Раскрыта тайна фрески Микеланджело "Сотворении Адама": топ-9 символов. Картина микеланджело бог и адам


что значит эта скульптура? Значение фрески, почему они тянут руки?

Cодержание статьи:

 

В книге Бытия Пятикнижия Моисея излагается «теория» создания Богом на Земле первого человека по Его образу и подобию. В работе знаменитого итальянского художника средневековья Микеланджело «Сотворение Адама» был использован именно этот библейский сюжет.

 

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама»

 

Картина Микеланджело «Сотворение Адама»

Это произведение относится к технике фресковой живописи, достигшей своего наивысшего развития в Италии эпохи Возрождения:

  1. Классическая техника написания этим способом заключается в использовании красок, наносимых поверх сырой штукатурки. В составе последней содержится известь, которая при высыхании покрывает изображение тонкой пленкой кальциевых солей и придает ему, тем самым, прочность на долгие времена;
  2. Данное творение художника (даже более скульптора) было создано в этой манере в период его работы в 1508-1512 годах над росписью плафона (потолка) Сикстинской капеллы в Ватикане. Оно являлось центральным звеном огромной композиции, которая выполнялась по заказу папы Римского Юлия II.
  3. В основу сюжета фрески, как считается, автор положил процесс «одушевления» Всевышним прекрасного тела юноши, превращения его в результате именно в живое существо, наделенное душой и жизненной энергией. Об этом свидетельствуют жесты рук Бога и человека, направленные навстречу один к другому, символизирующие их взаимное притяжение. Кажется, они вот-вот сомкнутся…однако это – не факт, а только видится. Небесное и земное здесь разделено.

 

 

Как Микеланджело выполнял заказ папы Юлия II?

Процесс работы был для художника совсем непростым во всех смыслах делом.

Будучи в основном более приверженным искусству скульптуры, Микеланджело отнюдь не рвался рисовать фрески на потолке храма. Он не имел такого опыта, да и получил этот специфический для себя заказ папы в результате интриг своих недоброжелателей.

Первоначально Буанаротти попросил знакомых художников помочь ему в освоении нового для него стиля живописи, но быстро всё понял и отказался от их услуг, предпочитая работать один. С ним, правда, трудились два помощника, один из которых смешивал краски, а другой покрывал поверхность известью, по которой мастер впоследствии и наносил свои гениальные штрихи.

Кстати, делать это было совсем непросто психологически и даже чисто технически, так как специфика данного вида искусства не допускала исправлений и поправок. Работать приходилось сразу «начисто». Здесь художнику и помог талант скульптора и «объемное видение» будущего изображения, он даже почувствовал вкус к новому делу.

Правда, после его завершения долго приходил в себя после постоянного видения картин снизу вверх, так как работать приходилось лежа. Даже книги он некоторое время читал только в таком положении.

Фрески Сикстинской капеллы

 

Где находится картина?

Из всего вышесказанного вы уже поняли, что она является одной из фресок (но самой главной) на плафоне Сикстинской капеллы в столице Италии – Риме:

  • Последняя ныне представляет собой музей искусства эпохи Возрождения, а в ее помещении с того времени проходят конклавы – выборы каждого нового папы Римского. Широко известен также ее знаменитый церковный хор;
  • Построена капелла была в последней четверти 15 века по заказу папы Сикста IV (от чего и получила свое название) и сначала являлась домовой церковью. Архитектором и руководителем строительства был Джордже де Дольчи;
  • Стены и потолок храма расписывали знаменитые средневековые художники, среди которых, помимо Микеланджело, числятся Рафаэль, Боттичелли, Перуджино, Гирландайо, Роселли и другие известные мастера;
  • В грандиозной фресковой композиции на ободе церкви художник расположил 9 картин из Священного Писания от сотворения мира. Среди них, кроме упомянутой, имеются также живописные сюжеты об отделении суши от воды и света от тьмы, грехопадении и изгнании из рая, сотворении светил и т. д.
  • Последняя реконструкция фресок капеллы проводилась в конце 20 века.

 

 

Что означает «Сотворение Адама»?

Художник воплотил в своих храмовых полотнах эпизоды сотворения мира и его жителей такими, каким был он сам, и так, как он понимал мир.

Бытие Моисеево говорит, что Бог создал человека из земного праха и поместил в него душу, чтобы тот стал живым существом. Фрески Микеланджело говорят о процессе творения с точки зрения земной, физической, плотской деятельности.

Даже Всевышний у него предстает не мудрствующим старцем, а могучим и активным стариком. Он будто переводит слова из духовного состояния в телесное ощущение.

Будучи сам борцом, он и в своих иллюстрациях первой книги Священного Писания показывает мощь Божественного вдохновения и его реальные результаты, когда из окружающего Хаоса возникает стройная Вселенная. Он показывает свое видение событий Книги Бытия, не обращая внимания на устоявшиеся мнения и толкования этого со стороны церкви.

Получается сознательное очеловечивание Бога, но при этом же он изображает процесс пробуждения Адама к жизни именно силой духа, без физического контакта.

Между ними будто пробежала Божья искра, главный душевный импульс, окончательно сделавший его именно человеком.

Фреска в Риме «Сотворение Адама»

 

Сикстинская капелла как символ власти

Смысловое значение термина «капелла» довольно разнообразно:

  • Оно касается как архитектурных сооружений относительно малых форм типа Домовой церкви для одной семьи (хотя бывают и отдельные строения больших размеров), так и места внутри храма, где располагался хор певчих, да и название самого этого хора.
  • Во многих словарях капеллой называют певческие ансамбли, а пение «а капелла» означает – без музыкального сопровождения, одними голосами;
  • На русский язык это слово часто переводится как часовня, что не совсем точно, так как последняя не предназначена для богослужений и в ней отсутствует алтарь, как в специфических католических храмах. К последним относится и знаменитая Сикстинская капелла;

Однако при ее строительстве перед архитекторами была поставлена двоякая задача: помимо чисто специализированных религиозных функций, она должна была выполнять роль крепости для представителей папской власти во время народных возмущений. Эта проблема была решена: снаружи здание по форме похоже на бастион, а изнутри, по роскоши оформлению двора, стен и потолка, показывает величие и значение церковной папской власти.

Гениальная фреска Микеланджело «Сотворение Адама» была создана более 500 лет назад, но до сих пор поражает воображение. В этом и заключается сила истинного таланта.

 

Видео: что еще может означать творение Микеланджело?

В данном фрагмента из сериала «Мир дикого запада» будет представлена еще одна версия того, что могла означать фреска «Сотворение Адама»:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы быстро ее исправим!Спасибо!

wikiphile.ru

Микеланджело, «Сотворение Адама»

Микеланджело, «Сотворение Адама»

Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане выполнена Микеланджело Буонарроти, выдающимся мастером эпохи Возрождения, практически в одиночку c 1508 по 1512 гг. – в рекордно короткие сроки для столь масштабного произведения. «Сотворение Адама», одна из центральных фресок росписи, хорошо известна не только знатокам искусства, но и любому активному пользователю Интернет: мало какая картина может соперничать с ней по количеству обработок в фоторедакторах, размещенных в сети.

mikelyandjelo-adam.png Наиболее распространенная трактовка сюжета фрески: Бог передает Адаму жизненную энергию. Но в «Сотворении Адама» можно увидеть и другие смыслы. Некоторые интерпретации представляют интерес, особенно если автор приводит убедительные доказательства своей версии. Известно, что Микеланджело хорошо разбирался в анатомии. Нельзя разглядеть того, чего не знаешь сам, поэтому не удивительно, что разборы картины с позиций анатомии принадлежат врачам.

В 1990 году в журнале американской медицинской ассоциации опубликована статья доктора Frank Lynn Meshberger1. Доктор Meshberger ссылается на сонеты Микеланджело, в которых при описании акта творчества мастер отводит главенствующую роль разуму: И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, – и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.

«Рука, послушная рассудку» и скрытая в материале мысль – ключевые, по мнению доктора Meshberger, слова. Он утверждает, что на знаменитой фреске Адам уже престает перед зрителем живым, то есть сотворение, как таковое, состоялось раньше, а на картине запечатлен момент наделения Адама интеллектом. При этом линии в изображении Бога в окружении ангелов и облака Славы Божьей (розовый «плащ») соответствуют очертаниям борозд, извилин и других анатомических структур на срезе головного мозга человека.

anatomia-mozga.pngАнатомические структуры на продольном срезе головного мозга.adam-mozg.pngВзгляд на фреску «Сотворение Адама» с позиций нейроанатомии.

Доктор Stefano Di Bella и коллеги2 полагают, что более точным названием для фрески было бы “Рождение Адама”. В скалистом пейзаже, на фоне которого изображен Адам, они видят контуры женского тела, а в очертаниях группы с центральной фигурой Бога – матку после родов, которая располагается в точности над лоном предполагаемой женщины, т.е. в проекции того места, где находится матка и откуда человек появляется на свет.

zhenskoe-telo-taz.pngКонтуры женского тела (слева) и продольный срез малого таза женщины с расположенной там маткой (справа).freska-tela-adam.pngНаложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз женского тела.adam-taz.pngНаложение фрески «Сотворение Адама» на эскиз поперечного среза малого таза женщины.

Обе версии выглядят достаточно обоснованными и правдоподобными. В то же время, сложно представить, чтобы один человек даже при усердных занятиях анатомией уловил внешнее сходство матки и головного мозга и решил зашифровать оба органа в одном изображении. Микеланджело, вполне возможно, и не подозревал, что на созданной им фреске можно разглядеть головной мозг или матку, но в том и состоит сила большого произведения искусства, что оно пробуждает воображение, каждый находит в нем что-то свое. Правда в глазах смотрящего на такое произведение, и ей порой совершенно не обязательно совпадать с истинным замыслом художника.

1 Meshberger FL. An interpretation of Michelangelo's Creation of Adam based on neuroanatomy. JAMA. 1990;264(14):1837-41. 2 Di Bella S, Taglietti F, Iacobuzio A, Johnson E, Baiocchini A, Petrosillo N. The "delivery" of Adam: a medical interpretation of Michelangelo. Mayo Clin Proc. 2015;90(4):505-8.

Другие статьи

www.medswiss.ru

"Сотворение Адама" | Интересные факты, познавательные статьи, фото и картинки

Микеланджело

Микеланджело

Почему картины Микеланджело не вызывают у зрителя состояния спокойного наслаждения, как создания Тициана? Может потому, что вопреки желанию художника основные качества его индивидуальности всегда переходят в его работы? Стоит присмотреться к автопортрету художника, к этому человеку в черном костюме, с мрачным взором, растрепанными волосами, станет понятно, что его творчество не могло дышать радостью и счастьем. Оно должно быть проникнуто мукой, навевать ужас... Склонный к острым и насмешливым суждениям, гордый и вспыльчивый, он не был создан для дружбы. Раздражительный и обидчивый, мнительный, недовольный, только работой он превозмогал свое озлобление и свою меланхолию.

"Сотворение Адама"

"Сотворение Адама"

Папский престол в то время занимал похожий на художника человек, кондотьер Юлий. За плафоны Сикстинской капеллы Микеланджело взялся далеко не по собственной воле, со стороны Папы в его адрес сыпались угрозы насилия....

Роспись свода (40,93 м х 13,41 м) образуют 9 больших композиций на темы Бытия — начиная "Сотворением мира" и заканчивая "Всемирным потопом". "Сотворение Адама" художник представляет по – своему.

Фрагмент росписи Сикстинской капеллы "Сотворение Адама"

В картинах, изображающих сотворение человека, он мог опереться на предшественников, но здесь большая разница между ним и всеми, кто ранее воспроизводил этот сюжет! Про "Сотворение Адама" рассказали уже Джотто и Гиберти. У них, как у Микеланджело, первый человек покоится, согласно словам святого писания, у подножия горной крутизны. Этим ограничивается сходство. У Джотто Адам лежит, не двигаясь, и смотрит на Бога, тихо говорящего ему: "Восстань!". У Гиберти - Бог схватил Адама за правую руку и помогает ему подняться.

Картины Микеланджело производят грандиозное впечатление. Странно скрючено тело Адама. Огромный торс изображен совершенно en-face, голова повернута влево, правая нога вытянута, левая - согнута острым углом. На фоне нет никакого пейзажа. Бог не подходит спокойной поступью к спящему Адаму. Сцена перенесена в Царство Вечности.

Поддерживаемый могучими ангелами, Бог - Отец еще носится по эфиру. Проносясь мимо горной крутизны, Он простирает руку и достаточно электрической искры из его указательного пальца, чтобы вдохнуть жизнь в лежащий на земле глиняный колосс. Чувствуется, насколько мощно действует акт сотворения человека, раз он изображен, как дело одной секунды.

А Бог - Отец! У Джотто он похож на Христа. Здесь, у Микеланджело, он - рок, сила, воля. Он ничего не говорит. Он только протягивает руку. Находящиеся вокруг него ангелы не несут его. Они придают всей группе вид грозовой тучи. Ведь называют же тучи небесным воинством. Такая туча приближается, вспыхивает молния и дает человеку жизнь. Только один из ангелов, покоящийся в объятиях Бога, смотрит напряженно на спящего Адама. Точно он уже знает, что Бог - Отец уже несет на руках будущую подругу Адама, Еву.

Читайте также:

Николай Рерих

Дали "Тайная вечеря"

Ювелирное искусство

Интересные факты

Поль Сезанн

Читайте также:

Загрузка...

fotomastak.ru

«Сотворение Адама» Микеланджело / Общество / Лента.co

   Читать оригинал публикации на diletant.media   

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.

Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.

Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.

lenta.co

Замысел Микеланджело

В знаменитом «Сотворении Адама» Микеланджело важнее не руки, а… мозг. Интересно Знать расскажет почему.

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: «Микеланджело, ваятель». Скульптура же, по определению Микеланджело, — «искусство, которое осуществляется в силу убавления». И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, «отсекая все лишнее», то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, «Сотворение Адама» — четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

7332607

Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: «С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога». Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.

  • Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.
  • Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, «постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил…» Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.
  • Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).

  • Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: «Кому открылась мышца Господня?» (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.
  • Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.
  • Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания Варолиева моста изобразил похоже.
  • Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как развевающаяся ткань на фреске.
  • Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).
  • Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

Источник

Понравилось? Расскажи друзьям:

interesnoznat.com

9 символов, зашифрованных в «Сотворении Адама»

Фрагмент фрески Сикстинской капеллы, что в Ватикане, тянущиеся друг к другу руки является без преувеличения самым известным в мире творением. Если даже кто-то и не слышал о "Сотворении Адама" Микеланджело, то обязательно хотя бы видел заставку телефонов Nokia. Но в этой знаменитой художественной работе эпохи Возрождения важнее не руки, а… мозг.

Фреска "Сотворение Адама" 280 х 570 см. Годы создания: 1511–1512 Находится в Сикстинской капелле в Риме

Этот заказ сразу не понравился художнику, который предпочитал скульптуру живописи и имел мало опыта в создании фресок. Микеланджело подозревал, что идею поручить ему работу, в которой он не силен, папе римскому Юлию II подали завистники. И хотя с самым могущественным заказчиком Европы не поспоришь, из чувства противоречия мастер подписал контракт так: "Микеланджело, ваятель". Скульптура же, по определению Микеланджело, — "искусство, которое осуществляется в силу убавления". И если посмотреть на фреску глазами ваятеля, "отсекая все лишнее" (по выражению Родена), то на изображении проступают неожиданные очертания.

Основная часть росписи — девять сюжетов из Бытия, "Сотворение Адама" — четвертый из них. Действие на фреске замерло за секунду до начала библейской истории homo sapiens, когда создавший человека по своему образу Бог "вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт. 2:7). Но у Микеланджело собственная трактовка: на фреске Адам уже способен дышать и двигаться, но еще является незавершенным творением. Чего же не хватает первому человеку, чтобы он стал подобен Богу? Как пишет искусствовед, профессор Темпльского университета США Марша Холл: "С точки зрения итальянского Ренессанса, наделение человека способностью мыслить означало быть созданным по образу и подобию Бога". Некоторые исследователи считают, что здесь Микеланджело изобразил Творца как источник разума буквально — в виде мозга.

1 Адам. Его поза зеркально почти повторяет позу Творца — Адам подобен Богу, — только она безвольная и расслабленная. Энергию и жизнь вливает в Адама божественный поток сознания.

2 Мозг. Американский врач Фрэнк Линн Мешбергер первым отметил сходство очертаний плаща, развевающегося вокруг Бога и его спутников, с контурами человеческого мозга. Эту точку зрения поддержали ряд медиков и биологов. Микеланджело, по словам его друга и биографа Джорджо Вазари, "постоянно занимался анатомией, вскрывая трупы, дабы усмотреть начала и связи костяка, мышц, нервов и жил..." Так что художник вполне мог изучить в деталях и содержимое черепной коробки. А в эпоху Ренессанса уже существовали представления о мозге как о вместилище разума. Нельзя исключать, что на фреске Микеланджело визуализировал идею: творящее начало в лице Бога с ангелами — это прежде всего мыслительный центр.

3 Борозды, разграничивающие части головного мозга. Мешбергер и его последователи полагают, что на фреске художник визуально выделил основные части мыслительного органа и линии, соответствующие боковой борозде (отделяет височные доли), глубокой центральной борозде (отделяет лобную долю от теменной) и теменно-затылочной борозде (отделяет теменную долю от затылочной).

4 Варолиев мост. Содержит проводящие пути для нервных импульсов между спинным и головным мозгом. Мастер XVI века вряд ли знал об этих функциях, но очертания Варолиева моста изобразил похоже.

5 Гипофиз. Мешбергер считал, что художник выделил переднюю и заднюю доли этого органа, связанного с эндокринной системой.

6 Две позвоночные артерии. Они такие же извилистые, как развевающаяся ткань на фреске.

7 Средняя лобная извилина. Биолог Константин Ефетов считает, что на фреске представлена внешняя поверхность мозга. В средней извилине лобной доли находится глазодвигательный центр, осуществляющий одновременный поворот головы и глаз. У Микеланджело контурам этой извилины соответствуют очертания руки Творца, которая обнажена, хотя рукава туники длинные. Это отсылка к библейскому: "Кому открылась мышца Господня?" (Ис. 53:1). Согласно христианской традиции, эти слова пророка — об Иисусе, новом Адаме, который придет, чтобы искупить грех праотца.

8 Надкраевая извилина. Согласно современной науке, управляет сложносоставными движениями человека. На фреске силуэт женской головы повторяет очертания этой извилины. Марша Холл считает, что художник тут изобразил Софию, Божественную Премудрость. В Библии сказано, что Премудрость была при Боге, когда тот творил мир и людей (Притч., гл. 8).

9 Угловая извилина. Ее контуры повторяют очертания головы ребенка. Искусствовед Лео Штейнберг полагает, что мальчик, до плеча которого дотрагивается Бог, — младенец Христос, предвидящий свою судьбу.

Художник Микеланджело Буонарроти

1475 — Родился в Капрезе (ныне Капрезе-Микеланджело, Тоскана) в семье судьи.

1488–1489 — Учился живописи у Доменико Гирландайо.

1489–1492 — Занимался в школе ваяния Бертольдо ди Джованни в садах Лоренцо Великолепного.

1498–1499 — Изваял "Пьету" для собора Святого Петра.

1501 — около 1504 — Создал пятиметровую статую "Давид" из испорченной другим скульптором глыбы мрамора.

1508–1512 — Раcписывал потолок Сикстинской капеллы.

1534 — Окончательно перебрался из Флоренции в Рим.

1536–1541 — Работал над настенной росписью "Страшный суд" в Сикстинской капелле.

1564 — Умер от лихорадки в Риме. Похоронен во Флоренции в церкви Санта-Кроче.

www.obozrevatel.com

Адам, Ева и Лилит (легенда, картины)

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Шестой день творения

Поскольку Адам не был рождён от женщины, а сотворён, то не ясно, имел ли Адам пупок. Этот вопрос веками обсуждался христианскими богословами, волнуя художников. На французской миниатюре 11 века изображено, как Бог перстом делает углубление на животе глиняного Адама.

Микеланджело. Творение Адама

 Микеланджело. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Уильям Блейк. Творение Адама

Сотворение Евы из ребра Адама - тёмное место Библии. Возможно, что на этот мотив Библии повлияла шумерская мифология. Согласно одному из шумерских мифов, для исцеления больного ребра (на шумерском языке - "ти") бога Энки была создана богиня-исцелительница ребра, предположительно, по имени Нин-ти. Но шумерское слово "ти" означало не только "ребро", но и "давать жизнь". Благодаря этому литературному каламбуру и могла возникнуть библейская версия о Еве не только как о "дающей жизнь", но и как "женщине от ребра".

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

 Творение Евы. Средневековая немецкая миниатюра

Согласно иудейскому преданию, до появления Евы первой женой Адама была Лилит. Бог, сотворив Адама из глины, сделал ему также из глины жену и назвал её Лилит.  У Адама с Лилит сразу же возник спор. Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины; не сумев убедить Адама, она улетела. После расставания с Адамом Лилит стала демоницей, убивающей детей.

 Джон Кольер. Лилит

Джон Кольер. Лилит

В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла, "ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие, 2:17). "Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Бытие, 3: 1-7).

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Lucien Levy-Dhurmer. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Pantaleon Szyndler. Ева

Гюстав Моро. Ева

Гюстав Моро. Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Альбрехт Дюрер. Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Ганс Мемлинг - Адам и Ева

Доминик Энгр. Золотой век

Доминик Энгр. Золотой век

Иероним Босх. Рай

Иероним Босх. Рай

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Лукас Кранах. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Рафаэль. Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Архангел Рафаил, Адам и Ева

Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

 Уильям Блейк. Адам, Ева и ангелы

В иудаизме змей - это падший ангел смерти Самаэль, который не хотел подчиниться человеку, завидуя ему. В христианской традиции прочно утвердилось отождествление змея с дьяволом, сатаной, принявшим лишь обличье змея. Согласно одной из легенд, сатана не мог дать имена всем животным в Эдемском саду, а Адам смог. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. Потому сатана и стал врагом человека.  Иудаистские толкователи сюжета соблазнения Евы змеем  пытаются психологически объяснить поведение персонажей повествования: змей дотронулся до запретного дерева, но остался жить, чем продемонстрировал несостоятельность опасений Евы; он толкнул Еву так, что она сама коснулась дерева и сказала себе: если я умру, Бог создаст другую жену Адаму, поэтому я дам ему тоже отведать от плода - или умрём вместе, или останемся живы.

 John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

John Roddam Spencer Stanhope. Искушение Евы

Микеланджело. Грехопадение

Микеланджело. Грехопадение

Тициан. Грехопадение

 Тициан. Грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы и грехопадение

Уильям Блейк. Искушение Евы

Уильям Блейк. Искушение Евы

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Хуго ван дер Гус. Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Грехопадение

Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: "умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою" (Бытие, 3: 16). Адаму же сказал: "за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься" (Бытие, 3: 17-19). После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.

 Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева скрываются от лица Господа

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Изгнание из рая

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, оставив немало сыновей и дочерей, среди которого были Каин и Авель.

 Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

Johann Ramboux. Адам и Ева после изгнания из Рая

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

 Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра

Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

 Андрей Иванов - Адам и Ева с детьми под деревом

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд - Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Эдвард Бёрн-Джонс. Адам и Ева после изгнания из Рая

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Carl Johan Bonnesen. Адам и Ева оплакивают смерть Авеля

Piero della Francesca. Смерть Адама

Piero della Francesca. Смерть Адама

В апокрифическом "Житии Адама и Евы" Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать своим детям высечь на камне житие первых людей. Адаму и Еве дано заверение в том, что грядущий "сын божий" (Иисус Христос) их спасет.

В христианстве считается, что грехопадение (иначе называемое "первородный грех") т.е. нарушение Адамом и Евой воли Бога, привело к искажению исконной природы человека, созданного сначала невинным и безгрешным. Спасение от последствий грехопадения видят в акте крещения, устанавливающем причастность крещеного к Иисусу Христу (новому Адаму), искупившему своей смертью "первородный грех" первого Адама.

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

Уильям Блейк. Адам, Ева и распятие Христа

см. также:

В образе Евы. Известные женщины со змеями (18 фото)

Костюмы Адама и Евы

top-antropos.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта