Великие художники. Микеланджело картина всемирный потоп


НОЙ и ВЕЛИКИЙ ПОТОП. Религиозные сюжеты в живописи. Часть 3.

    Продолжим тему библейских сюжетов в изобразительном искусстве. Эта часть посвящается одному из важнейших сюжетов Книги Бытия - Великому Потопу и его персонажам - патриарху Ною и его сыновьям: Симу, Хаму и Афету.    Ной был потомком Адама и Евы через одного из их сыновей - Сифа. Кстати, к вопросу о том является ли все человечество потомками убийцы Каина. Как видите, нет. Это видно прежде всего из истории Потопа.    Обычно Ной изображался в виде белобородого старца. Будучи первым после Адама среди ветхозаветных патриархов, Ной, согласно теологическим построениям, является одним из патриархальных "типов" Христа. А Потоп ранними отцами Церкви и апологетами уподоблялся таинству христианского крещения. Ноев ковчег был частым сюжетом в христианской искусстве с самых ранних времен. Так, в римских катакомбах он олицетворял новую христианскую концепцию Воскресения, поскольку обращенные уже были, возможно, знакомы - через греческую и египетскую мифологию - с ее идеей путешествия умерших на корабле в иной мир. А вскоре корабль как таковой стал общепринятым символом самой христианской Церкви. Например, часть христианского храма, предназначенная для прихожан, так и называется - "неф", т.е., "корабль".

    В истории Ноя и Потопа можно выделить четыре основных сюжетных линии:    - Строительство Ковчега;    - Великий Потоп;    - Жертвоприношение Ноя;    - Опьянение Ноя.

Строительство Ковчега (Быт., 6: 14 - 22)

    Видя безнравственность рода человеческого, Бог решил уничтожить его и спасти лишь праведного человека Ноя и его семью, приказав ему построить Ковчег и взять на его борт "каждой твари по паре". Как правило, художники игнорировали технические подробности конструкции Ковчега, которые приводятся в Книге Бытия. В ранней христианской живописи в римских катакомбах Ковчег представляет собой просто ящик, похожий на гроб. В искусстве Средневековья Ковчег - это своего рода плавающий дом, а в искусстве Ренессанса он становится настоящим кораблем, и сыновья Ноя изображаются сооружающими его под наблюдением патриарха.  А когда Ковчег изображен уже готовым, Ной загоняет на его борт пары животных.

Великий Потоп (Быт., 7: 8 - 19)

    Согласно Библии, в начале Потопа дождь лил беспрестанно сорок дней и сорок ночей, пока даже горы не скрылись под водой. Сам же Потоп продолжался 150 дней. Когда же вода начала убывать, Ковчег пристал к горе Арарат. Чтобы узнать, пригодна ли эта земля для обитания, Ной выпустил ворона, который не вернулся. Затем он дважды посылал голубя, который на второй раз вернулся с оливковым листом в клюве. Посланный в третий раз, голубь не вернулся. После этого Ной вывел свою семью и животных, чтобы они "плодились и размножались на земле".    В этом сюжете нечестивые люди, обреченные Богом на уничтожение, изображаются художниками бегущими от поднимающейся воды, пытающимися спастись от неминуемой смерти на деревьях и возвышенностях. Ковчег - плывущим среди бескрайних вод.

Жертвоприношение Ноя (Быт., 8: 20 - 22; 9: 1 - 17)

    В знак благодарности Богу за спасение Ной построил алтарь и принес жертву. Эта жертва была Богом принята, и Он сказал: "И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле".    В этом сюжете, как правило, изображается радуга, означающая знак обещания Бога не устраивать более потопов.

Опьянение Ноя (Быт., 9: 20 - 27)

    На вновь обретенной земле Ной возделал землю и занялся виноградарством. Однажды выпив слишком много вина, он заснул у себя в шатре голым и пьяным. Таким его увидел Хам, посмеялся над отцом и сообщил об этом своим братьям - Симу и Афету. Эти два сына Ноя пришли с одеждами, приблизились к отцу таким образом, чтобы не видеть его обнаженным и прикрыли его наготу.    "Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих".    Иногда Ной изображается сажающим свой виноград, но наиболее распространенная версия показывает его лежащим в состоянии опьянения рядом с чашей вина. Рядом с ним его сыновья: насмехающийся над отцом Хам и два его брата, укрывающие Ноя плащом.

    Ряд христианских теологов видел в осмеянии Ноя прообраз насмехания над распятым Христом. А иудейские комментаторы утверждают, что Хам не просто посмеялся над своим обнаженным отцом, но и кастрировал его. Они утверждают, что этот момент был намерено опущен в Книге Бытия. Продолжение следует.

    Благодарю за внимание.

    Сергей Воробьев.

sergeyurich.livejournal.com

Всемирный потоп | Великие художники

Микеланджело Буонарроти «Всемирный потоп», 1512

Сикстинская Капелла, Ватикан

Возрождение

Одна из центральных фресок капеллы повествует об одном из самых трагичных событий Ветхого Завета. Неотвратимая и всепоглощающая стихия — ответ на грехи и отвращение от Бога.

На лицах людей нет ужаса, в них апатичное сознание скорой гибели. В отчаянии матери пытаются спасти детей, взрослые дети — стариков-родителей. В эту последнюю минуту люди словно вспомнили о своей особенной природе и божественной сути.

Лишь три небольших участка остались непокрытыми водой: вершина горы, крыша мраморного дворца, вершина храма. Между этими тремя островками, на которых еще теплится жизнь, в жалкой агонии мечется лодка, наполненная пассажирами. Кто-то пытается зацепиться за эту ненадежную опору, кто-то уже почувствовал себя в относительной безопасности.

Небеса неистощимы на влагу. Ливень не прекращается и скоро на земле не останется ни одного островка. Но все попытки людей выжить не выглядят в этой работе тщетными. У зрителя складывается ощущение, что род человеческий выживет и не исчезнет.

Оптимизм на фоне величайшей трагедии — это признак подавляющего большинства работ Высокого Возрождения. В этом оптимизме глубокая Вера в божественную природу человека, а также в Милосердие Божие и Его Мудрость. Мастер не мог допустить и тени уныния, несмотря на всю масштабность и неотвратимость Гнева Божия.

Известно, что эту часть росписи вместе с мастером выполнили его ученики. Это видно в легкой сбитости форм, упрощенности рисунка и некой схематизации фигур. Но, вместе с тем, работа выполнена в соответствии с точным эскизом великого мастера и краски подобраны под его руководством. Ко всему можно добавить, что автор сам многое переделал в работе своих учеников. Как всегда поступал, не доверяя свои работы никому. Что касается некоторой нечеткости и «сбитости», то, скорее всего, это результат более поздних восстановительных работ.

greatartists.ru

Библейский рассказ о всемирном потопе

«Партнер» №7 (70) 2003г.

 

С Библией по музеям Мира

 

 

 

 

Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт.6; 1,2), но их поведение огорчало Бога. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «...пусть будут дни его 120 лет» (Быт.6; 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся  склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт.6; 5). Поскольку первая попытка создания рода людского оказалась неудачной, Бог решил истребить жителей Земли, обрушив на землю Всемирный потоп. Но отказаться вовсе от своего замысла населить людьми Землю Он не хотел и одновременно трудился над воплощением обоих планов – уничтожения и возрождения. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт.6; 9). Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Ною было сообщено о предстоящей катастрофе и велено построить ковчег – некое подобие корабля.

 

Интересно, что для обозначения «ковчега» в Писании употреблено то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей спасению младенца Моисея на водах Нила, а вот «ковчег Завета», построенный израильтянами для хранения «скрижалей Завета», назван в Ветхом Завете другим словом.

 

Ной выполнил всё, что ему было велено Господом. Из каждого вида всех земных существ он разместил в ковчеге по паре, загрузил запасы продовольствия, а затем с женой, тремя сыновьями и невестками (всего 8 человек) взошёл на ковчег.

 

Потоп был разрушительным: начавшийся дождь не прекращался 40 дней, потом «усиливалась вода на земле» (Быт.8; 1) ещё 150 дней. Когда погибло всё живое, ковчег остановился «на горах Араратских» (Быт.8; 5). По прошествии еще 40 дней Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся. Так же неудачно вылетал голубь, но семь дней спустя, он возвратился со свежим листком масличного дерева в клюве, а ещё через 7 дней птица не вернулась вовсе. Через 365 дней после начала потопа обитатели ковчега наконец ступили на землю.

