Сочинение: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве». Ярославна картина
Перов Василий «Плач Ярославны»: the_morning_spb
Над широким берегом Дуная,Над великой Галицкой землёйПлачет, из Путивля долетая,Голос Ярославны молодой:«Обернусь я, бедная, кукушкой,По Дунаю-речке полечуИ рукав с бобровою опушкой,Наклонясь, в Каяле омочу.Улетят, развеются туманы,Приоткроет очи Игорь-князь,И утру кровавые я раны,Над могучим телом наклонясь».
Далеко в Путивле, на забрале,Лишь заря займется поутру,Ярославна, полная печали,Как кукушка, кличет на юру:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,Что клубишь туманы у реки,Стрелы половецкие вздымаешь,Мечешь их на русские полки?Чем тебе не любо на простореВысоко под облаком летать,Корабли лелеять в синем море,За кормою волны колыхать?Ты же, стрелы вражеские сея,Только смертью веешь с высоты.Ах, зачем, зачем мое весельеВ ковылях навек развеял ты?»
На заре в Путивле причитая,Как кукушка раннею весной,Ярославна кличет молодая,На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные горыВ землях половецких ты пробил,Святослава в дальние просторыДо полков Кобяковых носил.Возлелей же князя, господине,Сохрани на дальней стороне,Чтоб забыла слёзы я отныне,Чтобы жив вернулся он ко мне!»
Далеко в Путивле, на забрале,Лишь заря займется поутру,Ярославна, полная печали,Как кукушка, кличет на юру:
«Солнце трижды светлое! С тобоюКаждому приветно и тепло.Что ж ты войско князя удалоеЖаркими лучами обожгло?И зачем в пустыне ты безводнойПод ударом грозных половчанЖаждою стянуло лук походный,Горем переполнило колчан?»Ефросинья Ярославна (2-я пол. XII в.) – жена новгород-северского князя Игоря Святославича, дочь галицкого князя Ярослава Владимировича Осмомысла, один из центральных персонажей «Слова о полку Игореве». «Плач Ярославны» считается одним из самых поэтических фрагментов «Слова…», а сама Ярославна – символом верной жены, которая может благодаря своей любви сохранить супруга на поле сражения.
► Перов Василий Григорьевич (1834-1882) «Плач Ярославны». 1881 г.Холст, масло.Частная коллекция.Это одна из последних работ великого художника. Его силы подтачивала чахотка, полученная от простуды на охоте. В последние годы жизни ПЕРОВ из веселого и живого превратился в раздражительного и подозрительного человека. Если и прежде он часто бывал недоволен своими произведениями, говаривая, что «хорошо-то хорошо, но думаю, что можно и могу лучше написать», то теперь это недовольство собой превратилось в хроническую болезнь с примесью какого-то озлобления. Он уничтожал свои картины, переделывал и портил. Так, он уничтожил свою прекрасную картину «Старики-родители у могилы сына», вырезав из неё фигуры старичка и старушки, разрезал на части «Пугачевский бунт» в первой, лучшей его редакции; из «Девушки, бросающейся в воду» сделал «Плач Ярославны».
Художнику удалось передать отчаяние, внутреннее напряжение и робкую надежду молодой женщины. Героиня готова взмыть в небо, чтобы лететь на помощь любимому князю. Лицо Ярославны в отчаянной мольбе обращено к небу. Восходящее солнце окрасило горизонт в синевато-розовый цвет, устремлены в небо острия частокола, встревоженные причитаниями птицы кружат над древним городом. Вся картина наполнена тревожным ожиданием, предчувствием трагедии. Художник словно вложил в свою работу собственное отчаянное желание жить.
the-morning-spb.livejournal.com
Описание картины Василий Перова «Плач Ярославны» Картины художников
Эту картину Репин создал одной из последних, она носит определенный отпечаток того, что талант живописца уже, к сожалению, угасает. Мастер создавал это полотно тогда, когда уже сильно болел. Рисунок немного неточен, поза достаточно нарочита, в патетике явственно ощущается болезненность ее патетики. Но при всем этом в ней видна манера и техника настоящего художника с большой буквы.
Репин взял традиционный сюжет, но в его глазах он звучит несколько иначе. Ярославна неимоверно страдает. Она сморит на небо и молит помочь. Солнце практически уже зашло. Горизонт окрашен синими и розовыми тонами. Острый частокол весь устремлен ввысь.
