АРГУНОВ Иван Петрович – Галерея произведений (57 изображений). Аргунов картины
Художник Аргунов Иван Петрович.
Крепостной живописец АРГУНОВ Иван Петрович (1729-1802)
АРГУНОВ Иван Петрович, 1729 — начало 1802, Москва...
Судьба этого замечательного живописца драматична. Крепостной графа П. Б. Шереметева — одного из богатейших людей своего времени, владельца знаменитого Фонтанного дома (Петербург) и усадьбы Кусково под Москвой, — И.П.Аргунов принадлежал к талантливой семье крепостных интеллигентов - художников и архитекторов. Портрет А. А. ЛазаревойВсю жизнь Аргунов должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Был управителем домов (фактически дворцов) П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, затем в Москве.
Конечно, в отличие от многих русских художников, Аргунов никогда не знал нужды, но могло ли это заменить свободу? Всю жизнь он испытывал двойственность своего положения: с одной стороны — признанный художник, с другой — бесправный раб.А ведь уже в 1750-е гг. авторитет Аргунова был столь велик, что именно к нему в мастерскую направляются учениками «спавшие с голоса» певчие придворной капеллы А.П.Лосенко, К.И.Головачевский и И.С.Саблуков, будущие академики живописи. Портрет Т. А. Ветошниковой
Судя по всему, в 1746-47 гг. Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы . Во всяком случае, в 1747 г. вместе с Гроотом молодой живописец исполняет иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.
Иконы Аргунов писал и позже. Но главным его призванием был портрет.
Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской
В 1750 г. художник завершает парадный «Портрет князя И. И. Лобанова-Ростовского», в 1754-м парный к нему «Портрет княгини Е. А. Лобановой-Ростовской». Особенно хорош портрет княгини.
Он несколько жестковат по исполнению, что, впрочем, вполне естественно для совсем молодого художника, когда стремление к тщательности и законченности исполнения еще не соединяется со свободой и легкостью. Однако именно эта жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом (голубое с серебряными узорами платье, пудреные волосы, горностаевая мантия) придает портрету своеобразную хрупкую прелесть.
В будущем Аргунов станет писать мягче и "технически совершеннее, однако сохранит приверженность к точному и ясному рисунку, изысканно-сдержанному колориту и спокойное, внимательно-доброжелательное отношение к своим моделям.Таким спокойным и доброжелательным предстает перед нами сам Аргунов на автопортрете (ок. 1760), в экспозиции ГРМ он выставлен как «Портрет неизвестного скульптора».
В портретах супругов К.А. и Х.М.Хрипуновых (1757), людей близких к семейству Шереметевых и, вероятно, добрых знакомых художника, он создает новый для России тип интимного (камерного) портрета. Муж изображен с газетой, жена с книгой. И это сразу говорит об образованности супружеской четы: читающая женщина в России середины XVIII в. еще редкость.
Портрет Козьмы Аксентьевича Хрипунова
Естественно, Аргунов неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»и др.). Среди них выделяется «Портрет В.П.Шереметевой», на котором представлена младшая дочь Петра Борисовича, очаровательная круглолицая девушка в расшитом цветами платье.
Кстати, ее же портрет, но др. художника... П.Ротари. Портрет В.П. Шереметевой. 1760. Гос.Русский музей.
Портрет графа Петра Борисовича Шереметьева
Портрет графа Н.П.Шереметьева в детстве
Портрет Б.В.Шереметьева в конногвардейском мундире
Писал художник и «исторические» портреты предков своих хозяев — фельдмаршала Б.П.Шереметева, князя А.М.Черкасского. Писал и императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Портрет императрицы Екатерины Второй
Портрет императрицы Екатерины Второй
Но более известен «Портрет калмычки Аннушки» (1767). Любимая воспитанница В.А.Шереметевой, милая девочка, держит в руках гравированный портрет уже покойной хозяйки. В середине XVIII в. среди русской аристократий была мода на калмычат, как до того — на арапчат.
В 1768 г. Аргунов создает одну из лучших своих работ - «Портрет Толстой». Немолодая женщина с умным спокойным лицом изображена с вязаньем в руках, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
1760-е гг. — время расцвета творчества Аргунова. Но в конце их П.Б.Шереметев переселяется в Москву, а художника назначает управителем своего Миллионного дома в Петербурге, что налагает на Аргунова массу новых обязанностей.
В 1770 — 80-е rr. он пишет мало, но именно в это время появляется его едва ли не самое знаменитое произведение — «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784)— первое такого рода в русском искусстве.
В 1788 г. Аргунов назначен управителем Московского дома Шереметевых. В Москве он уже совсем не работает как художник. Занимается хозяйственными делами. Обучает своих сыновей (Павел — архитектор, Николай — живописец, Яков — живописец и график). Принимает участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино (арх. П.И.Аргунов - сын).
Портрет князя И.П.Голицына
Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок. источник http://www.liveinternet.ru/users/3596969/post247627409/
art.mirtesen.ru
АРГУНОВ Иван Петрович – Галерея произведений (57 изображений).
admin 14.02.2014 Галерея, Новости 1,185 Показы
Открыть доступИ.П.АРГУНОВ
(1729 – 1802)
Наиболее выдающийся представитель художественной династии Аргуновых, крепостных князя Черкасского, а затем графов Шереметевых. Воспитывался в Петербурге в семье своего дяди С.М.Аргунова, дворецкого «Миллионного дома», резиденции Шереметевых в Петербурге – причем сам художник в конце 1760-х годов занял эту же должность.
Многократно приезжал в Москву по поручениям П.Б.Шереметева, а с 1788 года переехал в старую столицу и стал управителем московского дома уже у Н.П.Шереметева.
В конце 1740-х годов Иван Аргунов брал уроки у Г.Х.Гроота. Писал иконы для церквей, многочисленные портреты, связанные с кругом графов Шереметевых, в т.ч. для фамильной портретной галереи. Учениками художники были его сыновья Павел (архитектор), Николай и Яков (живописцы).
cultobzor.ru
Художник Иван Аргунов: картины и жизнь
Крепостной графа Шереметева. Аргуновы состояли на службе у графов Шереметевых. Иван Аргунов, отданный еще в юности в ученики и модному немецкому живописцу Георгу Грооту, оказался на редкость способным. Люди понимающие, с верным глазом удивлялись на этот прирожденный артистизм, отменный вкус, тонкость: и цвет он чувствовал лучше учителя, и линия была не такая жесткая, сухая, как у немца, и форму лепил он свободно, без рабской привязанности к каким-нибудь образцам. Гроота, конечно, никто на судил так уж строго, за портреты его дорого платили, отделка там была тончайшая, драгоценнейшая — кружева, платье парчевое выписывалось досконально. А только всегда прищуривался граф Петр Борисович, проходя залой, где висел гроотовский портрет его супруги Варвары Алексеевны: немка — даже губы сжаты, как у принцессы Курляндской… На Ивана он полагался, правда хвалить его стал уж после того, как заговорили о нем в Петербурге и Москве, после того, как по поручению сената исполнил он коронационный портрет Екатерины II.
Иван предан и исполнителен был, казалось, не по положению вечного слуги — ведь так и умер крепостным, — а по натуре. Петр Борисович в гневе крут бывал, в капризах меры не знал. Но трудно припомнить случай, чтобы гневался он на Ивана: что-то в этом человеке не допускало открыто, в лицо оскорбить его или обидеть.
Когда стали Ивана Аргунова осыпать заказами, разрешил граф ему устроить большую мастерскую. А вскоре стала та мастерская чем-то вроде художественной школы. В учение к Аргунову отдали «спавших с голоса певчих» — Лосенко, Головачевского, Саблукова. И через несколько лет выдает своим ученикам Аргунов похвальную аттестацию. Самое любопытное, что ведь стали «спавшие с голосу певчие» известными художниками. Самые неожиданные и почетные заказы предлагают Аргунову — написать иконы для придворной царскосельской церкви, сделать портрет одного из приближенных царицы… Только о каждом из таких предложений, от кого бы они ни следовали, писал Иван Аргунов графу, прося его согласия. Никаких препятствий Шереметев не чинил. Сам заваливал его работой.
Поручается также Ивану купить на бирже ряд картин «голландских». Через некоторое время срочно требуются «мушкарадные платья». Ивану проследить, чтобы «под конвоем» перевезли их в двух каретах и не забыли бы полотняные маски, искусственные цветы и четыре пары шелковых пунцовых чулок. Не оказалось на месте ряда драгоценностей — справиться у Ивана, он все помнит, разыщет… Как-то само собой получилось, что стал Иван Аргунов сначала управляющим петербургского дома Шереметевых на Миллионной, а потом управляющим всеми его московскими домами. Заказов со стороны он уже не брал.
Кончился ли он как оригинальный художник?
Картина «Портрет женщины в русском костюме» (И. Аргунов)
К 1884 году (последнему периоду жизни) относится работа Ивана Аргунова, хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее. Поскольку неизвестно имя той, кого он писал, стала она называться «Портрет женщины в русском костюме».
Сначала к этой работе проявляли интерес разве что специалисты — все-таки она была необычной для XVIII века, когда даже простых женщин старались изобразить как маркиз, когда тщательно завитые локоны и грациозный жест холеных пальцев был неизбежной принадлежностью почти каждого портрета. А тут аскетическая простота крестьянского костюма, строго, почти сурово выписанное, скорее вылепленное или выточенное лицо крестьянки… Впрочем, крестьянки ли? Столько достоинства в лице, так ясен и тверд взгляд, столько царственности в посадке головы, что невольно закрадывается мысль — а не маскарад ли это? Сопоставление фактов, дополнительный анализ картины мысль эту не подтверждал. Как раз в это время Николай Петрович (сын П. Б. Шереметева) увлечен был крепостным театром в Останкино, набирал актрис, вскоре устроил грандиозную перестройку всего дворца и театра, женился на крепостной актрисе Параше Ковалевой. Не раз он заказывал писать портреты со своих «домовых» балерин и певиц, правда, их изображали чаще всего в театральных костюмах, мог заказать он портрет одной из дворовых женщин, полюбившихся ему.
В том-то все и дело, что не маскарад это, а поразительный по художественной силе портрет русской женщины. Вероятнее всего, крепостной. Не для Аргунова только поразительный, даже не для XVIII века, а, пожалуй, для всего русского искусства. Ибо в настоящее время считается эта картина жемчужиной Третьяковской галереи.
В портретах художников раннего итальянского Возрождения — Учелло, Фра-Анжелико — такая же лепка строгих задумчиво-непроницаемых лиц, как бы отстраненных от века, не желающих удостаивать его взглядом. Вспомните эти чеканные профили, прекрасные не правильностью черт, не вызеренностью пропорций лица, а пластической чистотой линий, как будто бы проявляющих внутреннюю чистоту и высокую духовность.
Аргуновская женщина не красива — широкоскулое лицо, во взгляде небольших глаз какая-то почти не женская твердость. И все-таки она прекрасна. Духовной ясностью. И вот этой своей — не отстраненностью, а скорее обособленностью, выделенностью из окружающего. Такими простыми средствами, удивительно простыми (фон высветлен, и бледное лицо читается на этом фоне скульптурно четко, объемно), суметь сказать так много, прикоснуться к таким великим темам, как национальный характер, вообще человеческий характер…
Пожалуй, все известные нам работы Аргунова — будь то портрет князя М. Голицына, портрет неизвестного скульптора и его жены, портрет графини В. Шереметевой и девочки-калмычки Анны Николаевны — отличаются классичностью, которая выражается не в подборе аксессуаров, не в нарочитой манере письма, а в отношении художника к тем, кого он пишет. Это отношение всегда исполнено высокого спокойствия, не безразличия, не равнодушия, а именно спокойствия. И «Портрет женщины в русском костюма» тоже классичен.
Рассматривая его, можем поддаться восторженному чувству и говорить о его достоинствах с пафосом. Сам художник свое любовное отношение к модели не выразил открыто, его сдержанность и строгость здесь больше, чем где-либо. Он эпически прост. Именно поэтому и возникает ощущение высокого стиля, высокого разговора. Возникает ощущение высокого искусства.
Это могло быть под силу только художнику с поразительным чувством внутренней раскованности, глубоко развитым ощущением меры и такта, с ничем не смущаемым чувством душевной ясности. Свободному человеку.
Л. Осипова, по материалам журнала «Семья и школа», 1970 год
Похожие статьи:
mamotvet.ru
Русский художник - портретист -Иван Петрович Аргунов
. Это цитата
Русский художник - портретист -Иван Петрович Аргунов
Иван Петрович Аргунов
Аргунов И. П. - русский художник – портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.
Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве.
В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб.
Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с 1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.
В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.
К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских. Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.
Произведения периода 1750–1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения — «интимный портрет». Художник изображает человека в органической связи с предметами, которые характеризуют их интересы и склонности - главный герой изображен с газетой, а его жена с книгой. Это свидетельствует об образованности супружеской четы.
Художник как - будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.
Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.
Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, – «Портрет неизвестной в русском костюме».
Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.
Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»).
Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив, к примеру, графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.
Михаил Николаевич Ветошников
Он так же создал серию семейных портретов дворян Лазаревых — армян, которые переселились в Россию и способствовали распространению просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.
В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена женщина в летах, с умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.
С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете «Портрет калмычки Аннушки».
В 1788 году Аргунов был назначен управляющим Московского дома Шереметевых. Здесь он занимался службой управляющего и обучал своих сыновей, архитектора Павла Ивановича, живописцев Николая и Якова, а также принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино, выстроенного по проекту своего сына Павла Ивановича Аргунова.
Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок.
С.М. Голицын
Мина Лазарев
Борис Шерметьев
П.Б. Шереметьев
Анна Акимовна Лазарева
Екатерина Александровна Мельгунова
Мария Алексеевна Нарышкина (урожд. Сенявина)
Графиня Толстая, урождённая Лопухина (Countess Tolstoy, nee Lopukhina), 1768
Анна Петровна Шереметьева
Анна Петровна Шереметьева
Анна Петровна Шереметьева
Графиня Варвара Шереметьева (Countess Varvara Sheremetev, daughter of Argunov's owner)
Женщина в голубом
http://bibliotekar.ru/k88-Argunov_Ivan/1.htm
Серия сообщений "Русская живопись":Часть 1 - ДРАКОН .Художник Антон Горцевич.Часть 2 - Змей Горыныч ....Часть 17 - Меркушев Виктор.Виды Санкт-Петербурга.Часть 2Часть 18 - Меркушев Виктор.Виды Санкт-Петербурга.Часть 3.Часть 19 - Русский художник - портретист -Иван Петрович АргуновЧасть 20 - К Дню рождения А. С. ПушкинаЧасть 21 - Любимые русские художники Константин Егорович Маковский ...Часть 30 - Современная федоскинская миниатюраЧасть 31 - Максимов Василий Максимович.Часть 32 - Сергей Иванович Грибков.kolybanov.livejournal.com
АРГУНОВ Николай Иванович – Галерея произведений (55 изображений).
Открыть доступН.И.АРГУНОВ
(1770 – 1828)
Сын и ученик знаменитого крепостного портретиста И.П.Аргунова, представитель славной художественной династии, Николай Аргунов и сам был крепостным до сорока пяти лет, выполняя многочисленные заказы своего хозяина, графа Н.П.Шереметева.
Творчество этого мастера, как волшебный мост, объединило уходившее и наступающее столетия. Блистательный 18 век уступал свое место новому времени, и это находило своё отражение в работах Николая Аргунова.
Среди целой серии портретных изображений, созданных художником, безусловно, выделяются портреты знаменитой Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой – крепостной актрисы, которая стала женой графа Н.П.Шереметева и умерла в молодости, вскоре после рождения сына.
Николай Иванович Аргунов родился в 1770 году в С.-Петербурге. Свою юность провел между Москвой и Петербургом, чередуя обучение живописи и копирование полотен Эрмитажа в северной столице и выполнением заказов для подмосковного имения Шереметевых в Останкино и их московского дома на Воздвиженке.
В 1809, после смерти Н.П.Шереметева был отпущен на оброк и окончательно поселился в Москве. 22 декабря 1815 года, согласно его завещанию, получил вольную. В 1816 за ряд портретов признан «назначенным» в академики. В 1818 за «Портрет сенатора П.С.Рунича» (36) удостоен звания академика. Имел учеников – Ивана Мельникова, Михаила Зацепина и других.
1. Аргунов Николай «Портрет смеющегося старика (Крестьянин в коричневом армяке)» 1788 Холст, масло 71х54,5 Государственный Русский музей 2. Аргунов Николай «Портрет старика со стаканом вина в руке» 1789 Холст, масло 71,5х55,3 Музей-усадьба Кусково 3. Аргунов Николай «Портрет Т.В.Шлыковой-Гранатовой» 1789 Холст, масло 79х55 Музей-усадьба Кусково 4. Аргунов Николай «Портрет И.Я.Якимова в костюме амура» 1790 Холст, масло 142х98 Государственный Русский музей 5. Аргунов Николай «Портрет неизвестного (И.Ф.Баратова?)» 1790 Холст, масло 73х57 Музей-усадьба Останкино 6. Аргунов Николай «Портрет Г.П.Милорадовича» 1795 Холст, масло 79,5х58,5 Государственная Третьяковская галерея 7. Аргунов Николай «Портрет неизвестного из рода Милорадовичей» 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей 8. Аргунов Николай «Портрет неизвестной из рода Милорадовичей» Около 1795 Холст, масло 71х57 Государственный Русский музей 9. Аргунов Николай «Портрет Н.А.Грибовской» 1795 Холст, масло 66,5х53 Государственная Третьяковская галерея 10. Аргунов Николай «Портрет А.М.Грибовского» 1795 Холст, масло 69,5х55 Государственная Третьяковская галерея 11. Аргунов Николай «Портрет графа Г.-М.М.Армфельда» 1796 Холст, масло 72,2х58,7 Государственная Третьяковская галерея 12. Аргунов Николай «Портрет императора Павла I» 1797 Холст, масло 285х206 Музей-усадьба Останкино 13. Аргунов Николай «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1798 — начало 1800-х Холст, масло 67х54 Государственный Эрмитаж 14. Аргунов Николай «Портрет графа Н.П.Шереметева» 1798 Холст, масло 66,5х53,5 Воронежский областной художественный музей 15. Аргунов Николай «Узнанный Ахиллес. Копия с оригинала А.Кауфмана» 1799 Холст, масло 274х331,5 Музей-усадьба Останкино 16. Аргунов Николай «Портрет графини Е.А.Воронцовой(?)» Конец 1790-х — начало 1800-х Холст, масло 63х51 Тамбовская областная картинная галерея 17. Аргунов Николай «Портрет Г.Р.Державина» Не ранее 1801 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 18. Аргунов Николай «Портрет неизвестного молодого человека в зеленом кафтане» 1801 Холст, масло 66х52,5 Государственный Русский музей 19. Аргунов Николай «Портрет графини П.И.Шереметевой (в красной шали)» 1801-1802 Холст, масло 134х98 Музей-усадьба Кусково 20. Аргунов Николай «Портрет П.С.Сапожникова» 1802 Холст, масло 78х63 Музей-усадьба Останкино
cultobzor.ru
Картины, описание картин — Аргунов, Иван Петрович
Опи сание картины Ивана Аргунова: Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме.Аргунов сам происходил из крестьянской среды, потому главным направлением его творчества можно назвать стремление показать достоинство и красоту человека, вне зависимости от его сословия. Ему случалось писать и знать, и простолюдинов. И везде он находил божью искру в человеке, ту черту, которая делала его прекрасным.«Портрет неизвестной в русском костюме» изображает крестьянку в традиционном наряде. Но если не знать об этом, или не задумываться, девушка на картине кажется ровней знатным дамам, с таким спокойствием она держится. У неё простое мягкое лицо. Чуть вздернутый нос, нарумяненные щеки, на губах играет легкая улыбка, брови ровные, тонкие, выгибаются дугами.Волосы аккуратно убраны под расшитый золотом кокошник, в ушах поблескивают серьги, на шее переливаются крупные красные бусы. Белая чистая рубашка с единственной алой бусиной, расшитый сарафан. Она одета так, словно сегодня собирается замуж, или на народные гулянья, где будет все село.Одно время считалось, что девушка — артистка какого-то театра, одетая в театральный костюм. Однако никакой костюм не воссоздается столь скрупулезно, и ни у одной артистки не будет такого спокойного и простого лица. Скорее сарафан был вынут из старого бабушкиного сундука (может быть, та выходила в нем замуж), а бусы достались ещё от прабабушки.Глазами девушки с портрета смотрит на зрителя прошлое. Смотрят игра на Ивана Купалу, клятвы под священными ивами. Обладательница их вполне могла ходить в хороводах первой и петь песни тягучие, как мед. Могла ставить плошку с молоком домовому, расчесывать волос детям, жать и сеять. В ней словно воплотился дух старого быта, времен замшелых и древних.И, несомненно, она красива, и не уступит ни одной дворянке ни в чувстве собственного достоинства, ни в обворожительнос ти улыбки.
www.art-drawing.ru
Аргунов Николай Иванович Картины биография Argunov Nikolay
Николай Иванович Аргунов — русский живописец-портретист. Родился в 1771 году в семье крепостного художника. Учился у отца, Ивана Петровича Аргунова, а в 1790-е годы совершенствовал свое мастерство, копируя картины Эрмитажа. В Москве в начале XIX столетия Николай Иванович Аргунов в художественной среде, прежде всего, славился как портретист. В 1816 году художник получил вольную от графа Шереметева. Он был высокоодаренным портретистом, первым соединившим принципы классицизма с предромантическими веяниями.
Портрет графини Прасковьи Ивановны Шереметевой (Жемчуговой), 1802,музей-усадьба Кусково Портрет Ивана Якимова в костюме Амура, 1790, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Портрет Татьяны ВасильевныШлыковой-Гранатовой, 1789,музей-усадьба КусковоНаиболее известны исполненные художником Николаем Аргуновым образы крепостных актрис театра Кусково — юной двенадцатилетней Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой (1789) и Прасковьи Ивановны Ковалевой-Жемчуговой в красной шали (Портрет графини Шереметьевой, 1802) и полосатом халате (1803). Эффектная репрезентация сочетается в этих картинах с живостью характеров, переданных с эмоциональной, даже несколько интимной непринужденностью. Николай Иванович Аргунов умер в 1830 году в Москве.
Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова, 1812, Государственная Третьяковская галерея, Москва Портрет императора Павла I,1797, музей-усадьба Останкино Портрет графа НиколаяПетровича Шереметева, ЭрмитажЯков Иванович Аргунов (1784 — после 1835), еще один сын знаменитого русского крепостного художника Ивана Петровича Аргунова. Тоже учился в основном у отца. Получил вольную также в 1816 году. По его рисункам выполнялись портретные гравюры для историко-биографических изданий Д.Н. Бантыш-Каменского и П.П. Бекетова. Немногие дошедшие до нас картины Якова Аргунова (портреты В.П. Разумовской, 1824; неизвестного в меховой шапке) близки по стилистике к работам брата Николая.
smallbay.ru