«Страшный суд» Микеланджело: описание картины, особенности и интересные факты. Микеланджело описание картины страшный суд
Страшный Суд. Микеланжело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)
Февраль 25th 2011 -
Страшный суд. Микеланжело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti)
Фреска поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. Благодаря мастерству художника, каждая фигура кажется трехмерной, словно она не написана, а изваяна. Сюжету такой обширной композиции вполне отвечают сила знания и смелость воображения, богатство линий и контуров, эффекты света и тени. Целый мир разнообразных движений отображает движения внутренние. Всякого рода чувства, страсти, движения мысли, надежда, отчаяние, зависть, бессильный гнев, ужас, боль и нравственное падение находят свое место рядом с умилением, радостью и восхищением.
Решение темы «Страшного суда» у Микеланджело отличается от традиционного: выбран момент не свершения суда, а его начала. Необычен облик безбородого Христа (восходящий к раннехристианскому типу Христа Эммануила) и обнаженных бескрылых ангелов. Необычно и включение в сцену Страшного суда напоминания о страстях Христа. Основным литературным источником для мастера было «Евангелие от Матфея» и отдельные мотивы восходят к другим источникам — от «Видения Иезекииля» (Ветхий завет) до «Божественной комедии» Данте (сцена с Хароном).
Первое кольцо персонажей вокруг Христа и Марии
Необычное решение автора в построении композиции сохраняет важнейшие традиционные элементы иконографии. Пространство разделено на два основных плана: небесный — с Христом-судьей, Богоматерью и святыми и земной — со сценами воскрешения мертвых и делением их на праведников и грешников.
Трубящие ангелы возвещают о начале Страшного суда. Открыта книга, в которой записаны все дела человеческие.
И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса.И я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб.И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом.И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога.И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение.И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить.Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла.Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод.Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки.Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была — так, как и ночи. ...Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы.И сказано было ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих... Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом,говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате.И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей. ...И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков.И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу,говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился.И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю.И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град.(Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) 8-11)Христос является не милосердным искупителем, но карающим Владыкою. Жест Судьи приводит в действие медленное, но неумолимое круговое движение, которое вовлекает в свой поток ряды праведников и грешников. Сидящая рядом с Христом Богоматерь отвернулась от происходящего. Она отказывается от своей традиционной роли заступницы и с трепетом внимает окончательному приговору.Вокруг святые: апостолы, пророки. В руках у мучеников орудия для пыток, символы страданий, перенесенных ими за веру.
Справа внизу изображен св. Лаврентий с железной решеткой, на которой он был сожжен. Внизу справа св. Себастьян со стрелами, рядом св. Екатерина Александрийская с частью колеса с ножами. Слева внизу св. Варфоломея, держащий в одной руке нож, а в другой кожу, которую живьем содрали с него мучители; в виде искаженного лика на этой коже Микеланджело изобразил свое собственное лицо. Справа от св. Варфоломея (для зрителей) — апостол Петр, в руках у которого золотой и серебряный ключи от рая
Мертвые, с надеждой и ужасом открывая глаза, встают из могил и идут на суд Божий
Некоторые поднимаются легко и свободно, другие медленнее, в зависимости от тяжести собственных грехов. Сильные духом помогают подняться нуждающимся в помощи.
Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. Но силы, направленные на соблюдение справедливости, выталкивают их туда, где положено находиться людям, причинявшим страдания.
А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Миносу, судье умерших душ, художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши — символ невежества.)
«И вот, когда мессера Бьяджо Чезенского, церемониймейстера и человека щепетильного, сопровождавшего папу в капеллу, спросили, как он ее находит, он заявил, что совершенно зазорно в месте, столь благочестивом, помещать так много голышей, столь непристойно показывающих свои срамные части, и что работа эта не для папской капеллы, а для бани или кабака. Микеланджело это не понравилось, и как только тот ушел, он в отместку изобразил его с натуры, не глядя на него, в аду в виде Миноса, ноги которого обвивает большая змея, среди груды дьяволов. И как ни упрашивал мессер Бьяджо и папу, и Микеланджело, чтобы он убрал его, он так и остался там на память таким, каким мы и теперь его видим.» (Вазари)
А рядом видна барка, управляемая перевозчиком Хароном. Одним движением забирает он грешные души. Отчаяние и бешенство их переданы с потрясающей силой. Налево от барки зияет адская бездна — там вход в чистилище, где демоны ожидают новых грешников. Кажется, слышны крики ужаса и скрежет зубов несчастных.
Вверху слева, за пределами мощного круговорота, над душами, которых ожидает спасение, парят бескрылые ангелы с символами страданий самого Искупителя.
Наверху справа прекрасные и юные существа несут орудия страстей.
Орудия Страстей. Столб — к нему был привязан Иисус во время бичевания.Бич или пучок розог.Рука — изображение кисти руки, которая бичевала Иисуса или дала деньги Иуде.Терновый венец — увенчание с целью унижения.Крест — обычная римская казнь.INRI — табличка с этой надписью — для дополнительного унижения.Гвозди — удерживали тело на кресте.Копье Лонгина — римский сотник Лонгин вонзил копье в подреберье Христу.Губка — смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды.Миска — для уксуса или вина.Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса.Одежды (риза) Иисуса и игральные кости — их разыгрывают солдаты.Петух — пропел трижды при отречении апостола Петра.Лестница — использовалась для снятия мертвого тела с креста.Клещи — ими вынимали гвозди из рук Иисуса.Миска с мирро — Иосиф Аримафейский или жены-мироносицы обтирали тело.Плащаница — саван, пелена, в которое было завернуто тело.30 серебренников — плата Иуды, «Цена крови». Могут быть в кошельке.Чаша — в ней умыл руки Понтий Пилат.Фонарь со свечой — символ предательства в Гефсиманском саду.Меч, иногда с ухом — им Петр отсек ухо слуге первосвященника.
Микеланджело постигло разочарование. Ему не удалось создать цельной сцены. Фигуры и группы выглядят оторванными друг от друга, между ними нет единства. Но художник сумел выразить другое — великую драму всего человечества, разочарование и отчаяние отдельного человека.Неслучайно у ног Христа Микеланджело поместил Св. Варфоломея. В левой руке святой держит кожу, заживо содранную с него гонителями первых христиан. Придав искаженному страданием лицу, которое изображено на содранной коже, собственные черты, Микеланджело запечатлел невыносимые душевные муки, которые он испытал создавая свое великое творение.
Слава Микеланджело превзошла любые ожидания. Сразу же после освящения фрески «Страшный суд» в Сикстинскую капеллу, устремились паломники со всей Италии и даже из-за границы. «И это в нашем искусстве служит примером великой живописи, ниспосланной богом земнородным, дабы видели они, как рок руководит спустившимися на землю умами высшего порядка, впитавшими в себя благодать и божественную мудрость» (Вазари).
.
Метки: Страшный суд
alchevskpravoslavniy.ru
Страшный суд Микеланджело: описание картины, фото
Фреска «Страшный суд» Микеланджело Буонарроти — одно из величайших произведений всех времен и народов. Она и сегодня украшает алтарную стену в Сикстинской капелле. Созданный Микеланджело «Страшный суд» — описание и иллюстрация не просто религиозного сюжета, но катастрофы вселенского масштаба. За свою трактовку Священного Писания художник был почитаем и осуждаем одновременно как при жизни, так и на протяжении нескольких последующих веков.
Сикстинская капелла
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) жил достаточно долго даже по современным меркам. За это время он создал немало гениальных произведений. Великий скульптор и художник в Сикстинской капелле работал дважды. Первый раз, с 1508 по 1512 года, он трудился над росписями потолка по заказу папы Юлия II. Написанные Микеланджело библейские сказания от сотворения мира до потопа, украшающие свод капеллы, представляют собой одни из самых известных работ автора.
В следующий раз мастер оказался здесь много позже. «Страшный суд» Микеланджело создавал с 1534 до 1541 года, когда был уже пожилым человеком. Карина отразила не столько традиционное понимание сюжета, сколько переосмысление автором человека с его страхами и надеждами и его полной подчиненности судьбе.
Заказал фреску мастеру изначально папа Климент VII, умерший во время подготовительных работ к росписи. Его сменил Павел III, как и предшественник, пожелавший увековечить свое имя в истории при помощи великого произведения, созданного Микеланджело. Нужно сказать, что ему это вполне удалось. Сикстинская капелла считается сегодня лучшим вместилищем шедевров эпохи Возрождения, а вместе с именем Микеланджело в ее залах часто звучат и имена его заказчиков.
Отступление от канона
Написанный Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» — описание библейского финала человеческой истории, сильно отличающееся от привычных средневековых живописных образов. Христос изображен в момент разделения людей на праведников и грешных. Он подобен не всепрощающему Богу, но неумолимому карателю, могучему грозному Зевсу. Он воплощает собой не надежду и спасение, но закон и воздаяние. Это единственная статичная фигура, являющаяся центром картины. Остальные изображенные персонажи создают круговорот. Иллюзия движения возникает всякий раз, когда пристально смотришь на центр фрески.
Однако главным моментом в работе великого мастера была обнаженность всех фигур, включая Христа. Верховный судья, ангелы, грешники и святые — все были изображены нагими, наделенными четко прорисованными телами. Через проработку поз Микеланджело добился необыкновенной выразительности картины. И именно эти два момента, обнаженные тела и представление Страшного суда в виде катастрофы, вызвало больше всего критики у современников мастера и в последующие эпохи.
Микеланджело «Страшный суд»: описание картины
Композиционно картина разделяется на несколько частей. В центре располагается фигура Иисуса Христа. Его рука воздета в карающем жесте, грозное лицо повернуто в сторону грешников. Рядом с Христом Дева Мария, она отвернулась в смятении. Мадонна не может вмешиваться в суд, но и отринуть беззаветную любовь ко всему человечеству тоже не в состоянии.
Центральные фигуры окружены двумя рядами тел. В первом, ближнем, располагаются пророки и апостолы. Второй круг образован телами грешников, падающих и утаскиваемых бесами в бездну ада, и возносящихся праведников.
В нижней части фрески написаны семь ангелов, провозглашающих приход Последнего дня. Под ними открываются могилы, мертвые вновь получают тела, Харон сгоняет веслом грешников из своей лодки в адские бездны.
Круг первый
Среди святых, окружающих Христа, многие фигуры хорошо узнаваемы. Здесь присутствуют апостолы с орудиями пыток в руках. Святые мученики изображены с предметами, приведшими к их страданиям и смерти. Это св. Себастьян со стрелами, св. Лаврентий, держащий решетку, на которой его сожгли, св. Варфоломей с ножом. Некоторые исследователи видят в искаженном лице на содранной коже, что держит мученик во второй руке, автопортрет Микеланджело.
Однако многие фигуры в этом круге остаются неузнанными из-за отсутствия характерных деталей, которые помогли бы их опознать.
Круг второй
«Страшный суд» Микеланджело — картина, производящее довольно сильное и даже несколько тяжелое впечатление. Здесь нет места торжеству и ликованию Радость праведников, приближенных к Христу, тонет в круговороте тел, где даже отправляющиеся в рай кажутся ошарашенными и напуганными. Грешники, взывающие к справедливости, ангелы, свергающие крест и колонну (символы мученичества и преходящей власти) в верхней части фрески, праведники, поднимающиеся в небо — их трудно отличить друг от друга, круговорот может смести всех. Лишь Христос, как основа и стержень, способен им руководить.
Микеланджело изобразил на фреске в первую очередь людей с их страстями, делами, страхами и надеждами. В некоторых фигурах хорошо узнаваемы современники мастера. Здесь можно увидеть папу Павла III и Климента VII, церемониймейстера Бьяджо да Чезена (он изображен в виде царя душ Миноса с ослиными ушами) и одного из ярых противников картины Пьетро Аретино.
Нападки
Споры вокруг фрески разгорелись сразу же после ее завершения. По мнению одних, это был великий шедевр. Их оппоненты говорили, что мастер совершенно неподобающе обошелся с образами святых мужей и самого Иисуса, написав их нагими, осквернил капеллу такой фреской. Микеланджело даже пытались обвинить в ереси.
Новый папа Павел IV принадлежал к числу противников работы. Первоначально он предполагал полностью сбить фреску с алтарной стены, но позже передумал. Он потребовал написать одежды и драпировки, которые скрыли бы наготу персонажей картины, что и было сделано. Позже такое указание будет отдаваться еще несколько раз. Во время подобных доработок фреска пострадала в плане визуальной целостности. В процессе реставрации в прошлом веке было решено смыть все позднейшие зарисовки и оставить лишь записи XVI века, чтобы отразить дух и противоречивость эпохи.
«Страшный суд» Микеланджело и сегодня до глубины души поражает всех посетителей Сикстинской капеллы. Он занимает весомое место как в религиозном, так и в художественном мире. Несмотря на многочисленные попытки его доработать, убрать или «облагородить», шедевр по-прежнему передает силу мысли великого Микеланджело. «Страшный суд», фото которого есть на многих искусствоведческих ресурсах, по праву считает одним из символов эпохи Возрождения.
загрузка...
meetmarket.ru
описание картины, особенности и интересные факты :: ashanet.ru
Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.
Краткая история создания алтарного образа
В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота - 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.
Церемония открытия фрески
Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.
Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен. На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа – вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние. Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.
Ватикан. Сикстинская капелла
«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде – сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах – Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.
Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.
Карающий и милосердный Бог
В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах. Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный. Это совсем новый образ Спасителя.
Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, - на грешников, он карает. Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа. Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.
Автопортрет
Самый удивительный во фреске - образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.
То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.
Взятие праведников на небо
Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.
Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой. Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах. Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.
Люнеты
Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть. Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Описание творения продолжается.
Первоначальный вариант
Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.
Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен. Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны. Эта идея для Микеланджело была важна.
Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.
Погружение в Ад
Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги. Маленькую книгу жизни, которая направлена в сторону праведников, и большую книгу смерти, которая смотрит в сторону грешников. Их гораздо больше: много званных, но мало призванных. И с одной стороны мы видим низвергаемых вниз грешников, идет круговорот, потом воскрешающиеся праведники медленно поднимаются вверх. Всей композиции придается эпический пафос.
Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад. Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения. «Страшный суд» Микеланджело – вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.
Один из многих
Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска. Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд. Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.
Интересные факты
- Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
- Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
- Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
- За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.
- «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.
ashanet.ru
описание картины, особенности и интересные факты
18 января 2017Тема смерти в творчестве глубоко верующего Микеланджело занимала огромное место: разрыв оболочки бренного тела и прорыв в Вечность интересовали художника. Фреска «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле совершенно по-новому разрабатывает и воплощает эту идею.
Краткая история создания алтарного образа
В 1534 году гениальный творец получил заказ от папы Климента VII на роспись огромной стены Сикстинской капеллы, длина которой была 13,7 м, а высота - 12 м. Он не приступал к работе, но когда Климент VII скончался, то его преемник Павел III вызвал в 1537 году Микеланджело в Рим. Работы не начинались до тех пор, пока не был изменен наклон стены и художник не получил ультрамарин, который стоил дороже золота. В это время он был уже немолод, ему было 62 года. Грандиозная работа на лесах по сырой штукатурке требовала колоссальных не только моральных, но и физических усилий, которыми, сотворив «Страшный суд», Микеланджело поверг современников в благоговейный ужас 31 октября 1537 года.
Церемония открытия фрески
Высшее духовенство во главе с понтификом Павлом III (Фарнезе) и приглашенные миряне были потрясены увиденным космогоническим зрелищем. «Страшный суд» Микеланджело не имел аналогов. Потрясение было столь велико и витавшее напряжение столь сильно, что Павел III пал на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.
Современники воспринимали фреску со страхом и восхищением, поражаясь мастерством и силой Микеланджело и грандиозной картиной конца времен. На этом следует поставить акцент, потому что второе пришествие Христа – вселенская катастрофа, при которой земля обретет ее первоначальное состояние. Человечество как исторически существующее переходит в новое качество из жизни временной и бренной к жизни вечной. Одни обретут спасение и вечную жизнь на небесах, а другие окажутся за свои грехи в аду.
Ватикан. Сикстинская капелла
«Страшный суд» Микеланджело вписывается во всю программу Сикстинской капеллы. На своде – сотворение мира и человека и его грехопадение, начало цивилизации, на стенах – Моисей и Христос как жизнь под законами, жизнь под благодатью, и, наконец, на торцевой алтарной стене изображается Страшный суд.
Это было исключительным для иконографии того времени, потому что Страшный суд изображался на западной стене. При выходе из церкви верующий видел предупреждение о том, что его ждет в конце времен. Расположение Страшного суда на алтаре еще больше усиливает его значение. Теперь мы приступаем к рассмотрению фрески Микеланджело «Страшный суд». Описание начинается.
Карающий и милосердный Бог
В центре композиции находится Христос-Гелиос, то есть Христос как свет, как Аполлон. Изначально это раннехристианская идея. Вокруг него кругами расположены святые и мученики, находящиеся на небесах. Ближайшие к нему: Мария, св. Петр, св. Иоанн Креститель, св. Лаврентий и св. Варфоломей. Христос на небесах в совершенно непривычном образе без бороды как дарующий свет и этим светом окруженный. Это совсем новый образ Спасителя.
Его поза одновременно выражает милосердие и гнев. Потому что одной рукой он благословляет. Она направлена налево в сторону праведников. Другой, указующей в правую сторону, - на грешников, он карает. Фигура Спасителя проникнута мощью и неземной красотой. Надо помнить, что Микеланджело был неоплатоником. Потому у него были едины тело, ум и душа. Жест правой поднятой руки усмиряет волнение и позволяет начать медлительное вращательное движение всех персонажей фрески.
Автопортрет
Самый удивительный во фреске - образ Варфоломея, сидящего у ног Христа. Он держит свою кожу, содранную с него язычниками. Так Микеланджело изображает свой автопортрет.
То есть он делает себя сопричастным к концу времен, становится участником этого вселенского катаклизма. Он таким способом молит Бога о прощении, представая пред ним в странном облике. Так выглядит центральная часть фрески «Страшный суд» Микеланджело.
Взятие праведников на небо
Воскрешение мертвых и обретение телес решено необычно. Ничего похожего в истории искусства не существует. Праведники, утратив материальную тяжесть, преодолевают земное притяжение и медленно воспаряют ввысь.
Им помогают святые и мученики, поддерживая их на этом пути. Здесь есть даже четки, за которые они хватаются: то есть спасемся только молитвой и аскезой. Этот образ предлагает задуматься, насколько страшно предстать перед судом и не отдавать отчета о правых и неправых своих делах. Перед нами возникает неумолимое бесстрастное колесо сансары, когда только за земные деяния человек получит по заслугам. Так видел Микеланджело Буонарроти Страшный суд.
Люнеты
Наверху в двух люнетах Микеланджело изображает ангелов, несущих орудия страстей. Это крест в одном, который является символом мученичества и унижения, и столб бичевания в другом. Он означает преходящую земную власть. Ангелы без крыльев на фоне ультрамарина написаны в очень сложных позах и напоминают о страшных жертвах Христа. Так выглядит верхняя часть созданного мрачным гением произведения Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». Описание творения продолжается.
Первоначальный вариант
Следует иметь в виду, что изначально Микеланджело изобразил всех святых, Христа и Богоматерь обнаженными. Он исходил из текста св. Павла о том, что когда все воскреснут, то они обретут новые небесные тела, предназначенные для вечной жизни.
Поэтому для Микеланджело было не важно конкретное лицо, конкретный мученик или святой, которого он изображает. Все человечество объединилось вместе в этот момент конца времен. Человечество едино в своей обнаженности. Это никак не связано с понятием наготы земной, а наоборот, обнаженность выравнивает всех перед лицом Бога. Мы различны лишь одеждами, а когда их нет, то мы все равны. Эта идея для Микеланджело была важна.
Папа Павел IV потребовал, чтобы всех персонажей, а их более четырех сотен, «одели». Работу выполнил Даниеле да Вольтерра.
Погружение в Ад
Внизу ангелы трубят о начале Страшного суда. Они держат две книги. Маленькую книгу жизни, которая направлена в сторону праведников, и большую книгу смерти, которая смотрит в сторону грешников. Их гораздо больше: много званных, но мало призванных. И с одной стороны мы видим низвергаемых вниз грешников, идет круговорот, потом воскрешающиеся праведники медленно поднимаются вверх. Всей композиции придается эпический пафос.
Для грешников «Страшный суд» Микеланджело (описание картины продолжаем представлять вашему вниманию) воистину ужасен. Их тащат черти к лодке Харона, который переправит их навеки в Ад. Из него выглядывают злорадные лица, которые будут доставлять людям муки в наказание за прегрешения. «Страшный суд» Микеланджело – вечное напоминание о том, что жить надо по десяти заповедям, которые провозгласил Христос, спустившись с горы Фавор.
Один из многих
Достаточно взглянуть на фигуру грешника, закрывающего скорбное лицо рукой. Выражение страха и безнадежности написано на его лице: тоску и отчаяние показывает застывшая на лице маска. Черти крепко схватили его за ноги и, радостно улыбаясь, тащат за собой. Его мощное атлетическое тело не делает попыток освободиться. Только теперь он осознал, что в его грешное существование вошел Страшный суд. Микеланджело фиксирует неотвратимость наказания.
Интересные факты
- Сикстинская капелла получила свое название в честь понтифика Сикста IV. Именно он заказал ее строительство, чтобы уберечься от посягательств Медичи и турецких султанов.
- Для росписи капеллы из Флоренции от бывших врагов прибыли лучшие живописцы.
- Потолок капеллы Микеланджело расписывал за двадцать пять лет до работы над «Страшным судом». Он быстро закончил работу за четыре года.
- За написание обнаженных тел некоторые называли живописца еретиком. В ответ на это едкий художник изобразил кардинала Чезена в Аду в виде царя Миноса с длинными ушами осла. Его наготу скрывает обвивающаяся змея. Очень непростой характер был у Микеланджело.
- «Страшный суд» (фреска Сикстинской капеллы) мог бы не дожить до наших времен, так как один из понтификов в 1596 году хотел уничтожить художественное творение.
Похожие материалы
Государственный природный заповедник "Пасвик" - описание, история, особенности и интересные фактыСевер России имеет особую прелесть. Это дикая и суровая красота, увидев которую единожды, запомнишь на всю жизнь. Наша страна богата заповедниками, заказниками, национальными парками и другими особо охраняемыми природ...
Картина «Друзья» Широкова - описание, особенности и интересные фактыКартина "Друзья" Широкова - одно из самых известных и популярных произведений автора. Его сюжет очевиден, а персонажи дают богатую пищу для размышлений. Именно поэтому по этой картине часто пишут сочинения в российски...
Свирское ущелье в Лазаревском: описание, достопримечательности и интересные фактыНаверное, у каждого бывают минуты, когда хочется уехать из шумного города. Пусть ненадолго, пусть не очень далеко, но туда, где много зелени, а вместо автомобильных моторов и гудков слышен шум реки или водопада. Вот т...
Население земного шара - описание, особенности и интересные фактыСовокупность людей, которые проживают на всей планете Земля, называется народонаселением, или, проще говоря, населением земного шара. Население относится к объекту изучения множества наук, среди которых особый упор де...
Профессия стилист: описание, особенности и интересные фактыСегодня профессия стилист очень востребована. Почему? Девушки всегда хотят быть красивыми, но многие не знают, как правильно подобрать себе одежду, прическу и макияж. Тогда они обращаются к специалистам, которые все с...
Зима: описание природы, особенности и интересные фактыНа три долгих месяца природа укутывается в снежное покрывало, погружаясь в сладкий сон. Одни дни зимы характеризуются тишиной и морозом, а в другие дни вьюжит и завывает ветер. Основная характеристика зимнего сезона &...
Заповедник "Тунгусский": описание, особенности и интересные фактыТунгусский заповедник располагается в центральной части Среднесибирского плоскогорья около села Ванавара в Эвенкийском муниципальном районе Красноярского края. Его площадь составляет 296562 га, а охранная зона - чуть ...
Левый и правый приток Днепра: описание, особенности и интересные фактыРека Днепр - одна из крупнейших водных артерий Европы. Длина ее более двух тысяч километров, а протекает она по территории России, Белоруссии и Украины. Притоки Днепра нельзя назвать многочисленными, хотя площадь его ...
Дельта Волги: описание, особенности и интересные факты. Рыбалка, отдых в дельте ВолгиРека Волга известна своей уникальной флорой и фауной. Красота ее дельты просто ошеломляет. Здесь построено множество турбаз и пансионатов. Существуют красивейшие места для отдыха с палатками, кемпинга. Раскаты д...
Театр драмы Томск. Исторические моменты и современностьТомский драмтеатр является одним из старейших сибирских театров. Постановки спектаклей ведутся здесь с 1850 года. Среди актеров есть заслуженные и народные артисты России. Здание, которым ныне обладает современный теа...
kak.green