Yakutia Фото со стоков и изображения. Якутские картины


якутские картины

Интервью с Афанасием Николаевичем Осиповым, журнал “Илин” №3—4 (18-19), 1999 год.

Неофициальный

Визитная карточка:

 

Народный художник РСФСР и СССР, заслуженный деятель искусств ЯАССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина, действительный член Академии художеств СССР, секретарь правления Союза художников России‚ президент Академии духовности

Республики Саха (Якутия)

Он почти круглый год живет на Сергеляхе своей даче-мастерской подальше от городского шума и суеты. Пишет картины. Здесь тихо, спокойно, пахнет сосновой хвоей… Хорошо. Во дворе его добротной дачи еще имеются юрта—балаган и высокая летняя ураса. Все сработано по-мастерски надежно, со вкусом.

 

Наша беседа начинается в мастерской на третьем этаже. Из окна видны крыши соседних дач и чистое синее небо. Должно быть ночью отсюда хорошо наблюдать за луной и звездами, любоваться картиной таинственной вселенной. В комнате много расписанных холстов, пахнет краской. Сам хозяин стоит среди них в простой рабочей рубашке на фоне величественных Верхоянских гор, бодрый и загорелый, и, не смотря на свой аксакальский возраст, — очень молодой.

И вот мой первый вопрос к нему:

— Афанасий Николаевич, на дворе уже конец ХХ века, конец нашей бурной эпохи. Разумеется, на смену старым идеям, ожившим ценностям придут новые, неизвестные… Все в корне изменится. Но чем же таким особенным. отличительным от других столетий, было наше время, наша с вами жизнь?

— В любой эпохе, разумеется, есть свои плюсы и минусы, и в столкновении этих двух качеств, противоположных начал, и найдем мы стержневую жизнеобразующую силу, главный фактор социального развития, наступающего прогресса, Жизнь всегда есть борьба, преодоление. Победа или поражение Но, если говорить о хорошем, то ХХ век, в отличие от других, является для меня временем большого прогресса, небывалых достижений в науке и искусстве. Особенно в области техники. С другой стороны это был век больших конфликтов, столкновений,… Сколько произошло переворотов, революций и войн. Крови-то сколько.… Смерти невинных! Конечно, прогресс…

Но прогресс имеет, однако, и свои негативные стороны Например, открытие тайн атомной энергии принесло всему человечеству и чудовищный вред. Мы помним гибель Хиросимы и Нагасаки, трагедию Чернобыля и т.д. А если говорить о запусках ракет в космос, то и здесь можно найти наряду с положительным, полезным и свои отрицательные, разрушающие факторы.

—— Технический прогресс, высокие достижения… Но изменился ли сам человек конца ХХ века, если сравнить нас, например, с нашими дедами и прадедами.

—— Изменился. Сейчас человек, благодаря прогрессу, стал гораздо образованнее, информированнее… Но стал ли он, наш современник, все—таки качественно лучше, умнее и гуманнее таких известных представителей прошлой эпохи` как Лев Толстой или художник Репин? Нет, не вижу. И вот говорят, что в странах Запада, особенно в Европе и Америке, очень высокий уровень жизни, на и культуры вообще… Истинный прогресс! Но ведь и там мы сейчас наблюдаем много негативных явлений в плане социальном ’ наркомания` СПИД, льется кровь… Возьмем, например` Ирландию или Югославию…Страшно! И у них, хваленых, пет совершенства, покоя человеческого. А какие экологические катастрофы там… Все что хотите!

— Говорят, что будет еще хуже.

— Да, это конец ХХ века, и Мишель Нострадамус во многом, кажется, верно об этих явлениях предсказал. Он предвидел, А природные катаклизмы сейчас какие происходят на нашей планете — землетрясения, пожары, наводнения . На Тайване недавно погибли тысячи ни в чем не повинных людей .. В Югославии разбомбленные города в руинах… А у нас, в Чечне, что творится? Ужас и смерть! Разве это не апокалипсис?

— В чем же причина этих страны… явлений? Почему везде смерть

и беда?

— Катаклизмы и войны‚ планетарные разрушения связаны, прежде всего с самим человеком, его деяниями. Черный кризис на Земле… Духовный. Возьмем, например, нашу большую страну. Казалось, что теперь мы в России освободились от жестких партийных, идеологических пут, которые связывали человека по рукам и ногам. Перестройка вроде бы раскрепостила, освободила граждан от вредных пережитков прошлого, но сам-то российский человек оказался не подготовленным к этой желанной свободе. Во многом остался по натуре прежним. Но я считаю, что каждый человек является потенциальным носителем духовности в себе. Это факт. Но задумывается ли сейчас человек о душе своей? О ценностях, которые он должен создавать? Думает ли человек: каков он на самом деле? Для чего он родился на этом свете? Каким путем шло его развитие, и куда он идет?

— И куда же он идет?

— Думаю, что цель жизни каждого из них именно в том, чтобы оставить после себя какой—то след, как оставили предыдущие поколения все лучшее для потомков — достижения науки, искусства, литературы… Во всех сферах человеческой деятельности.

Вот я думаю сейчас: что же мы, якутяне, оставим своим детям и внукам? Какое наследие? И в этом плане Президент нашей республики правильно действует, когда стремится объединить разрозненные Духовные силы в обществе. В наше сумбурное время творческие Союзы уже не являются теми сильными, авторитетными объединениями, как раньше. Они были хороши, прежде всего, своими плодотворными связями с другими регионами СССР. Были прекрасные совместные выставки, мероприятия и встречи, Были общие обсуждения и рассуждения о новых явлениях В сфере искусства И литературы. Одни Дома творчества чего стоили! Традиционное общение творческих личностей было довольно интенсивным широким в масштабах всех бывших союзных республик, включая регионы Закавказья, Средней Азии, Прибалтики и т.д. А сейчас мы все это, К сожалению, потеряли, и даже внутри самих творческих союзов идет процесс дифференциации, разобщения.

— У писателей России, например, такое наблюдается. И у нас, в Якутии, тоже.

— Да, это так. И вот почему в Якутии была создана Академия—духовности, которая призвана сейчас объединить известных творческих лидеров — носителей необходимого для общества духовного заряда. И вот, по идее, вокруг этих личностей мы и хотим создать особое пространство, некую Положительную духовную ауру, которая, распространяясь, влияла бы как на Многолюдные общественные Организации, так и на отдельных людей, и особенно на молодежь, которой мы в республике уделяем много внимания,

—— Дело, конечно, это перспективное. Я слышал однажды такое интересное выражение: «Если на его человек будет один духовно отличным, иметь сильную положительную энергетику, то любое больное общество выздоравливает». Ну, вспомним Иисуса Христа, да и других известных святителей и проповедников.

— Именно так. Народам сейчас нужна вера в Высшее, необходимо вернуть людям религиозное сознание. Когда—то в России было много искренне верующих христиан, а теперь… Помните, как в годы Советской власти мы рьяно боролись с религиозным сознанием, уничтожали, разрушали церкви… И такая вот государственная политика погубила целые поколения россиян. Атеизм — вот что страшно! Губительно! Мы жили в СССР не ведая, не имея истинных знаний о вере, религиях и Боге. А за границей, в других странах в это время жили миллионы верующих — христиан, мусульман и т.д.

— Но это тогда. А сейчас атеизм и у них активно наступает. Бывая в странах Европы, я разговаривал на эту тему с французами, немцами, итальянцами… и они признавались, что большинство европейцев теперь веруют формально, что они больше материалисты, чем метафизики, и, значит, атеисты. А в Америке, самой прогрессивной и прагматичной стране в мире, большинство давно отвернулись от Бога. Некогда им по церквям и храмам ходить: деньги надо делать. Баксы!

— Знаю, ХХ век — это век агрессивного атеизма, и вот почему происходит везде потеря духовности. Человек уже ни во что не верит, что чревато последствиями. А верующий по—настоящему прихожанин обязан соблюдать божьи законы. Он никогда не обманет, не обидит слабого, будет добродетельным в жизни, Ведь не зря, не просто так возникли на Земле различные верования. Возраст некоторых религий, как всем известно, насчитывает не одну тысячу лет. Люди из древне задумавшись над смыслом бытия, и приходили неизменно к выводу, что жизнь дана человеку не для того, чтобы просто существовать, есть, пить и совокупляться, и даже в первобытных обществах, я думаю, важны и необходимы были ценности высокого порядка — объединяющие, И человек разумный, хомо сапиенс, фактор общения всегда ставил на первое место, думал о вещах более возвышенных, чем мы думаем, Преклонялся перед Солнцем—божеством и верил в духов озер и рек, он уважал и одухотворял Природу, как начало, объединяющее людей, как главный закон морали и нравственности. А потом все это перешло в веру в единого Бога, в Европе утвердилось христианство. И заповеди Иисуса Христа стали для многих народов Земли как бы главными законами жизни, стали для каждого верующего необходимой нравственной опорой. Вот в чем дело. Да и в других мировых религиях, например, в буддизме или мусульманстве, мы найдем те же самые законы, проповеди добра и сострадания к человеку.

— А как же у нас на Севере обстояли дела с религией? Ведь христианство и нам пришло в ХVII веке.

— До христианства у народа саха была вера в бога Тенгри-Айыы Танара, который, кстати, тоже желал всем людям только добра и любви. Но в отличие от других мировых религий у нас верование было больше связано с культом Природы. И, благодаря бережному, уважительному отношению к матери—Природе, человек на Севере выжил, утвердился, и якуты до сих пор чтят духов воды и тайги, кормят духа огня Бырдьа-бытык, заклиная и благословляя.

— К сожалению, не везде существует такое бережное отношение к окружающей среде, и даже, увы, у нас на Севере. Проблемы экологии во всем мире выходят на первый план.

Но что же надо сделать, Афанасий Николаевич, чтобы человеку в ХХ! веке стало лучше жить? С чего начать? С экологии?

— В первую очередь надо прекратить, остановить все войны. Потом не надо противопоставлять людей по национальным, расовым или религиозным особенностям. Сейчас в мире нарастает тенденция диктовать свою волю другим народам. Хотят бомбить и убивать тех, кто не подчиняется. И в первую очередь в межнациональных конфликтах страдают и погибают старики, женщины, дети… Что творилось и творится в Чечне, ты сам знаешь. Злое, агрессивное начало раздувается, провоцируется в человеке, особенно в видеофильмах, на экране. Насилие!

— Да, это негативное начало всегда было и есть в человеке. Но что надо предпринять? С чего все-таки начинать?

 

— С себя человеку надо начинать, свою натуру переделывать. Каждый человек на Земле проходит этапы роста, становления, созревания. Человек всегда сам себя «выращивает», творит. Разумное и чувственное начала в каждом должны постепенно придти к гармонии. И здесь фактор дисциплины, самоконтроля играет доминирующую роль. Правила жизни должны закладываться с детства, Я, например, благодарю своих родителей, бабушек и дедушек, которые воспитали меня в труде, приучили с малых лет к порядку и уважению. Начиная с 7—8 лет, я ходил наравне с отцом на охоту, работал каждое лето на сенокосе. Главным занятием для всех нас тогда был труд. И даже домашняя работа для меня была святой обязанностью. Зимой, в любой мороз, я пилил дрова, топил печи, водил на водопой коров…Ничего не чурался. Привык всегда двигаться, работать. И даже в юности, учась в Московской художественной школе, я рано вставал, утром делал зарядку и товарищей своих приучил к этому полезному делу. Я будил их, сонных, заставлял прыгать и бегать.

— Не обижались?

— Сначала ленились, но зато потом привыкли, стали меня уважать. А насчет учебы, занятий… Я ведь тогда не бегал за развлечениями, за столичными удовольствиями, я сидел допоздна в библиотеках, занимался сверх учебной программы. Мне хотелось во всем докопаться до самой сути, узнать и познать как можно больше, особенно в области искусства. Вот почему по многим предметам у меня были в школе одни пятерки. Потом, закончив в Москве художественный институт, я в конце 50-х годов попал в сложные житейские обстоятельства: жил среди оленеводов Севера в чумах. Трудно было, конечно, тяжело после столицы. Но и это я преодолел, не отступил. Зато мои первые картины уже выставлялись на больших общероссийских выставках.

Так вот.

— Выходит, главнее в жизни человека все-таки труд?

— Я бы сказал: труд и любовь, Человека делает человеком любовь к работе, к людям, к природе… Ко всему.

— Я вижу, Афанасий Николаевич, что Вы человек очень подвижный, физически здоровый. Занимаетесь ли физкультурой сейчас, как в юности?

— В молодости я долго болел, и потому, борясь с недугом, всегда занимался спортом: активно плавал, бегал на лыжах, особенно любил кататься на коньках… И сейчас хожу с детьми в бассейн и на каток. Люблю это дело. И чтобы человек чувствовал себя хорошо, был счастлив, он должен с юных лет определить: кем же он хочет стать. А потом, определив это, должен выстроить программу и добиться своей главной цели. Мое счастье в том, что я нашел свое любимое дело, профессию художника, очень рано. Я цели добился. И профессия дает мне возможность много общаться с людьми, с народом, Постоянно езжу с мольбертом по улусам, чаше в Мому, где высокие горы и чистая, нетронутая цивилизацией природа. Там хорошо!

— Судя по вашим последним работам, там действительно… здорово. Это, действительно, счастье! Но я. Афанасий Николаевич,  хочу задать Вам один нестандартный, озорной вопрос. Представьте такую ситуацию: времена вдруг изменились, и у Вас все отобрали, ничегошеньки не осталось, и Вы — «гол как сокол». Тогда как?

— Ну, тогда… Я бы все равно писал картины, даже в тюрьме. Это самое главное для меня. Даже вот сейчас, разговаривая с тобой, я хочу чертить что—то карандашом, кистью писать… Я люблю это.

— А что Вы не любите?

— Не люблю разные нудные совещания, сидеть целый день в конторах не люблю. Кресло чиновника меня никогда не привлекало: скучно это. Я уже говорил, что каждый человек должен найти для себя любимое занятие, и даже простой физический труд может быть радостным делом. Например, летом я с удовольствием работаю с родственниками на сенокосе. Мне нравится косить траву… Ух! В любой работе есть своя красота. Красота!

— И эту прекрасную мастерскую Вы сами отделывали?

— Да. Весь интерьер этого дома делал сам, И урасу во дворе, и балаган — все сам, своими руками.… Люблю работать с деревом.

 

— Я вижу, что сделано все очень аккуратно, добротно — «на века». Должно быть, так работали с деревом наши отцы и деды.

— Перенял я много именно у них. К сожалению, настоящих мастеров, плотников и столяров, у нас остается все меньше и меньше. Старики уходят, уносят навыки с собой.

Но вот их внуки, молодые люди, меня, честно говоря, озадачивают. Многие, не прилагая больших усилий, хотят заработать кучу денег «вот сейчас и сразу». Быстро и ловко. Советская власть приучила их с детства ко всему готовому… На блюде же им все подавали. Даже на селе, я наблюдал, летом и осенью работу за них выполняли горожане: сено косили, картошку убирали и т.д. И люди, конечно, испортились постепенно, стали ленивыми. Но на готовом, как раньше было, теперь долго не проживешь, ментальность советская у некоторых еще крепко сидит в голове.

— По блатному это называется «халява».

— Да! Жили на халяве. А надо выкладываться, «крутиться», как теперь говорят, Это стали уже понимать. Но со временем вырастет у нас новое поколение, воспитанное на труде. И только труд и воля могут спасти человека от беды,

— Хочу задать Вам, Афанасий Николаевич, последний вопрос. Какие перспективы у нашей республики в ХХIвеке? Что нас ожидает?

— ХХI век для Якутии будет веком высокообразованных людей. Придет совершенно новое поколение умных и талантливых людей. И даже сейчас мы видим, что появились молодые, очень одаренные дети — математики, музыканты, спортсмены… Есть уже юные лауреаты и чемпионы России! Все это говорит о таланте, о природной одаренности народа саха. Есть, есть у нас потенциал как умственный, так и физический и духовный! При желании мы, кажется, можем сделать все наравне с другими «большими» народами. Это радует, и этому способствует наш суверенитет, наша государственность. И со стороны правительства имеется немалая поддержка. В бюджете республики предусматривается финансовая поддержка творческих Союзов и, особенно, детского творчества. Молодежь у нас талантливая, перспективная, и в ХХI веке придут все равно они. Они будут решать сложные проблемы нашей жизни. И они будут более развитыми, интеллектуально выше и лучше нас, поколения уходящего ХХ века. Так что в ХХI веке я думаю, у нас, в Якутии, все будет хорошо. Я надеюсь!

Беседовал с мэтром Айсен Дойду.

yakutskiekartiny.tumblr.com

Художественный музей Республики Саха (Якутия): kativas

Художественный музей - одно из самых интересных для меня мест в Якутске. К сожалению, большинство известных репортажей из Якутска и Якутии ограничивается только очевидным: мороз, снег, олени и шаманы. Но в основном взгляд со стороны и достаточно однообразный. Интереснее посмотреть, как это видят изнутри. Лучшее место - второй этаж музея "Искусство Якутии" (есть на сайте небольшой виртуальный тур).

DSCF1831

Открытием для меня стал художник Михаил Старостин. Некоторые его картины я уже показывала (и в моей коллекции прибавилось). Недавно у него появился личный сайт. Теперь есть возможность увидеть большинство его работ во всем их многообразии. Нежно его люблю за философию и юмор, а еще за названия. В его работах особенно заметно, как якутские художники сочетают мировую культуру и национальные мотивы.

Love Story. 2001

КРОЙЩИК. 2001.

СЕЗОН ДОЖДЕЙ. 2009

Эндрю Уайет. Весна. 1978.                                                                  Михаил Старостин.Полуденный сон

У Тимофея Степанова огромные яркие со множеством деталей полотона о народном эпосе Олонхо (к сожалению, в нормальном качестве  изображения у меня нет). Напоминает и аниме, и персонажей компьютерных игр.  Но главное, что после них хочется узнать, что это за три мира.

      Тимофей Степанов. Нижний мир. 1980. Из серии «Якутский героический эпос ОЛОНХО». Больше его работ можно посмотреть здесь (но качество также не очень хорошее).

Есть, конечно, шаманы, олени и юрты. Все они разные. Некоторые работы могут показаться смешными или наивными. Но, на мой взгляд, они искренние.

DSCF6278    DSCF1953 Марианна Лукина. Светящаяся в танце. 1992              Иван Попов. ШАМАН. 1926

        DSCF6206                                     Исай Капитонов. Гребущий. 2012

DSCF6237 DSCF6267Ирина Мекумянова. Счастье. 1997            Николай Курилов АМДУР, АМДУР (Об оленях быстроногих мы помем) 1985.

      DSCF1846             Лилия Попова. Олененок. 1996

DSCF1875Фрагмент выставки «Ритмы кочевых культур»

DSCF6251

DSCF1928Фрагмент выставки «Имя культуры» - портреты художников, актеров, писателей.

DSCF1891Артур Васильев. Автопортрет в венке. In vino veritas. 1997.

DSCF6235Артур Васильев. Портреты артиста Ивана Степанова. 2013

DSCF6222Фрагмент выставки «Имя культуры»

  DSCF6219 DSCF6285     Леонид Ким. Перклоняюсь перед Рембрандтом. 1986.                  Николай Андронов. Автопортрет. 1968

DSCF1955Собакин Афанасий Петрович. ТАНЕЦ СТЕРХОВ. 1966.                   Романов Петр Петрович. КОЛХОЗНЫЙ ЫСЫАХ. 1937

DSCF6166Прокопий Добрынин. Якут-охотник. 1964

DSCF1918

                  DSCF1902                                                              Гарильев Кирилл Петрович. ЛИК. 1998    DSCF1913Артур Васильев. Триптих "Разбитое зеркало". - 2005

DSCF1907DSCF6200Эдуард Пахомов. Дух старины. 1951

kativas.livejournal.com

Современные якутские украшения: красота со смыслом - girl_ykt

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог )

 

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

 

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы. 

Якутский орнамент в ювелирных изделияхСимволизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры: круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

 

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

 Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента.

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

 

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

 

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

 

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

Далее из таких резиновых формочек, впрыскивая в них воск, делают нужное количество восковых моделей. Каждую из них дополнительно обрабатывают и корректируют.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка». 

 

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

 

 Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

 «Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

www.dnevniki.ykt.ru

Наскальная живопись в Якутии

 Удивительно богатым был внутренний мир древних людей. Несомненно, им были свойственны чувство прекрасного и художественный вкус. О своеобразии их представлений об окружающем мире свидетельствуют целые галереи наскальных росписей — писаниц, выполненных на берегах Лены во времена неолита, бронзы и раннего железа. Неолит — культурно-историческая эпоха, завершающая стадия каменного века. В Якутии он наступил в конце V — начале IV тысячелетия до нашей эры. Главным признаком эпохи неолита является переход от присваивающего хозяйства (охота, рыбная ловля) к производящему (скотоводство и земледелие). Бронзовый век охватывает XV — V века до нашей эры. В этот период появились самостоятельные центры бронзовой металлургии. Превосходная отделка, высокое техническое и художественное исполнение бронзовых изделий (копий, мечей, ножей, кельтов, подвесок и котлов для варки) свидетельствуют об усложнении мировоззрения и о широких культурных связях обитателей Якутии эпохи бронзы. Так, ножи аналогичны образцам такого же рода с севера Забайкалья и из Прибайкалья, некоторые наконечники копий — из Иньского Китая, с Енисея и Томско-Нарымского Приобъя, ажурная подвеска со стоянки Усть-Тимптон 

Наскальная живопись в Якутии

Подвеска. ЯкутияРанний железный век существовал до XIII века. Примерно с VI века племена Якутии стали подвергаться влиянию более развитой тюркской культуры Южной Сибири. Появление на территории Якутии тюркского населения засвидетельствовано наскальными рисунками и руническими письменами, выполненными на Средней Лене не позднее IX — X веков нашей эры. Писаницы Лены представляют в своем роде естественный музей древнего изобразительного искусства положенный среди живописного пейзажа природы. Ленские скалы во многих местах сплошь покрыты рисунками животных, людей и мифических существ, оставленных древними художниками. Всего на территории Якутии найдено 115 писаниц на скалах и пещерах рек Лена, Синяя, Оленек, Алдан, Амга, Олекма, Марха, Индигирка и другие с общим количеством рисунков более 5 тысяч. Самые древние писаницы относятся к эпохе верхнего палеолита (40 тысяч лет назад). Это гравированное изображение мамонта на Индигиркой стоянке людей каменного века Берелех и крупные реалистические рисунки четырех бизонов и лошади, нанесенные красной охрой на писаницах р. Токко (бассейн Олекмы). Великолепно и удивительно мастерство первобытных художников. Поражает и сама техника исполнения росписей — рисунки делались только на твердом материале, т.е. на века и тысячелетия. Большая часть рисунков выполнена несмываемой краской — красной охрой, которую получали, растирая в порошок гематит и окисленную железную руду, часть — охрой разных цветов, состав и происхождение которых до сих пор являются загадкой для исследователей.

Изображение лосяКрасная охра впитывалась в скалу и сохранялась надолго. Довольно много рисунков, выполненных в технике граффити с помощью острых инструментов и нарисованных древесным углем. Жизнь и деятельность древних людей зависела во многом от успешной охоты на диких зверей и животных. В понимании древних людей животные обладали сверхъестественной силой и исключительным могуществом. Они господствовали в окружающем мире и могли обеспечить благополучие и удачу людям. Основным объектом животного охотничьего культа был красавец тайги — лось, поэтому именно он наиболее часто встречается на самых древних писаницах Лены. Древние художники талантливо передавали не только общий вид массивной фигуры животного, но и его пропорции и характерную позу. Изображались также олени, медведи, люди и все то, что было связано с охотничьей магией. Исследователи отмечают, что все наскальные изображения и рисунки неолита выполнены в одной стилистической манере и имеют своеобразный наивно-реалистический дух. На писаницах более позднего времени по мере развития мировоззренческих представлений, уклада жизни, появления новых орудий труда и предметов домашнего обихода наскальные изображения усложняются и появляются целые сюжеты и композиции сцены охоты человека на лося, ловли рыб, а также сцены бытовой жизни. Со временем менялся стиль рисунков, появилась манера изображения животных в так называемом скелетном стиле (поперечные полосы пересекают тело). Появилась лаконичность, и больше становится стилизованных фигур людей в «рогатых» «лучистых» головных уборах, с головой, нарисованной в виде развилки.

Писаница на р. ЛенаПо мнению ученых, эти наскальные рисунки эпохи бронзы и раннего железа изображают шаманов, чьи заклинай и культовые действа обеспечивали удачу в охотничьем промысле, и свидетельствуют о переходе от культа природы к культу шаманизма и мистических представлений. Наиболее ярко мистические представления древних, людей отражены в наскальных рисунках у села Тойон-Ары на реке Лене. Главные персонажи композиции — лоси. Самец и самка противостоят в яростной схватке, а между ними изображен фигура лося меньших размеров, которая пересечена посередине вертикальной полосой, означающей копье или стрелу, поразившую животное насмерть. Относительно схватки двух лосей существует предание, согласно которому одна великая шаманка боролась с духом оспы. Превратившись в двух огромных лосей, они бились до тех пор, пока дух оспы не был повержен. В знак своей победы над врагом — болезнью шаманка красной охрой сделала росписи на скалах.

Примечательно, что у лося-самца кроме естественных рогов нарисованы еще два кривых бивнеобразных рога. И эта фантастическая деталь реального животного в воображении древней шаманки была связана, видимо, с распространением в сознании людей культовых религиозных обрядов с мистическими существами, обладающими магическими силами. По мнению исследователей, Ленские скалы с писаницами являлись родовыми святилищами древних охотничьих племен.

Из материалов о Сибиряковской экспедиции в Якутии (1894 – 1896 гг.) Первые упоминания о писаницах реки Лены были сделаны еще Г.Ф. Миллером, в его знаменитом «Описании Сибирского царства». В XIX в. было зафиксировано более десятка местонахождений писаниц. Изучение наскальных изображений в основном ограничивалось тогда описанием рисунков. Попытки снять копии писаниц или сфотографировать предпринимались крайне редко. Участникам Сибиряковской экспедиции и в этом вопросе удалось продвинуться вперед. В 1895 г. Д.А. Клеменц на собрании Троицкосавско-Кяхтинского отделения Приамурского отдела ИРГО сообщил, что поблизости р. Лены, в одной из многочисленных долин находятся скалы с изображением фигур людей и каких-то линий, черт, надписей.

Кроме того, он упомянул, что на р. Алдан «имеется камень, покрытый письменами, в которых одни знаки отделены двоеточиями». Внимание Д.А. Клеменца также привлекли рунические знаки на скалах по берегам р. Лены. В 1897 г. Н.А. Виташевский, пользуясь информацией тунгусов, отыскал и подробно описал писаницы местностей Баасынай и Крестях (долина р. Олекмы). Он также зафиксировал устные сведения о рисунках на скалах, расположенных выше устья р. Нюкта и по р. Тюнгюрджюкюн (Тунгурчакан). Знакомство с наскальными изображениями р. Олекмы Н.А. Виташевский начал с писаницы Крестях. На этом памятнике он выделил три отдельные плоскости с рисунками. Фиксация изображений оказалась делом нелегким. Н.А. Виташевский отметил, что снимки делал карандашом на глаз, рассматривая изображения при помощи хорошего полевого бинокля, а также пользовался фотографическим аппаратом для получения общих очертаний скал. Негативы вышли неудачными, так как в момент съемки «шел мелкий снег и смеркалось». Писаница Крестях I расположена на правом берегу Олекмы, 285 км от устья, на левом приустьевом мысу р. Крестях. На 30–35-метровом скальном монолите темно-серого цвета выделено 11 плоскостей со 134 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры, лоси, олени, геометрические изображения, аморфные пятна).

Рисунки выполнены светло-красной, темно-красной, красной, темно-желтой и светло-желтой охрой. Памятник датирован III–II тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Позже исследователь осмотрел писаницу Баасынай. Он отыскал ее с трудом, а описал только одну скалу, где размещались рисунки. Писаница Баасынай I находится на левом берегу Олекмы в 289 км от устья. На 32-метровой гнейсовой скальной гряде темно-серого цвета на высоте 12–13 м выделено 2 плоскости с 11 рисунками (лоси, антропоморфная фигура, зооморфные существа). Рисунки выполнены темно-красной охрой. В 80-х гг. XX в. датированы эпохой бронзы. Писаница Баасынай II расположена на левом берегу Олекмы, в 288,5 км от устья. На 27-метровом гнейсовом останце темно-серого цвета на высоте 125 – 19 м выделено 2 плоскости с 44 рисунками (антропоморфная фигура, обращенная вниз головой, антропоморфные и зооморфные изображения, лоси, медведь, геометрические линии, аморфные пятна). Рисунки выполнены темно-красной и светло-желтой охрой. Памятник датирован II–I тыс. до н. э. – I тыс. н. э. Н.А. Виташевский был человеком очень увлеченным и глубоко интересующимся историей и этнографией народов Якутии. Он понимал и полностью осознавал ценность сделанных им открытий древних изображений. Поэтому старался, используя все доступные в то время способы и по возможности точнее, скопировать рисунки. Необходимо особо отметить, что Н.А. Виташевский был первым, кто начал собирать фольклорные данные, относящиеся именно к писаницам района его изысканий.

Более того, он обратился к интеллигенции, посещающей указываемые местности, с просьбой давать более точные и подробные описания имеющихся там наскальных изображений. У Н.А. Виташевского не было сомнения в том, что подобные памятники, представляющие научную ценность, повсеместно распространены по территории Якутии. Другой участник Сибиряковской экспедиции – И.И. Майнов, путешествуя по р. Амге в 1896 г. вместе со своими спутниками, обнаружил писаницу Онне (Оннею). Статья с описанием открытия вышла два года спустя. И.И. Майнов первым сообщил о наличии наскальных изображений на Амге, указал географические координаты памятника, в общем плане описал рисунки. Писаница Оннею находится на левом берегу Амги в 623 км от устья. На 20 – 30-метровой известняковой скальной гряде на высоте 5,2 – 10 м выделено 11 плоскостей с 63 рисунками (антропоморфные и зооморфные фигуры и контурные круги, геометрические изображения, олень, эллипсоидный лук, солярный знак, аморфные пятна). Рисунки выполнены красной, бордовой, светло-красной, темно-красной, вишневой охрой. Исследователь также произвел сопоставительный анализ рисунков Оннеюской писаницы с наскальными изображениями Енисея, отметил параллели сюжетов писаниц и определенных эпизодов древних обрядов народов края. От датировки рисунков он, однако, воздержался. Кроме того, в статье И.И. Майнова приведены опросные данные о наскальных изображениях и так называемых условных знаках, открытых в долинах рек Лены, Мои и Мархи.

По материалам статьи Астаховой Ирины Сергеевны

 

Тайна якутских рун

На Ленских писаницах особо выделяются наскальные рисунки в виде условных схематических знаков самой различной конфигурации (кресты, дуги, круги, прямые и косые палочки, полоски, черточки и др.). Полагают, что все эти знаки являются руноподобными и представляют собой предельно стилизованные изображения реальных животных, людей или природных объектов, вплоть до космических. Например, простые линии-черточки интерпретируются как изображения людей с опущенными вниз руками.

Примечательно, что подобные знаки как символ человека встречаются у многих народов планеты. Кроме руноподобных знаков на скалах часто встречаются рисунки стрел, жилищ, лодок, бубнов и других вполне реальных объектов. Исследователи писаниц считают, что они представляют собой самую первую, зачаточную форму рисуночного письма — руническую надпись, пиктографию, которая, согласно этнографическим материалам, существовала у различных племен Сибири и Дальнего Востока. Руны — общее наименование символических знаков в древних алфавитах. Руноподобные знаки и рунические надписи найдены у многих народов: тюрков, скандинавов, маньчжур, славян и др. Основным способом рисуночного письма было написание или вырезание символов на твердом основании (камне или дереве). Рунические надписи Якутии разделяют на 4 группы: 

1) древние наскальные (найдены на скалах рек Лена, Синяя, Опекма, Марха)  

 

 2) надписи на различных мелких предметах (на наконечнике стрелы, на печати, на специальных досках), выполненные в XIV— XVIII веках 

3) комбинированные надписи, относящиеся к XVII — XVIII векам, найдены в Вилюйске, Нучалах Аласа Чурапчинского улуса, Улахан-Ане Хангаласского улуса 

4) надписи на древней бляхе, табакерке, камне предположительно XII — XIX веков.

Археологические материалы показывают, что руноподобная письменность использовалась в Якутии достаточно широко. С ее помощью вплоть до XVIII века осуществлялась переписка между якутскими князьями, составлялись отчеты о собранном ясаке. Однако, несмотря на тщательные исследования, многие рунические надписи до сих пор не расшифрованы. Якутские руны так и не открывают своей тайны. К родовым святилищам и погребениям древние якуты относились с большим благоговением. Они очень уважали и почитали их, считали вместилищами мистических духов и не тревожили. В родовых святилищах осуществлялось приобщение сообщества людей к высшим таинствам бытия. Весьма странное и необъяснимое событие произошло с якутскими исследователями петровских рунических надписей. Руны оказались указателями зарытых кладов и были дешифрованы следующим образом: «Здесь находятся азские бусы — добро» (прим.: аз — один из киргизских родов). Позже ученые решили провести раскопки недалеко от найденных рун и наткнулись на древние погребения. Через некоторое время несколько участников экспедиции почувствовали недомогание и им пришлось вернуться обратно в Якутск. 

На остальных посыпались самые разнообразные несчастья и беды. В результате ученые, отказавшись от своего скептицизма, провели обряд очищения, попросили прощения и закрыли потревоженное погребение.

Согласно современным представлениям, все рунические письма связаны исключительно с сакральностью, т.е. все они имеют религиозный характер и использовались как объекты преклонения и жертвоприношения или использовались при культовых обрядах рождения, смерти, охоты на животных. Однако существует и другая версия, предполагающая, что наскальные надписи являются своеобразными указателями, информирующими о чем-то конкретном и реальном: о наличии клада, удобного места для охоты и жилья, большого количества пищи или о какой-либо опасности.

Похожие статьи:
у древнего народа саха была руническая письменность
у древнего народа саха была руническая письменность О происхождении народа саха веками спорят светила науки. «Откуда же родом сей неведомый, таинственный народ, каковы его корни?» – до сих пор нет полной ясности. Одним из людей, который интересуется данной темой, писатель, исследователь древнетюркского языка, тюркской рунической письменности Андрей КРИВОШАПКИН – АЙЫНГА. Сегодня мы с ним беседуем об истории народа саха, рунических письменах и религии древних якутов. – Андрей Иванович, все народы имеют свою религию, все они признают, что есть высший разум, который управляет всем...
В Якутии спасают исчезающие языки народов Севера
В Якутии спасают исчезающие языки народов Севера В Республике Саха (Якутия) сохранение исчезающих языков коренных малочисленных народов Севера стало одним из приоритетов государственной политики. Однако все действующие программы не помогают спасти их от постепенного исчезновения. Поэтому неравнодушные к культурному наследию специалисты придумывают необычные способы популяризации редких языков....
О древности языка народа саха, или почему тюркские руны читаются только на якутском
О древности языка народа саха, или почему тюркские руны читаются только на якутском Первые шаги изучения языка народа саха О. Бетлингк русский академик немецкого происхождения в 1845 году составил алфавит языка народа саха. Помогал ему в этой работе уроженец Жиганска А. Уваровский. Это был первый научно обоснованный алфавит тюркского языка. Характерной особенностью этого алфавита является наличие четырех дифтонгов. Эти дифтонги по строго определенным правилам могут образовать в слове 20 гласных звуков....
Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха
Айсен Дойду: новый взгляд на древнюю историю народа Саха Вопрос: кто такие якуты-саха, и с каких времен они живут на территории современной Якутии? Книги и учебники по истории Якутии, утверждают, что “якуты прибыли сюда не раньше XIII-VIV века, и это народ явно южного происхождения”....

xn-----6kcbac1azfofe4cmqhvgl0bzre.xn--p1ai

Якутская сказка. – Ярмарка Мастеров

В последнее время было много публикаций о ведущих мировых дизайнерах, фотографии с последних показов. Их имена нам известны. Но тех, кто ближе, зачастую не знаем.

Это рассказ ( или больше показ) о дизайнере из республики Саха (Якутии ) Августине Николаевне Филипповой. Её тоже нельзя назвать безызвестной или "открытием года". Костюмы Августины Филипповой знают не только в России.

Основным источником вдохновения для дизайнера послужили природа, национальные костюмы, якутские сказки и поверья. Это современная интерпретация этнического костюма.

Все узоры в якутской одежде строго симметричны. По аналогии с симметрией человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке,  мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары. Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит одежду с этим узором. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

Каждый костюм Августины Филипповой уникален. И его элементы представляют собой какой-нибудь сказочный сюжет. Итак, сказочный мир Якутии от Августины Филипповой.

этнический костюм

якутия

дизайнеры россии

якутские сказки

августина филлипова

этника

А вот и дизайнер. Автор всего этого сказочного великолепия.

история костюма

Со своими моделями.

национальный костюм

Со своими эскизами.

дизайнерская одежда

Якутские Деды Морозы. Оказывается тот, что в Москву приезжал, и был в костюме от Августины Филипповой.

                  

А это вообще якутское фэнтези!

Туфли тут особенно в тему.

В гостях у сказки всегда хорошо. Надеюсь, якутская сказка понравилась.

Фотографии Александр Чебан, Виктор Ли-Фу.

www.livemaster.ru

Yakutia Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Lena Pillars, national park in Yakutia

#71875041 - Lena Pillars, national park in Yakutia

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Spikes on the background of wild grass hillside. Yakutia, Russia.

#67482358 - Spikes on the background of wild grass hillside. Yakutia, Russia.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

berry and leaves blueberry in autumn with bokeh

#87258208 - berry and leaves blueberry in autumn with bokeh

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The red colors of the sunset reflecting in the lake. Lake Labynkyr. Yakutia. Russia.

#66609807 - The red colors of the sunset reflecting in the lake. Lake Labynkyr...

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Winter road on the riverbed surrounded by rocks in South Yakutia, Russia

#71126852 - Winter road on the riverbed surrounded by rocks in South Yakutia,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Rocks on Lena River in Yakutia.

#98489561 - Rocks on Lena River in Yakutia.

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The coastline to the wood between the sky and the river. Indigirka River. Yakutia. Russia.

#70867253 - The coastline to the wood between the sky and the river. Indigirka..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Chulman river, Neryungri District, Yakutia, Russia. March 11, 2018 Ice climber ascends a frozen waterfall on the rocks of the shore of the river Chulman

#98143802 - Chulman river, Neryungri District, Yakutia, Russia. March 11,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Clouds over the mountains and big lake. Lake Labynkyr. Yakutia. Russia. Фото со стока

#71325860 - Clouds over the mountains and big lake. Lake Labynkyr. Yakutia...

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Stream, babbling over the rocks in Yakutia. Ridge Suntar-khayata, river Suntar, Russia.

#67551977 - Stream, babbling over the rocks in Yakutia. Ridge Suntar-khayata,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Siberian crane (Grus leucogeranus), also known as the snow crane. Wildlife animal. Фото со стока

#61813995 - Siberian crane (Grus leucogeranus), also known as the snow crane...

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

macro shooting of natural mineral rock specimen - tumbled tinaksite gemstone on white marble background from Murun Massif, Yakutia, Russia

#98723126 - macro shooting of natural mineral rock specimen - tumbled tinaksite..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

deer on the background of a snow-covered field on a sunny day Фото со стока

#93979377 - deer on the background of a snow-covered field on a sunny day

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Sunny landscape of the river in the mountains Russia, Yakutia, Oymyakon highlands, a ridge of Suntar-khayata, river Suntar

#67539455 - Sunny landscape of the river in the mountains Russia, Yakutia,..

Похожие изображения

ru.123rf.com

якутские картины

Иванов В. Д «Песня» из триптиха “Осень”, 1979

Иванов В. Д «Песня» из триптиха “Осень”, 1979

Шапошникова Т.Е «Сентябрь» из серии “Хамагатта”, 1996

Шапошникова Т.Е «Сентябрь» из серии “Хамагатта”, 1996

Афанасий Мунхалов «Зло», 1966

Афанасий Мунхалов «Зло», 1966

Михаил Старостин «Дорога домой», 1997. Бумага, акварель

Михаил Старостин «Дорога домой», 1997. Бумага, акварель

Вера Ноева «Лунная ночь», 1998

Вера Ноева «Лунная ночь», 1998

Вера Ноева «Пурга», 2005

Вера Ноева «Пурга», 2005

Вера Ноева «Танец», 2005

Вера Ноева «Танец», 2005

Вера Ноева «Жизнь», 2000

Вера Ноева «Жизнь», 2000

В. Д. Иванов. Эскиз декорации к спектаклю «Марыкчанские парни» по роману Э. Эристина, 1979

В. Д. Иванов. Эскиз декорации к спектаклю «Марыкчанские парни» по роману Э. Эристина, 1979

Вера Ноева «Заря», 2005

Вера Ноева «Заря», 2005

Вера Ноева «Туннель», 1996

Вера Ноева «Туннель», 1996

Ю. И. Вотиков «Шаманы», 1976

Ю. И. Вотиков «Шаманы», 1976

В. С. Карамзин, И. Д. Корякин, Э. С. Сивцев «Юрюнг Уолан» Иллюстрации к олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», 1975

В. С. Карамзин, И. Д. Корякин, Э. С. Сивцев «Юрюнг Уолан» Иллюстрации к олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», 1975

В. С. Карамзин, И. Д. Корякин, Э. С. Сивцев «Туярыма Куо» Иллюстрации к олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», 1975

В. С. Карамзин, И. Д. Корякин, Э. С. Сивцев «Туярыма Куо» Иллюстрации к олонхо «Ньургун Боотур Стремительный», 1975

В. С. Парников «Да здравствует Мир», 1970

В. С. Парников «Да здравствует Мир», 1970

yakutskiekartiny.tumblr.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта