Описание картины Константина Сомова «Арлекин и дама». Картина арлекин


Образ Арлекино Art-Salon

Собирательный образ Дзанни и его характерные черты

   

                          Собирательный образ дзанни                                        "Арлекин"                       

Арлекин, Бригелла, Пьерино – это персонажи комедии Дель-Арте, которые относятся к сословию дзанни (Zanni) – слуги. Данное венецианское название сословия происходит от имени Джованни, которое было настолько сильно популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным. На Руси соответствующим именем стало Ванька. Изначально костюм дзанни состоял из крестьянской рубахи, простых туфель и головного убора. Характерной чертой маски дзанни был длинный нос – чем глупее дзанни, тем длиннее он был.

Варианты масок персонажа Дзанни

Ненасытный аппетит и невежество – являются главными характерными чертами персонажа комедийного слуги, который не любит дисциплину, хотя и предан хозяину. Дзанни живёт сегодняшним днём и беззаботен.

В спектаклях итальянской комедии Дель-Арте, как правило, было столько дзанни, сколько было героев из богатого сословия – то есть у таких как Панталоне, Доктора. Самыми популярными и знаменитыми вариациями образа Дзанни были Арлекин и Пьеро. Один был ловким, хитрым, а другой – по своему глупым, простодушным и пустым, непосредственным и немного беспомощным. Как правило, они имели любовные отношения с женщинами своего сословия и часто пародировали любовные связи своих хозяев, насмехаясь над ними.

Второй дзанни венецианской комедии Дель-Арте - Арлекин

Арлекин – второй дзанни богатого старика Панталоне. Одного из главных героев итальянской комедии Дель-Арте как только не называют – паяц, шут, клоун. Давайте к нему присмотримся по-внимательнее.

  

Костюм Арлекина

Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой и подчёркивает его крестьянское происхождение: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов либо только на панталонах, либо по всему наряду. Его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных и небрежно пришитых заплат. На верхней части туловища порой он носит белую широкую крестьянскую рубаху. Обут герой в простые лёгкие туфли. Нарисованная маска обычно сливается с чёрной шапочкой. Раньше Арлекин носил чёрную маску с длинным носом. Эта особенность явилась прототипом для Буратино, в образе которого слились черты разных дзанни. В некоторых постановках итальянского уличного театра можно видеть Арлекина и без маски, поскольку его образ настолько богат, что не требует обозначения масочным атрибутом. Арлекин был воплощением духа карнавала.

Он постоянно проказничает, гримасничает, показывает акробатические номера и клоунские шутки. В связи с его поведением на сцене его одежда не должна была стеснять движений, и поэтому со временем костюм Арлекина из свободных панталон преобразовался в обтягивающие лосины.

История Арлекина и его типаж

Описываемый нами персонаж не очень умён, он не умеет ни читать, ни писать. Арлекин покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию, как поступали многие в то время. Данный персонаж комедии чрезвычайно весел, оптимистичен, порой наивен, ловок и задирист, постоянно попадает в забавные перипетии и легко совершает глупости.  Он всегда делает необдуманные шаги, действует наугод, за что часто получает по заслугам. Он мошенник, однако его нельзя считать негодяем, ведь каждый пытается жить как может. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит (лупит) других участников представления. Это – самый живой образ постановок комедии Дель-Арте.

Гравюра Морис Санда

Однако венецианский прототип Арлекина изначально представляет из себя доброго, веселого и слегка наивного простофилю. Роль Арлекина актёр должен был сыграть так, чтобы вызвать к нему в результате сочувствие со стороны зрителя и простить ему его ребячество и нелепые невзгоды.

Хитроумным и коварным он становится со временем в связи с адаптацией театра к реалиям французского аристократического общества, среди которого уличный театр так стал популярен. Арлекин превратился в злостного интригана и любовника Коломбины, победив поприще угрюмого Пьеро.

Арлекина любит хорошо поесть (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к своей возлюбленной - Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов своего хозяина Панталоне).

Варианты образа Арлекина

У Арлекина есть масса других имён в зависимости от региона, где исполнялась комедия, национальности труппы, какие персонажи в ней участвовали: Труфальдино, Мезеттино, Тортеллино, Несполино, Бертольдино и многие другие. Русский Петрушка тоже взял большую часть характерных черт Арлекина.

      

  "Мезетинно"                                                                                                                             и "Петрушка"                                                                      

Каждый актёр, который играл роль Арлекина, конечно же привносил всё новые и новые черты в его образ, характер, повадки, костюм и ситуации, в которые он попадал. Поэтому часто нет однозначного общепринятого единого портрета данного героя.

Образ Арлекина в фарфоре мануфактуры Meissen

Скульпторы фарфоровой мануфактуры Майсен не обделили фигуру Арлекина вниманием – за годы существования фабрики было создано большое количество фигур данного персонажа комедии Дель-Арте. И даже в современное время этот типаж привлекает деятелей искусства на все новые и новые вариации его образа.

Разные фигурки Майсеновской мануфактуры, изображающих Арлекина

  

"Арлекин с Мопсом" и "Кланяющийся Арлекин" (И.И.Кендлер 1740 год)

Первая фигура Арлекина из белого фарфора в красочном костюме и черной зловещей маской появилась в 1737 году. Её автором стал известный скульптор Иоганн Йоахим Кендлер, который впоследствии разработал несколько вариантов модели этого персонажа комедии Дель-Арте. Он наделили своего Арлекина всеми театральными чертами, которые были присущи эпохе становления и развития итальянского уличного театра. Однако, его коварное лицо, задиристые жесты, аккуратный обтягивающий яркий костюм представляли зрителю уже несколько видоизменённый образ Арлекина, который был характерен для эпохи 18-ого века.

  

"Семья Арлекина" (И.И.Кендлер 1738 год) и "Танцующий Арлекин" (И.И.Кендлер 1764 год)

Мейсеновские фигуры, изображающие Арлекина, находятся в крупнейших коллекциях европейских музеев, среди которых можно назвать Музей Виктории и Альберта, Музей Метрополитен и Музей Бирмингема. Помимо этого они до сих пор являются главным предметом интереса для коллекционеров.

В нашем интернет-магазине  Вы сможете приобрести некоторые из фигурок Арлекина и пополнить свою коллекцию этим ярким и живым персонажем комедии Дель-Арте.

Окунитесь в очарование итальянского комедийного театра, удивительно точно переданного мастерами мануфактуры Meissen. Начните коллекционировать комедию Дель-Арте, купив фигурки в нашем салон-магазине в Карловых Варах и на нашем интернет-сайте!

Светлана Пономарёва – консультант «Арт-Салона» на улице Садова в Карловых ВарахИспользуемые источники: материалы, предоставленные производителем, интернет-сайт meissen.com,антикварные форумы, научная литература по тематикам, связанным с историей и технологиями производства фарфоровых изделий и с их производителями, на русском, немецком и английском языках

art-salon.eu

Описание картины Константина Сомова «Арлекин и дама»

Описание картины Константина Сомова «Арлекин и дама»

Красочное полотно «Арлекин и дама» представляет нам К. Сомова как художника-графика. Мастер кисти изображает обычную картину – дама и ее кавалер гуляют парковой аллеей. Неожиданно их сменяют персонажи маскарада – двойники в масках. Это герои комедии Коломбина и Арлекин. Они жеманно обнимаются, однако выясняется, что эти персонажи – нарисованные куклы из картона.

На заднем плане живописного полотна виднеются фейерверки. Именно они вместе с лучами вечернего заката освещают чудное действие в парке, выхватывая героев из кромешной тьмы. Мастер кисти искусно театрализовал происходящее. В работе над полотном художник использовал любимую гуашь, гармонически сочетая ее с акварелью, поэтому цветовое решение то насыщенное и сочное, то немного прозрачное. Кисть и гуашь в руках виртуоза придают картине волшебства, а сам автор произведения как бы невзначай обращается к созерцателям.

Своеобразное воображение живописца перенесло нас в далекое прошлое восемнадцатого века, он одел героев того времени в соответствующие костюмы, едко передавая жеманность придворных балов. Ведь в таких «странных» маскарадах трудно было понять, естественна ли улыбка у героев или наигранная.

Вся композиция картины – сплошные декорации. Ветки деревьев свисают словно кулисы, слева от Арлекина – еще одна бутафория: корзина с цветами.

Сомовская «дама» закрыла свой облик маской черного цвета. Арлекин же снял маску и открыто улыбается. Занавес открыт, зритель имеет возможность лицезреть утонченную внешность персонажей, ведь темная маска гармонически сочетается с бледно-розовой кожей обличия и вычурными нарядами.

Весь театральный антураж на полотне на миг замер: маски застыли, а манекены стоят не двигаясь. Картина «Арлекин и дама» очень эффектна. В ней главное место Сомов отводит цветовой гамме, изысканности туалетов и аксессуаров, а также фантастике света.

opisanie-kartin.com

Картины, описание картин — Карнавал. 1888

В истории мировой живописи нет явления, подобного Полю Сезанну. Он дожил до 70 лет, но с того дня, как взял в руки кисть, он до конца оставался столь одиноким, как будто жил на необитаемом острове. Со страстной любовью к искусству у него уживалось какое-то безразличие к уже законченным картинам - даже тогда, когда представлялась возможность их продать. А бедствовал он так же, как и многие другие импрессионисты. Огюст Ренуар однажды рассказывал: «Я встретил его на улице с картиной под мышкой, почти волочащейся по земле. «Дома нет больше денег! Попробую продать эту вещь! Достаточно сделанный этюд, не правда ли?» А это были знаменитые «Купальщицы» - настоящее сокровище».

Поль Сезанн не выдержал экзамена в Школу изящных искусств, но он всячески стремился попасть в официальный Салон. И тоже безуспешно, так как его картины резко отличались от выставляемых в Салоне произведений живописи. В первых работах Сезанна («В комнатах», «Девушка у пианино») многие критики находят немало недостатков (в частности, небрежность в выявлении формы), но эти картины поражают своим продуманным до мельчайших деталей настроением. В этот период Сезанн стремился передавать только объемы, цвет как таковой его пока не интересовал.

Большое, пристальное внимание свету художник стал уделять после своего второго приезда в Париж и особенно в то время, когда поселился в Овере. Он сблизился с импрессионистам и, и их девиз: «Передавать природу такой, какая она есть, уловить в ней мельчайшие световые оттенки» - стал и девизом Поля Сезанна. Но если импрессионисты имели какие-то общие принципы в подходе к изображению (например, природы), то Сезанн держался особняком, индивидуально разрешая поставленные перед собой проблемы. Его не интересовала мимолетность освещения, не прельщала эскизность художественной манеры импрессионистов ; его интересовали сами вещи, а не поверхность их, отражающая световые лучи.

«Mardi gras» является, может быть, самой загадочной картиной Поля Сезанна. Она давно уже приводит в отчаяние исследователей творчества художника, которые пытаются найти хоть какую-нибудь тематическую основу ее. С.П. Батракова, например, пишет, что уже само обращение к подобной теме не любившего ничего театрального, игрового и декоративного Сезанна объяснить трудно. Возможно, его неосознанно и безотчетно влекла к себе великая традиция народного театра, в котором он чувствовал нечто настоящее, глубоко правдивое - в отличие от всякого рода стилизованной «театральщины».

Над этим полотном П. Сезанн работал очень много, изнуряя свои модели долгими часами полной неподвижности. В костюме Арлекина художнику позировал его сын, а в костюме Пьеро - приятель сына.

В картине «Mardi gras» (которая имеет еще и другое название - «Пьеро и Арлекин») долгое время хотели видеть только тенденциозное произведение, направленное против Эмиля Золя. Тогда многие считали, что в Клоде Лантье, герое романа «Творчество», покончившим собой, Эмиль Золя изобразил Поля Сезанна. Критик Курт Бод прямо так и утверждал, что Арлекин - это и есть Эмиль Золя; другие же, напротив, роль Арлекина приписывали самому художнику, а в Пьеро видели то Эмиля Золя, то Поля Гогена, то намек на семью самого Поля Сезанна. Скорее всего, в персонажах картины не следует искать скрытую символику, тем более что самому художнику она была чужда.

На этом полотне Поль Сезанн изобразил масленичные персонажи французского народного театра - необходимый атрибут ярмарок, маскарадов и народных гуляний. Народная традиция наделила их определенными чертами характера: победителя в шутовских проделках Арлекина - хитрой изворотливостью ; неудачника и мечтателя Пьеро - застенчивой робостью.

В «Mardi gras» только два плана, которые существуют как бы независимо друг от друга: в них нет единого действия, которое бы соединяло всю картину в одно целое и единое устремление. Отсюда, может быть, и происходит у Поля Сезанна план «кулис». Все части картины распределены с большим знанием художественных законов, нет лишних, перегружающих композицию деталей. Все полотно заполнено в меру и наделено пространственно й гармонией: к нему ничего нельзя прибавить, как ничего нельзя и убрать из него.

Поль Сезанн изобразил Пьеро и Арлекина в тот момент, когда они идут на праздник, чтобы принять участие в театрализованно м представлении. Пока они «не играют» и на картине остаются самими собой.

Арлекин у Поля Сезанна начисто лишен веселых и непосредственны х черт характера, он высокомерен, недоброжелателе н, горд: его ироничный взгляд преследует зрителя повсюду. Даже костюмы персонажей связаны с их характерами: «домино» Арлекина, обтягивающее его фигуру быстрыми яркими ромбами, должно было олицетворять быстроту, изменчивость, подвижность, а белый балахон Пьеро - скрывать тщедушность его тела и неловкость жестов и движений.

Голова Арлекина немного откинута назад, его настороженный и оценивающий взгляд обращен к зрителю. Голова Пьеро, напротив, опущена вниз, взгляд широко открытых глаза углублен в себя. Поль Сезанн, конечно же, осмысливает эти образы в духе народной традиции, но вместо бурлескной клоунады создает нечто другое. Он изгоняет со своего полотна все, что может казаться изменчивым, - непроизвольност ь жеста, мимолетность улыбки, исключает любую, даже случайную, возможность поворота фигуры. Ради этого он даже искривляет ногу Арлекина, делающего шаг по наклонной плоскости, сохраняя при этом полную устойчивость положения. И снова на картине зритель видит странные неправильности сезанновской перспективы: фигуры находятся как бы в разных пространственны х измерениях, они сосуществуют, но не общаются. Они вместе и в то же время порознь...

www.art-drawing.ru

Картины, описание картин — Арлекин и смерть, 1907 г.

Описани е картины Константина Сомова: Арлекин и смерть.Сын историка искусства и хранителя коллекций Эрмитажа, вобрал в себя с детства все тонкости письма и сформировал свой индивидуальный стиль. В юности жил в России, а позже переехал во Францию.Во многих своих произведениях художник обращается к живописи Ватто, где отражались традиции «галантного стиля». Он пишет сцены из обычной жизни, такие как свидания в парковых зонах, проведение праздничных мероприятий, поцелуи в укромных местах, типа беседок и аллей.Однако, все его персонажи специфичны. Они облачены в платья с бантами, роскошные камзолы, а на голове у них одеты пудреные парики. Они больше не на людей, а скорее всего, марионеток, которые разыгрывают вечный весёлый спектакль по различным тематикам, в том числе и историческим.Позаимствовав из итальянской комедии эффекты в действиях неожиданного вторжения и скрытого подглядывания, Сомов указывает зрителю на их грустный саркастичный мотив, нежели на комический смысл.Все его работы невольно уносят зрителя в мир воспоминаний, сна и идиллии, которой больше нет. О ней, бесспорно, тоскует художник и сознает, что невозможно возвратить потерянную гармонию.По его убеждению, все люди – это марионетки и призраки, которые постоянно веселятся. Они обречены на праздник всей жизни. Они пустые внутри и ничего не умеют делать, как веселиться. Под одеждами и масками скрываются колдовская сущность и смерть.Навеянные мысли не дают ему покоя, и он воплощает их на странном полотне под названием «Арлекин и Смерть». Здесь в центре картины изображён улыбающийся, надсмехающийся скелет, а его двойник – Арлекин. Позади влюблённые фигуры, символизирующие любовь, комедию и трагедию.Картина демонстрирует расцвет жизни и эйфорию любви, однако, ему приходит конец с появлением смерти, которая стала властелином жизни, чувств, страсти и галантности.

www.art-drawing.ru

Сезанн.рф Поль Сезанн Пьеро и Арлекин. Марди Гра. 1888г

 

 

 

 

 

Поль Сезанн. Пьеро и Арлекин. Марди Гра. 1888г

 

Поль Сезанн Пьеро и Арлекин. Марди Гра. 1888г

 

Пьеро и Арлекин. Марди Гра. 1888гХолст, масло 102x81 cm . Pushkin Museum of Fine Art, Moscow, Russia .

Картина «Пьеро и Арлекин» (1888, ГМИИ; второе название картины —«Mardi- gras», т. е. «Последний день карнавала») может служить примером живописного мастерства художника . Одетый в неуклюжий балахон сгорбившийся Пьеро, мешковато движущийся медленной поступью, четко вписывается в замкнутую пирамидальную композицию. Эта почти застывшая инертная масса воспринимается еще контрастнее в сравнении со стройностью шагающего Арлекина. Ясно ощутимая весомость объемов и ритмические соотношения между ними подчеркнуты рисунком и формой драпировки; кусок занавеси справа подобен в своей тяжеловесности фигуре Пьеро, жест правой руки которого ритмически повторяется в изогнутой линии ткани; падающая слева крупными складками материя как бы вторит движению Арлекина. Наклонная линия пола, параллельная очертанию драпировки в правом верхнем углу, подчеркивает медлительность шага изображенных персонажей. Общий колористический строй картины также основан на чередовании контрастных сочетаний. Черно-красное трико, облегающее Арлекина, неожиданно перерезается белой тростью, которая служит естественным переходом к написанной белилами со свинцово-голубыми тенями свободно падающей одежде Пьеро. Некоторая угрюмость общего цветового звучания картины создается за счет тусклости синеватого фона и зелено-желтых занавесей. В данном произведении Сезанн достигает удивительной живописной законченности. Но цельность восприятия живых человеческих характеров, их взаимоотношений заменяется мастерством конструкции картины. Остановившийся взгляд Арлекина и невидящие глаза Пьеро почти превращают лица этих людей в застывшие маски.

xn--80ajgzat.xn--p1ai

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин»

 

 

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Поль Сезанн «Пьеро и Арлекин (Масленица)» 1888 г.

 

В это время он редко обращался к «игровым» сюжетам, редкими были и романтические персонажи его картин. Однако  на рубеже 1880-х и 1890-х годов им было создано несколько полотен, действующими лицами на которых были люди в карнавальных костюмах. Так художник откликнулся на увлечение своего сына Поля любительскими театральными постановками. В большинстве своем эти полотна изображали лишь одного человека. Таков «Арлекин», написанный около 1888 года.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Поль Сезанн «Арлекин». Около 1888 г.

 

Картина «Пьеро и Арлекин (Масленица)» является исключением. Здесь Арлекин – сын Сезанна Поль, а второй персонаж, Пьеро – его приятель Луи Гийом. В процессе работы над этой картиной Сезанн сделал много предварительных набросков и этюдов в разных техниках: в карандаше, акварели, масле. Это свидетельствует о том большом значении, которое придавал автор своему полотну.

При работе над «Пьеро и Арлекином» Сезанн использовал широкую палитру цветов.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Фрагмент костюма Арлекина

 

Яркий костюм Арлекина украшен черно-красными ромбами и выделяет его фигуру на общем фоне картины, притягивая взгляд зрителя.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Фрагмент костюма Пьеро

 

Прорабатывая складки костюма Пьеро, художник использовал оттенки серого и зеленого цветов. В целом же мы прекрасно осознаем, что костюм Пьеро белого цвета. Здесь Сезанн показал себя превосходным рисовальщиком.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Фрагмент портьеры

 

Густой и насыщенный цвет портьер подчеркивает их тяжесть, делает буквально осязаемой грубую фактуру ткани, из которой они сделаны.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)», написанная им в 1888 году, не является характерной для художника в поздние годы его творчества.

Фрагмент стены

 

Стена, на фоне которой расположены фигуры, выполнена несколькими оттенками зеленого цвета и эффектно контрастирует с цветом костюмов персонажей.

Картина Сезанна «Пьеро и Арлекин (Масленица)» (102х81 см) находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Похожее

aquarells.ru

Описание картины Константина Сомова «Арлекин и смерть»

Описание картины Константина Сомова «Арлекин и смерть»

Сын историка искусства и хранителя коллекций Эрмитажа, вобрал в себя с детства все тонкости письма и сформировал свой индивидуальный стиль. В юности жил в России, а позже переехал во Францию.

Во многих своих произведениях художник обращается к живописи Ватто, где отражались традиции «галантного стиля». Он пишет сцены из обычной жизни, такие как свидания в парковых зонах, проведение праздничных мероприятий, поцелуи в укромных местах, типа беседок и аллей.

Однако, все его персонажи специфичны. Они облачены в платья с бантами, роскошные камзолы, а на голове у них одеты пудреные парики. Они больше не на людей, а скорее всего, марионеток, которые разыгрывают вечный весёлый спектакль по различным тематикам, в том числе и историческим.

Позаимствовав из итальянской комедии эффекты в действиях неожиданного вторжения и скрытого подглядывания, Сомов указывает зрителю на их грустный саркастичный мотив, нежели на комический смысл.

Все его работы невольно уносят зрителя в мир воспоминаний, сна и идиллии, которой больше нет. О ней, бесспорно, тоскует художник и сознает, что невозможно возвратить потерянную гармонию.

По его убеждению, все люди – это марионетки и призраки, которые постоянно веселятся. Они обречены на праздник всей жизни. Они пустые внутри и ничего не умеют делать, как веселиться. Под одеждами и масками скрываются колдовская сущность и смерть.

Навеянные мысли не дают ему покоя, и он воплощает их на странном полотне под названием «Арлекин и Смерть». Здесь в центре картины изображён улыбающийся, надсмехающийся скелет, а его двойник – Арлекин. Позади влюблённые фигуры, символизирующие любовь, комедию и трагедию.

Картина демонстрирует расцвет жизни и эйфорию любви, однако, ему приходит конец с появлением смерти, которая стала властелином жизни, чувств, страсти и галантности.

opisanie-kartin.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта