Русский музей: выставка Праздники по-русски - Легкость и тяжесть. Застолье картина
Застолье прикольные картинки ( 10 фото ) • Прикольные картинки и юмор

Родственники советуют к столу любой гарнир

Ребят вы чего приуныли то ?

Когда кто то не успел сесть перед телевизором за столом

Прикольная иллюстрация русского застолья

Намажу хлеб на масло — ама хасала , ама ама хасала

Очень длинный стол под праздник

Застолье на фоне мусорки

Кошачье застолье выглядит так

Одинокое застолье перед новым годом

Родственники про качалку
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!

Еще интересные подборки:


bipbap.ru
Русский музей: выставка Праздники по-русски
03:16 pm - Русский музей: выставка Праздники по-русски
Год назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке "Избранники Клио". Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась (Вот здесь про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка - Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно - эта выставка - словно сестра предыдущей! Думаю, что "Праздники по-русски" делали те же люди, что и "Избранники Клио". Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!
Единственное, чего не хватило - это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке "Праздники по русски" к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины... К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.
Ниже немного впечатлений и комментариев - попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое - более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка "Праздники по-русски".
Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.
А. П. Рябушкин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 год)VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других - XVII век, а уж тем более Москва - это что-то эпичное - Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица - ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно....А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика - торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь.... Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.
Например Иван Грозный искал невесту так - по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. "Финалистки" царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.
Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная - видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.
Другое название картины "Пир у боярина Морозова". Борис Морозов - воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну "распиливал" не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают... никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины - это он и есть!
Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер - это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. Вот здесь - его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.
Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически"
Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) - что едят люди - непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью... (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет "всяким изобилием"
Что до события - вербный торг "Верба" - весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили "вербные катания" на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея "Вербный торг" был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.
Вот так писал про "Вербный торг" Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:"Гаврила готовит парадную пролетку - для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой"В Петербурге "Вербный торг" проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.
Семи́к - это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же "Зелёная неделя", "Русалочья неделя" или "Русалии". Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником - поэтому и две девушки на холсте.
"Резвились" в Семик девицы довольно своеобразно - например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» - это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен...
Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала... но народ все равно гулял!
Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: "Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава"
Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.
По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество"
А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела...
Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Вот здесь список тех, кого изобразил мастер!
Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой... интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил... в подарок наследнику
Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».
В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает... хотя все таки здесь радость!
В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.
Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно - после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.
Еще интересный элемент на этой картине - это два молодых человека в центре - один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое - молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". А Кустодиев взял... и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые "выбрались" еще и на праздник в честь открытия конгресса - тайна!
"День гуся" или "Праздник гуся" называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.
Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно "засосал". Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа - "От Москвы до самых до окраин" и "Коллекция Михаила и Сергея Боткиных", о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией - потому что проходил там до самого закрытия...
Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку "Праздники по-русски". Она продлится до 12 марта!
Музыка: Пикник - Праздник
d-stroz.livejournal.com
Советское застолье (28 ФОТО) - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
1955. Ростислав Плятт и Юрий Никулин
1950. Проводы домой демобилизованного состава действующей армии. Германия
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейный праздник
1950-е. Застолье. Клоуны Сергей Любимов, Владимир Гурский и Константин Берман
1953. Семейный портрет. Днепропетровск
1956. Аркадий Райкин, Леонид Утесов, Симона Синьоре и Ив Монтан
1956. Сергей Образцов, Симона Синьоре, Ив Монтан на приеме
1957. Застолье. Днепропетровск
1958. Визит королевы Бельгии Елизаветы в СССР. Сидят Климент Ворошилов, королева Бельгии Елизавета, Екатерина Фурцева
1956. Валентина Терешкова среди друзей-студентов в общежити. Ярославль
1959. Застолье. Москва
1959. Застолье. Москва
1960. На свадьбе. За столом. Черновецкая область
1960. Прием в честь артистов французского цирка
1960-е. Москва, Большой Головин переулок, д. 13а
1960-е. В столовой рыбацкой артели. Архангельская область
1960-е. Калининградская обл., Гвардейский р-он
1960-е. Петр Демичев за праздничным столом
1961. Борис Полевой с семьей на кухне
1961. Василий Аксенов за столом
1962. Министр культуры Екатерина Фурцева, поэт Евгений Евтушенко и скульптор Эрнст Неизвестный
1962. Тур Хейердал в редакции журнала «Юность»
1963. Застолье. Ярославская обл., дер. Пропасть
1963. Защита диссертации
1964. Праздник
Источник
aloban75.livejournal.com
Почему русские художники рисовали селедку вместо икры и лук вместо персиков?
Тема еды стара, как мир. Она воспета многими художниками и писателями. И, если на ум приходит лишь девочка с персиками, пробел в знаниях стоит восполнить. Как это сделать, разузнала корреспондент Первого кулинарного портала Oede.by?Моду на изображение еды ввели голландцы в XVII веке. Отечественные художники обратились к этой теме во второй половине XVIII столетия. В русской живописи жанр натюрморта развился под влиянием голландской школы живописи восемнадцатого века. Но до конца девятнадцатого(!) века этот жанр считался «низшим». Тем не менее, художники продолжали творить, создавая истинные шедевры. Взять хотя бы картины известного русского натюрмортиста Ивана Хруцкого «Натюрморт со свечой» (1830 год).
Иван Хруцкий - «Натюрморт со свечой», 1830 год
Пиры бояр в средневековой России отличались своей роскошной сервировкой и разнообразием блюд, они приводили в изумление не только русскую знать, но и иноземцев. Многие художники XIX века бесконечно много раз возвращались к «боярской» теме и создавали эффектные полотна, наполненные историко-этнографическими подробностями. Константин Маковский получил наибольшую известность среди таких мастеров. Его картина «Поцелуйный обряд» (1895 год) сюжетно связана со знаменитым романом Алексея Толстого «Князь Серебряный».
Константин Маковский - «Поцелуйный обряд», 1895 год
А вот басня Ивана Крылова вдохновила известного художника Андрея Попова на написание картины «Демьяново ухо» (1856 год). На ней изображена крестьянская трапеза. В ней нет ничего, похожего на боярское застолье, однако картина повествует о том, что русские обычаи потчевать гостя с особым усердием, превращают застолье в… пытку.Андрея Попов - «Демьяново ухо», 1856 год
Сложно умолчать о самом пышном и богатом столе в крестьянской среде – это свадебный стол! Примером служит картина Андрея Рябушкина «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891 год). Представители более высоких сословий могли себе позволить отметить бракосочетание и любой другой праздник в ресторане. Прекрасно передает атмосферу подобного застолья Илья Репин в картине «Юбилейный обед» (1893 год).
Лукиан Попов - «Своя компания», 1904 год
Хочется отметить как выглядели застолья в кругах литераторов и художников, так называемой богемы. Столы на полотнах Лукиана Попова, который специализировался на подобных изображениях, например «Своя компания» (1904 год) уставлены бутылками, посудой, закусками. Что может более наглядно продемонстрировать, какой яркой и размашистой жизнью наслаждалась русская интеллигенция в последние годы существования Российской Империи?Кузьма Петров-Водкин - «Селедка», 1918 год
Но пришло время, и Первая Мировая война вместе с революцией положили конец этому празднику жизни. В последующие голодные годы гастрономическим символом стала селедка вместе с ржаным черным хлебом. Эта «героиня» стола предстает в скромных лаконичных натюрмортах. Владимир Малагис рассказал о ней в полотне «Натюрморт с селедкой» (1925 год), а Кузьма Петров-Водкин в картине «Селедка» (1918 год), да и Зинаида Серебрякова изобразила селедку на полотне «Селедка и лимон» (1920-1922 годы).
Зинаида Серебрякова - «Селедка и лимон», 1920-22 года
И вот мы уже в двадцатом веке! Именно это время в России принято считать расцветом жанра натюрморта. Творчество «русских сезаннистов» – участников объединения «Бубновый валет» представлено произведениями Петра Кончаловского – «Поднос и овощи» (1910 год), Аристарха Лентулова – «Натюрморт. Самовар» (1913 год), Алексея Моргунова – «Мясная лавка» (1911 год), Александра Шевченко – «Завтрак» (1916 год). Это уже роскошные натюрморты с фруктами и овощами, мясом и рыбой, хлебом и посудой, которые обретали декоративность, свойственную народному искусству.Аристарха Лентулов - «Натюрморт. Самовар», 1913 год
Алексей Моргунов - «Мясная лавка», 1911 год
Послевоенное советское искусство открыло заново тему «гастрономии». Она была представлена развитием полнокровного реализма в духе Петра Кончаловского и Аркадия Пластова «Всякая снедь» (1953 год), а позже – Владимира Стожарова – «Натюрморт с квашней», «Чай с калачами» (обе – 1972 год).
Владимир Стожаров - «Натюрморт с квашней», 1972 год
Но была и обратная сторона развития натюрмортов и жанровых сцен, обретшая черты, характерные для послереволюционной эпохи. Яркими примерами служат работы Юрия Васнецова – «Праздничный стол» (1956-1961 годы), Анны Лепорской – «Натюрморт с рыбой» (1950 год), Владимира Татлина – «Лук» (1949 год) и «Редиска» (1951 год).Владимир Стожаров - «Чай с калачами», 1972 год
Темы и сюжеты, связанные с едой и сегодня продолжают возбуждать творческий аппетит художников, которые работают в разных жанрах и материалах, включая фотографию и видео-арт.И в этом можно убедиться. В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, 27 ноября, откроется выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея». Где впервые тема еды станет предметом отдельной выставки. В экспозиции будет представлено более 200 произведений из коллекции Русского музея и частных собраний – от скромных трапез до роскошных пиршеств, скульптуры, большие царские сервизы, изысканно оформленные меню придворных и аристократических обедов и многое другое.
oede.by