Давид Картина Микеланджело. Картина давид микеланджело


История одного шедевра: «Давид» Микеланджело

Микеланджело Буонарроти было 26 лет, когда он получил заказ на статую Давида. Монумент должны были установить в кафедральном соборе Флоренции на одном из контрфорсов. Со временем заказ, изначально абсолютно религиозный, стал политически ангажированным. Ветхозаветный сюжет о противостоянии иудеев и филистимлян был наложен на противостояние Флоренции и папского Рима. Давид должен был стать символом патриотизма и защиты Флоренции.

Сюжет

Сражение Давида и Голиафа — один из самых популярных ветхозаветных сюжетов в мировой культуре. Однако именно Микеланджело Буонарроти удалось создать столь обескураживающе прекрасного Давида, что сегодня эта статуя является, пожалуй, лидером по числу копий и вариантов интерпретаций.

Согласно ветхозаветному описанию, филистимляне решили идти войной на израильтян. Последние также собрали войско, которое возглавил Саул. Среди израильских воинов были старшие братья Давида. Сам же он был еще слишком юн и пока только пас овец. Незадолго до начала битвы отец отправил Давида к братьям отнести хлеб и, так сказать, передать привет из дома.

Во время своего предприятия Давид увидел гиганта Голиафа и услышал, как этот филистимлянин смеялся над богом. Никто из израильского войска не решался призвать Голиафа к ответу за дерзкие слова. Тогда Давид с позволения Саула решил навалять великану. От меча и шлема он отказался — просто не умел с ними обращаться. Юноша взял камень и запустил его из пращи в Голиафа. Нехитрое орудие поразило великана в лоб и сразило наповал. Филистимляне совершенно растерялись, узнав, что силач убит камнем, ряды смешались и были раздавлены израильтянами. Что здесь правда, а что вымысел — сказать сложно. Ученые спорят об историчности Давида как такового.

фото 2.jpgРабота над копией статуи, 1928

В оригинале, Давид — юноша. У Микеланджело же он показан сильным мужчиной, будущим царем иудейским (кем, согласно тем же ветхозаветным описаниям, он вскоре действительно станет). Герой представлен во всем блеске красоты своего совершенного тела. Поза уверенного в своей силе человека, и в то же время во взгляде читается эмоциональное напряжение, сосредоточенность. Мы видим, как напряжены мышцы и вены. Кажется, что Давид в любой момент готов запустить камнем в Голиафа.

Контекст

Во Флоренции есть три музея, куда в любую погоду в любое время года стоит неохватная взглядом очередь: галерея Уффици, где собраны лучшие произведения искусства Возрождения, собор Санта-Мария-дель-Фьоре и галерея Академия. В последнюю люди идут единственно ради «Давида».

Статуя была перевезена в Академию с большой помпой в 1873 году. До этого она три века стояла в центре города на площади Синьории, обжигаемая солнцем и обдуваемая ветрами. Современники не особенно переживали о сохранении культурного наследия, поэтому Давид как символ независимости и силы Флоренции стоял рядом с административными зданиями, которые, кстати, сегодня тоже музеи.

фото 1 .jpeg

По условиям договора, заключенного в 1501 году, 5-метровая статуя должна была быть выполнена из единого куска мрамора к 1504 году. Материал, который предложила Флоренция, был сложным — не каждый опытный мастер взялся бы за глыбу, которая уже долгое время бесцельно стояла во дворе Санта-Мария-дель-Фьоре, да еще и была испорчена скульпторами-предшественниками. 26-летний Микеланджело, сбежавший как раз из Рима без разрешения папы, был уверен в своей гениальности, и не колеблясь, приступил к работе. У стены Санта-Мария-дель-Фьоре скульптор отгородил место вокруг глыбы мрамора и в течение двух лет никому не показывал, что происходит за лесами.

Когда же Давид предстал перед флорентийцами, они онемели от величия и красоты этого мраморного исполина. Джорджо Вазари — человек, придумавший составлять жизнеописания художников, — писал: «Тому, кто это видел, ни на какую скульптуру любого мастера наших или других времен и смотреть не стоит».

На момент создания скульптуры Флоренция была могущественной республикой, которая независимо от папского Рима вела свои дела. Политическая самостоятельность подкреплялась финансовой стабильностью. Экспорт шелка, торговля, банковское дело — обороты капитала были колоссальные. Однако у республики не было постоянной армией, а расходы росли — Возрождение было фактически полностью смонтировано Флоренцией. К тому же Риму не нравилось свободолюбивое поведение Флоренции, да и Франция так и норовила вмешаться в итальянские дела. Плюс внутри самой Флоренции не прекращались споры за власть. В итоге через 30 лет после создания столько мощного символа независимости Флоренции — статуи Давида — от самой независимости ничего не осталось. В начале 1530-х имперские войска вошли в город, подавив сопротивлявшихся. Флоренцию ждали репрессии, расправы и казни. Демократическая конституция была отменена, вместо нее провозгласили наследственную монархию.

Судьба художника

Микеланджело, хотя и был из дворянского рода, но воспитывался в семье простых людей — отцу не хватало средств на содержание всех детей. В деревне ребенок еще раньше, чем грамоте, научился работе с глиной.

Позднее, уже во время обучения Микеланджело в мастерской, его заметил Лоренцо де Медичи и взял над ним шефство, что предполагало заказы и деньги. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело начал в основном работать с заказами церкви. Его силами в Риме появились произведения искусства, ошеломительные по уровню сложности и красоты.

Одно из таких — свод Сикстинской капеллы. Огромный по площади потолок был расписан сюжетными фресками за 4 года. У Микеланджело не было ни плана, ни эскизов, ни разметки — он все держал в голове. Во время работы в зал не мог зайти даже папа римский.

фото 3.jpgСтатуя Микеланджело Буонарроти во Флоренции

О вздорном характере Микеланджело ходили легенды. Особенно о его перфекционизме. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует замыслу. А многие свои рисунки и наброски он и вовсе сжег незадолго до смерти. Во-первых, он не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство. А во-вторых, он понимал, что на тот момент не было технических средств для их воплощения.

Общество женщин Микеланджело не жаловал. Только на седьмом десятке он встретил свою первую любовь и музу. Ей самой было тогда уже больше сорока, она была вдовой и находила утешение в поэзии. Видимо, ради нее Микеланджело тоже начал писать стихи:

И даже Феб объять не в силах разом Своим лучом холодный шар земной. А нам подавно страшен час ночной, Как таинство, пред коим меркнет разум. Бежит от света ночь, как от проказы, И защищается кромешной тьмой. Хруст ветки иль курка щелчок сухой Не по нутру ей — так боится сглаза. Глупцы пред нею падать ниц вольны. Завистлива, как вдовая царица, Она и светляков сгубить не прочь. Хотя предубеждения сильны, От солнечного света тень родится И на закате переходит в ночь.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным. Последние были особенно удивлены, получив десятки миллионов долларов в современном эквиваленте. Дело в том, что при жизни Микеланджело не переставая жаловался на убытки и всячески прибеднялся.

'+$(this).find('.num-quest').html()+'. '+ $(this).find('.x_big-i').html() +'

diletant.media

Давид Картина Микеланджело

Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество. Три года скульптор работал над статуей. Оказавшись «гигантом» почти случайно (ведь на высоте статуя не поражала бы величиной), «Давид» Микеланджело с самого начала был Гигантодя по своей внутренней значительности.

Величавая суровость гармонически сочетается в «Давиде» с гибкостью абсолютного тела, великолепный урок анатомической красоты — с демонстрацией свободного и раскованного мужества. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Соорудили особый механизм для транспортировки статуи и 8 сентября 1504 года «Давид» был воздвигнут перед входом во дворец. Авторитетной комиссией, в которую входил и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) было признано, что поврежденный мрамор может быть использован для изготовления статуи. Крышки саркофагов покаты и положение фигур кажется непрочным, кажется, что они и в дремоте чувствуют ненадежность своего ложа, бессознательно ища опору для ног (а ноги скользят), пытаясь напрячь расслабленные сном мускулы. Статуя так сильно поразила флорентийцев, что было решено поместить ее в лоджии Ланца (в то время в этом месте проводились заседания городского совета). Возвышенное у Караваджо довольно «низменно» так, особое возмущение у публики вызвала картина, на которой евангелист Матфей изображён в облике крестьянина.

  1. Описание скульптуры Микеланджело Буанарроти «Давид»
  2. Самые известные работы Микеланджело
  3. «Давид» Микеланджело: как рождался шедевр
  4. Давид 8212 статуя Микеланджело Буонаротти

Но в 1873 году скульптура была заменена копией, а оригинал перемещен в академию художеств (Флоренция), где она находится по сегодняшний день. Вот он, этот Гигант, как прозвали его современники. Более трех веков Давид украшал площадь Синьории (Piazza della Signoria).

Эти могучие тела одолевает тягостная истома, они словно отравлены. Мучение Св. Но Микеланджело и в эту Фреску внес дух непокорности, дух борьбы. Она – неподвижный предмет.

В первый раз скульптура была повреждена в 1527 году во время восстания. Каждая деталь помогает целому, в каждом повороте статуя выглядит немного по-новому.

Академия находится в центре города на пересечении основных автобусных маршрутов. Небольшая город-республика Флоренция была вынуждена постоянно отбивать нападение более сильных противников (на севере ей угрожала Франция, а на юге – Папская область). Интересно, что когда Флоренция решила сделать подарок копии статуи городу Иерусалиму (к его 3000-летию), то получила отказ от властей. Вот таким образом юный Давид, победивший великана Голиафа (Goliath), стал символом республики Флоренция, отстаивающей свою свободу. Только с одной точки зрения, которую по недоразумению называют в числе двух основных для «Давида», статуя не очень выразительна и может даже показаться неустойчивой: при взгляде с правого угла, куда обращено лицо героя.

На юность героя намекают только особенная стройность тела и непропорционально крупные, как у подростка, кисти рук. И, наверно, его недаром так поставили. Вместе с Пьетой, это одна из двух сохранившихся скульптур римского периода творчества Микеланджело. При этом для усиления художественного эффекта Микеланджело прибегнул к искажению реальных пропорций тела, даже устранил «лишние» мышцы., было решено дополнительно украсить примерно в середине XV века.

  • Скульптура Микеланджело «Давид» (описание)
  • Давид работы Микеланджело
  • Давид Микеланджело – символ Флоренции
  • Словари и энциклопедии на Академике
  • История Давида Микеланджело ( )
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Поставлены леса, сделаны мостки и лестницы. и вереница образов вдруг остановилась и замерла: мысленным взором Микеланджело видел теперь только собор Святого Петра. Вот таким образом некоторые ученые думают, что он должен был только предварительно обтесать глыбу (как говорят скульпторы, «оболванить») по чужому эскизу, а потом за дело взялся бы старый Донателло. Заказ, носивший религиозный характер, предполагал установку «Давида» на одном из контрфорсов кафедрального собора.

Второе нападение было совершено неудачливым скульптором Пьером Каната, который ударом молотка отбил у В Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина есть хороший гипсовый слепок «Давида». При изготовлении скульптуры Давида применено иконографическое новшество. Им стал Микеланджело. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Хотели изобразить библейских героев и пророков.

Высота скульптуры составила 547 см. Тематический архив статей поможет легко ориентироваться в выборе интересующего материала. Совет решил, что работа Микеланджело достойна стать украшением площади Синьории. Работы были начаты в сентябре 1501 года.

Статуя открыта для кругового обзора. Оно не только наполнено большим смыслом, но и реалистично по форме. Сомнения и колебания продолжались на протяжении десятилетий. Именно от этого, то есть от Композиция микеланджеловского «Давида», одновременно простая и сложная, великолепна. Образ этого библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но предшественники Микеланджело изображали его совсем юным победителем, к ногам которого пала голова уже убитого Голиафа.

У них были слишком разные художественные и человеческие индивидуальности. Молодой Донателло высек из мрамора двухметрового «Давида». В этой легенде есть доля правды, но истинная история «Давида» гораздо прозаичнее. В этом он предвосхищает последующие столетия.

Но статуя не только изображение человека. наделил Давида лишь грозным взгляshyдом и пращой, перекинутой за спину. В отличие от многих других изображений Петра ренессансной эры, работа Микеланджело сосредотачивается на намного более темной теме – его смерти. Микеланджело не придавал большого значения точному смыслу аллегорий. На Давида несколько раз покушались.

Добавляйте знания и делитесь ими. «ФЖ» является своеобразным путеводителем по интеллектуальной и культурной жизни. Даже нагота Давида с особой выразительностью подчёркивает его внутренshyнюю силу и уверенность в победе, в то время как у Донаshyтелло она выражает лишь его безоружность и незащиshyщённость.

Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541.

Флоренция не имеет метрополитена, автобус здесь основной транспорт. Учитывая это, Микеланджело слегка увеличил ее, что, к счастью, не очень бросается в глаза. Осуществление проекта было поручено молодому скульптору Микеланджело Буонарроти. Лишь одна особенность напоминает о первоначальном замысле поставить «Давида» на крыше: вырисовываясь на фоне неба, верхняя половина статуи, естественно, казалась бы мельче, чем на любом другом фоне. Аргументировалось это тем, что герой голый и не обрезанный.

Жители трактовали смысл скульптуры как призыв к справедливому управлению и защите города. Если у Донателshyло Давид побеждает Голиафа спокойно и скромно, то микеланджеловский герой побеждает не с помощью чуда, а ясностью и силой своего духа, ловкостью и соshyзнанием нравственной правоты. С других точек зрения статуя и совершенна и разнообразна. «Флоренshyтийский гигант» (высота 5, 5 м) – так называли её современники Микеландshyжело – одно из самых прекрасных созshyданий великого мастера.

У большинства людей при виде статуи Давида возникает чувство восхищения и благоговения. Красивую голову с густой шапкой волос и необыкновенно правильными чертами лица повернул влево. При помоshyщи блоков и канатов камень поднят и водружён на поворотный круг. Но мастер не позволял себе отдыхать и не раз оставался ночевать прямо в мастерской. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Здесь было, где проявиться героическому складу дарования Микеланджело. С 1871 Вакх демонстрируется во флорентийском Национальном музее Барджелло вместе с другими работами Микеланджело, включая мраморный бюст Брута и его незаконченную скульптуру Давида-Аполлона.

Когда статуя была исследована специалистами по анатомии, то предстала интересная картина. Понятно, что «Давид» Микеланджело вполне заслуженно занесён в число наиболее значительных творений человеческого гения. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Соблюдено распределение тяжести, какое бывает в живом человеческом теле. Здесь же изображен процесс подготовки к бою. Об истории создания «Давида» ходило много легенд, создателем одной стал известный итальянский художник Вазари.

Биограф Микеланджело Вазари писал, что в маshyстерской была устроена ограда вокруг огромной мраморной глыбы, «чтобы ниshyкому не было видно». Она была пожертвована церкви Девы Марии в 1514, после того как была выкуплена семьей продавца ткани Мускрона.

Главным из них был Дуччо – ученик Донателло также сам Донателло должен был принимать участие в создании «Давида». Давид Микеланджело не хрупкий подросток (так его изображали ранее), а прекрасный атлет, вызывающий восхищение. Брови грозно нахмурены.

С наступлением XVI века работы решили возобновить. Там он и простоял под открытым небом почти четыре века. Один из них, собрав все свои богатырские силы из пут, а другой, побежденный, умирает. На что Микеланджело кивнул головой, пообещал выполнить поручение, но оставил внешность каменного юноши без изменений.

Вместо этого в1508г. Но как поднять на высоту большие статуи. Картина получила широкое признание от пэров. Но отовсюду поза Давида остается ясной, ничто существенное не ускользает от взгляда.

В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. Ей посвящали стихи.

Таким образом — Распятие Святого Петра в Ватикане — это единственный известный автопортрет Микеланджело и настоящая жемчужина «Философия Жизни» – это познавательный онлайн-журнал. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции. Следующие 18 месяцев Микеланджело провел в «затворничестве» в своей мастерской.

Для транспортировки «Давида» соорудили специальную повозку, в нее запрягли быков и целых четыре дня скульптура добиралась до «места жительства». Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи. Интересна история, связанная с размещением готовой статуи.

От всей фигуры веет зрелой ясностью духа. Но не у всех она вызывает подобные эмоции. уступают место мощным повторам диагоналей, встречающихся под острым углом. Эту работу начал Донателло (Donatello), но успел создать лишь одну скульптуру.

Сетевой журнал «Философия Жизни» может быть интересен широкому кругу читателей. Уже в мраморной статуе Донателло он держал пращу вместо музыкального инструмента. Но оказалось, что поднять статую на крышу невозможно и попечители передали ее городу. Он изваял из единой мраморной глыбы прекрасного в своем сдержанном гневе молодого гиганта. В начале следующего века, то есть за сто лет до «Давида» Микеланджело, собор стоял еще без купола (который позднее соорудил Брунеллески), но решено было осуществить давнюю мечту о статуях. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены.

Заказ на большого «Давида» получил Агостино ди Дуччо. В 1501 году молодой Микеланджело Буонарроти, только что вернувшийся во Флоренцию из Рима, принял заказ на статую для Флорентийского кафедрального собора. На высоте, вероятно, она выглядела бы иначе, на площади же с этого угла находится лоджия из-за колонн и арок которой «Давида» почти не видно. – скульптура, ставшая символом эпохи Возрождения. И жилка на шее хороша не сама по себе, а так как удачно поддерживает общий рисунок. Изначально ее планировали установить вблизи собора.

Антония – первая из известных картин Микеланджело. История изготовления статуи Давида получила продолжение. Все считали, что этот «неумеха» безнадёжно испортил материал и мало кто верил в возможность создать что-то стоящее из «бракованной» глыбы странной формы. Все они признали глыбу годной для работы. Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом.

До сих пор мы говорили о «Давиде» как об изображении. Среди этих экспертов был и Леонардо. Начался единый День творения.

В 1945 году он кончает, наконец, гробницу папы Юлия II, заказ на которую он получил 40 лет назад.

gorod-el.ru

Давид (Микеланджело) - это... Что такое Давид (Микеланджело)?

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная изумлённой флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом.

В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

История

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

Копии

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

Интересные факты

  • Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных даже вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы[1].
  • Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
  • В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.

См. также

Примечания

Литература

  • Anton Gill. Il Gigante: /800/600/http/dic.academic.ruMichelangelo, Florence, and the David, 1492—1504. St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6.

dic.academic.ru

Давид (Микеланджело) — Википедия РУ

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

  Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

  Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

http-wikipediya.ru

Давид работы Микеланджело | Artifex.ru

Несмотря на откровенность статуи Давид, мы не будем просить детей до 16 закрыть глаза. Это уникальное произведение искусства, которое выполнил легендарный Микеланджело Буонарроти, заслуживает того, чтобы на него смотрели, о нем говорили и рассказывали другим люди всех возрастов.

Никто не мог предположить, что скульптура, которую планировалось выполнить в религиозном духе, однажды станет для флорентийцев символом могущества и освобождения от деспотии.

Об истории создания «Давида» ходило много легенд, создателем одной стал известный итальянский живописец Вазари. Через полвека после того как скульптура была готова, он писал, что Микеланджело сам выпросил испорченный кусок камня, а через некоторое время удивил всех потрясающим результатом. В народе даже ходил анекдот о том, что один знатный флорентиец остался недоволен недостаточно миловидным лицом Давида и просил укоротить ему нос. На что Микеланджело кивнул головой, пообещал выполнить поручение, но оставил внешность каменного юноши без изменений.

  

В этой легенде есть доля правды, но истинная история «Давида» гораздо прозаичнее. В 1501 году молодой Микеланджело Буонарроти, только что вернувшийся во Флоренцию из Рима, принял заказ на статую для Флорентийского кафедрального собора. Мастер получил в распоряжение громадный камень, который когда-то пытался обтесать его незадачливый коллега, так и не сумевший приблизиться даже к намеку на образ героя. Все считали, что этот «неумеха» безнадёжно испортил материал, и мало кто верил в возможность создать что-то стоящее из «бракованной» глыбы странной формы. Для Микеланджело, которому на тот момент исполнилось 26 лет, этот заказ стал вызовом и проверкой таланта.

Целый год скульптор потратил на создание многочисленных эскизов и нескольких восковых моделей Давида. Следующие 18 месяцев Микеланджело провел в «затворничестве» в своей мастерской. Он работал без помощников, в одиночку передвигаясь по строительным лесам, и прятался вместе со статуей за плотным черным занавесом, чтобы никто не смог увидеть Давида до тех пор, пока он не будет готов. С наступлением зимы у Микеланджело возникали сложности: от интенсивной работы в холоде инструменты быстро тупились. Но мастер не позволял себе отдыхать и не раз оставался ночевать прямо в мастерской. Только однажды Буонарроти был вынужден остановить работу над статуей из-за волнений во Флоренции.

«Давид» во всей своей красе предстал перед глазами горожан только в 1504 году.

 

Образ этого библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но предшественники Микеланджело изображали его совсем юным победителем, к ногам которого пала голова уже убитого Голиафа. Буонарроти же запечатлел героя в образе молодого мужчины в момент подготовки к решающей битве. Его Давид наделен мощным телосложением, а гордая голова с пышной копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, а в руках он сжимает камень и пращу. Выразительный силуэт, идеальные анатомические формы и отсутствие противоречивых элементов в скульптурной моделировке служат максимально точному выражению образа защитника и освободителя.

Внешность мраморного юноши удивила флорентийцев настолько, что была срочно собрана авторитетная группа по выбору подходящего места для установки статуи. Во главе совета стоял Леонардо да Винчи. Кстати, именно он однажды вспомнил о молодом и талантливом Микеланджело и убедил отдать ему бесполезную каменную глыбу. Можно сказать, что Леонардо собственноручно открыл дорогу тому, кто на некоторое время затмил его легендарное имя.

Заказ, носивший религиозный характер, предполагал установку «Давида» на одном из контрфорсов кафедрального собора. Но оказалось, что поднять статую на крышу невозможно, и попечители передали ее городу. Совет решил, что работа Микеланджело достойна стать украшением площади Синьории. Для транспортировки «Давида» соорудили специальную повозку, в нее запрягли быков, и целых четыре дня скульптура добиралась до «места жительства». Свидетелями удивительного путешествия стали все жители Флоренции, правда, несколько завистников не выдержали триумфа Микеланджело и пытались закидать скульптуру камнями. Но недоброжелателей отправили в тюрьму, а статую 8 сентября 1504 года по настоянию Леонардо и с согласия Буонаротти установили у входа в Лоджию Ланци, где проводились заседания городского Совета.

Там «Давид» простоял под открытым небом почти четыре века. За это время он «вытерпел» не только погодные условия, но и однажды пострадал от политических дебатов: в 1527 году из окна Палаццо Веккьо вылетела скамья, которая повредила левую руку героя. Перенесли оригинальную отреставрированную статую в главный зал Галереи Академии искусств только в 1873 году из-за угрозы негативного воздействия осадков и выветривания.

Сегодня существует множество копий скульптуры «Давида», которые находятся в разных странах мира. Одну из них Флоренция хотела подарить Иерусалиму, но дар не был принят: фигуру Давида посчитали слишком откровенной, к тому же юноша был не обрезан, что противоречит религиозным традициям иудеев. В России совершенством библейского царя можно полюбоваться в Итальянском дворике Пушкинского музея.

artifex.ru

Давид (Микеланджело) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Скульптуры 1501 года

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

История

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

Копии

Едва ли в мире найдётся статуя, которая может сравниться с «Давидом» по количеству копий и слепков. Наиболее известные копии установлены:

Интересные факты

  • Специалисты по анатомии обращают внимание на то, что в целях достижения большей художественной выразительности скульптор пошёл на искажение пропорций человеческого тела, особенно заметное в верхней части статуи. Один из учёных вычислил, что между правой лопаткой и позвоночником не хватает одной мышцы[1].
  • Подобно другим ренессансным изображениям ветхозаветных персонажей, «Давид» не обрезан, что расходится с иудейской традицией[2]. В XX веке власти Иерусалима отказались принять у флорентийцев слепок со статуи, поскольку та изображает героя израильского народа в облике итальянца XVI века.
  • В 1991 году на статую набросился вандал с молотком, который, прежде чем его скрутили охранники, успел отколоть несколько кусков мрамора от пальцев левой ноги.

См. также

Напишите отзыв о статье "Давид (Микеланджело)"

Примечания

  1. ↑ [http://lenta.ru/culture/2004/10/13/david/ Учёный не досчитался одной мышцы в спине Давида]
  2. ↑ Isaac Kalimi, Peter J. Haas. Biblical Interpretation in Judaism And Christianity. ISBN 978-0-567-02682-8. Page 198.

Литература

  • Anton Gill. Il Gigante: Michelangelo, Florence, and the David, 1492—1504. St. Martin’s Press, 2003. ISBN 0-312-31442-6.

Отрывок, характеризующий Давид (Микеланджело)

– Я охраняю это междумирье, я могу пропустить вас туда, – и, ласково посмотрев на Стеллу, добавила. – А тебе, дитя, я помогу найти себя... Женщина мягко улыбнулась, и взмахнула рукой. Её странное платье колыхнулось, и рука стала похожа на бело-серебристое, мягкое пушистое крыло... от которого протянулась, рассыпаясь золотыми бликами, уже другая, слепящая золотом и почти что плотная, светлая солнечная дорога, которая вела прямо в «пламенеющую» вдали, открытую золотую дверь... – Ну, что – пойдём? – уже заранее зная ответ, спросила я Стеллу. – Ой, смотри, а там кто-то есть... – показала пальчиком внутрь той же самой двери, малышка. Мы легко скользнули внутрь и ... как будто в зеркале, увидели вторую Стеллу!.. Да, да, именно Стеллу!.. Точно такую же, как та, которая, совершенно растерянная, стояла в тот момент рядом со мной... – Но это же я?!.. – глядя на «другую себя» во все глаза, прошептала потрясённая малышка. – Ведь это правда я... Как же так?.. Я пока что никак не могла ответить на её, такой вроде бы простой вопрос, так как сама стояла совершенно опешив, не находя никакого объяснения этому «абсурдному» явлению... Стелла тихонько протянула ручку к своему близнецу и коснулась протянутых к ней таких же маленьких пальчиков. Я хотела крикнуть, что это может быть опасно, но, увидев её довольную улыбку – промолчала, решив посмотреть, что же будет дальше, но в то же время была настороже, на тот случай, если вдруг что-то пойдёт не так. – Так это же я... – в восторге прошептала малышка. – Ой, как чудесно! Это же, правда я... Её тоненькие пальчики начали ярко светиться, и «вторая» Стелла стала медленно таять, плавно перетекая через те же самые пальчики в «настоящую», стоявшую около меня, Стеллу. Её тело стало уплотняться, но не так, как уплотнялось бы физическое, а как будто стало намного плотнее светиться, наполняясь каким-то неземным сиянием. Вдруг я почувствовала за спиной чьё-то присутствие – это опять была наша знакомая, Атенайс. – Прости меня, светлое дитя, но ты ещё очень нескоро придёшь за своим «отпечатком»... Тебе ещё очень долго ждать, – она внимательнее посмотрела мне в глаза. – А может, и не придёшь вовсе... – Как это «не приду»?!.. – испугалась я. – Если приходят все – значит приду и я! – Не знаю. Твоя судьба почему-то закрыта для меня. Я не могу тебе ничего ответить, прости... Я очень расстроилась, но, стараясь изо всех сил не показать этого Атенайс, как можно спокойнее спросила: – А что это за «отпечаток»? – О, все, когда умирают, возвращаются за ним. Когда твоя душа кончает своё «томление» в очередном земном теле, в тот момент, когда она прощается с ним, она летит в свой настоящий Дом, и как бы «возвещает» о своём возвращении... И вот тогда, она оставляет эту «печать». Но после этого, она должна опять возвратиться обратно на плотную землю, чтобы уже навсегда проститься с тем, кем она была... и через год, сказав «последнее прощай», оттуда уйти... И вот тогда-то, эта свободная душа приходит сюда, чтобы слиться со своей оставленной частичкой и обрести покой, ожидая нового путешествия в «старый мир»... Я не понимала тогда, о чём говорила Атенайс, просто это звучало очень красиво... И только теперь, через много, много лет (уже давно впитав своей «изголодавшейся» душой знания моего удивительного мужа, Николая), просматривая сегодня для этой книги своё забавное прошлое, я с улыбкой вспомнила Атенайс, и, конечно же, поняла, что то, что она называла «отпечатком», было просто энергетическим всплеском, который происходит с каждым из нас в момент нашей смерти, и достигает именно того уровня, на который своим развитием сумел попасть умерший человек. А то, что Атенайс называла тогда «прощание» с тем, «кем она была», было ни что иное, как окончательное отделение всех имеющихся «тел» сущности от её мёртвого физического тела, чтобы она имела возможность теперь уже окончательно уйти, и там, на своём «этаже», слиться со своей недостающей частичкой, уровня развития которой она, по той или иной причине, не успела «достичь» живя на земле. И этот уход происходил именно через год. Но всё это я понимаю сейчас, а тогда до этого было ещё очень далеко, и мне приходилось довольствоваться своим, совсем ещё детским, пониманием всего со мной происходящего, и своими, иногда ошибочными, а иногда и правильными, догадками... – А на других «этажах» сущности тоже имеют такие же «отпечатки»? – заинтересованно спросила любознательная Стелла. – Да, конечно имеют, только уже иные, – спокойно ответила Атенайс. – И не на всех «этажах» они так же приятны, как здесь... Особенно на одном... – О, я знаю! Это, наверное «нижний»! Ой, надо обязательно туда пойти посмотреть! Это же так интересно! – уже опять довольно щебетала Стелла. Было просто удивительно, с какой быстротой и лёгкостью она забывала всё, что ещё минуту назад её пугало или удивляло, и уже опять весело стремилась познать что-то для неё новое и неведомое. – Прощайте, юные девы... Мне пора уходить. Да будет ваше счастье вечным... – торжественным голосом произнесла Атенайс. И снова плавно взмахнула «крылатой» рукой, как бы указывая нам дорогу, и перед нами тут же побежала, уже знакомая, сияющая золотом дорожка... А дивная женщина-птица снова тихо поплыла в своей воздушной сказочной ладье, опять готовая встречать и направлять новых, «ищущих себя» путешественников, терпеливо отбывая какой-то свой особый, нам непонятный, обет... – Ну что? Куда пойдём, «юная дева»?.. – улыбнувшись спросила я свою маленькую подружку. – А почему она нас так называла? – задумчиво спросила Стелла. – Ты думаешь, так говорили там, где она когда-то жила? – Не знаю... Это было, наверное, очень давно, но она почему-то это помнит. – Всё! Пошли дальше!.. – вдруг, будто очнувшись, воскликнула малышка. На этот раз мы не пошли по так услужливо предлагаемой нам дорожке, а решили двигаться «своим путём», исследуя мир своими же силами, которых, как оказалось, у нас было не так уж и мало. Мы двинулись к прозрачному, светящемуся золотом, горизонтальному «тоннелю», которых здесь было великое множество, и по которым постоянно, туда-сюда плавно двигались сущности. – Это что, вроде земного поезда? – засмеявшись забавному сравнению, спросила я. – Нет, не так это просто... – ответила Стелла. – Я в нём была, это как бы «поезд времени», если хочешь так его называть...

o-ili-v.ru

Давид (Микеланджело) — википедия орг

Давид — мраморная статуя работы Микеланджело, впервые представленная флорентийской публике на площади Синьории 8 сентября 1504 года. С тех пор пятиметровое изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. В настоящее время оригинал статуи находится в Академии изящных искусств во Флоренции.

Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом. В этом сюжете состояло иконографическое новшество, поскольку Вероккьо, Донателло и прочие предшественники Микеланджело предпочитали изображать Давида в момент торжества после победы над гигантом.

Юноша готовится к бою с превосходящим его по силе врагом. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Брови грозно сдвинуты, в них читается нечто устрашающее. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. Свободная поза героя — классический пример контрапоста — уже подготавливает смертоносное движение.

Речь о создании статуи ветхозаветного царя впервые зашла в середине XV века, когда гильдия торговцев шерстью (на которую народ Флоренции возложил надзор за украшением соборного храма Санта-Мария-дель-Фьоре) выступила с предложением окружить собор двенадцатью крупногабаритными скульптурами ветхозаветных персонажей.

К 1464 году было готово только два изваяния, одно из которых выполнил Донателло, а другое — его подмастерье Агостино ди Дуччо. Для статуи Давида во Флоренцию была доставлена огромная глыба мрамора из копей Каррары. После смерти Донателло в 1466 году Агостино отошёл от работы над этим проектом, едва принявшись за обтёсывание ног фигуры. Вскоре был расторгнут контракт и с пришедшим ему на смену Антонио Росселлино.

  Взор «Давида»

К началу XVI века заброшенная глыба мрамора, которую флорентийцы прозвали «Гигантом», представляла собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием она неумолимо таяла в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись с Леонардо да Винчи и другими знатоками скульптуры, признали статую годной к доделке.

После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. Контракт с ним был подписан 16 августа 1501 года, а уже 13 сентября молодой человек приступил к работе. Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года.

25 января 1504 года, когда работа над «Давидом» уже близилась к завершению, его пришли оценить ведущие флорентийские художники. Только немногие из них, во главе с Боттичелли, по-прежнему настаивали на размещении статуи близ собора. Для прочих консультантов, включая Джулиано да Сангалло, Пьеро ди Козимо и Леонардо да Винчи, общегражданский посыл скульптуры перевесил её религиозное значение. Для защиты от негативного действия сил природы статую было предложено перенести туда, где заседал городской совет, — в лоджию Ланци.

Транспортировка статуи к стенам палаццо Веккьо заняла четыре дня. На этом месте «Давид» сменил двухметровую бронзовую группу «Юдифь и Олоферн» работы Донателло. Подобно своей предшественнице, произведение Микеланджело воспринималось как наглядный образ героической борьбы флорентийского народа за свободу от тирании.

В 1873 году во избежание порчи от воздействия осадков и выветривания статуя была перенесена в один из залов Академии изящных искусств. Её место на площади Синьории заняла в 1910 году копия. В 2003—2004 годах оригинал Микеланджело был очищен реставраторами от накопившихся за многие годы загрязнений.

  Злоупотребление образом «Давида» в современной культуре является признаком китча

www-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта