100 великих сокровищ и реликвий. Картина оплакивание христа микеланджело


"Оплакивание Христа" Микеланджело - Догоняя мечту

Самым культовым сооружением католического мира, пожалуй, является Собор Святого Петра в Ватикане.Будучи в Риме на протяжении нескольких дней в мае прошлого года, мне удалось постоять на площади Святого Петра в трёхчасовой очереди, двигающейся по кругу с целью пройти рамки металлоискателей и предстать пред бдительными очами охранников, а в метафизическом смысле - пройти изнуряющий и трудный путь к Богу,
и оказаться внутри обители Его.Безусловно, Собор Святого Петра поражает: он огромен, грандиозен и пышно украшен, даже толпы туристов, шныряющих под его величественными сводами, не мешают наслаждаться его возвышенной красотой и атмосферой вдохновенного божественного величия. Да-да, такие громкие слова :) Но я пишу совершенно искренне.

Так вот, среди всего этого великолепия, в самом знаменитом сооружении всего католического мира, самое прекрасное его украшение - статуя Микеланджело "Оплакивание Христа" (также ее часто называют "Пьета", от итальянского pieta ("милосердие").В этой скульптуре очень много "самого" - самое известное и узнаваемое в мире изваяние Марии с Христом, самая гармоничная скульптура Микеланджело, самый необычный для своего времени подход к изображению этот библейской сцены...А теперь вдумайтесь в тот факт, что скульптору, на момент, когда он завершил "Пьету" (а работал он над ней около двух лет) исполнилось всего 25 лет.

Договор на скульпутуру был заключен 26 августа 1498 г., заказчиком выступал француский кардинал Жан де Вилье Фезанзак. Согласно контракту мастер обязывался выполнить работу за год, и получал за нее 450 дукатов. Закончена работа была около 1500 г., уже после смерти кардинала, умершего в 1498 г. Возможно, эта мраморная группа изначально предназначалась для будущей усыпальницы заказчика. Однако по завершении Пьета была помещена в Соборе Святого Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки.В договоре сохранились слова поручителя, который утверждал, «что это будет наилучшее произведение из мрамора, существующее в наши дни, и что ни один мастер в наши дни не сделает его лучше».
Вот что писали современники Микеланджело о впечатлении, производимом на них "Пьетой":"Пусть никогда и в голову не приходит любому скульптору, будь он художником редкостным, мысль о том, что и он смог бы что-нибудь добавить к такому рисунку и к такой грации и трудами своими мог когда-нибудь достичь такой тонкости и чистоты и подрезать мрамор с таким искусством, какое в этой вещи проявил Микеланджело, ибо в ней обнаруживается вся сила и все возможности, заложенные в искусстве. Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец. Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти.В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших, и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: "Наш миланец Гоббо". Микеланджело промолчал, и ему показалось по меньшей мере странным, что его труды приписываются другому. Однажды ночью он заперся там со светильником, прихватив с собой резцы, и вырезал на скульптуре: "Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил".Джо́рджо Ваза́ри (1511-1574) — итальянский живописец, архитектор и писатель.
Но и спустя пять сотен лет эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией, и человечностью созданных образов, и высоким мастерством. Одно из главных новшевств в осмыслении сюжета - очень юная Дева Мария, на что обратили внимание уже современники скульптора. Оправдываясь, Микеланджело говорил, что непорочные девы не стареют, а у Божьей матери молодость поддерживалась особой благодатью. На самом деле он просто стремился соединить античный идеал красоты с христианской идеей. Прекрасное лицо Марии выражает глубокую печаль и внутреннюю сосредоточенность. Ее чувство - живое человеческое переживание, воплощенное с такой глубиной и богатством оттенков, что здесь уместно говорить о внесении в образ психологического начала. 3а внешней сдержанностью молодой матери угадывается вся глубина ее горя; скорбный силуэт склоненной головы, жест руки, звучащий как трагическое вопрошение, все складывается в образ просветленной скорби. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. И горе ее столь безмерно и велико, что оно перерастает из личного горя в горе всего человечества.
Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Фигуры воспринимаются как единое целое. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, вертикальное и горизонтальное, чем вносит в композицию элемент напряжения.Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери."Оплакивание Христа" - одна из наиболее гениальных работ в истории мирового искусства.Но, к сожалению, как и другие великие шедевры мирового искусства, эта скульптура вызывает не только благоговение, но и ненависть.21 мая 1972 года, через несколько минут после окончания праздничной литургии по случаю Дня Святой Троицы, австралийский геолог Ла́сло Тот набросился на скульптуру и с криком «Я — Иисус Христос, Христос восстал из мёртвых!» нанёс ей пятнадцать ударов скальным молотком, отбив статуе Девы Марии левую руку на уровне локтя, выщербив нос и левое веко и причинив множество других мелких повреждений. Свидетелями преступления стали около двух тысяч прихожан Собора Святого Петра.
Тот был схвачен присутствующими, в том числе американским скульптором Бобом Кэссилли, первым оттащившим его от «Пьеты». На суде Тот повторил, что он — Иисус Христос, а также сам Микеланджело, и Бог велел ему уничтожить статую Богородицы, — «олицетворение ложных добродетелей Церкви» — поскольку Он вечен и не может иметь матери.Ввиду явной психической ненормальности Тота уголовных обвинений против него не выдвигалось. 29 января 1973 года Тот был помещён в итальянскую психиатрическую клинику, 9 февраля 1975 года — выписан из больницы и депортирован в Австралию.На этом месте повествования мне вспоминается знаменитое высказывание Шапокляк: "Хорошими делами прославиться нельзя". Поскольку сведения о вандале находятся легко, а вот информацию о том, как проходила реставрация и кто ей руководил, мне не попалась. Нашла только, что после нападения служащие Ватикана, старательно орудуя перьевыми метёлками для смахивания пыли, собрали более 50 мраморных осколков. Несколько фрагментов было извлечено из восковых натёков на свечах, окружающих «Пьету». Ещё три обломка вернули туристы, прихватившие их с собой в качестве сувениров.На реставрацию ушло более полугода, но когда статую восстановили, ее передвинули подальше от посетителей и закрыли бронированным стеклом. Теперь "Пьету" можно рассматривать только с одной точки, что противоречит самой идее и композиции произведения, а через стекло практически невозможно сделать приличные фотографии. Зато есть шанс, что эта скульптура Микеланджело еще долго будет приносить радость людям.

И здесь моя история заканчивается. Буду рада любой дополнительной информации, особенно о ходе реставрации.Спасибо за внимание, друзья! До встречи!

zereall.livejournal.com

шедевр Микеланжело Буонарроти « Николлетто

"Оплакивание Христа": шедевр Микеланжело Буонарроти

 Оплакивание Христа - первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, изготовленная Микеланджело Буонарроти. Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий

В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери; вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхв

vespig.wordpress.com

Оплакивание Христа | 100 великих сокровищ и реликвий

Пъета. Скульптор Микеланджело. 1499 г.

Пъета. Скульптор Микеланджело. 1499 г.

Глубокий драматизм и скорбь выражены в скульптурных произведениях знаменитого итальянского художника, архитектора, скульптора, поэта Микеланджело Буонарроти, посвященных оплакиванию Христа и положению его тела в гроб. По-итальянски эта сцена называется «пьета». В соборе Святого Петра в Ватикане выставлена «Пьета», созданная Микеланджело, когда ему было всего 24 года. Скульптура считается важнейшей реликвией знаменитого собора.

На коленях у Девы Марии — одной из самых почитаемых католиками святых, родительницы Христа,- покоится его безжизненное тело. Ее сын божественный Иисус мертв. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Девы Марии при этом не было. Таким образом, вся сцена создана воображением художника. Но, несмотря на отход от канонических событий, зафиксированных в Библии и считающихся непреложными, Микеланджело настолько реально удались библейские фигуры, что невольно начинаешь верить: так все и было на самом деле. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя.

Образ Девы Марии, созданный Микеланджело, конечно, идеальный. У нее тонкие черты лица, которые присущи юной деве. На вид ей не больше тридцати лет. Самому Христу в момент смерти было тридцать три года. Казалось бы, это явное возрастное нарушение. Но скульптор не хотел и не мог создать пожилую женщину. Это противоречило бы религиозным канонам, представлениям верующих об образе Девы Марии, которая во всех католических церквах представлена молодой и красивой.  И Микеланджело продолжил католическую традицию.

Считается, что Дева Мария была девственной в момент зачатия Христа и осталась такой же девственной после его рождения. Это представление о непорочном зачатии и непорочном рождении было закреплено на пятом Вселенском соборе в Константинополе в 553 году: «Девой зачала, девой родила, девой осталась». Именно такими формулировками и руководствовался Микеланджело, создавая свою скульптурную группу.

Микеланджело (1475- 1564). Художник М. Венусти. 1535 г.

Микеланджело (1475- 1564). Художник М. Венусти. 1535 г.

Когда скульптуру впервые выставили на всеобщее обозрение в одной из центральных церквей Рима, то люди не отходили от нее часами. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр? Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Но кто он? Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Ему было важно услышать мнение других. И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа, и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил».

Эта надпись была неслучайной. Свой путь художника Микеланджело начинал именно во Флоренции, которая считалась архитектурным и скульптурным музеем под открытым небом. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. И через год так успешно копировал рисунки старых мастеров, что их не могли отличить от оригинала. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Его интересовала работа с камнем, мрамором, ему хотелось высечь из целого монолитного куска камня фигуру человека, вдохнуть в него жизнь и всех поразить качеством исполнения. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство.

Пьета с Никодимом. Скульптор Микеланджело 1553 г.

Пьета с Никодимом. Скульптор Микеланджело 1553 г.

На его работы обратил внимание правитель Флоренции Лоренцо Великолепный и стал всячески поощрять молодого скульптора, делал ему заказы. Микеланджело не было еще и двадцати лет, когда он приехал в Рим, чтобы познакомиться с работами старых мастеров. Именно в Риме в 1498-1499 годах он создал одну из самых своих знаменитых скульптур «Пьета» (Оплакивание Христа).

Еще одну «Пьету с Никодимом», последнюю, Микеланджело делал в конце своей жизни для собственного надгробия, изобразив в образе печального Никодима себя, но он не успел завершить работу. Уже после смерти мастера его ученик Тиберио Кальканьи завершил скульптуру, которую оставили в кафедральном соборе Флоренции.

100grt.ru

Картина «Оплакивание мертвого Христа» — Artrue

Описание и справочная информация о работе Мантеньи.

Оплакивание мертвого Христа. Мантенья.Оплакивание мертвого Христа. Мантенья.

Оплакивание мертвого Христа

Общая информация

Один из величайших шедевров эпохи кватроченто, а также темперной живописи, авторства Андреа Мантеньи, помимо этого демонстрирует довольно необычный ракурс. Также известная как «Мертвый Христос» или «Плачевная», картина изображает труп Христа, лежащего на мраморной плите, в окружении горюющих Девы Марии и Иоанна, оплакивающих его смерть.

В отличие от большинства религиозных картин раннего Возрождения, это не идеализированный портрет Иисуса: отверстия на руках и ногах, неестественный цвет кожи, драматичность перспективы придают ему холодности и реализма.

Точная дата создания картины неизвестно, хотя эксперты предполагают, что вероятно, работу можно датировать 1470. Если это так, то должно быть она оставалась в мастерской художника около 30 лет, пока не была продана, после смерти Мантеньи, в качестве оплаты его долгов. В наше время, картина висит в крупной галерее Милана — Пинакотека Брера, в качестве одного из лучших произведений христианского искусства 15-го века.

Описание картины

Общая тема картины вообще не является библейским сюжетом. Она не появляется ни в одном из Евангелие Нового Завета. Однако, тема стала центральной в работах таких мастеров как Рубенс, Боттичелли, Аннибале, Джотто и других.

Оплакивание мертвого Христа. Боттичелли.Оплакивание мертвого Христа. Боттичелли.Вариант Боттичелли

Пространство подчеркивается необычным взглядом со стороны окна, что делает ложе Иисуса еще больше похожим на могильную плиту. Натурализм и драматизм подчеркивает безжизненность фигуры.

Статичность происходящего создается благодаря серии вертикальных и горизонтальных линий. Вертикальные включают в себя положение рук и ног Христа, а также правый край стола. Горизонтальные видны в нижнем крае ложа, в складках ткани и положении подушки. Однако иллюзия движения создается по средствам оплакивающих. Этот контраст помогает добавить напряжения, которое привлекает наше внимание. Приглушенная цветовая гамма, в купе с другими приемами, не оставляет места для религиозной риторики.

Оплакивание Христа. Фрагмент.Оплакивание Христа. Фрагмент.

Несмотря на то, что к концу 14-го века начала развиваться масляная живопись, Мантенья, как и многие другие живописцы раннего Возрождения в Италии, отдавал предпочтение темперной живописи или фреске, хотя время от времени прибегал к масляным краскам.

 

artrue.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта