Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642). Ночной дозор рембрандт картина


Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

(«Выступление отряда стрелков под командованиемкапитана Франса Баннинга Кока»)1642 г. Холст, масло. 363 × 437 смРийксмузеум, Амстердам

Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа.

Питер Гринуэй

Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» - одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.

У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали   «ожившие» герои «Ночного дозора». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…

Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина - апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.

Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.

Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.

Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы...

Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.

Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…

Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».

Геррит Лунденс. Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

Подлинный  колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор»  был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для  него зале. К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную  красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако  после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и  это, пожалуй, не случайно.  Ведь сами  по себе славные мушкетеры капитана Кока  мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).

Настоящий герой картины  -  осененная  героическим духом, объединенная общим  движением  толпа, образующая нерасчленимое единство. Несколько раз повторяющиеся,  почти параллельные  диагонали, которые слева образованы  пикой, древком знамени и стволом мушкета,  а справа -  пиками, оружейными стволами и ободом барабана,  с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть  более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении  алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет  прямо на зрителя. Эта картина -  моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не  групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название  -  Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор –  очень подходит ему.

Картина  слывет загадочной.  Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над  этим полотном.  Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.

Самая манящая  среди загадок «Дозора» - изображение странной девочки  в золотом наряде. Она кажется карлицей:  ростом с ребенка, но с  лицом  молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.

Но есть и множество других, более прозаических  толкований:  эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена  тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно -  это скрытая шутка, основанная на  игре слов: на голландском языке  слова «коготь» («klauw») и  мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет! Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? Представим себе, что девочки нет на холсте: композиционное равновесие картины сразу нарушается, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, сцена утрачивает монументальность, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна - все словно гаснет и становится обыденным. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотну…

В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора», историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

bellezza-storia.livejournal.com

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»

(«Выступление отряда стрелков под командованиемкапитана Франса Баннинга Кока»)1642 г. Холст, масло. 363 × 437 смРийксмузеум, Амстердам

Рембрандт был не только великим художником, но и человеком театра, предтечей кинематографа.

Питер Гринуэй

Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» - одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.

У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали   «ожившие» герои «Ночного дозора». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…

Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина - апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.

Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.

Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.

Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы...

Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.

Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…

Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».

Геррит Лунденс. Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.

Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».

Подлинный  колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор»  был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для  него зале. К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную  красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако  после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и  это, пожалуй, не случайно.  Ведь сами  по себе славные мушкетеры капитана Кока  мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).

Настоящий герой картины  -  осененная  героическим духом, объединенная общим  движением  толпа, образующая нерасчленимое единство. Несколько раз повторяющиеся,  почти параллельные  диагонали, которые слева образованы  пикой, древком знамени и стволом мушкета,  а справа -  пиками, оружейными стволами и ободом барабана,  с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть  более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении  алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет  прямо на зрителя. Эта картина -  моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не  групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название  -  Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор –  очень подходит ему.

Картина  слывет загадочной.  Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над  этим полотном.  Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.

Самая манящая  среди загадок «Дозора» - изображение странной девочки  в золотом наряде. Она кажется карлицей:  ростом с ребенка, но с  лицом  молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.

Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.

Но есть и множество других, более прозаических  толкований:  эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена  тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно -  это скрытая шутка, основанная на  игре слов: на голландском языке  слова «коготь» («klauw») и  мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха - герб добровольной городской гвардии.

Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет! Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины? Представим себе, что девочки нет на холсте: композиционное равновесие картины сразу нарушается, без контраста с легкой фигуркой этой светлой малышки крупные мужские фигуры теряют масштаб, сцена утрачивает монументальность, в самой атмосфере картины пропадает какая-то струна - все словно гаснет и становится обыденным. Похоже, фигурка девочки с женским лицом и есть ключ ко всему полотну…

В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.

Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора», историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Им открываются интереснейшие вещи: ритмические соответствия линий, закономерности в, казалось бы, беспорядочном распределении света и тени. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Подобно тому, как на рембрандтовском полотне запечатлен момент, когда беспокойная толпа превращается в организованный отряд, так и в построении картины внутренняя гармония непостижимым образом берет верх над внешним хаосом форм, линий, световых пятен. В этом абсолютном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.

history-of-art.livejournal.com

Картина "Ночной дозор" Рембрандта. Описание картины, фото

Картина "Ночной дозор" Рембрандта стала переломной в творчестве художника. А кроме того, она скрывает немало тайн, которые до сих пор пытаются разгадать искусствоведы. Выставлено это произведение в Голландии в государственном музее.

Поэтому, к сожалению, не каждый может увидеть это замечательное творение, которое создал Рембрандт - "Ночной Дозор". Фото, изображающее эту картину, никогда не передаст всю красоту и неповторимость созданного шедевра, а лишь представляет обычную копию.

Роковое произведение автора, практически сломавшее его жизнь

Довольно многие старинные произведения великих авторов выглядят сегодня намного темнее, чем в то время, когда создавались. Копоть от каминов и практически постоянно зажженных свечей оказывали свое негативное влияние на многие шедевры.картина ночной дозор рембрандта

"Ночной дозор" - это одна из самых известных работ, и написана она была известным художником в тысяча шестьсот сорок втором году. Изначально имела совсем другое название. Сам творец назвал ее "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема Ван Рейтенбюрга".

До этой картины Рембрандт Ван Рейн славился своим великолепным мастерством, и к нему достаточно часто обращались многие очень богатые люди с разнообразными заказами. Но это произведение полностью изменило его жизнь. И, к сожалению, известный творец закончил свои последние дни влача жалкое существование. Порой ему приходилось выполнять свою работу просто за кусок хлеба или тарелку еды.

Какое впечатление производит картина на первый взгляд, или Ее первая загадка

В роковом произведении, которое создал Рембрандт Ван Рейн ("Ночной дозор"), есть персоны, изображенные именно на переднем плане. Это капитан, идущий в черном костюме и с красной перевязью. А также лейтенант, шагающий рядом с ним, который одет в золотистый камзол. И сразу же удивляет впечатление разгульного балагана происходящего вокруг. Все это как-то очень плохо вяжется с ее серьезным названием "Ночной дозор".рембрандт ночной дозор описание картины

Оказалось, что так произведение обозначили гораздо позже, аж в девятнадцатом веке. Когда картина уже изрядно потемнела от прошедшего времени. Глядя на ее темный колорит, никому и в голову не пришло, что художник Ван Рейн, как выяснилось, изображал солнечный день. И только в тысяча девятьсот сорок седьмом году, когда реставрировалась картина "Ночной дозор" Рембрандта, специалисты обратили внимание на то, как падают тени у персонажей.

Так и выяснилось, что на самом-то деле это дневной дозор. И описанное действие происходит около полудня. Однако это не единственный секрет, присутствующий в произведении. Шедевр, который создал Рембрандт – "Ночной дозор" - описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.

Популярная стилистика написания картин семнадцатого века

В семнадцатом веке были очень популярны групповые портреты. Определенный коллектив скидывался равными долями и оплачивал работу художника. Но каждый хотел быть увековечен на равных правах с коллегой. Ну и конечно, крупным планом. Заказ от стрелковой роты Рембрандт Ван Рейн получил, поскольку очень славился мастерством портретной живописи.рембрандт ночной дозор описание

Каждый член обратившейся группы заказчиков внес свою долю в оплату работы Ван Рейна. И сейчас, глядя на картину, можно легко догадаться, почему его клиенты остались недовольны. Если не считать капитана с лейтенантом, шагающих на переднем плане, все остальные фигуры кажутся второстепенными. Какой-то массовкой на заднем плане. Конечно, они остались обижены, платили-то все поровну.

Безутешное горе художника и последующие неприятности

Недовольство заказчиков бросило очень серьезную тень на статус Рембрандта. Ему перестали давать заказы. Он оказался непопулярен и не востребован для богатой публики. Для любого художника это было бы серьезным ударом. А для Ван Рейна оказалось двойным. Так как именно в тот год, когда была написана картина "Ночной дозор", Рембрандта постигло неутешное горе - умерла его жена Саския.рембрандт ночной дозор фото

Богатство супруги позволяло ему жить на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая. Теперь же, когда Саския умерла, а заказчики отвернулись, карьера творца пошла на спад. И остаток жизни он прожил на деньги кредиторов, работая, как сейчас принято говорить, за еду и жилье.

Рембрандт. " Ночной дозор". Описание картины или ее очередная загадка

До конца, в общем-то, так и непонятно, почему художник отступил от канонов и пошел против своих заказчиков. Есть версия, что виной всему больное воображение Рембрандта Ван Рейна. У него было страшное заболевание – сифилис. А по другой версии, картина отражает заказное убийство прежнего капитана роты, место которого занял Кок в черном. А некоторые эксперты считают, что эта картина - дружеская шутка над неопытными членами роты.

Дело в том, что к моменту, когда была написана картина, стрелковые роты были уже чисто номинальными. В них вступали зажиточные граждане, чтобы иногда с честью выходить на парад. Для жителей того времени было очевидно, что именно то, как изображены эти мушкетеры, явно показывает, что с мушкетами они обращаться не умеют.

Маленькая карлица в золотистом наряде и с лицом любимой супруги

Таким образом, пародия и сатира этой картины не вызывают сомнений. Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина "Ночной дозор" Рембрандта Ван Рейна.рембрандт ван рейн ночной дозор

Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Никто не знает о замысле Рембрандта, поэтому насчет этой девочки строится масса различных догадок. Возможно, согласно моде тех времен, мастер хотел совместить в одном персонаже сразу несколько смыслов. Светящийся ангел, потому что жена его была музой и помогала ему во всем. Девочка, так как военных всегда сопровождали маленькие прелестницы, нанимающиеся к ним за обычные провианты.

Пародия на фривольное поведение

Если присмотреться, то на поясе этой девочки можно увидеть висящую курицу. Это тоже не просто так, а с определенным смыслом. Вообще, на гербах стрелков Голландии того времени часто изображали хищных птиц со скрещенными лапками, таких как соколы или ястребы.

Поэтому здесь художник Рембрандт, картины которого всегда полны глубокого смысла, показывает куриные лапки. То ли издевается, то ли намекает на распространение фривольного поведения. Поскольку эти птицы были символом девиц легкого поведения.

Люди, серьезно изучающие великие шедевры

художник рембрандт картины

Людям, далеким от искусства, вся эта символика может показаться несколько притянутой за уши, но искусствоведы всерьез изучают все мельчайшие детали картин, чтобы разгадать послания творца. Ведь живопись - это символьный язык. Поэтому имеет огромное значение не только, кто изначально изображен на шедевре, но и как именно это сделал художник.

Так и картина, которую нарисовал Рембрандт - "Ночной дозор". Описание ее и изучение было выполнено очень опытными специалистами и именно поэтому помогло раскрыть многие ее загадки. Любыми вторыми, третьими и четвертыми смыслами и отличаются великие произведения от простых картин, которые продаются в переходах.

В произведении есть и другие загадки. Искусствоведы насчитывают около сотни вопросов, на которые пока все еще нет ответов. Несомненно, только одно - именно "Ночной дозор" стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна.

загрузка...

worldfb.ru

Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)

«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», написанная в 1642 году.

История создания

Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией — дискуссионный вопрос). В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых — девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой.

Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 — участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины[1].

Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.

Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.

«Ночной дозор» или «Дневной»?

Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.

Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами лишь в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Лишь при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь (это предполагали некоторые искусствоведы и ранее). Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого голландца.

Самолет «Ночной Дозор»

Офицер — первый командир Squadron самолётов Boeing E-4B — воздушных командных пунктов президента США дал самолёту название «Nightwatch» (Ночной дозор) в честь дозора народной стражи идущего по ночному городу с картины Рембрандта.

В кинематографе

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation. 2010.

biograf.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта