закрыть. Верещагин картина


Василий Васильевич Верещагин (1842–1904). Мастера исторической живописи

Василий Васильевич Верещагин

(1842–1904)

Приплыв в Лондон, Верещагин посетил знаменитый Музей восковых фигур. Увидев там восковую Екатерину II, юный художник был поражен до глубины души: русская царица, которую в России, согласно указаниям официальных кругов, изображали величественной и привлекательной, имела совершенно неказистый вид.

Знаменитый русский художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился в городе Череповце в Новгородской губернии в дворянской семье. Род Верещагиных вел свое начало с давних времен. Родители Василия владели шестью деревнями в Вологодской и Новгородской губерниях. Они не имели блестящего образования, но мать, Анна Николаевна, прекрасно говорившая на французском, стремилась воспитывать у сына интерес к европейской культуре. Однако самую значительную роль в формировании мальчика сыграла няня, Анна Ларионовна Потайкина, приобщавшая его к русской сказке. Именно няне Верещагин обязан любовью ко всему истинно русскому, а также своему художественному мышлению, которое позволило ему в дальнейшем стать замечательным живописцем.

Рисовать мальчик научился рано: уже в шестилетнем возрасте он скопировал тройку, преследуемую волками, — картинку, которую Вася разглядывал на узорном платке няни. Необыкновенно способный, в пять лет он уже умел читать, писать и считать.

В семь лет мальчика определили в Александровский царскосельский кадетский корпус. Учился он старательно, но особенно любил историю, очень интересовался Бородинской и Полтавской битвами. В 1853 году Верещагина перевели в петербургский Морской кадетский корпус, где учились такие знаменитые адмиралы, как И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Ушаков, П. С. Нахимов.

Огромное впечатление в период обучения в Морском корпусе произвели на Верещагина заграничные плавания. В 1858 году на фрегате «Камчатка» он совершил путешествие в Копенгаген, Бордо, Брест. В следующем году юноша побывал в Лондоне, Портсмуте, на острове Уайт.

В свободное от занятий время Верещагин занимался рисованием, копировал иллюстрации с картин известных художников.

Некоторое время он брал частные уроки живописи у учащегося Академии художеств. В 1858 году юноша стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

В 1860 году Верещагин, окончив корпус, отказался от карьеры морского офицера и решил посвятить себя любимому занятию — живописи. Разгневанный отец отказал ему в материальной помощи. Благодаря стипендии Общества поощрения художников Василий смог поступить в Петербургскую академию.

В 1861 году вместе со своим учителем, профессором А. Е. Бейдемном, Верещагин посетил Париж, где познакомился с живописью европейских мастеров в Лувре.

Вернувшись в Академию, художник получил задание — написать картину «Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом». Хотя эта тема не привлекала Верещагина, он создал неплохой эскиз, за который получил серебряную медаль второй степени. Но самому автору его работа не понравилась, и он уничтожил ее.

В академии Верещагин продолжал интересоваться историей. Он посещал лекции по русской истории ученого Н. И. Костомарова, читал сочинения Г. Льюиса и Дж. Милля.

В. В. Верещагин «Двери Тимура (Тамерлана)», 1871–1872, Третьяковская галерея, Москва

В 1863 году художник оставил академию и отправился на Кавказ, куда его звала жажда новых впечатлений, стремление увидеть другие народы и новые места. На Кавказе Верещагин делал зарисовки памятников архитектуры, народных обычаев и обрядов, человеческих типов.

В 1864 году, неожиданно получив наследство после смерти дяди (тысячу рублей), живописец вновь отправился в Париж для совершенствования мастерства. Он поступил в мастерскую Ж. Л. Жерома в парижской Школе изящных искусств. Искусство Жерома, особенно его исторические картины, оказали огромное влияние на молодого художника.

В мастерской Жерома Верещагин очень много и старательно занимался, и вскоре учитель предложил ему заняться живописью маслом.

Молодой художник создал тогда несколько живописных произведений, но рисунок казался ему более выразительным. Множество зарисовок он сделал во время второй поездки на Кавказ в 1865 году. Лето 1866 года Верещагин провел на берегу Шексны под Вологдой, в имении дяди. Здесь он делал наброски и эскизы для будущей картины «Бурлаки», написанной позднее в Париже.

Военные события, развернувшиеся на восточных окраинах Российской империи, привлекли внимание художника. В 1867 году он оставил свои прежние занятия и отправился на Восток, в Туркестан.

Средняя Азия поразила Верещагина. На картинах и этюдах, написанных в этот период, прекрасная восточная архитектура соседствует со сценами продажи невольников, изображениями притонов любителей опиума, подземных тюрем.

Вскоре художник принял непосредственное участие в военных действиях против бухарского эмира. Война, которая прежде представлялась Верещагину как красивое, величественное зрелище (наподобие парада), потрясла его душу. Картины и этюды, посвященные военным событиям, полны ужаса и боли за людей, гибель которых бессмысленна.

В течение нескольких дней Верещагин вместе с русскими войсками защищал крепость в Самарканде, за что был награжден Георгиевским крестом. Этот заслуженный боевой орден художник, не признававший наград, носил на груди до самой смерти.

В 1868 году Верещагин оставил Среднюю Азию и вернулся в Париж, но уже в следующем году вновь оказался в Туркестане. За год он сделал здесь огромное количество рисунков и живописных этюдов, которые позднее, в 1871–1873 годах в Мюнхене, стали основой для его картин.

На своих полотнах Верещагин показал войну такой, какой видел ее, ничего не изменяя и не приукрашивая. Чтобы сделать изображение правдивым и реалистичным, художник прибегал к приему фрагментарности, показывая на холсте маленький эпизод, как будто выхваченный из жизни. Еще одна особенность верещагинских этюдов-картин — пояснительные подписи к каждому произведению.

Верещагина поразило то равнодушие, с которым люди на войне относятся к чужой смерти, считая жестокость естественной спутницей сражений. На его полотнах солдаты безучастно курят у тел погибших или с интересом разглядывают отрезанную голову противника («После удачи (Победители)», «После неудачи (Побежденные)» — обе в 1868, Русский музей, Санкт-Петербург).

Так же трагичны и написанные с натуры картины, показывающие изуверство врагов. Яркие цвета национальных праздничных костюмов, нарядные мечети и синее небо — и на фоне этого буйства красок высокие шесты с выставленными на них отрубленными головами русских воинов («Представляют трофеи», «Торжествуют» — обе в 1871–1872, Третьяковская галерея, Москва).

Несколько работ туркестанской серии («У крепостной стены. Пусть войдут!», 1871; «Смертельно раненный», 1873 — обе в Третьяковской галерее, Москва) посвящены обороне самаркандской крепости. Картина «Смертельно раненный» передает впечатление автора, ставшего свидетелем гибели человека. Художника потрясло ужасное зрелище: смертельно раненный солдат, уронив ружье, в шоке кружит по площади. Все жесты и движения умирающего человека ведут за собой взгляд зрителя по кругу. На раме картины — надпись, передающая причитания солдата: «Ой, убили, братцы!.. убили… ой, смерть моя пришла!»

Свое осуждение бесчеловечности и равнодушия Верещагин выразил полотном «Забытый» (картина была уничтожена автором), на котором изобразил брошенного на поле русского воина. Над телом погибшего кружат стервятники. Официальные военные круги встретили картину с возмущением, говоря, что художник клевещет на армию. Но представителей интеллигенции она просто потрясла. Поэт А. А. Голенищев-Кутузов посвятил «Забытому» стихотворную балладу, а композитор М. П. Мусоргский — музыку.

В. В. Верещагин. «Смертельно раненный», 1873, Третьяковская галерея, Москва

Основной композицией туркестанской серии стал знаменитый «Апофеоз войны» (1871, Третьяковская галерея, Москва). Хотя художник изобразил торжество Тамерлана, завоевателя конца XIV — начала XV столетия, эта картина — художественный символ военных бедствий и людского горя. На фоне унылого пустынного пейзажа с высохшими деревцами — сложенные в большую пирамиду человеческие черепа, над которыми вьется стая ворон.

С документальной точностью выполнена известная картина Верещагина «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871–1872, Третьяковская галерея, Москва), являющая собой новый тип произведения исторического жанра. Перед зрителем предстает образ прошлого, застывший в своей величественной красоте. У главного входа во дворец знаменитого завоевателя стоят два стражника в ярких расшитых одеждах. Они, не отрываясь, смотрят на прекрасные узорчатые ворота, из которых должен выйти их властитель.

«Двери Тимура», как и другую, исполненную в таком же ключе, картину— «У дверей мечети» (1873, Русский музей, Санкт-Петербург), И. Н. Крамской назвал истинно историческими, т. к. их автор передал историзм с помощью чисто живописных приемов.

Работы туркестанской серии были выставлены в 1869 году в Петербурге, а в 1872 году на Всемирной выставке в Лондоне была показана картина из этого цикла «Опиумоеды» (1868, Музей искусств Узбекистана, Ташкент). Вскоре в Лондоне (1873) и Петербурге (1874) состоялись персональные выставки, принесшие Верещагину мировую славу. Прогрессивные деятели искусства (Вс. Гаршин, В. Стасов) в своих восторженных отзывах противопоставили реалистичную, правдивую живопись Верещагина творчеству мастеров парадного батального жанра. П. М. Третьяков для своей галереи купил почти всю серию картин. Русская и европейская печать восхищалась искусством художника. В то же время официальные лица (генерал К. П. Кауфман и др.) отрицательно отозвались о работах мастера. Художник был расстроен такой оценкой и уничтожил несколько своих картин. В 1874 году Верещагин покинул Петербург и уехал в Индию.

Здесь он узнал, что Академия художеств присвоила ему звание профессора. Художник, увидев в этом стремление держать его на поводке, отказался от звания.

В. В. Верещагин. «Побежденные. Панихида», 1877–1879, Третьяковская галерея, Москва

В Индии живописец создал множество картин и этюдов с изображениями архитектурных памятников и природы долин Ганга и Инда, Гималаев, Тибета.

Вернувшись в 1876 году на родину, Верещагин привез почти сто пятьдесят этюдов, по которым собирался написать цикл «Индийская поэма». В его основе должна была лежать, как говорил сам художник, «история заграбастания Индии англичанами». Но работу над индийской серией прервали события на Балканах. Художник остался верен себе и принял непосредственное участие в русско-турецкой войне 1877–1878 годов.

Верещагин хотел показать войну такой, какой она была на самом деле, а это можно было сделать, по его мнению, лишь самому испытав опасность. Приехав на Балканы, он до конца оставался с русской армией. Участвуя в сражениях, Верещагин был тяжело ранен. В течение двух месяцев художник находился на излечении в госпитале. Большим горем для него стала смерть на поле брани его брата Сергея, тело которого Верещагин долго разыскивал.

В. В. Верещагин. «На этапе. Дурные вести из Франции», 1887–1895, Исторический музей, Москва

Художник стал участником многих знаменательных событий. Среди них — штурм Плевны, переход отряда генерала М. Д. Скобелева через Балканы, бой за Шипку у деревни Шейново. Все увиденное Верещагин зарисовывал в своих путевых альбомах.

Воспринимая эту войну как сражение за освобождение славянских народов от турецких захватчиков, Верещагин, как и многие представители искусства, ушедшие на фронт добровольцами (писатели Вс. Гаршин, С. Степняк-Кравчинский и др.), вскоре понял, что многие жертвы русских людей оказались напрасными из-за неправильных, непрофессиональных действий командования. Поэтому картины балканской серии, несмотря на пронизывающее их чувство восхищения героизмом и мужеством русских солдат, глубоко трагичны.

Почти все произведения балканской серии были выполнены художником в 1879–1881 годах. Закрывшись в своей парижской мастерской, Верещагин упорно работал и все это время почти ни с кем не общался. При создании большинства полотен он использовал сделанные в местах сражений зарисовки и натурные этюды.

С документальной точностью Верещагин передает торжественные эпизоды военных событий. В композиции «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва; вариант — Русский музей, Санкт-Петербург) художник показал тот момент парада победы, когда Скобелев, в нарушение церемониального порядка, вдруг отделился от своей свиты (в которой, кстати, находился и Верещагин) и поскакал навстречу своему войску. Картина построена на противопоставлении первого и дальнего планов: внимание зрителя притягивает не торжественный парад вдалеке, а слегка припорошенные снегом трупы погибших солдат на переднем плане.

Поспешно подготовленный штурм Плевны, приуроченный к именинам императора, привел к многочисленным жертвам. Острая критика действий военачальников прозвучала в композициях «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки» (не окончена, Центральный артиллерийский исторический музей, Санкт-Петербург) и «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва).

Гневным обвинением в адрес командования стал триптих «На Шипке все спокойно» (1878–1879, местонахождение неизвестно). Маленький эпизод фронтовых будней, рассказывающий о страшной в своей бессмысленности гибели часового, забытого на посту в горах и занесенного снегом, на полотне приобретает размах национальной трагедии.

Главное место среди работ балканской серии занимает полотно «Побежденные. Панихида» (1877–1879, Третьяковская галерея, Москва). Хотя на картине представлен действительный эпизод, виденный художником на Балканах, реальный факт приобретает здесь значение символа. Это событие Верещагин описал в своей книге «На войне»: «…ровное место, покрытое высокой сухой травой, в которой на первый взгляд ничего не было видно. Погода была закрытая, пасмурная, неприветливая, и на темном фоне туч две фигуры, ясно вырисовывавшиеся, привлекли мое внимание: то был священник и причетник из солдат, совершавшие… панихиду… Когда служба кончилась… батюшка и причетник обратили мое внимание на множество маленьких бугорков, разбросанных кругом нас; из каждого торчали головы, руки. Видно было, что тела были наскоро забросаны землей, только чтобы скрыть следы… Около 1500 трупов в разных позах, с разными выражениями на мертвых лицах. Впереди лежавшие были хорошо видны, следующие закрывались более или менее стеблями травы, а дальних совсем не было видно из-за нее, так что получалось впечатление, как будто все громадное пространство до самого горизонта было устлано трупами». Эти слова Верещагина очень точно поясняют страшную апокалиптическую картину, изображенную на полотне.

Балканская серия выполнена иначе, чем более ранняя туркестанская. На картинах, посвященных войне на Балканах, нет напряженного драматизма, эффектных деталей и ярких красок, но простота и сдержанная суровость полотен оставляют неизгладимое впечатление.

В 1880 году Верещагин показал балканскую серию на выставке в Петербурге. За полтора месяца выставку посетило более двухсот тысяч человек. И хотя официальная пресса обвинила мастера в отсутствии патриотических чувств, представители демократической интеллигенции поддержали его.

Картины балканской серии были продемонстрированы и во многих городах Европы, а через несколько лет их увидели в США. Полотна Верещагина не оставили равнодушным западных писателей, художников, критиков, простых зрителей.

Известный критик в одной из европейских стран писал, что в произведениях русского живописца «нет вымысла, чувствительности, а только объективная, страшная, в глаза бьющая действительность».

Батальные сцены балканской серии отняли у Верещагина много душевных и физических сил, поэтому он на некоторое время оставил живопись и занялся литературным творчеством, а также организацией своих выставок в европейских столицах. Его картины хорошо раскупались, и часть средств, полученных от их продажи, художник направил на создание в России новых художественных школ.

Задумав написать картину «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884, местонахождение неизвестно), в 1882 году Верещагин вновь отправился в Индию, где пробыл до марта 1883 года.

В. В. Верещагин. «Не замай. Дай подойти!», 1887–1895, Исторический музей, Москва

На полотне на фоне ясного голубого неба Индии изображены ужасные подробности казни: англичане привязывают к пушкам восставших, чтобы расстрелять их (такой вид казни был распространен у английских завоевателей). В центре композиции — седой старец в белом одеянии. Его полный благородства образ противопоставлен изображениям солдат, жестоких и одновременно равнодушных, как механические роботы.

Вскоре живописец создал еще две картины на тему казни: «Казнь заговорщиков в России» (1884–1885, Музей революции, Санкт-Петербург), «Распятие на кресте у римлян» (1887, Бруклинский музей, США), которые вместе с «Подавлением индийского восстания англичанами» составили цикл под названием «Трилогия казней».

Полотно «Казнь заговорщиков в России» было написано по следам событий 1 марта 1881 года (убийство народовольцами Александра II) и изображало казнь С. Перовской, А. Желябова, Н. Кибальчича, Т. Михайлова, Н. Рысакова. Хотя Верещагин не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, кровавых террористических актов, он отрицательно относился к самодержавию и был возмущен жестокой расправой властей над представителями «Народной воли». Главное событие на полотне, как и в ряде других картин мастера (например, «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»), отступает на второй план. Художник акцентирует внимание не на казни, а на толпе. Ужасает не сама расправа над революционерами, а полное равнодушие людей, взирающих на казнь.

Задумав третью картину цикла, Верещагин побывал в Палестине, надеясь, что соприкосновение с местами, где зародилось и развивалось христианство, поможет ему решить волновавшие его проблемы и выразить свои мысли и чувства на полотне.

Создавая «Распятие на кресте у римлян», Верещагин трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие, происходившее в Палестине в эпоху Римской империи. Именно так расправлялись римляне с неугодными. Как и в «Казни заговорщиков в России», сцена Голгофы отступает на второй план. Художника больше интересуют чувства людей из толпы: страх, отчаяние и горе. Страданию одних противопоставлено полнейшее равнодушие других — тех, кто служит власти и стоит у распятий (воины, иудейские священнослужители).

В годы, когда Верещагин создавал свою «Трилогию», в России происходили жаркие споры по проблеме отмены смертной казни. Картины цикла отразили отношение художника к смертной казни вообще, вне зависимости от времени и конкретного пространства, как к акту жестокости и бесчеловечности.

Последним крупным произведением Верещагина стала серия исторических полотен «1812 год». Начав работу в 1887 году, художник трудился над двадцатью полотнами серии почти 17 лет. Верещагин познакомился с историческими документами, относящимися к войне 1812 года, сделал множество зарисовок человеческих типов, изучал исторические костюмы, оружие, предметы быта и архитектурные памятники начала XIX столетия, побывал на местах сражений. Он писал: «Нашел место, на котором, по всем описаниям, сидел во время Бородинского боя Наполеон».

«1812 год» мастер разделил на две части: «Наполеон I в России» и «Старый партизан». Все полотна серии повествуют об основных этапах нашествия наполеоновской армии на русскую землю и героической борьбы народа против захватчиков. Точно и последовательно показаны события: эпизоды, предшествующие вторжению французов в Москву, жизнь наполеоновской армии в Москве и ее бегство, героические действия партизан, изгоняющих ненавистных врагов с родной земли.

В первую часть серии вошли полотна, среди которых «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», 1891–1892; «В Петровском дворце», 1895, «Зарево Замоскворечья», 1896–1897; «Наполеон I на Бородинских высотах», 1897; «Сквозь пожар», 1899–1900; «Конец Бородинского боя», 1899–1900; все — в Историческом музее, Москва)

В особую группу можно выделить картины «В Городне — пробиваться или отступать?», 1887–1895; «На этапе. Дурные вести из Франции», 1887–1895; «Наполеон и маршал Лористон», 1899–1900; все — в Историческом музее, Москва). Автор показал в них трагедию Наполеона как личности. Изображая Наполеона на фоне строгого и торжественного интерьера церкви Иоанна Богослова на Ишне, Верещагин противопоставляет истинное величие искусства недолговечному величию императора, завоевавшего множество народов и государств. Интересно полотно «Ночной привал великой армии» (1896–1897, Исторический музей, Москва), представляющее гуманистические идеалы художника, для которого невыносимы страдания простых людей, даже если это вражеские солдаты.

В. В. Верещагин. «Наполеон I на Бородинских высотах», 1897, Исторический музей, Москва

Центральное место во второй части серии занимает картина «Не замай. Дай подойти!» (1887–1895, Исторический музей, Москва), показывающая реальный эпизод из истории партизанского движения. В зимнем лесу в засаде ждет врага группа партизан, возглавляемая пожилым крестьянином, прототипом которого был житель Cмоленщины Семен Архипович. Важную роль в произведениях второй части играют образы природы. Природа на полотнах Верещагина не только обрамляет повествование о подвиге народа, но и помогает людям вести борьбу с врагами.

Колорит полотен цикла «1812 год», подобно цветовой гамме балканской серии, приглушенный, неяркий. Преобладают спокойные золотистые, охристые, коричневые, голубые, серебристо-серые, белые тона. Художник показал свою серию во многих европейских и американских городах. Его картины увидели зрители Вильно, Варшавы, Риги, Гельсингфорса, Берлина, Дрездена, Вены, Праги, Парижа, Будапешта, Лондона, Копенгагена. Зарубежная пресса восхищалась талантом художника и его произведениями, написанными с высочайшим художественным мастерством. Хотя «1812 год» был продемонстрирован в столице Франции два раза, официальные французские круги не позволили художнику показать эти работы на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Патриот своей родины, Верещагин всегда стремился туда, где трудно и опасно. Он был уже далеко не молод, когда началась русско-японская война, но все же отправился на фронт. 31 марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором вместе с адмиралом С. О. Макаровым находился Верещагин, наткнулся на японскую мину и взорвался.

Оставшиеся в живых очевидцы рассказывали, что до последних минут художник, сохранявший полное хладнокровие, делал зарисовки в своем путевом альбоме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

design.wikireading.ru

Верещагин, Василий Васильевич. Художник-баталист.Русская живопись

Василий Васильевич Верещагин — один из крупнейших русских художников-реалистов. Его творчество получило всенародную известность и завоевало высокий международный авторитет. В истории мирового искусства за Верещагиным прочно закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста.

Однако выдающийся художественный критик В. В. Стасов справедливо указывал на узость и неточность этого определения. И на самом деле, диапазон творчества Верещагина значительно шире батального жанра. Художник существенно обогатил также и бытовую, историческую, пейзажную, портретную живопись своей эпохи. Не случайно всемирно известный немецкий художник XIX века Адольф Менцель, пораженный разносторонностью творчества и дарования Верещагина, воскликнул: «Вот этот может все!».

Верещагин родился в 1842 г. В. 1853 году поступил в морской кадетский корпус. По окончании курса, пробыв не более одного месяца на службе, вышел в отставку и поступил в академию художеств, где работал под руководством А. Т. Маркова и А. Е. Бейдемана. Получив малую серебряную медаль за эскиз «Избиение женихов Пенелопы» и похвалу академии за композицию, Верещагин, не окончив курса, уехал заграницу.

В Париже он поступил в Ecole des beaux-arts и работал под руководством французского художника Жерома. Возвратившись из-за границы, он отправился на Кавказ и некоторое время в Тифлисе преподавал рисование в одном из женских учебных заведений. Рисунки типов и сцен, вывезенные им с Кавказа, были впоследствии напечатаны во французских журналах «Le Tour de Monde» и в русском «Всемирном Путешественнике»; некоторые из них были на академической выставке 1867 г. Они имеют значение лишь этнографическое. В 1864 г. Верещагин был на Дунае и затем снова посетил Кавказ; приехав в 1865 г. в Петербург, он просил академию выдать ему свидетельство в том, что он награжден серебряной медалью и что он путешествовал по Кавказу и Закавказскому краю с художественной целью — что и было сделано. В 1865 г. он опять отправился в Париж и пробыл там целый год, выставил в салоне 1866 г. впервые одну из своих картин.

В 1867 г. Василий Верещагин отправился в Туркестан, где состоял при генерал-губернаторе Кауфмане; между прочим, он отличился в военном деле под Самаркандом, за что и получил орден св. Георгия. Возвратившись из Туркестана, он в третий раз поехал заграницу; частью жил в Париже, частью в Мюнхене.

Почти все туркестанские картины Верещагина написаны в Мюнхене. Публика особенное внимание обратила на «После удачи», «После неудачи», «Опиумоеды», а также на фотографию с картины, уничтоженной самим художником «Бача со своими поклонниками». Вся коллекция туркестанских картин была выставлена В. в Лондоне, в 1873 г., и произвела сильное впечатление. Через год и Петербург увидел эту коллекцию, где она была выставлена бесплатно. В виду толков и обвинений в тенденциозности, В. снял с выставки и уничтожил три картины из этой замечательной коллекции: «Окружили — преследуют», «Забытый» и «Вошли». Вся коллекция состоит из 121 нумера. В 1874 г. совет академии, во внимание к его художественным трудам, возвел В. в звание профессора, о чем Верещагин и был уведомлен официально; но Верещагин, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, отказался от этого звания. Тогда совет академии определил исключить Верещагина из списка ее членов. В Индии Верещагин пробыл два года, а в 1876 году поселился в Париже, где принялся писать картины по этюдам, привезенным из Индии. В следующем году Верещагин отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноносце лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь исполнял даже должность начальника штаба. Он объездил почти всю Болгарию, привез в Париж огромное количество этюдов и работал там над выполнением этих военных картин целые два года. И в 1879 и 1880 гг. он выставлял обе коллекции (индийскую и болгарскую) в главнейших городах Европы, а в 1883 году в Москве и Петербурге.

Индийских картин всего 32, а болгарских — 13. В 1884 г. Верещагин отправился в Палестину и Сирию, продолжая писать этюды. Возвратившись в Европу, он в 1885 — 88 гг. выставлял свои палестинские картины на сюжеты из Нового Завета в Вене, Берлине, Лейпциге и Нью-Йорке. Обладая замечательным талантом (блестящий колорист), В. является решительным приверженцем реализма в искусстве, берет сюжеты только из действительности и если трактует их тенденциозно, то лишь для протеста против ужасов войны. В своих картинах из Нового Завета он решительно порывает всякую связь с традицией религиозной живописи.

Во всяком случай Верещагина нельзя не считать одним из самых замечательных художников современной Европы. Его выставки в России, Европе и Америке возбуждали всегда много толков, а статьи о нем, на разных европейских языках и в том числе на русском, без преувеличения можно сказать, составляют целую литературу. Как литератор, Верещагин известен своими путешествиями и воспоминаниями, как напр., «Заметки, очерки и воспоминания», «Поездка в Гималаи». В журнале «Художник» Верещагин поместил в 1890 году статью под заглавием «Реализм», в которой выступает жарким защитником реализма в искусстве

Как только вспыхнула русско-японская война, Верещагин счел своим нравственным долгом ехать на фронт. Шестидесятидвухлетний художник, оставив горячо любимых жену и трех малолетних детей, направился в самое пекло военных событий, чтобы вновь поведать людям правду о войне, раскрыть ее подлинную суть. Находясь на флагманском корабле «Петропавловск», он вместе с адмиралом С. О. Макаровым погиб 31 марта 1904 года от взрыва японских мин. И это была, в полном смысле слова, смерть на боевом посту. Очевидец катастрофы «Петропавловска» капитан Н. М.Яковлев, чудом спасшийся во время взрыва, рассказывал, что до последнего момента видел Верещагина с альбомом, куда он заносил открывавшуюся его взору морскую панораму.

Смерть Верещагина вызвала отклики во всем мире. В печати появилась масса статей о жизни и творчестве Верещагина. Среди них особенно яркой и содержательной была статья В.В.Стасова. В Петербурге осенью 1904 года открылась большая посмертная выставка картин Верещагина, а через несколько лет в городе Николаеве был создан музей его имени, в экспозицию которого вошли некоторые произведения и личные вещи В. В. Верещагина.

Проникновенные слова сказал о Верещагине И. Е. Репин: «Верещагин — величайший художник своего времени [... ] он открывает новые пути в искусстве». «Верещагин — личность колоссальная, это действительно богатырь... Верещагин сверх-художник, как и сверх-человек».

Источник: http://www.bibliotekar.ru/kVeresch                           http://www.centre.smr.ru/win/artists/veresh/biogr_veresh.htm 

Картины и этюды.  

Рисунки и наброски. 

Описание картин. 

Апофеоз войны.В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле»).«В штыки! Ура! Ура!» (Атака).Двери Тимура (Тамерлана).Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх.Мавзолей Тадж-Махал в Агре.На большой дороге. Отступление, бегство...Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»).«На Шипке все спокойно...».На этапе. Дурные вести из Франции.«Не замай! Дай подойти».Ночной привал великой армии.Осада Троице-Сергиевой лавры.Побежденные. Панихида.Продажа ребенка-невольника.Смертельно раненный.Соломонова стена (Стена Плача).У крепостной стены. «Пусть войдут».

Похожие записи

design-kmv.ru

Верещагин в фотографиях, живописи, графике

карикатуры на Верещагинасемьясоратникимастерские, выставки

 

Нажмите чтобы увеличитьНиколай Верещагин и Василий Верещагин (справа) в период пребывания в морском корпусе //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВерещагин – морской кадет. Автопортрет рис. 1860 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин в период окончания Морского корпуса 1860 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин – ученик Академии художеств 1860 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин во время первой поездки на Кавказ //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВасилий Верещагин 1877-1878 годы //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин во время русско-турецкой войны Париж 1878 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьИ.Крамской. В.В.Верещагин 1880-1883 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВасилий Верещагин //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВасилий Верещагин //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛ.Жемчужников. В.В.Верещагин выжигание по дереву 1883 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин гравюра с фотографии. 1889 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В.Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин 1890-е годы //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьИ. Гинцбург. В.В. Верещагин. 1892

архив

Нажмите чтобы увеличитьВечер 5 декабря в пользу общества доставления средств Высшим женским курсам. Чтение В.В.Верещагина. Рис. Л.Бакста //Петербургская жизнь. – 1892. – №6

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин 1893 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В.Верещагин за чисткой грибов //Андреевский П. Воспоминания о В.В.Верещагине. – в кн.: Панорама искусств. – 8. – М., 1985

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин за приготовлением слоеного теста //Андреевский П. Воспоминания о В.В.Верещагине. – в кн.: Панорама искусств. – 8. – М., 1985

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин, начало ХХ века //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин начало ХХ века //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьКартина "Портрет В.В. Верещагина", холст, масло 136*105 см, 1980 год. Выполнена по заказу музея им. В.В. Верещагина (г. Николаев, Украина), где и находится художником Семернёвым Виктором Михайловичем, лауреатом государственной премии им. Т.Г. Шевченко, Заслуженным художником Украины, кавалером ордена Знак Почёта

архив

Карикатуры на Верещагина

Нажмите чтобы увеличитьКарикатура //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьКарикатуры в русских журналах //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьКарикатура. Вена, 1881 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская и мастерство «нашего знаменитого» мастера 1883 //Наши знакомые: Фельетонный словарь современников. – СПб., 1884

архив

Нажмите чтобы увеличитьКарикатура. Париж, 1885 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьБудапештская карикатура. 1886 //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990

архив

Семья
 

Нажмите чтобы увеличитьСемья Верещагиных. 1861, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьВасилий Васильевич Верещагин, отец //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьАнна Николаевна Верещагина, мать //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ. Верещагин. Анна Ларионовна Потайкина (няня Анна) //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьНиколай Васильевич Верещагин //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьАлександр Васильевич Верещагин //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьСергей Васильевич Верещагин //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин с женой Лидией Васильевной //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛ.В. и В.В. Верещагины с сыном Василием и дочерью Анной 1890-егоды //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин со своей семьей и домочадцами. Последний снимок с семьей //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин с семьей //Андреевский П. Воспоминания о В.В. Верещагине. – в кн.: Панорама искусств. – 8. – М., 1985

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин с семьей //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Верещагин с женой. Послеобеденное чтение газет //Андреевский П. Воспоминания о В.В. Верещагине. – в кн.: Панорама искусств. – 8. – М., 1985

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛидия Васильевна и Василий Васильевич Верещагины, 1900-е годы //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛ.В. Верещагина 1890-е годы //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьСемьи Верещагиных и Киркоров в Серебряном бору 1902 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В.Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛ.В. Верещагина в последние годы жизни //Андреевский П. Воспоминания о В.В. Верещагине. – в кн.: Панорама искусств. – 8. – М., 1985

архив

Нажмите чтобы увеличитьЖена и дети В.В. Верещагина //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьДети В.В. Верещагина 1905 //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьСын Василий Васильевич Верещагин, 1965 //Поляновский М. Остановись, мгновение. – М., 1968

архив

Соратники
 

Нажмите чтобы увеличитьГенерал А.К. Гейнс //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьГенерал М.Д. Скобелев //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьЛейтенант Н.И. Скрыдлов //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьПодполковник А.Н. Куропаткин //Верещагин В. Скобелев: В память 130-летия подвига русских солдат-освободителей. – М., 2007

архив

Нажмите чтобы увеличитьПавел Михайлович Третьяков //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьИван Тургенев //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьИ.Репин. Портрет В.В. Стасова 1873

архив

 

Нажмите чтобы увеличитьВладимир Васильевич Стасов //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьВ.В. Стасов, В.В. Верещагин, И.Я. Гинцбург в мастерской скульптора 1892 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Мастерские, выставки
 

Нажмите чтобы увеличитьПарижская мастерская начало 1880-х годов //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьПарижская мастерская начало 1880-х годов //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьДом Верещагиных в Нижних Котлах под Москвой 1890-е годы //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Суетенко В. Дом у заставы: Московские годы жизни и творчества В.В. Верещагина. – М., 1968

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьМастерская В.В. Верещагина в Нижних Котлах //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами В.В. Верещагина. – М., 1991

архив

Нажмите чтобы увеличитьНа выставке В.В. Верещагина в Петербурге. Рис. из журнала «Всемирная иллюстрация» //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)

архив

Нажмите чтобы увеличитьЗал В.В. Верещагина в Третьяковской галерее //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

Нажмите чтобы увеличитьПосмертная выставка В.В. Верещагина Петербург, осень 1904 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988

архив

www.booksite.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта