Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа). Мантенья картины


Андреа Мантенья | История живописи вики

Андре́а Манте́нья (ок. 1431, Изола-ди-Картуро, Венето — 13 сентября 1506, Мантуя) — один из крупнейших живописцев эпохи Возрождения в Северной Италии. Мантенья сочетал в себе главные художественные устремления ренессансных мастеров 15 в.: увлечение античностью, интерес к точной и тщательной, вплоть до мельчайших деталей, передаче природных явлений и беззаветную веру в линейную перспективу как средство создания на плоскости иллюзии пространства. Его творчество стало главным связующим звеном между ранним Возрождением во Флоренции и более поздним расцветом искусства в Северной Италии.

Дата рождения: Место рождения: Дата смерти: Место смерти: Гражданство: Жанр: Учёба: Стиль: Известные работы: Влияние на:
Мантенья, Андреа

1431 год

Изола-ди-Картуро, Италия

13 сентября 1506

Мантуя, Италия

Италия

фреска, живопись

Франческо Скварчоне

Итальянский Ренессанс

Святой Себастьян,

Комната супругов,

Мёртвый Христос

Дюрер

Мантенья родился ок. 1431; между 1441 и 1445 он был записан в цех живописцев в Падуе как приемный сын Франческо Скварчоне, местного художника и антиквара, в мастерской которого работал до 1448. В 1449 Мантенья приступил к созданию фресковой декорации церкви Эремитани в Падуе. В 1454 Мантенья женился на Николозе, дочери венецианского живописца Якопо Беллини, сестре двух выдающихся мастеров 15 в. – Джентиле и Джованни Беллини. Между 1456 и 1459 он написал алтарный образ для церкви Сан Дзено в Вероне. В 1460, приняв приглашение маркиза Мантуи Лодовико Гонзага, Мантенья обосновался при его дворе. В 1466–1467 он посетил Тоскану, а в 1488–1490 Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу. Возведенный в рыцарское достоинство, занимая высокое положение при дворе, Мантенья прослужил семейству Гонзага до конца жизни. Умер Мантенья 13 сентября 1506.

16 мая 1446 Мантенья и три других художника получили заказ на роспись капеллы Оветари в падуанской церкви Эремитани (разрушенной во время Второй мировой войны). Мантенье принадлежит большая часть работы по созданию фресок (1449–1455), и именно его художественный стиль доминирует в ансамбле. Сцена "Святой Иаков перед Иродом Агриппой" в капелле Оветари представляет образец стиля раннего периода творчества Мантеньи. Все анатомические детали, складки драпировок и элементы архитектуры жестко и отчетливо прорисованы. Увлечение Мантеньи перспективой и античным искусством проявляется везде и во всем. Знание правил линейной перспективы он почерпнул от мастеров тосканской школы, возможно, непосредственно от Донателло и других флорентийских художников, которые работали в эти годы в Падуе. Триумфальная арка на заднем плане фрески вызывает в памяти древнеримские монументы, а солдаты на переднем плане и рельефы, украшающие арку, напоминают изображения на античных монетах и произведения скульптуры. В сцене "Шествие святого Иакова на казнь" художник избирает точку зрения снизу вверх, в соответствии с высоким расположением фрески на стене капеллы. Фигуры переднего плана показаны в легком ракурсе, а архитектурная декорация построена строго по законам перспективы. В других живописных произведениях Мантеньи этого времени, таких, как картина "Моление а чаше" (Лондон, Национальная галерея), в жесткой линеарной манере исполнены не только человеческие фигуры, но и пейзаж, где каждый камень и былинка тщательно исследованы и прописаны художником, а скалы испещрены изломами и трещинами. Алтарный образ церкви Сан Дзено (1457–1459) в Вероне является живописной интерпретацией знаменитого скульптурного "Алтаря св. Антония", созданного Донателло для базилики Сант Антонио (Санто) в Падуе. Триптих Мантеньи имеет обрамление, выполненное в высоком рельефе и имитирующее элементы классической архитектуры; в боковых частях иллюзия пространства создается средствами живописи. Трон Мадонны и архитектура на заднем плане украшены античными мотивами; на переднем плане изображены гирлянды из роскошных фруктов. Увлечение мастера античной классикой вновь проявилось в его картине "Святой Себастьян" (Вена, Художественно-исторический музей). Святой привязан к изящной коринфской колонне, которая, по-видимому, осталась от разрушенного храма. Растения пробиваются в расщелинах камня, и фрагменты античных мраморов разбросаны у ног мученика. Одним из самых замечательных образцов пространственно-иллюзионистической живописи Мантеньи является роспись Камеры дельи Спози в палаццо Дукале в Мантуе, законченная в 1474. Квадратное помещение визуально трансформировано фресками в легкий, воздушный павильон, как будто закрытый с двух сторон написанными на стенах занавесями, а с двух других сторон открывающий изображение двора Гонзага и пейзажную панораму на дальнем плане. Свод Мантенья разделил на компартименты и поместил в них в обрамлении богатого антикизированного орнамента изображения бюстов римских императоров и сцен из классической мифологии. В верхней части свода написано круглое окно, через которое видно небо; богато одетые персонажи глядят вниз с балюстрады, данной в сильном перспективном сокращении. Этот фресковый ансамбль замечателен не только как один из первых в новом европейском искусстве примеров создания на плоскости иллюзорного пространства, но и как собрание очень остро и точно трактованных портретов (членов семьи Гонзага). Цикл монохромных картин "Триумф Цезаря" (1482–1492) был написан по заказу Франческо Гонзага и предназначался для украшения дворцового театра в Мантуе; эти картины плохо сохранились и в настоящее время находятся во дворце Хэмптон-Корт в Лондоне. На девяти больших холстах изображена длинная процессия с огромным количеством античных скульптур, доспехов, трофеев. Ее движение достигает кульминации в торжественном прохождении перед Цезарем-победителем. Картины отражают обширные знания Мантеньи в области античного искусства и классической литературы. В этом цикле и в "Мадонне делла Ветториа" (1496, Париж, Лувр), написанной в память о военной победе Гонзага, искусство Мантеньи достигло наибольшей монументальности. Формы в них объемны, жесты убедительны и ясны, пространство трактовано широко и свободно. Для студиоло (кабинета) Изабеллы д'Эсте, жены Франческо Гонзага, Мантенья написал две композиции на мифологические темы (третья осталась незаконченной): "Парнас" (1497) и "Миневра, изгоняющая пороки" (1502, обе в Лувре). В них заметно некоторое смягчение стиля Мантеньи, связанное с новым пониманием пейзажа.

ru.jivopis.wikia.com

Мантенья в Уффици - Музеи мира

Интересно, чем объяснить, что сегодня мы в одном и том же музее видим одно, а завтра другое? Может быть, на все сразу не хватает душевных сил и эмоций? Это к тому, что произведения Андреа Мантеньи в Уффици я разглядела не с первого раза. Речь идет о триптихе с «Поклонением волхвов». На самом деле, эти картины стали триптихом в XIX веке, когда их произвольно вставили в одну раму. А когда-то они вместе с другими украшали капеллу мантуанского замка. «Поклонение волхвов» было центральной частью ансамбля – оно написано на вогнутой поверхности, что сразу же рождает ассоциации с апсидой:

Мантенья. Поклонение волхвов.http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel1.jpg

В миниатюрной апсиде нам открывается поистине волшебное зрелище. В мире Мантеньи день сливается с ночью, хлев расположен в таинственной пещере, из тьмы которой выплывает облако с юными ангелочками. Ангелы повзрослее изображены на вершине скалы, рядом с Вифлеемской звездой, свет которой как копье устремляется к Иисусу. По вьющейся каменистой дороге к пещере движется процессия восточных мудрецов и магов. Волхвы на первом плане, обнажившие головы, выглядят очень внушительно. Точный рисунок дополнен великолепием цвета. Об этом прекрасно писал В.Н.Лазарев: «В одеждах волхвов и ближайших к ним фигур Мантенья развернул все ослепительное богатство своей палитры. Эти краски сияют тем ярче, что они даны в обрамлении строгого пейзажа, в котором преобладают холодные серые оттенки. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми. Все орнаменты и высветленные места драпировок тронуты золотом, которое наложено тонкими, как паутина, линиями, придающими живописной поверхности драгоценный характер. Такого миниатюрного изящества письма не достиг ни один из кватрочентистских живописцев». /В.Н.Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972, с.217/

Мантенья. Поклонение волхвов.http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel11.jpg

Еще одна сцена, включенная в «триптих» - «Вознесение». И здесь тот же эффект «дня-ночи», мир скал и драгоценные цвета одежд:

Мантенья. Вознесениеhttp://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel2.jpg

Одежды Христа сливаются с темным небом. Взгляд и благословляющий жест обращены к ученикам:

Мантенья. Вознесение

Мантенья. Вознесение

Третья картина, «Обрезание», меня заворожила еще больше. Здесь все смотрится как драгоценность, но человеческие образы при этом удивительно живые. Действо происходит в Храме. Колонна находится в центре, но не все архитектурные детали зеркально повторяются по обе стороны от нее.

Мантенья. Обрезание

http://www.wga.hu/art/m/mantegna/1/chapel3.jpg

Как интересно разглядывать разные орнаменты справа и слева! Какая здесь любовь к цветным камням, мрамору и позолоченной бронзе! Невольно вспоминается Венеция, ведь Мантенья был женат на сестре Джованни Беллини. Но венецианская красочность здесь слилась с жестковатым и точным рисунком.

Мантенья. Обрезание

Мантенья изобретает фантастические архитектурные детали. Чего стоит, например, капитель с рогами изобилия! «Обрезание» совсем небольшая картина (h 86 см.), впереди у художника будет возможность пересоздать средствами живописи реальное пространство дворцового покоя в замке герцогов Гонзага: http://cicerone2007.livejournal.com/36252.html

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_007.jpg

В верхней части композиции мы видим рельефы. Слева – «Жертвоприношение Авраама». С Авраама, как известно, и начинается ритуал обрезания. Впрочем, готовность отца принести в жертву сына тоже имеет прямое отношение к судьбе Христа.

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_010.jpg

Справа – «Моисей, вручающий законы». «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить», - произнесет Христос в Нагорной проповеди.

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_009.jpg

У колонны мы видим Богоматерь с Иисусом, за ней две женщины и ребенок. Слева – Первосвященник со скальпелем в руке, ему прислуживает мальчик, а чуть дальше Иосиф с голубками в корзинке.

Мантенья. Обрезание

Образ Первосвященника необыкновенно выразителен. Впрочем, иногда в сцене обрезания изображали Симеона-Богоприимца. Возможно, что и Мантенья изображает именно его. Над головами Марии, Иосифа и священника мы видим нимбы:

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_011.jpg

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_006.jpg

Еще один необычайно живой образ в этой композиции – молодая рыжеволосая женщина с ребенком:

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_005.jpg

Для Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, она слишком молода, так же как ребенок с бубликом, гораздо старше Иоанна:

Мантенья. Обрезаниеhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Andrea_Mantegna_004.jpg

Рассматривать эти образцы миниатюрной живописи Мантеньи можно бесконечно. Рядом с этими картинами вспоминается Ван Эйк, который мог с равной степенью совершенства создать монументальный Гентский алтарь и «Мадонну в церкви» (Дрезден) – маленькое чудо. Так умел работать и Мантенья!

art-museums.livejournal.com

Андреа Мантенья Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа): Описание произведения

Хранящееся в миланской Пинакотеке Брера «Оплакивание мертвого Христа» - не только самая известная картина Андреа Мантеньи, но и одна из самих необычных в мировой живописи.

В чём её необычность?

Во-первых, в композиции. Пятки Христа касаются нижней кромки картины, а голова почти упирается в верхнюю. В таком размещении тела на холсте не было бы ничего особенного, если бы это была фронтально располагающаяся фигура – стоящая или сидящая. Иное дело – изобразить лежащее тело перпендикулярно горизонтальной оси. Мантенье пришлось прибегнуть к чрезвычайно резкому перспективному сокращению и выбрать очень низкую точку зрения. И сделал он это с виртуозным правдоподобием: здесь сказываются его прилежные штудии трактатов по перспективе, геометрии и оптике.

Во-вторых, необычность «Оплакивания мёртвого Христа» Мантеньи в натуралистичности. Вопреки своему пиетету перед античностью с её культом героев и идеальных красавцев, Спасителя Мантенья изображает нарочитым простолюдином. Об этом говорят его угловатое лицо, широкая крестьянская грудь, заскорузлые натруженные ступни. Подобным же образом Дева Мария на картине «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой» наделена миловидным, но рябым и подслеповатым лицом крестьянки. Еще яснее эта тенденция в картине «Христос, несущий крест».

Очевидно, в этом упорном нежелании аристократизировать «Царя иудейского» заключалась принципиальная позиция художника. Тем самым Андреа, сын падуанского дровосека, приближает Иисуса, сына вифлеемского плотника, к сирым и убогим – к кому, собственно, Христос (во времена Мантеньи окончательно монополизированный Ватиканом) и пришёл.

Страсти по «Оплакиванию мёртвого Христа»

Известно, что эта картина была очень дорога Мантенье и хранилась в его доме до самой смерти художника. Предполагается, единственное сохранившееся до нашого времени «Оплакивание мертвого Христа» – это авторская копия, а оригинал утрачен.

Уже в наши дни настоящие сражения за картину развернулись между Миланом и Мантуей. В 2006-м году, когда отмечалось 500 лет со дня смерти художника, центром торжеств должна была стать Мантуя, где Мантенья работал и жил большую часть своей жизни и где он погребён. Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Возник крупный скандал, который вынужден был решать тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли. В результате миланским специалистам удалось доказать, что темпера на холсте Мантеньи слишком хрупка и не переживёт транспортировки даже в близлежащую Мантую. Впрочем, нельзя исключить, что дело здесь не сохранности шедевра, а в пресловутом культурном соперничестве североитальянских городов.

Визуальная цитата из Мантеньи в фильме Андрея Звягинцева

Картина продолжает будоражить умы и сейчас.

Например, на 10-й минуте фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» мы можем увидеть прямое цитирование «Оплакивания мёртвого Христа». Сыновья-подростки впервые видят спящего отца, вдруг ниоткуда возникшего в их жизни. Он лежит на кровати в той же позе и снят с того же низкого ракурса, в котором написан Христос Мантеньи. Звягинцев ставит фильм-притчу, и этой недвусмысленной цитатой, очевидно, закрепляет параллель между отцом и Богом: оба суровы и непреклонны, оба вмешиваются в жизнь человека, когда их меньше всего ждут, оба диктуют сыновьям свою волю и оба до конца не постижимы.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Биография — Мантенья Андреа - Музей Арт-Рисунок

Просмотров: 28734

Мантенья Андреа, итальянский живописец

А. Мантенья: Пьета - 1489. 83 x 51 см Дерево Возрождение Италия Копенгаген. Государственный художественный музей Мантенья Андреа (Mantegna) (1431-1506), итальянский живописец и гравёр эпохи Раннего Возрождения. Представитель падуанской школы. Учился у своего приёмного отца - Ф. Скварчоне в Падуе [1441(?)-48]. Испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и живописи венецианской школы. Изучал древнеримскую скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой. Искусству Мантеньи присуще героическое мироощущение, проникнутое пафосом утверждения силы и достоинства человеческой личности. В росписях капеллы Оветари в церкви Эремитани в Падуе (1449-55; в 1944 во время Второй мировой войны почти полностью погибли) проявилась приверженность Мантеньи к чёткой архитектоничной композиции, смелым ракурсам. Живописная манера Мантеньи отличается чеканностью форм и рисунка, металлическим отблеском красок, уподобленных драгоценным эмалям, строгостью и правдивостью обобщенных образов, героическим восприятием сурового каменистого пейзажа (алтарь церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне, 1457-59, хранится там же, отдельные части - в Лувре и Музее изящных искусств, Тур). С 1460 Мантенья жил в Мантуе, при дворе Лодовико Гонзага. В росписях "Камеры дельи Спози" в замке Сан-Джорджо (1474) Мантенья добился визуально- пространственного единства интерьера; иллюзионистические эффекты росписи (имитация круглого окна в потолке) предвосхищают аналогичные поиски Корреджо. Суровым духом римской античности проникнута серия монохромных картонов с "Триумфом Цезаря" (1485-88, 1490-92, Хэмптон-корт, Лондон). К поздним произведениям Мантеньи относятся аллегорико-мифические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте ("Парнас", 1497, Лувр, и др.), цикл монохромных картин ("Самсон и Далила", 1500-е гг., Национальная галерея, Лондон; и др.), исполненное композиционной остроты и драматизма полотно "Мёртвый Христос" (около 1500, Брера). Графические работы Мантеньи (7 гравюр на меди "Битва морских божеств") сочетают чёткую пластичность с нежностью штриховой моделировки.

Лит.: Т. П. Знамеровская, А. Мантенья..., Л., 1961; В. Н. Лазарев, Мантенья, в его кн.: Старые итальянские мастера, М., 1972; Н. В. Николаева, А. Мантенья, М., 1980; Tietze-Conrat E., Mantegna, L., 1955; Paccagnini G., A. Mantegna, Mil., 1961; Camesasca E., Mantegna, Mil., 1964.

Картины: Мантенья, Андреа

Родительская категория: Биография Категория: Краткая биография

www.art-drawing.ru

АНДРЕА МАНТЕНЬЯ - Художники Ренессанса

Андреа Мантенья

Андреа Мантенья
Андреа Мантенья, автопортрет (крайний справа), с женой (крайняя слева), 1465-1466 гг. Андреа Мантенья, автопортрет (крайний справа), с женой (крайняя слева), 1465-1466 гг.

Андреа Мантенья (Mantegna, Andrea) 1431-1506 г. Родился в Мантуе. Работал в 1441 г. в мастерской Франческо Скварчоне в Падуе. Развивался под влиянием античного искусства, Донателло и своего тестя Якопо Беллини. Работал главным образом в Падуе, а с 1460 г. — в Мантуе.

Биография

Почти до самого конца долгой жизни Андреа Мантенья подписывался на своих работах "падуанцем". Он не был родом из Падуи, и большая часть его деятельности протекала в Мантуе, при дворе тамошних герцогов Гонзага. Но здесь, в Падуе, провел он молодость, здесь получил художественное воспитание и здесь написал свои первые произведения.

Андреа Мантенья родился в 1430 или в 1431 году, вероятно, в Изола ди Картуро, между Виченцей и Падуей. Дату рождения можно установить по надписи на одной из его утраченных картин 1448 года, где автор указывает, что ему семнадцать лет.

Около 1442 года десятилетний мальчик, был взят на воспитание Скварчоне, который побудил его к занятиям искусством и от попечения которого Андреа бурно освободился в 1448 году.

Скварчоне был увлеченным первооткрывателем талантов. В единственной уцелевшей работе Скварчоне - алтаре, датированном 1449 годом (Падуя, Городской музей), - сочетаются северные черты и поиски тосканской школы. Скварчоне был глубоким энтузиастом классической древности. Добытые им сокровища он сделал орудием артистического воспитания целого поколения молодых художников. Слава мастерской Скварчоне была так велика, что в ней работали не только падуанцы, не только уроженцы соседней Венеции или Феррары, но также и приезжие из отдаленных городов Ломбардии и даже Тосканы.

Из документов известно, что Мантенья был уже записан в цех художников, когда ему исполнилось всего десять лет. Это говорит не только об его редких способностях, но также и об удивительном художественном подъеме, который царил тогда в Падуе вокруг многолюдной мастерской Скварчоне.

После того как Андреа, которому в то время еще не исполнилось семнадцати лет, написал образ главного алтаря Санта София в Падуе, вещь, которая кажется исполненной старым опытным художником, а не юношей, Якопо Скварчоне получил заказ в капелле св. Христофора, что в церкви августинских братьев отшельников в Падуе.

Мантенья испытал влияние Донателло, Андреа дель Кастаньо и венецианской живописи. Огромное значение для формирования искусства Мантеньи имело изучение им древнеримской скульптуры и архитектурного декора, увлечение археологией и эпиграфикой.

Также молодой художник находился под влиянием флорентийских новаций Пикколо Пиццоло, помощника Донателло, а с 1448 года компаньона Мантеньи по украшению половины капеллы Оветари церкви Эрмитани в Падуе, другая половина декорации которой была доверена Антонио Виварини и Джованни д'Аллеманья. Поскольку большинство этих росписей пострадало при воздушном налете в 1944 году, вопросы хронологии и атрибуции остаются открытыми. Сохранившиеся фотографии не в состоянии помочь их разрешению.

Участие Мантеньи в украшении капеллы началось с выполнения фигур трех святых - Петра, Павла и Христофора - на соседних компартиментах апсидной ниши. В течение 1450 года он написал фрески "Призвание Апостолов Иакова и Иоанна" и "Проповедь Святого Иакова", заполняющие отведенный для них большой люнет на левой стене. Живописные приемы и организация пространства согласно законам центральной перспективы в духе Брунеллески близки здесь манере его компаньона, однако реализованы они не вполне уверенно.

В двух расположенных ниже фресках "Святой Иаков крестит Гермогена" и "Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы" также полновластно царит перспектива.

В конце 1451 года работы в церкви Эремитани остановились из-за недостатка средств. Они возобновились в ноябре 1453 и завершились, вероятно, в январе 1457 года. К этому, не столь уж краткому, периоду относятся последние истории из жизни Святого Иакова, расположенные на левой стене: "Шествие на казнь" и "Мученичество", а также соответствующие им две сцены на противоположной стене - "Казнь Святого Христофора" и "Перемещение тела Святого Христофора - и кроме того, "Вознесение Марии" в апсиде капеллы. Из всего цикла уцелели только три последние композиции. Они плохо сохранились и еще в 1880 году были отделены от стен и во время бомбардировки 1944 года находились в хранилище. Кроме них до нас дошли скудные фрагменты "Мученичества Святого Иакова", наложенные сейчас поверх укрепленного на стене фотографического воспроизведения подлинника.

К достоинствам двух сцен из жизни Святого Иакова можно отнести следующие живописные новации: головокружительные ракурсы фигур и архитектуры, демонстрирующие научную оснащенность мастера; обширный пейзажный фон (Мученичество), испещренный "пятнышками" зелени и увенчанный изображением полусредневекового-полуидеального города; переход от жесткого и ломкого мазка предшествующих работ к густой, плотной, насыщенной контрастами света и тени манере письма.

Следует отметить, что "Мученичество Святого Иакова" и две сцены из жизни Святого Христофора по контракту должен был написать Пиццоло; Мантенья выполнил их после смерти компаньона (1453). С этим, может быть, связано некоторое отличие в компоновке "Мученичества Святого Иакова" по сравнению с "Шествием на казнь", расположенным рядом. Два эпизода из жизни Святого Христофора, помимо единой точки зрения, наделены общностью сценического решения, обладающего такой силой оптической иллюзии, какая позволяет говорить об эффекте "обманки". "Вознесение Марии", обладая теми же достоинствами, что утверждались на больших стенах капеллы, сочетает их с великолепной находкой - парой фигур в центре композиции.

Неупорядоченное перспективное решение, напоминающее большой люнет в капелле, позволяет датировать 1450-1451 годами "Поклонение пастухов" (Нью-Иорк, музей Метрополитен; обрезано с боков), вероятно, заказанное герцогским двором Феррары. Там в 1449 году молодой художник исполнил портрет герцога (утрачен) и там же мог увидеть многочисленные творения Пьеро делла Франческа и фламандцев, в особенности Рогира ван дер Вейдена.

Двадцать второго июля 1452 года Мантенья закончил фреску с Монограммой Христа между двух святых (теперь - в музее Антониано при соборе) над главным порталом Санто (собора Сант'Антонио в Падуе). В ней он положил начало применению низкой перспективы, ставшей некоторое время спустя отличительной особенностью двух последних историй из жизни Святого Иакова. К 1453-1454 годам, без сомнения, относится "Полиптих Святого Луки" для одной из падуанских церквей (ныне - Милан, Пинакотека Брера).

Дата "1454 год" читается на "Святой Евфимии" (Неаполь, музей Каподимонте), изображенной внутри арочного обрамления - "окна", которое присутствует также в "Вознесении Марии" капеллы Оветари и в "Святом Марке" из Франкфурта (возможно, выполнен мастерской). В 1453 или 1454 году художник женился на Николосии Беллини и установил профессиональные контакты с ее братом Джованни, придав его искусству донателловские черты. Две картины, изображающие Моление о чаше, обе в Национальной галерее в Лондоне, одна Мантеньи, другая - Джованни Беллини, раскрывают характер взаимных связей между шуринами: падуанцу принадлежит инициатива в выработке новых принципов построения, венецианцу - первенство в колористических поисках.

Это подтверждается в двух "Принесениях во храм" в Берлине (Государственные музеи) и в Венеции (галерея Кверини Стампалия), соответственно Мантеньи и Беллини.

К этому же времени относятся и некоторые автопортреты Мантеньи. Так, лицо, выглядывающее справа в "Принесении во храм" из Берлина, сейчас признано автопортретом художника, сходным с тем, что обычно распознают в сцене "Святой Иаков перед судом Ирода Агриппы" (первая фигура слева) из Эремитани, и с тем, что в виде гигантской головы Мантенья написал для Оветари на внешней стене капеллы. Несмотря на отличия по сравнению с достоверным "Автопортретом", выполненным в бронзе и находящимся в погребальной капелле мастера в Мантуе, трудно отрицать, что Мантенья изобразил в берлинской картине самого себя.

Картины Андреа Мантенья

Св. Просдозим Падуанский

Андреа Мантенья. Св. Просдозим Падуанский

Св. Бенедикт

Андреа Мантенья. Св. Бенедикт

Св. схоластика

Андреа Мантенья. Св. схоластика

Св. Юстина-Падуанская

Андреа Мантенья. Св. Юстина-Падуанская

Св Георгий

Андреа Мантенья. Св Георгий

Святой Себастьян

Андреа Мантенья. Святой Себастьян

Свв. Бенедикт и Лаврентий

Андреа Мантенья. Свв. Бенедикт и Лаврентий

Sv. Sebastian

Андреа Мантенья. Sv. Sebastian

Портрет придворного

Андреа Мантенья. Портрет придворного

Торжество Добродетели

Андреа Мантенья. Торжество Добродетели

Слуги с собаками, ожидающие

Андреа Мантенья. Слуги с собаками, ожидающие

Самсон и Далила

Андреа Мантенья. Самсон и Далила

Путто

Андреа Мантенья. Путто

Парнас

Андреа Мантенья. Парнас

Автопортрет

Андреа Мантенья. Автопортрет

Сретение господне

Андреа Мантенья. Сретение господне

Юдифь

Андреа Мантенья. Юдифь

www.renesans.ru

Описание картины Андреа Мантенья «Святой Себастьян»

Описание картины Андреа Мантенья «Святой Себастьян»

В числе великолепных полотен на духовную тематику у Андреа Мантеньи есть серия из трех созданных в разное время картин под одинаковым названием – «Святой Себастьян». Наиболее известная из них – вторая работа 1480 года, хранящаяся ныне в Лувре.

Себастьян – ныне канонизированный святой, а ранее – в промежуток III-IV веками – солдат легиона и последователь христианского учения. Правивший император Диоклетиан был против Иисуса и его приверженцев, жестоко преследовал их. Узнав, что среди его легионеров появился проповедник новой веры, он приказал его соратникам застрелять отступника стрелами до смерти.

Как доносит история, христианин выжил, его выходила жена или еще одна сторонница Христа. Мужчина продолжил дело проповедования, что привело к повторной казни. В этот раз его забили камнями до омертвления и сбросили тело в сточную канаву города. По наставлению ангела тело было найдено христианкой Лукиной, похоронившей его в катакомбах.

Изображение мученичества Себастьяна – довольно распространенный религиозный сюжет у живописцев. Но каждый видит и показывает зрителям разные грани духовного подвига человека и его значение для истории. Мантенья пишет в 1480 г. святого как мужественного человека.

Вся нижняя часть туловища изрезана стрелами лучников. Ноги привязаны к разрушающейся античной статуе. Это знаковый символ – падение греко-римских идолов, уход в небытие язычества. Подле «статуи» мученика видны остатки полностью уничтоженного мраморного героя. Убиваемый силен, его глаза с верой устремлены к небу, лицо исчерчено морщинами как свидетельство мудрости и знания.

Мантенья уделял много внимания деталям в изображении тела, архитектуры, фона. Изумительная подробность описания отступает лишь перед гениально воплощенной идеей становления христианства путем пролития крови мучеников.

opisanie-kartin.com

МАНТЕНЬЯ Андрей | ArtWiki. Энциклопедия искусства

МАНТЕНЬЯ Андрей Mantegnu, Andrea

(14.10-1431, Изола ди Картуро, Вене/по - 1506, Минтун) итальянский художник

Уже и XVI в. многие авторы писали о «великолепном рисунке», «натуралистической правде», «техническом совершенстве» Андрея Мантеньи и особенно восхищались его удивительными ракурсами. Таким образом, Мантенью относят к художникам Ренессанса, стремившимся изобразить реальность с помощью перспективы, пространственных членений, четко обозначенных объемов - то есть с помощью ученых знаний и археологически точных форм.

Падуанский период

Имя Андрей Мантеньи впервые упоминается в падуанских документах в 1441, где он назван учеником и приемным сыном художника Франческо Скварчоне, с которым он посетил Венецию в 1447, но от опеки которого он вскоре отказался. Вероятно, в возрасте 17 лет, Мантенья самостоятельно создал свое первое подписное и датированное произведение («Алтарь св. Софии», Падуя, 1448, погиб в XVII в.). Судя по документам, в 1449 художник некоторое время жил в Ферраре. В Падуе он работал в 1449- 1456, приобретя здесь значимость и творческую свободу, все возрастающую из-за смерти или отъезда других художников, таких, как Джованни д'Алеманья, Антонио Виварини и Пиццоло, его помощника. Фрески в капелле Оветари ц. Эремитани в Падуе принесли мастеру известность; в «Сценах из жизни св. Иакова и св. Христофора» Мантенья утверждает свой суровый и жесткий стиль, впечатляющий силой рисунка и резкостью перспектив.

К несчастью, этот ансамбль был почти полностью разрушен во время второй мировой войны: частично сохранились лишь «Ассунта», «Мученическая смерть св. Иакова» и «Перенесение тела св. Христофора». В 1453 художник получает заказ на «Полиптих св. Луки» для ц. Санта-Джустина в Падуе (Милан, пинакотека Брера), исполненный в традиции поздней готики. В 1454 Мантенья пишет «Св. Евфимия» (Неаполь, Каподимонте), а вскоре появляется шедевр мастера - алтарь в ц. Сан-Дзено в Вероне (1457-1459), состоящий из шести створок, обрамленных роскошным резным украшением, сделанным по рисунку самого художника и вдохновленные работой Донателло в базилике Санто в Падуе. Это произведение в 1797 было распилено и увезено во Францию, вместе с другими трофеями Наполеона.

В 1815 «Мадонна с младенцем» в окружении двух групп святых была возвращена в Италию и хранится ныне на своем прежнем месте, а три пределлы оказались в разных музеях («Распятие», Париж, Лувр; «Моление о чаше» и «Воскресение», Тур, Музей изящных искусств; в ц. Сан-Дзено помещены копии этих картин). Ансамбль представлял собой замечательное единство архитектуры и декорации - Мантенья специально поместил открытый проем справа, чтобы соединить этот естественный источник света с живописным освещением центральной части алтаря.

Мантуанский период

В 1453, после женитьбы на Николозии Беллини, дочери Якопо Беллини и сестры Джентиле и Джованни Беллини, художник стал членом этой могущественной семьи венецианских художников. Когда в 1456 Лодовико Гонзага впервые пригласил Мантенью на службу, он в своем письме обращается к нему как к уже знаменитому и состоятельному человеку. В Мантуе, куда художник переехал в 1459 и где он был придворным художником до самой своей кончины, Мантенья создал свои главные произведения. Его первые мантуанские работы мало известны. Этим временем часто датируют «Св. Себастьяна» (Вена, Музей истории искусств), подписанного по-гречески, с шахматным полом, напоминающим картины Пьеро делла Франчески. Однако Р. Лонги, подчеркивая утонченную каллиграфию этой картины, относит ее к 1470 и связывает с Филарете. Три гравюры («Снятие с креста», «Положение во гроб», «Сошествие во ад») могут быть связаны с несохранившимися росписями дворцовой капеллы. В триптихе из Уффици («Вознесение», «Поклонение волхвов», «Обрезание Христа»), который не является целостным ансамблем, многие видят часть того произведения, которым восхищался Вазари в этой капелле во время своего пребывания в Мантуе в 1565. Но, скорее, он имел в виду работу, данные о которой относятся к 1464.

В 1463-1464 Андрей Мантенья работал в герцогских резиденциях Кавриана и Гоито. В это время он поддерживал тесные контакты с гуманистами, а именно с Феличе Феличиано, и предпринял любопытное археологическое путешествие на озеро Гард, целью которого были поиски античных надписей и фрагментов, очень интересовавших художника. «Камера дельи Спози». В 1466-1467 художник дважды побывал в Тоскане; тогда же мог быть создан и триптих из Уффици, предназначавшийся для одного из членов семьи Медичи. Но главным произведением этого периода были росписи в «Камере дельи Спози» Палаццо Дукале в Мантуе, темой которой стало прославление семьи Гонзага. Эта почти кубическая комната была декорирована художником наподобие павильона, открытого в пейзаж. В центре его находится ложный окулюс, а боковые стены были украшены сценами из придворной жизни, обрамленными тяжелыми живописными портьерами. Датировка этого произведения остается спорной. Некоторые исследователи полагают, что работы могли длиться от четырех до десяти лет, во всяком случае, закончены они были в 1474. Этими росписями Мантенья открыл новую декоративную систему, ставшую предтечей иллюзионизма, который оказал влияние на Браманте и Корреджо и который использовал Леонардо.

Как и другие подобные ансамбли, созданные в разных городах Северной Италии (например, в Палаццо Скифанойя в Ферраре), фрески Мантеньи воспевали придворную жизнь. Используя пилястры и античные медальоны и создавая иллюзионистическое пространство, в котором главенствует окулюс-обманка с изображенными в нем персонажами, смотрящими через балюстраду, Мантенья открыл мотив, имевший огромный успех.

Работы 1480-х

Покровителем художника был герцог Гонзага, который подарил ему дом. У Андрея Мантеньи была и собственная мастерская, где создавались картоны для гобеленов, свадебные сундуки («кассоне»), ювелирные изделия. Здесь же была написана и удивительная картина «Мертвый Христос» (Милан, пинакотека Брера), которая, по мнению Фелибьена, хранилась в собрании Мазарини в Риме. Кроме того, в 1480-е Мантенья исполнил такие работы, как «Св. Себастьян» (1481, Париж, Лувр), «Мадонна с ангелами» (Милан, пинакотека Брера), «Принесение во храм» (Берлин-Далем, музей), в которых кристаллизовалась связь Мантеньи и Джованни Беллини, а также «Мертвый Христос» (Копенгаген, Гос. художественный музей) и «Мадонна делла Каве» (Флоренция, Уффици), тщательно написанные произведения, полные тончайших световых эффектов. «Триумф Цезаря». Эта серия из девяти больших картонов одинакового формата, хранящихся во дворце Хэмптон Корт близ Лондона, является произведением позднего Мантеньи. Это - шедевры живописи на мифологические сюжеты; они обладают редкой декоративной ценностью. Художник здесь отказался от привычных для себя холодных тонов и прибегает к монохромности, великолепно подчеркнутой уверенным рисунком.

В 1492, хотя картины не были еще завершены, их сюжеты появились в гравюрах. В XVII в. они были проданы английскому королю Карлу 1.

Позднее творчество

В 1489 Андрей Мантенья приехал в Рим, где по заказу папы Иннокентия III расписал небольшую капеллу в Бельведере. В 1490, по возвращении в Мантую, он получает несколько заказов от молодой четы, герцога Джованни Франческо Гонзага и Изабеллы д'Эсте: росписи в резиденции в Мармироло; «Мадонна делла Виттория» (1496, Париж, Лувр), прославляющая победу герцога над французами при Форну; «Мадонна Тривульцио» (1497, Милан, Кастелло Сфорцеско), гармоничная композиция которой отмечена некоторым академизмом. Кроме того, он делает росписи в «Студиоло», небольшой комнате, расположенной в дворцовой башне, - Изабелла д'Эсте желала собрать здесь работы лучших современных итальянских художников. Наряду с Мантеньей здесь работали Перуджино и Лоренцо Коста; Мантенья создал две композиции: «Парнас», заказанный в 1496 и исполненный в 1497, и «Минерва, изгоняющая Пороки из сада Добродетелей», в 1502 помещенная напротив «Парнаса», которые в 1630 были приобретены Ришелье и ныне хранятся в Лувре.

Более значительными являются монохромные картины на библейские сюжеты, трактованные с удивительной тонкостью и точностью. Мантенья демонстрирует здесь полную гармонию с теориями Возрождения, изображая сухие и тяжелые формы с ясными классическими пропорциями (1490-1500, Цинциннати, музей; Дублин, Нац. гал.; Вена, Музей истории искусств; Лондон, Нац. гал.; Париж, Лувр). Среди лучших поздних произведений художника можно назвать также «Святое собеседование» (Дрезден, Картинная гал.) и «Мадонну с младенцем, св. Иоанном и св. Марией Магдалиной» (Лондон, Нац. гал.). Стиль Мантеньи.

Если истоки искусства Мантенья, вероятно, следует искать в антикизирующем вкусе его падуанского учителя Скварчоне, то определяющую роль в становлении стиля мастера сыграло присутствие в Падуе тосканских художников (1430- 1460, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло) и Пьеро делла Франческа в Ферраре (1449). «Полиптих св. Луки» с его светлыми тонами является бесспорным доказательством встречи Мантеньи и Пьеро. В Ферраре Мантенья познакомился также с произведениями фламандских художников (Рогира ван дер Вейдена). Затем влияние на мастера оказали венецианцы: рисунки Якопо Беллини не остались без внимания молодого художника, а общение с Джованни смягчило искусство Мантеньи. Во время своего пребывания в Тоскане он интересовался гравюрами Б. Гоццоли.

Несомненно, у него было собственное восприятие античности, которое не изменилось и после поездки художника в Рим (об этом свидетельствует стилистическая однородность картонов цикла «Триумф Цезаря», созданных до и после этой поездки). На закате своей жизни Мантенья словно уходит в себя, не допуская в свое искусство открытий нового поколения - Леонардо, Джорджоне, Микеланджело, Рафаэля. Графические работы Маитеньи. Хотя живопись играла главную роль в творчестве Мантеньи, о ней говорить достаточно трудно потому, что большинство фресковых циклов утрачено, а станковые картины плохо сохранились. Остается графика, в которой художник нередко смелее проявлял свои формальные поиски.

В XVIII в. ему приписывали около 50 гравюр, сегодня, однако, говорят о семи, шесть из которых упоминает Вазари: две «Вакханалии», две «Битвы морских божеств» (ок. 1470), «Положение во гроб», «Мадонна с младенцем», напоминающая картину из музея Польди-Пеццоли в Милане (ок. 1475), «Христос со св. Андреем и Лонгином» (ок. 1488). К числу самых возвышенных произведений Мантеньи принадлежит и рисунок «Юдифь» (1491, Флоренция, Уффици), принадлежавший Вазари. Мантенья был также талантливым миниатюристом, скульптором и архитектором. Влияние Мантеньи. Художник, избежавший какой бы то ни было классификации, стоящий вне школ и направлений, Мантенья был создателем целого репертуара форм (античных медальонов, кортежей, чудовищ, декоративных мотивов) и часто торжественного, холодного и рассудочного мира, в котором постоянно чувствуются интеллектуальное напряжение и мощь, порой граничащие с трагизмом. Мантенья оказал неоспоримое влияние на искусство Северной Италии - от Падуи (Мороне) до Венеции («мантеньевский» период в творчестве Виварини или Джанбеллино), Феррары и области Марке ( Кривелли).

Он был и основоположником живописной техники: самый древний живописный холст, известный в Италии, - это картина «Св. Евфимия» (1454). В отношении «Триумфа Цезаря» Вазари писал, что Мантенья, который создал это произведение не во фреске, а на полотне, имел большой опыт живописи на холсте. Благодаря широко распространенным гравюрам Мантеньи итальянское Возрождение проникло в Германию (Дюрер). Большая выставка работ Мантеньи проходила в 1991 в Лондоне и Нью-Йорке. 

16

artwiki.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта