Роберт Фальк «Обнаженная». Фалька картины
Картины Роберта Фалька » Lustra
«Он был огромный, тихий, добрый, с печальным лицом и стыдливой улыбкой. Наделённый редкой способностью слушать и понимать собеседника, сам он был немногословен, говорил тихим, шелестящим, как бы извиняющимся голосом…»Один из ярчайших художников-авангардистов, Роберт Фальк, со дня рождения которого исполнилось 130 лет, заметно отличался от своих коллег и единомышленников. Никаких громких манифестов, никаких скандальных заявлений по поводу отрицания академизма и реализма, никакой демонстративной оппозиционности.Он тихо шёл в «передовом отряде» живописцев, изучал мир, искусства, творчество современников и предшественников, экспериментировал, путешествовал, жил.
Однако в лучшие годы именно к преподавателю живописи Фальку был самый большой конкурс. А два своих последних десятилетия он — напротив — прожил как опальный художник. И первая (и единственная за упомянутый период) выставка картин этого художника состоялась незадолго до его смерти.В чём только Роберта Фалька не обвиняли, за что только не ругали – за формализм, за жизнь за границей, за участие в знаменитом художественном объединении «Бубновый валет». И это ещё хорошо, что только ругали, а не репрессировали и не посадили.Кстати, у названия общества «Бубновый валет», в числе основателей которого состоял Фальк, одна из смысловых отсылок – каторжники. Поскольку до революции таких преступников в народе называли бубновыми валетами – из-за ромба, нашитого на робу каждого каторжника со спины.
Работы Роберта Рафаиловича желающие могли лицезреть на чердаке известного московского Дома Перцова, где художник, благодаря помощи друзей, получил мастерскую. Там Фальк трудился, хранил свои картины и там же он жил с своей супругой.Многим посетителям чердак казался эдакой парижской мансардой – просторно, светло, кругом картины, интересные вещички… Да только для жизни это местечко подходило мало: все удобства – на нижних этажах, летом на чердаке было очень жарко, зимой стены промерзали и покрывались инеем, весной и осенью — протекали. У Фалька в те годы покупали очень-очень мало картин, поэтому быт его, мягко говоря, был скромным, питание – скудным, а болезни – частыми.Возможно, он жалел, что перед оккупацией Парижа фашистами решил вернуться в Советскую Россию, а не уехать куда-то ещё. Но вслух он об этом не говорил, не жаловался.Тем паче, что красоту он мог увидеть в любом месте, не только в Париже, который Фальку, конечно, очень полюбился и про который он писал: «Париж — это целая страна, а кварталы Парижа — это отдельные города, часто совсем не похожие друг на друга. В Париже я за 9 лет 13 раз менял квартиру, чтобы пожить как бы в разных городах, то есть в разных кварталах Парижа…»
Кроме французских пейзажей есть у этого художника и более ранние – итальянские. «В юности я совершил путешествие по Италии – на деньги, полученные от первой продажи моей картины. Сумма была невелика, и я почти весь маршрут проделал пешком, останавливался на ночлег в придорожных тавернах, обедал в самых дешёвых трактирах… Зато я увидел Италию не глазами туриста из окна отеля или автомобиля, а заглянул в эту чудесную страну, так сказать, с чёрного хода, в интимную, скрытую от посторонних глаз жизнь…»С неменьшим интересом он писал Крым, Среднюю Азии, где жил в эвакуации, Подмосковье, Ленинград.И людей. К слову, Фальк всегда говорил не «я покажу вам портреты», а «покажу вам людей».
Интересно, что люди (широкая публика), после длительного периода забвения мастера, обратили внимание на его творчество, по сути, из-за громкой и грозной реакции Хрущёва.На знаменитой выставке в Манеже в 1962 году, где некоторые творения вызвали непонимание Никиты Сергеевича, гнев и ряд нецензурных выражений. Утверждается, что Хрущёв потребовал исключить из Союза художников и из КПСС всех участников выставки, но оказалось, что почти никто из участников выставки ни в КПСС, ни в Союзе художников и не состоял.На том вернисаже было только две картины Фалька, и, в сравнении с другими живописцами, уже почившему Роберту Рафаиловичу досталось от главы государства не так уж сильно. Но после того скандала народ услышал имя Фалька и запомнил.