Птиц встревожили причитания героини. Они летают над городом, не находя покоя. Во всей картине сквозит тревога ожидания. Вероятно, что совсем скоро произойдет трагедия. Складывается ощущение, что Репин вложил в
свое творение непреодолимое, доходящее до отчаяния стремление жить.
В цветах костюма Ярославны видно созвучие всему пейзажу. Художник стремится максимально точно передать ее наряд. Также он стремится быть реалистичным и в пейзаже. Но при этом в этой работе очень заметна определенная наигранность, присущая театру. Зритель видит яркость бутафорского характера и условность.
Все внимание художник концентрирует на лице Ярославны. Можно с уверенностью сказать, что эту часть своего творения он смог выполнить с невероятным мастерством. Он передал максимальное отчаяние. Героиня внутренне напряжена, но при этом в ней таится надежда. Кажется, что еще мгновение, и Ярославна полетит по небу, чтобы, как можно скорее, прийти на помощь своему любимому. Художник смог передать искренность героини, которая действительно неподдельная.
Мастер пытался, во что бы то ни стало, справиться со свои недугом. Эта картина – его стремление победить. Он хотел снова полноценно работать и творить.
Прислал: Гусева Кира . 2017-10-08 22:02:21
"Плач Ярославны" из "Слово о полку Игореве, анализ произведения
Меню статьи:
В “Слове о полку Игореве” не так уж много женских образов, поэтому на общем фоне повествования они заметно бросаются в глаза читателю. Один из таких – образ Ефросиньи Ярославны. Это реально существующий исторический персонаж, но стоит отметить, что в тексте ее описание и характеристика не полностью соответствуют реальности. Автор «Слова» трансформирует ее образ, придает дополнительных характеристик, такой процесс связан с особенностями песнопения в то время.
Основной момент раскрытия образа Ярославны (в тексте она названа исключительно по отчеству) приходится на временной промежуток знаменуемый поражением войск князя Игоря, ее мужа. После известий о трагедии, женщина выходит на стены города и оглашает плач. Эта часть текста более известна под названием «Плач Ярославны».
Языческие элементы
Следует отметить, что, несмотря на то, что на момент написания текста «Слова» христианство уже было широко распространено между славянами, плач Ярославны, фактически лишен каких-либо символов или образов связанных с этой религией. Напротив, множество языческих вкраплений составляют основу ее речи.
Вначале определимся с понятием «плач». Само слово связано с глаголом «плакать» и означает горестную речь со слезами за кем-либо. Такие плачи были обычным явлением во время похоронных процессий. Действие это – не детище современности. Своими корнями эта традиция уходит в языческое прошлое народа.
Плач Ярославны недалеко отходит от этой традиции. На первый взгляд, это кажется странным, ведь князь Игорь, ее муж попал в плен, но его никто не лишал жизни. Однако следует учесть, что образ Ярославны – собирательный. Это значит, что автор показывает нам не конкретного человека, а образ, наделенный общепринятыми чертами характера идеала женщины того времени, поэтому устами Ярославны глаголит не только княгиня, но и фактически любая русская женщина, ждущая с похода своего мужа.
Символы-образы плача Ярославны
Текст «Слова» практически лишен художественных троп, поэтому производить анализ необходимо, в первую очередь, взирая на образы-символы.
Я кукушкою печальнойПо Дунаю полечу,И в реке Каяле дальнейЯ рукав свой омочу.
Так начинается речь княгини. В первых же строках мы встречаемся с таким символом, как кукушка. В мифологии древних славян этой птице уделялось не последнее место. Для них она была в первую очередь, прорицательницей. Предсказывать кукушка могла как радостные, так и горестные моменты. Присутствующий эпитет «печальной» указывает нам на трагичность события, автор выбрал образ этой птицы не зря – надежда на положительный исход еще есть, но необходимо взирать на то, что самого эпитета в тексте оригинала нет, переводчик употребил его, чтобы передать настрой, диктуемый автором.
Важным моментом является тот факт, что у кукушки нет мужа (предания называют разную причину). Как видим, автор с первых строк показывает нам двойственный характер этого персонажа: муж Ярославны жив, а мужья многих русских жен умерли, их любимые остались «кукушками» – вдовами.Следующий, к кому обращается Ярославна – ветер:
Ветер, ветер в чистом поле,Быстролетный, милый друг,По неволе иль по волеВеешь сильно так вокруг?
Бог ветра Стрибог был одним из самых важный богов в пантеоне древних славян. Его культ сохранялся необычайно долго. Славяне безоговорочно считали его единственным правителем воздушного пространства и властителем над всеми птицами.
Эпитет «быстролетный», в оригинале также отсутствует, это авторская интерпретация функций божества – в то время переместиться самому или передать какую-либо информацию на значительное расстояние было затруднительным действием, а ветер мог сделать это быстро, к тому же минуя все преграды.
Следующий образ – река:Славный Днепр мой! Ты в просторыВолны быстрые промчал…
Этот символ носит в себе тоже двойственный принцип. С одной стороны, река – источник еды (рыба) и воды, а значит жизни. С другой стороны, это довольно коварная стихия – неудачи во время плавания, паводки могут стать причиной гибели. Усиливает символику смерти присутствующая традиция у некоторых древнеславянских племен устраивать погребальные кострища на берегу реки. Таким образом, автор вновь-таки подчеркивает тонкую границу между жизнью и смертью.
Последний образ, который можно увидеть в плаче – это Солнце.
Солнце, солнце золотое, В небе ярко ты горишь, Солнце красное, родное, Всем тепло и свет даришь.
Такое обращение имеет в своей основе не только небесное светило, но и языческого бога. Дажьбог (бог солнца) был наделен двумя функциями. Первая заключалась в том, чтобы быть источником света, без которого не могла бы существовать жизнь. Вторая коренилась в представлениях древних славян о происхождении княжеских родов. Исходя из верований, можно сделать вывод, что в обществе образ солнца был источником княжеской власти, но говорить о том, что под образом солнца скрывается образ князя Игоря нельзя. Риторический вопрос (в оригинале: «Чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои?»), следуемый далее, подтверждает, этот факт.
Другие тропы и стилистические фигуры, присутствующие в тексте
На втором месте, после образов-символов, по частоте употребления находятся риторические обращения и вопросы. Ярославна вопросы задает ветру и солнцу. И в первом, и во втором случае вопрос содержит некий упрек, который противопоставляется достижениям или могуществу божеству-стихии.
Ярославна говорит ветру (в оригинале): «Чему мычеши хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои?». В дословном переводе это означает: почему мечешь ты на своих крыльях стрелы хана, на воинов моего мужа? (упрек действия). В противопоставление этому женщина восклицает: «горе под облакы веяти, лелеючи корабли на сине море» (ты под облаками веешь, лелеешь корабли на синем море).
По отношению к солнцу, которое всем дарит тепло, княгиня восклицает: «Зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?
В поле безводном жаждою им луки скрутило, горем им колчаны заткнуло?»Единственный, к кому обращается Ярославна с просьбой – это Днепр. «Прилелей же, господин, моего милого ко мне» – говорит она.
Ко всем божествам женщина обращается, употребляя распространенное обращение: «О Днепр Словутич!», «О ветер, ветрило», «Светлое и трижды светлое солнце». Присутствуют в тексте и нераспространенные формы обращений: «господин», «владыко», они выполняют экспрессивную функцию.
В небольшом количестве присутствуют в тексте и другие тропы.
С помощью эпитетов («легких», «синем», «горячие», «безводном») подчеркивается либо могущество владыки-стихии, либо трагичность произошедшего.
Усиливают экспрессию метафоры: «мое веселье по ковылю развеял» – принес огорчения; «простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады» – указывает на жару и зной; «горем им колчаны заткнуло» – обозначает степень уныния.
Таким образом, плач Ярославны – это не только личное выражение скорби княгини, это плач по всем воинам, которых постигла неудача в землях половецких. Наличие языческой символики, широкая система обращений, риторических вопросов, употребление эпитетов и метафор частично приближают речь княгини к молитве, в которой смешалось личное и общественное, просьбы о благополучном завершении похода и восхваление силы и могущества стихий.
«Плач Ярославны» из «Слова о полку Игореве»: анализ
5 (100%) 1 voter-book.club
Образ и характеристика Ярославны
На Руси было очень много князей, потомков Рюрика. Как правило, все они были многодетны. У Владимира Красно Солнышко было 12 детей, у его сына Ярослава Мудрого – 10, у Юрия Долгорукого - 11. Сложно не запутаться в них, и уж точно невозможно запомнить их жен (если ты не профессионал и не занимаешься этим вопросом специально).
Ярославна – реально существовавшее лицо
В правящих династиях России есть громкие женские имена. Были они и в Древней Руси – кто не знает княгиню Ольгу или Ярославну? Первая из них правила страной, а вторая получила широкую известность как верная, любящая жена.
Образ Ярославны, реально существовавшего исторического лица, был воспет в произведении «Слово о полку Игореве». Он получился настолько ярким, что захватил воображение не одного художника, скульптора, поэта и композитора. Сама героиня произведения в реальной жизни была довольно родовита – ее мать Ольга Юрьевна, княжна Суздальская, была дочерью великого князя Киевского, основателя Москвы – Долгорукого.
Прекрасная родословная
Отец Ярослав Владимирович (Владимиркович) был довольно яркой личностью, и прозвище имел Осмомысл – владеющий восемью умами, то есть очень умный. Можно сказать, что Ярославна – девушка из знатной семьи. В жилах ее текла кровь Рюрика – это первая характеристика Ярославны. Хотя в «Слове» отец показан не совсем положительным героем, а, скорее, семейным деспотом и мерзавцем. Происхождения Осмомысл был самого знатного - его мать была дочерью Кальмана Книжника – венгерского короля из рода Арпадов. Звали ее Софья Венгерская. Отец Осмомысла – Галицкий князь Владимир Володарьевич - женил сына на Ярославне, ознаменовав этим браком союз с Юрием Долгоруким в борьбе против князя Киевского Изяслава Мстиславовича.
Второе рождение Ярославны
Брак был династическим, но удачным, образ Ярославны стал символом любящей и любимой жены. Надо отметить, что по отцовской линии наша героиня была в родстве и с византийскими императорами. Несмотря на популярность образа, ни точных дат рождения и смерти Ярославны, ни сведений о том, была ли она второй женой Игоря (его дети в таком случае приходились ей пасынками), не имеется. Оспаривается и имя княгини. Собственно, не биография Ярославны сделала ее известной. Прославилась она силой своей тоски по мужу, попавшему в плен к половцам, своим «плачем» по нему, ставшим важнейшим элементом всего поэтического строя литературного памятника «Слово о полку Игореве», первое издание которого было выпущено в 1800 году.
Поэтическая вершина произведения
Безусловно, в самом произведении плач Ярославны - поэтическая вершина. Он настолько потряс современников, что существуют утверждения о принадлежности самого плача другому автору. Князь Игорь со всей его мукой и стыдом («О, дайте мне свободу, я свой позор сумею искупить…"), отошел на второй план. Его жена стала главной героиней произведения – это тоже характеристика Ярославны. Сила женской любви не раз, и это отражено в литературе, спасала героев от гибели и возвращала к родному очагу. Об этом очень хорошо сказал Павел Антокольский в стихотворении «Ярославна»: «Есть у женщин такое право: в половодьях любой непогоды быть надежною переправой через беды и через годы…». Охранная сила женской любви, как и сама любовь - это самое большое чудо на свете, о чем тоже написаны миллионы книг. А если к этой силе добавить еще и помощь языческих богов - положительный результат обеспечен.
Во многих статьях отмечается тот факт, что Новгород-Северская княгиня была ведуньей. И с этими сведениями характеристика Ярославны обретает новый штрих. Она на самой высокой площадке стены Путивль-града не лила слезы по усопшему, а обращалась за помощью и с упреком к языческим богам, под защитой которых Русь жила столетиями. Крещение случилось на тот момент совсем недавно (1185 год - поход Игоря, 988 год – Русь приняла христианство). Язычество живет в нас до сих пор.
О князе известно все
Игорь вернулся, и даже предпринял еще один поход на половцев. Он, родившийся в 1151 году, дожил до 1202 года (вполне приличный срок по тем меркам), стал князем Черниговским и был похоронен рядом со своим дядей – князем Игорем - в Спасо-Преображенском соборе города Чернигова. О Ярославне – ни слова. У историка Татищева Василия Никитича есть описание встречи супругов после побега Игоря из плена. Но нет никаких данных, подтверждающих этот факт документально. Татищев упоминает и то, как звали Ярославну – Ефросинья. Но другие историки утверждают, что это церковное имя ее матери.
Собирательный образ русской женщины
Но не для славы в веках колдовала Ярославна. Она хотела вернуть себе любимого человека, а стране - защитника. Тем и прославилась. Есть десятки картин, изображающих красавицу-княгиню в самый кульминационный момент ее жизни, когда сама природа проникается ее горем и спешит помочь ей. Многие поэты, начиная с Г. Р. Державина, обращались к ее образу. Однако точное описание Ярославны отсутствует. Молодая жена князя – и все. На всех полотнах художников Ярославна - красавица. Так, наверное, оно и было. Да и сам образ собирательный. О возможностях русских женщин еще до Некрасова говорилось в русских былинах, в том числе датированных XII веком, как и «Слово».
Богата Россия героинями
Былина «Авдотья Рязаночка» повествует о том, как молодая женщина из разоренной и сожженной Рязани отправилась к Бахмету турецкому с просьбой освободить плененных жителей города. Преодолев все немыслимые трудности пути, она добралась до Бахмета, который, будучи стариком, повидавшим многое, был настолько потрясен ее подвигом, что не только отпустил пленных, но и выдал денег из казны на восстановление порушенной Рязани. Авдотья город восстановила. В то же время жила и Феврония Муромская, прославившаяся своей любовью к мужу и причисленная вместе с ним к лику святых. Очевидно, характеристика Ярославны содержит в себе черты всех русских женщин – и тех, кто «коня на скаку остановят», и тех, что поедут за мужьями в ссылку. Образ русской княгини не вызывал широкого интереса у публики, потому как не был никому известен вплоть до опубликования произведения в 1800 году. Потом произошел всплеск интереса к этой реально существовавшей женщине, но биография Ярославны с точными датами рождения, крещения, смерти уже была недоступна. Осталось известным только то, что связывало ее с мужем.
fb.ru
Сочинение: Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»
(332 слова)
Традиционно считается, что ценность сохранившихся и дошедших до нас словесных памятников древнерусской литературы заключается в историческом описании и многогранном рассмотрении мужских судеб. При этом несправедливо забывается значимость женской темы. Однако тенденция создания женских образов прослеживается, например, в «Слове о полку Игореве», в котором образ Ярославны, жены пленённого князя Игоря, наполнен огромной чувственной энергией. Неутихающий плач, прямо обращённый к разыгравшимся природным стихиям, во многом похож на таинственную языческую молитву.
После скорбного известия об окончательном разгроме Игорева войска в иссушённой знойными солнечными лучами половецкой степи обезумевшая от горя молодая княжна поднимается на крепостную стену в Путивле. Лишь там, оставшись в уединении, она позволяет сковавшей её душу печали вырваться наружу, и предаётся горестному стенанию.
Ярославна понимает, насколько различно их с Игорем положение, как далеки они друг от друга. Она продолжает находиться на непокорённой родной земле, а её возлюбленный – на чужой, неприветливой, вражеской. Неспроста в текст ложится напоминающим рефреном фраза: «О русская земля! / Ты уже за холмом». В попытке добыть признание князь во время боевого похода всё дальше отдаляется от русской земли и, в конце концов, утрачивает нерушимую связь с природой. Преданная жена, зная, что ей бессмысленно обращаться к половецкой земле, пытается отмолить его у оставшихся трёх стихий. У порывистого ветра, у тёмных вод Днепра, у палящего солнца.
Казалось бы, женщина, внезапно сражённая трагическим поражением супруга, должна быть беспомощно растерянной, но нежный и вместе с тем волевой образ княжны Ярославны раскрывается другой стороны. Он становится поистине каноничным представлением о бесконечно верной и безгранично любящей спутнице, сила веры и чувств которой направляет в помощь Игорю своенравные мировые стихии.
Всё ещё гневающееся на безрассудного князя за пренебрежение знамением, солнце всё же заходит за горизонт, погружая степи в полумрак. Ветер, напоследок шумно всколыхнувший всё вокруг, помогает израненному Игорю, а затем постепенно утихает и устремляется дальше, оставляя вырвавшихся на свободу беглецов в покое. Воды Днепра тихо отступают, больше не препятствуя, а, наоборот, помогая им вернуться под защиту родных земель.
Образ Ярославны собирательный – это олицетворение всех женщин и самой Древней Руси, вместе изнывающих от кровавых потерь дорогих и горячо любимых людей.
Автор: Мария Гуцало
Интересно? Сохрани у себя на стенке!literaguru.ru
ОБРАЗ ЯРОСЛАВНЫ КАК СИМВОЛ ЖЕНСКОЙ ВЕРНОСТИ
Единственный женский образ в «Слове о полку Игореве» — образ Ярославны, жены Игоря. Он всегда привлекал читателей, вдохновлял художников, композиторов, поэтов. На фоне мужественных воинов, на фоне грозных битв и кровопролития образ этой нежной, красивой женщины является неповторимым. Ярославна'— персонаж исторический. Она была дочкой галицкого князя Ярослава Осмомысла. Настоящее имя княгини — Ефросинья.
Князь Игорь Святославич — честный и открытый, он любит свою родину, способен отдать за нее собственную жизнь. Но за сильными плечами мужественного этого воина стоит нежная и любящая жена, которая героически ждет возвращения любимого мужа. Игорь в неволе создает планы будущего побега. А в это время его милая Ярославна готова полететь на край света к милому мужу, чтоб залечить кровавые раны на его сильном теле.
Автору чужд религиозно-аскетический взгляд на женщину; по его мнению, женщина не «сосуд дьявола», не источник всех бед и несчастий мужчины, а верная и преданная помощница, горячо любящая своего «ладу» и силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.
Рано утром, когда не спит только охрана, выходит Ярославна на городской вал и, плача, укоряет ветер-ветровей за то, что он мечет стрелы половецкие на воинов-русичей. Возникает вопрос: почему плачет Ярославна в Путивле, ведь Игорь был князем в Новгороде-Северском? Исследователи говорят, что Путивль был укрепленным городом и естественно, когда половцы пошли на Русь, Ярославна перебралась в более безопасное место. Не совсем ясно, почему плачет Ярославна на «забрале».
Города-крепости ограждались стеной, на верху которой делался помост, защищенный с внешней стороны забралом — бруствером. На этом помосте стоял народ, провожая своих воинов в поход; когда враг окружал город, отсюда на него сыпался град стрел. Возможно, существовал некий обычай, когда на городской стене оплакивали погибших в далеком бою. Так же на берегу Днепра оплакивала мать своего сына Ростислава. «Готские красные девы» поют на берегу моря, плещет «лебедиными крылы на синем море у Дону» Дева Обида, «девици поютъ на Дунай». Не было ли обычаем петь и плакать именно на берегу? Не потому ли «Слово о полку Игореве» подчеркивает, что поражение войск Игоря произошло «на брезе быстрой Каялы», то есть в месте скорби?
Трижды обращается скорбящая жена к силам природы, стремясь облегчить страдания мужа. Обращается к буйному ветру, который принял сторону врага и шлет на русичей тучи половецких стрел. Обращается она и к Днепру-Славуте, просит его сквозь слезы: «Възлелей господине мою ладу къ мне, а быхъ неслала къ нему слезъ на море рано». Рыдая в отчаянии, Ярославна обращает свой скорбный плач-заклинание к третьей стихии — солнцу пресветлому, чтобы оно в поле безводном горячими лучами своими не мучило жаждой воинов. Все три строфы плача Ярославны начинаются одинаковым зачином-запевом, что роднит данное произведение с народной песней: «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале аркучи».
Автор «Слова о полку Игореве» очень точно передает образы природы. Так, например, он сравнивает Ярославну с птицей «зегзицей». Принято считать, что зегзица — это кукушка. Однако издавна эмблемой печали у славян была не кукушка, а чайка. М. Шарлеман писал: «Следует напомнить, что на Десне между Коропом и Новгородом-Северским крестьяне называют иногда «гигичкой», «зигичкой», «зигзичкой» чайку, по-русски «пигалицу» или «чибиса». Ярославна в своем отчаянии больше похожа на чайку, которая с таким же отчаянным криком летает над водой.
Обратим внимание: в порыве тоски и печали Ярославна просит силы природы ослабить муки не только ее мужа, она переживает о судьбах всех воинов-русичей: «Светлое и тресветлое слънце! Всемъ тепло и красно еси: чему господине простре горячюю свою лучю на ладе вой? Въ поле безводне жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тули затче».
Ярославна не только верная жена, но и сознательная пламенная патриотка своего государства, которая выступает от имени всех жен русских. Заметим, что автор «Слова о полку Игореве» упоминает плачи несколько раз: плач Ярославны, плач жен русских воинов, падших в походе Игоря, плач матери Ростислава. Плачи же имеет в виду автор и тогда, когда говорит о стонах Киева, Чернигова и всей Русской земли после похода Игоря.
Многократно он отвлекается от повествования, прибегая к лирическим восклицаниям, столь характерным для плачей: «О, Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!»; «То было въ ты рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!» Лирический плач Ярославны, ее обращение к силам природы словно вторит «золотому слову» Святослава, его обращению ко всем русским князьям.
Плач Ярославны — это как бы продолжение обращения Святослава и автора «Слова о полку Игореве» ко всем русским князьям. Однако Ярославна отчетливее, чем Святослав, в свое обращение вплетает личные чувства. Обретя новые силы, Игорь бежит из плена на Русскую землю.
Могущественные природные стихии — и далекий Днепр, и господин-ветер, и теплое ласковое солнце — пробивают каменные нагромождения, покоряются скорбному слову княгини-заступницы: «Прысну море полунощи; идутъ сморци мъглами; Игореви Князю Богъ путь кажетъ изъ земли Половецкой на землю Рускую, къ отню злату столу». Так произошло чудо, сотворенное женщиной, которая тужила безмерно в ожидании мужа-князя.
Образ Ярославны — величественный гимн моральной красоте женщины. Ее сила и человечность, благородство ее чувств, верность в любви возвеличивают ее в наших глазах. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины.
tvory.info
Ярославна – образ женщины-патриотки в “Слове о полке Игореве”
Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из “Слова о полке Игореве” веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна – вся русская земля, которая плачет за своими сыновьями. Где-то на Дунае, будто “и чайка-жалобница”, стонет Ярославна, ожидая своего мужа. А ее муж – это великий князь Игорь, который попал в плен к половцам. Как тяжело приходится этой несчастной женщине, которая даже не знает, жив ли ее муж! И льются слезы боли, отчаяния, тоскливые слезы большой любви. Плачет Ярославна, а в ее плаче слышны голоса всех женщин, мужья которых сложили головы на чужбине или оказались в плену. Плач Ярославны в Путивле не просто обращение жены к мужу, это олицетворенная Русь, которая зовет к себе своих защитников. И она оплакивает Игоря не только как мужа, но и как защитника Родины, который потерпел поражение в битве с врагами. Она обращается к трем силам природы. Ветру Ярославна ставит в укор за то, что веял хиновскими стрелами на воинов ее мужа (во время битвы ветер веял со стороны половцев): “Почему метаешь хиновские стрелы на воинов моего народа?” У Днепра-Славуты она просит лелеять на своих волнах ее мужа. На солнце Ярославна жалуется за то, что мучило жаждой
русских воинов во время битвы в безводной степи. Плачет Ярославна, чтобы умилостивить природу, чтобы услышала она тот стон, который идет по всем русским землям. Не может эта верная женщина-патриотка терпеть несправедливость, которая идет от захватчиков-половцев. И ее плач, ее бессмертные слова – это и женская тоска, и обвинение сил природы, которые вместо того чтобы помогать русским воинам, старались их погубить. Автор “Слова” создал бессмертный образ русской женщины с такой поэтической силой, что небольшой по объему “Плач Ярославны” стал шедевром мировой литературы. В плаче столько поэтических чувств, столько деятельной любви и искренней преданности, столько содержится в обращениях к ветру, Днепру-Славуте, к солнцу живых намеков на реальное положение воинов во время тяжелой битвы и после нее, что не остались равнодушными даже силы природы! Ярославна – образ идеальной русской женщины, женщины-патриотки, он живет и до сих пор в наших сердцах. Живет, как напоминание о большой любви, о верности, о любви к родной земле. Ярославна – это символ Русской земли, которая тоскует по своим защитникам, а ее плач – не только поэтическое творение, а и реальный разговор. Я верю, что еще долгие-долгие года она будет образцом верности и любви для будущих поколений.rus-lit.com