Сергей Воржев - художник из станицы Варениковской. Воржев картины


Живопись | Сергей Воржев

  • Живопись
  • Графика
  • Интересное
  • Ученики
  • Контакты
  • Russian
  • English
Седьмое небоСедьмое небо АмазонкаАмазонка Берег АфродитыБерег Афродиты Берег лиманаБерег лимана Дальний хуторДальний хутор Дом антиквара
Дом антиквара Дом Антона ИвановичаДом Антона Ивановича Дом ТолстопятаДом Толстопята ЕкатеринодарЕкатеринодар ХозяинХозяин Хризолитовое летоХризолитовое лето Хутор деда ВасилияХутор деда Василия 1 2 3 4 5 12 13

vorzhev.com

«Мир живописи Сергея Воржева» | Сергей Воржев

Природный темперамент и чувство собственной исключительности помогли Сергею Воржеву стремительно войти в мир художественной жизни Краснодара 80-90-х гг. Его творчество и стиль жизни обрели на юге России нарицательный характер. Говорят: "Воржевский стиль", "как у Воржева", "воржевский ученик", предполагая под этими понятиями не только самоуверенность и амбициозность личностных качеств, но прежде всего его эстетическую систему.

Воржев сумел замесить сложные эклектические посылы на стабильном отношении к главной теме своего творчества. Яркий представитель "регионализма", художник создал свой выразительный знак, отражающий непростое, смешанное с любовью и иронией отношение к соотечественникам. Это чувственное, смачное ядро дает зрителю ощущение праздника жизни. Сюрреалистические повороты придают остроту сюжету, внося в него драматический оттенок. Жизнестроительная программа кубанского живописца дает ему полную свободу в выборе средств в достижении художественной цели. Зрелищность, виртуозное мастерство стали мощным пропагандистским ходом, обеспечивающим ему постоянный интерес коллекционеров и любителей искусства.

Дидактический стиль общения способствовал популяризации воржевского клише. Оно вылилось в своего рода "шейкеризм", характеризующийся почти культовым отношением к сделанности. Произошедшие сдвиги в общественном сознании, содействовали восприятию его неоакадемических опытов как доказательств общественной респектабельности. Стратегическое мышление помогло Воржеву переориентировать натиск меркантилизма 90-х гг. в патриотическое русло.

На каком-то этапе творчества живописец замкнул параллельно существовавшие популизм и теорию "искусство для искусства".

Таким образом, в его работах чисто русская культурная традиция, отличающаяся тесной связью искусства с конкретной жизнью общества и панреалистическая ориентация, плавно переходят в европейскую концепцию искусства, усматривающую в произведениях живописи гедонистическое начало.

...Прикажи! Виться лозам винограда Завязь почек развяжи Властью пристального взгляда. М. Волошин, 1910 г.

Когда-то, в далеком детстве, Воржев ощутил силу Веры, верования. Странные, непонятные для окружающих станичников поступки, определили на уровне подсознания отношение к окружающему миру, как единому, неделимому энергетическому пространству, где все взаимосвязано и взаимоопределено. Этот мистический пантеизм воспитал в нем чувство Космоса, слитности материального и нематериального, реального и ирреального.

Метафизическое мироощущение повлияло и на выбор основных композиционных ходов внутри произведений, на сюжет, на интерпретацию образов.

В творчестве Сергея Воржева очень сильно стремление к идеализации прошлого. Это "ностальгирование" оказалось для него необычайно продуктивным. Именно благодаря ему сложился круг тем, взаимодополняющий и взаимозависящий друг от друга. Поэтика произведений соединяет логичное и алогичное, прошлое и настоящее, окутывая все единым настроением. Доверительный, демократический тон бытового жанра сочетается с театрально приподнятыми архитектурными пейзажами, идиллический сельский пейзаж с озорной серией НЛО.

Реализм - это вечный корень искусства, который берет свои соки из жирного чернозема жизни. М.Волошин, 1923 г.

Серия "Старый Екатеринодар" (начата в 1978 г.), по сути дела, заново открывает город для современников.

Старый город в произведениях Воржева - реальный организм, отторгающий будничную монотонность современного ритма жизни. Абсолютная незащищенность от индустриальной коррозии, наделяет их облик причудливыми легендами. Строго фронтальное расположение фасадов, приближенность к первому плану, масштабные соотношения, условный фон, "выхваченность" фасадов из окружающей реальности, наделяют архитектурные пейзажи чертами, присущими портретному жанру. Эти своеобразные архитектурные портреты будят воображение зрителя, прочно западая в его культурную память.

"Образы присутствуют повсюду, но мы чаще подчиняемся им, чем управляем ими не всегда даже отдавая себе в этом отчет", - как-то заметил крупнейший исследователь искусства Жан Франсуа Гийу.

К Воржеву темы приходят легко, почти готовыми семантическими блоками. Возникая спонтанно, они, тем не менее, надолго овладевают воображением художника. Так, многочисленная кубанская серия (40 картин) состоит из периодически повторяющихся композиций. Основой идиллического пейзажа стали устойчивые, идущие из детства ассоциации, полные смешанного чувства слияния действительного и фантастического. Зрителя захватывает внутрипространственная тишина, оглушая его своим размеренным ритмом. Главным действующим персонажем в этих композициях является камышевая крыша, покрытая от сырости и времени мхом. Здесь живописное мастерство Воржева достигает апогея. Тщательность письма переходит в иллюзионизм, азарт. Именно техническое исполнение камышовой крыши сыграло определенную роль в процветании "шейкеризма" в изобразительном искусстве Кубани. Даже технично выполненные натюрморты уступают крыше в артистизме и виртуозности. В "Кубанской серии" гедонистическая функция эстетики Воржева выведена на абсолютный для него уровень. Натюрморты из этой серии отличаются монументальностью и, в некоторых "случаях, холодной рафинированностью.

Тяга к предметности сдерживается благодаря устойчивому настроению, окрашенному мистицизмом. Подобно представителям "новой вещественности", живописец стремится наделить предметы глубокой внутренней жизнью. Перечисление хорошо знакомых вещей играет на общую идею творчества, стремящегося видеть в микромире целостный космос.

Менталитет художника не позволяет ему космополитических игр. Он не заигрывает с "кубанцами"", а пребывает среди них постоянно. Самоидентификация очевидна в каждой жанровой сценке. Серия "Шмурдяки" (начата в 1981 г., насчитывает около 70 картин), представляет собой многосерийную притчу в духе разгульных народных песен. Персонажи гротескны ровно настолько, насколько необходимо остаться в обаятельной ауре. Повторяющийся несколько раз колоритный мотив шествия варьируется лишь количеством участников. Но неизменными остаются атрибуты: самогонка в мутном бутыле, гармошка трехрядка, и широко открытые рты от живота поющих станичников. Теплая живописная гамма, любовь к деталям, общий повествовательный тон, легкая утрировка образов, тщательность выполнения и законченность композиций отсылают зрительское воображение к полотнам старых Мастеров, когда мыслители объясняли тайну мироздания через образ.

В серии "Шмурдяки" художник стремится вызвать эффект соощущения цвета и звука, как в театре. Воржевский театр продолжает традицию карнавализма, который переодически экспансирует все виды и жанры искусства.

Возникнув в противовес процессу духовкой стерилизации, карнавализм, как явление в русском изобразительном искусстве 70-80-х гг., повлиял на образ жизни целого поколения. Изобретение маски-образа стало своего рода одной из социальных игр, воспитывавшей в личности умение манипулировать общественными идеями, содержащими в себе абсолютные ценности. Позиция стороннего наблюдателя открывала прямые каналы "перекачки смыслов". Консервативные, застывшие формулы счастья и успеха обретали более живое воплощение в фольклоре, анекдотах. Художники, режиссеры, писатели изобретали новые слова-гибриды, отличающиеся образностью и звучностью. Воржев тоже очень часто использует фольклор. "Марапацуцы", "шмурдяки" и прочие выражения, довольно часто проскальзывают в его языке. Они ему необходимы для создания определенной атмосферы вокруг его дела, его личности. Не имея возможности жить в родной станице Варениковской, где он родился, художник нуждается в постоянном неформальном контакте с аурой конкретной местности. И чтобы иметь при себе это ощущение общности он создает свой мини-театр, где основными исполнителями выступает он сам и его люди - шмурдяки в роли землян, сконцентрировавших в себе жизнеспособные космические силы. Особенно ярко данная тема звучит в большой серии НЛО (начата в 1984 г., около 80 картин).

Несмотря на фантастичность летательных аппаратов, Марапацуцы отличаются своеобразной логикой. Выразительные детали НЛО функционируют не меняя своей природы. Вместо горючего используется самогон, корпус летательного аппарата состоит из телеги и др. подручных средств, Марапацуцы символизируют извечную мечту человека преодолеть земное притяжение, минуя посредников - железных машин. Шмурдяки выглядят пришельцами из затерянного параллельного мира, где достаточно сильного желания и Веры для осуществления любого абсурдного проекта.

В серии НЛО живописец часто использует известный прием кубистов - зависание массы в центре холста. Динамичность и легкость композициям придают ловко написанные атмосферные явления.

Планирующие фигуры всегда устремлены к земле, символизируя возвращение не только на Родину, но и к самому себе, к своему Я, единственному достойному предмету размышлений, способному рождать уникальные прецеденты, влияющие на формирование национального своеобразия.

Характерные для Воржева солиптические настроения, неоднократно и недвусмысленно проявляющиеся в манере поведения, в его творчестве обретают глубоко положительньв стороны. Они охраняют его мир от воздействия разрушительных процессов, в общем дезориентирующих многих современников.

За последнее время у Воржева появилась еще одна серия "Берег Афродиты" (начата в 90-х гг., около 12 картин). Она нечаянно выросла из мистических натюрмортов. Но как бы не была фантастична ситуация рождения Афродиты-ракушки, живописец подчеркивает реальность ее прихода в "потусторонний мир". В каждой работе художник празднует приход, как бы удивляясь феноменальности произошедшего.

Серия "Берег Афродиты" ни в коем случае не противоречит общей концепции творчества. Художник пытается в ней расширить эмоциональный фон своих картин, обогатив их экспрессией и новыми ощущениями.

Сергей Воржев достаточно мобилен, чтобы развиваться дальше, Периоды осмысления себя как художника, сменяются последующим поиском, каждый виток организуется вокруг сформировавшихся смысловых и эмоциональных систем, тонко реагирующих на вечно изменяющуюся Вселенную.

Людмила Бондаренко, искусствовед.

vorzhev.com

Сергей Воржев - художник из станицы Варениковской

Сергей Воржев (родился в 1950 году, Россия, Краснодарского край, Крымский район, станица Варениковская) - художник. Живет и работает в Краснодаре.

Образование: художественно-графический факультет Кубанского государственного университета. (? - 1972)

С 1983 года — член Союза художников России. Заслуженный художник России с 1997 года. Член правления краевой организации Союза художников РФ.

Произведения приобретены Краснодарским художественным музеем им. Коваленко, Майкопским художественным музеем, Министерством культуры России, имеются в частных коллекциях Японии, Сингапура, Новой Зеландии, Канады, США, Германии, Австрии, Италии, Анталии, Франции, России.

О себе Сергей Дмитриевич пишет так: "Я родился на Кавказе, у подножия вулкана Шуго (Шумная Гора), стоящего между двух морей — Черного и Азовского, и стерегущего начало Кавказского хребта. Его склоны омывает река Кубань, в которой плавают осетры и другие дивные рыбы. ... Придя в этот удивительный мир, я был потрясен его красотой и вечной тайной. С трех лет, как только мне в руки попали карандаш, кисти и краски, я пытаюсь рассказать об этом мире. Живопись для меня — это еще одна Вселенная, непознаваемая и бесконечная, дающая возможность материализовать на холсте образы, живущие за пределами обыденного мира и за границами логики. Живопись позволяет нам осторожно прикоснуться к божественным тайнам бытия..."

* * *

Как у всякого художника, у Воржева масса произведений посвящена обнаженному женскому телу. Но, как это ни странно, большее внимание привлекают работы, посвященные местному населению, его быту и красоте.

Надеюсь, что творчество Сергея Дмитриевича Воржева придётся по вкусу и Вам.

«Казаки над хутором»1988 г.  Холст, масло.  120 х 160.

«Казаки над хутором»1989 г.  Холст, масло.  80 х 100.

«Кубанские ангелы»1996 г.  Холст, масло.  130 х 250.

Интернет-страница Сергея Воржева http://vorzhev.com/ , там вы можете посмотреть другие его произведения.

www.anapafuture.ru

все истлеет — искусство останется

Сергей Воржев: все истлеет — искусство останетсяИсточник фото: Юлия Семенченко

Краснодар, 5 сентября — Юг Times, Сулейман Алиев. Издание «Юг Times» объявляет о старте нового медийного проекта «Слава Кубани — гордость России». В его рамках будут выходить материалы о людях, творческих и трудовых коллективах, внесших значительный вклад в становление и процветание Кубани. Проект приурочен к 80-летию образования Краснодарского края. Первый материал посвящен заслуженному художнику России Сергею Воржеву. Он по праву считается одним из самых самобытных и известных современных мастеров региона. Его картины, выполненные в стиле этнического сюрреализма, наполнены мягким светом и кубанским колоритом.

Знаменитый кубанский живописец, творчество которого известно во многих странах мира, рассказал о своей судьбе.

Сергей Воржев родился в 1950 году в станице Варениковской Крымского района. Вспоминая юность, мэтр описывает своих односельчан как людей странноватых, мечтательных.

— Они вроде как со звезд упали, — рассказывает Сергей Дмитриевич. — У каждого своя история, собственная космогония. Бывало, за столом таких баек, фантастических историй наслушаешься, что просто волосы на голове шевелятся.

Неудивительно, что уже начиная с трех лет юный Сережа пытался изобразить услышанные сюжеты на бумаге. Рисовал небывальщину и настолько увлекся этим делом, что в начальных классах заслужил прозвище Художник. А учителя доверили ему оформление школьной стенгазеты.

ПОЛОТНОМ СТАЛА СКАТЕРТЬ

Первое знакомство с красками произошло в 12 лет, когда в руки мальчика попал номер журнала «Юный художник». В одной из публикаций описывалась техника письма маслом. И Сергей взял в руки кисти.

Скопив 12 рублей — огромную по тем временам для школьника сумму, он купил свой первый набор красок. Загрунтовал натянутый на деревянную раму кусок старой скатерти и написал настоящую картину. Работал тайком от родителей, за амбаром — мама не одобряла его увлечения.

Но для себя Сергей уже тогда все решил.

— Я просто знал, что если не стану художником, то моя жизнь будет загублена навсегда, — признается мастер. — Была абсолютная уверенность в том, что без искусства умру либо со мной случится что-то страшное. Кстати, до сих пор так считаю.

Окончив школу, Воржев поступил на художественно-графический факультет Кубанского госуниверситета. Здесь, по мнению мэтра, его научили постоянно и упорно работать.

ПАРТИЙНОЕ ЗАДАНИЕ ВЫПОЛНЕНО!

Всю силу творчества художник ощутил в армии. Его призвали в ракетные войска и отправили служить в Калининград. Часть была секретная, никого в увольнительную не отпускали, а кормили новобранцев плохо. Вот и пришла в голову выпускнику худграфа мысль использовать свое мастерство для улучшения «материально-хозяйственного положения».

В вузе у Сергея очень хорошо получалось рисовать, как говорят художники, «натуру». Открытки с красивыми девушками стали разлетаться среди солдат и молодых лейтенантов как горячие пирожки. А взамен рядового стали снабжать усиленными пайками.

Слава молодого кубанского художника достигла апогея, когда замполит части доверил ему оформление ленинской комнаты. Выполнил Воржев это важное «партийное задание» на высоком профессиональном уровне. В результате капитан-замполит был повышен до майора, а Сергей обеспечил себе абсолютно комфортную и даже вальяжную жизнь на всю оставшуюся службу.

ПОКОРЕНИЕ МОСКВЫ

Но на гражданке его мастерство, как с иронией говорит художник, было менее востребовано. Вернувшись в ставший родным Краснодар, Воржев долгое время не мог найти постоянную работу. А потом устроился на местный Художественный комбинат.

— Работали там как проклятые, — вспоминает мастер. — На нас было оформление всех выставок, демонстраций, а их в советское время было огромное количество. На комбинате трудились 500 художников, и мы пахали там от зари до зари. Но через пару лет мне надоело рисовать плакаты и транспаранты, и я вернулся к творчеству.

Начал художник с натюрмортов. Написал две работы и принес на продажу в художественный салон. Не успел отойти и пары метров, как его догнал работник, протянул деньги и сообщил, что картины уже куплены. Вдохновившись успехом, художник снял с другом однокомнатную квартиру и обустроил там мастерскую.

Затем Воржев собрал творческую группу «Контакт», члены которой в конце 70-х годов организовали в Краснодаре свою первую коллективную выставку. Потом художники отправились завоевывать Москву и дружественные страны восточного блока.

Экспериментальные работы молодых кубанских талантов пользовались успехом в Югославии и Польше. А с падением железного занавеса картины Сергея Воржева попали в частные коллекции и экспозиции выставочных залов США, Канады, Германии, Австрии, Италии, Греции, Японии, Новой Зеландии и Австралии.

В ЭРМИТАЖ С ТАРАНЬЮ

Сергей Воржев отличается неповторимым стилем. Им он обязан старым мастерам — своим наставникам.

Художник вспоминает, как в начале восьмидесятых прошлого века Азовский исторический музей заказал написать портреты деятелей петровской эпохи.

— Для этого я захватил мешок икряной тарани и отправился в Ленинград, — говорит Воржев. — Взял пару хороших рыбешек, пришел в Эрмитаж. Нашел там реставраторов, работавших, наверное, еще с царских времен, и попросил их научить той, старой технике письма. В течение нескольких месяцев ходил в Эрмитаж с таранью и водкой, куда ж без этого, и учился.

Он впитывал все как губка. Секреты старых мастеров позволили наполнять картину неповторимой энергетикой, светом. Теперь этому искусству живописец обучает и своих учеников. Многие из них уже сами стали известными художниками.

ПАМЯТЬ НАВСЕГДА

Сегодня Сергей Воржев — один из наиболее известных современных кубанских художников. Но мэтр не собирается почивать на лаврах, активно занят преподавательской и творческой деятельностью. А 15 сентября в Краснодаре состоится его очередная персональная выставка, на которой он представит новые работы.

— Искусство обладает феноменом неповторимости, — говорит Сергей Дмитриевич. — Если ты не напишешь картину, то никто и никогда ее не напишет, и конкретно эта идея будет навсегда утеряна для человечества. С другой стороны, если уж ты создал полотно и получилось хорошо, то оно обязательно сохранится. Все истлеет и пойдет прахом, но твою работу будут хранить и беречь. А значит, часть тебя продолжит жить и радовать людей.

Читайте также:

yugtimes.com

«Обнаженная женская фигура как источник живой фантазии. 999 ню-изображений»

Как объяснить этот загадочный феномен? Художник, который всю жизнь писал пейзажи казацких хуторов и станиц, всякие там морские пейзажи с фантастическими прибрежными городами, всякую там фантастику как техническую, так и лирическую, вдруг полностью переключился на обнаженную натуру! Теперь он рисует только обнаженных девушек, так называемых «нюшек» от слова «ню», причем в огромных количествах. Возможно, этот период у него тоже скоро закончится, и художник перейдет от ню к чему-то другому. Так что ловите момент, не упускайте шанс, покупайте, смотрите, пока это предлагается! Речь идет о художнике Сергее Воржеве, который живет на Кубани, на хуторе Соленый. Конечно, это очень далеко, но благодаря интернету все сейчас стало близко. Он уже дал АРТСОФИИ интереснейшее интервью и удивил всех своей невероятной творческой продуктивностью. 1001 рисунок в серии «Амазонки»! 999 изображений обнаженной женской фигуры! Как вам такое предложение? Можете ли вы себе это представить?

"Веста-2", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Вы видите на рисунке одну из муз художника, ее зовут Веста. Поза, в которую она представляет, это конечно классика! Несмотря на то, что девушка изображена в довольно естественной позиции, которую вы много раз видели у женщин, отдыхающих точно также, повернув к зрителю одновременно и голову и попу, но, как это ни странно, нигде больше в истории живописи не найдется такой же или похожей картинки. У художника есть свой живой инспиратор, своя живая муза, обладающая идеальным нюхом на новизну, и она лучше кого-либо на свете знает, что можно рисовать, а что нет, и поставляет художнику только оригинальные изображения, которые не встречались ранее ни у кого другого. Не подумайте, что я под музой подразумеваю реальную натурщицу. Нет, его муза, скорей всего, виртуальная, и живет она исключительно в его подвижном воображении. Но при этом она не менее, и может быть, даже более живая, чем самая реальная из натурщиц. Художник может ее повернуть и так и этак в своем гибком сознании, и она охотно выдает ему всегда что-нибудь новое и неповторимое. Она гораздо понятливей, зажигательней и, конечно же, гениальней, чем любая натурщица. Муза живет своей свободной собственной жизнью, как и каждая женщина в этом мире, имеет свои причуды, свои манеры, привычки, и она может посетить художника в любой час, совершенно непредсказуемо, а может точно также внезапно исчезнуть. То, что вы видите в этой серии картин, было бы невозможно сделать, если бы у художника не было своей внутренней музы.

"Венера", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Самое интересное, что у художника не одна муза, а несколько десятков! Каждая имеет свой стиль поведения, свой внутренний мир и, конечно же, свое так называемое тело, при помощи которого она позирует перед внутренним взором художника. Поэту достаточно внимать своей музе внутренним слухом, он может даже ничего не знать, как она выглядит. Художнику же муза должна обязательно являться в образе, причем так, чтобы он мог достаточно хорошо изучить ее фигуру и знать ее основные фишки. Например, этой, которую зовут Венера, свойственно являться в наиболее открытом и располагающем к интиму виде. Она горда, не терпит одежды, ей чуждо материальное, и тем не менее держит себя от художника на расстоянии. Тот факт, что у художника одновременно так много муз, как раз и объясняет его необыкновенную творческую производительность. Но как он управляется с таким гаремом, это мне не понятно!

"Утро-1", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Обычно музы любят являться с утра пораньше, когда художник еще не стряхнул с себя сонм сновидений и ночных грез. И первая же мысль может навеять мгновенный образ, как если бы ОНА прошла и мимоходом взглянула. Потом перед художником встает непростая задачка – воспроизвести на бумаге, в каком же виде она промелькнула перед его не окончательно проснувшимся взором. Если ему удается передать на рисунке это живое видение, если действительно получится что-то стоящее и оригинальное, то муза является снова и благодарит его за работу. В общем-то, ей больше ничего не надо от художника, кроме как загрузить его по уши творческой деятельностью, чтобы он трудился как вол день и ночь и рисовал голых женщин. Она любит задать задачу потруднее. В сочетании взгляда, жеста и позы тела нарисованной фигуры надо суметь уловить, в чем же состояла прелесть того мимолетного видения, чувства, зова или соприкосновения, которое отмечает момент появления музы. Увы, рисунок - это всегда только рисунок, он не передает и тысячной доли очарования встречи художника с музой. Однако этой тысячной доли хватает, чтобы другие люди признали рисунок гениальным.

"Красавица Босфора", бумага, карандаш, 65 х 50 см, 2010 г.

Муза расплачивается с художником своим обнаженным телом. Конечно не в натуральном смысле, но она становится тогда что ли более покорной и приветливой, она дает себя рисовать еще и еще. В награду за свою работу художник получает огромное удовольствие от созерцания нарисованных им же обнаженных женских фигур, ну, и конечно, заряд духовной энергии, позволяющий ему легче переносить жизненные неприятности и преодолевать физическую усталость. Этой энергии бывает так много, что ее хватает для того, чтобы инспирировать на работу, творчество и подвиги других окружающих его в жизни людей. Получается, что музы инспирируют художника, а художник, с вою очередь, всех, кто вокруг него. В этом смысл творчества – вырабатывать энергию. Всякое признание заслуг художника со стороны окружающих его людей это есть благодарность музы, которая платит таким образом художнику за удачно выполненные задания. Эти нюшки, эти нарисованные на бумаге карандашом голые женщины, по правде, не могут не нравиться людям, ведь музы тщательно контролируют, чтобы из-под руки художника не выходило что-нибудь несовершенное, больное и наносящее нравственный вред. Я не понимаю тех псевдорелигиозных людей, которые из-за своего ханжества, называют рисование обнаженного тела аморальным делом. Обвиняя за это художника и отказывая ему в признании, они являются по сути настоящими вредителями. Они лишает окружающих людей духовной энергии, заставляя их пить и духовно деградировать. По моему мнению, рисование обнаженной натуры с подачи муз это и есть самое религиозное и самое моральное дело, равно как и свободное от предрассудков и страсти ежедневное созерцание этих рисунков.

"Аромат осени", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Чтобы получить признание муз, художнику приходится очень много работать. В течении недели Сергей Воржев создает 10-15 таких картин, каждая из которых заслуживает того, чтобы стать культурным достоянием нашего времени. В это число не входят те картины и наброски, которые ему в больших количествах приходятся уничтожать. Многие сетуют, что уничтоженные рисунки он мог бы продавать за полцены или дарить тем коллекционерам, которые не состоянии их купить - они были бы рады иметь в своей коллекции хоть что-нибудь выполненное рукой этого талантливого художника. Однако он остается верен своим принципам и сжигает все, что ему не нравится. Потому что главная его задача - увидеть свою музу удовлетворенной, а ведь далеко не каждый рисунок способен ее удовлетворить. Музы любят гениальность и совершенство, и критерии у них, по-видимому, очень строгие. Если музе не нравится то, что делает художник, она больше к нему не приходит. А ей, возможно, хочется всего лишь, чтобы он подробно вырисовал пятку, или, может, ей нравятся невидимые глазом подробности анатомического строения, или, может, она любит, чтобы в фигуре было что-то утрированно подчеркнуто, особенно выделена какая-нибудь линия, или какая-нибудь часть тела поставлена в центр.

"Астрид-2", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Муза может отвернуться от художника, и он будет ходить расстроенный целый день, а она, оказывается, хотела, чтобы он нарисовал, КАК она от него отвернулась. В сущности, музы это очень капризные существа, а работа с ними это сплошная игра, в кто кого переиграет. Честно говоря, от их изобильных заданий можно в два счета свихнуться, и хорошо, если рядом есть настоящая живая женщина, с которой в определенном смысле куда проще и которая может невзначай намекнуть художнику своим поведением, телом или словом, что от него собственно требуют музы. Наверное, женщины в реальной жизни и существуют для того, чтобы помогать художникам и подсказывать, как им надо обходиться с их духовными учителями, которые в роли муз инспирируют их творчество. «Вечно женственное начало влечет нас ввысь», - сказал Гете в заключении «Фауста», и хочется добавить, что, наверное, это великое счастье для человека, если ему выпало, сотрудничая с музами, прокладывать путь к вечно женственному.

"Диана", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Что же дает человеку это сотрудничество с музами? Конечно, рисовать голых девушек можно и без того, чтобы общаться на духовном плане с гениями и музами. Многие художники, поэты и музыканты добились больших успехов на своем поприще и достигли профессионального мастерства, ни разу в жизни не испытав вдохновения и не имея ни малейшего представления о том, что такое духовный опыт. Однако в жизни человека бывают такие периоды, длящиеся от двух до пяти лет, когда он проходит свое духовное развитие в десятки и сотни раз быстрее. В эти годы он ведет такую богатую духовную жизнь и совершает столько невероятных открытий, сколько не смог бы совершить даже за сотни лет, оставайся он в том ключе развития, как это представляют в наших академиях. То, что делают с ним музы в течение этого промежутка времени, можно назвать форсированным развитием сил фантазии. Музы дают человеку целевую установку применить фантазию к конкретному простому объекту, и во что бы то ни стало добиться эффекта. Они дают ему самый простой, но гибкий и податливый инструмент, с которым художнику приятнее всего работать – обнаженное женское тело. Казалось бы, что тут еще можно выдумать и изобрести с голой женщиной? Все возможности вроде давно перепробованы и изучены вдоль и поперек. Но оказывается, что можно придумать тысячи новых возможностей и поз. В этом и состоит сила фантазии. Посмотрите только на этот живот девушки Дианы! Какие линии, какая мягкость! Разве это не чудо? Разве это не находка? На нее хочется смотреть и смотреть, и не наглядеться!

"Ночь", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

То, что стоит за этими рисунками, это бесконечно милые, добрые и ангельские существа. Конечно, они хотят поиграть и в чем-то даже искусить человека, хотят поставить на его пути преграды и испытания, но взгляните на рисунок – они же совершенно чистые. Почему мы должны их бояться и говорить: «Ах, обнаженная женщина – это срам!»? В чем вы видите этот срам? В том, что она голая? Ну, так такой сотворил ее Бог. А какой она может быть еще, если не голой? Или вы думаете, что рисунок заметно улучшится, если на ее обнаженное тело набросить красным карандашом платье или купальник? Тысячи художников в нашей стране отказываются рисовать обнаженную натуру только по той причине, что это кому-то может не понравиться, например, начальству или православной церкви. Учащиеся боятся рисовать и показывать обнаженку, потому что это не нравится их преподавателям и родителям. Правда, в академиях существуют официальные уроки рисования обнаженной натуры, но все это порой происходит с идиотским хихаканием без священного стремления понять тайны вечно женственного. Все эти люди, и дети и взрослые, совершают непоправимую ошибку и своим отношением к предмету наносят громадный ущерб своему таланту, потому что музы никогда к ним не снизойдут. Эти милые, бесконечно женственные и бесконечно добрые существа хотели бы внедриться в наш человеческий мир, чтобы одухотворить и облагородить его. А какой им смысл подходить к такому горе-художнику, который из-за своей дури и ложного приличия боится даже подпустить их к своей двери?

"Жемчужина", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Музы – это не угрюмые занудные учителя, которые талдычат художнику: тебе надо сделать так-то и так-то. Нет, они живые задорные феи, которые восхищают своей игрой, своими примерами и искусством и тянут человека в свой особый духовный мир. Они увлекают его туда красотой женского тела. Ведь это музы были первыми, которые сказали человечеству, что обнаженное женское тело красиво. До Древней Греции люди не имели об этом понятия и относились к женщине, как к животной разновидности, а тут им словно подняли жемчужину со дня моря. «Посмотри, взгляни на меня! – говорит муза. - Я хочу жить рядом с тобой, чтобы ты узнал, что такое моя красота! Возьми же меня, перенеси на свой холст мое тело. Я хочу поселиться в твоей душе, хочу спать на твоей кровати, чтобы ты постоянно видел и жаждал меня. Но ты должен помнить, что я дорого возьму за наслаждение обладания мною, ты должен будешь трудиться в поте лица и все время нести меня в мир, нести в мир мою красоту, потому что я хочу, чтобы все люди увидели меня, я хочу через твои рисунки и портреты поселиться в каждом доме, в каждой квартире… Да, это геройский подвиг, когда человек отдает себя на служение музам.

"Сладкий сон", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

Что будет, если вы приобретете рисунок с обнаженной девушкой и повесите в рамке у себя на стене за компьютером? Рисунок, над которым трудились музы, начнет оказывать на вас свое действие. От него вы станете получать то, что в нем заложено, а именно силы фантазии. Обнаженная женская натура – это источник безграничной творческой фантазии. Странно, что люди так часто изнуряют себя бездарной скучной работой, прозябают у телевизоров, лицезрея одни и те же спортивные новости, губят свое здоровье всевозможными способами, а потом лечатся лекарствами, еще больше подрывающими и опустошающими и без того слабый организм, и не замечают рядом этот самый безвредный, самый чистый и самый человечный источник энергии. Потому что силы фантазии это то самое, что требуется человеку для здоровой и успешной жизни. Фантазия нужна во всех областях, и в повседневной жизни, и в бизнесе, и в науке, и то, откуда она может проникнуть в человека – это обнаженная женская натура. Именно поэтому во все времена обнаженная женская натура больше всего ценилась как жанр живописи. Картина с обнаженной женщиной не только приятна для глаза, но она действует и сообщает силы. В один прекрасный момент спящая девушка встанет со своего ложа и сойдет с рисунка. Муза проснется в вашей душе, и это будет как пробуждение души от долгого сна. Это будет как в сказке, когда заколдованная королевна восклицает: «Как долго же я спала!» И с этого момента муза начнет инспирировать вас, как некогда она инспирировала художника, написавшего картину.

"Сон-2", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

«Это понятно, - скажете вы. – Обнаженная натура это как лекарство, а художники, эти все повидавшие в жизни люди, конечно, не могут творить свои произведенья без муз. Но что если висящее на стене изображение голой женщины увидят подростки или дети?» Если подростки увидят эту спящую девушку, нарисованную рукой художника, то это будет лучшее из того, что может произойти. Они увидят, что человек может использовать женское тело не только как предмет своих эротических потребностей, но и воссоздавать его и творить, как сама женщина творит человека, когда рожает. Обнаженное женское тело в рисунке необходимо для воспитания подростка, и это очень правильно, когда подросток стремится к познанию женщины через рисование. Если его «оберегать» в этом отношении, то он все равно будет стремиться узнать половые тайны и искать суррогата через фото-порно-эротику, которую без труда отроет в интернете. Так что, ограничивая его в этом отношении и стыдливо снимая со стен изображения обнаженной натуры, вы делаете ему только хуже. Надо хорошо запомнить, что фотография обнаженного тела не несет в себе тех великих творческих сил, которые несут живопись и, в еще большей степени, графика. Люди сваливают по ошибке все в одну кучу и говорят, что то и другое плохо. Однако существует огромная принципиальная разница между ню-рисунком и фотографией! Ради этих гармонизирующих развитие сил, которые есть в рисунке, подростки и роют в интернете, однако им вместо искусства рисунка часто подсовывают пустую фотографию и грязную порно-эротику. Ну, а если ребенок увидит на стене одно из двенадцати приведенных здесь изображений, то в этом тоже нет ничего страшного. В самом деле, что в этих обнаженных девушках есть такое, чего нельзя ему никак показывать? Ведь это мы, люди, такие. Каждый ребенок отлично это понимает, и рисунок кажется ему совершенно естественным и понятным.

"Диана-2", бумага, карандаш, 50 х 65 см, 2010 г.

«Хорошо, - скажете вы, - но почему эти музы должны непременно выступать в обнаженном виде? Почему бы художнику не одеть фигуры своих моделей в платья?» Конечно, музы могут выступать по-разному, и невидимым образом, и в одежде, и без одежды. Но если муза говорит непосредственно от себя лично к индивидуальной душе человека, а не от имени кого-то или чего-то, то она обязательно должна выйти голой. Кроме муз есть еще много инспираторов - это и начальники, и священники, и политики, которые любят держать общество под своим контролем и не любят проявлений человеческой свободы, они не любят и обнаженной натуры. Если бы музы выступали от их имени, то они обязательно были бы облечены в одежды. Одетая муза означает, что она кого-то или что-то представляет. Но если человек хочет быть свободным и не зависеть от воли и принуждения власть имущих, чиновников и священнослужителей, то он будет признавать только обнаженных муз. Обнаженная женщина – это символ свободной души человека. Так на картинах мадонны с младенцем, Мария всегда облечена в красные и синие одежды, потому что она представляла два духовные течения, сошедшихся в иудаизме. Младенец же абсолютно голый – потому что он никого не представлял кроме Бога. А так как мы живем в 21-ом веке, в эпоху свободы, то пусть наши музы снимают одежды!

Рисунок обнаженной женщины всегда лучше фотографии, если рисунок делает мастер. В данной серии работ мы видим обнаженные фигуры, представленные во всей своей красоте и, если можно так сказать, во всей своей наготе. Потому что художник, настоящий художник, может увидеть женщину гораздо более нагой, чем она есть на самом деле. Он может увидеть сокровенное в фигуре, которое вы не усмотрите даже имея перед собой обнаженную женщину наяву. Искусство пробуждает в человеке видение наготы, видение сокровенного, видение эротики человеческого тела. И в этом смысле рисунки женского тела, выполненные Сергеем Воржевым, это подлинное искусство, каким оно и должно быть.

Михаил Андреев, художественный критик, искусствовед.

www.artsophia.ru/vorjev2.html

vorzhev.com

Сергей Воржев

25 мая в австрийском городе Линц в галерее Gallerie Max Thiele www.facebook.com/pages/Galerie-Thiele/119924022836 состоится персональная выставка заслуженного художника России Сергея Воржева, участника выставок на двух Олимпиадах в канадском Ванкувере и в русском Сочи. Организацией выставки занимается австрийское некоммерческое партнерство «World Jazz, Art & Music» www.wjam.at

Сейчас выставка находится на стадии подготовки и в рамках этого проекта, мы сняли несколько интервью с художником на студии «НЕСТАНДАРТ» в авторской программе Артема Никитина «МЫSLI»

В МЫSLI TV пришел Сергей Воржев — и в студию заглянуло солнце. Художник не смог удержаться, увидев чистое полотно. Теперь это самая большая картина Воржева из всех, существующих в мире… P.S. Говорят, по анализу ТПП, средняя графика Сергея оценивается в 15.000 евро… Интересно, сколько стоит это произведение? P.P.S. Картина называется «проснулась». И, кажется, это светлое и доброе поздравление всем дамам к предстоящему Восьмому!)) — с Артем Никитин, Сергей Воржев and Олег Мохов в НесТАНдАРТ творческая лаборатория. Написал в своем блоге Артем.

Посовещавшись мы приняли решение провести Двухмесячный аукцион, на котором единственным лотом будет именно «Проснулась» Картина будет продана последнему, предложившему большую сумму на 8 мая. От НесТАНдАРТ творческая лаборатория — в подарок новому владельцу картины — видео, как она рождалась на глазах у зрителей… На выставке будет презентована Коллекция «One Line Beauty»

Полученные средства пойдут на издание каталога и проведение выставки в Австрии. Аукцион стартует 8 марта в Международный Женский День 2014. подробности 8 марта на www.wjam.at

www.kublog.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта