Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Святая Екатерина Алекcандрийcкая». Картины микеланджело меризи да караваджо
"Поцелуй Иуды", "Больной Вакх", "Юдифь и Олоферн". Микеланджело Меризи да Караваджо :: SYL.ru
Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.
Искусство барокко
Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо – это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».
Жизнь Караваджо
Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.
Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.
Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год
«Больной Вакх» – это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.
Молитва как паломнический экстаз
Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.
Лицо смерти
В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо – «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни. Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.
Подвиги веры
«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие. На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо – один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна – автопортрет.
Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти. То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.
Последние годы, скитания
Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.
Освещение на картинах Караваджо
Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника – это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.
Неожиданная находка
Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века. Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.
www.syl.ru
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Смерть Марии»
Одна из картин Караваджо, написанных по заказу церкви, но отвергнутых из-за нетрадиционной революционности – «Смерть Марии». Создано удивительное полотно было к 1606 году. Это был период позднего, зрелого творчества живописца. И в картине нашли отражения все приобретенные Караваджо за годы художественного труда приемы изображения фигур, фона и их взаимодействия.
«Смерть Марии» поражает глубокой эмоциональной силой. С первого взгляда ощущается скорбь собравшихся апостолов и Магдалины возле умершей Богоматери. Душевная боль на лицах и в красноречивых жестах заражает зрителя и погружает в тревожный трепет перед смертью. Многие ценители шедевров Караваджо считают представленную работу наиболее трагичной.
Драматизм скорбной сцены в нижней части картины гениально подчеркнут освещенным красным занавесом в верхней стороне. Основной цвет полотна – чернеющий темный коричневый, он разбавлен пятнами насыщенного алого тона и яркими бликами света. Именно свет выступает здесь в качестве изобразительного средства для передачи духовной возвышенности полотна. Еще один прием – положение тела Матери Христа – оно, лежа на приподнятой от земли поверхности, как бы парит в воздухе: под ногами совсем не видно опоры.
Церковь в то время не сумела разглядеть богатства духовности выполненной работы. Даже нить нимба у головы Богоматери не убедила представителей религии. Они желали видеть торжество воскресения, ведь Мария после долгой жизни должна была встретиться на небесах с любимым сыном и обрести счастье. А художник, по их мнению, не дал даже намека на подлинный сюжет библии. Более того, существовало мнение, что натурщицей для написания фигуры Марии он выбрал женщину легкого поведения. Но все же нашлись ценители таланта живописца, которые сохранили прекрасный шедевр, и теперь его можно лицезреть в Лувре.
opisanie-kartin.com
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов»
Микеланджело Караваджо – художник с итальянскими корнями, получивший образование в Милане. Его знаменитая картина «Юноша с корзиной фруктов» является его ранней работой.
Написал он ей в 1593 году. Интересно то, что Караваджо любил изображать как повседневный быт людей, так и библейские события. «Юноша с корзиной фруктов» является изображением именно обычной жизни.
На полотне величиной 70 на 67 сантиметров художник изобразил портрет юноши, в руках которого корзинка со спелыми свежими фруктами. Парень имеет тёмные, густые, кудрявые волосы. Поза юноши достаточно свободная, он немного сгорбился, оголил плечо. Смотрит он на нас с гордым видом. Рот его слегка приоткрыт.
Корзине с фруктами художник уделил немало времени. В плетёную коричневую корзинку Микеланджело Караваджо поместил грозди винограда, красно-зелёные яблоки, спелый инжир, персики и другие фрукты.
Самыми яркими фруктами являются яблоки, а остальные фрукты художник изобразил в нейтральных тонах, чтобы всё гармонично смотрелось. Ведь если бы Караваджо взял много ярких цветов, наше бы внимание ушло бы только на фрукты, тогда мы позабыли бы про главного героя.
Достоверной информации, кем же являлся этот юноша, нет. Многие считают, что Караваджо просто попросил позировать первого встречного. Вообще, Микеланджело Караваджо знаменит тем, что изображал на своих картинах самых обычных людей из народа.
Большое значение художник уделял цветам и свету. На данной картине сразу понятно, что свет падает с левой стороны. Ведь самые яркие пятна – это левая щека и плечо юноши.
На правой стороне картины, наоборот, падают тени. Фон картины – самая обычная серая стена. Художник специально изобразил парня в обычном помещении, а не на природе. Чтобы фрукты не сливались с природной средой.
opisanie-kartin.com
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Обращение Савла»
Из «Деяний апостолов» живописец Караваджо почерпнул значимый драматичный сюжет для написания полотна в римскую церковь.
Савл был в числе самых грозных и безжалостных преследователей христиан. По преданию, он направлялся в Дамаск, чтобы там заключить под стражу нескольких сторонников Христа.
Накануне он получил разрешение у первосвященника на их арест. Когда гонитель уже приближался к месту назначения, то был ослеплен ярким небесным светом. Свалившийся наземь, он услышал отчетливую речь Иисуса, который укоряющим наставляющим тоном спрашивал: «Зачем преследуешь Меня?».
После того Христос явился ученику Анании, сказав тому прийти в жилище Савла и приложив руки к ослепшему, вернуть ему зрение. Ученик выполнил данное поручение. Прозрев, Савл крестился и под новым именем – Павел стал проповедником христианской веры.
История, кардинально изменившая жизнь Савла, описана мастером с потрясающей выразительностью. Сияние от появления Христа заставляет бывшего убийцу плотно сомкнуть глаза, прийти в ужас и упасть в изнеможении на землю к ногам лошади. Громоздкое лошадиное тело заняло едва ли не половину полотна – в верхнем фрагменте картины оно как бы нависает над беспомощной упавшей фигурой. Таким приемом Караваджо отвлекает смотрящего от человека, привлекая взгляд к сильному неземному свету над ним.
Удивительная работа художника примечательна и тем фактом, что упавший с коня Павел конечностями выходит за обрамление картины. Благодаря такому гениальному способу построения композиции зрителям дается возможность ощутить себя свидетелями происходящего на картине, острее проникнуться чувствами героя и поверить в сверхъестественность события.
Теперь реалистичное свидетельство божественного явления хранится в римской капелле Санта Мария.
opisanie-kartin.com
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Святая Екатерина Алекcандрийcкая»
Микеланджело Меризи да Караваджо считается основателем реализма в живописи. После него не осталось ни одного эскиза или рисунка – все свои замыслы Караваджо сразу воплощал на холстах. Жизнь художника была весьма своеобразной. Отличаясь дерзким и вспыльчивым нравом, он постоянно попадал в какие-то темные истории, являлся зачинщиком драк, несколько раз попадал в тюрьму, дважды был обвинен в убийствах. В творчестве художника главенствующее место занимают мужские портреты и жанровые сценки с участием мужчин. Чаще всего персонажи Караваджо – простые юноши "из толпы", яркие, чувственные, жизнерадостные и отчасти грубоватые. Таким был и сам автор.
Картина "Святая Екатерина Александрийская" является редким для живописца одиночным портретом женщины – правда, чертами лица Екатерина все таки напоминает мальчика. Екатерина Александрийская была дочерью правителя Александрии Ксантоса. Принцесса была очень капризной, отвергая всех потенциальных женихов. Александрия в те годы слыла одним из самых просвещенных городов, славилась огромной библиотекой и отличными школами. Поэтому Екатерина получила отличное образование. Став царицей, приняла христианство. Во сне ей явился Христос и подарил кольцо; с того времени она считала себя Христовой невестой. Когда император Максимин приехал в Александрию, чтобы совершить жертвоприношения и обряды по языческому обычаю, Екатерина ворвалась в храм и потребовала от императора оставить языческих богов и обратиться в христианство. Впоследствии была жестоко казнена и возведена в ранг святых.
На картине мы видим совсем юную девушку в белой блузе, расшитой золотом, и темном бархатном платье. Каштановые волосы разделены на пробор и убраны в прическу. Мягкое полудетское лицо, пухлые губы, аккуратные губы, темные настороженные глаза – если бы не тонкий золотистый нимб над головой, изображение было бы портретом обычной девушки.
opisanie-kartin.com