Через 4 года – к 80-летию художника – удалось устроить большую выставку его полотен. Вдова Фалька – Ангелина Васильевна — с восторгом говорила тогда писателю и поэту Варламу Шаламову: «Происходящее кажется мне таким чудом, что я думаю, раз уж это случилось, почему бы Фальку не воскреснуть?» Она ходила и записывала в тетрадь многое из того, что говорил о художнике народ, который посещал выставку, и Шаламов сказал, что эти записи ей стоит назвать «Фальклор».
Примечательно, что именно со своеобразного фольклора началась любовь Роберта Фалька к изобразительному искусству.«У нашей кухарки я познакомился с первой коллекцией живописи: на внутренней стороне крышки её сундучка, где она бережно хранила все своё имущество, были наклеены пёстрые лубочные картинки, обёртка от туалетного мыла, рекламные этикетки. Я мог часами их рассматривать. Это пёстрое собрание бесконечно радовало мой детский взгляд. Ничего столь красивого и привлекательного я не находил в обстановке у моих родителей и их знакомых!..»
В детстве Роберт Фальк много рисовал, но потом его так увлекла музыка, что к 16-ти годам он уже всерьёз собирался поступить в консерваторию. И был бы Фальк пианистом, возможно, выдающимся, но тут ему подарили масляные краски, и он снова страстно увлекся живописью, решив бросить музыку.А отцу, который, конечно же, хотел для сына надёжной профессии юриста или зубного врача, обычно тихий и покладистый Роберт неожиданно твёрдо заявил: «Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им!..»
Париж. Сена
Весна в Крыму
Крымский пейзаж
Женский портрет
Натюрморт
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотры: 440
lustra-magazine.com
РУЗСКИЕ КАРТИНЫ ФАЛЬКА: ok_sun_kaa
Очень люблю картины Фалька. Красочность и жизнерадостность всегда приятны глазу. С удивлением узнала, что Фальк писал в старинном городе Руза. Нас объединяет не только местоположение, но и такие незначительные факторы, как то что мой свёкор, муж и золовка — художники. И свёкор похоронен на том же Калитниковском кладбище.Благодарна тучковскому сайту за эту замечательную публикацию http://www.tuchkovo.su/gorodskoe-poselenie-tuchkovo/ruzskie-kartiny-falka.html
Фальк Роберт Рафаилович (1886, Москва – 1958, Москва) Живописец, график, художник театра, педагог. Родился в Москве. Учился в художественной школе И. О. Дудина и К. Ф. Юона, в студии И. И. Машкова (Москва, 1903–1904), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1905–1910) у К. А. Коровина и В. А. Серова. Один из основателей общества «Бубновый валет». Уже в ранней живописи Фалька сложился его дар замечательного «цветовика». Стараясь обобщить форму и вылепить массу цветом, он впитывает актуальные для времени уроки живописи П. Сезанна. Подобно товарищам, использует некоторые приемы "вывесочного" примитива, утяжеляющие, уплотняющие объем. «В этот период я любил яркие, контрастные сочетания, обобщенные выразительные контуры, даже подчеркивал их темной краской», – писал он впоследствии. Драматургия цвета всецело доминирует и в его кубистических полотнах. Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1910–1927), «Мир искусства» (1911–1917, 1921–1922), «Московские живописцы» (1925), Ассоциации художников революционной России (1925–1928), Общества московских художников (1925–1928). В постреволюционные годы его колорит достиг особой экспрессии («Красная мебель», 1920). Одинаково успешно выступал в разных жанрах (портрет, пейзаж, натюрморт), а также в театре – оформил в Государственном еврейском театре спектакли «Ночь на Старом рынке» И. Л. Перетца (1922–1925) и «Путешествие Вениамина III» (1927) М. Мойхер-Сфорима. Постепенно, на протяжении 1920-х, живопись Фалька становится сложнее и тоньше. Со временем все большую роль в его полотнах получает эффект красочного мерцания, проступающего изнутри затененной формы. В 1928 получил командировку во Францию – «для изучения классического наследия». В парижских холстах продолжают развиваться те качества, которые ясно наметились уже в Москве: замкнутость, камерность, богатство и тонкость цветовых отношений. Интимностью, мягкой лирикой проникнуты и портретные работы, особенно женские. Вернулся в Москву к началу 1938. Вплоть до 1940-х много сил отдавал преподаванию: во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских – и других институтах. Годы войны провел в Средней Азии, природа и архитектура которой дали в его творчестве новую яркую вспышку богатой и сложной красочности. В послевоенные годы, фактически отторгнутый официальным искусством, продолжает работать в своей мансарде в центре Москвы, пишет строгие, сосредоточенные портреты и натюрморты с немногими предметами, погруженными в сумрачное пространство. После 1953 г. Фальк стал для многих молодых советских художников-авангардистов своеобразным символом ушедшей великой эпохи живописи, мостом между великим искусством начала XX века и послесталинской оттепелью. Скончался в Москве 1 октября 1958 года. Похоронен на Калитниковском кладбище.
Рузские картины Фалька.
В начале XX века Робертом Фальком были написаны картины с изображением города Рузы: “Старая Руза”, “Пейзаж с мостиком”, “Провинциальная улица” и другие... Эти картины хранятся в Истринском историко-архивном музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Пермской картинной галерее. В композиции этих полотен художник пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо - предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной бархатной материи. Фальк тяготел к густым краскам с особенно терпким оттенком. Однако тональность полотна не яркая, даже рыжие и жёлтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придало всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма. На полотнах видим предметы и объемы кубистических и шарообразных форм. Пространство картин четко организовано и объединено одним ритмом - различными вариациями зеленого колора. Фальк создает образ русского провинциального города с горбатыми улицами, разноцветными кубиками домов, высокими заборами. Но созданный им мир — не мир художника-реалиста, а художника «пластического». Пластикой, ритмом, объемами, граненостью форм он передает уходящую городскую улицу. Мастер пишет угловатыми пятнами насыщенного цвета, добиваясь выразительной объемности формы. Главное в его лаконичных пейзажах и простых натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета.
Стихотворение Раисы Вениаминовны Идельсон (1894—1972), поэтесса и художница, в браке с Р.Р. Фальком (с 1922 года по 1931 год)
***
Фальку
Цвета мазок –
Льется с высот
Солнечных сот
Света поток –
Солнечный сок...
Кисти бросок –
Жизненный ток.
Камень – брусок,
Пламень – цветок.
Сердца комок,
Как уголек,
Пламя зажег
Дьявол и Б-г!...
Кисти в огне
На полотне -
Нитей моток.
Что он соткет,
Цветом поет
О вышине
И тишине...
Москва, 1923.
Рузские картины Фалька
Картины художника Р.Фалька хранятся во многих музеях. В частности, в Истринском историко-архивном.
А в Русском музее, в Санкт-Петербурге, в экспозиции представлена картина Фалька «Старая Руза». Отрадно, что нашему музею удалось получить фотокопию этой картины. Замечу, что Старая Руза Фалька не село (впоследствии известная деревня), а наш тихий город примерно столетней давности.
На картине изображены Соборная гора, подъем от Нижнего рынка к Базарной площади (от бывшего участка завода «РЭТО» в направлении площади Партизан). Просматриваются старые торговые дома, дом фотографа Бендерского. Дальше видна богадельня Воскресенского собора. Веет сказочной стариной.
Я засомневался, что художник, посетив Рузу, работал только над одной картиной. В городе много удивительных мест, привлекательных для творчества. Выяснилось наличие еще одной картины под названием «Рузский пожарный пруд». Это нынешний пруд около кафе на Волоколамском шоссе.
А нет ли еще картин старинного уездного города, принадлежащих кисти этого автора? Расселяясь по коллекциям, картины подчас теряют первоначальные названия и выставляются в отдаленных от Москвы музеях.
И вот любопытная находка. В одном из номеров журнала «Художественное наследие» помещена репродукция картины Р.Фалька «Провинциальная улица». Оказалось, что это место знакомо. Слева красуется липа Барминского пруда, справа — еще не перестроенный дом с крылечком. Вдали, за деревьями, видна шатровая главка часовни и сам Воскресенский собор у начала Бородянской улицы. Если воссоздать собор, это место будет иметь большее сходство с картиной «Провинциальная улица».
Л.СОКОЛОВ,
15 января 2000 Красное знамя
Отдел районный архив Администрации Рузского района
ok-sun-kaa.livejournal.com
Описание картины Роберта Фалька «Обнаженная» Картины художников
Фальк Роберт Рафаилович (1886-1958) – знаменитый художник авангардного направления в России, работавший в начале 20-го века.
Живописец еврейского происхождения, которому удалось создать в своем творчестве уникальный синтез набиравшего популярность авангарда и русского модерна. Фальк прославился не только своими картинами, чья художественная ценность возрастает до сих пор, но и активной деятельностью в мире искусства.
Именно он был одним из основоположников и создателей объединения «Бубновый валет», участники которого задавали тенденции в русском искусстве начала 20-го века. Почти шесть лет Фальк посвятил работе в этом сообществе и создал за годы жизни много произведений, которые сейчас хранятся в крупнейших музеях России и мира.
Картина «Обнаженная» была написана Робертом Рафаиловичем в 1916 году, в
самом расцвете творческой деятельности художника. Ее полное название звучит как «Обнаженная. Крым.», что указывает на место написания картины. Материалы обычны – холст и масло, с которыми Фальк работал больше всего. Но картина очень нетипична для зрителя.
На холсте изображается полностью обнаженная женщина, удобно расположившаяся на красном одеяле и белой подушке. Тело главной героини занимает большую часть произведения – пышные, почти рубенсовские формы, прописаны насыщенным цветом.
Откровенность, с которой Фальк изображает женщину, сочетается с простотой. Никаких лишних деталей не изображено, лишь прекрасное плотное тело, на котором художник мастерски отмечает свет и тень.
Локальные цвета не режут глаз, но обязательно цепляют глаз своей насыщенностью. Данное произведение, манеру его написания, можно сравнить со знаменитыми гогеновскими таитянками, и оно ничем не уступает знаменитому зарубежному художнику.
Прислал: Cr1stal . 2017-10-08 22:21:02
opisanie-kartin.iusite.ru
РУЗА в стиле Сезанна: ранние работы Р.ФАЛЬКА
15 (27) октября 2016 года исполняется 130 лет со дня рождения художника Роберта Фалька. Его имя прекрасно известно ценителям живописи во всем мире. Его картины висят в Третьяковской галерее, о его искусстве написан не один десяток статей и монографий, и было время, когда ситуация складывалась с точностью до наоборот…
Для нас, ружан, имя Фалька дорого еще и тем, что он в нескольких своих полотнах запечатлел Рузу начала ХХ века. Особенность этих работ в том, что создавались они в самом начале творческого пути, отражая становление и искания молодого художника.
Роберт Рафаилович Фальк родился 15 (27) октября 1886 года в Москве в интеллигентной и обеспеченной еврейской семье.Тем не менее, трое сыновей воспитывалась в строгости. Родители дома говорили по-немецки и своих сыновей отдали в Петер-Пауль-шуле, московское училище, где царствовали строгий порядок и жесткая дисциплина, а преподавание велось на немецком языке.
С ранних лет у Роберта наметился интерес к рисованию, но родители сделали ставку на музыку. «Летом 1903 года, — писал Фальк в автобиографии, — мне подарили масляные краски, и я страстно увлекся живописью. По целым дням я проводил время со своим этюдником и старался передать все подробности полюбившегося мне пейзажа. Это был, может быть, единственный счастливый период, когда я был вполне доволен своими произведениями. Я решил бросить музыку и стать во что бы то ни стало художником».
Это решение огорчило родителей, по их мнению, была не карьера, а голодная жизнь, без всякого успеха, порядка, без определенного заработка. Одним словом — богема! И это слово «богема» означало жизненный крах, но отговорить юношу было невозможно. Тогда в ход был пущен последний аргумент: «У тебя нет живописного таланта». На что Фальк заявил: «Пусть я буду совсем плохим художником, но я хочу быть только им».
Решение было бесповоротным, и Фальк стал заниматься в частных школах-студиях Юона и Машкова, а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимыми учителями были Валентин Серов и Константин Коровин. После учебы Фальк становится членом объединения «Бубновый Валет», участвует в выставках.
Максимилиан Волошин так отзывался о выставках «Бубнового валета» «... много наивных подражаний наиновейшим образцам, много неверных теорий, заводящих в живописные тупики, но вместе с тем — много действительно талантливости и «веселого ремесла», а главное — молодости».
Фальк был самым молодым «валетовцем» и резко отличался от собратьев по кисти своими «лирическими устремлениями». Основой его творчества в 1910-е годы стали «лирический кубизм» и интерес к живописному психологизму. Именно тогда у молодого художника начал проявлять дар замечательного колориста. Из всех участников группы Фальк был самым чутким к колориту, к его малейшим нюансам. Художник не позволял себе быть нарочито «грубым» в композиции и цвете.
Фальк писал: «...в искусстве есть другие конкретности, кроме мира вещей (предметов): конкретность света, состояния, пространства, наконец, чувства».
Свой творческий путь Фальк так оценивал (1926 год):
«В период творчества от 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна — некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям.
С последующего момента — 1918 г. — начинается все более резкое отхождение.
В настоящее время интерес к нескольким мастерам старой школы:
1) Рембрандт,
2) Вермеер Дельфтский,
3) Тициан,
4) испанцы: Веласкес, Греко, Сурбаран, Гойя,
5) французы: Ватто, Шарден».
Рузские пейзажи относятся к первому периоду творчества Фалька и по манере написания близки по стилю Сезанна. Творчески перерабатывая наследие Сезанна, Фальк стремился к своей особой творческой системе, оказавшей в дальнейшем огромное влияние на отечественное искусство второй половины 20 века.
Старая Руза (1913). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В композиции «Старая Руза» (1913 г.) он пытался, подобно французскому живописцу, сделать все элементы картины — дома, землю, небо - предельно близкими друг другу по фактуре, словно все они созданы из одной бархатной материи. Фальк тяготел к густым краскам с особенно терпким оттенком. Однако тональность полотна не яркая, даже рыжие и жёлтые цвета мастер делал приглушёнными, соединяя их с густыми крупными тенями. Это придало всему пейзажу ощущение камерности и глубокого внутреннего лиризма.
В 1910-е годы Фальком в Рузе были написаны несколько пейзажей. В том числе «Пейзаж» и «Пейзаж с мостиком».
Пейзаж (1913), (холст, масло) Пермская государственная картинная галерея
пейзаж с мостиком (1912) (масло, холст)
На полотнах видим предметы и объемы кубистических и шарообразных форм. Пространство картин четко организовано и объединено одним ритмом - различными вариациями зеленого колора.
Фальк создает образ русского провинциального города с горбатыми улицами, разноцветными кубиками домов, высокими заборами. Но созданный им мир — не мир художника-реалиста, а художника «пластического». Пластикой, ритмом, объемами, граненостью форм он передает уходящую городскую улицу.
Мастер пишет угловатыми пятнами насыщенного цвета, добиваясь выразительной объемности формы. Главное в его лаконичных пейзажах и простых натюрмортах 1910-х годов – реалистичность, физическая, осязаемая полновесность каждого изображенного на холсте предмета.
Во всем творчестве этого периода пока еще отчетливо чувствуется влияние творчества Сезана с его стремлением к «живописной непрерывности». Неудивительно, что критик Абрам Эфрос назвал Фалька «человеком сезанновской национальности».
Как и другие «валеты», Роберт Фальк не пошел дальше первой стадии кубизма, и к последующим, более радикальным авангардным направлениям в живописи относился критически.
А вот фотографии этих мест и того же периода. Просто поразительная узнаваемость!
Есть предположения рузского краеведа Л.С.Соколова, что существуют еще 2 картины Роберта Фалька, написанные в Рузе: «Провинциальная улица» и «Рузский пожарный пруд».
В 2000 году Л.С.Соколов в заметке «Рузские картины Фалька писал:« В одном из номеров журнала «Художественное наследие» помещена репродукция картины Р.Фалька «Провинциальная улица». Оказалось, что это место знакомо. Слева красуется липа Барминского пруда, справа — еще не перестроенный дом с крылечком. Вдали, за деревьями, видна шатровая главка часовни и сам Воскресенский собор у начала Городянской улицы. Если воссоздать собор, это место будет иметь большее сходство с картиной «Провинциальная улица».
Но пока поиски этих картин не увенчались успехом.
ruzamuseum.ru
Картины Роберта Фалька из частных коллекций показывают в Санкт-Петербурге
В залах KGallery на набережной Фонтанки развернулась небольшая,но представительная экспозиция произведений Роберта Фалька, картины для которой предоставила сама галерея, а также известные коллекционеры Москвы и Санкт-Петербурга. Кураторский отбор позволит ознакомиться с работами, созданными художником на протяжении всей жизни и проследить,как от года к году менялась его техника — от увлечения импрессионистами до кубических форм и далее, к собственному уникальному стилю.
Экспозиция «Роберт Фальк из частных собраний» — возможность увидеть 35 картин,которые очень редко доступны широкой публике. В их числе — самаркандские пейзажи конца 1930—1940-х, парижские пейзажи 1920−1930-х, портреты и натюрморты.
Весна
Роберт Рафаилович Фальк
1907, 71×63 см
Самый лирический из кубистов, самый молодой из авангардистов, самый«формалистский» из советских художников (по определению «придворных» критиков) — в этом весь Роберт Фальк. Прожив в Париже девять лет, он так и не вписался в европейскую богему. А вернувшись в СССР в 1937 году, не сумел стать советским живописцем. Следуя моде на тот или иной стиль, он писал в настолько индивидуальной манере, что это всегда было «по-фальковски». Биографический очерк о судьбе Роберта Фалька читайте в Артхиве.
Бумажные цветы
Роберт Рафаилович Фальк
1915, 105.5×89.5 см
В числе экспонатов — картина «Индус в белом» 1933 года, а также два эскиза к ней. Об этой работе Фальк писал матери из Парижа в Москву летом 1930 года: «Сейчас я пишу одного молодого индуса. Он синегалезец с острова Цейлон. Этот тип более негроидный, чем настоящие северные индусы. Как модель он очень интересный. Высокий, исключительно тонкий, весь гибкий, извивающийся. Коричневый цвет лица,сине-чёрные волосы, громадные глаза…"⠀⠀
Роберт Фальк. "Индус в белом" (слева) и эскиз к этой картине. 1933
Второй эскиз к картине «Индус в белом» спрятан на обратной стороне работы Фалька «Повар», написанной годом ранее. На выставке можно увидеть обе стороны этой картины. Это далеко не единственная «двухсторонняя» работа художника. На выставке есть еще одна подобная картина — «Бумажные цветы», однако из-за того,что второе изображение расположено вверх ногами, организаторы и владельцы решили его не выставлять на обозрение публики.
Повар
Роберт Рафаилович Фальк
1932, 115×73 см
С 1928 по 1937 Фальк жил в Париже, находясь там в официальной командировке от советского государства для «изучения классического наследства». По возвращении его ждала опала и обвинения в формализме. Однако он смог работать в Московском государственном еврейской театре и в еврейских театрах других городов. Во время Великой Отечественной войны Фальк находился в эвакуации в Средней Азии, после войны вновь попал под кампанию против «космополитов». До своей смерти в 1958 году художник находился в фактическом забвении и существовал в основном благодаря помощи друзей. И до конца своих дней он оставался верен своей, найденной в результате долгих опытов, уникальной живописной манере. Стиль Фалька узнаваем сразу — тонкая работа со светом, сложные приглушенные тона, немного размытые драматические образы.
Роберт Фальк. «Мост Сен-Мишель». 1930
Многие картины Роберта Фалька и семейный архив дошли до наших дней благодаря трудам его четвертой жены, Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой. Они познакомились на персональной выставке Фалька, которая в 1939 году прошла в Доме писателей, а год спустя — поженились. После возвращения из Парижа Фальку удалось получить мастерскую в Доме Перцова на Пречистенской набережной, где супруги и поселились.
Их соседями были художники, которых Ангелина Васильевна называла «тихими бубновыми валетами» — Александр Куприн и Василий Рождественский. После начала Великой отечественной войны Фальк и Щекин-Кротова были эвакуированы; судьба занесла их в Башкирию, а затем и в Самарканд. Картины этого периода также представлены на выставке.
Золотой пустырь. Самарканд
Роберт Рафаилович Фальк
1943, 80×65 см
После войны Союз художников начал кампанию против «космополитов». Картины Фалька не покупали, заказов не было, театрам запретили иметь с ним дело. Друг Фалька Илья Эренбург говорил, что художника заживо похоронили. Картины Фалька покупали друзья, чтобы материально поддержать художника. Лишь спустя десятилетия тонкие полупрозрачные акварели, меланхоличные портретные образы и «плотные» парижские виды вернулись на заслуженные места в музеи и галереи.
Летний день (Паланга)
Роберт Рафаилович Фальк
1953, 73.5×92 см
Выставка «Роберт Фальк из частных собраний» в KGallery работает до 15 апреля 2018 годаhttps://artchive.ru
worldartdalia.blogspot.com
Роберт Фальк «Обнаженная»
«Обнаженная» 1916 г. Государственная Третьяковская галерея Москва, Москва, Россия
Картины художника Фалька Р.Р.
www.avangardism.ru