей, а мужская - в ответ на такое "принятие" себя - смягчается и одаряет нежностью. И это трогает до слез: все так по-женски...

Даная Рембрандта совсем другая.

Сосредотачиваясь на линии - рука, кисть, контур тела - я дышу ровно, напряжения в теле нет. Линия довольно уверенная и спокойная. В ней есть устремленность. Как есть устремленность к свету в жесте, в лице, в улыбке Данаи. Здесь уже нет той вялости. Здесь скорее удивление, изумление и женское радостное любопытство.

Живот округлый, мягкий и тяжелый, а рядом с животом такая же тяжелая и округлая подушка. И это вдох, в отличие от Данаи Тициана. Даная Тициана - выдох - отстранение и покорность. Даная Рембрандта - вдох - устремленность навстречу. У Рембрандта даже дождя как такового нет.

Свет здесь играет огромную роль. В целом пространство картины темное. Освещена в нем только Даная: ее лицо и тело (у Тициана, как мы видим, ее лицо практически полностью в тени). У Рембрандта живет и свет, и цвет. Мы видим густой теплый тяжелый красный (как же барокко без такого красного!) в цвете покрывала, затем этот красный переходит в браслет на руке Данаи и отзывается в ее губах.

Даная здесь как воплощение души, которая дремлет в темноте, но просыпается, как только ее озаряет свет любви. И она в изумлении и радости тянется к нему. Эта картина - воплощение жизни, открытия, человечности.

Две Данаи - два разных образа, два разных чувства, но оба они живут на земле.

sveto-chka.livejournal.com

Старинные полотна: Даная Рембрандта - Без году 40 или три по тринадцать

Есть у небезызвестного Артемия Лебедева в его популярной ЖЖешечке такая рубрика как «Сиськи!». А у меня в ЖЖ есть рубрика «Старинные полотна». И сегодня получится такой объединенный выпуск этих двух рубрик. Потому что уж чего-чего, а обнаженных женских прелестей на картинах старинных мастеров хватает. Скажу больше, лет 30 назад это была единственная доступная эротика для советских школьников и студентов! И уж на эту картину вдохновенно пялилось ни одно поколение мальчиков, подростков и юношей из СССР. Итак, встречайте, Рембрандт и его «Даная»

По традиции рубрики по клику на картине она разворачивается на весь экран – можно рассматривать детали. В данном случае, согласитесь, это особо актуально ;) Но прежде чем я расскажу вам, что нужно знать об этой картине, чтобы если не быть, то слыть своим в обществе интеллектуалов. Но сначала по традиции, давайте вспомним биографию старика Рембрандта – тем более что к деталям этой картины она имеет самое непосредственное отношение.

Итак, мужчина Рембрандт родился в 1606 году в семье богатого мельника Хармена. При этом Рембрандт было его имя, Харменсзон (сына Хармена) вроде как отчество, а Ван Рейн – фамилиё такое. В 13 лет мальчик пошел учиться живописи, в 17 отправился на обучение в Амстердам, а уже в 21 вернулся и открыл собственную мастерскую (на двоих с другом Ливенсом, писавшим в той же манере, так что их картины путают до сих пор). Картины юного Рембрандта пользовались заслуженным успехом, однако особо богатства ему не приносили – и в 25 лет он перебрался в Амстердам, надеясь стать там, наконец, богатым и счастливым.

И то и другое случилось довольно быстро – в 28 лет он женился на дочери богатого бюргера Саскии ван Эйленбюрх, которая принесла ему не только семейное счастье и богатое приданное, но и много заказов от знакомых своего отца. Рембрандт разбогател, купил собственный дом, но ... Первые трое их с Саскией детей умерли во младенчестве, и лишь четвертый сын – Титус (Рембрандтсзон?), родившийся когда Рембрандту было 35, выжил. Впрочем, уже через год он остался без матери, а Рембрандт без жены – Саския умерла от туберкулёза. С этого момент жизнь Рембрандта покатилась по наклонной – после его картины «Ночной дозор» от него отвернулось общество и ушли почти все ученики. Он долго жил с няней своих детей Гертье Диркс, но так и не женился на ней, а когда она попыталась отсудить это право, упёк её в тюрьму.

К 50ти годам Рембрандт остался почти без денег, переписал всё своё имущество на сына Титуса, объявил себя банкротом и переехал жить в еврейский квартал. В последние годы жизни он писал в основном стариков и своего сына, который стал главным для него человеком. Но в 1668 году Титус скончался, а через год не стало и Рембрандта. Всемирная слава пришла к нему лишь 200 лет спустя – в 19-м веке. Сегодня он по праву считается крупнейшим представителем золотого века голландской живописи.

Главное полотно Рембрандта назвать сложно (да и надо ли?). Но у «Данаи», которая была написана в самые счастливые годы жизни художника, была необычная и интересная судьба, в которой оказались замешаны две любимых женщины художника, Дени Дидро, Екатерина Вторая, литовский маньяк и петербургские реставраторы…

1.«Данаю» Рембрандт написал в 1636 году, через 2 года после женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Сюжетом картины послужил известный миф о Данае, матери Персея (греческого супергероя). Когда его будущей жертве царю Аргосу сообщили пророчество, что его прикончит сына Данаи, он заточил её в подземелье и приставил служанку (вон она хитро выглядывает из-за занавески). Но Зевс явился к Данае в облике …э-э-э… золотого дождя и … в общем, всё у них получилось – Даная понесла, Персей родился, Аргос кончился.

2.Естественно Данаю кто только не рисовал. Наиболее известны «Данаи» Тициана, Тинторетто и Мабюзо, Корреджо, Госсарта, Климкта. Картины трех первых вот они ниже прилагаются для сравнения. В отличие от большинства других версий, у «Данаи» Рембрандта на картине нет золотого дождя и руки Данаи обращены не вверх, а вбок – она словно предвкушает скорый приход возлюбленного (и уже заранее раздемши?)

Тициан

Тинторетто

Мабюзо

3.Специалисты также обращают внимание на то, что Даная Рембрандта выглядит более интимно, в смысле менее мифически. На это указывают такие детали как неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане. Вопросы вызывает и кольцо на левом безымянном пальце женщины – явно обручальное. Но в мифе Даная не была ни с кем обручена – что бы это значило? И если художник изобразил на полотне свою жену Саскию, то почему у Данаи так мало черт сходства с ней? И от чего херувим на картине почти плачет?

4.А дело было так. Уже позже, рентгеновский анализ показал, что под этим изображением Данаи Рембрандта таится еще один вариант картины – более ранний. Теперь считается, что на картине 1636 года действительно была изображена жена художника Саския, и золотой дождь был, и херувим улыбался. Но после смерти художника, та самая няня его детей Гертье, занявшая освободившееся место, потребовало картину переписать, чтоб на ней возлежала она, любимая. В 1642 году Рембрандт картину переписал, но не полностью – Даная приобрела черты и Саскии и Гертье (вот они обе ниже, с других картин Рембрандта - Саския слева, а Гертье справа). Тогда же с картины пропал золотой дождь и херувим помрачнел.

5.Еще одна версия утверждает, что вообще-то на картине изображена куртизанка – как раз в тот период Рембрандт сделал несколько таких картин. Якобы поэтому плачет херувим – потому что любви здесь места нет. Кроме того перед Данаей как бы лежат золотые монеты, полученные ей неправедным путём – это они дают тот отблеск, на её теле. Тогда возможно Даная не ждёт, а провожает любовника? И почему она уже обнаженная становится понятно.

6.Чтобы покончить с версиями, выдадим еще одну - многие исследователи обращали внимание на некоторую …э-э-э… тяжеловатость фигуры Данаи (они тоже это заметили?). Так вот, возможно здесь речь идёт не только о канонах женской красоты средневековой Европы (помните, рубенсовские женщины), а о том, что Даная … уже беременна. От этого, мол, и плачет херувим. То есть Зевс придёт, и … расстроится. Или он уже приходил?

7.Ну а теперь от версий – к фактам. Картину эту Рембрандт так никому и не продал до самой своей смерти. Потом она куда-то пропала и всплыла уже в 18-м веке в знаменитой коллекции Кроза. И уже оттуда в 1772 году была приобретена российской императрицей Екатериной Второй для Эрмитажа по совету её друга по переписке, французского философа Дени Дидро. Занятно, что вместе с «Данаей» Рембрандта была куплена и «Даная» Тициана – теперь обе их можно увидеть в Эрмитаже

8.Последний, надеюсь, поворот в судьбе картины случился в 1985 году, когда некий литовец Бронюс Майгис плеснул на картину серной кислотой и дважды полоснул её ножом. Почему именно её? Просто спросил у работниц музея, какое полотно самое ценное и ему показали на «Данаю». В результате погибло 27% полотна (фото обезображенной картины ниже), но благодаря профессионализму и оперативности работников «Эрмитажа» (слава им!), большую часть картины удалось спасти. Затем полотно восстановили, постаравшись не трогать неиспорченную часть, чтобы сохранить максимальную оригинальность картины. На это ушло … 12 лет. Сейчас «Даная» Рембрандта снова висит в Эрмитаже, но уже за бронированным стеклом (как и «Джоконда» в Лувре). Да, а того литовца признали невменяемым, он 6 лет провел в психушке, а ныне спокойно живёт в независимой уже Литве.

Вот и всё. А на прощание предлагаю вам забавное видео – здесь собраны не просто картины Рембрандта, а его автопортреты, расположенные в биографическом порядке – так что вы сможете увидеть, как менялся художник по ходу своей непростой жизни…

Спасибо за внимание!

ray-binko.livejournal.com

Репродукция картины "Даная" Рембрандта

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Рембрандта  на натуральном  холсте.

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.  

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Рембрандта  не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

bigartshop.ru

Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история

Рембрандт. Даная, 1636-1647Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Внешний облик женщины, запечатленной на полотне, столько раз подвергался изменениям, что восстановить его первоначальный вариант теперь уже невозможно. Как удалось художнику изобразить одновременно жену и любовницу, и кто и зачем пытался уничтожить картину в ХХ в. – ответы на эти вопросы читайте далее.

Рембрандт. Даная, 1636-1647. ФрагментПервоначально «Даная» была гимном взаимной любви – в этом образе Рембрандт написал свою молодую жену – Саскию. Эта девушка стала для художника музой на долгие годы. Рембрантд создал «Данаю» в 1636 г., через 2 года после свадьбы с Саскией. Но семейное счастье было очень кратковременным.

Саския на картинах РембрандтаСлабое здоровье женщины не позволяло ей родить здоровых детей – они умирали в младенчестве. Выжить посчастливилось лишь одному сыну – Титусу, но его матери это стоило жизни – в 1642 г. Саския скончалась. Служанка Гертье Диркс стала кормилицей Титуса, а вскоре и любовницей Рембрандта.

Рембрандт Харменс ван РейнМежду любовниками часто вспыхивали ссоры – Гертье ревновала Рембрандта к Саскии даже после ее смерти, уж слишком явственно проступали ее черты на всех полотнах. Самое большое раздражение у Гертье вызывала «Даная», на которой Саския словно оживала. Женщина потребовала изменить ее облик, наделив ее чертами. И художник пошел у нее на поводу – он переписал картину, придав портретное сходство с любовницей.

Рембрандт. Гертье Диркс (*Женщина в постели*), ок. 1645Современный рентгенографический анализ подтвердил внесение изменений в 1646-47 гг. в центральной части картины и в чертах лица – Даная действительно сочетала черты жены и любовницы одновременно. Назойливая Гертье на этом не успокоилась – она требовала, чтобы художник изменил позу лежащей женщины и очертания ее фигуры. Тогда Рембрандт отнес картину в кладовую, чтобы Гертье оставила свои придирки. Но на этом злоключения «Данаи» не прекратились.

Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые рукиВ 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. Она переходила от одного владельца к другому, пока не пополнила коллекцию Пьера Кроза, которую позже купила Екатерина ІІ. Так «Даная» оказалась в «Эрмитаже».

*Даная* в Эрмитаже15 июня 1985 г. в «Эрмитаже» произошло ЧП: среди бела дня один из посетителей дважды полоснул картину «Даная» ножом, а затем облил ее серной кислотой. Вандалом оказался 48-летний литовский безработный Бронюс Майгис. Говорят, что перед этим он выкрикнул «Свободу Литве!», хотя литовцы этот факт отрицают. Преступника признали душевнобольным и освободили от уголовной ответственности.

*Даная* после покушения

*Даная* до и после покушенияСпасать шедевр бросились мгновенно, промывая полотно водой. Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. В результате около 30% авторского письма было утрачено безвозвратно.

Г. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта

Работа над восстановлением шедевраРеставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть – мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки.

Реставраторы трудятся над восстановлением шедевраВ 1997 г. шедевр вернулся в «Эрмитаж», на этот раз под бронированным стеклом. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника». Бронюс Майгис о своем поступке никогда не жалел. Однажды он заявил: «Никакого сожаления в том, что я уничтожил шедевр мирового значения, я не испытываю. Значит, его плохо охраняли и берегли, если мне это так сравнительно легко удалось сделать».

*Даная* после реставрации

Источник: http://www.kulturologia.ru/

worldartdalia.blogspot.com

Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации / Статьи / Newslab.Ru

Вы, может быть, слышали об этом случае вандализма — в 80-е в Эрмитаже картину Рембрандта «Даная» облил кислотой какой-то мужчина. Гораздо интереснее мотивов подобного поведения (политический акт, психическое расстройство, что-то еще) оказывается история ее реставрации, затянувшаяся больше, чем на десять лет. Что стало с картиной, вопрос спорный — можно ли считать ее по-прежнему принадлежащей только Рембрандту, или это уже какой-то концентрат чужеродного мастерства — оставим это в стороне и посмотрим на процесс ее изменения.

Даная

Картина была написана в 1636-1647 годах, сюжет происходит из древнегреческой мифологии: царю Акрисию предсказали, что он будет убит сыном своей дочери Данаи, поэтому он заключил ее в подземный дом, приставив служанку. Зевс увидел красоту Данаи, проник к ней в дом в виде золотого дождя. Родившийся после этого Персей случайно убил Акрисия. Исследователи долго не могли понять, почему картина называется «Даная», считая это ошибкой документов (никакого дождя, обычно изображаемого на картинах о Данае — Климт, Тинторетто — здесь не было), пока в 1956-62 годах картину, хранившуюся в Эрмитаже, не изучили с помощью рентгеноскопии. Тогда выяснилось, что в глубинах красочного слоя скрывается другой образ Данаи — изменилась прическа, выражение лица, положение рук и ног, освещение тела. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Тогда же традиционно падающий золотой дождь (капельки охры) был заменен золотистым светом, соответственно взгляд и жест правой руки, сначала устремленные наверх, теперь стали направленными в бок, в сторону источника света.

жест правой руки

В 1985 году в Эрмитаже мужчина облил картину серной кислотой и дважды ее порезал ножом. Утраты живописи составили 27%, несмотря на то, что к спасению картины приступили сразу же. Сначала ее сильно промыли водой, держа в вертикальном положении — через полтора часа действие кислоты остановилось. После этого картину укрепили раствором из рыбьего клея и медом, чтобы предотвратить отслоение слоев краски при высыхании. Осетрово-медовый клей применяется в реставрации для того, чтобы укрепить живопись, в случае «Данаи» он еще и нейтрализовал кислоту там, где она могла остаться. Кислота разрушила пленку лака, вступив во взаимодействие с пигментами (свинцовыми белилами, мелом, голубым азуритом), внутри живописного слоя выделялся углекислый газ, «как бы взрывая живописный слой», перемешивая краски.

Последствие кислотной атаки

На следующий день картину обработали дистиллированной водой, кислота обнаружилась только на нижней части рамы, куда она стекала вместе с красками. Когда с авторского холста сняли слои клея, обнаружилось, что он сшит из двух кусков и шов проходит по горизонтали вдоль всей картины. После воздействия кислоты и воды лак стал мутным, поэтому реставраторам пришлось восстанавливать цвет, глубокие борозды от лака заполнили мастикой в цвет тонировки холста. Новый слой лака отделил живопись Рембрандта от последующих махинаций — для того, чтобы реставрация была обратимой, и впоследствии ее можно было изменить.

В процессе реставрации

С помощью колориметра измерили изменения цвета — прибор позволяет не прикасаться к картине (она освещается двумя источниками света, имитирующими дневной и вечерний свет, свет отражается и через линзы попадает в фотоприемник), он с помощью светофильтров позволяет воссоздать усредненную чувствительность человеческого глаза. Цвет на картине сохранился, но изменилась его яркость, которую смогли вернуть при помощи дополнительного слоя лака. Интересно, что в ходе работ в красочном слое обнаружили измельченное стекло, бесцветное или слабоокрашенное. Существует несколько версий, почему художники XVII века добавляли стекло — с одной стороны, такой порошок может давать особенные оптические свойства, делая краски более прозрачными, с другой — способствует быстрому высыханию.

Итоги реставрации

Реставрация закончилась в 1997 году, с тех пор картина висит в зале голландской и фламандской школ в главном здании Эрмитажа, уже под бронированным стеклом.

newslab.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта