«3 мая 1808 в Мадриде»: 15 малоизвестных фактов о картине Гойя, которая сделала его знаменитым. Картина пикассо резня в корее
В ГМИИ имени Пушкина на выставке «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945-1968» экспонируется картина Пабло Пикассо “Резня в Корее”
Картина Пабло Пикассо «Резня в Корее» (1951), представлена на открывшейся выставке, отражает зверства военных против мирного населения, имевшие место во время Корейской войны. Есть основания полагать, что мотивом к написанию картины были военные преступления американских солдат в Синчхуне, провинция Хванхэдо. В Южной Корее картина была сочтена антиамериканской, и долгое время после войны являлось табу, и запрещена к показу вплоть до 1990-х годов.
«Искусство быстрого реагирования». Этот термин войдет в обиход после того, как Пикассо напишет «Резню в Корее» — беспощадное полотно, на котором вся жестокость войны. Здесь нет победителей — одни лишь жертвы. Даже солдаты без лиц, будто машины для убийства. Лица этого американского военного тоже почти не видно, зато сразу ясно, что это пародия на рисунок универсального человека Да Винчи. Война во Вьетнаме, ужас атомной угрозы — художники снова обнажают важнейшие проблемы эпохи. И тема борьбы за мир не просто остается главной — она становится тем самым местом примирения Востока и Запада.
***
Наши новости в Telegram
koryo-saram.ru
Бойня в Корее. П. Пикассо: artwhistling
Вот картина, называется "Бойня в Корее", она имеет косвенное отношение ко теме о мучениках, которую мы пару месяцев назад вспоминали. В левой части мы видим не просто толпу людей, мы видим самые разные проявления того, как ведет себя человек в мучении.Обнявшаяся группа слева - олицетворение полностью сковавшего и обезобразившего людей страха и горя. Но при этом все же их страх не только о своей жизни, они обнялись и не случайно одна из женщин - беременная. Рядом стоит женщина развернувшая ладони к убийцам, в спокойной позе и с закрытыми глазами, но все же с перекошенным лицом встречает смерть в борьбе со страхом. Неожиданно мы видим рядом прямой и ясный взгляд прямо на нас, лицо не обезображено и оказывается, что человек помнит о стыде и человеческом достоинстве, прикрывает свою наготу и совершенно не обращает внимания на убивающих. И именно к ней за помощью бежит мальчик, который как бы только что увидел эту страшную толпу убийц. И наконец связывает передний план с фоном, с зеленым пейзажем, с самой жизнью, сидящий внизу ребенок, который играет с цветком и никакого внимания не обращает ни на то, что он голый, ни на то, что смерть подошла вплотную.
Картина называется "Бойня в Корее", но явно выходит за пределы какого-то конкретного события, потому что толпа убийц - это убийцы всех времен, они одновременно и с автоматами и с мечами, и в касках и в рыцарских шлемах. Видно, что эти люди взяли в руки, надели на головы то, что лишает их личности, но при этом не показано принципиального антропологического различия между ними и жертвами, что очень важно, мне кажется, для осмысления темы мучителя и жертвы.
Собор Новомучеников и Исповедников российских. Современная икона.
Клеймо из иконы Собор Новомучеников и Исповедников Российских.
Потому что в иконе Новомучеников и Исповедников российских в клеймах мучители показаны какими-то крокодилами, лишенными признаков человека. И в этом, на мой взгляд один из серьезных вопросов к этой иконе. В традиции изображения мучителей нет этого хода и, скажем, отсекающие голову Иоанну Предтеча или Иуда никогда не изображались крокодилами. Это для примера.
Усекновение главы Иоанна Предтечи. Точно не знаю, наверняка древняя.
Ужасное преступление человека налицо, страшный черный меч занесен, но человек остается человеком все же от своего греха отдельным.
artwhistling.livejournal.com
МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ О КАРТИНЕ ГОЙИ "3 МАЯ 1808 В МАДРИДЕ"
3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru
Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.1.Напоминание о мрачном событии
Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua
В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.
В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине "3 мая 1808 в Мадриде". Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.
2. У картины Гойя несколько названий
Карл IV. фото: gruzdoff.ru
Картина Гойя известна под названиями "Расстрел 3 мая", "3 мая 1808 в Мадриде" или просто "Расстрел".
3. У картины есть приквел
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com
Немногим ранее Гойя написал картину "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.
4. Картина-извинение
Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему "увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана".
5. Негативные отзывы
Кровь на картине. фото: aria-art.ru
Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.
6. Христианская иконография и эмоциональность
Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru
В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он "сделал реверанс" в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.
7. Свет прожектора
Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru
8. Антивоенные мотивы
Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru
Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.
9. Обманчивые размеры
Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com
Размеры полотна "3 мая 1808 в Мадриде" - 375 × 266 см. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" примерно того же размера.
10. Картина выставлена в Мадриде
Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru
Некоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.
11. Поворотный момент в творчестве Гойя
Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru
Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с "3 мая" и "2 мая", его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.
12. Дата первого показа неизвестна
Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org
Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником "3 мая 1808 в Мадриде".
13. Война
Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru
Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) "3 мая" и "2 мая" были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.
14. Предмет вдохновения для художников
Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru
Картины Эдуарда Мане "Расстрел императора Максимилиана" и Пабло Пикассо "Резня в Корее" отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.
15. «3 мая 1808 в Мадриде» - одно из самых известных полотен о войне
Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru
"3 мая 1808 в Мадриде" часто сравнивают с "Герникой" Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром. Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/280316/28826/
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
lera-komor.livejournal.com
15 малоизвестных фактов о картине Гойя : vakin
3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ruХудожник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. 1. Напоминание о мрачном событии
Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua
В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.
В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине "3 мая 1808 в Мадриде". Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.
2. У картины Гойя несколько названий
Карл IV. фото: gruzdoff.ru
Картина Гойя известна под названиями "Расстрел 3 мая", "3 мая 1808 в Мадриде" или просто "Расстрел".
3. У картины есть приквел
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com
Немногим ранее Гойя написал картину "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.
4. Картина-извинение
Жозеф Бонапарт. фото: www.mesoeurasia.org
Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему "увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана".
5. Негативные отзывы
Кровь на картине. фото: aria-art.ru
Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.
6. Христианская иконография и эмоциональность
Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru
В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он "сделал реверанс" в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.
7. Свет прожектора
Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru
Артисты эпохи барокко умели превосходно использовать изображение света, чтобы символизировать божественное, но в "3 мая 1808 в Мадриде" сияющий прожектор является вспомогательным инструментом для французских солдат во время расстрела повстанцев ночью.
8. Антивоенные мотивы
Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru
Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.
9. Обманчивые размеры
Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com
Размеры полотна "3 мая 1808 в Мадриде" - 375 × 266 см. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" примерно того же размера.
10. Картина выставлена в Мадриде
Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru
екоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.
11. Поворотный момент в творчестве Гойя
Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru
Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с "3 мая" и "2 мая", его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.
12. Дата первого показа неизвестна
Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org
Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником "3 мая 1808 в Мадриде".
13. Война
Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru
Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) "3 мая" и "2 мая" были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.
14. Предмет вдохновения для художников
Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru
Картины Эдуарда Мане "Расстрел императора Максимилиана" и Пабло Пикассо "Резня в Корее" отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.
15. «3 мая 1808 в Мадриде» - одно из самых известных полотен о войне
Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru
"3 мая 1808 в Мадриде" часто сравнивают с "Герникой" Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром.
Источник - Культурология.Ру
vakin.livejournal.com
Портрет твой, портрет работы Пабло Пикассо
Сегодня, кажется, предпоследний день выставки картин и скульптур из парижского музея Пикассо в Эрмитаже и я ушел на пару часов раньше с работы чтобы посмотреть работы мастера. Прогулка по довольно обширной экспозиции, которую привезли французы не заняла у меня много времени. У большей части работ Пикассо я не задерживался. Что поделать, мне нравится реализм, а он в творчестве испано-французского гения занимал не самое большое место. И все же, в любой, даже самой чуждой и непонятной мне работе художника чуствуется рука великого мастера, который казалось бы вобрал в себя всю живопись XX века, с ее взлетами и падениями.Напротив картины "Резня в Корее", устроители выставки для "сравнения" повесили батальное полотное Гесса.Но война и резня мирного населения это все-таки разные вещи. Интересен образ убийц с этой картины - ноги средневековыхландскнехтов и головы напоминающем о железном дровосеке у которого как известно не было сердца. Французские искуствоведы усмотрели в этом полотне осуждение советского вмешательства в войну в Корее (!) Хм... французским Глюксманам надо явно лечится. Я слышал что во Франции неоконов меньше чем в Штатах, но они много куда пролезли и более буйные.
У Жаклин со скрещенными руками я задержался минут на пять. Мне понравилось это тонкое, угловатое, лицо очерченное твердыми линиями, так свойственными Пикассо. На все что ниже лица я не обращал внимания.которые меня так привлекают у Пикассо. А вот это полотно, "Поцелуй", мне страшно напоминло Шагала. Может быть это перерисовка одной из его картин?Здесь же мне привидились какие-то ренесансные темы... не знаю...
Оставшееся до закрытия музея время я потратил на прогулку по залу немецкой живописи XIX века и рассматриванию посетителей Эрмитажа, которые порой являли собой более любопытную картину чем музейные коллекции. Вот где смешение рас и народов: разнообразные англосаксы, какие-то индусы, иранки в платках, мальчики от искусства педерастического вида, освобожденные негры, умненькие девочки... Все промелькнули перед нами, все побывали тут... Но добил меня еврей в лапсердаке, в бейболке и фирменом шарфе "Зенита" на шее. Увидив меня с другом, он поклонился и вежливо поздоровался, на что друг поинтересовался, существует ли у нас пархатых своя тайная система взаимного опознания. Я вежливо засмеялся и не расскрыл ему страшной тайны.
haspar-arnery.livejournal.com
15 малоизвестных фактов о картине Гойя, которая сделала его знаменитым
3 мая 1808 в Мадриде. Франсиско Гойя. фото: aria-art.ru
Художник эпохи романтизма Франсиско Гойя вошел в историю благодаря своему далёкому от романтики шедевру - картине, изображающей кровавое подавление восстания в Мадриде 3 мая 1808 года. В нашем обзоре интересные факты об этом полотне.1.Напоминание о мрачном событии
Наполеон Бонапарт. фото: nevsepic.com.ua
В 1807 году войска Наполеона Бонапарта пересекли Пиренеи, чтобы в союзе с Испанией захватить и поделить территорию Португалии. Однако, у Наполеона были свои планы и он попытался захватить Испанию. Когда испанский король Карл IV понял, что происходит, то он попытался бежать в Южную Америку. Но перед бегством он был вынужден из-за волны народного гнева отречься от престола в пользу своего сына Фердинанда VII.
В итоге в Мадриде произошло восстание, которое было безжалостно подавлено французскими войсками. Именно эти события описаны в картине "3 мая 1808 в Мадриде". Через два дня, Наполеон вынудил обоих королей (Карла и Фердинанда) отречься от престола в пользу себя, после чего назначил своего брата Жозефа в качестве нового монарха Испании. Фердинанд VII вновь смог занять престол только через 6 лет.
2. У картины Гойя несколько названий
Карл IV. фото: gruzdoff.ru
Картина Гойя известна под названиями "Расстрел 3 мая", "3 мая 1808 в Мадриде" или просто "Расстрел".
3. У картины есть приквел
Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде. фото: bse.sci-lib.com
Немногим ранее Гойя написал картину "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", на которой изображен день Мадридского восстания, На этой картине показаны радостные испанцы, празднующие победу. Никто не знал, что на следующий день, 3 мая 1808 года в Мадриде наполеоновские солдаты убьют сотни повстанцев.
4. Картина-извинение
Во время французской оккупации Гойя сохранил свое положение придворного художника, т.е. он дал клятву верности узурпатору Жозефу Бонапарту. Когда французы наконец были изгнаны из Испании в феврале 1814 года, Гойя попросил испанское правительство разрешить ему "увековечить посредством кисти наиболее заметные и героические моменты славного восстания против европейского тирана".
5. Негативные отзывы
Кровь на картине. фото: aria-art.ru
Картина моментально заработала презрение у критиков. Гойя фактически попрал все традиции, представив героев войны в менее эпическом свете, нежели это было принято. Он также нарисовал на картине кровь, что было очень непопулярно в истории живописи 19-го века.
6. Христианская иконография и эмоциональность
Рана на правой руке напоминает стигмат. фото: aria-art.ru
В то время как Гойя отказался от традиций изображения людей в максимально выгодном свете, он "сделал реверанс" в сторону набожности. Стоит обратить внимание, как человек в центре картины поднимает руки в позе, подобной Иисусу, висящему на кресте. И если присмотреться, то можно заметить, что подобно Иисусу, у этого человека есть рана на правой руке, напоминающая стигмат. В этом контексте, испанские мятежники представлены в виде мучеников, которые умерли во имя любви и служения родине.
7. Свет прожектора
Изображение света прожектора. фото: aria-art.ru
Артисты эпохи барокко умели превосходно использовать изображение света, чтобы символизировать божественное, но в "3 мая 1808 в Мадриде" сияющий прожектор является вспомогательным инструментом для французских солдат во время расстрела повстанцев ночью.
8. Антивоенные мотивы
Безоружные мужчины отвернулись от солдат. фото: aria-art.ru
Кровь, мужчины, которые оплакивают свою жизнь перед расстрелом, и центральная фигура с поднятыми руками свидетельствуют о том, что Гойя хотел представить войну не благородным, а ужасным занятием. При всем уважении испанцев, погибших в борьбе за освобождение города, он нарисовал войну и ее жертв в гротескном свете. Солдаты убивают безоружных мужчин, которые отвернулись от них так, чтобы не было видно их лиц.
9. Обманчивые размеры
Статуя Гойя в Мадриде. фото: findmapplaces.com
Размеры полотна "3 мая 1808 в Мадриде" - 375 × 266 см. "Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде" примерно того же размера.
10. Картина выставлена в Мадриде
Мадридский музей Прадо. фото: carsecology.ru
Некоторые историки полагают, что картина пребывала во владении короля около 30 лет, прежде чем ее подарили Мадридскому музею Прадо в промежутке между 1819 и 1845 годами. Впервые картина была внесена в каталог музея только в 1872 году.
11. Поворотный момент в творчестве Гойя
Портрет Франсиско Гойя. фото: art.biblioclub.ru
Французская оккупация произвела глубокое впечатление на художника. Хотя сначала он поддерживал французскую революцию, впоследствии Гойя испытал все ужасы французской оккупации. Раньше произведения Гойя были более направлены на социальную и политическую тематику, а, начиная с "3 мая" и "2 мая", его работы приобрели более темный цвет и стали более мрачными.
12. Дата первого показа неизвестна
Фердинанд VII. фото: library.kiwix.org
Историки не нашли никаких упоминаний о том, когда состоялся премьерный показ картины. Возможно, этот странный пробел в исторических записях произошел по вине короля Испании Фердинанда VII, который не был поклонником "3 мая 1808 в Мадриде".
13. Война
Резня в Корее. Пабло Пикассо. фото: picasso-picasso.ru
Повреждены они были не во время боя. В попытке сохранить картины во время гражданской войны в Испании (1936-1939) "3 мая" и "2 мая" были перевезены в Валенсию, а затем в Женеву. По дороге произошла авария, при которой были повреждены обе работы.
14. Предмет вдохновения для художников
Расстрел императора Максимилиана. Эдуар Мане. фото: museum-online.ru
Картины Эдуарда Мане "Расстрел императора Максимилиана" и Пабло Пикассо "Резня в Корее" отображают ту же самую тревожность, которая впервые была показана на картинах Гойя.
15. «3 мая 1808 в Мадриде» - одно из самых известных полотен о войне
Герника. Пабло Пикассо. фото: asaartgallery.ru
"3 мая 1808 в Мадриде" часто сравнивают с "Герникой" Пикассо, поскольку обе картины открыто показывают всю жестокость войны. Хотя изначально полотно очень критиковали, сегодня оно считается новаторским шедевром.
http://www.kulturologia.ru/blogs/280316/28826/?print=1
art.mirtesen.ru
BBC Russian - Культура и шоу-бизнес
Выставка Пабло Пикассо в Москве
Москва опять встречает Пабло Пикассо: в последний раз выставку работ художника привозили в Россию в 1956-м - в год XX съезда КПСС и начала "оттепели".
Крупнейшая за полвека выставка художника в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве открывает год Франции в России.
88 картин, 30 скульптур, керамика, гравюры, десятки рисунков, книг и фотографий – столько работ Пикассо Москва еще не видела.
Привезти столь обширную коллекцию "помогла" реконструкция Отеля Сале: помещение Национального музея Пикассо в Париже закрыли на ремонт.
И теперь собрание работ путешествует по свету, радует публику, а заодно и зарабатывает деньги на модернизацию музея.
Передвижная выставка уже побывала в Испании и Финляндии. В конце года она будет показана в Соединенных Штатах.
Пикассо от А до Я
"Товарищ Пабло", как его одно время называли в СССР, в шортах и распахнутой на груди рубахе, опершись на копию "Раба" Микеланджело, сам встречает гостей выставки
Огромный снимок художника установлен у подножия лестницы ведущей на второй этаж Пушкинского музея, где выставлены его работы
"За Давидом справа", - поясняет смотрительница.
Одним из главных свершений "оттепели", последовавшей за выступлением Хрущева, стала выставка Пикассо в 1956 году, которую организовал Илья Эренбург. Это было началом "Нового курса" для России
Анн Бальдассари, директор Национального музея Пикассо в Париже
Работы мастера, одного из столпов "Парижской школы", памятны многим еще по школьным и семейным экскурсиям в Пушкинский музей. Но в основном это вещи ранних периодов его творчества, те, что попали в Россию в начале XX века, благодаря стараниям собирателей Ивана Морозова и Сергея Щукина.
"Эта выставка пришла к нам из парижского Музея Пикассо, - рассказывает Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина. – Это – единственный музей, где Пикассо показан от А до Я, от самых ранних до самых последних произведений. Это коллекция самого Пикассо и его семьи. Многое было продано, разошлось по музеям, галереям".
"Мы хотим заново рассказать старую историю, показать, что связывало Пикассо с русским авангардом, как он вопринимался в сталинский период, что произошло со времени выставки Пикассо в Москве в 1956 году", - говорит директор Национального музея Пикассо в Париже Анн Бальдассари, генеральный комиссар нынешней выставки.
На московской выставке – все периоды, стили, жанры и техники, в которых работал художник: рождение кубизма и "Авиньонских девственниц", сотрудничество с Русским балетом Сергея Дягилева, сюрреалистические опыты.
Репродукция "Герники" с двух сторон сопровождает вас, когда вы поднимаетесь или спускаетесь по "розовой" лестнице музея. Дора Маар, фотохудожница, модель и подруга Пабло Пикассо с 1936 по 1945 годы в своих работах запечатлела хронику создания "самого выдающегося", по мнению Ирины Антоновой, полотна XX века.
Больше, чем художник
Нынешние комиссары выставки особо подчеркивают, что приезд в Москву выставки Пикассо полвека назад стал очень важным событием – не только культурной, но и всей общественно-политической жизни страны.
Выставка Пикассо продлится в Москве три месяца
"Одним из главных свершений "оттепели", последовавшей за выступлением Хрущева, стала выставка Пикассо в 1956 году, которую организовал Илья Эренбург, - полагает Анн Бальдассари. – Это было началом "Нового курса" для России. И может быть сейчас в 2010 году в России произойдет новая революция в искусстве, как она происходит на российском рынке искусства".
Та выставка, по словам Ирины Антоновой, стоит в одном ряду с другими знаковыми событиями "духовного освобождения" – Всемирным фестивалем молодежи 1957 года в Москве и открытием театра "Современник".
Пикассо в России больше чем художник, убеждена директор ГМИИ: "Его имя – почти нарицательное для авангардных направлений, для нового взгляда на традицию".
Идеологический груз
Принадлежность Пабло Пикассо к коммунистическому лагерю грела душу руководителей КПСС и Советского государства. Художник вступил во Французскую компартию в 1944 году, а левым симпатизировал с начала 1930-х годов.
Пикассо "Герники", "Голубки" и "Резни в Корее" воспринимался советскими идеологами как союзник.
Он – олицетворение однозначного гения. Он не впадал в какой-либо стиль или течение, а сам создавал их. Он создавал под себя историю искусства XX века
Андрей Толстой, искусствовед
Членство в компартии, по словам Анн Бальдассари, было для Пикассо способом протеста против диктатуры Франко в его родной Испании, "способом сказать "Нет!" франкизму".
"В то же время, вы знаете, сталинская идеологическая линия вовсе не одобряла творчество Пикассо, его кубизм, деформации тела, - продолжает Бальдассари. – Это не могло радовать самого Пикассо. Ведь он же был человеком левых взглядов, боролся за свободу искусства. А советские идеологические установки вступали в противоречие с его представлениями об искусстве".
Тем не менее, говорит Анн Бальдассари, до самой своей смерти Пикассо оставался на стороне трудящихся, художников и бедняков, и коммунизм был для него "лучшим флагом": "Это трудно понять в современной Франции. Может быть, это понятнее в современной России, ведь когда-то работы Пикассо были запрещены в этой стране".
"Однозначный гений"
"Единственная идеологическая нагрузка, которую он сейчас несет – это груз цен на мировых аукционах, - считает Андрей Толстой, заместитель директора Московского Музея Современного Искусства. – Он остается одним из самых дорогих и желанных художников и для частных собраний, и для государственных музеев".
"Он – олицетворение однозначного гения. Он не впадал в какой-либо стиль или течение, а сам создавал их. Он создавал под себя историю искусства XX века. В этом он фигура бесспорная и никакой идеологии тут уже не осталось", - добавляет Толстой.
Вопрос о ее любимом произведении Пикассо едва ли не возмущает Анн Бальдассари.
"Это моя жизнь, понятия "шедевр" или "любимая работа" – это для меня недоразумение. Творчество Пикассо – революция и процесс. Нам нужны и эта работа, и эта, и та. Пикассо работал с ними со всеми. Не хочу выделять какое-нибудь одно произведение".
"Такие вопросы задавать нельзя! – Ирина Антонова смеется. - Я люблю "Девочку на шаре", "розовую", нашу!"
По просьбе французских партнеров Пушкинский музей включил "Девочку" в состав выставки "Пикассо. Москва".
www.bbc.com