Пьета (Микеланджело). Микеланджело картина пьета
Скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти
Это самая известная и самая узнаваемая в мире скульптура на религиозную тему. Микеланджело изваял этот шедевр, когда ему было 24 года. Это единственная скульптура, на которой он нанес свое имя. Своей красотой она на всех производит неизгладимое впечатление.
Микеланджело родился в Капрезе в 1475 году, а вырос и получил образование во Флоренции под покровительством семьи Медичи. Его всемирно известные работы – «Пьета» («Оплакивание Христа»), «Давид» и захватывающие фрески на потолке Сикстинской капеллы.
Как художник, Микеланджело был непревзойденным автором работ возвышенной красоты, которые выражают весь спектр человеческого существования. Он оставил бессмертные произведения в скульптуре, живописи, архитектуре и поэзии. Благодаря своим обширным и многогранным способностям, Микеланджело оставил неизгладимый след в мировой культуре. Ни один другой художник никогда не достигал столь высокого уровня мастерства во всех этих четырех областях художественного творчества.
Хотя фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане, вероятно сегодня, самая известная из работ Микеланджело, но художник считал себя прежде всего скульптором. Микеланджело ваял скульптуры из мрамора всю свою жизнь, в то время как в других видах искусства проявил себя только в определенные периоды.
Скульптура высотой 174 см. изготовлена из каррарского мрамора. Микеланджело долго и придирчиво выбирал в карьере мраморный блок, поскольку считал, что скульптура уже живет в куске мрамора и ее нужное оттуда извлечь.
«La pieta» в переводе с итальянского языка означает сострадание или жалость, но едва ли они выражают чувства матери. У нас скульптура известна как «Оплакивание Христа».
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Тем не менее, мы знаем, что любовь между матерью и сыном была постоянной и неизменной. От начала до конца, Дева Мария всегда была уверена в силах Иисуса Христа, и окружала его нежной заботой. Одной из последних мыслей Иисуса была забота о матери. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери.
{mp4}Pieta-Michelangelo{/mp4}
Мы можем представить себе муки матери от того, что ее сын страдает от этой жестокой и позорной смерти. Он жил и делал добро, а теперь он умирает, как невинная жертва.
Мы можем представить себе, что после снятия с креста все отошли, что бы оставить на минуту мать и сына наедине. Именно эту минуту и изобразил великий Микеланджело в скульптуре «Пьета».
Идут года, Мария снова держит его на коленях, так же как и тогда, когда он был младенцем. Вся материнская нежность, которая накопилась в ее сердце, теперь переполнилась. Если иногда она чувствовала себя немного одиноко из-за того, что сын не нуждается в ее заботе, то в эту минуту потери Мария забывает об этом. Он до сих пор ее ребенок.
На материнских коленях лежит стройная, молодая фигура мертвого Иисуса Христа. Голова откинута назад, тело находятся в расслабленном состоянии смерти. Страдание не оставило никаких следов на лице. Раны на руках и ногах, раны на боку являются единственными признаками его распятия.
Мать, кажется, находит утешение, глядя на сына. Возможно, его смерть открыла смысл его жизни. Если это так, Мария может не огорчаться. Он закончил работу, которую суждено ему сделать, а смерть есть начало бессмертия. Так скорбь уходит. Она снова гордится сыном. Надежда, с которой Мария не расставалась с рождения Христа, исполнилась.
Скульптура «Пьета» имеет пирамидальную структуру, а вершина совпадает с головой Марии. Статуя расширяется постепенно вниз за одеждой Марии. Большая часть тела Марии скрыта ее монументальной драпировкой, и внешне представляется вполне естественным. Пропорции достаточно хорошо выполнены и тело взрослого Христа естественно, как в колыбели, лежит на коленях Марии.
Говорят, что Микеланджело был подвергнут критике за то, что изобразил Деву Марию слишком молодой, так как она, на самом деле, должна быть около 45-50 лет, когда умер Иисус. Микеланджело ответил, что он сделал это намеренно, поскольку время не может испортить девственную свежесть этой самой благословенной женщины. Он также сказал, что думал о лице своей матери. Ему было всего пять лет, когда она умерла: лицо матери является символом вечной молодости.
{mp4}Pieta-Ave_Maria{/mp4}
Микеланджело безмерно гордился своим шедевром, когда в 1499 году скульптура была выставлена на всеобщее обозрение. К его ужасу, он услышал, как группа людей приписывает работу другому скульптору. Он вспылил и, прокравшись в церковь, когда его никто не видел, высек на поясе, который пересекает грудь Марии следующие слова: «MICHAELAGELUS BONAROTUS FLORENTIN FACIEBA» ("Микеланджело Буонарроти флорентинец сделал это"). Позже он пожалел о своей вспышке гордости и поклялся никогда не подписать другие работы.
В последующие 500 лет скульптура неоднократно передвигалась с места на место. Не обошлось без повреждений.
В 1736 году восстановлены 4 пальца на левой руке Марии, которые были отколоты во время перемещения.
В 60-х годах двадцатого века было проведено рентгеновское исследование скульптуры и оказалось, что левая рука Девы Марии была отколота и искусно прикреплена обратно, где-то в 17-18 веке. Никаких упоминаний об этом и автора этой работы найти не удалось.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. В церковный праздник 21 мая психически ненормальный геолог Ласло Тот перепрыгнул через перила и нанес 15 ударов молотком по скульптуре. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде. Был сколот нос. Ласло Тот утверждал, что он есть Иисус Христос, и что Мария не может смотреть на все, как и его мать. Более 50 осколков удалось собрать, несколько осколков вернули зрители, которые оказались в это время на месте преступления. Несколько осколков найти не удалось. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест.
{mp4}The_attack_Pieta{/mp4}
После нападения скульптура «Пьета» Микеланджело Буонарроти была кропотливо восстановлена и возвращена на свое место в соборе Святого Петра в Ватикане, и в настоящее время она защищена пуленепробиваемым акриловым стеклом.
Копию скульптуры из мрамора «Пьета» Микеланджело Буонарроти можно заказать в нашей компании – Stone2art Group. Эта реплика скульптуры из мрамора «Оплакивание Христа» десятилетия будет привносить в Вашу жизнь, Ваших детей и внуков жизнеутверждающие каноны, и нести божественное вдохновение в дела всей Вашей семьи.
Купить копию скульптуры из мрамора можно в нашей компании – «Stone2art Group». В разделе "Наши товары" можно ознакомиться с другими скульптурами и статуями.Дополнительная информация:Статья:"Скульптура Италии XVI века"
Все по-настоящему ценное - ценно во все времена! (с) Stone2art Group
Пьета (Микеланджело) — Википедия РУ
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Ряд исследователей придерживается предположения, высказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 г. группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора - отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3]. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
http-wikipediya.ru
Пьета (Микеланджело) - это... Что такое Пьета (Микеланджело)?
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
История
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы.
В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Эстетика
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3]. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Примечания
Литература
- Hibbard, Howard. Michelangelo (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
- Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
- Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
dal.academic.ru
Микеланджело. "Пьета" | World of Art
В 1496 г. молодой скульптор Микеланджело Буонаротти в поисках работы и влиятельных покровителей приезжает в Рим. Ему 21 год. За его спиной год учебы в мастерской известного флорентийского живописца Доменика Гирландайо, где он прошел хорошую школу рисунка и в совершенстве изучил анатомию и перспективу. Затем обучение в художественной школе, основанной Лоренцо Великолепным в «Садах» Медичи при монастыре Сан Марко. Скульптура оказалась именно тем видом искусства, которое наиболее отвечало художественному дарованию юноши. Впоследствии он, шутя, скажет своему биографу Джорджо Вазари: «…из молока своей кормилицы извлек я резец и молот, которыми создаю свои статуи», имея в виду, что эта кормилица была женой каменщика. Отец не разделял страстного увлечения сына скульптурой, он не видел никакой «разницы между скульптором и
каменотесом» и считал это занятие «недостойным древнего рода Буонаротти». Погасить гнев отца удалось благодаря заступничеству Лоренцо Медичи.Уже в 15-летнем возрасте Микеланджело настолько выделялся своими способностями, что Лоренцо Великолепный взял его под свое особое покровительство. Он поселил юношу в своем доме и «обращался с ним как с сыном». Но в 1492 г. в судьбе Микеланджело происходят резкие перемены. Умирает Лоренцо Медичи, и художник лишается сильного покровителя. Кроме того, обостряется политическая обстановка во Флоренции. Под влиянием проповедей Савонаролы пробуждается религиозное воодушевление флорентийцев, и ослабевает их интерес к искусству. В этих условиях Микеланджело решает временно покинуть свой родной город. Побывав в Венеции и Болонье, он направляется в Рим. В «Вечном городе» скульптор провел около пяти лет. Довольно скоро у него появился влиятельный покровитель — Якопо Галли, богатый банкир и собиратель античных древностей. Он же помог художнику заключить договор с французским кардиналом Жаном Билэром де Лагрола на скульптурную группу «Оплакивание Христа», так называемую «Пьету». В договоре Галли ручался, что Микеланджело закончит «упомянутое» произведение в течение года и что это будет лучшее мраморное изваяние, существующее сегодня в Риме, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше.«Пьета» не была закончена в срок, предусмотренный договором. Скульптор трудился над ней около двух лет, а может, и более. В остальном же Микеланджело полностью оправдал доверие своего поручителя.Создавая свое «Оплакивание», Микеланджело ограничился изображением только двух фигур: сидящей богоматери и лежащего у нее на коленях тела мертвого Христа, хотя обычно в подобных композициях изображалось несколько человек. Мария выглядит очень юной. Она кажется, скорее, сестрой Иисуса, чем его матерью. На необычный облик мадонны обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, он говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. И жест ее левой руки тоже передает состояние души богоматери — «в нем и сила ее скорбного чувства, и сознание трагической неизбежности случившегося и безмолвный вопрос». «Пьета» принадлежит к наиболее законченным работам Микеланджело, в ней все гармонично и уравновешенно. Чтобы добиться такого впечатления, скульптору пришлось преодолеть немало трудностей. Особенно сложно было соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одну композицию и при этом не нарушить естественных пропорций и равновесия.Римская «Пьета» сделала Микеланджело известным во всей Италии. «Все понимали, что этот мастер не только превосходил всех своих современников и предшественников, но мог соперничать с древними мастерами». Вазари сообщает, что прекрасное произведение вызвало всеобщий восторг, когда было установлено в капелле девы Марии в соборе св. Петра. Микеланджело часто приходил туда, и однажды он стал невольным свидетелем разговора каких-то ломбардцев, которые утверждали, что скульптуру сделал миланский мастер Гоббо. В ту же ночь при свете фонаря он вырезал на перевязи, идущей через левое плечо свое имя — «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Это — единственное произведение, подписанное самим Микеланджело. Сбылось давнее пророчество, которое услышала Мария от глубокого старика, встретившегося ей в Иерусалимском храме, куда она принесла своего первенца. Взяв Иисуса на руки, старик предсказал ему великое будущее и добавил, обращаясь к матери: «А тебе же самой душу пройдет меч». Эти слова удивили ее тогда. Теперь Мария понимала их смысл. Ее необыкновенный сын, воплощение доброты и милосердия, казнен как преступник. Она видела его позорную казнь, его предсмертные муки на кресте. Теперь бездыханное тело сына лежит на ее коленях, и душу матери пронзает великая скорбь.worldartdalia.blogspot.com
Пьета (Микеланджело) - это... Что такое Пьета (Микеланджело)?
«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
История
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы.
В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Эстетика
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3]. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Примечания
Литература
- Hibbard, Howard. Michelangelo (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
- Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
- Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
dik.academic.ru
Последнее произведение Микеланджело: Пьета Ронданини
Недавно перечитывала Уолтера Патера. В его эссе о поэзии Микеланджело нашла строки, которые воскресили в памяти образ «Пьеты Ронданини»: «Вся его надежда основана на сознании неведения — неведения человека, неведения природы духа, его происхождения и его способностей Он поэт всей этой области чувств, — поэт, и поныне живо приковывающий наши задушевные мысли — немые вопросы о посмертном переходе в бесформенное состояние, предшествовавшее жизни; о перемене, о возмущении против этой перемены; далее о смягчающем, светлом порыве жалости; наконец, вдали неопределенный, смутный, но не более смутный, чем самые определенные мысли человечества за три столетия о предмете, столь близком его сердцу, о новом теле — неверный свет, неуловимый, внешний эффект на слишком неподвижных или слишком бесформенных лицах; греза расплывающаяся в мерцании утра, неверная, бесцельная, беспомощная; слабость слуха, памяти, осязания, дыхания, огонек на пороге двери, перышко в вихре». (У.Патер. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006. С. 127-128.):Последнее произведение Микеланджело находится сейчас в замке Сфорцеско в Милане. В наш первый приезд в Милан «Пьета Ронданини» была на реставрации. Когда мы оказались в Милане снова, то до последнего мига не верилось, что мы ее увидим. Она сияла белизной, оторваться от созерцания этой тающей скульптурной группы было очень трудно. Только на снимке я разглядела, что ее постамент – это кусок античного надгробия, рядом с «Пьетой Ронданини» ты устремляешь взгляд только ввысь:
Как и в других работах Микеланджело образ возникает в единстве проработанного и незавершенного:
Но характер незавершенности «Пьеты Ронданини» совершенно иной, нежели в скульптурах гробницы Медичи. Незаконченность последней работы – это невозможность сказать телесным языком скульптуры то, что думал мастер. Создание произведения здесь превращается в процесс его разрушения.
О «Пьете Ронданини» прекрасно написал В.Н.Лазарев: «Над этой вещью, начатой около 1552 года, мастер еще работал за шесть дней до смерти. Группа осталась незаконченной, но и в том фрагментарном состоянии, в котором она до нас дошла, „Пьета Ронданини" оставляет незабываемое впечатление.Поначалу Микеланджело принялся обрабатывать глыбу для композиции иного типа, зафиксированной на одном рисунке в Оксфорде. Это должно было быть „Положение во гроб"; мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна <…> Но затем, почти десять лет спустя, он вновь вернулся к работе над группой, подвергнув ее весьма существенным изменениям. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.Все эти изменения оставили свой след на поверхности камня: голова Христа изваяна из правого плеча Марии, рука Христа — из правой части фигуры богоматери и ее бедра; первоначальное левое плечо Христа и левый край его торса были использованы в дальнейшем как материал для его левой руки и для левой руки Марии; наконец, голове Марии придано более прямое положение, почти параллельное наклону головы Христа. Все эти изменения привели к тому, что „Положение во гроб" уступило место «Оплакиванию Христа» <…>:
«Пьета Ронданини» — одно из самых трагичных по своему замыслу произведений Микеланджело. В нем великий мастер как бы прощается с жизнью. Безмерна степень того отчаяния, которое воплощено в этих двух одиноких фигурах, затерянных в огромном мире. Мать прижимается к мертвому телу сына, не будучи в силах с ним расстаться. Она не плачет, не кричит от страха и ужаса, не ломает руки. Ее скорбь безмолвна. В этом тончайшем по своей одухотворенности образе Микеланджело передал то, что он сам чувствовал и ощущал, — трагедию одиночества. Неустойчивые фигуры, охваченные единым, развернутым по параболе движением, приобрели необычайно вытянутые пропорции, от столь излюбленного мастером энергичного контрапоста не осталось и следа, тело стало инертным и преувеличенно хрупким. Пластическая масса, которой всегда так дорожил Микеланджело, как бы растаяла, улетучилась, испарилась, духовному началу здесь, строго говоря, уже не с чем бороться. В этой скульптурной группе художник впервые преодолевает мучительный конфликт противоборствующих сил, но ценою предельного облегчения материи, приобретающей удивительную одухотворенность <…>:
Весь пройденный им жизненный путь отныне представляется Микеланджело сплошным заблуждением. В замечательном по своим поэтическим красотам сонете он пишет:
«В утлом челне, через разбушевавшееся море, жизнь моя в своем беге достигла общей для всех гавани, где предстоит отдать отчет о злых и добрых делах. Ныне я хорошо знаю, как обременяло меня заблуждением любящее воображение, сделавшее искусство моим идолом и царем и толкавшее меня желать то, чего каждый желает. Любовные мысли, некогда суетные и радостные, что от вас осталось, когда я приближаюсь к двойной смерти? В одной я уверен, другая мне угрожает. Ни кисть, ни резец не даруют покой душе, обращенной к той божественной любви, которая простерла на кресте руки, чтобы взять нас к себе».(В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972. С.486-487)
Одна из самых удивительных особенностей этой скульптурной группы – неясность пластического мотива. Что делает Мария? Поддерживает тело Христа или опирается на него? Эта неясность полна глубокого смысла: смерть Христа – это путь к его Воскресению и нашей надежде на бессмертие.
cicerone2007.livejournal.com
Пьета (Микеланджело) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Скульптуры 1499 года«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.
История
Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.
В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.
Эстетика
Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.
Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3]. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.
Напишите отзыв о статье "Пьета (Микеланджело)"
Примечания
- ↑ Микеланджело Буонарроти — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ 1 2 [slovari.yandex.ru/dict/euroart/article/ei/ei2-0275.htm Микеланджело Буонарроти] // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. — М., 2006.
- ↑ Галлико С. Ватикан. — Рим: ATS Italia Editrice, 2006. — С. 21. — 160 с. — ISBN 88-7571-066-X.
- ↑ [books.google.com/books?hl=ru&as_brr=0&q=%22The+work+is+carried+to+a+higher+degree+of+finish%22 Michelangelo] // The New Encyclopaedia Britannica. — ISBN 085229400X.
Литература
- Hibbard, Howard. Michelangelo (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
- Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture (англ.). — L.: Phaidon, 1996.
- Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.
Отрывок, характеризующий Пьета (Микеланджело)
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей. – Правда, что Наташа еще молода, но так долго. – Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей. – Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты. – Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней. – Что? Мама?… Что? – Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула. Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. – Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться? Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал. – Любите ли вы меня? – Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала. – Об чем? Что с вами? – Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его. Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее. – Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена , равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?» – Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал. – Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя. Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала. – Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой. – Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.wiki-org.ru