Жутко дорогая живопись нашего времени. Почему так дорого стоят картины пикассо


Почему так дорого стоит "мазня"?: al_ghe

Инвестиции в искусство

Верховный теоретик искусства интернет-ресурса Artinvestment, Владимир Богданов, предпринимает смелый опыт рационального объяснения нерационально высоких цен на художественные произведения, многие из которых считаются у людей несведущих мазнёй...

Малевич К.С. "Черный квадрат", 1915

"В недавнем перечислении девяти мифов о рынке русского искусства (см. AI) был намеренно пропущен десятый — самый распространенный из них и относящийся не только к рынку русского искусства, а к арт-рынку вообще. Нет, речь не про обычную песню «что хорошего в "Черном квадрате"». Но тоже разговор застольный. Сводится он к безапелляционному тезису оппонента, что все эти продажи искусства — торговля воздухом и деньги на ветер.

Следовательно, все эти немыслимые аукционные цены — это непременно пузырь, обман, и в целом все смахивает на ловкую аферу. Спорить с этим можно до хрипоты. Убежденный носитель житейской мудрости никогда не согласится, что за картину (пусть даже самую расчудесную) человек в здравом рассудке может заплатить несколько сотен миллионов долларов.

Попробуйте кому-нибудь ради интереса объяснить, что важная для истории искусства фотография может стоить под 5 миллионов долларов, как многоквартирный дом в Москве. А шедевр Сезанна — как 25 таких домов, то есть целый городской квартал. То-то. Тем не менее попробую. Так, чтобы было понятно.

О «торговле воздухом» и «деньги на ветер» рассуждать скучно. Тут многое познается в сравнении. Для одних купить Матисса означает купить «воздух», а для других, условно, Басков на частную вечеринку — удачное приобретение. Приходится сравнивать вечное с модным.

Как тут объяснить, что работа Матисса переживет века, а имя ее владельца тоже сохранится в истории? По меньшей мере, о нем будут упоминания в строчках публикуемого провенанса и в переиздаваемых каталогах. А вот имена «королей вечеринок» вряд ли ждет эта участь.

Начну с того, что баснословные цены — удел не многих и очень непростых картин. Платят не за холст, краски и умение «изображать как в жизни» (это как раз уже не имеет значения). Охота на шедевры — это поиск предметов, служащих воплощением прорывных идей, апофеозом новаторства, свидетельством переломных событий в истории художественной мысли.

Никому не нужен фигуративный ранний Мондриан или экспрессионизм раннего Ротко. Коллекционеры требуют их новаторского неопластицизма и пульсирующих цветовых абстракций. А будь у кого шанс приобрести на аукционе «Черный квадрат» Малевича, то покупатели бились бы заведомо не за схематичный, довольно небрежно написанный холст.

Боролись бы они за революционную вещь, икону авангарда, определившего развитие живописи XX века. И стоил бы этот неаккуратно написанный первосимвол новой религии в искусстве больше сотни миллионов долларов.

Скептикам, сомневающимся в оправданности цен на шедевры, стоит обратить внимание, что они устанавливаются не в тихих кабинетах, а на аукционах, в реальной публичной борьбе, при высочайшем уровне состязательности. Иногда речь идет о десятках аукционных шагов. То есть установившаяся цена, как правило, объективна. Это вам не госзакупки с псевдотендерами. Это устойчивый рынок.

И тем не менее, почему выдающиеся картины стоят так дорого? Вот лишь несколько возможных причин:

1. Инвестиции в долгосрочный «суперактив». Обычным людям, с горизонтом планирования 1—3 года это сложно понять. Но владельцы состояний, их трасты и «семейные офисы» порой вынуждены думать на 20—50, даже 100 лет вперед. А ведь там, за горизонтом вообще ничего не просчитывается — полная неопределенность. Сохранится ли роль золота? Большой вопрос, скорее нет. Что будет с нефтью, питьевой водой да и вообще с картой мира? Что можно будет передать правнукам?

И так сплошные вопросы. Но, оглянувшись назад, можно вспомнить, что человечество всегда брало с собой в будущее. Знания и искусство. Мир будет сильно меняться, но вряд ли потомки кардинально пересмотрят значение Тициана, Сезанна, Малевича. Поэтому шедевры многими сегодня рассматриваются как долгосрочное средство сбережения, некий «суперактив» для вложений капитала.

2. Исключительная редкость. В ноябре 2008 года «Супрематическая композиция» Казимира Малевича была продана на Sotheby’s за 60 миллионов долларов и заняла второе место в списке самых дорогих произведений русских художников. Ошеломительный результат? Отнюдь. Если бы не навалившийся финансовый кризис, то работа могла бы уйти и за 100 миллионов.

Оставим в стороне патетику (понятно, что супрематизм Малевича — изобретение, изменившее историю мирового искусства в XX веке) и сосредоточимся на материале. Живопись Малевича в частных руках вся наперечет, и работы подобного класса могут появиться на рынке только в результате исключительных событий.

Так, эту «Супрематическую композицию» и еще две работы в стиле супрематизма отсудили у голландского музея Стеделийк наследники художника в результате сложного реституционного спора. То есть потенциально на рынке могут появиться еще две вещи сопоставимого уровня, но когда это произойдет? Может, через 10 лет, может, через 20, а может, через 100.

Равно как и единственная версия «Крика» Эдварда Мунка в частных руках, «Поцелуй» Густава Климта и другие уникальные вещи. Вот и ответ: покупатели готовы платить баснословные суммы за шедевры исключительной редкости.

Казимир Малевич. "Супрематическая композиция",  1916. $ 60 млн.3. Плата за роль достопримечательности (источник прибыли). Шедевры не только дорожают сами по себе, но и могут быть источником прибыли. Они выполняют функцию достопримечательности, привлекают туристические потоки. Сегодня растет доля и значение культурного туризма, в престижные музеи стоят очереди. В мире появляются новые искусственно создаваемые центры культурного туризма — например, на Ближнем Востоке.

Чем заманить путешественников? Купить шедевры. За любые деньги. Уверен, что немало людей готовы съездить посмотреть «Игроков в карты» Сезанна, купленных королевской семьей Катара примерно за 250 миллионов долларов. Да еще и пиар получился блестящий: такие траты сами себя рекламируют.

ПольСезанн. "Игроки в карты", $ 250 млн.4. Искусственное ограничение предложения шедевров. Раз всем понятно, зачем регулировать предложение алмазов на рынке, то почему то же самое не делать с шедеврами? В арт-мире эта схема не самая распространенная, но тем не менее встречающаяся. Если б та же галерея «Мальборо» выбросила на рынок все свои запасы экспрессиониста Френсиса Бэкона, то можно представить, что произошло бы с ценами. Коль скоро этого не происходит, то все предсказуемо растет, что в целом всех устраивает.

5. Фактор must — «обязано быть». Коллекционер, конечно, может потерпеть без новаторских абстракций Ротко. А вот музею современного искусства, претендующему на мировую известность, без Ротко нельзя никак. Равно как и без Бэкона, и без Фрейда, и без многих других столпов. Без этого придется смириться с локальным или даже провинциальным статусом.

Сегодня мы переживаем период возникновения новых амбициозных музеев: на Ближнем Востоке они уже создаются, а там и Китай подтянется. Всем им нужны серьезные закупки. А вещей, как мы помним, не так уж много. Так, в прошлом году на аукционы выставлялось лишь пять живописных абстракций Ротко. Три из них были проданы за десятки миллионов долларов. Причем одна обновила очередной мировой рекорд. И это повторяется почти все последние годы: цены на важные абстракции Ротко продолжают расти.

Марк Ротко. "Оранжевое, красное, желтое", 1961. $ 86 млн.6. Наценка за новаторство. Если миллионные цены импрессионистов и старых мастеров большинство внутренне готово принять, то современная фотография за 3 миллиона долларов — это за рамками его понимания. А ведь таких примеров уже не мало. Самая дорогая фотография на сегодняшний день — это «Рейн II» Андреаса Гурски, проданная в 2011 году на Christie’s за 4,3 миллиона долларов.

До этого аукционный рекорд для фото составлял 3 миллиона долларов. Его делили снимок «99 центов» того же Гурски и «Ковбой» Ричарда Принса. Но почему? Вероятно, в значительной степени речь идет о премии за новаторство. Ричард Принс считается изобретателем и идеологом Appropritation Art — «художественного заимствования».

Так, фотография за 3 миллиона долларов получилась, когда Принс переснял из журнала чужое фото ковбоя в рекламе сигарет «Мальборо». Такого еще не было. Иногда использование чужих фото приводило к неприятностям, но как говорят в России: «Наглость — второе счастье». Смелый художественный жест получил признание искусствоведов и коллекционеров, а цены на работы художников-новаторов уже привычно бьют миллионные отметки.

Андреас Гурски. "Рейн II". $ 4,3 млн.    7. Конкуренция амбиций. Еще в 2010 году в мире насчитывалось почти 11 миллионов миллионеров. То есть тех, у кого миллионы не последние — без учета машин, недвижимости, имущества. 11 миллионов человек — это больше, чем все население Греции, сравнимо с населением Москвы. Даже если методика учитывала только легальные состояния, то цифра впечатляет. Ошибкой было бы считать, что хотя бы пятая часть из них интересуется искусством. Думаете, что оставшимся не за что побороться на несчастном аукционном рынке? На том, на котором в год выставляется лишь пять абстракций Ротко?

Список причин, по которым за картины платят многие миллионы долларов, конечно, не исчерпывается этими семью. Есть еще пружина отложенного спроса (Россия, Китай и др.), когда коллекционеры в новых политических условиях словно с цепи срываются. Бывают заведомо фиктивные сделки, раскрутка, манипулирование ценами, но это уже больше на уровне нюансов и общую картину вряд ли искажает. В основном же все объясняется проще: слишком большое количество денег охотится за малым количеством уникального товара, способного пережить века, не растеряв своей ценности. И побеждать в этом соревновании приходится, предлагая безумные ставки".

Источник: AI

al-ghe.livejournal.com

Сколько-сколько? Художники и эксперты объясняют, почему картины стоят тысячи долларов и больше

Картины художников в Беларуси стоят от тысячи долларов, и цена может достигать 14 тысяч. Но это довольно скромная сумма в сравнении со стоимостью работ всемирно известных мастеров на аукционах. Три белорусских художника и три искусствоведа объяснили TUT.BY, из чего складывается стоимость их работ и почему они стоят так дорого (или, наоборот, даже дешевле, чем следовало бы).

Алеся Скоробогатая: «Пчелиный поцелуй» за 14 тысяч долларов

По опыту художницы, цена картины определяется комплексом критериев:

- остротой и гармонией, современностью образного решения,

- неповторимой индивидуальностью, оригинальностью авторской манеры,

- качеством исполнения замысла,

- известностью автора,

- успехом на выставках и конкурсах, публикациями в каталогах, прессе,

- ценой и качеством использованных материалов.

Картины художницы по выставленным ею ценам приобрели в свой фонд Национальный художественный музей, Музей современного искусства в Беларуси. Ее работы также хранятся в частных и музейных коллекциях Беларуси, России, Германии, Польши, Франции, Вьетнама, США, а диптих «Ночь» и «День» (дипломная работа Алеси Скоробогатой. — Прим. TUT.BY) находится в посольстве Республики Беларусь в Азербайджане.

