Сикстинская капелла с фресками Микеланджело в Ватикане, Италия. Сикстинская капелла картины микеланджело
описание, история, архитектурные особенности :: SYL.ru
Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения. Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы. Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.
Что такое "капелла"? Сикстинская капелла в Риме
Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как "часовня" либо "домовая церковь".
Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из "Авиньонского пленения" в конце XIV века.
К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.
Архитектурная простота
Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.
Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.
Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.
Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.
Первые фрески
Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них - признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.
Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: "Рождение Христа" и "Нахождение Моисея". Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело "Страшный суд".
Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.
Титан Возрождения
В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.
Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками - ниже достоинства аристократа. Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.
В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета ("Плакальщица" – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.
В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.
Нежеланное задание
Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла. Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра. Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.
Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований. Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу. Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.
Трудности начального этапа
Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года...
Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно). Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном. Тут настойчивость проявил Юлий, который "навязал" гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.
Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.
Фрески плафона капеллы
Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?
В центре свода три группы фресок: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Всемирный потоп". В каждой из них по три картины. К серии "Сотворение мира" относятся "Отделение света от тьмы", "Создание солнца и звезд" и "Отделение воды от суши". Во вторую группу входят "Сотворение Адама" (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), "Сотворение Евы", "Изгнание Адама и Евы из Эдема". К третьей группе относят фрагменты "Опьянение Ноя", "Великий потоп" и "Жертвоприношение Ноя".
Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.
"Страшный суд"
Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.
Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил. Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.
Дальнейшие доработки
Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть. Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным. В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем "обессмертил" себя под прозвищем "Брагеттоне" (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.
Но и с "порезками" фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.
Реставрация в ХХ веке
За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.
Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.
Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?
Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, - это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.
Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.
www.syl.ru
20 поражающих секретов Сикстинской капеллы – Италия по-русски
Интересные факты о выдающемся памятнике эпохи Возрождения, известном, главным образом, шедевральными фресками гениального Микеланджело.
1. Сикстинская капелла, первоначально известная как Великая Капелла (Cappella Magna), которая была посвящена Успению Девы Марии и где в Средние века собирался весь папский двор, берет свое название от имени Папы Сикста IV, заказавшего реконструкцию часовни между 1475 и 1481 годами.
Реконструкция и укрепление Великой Капеллы были проведены из-за опасений нападений на папское государство со стороны владык Флоренции Медичи. Проект реконструкции разработал архитектор Баччо Понтелли.
2. Сикстинская капелла была личной часовней Папы.
3. Согласно теории многих ученых, главный зал Сикстинской капеллы является точно воспроизведенной копией Иерусалимского Храма Соломона, разрушенного римскими легионами в 70 г н.э.. Как гласит Ветхийх Завет "храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту", что приблизительно соответствует размерам основного зала Сикстинской капеллы (около 40х13х20 м.).
4. Росписи стен и потолка капеллы занимают 1100 квадратных метров площади.
5. С 1870 года капелла является местом проведения конклава, встречи, в течение которой Коллегия кардиналов избирает нового Папу. После избрания Папу провожают в "Зал слез", часовню, расположенную слева от алтаря, названную так, потому что многие новоизбранные Папы не могли сдержать слез после своего назначения.
6. Сикстинская капелла сохраняет свои функции до настоящего времени, и, по-прежнему, является местом проведения важных событий папского календаря. Так, например, каждый год в капелле служат мессу на праздник Крещения Господня, во время которого Папа крестит младенцев.
7. При Сикстинской капелле функционирует мужской хор (включая хор мальчиков), известный как Папская капелла, специально для которого бработали композиторы Римской школы. Наиболее известным произведением, созданным для Папского хора, является "Мизерере" Грегорио Аллегри.
8. Известность Сикстинской капеллы принесла, в основном, ее фресковая отделка, и особенно работы Микеланджело, который упорно отказывлся выполнять порученную ему работу, доказывая Папе, что он скульптор, а не художник.
9. Микеланджело - не единственный известный художник, расписывавший своды Сикстинской капеллы. Сикст IV заказал фрески и другим известным мастерам, таким как Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино. Из ранних работ этих художников в капелле сохранились ложные портьеры, портреты Пап, сюжеты из истории Моисея и Христа.
10. Чтобы покрывать фресками потолок, Микеланджело построил специальные строительные леса - платформу деревянных досок, крепящихся к основам, в свою очередь закрепленным в стенах, на высоте окон. Вопреки распространенному мифу, повествующему о том, что художник рисовал лежа, Микеланджело работал в вертикальном положении. Миф возник из-за неточного перевода биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио: термин "resupinus" перевели "лежа на спине", в то время как автор подразумевал, что художник работал в положении "изогнутый назад".
11. До Микеланджело Бог обычно изображался как рука, протянутая через облака. На фресках Сикстинской капеллы впервые Бог предстает в человеческом образе, с мускулистым телом и лицом в обрамлении длинной белой бородой.
12. В 1990 году д-р Франк Линн Мешбергер писал в журнале Северной Американской медицинской ассоциации, что фигуры и тени в изображении Бога и ангелов имитируют эскиз человеческого мозга. По его мнению, таким образом Микеланджело символизирует прохождение интеллекта человека от божественного начала.
13. В ранние годы существования Сикстинской капеллы алтарь стены, которая теперь украшена фреской Страшный суд, содержал другие картины из серии рассказов о жизни Моисея и Иисуса. Здесь находились Успение, Рождество Христово и История Моисея Перуджино. Микеланджело, к сожалению, для завершения росписи пришлось пожертвовать фресками, выслушав на свой счет, таким образом, много критики.
14. Микеланджело применил особую технику, слегка наклонив фреску на зрителя в ее верхней части, чтобы, как полагают исследователи, внушить посетителю уважение к силе Бога. В отличии от других фресок в часовне, все святые и ангелы, изображенные на фреске Микеланджело, очень мускулистые и могущественные.
15. Справа, под ногами Христа, расположен Святой Варфоломей, который в одной руке держит оружие, которым мучители с него содрали кожу, а в другой - саму содранную кожу. На порванной коже заметен автопортрет Микеланджело. Одним из объяснений является то, что, возможно, сюжет является отражением пессимизма Микеланджело, человека уже в возрасте и находящегося в кризисе веры. Существует также другая интерпретация: учитывая, что Микеланджело ненавидел фреску, таким образом художник выразил мнение, что нет ничего хуже, чем ее рисовать.
18. Страшный Суд Микеланджело был предметом спора между кардиналом Джан Пьетро Карафа и самим художником, который как был обвинен в безнравственности и непристойности. Карафа и монсеньор Сернини организовали кампанию цензуры (известную как «кампания фиговых листьев»), чтобы прикрыть фрески.
19. Когда организатор папских церемоний, Бьяджо да Чезена, сказал, что это позор, что в таком святом месте представлены все эти обнаженные тела и что созданная Микеланджело фреска подходит для публичной бани или таверны, Микеланджело добавил портрет да Чезена в картину, изобразив его в лице Миноса, судьи ада. По легенде, когда Бьяджо да Чезено пожаловался Папе, понтифик ответил, что его юрисдикция не включает ад, поэтому портрет будет оставлен на месте.
20. В процессе написания фрески в 1509 году Микеланджело пришлось преодолеть большие проблемы: на извести и красках начали появляться грибок и плесень и фреска постепенна начала осыпаться.
По легенде Микеланджело пошел прямиком к Папе, заявив, что, как и предупреждал, не является хорошим художником, на что Папа приказал ему соскрести плесень и продолжить работу.
Если Вы еще не посетили великолепную Сикстинскую Капеллу, Вы можете сделать это прямо сейчас, отправившись в виртуальный тур!
Гиды, трансфер и шоппинг
Добавь сюда свою фирму!Фото flickr.com
Источник: Портал "Италия по-русски"
italia-ru.com
Сикстинская капелла в Ватикане, Италия
Если подсчитать количество музеев и памятников архитектуры на квадратный километр площади, то Ватикан, несомненно, окажется самой богатой державой в мире. И одним из знаменитейших музеев Святого Престола является небольшая часовня, уже не одно столетие известная под названием «Сикстинская капелла». Знаменита она по двум причинам: во-первых, в этой часовне епископы проводят тайные совещания, а, во-вторых, именно здешние стены являются хранилищем самого известного творения Микеланджело.
Виртуальный тур по Сикстинской капелле
Совершить виртуальную экскурсию по Сикстинской капелле можно с помощью интерактивного 3D тура на сайте Ватикана по ссылке — www.vatican.va/various/cappelle/sistina_vr/index.html
Страницы истории
Ещё в средневековье рядом с постоянно перестраивающимся Собором Святого Петра было строение, в котором регулярно собирался двор понтифика. Насчитывал он не много, не мало – 200 кардиналов, выходцев из знатных семейств, представляющих различные религиозные ордены. Вмещала папский двор Cappella Maggiore или Великая капелла. Именно на её месте в конце XV века и появилась, внешне ничем не примечательная, Сикстинская капелла.
Возможно, не задумайся папа Сикст IV об угрозе своей, несомненно, ценной для державы жизни, мы так никогда бы и не увидели шедевр Микеланджело Буонаротти. Но отношения понтифика с флорентийскими Медичи и османским Магометом Завоевателем трудно было назвать дружественными. Вот и решено было укрепить строение. Разработкой проекта занимался Баччо Понтелли, но самими работами руководил де Дольчи. Названа же возведённая часовня была в честь Сикста IV.
С точки зрения архитектуры, Сикстинская капелла в Ватикане – сооружение внешне неприглядное. Ну а часто вы видели барельефы и скульптуры на стенах крепостных сооружений? Это сейчас из часовни сделали музей, а в XV веке её стены должны были защищать римских пап… Построенное трёхуровневое здание своими размерами полостью соответствовало Ветхозаветному Храму Соломона: длина – 40, 94м, ширина – 13,41м, высота – 20,7. Первый этаж был задуман опорой всего строения, а поэтому стал самым мощным. Главным был второй ярус. На длинных боковых стенах имеется по 6 окон, а над входом – их 2. Третий этаж предназначался для дозора: здесь имеется караульня, а вокруг всего здания проходит галерея для обхода. Изначально она была открытой, но в капеллу постоянно попадала вода. Поэтому со временем над галереей была возведена крыша. Освящение капеллы и первая служба состоялась 14 августа 1483 года в день празднования Вознесения Богоматери. Через два года после заговора Пацци в 1481 году Сикст IV сблизился с Лоренцо Медичи, и группа лучших художников из Флоренции была направлена в Рим для росписи часовни. С 1481 по 1483 года представители умбрийской и флорентийской школ живописи украшали стены Сикстинской капеллы. Часовня до наших дней сохранила неповторимые творения Боттичелли, Гирландайо, Перужино, Россели, Пинтуриккио, Синьорелли и Бартоломео делла Гатта. Фрески Сикстинской капеллы содержат большое количество портретных изображений: только в сохранившихся 12 картинах (из 16 написанных) портретов около сотни. Сразу два цикла опоясывают стены часовни. Первый (с правой стороны) «История Христа» включает следующие сюжеты:- Крещение Иисуса – творение Перуджино.
- Призвание апостолов – работа Гирландайо.
- Искушение Христа (Боттичелли).
- Нагорная проповедь и Тайная вечеря кисти Россели.
- Вручение ключей апостолу Петру – фреска Перуджино.
- Избиение младенцев в Египте и призвание Моисея – работа Боттичелли.
- Обрезание сына Моисея (Перуджино).
- Переход через Красное море, Дарование заповедей кисти Россели.
- Возмущение против законов Моисея (Боттичелли).
- Смерть и завещание Моисея — работа Синьорелли.
Микеланджело и Сикстинская капелла
История шедевральных фресок на своде Сикстинской капеллы, как ни странно, начинается с обустройства гробницы Юлия II делла Ровера. Ещё в 1505 году понтифик призвал Микеланджело, дабы обсудить с ним проект собственной гробницы. Это должен был быть настоящий храм с усыпальницей. Но весна 1506 года на неопределённое время отложила реализацию проекта. Юлий II отказался оплатить мрамор, заказанный Микеланджело для своих статуй. После крупной размолвки с понтификом художник покинул Рим. Неоднократные призывы папы всё же вернули художника в столицу, но продолжение работ над гробницей даже не обсуждалось.
Тем более, у понтифика и скульптора появилось новое общее дело – Сикстинская капелла. Здесь, нужно заметить, не обошлось без помощи «доброжелателей». Браманте, будучи не прочь сам заняться гробницей Юлия II, очень опасался, что проект Микеланджело превзойдёт его собственный. Сначала Браманте убедил понтифика в том, что обустройство гробницы – дурной знак, который может ускорить уход в мир иной. А потом предложил поручить Буонарроти роспись свода капеллы. Многие годы историки утверждали, что таким образом Браманте пытался навсегда дискредитировать художника, ранее не занимавшегося живописью. Но письмо Россели к Микеланджело от 10 мая 1506 года свидетельствует об обратном: именно папе пришла идея предложить работу флорентийцу, а Браманте утверждал, что тот не справится.
Как бы там ни было, а Микеланджело, ранее не занимавшийся фреской, без особого сопротивления принял предложение расписать потолок Сикстинской капеллы. В 1487 – 1488 годах художник имел возможность ознакомиться с техникой работы над фреской в мастерской Гирландайо, работавшим в тот период над часовней церкви Санта-Марии Новеллы. Микеланджело даже соревновался с Леонардо да Винчи: оба художника получили предложение расписать зал во флорентийском дворце Сеньории. Для фрески «Битва при Кашине» Микеланджело выполнил картон, который не одно десятилетие служил пособием для других живописцев. Вот только к росписи зала Большого совета Микеланджело так и не приступил, продолжая творить скульптуры.
Поручение понтифика Микеланджело, скорее всего, принял как вызов, желая доказать своё мастерство не только в области скульптуры. В районе марта – апреля 1508 года между понтификом и художником был заключён договор, а уже 10 мая Буонарроти получил задаток. На протяжении первого месяца мастер готовил картоны и рисунки, оборудовал леса, а Россели обрабатывал поверхность под роспись. Можно с уверенностью утверждать, что 10 июня 1508 года работы в часовне уже велись, поскольку церемониймейстер папы Парис де Грассис отметил падение раствора для оштукатуривания во время литургии.
Поскольку понтифик не собирался отменять службы в Сикстинской капелле во время росписи свода, Микеланджело необходимо было оборудовать леса, которые не мешали бы делу служения Господу. Сначала за проектирование лесов взялся Браманте. Он предложил подвесить настил на тросе к потолку. Но в этом случае в своде появились бы дыры, которые вряд ли получилось бы заделать по окончанию росписи. Микеланджело пришлось оборудовать «летящие леса», крепления которых были установлены в отверстиях над окнами. Такой настил позволял художнику вести работы сразу по всей ширине поверхности потолка. Подобная конструкция не препятствовала проведению службы в часовне и экономила древесину, поскольку не нуждалась в опорах снизу. Кроме того, чуть ниже лесов был натянут экран, препятствующий падению краски и раствора вниз. До наших дней у основания люнетов остались незакрашенные зоны в местах крепления лесов. Эти же отверстия использовались при реставрационных работах 1980 – 1994 годов.
Бытует мнение, что роспись свода Сикстинской капеллы Микеланджело производил лёжа на спине. В действительности же, художник работал стоя с запрокинутой назад головой. Четыре года, проведённые под потолком, привели к тому, что Микеланджело ещё долгое время мог читать, только держа текст над головой. Неровный свет ламп и свечей тоже не улучшил здоровье творца, а ещё он «обзавёлся» артритом, сколиозом и инфекцией ушей из-за постоянно падающих сверху красок.
Уже в самом начале работы над фресками Микеланджело столкнулся с непредвиденным: сырой слой штукатурки, именуемый «интонако», на который наносят краски, из-за повышенной влажности начал покрываться плесенью. Помощник художника Якопо л’Индако предложил новый раствор для интонако, который впоследствии получит широкое распространение. Но сначала Микеланджело пришлось сбить готовый слой фрески и производить работы сызнова.
Буонарроти начал роспись Сикстинской капеллы со стены противоположной алтарю и продвигался к алтарной стене. Фигуры трёх эпизодов, связанных с «Опьянением Ноя», несколько меньше по размеру, чем в последующих картинах сотворения мира. Это объясняется изменением концепции уже в процессе работы. По мере приближения к алтарю замысел Микеланджело достигает архитектонической ясности. Сцена «Отделения света от тьмы» написана позже буквально за один день, но является центральной в цикле. Сначала художник привлекал к работе и других мастеров. К примеру, картину Всемирного потопа помогали писать Граначчи и Буджардани. Но со временем Микеланджело решил сделать роспись исключительно своим творением, а его помощники только осуществляли подготовительные работы.
Историки сообщают, что весь цикл фресок был выполнен Микеланджело в три этапа: концом первого является «Жертвоприношение Ноя», второго – «Сотворение Евы». Далее, как сообщает Вазари, 1 ноября 1509 года леса были демонтированы, дабы их перенесли в другую половину часовни. Многие римляне пришли осмотреть уже готовые фрески и восхищались творением Микеланджело. А вот сам мастер оказался не очень довольным. Имея возможность рассмотреть свод снизу, он заметил, что на таком расстоянии детали невыразительны, а панели переполнены фигурами. После сцены сотворения Евы герои стали крупнее и лаконичнее, а их жесты проще. Хотя художественная манера и претерпела изменения, фрески капеллы смотрятся едино и гармонично.
Август 1510 года приостановил работы над росписью свода: казна понтифика была неспособна финансировать продолжение проекта. Юлий II и вовсе участвовал в боевых действиях за пределами столицы. Подождав пару недель, Микеланджело отправился в Болонью на поиски папы. Вернулся в столицу он только в декабре, так и не повстречавшись с понтификом. Юлий II возвратился в Рим в июне 1511 года. Он тут же потребовал демонтировать леса, дабы иметь возможность осмотреть картины. В праздник Успения Девы Марии (15 августа) Папа Римский осмотрел капеллу, после чего стал требовать от художника скорейшего завершения работ. Последние картины цикла не отмечаются большой детализацией, они более обобщённые, но смотрятся тоже эффектно. Уже в октябре 1511 года Микеланджело написал отцу, что работы над сводом практически окончены, но «финальные штрихи» затянулись почти на год. В конце концов, папа был не особо доволен незначительным количеством золотого и синего цветов на потолке. По его мнению, это обедняло роспись. Но Микеланджело отметил, что на потолке далеко не боги, а святые люди. Торжественное открытие часовни было отпраздновано вечерней литургией 31 октября 1512 года.
Художественный замысел Микеланджело
С самого начала Юлий II даже не догадывался, чем закончится его стремление «обновить» звёздное небо на своде Сикстинской капеллы. В 1508 году Микеланджело брал на себя обязанности написать Иисуса над парадным входом, его апостолов в двенадцати треугольниках по краям потолка, а центральную часть заполнить геометрическим орнаментом. Сам художник сообщал об этом Джан Франческо Фаттуччи в своём письме. От самого первого проекта росписи капеллы даже сохранились два рисунка. На первом, хранящемся в Британском музее, — фрагменты фигур апостолов. Второй подготовительный рисунок с композициями, которыми предполагалось декорировать ниши, находится в музее Детройта.
Правда, Микеланджело не удовлетворил настолько «бедный» вариант росписи свода Сикстинской капеллы. Со временем он получил разрешение понтифика расширить иконографию по своему желанию, избрав рассказ об истории мира. Точных сведений о том, разрабатывал ли мастер всю программу самостоятельно, нет. Возможно, в вопросах богословия его консультировали проповедник Эджидио да Витебро и Марко Виджеро. Благодаря новой художественной программе была осуществлена связь между уже написанными фресками на стенах часовни и росписью на потолке: от историй о Моисее к жизни Иисуса Христа. Картины в зоне лютенов и треугольников посвящены человеку на земле и предкам Иисуса. Средний пояс «заселили» сивиллы и пророки, владеющие особыми знаниями и пониманием божественного. Четыре распалубки в углах потолка часовни иллюстрируют истории спасения из Ветхого Завета. А центральный пояс занимают картины из Книги Бытия, начинающиеся сотворением мира и заканчивающиеся опьянением Ноя. Главной темой цикла стала необходимость Спасения, даруемого Богом человечеству через Иисуса. Несомненно, свод Сикстинской капеллы стал вершиной творчества великого скульптора. И кто бы мог подумать, что Микеланджело ещё сюда вернётся? Говорят, в одну реку не вступишь дважды. Но пройдёт двадцать пять лет, и другой папа снова призовёт Буонарроти в Сикстинскую капеллу. Скорее всего, новому понтифику Клименту VII не давали покоя лавры предшественников: ему тоже захотелось внести своё имя в список пап, занимавшихся украшением капеллы. Точно неизвестно когда престарелый Микеланджело получил контракт, но в Рим он прибыл в сентябре 1534 года, дабы заняться росписью алтарной стены. Правда, буквально через несколько дней Климент VII скончался, и художник, считая себя свободным, покинул столицу. Вот только Павел III не собирался отказываться от замысла предшественника. Именно по указанию следующего папы на алтарной стене заделали два окна, и на месте более ранних изображений в течение четырёх лет (с 1537 по 1541 года) была написана новая масштабная фреска. Микеланджело, конечно, пытался вписать свои предыдущие работы в картины «Страшного суда», но, чтобы композиция в безграничном пространстве небес выглядела целостно, со временем пришлось отказаться от этого замысла. Трактовка темы мастером оказалась весьма своеобразной: «Страшный суд» Микеланджело – это динамичное вращение хаотически сплетённых тел грешников и праведников, в центре которого — фигура Иисуса-судьи.Страшный суд
Как и роспись свода, картины «Страшного суда» дались художнику непросто. Уже в самом начале Микеланджело пришлось отстаивать своё желание работать в технике фрески. Его помощник дель Пьомбо и Павел III были убеждены, что 60-летний художник физически не справится с такой работой и предлагали выполнить роспись масляными красками. Однако Буонарроти заставил снять основу для масляной росписи и приступил работе над фреской после нанесения нового слоя. Начало работ над «Страшным судом» затягивалось ещё и из-за отсутствия качественной синей краски, которая удовлетворила бы мастера. В итоге, художник приступил к росписи летом 1536 года. Когда в 1540 году работы уже подходили к завершению, Микеланджело упал с лесов, и ему потребовалось время на выздоровление. Картина «Страшного суда» была окончена в 1541 году, а её открытие состоялось ровно через 29 лет после представления фресок на своде – в канун Дня Всех Святых 31 октября.Ещё во время написания «Страшного суда» творение Микеланджело вызывало не только восхищение, но и шквал возмутительных речей. Кардинал Караффа обвинил Буонарроти в непристойности, поскольку в главной церкви тот изобразил нагие тела с неприкрытыми гениталиями. Кардинал организовал даже кампанию по цензуре, вошедшую в историю под названием «Кампания фигового листка», которая должна была уничтожить неприличную картину… Наготу персонажей «Страшного суда» скрыли после Тридентского собора 24 года спустя по указанию уже Павла IV. Узнав об этом, Микеланджело передал понтифику, что наготу на картине удалить несложно, а пусть он миру попробует придать пристойный вид. «Одевать» персонажей пришлось ученику Буонарроти Даниэле да Вольтерра. Несмотря на то, что художник лишь немного прикрыл наготу темперой, римляне навсегда нарекли его «штанописцем». Споры по поводу пристойности творения Микеланджело продолжались и после его смерти. Только Иоанн Павел II в 1994 году смог поставить точку в споре богословов и искусствоведов. По его мнению, Микеланджело отразил своё понимание слов из книги Бытия: «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились этого».
Сикстинская капелла дня сегодняшнего
Внешне абсолютно обычное здание Сикстинской капеллы сегодня можно с полным правом назвать личным памятником семейству делла Ровере (Юлию II и Сиксту IV), ну и, конечно же, великому Микеланджело. Пять столетий не минули бесследно: фрески в часовне сильно пострадали от копоти и гари свечей, а картина «Страшного суда» даже была закрашена при Пие IV, показавшись папе недостойной находиться на стене главной христианской церкви. Около пятидесяти лет назад начались очищение и восстановление фресок капеллы. Самые первые творения реставрировались ещё в 1965 году, а восстановление арок и «Страшного суда» проводилось с 1980 по 1994 года.
Утихли споры по поводу благопристойности творений Микеланджело. Сегодня итальянцы оберегают часовню и произведения на её стенах и потолке. Как и пять столетий назад, в стенах Сикстинской капеллы проходят Конклавы, на которых избирается новый Папа Римский (первый Конклав состоялся в 1492 году). 120 епископов и архиепископов запираются в стенах часовни и не покидают её, пока не готовы будут сообщить миру имя нового главы католической церкви. Тысячи верующих собираются на площади у собора Святого Петра в ожидании результатов. Дымовой сигнал над капеллой сообщает о ходе голосования: белый дым свидетельствует о принятом решении, чёрный – о продолжении Конклава.
Сикстинская капелла сегодня – это не столько главная часовня католиков, сколько одно из знаменитейших достояний Италии, настоящий музей, открытый для посещения, и просто никем не превзойдённый памятник всей эпохе Возрождения и… одному скульптору.
toitaly.info
Сикстинская капелла Микеланджело Буонарроти
Искусство Италии 16-го века В 1508 году папа Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Она была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым. В 1508 Микеланджело неохотно начал роспись свода. Сикстинская капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, 13 м шириной и 18 м высотой, перекрытое плоским сводом. Наличие окон в боковых стенах определило характер произведенного Микеланджело членения потолка. С помощью иллюзорно переданных живописью элементов архитектуры плафон разделен на ряд частей. Среднюю часть плафона капеллы занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле; по углам каждой из этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей. По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи — в парусах свода, распалубках и люнетах над окнами — изображены отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа.
Наделяя главные фигуры, в частности пророков и сивилл, большими размерами, Микеланджело добился с помощью такой разномасштабности наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Работа продлилась около четырех лет в промежутке между 1508 и 1512, при минимальном участии помощников. Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия. Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены.
Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными. Существующие интерпретации смысла этой росписи могли бы составить небольшую библиотеку. Поскольку она находится в папской капелле, ее значение должно было быть ортодоксальным, но несомненно, что в этом комплексе воплотилась и ренессансная мысль. Можно изложить лишь общепринятую интерпретацию основных христианских идей, вложенных в эту роспись. Изображения распадаются на три основные группы: сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги Бытия, как и композиции на боковых стенах, расположены в хронологическом порядке, от алтаря ко входу. Они распадаются на три триады. Первая связана с сотворением мира. Вторая – Сотворение Адама, Сотворение Евы, Искушение и Изгнание из рая – посвящена созданию человечества и его грехопадению. Последняя повествует об истории Ноя, заканчивающейся его опьянением. Не случайно Адам в сцене «Сотворение Адама» и Ной в сцене «Опьянение Ноя» находятся в одинаковой позе: в первом случае человек еще не обладает душой, во втором он от нее отказывается. Таким образом, эти сцены показывают, что человечество не один раз, а дважды лишалось божественного благоволения.
История искусства периода Высокого Возрождения. Далее →
smallbay.ru
Сикстинская капелла в Ватикане с фресками Микеланджело
Внешний вид Сикстинской капеллы в Ватикане напоминает одновременно крепость и изысканную драгоценную шкатулку. Она примыкает к Собору Святого Петра. Внутри капеллы прекрасная отделка, она украшена фресками. Название сооружения перекликается со временем постройки – при Сиксте IV. Предназначено оно под Папскую часовню, входит в состав Апостольского дворца и служило какое-то время в качестве оборонительной постройки.
Сикст IV задумал крепостную стену на месте прежней колокольни, потому что ему угрожала война со стороны Медичи. Напряженные отношения заставили Папу принять ответственное решение, чтобы уберечь государство от нападения с востока. Сикстинская капелла – это колокольня, но хорошо укрепленная. Освящение здание прошло в 1483 году, в день Вознесения Богоматери.
Сейчас Сикстинская капелла входит в список Ватиканских музеев. Туристическая сфера приносит городу-государству значительные доходы. Здесь проходят административные мероприятия, связанные с католической церковью – выборы Папы, или конклав по-другому.
Со стороны здание Сикстинской капеллы в Ватикане выглядит достаточно суровым и лаконичным. Совсем по-другому всё устроено внутри. Здесь множество фресок, алтарь и статуи. Сикстинскую капеллу украшал сам Микеланджело.
Капелла – это прямоугольное помещение для собраний христиан, но это не церковь. Здесь может проходить служение, которое ведет священник, прикрепленный к основному храму. Капеллу можно сравнить с русской часовней, но в итальянской обязательно наличие алтаря.
Фрески
Сикстинская капелла славится своим внутренним убранством именно благодаря работам Микеланджело – фрескам. Вы найдете их на стенах, на потолке, ими украшена стена за алтарем. Великий художник эпохи Возрождения трудился над заданием, данным Папой Юлием II на протяжении четырех лет – с 1508 до 1512 гг. Фреска «Страшный суд» была выполнена отдельно, спустя 20 лет после основной работы. Микеланджело, фрески которого перекрыли собой старые рисунки, вложил в оформление много труда.
Благодаря работам Микеланджело Сикстинская капелла обрела новый облик. Удивляет то, что мастер использовал для работы сюжеты из христианства и язычества. Многобожие представлено на фреске с Хароном, который везет на свое ладье в мир загробный души людей. Сивиллы, которые поселились на потолке, по преданию, являются предсказательницами. Их видения записывал Плутарх, «отец истории» греческой цивилизации.
Во времена христианства некоторые критики замечали в этих записях намек на пришествие Христа за землю. Именно поэтому Микеланджело фрески для потолка выбрал с сивиллами. Лодочник Харон, по одной из гипотез, был навеян художнику «Божественной комедией» Данте. Влияние эпохи Возрождения до сих пор чувствуется в этих стенах.
Место проведения конклава
Раньше на месте Сикстинской капеллы в Ватикане стояла Большая капелла. Ее снесли специально для того, чтобы построить новую. В часовне до сих пор проходят молитвы и собрания, поэтому убранство остается скромным, несмотря на труды Микеланджело, – фрески, украшающие почти все пространство стен и потолка.
Главное событие, которое проходит в Сикстинской капелле, – это конклав. Названия действа происходит от словосочетания «cum clave», которое можно перевести «под ключом». Кардиналы собираются здесь для того, чтобы выбрать нового Папу. Это место было выбрано в 1870 году, а до этого конклав организовывали в Квиринальском дворце, который сейчас отдали под резиденцию президента.
Как происходит выбор Папы Римского? В 2007 году Бенедикт XVI папским постановлением изменил ход конклава. Папа может быть избран, только если за него проголосовало большинство – 2/3 избирателей. Остальные ритуалы остаются неизменными уже несколько веков.
Печь в капелле устанавливается временная, она нужна для сжигания бюллетеней. Голосование закрытое, и весь мир может узнать о выборе Папы только по дыму из трубы. Всего голосований четыре: по два с утра и вечером. Кардиналы прерываются на молитвы. В верхней части строго конфиденциальных карточек написано: «ligo in summum Pontificem». В специальном поле каждый из голосующих должен написать, кому он отдает свое предпочтение, разборчивым почерком, так, чтобы не было понятно, кому принадлежала карточка.
После голосования кардиналы складывают карточки пополам и несут их к алтарю. При этом должна быть произнесена фраза, в которой духовник призывает в свидетели Христа, что он отдает голос избранному. Затем происходит стандартная процедура голосов, карточки накалываются на шпажку и размещаются на веревке. Их сжигают в печи, дым будет выходить под колокольный звон из базилики Святого Петра.
Печь сделана из чугуна, она имеет длинную трубу, которая возвышается до самого потолка. В 2005 году она была дополнена вытяжкой, которая препятствует попаданию дыма в помещение. С этого же года отменен ритуал запирания кардиналов в одном помещении рядом с Сикстинской капеллой в Ватикане. Духовные служащие все равно будут заперты, как того требует традиция, но по отдельности.
Случается, что во время голосования никто из кардиналов не получает необходимого большинства. В таком случае к горящей бумаге подкладывают паклю, которая дает густой черный дым. Это сигнализирует народу и журналистам, что Папа еще не выбран. Когда анклав проходит успешно, к бумагам добавляется чистая белая солома, которая окрашивает дым в белый цвет. Значит, новый Папа избран.
Первое заселение сопровождается крестным ходом, во время которого колонна кардиналов поет религиозные гимны. Еще со времен Микеланджело, Сикстинская капелла оглашается песнопениями христиан. Ватиканский церемониймейстер закрывает двери на ключ, а те, кто в число избранных не входит, обязаны покинуть площадь. Очередной Папа обязан произнести клятву.
История постройки
Сикстинская капелла в Ватикане была создана по проекту Баччио Понтелли в 1476-1481 гг. Главным архитектором, инженером и прорабом был назначен Джованнино де Дольни. Зал в помещении четырехугольный, а свод напоминает вытянутый круг. Здание разделяется на две разные части с помощью изящной ограды. Эта часть капеллы и Кафедра хоров выполнена Мино да Фезоле.
Самое примечательное для туристов, которые не являются профессиональными архитекторами, – это работы Микеланджело. Фрески – вершина творчества великого мастера. Они относятся к ренессансному стилю, но до Микеланджело здесь были другие картины на сырой штукатурке.
Стена, противоположная алтарной, была отдана под роспись Перуджино, Роселли, Ботичелли и другим именитым архитекторам того времени. Первоначально свод имитировал звездное небо. Четыре года заняла в работе Микеланджело Сикстинская капелла. Художник отличался тягой к монументальности, основательности в искусстве. Здесь это проявляется в фигурах Пророков, а также предсказательниц-сивилл. В капелле можно увидеть знаменитую фреску Сотворение Человека.
Примерно в 1536 году великого Микеланджело Сикстинская капелла вновь призвала к себе. В этот раз заказчиком стал Павел III Фарнезе. Художник приступил к работе над алтарной стеной. Теперь мы можем любоваться результатом его трудов – колоссальной фреской «Страшный суд». Она появилась на месте работ предыдущего мастера Перуджино. Под фреской скрываются окошки, которые пришлось заложить, так как они мешали создать полноценную картину.
«Страшный суд» – наиболее мрачное творение Микеланджело. Ни одна из фресок Сикстинской капеллы не может сравниться с ней. В то время в мире начиналась разруха, брал свое протестантизм, умирала Реформация. Все это отразилось в работе художника. На фреске происходит вознесение душ на небо, это изображено настолько реалистично, что становится мрачно и гадко на душе. На фреске Микеланджело изобразил сам себя – его лицо можно увидеть в складках кожи на руках св. Варфоломея.
Цензура того времени смогла оценить лишь то, что фреска чересчур откровенна. От Микеланджело потребовали изменения картины. Следовали прикрыть чресла набедренными повязками и фиговыми листками. Эту работу пришлось выполнить Даниеле да Вольтеру, который получил за свою работу прозвище Порточник. Позднее некоторые фрески были возвращены к своему первоначальному виду.
На весь мир славится фреска Сикстинской капеллы, которая представлена на потолке. Это композиция «Сотворение Адама». Человеку дозволено общение с Богом почти на равных. Изображение стало популярно, оно разлетелось на открытки и почтовые конверты. Фреска отражает замысел современной католической церкви: единение Бога и человека. Микеланджело создавал свой шедевр непосильным трудом, он практически ослеп, так как краска с потолка постоянно капала ему в глаза.
Библейские сюжеты представлены на противоположной алтарной стене Сикстинской капеллы. Ветхий завет отразился в сюжетах, представленных по углам потолочной части сооружения. Сивиллы разместились по углам.
«Страшный суд»
Наиболее грандиозной является мрачная фреска «Страшный суд», занимающая почти всю алтарную стену. На ней изображено большое количество персонажей. Вверху находятся ангелы, несущие терновый венец, крест и гвозди к столбу бичевания. Мифические существа бескрылы. В центре находится изображение Христа и Девы Марии в окружении святых. Момент, который зафиксировал Микеланджело – несколько минут до оглашения приговора Страшного суда.
Спаситель жестом успокаивает святых и Деву Марию. Другие исследователи трактуют его пантомимику, наоборот, как проклинающую. Богородица смирилась с приговором, она покорно ждет Суда. Среди святых представлены Петр с ключами, Лаврентий с решеткой, которая послужила для Римской империи орудием инквизиции святого; Варфоломей, с которого была снята кожа, он стоит с ней в руке. Женщина – это Екатерина Александрийская, которую четвертовали. Себастьян со связкой стрел был подвержен языческим пыткам.
На левой стороне главной фрески Сикстинской капеллы изображены девственницы и другие персонажи Ветхого Завета. В центре находятся Ангелы Апокалипсиса, воскрешающие мертвых призывным трубным звуком. Тела усопших поднимаются из могил. Справа дьяволы и ангелы отправляют в ад грешников.
На нижней части фрески изображен любопытный персонаж. Это Харон, который гонит грешников в ад. Судья Минос в окружении подвластных ему змей выносит приговоры. Этому герою приписывают черты Папы Павла Третьего Бьяджо, именно он критиковал работу Микеланджело за излишнюю наготу. Церемониймейстер заявлял, что фреске место в кабаке или таверне, а никак не в священном здании. Задрапировать «неприличные места» было поручено все тому же Даниэле да Вальтера, хотя работа была продолжена другими мастерами. Фреске был возвращен практически исходный вид только в конце XX века.
История создания фресок Микеланджело
Сотрудничество Микеланджело с Ватиканом началось еще при Папе Александре Четвертом. Юлий II, при котором началась отделка Сикстинской капеллы, частенько ругал художника и даже мог поколотить его тростью. Зато он оберегал Микеланджело от зависти других архитекторов.
Изначально художник должен быть изготовить только скульптуру для усыпальницы Папы, но позднее талант был оценен по достоинству. В соборе св. Петра стоит Пьета – скульптура «Оплакивание Христа Девой Марией». Ее Микеланджело изготовил в 23 года своей жизни. В процессе работы мастер отказался от всяческих примеров, прогнал друзей, которые показали ему свои варианты.
Нанесение фресок было для молодого художника непривычным делом, но он принялся за дело с большим энтузиазмом. Материал получили в карьерах Тосканы, мрамор занял половину площади собора св. Петра. В то же время скульптор работал над статуей Папы в бронзе. Соперник художника Браманте пытался доказать Папе, что сооружение статуи самому себе при жизни – плохая примета.
На половине работы над стенами и потолком фрески были показаны Папе и всему Риму. Художники того времени стали ругать Микеланджело за смешение христианского и языческого в сюжетах фресок, но Папа Юлий II отстоял право художника продолжать работу. Хотя начальник и торопил мастера с работой, тот выполнил вторую половину еще более искусно. Впоследствии было предложено умастить картины золотом, но этого не было исполнено.
Когда капелла открылась, люди бежали посмотреть на это чудо изо всех концов Рима. Труд художника был оценен по достоинству не только вниманием публики, но и с помощью щедрых наград.
При следующем Папе Павле III мастеру было предложено продолжить работу, но он отказался. Однако трудиться над незаконченной статуей Юлия II ему не пришлось, так как Микеланджело силой заставили расписать алтарную стену Сикстинской капеллы. Новая работа произвела фурор среди современников. Ее и ругали, и хвалили за смелость.
Другие архитекторы
Ботичелли также приложил руку к созданию окончательного вида постройки. Он создал не менее 11 Пап в верхних рядах фресок. Его руке принадлежит три сцены, которые находятся друг против друга. Это сюжеты из жизни Моисея и Христа.
Фреска Перуджино «Вручение ключей» символизирует наказание для тех, кто не хочет подчиняться папской воле. Эти картины ничуть не хуже работ Микеланджело. Прекрасные пейзажи присутствую на фоне всех библейских сюжетов, живописные картины Рима нередко сопровождают композицию. Картина Перуджино посвящена эпизоду из жизни Моисея. Это талантливая работа учителя Рафаэля, которым он станет в будущем. Здесь чувствуется стремление к античной монументальности.
Resort.ru – компания, которая поможет вам найти идеальный тур в самые интересные города и страны. У нас вы можете посмотреть рейтинги гостиниц и туроператоров, подобрать подходящий рейс, забронировать билеты. Следите за новостями, участники блогов часто выкладывают любопытные материалы. Отдыхайте вместе с нашей компаний, и вы никогда не пожалеете о потраченном времени.
Читайте также
www.resort.ru
Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство
Сикстинская капелла в Ватикане больше всего известна за две вещи. Во-первых, в прошлом домовая церковь папы римского, а сегодня Сикстинская капелла — место Конклава, собрания кардиналов, избирающих нового папу. Во-вторых — великолепная роспись потолка, сделанная Микеланджело. Хотя и другие художники тоже внесли свой вклад.
Микеланджело расписал около 1100 кв.м. потолка в период с 1508 и 1512 гг. Ни одному итальянскому живописцу не приходилось до этого браться за такую гигантскую роспись!
Здесь мы собрали все фотографии этого великого шедевра с пояснениями.
29 фото
Роспись потолка заняла целых 4 года. Это сказалось на здоровье Микеланджело: работая на спине, большое количество краски попало ему в легкие. Но, безусловно, результат стоил таких усилий.
После окончания работы в 1512 году Микеланджело переключился на создание скульптур, забросив живопись до 1536 года.
Центральная часть потолка показывает сцены из Книги Бытия. С обеих сторон несколько библейских пророков и несколько сивилл: женские пророки с древних времен, которые предсказали пришествие Иисуса. Среди пророков присутствуют все основные: Исаия, Иезекииль, Иеремия и Даниил. В люнетах над окнами изображены некоторые предки Иисуса, в том числе и Боаз. В углах потолка изображено спасение израильтян.Схема росписей потолка:
Потолок в Сикстинской капелле:
Бог создал Адама — Картина в Сикстинской капелле:
Верхнее изображение: Отделение света от тьмы. Внизу: Иона. Вверху слева: Иеремия. Вверху справа: Ливийская Сивилла. В правом нижнем углу: Моисей. В левом нижнем углу: осужденный и убитый Аман. Эта часть потолка была закончена около 1511 года, когда Микеланджело было 59 лет:
Потолок Сикстинской капеллы. Верх изображения: Отделение Земли от Воды. Низ изображения: Сотворение Солнца, Луны, и Планет. Закончено в 1511 году:
Верх изображения: Сотворение Евы, 1509 год, когда Микеланджело было 57 лет. Низ изображения: Сотворение Адама — центральная часть потолка:
Верх изображения: Ной и его семья приносят жертву Богу за их спасение от Великого потопа. Низ изображения: падение и изгнание из райского сада, 1509 год:
Верх изображения: Ной пьян и унижен. Низ изображения: Великий потоп:
Потолок Сикстинской капеллы. Вверху по центру: Заэрья. Вверху слева: Джудит убивает Олоферна.Вверху справа: Давид убивает Голиафа. Внизу справа: Иаков и Иосиф. Внизу слева: Элиза и матан:
Сикстинской капелла, задняя стенка, картина «Страшный суд» (Микеланджело Буонаротти, 1539 года, когда ему было 87 лет).
Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества и унижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти.
Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, спасенные души поднимается вверх, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, мужчина, которого дьявол тащит вниз, в ужасе закрывает лицо руками.
Христос, с огненной молнией в руке, неумолимо разделяет всех жителей земли на спасенных праведников, изображенных в левой части композиции, и грешников, спускающихся в Дантов ад (левая часть фрески).
В нижней части фрески Харон, перевозчик через адскую реку, свирепо изгоняет из своей ладьи в ад ударами весла осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступлении волокут голые тела гордецов, еретиков, предателей... мужчины и женщины бросаются в бездонную пропасть:
Центр «Страшного Суда». Здесь главная фигура — Христос, который решает судьбу человеческого рода. Жестом руки он проклинает большую часть человечества и отравляет их в ад, но некоторые из них спасены и отправляются на небеса. Даже Мадонна, находясь около него, кажется, присела от страха.
Внизу справа: Святой Варфоломей держит кусок собственной кожи в левой руке, а в правой руке нож. Это символизирует страшную судьбу Варфоломея, с которого содрали кожу заживо:
Потолок Сикстинской капеллы — северная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Ливийская Сивилла, Даниила, Сивилла из Кумы, Исаии, и Дельфийская Сивилла:
Потолок Сикстинской капеллы — южная стена Пророков и Сивилл. Слева направо: Джоэл, Эритрейская Сивилла, Иезекииль, Персидская Сивилла, Иеремия:
Сикстинская капелла, северная стена — «Крещение Иисуса» (Пьетро Перуджино, 1482).В середине: крещения Иисуса. Справа: Иоан Креститель. В левом верхнем углу: обрезание сына Моисея:
Сикстинская капелла, северная стена — «Искушения Иисуса» (Боттичелли, 1481—1482гг.)Вверху слева: после своего крещения Иисус начинается 40-дневный пост. Дьявол просит его превратить камень в хлеб, тем самым доказать, что он является сыном Бога. Иисус отказывается. Он говорит в ответ: «Не хлебом единым жив Человек, но словом, исходящим из уст Божиих». Вверху по центру: дьявол и Иисус стоят на крыше храма. Дьявол предлагает Иисусу спрыгнуть: конечно, он будет пойман ангелами:
Сикстинская капелла, северная стена — «Призвание первых учеников» (Доменико Гирландайо, 1481—1482гг.)
Призвание Петра и Андрея — первых последователей Христа — показано в двух сценах.
Сикстинская капелла, северная стена — «Нагорная проповедь» (Козимо Росселли, 1481—1482). В Нагорной проповеди Иисус раздал правила, которые стали христианскими принципами. Справа показан еще один эпизод: исцеления прокаженного:
Сикстинская капелла, северная стена — «Вручение ключей» (Пьетро Перуджино, 1481 —1482гг.)Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного. Другие последователи смотрят на это:
Сикстинская капелла, северная стена — «Тайная вечеря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Иисус только что поделился со всеми вином и хлебом. Он говорит своим последователям, что он скоро умрет. Апостолы шокированы. Но один из апостолов не удивлен. Это Иуда, сидящий спиной с сумкой через плечо. В ней серебряные монеты, которые он получил за предательство Иисуса. Три окна на заднем плане показывают события, которые могут произойти: молитвы на Елеонской горе, предательство, и распятие:
Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей путешествует по Египту». (Пьетро Перуджино, 1482г.)
Справа: сын Моисея Элиэзер. В центре: Моисей остановлен ангелом, в общих чертах напоминающим Бога.
Сикстинская капелла, южная стена — «Несколько сцен из жизни Моисея». (Боттичелли, 1481—1482гг.)В правом нижнем углу Моисей убивает египтянина, который напал на еврея. Когда фараон услышал об убийстве, Моисей бежал в землю Мадиамскую. Там он отгонял пастухов, которые преследовали дочерей местного священника, Етро. Ему было разрешено жениться на одной из дочерей Етро — Сепфоре:
Сикстинская капелла, южная стена — «Пересечение Красного моря» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Моисей ведет свой народ через море Рид. Его преследуют египетские воины, но море поглощает их и спасает израильтян. На коленях рядом с Моисеем его сестра, пророчица Мириам.
Сикстинская капелла, южная стена — «Моисей со сводом законов» (Козимо Росселли, 1481—1482гг.)Моисей получает свод законов от Бога на горе Синай. Спящий молодой человек — Джошуа. Слева на переднем плане: Моисей и Иисус вернулись и показывают людям законы:
Сикстинская капелла, Южная Стена — «Наказание Корея, Дафана и Авирона» (Боттичелли, 1482г.)Справа: Джошуа останавливает повстанцев, готовых забросать камнями Моисея. В центре: на Аарона нападают люди, которые оспаривают его духовенство. Слева: Моисей призывает Бога наказать мятежников. Сзади: Триумфальная арка Константина, построенная около Колизея в Риме:
Сикстинской капеллы Южная стена — «Последние действия Моисея и его смерть» (Лука Синьорелли, 1481- 1482гг.)Справа: Моисей обращается к толпе. Слева: он передает его лидерство Джошуа. В центре: Моисей на горе Нево. Ангел показывает ему землю обетованную, которой он никогда не достигнет. Слева: люди оплакивают его смерть:
Сикстинская капелла, вид на алтарь:
Сикстинская капелла, лицом к входу:
Сикстинская капелла, вид снаружи:
Папа Бенедикт XVI встретился в Сикстинской капелле с художниками со всего мира:
loveopium.ru
Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Римский папа одобрил затею, призвал к себе Микеланджело и повелел тотчас начинать эту работу. Все соперники и недоброжелатели злословили по поводу того, что такой труд поручили Микеланджело Буонаротти, которому было тогда всего 33 года — для художника это совсем молодые годы. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Вот тогда и будет на нашей улице праздник». Сам Микеланджело брался за эту работу неохотно, потому что никогда до этого не занимался стенной живописью. Он знал, что роспись свода — дело трудное, всячески старался уклониться от этой работы и предлагал папе поручить это дело Рафаэлю. Но папа решил, что именно Микеланджело должен расписать потолок Сикстинской капеллы, и потому не слушал никаких возражений. Постройку строительных лесов для росписи потолка папа Юлий II поручил Браманте, но тот подвесил платформу на веревках и во многих местах из-за этого потолок был пробит. Микеланджело долго размышлял, каким же образом будут заделаны эти дыры, когда нужно будет расписывать эти места. Донато Браманте на это ответил, что по-другому сделать было невозможно, а о дырах в потолке можно будет подумать в свое время. Но Микеланджело велел снять эти жалкие сооружения и построил не касающиеся стен подмостки, лежа на которых и приступил к работе. Свои мысли Микеланджело выразил в таких стихах: Я получил за труд лишь зоб, хворобу (Так пучит кошек мутная вода, В Ломбардии — нередких мест беда!) Да подбородком вклинился в утробу. Грудь — как у гарпий; череп, мне на злобу, Полез к горбу, и дыбом борода; А с кисти на лицо течет бурда, Рядя меня в парчу, подобно гробу; Сместились бедра начисто в живот; А зад, в противовес, раздулся в бочку; Ступни с землею сходятся не вдруг; Свисает кожа коробом вперед. А сзади складкой выточена в строчку, И весь я выгнут, как сирийский лук. Он выписал из Флоренции некоторых своих товарищей, которые были более привычны к фресковой живописи, чтобы иметь помощников в таком ответственном предприятии. Хотя некоторые и утверждали, что сделал он это из-за незнания техники фресковой живописи. Однако Микеланджело остался недоволен работой своих учеников и уничтожил все, что они сделали. По словам его биографа, он сам растирал краски, приготовлял известковый раствор, приходил в капеллу с рассветом и уходил ночью, довольствуясь лишь легким обедом. Начатых работ Микеланджело не показывал никому. Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. Еще свежие краски вдруг стали покрываться плесенью, причины которой сначала никто не мог понять. Потом, правда, установили, что виной всему стало плохое качество римской извести, и что Микеланджело употреблял свой раствор слишком сырым. Когда все было исправлено, он с прежним жаром принялся за дело и в 20 месяцев без всяких препятствий выполнил половину работы. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Однако Юлий II был у него несколько раз, и, несмотря на свой преклонный возраст, поднимался на леса. Он был нетерпелив до предела, и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, поэтому не пускал Юлия II. Иногда папа проникал в капеллу тайком, и тогда Микеланджело бросал сверху доски, которые обращали в бегство взбешенного старика. Папа хотел безотлагательно разделить со всеми свое удивление и восхищение, и напрасно Микеланджело заверял его, что еще не совсем окончил работу. Юлий II ничего не хотел слышать, и не успела еще улечься пыль от разобранных лесов, как 1 ноября 1509 года капелла была открыта. Весь Рим бросился сюда, все в немом восторге, не исключая бывших завистников и соперников, смиренно склонили головы перед великим гением. Сам папа торжественно отслужил в капелле обедню, где на собравшихся восторженных зрителей смотрели с купола могучие образы библейских пророков и сивилл, Творца в трех моментах создания мира и первых людей, Ноя, патриархов и целого ряда других лиц, причем каждый из них был, словно красивой рамой, окружен особым орнаментом. Успех был громадный, а злые намерения Браманте только послужили к большей славе Микеланджело. По прошествии некоторого времени Микеланджело принялся за роспись второй части свода — более обширной. И на этот раз нетерпение папы было столь велико, что он едва не поссорился с Буонаротти. Микеланджело хотел на несколько дней съездить в родную Флоренцию и пошел просить у папы денег. Но тот спросил: - Когда же ты окончишь мне капеллу? - Как успею! —ответил Микеланджело. - Да я сброшу тебя с подмостков! — воскликнул вспыльчивый папа и дотронулся до него своим посохом. И тогда Микеланджело вернулся домой, привел в порядок свои дела и только приготовился уехать, как папа прислал к нему своего любимца Аккурзио с извинениями и пятьюстами дукатами. - Не мешало бы прибавить фигурам позолоты, — сказал папа, — а то моя капелла покажется очень бедной. - Те, кого я написал тут, — возразил Микеланджело, — были все люди бедные. И никаких изменений вносить не стал. «Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана. Измученные и объятые ужасом люди с пожитками поднимаются на вершину одного из таких островков в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети. Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына. Вдали виден ковчег, вокруг него тоже бушуют страсти: обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Несмотря на драматичность сюжета, фреска эта не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще остается надежда на спасение отчаявшихся людей. А дальше расположена фреска «Сотворение Адама», которую некоторые искусствоведы считают едва ли не самой прекрасной композицией всей росписи. («И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божью сотворил его» («Книга Бытия», I, 27). Об этом шедевре искусствовед В.Н. Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает совершенно новое претворение. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Позади него развевается огромный, надутый, как парус, плащ, позволивший охватить все фигуры замкнутой силуэтной линией. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Эти две руки, между которыми как бы пробегает электрическая искра, оставляют незабываемое впечатление... Расположив фигуру Адама на покатой поверхности, художник как бы создает у зрителя иллюзию, будто фигура покоится на самом краю земли, за которой начинается бесконечное мировое пространство. И поэтому вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный. И здесь Микеланджело великолепно использует просвет между фигурами, без которого не было бы ощущения безграничного пространства. В образе Адама художник воплотил свой идеал мужского тела, хорошо развитого, сильного и в то же время гибкого». Во фреске «Отделение света от тьмы» Микеланджело наделяет Бога Саваофа, борющегося с хаосом, собственной творческой страстью... А потом последовали фрески с библейскими пророками: «Пророк Исайя» «Пророк Захария» «Пророк Иона» и другие), а также мифологическими сивиллами: «Дельфийская сивилла» «Эритрейская сивилла» и другие. Десятки, сотни тысяч страниц написаны на множестве языков о фресках сикстинского потолка. Несметны толкования смысла, который Микеланджело хотел вложить в свои образы. Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это — новое, чисто микеланджеловское толкование Библии, другие видят в его образах новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства... Все это правильно, но ни одно толкование не исчерпывает полностью содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы. |
historylib.org