Русский музей: выставка Праздники по-русски - Легкость и тяжесть. Застолье картина
Застолье прикольные картинки ( 10 фото ) • Прикольные картинки и юмор
Родственники советуют к столу любой гарнир
Ребят вы чего приуныли то ?
Когда кто то не успел сесть перед телевизором за столом
Прикольная иллюстрация русского застолья
Намажу хлеб на масло — ама хасала , ама ама хасала
Очень длинный стол под праздник
Застолье на фоне мусорки
Кошачье застолье выглядит так
Одинокое застолье перед новым годом
Родственники про качалку
БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!
Загрузка...Еще интересные подборки:
« Предыдущая запись
bipbap.ru
Русский музей: выставка Праздники по-русски
03:16 pm - Русский музей: выставка Праздники по-русски
Год назад мне довелось побывать в русском музее на выставке.. нет, супервыставке "Избранники Клио". Я до сих пор ее вспоминаю с теплотой? до чего она мне понравилась (Вот здесь про нее). Поэтому узнав, что в корпусе Бенуа открывается новая выставка - Праздники по-русски я нутром почуял, что мне необходимо там побывать. Оказалось, что почуял верно - эта выставка - словно сестра предыдущей! Думаю, что "Праздники по-русски" делали те же люди, что и "Избранники Клио". Спасибо им огромное! Впечатлений я получил массу!
Единственное, чего не хватило - это подробных и интересных комментариев под картинами, их очень не хватает. Особенно, если учитывать, что большинство экспонатов не из постоянной экспозиции, а экскурсии, насколько я знаю, по выставке "Праздники по русски" к сожелению не проводится. Меня в этом деле мог бы выручить iPad, но стоило мне его достать, как бабушки служительницы стали на меня очень подозрительно коситься и спрашивать не снимаю ли я картины... К бабушкам ни малейшей претензии, но было как-то неуютно.
Ниже немного впечатлений и комментариев - попытки ссоздать подписи, которых мне так недоставало =) Ну и репродукции. Хотя в очередной раз убеждаюсь, что какими бы качественными сканы с картин не были, все равно они не передают ни настроения, ни атмосферы реального полотна. Это все равно, что сранвить поход в театр и просмотр видеозаписи спектакля. Или просмотр DVD и посещение на концерта. Вроде все на месте, и порой качество звука-картинки радует, но не достает самой важной детали и поэтому впечатление абсолютно другое - более плоское. Хотя, это я уже отвлекся! Итак, Русский музей, выставка "Праздники по-русски".
Я буду придерживаться хронологии авторов выставки, но выделять только те картины которые мне понравились. В реале на выставке их в разы больше, плюс еще какие-то мелочи вроде нарядов, предметов и еще каких-то артефактов. Был даже экран, где транслировалась какая-то запись начала века (судя по белым силуэтам с достоинством куда-то двигающимся предполагаю, что это был государь император с семьей). Но эти вещи меня мало интересовали, я предпочитаю живопись. А живописное путешествие по миру русских праздников начиналось с Руси.
А. П. Рябушкин - "Московская улица XVII века в праздничный день" (1895 год)VII век, Москва, праздничный день, грязища. Ну очень нравится мне эта известная картина Андрея Петровича Рябушкина. У других - XVII век, а уж тем более Москва - это что-то эпичное - Минин и Пожарский карают Лжедмитрия, Царь Алексей Михайлович у гроба святителя Филлипа.. ну и т.д. А тут праздничный день, улица - ни фонарей, ни аптек, а только бурое болото от края до края. Молодое русское царство. Меня особенно забавит мужчина у забора, пытающийся и разодетых женщин пропустить и замараться не сильно....А вот еще из той же эпохи, но уже вычурно-парадно. За эту картину В. Г. Шварц был удостоен звания академика - торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. И никакой грязи, Боже упаси! Хотя, может быть, ее и не видно, под кафтанами густо устилающими царский путь.... Кстати, художники пишущие картины на исторические темы были очень внимательны к мелочам в нарядах и предметах. Их интересовали даже швы на одеже и именно они были главными клиентами тогдашних антикваров.
Например Иван Грозный искал невесту так - по городам были разосланы грамоты к боярам и детям боярским с приказом представить своих детей или родственниц на смотр. Таим образом было отобрано множество девиц (некоторые источники говорят, что 2000), из которых выбрали 24 лучших. Из них еще 12, которых в свою очередь и представили государю и он уже сам выбрал себе суженую. "Финалистки" царского смотра не сильно горевали, не успевал их отвергнуть царь, как уже ломились сваты от знатных вельмож. Обычай искать себе жену подобным образом, кстати, придумали не на Руси, он пришел из Византии. Так что утверждение, что первый конкурс красоты прошел в Бельгии в 1888 году достаточно сомнительно!
В XVI веке и ранее в России женщины жили достаточно закрыто - сидели в тереме, ткали и общались только с ближними родственниками. Церковь посещали по большим праздникам, по улицам перемещались в закрытых экипажах. А примерно в XVII веке возник так называем поцелуйный обряд. После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку. Есть версия, что обряд мог быть заимствован у иностранцев, проживавших в России.
Барон Майерберг, побывавший в Москве в 1661 году, оставил описание обряда. После окончания стола к гостям в сопровождении двух или трёх девок выходит в лучшей одежде жена хозяина дома. Прикоснувшись губами к кубку, она передаёт кубок с напитком гостю. Пока гость пьёт, хозяйка выходит в другую комнату и меняет там верхнюю одежду. В новой одежде она подносит кубок другому гостю. После того, как напиток был подан всем гостям, хозяйка, потупив глаза, встаёт к стене (или печи) и принимает поцелуй от всех гостей.Таннер писал, что поцелуйный обряд проводился после усиленных просьб гостей, или для почитания особо важных гостей. Муж или отец просил гостя поцеловать жену или дочь в знак дружбы и любви.
Но вернемся к картине. Хозяйка в жёлтом летнике держит в руке кубок. Рядом, совсем недовольная - видимо дочь хозяина. Глумливые гости радостно выстраиваются в очередь. Судя потому, что некоторые участники пира уже в говно и валяются под столами. Получать слюнявые лобзания от этих хмельных бородатых рыл не самое приятное удовольствие. Думаю, что ухмыляющийся карлик на это намекает. Но суровое положение женщин в древней Руси давайте обсудим в другой раз.
Другое название картины "Пир у боярина Морозова". Борис Морозов - воспитатель царя Алексея Михайловича Романова (сам царь чуть выше на картине Шварца из церкви едет). Прославился этот боярин тем, что влияние на царя имел огромное, богатство несметное, а при этом еще и государственную казну "распиливал" не стесняясь, из за чего не дюжие проблемы имел (например, считается, что соляной бунт в Москве вспыхнул как раз по вине Морозова). Хотя, может быть на именитого боярина наговаривают... никогда на Руси не любили ни правительство ни богачей. После смерти Бориса состояние перешло к его родственнице Феодосии, вошедшей в историю, как просто боярыня Морозова. Но это уже совсем другая история и о ней Суриков лучше знает . Что до Бориса Морозова от Константина Маковского, то я подозреваю, что седой старец в центре картины - это он и есть!
Оказалось, что Иоганн Якоб Меттенлейтер - это придворный живописец императора Павла I. В 1786 году, будучи уже известным мастером (ему было 36 лет), он приехал в Россию, где жил и работал вплоть до самой смерти. Вот здесь - его весьма интересная биография, напоминающая остросюжетный роман.
Кстати, написана картина была по полученной в 1786 академической программе на звание академика. Тема была такая: „Представить российских деревенских жителей в обеих полах при обеденном столе, где видно было по их состоянию всякое изобилие, равно и посуда столовая соответствовала б, и где пристойно их и орудие означить; фигуры же расположить исторически"
Обращу внимание (это тоже сразу бросилось в глаза, жаль на репродукции плохо видно) - что едят люди - непонятно. Миски есть, но еды нет! Ощущение, что питаются они воздухом, или какой-то жидкостью... (собачка и кошечка тоже ищут покушать, но не находят). Такая вот печальная картина на которой совсем не пахнет "всяким изобилием"
Б. М. Кустодиев - "Зима. Масленичные гуляния" (1919 год)А вот работ Бориса Кустодиева на выставке было много. И все они, разумеется, они были "праздничного" характера. Говорят любил мастер праздники - как увидит праздник, сразу за холст и рисовать, и рисовать. Выходили у Кустодиева праздники яркие и живые... Мне на этой выставке запомнились две его картины на эту тему - первая - "Зима. Масленичные гуляния"...Б. М. Кустодиев - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот" (1917 год)... вторая - "Вербный торг на Красной площади у Спасских ворот". Опять яркие краски и событие - навсегда ставшее историей.Что до события - вербный торг "Верба" - весенний базар, который в царской России происходил на Красной площади в Лазареву субботу и Вербное воскресенье. На базаре торговали веточками вербы, игрушками, иконами, пасхальными яйцами, сладостями и т.д. Так же происходили "вербные катания" на лошадях и народные гуляния. В 1870-хх, с началом строительства здания Исторического музея "Вербный торг" был перенесен на Смоленский рынок. А после 1917 года и вовсе прекратил существование.
Вот так писал про "Вербный торг" Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне»:"Гаврила готовит парадную пролетку - для «вербного катанья» на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовется - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой"В Петербурге "Вербный торг" проходил возле Гостиного двора. Вот фото начала века.
А. А. Попов - "Народная сцена на ярмарке в Старой Ладоге" (1853 год)А вот простой эпизод местчкового праздника - небольшая сцена на ярмарке в провинциальной Старой Ладоге. Автор Андрей Андреич Попов (1831-1896 гг) - русский художник-реалист, работавший в области бытовой живописи.Д. О. Осипов - "Две девушки в день Семика" (1860-1870-е)Следующая картина тоже заинтриговала - на холсте две девицы застывшие в томной близости, название - "Две девушки в день Семика". Стало дико интересно, что же это за "семик" такой... оказалось все весьма забавно.Семи́к - это древний русский праздник весенне-летнего календарного периода с языческими конями, плавно мимикрирующий под христианский и напрочь забытый нынче. Называют его так же "Зелёная неделя", "Русалочья неделя" или "Русалии". Отмечается Семик в четверг перед Троицей (седьмой четверг после Пасхи, откуда и название) и знаменует он окончание весны и начало лета. Считается женским праздником - поэтому и две девушки на холсте.
"Резвились" в Семик девицы довольно своеобразно - например шли в лес «завивать берёзу» (да, да «Во поле берёза стояла» - это оттуда, можете на википедии проверить). Выбрав деревья, девушки завивали их — связывали верхушки двух молодых берёзок, пригибая их к земле. Из веток заплетали венки. При этом пели песни, водили хороводы, а под берёзками ели принесённую с собой еду (при этом обязательно должна была быть яичница). При завивании венков девушки кумились, то есть совершали обряд кумления: на связанные в виде круга ветви берёз вешали крестик, девушки попарно целовались через этот венок, менялись какими-нибудь вещами (кольцами, платками) и после этого называли друг друга кумой (посестримство). Видимо этот фрагмен на холсте и запечатлен...
Кстати, церковь к гуляниям на Семик относилась весьма негативно и всячески осуждала... но народ все равно гулял!
Cтанислав Хлебовский - "Ассамблея при Петре I" (1858 год)А вот еще любопытная картина, написанная польским художником (Польша тогда входила в состав Российской империи). Вроде дамы, кавалеры, парики, камзолы.. а все равно ощущается какая-то зажатость и натянутость. Все какое-то искусственное и не живое...Мечтающий жить на западный манер Петр ввел правило устраивать ассамблеи. О том, что это такое говорилось в указе 1718 года: "Ассамблеи - слово французское, которого на русском одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать: вольное в котором доме собрание или съезд желается не для только забавы, но и для дела; ибо тут можно друг друга видеть, и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава"
Зимой три раза в неделю по очереди в домах обеспеченных людей проводились собрания для забав и для дела, причем в них в обязательном порядке должны были принимать участие и женщины. В Петербурге обер-полицмейстер, а в Москве — комендант назначали, в чьем доме будет следующая ассамблея.
По замыслу Петра на ассамблеях должна была царить непринужденная обстановка. Каждый из гостей мог заниматься тем, чем ему хотелось: танцевать, вести беседы, причем, часто деловые, играть в шахматы. Правда, современники отмечали, что эта непринужденность появилась далеко не сразу: многие попадали на ассамблеи впервые и просто не знали, как себя вести. Женщины сидели отдельно от мужчин, танцевали, словно по принуждению. Скованности добавляло и то, что многие боялись каким-то неправильным действием вызвать гнев царя, всегда присутствовавшего на ассамблеях. Однако уже через некоторое время иностранные гости отмечали, говоря, в частности, о присутствовавших на ассамблеях дамах, что они "так изменились к лучшему, что не уступают немкам и француженкам в тонкости обращения и светскости, а иногда в некоторых отношениях даже имеют перед ними преимущество"
А за конкретно эту картину художник получил золотую медаль. Такие вот дела...
В. И. Якоби - "Ледяной дворец" (18978 год)А эту известную картину я "в живую" видел впервые. На ней изображена "шутейная свадьба" в Ледяном доме в Петербурге во времена императрицы Анны Иоанновны. Однажды Императрица, которая весьма своеобразно "развлекалась" шутки ради решила поженить своего придворного шута князя М.А. Голицына (внука фаворита царевны Софьи Алексеевны В. В. Голицына) и калмычку Буженинову, одной из своих приживалок. День свадьбы был назначен на морозный день 6 февраля 1740 года. Для молодоженов выстроили "Ледяной дворец" - здоровенное строение из льда, которое имело в длину 8 саженей или 56 лондонских футов (1 л.ф. = 30,479 см) и в ширину две с половиной сажени и высоту вместе с кровлей в 3 сажени. У дворца выставили пушки, а поздравляли молодых разнообразные гости. После молодоженов заперли в их ледяном склепе до утра - по идее организаторов, супруги за ночь обязательно должны были замерзнуть. Однако Буженинова заранее припрятала в ледяном доме теплые вещи, чем спасла себя и мужа. Молодые выдержали назначенное им испытание, а за счет множества ценных подарков, преподнесенных им во время свадьбы, значительно обогатились.Г. Г. Чернецов - "Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицынском лугу в Петербурге" (1839 год)А вот по настоящему эпичное полотно - грандиозный парад в честь победы русской армии в кратковременной войне, которая вошла в историю даже не как война, а как просто польское восстание. Результатом ее стало присоединение королевства Польского к Российской империи. Но картина - не просто банальная батальная сцена, есть в ней еще кое что интересное!Яркое солнце освещает колоссальный плац с бесчисленным количеством похожих друг на друга фигурок солдат. Слева - император на коне и свита. Но на переднем плане происходит нечто необычное. Всю его центральную часть занимает коллективный портрет современников. Григорий Чернецов изобразил 223 портретные фигуры известных писателей, художников, музыкантов, актеров, общественных деятелей, среди которых В. А. Жуковский, И. А Крылов, Н. И. Гнедич, А С. Пушкин, Д. В. Давыдов, Ф. П. Толстой, К П. и А П. Брюлловы, П.А.Каратыгин, В.Н.Асенкова, сами братья Чернецовы, их отец и др. Причем все они написаны с натуры (за исключением А. А. Иванова, который находился в Риме). Вот здесь список тех, кого изобразил мастер!
Миниатюрных героев своего времени было очень интересно разглядывать. Особенно мне запомнился генерал с деревянной ногой... интересно, кто это? Кстати, Николаю I картина не понравилась, мол слишком много внимания было уделено зрителям и слишком мало ему самому. Но картину император все таки купил... в подарок наследнику
А. И. Корзухин - "Бабушкин праздник" (1893 год)И еще одна картина Александра Ивановича Корзухина. Я видел ее и ранее.. и она мне очень нравится... Праздник - он же не обязательно всеообщий и всенародный! Он же может быть таким интимным, добрым и светлым!Л. И. Соломаткин - "Любители пения" (1882 год)Снова абсолютно не эпичная картина. Наверное праздник, наверное день рождение... гости пьяны и поют. На столе я насчитал шесть бутылок и маааленький графинчик.. Ровно шесть певцов затянули песнь... интересно - хорошо ли они поют?А. Я. Волосков - "За чайным столом" (1851 год)А вот еще одно застолье - только теперь уже все чинно, достойно и никто не поет и, видимо, пьет. Вернее пьют все, но только чай. Каждый справляет свои праздники по своему.И. Е. Репин - "17 октября 1905 года" (1907—1911)А вот еще один "праздник" - 17 октября 1905 года - отклик на манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», опубликованный в дни революционного подъема в стране. В манифесте, подготовленном возглавлявшим Совет Министров С. Ю. Витте, который считал конституционные уступки единственным средством сохранения самодержавия, было обещано даровать народу «незыблемые основы гражданской свободы», неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, признать Думу законодательным органом. Либеральные круги русского общества встретили предполагаемые преобразования с воодушевлением.Репин писал о своем полотне: «Картина изображает процессию освободительного движения русского прогрессивного общества… главным образом студенты, курсистки, профессора и рабочие с красными флагами, восторженные; с пением революционных песен…подняли на плечи амнистированного и многотысячной толпы движутся по площади большого города в экстазе общего ликования».
Среди изображенных на картине – демократически настроенные филолог М. Прахов (слева), актриса Л. Яворская (с букетом), критик В. В. Стасов (в центре). Создавая произведение, Репин заботился о том, чтобы избежать «условности, искусственности, рассудочности, прозаического подчеркивания и скуки».
В России, в силу цензурного запрета, картина впервые появилась перед зрителем только в 1912 году на 41-й Передвижной выставке. И что-то она мне навевает... хотя все таки здесь радость!
И. Бродский - "Праздник конституции" (1930 год)После Репина незаметно начались "советские" картины. Мне они особенно понравились и запомнились. Может от того, что видел я их впервые.. а может быть от того, что праздники как-то ближе и понятнее. Люблю я соцреализм. Вот, например, полотно очаровательного художника Исаака Бродского - "Праздник конституции". У меня сразу же возник вопрос - что же это за праздник такой образца 1930 году? Оказалось, что впервые он был установлен декретом Президиума ЦИК СССР от 3 августа 1923 в ознаменование принятия 1-й Конституции СССР, введённой 2-й сессией ЦИК 6 июля 1923. С 1924 по 1936 праздновался ежегодно 6 июля. А 5 декабря 1936 Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял новую Конституцию СССР и праздничным днем стало 5 декабря. Потом конституцию опять меняли.. и дату опять переносили. Ну а когда отмечается День Конституции РФ, думаю, вы еще помните... помните?Кому интересно узнать о художнике Вот здесь пара слов и небольшой но интересный фильм.П. Д. Бучкин - "Всероссийский праздник труда 1 мая" (1920 год)Люди сажают деревья, улыбаются и излучают радость. На заднем фоне виднеется здание, очень похожее на инженерный замок. Есть подозрение, что место действия - Марсово поле.Советская власть требовала от художника быть «верным помощником партии в деле коммунистического воспитания трудящихся», следовать единому творческому методу. Живописцы не писали более аристократические семейства или картины на аллегорически-мифические сюжеты. Они воспевали простой народ во всей его красе!А. Н. Самохвалов - "С. М. Киров принимает парад физкультурников" (1935 год)А вот еще одна, просто потрясающая картина! Почему она "прячется" где-то в запасниках? Полотно огромно, фигуры физкультурников изображены практически в полный рост. Сергей Миронович Киров аплодирует на высокой трибуне в левом углу картины. Девушки дарят ему цветы.. я подошел к ним ближе.. и ощутил колоссальный эффект присутствия! Я был там! На этом параде, рядом с радующимися атлетами. И казалось еще чуть чуть и будут слышны и радостный гул и аплодисменты!Кстати о реальных парадах физкультурников - они проходили в довоенное время каждый год. Вот интересная фотография с одного из них!Б. М. Кустодиев - "Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого" (1921 год)И снова Борис Кустодиев! И снова праздники!В 1920 году Кустодиев получил заказ от Петроградского Совета: написать картину, отражающую ликование народных масс по случаю состоявшегося 19 июля — 7 августа Второго конгресса Коминтерна. Картина была закончена Борисом Михайловичем в 1921 году.
Те, кто сразу же заметил, что действие картины разворачивается на площади Урицкого, но при этом на виду знакомые черты Александринской колонны догадались абсолютно верно - после окончания революции площадь переименовали в площадь им. Урицкого в честь убитого в 1918 году председателя Петроградского ЧК. Так она и просуществовала аж до 1944 года.
Еще интересный элемент на этой картине - это два молодых человека в центре - один из них стоит к зрителям спиной, у второго во рту трубка. Эти двое - молодые ученые ленинградского физико-технического института, будущие нобелевские лауряты П. Л. Капица и Н. Н. Семенов. По легенде молодые физики пришли в мастерскую к мастеру и сказали: "Вы знаменитых людей рисуете. Мы пока не знамениты, но станем такими. Напишите нас". А Кустодиев взял... и согласился. Результатом стал портрет физиков (Вот он). Но почему ученые "выбрались" еще и на праздник в честь открытия конгресса - тайна!
П. А. Пластов - "Колхозный праздник (Праздник урожая)." (1938 год)А вот простой советский колхоз.. и простой колхозный праздник. Мало что изменилось в сравнении с деревенскими праздниками столетней давности, разве что наряды...П. П. Кончаловский - "А. Н. Толстой у меня в гостях" (1940-41)И нельзя было пройти мимо вот этой картины. Петр Петрович Кончаловский, дед кинорежиссера Андрея Кончаловского изобразил известного писателя, графа Алексея Николаевича Толстого (автора таких книг, как "Гиперболоид инженера Гарина" и "Хождение по мукам"). Выглядит Алексей Николаевич очень даже не плохо и самодовольно, особенно для того, не самого сытого времени. Так и хочется сказать - "ну и харя". Хотя стол ему выставил гостеприимный хозяин - Петр Кончаловский. Поэтому оба хороши!Фиринат Халиков - "Праздник Гуся в древней Казани" (2007)А вот картина совсем свежая - написана всего пять лет назад. Автор - известный современный татарский художник Фиринат Халиков. Тема древняя... и опять "непонятная". Нет у славян такого праздника гуся.. а вот у татар есть!"День гуся" или "Праздник гуся" называется Паз-эмясэ, что в переводе означает: “Гусиная помощь”. Праздник древний и само его имя вмещает в себя множество смыслов. Во-первых, гусь - кормилец в татарских деревнях. Во-вторых, если в одной из семей собрались заколоть свое гусиное стадо, в работе и в сопровождающих ее обрядах помогают соседи и родственники. Есть еще и третий, более глубокий смысл. Как и в любом деле, в разведении гусей мусульманину помогает Аллах.
Г. А. Савинов - "День победы" (1972-1975)День победы. Не парадано праздничный со Сталиным, Жуковым и гордыми лицами непобедимых советских воинов, а тихий, немного печальный личный праздник. Молодые выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах, блестящая работа художника.Вы обратили внимание - сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула?Ю. П. Кугач - "В праздник (В выходной день)" (1949)А вот этой радостной картиной я хочу закончить.Просто люди.. у них праздник или просто выходной... и они радуются, искренне и светло!Выставка показалась мне какой-то маленькой. После я собирался было идти домой.. но решил подняться взглянуть на работу Петрова-Водкина (мол идти два шага). И в итоге Русский музей меня окончательно "засосал". Посетил я еще две выставки в корпусе Бенуа - "От Москвы до самых до окраин" и "Коллекция Михаила и Сергея Боткиных", о них, может быть, позднее напишу. А потом я как-то оказался уже на постоянной экспозиции (ну зачем они постоянно перевешивают картины?). В итоге уходил из Русского музея я вместе с милицией - потому что проходил там до самого закрытия...
Если будет время, возможность и вы любите живопись, то обязательно посетите выставку "Праздники по-русски". Она продлится до 12 марта!
Музыка: Пикник - Праздник
d-stroz.livejournal.com
Советское застолье (28 ФОТО) - ХРОНИКИ ПОСЛЕДНЕГО РУБЕЖА
1955. Ростислав Плятт и Юрий Никулин1950. Проводы домой демобилизованного состава действующей армии. Германия
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейное застолье.
1950-е. Семейный праздник
1950-е. Застолье. Клоуны Сергей Любимов, Владимир Гурский и Константин Берман
1953. Семейный портрет. Днепропетровск
1956. Аркадий Райкин, Леонид Утесов, Симона Синьоре и Ив Монтан
1956. Сергей Образцов, Симона Синьоре, Ив Монтан на приеме
1957. Застолье. Днепропетровск
1958. Визит королевы Бельгии Елизаветы в СССР. Сидят Климент Ворошилов, королева Бельгии Елизавета, Екатерина Фурцева
1956. Валентина Терешкова среди друзей-студентов в общежити. Ярославль
1959. Застолье. Москва
1959. Застолье. Москва
1960. На свадьбе. За столом. Черновецкая область
1960. Прием в честь артистов французского цирка
1960-е. Москва, Большой Головин переулок, д. 13а
1960-е. В столовой рыбацкой артели. Архангельская область
1960-е. Калининградская обл., Гвардейский р-он
1960-е. Петр Демичев за праздничным столом
1961. Борис Полевой с семьей на кухне
1961. Василий Аксенов за столом
1962. Министр культуры Екатерина Фурцева, поэт Евгений Евтушенко и скульптор Эрнст Неизвестный
1962. Тур Хейердал в редакции журнала «Юность»
1963. Застолье. Ярославская обл., дер. Пропасть
1963. Защита диссертации
1964. Праздник
Источник
aloban75.livejournal.com
Почему русские художники рисовали селедку вместо икры и лук вместо персиков?
Тема еды стара, как мир. Она воспета многими художниками и писателями. И, если на ум приходит лишь девочка с персиками, пробел в знаниях стоит восполнить. Как это сделать, разузнала корреспондент Первого кулинарного портала Oede.by?Моду на изображение еды ввели голландцы в XVII веке. Отечественные художники обратились к этой теме во второй половине XVIII столетия. В русской живописи жанр натюрморта развился под влиянием голландской школы живописи восемнадцатого века. Но до конца девятнадцатого(!) века этот жанр считался «низшим». Тем не менее, художники продолжали творить, создавая истинные шедевры. Взять хотя бы картины известного русского натюрмортиста Ивана Хруцкого «Натюрморт со свечой» (1830 год).
Иван Хруцкий - «Натюрморт со свечой», 1830 год
Пиры бояр в средневековой России отличались своей роскошной сервировкой и разнообразием блюд, они приводили в изумление не только русскую знать, но и иноземцев. Многие художники XIX века бесконечно много раз возвращались к «боярской» теме и создавали эффектные полотна, наполненные историко-этнографическими подробностями. Константин Маковский получил наибольшую известность среди таких мастеров. Его картина «Поцелуйный обряд» (1895 год) сюжетно связана со знаменитым романом Алексея Толстого «Князь Серебряный».
Константин Маковский - «Поцелуйный обряд», 1895 год
А вот басня Ивана Крылова вдохновила известного художника Андрея Попова на написание картины «Демьяново ухо» (1856 год). На ней изображена крестьянская трапеза. В ней нет ничего, похожего на боярское застолье, однако картина повествует о том, что русские обычаи потчевать гостя с особым усердием, превращают застолье в… пытку.Андрея Попов - «Демьяново ухо», 1856 год
Сложно умолчать о самом пышном и богатом столе в крестьянской среде – это свадебный стол! Примером служит картина Андрея Рябушкина «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891 год). Представители более высоких сословий могли себе позволить отметить бракосочетание и любой другой праздник в ресторане. Прекрасно передает атмосферу подобного застолья Илья Репин в картине «Юбилейный обед» (1893 год).
Лукиан Попов - «Своя компания», 1904 год
Хочется отметить как выглядели застолья в кругах литераторов и художников, так называемой богемы. Столы на полотнах Лукиана Попова, который специализировался на подобных изображениях, например «Своя компания» (1904 год) уставлены бутылками, посудой, закусками. Что может более наглядно продемонстрировать, какой яркой и размашистой жизнью наслаждалась русская интеллигенция в последние годы существования Российской Империи?Кузьма Петров-Водкин - «Селедка», 1918 год
Но пришло время, и Первая Мировая война вместе с революцией положили конец этому празднику жизни. В последующие голодные годы гастрономическим символом стала селедка вместе с ржаным черным хлебом. Эта «героиня» стола предстает в скромных лаконичных натюрмортах. Владимир Малагис рассказал о ней в полотне «Натюрморт с селедкой» (1925 год), а Кузьма Петров-Водкин в картине «Селедка» (1918 год), да и Зинаида Серебрякова изобразила селедку на полотне «Селедка и лимон» (1920-1922 годы).
Зинаида Серебрякова - «Селедка и лимон», 1920-22 года
И вот мы уже в двадцатом веке! Именно это время в России принято считать расцветом жанра натюрморта. Творчество «русских сезаннистов» – участников объединения «Бубновый валет» представлено произведениями Петра Кончаловского – «Поднос и овощи» (1910 год), Аристарха Лентулова – «Натюрморт. Самовар» (1913 год), Алексея Моргунова – «Мясная лавка» (1911 год), Александра Шевченко – «Завтрак» (1916 год). Это уже роскошные натюрморты с фруктами и овощами, мясом и рыбой, хлебом и посудой, которые обретали декоративность, свойственную народному искусству.Аристарха Лентулов - «Натюрморт. Самовар», 1913 год
Алексей Моргунов - «Мясная лавка», 1911 год
Послевоенное советское искусство открыло заново тему «гастрономии». Она была представлена развитием полнокровного реализма в духе Петра Кончаловского и Аркадия Пластова «Всякая снедь» (1953 год), а позже – Владимира Стожарова – «Натюрморт с квашней», «Чай с калачами» (обе – 1972 год).
Владимир Стожаров - «Натюрморт с квашней», 1972 год
Но была и обратная сторона развития натюрмортов и жанровых сцен, обретшая черты, характерные для послереволюционной эпохи. Яркими примерами служат работы Юрия Васнецова – «Праздничный стол» (1956-1961 годы), Анны Лепорской – «Натюрморт с рыбой» (1950 год), Владимира Татлина – «Лук» (1949 год) и «Редиска» (1951 год).Владимир Стожаров - «Чай с калачами», 1972 год
Темы и сюжеты, связанные с едой и сегодня продолжают возбуждать творческий аппетит художников, которые работают в разных жанрах и материалах, включая фотографию и видео-арт.И в этом можно убедиться. В Корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, 27 ноября, откроется выставка «Приглашение к обеду. Поваренная книга Русского музея». Где впервые тема еды станет предметом отдельной выставки. В экспозиции будет представлено более 200 произведений из коллекции Русского музея и частных собраний – от скромных трапез до роскошных пиршеств, скульптуры, большие царские сервизы, изысканно оформленные меню придворных и аристократических обедов и многое другое.
oede.by