Иисус Христос — Тайная вечеря. Вечеря господня картина
Тайная вечеря — Lurkmore
Тайная вечеря (итал. Il Cenacolo или L’Ultima Cena, англ. The Last Supper, надм. Последний Ужин) — вторая по популярности работа Леонардо да Винчи и излюбленный объект косплееров и создателей фотожаб. С недавних пор — популярнейший художественный мем, спровоцированный появлением «Кода да Винчи» и породивший массу срачей и холиваров между христианами и неверными в этих ваших интернетах.
[править] История создания
История создания фрески, в общем-то, такова: в 1495 году Леонардо начал писать «Тайную вечерю» по заказу миланского герцога Лодовико Сфорца на стене трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Всех апостолов он списал с миланских нищебродов, Иуду — с вредного приора монастыря. Вот, собственно, и вся история.
Стол. Апостолы. Посередине, естественно, расположился Иисус. Согласно библейскому сюжету, именно во время тайной вечери Иисус сказал, что один из апостолов его предаст. Рядом с бородатым апостолом Петром сидит Иуда. В руках он сжимает легендарный мешочек с баблом, что намекает нам на грядущее предательство Сына Божьего. Да, кстати: Леонардо был первым художником, изобразившим Иудушку вместе с остальными трапезничающими, в общем ряду. До этого коварного изменщика рисовали вполоборота по другую сторону стола, как правило, напротив Б-га, а то и вовсе спиной к зрителю.
[править] Собственно, что там происходило
« | Иисус: Столик на 26 персон, пожалуйста. Метрдотель: Но вас же только 13. Иисус: Да, но мы сядем с одной стороны. | » |
— Ещё одна частичка истории |
Кошерные евреи ежегодно собираются на специальную трапезу в Песах. Помещение должно быть очищено от всякого мучного (точнее, от квасного хлеба). Надо выпить четыре стакана красного вина, съесть мацу и всякие символические виды еды, а также прочитать театрализованный рассказ про выход евреев из Египта. Ясен хуй, что нарисованный интерьер помещения, стиль одежды и образы людей — плод воображения художника «по мотивам» художественной книги «Новый Завет», исполненной в стиле фэнтэзи, а не документальное фото.
Кстати, стопарик, из которого Йешуа бухал винище, обозвали Святым Граалем.
[править] Что сакрального
Наряду с Джокондой, «Тайная вечеря» сразу обросла всевозможными слухами. Философы, искусствоведы и прочее небыдло незамедлительно стали выдвигать свои соображения по поводу признаков странности картины. Большинство гипотез было опубликовано в книге Дэна Брауна «Код да Винчи», собравшей воедино мифы и версии многих других исследователей. Некоторые концепции были изданы много раньше менее известными авторами, но популярность идей возникла только после широкой маркетинговой кампании романа «Код да Винчи» (некоторые лохи до сих пор считают шарлатана и копипастера Брауна первооткрывателем). Итак:
- Фон за окнами помещения, где трапезничает Иисус с апостолами, якобы идентичен фону за Джокондой на одноименной картине.
- Апостол Иоанн (тот, который наклоняется к Петру). Возможно, это раба божья Мария Магдалина.
- Все по загадочной причине сидят с одной стороны стола (лулзовое объяснение было дано во «Всемирной истории» Мэла Брукса).
- По Дэну Брауну — контуры тел Иисуса и «Иоанна» образуют букву М, что якобы означает «Matrimonio» — «брак», а пространство между ними образует букву V — символ женского начала. Вменяемые же ученые напоминают, что символ «V» присутствует так или иначе во всех картинах Да Винчи и является его «подписью» («V» — Vinci).
- Из-за спины Иуды торчит рука со сжатым в ней кинжалом, никому не принадлежащая (явный фейл: при ближайшем рассмотрении видно, что это рука апостола Петра, просто неудачно вывернутая)
- Вторая рука Петра своим жестом кагбе перерезает горло «Марии Магдалине». Согласно одной из трактовок, этим Петр намекает, что бабе не место за одним столом с Б-гом. Согласно другой он ей говорит «Абаждите, женщина!»
- Апостол Фома — внезапно — поднимает вверх палец (жест, свойственный Иоанну Крестителю), делая недовольное выражение лица
- Апостол Фаддей (второй справа) якобы списан с самого да Винчи
- И наконец: если наложить на поверхность картины её зеркальное отражение, то перед зрителем якобы возникнут ещё две фигуры: монаха-тамплиера и мужика с младенцем на руках (снова фейл: при наложении не видно ни монаха, ни мужика. По крайней мере, автор статьи не разглядел)
- Сама картина стала одним из экспериментов Леонардо над своими работами: дело в том, что он подмешал в краску яичную скорлупу, предполагая, что это повысит долговечность картины, но вышло как раз наоборот.
Картина «Тайная вечеря» была успешно отжаблена | |
Тайная вечеря — налетай, торопись, покупай живопись! | |
«Тайная вечеря — опиум для народа!» | |
lurkmore.to
Иисус Христос — Тайная вечеря. Искусство, литература
Христос Иисус: Тайная Вечеря Тайная Вечеря - событие Евангелия, последняя трапеза с учениками и апостолами. Исследователи Библии уже на протяжении многих лет спорят, кода же на самом деле была проведена тайная вечеря Иисуса Христа с апостолами. Из Евангелий от Матфея, Марка и Луки следует, что это произошло в пятницу, так как там сказано, что это произошло на первый день иудейского праздника Песаха. В Евангелии от Иоанна приводится другая дата, что это произошло в четверг накануне праздника Песаха. Эти два противоречия так и не дают покоя - как верующим, так и в равной доли библиологам.
Этим вопросом в свое время занимался еще священник Александр Мень. В Библиологическом словаре он написал пять причин объясняющих, почему апостолы не единогласны в своих описаниях этого события.
Профессор Кембриджского университета Колин Хэмфри выдвинул свою гипотезу, которая возможно, наконец, решит этот «щекотливый» вопрос раз и навсегда. Хэмфри, что тайная вечеря состоялась ни в четверг, ни в пятницу, а в среду. В доказательство своей правоты Колин Хэмфри приводит сторонние исторические хроники и анализ Библейских текстов, но самым главным аргументом своей правоты он считает следующее обстоятельство. Иисус Христос был сторонником не солнечного календаря (который в то время считался нововведеньем), а использовал лунный. Об этой возможности еще упоминал в своем исследовании А. Мень. Он считал, что Христос придерживался нетрадиционного календаря, по которому Песах праздновался раньше. Если Хэмфри и Мень правы, получается, если Тайная вечеря состоялась в среду, то дальнейшие описываемые в Библии события - арест, допрос и судебные процессы - заняли не одну ночь, как принято считать, а более суток, что, по мнению Хэмфри, более похоже на правду.
Три важнейших события произошли на Тайной Вечери, последней трапезе Иисуса Христа с учениками: 1) предсказание Христом предательства (Иуды), 2) установление обряда причащения и 3) омовение Им ног учеников. Если отделить сюжет Омовение ног ученикам как самостоятельный, то два других момента— предсказание предательства и обряда вкушения хлеба и вина — образуют два основных типа изображений Тайной Вечери, которые принято именовать соответственно историческим и символическим. Принимая такое деление, можно рассмотреть эти два типа изображений как самостоятельные, поскольку в разные эпохи господствовал то один, то другой из них. Но так как помимо иконографических типов существуют также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих.
Историческая Тайная Вечеря акцентирует момент предсказания предательства Иуды, символическая Тайная Вечеря - священный характер установления обряда вкушения.
Но прежде необходимо сказать о символическом изображении обряда вкушения, господствовавшем в древнехристианском искусстве. Главной особенностью таких изображений является символическое изображение Христа посредством пят>и монограмм (греческих букв) Его имени: > І («ИХТИС»). Они образуют слово, которое по-гречески в буквальном смысле означает «рыба», а при расшифровке этой аббревиатуры — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Рыба один из самых ранних христианских символов. Всякий раз, как изображается таинство обряда вкушения, будь то в виде трапезы (историческая), совершения самого таинства (символическая) или же чистого символа, рядом с хлебом обязательно изображается рыба. Между тем рыба никогда не употреблялась при совершении таинства обряда вкушения. Она лишь указывает на значение хлеба и вина». Изображение рыбы в этом символическом смысле удерживается вплоть до XIV века (Хаиме Серра).
О порядке занимавшихся Апостолами мест во время последней трапезы с Христом, известно лишь, что ближе всех к Христу находились Иоанн, Петр и Иуда Предатель. О положении последнего мы заключаем, в частности, по тому, что Христос должен был иметь возможность подать ему кусок хлеба. Француз Э. Л. Камю следующим образом реконструирует расположение Христа и учеников за столом. Он исходит из двух посылок: 1) трапеза происходила за системой столов, расставленных буквой «П» или D-образно и 2) участники трапезничали лежа, опираясь на левую руку, с тем чтобы правую иметь свободной.
Раннехристианские изображения Тайной Вечери демонстрируют Христа с учениками, расположившимися по дуге D-образного стола. Христос на левом краю; это место за таким столом являлось самым почетным (за прямоугольным столом, каким он стал изображаться в более позднее время, такое место — посередине). Поза лежа считалась во времена римского правления признаком человека свободного и больше соответствовала празднованию еврейской Пасхи — то есть освобождения из египетского плена (в XVII веке такое положение учеников за столом воскресил Пуссен). Однако трапезничающие могли быть изображены и сидящими за столом — эта поза при вкушении пищи более древняя.
Древнехристианские изображения катакомбного периода были переняты художниками Раннего Средневековья: сохраняется D-образный стол, лежащие вокруг него Христос (слева) и ученики; на столе хлебы и блюдо с рыбой.
Число и состав участников трапезы на древнехристианских изображениях могут колебаться: учеников от двух до семи; кроме учеников, иногда присутствуют женщины и дети, к тому же могут изображаться даже слуги. Но при анализе таких изображений невольно возникает вопрос, Тайная ли это Вечеря или традиционное языческое застолье.
На картине мы часто замечаем бытовые предметы на переднем плане, либо бытовой сюжет не относящийся к великому таинству. У Я.Тинторетто - служанка и служащий суетятся по своим делам, домашние животные, кувшины и еда. С лева отчетливо выделен на переднем плане молодой нищий, который завел разговор с одним из апостолов. И множество служанок всюду ютятся на заднем плане. Также П. Лоренцетти написал, за стеной, в комнате рядом, простые люди заняты своими заботами, но комната открыта в главное событие и есть связь служанок и великого таинства. Дирк Боутс расположил простых людей, как свидетелей таинства на задний план. А. Дюрер на переднем плане, на полу расположил поднос, кувшин, и корзину с едой, вместе с тем, как бы невзначай, поставил свои инициалы «А. Д.». Также, на картине Д. Гирландайо с самого края находятся кувшины, они почти незаметны, а по бокам сверху и на заднем плане, над самим сюжетом, написал множество птиц и деревьев с плодами, означающие в библии , что деревья – это царство божье, плоды –вера, а птицы – все верующие.
Посуда и животные на переднем плане присутствуют у Я. Бассано, К. Роселли – у которого, также, присутствуют богато одетые люди, предполагаю, заказчики. У Н. Пуссена подчеркивается в середине помещения тумба и сундук, несущие в себе смысл, что господь передаёт апостолам свои знания и веру, как своим потомкам. Сундук как наследство религии.
Многие художники прибегали к такому способу предметов и деталей, на первый взгляд не несущие в себе никакого смысла, как особенность той эпохи, у католиков и лютеран, в странах, где использовали бытовые сценки, как дань моды.
Из ранних изображений Тайной Вечери особый интерес представляет мозаика в равеннской церкви Сант Аполлинаре Нуово. Можно увидеть здесь древний тип изображения: D-образный стол, на котором хлебы и две рыбы на блюде. Христос возлежит, как и было принято в такой композиции, на левом краю. Он с бородой, на Нем обычные одежды и крестообразный нимб. Специального обсуждения требует имеющееся изображение одиннадцати (а не традиционно двенадцати) учеников. Возможно, мастер мог не желать вводить в композицию Иуду-предателя. Дело в том, что мозаист не снабдил Апостолов какими-либо характерными особенностями, по которым можно было бы идентифицировать хотя бы кого-то из них — все они «на одно лицо» (даже Иоанн не изображается склонившим голову Христу на грудь). Так что нет полной уверенности, что не изображен именно Иуда. Мозаист мог просто не придавать ему значения. Как бы то ни было, полное спокойствие, которым проникнута вся композиция, выражение скромности и сосредоточенности Апостолов, величаво-спокойная фигура Христа — очевидность того, что все внимание сосредоточено не на физической пище, а на духовном акте трапезы.
Изображения исторической Тайной Вечери с одиннадцатью учениками (то есть без Иуды) встречаются в западном искусстве не раз. В новом Завете Евангелист Иоанн описывает, что Иуда во время вечера ушел.
Эпизод этот у Иоанна начинается словами: «Он (Иуда), приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем». Прощальные речи воспринимаются учениками с благоговейным вниманием; чаша отодвинута с центра стола.
У Дюрера, однако, есть и традиционное с точки зрения иконографии изображение исторической Тайной Вечери — со всеми двенадцатью учениками.
Христос со светящимся крестообразным нимбом в центре прямоугольного стола; Иоанн, самый молодой из учеников, возлежит у Него на груди «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса» (Иоан), ученики — по обе от Него стороны; Иуда, которого мы узнаем по его традиционному атрибуту — кошельку, сидит с противоположной от Христа стороны стола, спиной к зрителю, его лица не видно (в соответствии с распространенным обычаем избегать изображать Иуду так, чтобы его взгляд мог встретиться со взглядом зрителя). Общее возбуждение учеников передает их реакцию на слова Христа о том, что Он будет предан одним из присутствующих (сравнивая с поведением учеников на гравюре 1523 года). Из приведенного выше анализа хронологии событий на Тайной Вечери ясно, что две гравюры Дюрера должны рассматриваться в последовательности: ранняя (1510) — поздняя (1523).
Источники информации:
1. сайт Википедия2. "Библейская энциклопедия"
www.nitpa.org
«Причащение Апостолов» и «Тайная Вечеря»: одно событие – две традиции
В Великий Четверг, в день свершения Тайной Вечери, вместе с протоиереем Николаем Чернышевым, иконописцем и клириком храма Святителя Николая в Кленниках, мы пытаемся вглядеться в иконные образы, являющие это событие Священной истории.
До скончания века
Каждый Божий день в течение всего года (за редчайшими исключениями) Церковь совершает таинство Евхаристии. Поэтому образ Тайной Вечери или Причащения Апостолов находится в самом иконостасе, непосредственно над царскими вратами, через которые священник выносит Чашу с Телом и Кровью Христовой для причащения народа.
Но в церковном году есть один единственный день – Великий Четверг Страстной Седмицы, когда совершается воспоминание этого священного исторического события, которое произошло в Сионской горнице.
Когда собрал Господь Своих учеников, для того чтобы разделить с ними Свою последнюю трапезу, когда преломил самый простой хлеб, благословил самое простое вино и Своею властию Божией преложил их в Свои Тело и Кровь.
И благословил своих учеников это таинство совершать до скончания века, сказав, что в этом таинстве – залог жизни с Ним и в Нем, пребывания в Боге и сейчас, в этой земной жизни, и в жизни будущего века. Потому в течение всех двух тысяч лет по всей вселенной, по всему земному шару каждый день, за исключением будней Великого поста и еще нескольких редчайших дней в году исполняется это благословение Христово.
«Нас же всех соедини друг ко другу»
Литургия в переводе с греческого – «общественное служение», «общее дело», общее дело всех христиан, поэтому Литургия по определению не может совершаться в пустом храме, не может священник для самого себя ее совершать. Принципиально важно, чтобы хоть несколько человек даже в самые «незначительные» будние дни, участвовали в Божественной литургии, причащались Тела и Крови Христовых.
Но Великий Четверг – это тот день, когда все без исключения стараются принять участие в этом таинстве, разделить трапезу Господню, быть вместе и друг с другом, и со Христом, когда Спаситель соединяет всех нас воедино.
Сейчас мы поговорим о композиции «Причащение апостолов», которую мы видим, например, здесь, в иконостасе Никольского придела храма Святителя Николая в Кленниках.
А в Казанском приделе нашего храма на алтарной преграде мы увидим белокаменный барельеф, изображающий Причащение апостолов. Справа и слева от апостолов мы видим такую надпись: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие», – это слова из текста божественной литургии святителя Василия Великого.
Как они важны, как они должны быть дороги для каждого из нас. «Всех нас, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друк ко другу, в причастие единого Святого Духа» – это призыв к единству и друг с другом, и со Христом, и во Христе.
Начало Церкви Христовой
Как образ Евхаристии являет нам то, что совершалось в Сионской горнице? На второй, на третий, на десятый план по смыслу отходят эмпирические подробности, не так важно, как на самом деле выглядел интерьер Сионской горницы.
На дальнем плане мы видим некие городские строения города Иерусалима разнообразные, иногда очень сложные. Их покрывает покров, который называется «велум» Таким образом наброшенная ткань – это символ того, что изображаемое происходит не где-то на открытом воздухе, а в интерьере, внутри Сионской горницы.
Но самое главное, мы видим, как Спаситель преломляет хлеб и раздает каждому из апостолов Тело Свое, видим, как он преподает ученикам Чашу с вином, которое стало Его Честною Кровью.
Изображение Тайной Вечери мы можем увидеть на фреске Леонардо да Винчи, на картине художника Николая Ге, на многих других полотнах и настенных изображениях художников ренессансной или классицистической культуры. Перед этим искусством ставились совершенно другие задачи.
Фреска да Винчи
А искусство иконы стремится передать самое существенное из происходившего. Да, тут присутствуют и человеческие эмоции, мы видим апостолов вовсе не безучастных, и личность каждого из них здесь раскрывается присущими ей особенностями. Но все же главное на этом образе, как Христос в этом таинстве напояет Самим Собой, окормляет Самим Собой тех, кто и стал началом Церкви Христовой.
Обратите внимание, на этой иконе нет Иуды, но есть изображение апостола Павла, который не присутствовал тогда на Тайной Вечере. Но именно он стал вместе с апостолом Петром первоверховным апостолом, он оставил для нас с вами наибольшее количество посланий, поучающих нас в жизни во Христе.
Причастниками Божественного естества стали те, кто после сошествия Святого Духа разошлись по всей вселенной, для того чтобы проповедывать Евангелие, возвещать тайны Царствия Небесного.
Днем рождения, а вернее – актуализации Церкви, началом воплощения ее практической деятельности называют день Пятидесятницы, день сошествия Святого Духа.
Но ведь зачинается Церковь именно с этого события, с Тайной Вечери Великого Четверга. Мы видим то, чем стала жива церковь – Телом и Кровью Христовыми. Именно поэтому этот образ помещается над Царскими вратами для явления того, что именно совершается и в алтаре, и во всем храме, и для всего верующего народа.
И сколько бы веков и тысячелетий ни проходило, как бы далеко мы ни жили от града Иерусалима, за каждой Литургией совершается все та же Евхаристия, которую совершил Господь на Тайной Вечере. Она длится, совершается и сейчас.
Реальность наполняется смыслом вечности
Попробуем внимательнее вглядеться в некоторые важные элементы иконы. Мы видим, например, стол, а над ним – сень. В то время в реальности был такой стол? Нет, конечно. Тогда, наверное, стола, как такового, и не было в Сионской горнице.
На иконе мы видим то, что мыслится уже как Престол, необходимый для совершения Евхаристии. Спаситель причащает своих учеников, жителей самого начала нашей эры, но у Престола, за которым мы сейчас совершаем Божественную литургию. Изображаемое на иконе выходит из понятия исторической правды – это уже Священная история. Реальность в иконе через символизм переплавляется, преображается, наполняется смыслом вечности.
Мы знаем примеры большей повествовательности на иконах русских, балканских и поздних греческих изображений, где на столе Тайной Вечери изображено множество приборов с ножами и ложками, разнообразные яства с рыбой, горькими травами и прочими подробностями, характерными для того времени, когда создавалась фреска или икона.
Но мы помним икону преподобного Андрея Рублева, где он символически изобразил Предвечный Совет Пресвятой Троицы. Там на столе находится одна единственная Чаша с главой жертвенного Ангца.
Это и есть та самая Чаша, со спасительными Телом и Кровью, которую Господь Иисус Христос заповедал пить своим ученикам и всей Церкви. Так исполнился Предвечный Совет о спасении мира через Жертву Христову за каждого из нас.
Символизм и реализм Тайной Вечери
Интересно, что существует две иконографии этого праздника, сходные по сюжету, но отличающиеся по смыслу, по степени повествовательности и символичности – Причащение апостолов и Тайная Вечеря.
На иконе Тайной Вечери мы видим именно Сионскую горницу, мы смотрим словно сверху, чуть отстраненно. Круглый стол, за которым сидят равные между собой ученики Христовы и их Божественный Учитель. Впрочем Он может быть несколько выделен по масштабу, фигура Его может быть чуть крупнее.
На этой иконе могут не совпадать геометрический и смысловой центры иконы, Спаситель может располагаться ближе к краю композиции, но мы всегда первый взор обращаем именно на Него, потому что Он является видимым смысловым центром этого образа.
Спаситель начинает Вечерю, как обычную иудейскую пасхальную трапезу, но вслед за этим начинает происходить что-то необычное. И слова Спасителя, и Его священнодействия перестают укладываться в какие бы то ни было традиции. Он говорит, что отдает Себя, свои Тело и Кровь ради спасения Своих учеников и всего мира…
А еще во время трапезы Спаситель говорит, что один из ближайших учеников предаст Его.
Эти слова Он произносит так, что ученики замирают, один лишь Иоанн по просьбе Петра спрашивает: «Кто это?», Христос отвечает: «Омочивший со мною руку в солило». Но ведь все апостолы принимают трапезу из одних и тех же сосудов…
На иконе мы видим жест одного единственного человека. С малых лет родители учат детей: не тянись через весь стол! А здесь мы видим руку Иуды, тянущуюся к чаше. Этот жест не просто не этичен, здесь речь идет не только лишь о нарушении условных договоренностей между людьми, речь идет о верности и измене Богу.
На этой иконе показано то, что было сокровенно для учеников в тот момент, который описывает данный евангельский текст: мы видим безнравственность измены. Икона являет этот жест Иуды, ставший очевидным лишь для Самого Спасителя.
И в этом превосходство иконы над иллюзорными реалистическими изображениями, в этом – символизм в иконографии Тайной Вечери. Этот символизм выражается и в отстраненном – не в активном, действенном, деятельном, а именно отстраненном взгляде на Тайную Вечерю, за которой не было никого, кроме ближайших учеников; и в видении этого события с некоторой высоты Священной истории; и в дерзком жесте Иуды, с которого началась его измена…
Мы видим и других апостолов: и нежного, возлежащего на груди или на коленях Спасителя, Иоанна Богослова, и самого горячего, пылкого и эмоционального апостола Петра. При всем их равенстве мы видим неповторимые характеры учеников Христовых, и икона не скрывает, а выявляет это.
Замковый камень
Но есть и совсем иная иконография этого же события, которая еще более возвышается над историзмом и повествовательностью, еще один вариант образа Причащения апостолов – их шествие ко Христу. В ряд расположены подходящие с обеих сторон ученики, среди которых и апостол Павел, а в центре, в Горнем месте – Христос.
Это изображение часто помещается на втором ярусе алтарной апсиды. Во время совершения Божественной литургии священнослужители и народ Божий, созерцая образы Тайной Вечери и Причащения апостолов в глубинах алтаря или в иконостасе над царскими вратами, снова и снова переживают событие происходившее и 2000 лет назад, и сегодня, и в вечности…
В отличие от камерной композиции Тайной Вечери, иконография Причащения апостолов, особенно в алтарном, имеющем, как правило, сферическую поверхность, изображении, такова, что в нее включаются и все люди, стоящие в храме, мы с вами.
Лики некоторых апостолов обернуты к нам, словно говорящие: «Мы идем, а вы идете?» Вот еще символ: содержание настенных росписей может приглашать к себе, включать в себя и зде предстоящих и молящихся.
Когда священнослужители стоят рядом с образами апостолов у Престола, мы видим начало того апостольского преемства, которое дошло и до сего дня. А ведь есть фрески Причащения апостолов, где вместе с человеческим миром явлен и ангельский, участвующий в Литургии: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат».
Есть множество разнообразных изображений этого события – икон разных веков, стилей, которые передают богатство этого непостижимого содержания. Давайте вместе посмотрим на композицию Причащения апостолов, которая располагается на алтарной преграде в Казанском приделе храма святителя Николая в Кленниках.
Когда только начинал создаваться иконостас, мы с другими художниками понимали, как именно изображать его верхние ярусы, но когда дошел черед до нижних ярусов, возникла некая заминка.
И только тогда, когда мы вспомнили одновременно и о художественной, и о смысловой, богословской значимости Евхаристии, стало понятно, что именно это изображение и должно стать тем «замковым камнем», священным камнем. Архитекторы знают, что такое «замковый камень», как он важен, как на нем держится вся арка.
Когда мы ввели в эскиз проекта эту барельефную композицию, иконостас получил свое логическое завершение – стройность и цельность.
Видите, эта композиция Евхаристии значима не только сама по себе, она соединяет и киоты с образами Спасителя и Божией Матери. В центре за Престолом мы снова видим фигуру Христа, который раздает Свое Тело и Кровь апостолам и со всеми кто приходит в храм, чтобы разделить Трапезу Господню со всей Церковью.
Подготовила Алиса Струкова
Видео: Виктор Аромштам
www.pravmir.ru