Эротика в творчестве Огюста Родена. Картины родена


Выставка произведений Родена в Петербурге. (часть 1)

Я очень люблю творчество Родена. Поэтому в один из дней я поехала в Питер на выставку его работ, которая проходит сейчас в Петропавловской крепости. В павильоне "Атриум" Комендантского дома выставлены порядка тридцати скульптур, очень много рисунков Родена из альбома  издательства Гупиль, а так же два знаменитых роденовских памятника - "Бальзак" и "Граждане Кале".

Как я уже говорила в предыдущей записи о Родене, работа над "Вратами ада" стала для скульптора делом всей жизни и так получилось, что многие его произведения, изначально делались именно для "Врат" и лишь потом, по разным причинам получали самостоятельную жизнь. Так что, представленные на выставке скульптуры можно условно разделить на две части - те, которые "вышли" из "Врат ада" и те, которые не имеют к ним никакого отношения. Начну я с первых, так как среди них самые известные произведения великого скульптора.

Настоящий размер "Врат ада" - 635 х 400 х 85 см. Естественно, что ввиду их громоздкости, они не могут участвовать в передвижных выставках, но  здесь было вывешено фотопанно "Врат" так сказать "в полный рост", так что все желающие могли рассмотреть их в подробностях. Правда, я это панно почему-то не сфотографировала. Поэтому тут я опубликую фотографию "Врат ада", сделанную в музее Родена в Париже, что бы было легче представить о чем пойдет речь.

Помимо фотопанно на выставке так же представлен один из трех макетов "Врат ада", сделанных в свое время Роденом, где в общих чертах намечена конфигурация этих монументальных дверей.

Ну а теперь о скульптуре.

"Мыслитель". Безо всякого преувеличения можно сказать, что это самое известное произведение Родена. Но прежде чем стать таковым, он был задуман Роденом как элемент "Врат ада".

Из сопроводительной таблички мы узнаем, что прежде чем стать одной из знаменитейших скульптур 19 века, "Мыслитель" был элементом "Врат ада", помещенным в центр тимпана. В 1882 году Роден решает сделать из него отдельную скульптуру. Впервые представленная в уменьшенных размерах (37 см) в Копенгагине, в 1888 году под названием "Поэт", она осталась совершенно не замеченной. В 1890 году скульптуру впервые отлили в бронзе. Тогда же она получает название "Поэт-мыслитель".   

Добавлю, что в 1904 году эта скульптура была представлена публике в резко увеличенном размере, который состаил 2 м. Вот тут на "Мыслителя" обратили внимание и, как неоднократно уже бывало с другими произведениями Родена, вокруг этой работы разгорелись жаркие споры. В результате в 1906 году "Мыслитель" был установлен перед Пантеоном в Париже, а в 1923 перенесен в парк отеля Бирон, где уже работал музей Родена.

"Тень". В "Божественной комедии" Данте падшие души - Тени - толпятся у Врат ада. Роден сделал несколько этюдов теней и в итоге берет скульптуру Адама, над которой работал с 1879 года, делает три одинаковых фигуры и ставит их над "Вратами", с высоты которых они смотрят на зрителя. В качестве отдельных экземпляров Тени будут впервые представлены в 1889 году.

В музее Родена в Париже группа "Три тени" установлена на земле и их можно очень хорошо рассмотреть. Надо сказать, что на меня они произвели довольно тягостное впечатление. Неприкаянность - это слово, пожалуй, подходит им больше всего.

"Тень. Торс". Без рук, ног и головы Тень смотрится очень мощно.

"Ева". Устроители выставки сообщают нам довольно интересную информацию о создании этой скульптуры: Перед началом создания "Врат ада" Роден работает над двумя скульптурами - Адама и Евы. Натурщицей для статуи Евы выступает молодая итальянка с полными, гибкими формами, которую Роден назвал пантерой. Скульптор несколько раз замечает, что ее формы как будто увеличиваются, и решает изменить объем работы, и тогда девушка признается ему, что беременна. Какое удивительное совпадение: Ева, сознавая свой грех, закрывает голову руками, ее живот увеличен из-за беременности. Так гением скульптора была увековечена в бронзе мать всего человечества.

"Размышления". Эта скульптура - увеличенный вариант фигуры падшей души с "Врат ада": там она предстает женщиной, которая наклонилась и закрывает лицо согнутой рукой. В 1887-88 годах скульптура была переделана. В 1894 году лишившись рук и части ног она стала фрагментом памятника Виктору Гюго.

"Поцелуй" - одно из самых известных произведений Родена. Эта скульптурная группа, созданная в 1880-1882 годах, изначально была помещена в правый нижний угол "Врат ада", а в 1886 году стала отдельной скульптурой. Считается, что эта пара олицетворяет собой "прОклятых любовников" - Паоло и Франческу - героев пятой песни "Божественной комедии" Данте. Из сопроводительного текста можно узнать, что во втором круге Ада Данте и Вергилий встречают живших в XIII веке Франческу и Паоло. Франческа, выданная замуж за властителя Римини, полюбила его младшего брата Паоло, который ответил ей взаимностью. Влюбленные друг в друга до беспамятства, они были застигнуты мужем Франчески во время их первого поцелуя. Разъяренный муж убивает обоих кинжалом. Данте пишет об этом: Любовь привела нас к совместной смерти.

Очень печальная история. Однако, кто бы что не говорил, но когда я смотрю на эту пару, у меня всегда создается впечатление, что здесь женщина целует мужчину, а он позволяет себя целовать. В ней страстный порыв чувствуется, а он какой-то вялый. Его выдает левая рука. Я, конечно, не собираюсь спорить с устроителями выставки и искусствоведами, но мне почему-то кажется, что здесь совсем другая история...

В смысле взаимности чувств, мне намного больше нравится "Вечная весна", которая тоже сначала предназначалась для "Врат ада", но в итоге туда не попала, поскольку Роден счел этот чувственный и очень даже счастливый сюжет слишком неподходящим для мрачных "Врат ада".

"Вечный идол" - еще одна скульптура Родена на тему отношений мужчины и женщины. Эти две фигуры представлены отдельно друг от друга на правой створке "Врат ада". В 1890 году Роден решает их объединить.

Правда, не могу не заметить, что в мраморе и "Поцелуй", и "Вечная весна", и "Вечный идол" смотрятся гораздо лучше, чем в бронзе.

"Туалет Венеры и Андромеды". Роден обожал соединять два или несколько разных сюжетов и делать из них композиции. Здесь он соединил фигуру, созданную в 1884 году для "Врат ада" (на них она в верхнем левом углу) - "Туалет Венеры" и "Андромеду", которая была создана в 1887. Андромеда - в переводе с греческого "управляющая мужчинами" - мать Геркулеса. После смерти Андромеды Афина дает ей место среди звезд. Вот такие интересные сведения можно почерпнуть из сопровождающего композицию текста.

"ПрОклятые женщины". Устроители выставки сообщают нам, что "эта скульптура, полная эротизма, сделана из двух фигур "Врат ада", получивших название "Обнаженная на коленях, наклонившаяся вперед". Впервые представлена в 1885 году. Название позаимствовано из "Цветов зла" Шарля Бодлера."

"Ирис, будящий нимфу". Еще одна композиция, созданная Роденом их двух фигур "Врат ада".

"Женщина, сидящая на корточках". Эта фигура присутствует на "Вратах ада", причем повторена два раза: на правом пилястре рядом с Падающим человеком и справа от Мыслителя. От этой скульптуры, натурщицей для которой была любимая модель Родена Адель Абруццези, исходит ощущение первобытной чувственности. Современники Родена назовут ее "Лягушкой" или "Земноводной".

"Данаида". Первоначально предназначавшаяся для "Врат ада", в итоге туда не попала. В основе сюжета этой скульптуры лежит один из древнереческих мифов о дочерях царя Даная, которые убили своих мужей в первую брачную ночь. В наказание за это они должны были все время наполнять бочку, у которой не было дна. Собственно, это и есть адъ. Есть от чего впасть в отчаяние.

Опять же добавлю, что в мраморе эта скульптура смотрится гораздо выразительнее.

"Минотавр" - это еще один сюжет из греческой мифологии. Эта скульптурная группа, взятая из "Врат ада", сначала называлась "Нимфа и Фавн" или "Сатир и Нимфа". "Минотавром" она была впервые названа в 1899 году. Роден, зачитывавшийся Овидием, черпает вдохновение в мифологии. Пасифая - жена царя Миноса - влюблена в быка, которого послал Посейдон. От их союза рождается наполовину человек, наполовину бык - Минотавр. Минос в бешенстве приказывает заточить его в лабаринт в центре Крита, построенный специально Дедалом, что бы он не сбежал и что бы никто не узнал, где он спрятан. В конце концов Минотавра убивает Тесей, на помощь которому пришла Ариадна.

Пожалуй, с эпизодами "Врат ада", представленными на выставке, мы разобрались. Теперь переходим к другим работам, которые создавались Роденом изначально как самостоятельные произведения.

"Бронзовый век".Роден создавал эту скульптуру в 1875-1876 гг., находясь в Брюсселе, где он работал в то время у Каррьер-Беллёза. Натурщиком для скульптуры стал молодой бельгийский солдат Огюст Фейт. Статуя была сначала была выставлена в 1877 году в Брюссельском кружке художников и потом уже в Парижском Салоне, где из-за нее разгорелся большой скандал. Тогда Родена обвинили в том, что он представил на суд жюри муляж, т.е. простой слепок с натурщика. Но после вмешательства ряда известных скульпторов, обвинения с Родена были сняты.

"Американский атлет". Во время своего приезда в Париж в 1901 году, американский гимнаст из Пенсильвании Сэмюэль Стоктон Уайт III (1876-1952) предложил Родену попозировать ему. Плененный анатомией спортсмена Роден соглашается и Уайт несколько раз позирует ему.

"Левая рука Пьера де Виссана" ("Граждане Кале")

За долгие годы работы Роден сделал огромное количество слепков рук и ног. Некоторые из них предназначались для конкретных вещей, некоторые становились самостоятельными произведениями.

"Правая рука Пьера де Виссана"

"Согнутая рука"

"Согнутая правая рука"

Уменьшенный вариант статуи Пьера де Виссана - одна из скульптур "Граждан Кале". Этот этюд датируется 1906 годом.

"Нежинский". В 1912 году в Париже в рамках показов Русских балетов Дягилева прошла премьера балета "Послеполуденный отдых фавна", хореографом и главным исполнителем в котором выступил Вацлав Нежинский. Он отказался от классической хореографии, построив танец на резких и угловатых движениях. Для того времени балет оказался слишком новаторским и вызвал настоящий скандал среди парижской публики. Но Роден поддержал Нежинского и выступил в защиту его таланта, а так же сделал несколько этюдов Нежинского в роли Фавна.

Роден вообще всегда проявлял интерес к танцу, о чем говорит большое количество сделанных им этюдов танцевальных движений.

"Смерть Адониса". Поскольку эту скульптуру я видела впервые, то просто перепишу то, что рассказывает о ней сопроводительная табличка: Эта скульптура, полная сладострастия вдохновлена мифологией. Роден изображает Адониса, которого будят Венера и Персефона. Богиня любви Афродита и Персефона - богиня ада, обе влюблены в Адониса, молодого красавца-сироту. Молодого человека убивает дикий вепрь, посланный ревнивым Богом. Оплакивая Адониса, Афродита требует от Персефоны вернуть ему жизнь, на что богиня ада охотно соглашается.

"Старое дерево". Опять мифология и опять впервые вижу это произведение. Эта работа была впервые представлена в 1896 году. Она представляет фавна как "животное и дерево одновременно - мохнатое, потрескавшееся, ветвистое, с листьями, с ловкими ногами в несоразмерных башмаках". Вдохновившись языческой мифологией, Роден создал произведение, которое снискало большой успех в кругах символистов.

"Ирида, посланница богов". Созданная в 1894 году, эта скульптура была впервые представлена публике только в 1897-м в качестве элемента памятника Виктору Гюго (его второго проекта). Первоначальное название - "Этюд женщины с раздвинутыми ногами" было заменено на другое - "Ирида, посланница богов".

От себя добавлю, что даже по нынешним временам, как мне кажется, это достаточно смелое и откровенное произведение.

Вот на этой жизнеутверждающей ноте я и закончу первую часть рассказа о выставке произведений Родена.Продолжение следует...

nathalie-zh.livejournal.com

Огюст Роден Auguste Rodin: новая жизнь старых скульптур или

«Если у вас есть замок»-2

В музее «Царицыно» с 19 сентября по 4 ноября 2012 г. проходила выставка работ великого французского скульптора Огюста Родена (Rodin Franсois-Auguste-Rene, 1840–1917) из собрания Патрика Карпентье и Сержа Гольденберга.Роден

Прежде чем отправиться на выставку в Хлебный дом, подойдем к скульптурам, отлитым в натуральную величину. Они стоят около входа в Большой дворец и  кажутся небольшими на его фоне. Но это только издали.Роден

(Ниже в подписях указан год создания гипсовой формы самим Роденом и мастерская, в которой делали современную отливку. Вся коллекция, показанная на выставке сделана в 1998 году, в трех литейных домах Франции и США).Слева-направо:Мыслитель. 1903Граждане Кале. 1889Поцелуй. 1888–1889Памятник Бальзаку. 1898Литейный дом Valsuani, Франция

На выставке представлены, в основном, известные произведения Родена. Их изображений много в сети, как и информации о жизни и творчестве скульптора, поэтому подробно на этом материале останавливаться не буду. Несколько фрагментов дам ниже.

Часть памятника «Граждане Кале»Роден

Многие скульптуры, которые мы привыкли воспринимать как самостоятельные произведения, являются частями грандиозной композиции «Врат ада». Так, осматривая массивную фигуру «Мыслителя», вспомним, что она предназначена для восприятия с большого расстояния – ее место на «Вратах ада» достаточно высоко. А здесь мы можем дотронуться до нее рукой! (Вот-вот! Скульптуры на Дворцовой площади, выставленные за несколько дней до открытия выставки, посетителям так понравились, что они начали активно общаться с ними. Пришлось экспонаты огородить решетками. Когда я увидела эти скульптуры в следующий раз, вместо загородок появились деликатные надписи-просьбы об уважительном отношении к произведениям искусства).В экспозиции представлен еще ряд работ из «Врат ада».

На торжественном открытии выставки в атриуме Хлебного дома выступили (слева-направо): Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Александр Безруков (аудиозапись), главный художник музея, работавший над экспозицией, Давид Бернштейн (аудиозапись), у микрофона – заместитель по научной работе Ольга Докучаева, организаторы международного проекта: генеральный директор «Modern art Gallery» Светлана Рисунова, арт-дилер и специалист в области искусства ХХ века Патрик Карпентье (аудиозапись).

Роден

Патрик Карпентье дает интервью телеканалу у скульптуры «Бронзовый век». 1877. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Анфилада небольших залов Хлебного дома. Здесь расположились 38 скульптур Родена меньшего размера, листы из альбома фирмы Гупиль и другие материалы.Роден

Ценность живописного полотна или мраморной скульптуры – в уникальности.Произведениям скульпторов, работающих в бронзе, «повезло» – их можно тиражировать. Благодаря этому мы можем сегодня увидеть многие произведения Родена на этой выставке, побывавшей в ряде стран. После Петербурга коллекция приехала в Москву.Выставка привлекает внимание большим количеством работ, а также, в связи со своей  необычностью (т. е. не музейностью экспонатов), и попутными интригующими вопросами, порой не художественного свойства.Первая мысль, которая возникла при известии о выставке, – как удалось собрать такую большую коллекцию старого мастера, работы которого находятся в музеях?И другие вопросы, которые почему-то не возникали раньше в музейных залах.Например, что же такое бронзовая отливка?Как ее делали при жизни автора и в наше время?Сколько копий можно отлить по форме, созданной самим автором?Насколько отливка соответствует оригиналу?Что означает термин «всенародное достояние» после окончания срока авторских прав (во Франции, как и у нас – 70 лет). Почему оно, в конце концов, оказывается чьим-то, но не «всенародным»?Может быть, стоит доходы от этого «достояния» пускать на нужды культуры в соответствующей стране?

На некоторые вопросы организаторы отвечают в текстах на выставке:«ОТЛИТЫЕ ИЗ БРОНЗЫ СКУЛЬПТУРЫ О. РОДЕНА И ФРАНЦУЗСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОБронзовые статуи занимают особое место в ряду предметов искусства.Несмотря на то, что скульптор ваял их модели из гипса и из воска, бронзовые отливки этих произведений считаются подлинными шедеврами.В отличие от не подлежащей тиражированию живописной картины, они существуют в нескольких экземплярах. Многочисленные экземпляры скульптур отливались при жизни и после смерти Родена.В отношении скульптур, отлитых по гипсовым или восковым оригиналам, французское законодательство не делает различия между прижизненным литьем и бронзовыми скульптурами, отлитыми после смерти мастера.Согласно современному французскому законодательству скульптура из бронзы считается подлинной, если она отливалась по гипсовому или восковому оригиналу, созданному самим скульптором, в рамках тиража, не превышающего 12 экземпляров. Однако этот закон под названием «Декрет Маркуса» был принят в 1981 году. Роден, конечно же, никогда таких правил не придерживался. Например, крупноформатный «Мыслитель» отливался 21 раз, то есть тиражом в 21 экземпляр, – сначала самим ваятелем, затем его правопреемниками...Даже через 70 лет после смерти мастера можно возобновить отлив в бронзе новым тиражом («second cast»), конечно, сопровождая его указанием на это! Одним из условий такого процесса является использование литейного слепка из гипса в точном соответствии с формой, созданной скульптором, чего на практике добиться чрезвычайно трудно. Эти формы, как правило, разбросаны по музейным и крупным частным собраниям. Потребовались годы усилий и поисков, чтобы собрать эту коллекцию...ТЕХНОЛОГИЯ БРОНЗОВОГО ЛИТЬЯБронза — это сплав металлов: меди (85-90 %), олова (7-12 %), цинка и свинца.Человек умеет изготавливать изделия из бронзы вот уже 5000 лет. Сперва – это были предметы посуды, оружия, украшения. Со временем древние египтяне, греки и римляне научились отливать статуи из бронзы для воздаяния дани богам. Бронзовое изделие как произведение искусства появляется лишь в XVI веке.Технология бронзового литья – это переводная технология переноса формы, которая позволяет перейти от первоначальной модели, созданной мастером, к ее воспроизведению из металла.Сам Роден называл свои работы из бронзы «бронзовыми репродукциями своих моделей из глины».…………………….Крупноформатных отливок «МЫСЛИТЕЛЯ» в мире насчитывается 21 экз….«ВРАТ АДА» – 7 экз. Все отливались после смерти скульптора….Статуя БАЛЬЗАКА – 13 экз. Изготовлены после смерти ваятеля с 1931 по 1970 год….Скульптурной группы «ГРАЖДАНЕ КАЛЛЕ» – 12 экз. Их отлив начался в 1895 году и окончился в 1996 году, то есть длился целый век. 4 экземпляра были отлиты при жизни Родена…».

Для качества отливок важна точность воспроизведения авторской модели. Чем меньше оттисков с нее делали, тем сохраннее форма и точнее отливки.В XIX веке технология бронзового литья усовершенствовалась, и работы скульпторов стали тиражировать в большом количестве и разном масштабе. По нормам международного права на современных отливках стоит маркировка, отмечающая количество экземпляров и номер отлива.По завещанию Родена 1916 года все его работы и рукописи переходили государству.При жизни Роден позволял в большом количестве производить копии своих скульптур для продажи. Так, сообщают, например, тираж «Вечного идола» – 231 копия; «Поцелуй» – 319 копий. После смерти право изготавливать копии перешло музею Родена. Авторизованные скульптуры есть во многих музейных собраниях по всему миру.

Но вернемся к возвышенному. Хотя в случае с Роденом возвышенное и земное часто идут рядом.Поднимемся на второй этаж Хлебного дома.Нас встречает блестящая (в прямом и переносном смысле) уменьшенная копия «Бронзового века». 1903. Литейный дом Gantz,СШАРоден

и Бюст Родена работы Камиллы Клодель (в виде репродукции).Роден

Показываю скульптуры в хронологическом порядке – по времени создания гипсовой формы. Сначала крупные, затем небольшие работы.

У тех, кто впервые начнет знакомиться с творчеством Родена на этой выставке, может сложиться не совсем верное впечатление о скульпторе. Хотя собрание и велико по московским меркам, но это – отдельные работы, оказавшиеся вместе  по воле случая (благодаря сохранившимся гипсовым моделям). Кроме того, размах и мощь гаснут в «настольных» копиях больших работ.А небольшие «Врата ада»? Подготовительный этюд, практически набросок в гипсе, тоже можно отлить в бронзе. Но стоит ли? Ведь по нему совершенно невозможно представить окончательный вариант (его размеры: 635х400х85 см.).Врата ада (этюд). 1881. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Для более полного знакомства с Роденом, придется поискать серьезные источники. Зато экспозиция, думается, даст много для более глубокого изучения творчества мастера при сравнении вариантов скульптур и графических эскизов.

Женщина, сидящая на корточках. 1881. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Роден часто дорабатывал, изменял свои модели. Поэтому вариантов гипсовых форм тоже немало. Например, прямо на выставке мы можем сравнить два «Поцелуя». Первый (уменьшенный) – находится в Хлебном доме. 1882. Литейный дом Airaindor, Франция(сравнивать на экране удобнее фрагменты)Роден

Второй (в натуральную величину) – перед дворцом. 1888–1889.Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Скульптурам здесь явно не хватает жилплощади. И небольшие, и более крупные работы Родена требуют свободы, воздуха. Перегородки в небольших залах – не лучший вариант экспозиции.Размышление (слева). 1900. Литейный дом Valsuani, ФранцияТень (справа). 1886. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Другая извечная проблема – недостаточное освещение. Сделать идеальный свет на выставке, где представлены и скульптура, и графика, видимо, невозможно. Листам из старинного альбома освещение вредно. А свет одиноких желтых фонариков падает, в основном, на затылки и другие выпуклые части скульптур.Ева. 1883. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Увидеть, что скрывается в таинственном сумраке, нам здесь поможет вспышка, которой пришлось злоупотреблять при съемке.А вот зрителям на выставке уже ничто не могло помочь…Роден

Интересно сравнить одно и то же произведение, выполненное в бронзе и мраморе. Ниже показываю вариант из ГМИИ им А. С. Пушкина (в коллекции музея хранится 12 работ Родена).Ева. 1881. Мрамор. Уменьшенное повторение терракотовой скульптуры из музея Родена в Париже. Выполнена в мастерской Родена его учеником Э. А. Бурделем. Вариант отличается от бронзовой модели предназначенной для «Врат ада». Скульптура была приобретена в Париже М. А. Морозовым, старшим братом известного коллекционера.Роден

Похоже, лучшего материала для изображения женского тела, чем белый мрамор не найти!

Менее известные работы:Минотавр. 1885. Литейный дом Gantz,СШАРОден

ФрагментРоден

Воскрешение Адониса. 1889. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Утренний туалет Венеры. 1890. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Роден

ФрагментРоден

В трех работах (плюс голова), посвященных Бальзаку видно, как скульптор шел от реалистического образа к символу, свободному от суетных деталей.Этюд с обнаженной  натуры G. 1893. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Бальзак в монашеской рясе. 1893. Литейный дом Gantz,США(Располневший писатель носил рясу)Роден

ФрагментРоден

Голова Бальзака. 1897. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Памятник Бальзаку.1898. Литейный дом Valsuani, ФранцияРоден

Роден

Родена увлекали трудновыполнимые задачи, которые до него никто и не ставил. Запечатлеть момент быстрого, неординарного движения – что может быть сложнее?Ирида, посланница богов. 1895. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Нижинский. 1912. Литейный дом Gantz,СШАРоден

Вечная весна. 1898. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

И как раз такой же ракурс оказался у меня из ГМИИ им А. С. Пушкина. Сравним?Вечная весна. 1884. Отливка мастерской БарбедьенаРоден

Тень, торс. 1902. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Дальше малогабаритные скульптуры в витринах, из «Врат ада»:Ирида, пробужденная нимфой. 1885. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Проклятые женщины. 1887–1890. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Творчество Родена плохо связывается у меня с «кабинетными» вариантами его известных больших скульптур. У мраморной Данаиды волосы струились белоснежным водопадом, стекая с чудесного изгиба шеи, а в витрине – малоформатный вариант в бронзе. Он выкрашен (как и многие другие скульптуры) в сплошной блестящий черный цвет, скрывающий благородный цвет бронзы, а заодно и мелкие неровности, делающие материал «живым». Такое впечатление, как будто Данаида попала под нефтяную струю.Данаида. 1895. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

Старое дерево. 1896. Литейный дом Airaindor, ФранцияРоден

На рассматривание 133 листов репродукций офортов Родена из альбома фирмы Гупиль можно потратить целый день! Большинство из них – это подготовительные этюды, наброски. Они были отобраны для издания из 1500 рисунков и офортов. Альбом был издан при жизни автора тиражом в 125 экземпляров.Выбираю для примера два листа:Возвращение с шабаша. Лист № 115.1897Роден

Этюд. Пастораль. Лист № 121. Офорт, соус.Роден

В юности у меня сложился образ сурового, жестокого и могучего человека, упрямо, вопреки всему и всем создающего то поэтичные, то грубовато-мощные скульптуры так, как считал нужным. И он всегда побеждал – если не при жизни, то после смерти. Прекрасный роман о нем Дэвида Вейса «Нагим пришел я…» у нас был переведен еще в 1969 году.Исследователи причисляют Родена к нескольким направлениям искусства одновременно: реализму, романтизму, импрессионизму, символизму. Возможно ли это? А может быть великого художника просто невозможно втиснуть в «направления»? Обычно или он своей самобытностью порождает новое течение, или является уникальным. На то он и «великий».

Роден сегодня в моде? Недавно музей Родена предлагал в ГУМе выставку-продажу скульптур небольшого размера.Если у вас есть замок, вы можете украсить его не только старинными шпалерами, но и бронзовыми шедеврами великого мастера. Так из Петербурга на выставку в Царицыно не доехали четыре произведения – остались жить там.

P. S. Когда я оказалась в Царицыне в третий раз, шел дождь. Граждане Кале казались еще несчастнее. Влюбленные целовались, не замечая крупных капель, которые блестели на их черных телах. На пальцах Паоло местами уже блестела бронза, протертая, видимо, влюбленными парами «на счастье». С бровей Мыслителя стекали капли. Он казался куском скалы, противостоящим стихиям, еще более мощным и даже угрожающим, поскольку уже темнело. Дождевая вода скапливалась у ног Бальзака, но он не замечал ее, мечтательно глядя на Москву...

irinadvorkina.livejournal.com

Роден Oгюст Скульптуры биография Rodin Auguste

Роден Франсуа Oгюст Рене (1840-1917) (Rodin Franсois-Auguste-Rene), знаменитый французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Франсуа Oгюст Рене Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже. Учился в парижской Школе изящных искусств, пользовался советами скульпторов Жана Батиста Карпо и Антуана Луи Бари, испытал влияние пластики Микеланджело и Донателло. Роден работал в Париже и Медоне; в 1871-1877 годах посещал Бельгию и Италию.

Роден Портрет Oгюст РоденПортрет скульптора Изгнание из рая Изгнание из рая, 1887Музей Родена, Париж Скульптура модерна Бронзовый век Бронзовый век, 1877Музей Родена, Париж

Уже ранним работам Родена ("Человек со сломанным носом", 1864, Лувр, Париж; “Бронзовый век”, 1876, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Иоанн Креститель", бронза, 1878, Музей Родена, Париж) присущи смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, жизненность в передаче сложных движений, энергичная моделировка объемов. В 1884-1888 Роден создал для города Кале скульптурную группу "Граждане Кале" (бронза; установлена в 1895), суровое героико-драматическое звучание которой, сложная эмоциональная атмосфера и ощущение внутренней напряженности героев воссозданы с помощью беспокойного ритма композиции, контрастов статичных и динамичных фигур, материальной весомости пластических масс, экспрессии поз и жестов.

Скульптура модерна Поцелуй Поцелуй, 1886Музей Родена, Париж Скульптура модерна Вечный идол Вечный идол, 1889Музей Родена, Париж Скульптура модерна Данаида Данаида, 1885Частная коллекция

С 1880 года и до конца жизни Роден работал над горельефной композицией "Врата ада", символически воплощавшей мир человеческих страстей и навеянной "Божественной комедией" Данте, библейскими и мифологическими мотивами, поэзией Франсуа Вийона и современных Родену французских авторов. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал как самостоятельные произведения (острогротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер", 1885; пронизанная ярким эмоциональным порывом группа "Поцелуй", 1886; исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя "Мыслитель", 1888; многочисленные варианты в бронзе и мраморе - в Музее Родена, Лувре (Париж), Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств (Москва) и других собраниях.

Роден Поэт и Муза Поэт и Муза,1900, Частная коллекция Роден Вечная весна Вечная весна, 1900,Эрмитаж,Санкт-Петербург Роден Ромео и Джульетта Ромео и Джульетта, 1905,Эрмитаж, Санкт-Петербург

С середины 1880-х годов в творчестве скульптора все более нарастает тяготение к усложненным символическим образам, к выявлению всей гаммы человеческих эмоций - от ясной гармонии и мягкого лиризма до мрачного самоуглубления и полного отчаяния. Его произведения приобретают эскизный, внешне как бы незаконченный характер, контрастнее становится игра света и тени, моделировка текучих форм - подчеркнуто живописной. Эти приемы позволили Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, создавать впечатление мучительного рождения формы из стихийной, аморфной материи.

Скульптура модерна Девушка с розой на шляпе Девушка с розой на шляпе,1865 - 1870Музей Родена Роден Ева Ева1881, ГМИИМосква, Россия Роден Упавшая кариатида Упавшая кариатида1882, Музей Родена,Париж, Франция

Вместе с тем Роден всегда сохранял пластическую определенность форм придавал особое значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения скульптурного образа (памятник Оноре де Бальзаку на бульваре Распай в Париже, бронза, 1893-1897; установлен в 1939). Острота и цельность передачи характера человека, его внутреннего мира свойственны портретным бюстам Родена (портрет Виктора Гюго, мрамор, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Творчество Родена дало мощные импульсы художественным исканиям многих, различных по направленности мастеров скульптуры ХХ века и в первую очередь его учеников - Антуана Бурделя, Аристида Майоля, Шарля Деспио, А.С. Голубкиной. Большинство своих произведений Огюст Роден завещал французскому народу, многие из скульптур великого мастера хранятся в музее Орсэ и в музее Родена в Париже, а так же в музее Родена в Филадельфии. Скончался Огюст Роден 17 ноября 1917 года в Медоне, недалеко от Парижа.

smallbay.ru

Красота обнажённого тела в скульптурах Родена.

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину», - писал Огюст Роден в своем Завещании.

Модерн (от фр. moderne — новейший, современный)  — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. – 1910-х гг. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм , виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе.

    Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция; Франтишек Билек — Чехия; Герман Обрист — Германия; Жан Минне — Бельгия.

       Французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В 1854-1857 учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. В 1864 учился у А.Л.Бари в Музее естественной истории.

Камилла Клодель.

       В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения.

Камилла Клодель за работой.

       В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников ("Поцелуй"). Несмотря на разрыв в их отношениях, состоявшийся в 1898, Роден продолжал способствовать карьере талантливой ученицы, но Камилла, которой была неприятна роль "протеже Родена", отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: "Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное".

 

 Вечная весна Начало 1900 - х гг.

    Скульптурная группа "Вечная весна" была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже, заказ на оформление которых мастер получил от французского правительства в 1880 г. Названные "Вратами Ада", они стали величайшим творением Родена, над которым он работал долгие годы. "Вечная весна", как и другие группы, предназначенные для включения в общую композицию, стала самостоятельным произведением и была повторена автором. Эрмитажный вариант был исполнен в начале 20 в.

 Вечный идол.1889г Париж .музей Родена.

     Красота обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно напоминает цветок.Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы исияние волос – словно цветущий венчик…

    Иногда  принимает формы гибкой лианы, кустика, изысканно и дерзко изогнутого… Порою тело выгибается назад, как пружина, прекрасный лук, в который Эрос вкладывает свои невидимые стрелы…» Разгадку каких тайн природы искал великий скульптор в изгибах и формах обнаженного тела? 

 Поцелуй.1889г.        Музей Родена,Париж, Франция.

           С 1890 года он работает с натурщицами и просит их не позировать, а вести себя как можноестественнее. Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины икрасоты. Натурщицы были его сообщницами.

       Они познавали свое тело, его способность возбуждать, волновать, обвораживать. Открывая свое тело и свои желания для себя самих, они открывали их для художника. Чувственность и эротические фантазии, плотские наслаждения и сексуальность женщины становятся для Родена манящим запретным плодом, скрывающим божественную мудрость и тайну творения. «И Бог создал женщину…»,  и создал ее загадочной…

Поэт и муза.1900г.

Ромео и Джульетта 1905г Эрмитаж.

Данаида.1885г.

Девушка с розой на шляпе.1860-1870гг.(Роза Бёре)

Ева.1881. ГМИИ Москва, Россия

Упавшая кариатида.1882г.Париж. Музей Родена.

Врата ада.

            В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата Ада", в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера

            Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.

«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте — автора картин ада, из которых Роден черпал образы для своего произведения, и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.

Граждане Кале.1884-1888гг.

Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада .

     С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон. 

     19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии. 12 ноября тяжело заболел Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких.. Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия «Мыслителя».

     В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

      "В течение своей жизни Роден был и любим и ненавидим - ему была недоступна обычная карьера художника, но он был награжден высшими почестями авторитетов; его топтали, как упавшую клячу, а затем превозносили, как великого новатора; его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах. Правительство и официальные учреждения заказывали ему исторические памятники, но потом отказывались от созданных им шедевров. Когда он умер, "Мыслитель" и "Поцелуй" вошли к тому времени во все художественные словари по обе стороны Атлантики."

      Среди произведений Огюста Родена - скульптурные работы, рисунки, офорты. Большинство произведений Огюста Родена, завещавшего их французскому народу, хранится в музее Родена в Париже, многочисленные варианты в бронзе и мраморе - в Музее Орсе (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Национальной галерее (Берлин), в собраниях других музеев.

     Ещё раз повторяю слова великого мастера .В них так много жизненной правды.

       «Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину», - писал Огюст Роден в своем Завещании.

maxpark.com

Музей Родена- крупнейшее собрание работ французского скульптора Огюста Родена

музей родена

Музей Родена в Париже

Невозможно себе представить посещение Парижа без изучения музеев. Лувр, Орсэ, отель Бирон — обязательные пункты экскурсионной программы. В последнем в начале 20-го века жил и творил знаменитый скульптор Огюст Роден, а теперь здесь находится музей великого мастера. Постоянно сюда стремятся туристы, желающие увидеть своими глазами полные эмоций и движения, практически живые бронзовые и мраморные изваяния.

Немного истории

Особняк не всегда был домом для людей искусства. Заказал его возведение в 1730 году Авраам Перанк де Морас, бывший мастером по изготовлению париков. Под руководством архитектора Жана Оберона здание было построено в популярном тогда стиле рококо, а вокруг разбили огромный сад, не без основания ставший гордостью хозяина.

После смерти де Мораса красотой небольшого дворца наслаждались герцогиня Мен, дочери короля Людовика XIV, маршал Луи Антуан де Гонто-Бирон, в честь которого впоследствии и был назван особняк. Полководец внес некоторые изменения в устройство парка: значительно его расширил, приказал создать небольшой пруд и обустроить английский сад. Вслед за маршалом пришла целая череда сменявших друг друга владельцев. Тут размещались Папская миссия, русское посольство (в начале позапрошлого столетия), женский монастырь

Время и революция оставили следы на облике усадьбы: здание требовало реконструкции, а сад — ухода. Это стало причиной появления плана сноса и застраивания участка другими сооружениями. К счастью, проект не был утвержден, и с 1905 года французское правительство, в руки которого перешел отель Бирон, стало сдавать его в аренду. Предложением властей воспользовались многочисленные деятели искусства, и с той поры дух творчества не покидал стены особняка. Здесь можно было встретить Анри Матисса, Жана Кокто, Айседору Дункан, Клару Вестхоф, а также Райнер Мария Рильке, немецкого поэта, служившего несколько ранее секретарем Родена и открывшего для него поместье.

огюст роден

Великий французский скульптор Огюст Роден

Скульптор в 1908 году снял первый этаж, а через три года и весь особняк целиком.

Тем временем вновь зазвучало мнение о необходимости сноса и перепродажи строения. Однако Роден не собирался мириться с таким положением дел и выдвинул встречное предложение: он хотел подарить свои работы Франции, а взамен просил разрешения прожить здесь остаток дней и организовать музей. В то время творчество мастера оценивалось неоднозначно: были и почитатели таланта, и его непримиримые критики, но после тщательного обдумывания в 1916 году правительство приняло решение пойти навстречу Родену. Скульптор прожил в особняке до своей смерти в 1917 году и, к сожалению, не увидел открытия музея, которое состоялось спустя два года.

Музей Родена сегодня

удивительный музей родена

Музей Родена — музей, который сможет удивить  каждого

Ежегодно особняк посещает более 700 тысяч туристов. На территории комплекса посетителям представлено свыше трех сотен скульптурных работ самого Родена, расположенных в 16 комнатах и в парке, а также собранные им коллекции живописи и образчиков искусства времен Античности. Отдельное помещение занимают творения возлюбленной мастера Камиллы Клодель. В залах можно познакомиться и с непривычным Роденом, выступающим в роли фотографа и живописца. Но обо всем по порядку!

Под открытым небом

музей родена

Приглашаем начать знакомство с музеем Родена

Знакомство с музеем начинается с покупки билетов в стеклянном павильоне на улице Варрен, где и расположен особняк. Можно осмотреть все поместье или только сад. Второй вариант дешевле. Рассчитывать, однако, нужно не только финансовые средства, но и запас физических и эмоциональных сил, ведь на изучение парка уйдет не один час (он занимает 3 гектара!), а произведения мастера часто транслируют наряду с любовью и страстью отчаяние и глубокую грусть.

сад музея родена

Великолепный сад музея Родена

Сад и сам по себе великолепен. Благоухающие розовые кусты, ухоженные лужайки, деревья с геометрически правильной кроной соседствуют с бессмертными работами скульптора. Гуляя по парку, можно встретить сделанные Роденом копии с древнегреческих статуй и некоторые экземпляры его коллекции древностей. Здесь же размещены самые знаменитые его работы:

— «Мыслитель»;

мыслитель родена

«Мыслитель» — одна из известнейших скульптур Огюста Родена

— «Уголино»;

уголино родена

Этот шедевр создан по мотивам «Божественной комедии» Данте Алигьери

— «Граждане Кале»;

граждане кале

Граждане Кале — скульптора Огюста Родена, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.

— «Врата ада»;

врата ада роден

«Врата ада»- один из сюжетов «Божественной комедии» Д.Алигьери, воплощенный в бронзе

— памятник Оноре де Бальзаку.

памятник оноре де бальзаку

Памятник великому Оноре де Бальзаку

Каждая работа заражает определенным настроением. Даже не зная истории осады Кале и героизма его граждан, трудно не понять смирения, гнева, внутренней боли приговоренных к смерти. Противопоставление динамики и статики в памятнике показывает зрителям амбивалентность эмоций: одновременно агрессивное отвержение и терпеливое принятие.

Рядом с «Мыслителем» предусмотрительно расположены лавочки для всех, кто захочет не просто отдохнуть, но и присоединиться к думам философа. Интересно, что скульптура изначально создавалась как портрет Данте, автора «Божественной комедии», ставшей источником вдохновения для «Врат ада». Роден предполагал изобразить его созерцающим воплощение своих слов в бронзе, но в итоге мастер создал обобщенный образ творца, занятого тяжкими мыслями.

Эта скульптура, как и «Мимолетная любовь» и «Поцелуй», в уменьшенном виде включены во «Врата ада». Для того чтобы полностью рассмотреть произведение, понадобится немалое время, поскольку оно изобилует деталями и отсылает к темам человеческих страстей и пороков. Оно по праву считается лучшим творением Родена.

мимолетная любовь

О.Роден «Мимолетная любовь»

Парк усадьбы иллюстрирует собой высказывание скульптора о том, что главные источники вдохновения художника — это Античность и природа. Солнечные лучи, падающие на статуи под разным углом в зависимости от погодных условий, каждый раз высвечивают слегка иные детали и штрихи, помогая зрителю переосмыслить бронзовые творения. Тщательно проработанные тела, своим атлетическим сложением вызывающие в памяти образы Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, будто движутся в игре света, проникающего сквозь листву.

парк усадьбы родена

Парк музея Родена

Роден выставлял в своем саду и каменные изделия, но их не щадили ветер и влага. В 1995 году была построена Мраморная галерея, где разместили начавшие трескаться и покрываться мхом статуи.

Полную картину игры бликов и теней невозможно составить, не побывав на вечерней экскурсии. Ее проводят каждую среду в 20.45. Сад наполняется таинственной ночной жизнью, на смену дневному светилу приходят прожектора и фонари, а скульптуры под ними неуловимо меняются.

Не стоит проходить и мимо экспонатов в часовне, возведенной одной из религиозных организаций, размещавшихся здесь. Тут демонстрируются собранные Роденом предметы времен Древних Греции и Рима, проводятся выставки современного искусства.

Сокровищница

Вдоволь нагулявшись в парке, посетители с предвкушением заходят в здание музея. Экспозиция первого этажа по большей части представлена работами Родена в сопровождении зарисовок и скульптурных набросков их деталей.

поцелуй родена

Знаменитый «Поцелуй» Родена

Здесь гостей ждет встреча с «Поцелуем», воплощающим столь желанное для многих сердец сочетание любви духовной и плотской. При взгляде на скульптуру трудно поверить, что она высечена из мрамора — так тонко прописаны все детали.

В соседних комнатах расположены:

— «Ева», исключенная из «Врат ада» и ставшая самостоятельным произведением;

ева родена

«Ева» — одна из наиболее значительных работ Родена, с которой он начал свое восхождение к известности

— «Человек со сломанным носом»;

человек со сломанным носом родена

«Человек со сломанным носом» — первая значительная работа Родена. Моделью выступил обычный рабочий.

— «Шагающий»;

шагающий родена

Прототипом создания данной скульптуры послужил крестьянин, который однажды позировал Родену

— «Бронзовый век» и многие другие.

бронзовый век

Бронзовый век» О.Родена

Работы Камиллы Клодель, помощницы и любовницы мастера, размещены также на первом этаже в отдельной комнате. Страсть и эмоциональность ее скульптур ничуть не меньше, чем у учителя.

камилла клодель

Камилла Клодель — «муза» и спутница Родена

Тут находятся в том числе «Волна», «Вальс», бюсты ее брата Поля Клоделя и самого Родена. Будучи ученицей, Камилла не только позировала, но и помогала создавать отдельные детали. Причем исследователи расходятся во мнении, каков ее вклад в отдельные работы. Камилле приписывают то мелкие фрагменты, то целые фигуры. Несомненно лишь то, что она была источником вдохновения Родена много лет.

волна клодель

«Волна» Камиллы Клодель

чувственный вальс камиллы клодель

Камилла Клодель «Вальс»

Второй этаж — место, где размещены менее масштабные шедевры: бюсты, статуэтки. Торсы, руки, фигуры будто вырастают из мрамора, кажутся живыми и потому не оставляют равнодушными даже самого далекого от искусства туриста.

второй этаж музея родена

На втором этаже музея расположены различные бюсты, статуи, фотографии и живопись

Здесь же находятся фотографии и живопись, которыми Роден увлекся уже в зрелом возрасте. Знаменитые картины из коллекции мастера: «Папаша Танги» Винсента Ван Гога, «Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне — доступны для посетителей в залах этого этажа, как и другие полотна и гравюры, собранные мастером.

папаша танги

Знаменитая картина «Папаша Танги» Винсента Ван Гога представлена в экспозиции на втором этаже музея Родена

пейзаж клода моне

«Пейзаж в Бель Иль» Клода Моне

Обращает на себя внимание и работа «Рука Бога», представляющая собой слепок с руки Родена, сделанная одним из ассистентов незадолго до его смерти.

рука бога огюста родена

Шедевр О.Родена «Рука Бога»

Часы работы и правила посещения

Добраться до музея без труда можно на метро (станция Varenne). Открыта усадьба со вторника по воскресение с 10.00 до 17.45, понедельник — выходной. До достижения 18 лет посетить музей можно бесплатно, для остальных осмотр сада будет стоить 1€, сада и особняка — 6€. Существует возможность приобрести абонемент на посещение парка — 6€ за месяц.

Для удобства сотрудники предлагают воспользоваться аудиогидом, а чтобы прогулка по парку не стала слишком утомительной, посетить местное кафе и ресторанчик с аппетитным меню.

В музейном комплексе есть и зал документального кино, и сувенирная лавка, и библиотека, но главное здесь все же — бессмертные творения Родена, вдохновляющие, заставляющие задуматься, незабываемые. Впрочем, это тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

, чтобы всегда быть в курсе событий.

www.mafrance.ru

Эротика в творчестве Огюста Родена | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

Эротика в творчестве Огюста Родена Трудно найти гения, которого отвергают уже после всеобщего признания. Огюст Роден испил вкус славы и горечь неприятия. Уже после всеобщего признания в мире скульптуры, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками. Трудно найти гения, которого отвергают уже после всеобщего признания. Огюст Роден испил вкус славы и горечь неприятия. Уже после всеобщего признания в мире скульптуры, его работы вызывали скандалы и отвергались заказчиками.

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст Роден. Поцелуй</b>

Наибольшим достижением Родена является его виртуозное мастерство в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния героев, в доскональном изображении человеческого тела.Огюст Роден. Поцелуй

Наибольшим достижением Родена является его виртуозное мастерство в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния героев, в доскональном изображении человеческого тела.

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст Роден. Мыслитель</b>

Главными произведениями Огюста Родена считаются «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй». Огюст Роден. Мыслитель

Главными произведениями Огюста Родена считаются «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй».

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст Роден. Граждане Кале</b>Огюст Роден. Граждане Кале

Эротика в творчестве Огюста Родена В последние годы пристальное внимание искусствоведов приковано не только к скульптурам Родена, которые, бесспорно, неповторимы, но и к его рисункам, которых за всю свою жизнь он написал более 6 000. В последние годы пристальное внимание искусствоведов приковано не только к скульптурам Родена, которые, бесспорно, неповторимы, но и к его рисункам, которых за всю свою жизнь он написал более 6 000.

Эротика в творчестве Огюста Родена Если вам доведется побывать в Париже, неприменно посетите Музей Родена. Здесь вам доведется познакомиться с выставкой рисунков мастера, на которых запечатлена обнаженная женская натура. Сам же Роден признавался, что его рисунки – его собственные «эротические импульсы». Если вам доведется побывать в Париже, неприменно посетите Музей Родена. Здесь вам доведется познакомиться с выставкой рисунков мастера, на которых запечатлена обнаженная женская натура. Сам же Роден признавался, что его рисунки – его собственные «эротические импульсы».

Эротика в творчестве Огюста Родена Мэтр был уверен, что для изваяния женских фигур нет ничего более подходящего, чем мрамор, а мужские фигуры должны быть бронзовыми. Мэтр был уверен, что для изваяния женских фигур нет ничего более подходящего, чем мрамор, а мужские фигуры должны быть бронзовыми.

Эротика в творчестве Огюста Родена Но вот выразить «чувство экстаза» художник мог только на бумаге. Возможно, ключ ко всему творчеству Родена надо искать именно в этих рисунках?
Но вот выразить «чувство экстаза» художник мог только на бумаге. Возможно, ключ ко всему творчеству Родена надо искать именно в этих рисунках?

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст роден. Данаида, 1885</b>

Созерцая образы на бумаге, ощущается восторг и упоение, с которым их творил автор. Вдохновение для новых мотивов ему придавала античность, в особенности знаменитые «Метаморфозы» Апулея. Не раз на бумаге можно встретить богинь, но написаны они как простые женщины, которым присуща сексуальность и страсть.Огюст роден. Данаида, 1885

Созерцая образы на бумаге, ощущается восторг и упоение, с которым их творил автор. Вдохновение для новых мотивов ему придавала античность, в особенности знаменитые «Метаморфозы» Апулея. Не раз на бумаге можно встретить богинь, но написаны они как простые женщины, которым присуща сексуальность и страсть.

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Статуя Оноре де Бальзака. Музей Родена в Филадельфии</b>

Путь к рисунку Огюст Роден начал в 1890 году, когда случился громкий скандал после того, как французское Общество литераторов отвергло созданный им памятник Бальзаку, заказанный при содействии Эмиля Золя. Статуя Оноре де Бальзака. Музей Родена в Филадельфии

Путь к рисунку Огюст Роден начал в 1890 году, когда случился громкий скандал после того, как французское Общество литераторов отвергло созданный им памятник Бальзаку, заказанный при содействии Эмиля Золя.

Эротика в творчестве Огюста Родена Предаваясь рисунку, Роден все же не мог полностью отклониться от скульптуры: отдельные женские фигуры вырезались и соединялись им с другими в самых неожиданных ракурсах. Предаваясь рисунку, Роден все же не мог полностью отклониться от скульптуры: отдельные женские фигуры вырезались и соединялись им с другими в самых неожиданных ракурсах.

Эротика в творчестве Огюста Родена Огюст Роден настолько свободно чувствовал себя в эротическом рисунке, что не признавал никаких табу в изображении женского тела. Порой он изображал такие позы, которые не могла бы принять даже его любимая модель Альдо Морено – танцовщица и акробатка. Огюст Роден настолько свободно чувствовал себя в эротическом рисунке, что не признавал никаких табу в изображении женского тела. Порой он изображал такие позы, которые не могла бы принять даже его любимая модель Альдо Морено – танцовщица и акробатка.

Эротика в творчестве Огюста Родена Интересно начинался день Родена. Каждое утро он отправлялся на поиск новой натурщицы и даже устраивал им кастинги. Бывали моменты, когда он приглашал несколько девушек одновременно, чтобы они позировали вместе. 
Интересно начинался день Родена. Каждое утро он отправлялся на поиск новой натурщицы и даже устраивал им кастинги. Бывали моменты, когда он приглашал несколько девушек одновременно, чтобы они позировали вместе.

Эротика в творчестве Огюста Родена Куратор экспозиции музея Надин Лени отмечает: «В женщинах его интересовало все. Он пристально изучал их анатомию, пытался понять, в чем заключается особая привлекательность обнаженного тела, и рассматривал женщин, как разглядывают жесткокрылых насекомых».Куратор экспозиции музея Надин Лени отмечает: «В женщинах его интересовало все. Он пристально изучал их анатомию, пытался понять, в чем заключается особая привлекательность обнаженного тела, и рассматривал женщин, как разглядывают жесткокрылых насекомых».

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст Роден. Поэт и Муза, 1900</b>

Многие знакомые Огюста Родена из числа актрис, писательниц, балерин, аристократок, белошвеек и путан не отказывались от анонимных сеансов мастера. Одной из них была и знаменитая Айседора Дункан в то время, когда ее танцевальная карьера только начиналась.Огюст Роден. Поэт и Муза, 1900

Многие знакомые Огюста Родена из числа актрис, писательниц, балерин, аристократок, белошвеек и путан не отказывались от анонимных сеансов мастера. Одной из них была и знаменитая Айседора Дункан в то время, когда ее танцевальная карьера только начиналась.

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>О. Роден зарисовывает Камбоджийскую танцовщицу, Марсель, 1906 г.</b> 

Уже в преклонном 66-летнем возрасте скульптор увлекся всерьез камбоджийскими танцовщицами, которые приехали на гастроли во Францию вместе с Королевским балетом Камбоджи. О. Роден зарисовывает Камбоджийскую танцовщицу, Марсель, 1906 г.

Уже в преклонном 66-летнем возрасте скульптор увлекся всерьез камбоджийскими танцовщицами, которые приехали на гастроли во Францию вместе с Королевским балетом Камбоджи.

Эротика в творчестве Огюста Родена Этим прелестницам он посвятил более 150 рисунков, пытаясь запечатлеть их «божественную чувственность». Этим прелестницам он посвятил более 150 рисунков, пытаясь запечатлеть их «божественную чувственность».

Эротика в творчестве Огюста Родена <b>Огюст Роден. Вечный идол, 1889</b>

Роден осознавал, что консервативное общество не готово принять столь откровенных выражений эмоций и восторга, более всего его волновало, что рисунки могут быть восприняты как «провокация» или даже «порнография», потому долгое время о них никто не знал, кроме самых близких друзей скульптора. 
Огюст Роден. Вечный идол, 1889

Роден осознавал, что консервативное общество не готово принять столь откровенных выражений эмоций и восторга, более всего его волновало, что рисунки могут быть восприняты как «провокация» или даже «порнография», потому долгое время о них никто не знал, кроме самых близких друзей скульптора.

retrobazar.com

Вечный идол: 15 шедевров Огюста Родена

Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру XIX века - при помощи сильной пластической моделировки и драматической игры света мастер придавал скульптурной форме подвижность и одухотворенность, тем самым демонстрируя связь между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Почти каждую свою скульптуру Роден рассматривал не как статичный объект, а как некоторый центр движущихся масс. Герои его произведений охвачены сильными эмоциями - любовью, болью, отчаянием... Убедительного отображения этих состояний скульптор добивался не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам. С середины 1880-х годов характерной чертой его творчества стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: "выплывавшие" из мраморных глыб фигуры словно олицетворяли собой метафизический процесс рождения формы из аморфной материи.

Долгое время Роден считался противоречивой и даже скандальной фигурой, новаторское мастерство которого шокировало консервативную публику. Оглушительный успех к нему пришёл лишь в конце жизни, когда он был признан величайшим мастером со времён Микеланджело.

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку знаменитых произведений одного из создателей современной скульптуры.

"Мужчина со сломанным носом" (1874-1875)

Натурщиком для этой работы выступил разнорабочий по имени Биби, черты лица которого скульптор находил очень живописными и хотел изобразить его, не искажая и не приукрашивая действительности. В одну из холодных ночей затылок бюста промерз и отвалился - так "Мужчина со сломанным носом" превратился в "Маску человека со сломанным носом". Скульптор решил использовать случайную составляющую и несмотря ни на что выставить работу, однако салон дважды отверг её. Не отвечавший требованиям и канонам академической красоты подход шокировал публику. Скульптор был подавлен, однако от экспериментов в творчестве не отказался. "Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками", - говорил он.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Бронзовый век" (1877)

Впервые Роден выставил гипсовую скульптуру под названием "Побеждённый" с копьём в руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат. На следующий год он изменил смысл работы таким образом, чтобы салонная публика увидела в ней не страдание человека, а его пробуждение. Скульптор убрал копьё и дал своему творению новое название - "Бронзовый век". Мастерство Родена в изображении обнажённой натуры вызвало обвинения в том, что он сделал слепок с тела натурщика, но вскоре, поддержанный многими деятелями искусства, он был оправдан. В 1880 году отлитая в бронзе скульптура была выставлена в Салоне ещё раз.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Иоанн Креститель" (1878)

В этой работе Роден хотел изобразить движение таким образом, чтобы обе ноги героя твёрдо стояли на земле и вес был чётко распределён между ними. В результате он сделал две скульптуры: "Шагающий" (эскиз без головы, 1877) и "Иоанн Креститель" (1878). Фигура натурщика, итальянского крестьянина, вызывала у мастера самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем, однако он решил отказаться от каких-либо религиозных аллюзий, сделав упор на уверенной позе героя и его внутренней собранности. В 1880 году Роден выставил "Иоанна Крестителя" в Салоне и получил за него третью премию.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Призыв к оружию" (1879)

В 1879 году, участвуя в конкурсе на лучший памятник воинам, погибшим в войне 1870–1871 годов, Роден представил динамичную и одновременно монументальную скульптурную группу "Призыв к оружию". Отвергнутая жюри, она была уже после смерти автора отлита в бронзе и установлена в Вердене как монумент, призывающий народ Франции противоборствовать германской агрессии.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Ева" (1881)

Хрупкая и беззащитная фигура Евы изначально предназначалась для ансамбля "Врата Ада" - вместе с фигурой Адама она должна была фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние, охватившее вкусивший запретный плод героиню.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Данаида" (1885)

Прекрасное тело Данаиды вырастает из камня, как цветок из плодородной почвы Эллады. Скульптурное изображение одной из 50 дочерей царя Даная Роден посвятил своей возлюбленной - скульптору Камилле Клодель.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Мысль" (1886)

Роден и Клодель познакомились в 1883 году, когда он преподавал скульптуру ей и её друзьям. Примерно через год она начала работать в его мастерской и стала для него источником вдохновения, моделью, ученицей и любовницей. "Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - так описал её великий художник. Роден был немолод, женат, у него были возлюбленные, но это юное существо впервые по-настоящему пробудило в нём мужчину, что не могло не сказаться на творчестве мастера, ставшем ещё более чувственным.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Поцелуй" (1886)

Вот что писал об этой скульптуре Райнер Мария Рильке: "Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом".

Изначально обнимающаяся пара была частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота "Врата Ада", и носила название "Франческа да Римини", в честь знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила "Божественная комедия" Данте. Полюбив друг друга за чтением истории Ланселота и Гвиневры, Франческа и младший брат её мужа (на скульптуре можно видеть, как он держит в руке книгу), были убиты ревнивым супругом. Любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. В 1887 году критики переименовали скульптуру. Очевидный эротизм этой работы вызвал множество дискуссий. Бронзовая копия "Поцелуя" высотой 74 сантиметра была послана на Всемирную выставку 1893 года в Чикаго, где её сочли неприемлемой для всеобщего обозрения и переместили в отдельную маленькую комнату, с доступом по личному заявлению. "Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден", - писал о произведении Эмиль Антуан Бурдель.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Мыслитель" (1888)

По первоначальному замыслу скульптура называлась "Поэт" и была частью композиции "Врат ада" - со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело, Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов. "Он думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног", - говорил автор о своей работе.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Граждане Кале" (1884-1888)

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным. Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города Юсташ де Сен-Пьер, его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева исполнилась жалостью и вымолила у супруга прощение для них.

Идея увековечить память выдающихся земляков обсуждалась в Кале с середины XIX века. Этот монумент должен был выразить обуревавшие французов эмоции - и горечь поражения, и упоение героической жертвенностью сограждан. В 1884 году, когда Франция пыталась свыкнуться с мыслью о поражении во Франко-прусской войне, мэр Кале Деваврин организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену, работавшему над ним на протяжении четырёх лет. Впервые композиция была представлена публике в 1889 году и встречена почти всеобщим восхищением.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вечный идол" (1889)

Ещё одна чувственная скульптурная композиция, навеянная отношениями с Камиллой Клодель. Роден отдал своей возлюбленной часть работы - в результате получилось их по-настоящему общее произведение, однако настроение у него безрадостное. Мужчина стоит перед девушкой на коленях, не решаясь посмотреть в её глаза. Ещё мгновение назад она обнимала его, но уже отводит руки и полный скорби взгляд. Их глаза закрыты - они не видят будущего...

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Памятник Оноре де Бальзаку" (1893-1897)

Памятник, заказанный Родену Обществом литераторов, стал последней крупной работой скульптора. Четыре года мастер искал образ, полностью соответствовавший его представлению о великом романисте. Закутанный в монашескую рясу, грубый, могучий Бальзак был выставлен в Салоне в 1898 году и вызвал очередной скандал. Роден выступил в свою защиту в прессе: "Утверждение, что я небрежно выполнил своего Бальзака из-за озорства, — оскорбление, которое прежде заставило бы меня вскочить от негодования... Если истина должна умереть — последующие поколения разломают на куски моего Бальзака. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь..."

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Вечная весна" (1900)

Скульптурная группа была исполнена Роденом на сюжет из пятой книги поэмы Овидия "Фасты". Она почти точно иллюстрирует фрагмент поэмы, в котором юная и прекрасная нимфа Хлорида, ставшая впоследствии богиней цветов Флорой рассказывает о том, как ее похитил бог западного ветра Зефир.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Рука Бога" (1898-1902)

Над небольшой скульптурой, изображающей "Руку Бога", ваяющую из земли и глины Адама и Еву, мастер работал четыре года. Одно из самых философских его творений ныне представлено в Музее Родена - расположено оно рядом с зеркалом, чтобы посетители смогли рассмотреть миг творения во всех деталях.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

"Врата ада" (1880-1917)

Над этой монументальной работой, основанной на сюжетах из "Божественной комедии", библейских легендах, античных мифах и поэзии Бодлера, Роден трудился до конца жизни, но окончить её так и не успел - "Врата" были отлиты в бронзе лишь через восемь лет после смерти автора.

"Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении. Тут было непомерное желание, жажда, столь жгучая, что вся влага мира одной каплей высыхала в ней, тут не было обмана, не было предательства, а жесты, которыми берут и отдаются, - тут они были истинными и великими. Тут были пороки и богохульства, проклятие и блаженство, и вдруг выяснилось, как беден мир, скрывавший все это, хоронивший все это, делавший вид, будто этого нет. Это было. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, - одна сплошная борьба. И она тоже по-своему развивалась. Из инстинкта она превратилась в желание, из похоти, влекущей самца к самке, она стала влечением человека к человеку. И такой является она в творении Родена. Все еще длится вечная битва полов, но женщина - больше не животное, подавленное или покорное. Она страстная и возбужденная под стать мужчине, и они сопрягаются словно бы для того, чтобы обоим найти свою душу. [...] Тут вихри хотения и затишья ожидания; тут мечты, становящиеся деяниями, и деяния, переходящие в мечты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние - имя ему сила. Все это заключено в творении Родена", - писал о произведении Райнер Мария Рильке.

Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра

vm.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта