Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Музыканты». Картины караваджо микеланджело
Два Микеланджело: Буонарроти и Караваджо
«Тот, кто идет за другими, никогда их не перегонит, а тот, кто сам не умеет хорошо сделать,не сумеет хорошо воспользоваться и чужим…»
Микеланджело Буонарроти
В Риме часто можно услышать: «чем был бы Вечный город, если бы у него не было двух Микеланджело…»
Речь, конечно, о Микеланджело Буонарроти и Микеланджело Меризи да Караваджо. Первый — знаменитый флорентийский скульптор, художник, архитектор, поэт и философ, титан Возрождения, в своем позднем творчестве заложивший основы нового стиля, маньеризма. Второй — художник из Ломбардии, создатель собственного направления в живописи, непостижимого в своей реалистичности.
Буонарроти и Караваджо разделены во времени (первый умер в Риме в 1564 году, второй родился в Милане в 1571 году), и на первый взгляд сложно вообразить себе более далеких друг от друга мастеров: и по характеру, и по своей манере, и по образу жизни. Но, все-таки без Микеланджело невозможно до конца понять Караваджо.
В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29 сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого. Незадолго до этого отец будущего художника, каменщик и архитектор, получает работу на стройке Кафедрального собора в Милане и перевозит семью в большой город. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места. Юный Микеланджело начнет интересоваться рисованием и вновь возвращается в Милан, где будет учиться живописи в мастерской художника Симоне Петерцано, бывшего ученика самого Тициана. Юноша изучает изобразительные традиции Венеции и региона Венето, в основе которых лежит виртуозное владение светом и цветом. К тому же он увлечен современными художниками Ломбардии, реалистичная живопись которых передает жизнь такой, какая она есть.
В возрасте 21 года художник при неясных обстоятельствах переезжает в Рим (позже поползут слухи, что он, якобы, убил кого-то из-за карточной игры, но доказательств или опровержений найдено не будет).
В Риме его ждут не только величайшая слава, но и пожизненный позор. Однако, все это еще впереди. А пока молодой человек оказывается в солнечном Риме и, желая найти себе жилье и работу, обходит мастерские художников, предлагая свои услуги.
В начале XVII века в городе насчитывалось около двух тысяч художников, и многие жили в окрестностях пьяццы Навона. Караваджо пытается устроиться в мастерские к художникам довольно среднего уровня, но безрезультатно, ведь молодого человека никто не знает. Здесь Микеланджело Меризи и превратится в Караваджо: это прозвище он получит, как и многие другие приезжие художники (Джентиле из Фабриано, Перуджино — из Перуджи, Веронезе — из Вероны).
Он вынужден голодать, бродяжничать, перебиваться случайными заработками и, надо отметить, такая жизнь приходится ему по душе. Да-да, Караваджо необычайно манило «римское дно», опасность, разгул и разврат. Он один из немногих художников, чье творчество невозможно рассматривать, не обращая внимание на то, каким он был по складу характера. Современники описывают Караваджо как грубияна, неотесанного и бесчестного человека, вспыльчивого и склонного к насилию, всегда готового ввязаться в драку и авантюру.
Примерно через год Караваджо удается устроиться в мастерскую модного художника Чезаре д’Арпино. Ему поручают писать гирлянды из цветов, фруктов и листьев. Одновременно с этим Караваджо начинает писать свои картины.
Одной его первых работ становится «Юноша с корзиной фруктов» (1593–1594). Для нее позирует молодой сицилийский художник, Марио Миннити, ученик, друг и возлюбленный Караваджо. Он также необуздан и неотесан, вместе они бродят по римским трущобам в поисках приключений. Они будут неразлучны много лет.
В своих ранних работах Караваджо увлечен приторной, грубоватой и простоватой красотой черноглазых и черноволосых юношей с округлыми чертами лица. И «Юноша с корзиной фруктов», и «Мальчик, укушенный ящерицей», и «Голова медузы», и «Лютнист», и юноши с картины «Музыканты» — всё это Марио Миннити. Стоит лишь взглянуть на автопортрет художника в образе больного Вакха и становится очевидно: к этому же типу красоты относился и сам Караваджо.
Но не только черноглазые юноши привлекали художника. Природа во всех её проявлениях была главным источником вдохновения для Караваджо. За реалистичность в изображении плодов, цветов и листьев его называли «певцом гнилых фруктов». Неспелые персики, перезрелый инжир, треснувшие гранаты, кислый или сладкий виноград, червивое яблоко, сухие листья… никогда прежде природа не была такой настоящей!
В мастерской Чезаре д’Арпино Караваджо знакомится с крупными заказчиками и коллекционерами. Вскоре он находит своего главного мецената и покровителя, кардинала Франческо Мария дель Монте, посла Великого герцога Тосканского в Риме. С 1594 по 1599 год Караваджо будет жить в его дворце как частный художник, получая заказы и щедрое содержание.
Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города! Джустиниани, Маттеи, Боргезе, Барберини… во дворце кардинала дель Монте бывают самые влиятельные, богатые и просвещенные люди Рима. Все они, искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо. За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди. Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Надо сказать, что во дворце кардинала дель Монте царила необычная атмосфера. В мужском кругу здесь наслаждались поэзией, музыкой, живописью, особенным удовольствием было пение кастратов, молодых людей, после известных медицинских манипуляций, издающих совершенно божественные звуки. Во дворце также располагалась огромная библиотека.
Караваджо, мечтающий о дворянском титуле, должен бы быть доволен жизнью, ведь теперь у него были деньги, известность и престиж. Но ничто не могло удержать его от опасности, разгула и разврата, которые неудержимо затягивали его в водоворот. Не желая становится ручной обезьянкой для богачей, в мастерской он проводил не более четырех часов, после чего выходил в город. Неизменно со шпагой. А быть вооруженным, тем более шпагой, считавшейся привилегией дворянского сословия, означало во что бы то ни стало нарваться на неприятности. Его часто останавливали жандармы, которым Караваджо дерзил, за что бывал задержан, и только лишь вмешательство покровителей спасало его от тюремных заключений. Он бросался камнями, частенько нападал со спины, однажды залез в дом двух женщин, а еще бросил блюдо артишоков в лицо якобы заносчивого трактирщика… и подобным историям не было конца!
Само собой, для вдохновения Караваджо не нужны были другие художники. Его вдохновением была улица. Да и своих героев, торговцев, бродячих музыкантов, гадалок, картежников, неопытных юношей, городских щеголей, куртизанок, он встречал на самом дне римской «народной» жизни.
Однако, было в его жизни нечто, вселяющее трепет в его сердце. Искусство Микеланджело Буонарротти. Он простаивал в Сикстинской капелле, забывая обо всем. А после, с большой долей уверенности можно сказать, что мог отыскать в библиотеке кардинала дель Монте «Жизнеописания…» Джорджо Вазари и прочесть слова самого Микеланджело, записанные в его биографии: «Хорошая живопись — это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»
Только с ним, с Микеланджело, хотел Караваджо вести свой диалог, только на него равняться, только у него учиться.
В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. И картина эта — яркий пример той самой манеры Караваджо, которая так шокировала современников. Он создает религиозных персонажей необыкновенно реальными, живыми людьми, в которых есть и плохое, и хорошее. На первый план он выносит реальность людей. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Для позы Иоанна Крестителя он выбирает одного из обнаженных, которых написал Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы. Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании. Караваджо преклоняется перед искусством Микеланджело, отдает ему должное, не забывая о своем видении и о виртуозном владении светом и тенью, что позволяло ему подчинять себе пространство, создавать необычайно драматические сцены и передавать переживания персонажей.
Таков же и его «Амур-победитель»! Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы. Созданная для коллекции банкира Джустиниани, эта картина казалась современникам настолько непристойной, что хранилась у искушенного знатока живописи за тяжелым занавесом. В действительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона).
Настоящую славу художнику принесли алтарные образы. Именно когда искусство Караваджо вышло из частных коллекций к людям и переместилось в церкви Рима, он стал по-настоящему знаменитым.
В 1599 году Караваджо начинает работать для Маттео Контарелли, при посредничестве кардинала дель Монте заказавшего картины для семейной капеллы в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. 3 холста с эпизодами из жизни Святого Матфея станут первыми произведениями художника, созданными не для частных коллекций.
Картина «Призвание Святого Матфея» — одна из важнейших в творчестве Караваджо. Перед нами библейская история, но Караваджо рассказывает ее так, словно она могла бы произойти в таверне за углом.
Группа людей слева, среди которых сборщик податей Левий Матфей, занимаются своим делом, и похожи они при этом на обычных римлян, в обществе которых часто оказывался Караваджо. Справа — Иисус Христос и апостол Петр. Спаситель протягивает руку, произнося: «Следуй за мной». Матфей, словно, не веря, что слова Иисуса обращены к нему, сборщику податей (не было занятия постыднее), указывает на своего приятеля вместо себя.
Глубину и драматургию сцене придает свет, который падает со стороны Христа, освещая группу слева. Иисус Христос — свет истины, освещающий самые затемненные стороны жизни, и грешников и праведников. Именно об этом написано в евангелии от Матфея: «Не больным, а здоровым нужен лекарь».
И рука Спасителя, с любовью и прощением, призывающая грешника, так похожа на руку Создателя, что вливает жизненную энергию в безвольно протянутую руку Адама. Как тонко понял этот буян и хулиган Караваджо все те основы, на которых зиждется сама идея Спасения, как верно он прочувствовал суть искусства великого Микеланджело, словно дыша с ним в унисон.
Знаменитое «Положение во гроб» Караваджо создает в 1604 году. Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи, будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, исполняя его волю, заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова.
«Положение во гроб» похоже скорее на реквием, настолько поражает оно своей глубиной и печалью.
Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади — три Марии и три оттенка женского горя. Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.
Караваджо с беспощадностью документалиста изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он, как и Микеланджело, изучал природу во всех ее проявлениях. Если Буонарроти интересовался анатомией и занимался вскрытиями, то Караваджо интересовала сама смерть, он рассматривал, изучал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных. Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке, как тяжело его мертвое тело, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.
Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет «Положение во гроб» атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.
Плита, обращенная углом к зрителю и локоть Никодима словно прорывают холст, создавая необычное ощущение: кажется, что персонажи передают тяжесть, боль и скорбь тому, кто смотрит на картину.
«Пьета», созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, повлияла на Караваджо. Безусловно, «Пьета» Микеланджело и «Положение во гроб» Караваджо, не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры через время и пространство.
Микеланджело, отражая свои воззрения, наполняет мрамор божественной любовью, красотой и совершенством. Его Дева Мария — молода и непорочна, она не только мать своего сына, но и его дочь (ведь Иисус — создатель всего сущего). А Караваджо показывает мрачное погребение мертвого, отчаяние живых и горе постаревшей матери.
Примечательно лицо Никодима! По одной версии, в его образе предстает Пьетро Виттриче, тот самый, что погребен в капелле, для которой предназначено «Положение во гроб». С другой стороны, надо ли быть экспертом, чтобы заметить в лице Никодима знакомые черты Микеланджело Буонарроти, того, чьим гением восхищался гений Караваджо?..
«Положение во гроб» — глубокое размышление Караваджо, дань уважения таланту Буонарроти и яркое проявление собственного стиля.
Караваджо было всего лишь 35 лет, когда началась самая мрачная глава его жизни. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Папа Павел V объявляет художника «вне закона». Караваджо вынужден бежать. Следующие 4 года до самой смерти, что настигнет его на пляже в порту Эрколе, он будет как в агонии метаться из Неаполя на Мальту, а после — на Сицилию. Это время страданий и надежды на прощение.
За годы своего изгнания Караваджо создаст ошеломительные шедевры, но сам он, обезумев от горя и усталости, уже никогда не познает счастья.
В одной из своих последних работ он напишет свой автопортрет… в образе отрубленной головы Голиафа. Таким, измученным и отчаявшимся, он встретит смерть.
И это представление о себе будет очень созвучно с тем, как изобразил себя и свою усталость от трудов под сводом Сикстинской капеллы Микеланджело на фреске «Страшного суда»… на содранной со святого Варфоломея коже, которую держит в руках уже его прекрасный и могучий дух.
Два Микеланджело, два гения и творца, поразившие человечество. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо… трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира! Но вместе с тем, трудно найти более яркий пример преемственности в искусстве и иллюстрации самой природы творения, чем эти, иногда пересекающиеся, жизненные пути.
simplebeyond.com
6 главных картин Караваджо - Вечерняя Москва
Его называют реформатором европейского изобразительного искусства XVII века, внесшим много нового в господствовавший до этого стиль. Если ранее образы на господствовавших в то время религиозных полотнах идеализировались, то с появлением Караваджо в их изображении стал использоваться максимальный натурализм. Он одним из первых применил новый метод письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Реалистичность прописанных образов делала античных богов, христианских святых и мучеников ближе к миру живых людей, в них ярко читались индивидуальность и характер, что снижало их пафос, делало искусство более «демократичным». Все детали, даже второстепенные, прорисовывались крайне тщательно, что создавало эффект реальности, «осязаемости». Караваджо внес значительный вклад в развитие новых для искусства того времени направлений – бытового жанра и натюрморта, ранее относившимся к «низким» жанрам.
Примечательно, что, создавая свои сложные композиции, художник не использовал эскизы и зарисовки, сразу реализовывая замысел на холст.
Помимо уникального таланта художник был неординарной личностью со сложным характером. Сама история его жизни – живописное полотно, полное контрастов: творческие взлеты и успехи соседствуют с дуэлями, драками и дебоширством, а за посвящением в рыцари следуют тюремные заключения, побег из Рима из-за убийства, скитания по разным городам Италии и смерти в возрасте 37 лет от малярии в одиночестве и печали.
Начиная свой творческий путь с бедствования в Риме: случайных заработков и дописывания картин признанных мастеров, Караваджо достиг престижного положения и добился однозначного одобрения своих работ при жизни, с чем не всегда везло многим талантливым мастерам. Ему давали множество заказов.
Стоит заметить, что не всегда заказчики понимали новаторство художника: некоторые работы из-за неотступного следования правде жизни и изображения тела во всей естественности считались неприличными, однако это не мешало продавать отвергнутые работы просвещенной публике, высоко ценившей талант живописца.
«Вечерка» вспоминает 6 наиболее значимых картин великого художника, выполненных в различных жанровых направлениях.
1. Религиозная живопись: "Положение во гроб" (1602-1604).
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Одно из наиболее монументальных произведений художника. Картина предназначалась для алтаря римской церкви Кьеза Нуова. Долгое время она считалась самым главным шедевром художника. В 1797 году французы увезли ее в Париж в музей Наполеона. В 1815 году полотно было возвращено и с 1820 года оно находится в Пинакотеке в Ватикане.
К библейским сюжетам Караваджо пришел в своем более зрелом творчестве. В них художник находил драму современного бытия. Преднамеренно довольно обыденно трактуя высокие образы, отходя от возвышенной красоты и героизма, он пытается поднять суровую действительность до уровня легенды, мифа. И наоборот, спустить высокопарность религиозных героев к драме народной жизни, а оплакивание Христа – к событию, понятному всем.
В лицах, позах и жестах персонажей нет ни малейшего намека на патетику и возвышенные чувства. Герои Караваджо ведут себя естественно, как обыкновенные, простые люди. В искреннем горе они склонили свои головы, как будто согнулись под тяжестью навалившегося на них несчастья. Благодаря углу зрения зритель как бы включен в картину. Контраст яркого потока света и темной части картины подчеркивает скорбную выразительность всего полотна.
Вот некоторые персонажи композиции. Тело Христа поддерживает молодой Иоанн Евангелист, которому перед смертью Иисус поручил заботу о своей матери. Ноги Спасителя придерживает Иосиф Аримафейский; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Из женщин крайняя слева — мать Иисуса, Дева Мария.
2. Мифологическая живопись: "Вакх" (1592-93)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Данная картина также отлично отображает новаторский стиль Караваджо, его нестандартный подход к трактовке сюжетов: его Вакх никоим образом не напоминает недоступное пафосное божество. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Фрукты, большинство из которых представлено в испорченном, малосъедобном состоянии, как полагают критики, олицетворяют бренность мирской суеты.
Автор словно говорит, что это вовсе не Вакх, а некая совершенно ординарная личность, надевшая на себя атрибуты античного Бога и глядящая на зрителя томным и в то же время настороженным взглядом из-под полуопущенных ресниц. Однако чувственное обаяние картины настолько велико, что зритель не чувствует ни капли иронии или негатива.
Это полотно отлично отображает фирменную черту художника – отображение празднично – игрового начала и даже эротического подтекста в античных сюжетах.
Картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.
3. Портретная живопись: "Лютнист" (1595)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Эта картина визуально отлично знакома даже тем, кто не знаком с творчеством художника. «Юноша с лютней» (второе название картины) — раннее произведение художника, но уже в нем в полной мере проявились все особенности художественного языка мастера, его стремление передать материальность окружающего мира.
На картине изображен музыкант, играющий на лютне. Его фигура, одетая в белую рубашку, четко выделяется на темном фоне стены. Вдохновенное лицо музыканта, с полураскрытыми губами и влажным блеском в мечтательных глазах вносит в бытовую сцену поэтическое настроение и здоровый налет чувственности. Эффекты освещения еще больше подчеркивают праздничную и лиричную атмосферу музицирования.
Лежащая перед музыкантом скрипка со смычком словно приглашает зрителя присоединиться к исполнителю и сыграть дуэтом. Слева на столе лежат фрукты и овощи, чуть дальше в глубине видна ваза с цветами. Резкое боковое освещение, собственные и падающие тени придают предметам почти осязаемую объемность и весомость. Более того, предметы натюрморта также имеют свои индивидуальные характеристики: потрепанные ноты, лютня с трещиной, помятая груша.
Интересно, что споры о том, какого пола герой картины Караваджо, не прекращаются с XVII столетия. Однако, сам автор говорил, что для этой (и других) картины позировал его любимец Марио Миннити, с которым тот жил в молодости в Риме. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом) и музыкальных инструментов (музыка как символ мимолётного чувственного наслаждения)
Приятен факт, что картина хранится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.
4. Автопортрет: «Больной Вакх» (1573—1610)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Несмотря на повторное обращение к мифологической тематике, этот шедевр раннего периода творчества Караваджо, относится к автопортретам художника. В картине, написанной после его пребывания в больнице, проявились первые признаки драматизма, которым отмечена зрелая живопись мастера. Пробыв долгое время между жизнью и смертью, он потом нередко обращался к этому состоянию в своих полотнах.
Название возникло позже, когда в лице выздоравливающего от болезни юноши, изображённом на полотне, признали бога виноделия Вакха. Картина была написана в период жизни Караваджо в Риме. Не имея возможности заплатить натурщику, художник срисовал для картины своё зеркальное отражение. Это позволило потомкам создать представление о его внешности.
Тему бренности бытия молодой Караваджо обыгрывает очень искусно: в самом колорите с холодными, зеленовато-синими тонами почти физически ощущается состояние озноба, которым охвачен молодой человек. Греческий бог вина и веселья сидит в том самом наряде, в котором живописец изобразит его пару лет спустя на картине, о которой мы рассказывали выше, находящейся ныне в галерее Уффици: белая накидка схвачена темным поясом, завязанным бантом. Но если Вакх на полотне из Уффици изображен здоровым, цветущим и призывно играет концом своего кушака, то этот слаб и не думает никого дразнить или веселить. На голове у него - наполовину увядший венок, сплетенный вовсе не из виноградных листьев, как положено. И вообще это не Вакх, а смертный, нарядившийся им, словно бы говорит художник, спуская нас с небес на землю.
Сейчас произведение находится в собрании галереи Боргезе в Риме.
5. Бытовая живопись: «Шулеры» (около 1596г.)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Как уже говорилось, Караваджо – один из основателей жанровой живописи. Карточная игра – довольно часто повторяющая тема в его творчестве (он и сам был страстным игроком, и в одной из игр и завязалась драка, повлекшая убийство, после чего художник вынужден был бежать).
За грубым деревянным столом идет карточная игра, одна из разновидностей старинного покера. Слева молодой и, судя по всему, неопытный игрок внимательно разглядывает свои карты. Через его плечо туда же смотрит средних лет мужчина, один из шулеров. При этом пальцами правой руки он подает тайный знак своему напарнику, который сидит напротив и прячет за спиной пятерку червей. Слева на переднем плане в коробке возвышается столбик, составленный из монет, — предмет вожделения нечистой парочки.
Картина полна внутреннего динамизма, характеры игроков тщательно прописаны и создают впечатление об их личности.
В 1627 году после смерти владельца полотна кардинала дель Монте картина «Шулеры» была инвентаризирована среди прочего его имущества, но затем была утеряна. Местоположение картины было неизвестно в течение долгих лет, она была случайно обнаружена в европейской частной коллекции лишь только в 1987 году. В настоящее время полотно находится в музее Кимбелл.
6. Натюрморт: «Корзина с фруктами» (ок. 1596 г.)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Картина является знаковой, потому что до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету, изображенному на картине. Корзина находится на уровне глаз зрителя, и край стола отграничивает пространство изображения от внешнего пространства. Однако, изобразив корзину стоящей на столе лишь частью своего основания, художник добился впечатления, что корзина, частично «сойдя» с холста, вторглась в пространство зрителя. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности.
Картина хранится в Пинакотеке Амброзиана в Милане.
Интересные факты
Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. Двое нанятых натурщиков наотрез отказались позировать, держа в руках уже начавший разлагаться труп. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле.
vm.ru
Картины Караваджо (Caravaggio). Биография художника.
Святой ИеронимЖивопись Караваджо
Караваджо, Микеланджело (Michelangelo Merisi da Caravaggio ) (наст. фам. Меризи - Merisi) (1573-1610), – известный итальянский художник, представитель итальянского барокко.
Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени (характерная черта караваджизма).Биография художника
Караваджо учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 г. художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 г. он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию. Умер живописец (от малярии) в г. Порто-Эрколе, Тоскана.Особенности творчества
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризм и академизм). Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству. В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом ("Погребение Св. Лучии", 1608 г.). Свет в картинах Караваджо становится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.Жанр картин
Караваджо - автор исключительных по драматической силе религиозных композиций ("Положение во гроб", ок. 1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета - непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг.). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи - натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. 1596 г.) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет"). Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг.) - это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг.; "Смерть Марии", ок. 1605-1606 гг.).Влияние искусства Караваджо
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века - Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана,Веласкеса, Рембрандта.Усекновение головы Иоанна Предтечи
Шулеры
Музыканты
Святой Иоанн Креститель
Давид
Амур-победитель
Обращение Савла
Обращение Савла. Фрагмент
Призвание святого Матфея
Призвание святого Матфея. Фрагмент
Караваджо Призвание святого Матфея. Фрагмент
Юдифь и Олоферн
Юдифь и Олоферн. Фрагмент
Юдифь и Олоферн. Фрагмент
Поцелуй Иуды
Святой Иоанн Креститель
Гадалка
Отдых на пути в Египет
Отдых на пути в Египет. Фрагмент
Отдых на пути в Египет. Фрагмент
Маленький больной Вакх
Юноша, укушенный ящерицей
Лютнист
Лютнист. Фрагмент
Вакх
Экстаз святого Франциска
Экстаз святого Франциска. Фрагмент
Юноша с корзиной фруктов
Юноша, чистящий фрукт
Марфа и Мария Магдалина
Святая Екатерина Александрийская
Корзина с фруктами
Мария Магдалина
Нарцисс
Святой Матфей и ангел
Мученичество сявтого Матфея
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Мученичество сявтого Матфея. Фрагмент
Распятие святого Петра
Распятие святого Петра. Фрагмент
Распятие святого Петра. Фрагмент
Ужин в Эммаусе
Уверение Фомы
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама. Фрагмент
Жертвоприношение Авраама Фрагмент
Смерть Марии
Святой Иероним
Мадонна пилигримов
Положение во гроб
Положение во гроб. Фрагмент
Давид с головой Голиафа
Мадонна со змеёй
Мадонна со змеёй. Фрагмент
Мадонна с четками
Мадонна с четками. Фрагмент
Бичевание Христа
Семь дел милосердия
Семь дел милосердия
Виньякур
Рождество со святыми Лаврентием и Франциском
Поклонение пастухов
Благовещение
О творчестве великого живописца
Микеланджело да Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по имени маленького городка в Ломбардии, в котором он родился), вошел в историю как реформатор европейской живописи на рубеже XVI и XVII веков.
Караваджо учился живописи в Милане у маньериста Симоне Петерцано. В первых его работах нетрудно распознать увлечение венецианскими художниками и в особенности мастерами брешианской школы - Дж. Савольдо и А. Моретто. Но в дальнейшем, развитие искусства Караваджо пошло совершенно иными путями. 17-летним юношей он попадает в Рим. Вначале Караваджо работает как художник-исполнитель у Кавальеро д'Арпино. Потом, благодаря помощи кардинала дель Монте, он начинает находить покупателей и для своих самостоятельных произведений. Хранящаяся в Эрмитаже картина "Лютнист" относится именно к этому времени. Если в "Вакхе" (1592-1593) художник решает тему еще в плане преимущественно декоративном, то в "Лютнисте" и в "Концерте" (1595) привлекает поэтическая одухотворенность замысла.
Но Караваджо была чужда созерцательность возвышенных классических композиций. Рим для него был не музеем, а живым, беспокойным современным городом. Караваджо пишет "Гадалку" (1595) и "Игроков" (1594-1595), наряду со многими картинами на легендарные и религиозные сюжеты. Он стремится писать как можно правдивее. Его картины намеренно прозаичны, если не сказать - намеренно грубы. Они воспринимались как вызов господствующему вкусу. Но у работ художника постепенно появляются и свои сторонники. Караваджо удается получить ряд заказов от церкви.
Он пишет цикл картин о евангелисте Матфее (1597.....1599), "Распятие Петра" и "Обращение Савла" (1600-1601), несколько изображений мадонн. Художник стремится усилить эмоциональное воздействие живописи. Большое значение придает он контрастам света и тени. В их борении - особый драматизм его произведений. Он часто прибегает и к неожиданным композиционным решениям, внося остроту новизны в трактовку традиционного сюжета.
Великолепным образцом искусства Караваджо в этот период может служить композиция "Положение во гроб" (1602-1604), звучащая не обреченно, а героически. В библейских мифах Караваджо находил драму современного бытия. В самом подборе типов, в сознательно обыденной трактовке чувствуется его желание поднять действительность до уровня легенды, мифа.
Правомерно говорить и о своеобразном романтическом начале в его творчестве, о героическом пафосе художника, монументальности его работ. Перед нами - мастер, полный сил и энергии, бунтарь, смело отвергающий принятые нормы, а не холодный экспериментатор, увлеченный лишь светотенью, как его пытались представить некоторые исследователи. Неслучайно так часто были недовольны его работами высокопоставленные римские заказчики. Нередко их пугал драматизм его работ, их демократичность. "Смерть Марии" (1605-1606), одно из центральных его произведений, где традиционная тема представлена как волнующая человеческая драма, была решительно отвергнута и так и никогда не заняла места ни в одной из римских церквей. Искусство Караваджо представлялось слишком плебейским, вызывающим по сравнению и с привычной сдержанностью классической живописи в Италии, и с изощренностью живописи маньеристов.
worldartdalia.blogspot.com
Восемь интересных фактов из жизни великого художника Микеланджело да Караваджо
18-го июля умер Микеланджело да Караваджо. О нем рассказывают множество странных историй. В день смерти выдающегося художника мы решили вспомнить самые интересные факты из его жизни.
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони.
Микеланджело Меризи по прозвищу Караваджо родился в 1571 году. Этот художник - основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Его картины отличало повышенное чувство материальности, эмоционального напряжения, лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Художник писал, не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости. Картины настолько не соответствовали канонам того времени, что их нередко прятали от рублики. Они были настолько реалистичны, что на выставках их показывали в последнюю очередь, чтобы люди успели посмотреть другие полотна. Картины завешивали сукном и открывали только в самом конце выставки.
Микеланджело да Караваджо написал один из первых натюрмортов. Картина называлась «Корзина с фруктами». Фрукты полюбились Караваджо, когда он долгое время работал над натюрмортами в галерее известного римского художника Чезари д’Арпино. Сначала фрукты стали частым элементом его работ, а позднее — главным персонажем. «Корзину с фруктами» Микеланджело написал в 23 года. Впоследствии ее признали шедевром. Этот чистый натюрморт — один из первый в европейской живописи.
«Корзина с фруктами» (1596)
Эмоциональное напряжение в картинах Микеланджело появлялось благодаря контрастам света и тени. Они используются как художественные элементы. Поговаривают, что Караваджо писал картины в темной комнате с маленьким окном, в которое проходил лишь луч света.
Фигуры на полотнах Караваджо объемные, почти осязаемые. Нередко он писал картины с помощью наклонного зеркала, чтобы передать объем изображения и уловить трехмерность предметов.
«Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами.
Микеланджело обвиняли в убийстве. Дело в том, что любили и почитали его главным образом простолюдины, а вот сильным мира сего работы художника совсем не нравились. Его героем были отнюдь не богачи, а люди из уличной толпы, наделенные грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия, изгои общества. За это на Караваджо устраивали настоящие гонения. Ему приходилось в прямом смысле слова отбиваться от обидчиков. Однажды, в 1606 году, он стал участником драки. Сам Микеланджело был ранен, двое других мужчин погибли. Тогда его обвинили в убийстве.
«Жертвоприношение Авраама» (1596)
После этого начались скитания Караваджо. Художник бежал из Рима. Он был в Неаполе, на Мальте, где даже получил рыцарский орден за портрет гроссмейстера ордена. Однако потом угодил за решетку, оскорбив представителя ордена. Сбежав из тюрьмы, он хотел вернутся в Рим, но по дороге его ограбили. Художник уже готов был пройти сотни верст пешим ходом, но его остановил страшный приступ лихорадки. Караваджо не было и 37 лет, когда он умер. Случилось это в 1610 году.
Выполняя церковные заказы, Караваджо не уходит от своей манеры изображать людей как бедняков и простолюдинов. Его боги похожи на крестьян, а религиозные сюжеты больше напоминают бытовые сцены. Интересно, что однажды в церкви из-за этого даже отказались принять его работу. Картина называлась «Смерть Марии». Увидев ее, священники одной из римских церквей, для которой Микеланджело писал эту картину, отказались забрать заказ. Их возмутило то, что апостол и Мария изображены как простые люди, без божественного трепета.
«Успение Марии» (1605—1606)
Биографы Караваджо утверждают, что не было обнаружено ни одного рисунка или эскиза. Художник все свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Долгое время после смерти Микеланджело в Европе существовало особое художественное явление — Караваджизм. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров — Рубенса,Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески).
Для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603)
www.vologda.kp.ru
Интересные факты об Микеланджело да Караваджо
Микеланджело Меризи да Караваджо, творившего в конце XVI-начале XVII веков, называют одним из самых выдающихся итальянских художников. Он стремился изображать сюжеты на своих полотнах максимально реалистично, что совершенно не соответствовало общепринятым канонам того времени.
Персонажи на его картинах выглядят не отстраненными, а полны эмоций и страсти, которыми наделил их художник. Несмотря на то что, работы Караваджо не сразу были приняты его современниками, его творчество оказало большое влияние на развитие мировой живописи. О некоторых интересных фактах биографии художника – далее в обзоре.
Воскрешение Лазаря. Караваджо, 1609 г. | Фото: seckim.com.
В 1608 году, пребывая в Мессине на Сицилии, художник получил заказ от известного купца. Писать можно было что угодно, и Караваджо выбрал сюжет на библейскую тематику – воскрешение Лазаря. На картине мужчины держат тело, пролежавшее в гробу четверо суток. Живописец настолько стремился показать всю реалистичность происходящего, что нанял работников, которые выкопали для него тело недавно умершего юноши. Люди, которые позировали художнику, наотрез отказывались держать разлагавшееся тело. В ответ на это разозлившийся Караваджо даже пригрозил им ножом, заставляя исполнять приказ.Успение Богоматери. Караваджо, 1601-1606 гг. | Фото: foma.ru.
Персонажи на картинах, написанных на библейскую тематику, больше напоминают простолюдинов, нежели святых. Из-за этого некоторые церкви даже отказывались принимать работы художника. По мнению священнослужителей, они не вызывали фанатичного трепета у прихожан.Корзина с фруктами. Караваджо, ок. 1596 г.| Фото: s11.stc.all.kpcdn.net.
Благодаря Караваджо, в мировой живописи появилось такое направление, как натюрморт. Художник одним из первых сделал неживые предметы «главным персонажем». Живописец постоянно боролся с вековыми устоями: делить работы на «низменные» и «высокие». Картину «Корзина с фруктами» он написал в 23 года. Особое внимание Караваджо уделял прорисовке мельчайших деталей, за счет которых достигался реалистичный эффект.Вакх. Караваджо, ок. 1596 г. | Фото: ru.wikipedia.org.
Исследователи творчества Караваджо в один голос заявляют, что художник писал картины сразу на холсте без предварительной подготовки. После его смерти не было обнаружено ни одного эскиза или рисунка.Жертвоприношение Исаака. | Фото: ru.wikipedia.org.
Главной чертой, отличавшей Караваджо от других художников того времени, была нарочитая реалистичность. Художник не боялся изображать эмоциональные сцены насилия, жестокости. Главными героями его полотен нередко становились выходцы из низов общества. Картины Караваджо на выставках выставляли последними, чтобы они не перетягивали на себя все внимание публики, а до тех пор они были накрыты плотным сукном.Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, ок. 1621 г. | Фото: img-fotki.yandex.ru.
Караваджо никогда не был законопослушным гражданином. Из-за буйного нрава он постоянно попадал в переделки, будь то драки в тавернах или выкрикивание непристойностей в состоянии опьянения. За это его периодически штрафовали или отправляли за решетку на несколько дней. Но однажды художник «влип по-крупному». В пылу гнева Караваджо совершил убийство, после чего бежал в Неаполь. Спустя некоторое время он отправился Ла-Валетту и вступил в Мальтийский орден. Но и там живописец надолго не задержался, потому что повздорил со старшими по званию. И снова начались скитания.Саломея с головой Иоанна Крестителя. | Фото: ru.wikipedia.org.
А в это время кардинал Гонзага выпрашивал у Папы Римского помилование для художника. Узнав об этом, Караваджо обрадовался и отправился в Рим. По дороге туда его схватили, т. к. приказ об аресте пока еще никто не отменял. В тюрьме художник провел чуть меньше недели, но этого хватило, чтобы он заразился малярией. 31 июля 1610 года в Риме огласили сразу два сообщения: в первом говорилось о помиловании Караваджо, а вторым оказалось известие о его смерти.Сам Караваджо сожалел о своем поступке. В картине «Давид с головой Голиафа» он зашифровал свое раскаяние.
obaldenno.com
Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 1
Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) всегда был плохим учеником, непутевым христианином, ненадежным другом, отвратительным товарищем, скверным учителем – короче говоря, всегда был ужасным человеком. Он умер таким же отверженным, каким жил, в убогой больнице в Порто-Эрколе в малярийной лихорадке. Рядом с ним в момент смерти не было ни друзей, ни врагов. Никого, кроме старого священника, лениво молящегося о спасении души живописца.
Перечислять все пороки Караваджо – занятие столь утомительное и трудоемкое, что на это не хватит и шести статей. На его счету убийства, грабежи, изнасилования, пьяные драки, но его картины при этом украшают стены лучших музеев мира. Его готовы были взять под опеку самые влиятельные люди своего времени. Он должен был стать одним из главных орудий пропаганды католической церкви. Но вместо богатства, роскошной жизни во дворцах и высокого чина художник всегда предпочитал грязные трущобы. Он видел красоту там, где ее по всем канонам не могло быть. А теперь обо всем по порядку.
Ему было только пять лет, когда эпидемия чумы унесла жизни его отца и деда. Осталась только мать – одинокая женщина, пытающаяся прокормить прорву детей в Милане. Об этом периоде жизни Караваджо сохранилось очень мало информации. Мать художника, думающая только о том, как бы прокормить детей, не могла уделять им должного внимания. В итоге большую часть времени юный гений проводил на городских улицах — они стали его первой школой.
Милан всегда был центром торговли в северной Италии. Сюда стягивались отбросы общества со всей Европы, мечтавшие поймать удачу за хвост. Наемники, проститутки, воры, убийцы — их девизом была фраза «Нет надежды — нет страха». Караваджо отлично усвоил этот урок. Прежде чем начать обучаться живописи, он освоил то искусство, которое больше всего могло пригодиться ему в жизни — фехтование. В 13 лет будущий художник попал в тюрьму после драки в таверне, едва не закончившейся убийством. Тогда же мать отдала его в мастерскую ученика Тициана Петерцано.
Ее надежды на то, что занятия искусством наставят сына на праведный путь, в итоге не оправдались. Вечера Микеланджело Караваджо проводил в тавернах. Пьяные драки, скандалы и тюремные заключения следовали одни за другими. Но, несмотря на это, художник усердно работал в мастерской над развитием своего таланта. Кроме алкоголя, драк и живописи его не интересовало ничего.
Поворотный момент случился в 1590 году. Тогда умерла мать живописца, которая хоть как-то пыталась сдерживать взрывной характер сына. Теперь у него были деньги, полученные в наследство, а значит, хмельных ночей в жизни Караваджо стало еще больше. И вот, в очередной пьяной драке художник совершил убийство и, спасаясь от правосудия, бежал из Милана. Но куда он мог отправиться? Где бы его талант мог быть востребован? Ответ, естественно, был один — Рим!
В конце XVI века в Риме шла настоящая идеологическая религиозная война, и живопись была мощнейшим орудием католической церкви в борьбе с протестантами. Именно картины должны были раскрывать для огромного количества неграмотных прихожан истинный смысл христианства, показать им те удивительно красивые виды Рая, которые ждали их только после смерти. Идеальные тела, лишенные грязи, уродства. Счастье, обретенное через страдания на земле.
Но искусство Микеланджело Меризи да Караваджо было вызовом, своеобразной пощечиной общественному вкусу, он шел по своему собственному пути и не принимал никаких компромиссов. Ему не хотелось просто копировать работы великих мастеров прошлого. Он не верил всем этим привлекательным картинам. Эпидемия чумы, убившая отца и деда, научила Караваджо тому, насколько быстротечна и хрупка человеческая жизнь. Поэтому неудивительно, что именно он создал первый в истории итальянской живописи натюрморт.
Вы спросите: «Что общего есть у фруктов и смерти?». На первый взгляд, в этом произведении нет ничего особенного, но именно оно отражает мировоззрение художника. Заметив такую «Корзину с фруктами» на рынке, вы, скорее всего, прошли бы мимо. На каждом из фруктов уже видны следы тления, листья пожухли. Это удачно пойманный момент перехода жизни в смерть, никакого приукрашивания, только реальность со всеми ее неприглядными моментами. Впрочем, это было только начало.
Лучше всего талант Микеланджело да Караваджо, его желание идти наперекор всем существующим традициям раскрылись в другой картине, написанной в 1597 году. Это «Кающаяся Мария Магдалина». Проживший немало лет в трущобах, художник отлично знал, как выглядит страдающая проститутка, решившая обратится к вере.
К этому популярному сюжету живописи эпохи Возрождения обращалось немало мастеров. Полотно Джампетрино меньше всего напоминает изображение раскаявшейся грешницы. Нет, это наоборот наслаждение красотой молодого тела. Оно соответствует всем идеалам эпохи Возрождения. Как тщательно выписывает Джампетрино вьющиеся рыжие волосы Магдалины, ниспадающие на ее идеальную грудь. В этом столько показного, столько кокетства и желания привлечь мужское внимание. Нет, так проститутки не раскаиваются в грехах, так они набирают новых клиентов.
Картины Тициана, Луки Джордано почти точно повторяют друг друга по символике и манере изображения. И снова раскаяние на них выглядит деланным. Обращенные к небу глаза, полные слез, открытые плечи (какое раскаяние без сексуальности?), череп, напоминающий о бренности бытия, и книга, приводящая к спасению, хотя в нее даже не смотрят.
Все здесь пропитано театральностью, все здесь говорит об искусственности. Это явно постановочный кадр, а Караваджо всегда хотел изображать только реальную жизнь и ничего больше.
И его Магдалина действительно напоминает раскаявшуюся грешницу. Ее глаза опущены, на лице задумчивая скорбь, ведь, решив поменять свою жизнь, человек обращается не к небу, он задает вопрос самому себе. Это уже финал преображения, последствие бури эмоций, о которой свидетельствуют разбросанные по полу дорогие украшения. В этой блуднице нет и тени кокетства. Она полностью одета, в ее платье нет ничего вызывающего.
Более того, это явно не одежда времен античности, даже не стилизация под нее. Так ходили современницы Караваджо. Художник как будто показывает, что библейские истории вечны, они не существуют только в прошлом, а происходят в нашей повседневной жизни. Нет здесь и ни единого классического упоминания о святости. Нет толпы голых младенцев-херувимов, нет креста, нет неба.
Перед нами мрачная комната. В мучительном исступлении, похожем на горячку, провела Магдалина всю ночь. И настало утро. Солнечный свет пока еще совсем слаб, его мягкие лучи видны только в правом верхнем углу полотна. Героиня еще не видит их. Это тот переломный момент ее жизни, когда возврат к старому невозможен, а будущее еще совсем не ясно. То самое предчувствие катарсиса, который вот-вот должен случится, когда на блудницу упадет солнечный свет. Она застыла между двумя реальностями. Ее прошлое изорванными украшениями валяется на полу, а будущее только приходит к ней.
Отдельное внимание нужно обратить на положение рук Магдалины. Так мать держит своего ребенка. И перед нами рождение, только не ребенка, а рождение веры.
Это было настолько новое слово в живописи, что Караваджо не могли не заметить. Полотно за огромные деньги купил банкир Ватикана Винченцо Джустиниани. О художнике говорил весь Рим! Он — главная сенсация, он — будущее религиозной войны. В возрасте 26-ти лет сирота и преступник из Милана покорил вечный город. Заказы сыпались один за другим. А он творил, как одержимый, без черновиков и набросков, создавая иногда по 5-6 больших полотен в год. Но любому настоящему гению нужен вызов. Им стала серия из двух картин, посвященных св. Матфею. Но о них мы поговорим уже в следующей статье.
Быть плохим. Микеланджело да Караваджо. Часть 2artifex.ru
Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Музыканты»
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571— 1610) — итальянский художник.Новатор европейской живописи, поклонник реализма и любитель гармонично вписывать автопортреты в собственные картины. Это все о нем, Караваджо. Свои композиционно сложные картины художник сразу создавал на холсте, без предварительного рисунка или эскиза. Весь творческий путь Караваджо в искусстве сопровождался борьбой света и тени, резкому противопоставлению их друг другу (так называемая манера «кьяроскуро»). То же самое мы видим на картине «Музыканты».
Трое юношей, на которых падает яркий дневной свет, в условно-театральных костюмах заняты подготовкой к репетиции.
Музыкант с партитурой сидит спиной к смотрящему на картину. На партитуре виднеется надпись, которую никак не разобрать (излюбленный прием художника, который любил подписывать мелкие фрагменты на своих картинах). В центре, с лютней, сидит молодой человек, который настраивает ее струны. Третий юноша с рожком — сам Караваджо, изобразивший один из самых ранних автопортретов. Четвертый мальчик на картине, Купидон или Амур, с крыльями, колчаном стрел и гроздью винограда. Глаза Купидона влажны от слез, видимо, песня, которую будут исполнять музыканты, повествует о горестях любви. Музыка — популярная тема во времена Караваджо, т. к. церковь всячески поддерживала возрождение и развитие музыки.
Цветущая юность молодых людей гармонично сливается с музыкой и искусством на картине «Музыканты». Пространство картины незримо, все четыре фигуры не соприкасаются друг с другом и существуют как бы сами по себе и в то же время создают полноценную композицию на темном фоне.В сложно уложенных драпировках одежды юношей уже незримо угадывается нервозность и напряженное предчувствие, свойственное стилю барокко, к которому Караваджо пристрастился в начале своего творческого пути.
opisanie-kartin.com