Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские. Картины микеланджело сикстинская капелла
Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикане: потолок, роспись, фрески, сюжеты
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).
История
Сикстинская капелла была построена в 1475-1481 годах по распоряжению понтифика Сикста IV (Sisto IV) во славу успения Марии на небесах.
Место строительства церкви было избрано отнюдь не случайно. Ранее на этом месте в Риме находилась Великая капелла (Cappella Maggiore), которая принимала высочайшие конклавы католического духовенства. Грандиозная реконструкция устаревшей часовни была поручена архитектору Баччо Понтелли (Baccio Pontelli) и инженеру Джованнино де Дольчи (Giovannino de’ Dolci).
Руководитель строительных работ решил сохранить фундамент и часть нижнего яруса прежней постройки. За время строительства церковь получила 3 этажа, 2 из них — предназначались для нужд церкви, а верхний — галерея для несущих стражу солдат. Сама по себе капелла также представляет образец фортификационного зодчества: прямоугольное здание 20,7 м высотой, 40,9 м — длиной, 13,4 м — шириной. Крепкие стены и отсутствие изысков были продиктованы неспокойной обстановкой в раздробленной Италии эпохи Средневековья.
Росписи
Сикстинская капелла известна во всем мире благодаря фрескам, украсившим ее свод и стены в 15-16 веках. Общий план росписи церкви был разработан еще во времена строительных работ. Здание было разделено на три горизонтальных яруса и подлежало украшению снизу вверх. Нижний ярус имел простые декоративные росписи, второй ярус был посвящен событиям Ветхого Завета и сценам из жизни Христа, отраженным в Новом Завете. Самый верхний ярус должен был изображать понтификов, принявших мученическую смерть.
Флорентийцы
Начало работам по украшению Сикстинской капеллы положил Перуджино, мастер умбрийской школы живописи. Он изобразил две картины из жития Христа и одну из Ветхого Завета. К 1480 году напряженные политические отношения между папой Сикстом IV и главой флорентийского Синьории Лоренцо Медичи (Lorenzo de’ Medici) несколько потеплели.
В качестве жеста доброй воли Медичи посылает мастеров флорентийской школы: Боттичелли, Гирландайо, Козимо Россели (Cosimo Rosselli), а понтифик милостиво разрешает им расположиться в Риме и приступить к работам в Сикстинской капелле.
Флорентийцы, при поддержке Пинтуриккио и Бартоломео дела Гатта (Bartolomeo della Gatta) расписали стены новой церкви. Сюжеты 10 фресок были разработаны и утверждены вплоть до мелочей самим Сикстом IV. Особое внимание было уделено тому, чтобы композиции из Ветхого и Нового Заветов гармонично дополняли друг друга. Усилить впечатление от иконографических росписей удалось художнику Пьерматео д’Амелья (Piermatteo d’Amelia), который изобразил на своде храма в звездное небо.
Потолок
Преемник Сикста IV, его племянник Юлий II (Ulius II), ни на минуту не забывал о том, что значит для католической церкви Сикстинская капелла.
Вклад Микеланджело Буонарроти
В 1508 году понтифик пригласил Микеланджело Буонарроти для реставрации существующих росписей и нанесения новых. Целых 4 года (с 1508 по 1512) ушло у знаменитого мастер на украшение свода.
Примечательно, что Микеланджело на тот момент считался непревзойденным зодчим, в то время, как фрески были для него в новинку.
Современники скульптора усматривают в произошедшем происки конкурента Буонарроти — Донато Браманте (Donato Bramante). У Браманте был на примете собственный кандидат для создания фрески — Рафаэль Санти (Raffaello Santi).
Потолок Сикстинской капеллы — был настоящим вызовом для Микеланджело.
Помимо овладения новой художественной техникой, мастер должен был решать организационные вопросы. Как, например, установить леса под самый потолок и при этом не помешать проведению церковных обрядов? «Летящие леса», разработанные художником, крепились на специальных штырях к стенам церкви. При этом художник и его подмастерья оказались на необходимой высоте, а церковнослужители получили свободу передвижений.
Существуют разные домыслы, касающиеся работы Буонарроти под сводом капеллы. Некоторые источники гласят, что мастер работал лежа, при этом краски и штукатурка обильно осыпались на его лицо. На самом деле Микеланджело работал стоя, имея пространство для маневров. Однако напряженная работа под потолком часовни нанесла ущерб здоровью 33-летнего художника.
В довершение всех бед, влажные слои штукатурки, по которым велась работа красками, начали усиленно покрываться грибком. Мастер и его помощники сумели вывести новую формулу «интонако» — состава для пропитки штукатурки, который был устойчив к влажному римскому воздуху.
Несмотря на все превратности судьбы потолок Сикстинской капеллы украсили фрески, объединенные в единый иконографический цикл. Микеланджело изобразил картины, иллюстрирующие девять сцен из Книги Бытия. В миниатюрах свода можно рассмотреть «Отделение света от тьмы», «Жертвоприношение Ноя», «Сотворение Адама», «Грехопадение», «Изгнание из Рая».
Потолок Сикстинской капеллы имеет три ярко выраженных смысловых цепочки: сотворение Мира, Адам и Ева, тяготы человечества, лишенного Рая.
Рассмотрев каждую картину по отдельности можно проследить трансформацию живописи Буонарроти. Из-за большой высоты потолка художник отказался от мелких деталей и вычурных завитков в пользу более лаконичных и четких линий.
Сюжет каждой фрески лаконичен и емок, миниатюры заключены в декоративные рамки, выполненные из травертина. Огромная площадь потолка могла бы вызвать гнетущее впечатление, «давить» на прихожан, если бы не маленькие ухищрения мастера, искусственно разделившего огромный плафон на 47 частей. Небольшие картины и геометрические рамки создают небывалую глубину и детализацию фресок.
Папа Юлий II всячески подгонял Микеланджело, спеша поразить общественность шедевральной диковинкой. Заключительные фрески были написаны в сжатые сроки, однако мастерство художника позволило сохранить глубокое впечатление, производимое плафоном церкви. Также понтифик сетовал на то, что потолок смотрится бедновато, в виду отсутствия позолоты и лазури. Мастер в ответ возразил, что святые и сами были людьми небогатыми.
«Страшный суд» (Giudizio universale)
Четверть века спустя Сикстинская капелла вновь окажется в распоряжении Микеланджело. На этот раз будет создан еще более драматический шедевр — стеновая фреска, на которой изображен Страшный суд.
Папа Римский Климент VII в 1533 году призвал Буонарроти в Рим и обсудил детали оформления алтарной стены в главной часовне Ватикана. Смерть понтифика отодвинула начало работ на 4 года. В 1536 году Павел III (Paolo III) одобрил планы своего предшественника касательно Сикстинской капеллы и Микеланджело приступил к работе.
Масштабная картина, задуманная понтификами, требовала непростых решений. Во-первых, более ранние фрески, нанесенные на стену за алтарем храма, были принесены в жертву новому творению. Во-вторых, над верхней границей картины выложили 40-сантиметровый кирпичный козырек, который бы препятствовал оседанию пыли на поверхность стены.
Подготовив эскизы и закупив краски необходимого качества, Микеланджело приступил к работе в средине 1536 года. Четыре года ушло у художника на создание полной картины, за это время Буонарроти допустил до кистей и красок лишь одного своего помощника, и то для создания небесного фона. Все персонажи были выписаны исключительно рукой мастера.
Во время реставрации Сикстинской капеллы искусствоведы обнаружили, что вся фреска разделена на фрагменты (квадраты, выполненные за один день), число которых составило 450 шт!
Публика увидела завершенную алтарную фреску «Страшный суд» в конце октября 1541 года. Существуют записи о том, что папа Павел III был настолько поражен изображенной на стене капеллы картине, что пал на колени и предался горячей молитве. И для того были веские причины! Со стены часовни на посетителей взирали ангелы небесные, парящие в облаках, в центре картины были драматически изображен Иисус и дева Мария, в окружении блаженных. Нижний ярус представляет собой картину Конца времен: вестники Апокалипсиса трубят о Страшном суде, согрешившие спускаются в ад, а праведники восходят на небо.
Эта работа 60-летнего Микеланджело была настолько гениальной, что будоражила умы и сердца всех и вся.
Наряду с безграничным восхищением порождала она и недовольство. Так, кардинал Карафа (Carafa) и церемониймейстер Бьяджо да Чезена выразили крайнее негодование по поводу наготы библейских персон. Павел III и Буонарроти иронично и стойко парировали своим оппонентам.
Однако спустя 24 года цензура все же добралась до «неприличной» фрески и накинула покровы на святых и мучеников. Даниэле да Вольтера (Daniele da Volterra) приводил фреску в пристойный вид, за что получил прозвище «Штанописец». Являясь учеником и поклонником Микеланджело, художник постарался минимизировать свое вмешательство.
Реставрация
Плафон Сикстинской капеллы, а также стеновые фрески являются предметом несомненной гордости Ватикана, а также шедевром изобразительного искусства эпохи Возрождения. Понтификат заботится о сохранности своего достояния. Так, последняя реставрация росписей часовни заняла ни много ни мало — 14 лет, с 1980 по 1994 года!
Современная жизнь
На сегодняшний момент Сикстинская капелла все еще используется для конклавов, на которых избираются понтифики Ватикана. В остальное время часовня – музей Ватикана, посетить который стремятся паломники и туристы.
Мужской хор
Кроме того, Сикстинская капелла имеет мужской хор, известный под названием «папская капелла» (Capella Papale).
Хор имеет высокий статус в среде католических певческих коллективов. Слушать акапельное выступление высокого хора можно по большим церковным праздникам. Первый состав папской капеллы был организован еще при Сиксте IV. С тех пор, попасть в Сикстинский хор было делом великой чести, и приносило большой достаток. С 19 века полное название коллектива — Cappella musicale pontificia sistina.
Интересные факты и тайны
Интересные факты и тайны, касающиеся Сикстинской капеллой и личности ее автора, сплетаются в увлекательный сюжет. По прошествии 5 столетий остается только гадать, которая из бытующих легенд — правдива, а которая — сплошная выдумка. В 2006 году Константин Ефетов выпустил книгу «Шокирующая тайна Сикстинской капеллы», в которой попытался разобрать наиболее увлекательные загадки храма. Книга пережила несколько успешных переизданий и получила продолжение.
В фокусе исследования находится Буонарроти, согласившийся оставить ряды зодчих, чтобы с нуля овладеть навыкам работы с фресками. Автор задается вопросом, почему средневековый мастер столь неохотно привлекал помощников, предпочитая работать в одиночку. Также была озвучена мысль о том, что молодой Микеланджело тайно занимался изучением анатомии и внутреннего устройства человека, в частности хорошо изучил строение мозга.
Об этом художник не преминул намекнуть в потолочной фреске «Сотворение Адама». Создатель, окруженный ангелами, изображен в окантовке алой ткани, по своей форме удивительно напоминающей головной мозг человека. Положение рук творца, а также лица ангелов повторяют основные отделы мозга. Таким образом, Буонарроти заявляет о том, что человек был создан не просто абстрактным святым духом, а является порождением высшего разума.
Один и яростных критиков работы Микеланджело Бьяджо да Чезена был увековечен на фреске «Страшный суд». Художник, который практически полностью расписал алтарную стену капеллы, в ответ на пристрастие к излишней наготе персонажей, изобразил поборника морали в гротескном образе Миноса, царя подземелий.
В отличии от бесстыдных праведников, Минос изображен, обмотанным вокруг бедер змеем, который поглощает его мужское достоинство.
Еще один интересный факт — мастер превыше всего ценил красоту обнаженной натуры и отдавал предпочтение мужскому телу. На всех фресках женские персонажи изображены с ярко выраженными атлетическими фигурами.
Где находится, как добраться, билеты, время работы
Адрес: Viale Vaticano, Cappella Sistina
- на метро линии А до станции Ottaviano
- трамваем №19, станция Piazza del Risorgimento;
- автобусом №49, вход в музей Ватикана рядом с остановкой; № 32, 81, 982, станция Piazza del Risorgimento; № 492, 990, станция Via Leone IV / Via degli Scipion;
- арендованное авто можно остановить на платной стоянке неподалеку от музеев;
- на такси можно доехать до Viale Vaticano, вход в музей будет находиться напротив.
Время работы: с понедельника по субботу, с 9:00 до 18:00, купить билет можно с 9:00 до 16:00.
Индивидуальные экскурсии: возможны только с официальным гидом. Искренне рекомендуем.
Билеты: Сикстинская капелла доступна по единому билету на посещение музеев Ватикана. Полный билет стоит — 16 евро, льготный — 8 евро. Чтобы миновать километровую очередь к кассе, можно приобрести билет на сайте касс Ватикана по пошаговой инструкции, уплатив дополнительные 4 евро за предзаказ.
Особенности посещения: фото и видеосъемка запрещены!
Официальный сайт: www.mv.vatican.va
italy4.me
Сикстинская капелла в Ватикане: Микеланджело, фото, роспись
Сикстинская капелла – величайшее произведение искусства, находится в Ватикане – районе города Рима. Микеланджело - автор известных фресок, доживших до наших дней, одна из самых знаменитых - «Страшный суд».
Сикстинская капелла – это не только церковь, которая находится в Ватикане – районе города Рима, но и величайшее произведение искусства.
Слово «капелла» переводится на русский язык как часовня. Но Сикстинская капелла не является часовней из-за определенных специфических особенностей. Это самая настоящая церковь Ватикана.
В оформлении капеллы есть множество сюжетов из Библии от сотворения мира до апокалипсиса. Здесь изображено огромное количество персонажей, начиная от Адама. Над ней трудились знаменитые художники и архитекторы такие как Микеланджело, Перуджино, Боттичелли, Пентуриккио, Гирландайо.
Сикстинская капелла построена и оформлена росписью в эпоху Ренессанса. Микеланджело Буонарроти — автор самых известных фресок в Ватикане, доживших до наших дней (одна из самых знаменитых — «Страшный суд»).
История постройки
Строилась Сикстинская капелла в XV веке, с 75 года по 83. Возвести Сикстинскую капеллу приказал, сидящий тогда на папском престоле Ватикана Сикст IV. Хотя при этом понтифике появилась инквизиция, вершился суд над еретиками, происходили регулярные сожжения вероотступников, однако, он хорошо относился к науке и искусству.
Сикстинская капелла с Купола Святого Петра, Ватикан (Andy Hay / flickr.com)
Среди местного населения были недовольные правлением папы, поэтому новая Сикстинская капелла должна была стать еще и убежищем, помимо всего прочего. Кстати, раньше на этом месте была Великая капелла, от нее остался фундамент и фрагмент нижнего яруса.
Во время строительных работ Сикстинская капелла выросла на 3 этажа. Архитектором капеллы стал Баччо Пантелли, а куратором строительства был Джордже де Дольче.
Так как церковь несла на себе и оборонительную функцию, внешне Сикстинская капелла выглядит достаточно непреступно и скромно. Ее строили в форме прямоугольника по Библейскому описанию храма Соломона, который считается самым первым в истории. Точно соблюдены размеры, указанные в Ветхом завете: 40,9 метров на 13,4.
Вид изнутри
Изнутри Сикстинская капелла в Ватикане разделяется на три части – яруса.
Средний ярус изображает Библейские сюжеты с участием Моисея и Христа. Он был оформлен художниками Боттичелли, Перуджино, Пинтуриккио, Гирландайо и Россели.
Роспись потолка Сикстинской капеллы (Colin Tsoi / flickr.com)
Верхний ярус был оформлен изображениями правящих понтификов. 11 из них творение Боттичелли. Среди них первый папа Ватикана – Святой Петр.
На самом нижнем ярусе помещены регалии понтифика Ватикана. Над алтарем возвышалась фреска «Вознесение Марии», в настоящее время здесь изображен Страшный суд.
Потолок Сикстинской капеллы был оформлен как небо со звездами. Все это работы художников Возрождения.
Возможно, Сикстинская капелла в Ватикане дошла бы до наших дней в таком виде, в каком она была в те времена. Но на потолке появилась трещина в начале XVI века в результате раскопок для строительства, происходящих неподалеку. И все фрески впоследствии заменили знаменитые работы Микеланджело Буонарроти.
Кто расписывал Сикстинскую капеллу?
Через 8 лет после начала строительства Сикстинская капелла начала исполнять свои функции. Первую мессу здесь отслужили в 1483 году, прославляя Вознесение Марии на небеса.
Кадр из документального фильма (Luis Brizzante / flickr.com)
В начале XVI века, церковь решили реконструировать, заменить старые фрески на новые. Юлий II поручил роспись капеллы Микеланджело Буонарроти.
Сначала знаменитый художник не хотел браться за эту работу, но понтифик умел настоять на своем.
Почему он выбрал именно Микеланджело доподлинно неизвестно, ведь в то время художник специализировался по скульптуре. Есть версия, что Браманте как-то повлиял на правящего тогда папу.
Интересный факт — год рождения Микеланджело и год начала строительства Сикстинской капеллы совпадают. В 1515 году понтифик Лев X заказал другому художнику Рафаэлю шпалеры для оформления нижней части капеллы.
Потолок Сикстинской капеллы: роспись и фрески Микеланджело Буонарроти
Кстати говоря, леса, которые были необходимы при росписи капеллы, тоже были сконструированы Микеланджело так, что они не мешали церковным службам. Такой тип лесов в дальнейшем использовался для работ над оформлением других церквей Ватикана.
Потолок Сикстинской капеллы мастеру было сложно расписывать, приходилось постоянно задирать голову. Поэтому работа длилась очень долго.
Такой непростой труд, который длился несколько лет, очень неблагоприятно сказался на здоровье великого мастера. Но он справился со своей работой и за 4 года расписал 600 квадратных метров потолка. На них изображены 343 персонажа из Библии начиная от Адама.
Потолок Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)
Свод был завершен в 1512 году, и церковь была открыта. В это же время другой выдающийся художник Рафаэль заканчивал свои «останцы» Ватикана. Две этих работы: свод Микеланджело и фрески Рафаэля – величайшие произведения искусства эпохи Ренессанса.
Вместо сияющих звезд небосвода, на потолке появилось множество библейских изображений, начиная от сотворения мира. Само пространство поделено на части. Художник использовал искусство оптической иллюзии, чтобы сделать потолок визуально выпуклым.
Роспись Сикстинской капеллы (BriYYZ / flickr.com)
В углах можно увидеть сюжеты, посвященные спасению еврейского народа. Это Ветхозаветные сюжеты «Медный змей», «Давид и Голиаф», «Казнь Амана», «Юдифь и Олоферн». В центральной части располагаются изображения, посвященные сценам из Ветхого завета, то есть периода, начинающегося от сотворения мира и появления первого человека Адама. Всего их девять. Известные работы среди них: «Сотворение Мира», «Грехопадение» и «Всемирный потоп».
«Сотворение мира» включает в себя все 7 дней, среди которых: «Отделение света от тьмы», «Сотворение небесных светил и растений», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы».
Фреска, изображающая создание Богом Адама, является достаточно известной. На ней Адам лежит на земле, в его позе чувствуется слабость, а на небе, чуть возвышаясь над Адамом, изображен Бог в окружении бескрылых ангелов. Бог протягивает руку Адаму.
Предполагается, что когда Адам коснется творца, он оживет. С прикосновением Господь отдает Адаму свою силу. По периметру капеллы изображены пророки и сивиллы, восседающие на престолах. Кроме того здесь можно увидеть изображения предшественников Иисуса. И все это великолепие вмещает в себя свод Сикстинской капеллы.
Фреска Сикстинской капеллы «Страшный суд»
Наиболее известная и призванная шедевром – фреска под названием «Страшный суд». К ней приступил Микеланджело через 25 лет после росписи свода, уже в 61-летнем возрасте. Ее заказал великому мастеру понтифик Климент VII. Четыре года художник трудился над ней. Она очень отличается от других, например, от «Сотворения мира».
Знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд» (Dennis Jarvis / flickr.com)
Фреска «Страшный суд» изображает вселенскую трагедию и катастрофу, где присутствует многочисленные изображения святых и ангелов, грешников и демонов. В центре всего этого стоит Иисус Христос, вид у него грозный и беспощадный, он вершит великий суд над людьми.
Вся фреска, изображающая Страшный суд, разделена на три части. Верх занимают ангелы. В центре изображение Иисуса и Девы Марии. Низ фрески иллюстрирует вознесение праведников и падение вниз в подземный Ад грешников. Также здесь можно увидеть и воскрешение умерших.
Микеланджело обозначил свое авторство на фреске очень необычным образом. На фрагменте «Страшного суда» где изображен апостол Варфоломей, который держит в руках содранную кожу, вместо лица мученика, он изобразил свое собственное лицо.
Фрески других авторов
На остальных стенах можно увидеть фрески и других авторов. Например, на северной стороне есть целая серия работ Перуджино, раньше она начиналась с фрески, иллюстрирующей Рождество. К сожалению, ее потеряли во время работы Микеланджело над «Страшным судом».
Внутри Сикстинской капеллы (Bren Buenaluz / flickr.com)
Теперь серия начинается с работы под названием «Крещение» и иллюстрирует всю земную жизнь Иисуса. А заканчивается изображением «Последняя Вечеря».
На заднем плане этой картины виднеются сцены, изображающие казнь Христа. Воскресение иллюстрируется уже на стороне входа в церковь.
На противоположной стене изначально была серия фресок Перуджино о Моисее. Это сцены из Ветхого завета иллюстрирующие самые ключевые моменты этой истории. Среди них: «Путешествие в Египет», далее «Убийство египтян», «Горящий куст», «Борьба с пастухами».
Пространство между окон занято фресками, изображающими первосвященников, повернутых в профиль. Это работы Боттичелли, Перуджино, Рассели и Гирландайо. Восточная стена оформлена сценами конца жизни Христа и Моисея.
comments powered by HyperCommentsattractionstory.ru
Сикстинская капелла, Ватикан, Рим - фрески Микеланджело, росписи
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима > Музеи Рима > Ватикан > Музеи Ватикана
Сикстинская капелла расположена в Ватикане, в городе Рим. Это один из самых знаменитых музеев Ватикана, прославившийся на весь мир благодаря великолепным фрескам работы Микеланджело. Расписные стены и своды потолка Сикстинской капеллы являются буквально олицетворение итальянского искусства эпохи Возрождения.
Посетить Сикстинскую капеллу в Ватикане:
Сикстинская капелла входит в программу посещения Музеев Ватикана. Но помните! Очереди в музеи Ватикана не просто большие, они ОГРОМНЫЕ!!!! Реально Вам придется стоять часы, только чтобы попасть к кассе. Пока стоите в очереди, к вам не раз будут приходить, предлагать тур с экскурсоводом, чтоб пройти без очереди. И это тот редкий случай, когда лучше доплатить, чем потерять пол дня в очередях (отели в Риме ж тоже не бесплатные, чтобы терять впустую целый день). Можно купить билет в Сикстинскую капеллу онлайн — вы доплатите всего 4 евро, зато сэкономите только времени!
Если планируете посетить музеи Ватикана бесплатно (последнее воскресенье каждого месяца) — то Вы или большой оптимист, или совсем туго с деньгами. Тогда приходить лучше сильно пораньше, а то просто не успеете дойти до касс!
Время работы музеев в Ватикане:
Все музеи Ватикана закрыты по воскресеньям, кроме последнего воскресенья месяца, если оно не совпадает с Пасхой, 29 июня (день святых Петра и Павла), 25 декабря и 26 декабря (Рождество).
В последнее воскресенье каждого месяца (если не совпадает с вышеперечисленными праздниками) — БЕСПЛАТНЫЙ ВХОД в музеи Ватикана с 9:00 до 12:30 (если Вам повезет, конечно, учитывая невероятные очереди даже в обычные дни). В этот день забронировать билеты онлайн нельзя.
Открыто:
- пн — сб.
- Билетные кассы 9 — 16 ч.
- Музеи Ватикана закрываются в 18 часов.
Закрыто:
- По воскресеньям (кроме последнего вск месяца, если оно не совпадает с вышеперечисленными праздниками)
- Январь 1, 6
- Февраль 11, 22
- Март 19, 28
- Июнь 29 (День святых Петра и Павла)
- Август 15
- Ноябрь 1
- Декабрь 8, 26
Билет в Сикстинскую капеллу:
- Полный тариф16,00 €.
- Льготный тариф: 8.00 €
- При бронировании билета онлайн — доплата + 4,00 €.
- Аудио — гид ( по желанию): 7.00 €Аудиогид для детей (F.Tour) от 6 до 12 лет ( по желанию ): 5.00 €
- Купить билет в Сикстинскую капеллу онлайн
Бесплатный билет в Сикстинскую капеллу и Музеи Ватикана:
- последнее воскресенье каждого месяца
- Всемирный день Туризма (27 сентября)
- Дети до 6 лет
- Посетители с сетификатом инвалидности свыше 74%
Сиктинская капелла в Ватикане
Сикстинская капелла(Capella Sistina, 1481) былa пoстpoeна пo пpoeкту Джованни дe дoльчи пo заказу папы Сикста VI. Имeнно здecь пpoxoдит конклав, собраниe кардиналов, нa кoтopом выбирают папу римского.
По подсчeтам, Сикстинскую капеллу посeщаeт oт пятнадцати дo двадцати тыcяч туристов в дeнь. Здecь запрeщeно фотографировать и дoтрагиваться дo стeн.
Для тoго чтoбы нe проводить нecколько часов, запрокинув голову, разглядывая своды, a тaкжe имeть возмoжнoстьрассмотpeть иx в полнoй мeрe, имeeт смысл зaxватить c собой карманноe зeркало и бинокль.
Фрески Сикстинской капеллы
Сикстинская капелла в Ватикану украшена от пола до потолка великолепными фресками, которые повeствуют о жизни Моисея и Xриста. Они были написаны в 1481—1483 гoдаx xyдoжниками Боттичелли, Пинтуриккьо, Дoмeнико Гирландайо и Козимо Росселли. Haд библeйскими сцeнами pacпoлoжeно 24 портpета римскиx пап рaннeго пeриода xpиcтианства, погибшиx мучeничeской смeртью.
Жизнь Моисeя изoбpaжeна нa южной и вocточной стeнаx, жизнь Иисуса Xриста — нa вocточной и сeвepной. Ha зaпадной стeнe Сикстинской капеллы изнaчaльно тожe нaxoдились фрeски из этиx циклов, oднaкo они были уничтoжeны, чтoбы прeдоставить мecтo для «Страшного суда» Микeланджeло.
Цикл фресок «Жизнь Моисея» в Сикстинской капелле
«Жизнь Моисeя», нaчинaя c южной стeны, соcтoит из слeдующиx фрeсок: «Путeшecтвиe Моисeя в Eгипeт» А1 (Пeруджино), «Сцeны из жизни Моисeя» А2 (Боттичeлли), «Пeрexод чeрeз Красноe морe» А3 (Россeлли), «Получeниe Моисeeм скрижалeй» А4 (Россeлли), «Наказаниe Корeя, Дафана и Авирона» А5 (Боттичелли), «Завeщаниe Моисея» А6 (Лука Синьорелли), «Спор y тeла Моисeя» А7 (вocточная стeна, Маттeо да Лeччe).
Цикл фресок «Жизнь Иисуса Христа»
Цикл «Жизнь Иисуса Xриста» соcтoит из «Воскрeсeния Xриста» А8 (вocточная стeна, Ариго Паллудано), «Тайной вeчeри» А9 (Россeлли), «Вручeния ключeй Пeтру» А10 (Пeруджино), «Нагорной проповeди» А11 (Россeлли), «Призвания пepвыx апостолов» А12 (Гирландайо), «Искушeния Иисуса» А13 (Боттичeлли) и «Крeщeния Иисуса» А14 (Пeруджино).
Фрески Микеланджело в Сикстинской капелле
Над росписью сводов Сикстинской капеллы Микеланджело трудился несколько лет, с 1508 по 1512 гг. Площадь сводов часовни cocтавляeт около 1100 м2. Изнaчaльно своды были синими, c зoлoтыми звeздами, и папа Юлий II прeдполагал изoбpaзить нa ниx Xриста и двeнадцать апостолов, oднaкo Микеланджело прeдложил сложную программу, выполнeниe кoтopой потрeбовало oт нeго чeтырex лeт paботы.
Микеланджело выбрал дeвять сцeн из Книги Бытия: «Отдeлeниe свeта oт тьмы» В1 , «Сотвopeниe свeтил» В2 , «Отдeлeниe твeрди oт воды» В3 , «Сотвopeниe Адама» В4 , «Сотвopeниe Eвы» В5 , «Грexопaдeниe и изгнаниe из Рая» В6 , «Жeртвоприношeниe Ноя» В7 , «Потоп» В8 и «Опьянeниe Ноя» В9 .
Фреска «Сотворение Адама»
«Сотвopeниe Адама» — oдна из сaмыx знaмeнитыx paбот Микеланджело. Бог-Творeц протягиваeт руку навстрeчу рукe Адама, даруя cвoeму твopeнию душу.
На чeтырex углoвыx парусаx свода тaкжe изoбpaжeны сцeны из Вeтxого Завeта — «Юдифь и Олофeрн» В10, «Давид и Голиаф» В11, «Мeдный змeй Моисeя» В12 и «Казнь Амана» В13. Кромe тoго, пoд сводом мoжнo yвидeть пророков и сивилл В14–В25 , прeдрeкавшиx пришecтвиe Спаситeля. В люнeтаx (арочныx нишаx в сводe) нaxoдятся портpeты прeдков Иисуса.
Фреска «Страшный суд»
Фрeски свода, ocoбeнно яpкиe пocлe нeдавнeй pecтаврации, cильнo контрастируют c бoлee пoзднeй и мрачной фрeской «Страшный суд» А25 (Микeланджeло, 1535—1541) нa зaпадной стeнe капeллы. «Страшный суд» условно раздeляeтся нa три яpycа. В люнeтаx вeрxнeго яpycа ангeлы дeржат атрибуты Страстeй Господниx — Кpecт (слeвa) и Кoлoнну (cпpaва).
В срeднeм яpyce в цeнтpe композиции: Иисус Xристос, судящий души. Фигypа выполнeна в нeтpaдиционной для XVI вeка манeрe — Xристос пpeдcтавлeн молодым и бeзбородым. Cлeвa oт нeго — Дева Мария, a y ee ног — нeбecный покpoвитeль Рима, св. Лаврентий, c рeшeткой, нa кoтopой eгo казнили, заживо поджарив нa кострe.
Cпpaва y ног Иисуса — пeчальный св. Варфоломeй, дeржащий в рукаx собствeнную кожу. Cчитaeтся, чтo в eгo oбpaзe Микеланджело запeчатлeл себя.
Слeвa oт Девы Марии, спиной к зритeлю и c кpecтом, cтoит апостол Андрей, далee Иоанн Кpеcтитeль (крупный мужчина, кoтopый дeржит в рукаx одeжду из звeриныx шкур). Eщe лeвee нaд матeрью, пытающeйся защитить дитя, изoбpaжeна обнажeнная Ева, a яpycом вышe нaд нeй — Вергилий.
Cпpaва oт Иисуса нaxoдится апостол Пётр (с ключами), зa eго спиной — Адам и Eва (eсть вариант — Иов и eгo жeна), зa ними стоят Исав и Иаков. Cпpaва oт св. Варфоломeя мoжнo yвидeть апостола Симона Зилота c пилой, нaд ним сидит св. Филипп c кpecтом (это тaкжe можeт быть св. Дисмас, благоразумный разбойник, распятый вмecтe c Иисусом), cпpaва oт нeго — св. Екатерина c символом ee мучeничeской смeрти, зубчатым колeсом, нaд нeй св. Власий c жeлeзным чeсалом, пpaвee св. Себастьян со стрeлами, далee c кpecтом нa плeчаx cтoит св. Симон из Кирeнаики.
В цeнтpe нижнeго яpycа pacпoлoжeны ангeлы, трубящиe в трубы Судного дня. В лeвом нижнeм углу души спасeнныx возносятся нa нeбecа. В пpaвом нижнeм углу лодочник Xарон пepeвозит души грeшников в ад нa вeчныe муки. Царю Миносу, pacпoлoжeнному точно в пpaвом нижнeм углу прeисподнeй, Микеланджело придал чeрты Биаджо да Чeзeна (цeрeмониймeйстeра папы Пия III), кoтopый критиковал paботу мacтepа. Oднaкo чeрeсчур откровeнныe изoбpaжения обнажeнной натуры смутили нe тoлькo Чeзeну, нo и многиx дpyгиx совpeмeнников, и позжe учeник Микеланджело Даниэлe да Вольтeрe прикрыл наготу бoльшинства фигyp.
Реставрация Сикстинской капеллы
В 1980 гoду Ватикан объявил о намeрeнии pecтаврировать фрeски Сикстинской капеллы. Зa вeка плафон c рocписями Микeланджeло покрылся трeщинами, a фрeски были частично скрыты слоeм копоти и воска oт свeчeй. Кромe тoго, Сикстинская капелла сильно пострадала от перепадов температуры, посещения туристов и автомобильных выхлопов, , кoтopыe нe тoлькo спocoбствовали загрязнeнию, нo и создавали срeду для размножeния врeдоносныx бактeрий.
В 1994 гoду Сикстинская капелла была торжественно открыта после завершения реставрации. Мнeния пo поводу рeзультата раздeлились. Нeкoтopыe историки искусств cчитaют, чтo вмecтe со слоeм грязи pecтавраторы уничтoжили часть тeнeй, тeм caмым лишив фигypы объeма, дpyгиe жe восxищаются палитрой красок, кoтopая открылась нашeму взору, и cчитaют, чтo тoлькo тeпeрь мы можeм видeть paботу Микеланджело в тoм видe, в кoтopом ee выполнил мacтep.
Главная > Италия > Рим > Посмотреть > Достопримечательности Рима > Музеи Рима > Ватикан > Музеи Ватикана
selfguide.ru
Сикстинская капелла — Artrue
Описание грандиозной фрески Микеланджело Буонарроти.
Сикстинская капелла. Фото.
Сикстинская капелла
Потолок Сикстинской капеллы — работа авторства Микеланджело Санти и датируется 1508. На создание шедевра ушло четыре года. Эта работа является краеугольным камнем искусства эпохи высокого Возрождения.
Капелла. Фото.
Капелла является часовней папы Римского, спроектированной Баччо Понтелли и возведенной в Ватикане (1477–1480 годы) в честь Сикста IV (оттуда и название). Часовня является местом проведения конклавов и других ритуалов.
Страшный судРазличные фрагменты потолка являются составными частями крупной схемы украшенной часовни, которая включает в себя и «Страшный суд» (алтарь). Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли, Доменико Гирладайо и другие мастера внесли вклад в росписи стен. Вкупе работы иллюстрируют большую часть доктрины католической церкви.
Сотворение Адама
Сотворение Адама
Центральную часть отделки потолка представляют девять сцен из Книги Бытия, самая известная из которых «Сотворение Адама«. Эта работа — одно из самых знаменитых произведений искусства. Такой же культовый статус имеет разве что Мона Лиза ( авторства Леонардо да Винчи). Руки Бога и Адама являются объектом для множества пародий и подражаний. Масштаб работы позволил Микеланджело в полной мере продемонстрировать свое мастерство в написании разнообразных поз и фигур, оказав огромное влияние на культуру и стиль.
Сама работа оказывала влияние и до момента завершения. Рафаэль Санти, в отсутсвие Микеланджело, изучал детали потолка и, возможно, именно ими вдохновлялся при написании фрески «пророк Исайя».
Пророк Исайя. Рафаэль Санти.Работа над капеллой
Микеланджело, который прежде всего был скульптором, нежели художником, не хотел браться за эту работу, в том числе, в силу занятости в то время, но Папа был не приклонен и художнику пришлось взяться за проект.
Великий потоп. Фрагмент капеллы.Несмотря на колоссальный масштаб работы, Микеланджело изначально предлагал еще более амбициозный план. В конечном счете потолок капеллы насчитывает около трехсот фигур, работа над которыми длилась четыре года. Считается, что увлеченность автора библейскими сюжетами помогло ему самостоятельно разработать композиции и схемы.
«Развернутая» Сикстинская капелла.
Для того, чтобы добраться к потолку часовни, мастер разработал собственную лесенку, которую возводил не с пола, а выстроил её используя отверстия и выступы на стенах и окнах.
В силу габаритов (41 на 14 метров) и сложной архитектуры, многие фрагменты носят декоративный характер.
Содержание
Основным элементом конструкции являются сцены из Книги Бытия, некоторые их которых поддерживаются четырьмя обнаженными фигурами. По краям двенадцать мужчин и женщин пророчествуют о рождении Христа. На серповидных областях, над каждым из окон часовни, изображены предки Иисуса. Над ними, в треугольных фрагментах, представлены восемь групп фигур, идентифицировать которых не удалось. Четыре угловых изображения показывают драматичные библейские истории.
artrue.ru
Сикстинская капелла: Микеланджело VS Рафаэль и Папы Римские
Сикстинская капелла (Sistina capрella) — центр притяжения всех, кто отправляется в музеи Ватикана, и мало кого останавливает тот факт, что даже просто для того, чтобы дойти от входа в музеи до знаменитой капеллы, где с 1484 года собираются на конклав кардиналы, дабы избрать нового Папу, любопытному туристу придется потратить несколько часов.
Любопытно, что изначально никто не собирался делать Сикстинскую капеллу центром всеобщего притяжения. Как часто бывает в жизни — все произошло почти случайно.
НАЗЛО РАФАЭЛЮ
Прежде чем попасть в Сикстинскую капеллу турист неизбежно должен пройти сквозь красивейшие покои, украшенные фресками на тему «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встреча Льва I с Аттилой». Когда узнаешь, что создал эти фрески не кто-нибудь, а сам Рафаэль, вопросы относительно того, почему они выполнены столь мастерски, отпадают сами собой.
На фото: Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello)
Надо сказать, за право работать на Ватикан художники Ренессанса не просто соперничали друг с другом, а, можно сказать, воевали, не гнушаясь никакими средствами. Например, названные сегодня по имени художника Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello), Рафаэль начал расписывать после того, как «подвинул» работавших здесь до него Перуджино и Синьорелли. Впрочем, этот заказ Рафаэль выиграл в честной конкурентной борьбе, папа Юлий II просто посмотрел работы Рафаэля, оценил их и ни о каких Перуджино и Синьорелли больше слышать не захотел (кстати, их фрески частично сохранились в комнате, с которой Рафаэль начал работать, она называется Станца ди-Элиодоро).
Фреска «Диспут» («Спор о Святом причастии»), Рафаэль Санти, Stanza делла Segnatura, 1509 год
А вот Микеланджело, начавший пользоваться значительным расположением Ватикана, Рафаэлю и Браманте очень мешал, поэтому они сговорились и порекомендовали Буонарроти Папе, как превосходного живописца для росписи потока в капелле. Рафаэль и Браманте рассчитывали, что Микеланджело, как художник, не сможет удовлетворить запросы Ватикана, провалится и, таким образом, освободит им место для будущих заказов. Расчет, как известно, оказался неверным, а потолок Сикстинской капеллы не только не разочаровал Папу, но и оказался на порядок мощнее Станцев Рафаэля.
КАК СОЗДАВАЛИСЬ ФРЕСКИ НА ПОТОЛКЕ СИКСТИНСКОЙ КАПЕЛЛЫ?
Над потолком Сикстинской капеллы Микеланджело начал работать в 1508 году. Роспись художник делал лежа на спине, с кисточкой в руках. Известно, что во времена Ренессанса художник должен был быть и инженером, поэтому нет ничего удивительного в том, что для реализации своих замыслов Буонарроти разработал собственную конструкцию «летящих лесов».
Фреска «Сотворение Адама», многие предполагают, что Творца Микеланджело изобразил в человеческом мозге
Они представляли собой настил, который опирался на крепления, вмонтированные в отверстия в стенах у верхней части окон. Этот хитрый прием позволил художнику работать сразу на всей поверхности свода. А ниже лесов было натянуто еще одно полотно, чтобы предотвращать падение краски на пол.
КАКИЕ ИМЕННО ФРЕСКИ СОЗДАЛ МИКЕЛАНДЖЕЛО?
Известный факт — Микеланджело был не единственным художником, расписывавшим Сикстинскую капеллу. К украшению зала, где собирается конклав кардиналов, кисти приложили и Боттичелли, и Козимо Росселли, и Гирландайо, и отлученные от работы над Станцами Лука Синьорелли и Перунджино. Итак, чтобы не путаться, огласим весь список фресок Микеланджело. Его кисти принадлежат ветхозаветные сцены, которыми он расписал плафон, то есть «Сотворение мира», состоящее из «Отделения света от тьмы», «Сотворения Солнца, Луны и Земли», «Сотворения Адама», «Сотворения Евы» и «Изгнания из рая».
«Сотворение Солнца, Луны и Земли» Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы
Вторая часть фресок иллюстрирует житие Ноя, в нее входят: «Жертвоприношение Ноя», «Великий потоп» и «Опьянение Ноя». Эти фрески маэстро создал изначально, однако также его кисти принадлежит и масштабное произведение «Страшный суд» на алтарной стене капеллы, хотя браться за эту работу Микеланджело уже не горел желанием. Это неудивительно, ведь роспись сводов капеллы заняла 4 года и, по свидетельствам современников, когда Микеланджело закончил расписывать свод, он сообщил окружающим, что на этом его роман с живописью окончен раз и навсегда. Но, не тут-то было.
МУКИ «СТРАШНОГО СУДА»
После смерти Папы Юлия II, новым понтификом был избран Папа Климент VII, который отличался очень упрямым характером, и был человеком из серии: «С ним проще согласиться, чем объяснить ему, почему ты не хочешь что-то делать». Он загорелся идеей заставить Микеланджело расписать алтарную стену капеллы фреской на тему «Страшного суда», и, несмотря на то, что Буонарроти отказывался от работы до последнего — он был занят созданием гробницы Юлия II, Папа лично встретился с маэстро 22 сентября 1533 года в Сан-Миниато и уломал Микеланджело снова взяться за кисть.
«Страшный суд» (Giudizio universale), название фрески можно также перевести, как «Последний суд» или «Последний приговор»
Буонарроти прибыл в Рим год спустя, но через несколько дней Папа Климент VII умер, и художник посчитал вопрос закрытым. Однако следующий Папа Павел III от идеи создания фрески не отказался, и маэстро таки пришлось удовлетворить запрос Ватикана. Для этого капеллу существенно видоизменили: алтарной стене придали уклон внутрь, чтобы пыль не оседала на фресках в процессе работы, плюс были заделаны два окна в алтарной части, а также удалены старые фрески, созданные ранее самим же Микеланджело и Перунджино. Правда, художник пытался как мог их сохранить, но они откровенно портили целостность композиции, и от идеи пришлось отказаться.
Святой Варфоломей на фреске «Страшный суд» — автопортрет Микеладжело
«Страшный суд» был завершен в 1541 году. По силе впечатления, оказываемого на зрителя, фреска не уступает ветхозаветным сценам на куполе капеллы, и все же чувствуется, что эта работа далась мастеру непросто, как говорится, через надрыв. Недаром же на фреске можно увидеть автопортрет самого Микеланджело, и он считается одним из самых жутких в истории искусств, ведь художник изобразил себя в виде Святого Варфоломея, того самого, с которого живьем содрали кожу.
НИКАКОЙ ОБНАЖЕНКИ ИЛИ, КАК ХУДОЖНИК СТАЛ ШТАНОПИСЦЕМ
Изначально фигуры на фреске «Страшный суд» были обнаженными. Однако 23 мая 1555 года на Святой престол взошел новый Папа Павел IV Карафа, который до избрания был немного-немало, а инквизитором Неаполя. Он немедленно учредил папскую инквизицию, которая безжалостно карала всех вне зависимости от ранга и положения, выступала за мрачное правосудие и осуждение пороков. Само собой, нагие фигуры на фреске Сикстинской капеллы Павлу IV Карафа не понравились, и, воспользовавшись тем, что Тридентский собор, состоявшийся еще в 1545 году, осудил использование обнаженных изображений в религиозном искусстве, Карафа потребовал, чтобы голые Святые кисти Микеланджело были приведены в приличный вид.
«Ад» — фрагмент фрески «Страшный суд»
Микеланджело отреагировал на предложение одеть персонажей его фрески в своем узнаваемом стиле. Он сообщил Папе, что «Удалить наготу легко, для этого всего лишь нужно привести весь мир в приличный вид», то есть, проще говоря, снова не слишком вежливым образом послал понтифика.
Снабжал же персонажей «Страшного суда» набедренными повязками художник Даниеле да Вольтерра. Хорошо, что он был учеником Микеланджело и творение гения доработал очень деликатно, с максимальным уважением к труду создателя. Единственными, кого ему пришлось «одеть полностью», были Святая Екатерина Александрийская и Святой Власий, но тут художник уже ничего поделать не мог, ведь Папа был уверен, что в голом виде Святые смотрятся, словно пара, собирающаяся предаться любовным утехам. Поза, мол, у них слишком неприличная.
Одетые в тоги Святая Екатерина и Святой Власий
Что характерно, саркастичные римляне, не упускавшие случай позлословить на тему ближнего своего, немедленно окрестили Даниеле да Вольтерра «Il Braghettone», что означает «штанописец» или «исподнишник». Под таким прозвищем он и вошел в мировую историю искусств. Бедолага!
Канал создательницы сайта Юлии Малковой, а также анонсов, новостей и личных заметок в мессенджере Telegram
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
Поделиться с друзьями
Юлия Малкова - Юлия Малкова — основатель проекта trip-point.ru. В прошлом главный редактор интернет-проекта elle.ru и главный редактор сайта cosmo.ru. Рассказываю о путешествиях для собственного удовольствия и удовольствия читателей. Если вы являетесь представителем отелей, офиса по туризму, но мы не знакомы, со мной можно связаться по емейл: [email protected]
Вам также может понравиться
prevnextс нами в pinterest
trip-point.ru
7 интересных фактов о Сикстинской капелле
Первого ноября 1512 года величественные фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы в Папском дворце Ватикана, были впервые открыты публике. Написанные Микеланджело, одним из трех гениев Высокого итальянского Возрождения, они остаются величайшим произведенем западноевропейской живописи, которое воспевает мировая история искусства. Ежегодно 5 миллионов туристов стремятся в Ватикан, чтобы увидеть грандиозное творение Микеланджело, но не все знают эти 7 интересных фактов о самом популярном месте Ватикана.
Микеланджело планировал отказаться от работы над потолком Сикстинской капеллы
Еще молодой, но уже востребованный Микеланджело считал себя в первую очередь скульптором. Когда Папа Юлий II попросил Микеланджело заняться росписью потолка Сикстинской капеллы, художник работал над грандиозным проектом мраморного надгробия, которое хотел закончить. К тому же у Микеланджело не было опыта работы с монументальной живописью. Однако настоятельные уговоры патронов молодого скульптора и хороший гонорар убедили его принять заказ.
Художник расписывал гигантский потолок в положении стоя
Среди поклонников Микеланджело бытует мнение, что он писал свои знаменитые фрески, украшающие потолок Сикстинской капеллы, лежа на лесах. Это мнение закрепилось и благодаря художественному фильму о жизни художника «Муки и радости». На самом деле и мастер, и его ученики работали над картинами стоя. Микеланджело сам спроектировал леса и платформы, которые позволяли ему стоять под самым потолком.
Микеланджело написал стихотворение о сложности работы над капеллой
Художнику категорически не по душе была роспись потолка, его внушительные размеры и давление со стороны патронов только увеличивали недовольство мастера. В стихотворении, адресованном другу, Микеланджело описал тяжесть физического труда и моральное неудовлетворение работой. По его словам, труд не стоил никаких денег, а наградой художнику стали боли и хворь. Микеланджело жаловался на плоскостопие, плохую осанку и общую усталость.
Творение художника оказалось крайне устойчивым
С 1512 года прошло ровно пять веков, а фрески, написанные Микеланджело, практически не поддались пагубному влиянию времени. На потолке отсутствует лишь небольшой элемент композиции "Всемирного Потопа", который отвалился от потолка во время взрыва порохового склада в 1797 году. Несмотря на стойкость самого потолка и фресок, написанных на нем, эксперты и реставраторы беспокоятся, что постоянный поток туристов обеспечивает непрекращающуюся вибрацию и плохо влияет на произведение искусства.
В конце XX века фрески Сикстинской капеллы пережили длительный период реставрации
С 1980 по 1999 эксперты занимались реставрацией и «чисткой» избранных фресок, в число которых вошел потолок и еще одна фреска работы Микеланджело – «Страшный суд», работу над которой художник начал в 1537 году. Реставраторы сняли с картин многолетний налет пыли, копоти и жира, в результате чего цвета стали гораздо ярче. В процессе реставрации эксперты избавились от фиговых листов, которыми папа Пий IV приказал прикрыть все обнаженные фигуры в 1560 году.
На самой популярной фреске Сикстинской капеллы Микеланджело изобразил очертания человеческого мозга
Самой популярной фреской капеллы, а также одним из самых популярных в мире изображений является «Создание Адама» — картина, на которой Бог и Адам изображены полулежа, протягивая друг к другу руки, почти касаясь указательными пальцами. Некоторые эксперты выдвигают теорию о том, что фигура Бога и окружающих его ангелов напоминает форму мозга. По их словам Микеланджело этим изображением воспел дарование первому человеку разума.
Выборы Папы проходят в Сикстинской капелле
Сикстинская капелла была построена в 1470 году по желанию папы Сикста IV, в чью честь и получила свое название. Еще до того, как капелла была украшена знаменитыми фресками, в ней стали проводить тайные совещания кардиналов, включая конклавы, приуроченные к избранию нового Папы Римского. Камин капеллы напрямую связан с трубой, которая дает миру знать результаты выборов. Если конклав пришел к консенсусу, из трубы идет белый дым, если же ни один из кандидатов не набрал больше двух третей голосов, то публика снаружи видит клубы черного дыма.
fb.ru
Сикстинская капелла: описание, история, фото
Адрес: ВатиканНачало строительства: 1473 годНачало строительства: 1481 годАрхитектор: Баччо ПонтеллиСтроитель: Джордже де ДольчиКоординаты: 41°54'10.7"N 12°27'15.8"E
Что приходит на ум человеку при упоминании Ватикана? Как правило, это католическая вера, Папа Римский и Собор Святого Петра. А еще Сикстинская капелла – место проведения конклавов кардиналов, на которых избирается новый понтифик, и один из самых великолепных памятников искусства эпохи Возрождения.
Во всем Риме, да и во всей Италии, Вы не найдете такого контраста между внешней простотой и внутренним великолепием, как в случае c Сикстинской капеллой. Она чудесное олицетворение того, как может быть красив и духовно богат внутренний мир человека, даже если внешне он прост и невзрачен.
Вид капеллы с собора святого Петра
Оказавшись в Ватикане и подойдя к Капелле, Вы увидите массивное здание лаконичной прямоугольной формы, но стоит только зайти внутрь и взору предстанет совсем иная картина. Изумительный мраморный пол, потрясающей работы гобелены и фрески с библейскими сюжетами на стенах – их можно рассматривать часами! Но настоящий шок Вы испытаете, подняв глаза к потолку – он целиком расписан детально проработанными и восхитительно прекрасными картинами, выполненными рукой великого Микеланджело Буонарроти.
Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы
Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь - место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли. Но само возведение Капеллы велось под руководством другого архитектора – Джордже де Дольчи, и заняло почти 9 лет, начавшись в 1473 г. и завершившись в 1481 г.
Вид на капеллу сверху
Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла. В Великой капелле собирался для обсуждения важных вопросов папский двор, куда входило две сотни кардиналов. Но папа Сикст IV опасался как за свою безопасность, так и за безопасность своих кардиналов. И эти опасения не были беспочвенными. Военная угроза со стороны османского султана Мехмеда II «Завоевателя» и флорентийской Синьории Медичи, требовала укрепить ненадежную постройку. Поэтому Великая капелла перестала существовать, а ее место заняла Сикстинская капелла.
Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!
Капелла внутри
Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.
Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.
Самая драгоценная «шкатулка» Рима
Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.
Росписи в капелле
Сикстинская Капелла имеет три этажа. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Второй этаж - основной. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Стены второго этажа прорезаны большими окнами. Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание. Поначалу галерея караульни была открыта небу, ветрам и дождям, но затем над ней возвели крышу. Вода протекала внутрь и могла испортить бесценные картины.
Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра - центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!
Флорентийский «десант»
История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!
Задняя стена капеллы — «Страшный Суд»
После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.
Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!). Два цикла картин, по 6 фресок в каждом, опоясывают изнутри стены Капеллы: история Христа и история Моисея. Знаменитая «Тайная вечеря» здесь тоже присутствует.
Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.
По центру фреска работы Пьетро Перуджино - «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли - «Тайная вечеря»
До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.
Мир библейских сюжетов и гений Микеланджело
Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх, и он забывает обо всем на свете. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде! Ни в Европе, ни в восточных странах. Потолок, размером примерно 4,1 x 1,3 м., подобен гигантскому непрозрачному витражу, так как поделен на участки, каждый из которых – великолепная фреска, иллюстрирующая важное библейское событие.
Центральную часть потолка Капеллы занимает группа из 9 сцен Книги Бытия. Эти фрески последовательно рассказывают зрителю о создании Богом мира и первых людей, Адама и Евы, об их изгнании из Рая, и последовавших за этим испытаниях, выпавших на долю человечества в лице Ноя. Центральный ряд фресок окружают изображения юношей, с красивыми и пропорциональными телами.
Фрагмент потолка
Рядом с этими библейскими сценами можно увидеть 10 круглых щитов, называемых медальонами. Сюжет каждого медальона повествует об одном из самых тяжелых и мрачных эпизодов истории Завета. О таком, например, как убийство Иорама, царя Израиля.
Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.
Микеланджело Буонарроти - гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.
Фрагмент росписи потолка - «Сотворение Адама»
В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя). И самое главное – проходя от входа к алтарю, посетитель может окунуться в мир библейских сюжетов, последовательно развертывающихся перед его взором на своде Сикстинской капеллы.
Сегодня Сикстинская капелла, как и полтысячи лет назад, находится на площади Ватикана рядом с Собором Святого Петра. Этот великолепный памятник эпохи Возрождения в наши дни является музеем, открытым для посещения туристами. Несмотря на это в Капелле по-прежнему собираются на Конклав кардиналы, чтобы избрать своего нового Папу.
Рейтинг достопримечательности
Список достопримечательностей Ватикана
Сикстинская капелла на карте
Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:
putidorogi-nn.ru