«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография. Микеланджело моисей картина


Микеланджело, Моисей и рога — 39Rim.ru

Последние изменения: Февраль 5, 2018

В первом десятилетии XVI века Микеланджело Буонарроти приступил к работе над проектом величественного мавзолея, заказанного Папой Римским Юлием II. В отличие от распространенных для того времени пристенных надгробных памятников, монументальное сооружение, задуманное великим творцом, являлось свободностоящим. Это должна была быть крупная скульптурная композиция, состоящая из сорока статуй, каждая из которых по высоте превосходила бы человеческий рост. Однако в связи с отсутствием необходимого финансирования, работа над реализацией этого колоссального проекта, который так и не был реализован в полной мере, затянулась на долгие годы.

 

Только спустя три десятка лет в 1545 году, уже после смерти Папы Юлия II, двухуровневое надгробие, украшенное всего шестью скульптурами, было установлено в базилике Сан Пьетро ин Винколи.

моисей микеланджело буонаротти рим достопримечательности скульптуры Композиционным центром всего надгробия является монументальная фигура, изображающая Моисея, восседающего в несколько напряженной позе. Его мощное мускулистое тело, суровый взгляд, полный решительности и волеизъявления, демонстрируют героизм и нечеловеческую силу библейского персонажа, призыв и готовность к действию. Вождь иудеев в глазах великого мастера эпохи Возрождения стал прообразом для Папы Юлия II. Микеланджело верил, что понтифик освободит Италию от захватчиков, как когда-то Моисей освободил свой народ от египетской неволи.

моисей микеланджело буонаротти рим достопримечательности скульптуры

Над скульптурой Моисея Микеланджело работал несколько лет, тщательно продумывая каждую ее деталь: поза героя, поворот головы, движение рук и даже взгляд, задающий настроение всему образу. Рассматривая это гениальное произведение, не сложно заметить, что вождь и освободитель еврейского народа, основатель иудейской религии, Моисей, ключевая фигура Ветхого Завета, почитаемая приверженцами трех религий, изображен рогатым… Почему? Ведь рога, как известно, считаются непременным атрибутом нечисти и символом супружеской измены. Как ни странно, но рогатый Моисей Микеланджело далеко не единственный в своем роде.

моисей микеланджело буонаротти рим достопримечательности скульптуры

В разных странах можно встретить множество собратьев известного пророка, наделенных таким же атрибутом. Трудно не согласиться, что это не может быть простым совпадением. Любой мастер, будь то художник или скульптур, работая над образом своего героя, основывается на какие либо источники, описывающие его поведение, характер и внешность, а полученные знания интерпретирует по-своему. Поскольку Моисей является библейским персонажем, то для Микеланджело, как и для многих других европейских мастеров, источником получения такой информации была Библия, а точней ее латинский перевод, автором которого стал блаженный Иероним.

 

В стихах о великом пророке написано:

«Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

Эти строки, как утверждают исследователи, были переведены не верно. Дело в том, что слова «рог», «луч» и «сиять» на иврите звучат одинаково, и соответственно, правильный перевод должен бы выглядеть так:

«… Моисей не знал, что лицо его сияло оттого, что Бог говорил с ним».

Простая лингвистическая ошибка наградила прославленного вождя и освободителя малоприятным атрибутом.

моисей микеланджело буонаротти рим достопримечательности скульптуры

Однако, это лишь одна из версий, ведь Иероним мог и не ошибиться, а перевести все именно так, как и следовало перевести. Несогласные с вышеописанной версией утверждают, что «рогатости» Моисея есть вполне допустимые объяснения.

Микеланджело, Моисей и рога

 

Если рассматривать древние изображения Богов, то можно заметить, что некоторые из них являются обладателями самых настоящих рогов. Это напрашивается на вывод, что сами по себе рога в религии древнего мира, имели особое значение, символизировали всеобъемлющую власть, силу, мудрость и могли присутствовать исключительно в образе божеств. Как, например, в христианстве нимб обозначает святость. Практически на всех древнеегипетских изображениях можно увидеть рогатых персонажей, поэтому ничего удивительного или сверхъестественного здесь нет.

 

В заключении хочется добавить, что существует еще много разных версий относительно того, почему у Моисея есть рожки, среди которых наиболее реальной кажется просто аномальное строение черепа.

Микеланджело, Моисей и рога

Средняя оценка 5 Проголосовало 6

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

39rim.ru

Откуда у Моисея рога? - История красоты

Всем доброго дня!Хотела бы Арассказать об интересном факте, который, возможно и не напрямую касается\ тем, заявленных в сообществе, но к истории живописи и скульптуры уж точно имеет непосредственное отношение.Вдруг кто думает, что неспроста Моисея всегда изображают с двумя лучами из головы или с двумя "рогами" - как у Моисея Микеланджело - не инопланетянин ли водил народ 40 лет по песку?. Микеланджело действительно изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии.

 Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате?

Вот что: 

Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"По-русски “рогато было лицо его”Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:כי קרן אור פניוНу и для тех, кто, как я не читает на ивритеky qrn ‘wr pnwНас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:1) qeren – рог;2) qeren – луч;3) qaran – сиял, излучал, лучился

Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Но,  вот беда,из того же корня образуется слово «кэрэн», обозначающее «рог». Вот из этой лингвистической ошибки и "вытекли" рога Моисея.

А в В Египте, откуда вышел Моисей сохранялось древнее представление о рогах: “Я, (бог) Тот, писец отменный, с чистыми руками, обладатель двух рогов, прогоняющий зло, писец истины, ненавидящий грех, хранитель кисти Владыки Мира, владыка законов, творящий слово и письмо…”

Рога на древних фресках и монетах, как правило, означают астрономический (астрологический) аспект, поэтому ничего удивительного в их наличии нет - на древнеегипетских изображениях почти все персонажи встречаются с рогами.

Однако надо учитывать, что анимализм (антропоанимализм) был характерной чертой древнего искусства - своеобразный язык письма понятный людям той эпохи, - поэтому все анималистические детали требуют расшифровки, поскольку то или иное животное означало тот или иной контекст. Как впрочем и сейчас: свинья - это одна тема, а лев - другая.

Поэтому ничего удивительного, что клоны Осириса имели рога. Надо, правда, уточнить - ранние клоны, к которым относятся Александр Македонский и Моисей. Более поздние клоны - Юлий Цезарь, Артаксеркс (I,II), Иисус - без рогов. Хотя допускаю, что в каких-то эпизодах рога всё-таки появляются.

oven_r.jpg

Это - Осирис. Такое изображение довольно редкое, обычно антропоморфному Осирису просто пририсовывают бараньи рога. Бараньи рога Осириса означают "возрождение в созведии Овна". Речь, очевидно, идёт о весенннем равноденствии, приходившимся на период гелиактического восхода созвездия Овна.

Бараньи рога мы видим и у Александра Македонского:

что характеризует его относительную древность. Тем более бараньи рога наблюдались у Бахуса и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.п. Да и в древности в иудейских храмах вроде по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.

Император Фуси тоже изображается в китайском искусстве с рогами

Изображение

Кстати, некоторые исследователи, вообще предполагают, что Моисей и Фуси - один и тот же человек.

Но вернемся ещё раз к Египту. Богиня Хатхор, как и Изида, тоже изображается с рогами. Есть вот такая примечательная стела, с изображением фараона, его жены (справа) (некоторые считают это изображение какой-то богини) и Хатхор (слева). Стела датируется примерно (2494—2471 до н. э.), т.е. до гиксосско-семитского завоевания Египта. Также мы видим изображение ещё-какого-то неидентифицированного чуда-юда в верхнем правом углу.

ИзображениеИзображение

Из рогатых образов хараппской цивилизации сразу приходит на ум известный «рогатый Шива».ИзображениеИзображение

Обратимся к семитским богиням плодородия, носящим разные названия карфагенской Танит, она же ассирийская Астарта (Иштар), шумерская Инанна.

Танит – богиня неба, богиня войны, богиня-мать, менее выражен символ плодородия. Упоминается в клятве Ганнибала. Русская википедия также дает такое пояснение: «По-видимому, была лунным божеством, из-за чего носила эпитет «pue Baal» — лицо (проявление) Ваала, божества солнца». По английской википедии, (оспариваемые данные) ей приносились кровавые жертвы, по некоторым данным даже детей. Об Астарте Википедия дает пространную статью:

«На территории Финикии она почиталась как главное женское божество. Как «Божественная мать», дающая жизнь, мать — природа, имеющая десять тысяч имён, у разных народов была связана с плодородием, отсюда почитание Астарты, как дающей жизнь. У финикийцев была связана с луной и Венерой. Под именем Астарты они представляли женщину с рогами, символизирующую полумесяц во время осеннего равноденствия, после поражения её мужа (Солнца), побеждённого принцем тьмы, и опустившегося в Гадес через семь врат, к которым она спустилась на распростёртых крыльях.

Любопытное изображение рогатой Иштар. 2100 г. д.н. Аккад.

Изображение

Фигурка рогатой Астарты:

Изображение

Это изображение шумерской Инанны:

ИзображениеИзображение

А вот Ииусу не довелось походить с рогами - Солнце ушло в созвездие Рыб, которые и стали его символическим фетишем Интересно, что  верными традиции изображать Моисея рогатым остались и художники, знавшие о неправильности в великой скульптуре). Даже впоследствии узнав, что на самом деле лицо должно "сиять", они продолжали пририсовывать Моисею рожки, но теперь уже в виде двух лучей, бьющих из его головы.

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera

Moses, 1638, by Jusepe de Ribera.jpg

Джентиле да Фабриано , фрагмент картины "Поклонение волхвов" 1423 год):

моисей Джентиле да Фабриано

Витраж "Моисей перед фараоном" Кафедральный собор Кёльна:

  Берн, Швейцария, Мюнстерплатц:

Берн Моисей  Кафедральной собор в Зальцбурге

 рогатый моисейА вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция

рогатый моисей Моисей из Рослинской часовни., Шотландия

рогатый моисей 

рогатый моисейРембрант Ван Рейн (1659):

рембрант моисей Гравюра Гюстава Доре, 1865: 

  Моисей, рассекающий скалу :: Валерио Кастелло

Моисей, добывающий воду из скалы :: Ассерето Джиочино

  И мы, и мы!!!:

Даже у православных приверженность европейской традиции оказалась сильнее здравого смысла. На Руси, как известно, Кирилл и Мефодий не ошибались в переводе текста, поэтому на большинстве православных икон рогатого Моисея Вы не встретите.Но яркие примеры следования Микеланджело и прочим налицо:

Роспись из Исаакиевского собора в Петербурге:  Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850) 

Мосей

Моисей Марка Шагала:

shagal-moisey1И ещё один:

моисей шагал

 "Моисей и горящий терновый куст" Андрея Северетникова

  Моисей, поселившийся в Храме Христа Спасителя:

Моисей И ещё несколько Моисеев для коллекции) 

Изображение

Изображение Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):

моисей дали  И ещё один того же автора:   

Некоторые вообще не связывают золотые рога Моисея с получением скрижалей - родился, мол таким!

Гюстав Доре:

 

bellezza-storia.livejournal.com

Моисей (Микеланджело) - это... Что такое Моисей (Микеланджело)?

«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 годы работал Микеланджело. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.

«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.

MosesinStPeterinVincoliRome.jpg

Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.

Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן אור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений (аналогично, например, русскому слову «ключ», так же имеющему множество значений). И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». В данном конкретном случае, зная, что слово «ор» (אור) на иврите обозначает «свет», то словосочетание «карней ор» (קרני אור) можно перевести однозначно как «лучи света». Следовательно, фразу כי קרן אור פניו можно перевести как «потому что излучало свет лицо его». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».

Считается[1], что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместе с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд.

Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике»[2]. Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства.

Немому диалогу со своим тёзкой у фигуры Моисея посвящён фильм «Взгляд Микеланджело» Микеланджело Антониони (2004). В эссе «„Моисей“ Микеланджело» (1914) психоаналитическую трактовку образа предложил Зигмунд Фрейд.

Примечания

Литература

  • Sigmund Freud, Il Mosè di Michelangelo, Bollati Boringhieri, 1975
  • Corrado Augias, I Segreti di Roma, Mondadori, 2005

Координаты: 41°53′37.58″ с. ш. 12°29′35.9″ в. д. / 41.893772° с. ш. 12.493306° в. д. (G) (O)41.893772, 12.493306

dic.academic.ru

Описание скульптуры Микеланджело Буонарроти «Моисей»

03.10.2015

Описание скульптуры Микеланджело Буонарроти «Моисей»

В течение двух лет Микеланджело работал над созданием скульптуры библейского пророка Моисея, и в 1515 году она была закончена. Для своей скульптуры Микеланджело выбрал каррарский мрамор, из которого в эпоху Возрождения творило большинство видных скульпторов. Изначально, «Моисей» не задумывался как самостоятельная скульптура. Она должна была стать частью гробницы для одного из покровителей итальянского скульптора, папы Юлия II. Однако во время работы над проектом надгробия в него были внесены некоторые изменения и «Моисей» стал центром композиции.

Первая особенность, которая сразу бросается в глаза – высота скульптуры. Она составляет почти два с половиной метра, однако при этом не выглядит громоздкой и неподвижной. Поза выбрана такая, что создается эффект движения, будто вот-вот пророк встанет. Если одежды этого библейского довольно традиционны, то в изображении лица и тела довольно много новаторских взглядов Микеланджело. Развитая мускулатура фигуры пророка заставляет ощутить внутреннее содрогание перед этим персонажем. А динамичность его позы выдает талантливую руку Микеланджело. Детали образа пророка созданы в соответствии с библейским сюжетом, поэтому под правой рукой можно заметить скрижали с Заветами. В лице читается негодование и неприязнь к предателям-израильтянам. Чтобы подчеркнуть эти эмоциональные переживания, Микеланджело сделал такую драпировку, которая бы создавала резкие контрасты света и тени. За реставрацию этой скульптуры в 2001 году взялись одни из самых опытных мастеров Италии. Как и во времена скульптора, «Моисей» размещен в базилике Св. Петра в столице Италии. Благодаря этой скульптуре Возрождения, эта церковь притягивает множество заинтересованных в искусстве данного периода туристов.

8-poster.ru

Моисей и рога - Легкость и тяжесть

03:55 pm - Моисей и рога

В 1505 г. Папа Римский Юлий II заказал у Микеланджело Буонарроти своё надгробие. Проект предусматривал создание, в отличие от традиционных для Италии этого времени пристенных надгробий, величественного, свободно стоящего мавзолея, украшенного 40 статуями больше человеческого роста. Однако после ссоры с Папой Римским из-за финансирования проекта работа над надгробием была прервана. Потом она неоднократно возобновлялась и прерывалась. Уже спустя 30 лет после смерти Папы, согласно шестому по счету договору в 1545 в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи было установлено двухъярусное пристенное надгробие, включившее 6 статуй, выполненных Микеланджело в «свободное время». Среди них была статуя Моисея, на которой мастер работал с 1513 по 1516 годы…

моисей

Символический смысл статуи был таков: библейский Моисей - освободитель своего народа из египетской неволи, художник надеялся, что Юлий освободит Италию от завоевателей. Всепоглощающая страсть, нечеловеческая сила напрягают мощное тело героя, на его лице отражаются воля и решительность, страстная жажда действий, Считается, что вождь иудеев изображен в тот момент, когда он, спустившись с горы Синай с заповедями, обнаружил вдруг, что его народ, не дождавшись лидера, придумал себе идола – золотого тельца, и поклоняется ему. Отсюда и грозный взгляд, и отведенная назад левая нога – готовность встать. Мощно опирается одна его рука на каменную скрижаль на коленях, другая покоится здесь же с небрежностью, достойной человека, которому достаточно движения бровей, чтобы заставить всех повиноваться говорили "пред таким кумиром народ еврейский имел право пасть ниц с молитвой"… в самом деле видел Бога.

Согласно легенде, когда мастер завершил работу над статуей, он был так потрясён своим творением, что ударил статую молотком и вскричал: “Но почему ты не говоришь?”

Я не был в Риме (надеюсь, когда-нибудь побывать), но видел гипсовый слепок с этой величественной статуи в московском Пушкинском музее.. Это действительно потрясающее произведение искусства. Единственный вопрос, который задают почти все, кто видит эту статую: «А почему у него рога???»

моисейМоисей – великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, брат Аарона. Книга Исхода повествует о том, как Моисей вывел народ Израиля из египетского пленения, и о том, как он получил от Бога десять заповедей. Среди ветхозаветных фигур Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Моисея чтут последователи трех религий - иудеи, христиане и мусульмане... А тут Буонарроти изображает его рогатым... как же так?

На самом деле "Рогатый" Моисей Микеланджело Буонарроти - в своем роде не уникален. По всей Европе "бродят" его не менее рогатые собраться. Например вот:

Кафедральной собор в Зальцбурге:рогатый моисей

А вот Рогатый Моисей из собора в Анжере, Франция (источник)рогатый моисей

"Место прописки" этого Моисея мне найти не удалось..., картинку нашел через google. Но какие тут у него рога....рогатый моисей

Моисей из Рослинской часовни, Шотландия. Не могу не отметить, что там же сидят вот такие вот рогатые и ушастые чертятарогатый моисей

Так как же так вышло, что Моисей стал рогат?

Микеланджело жил в католической Италии, и Библия, в которой он мог прочитать про Моисея – это так называемая Вульгата - латинский перевод Библии за авторством блаженного Иеронима. Вульгата представляет собой “уточненное и исправленное издание более старого перевода – Септуагинты - собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в III—II веках до н. э. в Александрии.

Что же написано про Моисея в Вульгате? Вот что:Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало рогато оттого, что Бог говорил с ним».

"Сornuta esset facies sua"По-русски “рогато было лицо его”Любопытства ради посмотрим в текст на иврите:כי קרן אור פניוНу и для тех, кто, как я не читает на ивритеky qrn ‘wr pnwНас интересует слово qrn. Дело в том, что в семитской традиции гласные не пишутся

слово qrn можно прочитать несколькими способами, в частности:1) qeren – рог;2) qeren – луч;3) qaran – сиял, излучал, лучился

Таким образом перевод должен быть таким: Исх. 34: 29. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним».

Как святой Иероним мог так ошибиться? - не знаю... наверное лукавый попутал, дабы посмеяться и над одним и над другим... Так или иначе это уже дело Моисея и Иеронима, а они уж Там разберуться..

Кстати слово qeren в Ветхом Завете встречается лишь в трёх местах: Исх. 34:29, 30, 35. Т.е. только в этой истории про Моисея....

Надо отметить, что впервые Вульгата была издана при Сиксте V, под заглавием: «Biblia sacra vulgatae editionis» (Рим, 1590). Я не нашел подтверждения, но рискую предположить, что именно при печати книги обнаружили ошибку и исправили, потому что позднее Моисей изображался уже не с рогами, а просто с двумя лучами света, идущими из головы:Гравюра Гюстава Доре, 1865:

моисей дюрер

Джентиле да Фабриано (фрагмент картины "Поклонение волхвов", 1423 год):моисей Джентиле да Фабриано

Берн, Швейцария, Мюнстерплатц (а лучи-то все равно похожи на рога):Берн Моисей

моисей

А великому Рембранту Ван Рейну все рога были по боку (1659):рембрант моисей

А что православные? А православный народ о рогах Моисея и слухом не слыхивал! Потому что первоучители и просветители славянские Кирилл и Мефодий были греками и первый перевод Библии в Россию принесли они! И основывали они его на упомянутой выше Септуагинте. В Исх. 34 во всех трёх местах где встречаются клятые grn мы видим разные формы от греческого глагола "доксазо" - возвеличивать, излучать славу, сиять, быть почитаемым.

Поэтому как и последующие переводы Библии, так и Елизаветинская Библия (1751), которую, надо сказать, до сих пор использует Русская Православная Церковь правильно переводят: 29 "яко прославися зракъ плти лица его"; 30 "бяше прославленъ зракъ плти лица его".

икона моисей

Другое дело, что европейская художественная традиция оказала влияние и на Россию. И если на представленной выше старинной канонической иконе ни рогов, ни лучей из головы Моисея не выходит, то вот например, росписи из Исаакиевского собора в Петербурге:

Ф.С.Завьялов, "Предсмертное завещание Моисея" (1848-1850):Мосей

Хотя вот там же: И.К.Дорнер, "Пророки Самуил, Моисей, Елисей" (1848-1852):Моисей

А вот этот вот Моисей "живет" в храме Христа-Спасителя:Моисей

Но так или иначе ни "лучистый" ни "рогатый" Моисей православному сердцу не люб. И не прижился он у нас ни в какую!

Ну, куда и же без альтернатив. Вообще каким бы исчерпывающим не было объяснение "рогатости" великого пророка, все равно находятся люди, которые не могут ей удовлетвориться. Версию о жене Моисея отбросим, а вот остальные:

Моисея прельстил не Бог, а дьяволМол это нечистый говорил с пророком и это он "наградил" его особым своим знаком. О логичности этой версии говорить не будем... Десять заповедей, после получения которых у Моисея как раз "рога и выросли" поминать не будем. Зададимся другим вопросом: откуда рога у дьявола, если он - падший ангел...

А вот ответ на этот вопрос найти куда сложнее, чем выяснить о "рогатости" Моисея. В Апокалипсисе Сатана описывается, как "большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим" - но это явно не то. Образ рогато-хвостатой бестии с копытами вышел из образа греческих сатиров, которые, как и другие элементы языческой культуры, были объявлены церковью демоническим.

Скучная версия

Какая-то надуманная версия, воспроизвожу без комментариев:У древних народов рога были признаком божественной власти и творческих способностей, а также символом плодородия в природе. Отсюда бараньи рога Моисея, Бахуса, и Амона на древних изображениях, коровьи рога у Изиды и Дианы и т.д., т. п.В древности в иудейских храмах по четырем сторонам алтаря стояли священные рога, которые символизировали всеобъемлющую власть Бога Иеговы.В средние века христианство обратилось против поклонения рогам, которые стали в средневековом искусстве символом сатаны и его приверженцев.

Моисей Марка Шагала:моисей шагал

Инопланетная версияС Моисеем общались представители иных цивилизаций... Они вручили пророку прибор с двумя антеннами, с помощью которого он общался с ними всегда. Дальнейшие вариации варьируются от степени безумия автора... Комментировать их не буду. Видимо общались с Моисеем обитатели планеты Нирибу (О ней и о конце света 2012)

Он просто рогатый...Вообще-то, рога у людей действительно бывают. По сути это аномалия, но в интернете можно встретить и такую версию:Дело в том, что такая мощная мозговая структура как гиппокамп (по сути, “рога” внутри мозга) проецирует излучение двух своих миндалин на лобную часть головы, где, при интенсивной мыслительной работе и наблюдаются выросты костных тканей. Так, Юрий Лонго писал о своём якобы предке Димитриусе Лонго, известном факире и иллюзионисте, что, мол, “у деда под старость выросли рога”.

Вот и Моисей, от интенсивной мыслительной работы обзавелся рожками... Правда, в таком случае рога должны располагаться на лбу, а не на темени, как изображено у Микельанджело...<О рогатых людях

Моисей Дали (лучи или рога легко угадываются):моисей дали

Кстати. Если попытаться выяснить что же значат рога, то можно узнать и такое: рога – символ призыва и сбора, а также знак могущества древних богов и правителей, символ крепости и славы. У народов Севера олений рог с десятью ответвлениями – знак шамана, имеющего власть над природой.

Рог символизирует животное начало, так как делается из кости. Если пастушеский рог стал символом умения говорить на языке животных, то охотничий рог ассоциируется с вызовом дикому зверю. В Италии рога служат охранительным знаком против сглаза, во всяком случае, на протяжении почти 2000 лет люди носили амулеты с их изображением.

Рог может быть знаком супружеской измены. Почему - тоже неизвестно есть версии, что это связано не столько с рогом, сколько с «рожками» из пальцев – символическим жестом победы удачливого любовника над обманутым мужем. Другая кроется в "рогах" рыцарей, уезжающих на войну и оставляющих дома скучающих жен...

Однако рог – это не только нарост на голове, но и посуда, а также музыкальные инструменты, сделанные из рогов животных. Например, рог Шофара, от звука которого рухнули стены Иерихона, и голос которого, согласно иудейским представлениям, будет слышен в день Страшного Суда. Или рог Роланда – символ воинской доблести. Как музыкальный инструмент рог, благодаря своему скорбному звучанию, является атрибутом Мельпомены – музы трагедии....

В заключении хочется сказать, да - рогатый Моисей - это ошибка перевода Библии, причем одна из самых известных. На нее любят указывать мусульмане или атеисты, обвиняя христиан в искажении своей веры... Так вот если уж вера и искажается, то никак не из за ошибок перевода. Да Моисей вместо света "обрел" рога... но при этом ни какое искажение не коснулось десяти заповедей, что он принес с Синайской горы и которые дал ему Бог...

 моисей

Музыка: Louis Armstrong - Go Down Moses

d-stroz.livejournal.com

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

«Моисей» – ещё одна знаменитая скульптура Микеланджело. Произведение создавалось в 1513 – 1515 годах и является частью той самой мраморной гробницы папы Юлия II, создание которой было отменено из-за отказа папы оплатить работу. «Моисей» Микеланджело знаменует начало нового этапа в творчестве мастера. Он ещё не разочаровался в высоких идеалах Возрождения, но его работы стали более сдержанными.

Эта сдержанность призвана подчеркнуть внутреннюю мощь и энергию, скрытую в образе ветхозаветного старца Моисея.

  • Мастер отказался от массивных выпуклостей, которые были характерными для его более раннего творчества. Этот подход он впервые наметил во время росписи потолка Сикстинской капеллы, и вот теперь он получил своё воплощение в скульптуре.
  • Для восприятия образа Моисея важен временной фактор. Зритель, осматривая сдержанную фигуру библейского царя, постепенно замечает, как нарастает ощущение силы и величия, незаметное с первого взгляда.
  • «Моисей» Микеланджело также известен тем, что библейский герой изображён с небольшими рожками. Рога – это следствие ошибки в «Вульгате» – латинском переводе «Ветхого Завета». В древнееврейском тексте приведено слово, которое имеет несколько значений и может обозначать как «рога», так и «лучи света». Очевидно, что люди не могли смотреть на лицо Моисея не потому, что «рогато было оно», а потому, что от него «исходили лучи яркого света».

Рядом с Моисеем в одной группе находятся скульптурные изображения Лии и Рахили, выполненные учениками Микеланджело.

Исследователи искусства считают, что в скульптуре «Моисей» Микеланджело произвёл своеобразное переосмысление произведения его предшественника – скульптуры Донателло «Евангелист Иоанн».

«Сотворение Адама» Микеланджело

«Моисей» Микеланджело: фрески, скульптуры и биография

«Сотворение Адама» – одна из фресок потолка Сикстинской капеллы. Микеланджело создал это изображение около 1511 года. Как нетрудно догадаться, фреска «Сотворение Адама» – одна из самых «ранних» частей композиции (согласно мифологической истории человечества). И, как и всякое изображение на религиозную тему, «Сотворение Адама» существенно переосмысляет библейский миф в духе Высокого Возрождения.

В бесконечном небесном пространстве пребывает бог, окружённый бескрылыми ангелами. Слева от него, на зелёной скале, находится лежащее тело Адама. Оба персонажа протягивают друг другу руки, и вся композиция сосредоточена на этом жесте. Бог в этом жесте посылает импульс, а Адам принимает его. Руки Адама и бога максимально близки, однако не соприкасаются, что означает недосягаемость «божественного» для человека при бесконечном стремлении к нему.

Бог, посылая импульс Адаму, «вкладывает» в него душу, вследствие чего Адам поднимается, его тело приходит в движение. В изображении Адама Микеланджело осваивает новый для себя приём – обозначение динамического перехода фигуры от неподвижности к движению. Несомненно, в фигуре Адама Микеланджело воспел красоту человеческого тела, а в образе бога мастер изобразил не «чудесное начало», а огромную творческую энергию. Таким образом, истинный смысл фрески «Сотворение Адама» философски-гражданский: жажда познания, безграничные возможности для человеческого развития, бесконечное стремление в этом развитии к Абсолюту (богу) при невозможности достичь его во всей полноте.

Отношение Микеланджело к своему творчеству

Современники пишут, что полёт воображения Микеланджело был поистине неисчерпаемым: в его идеях было гораздо больше, чем можно было сотворить руками. В таком духе отзывается о нём Вазари. Во всём он стремился достичь абсолютного совершенства, и это стремление диктовало ему любопытное поведение: Микеланджело нередко бросал свои произведения, когда осознавал, что они получатся не столь совершенными, как он того хотел, а также уничтожал свои наброски, рисунки и картоны, чтобы посторонние не увидели всех трудов и мучений, с которыми он обдумывал свои идеи.

Наверное, с такой манерой поведения Микеланджело связан и тот факт, что ряд его неизвестных рисунков и других произведений постоянно обнаруживаются в хранилищах и запасников различных музеев по всему миру. Самой последней работой великого мастера считается та, которая была найдена в 2007 году в архивах Ватикана. Это рисунок одной из деталей купола собора Святого Петра. В 2002 году его рисунок меноры – подсвечника для семи свечей – был найден… в Национальном музее дизайна в Нью-Йорке.

Капелла Медичи

Творчество Микеланджело являлось завершающей стадией развития эпохи Возрождения, и в заключительных его произведениях наметились мотивы отчаяния и разочарования в прежних идеалах. Это было не просто волеизъявлением художника: к такому видению подталкивали внешние обстоятельства. В духе наступающей новой эпохи выглядит история, связанная с возведением Капеллы Медичи во Флоренции (1520 – 1535).

Папа Лев Х из рода Медичи предложил Микеланджело создать новый фасад для церкви Сан-Лоренцо, который по плану должен был стать роскошным и богатым по убранству. Долгое время Микеланджело работал над созданием проекта, но к моменту завершения этих раздумий оказалось, что у папы нет средств. Чтобы не отдалять мастера от себя, кардинал Джулио Медичи (папа Лев Х к тому времени умер) предложил ему возвести во Флоренции капеллу. Микеланджело согласился, однако желания заказчиков ограничили творческую свободу художника.

Ощущение тревоги и мрачности проявились в готовой композиции. Капелла Медичи представляла из себя небольшое здание с глухими шероховатыми стенами, «разбавленными» редкими окнами. Эти окна являлись практически единственным доступом солнечного света в капеллу. Внутри капеллы расположились скульптурные изображения, в их числе – скорчившиеся мальчики, отражающие, по всей видимости, угнетённое состояние Флоренции в те годы. Недоработанность основных фигур – Христа, Богоматери – сообщало им новую выразительность, также мрачную и тревожную.

Видео: Главный секрет Микеланджело

www.muzzeum.net

Моисей (Микеланджело) Википедия

«Моисей» — мраморная статуя ветхозаветного пророка высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи. Над этой скульптурой с 1513 по 1515 год работал Микеланджело. По бокам от Моисея стоят фигуры Лии и Рахили, выполненные учениками великого мастера.

«Моисей» представляет собой фрагмент грандиозного замысла гробницы Юлия II, который не осуществился из-за финансовых трудностей наследников понтифика. Первоначально гробницу предполагалось установить в базилике св. Петра. Скульптор выполнил для неё ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию гробницы из-за изменившегося масштаба.

'Moses' by Michelangelo JBU140.jpg 'Moses' by Michelangelo JBU010.jpg

Историки искусства видят в статуе переосмысление замысла «Евангелиста Иоанна» Донателло (из Опера-дель-Дуомо во Флоренции) и пластическое воплощение того подхода, который Микеланджело нащупал при изображении пророков на потолке Сикстинской капеллы. Ощущение скрытой мощи передано за счёт обуздания объёмной плотности, отказа от массивных выпуклостей, которые характеризовали раннее творчество Микеланджело.

Пророк изображён с рожками вследствие неверного перевода[1]Вульгатой нескольких строчек библейской книги «Исход». В тексте на иврите сказано, что израильтянам было трудно смотреть в лицо Моисея, כי קרן עור פניו (ки каран ор пнав). Однако, слово «карнайим» (קרניים) имеет на иврите несколько значений. И с иврита его можно перевести, в том числе, и как «рога», и как «лучи». Следовательно, фразу כי קרן עור פניו можно перевести как «потому что излучала [лучи] кожа его лица». А не «потому что рогато было лицо его», или «потому что кололось рогами лицо его».

Считается[2], что это первая скульптура, для восприятия которой значим временной аспект. Обходя статую, зритель вместе с ростом напряжения образа чувствует, как неумолимо нарастает движение фигуры, выявляется скрытый в ней динамический заряд.

Со времени своего создания «Моисей» воспринимался как одно из великих свершений человеческого гения, «быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике»[3]. Колоссальная духовная сила ветхозаветного героя выражена пластическим языком, который по мощи и богатству принадлежит к высшим достижениям изобразительного искусства. [4]

Немому диалогу со своим тёзкой у фигуры Моисея посвящён фильм «Взгляд Микеланджело» Микеланджело Антониони (2004). В эссе «„Моисей“ Микеланджело» (1914) психоаналитическую трактовку образа предложил Зигмунд Фрейд.

Примечания

Литература

  • Sigmund Freud, Il Mosè di Michelangelo, Bollati Boringhieri, 1975
  • Corrado Augias, I Segreti di Roma, Mondadori, 2005

wikiredia.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта