Страшный суд. Семь впечатляющих произведений искусства на библейский сюжет. Микеланджело судный день картина
Микеланджело судный день — Есть ли изображение дьявола в росписи Судного Дня Микеланджело в Сикстинской капелле? — 22 ответа
Картина судный день микеланджело
В разделе Живопись, Графика на вопрос Есть ли изображение дьявола в росписи Судного Дня Микеланджело в Сикстинской капелле? заданный автором Faustus лучший ответ это Фреска «Страшный суд» поражает монументальностью и размахом. На ней запечатлено около 400 фигур в разнообразных, ни разу не повторяющихся позах. В правом нижнем углу Микеланджело написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером.Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент.Прибытие грешников в Ад. Здесь правит устрашающий дьявол Минос. Тяжесть вины грешников он указывает движением хвоста - это число адских кругов, назначенных им в наказание. Полны ужаса лица тех, кому предстоит спуститься вниз, чтобы очиститься. Предчувствуя страшные муки, грешники не хотят попадать в ад. А черти тянут их к Миносу, который хвостом, обвитым вокруг тела, указывает круг ада, на который следует спуститься грешнику. (Судье умерших душ художник придал черты лица церемониймейстера Папы Бьяджо да Чезена, который часто сетовал на наготу изображенных фигур. Его ослиные уши - символ невежества. )
Первоисточник ссылка
Ответ от 2 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Есть ли изображение дьявола в росписи Судного Дня Микеланджело в Сикстинской капелле?
Ответ от @NET@[гуру]Есть. Дьявол тащит мужчину...
Ответ от Secret[гуру]Есть, но главная фигура - Спаситель. Его Христос не Христос, а могучий олимпиец колоссального роста и сложения, с головой, похожей на голову Нерона.Жест осуждения уже встречается, правда, в кампосанто в Пизе. Но там, рядом с Христом, не уступая Ему по значению, царит милостивая заступница за человечество – Мария.У Микеланджело она маленькая, еле видная фигура.Не милость царит, а месть и гнев.Не апостолы восседают торжественно рядом с Богом, нет, приходят мученики и показывают орудия пыток – это обвинительный акт против христианства, обрекшего их на такие муки. И теперь они требуют таких же мук для людей там внизу.Исполнителями Божьего приговора спускаются вниз ангелы и дьяволы.Однако как ни мощен жест руки Иисуса, подобный молнии, пронизывающей вселенную, осужденные не падают в страхе ниц. Гуттен заметил, что Папа Юлий II насильно вошел в небеса, когда Петр не хотел его впустить. Так и Микеланджело не может себе представить смирения, страха, рабской покорности, кроткого терпения. Как ни страшен его Бог и Его могучий жест, атлеты не покоряются Ему. Они не отступают. Не знают они ни раскаяния, ни покорности. Все более густыми толпами подходят они. Все могучее становятся их тела, образуя гигантский ком неслыханной мощи. Это не грешники, получающие за свои деяния заслуженную мзду, это восставшие титаны, берущие приступом небо.Не простая случайность, что последующая эпоха так часто изображала падение гигантов.Прообразом послужила именно картина Микеланджело. Под его рукой христианский судный день превратился в сумерки богов, в картину гибели мира.
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Сикстинская капелла - конклав, Судный день, Знаменитые работы Микеланджело, Достопримечательности Рима. Италии
В Ватиканском дворце, который является резиденцией Папы Римского, расположена уникальная часовня, ее название — Сикстинская капелла. Она дошла к нашему времени из Средних Веков. Архитектором данного сооружения был Баччио Понтелли, и ее название было совершенно другим- Капелла Манья. Сикстинская капелла строилась в период с 1473 по 1481 год. Позднее, здание приобрело новое название, которое дали в честь Папы Римского Сикста IV. Именно он поспособствовал реставрации капеллы в свое время.
Конклав, или выборы нового Папы римского
На сегодняшний день в этом сооружении проходит специальное собрание, где собираются кардиналы и выбирают нового Папу. Этот процесс еще называют конклав. Стоит добавить, что капелла очень славиться своими фресками, которые были воспроизведены таким гениальным мастером, как Микеланджело. Есть отдельные фрески, на которых изображена жизнь Христа и Моисея. Они были сделаны в 15 веке и соответствуют эпохе Ренессанса. Их творцами есть такие мастера, как: Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо, Козимо Розелли.
Судный день
1483 года произошло очень важное событие в жизни капеллы, а именно, первая месса в честь Вознесения Девы Марии. Именно тут на свет появилось творение Микеланджело- картина «Судный День».
Размеры и архитектура капеллы
Сикстинская капелла имеет прямоугольную форму и ее размеры идентичны с размерами Храма Соломона, который упоминается в Ветхом Завете. Снаружи здание может показаться незаметным, так как в эпоху Средневековья постройки не украшали. Так же отсутствует и фасад. Сикстинская капелла состоит из трех этажей, а нижний этаж является цокольным и имеет несколько окон и проемов, с помощью которого можно попасть во двор. Сикстинская капелла находится немного дальше и высота ее сводов соответствует 20 метрам. Тут расположено шесть арочных окон и помещения, в которых отбывает свою службу стража.
Пьерматтео Лауро де Манфреди да Амелия покрасил цилиндрический свод в голубые тона и приукрашен звездами из золота. Пол был мраморным и содержал в себе элементы разноцветных камней. Резная ширма была выполнена по проекту Мино да Фьезоле, Андреа Бреньо и Джованни Далмата и тоже состояла из мрамора. Она делит здание на две части. Эта ширма украшена золотыми канделябрами.
Знаменитые работы Микеланджело
Росписью сводов Сикстинской капеллы занимался Микеланджело. Именно в этом месте он показал, как Бог сотворил мир. Эта картина отлично отображает взаимоотношения Бога и человека, раскрывает все человеческие грехи. Так же художник показывает 12 людей, которые в свое время предсказали, что Богом будет послан Христос, который погибнет за грехи всех людей мира. Размеры данного полотна могут впечатлить- 40 метров длину и 13 метров в ширину. Из этого можно сделать вывод, что площадь этой фрески может быть более 500 квадратных метров. Есть информация, которая подтверждает, что художник рисовал данное произведение искусства лежа на спине.
turiststory.com
Страшный суд. Семь впечатляющих произведений искусства на библейский сюжет | Актуальная классика | Великий пост
Евангельская притча о Страшном суде всегда волновала людей искусства: художники рисовали сцены апокалипсиса на картинах, поэты писали о наказании грешников и спасении праведников в своих стихах, а кинорежиссёры изображали конец света в фильмах. Правда, некоторые относились к библейскому сюжету с юмором — например, Иосиф Бродский в «Азиатских Максимах» писал: «Страшный суд — страшным судом, но вообще-то человека, прожившего жизнь в России, следовало бы без разговоров помещать в рай».Триптих Иеронима Босха «Страшный суд» (1504)
В центре самого масштабного из уцелевших произведений Босха можно видеть сцену Страшного суда — причём грешников на картине гораздо больше, чем праведников. На левой створке изображён практически «пустой» рай, на правой — переполненный людьми ад. Кстати, современники Босха предполагали, что он действительно мог видеть чудовищ из преисподней — так зрители объясняли огромную силу воздействия триптиха.
Триптих Иеронима Босха «Страшный суд». 1504 год.
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд» (1537–1541)
Фреска Микеланджело Буонарроти «Страшный суд». 1537–1541 годы.Масштабная работа Микеланджело украшает алтарную стену в Сикстинской капелле Ватикана. Художник решил отойти от традиционной иконографии — например, его ангелы не имеют крыльев, а Христос окружён не апостолами, а полусотней различных персонажей. Фреску можно композиционно разделить на три части: в верхней изображены летящие ангелы, которые несут символы Страстей Христовых; в центре расположены Дева Мария и Христос в окружении святых, пророков, героев Ветхого Завета; а в нижней части зрители наблюдают конец времён: ангелы играют на трубах, грешники отправляются в ад, праведники восходят на небо. В итоге размер грандиозной фрески составил 13,7×12,2 метра.
Джузеппе Верди для солистов, хора и оркестра «Реквием» (1874)
В «Реквиеме» теме Страшного суда посвящена одна из семи частей — Dies irae (лат. «день гнева»), а на протяжении действия мотивы Dies irae повторяются ещё несколько раз. Кстати, Верди посвятил сочинение своему кумиру — писателю Алессандро Мандзони.
Сон Ивана Тургенева «Конец света» (1878)
Несмотря на то, что автор определил жанр своего творения как сон и описал всё с присущим ему реализмом, «без прикрас», читать произведение всё равно немного жутковато:
«– Гляньте! гляньте! земля провалилась!
– Как? провалилась?!
Точно: прежде перед домом была равнина, а теперь он стоит на вершине страшной горы! Небосклон упал, ушёл вниз, а от самого дома спускается почти отвесная, точно разрытая, чёрная круча.
Мы все столпились у окон… Ужас леденит наши сердца.
– Вот оно… вот оно! — шепчет мой сосед.
И вот вдоль всей далёкой земной грани зашевелилось что-то, стали подниматься и падать какие-то небольшие кругловатые бугорки.
«Это — море! — подумалось всем нам в одно и то же мгновенье. — Оно сейчас нас всех затопит… Только как же оно может расти и подниматься вверх? На эту кручу?»
Она летит, летит на нас! Морозным вихрем несётся она, крутится тьмой кромешной. Всё задрожало вокруг — а там, в этой налетающей громаде, и треск, и гром, и тысячегортанный, железный лай…
Га! Какой рёв и вой! Это земля завыла от страха…
Конец ей! Конец всему!
Мальчик пискнул ещё раз… Я хотел было ухватиться за товарищей, но мы уже все раздавлены, погребены, потоплены, унесены той, как чернила чёрной, льдистой, грохочущей волной!
Темнота… темнота вечная!
Едва переводя дыхание, я проснулся».
Отрывок из произведения Ивана Тургенева «Конец света»
Стихотворение Дмитрия Мережковского «Страшный суд» (1886)
Поэт Мережковский, один из основателей русского символизма, описал начало апокалипсиса так:
Семь ангелов, полны угрозой величавой,
Взмахнули крыльями, и Первый затрубил, —
И пал на землю град, огонь и дождь кровавый
И третью часть лесов дотла испепелил.
Под звук второй трубы расплавленная глыба
Была низринута в морскую глубину:
Вскипела треть пучин, и в них задохлась рыба,
И кровь, густая кровь окрасила волну.
И Третий затрубил, и с грохотом скатилась
На царственный
Ефрат огромная звезда,
И в горькую полынь внезапно превратилась
В колодцах и ключах студёная вода.
Четвёртый затрубил, — и в воздухе погасла
Треть солнечных лучей и треть небесных тел;
Как над потухшими светильнями без масла,
Над ними едкий дым клубился и чернел.
Откинув голову, с огнём в орлином взоре,
Блестящий херувим над миром пролетел
И страшным голосом воскликнул: «Горе, горе!..»
И Пятый затрубил, и слышал я над бездной,
Как шум от колесниц, несущихся на бой;
То в небе саранча, гремя бронёй железной
И крыльями треща, надвинулась грозой.
Дома, сады, поля и даже гладь морей, —
Она покрыла всё, и жалом скорпиона
Высасывала кровь и мозг живых людей.
Отрывок из стихотворения Дмитрия Мережковского «Страшный суд»
Стихотворение Фёдора Сологуба «Когда настанет Страшный суд» (1898)
Тема апокалипсиса звучит во многих произведениях символиста — например, в романе «Мелкий бес». Также Сологуб «пугает» своих читателей жуткими картинами в лирике:
Как настанет Страшный суд,
Никого уж не спасут
Воздыханья да молитвы.
Видишь, демоны глядят, —
Ждёт расправы весь их ад,
Словно волки — лютой битвы.
Быть и нам у них в когтях,
Коль забудем Божий страх,
На миру осуетимся,
Убежим от Божьих паств,
И сластьми житейских яств
Через меру насладимся.
Шоу Паоло Мичике «Судный день»
Итальянский режиссёр, вдохновившись библейским сюжетом, создал целое шоу: в нём принимают участие оперные певцы, хор и симфонический оркестр, исполняющий «Реквием» Верди. Одновременно зрители наблюдают световые динамические проекции, основой для которых стала фреска Микеланджело «Страшный суд». По замыслу Мичике, персонажи эпохи Возрождения «оживают» в трёхмерной инсталляции под музыку Верди. Постановку одобрил Папа Римский.
- © Public Domain / «Страшный суд», Иероним Босх, 1504 год
- © Public Domain / «Страшный суд», Микеланджело Буонарроти, фрагмент фрески алтарной стены, 1541 год
- © Public Domain / «Страшный суд», Виктор Васнецов, фрагмент фрески Владимирского собора в Киеве
- © Public Domain / «Страшный суд», Микеланджело Буонарроти, фрагмент фрески, 1541 год
- © Public Domain / Триптих «Страшный суд», Ганс Мемлинг, 1473 год
- © Public Domain / «Страшный суд», Виктор Васнецов, 1904 год
- © Public Domain / Фрагмент иконы Страшного суда, XVIII век
www.aif.ru
"Судный день" Микеланджело и "Реквием" Верди сквозь призму современных технологий / Новости культуры / Tvkultura.ru
«Реквием» Верди прозвучал в Кремле на фоне фресок Микеланджело – благодаря современным технологиям. Итальянский постановщик Паоло Мичике представил в Москве свой грандиозный проект «Судный день». Фрески Сикстинской капеллы реалистично воспроизводит трехмерная инсталляция. На сцене – интернациональная команда оперных звезд. Рассказывают «Новости культуры».
На сцене Кремлевского дворца в этот вечер почти триста человек. Почти столько же персонажей сОздал гениальный Микеланджело, когда расписывал стены и свод Сикстинской капеллы. Как будто сошедшие с этих картин – четыре героя – уже из знаменитого Реквиема Верди. Постановка «Судный суд» – это соединение знаменитых фресок столетия XVI, музыки XIX и технологий века XXI.
Режиссер Паоло Мичике во время спектакля не в удобном зрительском кресле, а за пультом. Лично – не просто следит, управляет процессом. Два огромных экрана, десяток проекторов. Здесь не только техническую сторону нужно знать, но досконально – партитуру Реквиема. Каждая картина появляется с точностью до секунды. Зато солистам Паоло Мичике дал полную свободу.
«Они сами знают, что делать и как делать, – говорит Паоло Мичике. – Я не давал им никаких наставлений. Зачем им лишний стресс?!»
Стресса действительно хватало. Всего две репетиции, зато каких. Накануне премьеры со сцены не уходили с 9 утра и до 8 вечера. Паоло Мичике свою постановку называет шоу. С ним, правда, не согласны солисты. Прима Мариинского театра Татьяна Павловская «Судный день» считает самым настоящим спектаклем, где у каждого исполнителя есть свой образ.
«Это библейские образы, непосредственно люди молящиеся, души человеческие», – отмечает певица Татьяна Павловская.
Знаменитый бас Паата Бурчуладзе «Реквием» Верди исполняет уже четверть века. Сторонник традиционных постановок, на эксперименты с классикой он уже давно не соглашается. Но этот «Судный день» воображение певца покорил сразу.
«Я видел очень много, какие-то звукоэффеккты были, светоэффекты были, какие-то постановочные, – говорит Пата Бурчуладзе. – И меня не впечатлило ничего. Но вот спасибо этому режиссеру, который это все поставил, придумал, это действительно очень интересно».
Не устроило солистов, кажется, только одно: они не в полной мере могут насладиться знаменитыми картинами Микеланджело – почти весь спектакль стоят спиной к экранам. В более выгодной позиции оказался дирижер проекта Дмитрий Юровский.
«Вот картины, это же не просто кто-то в компьютере создал, это произведения искусства сами по себе, которые гораздо старше, чем сам “Реквием”, – отмечает дирижер. – И поэтому они, конечно, действуют уже визуально очень сильно. И сразу какие-то воспоминания о своем собственном посещении Ватикана».
На московской сцене – только одно представление. Жутковатое название публику, конечно, не отпугнуло. Сам режиссер в своем «Судном дне» не видит ничего апокалиптичного. И поставил его отнюдь не из-за грозного предсказания календаря майя. Просто так сошлось – гениальная музыка и гениальные изображения, которые, он считает, будут еще долго восхищать публику.
Читайте также:
В Кремлевском дворце прошла презентация неординарного шоу
tvkultura.ru
Последние работы Микеланджело: от "Страшного Суда" до "Пьеты Ронданини"
«Без Тебя, Господи, не достанет мне никаких благ».Микеланджело, из сонета 274
Заключительный период творчества Микеланджело совпадает по времени с концом Возрождения: это период великих произведений, с фрески «Страшный Суд» до последней его скульптуры «Оплакивание Христа» (Пьета Ронданини).
Итальянский поэт Джусеппе Унгаретти перед Сикстинской фреской «Страшный Суд» написал: «В гармонический мир гуманизма вошла драма, и мир больше не знал, что он есть: христианский ли, античный ли, прочный ли в человеческой деятельности или покинутый Богом… И Микеланджело тяжело страдает за всех и несет в себе эту драму». Эти слова Унгаретти подсказывают нам ключ к пониманию этого произведения Микеланджело: что начинается и что заканчивается там, на той фреске, где изображен последний день, где тела корчатся в пустом пространстве? Что начинается и что заканчивается для Микеланджело с фреской «Страшный Суд»?
В 1527 году — захват и разграбление Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. С политической точки зрения это событие не явилось очень важным, но символизировало собою крушение идеалов Возрождения, конец классического мира; и было трагичным для Церкви. Именно в этой обстановке, в 1534 Папа Римский Климент VII поручает Микеланджело выполнить фреску «Страшный Суд» в Сикстинской капелле. Но только его преемнику Павлу III удалось убедить Микеланджело принять поручение, и уже в 1536 г. приступить к созданию фрески.
Художнику уже 60 лет. Прошло более 20 лет с того времени, как он расписал свод капеллы темами из Ветхого Завета (творение мира и человека… все образы полны жизни и надежды). В этот промежуток времени была осуществлена протестантская реформация, которая разорвала единство Церкви. Все эти драматические события до глубины души потрясли старого художника и отразилось в его творчестве.
Сравнение росписи алтарной стены «Страшный суд» и росписи свода ясно показывает изменение, которое произошло в творческой эволюции Микеланджело. Если ранняя работа посвящена первым дням творения и воспевала могучую творческую энергию человека, то «Страшный суд» заключает идею крушения мира и возмездия за совершенные на земле деяния. Идеалы возрождения, т.е. идеалы гармонии, человеческого могущества, силы и свободы человека, уже далеки.
Роспись свода представляет собой сложную систему с архитектонически ясными разделениями и многочисленностью композиций и образов, которые сменяют одна другую. А алтарная стена занята одной гигантской композицией. Микеланджело покрывает росписью около 200 м2. Шесть лет напряженного труда связывают его с Сикстинской капеллой.
Микеланджело отступает от традиционной иконографии, где композиция Страшного суда строилась из нескольких отдельных частей и изображала момент свершения Суда, когда Царь славы уже разделил всех воскресших на грешников и праведников. Изображение Страшного Суда у Микеланджело представляет собой овальный водоворот нагих мускулистых тел. Это начало Суда, или, лучше сказать, тот момент, который ему предшествует (adventus Domini): Христос карающим жестом поднятой руки выносит окончательный приговор. Он уже не Князь милосердия, а Верховный Судья, грозный и устрашающий.
Нет здесь никакого классического композиционного разделения: фигуры наполняют стену на фоне глубокого лазурного неба. Центральное место занимает юный и героически прекрасный Христос, обнаженная атлетическая фигура без каких-либо традиционных черт Христа. Он изображен в окружении Богоматери и святых; его поднятая правая рука, обрушивающая проклятие слева от Него, одновременно оказывается динамическим центром композиции, словно приведя в бурное движение массу тел возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь» (Откровение 1:8).
Масса фигур вращается вокруг одинокого Христа в нимбе света: в верхней части – святые, внизу – грешники, безуспешно пытающиеся выбраться из объятий дьявола, теснящиеся в лодке Харона.
Тревога охватывает и праведных, ведь Божий Суд так отличен от человеческого, и лишь одному Богу известно, кто прав и кто виноват.
Над Христом слева ангелы возносят крест и символы страданий Христа, а справа колонну. Семь ангелов трубным гласом возвещают судный час, гробницы разверзаются, мертвые воскресают, скелеты встают из земли, спасенные души поднимается вверх.
Апокалипсис и Данте – вот источники «Страшного суда»:
«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели.И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь.И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих.И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор,и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца;ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
Откровение 6:9-17
Это произведение резко критиковали, обвиняли в ереси, особенно спиритуалисты, которые составляли большинство в папском окружении. Особенно критике подвергались изображения нагих тел. А в понимании Микеланджело нагота является и классическим воспоминанием, и средством, с помощью которого он выражает хрупкость, слабость человека перед Богом; выражает само положение человека перед Богом, его «нуждаемость» в милосердии Божьем.
Важным ключом к пониманию этой фрески служит стихотворение Микеланджело «Отягощен годами».
Отягощен годами и неправдойГреховной жизью, виноватый сплошь,Ту и другую вижу смерть и все жПитаю сердце прежнею отравой.
Я совести в себе не чую здравой:Любовь моя и мой обычай – ложь!От пытки Ты один меня спасешьИ тонущему станешь переправой.
Господь, не просто света жажду я:Душа, впитав пороки бытияДля жизни возрождается небесной!Ты груз мой смертный сбросить не спеши,А прежде сделай кратким путь отвесный,Возвратный путь очищенной души!
И еще: «Милосердный Бог, Господь мой, только к Тебе я взываю, чтобы избежать моего слепого напрасного мучения; только Ты можешь обновить меня и внешне, и всю мою сущность». Грех и благодать – основные темы этой фрески; отражают главные вопросы и лютеранской и католической Реформации. Спасение – считает Микеланджело – может произойти только через плоть: «… плоть, кровь, дерево, страдание: да поможет мне Твое высшее милосердие в моем смертельном положении, очень близко к смерти и далеком от Бога».
Бенедикт XVI на встрече с деятелями культуры со всего мира, 21 ноября 2009 года (и встреча состоялась именно в Сикстинкой капелле) сказал: «»Страшный Суд» за моей спиной напоминает, что история человечества – это движение и восхождение, это неиссякаемое стремление к полноте, к окончательному счастью, к горизонту, который постоянно превосходит настоящее, пересекая его. Но в своей драматичности эта фреска также представляет нашему взору опасность окончательного падения человека, угрозу, нависающую над человеческим родом, когда он позволяет силам зла совратить себя. Эта фреска – громкий пророческий крик, предостерегающий против зла, против любой формы несправедливости. Но для верующих воскресший Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Для человека, верно следующего за Ним, Он есть Дверь, ведущая к тому видению Бога «лицом к лицу», из которого проистекает полное и окончательное счастье, ничем уже не ограниченное. Микеланджело показывает нам Альфу и Омегу, Начало и Конец истории и приглашает нас радостно, смело, с надеждой идти по жизненному пути. Драматическая красота творения Микеланджело, его цвета и формы становятся, таким образом, возвещением надежды, мощным призывом поднять взгляд к последнему горизонту».
Как только Микеланджело закончил фреску «Страшный Суд», Папа Павел III поручает ему расписать капеллу Паолина, домовую церковь Папы. Фрески «Обращение Св. Павла» и «Распятие Св. Петра» — последние живописные работы, написанные им в семидесятипятилетнем возрасте.
На фреске «Обращение Св. Павла» Микеланджело изображает сцену, описанную в книге Деяния Апостолов («Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи?»).
Сцена основана на двух элементах: голос, говорящий ему e Кто Ты, Господи? – то есть, на диалоге и на физическом присутствии. У Микеланджело Христос врывается в сцену сверху: это физическое, реальное присутствие. Прямая линия — поток/столп света, соединяющий Христа, который находится в верху фрески, и Св. Павла внизу, — представляет собой ось, вокруг которой строится композиция всей фрески.
Природа отсутствует, лишь за фигурами проходит линия горизонта, здесь нет рассказанной по порядку истории. Группы то концентрируются, то рассеиваются в ирреальном пространстве, где перестает действовать даже сила притяжения, ибо исчезает какое-либо различие между фигурами, стоящими на земле, и фигурами, как бы парящими в пустоте.
Есть и другая необычная деталь, которая отличает фреску от традиционных иконографических изображений сцены обращения Св. Павла. Эту деталь заметил Папа Бенедикт XVI во время открытия капеллы после завершения реставрационных работ: по словам Папы, необычно изображение Апостола в образе старца, «тогда как мы знаем – и Микеланджело тоже прекрасно об этом знал, – что Савлу было около 30 лет, когда он услышал призвание Бога по пути в Дамаск». Почему же Микеланджело так вольно обращается с сюжетом? Папа дает такое объяснение: «Лик Павла в то же время представляет собой лицо самого старого художника, беспокойного и жаждущего увидеть свет истины. Этот лик воплощает образ человека, нуждающегося в высшем свете. Это свет Божье благодати , необходимый, чтобы приобретать новый взгляд, через который воспринимать реальность направленную на “надежду уготованную вам на небесах”, – как пишет Апостол в приветственном обращении в Послании к Колоссянам».
На противоположной стене Микеланджело изображает распятие Св. Петра. Микеланджело вносит в традиционное иконографическое изображение новый драматический смысл. Вместо изображение свершившегося события он предпочел изобразить предшествующий этому момент, то есть момент установления креста. Таким образом сцена приобретает удивительный динамизм вокруг креста, который еще не поднят до конца, а только наклонен. На лицах некоторых присутствующих видны страдание и страх, на лицах других — жестокость.
Центральное место на фреске занимает лицо Св. Петра, который неожиданным движением, полным силы, приподнимается с креста и оглядывается назад. Микеланджело очень много работал над этим фрагментом фрески, исправляя его, чтобы усилить выразительность движения Петра – единственного персонажа сцены, который смотрит за ее пределы. Почему и на кого он смотрит? Бенедикт XVI выдвинул глубокую и убедительную гипотезу на этот счет: «В предсмертный час есть какая-то растерянность, есть пронзительный взгляд, устремленный вдаль, как будто ищущий кого-то или что-то», — замечает Бенедикт XVI. И продолжает: «Два лица [Петр и Павел] находятся друг напротив друга. Можно даже подумать, что лицо Петра обращено к лицу Павла, который в свою очередь, не видит, но несет в себе свет воскресшего Христа. Как будто Петр в час высшего испытания ищет тот свет, который подарил Павлу истинную веру».
Это последняя живописная работа великого мастера. С лица испытывающего огромные страдания апостола Петра на нас глядят глаза самого Микеланджело Буонарроти.
Уж дни мои теченье донеслоВ худой ладье, сквозь непогоды моряВ ту гавань, где свой груз добра и горяСдает к подсчету каждое весло.
В тираны, в боги вымысел далоИскусство мне, — и я внимал, не споря;А ныне познаю, что он, позоряМои дела, лишь сеет в людях зло.
И жалки мне любовных дум волненья:Две смерти, близясь, леденят мне кровь,Одна уж тут, другую должен ждать я.
Ни кисти, ни резцу не дать забвеньяДуше, молящей за себя Любовь,Нам со креста простершую обьятья.
Закончив работу над фресками капеллы Паолина, Микеланджело больше не возвращается к живописи; он целиком посвящает себя архитектуре (работая, главным образом, над базиликой Св. Петра), графике и, в последние дни жизни, скульптуре. Темой его последних работ стало таинство Страстей Христовых: в конце жизни искусство становится для Микеланджело формой его личного общения с Христом. Величайший художник своего времени, участвовавший в создании грандиозной базилики Святого Петра, которая должна была продемонстрировать миру Церковь во всей ее мощи и величии, Микеланджело, оставшись наедине с этими листами бумаги и с последним мраморным блоком, вступает в решающий неотложный диалог со Спасителем.
Неслучайно эти работы имели личное предназначение: Микеланджело мог не думать о требованиях заказчика, что давало ему абсолютную свободу творчества.
В 1537 году Микеланджело знакомится с Витторией Колонна. Она происходила из старинного и влиятельного римского рода. Она собрала вокруг себя кружок поэтов, писателей и религиозных деятелей, объединённых жаждой духовного совершенствования. Идеи религиозного обновления, волновавшие участников кружка Виттории, наложили глубокий отпечаток на мировоззрение Микеланджело в те годы.
По ее просьбе Микеланджело нарисовал оплакивание Христа: безжизненное тело Иисуса, кажется, вот-вот рухнет к ногам Пресвятой Матери, но два ангела подхватывают его.
Мария сидит у подножия креста, залитое слезами лицо ее выражает невыносимое страдание, распростертые руки воздеты к небу: на место Сына, отдавшегося смерти, встает Матерь, которая простирает руки, доверяя Его человечеству. На деревянном кресте надпись: «Non visi pensa quanto sangue costa» («Не думают, какою куплен кровью», — цитата Божественной комедии (Рай) Данте). Мастерство художественного гения Микеланджело ярко проявилось в этом рисунке. Как скультор, он вылепляет образы на рисунке, и они превращаются в объемные фигуры.
Для Виттории Колонна Микеланджело написал также распятого Иисуса Христа, но не мертвым, как его обычно изображают, а живым. Обратив лицо к небесному отцу своему, Христос взывает: «Эли! Эли!»
Эмоциональная насыщенность образов «Распятия» нарастает с каждым последующим вариантом.
В 286-ом сонете Микеланджело написал, что в последние годы все мысли его «сводились к одной-единственной». «Не знаю я, когда мой час пробьет, / а жизнь прошла, как краткое мгновение» (295).
Перед нами самые яркие примеры и свидетельства христианского гуманизма эпохи Возрождения. Начиная с фресок свода Сикстинской Капеллы до фрески «Страшный суд», Микеланджело рассказывает историю человека. История искусства не знает других примеров, когда художник на протяжении многих лет так напряженно работал бы над образом человека. А теперь Микеланджело отказывается от всего остального: начиная с 1545 года единственным сюжетом, который он осмелился воплотить в скульптуре, была Пьета – «Оплакивание Христа». Эта тема была для него первой, она же стала и последней.
Тема оплакивания Христа («Пьета»), которой Микеланджело начинал свой творческий путь, завершает творчество скульптора. Причем, как и в графике, каждая последующая вариация этой темы приобретает все более трагическое выражение.
«Пьета Палестрини», или «Пьета из Палестрины» изображает истощенного Христа, опирающегося на свою мать; Его с трудом удерживают Мария и Иоанн. В этом произведении Микеланджело приходит к особой, глубинной простоте. Все подробности, все частности и детали искажены от страдания плоти; томление выражена в огромной и тяжелой руке Христа, отданного смерти. Отсутствует всякая естественная пропорция.
С конца 1540-х годов до 1555 г. Микеланджело работал над скульптурной группой «Пьета с Никодимом». Группа объединяет фигуры Богоматери, Марии Магдалины и Никодима, поддерживающих снятое с креста тело Христа. Четыре фигуры составляют одно целое, как бы одну нерасчлененную многоликую группу, некое единое целое. Вся группа покоряет глубокой человечностью, особой одухотворенностью и глубиной чувств. Особенно ощутима неразрывная связь между Христом и Марией, которая нежно прижимается щекой к голове сына. Полон сердечности, скорбный и отрешенный от жизни старый Никодим, лицо которого – это лицо самого Микеланджело, который показывает свое соучастие к их горе. Это — своего рода идеальный автопортрет художника.
«Пьета Ронданини» (1555-1564)
«Ему после этого необходимо было найти еще какой-нибудь кусок мрамора, чтобы ежедневно проводить время, занимаясь ваянием: и вот поставили другую глыбу, в которой было уже начато другое Оплакивание, отличное от предыдущего и значительно меньшее по размерам» (Вазари).
«Пьета Ронданини» (Милан, Кастелло Сфорцеско) — последнее из скульптурных произведений Микеланджело, над которым он работал еще за несколько дней до смерти. Христос и Мария здесь словно слиты воедино. Их фигуры удлиненных пропорций, хрупкие, невесомые напоминают о позднеготических изваяниях. В положении голов, прижатых одна к другой, в выражении лиц чувство безмерной скорби, полной отчужденности от всего земного. Сама незавершенность произведения воспринимается как единственно возможная пластическая форма для выражения этой остроты переживания.
С каким усилием Богоматерь поддерживает вытянутое тело Христа, какими бесплотными, уже нереальными кажутся в своей мучительной выразительности их скорбные, прижатые друг к другу фигуры. Мать прижимается к мертвому телу своего Сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна.
«В одном из поздних своих произведений, «Пьета Ронданини» (Милан, замок Сфорца), Микеланджело как бы возвращается к самым простым мотивам и формам средневекового искусства. Мария кладет руку на плечо своего сына и горестно склоняет над ним голову. В отличие от более ранних работ Микеланджело, в этой нет и следов того глубокого знания человеческого тела, тонкости лепки и совершенства выполнения, которыми поражают ранние работы художника. Все передано только в самых общих чертах, только намечено в камне. Но в одном сопоставлении фигур и голов матери и сына выражена глубочайшая трагедия человеческого существования. Здесь нет и следа патетики, напряжения, намеренности, которые раньше давали о себе знать у Микеланджело. Камень живет и дышит, сквозь его оболочку угадывается живое тело, глубокое чувство любви и нежности женщины к своему мертвому сыну» (М. Алпатов).
В этом образе матери, которая прижимает к себе мертвое тело Сына, поддерживает и поднимает его, как будто снова хочет дать Ему жизнь, находится все горе и вся драма Микеланджело, «Что я могу делать? – пишет он в одном из своих последних стихотворений – Всякое благо без Тебя, Господи, отсутствует».
По свидетельству Джордио Вазари Микеланджело незадолго до смерти «совершенно осознанно составил завещание. В нем было всего три пункта: он передавал свою душу Богу, тело — земле, а имущество – ближайшим родственникам, давая им завет напомнить ему в момент смерти страдания Иисуса Христа».
«Но что я могу, Господи, если Ты не придешь ко мне с неизменной Своей невыразимой щедростью?»
Элена Фьерамонти
Больше интересного:
xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai
"Судный день" Микеланджело и "Реквием" Верди сквозь призму современных технологий / Новости культуры / Tvkultura.ru
«Реквием» Верди прозвучал в Кремле на фоне фресок Микеланджело – благодаря современным технологиям. Итальянский постановщик Паоло Мичике представил в Москве свой грандиозный проект «Судный день». Фрески Сикстинской капеллы реалистично воспроизводит трехмерная инсталляция. На сцене – интернациональная команда оперных звезд. Рассказывают «Новости культуры».
На сцене Кремлевского дворца в этот вечер почти триста человек. Почти столько же персонажей сОздал гениальный Микеланджело, когда расписывал стены и свод Сикстинской капеллы. Как будто сошедшие с этих картин – четыре героя – уже из знаменитого Реквиема Верди. Постановка «Судный суд» – это соединение знаменитых фресок столетия XVI, музыки XIX и технологий века XXI.
Режиссер Паоло Мичике во время спектакля не в удобном зрительском кресле, а за пультом. Лично – не просто следит, управляет процессом. Два огромных экрана, десяток проекторов. Здесь не только техническую сторону нужно знать, но досконально – партитуру Реквиема. Каждая картина появляется с точностью до секунды. Зато солистам Паоло Мичике дал полную свободу.
«Они сами знают, что делать и как делать, – говорит Паоло Мичике. – Я не давал им никаких наставлений. Зачем им лишний стресс?!»
Стресса действительно хватало. Всего две репетиции, зато каких. Накануне премьеры со сцены не уходили с 9 утра и до 8 вечера. Паоло Мичике свою постановку называет шоу. С ним, правда, не согласны солисты. Прима Мариинского театра Татьяна Павловская «Судный день» считает самым настоящим спектаклем, где у каждого исполнителя есть свой образ.
«Это библейские образы, непосредственно люди молящиеся, души человеческие», – отмечает певица Татьяна Павловская.
Знаменитый бас Паата Бурчуладзе «Реквием» Верди исполняет уже четверть века. Сторонник традиционных постановок, на эксперименты с классикой он уже давно не соглашается. Но этот «Судный день» воображение певца покорил сразу.
«Я видел очень много, какие-то звукоэффеккты были, светоэффекты были, какие-то постановочные, – говорит Пата Бурчуладзе. – И меня не впечатлило ничего. Но вот спасибо этому режиссеру, который это все поставил, придумал, это действительно очень интересно».
Не устроило солистов, кажется, только одно: они не в полной мере могут насладиться знаменитыми картинами Микеланджело – почти весь спектакль стоят спиной к экранам. В более выгодной позиции оказался дирижер проекта Дмитрий Юровский.
«Вот картины, это же не просто кто-то в компьютере создал, это произведения искусства сами по себе, которые гораздо старше, чем сам “Реквием”, – отмечает дирижер. – И поэтому они, конечно, действуют уже визуально очень сильно. И сразу какие-то воспоминания о своем собственном посещении Ватикана».
На московской сцене – только одно представление. Жутковатое название публику, конечно, не отпугнуло. Сам режиссер в своем «Судном дне» не видит ничего апокалиптичного. И поставил его отнюдь не из-за грозного предсказания календаря майя. Просто так сошлось – гениальная музыка и гениальные изображения, которые, он считает, будут еще долго восхищать публику.
Читайте также:
В Кремлевском дворце прошла презентация неординарного шоу
tvkultura.ru