Фото организаторов "Осеннего салона"
Фото организаторов «Осеннего салона»

Картина «Пчелиный поцелуй» стоит 14 тысяч долларов. И ее стоимость определяется большим размером холста (100 на 140 сантиметров), дорогостоящими, высококачественными материалами, приобретенными в Беларуси и за рубежом, затратами на приобретение деревянного багета, выполненного по индивидуальному заказу.

— Эта работа уникальна и является моей интеллектуальной собственностью. И она была высоко оценена известными критиками. Репродукция картины была напечатана в каталоге выставки «Осенний салон с Белгазпромбанком» и в многочисленных СМИ, — резюмирует Алеся Скоробогатая.

Михаил Гулин: «Несанкционированное применение цвета» за 6,5 тысячи долларов

«Несанкционированное применение цвета» — это полиптих, 4 работы 100 на 120 сантиметров. Написано два варианта этой работы: один был продан за 6,5 тысячи долларов, второй за 6 тысяч евро.

Фото предоставлено Михаилом ГулинымФото предоставлено Михаилом Гулиным

— Цена на работу, как и имя художника, — это результат общественного договора между художником, галеристом и критиком. В моем случае первым лицом в этом общественном договоре стали кафедра монументально-декоративного искусства и Академия искусств, давшая мне диплом. Дальше в копилке признания — Союз художников, выставка в Музее современного искусства, публикации в СМИ. Хотя из Союза я потом вышел.

Вторым пунктом этого общественного договора значится галерея. Михаил Гулин уже около десяти лет сотрудничает с арт-директором Анной Чистосердовой и директором галереи Валентиной Киселевой. Сначала было сотрудничество с галереей «Подземка», а теперь Михаил Гулин — художник галереи современного искусства «Ў».

— Во многих странах существуют четкие коэффициенты, по которым можно легко высчитать стоимость работы, системы рейтингов и аукционы. У нас же любой архитектор или дизайнер запросто может продать свой школьный этюд в разы дороже, чем известный художник. Просто потому, что имеет непосредственный выход на заказчика. А покупателю часто лень разобраться, какое же искусство ему нужно.

Художник объясняет, что есть два способа продажи работ: дешево, но много и дорого, но мало. «А если поставить слишком высокую цену, будет просто мало», — комментирует Михаил Гулин.

Иван Семилетов: тысяча долларов за картину метр на метр

— На данный момент мои картины стоят именно столько, за сколько их реально продать в Беларуси. Средняя цена 800 — 1000 долларов за холст метр на метр. Если я поставлю ценник больше, не смогу продать, а ставить цену меньше — нет смысла.

Художник объясняет, что в цену входит стоимость красок, подрамников, аренда мастерской, затраты на организацию выставок, печать буклетов и каталогов. Сюда же входит и стоимость обучения мастерству живописи, которое весьма сложно посчитать.

— Обучение в двух художественных школах и 5 лет в Академии искусств. На Западе достаточно окончить курсы за несколько месяцев — и ты уже художник. У нас учатся около 15 лет. Поэтому у нас очень сильная школа академического рисунка и живописи, что очень ценно. Если рассматривать с этой позиции каждого белорусского художника, то наши картины должны стоить в десятки, если не сотни раз больше.

Фото с сайта bel-art.by«Межвременье». На данный момент заявленная стоимость работы 19 млн 200 тыс. руб. Фото с сайта bel-art.by

— Сейчас на компьютере можно за три минуты сделать картину и распечатать. Поэтому ценные идеи и находки физически очень сложно отыскать под тоннами произведенного мусора. Но время все расставит по местам и определит, что какую ценность имеет. Что сейчас ценно, а что нет, определяют искусствоведы.

Марк Ротко: «Оранжевый, красный, желтый» за 86,8 млн долларов

Формирование цены на самое дорогое полотно, проданное с аукциона, объясняет кандидат искусствоведения, доцент кафедры БМХК УО «БГУКИ» Светлана Смульская.

Фото: www.aurea-art.ruФото: www. aurea-art.ru

В 2012 году картина Ротко была продана за 86,8 миллиона долларов и стала самым дорогим послевоенным полотном, проданным с аукциона. Келли Кроу в Wall Street Journal отметил тогда, что палитра картины приковывает взгляд так же, как закат. И деликатно добавил, что согласно мнению аукционных специалистов, коллекционеры всегда платят больше за полотна в красных и золотых тонах, чем в серых.

Светлана Смульская отмечает, что цены за полотна бывают и выше, но на закрытых торгах. Там за 140 млн долларов купили картину Джексона Поллока. Ротко же даже на фоне своих современников — особенный художник: «Сам он при жизни сделал немало для того, чтобы реже выставляться и продавать картины. Так вышло, что именно Марк Ротко был не готов к прижизненному успеху художника Марка Ротко».

Искусствовед поясняет, что Ротко не был амбициозным человеком и возражал против того, чтобы его причисляли к абстракционистам. А от изображения он отказался для того, чтобы акцентировать темы своих работ — человеческие чувства. Он стремился к «простому выражению сложной мысли», именно такому, чтобы зритель не просто понял, какой эмоции посвящено произведение, а почувствовал ее.

— Конечно, до конца понять, что представляют из себя эти полотна, можно лишь физически находясь перед ними. Но неоднократно были и продолжают повторяться факты, когда люди плакали, глядя на его полотна. Простые с виду картины Ротко действительно способны пробуждать эмоции.

Светлана Смульская отмечает также, что в случае с произведениями искусства существует такое понятие, как уникальные продажные качества. Привычнее это называть индивидуальным стилем художника или даже брендом. Именно благодаря «однообразным цветовым полям» Ротко его невозможно спутать с другими художниками.

Ценность картине придает и то, что до 2012 года она принадлежала одному из ведущих коллекционеров американского искусства второй половины ХХ века Дэвиду Пинкусу. Само это имя для арт-рынка — знак высокого качества. Репутация коллекционера настолько высока, что по умолчанию если Пинкус когда-то вложил деньги в какую-то картину, значит, ее стоит купить.

Были и совершенно объективные предпосылки для того, чтобы полотно ушло по рекордной цене. К 2012 году Ротко стал легендарной личностью, про которую шла пьеса на Бродвее — «Красный». И картины Ротко до этого продавались очень хорошо: самая примечательная продажа — 72,8 млн долларов в 2007 за полотно «Белый центр» на Sotheby’s.

Светлана Смульская объяснила, что арт-рынок и жизнь аукционных домов сильно изменились за последнее время. История домов Christies и Sotheby’s, которые держат приблизительно 70% современного арт-рынка, насчитывает не одно столетие. Но до конца 50-х картины еще живущих художников не продавались публично. Поэтому о сделках по продажам полотен Пикассо не писали на первых страницах газет, и не многие знали, какие суммы за них выкладываются.

Но сегодня аукционные торги широко обсуждаются в СМИ. Это позволяет верить в то, что искусство — это востребованный товар, который можно выгодно перепродавать. Светлана не отрицает, что существуют коллекционеры, которые покупают произведения из любви к искусству. Но очень много людей стремится просто разнообразить таким образом свой инвестиционный портфель.

— Просто вспомните, что в последние годы происходит с ценами на нефть, с евро и российским рублем. Согласитесь, на этом фоне вложить деньги в произведение, стоимость которого с годами будет только расти, идея вовсе не романтическая.

На стоимость картин влияет и то, что с каждым годом на рынке остается все меньше старой живописи, и современные коллекционеры все чаще вкладывают деньги в произведения, созданные в ХХ веке. Сотрудничество с ныне живущими художниками рискованно, так как через десять лет о нем могут забыть, и вложенные деньги не окупятся.

— А вот послевоенное искусство в целом и творчество Марка Ротко в частности — идеальное вложение. Это картины, которые уже вошли в историю искусства, но еще есть на рынке, поскольку не все из них заняли свои места в музеях и частных коллекциях. Более того, тех же самых полотен Ротко с каждым годом на рынке будет становиться только меньше, и поэтому они будут только дороже и дороже. И после рекордной продажи в 2012 году каждая работа Ротко по умолчанию стала стоить дороже.

Казимир Малевич: «Супрематизм. 18-я конструкция» за 32,8 млн долларов

"Супрематизм. 18-я конструкция"., 1915 год. Иллюстрация: kazimirmalevich.ru«Супрематизм. 18-я конструкция», 1915 год. Иллюстрация: kazimirmalevich.ru

В 2015 году полотно было продано аукционным домом Sotheby’s за 32,8 млн долларов. Оценочная стоимость произведения составляла 20−30 млн фунтов (30−46 млн долларов).

Тогда Sotheby’s анонсировал: «Идеальный пример революционной абстракции одного из самых значимых в мире художников ХХ века», «Одна из самых значимых картин Казимира Малевича из всех, что когда-либо появлялись на аукционных торгах», и далее следовало: «Супрематизм, 18-я конструкция — кульминация торжества критиков в ретроспективе в Лондонском Тэйт — впервые выставлена на аукцион». Этого слогана достаточно, чтобы акцентировать внимание самых требовательных коллекционеров на одном лоте, — объясняет искусствовед, куратор и владелица галереи-квартирника «Мастацкi маёнтак» Ольга Клип. По ее словам, аукцион объявил картину хедлайнером вечера.

Летом 2015 года исполнилось 100 лет супрематизму, 100 лет с момента создания «Черного квадрата» Казимиром Малевичем и столько же «18-й конструкции». Работа была создана автором на пике творчества, когда он сделал величайшее открытие в своей жизни (и не менее значимое в истории искусства), теперь известное как супрематизм. С того времени работа появилась на аукционе впервые. До этого она находилась у наследников художника, но регулярно появлялась на выставках в музеях мира. Впервые она была показана в Москве в 1915 году, а европейский зритель увидел ее в 1927 году. В последние годы работа находилась в экспозиции Тейт Модерн в Лондоне.

В течение последних 25 лет только три значимые работы Малевича появлялись на аукционных торгах. Лидером оказалась продажа 2008 года «Супрематической композиции» 1916 года, которая ушла за 60 млн долларов. Специалисты мирового арт-рынка считают, что коллекционерам не скоро представится возможность приобрести супрематического Малевича в собственность, так как этих работ почти не осталось в свободном обороте.

— «Супрематизм. 18-я конструкция» показательна для творчества Малевича, в котором он уходит от всего фигуративного и объективного. Нам остается идеальный квадрат холста 53,3 на 53,3 см и только игра цветных элементов на белом фоне с законами гравитации, динамики и пространства, — рассказывает Ольга Клип.

Хелена Ньюмэн, соруководитель отдела импрессионизма и искусства модернизма в Sotheby’s, назвала эту картину удачей для коллекционеров, которые ищут иконы абстрактного искусства ХХ века.

Хаим Сутин: «Маленький кондитер» за 18 млн долларов

Фрагмент картины Хаима Сутина «Маленький кондитер» Изображение с сайта christies.comФрагмент картины Хаима Сутина «Маленький кондитер» Изображение с сайта christies.com

В 2013 году картина французского художника белорусского происхождения Хаима Сутина «Маленький кондитер» была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 18 миллионов долларов. Столь высокую стоимость работы объясняет журналист Юрий Абдурахманов. Сейчас он читает цикл лекций на Радио "Культура" о Сутине и других художниках Парижской школы.

— «Кондитер» сыграл решающую роль в художественной карьере Сутина. Именно этот портрет вызвал восхищение американского коллекционера А. Барнса, который в итоге купил полсотни работ Сутина.

Французский коллекционер и арт-дилер Поль Гийом (1891 — 1934 гг.), например, так описывал «Кондитера из Сере»: «…необычайный, завораживающий, с огромным великолепным ухом… Шедевр!».

По словам Юрия Абдурахманова, Сутин часто выполнял серию полотен на заинтересовавший его сюжет. «Кондитер» не стал исключением, художник возвращался к этой теме шесть раз.

— В Музее Оранжери в Париже хранится один из сутинских «Кондитеров», чьи черты, как это всегда бывает у Сутина, деформированы и преувеличены, что придает портрету необычайную экспрессивность. Владение Сутиным оттенками белого и красного цветов в этом портрете достигает необычайной силы и мощи, — рассказывает об исключительности работы Юрий Абдурахманов.

Под влиянием абстрактного искусства о Сутине во второй половине ХХ века забыли, но начиная с 2001 года котировки его живописи на мировом арт-рынке резко взлетели. За последние 15 лет более тридцати его картин преодолели символический порог в миллион долларов.

— Не думаю, что это связано с модой: Сутин всегда был вне моды. Его живопись слишком сильна и экспрессивна, чтобы нравиться всем. Она переполнена мучительным чувством и необычайной энергетикой.

Востребованность картины исследователь объяснил тем, что экспрессионизм вновь все больше привлекает к себе внимание как художников, так и любителей искусства и коллекционеров. И вдобавок несмотря на то, что Сутин нашел свой собственный путь в искусстве, он является одним из последних продолжателей великих художников прошлого — Рембрандта, Милле и Курбе.

На стоимость влияет и конъюнктура арт-рынка. Аукционные дома ищут возможность поднять уровень своих продаж и четко реагируют на спрос.

— Скорее всего, по инерции продаются еще полотна Поллока и Уорхола, но все четче проявляется новый тренд: спрос на искусство начала ХХ века. А там, прежде всего, три гиганта: Пикассо, Модильяни и Сутин. И вот последний, по целому ряду причин, долго оставался в тени. Даже Шагал и Дали гораздо более известны и, что немаловажно, понятнее массовому зрителю. Наступает время Сутина. Человечество, наконец, доросло до понимания гения из Смиловичей. Думается, в ближайшее время цены на его картины будут только расти.

news.tut.by

Жутко дорогая живопись нашего времени: tiina

Золото, алмазы, нефть – все меркнет в сравнении с полотнами известных художников, которые уходят с аукциона за суммы равнозначные месячному, а то и годовому бюджету небольшой страны. Вот и совсем недавно картину Амедео Модильяни «Лежащая обнаженная» продали за 170, 4 миллионов долларов на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке. Эта картина бесспорно красива и оригинальна, но такие деньги… Так с чем же связаны такие цены на произведения искусства, и какие из них особенно поражают воображение своей ценою?

Почему дорогие картины так популярны?

Баррель нефти или слиток золота стандартен и не уникален: нефть может отличаться брендом, слиток драгоценного метала весом, но и только. А вот каждое произведение искусства всегда существует только в одном экземпляре, е его копия или тем более подделка уже воспринимаются не более ценными, чем фальшивая купюра. Другое дело, что ценится не любая картина. Чем известнее и пафоснее автор, тем она дорожа. Существует и ирония судьбы: зачастую художник при жизни мог сильно бедствовать, как, например, автор «Лежащей обнаженной» Амедео Модильяни, и получить известность уже после смети. Увы, но смерть художника – это гарантированный нолик, а, то и не один, к стоимости его картины, ведь он уже больше ничего подобного не напишет, что усиливает уникальность произведения. Дорогие картины обычно покупают три категории людей: коллекционеры – ценители искусства, которые прекрасно разбираются в приобретенном; просто богатые люди, желающие похвастаться дорогой покупкой; люди, рассматривающие картину как вложение, покупку, более компактную, чем золото и более надежную, чем валюту.

Пикассо – самый дорогой художник мира

Первое место в нашем рейтинге самых дорогих картин занимает написанная в 1955 году картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)».

486

Картина Пабло Пикасо «Алжирские женщины»

В нынешнем году полотно продали за баснословные 179,4 миллиона долларов! Пикассо вообще считается самым дорогим художником в мире, его работы регулярно продаются за большие сумы, бьющие рекорды.

Картина Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев» очень хорошо демонстрирует, почему дорогие картины так популярны.

3a3cb9a50437

Картина Пикассо «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев»

В 1951 году это полотно семейство Броуди купило за 19 000 долларов, а в 2010 его продали уже за 107 миллионов долларов! Даже с учетом инфляции, рост в цене колоссальный. В число картин Пикассо проданных за суммы свыше 100 миллионов долларов входит и «Мальчик с трубкой», проданный в 2004 году за 104 млн. долларов.

Pablo-Picasso_A-boy-with-pipe_1905

Картина Пикассо «Мальчик с трубкой»

Так что, Пикассо можно считать основателем «золотого запаса» дорогих картин — этот невероятно плодовитый мастер в общей сложности написал 20 000 картин, и неизвестно, сколько раз ещё поднимется цена на его полотна!

Обнаженное сокровище

Ненамного отстает от картины Пикассо полотно «Лежащая обнаженная» Амедео Модильяни,проданное в этом году за 170,4 миллиона долларов.

18ef29d175c8edc365e148ddb7pt--kartiny-panno-avtorskaya-kopiya-kartiny

Амедео Модильяни «Лежащая обнажённая»

Кстати, при жизни оба художника были знакомы и ценили творчество друг друга. На аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни уже ушли с молотка за 60,6 и 68,9 миллионов долларов, но 2015 год побил все рекорды. Парадокс, но самой дорогой картине Модильяни, не особо повезло при его жизни, его персональная выставка в Париже была сразу же закрыта из-за картин «непристойного содержания».

«Номер 5»: абстракция проданная за реальные деньги

Еще недавно самой дорогой картиной в мире считалось ОЧЕНЬ незамысловатое полотно Джексона Поллока с незамысловатым названием: «Номер 5», проданное за 140 миллионов долларов.

3809bfc4f592

Картина Джексона Поллока «Номер 5»

Кто бы мог подумать, что Пикассо и Модильяни смогут так быстро побить ее рекорды, еще выше подняв планку дорогой живописи. Картину приобрел Дэвид Геффен, известный скупкой супер дорогих картин. «Номер 5» написана в стиле абстрактного экспрессионизма и непосвященного озадачит не меньше чем знаменитый черный квадрат.

Черный квадрат Малевича

Кто-то называет это шедевром, а кто-то самым большим разводом в искусстве.

800px-Kazimir_malevich,_quadrato_nero,_1915,_02

«Чёрный квадрат» Малевича

Тем не менее, за квадратами Малевича уже забронированно место в искусстве на долгие годы вперёд, и никуда от этого не деться. ерных квадратов у Малевича, кстати, целых четыре, как и сторон у этой геометрической фигуры. Все они хранятся в различных галереях России, и продавать их не собираются, изрядно расстраивая коллекционеров и аукционистов, ведь картины не сразу оказались там, где сейчас и ещё в начале 90-х их можно было купить относительно недорого. Эксперты оценивают нынешнюю цену любого из черных квадратов в 140-150 миллионов долларов.

«Женщина III»

«Женщина III» Вилля де Кунине, для обычного зрителя не столь привлекательна, как «Лежащая обнажена», но ведь большинство дорогих картин написаны в жанрах сюрреализма и абстракции.

9e0ff334d.jpg.750x0_q90

Картина «Женщина III»

Написанная в 1953 году, «Женщина III» была в 2006 году куплена все тем же собирателем дорогих полотен Дэвид Геффеном, за 137, 5 милионов долларов.

«Золотая Адель»

И снова на жутко дорогой картине также изображена женщина, владелица салона в котором часто бывал художник Густав Климт, написавший в 1907 году ее портрет.

tiina.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта