Живопись Марии Башкирцевой. Башкирцева картины
Русская художница Башкирцева Мария Константиновна...
Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны. Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах "Жан и Жак" (1883), "Совещание" (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.
Жан и Жак. 1883.115 х 155 см. масло, холст.Частная коллекция
Совещание. 1884.193 х 177 см. масло, холст.Париж, Музей Орсе
Совещание Деталь
Среди наиболее известных полотен - "Дождевой зонтик", "Три улыбки", "Осень" (все 1883), ныне в Государственном Русском Музее.В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой - французского художника Ж. Бастьен-Ленажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.
Зонтик. 1883.93 х 74 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
Осень. 1884.117 х 97 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
Три улыбки1. Улыбка ребенка,1883.55 х 46 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
Три улыбки 2. Улыбка девочки,1883.55 х 46 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. "Я говорю все, все, все", - писала она, предназначая свой дневник для печати. "Дневник Марии Башкирцевой" впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
ДНЕВНИК МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ.
Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.
"Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами — никогда!"
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.php?r=dn
Творчество, переживания, сомнения, поездки по Европе, борьба с болезнью. И – шокирующая искренность.
Paul_Bashkirtseff_(Портрет брата Павла)Musee_Beaux_Arts_Nice_1876
Автопортрет в шляпе с пером,1878
Girl_Reading_by_a_Waterfall.
В студии. Мастерская Жюлиана,1881188 х 154 см.масло, холст.Днепропетровск, Художественный музей
Женский портрет.35 х 27 см. масло, холст.Москва, Третьяковская галерея
Женский портрет. 188192 х 73 см. масло, холст.Амстердам, Рейксмузеум
Женский портрет. 1881.116 х 89 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
Жены-мироносицы (святые жены)
За книгой. ок.1882.63 х 60.5 см. масло, холст.Харьков, Художественный музей
Восточная девушка. 1882.масло, холст.Ницца, Музей Жюля Шере
Парижанка из Гавронцев
Портрет Ирмы. 1882.46 х 55.3 см. масло, холст.Париж, Петит Палас.
Портрет молодой девушки за чтением,около 1882г130 х 98 см. масло, холст.Частная клоллекция
Портрет пожилой женщины.масло, холст.Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, «источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью… Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила, и невольно приходил на память подарок Улисса юному Ахиллу: меч, скрытый между женскими уборами».
В мастерской гостя удивили многочисленные тома книг: «Они были здесь все на своих родных языках: французы, немцы, русские, англичане, итальянцы, древние римляне и греки. И это вовсе не были книги „библиотечные“, выставленные напоказ, но настоящие, потрёпанные книги, читанные-перечитанные, изученные. Платон лежал на столе, раскрытый на нужной странице».
Во время беседы Коппе испытал какую-то необъяснимую внутреннюю тревогу, какой-то страх, даже предчувствие. При виде этой бледной, страстной девушки ему «представлялся необыкновенный тепличный цветок — прекрасный и ароматный до головокружения, и тайный голос шептал в глубине души слишком многое сразу».
Весна, апрель. 1884.199.5 х 215.5 см. масло, холст.Санкт-Петербург, Русский музей
Как бы прощаясь с жизнью, Мария начала писать большое панно «Весна»: молодая женщина, прислонившись к дереву, сидит на траве, закрыв глаза и улыбаясь, словно в сладчайшей грёзе. А вокруг мягкие и светлые блики, нежная зелень, розово-белые цветы яблонь и персиковых деревьев, свежие ростки, которые пробиваются повсюду. «И нужно, чтобы слышалось журчание ручья, бегущего у её ног, — как в Гренаде среди фиалок. Понимаете ли вы меня?»
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,В одном из окон полудетский лик.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .С той девушкой у темного окна- Виденьем рая в сутолке вокзальнойНе раз встречалась я в долинах сна.Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?Быть может ей - и в небе счастья нет?
М.Цветаева
Мопассан, посетив ее могилу, изрек:«Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!»
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году…
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя — Мария Башкирцева.
http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/mb/index.phphttp://www.redov.ru/nauchnaja_literatura_prochee/100_velikih_zhenshin/p46.phphttp://www.artsait.ru/art/b/bashkirceva/main.htmhttp://www.liveinternet.ru/users/marylai/post230813547/
wyrnal.livejournal.com
Живопись Марии Башкирцевой. Картины и портреты.
По заявкам читателей, краткая биография и картины Марии Константиновны Башкирцевой.
Мария Башкирцева родилась 11 ноября 1858-го года в имении Гавронцы, что близ Полтавы. После развода с отцом Марии, мать забирает ее в Европу, где она начинает изучать живопись и рисунок в Академии Жюлиана для женщин.Башкирцева более знаменита своим «Дневником», которая она писала почти всю свою жизнь на французском языке. Изданный на многих языках мира, «Дневник» оказал большое влияние на Марину Цветаеву, и первый сборник стихов она посвятила Башкирцевой.В целом, Мария была талантливім человеком во всем – в живописи, литературе, имела прекрасные вокальные данные и задатки полиглота. При ней было дворянское происхождение и женская красота.
Художница часто рисовала собственные автопортреты. Некоторые ее работы, например «Жан и Жак» выставляются в Лувре. Работы получили награды всевозможных французских выставок, позитивные отклики от Анатоля Франса и Эмиля Золя.Несколько последних лет жизни, Мария Башкирцева болела туберкулёзом и умерла в 25 лет, в Париже 31 октября 1884-го года.
"Весна". Последняя, незаконченная картина Марии Башкирцевой
Нет трэкбэков.
intpicture.com
Что можно успеть за 23 года жизни? Судьба Марии Башкирцевой.
Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.
(В студии Мария Башкирцева (1881) в Днепропетровске)
И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».
(Автопортрет)
К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.
Автор Густав Куртуа
Могила Мария Башкирцева (1858 - 1884) на кладбище Пасси в Париже, Франция.
П. де Сант Марцейкс. Бюст Марии Башкирцевой
автопортрет
После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
«Ей даровал Господь так много!А Жизнь - крупинками считал.О, звездная ее дорога!И Смерть - признанья пьедестал!»
Передача "Женщины в русской истории". Мария Константиновна Башкирцева (фр. Marie Bashkirtseff; 11 ноября 1858, Гавронцы, Полтавский уезд, Полтавская губерния — 31 октября 1884, Париж) — французская художница украинского происхождения, автор знаменитого дневника.
Осень
Последняя картина Марии, оставшаяся незаконченной
портрет молодой женщины
Дождевой зонт 1883 Русский музей, Санкт-Петербург
Жены-мироносицы (Святые жены) эскиз 1884 г. Саратов, Музей изобразительного искусства им. Радищева
Павел Башкирцев.
М. Башкирцева Портрет графини Дины де Тулуз-Лотрек 1883 г.
Сирень 1880г
Жоржетта 1881г
портрет девочки
Дама в шляпе с розовым бантом.
Женский портрет.
Восточная женщина.
Дина. 1883
Девушка, читающая на водопаде (около 1882г)
kolybanov.livejournal.com
Мария Башкирцева: девушка —роза
Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!
Ги де Мопассан
Мария Башкирцева умерла, когда ей было двадцать пять лет, на излете XIX века. Девочка родилась в семье богатого помещика, предводителя дворянства. Отношения родителей не сложились, и они вскоре после рождения Марии стали жить врозь, отец – в Полтавской губернии, мать с дочерью – за границей, меняя европейские столицы и курорты. Мадемуазель Мари с детства была очень болезненной, мать искала лучший климат для девочки, их всегда сопровождал врач. Потом традиционно они проводили зиму на Лазурном берегу, в Ницце, а остальное время – в Париже, изредка путешествовали по другим городам. Девочка была очень одаренной. И очень хрупкой. Болезни, точившие ее прозрачное, стройное тело, уносили драгоценное время. Но дух ее оставался крепким, несгибаемым.
Про Марию Башкирцеву почти не знают в нашей стране. А она наша великая соотечественница. Кое-что слышали, но что-то неясное, невразумительное, то ли художница, то ли писательница, то ли просто романтическая натура. Больше она известна как автор неоднозначного «Дневника», который она скрупулёзно вела с 12 лет, откровенно описывая события дня, свои мысли, чувства. Иногда она высказывается резко, сухо, поражая зрелостью суждений, а иногда пишет с юношеским пафосом, временами по-детски простодушно, но каждый раз — бросая вызов времени, болезни, обществу и самой смерти. Дневник, написанный по-французски, сразу набело, без черновиков, еле-еле поместившийся в 105 тетрадей, был переиздан в нашей стране несколько раз. Но споры о его литературной ценности не утихали в прошлом, нет единства и сейчас. Вслед за Львом Толстым кому-то он покажется «искусственным», кто-то, как и Чехов, посчитает его «чепухой», кто-то вместе с Валерием Брюсовым в дневнике «найдет себя», а кто-то «смог бы лучше». Сколько людей, столько мнений. Но, согласитесь, было бы неплохо получить пусть не лестный отзыв, но от самого Льва Толстого или Чехова, которые почему-то дали себе труд прочитать ваш опус.
Слова и мысли бунтующей девочки, которой не суждено было стать женщиной, ее кокетство, ее капризный, огненный нрав, ее страх и трепет перед смертью, стойкость, переживания, доброта и отзывчивость, жажда жизни, стремление войти в вечность – вот, что такое дневник Марии Башкирцевой. Найдите и почитайте. И станет понятно, что про себя мы знаем очень мало. А Мария стремилась больше узнать о себе, дисциплинированно, методично и порой отстраненно занося любые мелочи в свои тетрадки.
Попробуйте и вы зафиксировать хотя бы один день своей жизни не с помощью селфи, а записать: что случилось, о чем вы думали, с кем встречались, чем вы занимались, о чем и с кем говорили, как и что чувствовали. И выяснится, что ваша в вышей степени непохожесть ни на кого, высокие стремления, загадочность вашей души — с большим трудом укладываются в высокий слог, а все больше получается плоское и банальное повествование, и литературный дар или его отсутствие ни при чем, про себя и о себе писать сложнее всего.
Мария Башкирцева росла в богатстве, ей не нужно было зарабатывать себе на кусок хлеба. Ее хрупкое здоровье даже позволяло ей не учиться. Но она страстно этого хотела и к учебе относилась очень серьезно. Она сама в тринадцать лет составила список предметов, которые хотела освоить, выбрала учителей. Вот ее запись в дневнике: «Наконец-то я примусь за работу!» После чего определяет занятия: «Целый день составляла расписание занятий. Закончу только завтра. Высчитала: по 9 часов ежедневно. Боже, дай мне сил и настойчивости в уроках!» Директор лицея, когда ему принесли этот список, воскликнул: «Сколько лет этой девочке, которая не только хочет учиться всем этим предметам, но и сама составила такую программу?!»
Она многого добивается. Изучает историю и физику, овладевает несколькими языками, в том числе латинским и древнегреческим, осваивает игру на нескольких инструментах (арфе, гитаре, цитре, мандолине, органе и рояле). Ее настольное чтение включает таких авторов, как Тит Ливий, Данте, Шекспир, а также современников — Мопассана, Золя, Тургенева, Толстого. Она пишет:
Когда я кончу Тита Ливия, я примусь за историю Франции Мишле. Я знаю Аристофана, Плутарха, Геродота, отчасти Ксенофонта… Еще Эпиктета, но, право, все это далеко недостаточно. И потом Гомера — его я знаю отлично; немножко также — Платона.
Ей прочили будущее оперной дивы, у нее был прекрасный голос, редкое по красоте меццо-сопрано. Вот, что она пишет:
Какое удовольствие хорошо петь! Сознаешь себя всемогущей, сознаешь себя царицей! Чувствуешь себя счастливой благодаря своему собственному достоинству. Это не та гордость, которую дает золото или титул. Становишься более чем женщиной, чувствуешь себя бессмертной. Отрываешься от земли и несешься на небо! И все эти люди, которые следят за движением ваших губ, которые слушают ваше пение, как божественный голос, которые наэлектризованы, взволнованы, восхищены!… Вы владеете всеми ими!
И вдруг Мария заболевает – ларингит, который дает осложнение, начинает развиваться глухота. Доктора запрещают ей петь. Еще есть надежда, что все обойдется, но врачи обнаруживают чахотку. Лекарств от туберкулеза тогда не было, и диагноз звучал приговором, без всяких «если». Пациент, узнав, что у него туберкулез, слышал буквально следующее: вы очень скоро умрете. Каково узнать это шестнадцатилетней девушке, стоящей на пороге блистательного будущего? Дети и подростки не боятся смерти, не чувствуют опасности, поэтому так бесшабашно рискуют, дерзко нарушают все возможные правила. Но здесь с мыслью о близкой и неизбежной смерти приходилось жить каждый день, ощущая как туберкулез съедает силы, красоту, надежды.
Карьера певицы перечеркнута, диагноз смертельный. Вдобавок вскоре будет разбито и ее сердце, когда ее возлюбленному, племяннику Римского кардинала Пьетро Антонелли, не разрешат на ней жениться. Мария уезжает на время к отцу под Полтаву.
Мария в костюме деревенской девушки
Здесь небольшое отступление для всех отцов, чьи дочки еще маленькие или уже выросли. Найдите время, чтобы сказать своей дочери самые главные слова. Вот как это было у Марии. Она сделала запись в своем дневнике о диалоге с отцом:
— Ты так изменилась с тех пор, что я тебя не видал, — сказал мне сегодня отец.— Как?
— Но… гм, если ты освободишься от некоторой незначительной резкости (впрочем, она в моем характере), ты будешь совершенством и настоящим сокровищем.
Знайте, дорогие папаши, слова отца о том, что их дочь прекрасна, что она сокровище, будут греть их всю жизнь и позволять держаться на плаву даже в самые темные и трудные времена.
Мария не сдается, хотя голос безвозвратно утрачен. Она решает стать художницей, в возрасте 19 лет поступает в частную Академию живописи. И снова ей прочат великое будущее, отмечая ее талант и трудолюбие. Мария была редкой девушкой, ей удавалось привносить в мир радость и умиротворение. Ее искренность, страстность, доброта отразились и в ее картинах, к которым никто не смог остаться равнодушным. За два года она преодолевает семилетний курс, уже через несколько месяцев занятий все отмечают ее успехи, ее работы берут разнообразные награды. Всего через 11 месяцев суровое жюри Салона присуждает ее картине Золотую медаль. Несмотря на запреты нагрузок, она работает по 12–14 часов каждый день. Но даже через пять лет упорного, каждодневного, немыслимого, беспощадного труда, сопровождающегося восхищением и признанием, она не перестает сомневаться в себе:
…Не считаю еще себя вправе сказать «мое искусство»: чтобы говорить об искусстве (о своих стремлениях в этой области), нужно что-то из себя представить.
Автопортрет
Но что бы она про себя не думала и не говорила, результаты, которых она добивалась в невероятно короткие сроки, изумляли профессоров и маститых художников. Некоторые критики и вовсе подозревали, что картины Башкирцевой – мистификация, а их подлинными авторами являются известные художники! Особенно трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды. Она работала так, что двери лучших домов Парижа открылись перед ней, ее талант оказался выше подпорченной репутации ее богатой семьи, которую многие годы игнорировало светское общество.
В эпиграфе к этой статье стоят слова Мопассана, посвященные Марии Башкирцевой.
Г.Мопассан
Марию с писателем связывала короткая переписка. Она написала ему, и тот ей ответил. Но он был пресыщен вниманием поклонниц и отнесся к юной воздыхательнице цинично, хотя был заинтригован и польщен. Литературоведы объясняют цинизм и пренебрежение Мопассана тем, что он якобы защищался от готовых вот-вот нахлынуть на него чувств к загадочной русской девушке, которой он, оказывается, был весьма увлечен.
Мария же не была просто почитательницей его таланта, она ждала от Мопассана поддержки, видела в нем родственную душу. Считается также, что она планировала доверить ему свой дневник, чтобы он обеспечил ему сохранность и будущее в литературе после ее смерти. Однако после очередного бесцеремонного ответа писателя, девушка решительно и бесповоротно прерывает переписку с ним, ставя его на место следующей фразой:
Вы не тот, кого я ищу. Но я никого не ищу, ибо полагаю, что мужчины должны быть аксессуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то, что мы созданы для друг друга. Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом. Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить.
Переписка оборвалась, и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари, были тщетны. Один из своих романов, «Жизнь», Ги де Мопассан заканчивает словами: «Вот видите, какова она жизнь: не так хороша, да и не так уж плоха, как думается». Его жизненная философия озвучена одной из героинь романа, и эта философия так отличается от взглядов юной и пылкой Мари, что, конечно, даже если бы Мопассан был более чуток, он вряд ли смог бы стать опорой для нее в ее исканиях, слишком они разные. Мопассан пришел к ней на могилу, на кладбище Пасси в Париже, и сказал те самые слова, полные запоздалого сожаления.
Мавзолей Марии Башкирцевой, кладбище Пасси, Париж
Внутри мавзолея, ставшего семейной усыпальницей, довольно жуткая обстановка, будто хозяева только что вышли. Там стоит мебель, мольберт, на стене висит картина.
Если я не умру молодой, я надеюсь остаться в памяти людей как великая художница… Но если я умру молодой, я хотела бы издать свой дневник, который не может не быть интересным.
Она умерла молодой. Ее прославил и ее дневник, о котором продолжают спорить, и ее картины, которые украшают лучшие музеи мира и которых, к сожалению, осталось очень мало. Большинство работ было утрачено в годы революции, войны. Мать Марии передала в 1908 году 141 картину Русскому Музею императора Александра III в Санкт-Петербурге (сейчас – Государственный Русский музей). Из них сегодня в музее находится 8 живописных полотен и 13 рисунков Башкирцевой. Большинство пропали безвозвратно, 127 картин были переданы Украинской ССР в 1932 году. В годы Великой Отечественной войны, во время эвакуации Харьковской картинной галереи, бесследно исчезли 66 картин Башкирцевой.
Мария Башкирцева умерла 31 октября 1884 года.
В газете Le Figaro 01.11.1884 был опубликован некролог:
Извещаем о кончине одной девушки, которая прославилась некоторыми художественными успехами… Мадемуазель Башкирцева скончалась. В последнем Салоне она выставила картину, которая привлекла внимание многих, — «Митинг». У нее было не менее 200000 франков дохода. Она собиралась выйти замуж, но жених ее исчез. Вследствие его исчезновения, она с глубоко раненой душой постаралась прославиться своим талантом. Она простудилась в одно прекрасное утро, когда рисовала во дворе. Она умирала в течение 2-х недель и испустила последний вздох свой, когда ее тетя собрала 2 миллиона, чтобы построить ей дивный особняк-ателье.
Типичные слова для своего века. «Одна девушка» пожелала стать великой художницей в годы, когда живопись была сугубо мужским занятием, как и многие другие профессии, и женщин не пускали дальше порога этого мужского клуба. Но она стала великой, яркой художницей.
После ее смерти некоторые из ее работ практически сразу же были приобретены французским правительством для национальных музеев. Ее полотна размещены в музее Орсе, Люксембургском дворце, в галереях Ниццы, Вены, Афин, Амстердама, в музеях Украины, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, в Третьяковской галерее в Москве. Картины Марии Башкирцевой – настоящая редкость. Упомянутая картина «Meeting« («Встреча» или «Совещание») украшает музей Орсе (Musée d’Orsay) в Париже. Полотна Марии Башкирцевой выставлены рядом с работами таких корифеев, как Моне, Ренуар, Мане, Дега, Сезанна, Сислея, Гогена, Ван Гога и многих других великих художников своего века. Это настоящая слава и признание, проверенные временем.
«Встреча»
Если вам удастся познакомиться с ее творчеством, вы обязательно станете ее поклонником. Столько свежести в ее полотнах, столько зрелого понимания реальности, столько легкости и уверенности, столько жизни. Эта прозрачная девочка так видела жизнь, так жаждала жить. Теперь ее картины – это все, что от нее осталось, великое наследие. Гимн жизни, молодости, трудолюбию и таланту.
www.cablook.com
Наследие Марии Башкирцевой. По следам поездки в Диканьку
В 90-х годах в Советском (еще) Союзе издавался журнал "Наше наследие", в одном из его номеров я увидела имя Марии Башкирцевой и узнала о существовании нашумевшего Дневника, который девушка вела с 16 лет до самой своей смерти в 25-летнем возрасте- это около 1000 страниц на французском. Вчера мне удалось побывать в Диканьке, где неподалеку родилась Мария, и сейчас есть зал в картинной галерее, посвященный ее творчеству. К поездке я подготовилась, прочитав ее Дневник и книгу А.Александрова "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой"
Кто же такая Мария Башкирцева? Почему ее имя овеяно не только легендами, но и слухами? Почему ее жизнь называли "тлеющим разрядом"(с)?
Тайна в ее жизни появилась уже с самого рождения, было объявлено, что девочка, которая родилась в семье предводителя дворянства помещика Константина Башкирцева и Марии Башкирцевой (Бабаниной) по большой любви, семимесячная. На самом деле младенец был доношенный, а этим объявлением прикрывали добрачную связь, которая так порицалась в то время. Датой рожения Марии долгое время считали 11 ноября 1860 года, и лишь после исследований француженки Коснье, установлено, что мать после смерти Марии очень сильно подправила Дневник, в котором Мария с большой откровенностью описывала личные и интимные подробности, раздоры среди близких родственников, что видимо, не совсем удовлетворяло семью. Кроме того, исследователи позже стали считать, что мать, уменьшив Марии 2 года, рассчитывала, что большее количество людей будет сочувствовать и сопереживать тяжелой судьбе дочери.Сейчас уже досконально выяснено, что датой рождения М.Башкирцевой является 12 ноября 1858 г. Это произошло в имении Башкирцевых Гавронцы близ Диканьки, где и прошли первые годы жизни девочки, затем брак по "большой любви" дал трещину, и Марию увезли в имение деда по матери в Черняковке, ныне Чутовского района Полтавской области. Сейчас там стоит памятный знак и проводятся молодежные фестивали имени М.Башкирцевой.Вот этот знак среди картин Башкирцевой ( фото из интернета):К сожалению, имение в Гавронцах было сожжено в 1919 году, а было оно, если верить словам Марии не хуже, чем знаменитая вилла Боргезе в Риме:"По красоте сада, парка, сооружений Диканька может соперничать с виллами Боргезе и Дориа в Риме …"Позже родители разошлись, и Мария с матерью переезжает во Францию, живя в Париже и Ницце. Мария уже в раннем возрасте проявляет невиданные таланты, она в совершенстве знает 5 языков, самостоятельно изучает греческий и латынь и в подлиннике читает Платона и Сократа, играет на нескольких музыкальных инструментах, имеет прекрасное меццо-сопрано, не лишена писательского дара, чему подтверждение дает Дневник, но самый главный ее талант- это живопись.В те годы художественная школа мужчин и женщин была разделена, женщин не пускали в общество мужчин-художников не только из-за гендерного неравенства, основной причиной было то, что при рисовании часто использовали обнаженную натуру, что считалось недопустимым в смешанных группах. Кстати, первые смешанные уроки преподавать стали в Санкт-Петербурге, а женскую школу открыли в Париже. Это было так называемое ателье Жулиана, где ежегодно на салонах выставляли работы женщин-художниц и присуждали престижные премии. Дважды Мария получает призовые места на выставках, при этом она поступила в школу Жулиана позже остальных и за короткое время освоила почти пятилетний курс. Одной из картин, занявших призовое место, является "Жан и Жак"(находится в Лувре):Слишком нервная и напряженная жизнь истощила силы Башкирцевой и подорвала ее здоровье: в сначала она теряет голос, чуть позже стала глохнуть на одно ухо, а с 1881 г. у нее быстро начала развиваться чахотка, обнаруженная еще в 16-летнем возрасте. Она сознавала свое положение, и близость неотвратимой смерти пробудила в ее душе новые, дотоле дремавшие настроения:"Мне кажется, пишет она, никто не любит всего так, как я люблю — искусство, музыку, живопись, книги, свет и пр. пр. Все представляется мне со своих интересных и прекрасных сторон: я хотела бы все видеть, все иметь, все обнять, слиться со всем"Да и как было не истощаться силам, если девушка работала по 8-12 часов, при этом скрывала свое недомогание от близких (например, чахотку в то время лечили пиявками, поставленными на область декольте, что портило внешний вид, и вообще считаю, было варварским и не эффективным методом), а в свободное время стремилась вырваться на тусовку того времени- великосветские балы, которые начинались заполночь и продолжались до утра. Каждый свой шаг, каждый выезд в свет, удачу или невезение, сомнения и терзания, девичьи мечты и надежды Мария с тщательностью, достойной восхищения, записывает в свой знаменитый Дневник.Немного о Дневнике. Мать Марии после смерти завещала опубликовать его через 10 лет после своей кончины, опубликован он был через три года, и предстал перед читателями весьма и весьма исправленным и подкорректированным Марией Степановной.Многие недоброжелатели, такие как Василий Розанов,например, критиковали записи Дневника, обвиняя Марию в тщеславности и чрезмерном самолюбовании. Но скажите, разве не хочет любая девушка иметь обеспеченного мужа, семью и признания и если она к тому же талантлива и удивительно работоспособна, разве удивительно, что она ждет славы и признания? Марию называют феминисткой, видимо, из-за ее высказываний о свободе женщины и борьбы за равные в художественной отрасли права с мужчинами. Тогда это было достаточно ново и прогрессивно, но уж куда незаметнее, чем идеи некой девицы Екатерины Дьяконовой, которая тоже писала дневники в 1904 году, при этом негативно отзываясь о Марии.Вообще надо сказать, что нравы того времени были не ангельскими. В своем художественном исследовании "Подлинная жизнь мадемуазель Башкирцевой" известный писатель, сценарист фильма "Сто дней после детства" С.Соловьева Александр Александров в защиту Башкирцевой описал насколько распространены тогда были анонимные письма. Оказывается, их писали вдоль и поперек, поэтому обвинять Марию, что она первой анонимно начала переписку с Ги де Мопассаном, по крайней мере смешно.Действительно, Мария была девушкой влюбчивой, но как наивны и невинны ее влюбленности в неких "герцогов гамильтонов" и прочих, и какаким страстным ее желание быть замужем и иметь счастливую семью. Увы, к 24 годам девушки в то время были почти бежнадежны в качестве невест, особенно тогда, когда у них не было состояния, поэтому последние годы своей жизни Мария отдала всю себя живописи.Как трагичны ее слова, написанные в Дневнике:"Послушайте, вот что: если душа существует, если душа оживляет тело, и если она, эта прозрачная субстанция, чувствует, любит, ненавидит, жалеет, если, наконец, одна эта душа заставляет нас жить, каким же образом происходит, что какая-нибудь царапина этого бренного тела, какой-нибудь внутренний беспорядок, излишек вина и пищи, каким образом все это может заставить душу покинуть тело?"В 1884 году Мария начинает писать свою последнюю картину, причем она объективно понимает, что жить ей осталось недолго. Картина "Весна" осталась недописанной, и в ней я лично увидела огромную усталость художницы от жизни в позе сидящей крестьянки на картине, и в то же время, весенний пейзаж с расцветающим яблоневым садом- тоненькая ниточка надежды, которая всегда теплилась у Башкирцевой.Умерла Башкирцева в последний день октября 1884 года в возрасте 25 лет. Похоронена на кладбище Пасси в Париже. Склеп сооружен известным скульптором Бастьен-Лепажем, внутри находится работа Марии "Святые жены".
Мопассан, который разгадал анонимность писем Башкирцевой и позже умолял ее о встрече, посетив могилу, сказал:"Это была единственная роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и короток!"Наследие Марии, к сожалению, невелико. Так, в Украине осталось всего три подлинные картины, в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум. В Харькове во время войны были утеряны около 66 работ художницы. Есть ее работы в России и Франции ( в Лувре, Люксембургском музее и Ницце), и самое главное у нас есть ее Дневник, который будут читать и перечитывать многие поколения, удивляясь яркости таланта и мудрости не по годам этой талантливой женщины. Дневник переведен на русский и его можно прочесть всем. Кроме того, рекомендую и книгу А.Александрова, т.к. именно он брал за основу наиболее тщательное исследование К.Коснье.У меня же осталось навсегда, если вы почувствовали, огромное восхищение к Марии и ее творчеству . Не раз я бывала в нашем музее, чтобы посмотреть единственную сохранившуюся в нем картину "За книгой":
Добавлю, что М.Башкирцеву очень ценила Марина Цветаева, посвятившая ей свой первый сборник стихов "Вечерний альбом":Вечерний дым над городом возник,Куда-то вдаль покорно шли вагоны,Вдруг промелькнул, прозрачней анемоныВ одном из окон полудетский лик…Ею восхищались Велимир Хлебников и Валерий Брюсов. Но вот мой любимый Антон Павлович Чехов признал Дневник скучным,написав, что это "чепуха, и лишь к окончанию записей стало проглядывать что-то человеческое" а такие как Василий Розанов вообще вылили ведро грязи... Но, как говорится, время все расставит на свои места.Так выглядит сегодня скромный музей им. Башкирцевой в Диканьке:
Все работы в зале, посвященном ей, копии, где-то довольно терпимые, где-то весьма и весьма неудачные, дилетантские, но радует уже то, что ЗНАЮТ и БЕРЕГУТ наследие талантливых людей:***не знала, например, что Башкирцева писала натюрморты, вообще впервые их увиделаИ поближе уже из интернета:Моя любимая картина Дождевой зонтик:Автопортрет с палитрой:Осень:Фотопортрет Марии в Париже ( она очень любила белый цвет):bellezza-storia.livejournal.com
Мария Башкирцева. Свет погасшей звезды. Окончание
Близкая смерть все же пугала ее. В дневниках появлялись страшные записи:"Умереть? Это было бы дико, и однако мне кажется, что я должна умереть. Я не могу жить: я ненормально создана; во мне — бездна лишнего и слишком многого недостает; такой характер не может быть долговечным…""Я чувствую какое-то самоудовлетворение в том, что не показываю и вида, что я больна, но все это мне совсем не нравится. Это гадкая смерть, очень медленная, четыре, пять, даже, быть может, десять лет. И при этом делаются такими худыми, уродливыми"."Жизнь — это мы; она принадлежит нам, она все, что мы имеем; как же можно говорить, что она НИЧТО. Но если это НИЧТО, покажите же мне что-нибудь, представляющее НЕЧТО"."Я в очень дурном расположении духа, взбешена. По всей вероятности, это потому, что я скоро умру; вся моя жизнь с самого начала и со всеми подробностями проходит передо мной"…
Но она всегда игнорировала свою физическую слабость, не говорила о болезни с близкими, презирала заботу о здоровье, шутила над своим кашлем, скрывала от родных собственное состояние, чтобы ей не запретили писать на пленэре, и согласилась серьезно лечиться только тогда, когда туберкулезный процесс был уже слишком запущен.
Сильно подкосило Марию известие, что ее друг и учитель Бастьен-Лепаж болен раком и умирает в страшных мучениях. Она часто навещала его и трогательно ухаживала за больным художником. Оба понимали, что обречены, и были грустны при встречах. Мария умерла первой, не дожив несколько недель до 26 лет. Уже прикованная к постели, она работала над картиной "Весна" ("На бульваре в предместье Парижа"). Работа осталась незавершенной.
Последняя картина Марии Башкирцевой
Париж был потрясен смертью молодой художницы. Через три года были изданы дневники Марии Башкирцевой, написанные ею на французском языке. К печати их подготовил известный романист Андре Терье. Издание стало сенсацией. Еще больше подогрела интерес к публикации большая выставка работ Марии Башкирцевой. Ее посетили и представители России, чтобы приобрести несколько картин художницы для императорской коллекции, которая должна была стать основой Музея им. Александра III (позже - Русского музея).
В России дневники Марии Башкирцевой впервые были изданы в 1893 году, но на французском языке, что не сделало их доступными для общего восприятия. Перевод на русский, причем со значительными сокращениями, был выпущен только в 1899 году. И это издание по общественному резонансу поистине стало той книгой, с которой молодежь России вошла в 20 век. Марина Цветаева, например, была под таким впечатлением, что посвятила Башкирцевой не только несколько стихотворений, но и свой первый поэтический сборник "Вечерний альбом", обозначив "Блистательной памяти Марии Башкирцевой". Более того, Марина написала письмо матери Марии Башкирцевой, та ответила, и между ними завязалась многолетняя переписка.
У Башкирцевой нашлись подражательницы. Елизавета Дьяконова, выпускница Бестужевских курсов, в 1900 году уехавшая в Париж и поступившая в Сорбонну, также была больна туберкулезом и также решила оставить свой дневник человечеству. И также рано умерла. И многие противопоставляли ее дневники наследию Башкирцевой.В.В. Розанов в 1904 году на страницах «Нового времени» призывал: «Прочитайте два тома интереснейшего „Дневника“ г-жи Дьяконовой! Во-первых, до чего всё это русское, „Русью пахнет“, если сравнить этот непритязательный „Дневник“ с гениально-порочным „Дневником“ полуфранцуженки Башкирцевой. Сколько здесь разлито души, дела, задумчивости, какие прекрасные страницы посвящены размышлениям о смерти. Сколько заботы о народе, детях, семье, — заботе не фактической (по бессилью), но, по крайней мере, в душе».Сама Дьяконова была еще строже: "Я окончила читать дневник Марии Башкирцевой. Он не произвёл на меня ни малейшего впечатления. Личность автора — в высшей степени несимпатична. Отыщите хоть одну привлекательную сторону её характера, укажите искреннее, сердечное движение в этой книге! „Я“ — переливается на всех страницах тысячами оттенков, от мрачного до светлого — и наоборот.Не понимаю, как могли заинтересоваться этим дневником за границей: Гладстон отозвался о нём как об одном из величайших произведений конца этого века. Другие превозносят эту книгу до небес, потому что в ней будто бы „весь отразился век, век нынешний, блестящий, но ничтожный“, и Мария Б. была его самой типичной представительницей. Бедное XIX столетие! Оно отразилось в самолюбивом, слабом и безнравственном человеке! Неужели оно, подходя уже к концу, не заслужило лучшего сравнения?..М. Б-ва, конечно, искренна в дневнике, она рисует себя такой, какая она есть. Её нельзя назвать талантливой, даровитость — вот её блеск. Но чудовищен этот ужасный эгоизм под блестящей прекрасной внешностью. Если дать прочесть эту книгу монаху, он скажет: „Заблудшая, несчастная душа“ — и, пожалуй, будет прав. Горько видеть, как увлекаются в наше время подобными книгами… Вы не подумайте, что я пишу это от женской зависти. Мало ли на свете людей, более стоящих зависти!"
Мария Башкирцева. Девушка
Трагической оказалась судьба большей части художественного наследия Марии Башкирцевой. В 1908 году мать Марии Башкирцевой передала в музей Александра III большую коллекцию работ дочери (141 работу: картины, рисунки, эскизы, пастели, скульптурные этюды), чтобы сделать их доступными для зрителя и сохранить память о дочери. В 1930 году из Русского музея (бывш. музея Александра III) в Днепропетровский музей было передано две картины Башкирцевой, в 1932 году по запросу Наркомпроса УССР на Украину передали еще 127 ее работ. К тому же несколько картин было отправлено в 1929 году в Красноярск. В Русском музее осталось всего восемь живописных полотен и 13 рисунков Марии Башкирцевой.Во время Отечественной войны при эвакуации Харьковской картинной галереи бесследно пропали 66 полотен Башкирцевой. И еще ряд работ погиб при бомбардировке Гайворонцев. Сегодня в музеях Украины есть только три её картины: в музеях Харькова, Днепропетровска и Сум.Оригинальные работы Башкирцевой ныне являются редкостью, так как большая их часть погибла. И тем ценнее они оказались в номинальном отношении.
При этом Мария Башкирцева включёна в международный рейтинг художников, формирующих мировое художественное наследие. А в Париже установлена статуя "Бессмертие" - красивый юноша держит свиток с именами художников, рано умерших, но заслуживших посмертную славу. Среди выбитых на нем имен есть только одно женское - Марии Башкирцевой.
eho-2013.livejournal.com
ЖИВОПИСЬ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ: kovlam
Родилась Мария Башкирцева 11 ноября 1860 года в селе Гайворонцы под Полтавой в богатой дворянской семье. Через два года после её рождения родители расстались, и она вместе с братом осталась на попечении матери, перебравшейся в имение своего отца. Девочка с детства поражала всех своей целеустремленностью, жаждой знаний и удивительной талантливостью. И все это вопреки болезни, которая сопровождала её с рождения.
В 1870 году семья переезжает в Ниццу, а в 1877 году - в Париж, где Мария начинает заниматься в художественной школе-студии Жюлиана. Опытный педагог Жюлиан был поражен способностями своей ученицы. Прошел всего год обучения в студии, а работы Марии, выставленные на ученической выставке, принесли ей золотую медаль. Причем, решение о награждении принимали известные живописцы: Бугеро, Буланже, Робер-Флери, Лефебр. Это был не просто успех, это было свидетельство того, что в европейской живописи растет новый самобытный мастер. С 1879 года Мария стала регулярно выставлять свои работы, которые неизменно вызывали интерес зрителей и хорошие отзывы в прессе. Немаловажно, что её работы стали находить покупателей, хотя недостатка в средствах Мария и не испытывала.
Признанных авторитетов в мире живописи удивляли не только успехи девушки в живописи, но и её зрелость в подходах к искусству. Мария избежала модных увлечений авангардистскими направлениями в живописи. Она отрывала время от занятий, чтобы посетить известные картинные галереи и музеи Европы, где целые дни проводила перед полотнами старых мастеров. Её любимыми художниками были испанские живописцы Веласкес и Рибера. «Нужно, подобно Веласкесу, творить как поэт и думать как умный человек» - записала девушка в своем дневнике, который начала вести с 12 лет.
На дневнике Марии стоит остановиться подробнее. Когда после смерти девушки он был издан, то сразу же стал бестселлером. Дневник был переведен на многие языки, неоднократно издавался и в России. Когда читаешь это удивительное произведение, поражаешься предельной откровенности, зрелости мысли, целеустремленности, самобытности и самостоятельности суждений, громадной воле и целеустремленности больной девушки, которая ставила для себя очень высокие цели и упорно добивалась их достижения.
«Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно. Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!». И это пишет, в сущности, еще ребенок!
А преуспела она не только в живописи. Мария прекрасно играла на мандолине, арфе, гитаре, рояле, хорошо пела. В Ницце она брала уроки вокала у профессора Фачио. Знала европейские языки, кроме французского хорошо говорила на английском, немецком, итальянском, изучила древнегреческий и латынь. Девушка обладала несомненным даром литератора. Свои литературные способности она продемонстрировала в переписке с Мопассаном, которому под вымышленными именами написала 6 писем. Стиль и манера изложения, подход к обсуждаемым проблемам в каждом письме были новыми. Мопассан не распознал этой литературной шалости, считая, что каждый раз ему пишет новый человек, и в ответных письмах даже пытался угадать, кем является его очередной корреспондент.
Но главной страстью Марии оставалась живопись, которой она посвящала практически все время. За короткий срок она написала значительное количество работ, вызывавших не только интерес, но и споры. Даже некоторые художественные критики подозревали, что её картины - мистификация, а их подлинными авторами являются маститые художники. Трудно было поверить, что жизнь парижского дна, «поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз», как написала о работах Башкирцевой одна французская газета, так достоверно передает на своих полотнах миловидная девушка, которая никогда не знала нужды.
Жизнь бедняков и детей парижских улиц интересовала Марию не только из-за возможности выбрать интересный сюжет для очередной картины. Она искренне сопереживала этим людям и пыталась им помогать. Много занималась благотворительностью, благо, деньги для этого были. Именно глубокое внимание и участие к людям, волей судьбы оказавшимся на краю жизненной пропасти, позволяли художнице так правдиво изображать их на своих полотнах. Именно эта глубина понимания жизни парижских окраин и смущала больше всего маститых критиков - ну не может красивая девица, которой едва перевалило за двадцать, так тонко чувствовать чуждую для неё жизнь. И разубедить их могли только новые работы, которые выставляла Башкирцева.
И разубедила. После знакомства с Марией в 1884 году критик Ф. Коппе написал: «В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. Мадемуазель Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное: воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила».
К сожалению, силы, чтобы противостоять развивающейся болезни, у Марии не хватило. Она мужественно боролась с болезнью, работая до последнего дня. Умерла Мария Башкирцева от туберкулеза 31 октября 1884 года.
После нее остался удивительный дневник и картины, которые сегодня украшают музеи Парижа, Люксембурга, Ниццы, Москвы, Санкт-Петербурга. Несколько работ есть в музеях Украины, так как после смерти художницы значительная часть её полотен была перевезена в имение на Полтавщине. К сожалению, большинство из них погибло в годы Гражданской и Великой Отечественной войн.
kovlam.livejournal.com