                 

Библейские сказания о Ное и церковный канон

Религиозное искусство, согласно представлениям христианских богословов, не должно было  стремиться к реалистическому отображению событий библейского периода. Всё больше внимания уделялось разработке канона ( от греч.  - норма, правило) – свода  положений и норм, которыми должны были руководствоваться художники и скульпторы в изображении библейских сюжетов и персонажей. Христианские богословы хоть и соглашались с тем, что создание произведения искусства – творческий акт, откровение, дарованное свыше,  тем не менее добивались от мастеров соблюдения определенных правил,  исключающих разночтение библейских сюжетов и не допускающих толкований, отличных от взглядов Церкви. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что  даже в строгой аскетичной  иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. А произведения великих мастеров поражают тем, как, соблюдая ограничительные  предписания Церкви,  удалось создать гениальные творения, волнующие зрителей, верующих и атеистов и сегодня.

 

Однако вернемся к иконописи (от греч.eikon  –«изображение, образ»). Библейским сюжетным сценам и персонажам на иконах придаётся священное значение, они изображаются в условных отвлечённых формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика).

 

В соответствии с каноном Ной на иконах выглядит мудрым спокойным аскетичным седовласым старцем. Согласно Библии, возраст Ноя огромен, как, впрочем, и долголетие других прародителей человечества. Ко времени потопа  Ною было 600 лет, прожив после потопа еще 350 лет, он умер в возрасте 950 лет. Подчеркнутое иконописцами спокойствие Ноя должно было демонстрировать верующим пример поведения праведника, доверяющего свою судьбу Богу в час непреодолимой катастрофы. Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом.

 

Узнать Ноя  на фресках, мозаиках и иконах можно по ковчегу, напоминающему папирусную лодку, изображаемую в руках у Ноя  или рядом с ним. Разумеется, ковчег в руках Ноя – атрибут библейского героя, а не попытка реального изображения.

 

Одна из наиболее известных фресок, представляющих канонизированный образ Ноя,  принадлежит кисти Феофана Грека (1378 г.) и находится в Великом Новгороде в церкви Спаса на Ильине улице.

 

История Ноя в средневековом искусстве

В средневековом изобразительном искусстве сцены потопа часто изображались циклически: сооружение  ковчега, ковчег в бушующих волнах, Ной, выпускающий  птицу, и т.д. Изображение ковчега, принимающего спасаемых людей среди гибнущего мира, стало для христиан выразительным символом предназначения Церкви.

 

В Венеции, в Соборе Сан Марко, интерьер которого украшают изумительные переливающиеся золотом мозаики, можно увидеть сцены  Всемирного потопа и историю Ноя. Мозаичные изображения, общая площадь которых составляет около 4 тысяч квадратных метров, сплошным ковром покрывают купола и арки собора. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Первые мозаики создавались приглашёнными из Византии мастерами, затем секретами мастерства овладели  венецианцы, и в XII - XIV в.в. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. В своё время они произвели неизгладимое впечатление на великого русского художника В. И. Сурикова.

 

Сцены потопа в искусстве эпохи Возрождения

С изменением окружающего мира и сменой эпох постепенно уменьшалась степень зависимости изобразительного искусства от церкви. Одновременно менялись тенденции в самом изобразительном искусстве, появлялись новые художественные приёмы и направления. Эти изменения нашли своё отражение во всех видах изобразительного искусства - живописи, пластике, витражах.              

 

На смену средневековым традициям  в XIV- XVI в.в. приходит новая культура. Это культура эпохи Возрождения или Ренессанса. Она обращена к культурному наследию античности, как бы возрождает стилистику той эпохи. Изобразительное искусство Возрождения носит светский, порой антиклерикальный характер, создает ощущение красоты, гармонии, цельности и закономерности мироздания.

 

Изображения  людей, в том числе обнаженных, реалистических пейзажей и интерьеров; гармония объёма, пространства, света - вот отличительные особенности прекрасных произведений искусства Возрождения.

 

Великолепнейшие фрески «Всемирный Потоп» (1508 – 1509 г.г.) Микеланджело на своде Сикстинской капеллы изображают несколько сцен, раскрывающих библейский сюжет. На одной из них мы видим шатёр, в котором укрылись те, кто смог избежать смерти. В 1797 г., когда взорвался арсенал в Замке Ангела, расположенном неподалеку от Ватикана, часть фрески с изображением молнии обвалилась и была утрачена.

 

В центре картины  – немногие спасённые вместе с Ноем плывут в лодке по направлению к ковчегу. Ковчег, согласно послебиблейскому толкованию, был построен трёхъярусным  для раздельного проживания зверей, людей и птиц. Таким он и изображён на фреске. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете.  Люди, приплывшие к ковчегу, расположенному на дальнем плане композиции, имеют более размытые очертания, чем контуры фигур на переднем плане - это один из характерных приёмов Микеланджело. Диагональная композиция в левой части фрески изображает семью Ноя, выходящую по окончании потопа на сушу. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути.

 

Такая трактовка не вполне соответствует библейскому сюжету, в котором ничего не сказано ни о лодке, на которой пришлось плыть к ковчегу, ни о разросшейся за время вынужденного путешествия семье Ноя. Впрочем, великий Микеланджело мог позволить себе собственное видение Библии. В этой фреске представлено 60 фигур. Обнажённые или слегка прикрытые одеждой, старики и дети - они прекрасны и удивительно гармоничны, и этой гармонии не нарушают.

 

Другая фреска изображает «Жертвоприношение Ноя». В центре – обнаженные молодые мужчины, по-видимому, сыновья Ноя. Один из них изображён с бараном, уже принесённым в жертву, другой помогает брату, третий - тащит очередную жертву на заклание. Сзади седовласый старик в красных одеждах – сам Ной,  разжигающий огонь на жертвеннике и указующий вверх на место Божественного присутствия. Вокруг Ноя заняты делом все члены семейства: кто-то несёт дрова, кто-то поддерживает огонь, кто-то помогает советом (это, вероятно, жена Ноя). Согласно библейскому повествованию, выйдя из ковчега на сушу, «...устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота ... и из всех птиц..., и принёс жертву всесожжения на жертвеннике» (Быт.8; 20). После этого Бог признал, что «помысел сердца человека зол от юности его» (Быт.8; 21) и обещал не наказывать больше Землю за грехи человека, восстановить смену времён года, «не поражать сущего» (Быт.8; 22). Договор был «скреплён» радугой: «Радуга ... будет ...знаком союза между Мной и землёю» (Быт.9; 13, 14), - провозгласил Господь. 

Сюжет «Опьянение Ноя» изображает эпизод, опис анный в 9 главе книги Бытия: «И начал Ной возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам... наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим... И взяли Шем (Сим) и Иафет одежду... и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели» (Быт.9; 20-24).

 

Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами. Они стали, согласно послебиблейским текстам, прародителями больших этнических групп народов. От Шема (на иврите «имя»,«слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис.29).

 

Потоп в мифах народов мира

Cледует отметить, что помимо библейского повествования существует немало мифов, легенд и преданий о потопе у народов мира. Различные версии  потопа содержатся в шумеро-аккадской, египетской, индийской мифологии, встречаются они у народов Китая, Индии и др.  Поэтому тема потопа отражена в изобразительном искусстве многих народов в соответствии с версиями, принятыми в национальных традициях. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе. Наиболее часто художники обращались к греческому мифу о Девкалионе и Пирре, спасшихся во время потопа, устроенного Зевсом. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней, имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. У спасшейся пары - Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Миф о Девкалионе изображен А. Филарете на дверях Собора Святого Петра в Риме, на фреске Б. Перуцци, на картине А.Скьявоне и др.

 

Из-за схожести  сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. Написав по заказу герцога Ришелье четыре пейзажа, художник символически отразил сущность каждого сезона. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660–64 г.г., Париж, Лувр). В этом полотне, признанном самым значительным из названной серии, Н. Пуссен изобразил гибнущих людей на фоне мрачного леса, затопленного водой, переполненную лодку, в которой мёртвые соседствуют с живыми, и отчаянные попытки обречённых спастись. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие - что на картине изображён «Девкалионов потоп». Ценности картины это не умаляет, она – признанный шедевр французской живописи XVII в.

 

И всовременной живописи художники продолжают обращаться к мотивам, навеянным библейским сказанием о потопе; иногда используя лишь отдельные элементы сюжета. Рисунок «Голубь мира» (1947 г.) Пабло Пикассо приобрёл мировую известность. А на полотне Марка Шагала рядом с изображением потопа (спящий Ной, радуга с ангелом) мирно соседствуют другие библейские сюжеты.

 

Увидеть произведения искусства, созданные по библейскому сюжету о Всемирном потопе, можно в следующих музеях, картинных галереях и храмах:

 

Феофан Грек, «Ной», фреска, 1378 г., Великий Новгород, церковь Спаса на Ильине.

«История Ноя», мозаики, 12-14 в.в., Венеция, Собор Сан Марка;

Иероним Босх, «Потоп», триптих, Роттердам, музей Бойманса - ван Бёнингена;

Паолло Учелло, «История Ноя», фреска, 1447-48 г.г., Флоренция, церковь Санта Мария Новелла;

Джованни Беллини, «Опьянение Ноя», картина, 1515 г., Безансон, Mussee des Beaux-Arts;

Микеланджело Буонаротти, «Всемирный Потоп», фрески, 1508-1509 гг., Ватикан, Сикстинская капелла;               

Н. Пуссен, «Зима или Потоп», картина, 1660-64 г.г., Париж, Лувр;

М.Шагал, «Ной», картина 1961-66 г.г.,  Ницца, музей Марка Шагала.

 

Вереле  (Дортмунд)

www.partner-inform.de

Библейский рассказ о всемирном потопе

«Партнер» №7 (70) 2003г.

 

С Библией по музеям Мира

 

 

 

 

Согласно библейскому повествованию, после изгнания Адама и Евы из рая «люди начали умножаться на земле» (Быт.6; 1,2), но их поведение огорчало Бога. Тогда Он решил ограничить возраст человека: «...пусть будут дни его 120 лет» (Быт.6; 4), но через какое-то время вынужден был признать, «что вся  склонность мыслей сердца его только зло во всякое время» (Быт.6; 5). Поскольку первая попытка создания рода людского оказалась неудачной, Бог решил истребить жителей Земли, обрушив на землю Всемирный потоп. Но отказаться вовсе от своего замысла населить людьми Землю Он не хотел и одновременно трудился над воплощением обоих планов – уничтожения и возрождения. Выбирая, с кого начнётся воссоздание рода людского, Бог обратил внимание на Ноя, который был человек «праведный и непорочный в поколении своём» (Быт.6; 9). Ной являлся потомком Адама в десятом, а по некоторым источникам в девятом колене. Ною было сообщено о предстоящей катастрофе и велено построить ковчег – некое подобие корабля.

 

Интересно, что для обозначения «ковчега» в Писании употреблено то же слово, что и для просмоленной корзинки, послужившей спасению младенца Моисея на водах Нила, а вот «ковчег Завета», построенный израильтянами для хранения «скрижалей Завета», назван в Ветхом Завете другим словом.

 

Ной выполнил всё, что ему было велено Господом. Из каждого вида всех земных существ он разместил в ковчеге по паре, загрузил запасы продовольствия, а затем с женой, тремя сыновьями и невестками (всего 8 человек) взошёл на ковчег.

 

Потоп был разрушительным: начавшийся дождь не прекращался 40 дней, потом «усиливалась вода на земле» (Быт.8; 1) ещё 150 дней. Когда погибло всё живое, ковчег остановился «на горах Араратских» (Быт.8; 5). По прошествии еще 40 дней Ной выпустил из ковчега ворона, но тот, не найдя суши, вернулся. Так же неудачно вылетал голубь, но семь дней спустя, он возвратился со свежим листком масличного дерева в клюве, а ещё через 7 дней птица не вернулась вовсе. Через 365 дней после начала потопа обитатели ковчега наконец ступили на землю.

                 

Библейские сказания о Ное и церковный канон

Религиозное искусство, согласно представлениям христианских богословов, не должно было  стремиться к реалистическому отображению событий библейского периода. Всё больше внимания уделялось разработке канона ( от греч.  - норма, правило) – свода  положений и норм, которыми должны были руководствоваться художники и скульпторы в изображении библейских сюжетов и персонажей. Христианские богословы хоть и соглашались с тем, что создание произведения искусства – творческий акт, откровение, дарованное свыше,  тем не менее добивались от мастеров соблюдения определенных правил,  исключающих разночтение библейских сюжетов и не допускающих толкований, отличных от взглядов Церкви. Но библейские сюжеты настолько увлекали художников, что  даже в строгой аскетичной  иконографии восточноеврепейских стран (Древняя Русь, Сербия, Болгария), существует множество примеров творческого отображения библейских сказаний. А произведения великих мастеров поражают тем, как, соблюдая ограничительные  предписания Церкви,  удалось создать гениальные творения, волнующие зрителей, верующих и атеистов и сегодня.

 

Однако вернемся к иконописи (от греч.eikon  –«изображение, образ»). Библейским сюжетным сценам и персонажам на иконах придаётся священное значение, они изображаются в условных отвлечённых формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика).

 

В соответствии с каноном Ной на иконах выглядит мудрым спокойным аскетичным седовласым старцем. Согласно Библии, возраст Ноя огромен, как, впрочем, и долголетие других прародителей человечества. Ко времени потопа  Ною было 600 лет, прожив после потопа еще 350 лет, он умер в возрасте 950 лет. Подчеркнутое иконописцами спокойствие Ноя должно было демонстрировать верующим пример поведения праведника, доверяющего свою судьбу Богу в час непреодолимой катастрофы. Имя Ноя, трактующееся как «успокаивающий», перекликалось с этим образом.

 

Узнать Ноя  на фресках, мозаиках и иконах можно по ковчегу, напоминающему папирусную лодку, изображаемую в руках у Ноя  или рядом с ним. Разумеется, ковчег в руках Ноя – атрибут библейского героя, а не попытка реального изображения.

 

Одна из наиболее известных фресок, представляющих канонизированный образ Ноя,  принадлежит кисти Феофана Грека (1378 г.) и находится в Великом Новгороде в церкви Спаса на Ильине улице.

 

История Ноя в средневековом искусстве

В средневековом изобразительном искусстве сцены потопа часто изображались циклически: сооружение  ковчега, ковчег в бушующих волнах, Ной, выпускающий  птицу, и т.д. Изображение ковчега, принимающего спасаемых людей среди гибнущего мира, стало для христиан выразительным символом предназначения Церкви.

 

В Венеции, в Соборе Сан Марко, интерьер которого украшают изумительные переливающиеся золотом мозаики, можно увидеть сцены  Всемирного потопа и историю Ноя. Мозаичные изображения, общая площадь которых составляет около 4 тысяч квадратных метров, сплошным ковром покрывают купола и арки собора. Они столь полно и красочно повествуют о сюжетах Ветхого и Нового Завета, что были названы «Библией бедняков», поскольку во времена их создания только очень немногие вообще умели читать. Первые мозаики создавались приглашёнными из Византии мастерами, затем секретами мастерства овладели  венецианцы, и в XII - XIV в.в. в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства. Мозаики Собора Сан Марко – великолепны и уникальны. В своё время они произвели неизгладимое впечатление на великого русского художника В. И. Сурикова.

 

Сцены потопа в искусстве эпохи Возрождения

С изменением окружающего мира и сменой эпох постепенно уменьшалась степень зависимости изобразительного искусства от церкви. Одновременно менялись тенденции в самом изобразительном искусстве, появлялись новые художественные приёмы и направления. Эти изменения нашли своё отражение во всех видах изобразительного искусства - живописи, пластике, витражах.              

 

На смену средневековым традициям  в XIV- XVI в.в. приходит новая культура. Это культура эпохи Возрождения или Ренессанса. Она обращена к культурному наследию античности, как бы возрождает стилистику той эпохи. Изобразительное искусство Возрождения носит светский, порой антиклерикальный характер, создает ощущение красоты, гармонии, цельности и закономерности мироздания.

 

Изображения  людей, в том числе обнаженных, реалистических пейзажей и интерьеров; гармония объёма, пространства, света - вот отличительные особенности прекрасных произведений искусства Возрождения.

 

Великолепнейшие фрески «Всемирный Потоп» (1508 – 1509 г.г.) Микеланджело на своде Сикстинской капеллы изображают несколько сцен, раскрывающих библейский сюжет. На одной из них мы видим шатёр, в котором укрылись те, кто смог избежать смерти. В 1797 г., когда взорвался арсенал в Замке Ангела, расположенном неподалеку от Ватикана, часть фрески с изображением молнии обвалилась и была утрачена.

 

В центре картины  – немногие спасённые вместе с Ноем плывут в лодке по направлению к ковчегу. Ковчег, согласно послебиблейскому толкованию, был построен трёхъярусным  для раздельного проживания зверей, людей и птиц. Таким он и изображён на фреске. Появление голубя в окошке напоминает об особой роли этой птицы в библейском сюжете.  Люди, приплывшие к ковчегу, расположенному на дальнем плане композиции, имеют более размытые очертания, чем контуры фигур на переднем плане - это один из характерных приёмов Микеланджело. Диагональная композиция в левой части фрески изображает семью Ноя, выходящую по окончании потопа на сушу. Однако здесь изображены и внуки Ноя, по-видимому, родившиеся в пути.

 

Такая трактовка не вполне соответствует библейскому сюжету, в котором ничего не сказано ни о лодке, на которой пришлось плыть к ковчегу, ни о разросшейся за время вынужденного путешествия семье Ноя. Впрочем, великий Микеланджело мог позволить себе собственное видение Библии. В этой фреске представлено 60 фигур. Обнажённые или слегка прикрытые одеждой, старики и дети - они прекрасны и удивительно гармоничны, и этой гармонии не нарушают.

 

Другая фреска изображает «Жертвоприношение Ноя». В центре – обнаженные молодые мужчины, по-видимому, сыновья Ноя. Один из них изображён с бараном, уже принесённым в жертву, другой помогает брату, третий - тащит очередную жертву на заклание. Сзади седовласый старик в красных одеждах – сам Ной,  разжигающий огонь на жертвеннике и указующий вверх на место Божественного присутствия. Вокруг Ноя заняты делом все члены семейства: кто-то несёт дрова, кто-то поддерживает огонь, кто-то помогает советом (это, вероятно, жена Ноя). Согласно библейскому повествованию, выйдя из ковчега на сушу, «...устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота ... и из всех птиц..., и принёс жертву всесожжения на жертвеннике» (Быт.8; 20). После этого Бог признал, что «помысел сердца человека зол от юности его» (Быт.8; 21) и обещал не наказывать больше Землю за грехи человека, восстановить смену времён года, «не поражать сущего» (Быт.8; 22). Договор был «скреплён» радугой: «Радуга ... будет ...знаком союза между Мной и землёю» (Быт.9; 13, 14), - провозгласил Господь. 

Сюжет «Опьянение Ноя» изображает эпизод, опис анный в 9 главе книги Бытия: «И начал Ной возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и обнажил он себя посреди шатра своего. И увидел Хам... наготу отца своего, и рассказал двум братьям своим... И взяли Шем (Сим) и Иафет одежду... и покрыли наготу отца своего; а лица их обращены назад, и наготы отца своего они не видели» (Быт.9; 20-24).

 

Сыновья Ноя изображены на фреске прекрасными юношами. Они стали, согласно послебиблейским текстам, прародителями больших этнических групп народов. От Шема (на иврите «имя»,«слава») произошли семитские народы, призванные прославлять имя Бога, от Иафета (на иврите «прекрасный») – индоевропейские народы. А сыны Хама («жаркий»), проклятые за непочтительное поведение по отношению к отцу и обречённые Ноем на рабство, населили жаркие страны. Существует предание, рассказывающее, что при царе Соломоне в Храме приносились в жертву 70 тельцов в память о Симе, Хаме и Иафете, дабы между 70 народами, происходящими от них, царил мир (Чис.29).

 

Потоп в мифах народов мира

Cледует отметить, что помимо библейского повествования существует немало мифов, легенд и преданий о потопе у народов мира. Различные версии  потопа содержатся в шумеро-аккадской, египетской, индийской мифологии, встречаются они у народов Китая, Индии и др.  Поэтому тема потопа отражена в изобразительном искусстве многих народов в соответствии с версиями, принятыми в национальных традициях. Немало прекрасных произведений искусства создано в более позднее время по мотивам небиблейских сказаний о потопе. Наиболее часто художники обращались к греческому мифу о Девкалионе и Пирре, спасшихся во время потопа, устроенного Зевсом. Согласно этой легенде, потоп, продолжавшийся девять дней, имел ограниченные масштабы и после его окончания началась эллинская (греческая) цивилизация. У спасшейся пары - Девкалиона и Пирры родился сын Эллин, родоначальник греческих племён. Миф о Девкалионе изображен А. Филарете на дверях Собора Святого Петра в Риме, на фреске Б. Перуцци, на картине А.Скьявоне и др.

 

Из-за схожести  сюжетов потопа (наводнение, уничтожение человечества, спасительный ковчег, останавливающийся у горы) иногда бывает достаточно сложно определить, какое именно повествование взято за основу. Пример такой неопределённости – прекрасная картина Н. Пуссена. Написав по заказу герцога Ришелье четыре пейзажа, художник символически отразил сущность каждого сезона. Картина, посвященная зиме, названа им «Зима или Потоп» (1660–64 г.г., Париж, Лувр). В этом полотне, признанном самым значительным из названной серии, Н. Пуссен изобразил гибнущих людей на фоне мрачного леса, затопленного водой, переполненную лодку, в которой мёртвые соседствуют с живыми, и отчаянные попытки обречённых спастись. Свинцовый тяжёлый колорит картины подчёркивает трагичность происходящего. О том, какой сюжет был использован живописцем, сказать сложно. Одни источники утверждают, что за основу был взят Ветхий Завет, другие - что на картине изображён «Девкалионов потоп». Ценности картины это не умаляет, она – признанный шедевр французской живописи XVII в.

 

И всовременной живописи художники продолжают обращаться к мотивам, навеянным библейским сказанием о потопе; иногда используя лишь отдельные элементы сюжета. Рисунок «Голубь мира» (1947 г.) Пабло Пикассо приобрёл мировую известность. А на полотне Марка Шагала рядом с изображением потопа (спящий Ной, радуга с ангелом) мирно соседствуют другие библейские сюжеты.

 

Увидеть произведения искусства, созданные по библейскому сюжету о Всемирном потопе, можно в следующих музеях, картинных галереях и храмах:

 

Феофан Грек, «Ной», фреска, 1378 г., Великий Новгород, церковь Спаса на Ильине.

«История Ноя», мозаики, 12-14 в.в., Венеция, Собор Сан Марка;

Иероним Босх, «Потоп», триптих, Роттердам, музей Бойманса - ван Бёнингена;

Паолло Учелло, «История Ноя», фреска, 1447-48 г.г., Флоренция, церковь Санта Мария Новелла;

Джованни Беллини, «Опьянение Ноя», картина, 1515 г., Безансон, Mussee des Beaux-Arts;

Микеланджело Буонаротти, «Всемирный Потоп», фрески, 1508-1509 гг., Ватикан, Сикстинская капелла;               

Н. Пуссен, «Зима или Потоп», картина, 1660-64 г.г., Париж, Лувр;

М.Шагал, «Ной», картина 1961-66 г.г.,  Ницца, музей Марка Шагала.

 

Вереле  (Дортмунд)

www.partner-inform.de

Копия картины Всемирный потоп (после реставрации). Микеланджело Буонарроти

АбаканАлександровАлуштаАльметьевскАрмавирАртемАрхангельскАстраханьАчинскБалаковоБалахнаБалашихаБарнаулБердскБерезникиБийскБлаговещенскБольшой КаменьБоровичиБратскБрянскБузулукВеликие ЛукиВеликий НовгородВидноеВладивостокВладикавказВладимирВолгоградВолгодонскВолжскийВологдаВолоколамскВоронежВыборгГатчинаГеоргиевскГорно-АлтайскГрозныйДзержинскДимитровградДмитровДолгопрудныйДубнаЕвпаторияЕкатеринбургЕссентукиЖелезноводскЗабайкальскЗвенигородЗеленоградЗеленодольскЗлатоустИвановоИжевскИркутскИскитимИстраЙошкар-ОлаКазаньКалининградКалугаКемеровоКерчьКировКиселевскКисловодскКлинКоломнаКолпиноКомсомольск-на-АмуреКопейскКоролевКостромаКостромаКрасногорскКраснодарКрасноярскКурганКурскЛенинск-КузнецкийЛипецкЛюберцыМагаданМагнитогорскМайкопМахачкалаМеждуреченскМиассМинеральные водыМирный, Республика СахаМитиноМожайскМоскваМурманскМытищиНабережные ЧелныНадымНальчикНарьян-МарНаходкаНевинномысскНефтекамскНефтеюганскНижневартовскНижнекамскНижний НовгородНижний ТагилНовоалтайскНовокузнецкНовороссийскНовосибирскНовосибирскНовочебоксарскНовочеркасскНовый УренгойНогинскНорильскНоябрьскОбнинскОдинцовоОмскОмскОрелОренбургОрехово-ЗуевоОрскПензаПермьПетрозаводскПетропавловск-КамчатскийПодольскПрокопьевскПсковПятигорскРостов-на-ДонуРубцовскРумянцевоРыбинскРязаньСалаватСалехардСамараСанкт-ПетербургСаранскСаратовСевастопольСеверобайкальскСеверскСергиев ПосадСеровСерпуховСимферопольСмоленскСнежинскСоликамскСолнечногорскСолнцевоСосновый БорСочиСтавропольСтарый ОсколСтерлитамакСтрежевойСтупиноСудакСургутСызраньСыктывкарТаганрогТамбовТверьТольяттиТомскТроицкТулаТындаТюменьУлан-УдэУльяновскУссурийскУфаУхтаФеодосияХабаровскХанты-МансийскХасавюртХимкиЧайковскийЧебоксарыЧелябинскЧереповецЧеркесскЧитаЧусовойШахтыЭлектростальЮжно-СахалинскЮжноуральскЮргаЯкутскЯлтаЯрославль

имитация живописи музейного качества

гарантия на работу 50 лет

бесплатная доставка по всей России

современное оборудование для печати портретов и репродукций

для создания картин используютcя натуральные экологичные материалы класса «Premium»

заказ печатной продукции без предоплаты

выполнение вашего заказа всего 1 рабочий день, после подтверждения вами макета

оплата при получении

artist-oil.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта