Кающаяся и возносимая ангелами Мария Магдалина (27 изображений). Картина мария магдалина


Кающаяся и возносимая ангелами Мария Магдалина (27 изображений)

По-гречески "Магдалина" означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса.В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. Начиная с 1969 года Католическая церковь отказалась от формулировки "раскаявшаяся блудница" по отношению к Марии Магдалине.Образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре "Vanitas" (от латинского "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" - "Суета сует - всё суета"), где рядом с Магдалиной - череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.

Гвидо Рени. Мария Магдалина

Гвидо Рени. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Франческо Хайес. Кающаяся Мария Магдалина

Франческо Хайес. Кающаяся Мария Магдалина

 Жорж Дюмениль де Латур. Кающаяся Мария Магдалина

Жорж Дюмениль де Латур. Кающаяся Мария Магдалина

Оноре Домье. Мария Магдалина

Оноре Домье. Мария Магдалина

Jules Lefebvre. Кающаяся Мария Магдалина

Jules Lefebvre. Кающаяся Мария Магдалина

Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина

Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte. Мария Магдалина

  Maestro della Maddalena di Capodimonte. Мария Магдалина

Orazio Lomi Gentileschi. Кающаяся Мария Магдалина

Orazio Lomi Gentileschi. Кающаяся Мария Магдалина

Pedro de Mena. Кающаяся Мария Магдалина

Pedro de Mena. Кающаяся Мария Магдалина

Simon Vouet. Кающаяся Мария Магдалина

Simon Vouet. Кающаяся Мария Магдалина

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина

 Antonio Correggio. Кающаяся Мария Магдалина

Antonio Correggio. Кающаяся Мария Магдалина

Giovanni Pietro Rizzoli. Кающаяся Мария Магдалина

Giovanni Pietro Rizzoli. Кающаяся Мария Магдалина

Domenico Piola. Мария Магдалина в пустыне

Domenico Piola. Мария Магдалина в пустыне

Guercino. Мария Магдалина и два ангела

Guercino. Мария Магдалина и два ангела

Хосе де Рибера. Вознесение Марии Магдалины

Хосе де Рибера. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины. Фрагмент

  Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины. Фрагмент

Luisa Ignacia Roldan. Смерть Марии Магдалины

Luisa Ignacia Roldan. Смерть Марии Магдалины

top-antropos.com

Кающаяся и возносимая ангелами Мария Магдалина (27 изображений)

По-гречески "Магдалина" означает уроженку города Мигдал-Эль. Согласно Евангелию, Мария Магдалина была исцелена Иисусом от одержимости семью бесами, после этого стала ученицей Христа, присутствовала при его распятии и погребении. Мария Магдалина стала одной из жен-мироносиц, которым ангел возвестил о Воскресении. Также Мария Магдалина первая увидела воскресшего Иисуса.В Православной церкви Мария Магдалина почитается как равноапостольная святая, с опорой только на перечисленные выше евангельские свидетельства. В Католической церкви почитание Марии Магдалины было гораздо шире: она отождествлялась с Марией, сестрой Марфы и Лазаря, принимавшей Христа в Вифании, а также с грешницей, в доме у некоего Симона возлившей на голову Христа миро, омывшей его ноги своими слезами и отёршей их своими волосами. В католичестве получил распространение образ Магдалины как раскаявшейся блудницы, в конце жизни удалившейся в пустыню, где она предавалась строжайшей аскезе, оплакивая свои грехи. Её распавшееся от ветхости одеяние было чудесно заменено волосами, скрывшими всё ее тело, а изнеможение от лишений пустынной жизни столь же чудесно целилось тем, что ангелы возносили её в небесные высоты. Начиная с 1969 года Католическая церковь отказалась от формулировки "раскаявшаяся блудница" по отношению к Марии Магдалине.Образ кающейся блудницы Магдалины оказал большое влияние на западное искусство и на сознание верующих. На многих произведениях искусства образ кающейся Марии Магдалины представлен в жанре "Vanitas" (от латинского "Vanitas vanitatum et omnia vanitas" - "Суета сует - всё суета"), где рядом с Магдалиной - череп, свидетельствующий о том, что святая Мария Магдалина осознала бренность бытия и все её помыслы теперь направлены к жизни вечной.

Гвидо Рени. Мария Магдалина

Гвидо Рени. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Антонио Канова. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Эль Греко. Кающаяся Мария Магдалина

Франческо Хайес. Кающаяся Мария Магдалина

Франческо Хайес. Кающаяся Мария Магдалина

 Жорж Дюмениль де Латур. Кающаяся Мария Магдалина

Жорж Дюмениль де Латур. Кающаяся Мария Магдалина

Оноре Домье. Мария Магдалина

Оноре Домье. Мария Магдалина

Jules Lefebvre. Кающаяся Мария Магдалина

Jules Lefebvre. Кающаяся Мария Магдалина

Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина

Хосе де Рибера. Кающаяся Мария Магдалина

Maestro della Maddalena di Capodimonte. Мария Магдалина

  Maestro della Maddalena di Capodimonte. Мария Магдалина

Orazio Lomi Gentileschi. Кающаяся Мария Магдалина

Orazio Lomi Gentileschi. Кающаяся Мария Магдалина

Pedro de Mena. Кающаяся Мария Магдалина

Pedro de Mena. Кающаяся Мария Магдалина

Simon Vouet. Кающаяся Мария Магдалина

Simon Vouet. Кающаяся Мария Магдалина

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина

Тициан. Кающаяся Мария Магдалина

 Antonio Correggio. Кающаяся Мария Магдалина

Antonio Correggio. Кающаяся Мария Магдалина

Giovanni Pietro Rizzoli. Кающаяся Мария Магдалина

Giovanni Pietro Rizzoli. Кающаяся Мария Магдалина

Domenico Piola. Мария Магдалина в пустыне

Domenico Piola. Мария Магдалина в пустыне

Guercino. Мария Магдалина и два ангела

Guercino. Мария Магдалина и два ангела

Хосе де Рибера. Вознесение Марии Магдалины

Хосе де Рибера. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины

Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины. Фрагмент

  Charles Marochetti. Вознесение Марии Магдалины. Фрагмент

Luisa Ignacia Roldan. Смерть Марии Магдалины

Luisa Ignacia Roldan. Смерть Марии Магдалины

top-antropos.com

Жизнь в искусстве: shakko_kitsune

Образ Марии Магдалины в культуре, если начать его анализировать, состоит из множества археологических слоев: копнём вот здесь — и обнаруживаем блудницу без имени с алавастром из Евангелия Луки, тут — следы святой проститутки пятого века Марии Египетской, чуть поглубже — возникает еще одна Мария, сестра Лазаря; вид сбоку — излюбленная конспирологами и графоманами Магдалеянка-Санг Рааль, «королевская кровь» — и так далее. Но тем не менее, наиболее логически завершенную с точки зрения драматургии и накала эмоций трактовку Магдалины, Магдалины не как мифа, а именно как литературного персонажа, с началом, концовкой и кульминацией, мы находим в классической католической традиции — а она очень сильно отличается от упоминания в три-четыре строчки в Новом Завете.

Вторым по популярности бестселлером на дремучем Западе после Библии была «Золотая Легенда», написанная доминиканцем Якопом Ворагинским. Он записал в ней все байки, легенды и фольклорные свидетельства о святых, какие мог достать — и поэтому чтением книжка получилась чрезвычайно увлекательным. Именно на ней и основывается традиционная иконография Магдалины.

Итак, Мария Магдалина была чрезвычайно прекрасной распутной женщиной, зарабатывавшей блудом большие деньги. Её рисовали с распущенными длинными волосами — рыжей или блондинкой, и в дорогих одеждах.

1. Пьеро ди Козимо; 2. Ян ван Скорель; 3. А.Ф.Сэндис; 4. Баккьяча; 5. Ян Госсаэрт. В руках всех изображенных женщин сосуд с миро, атрибут, о котором речь пойдет ниже

В Вифании у неё оставалась сестра Марфа, и брат Лазарь. Семья не одобряла занятия и настроения красавицы.

1. Караваджо. «Марфа укоряет Марию за тщеславие». Символ тщеславия — зеркало. 2. Гвидо Каначчи. Тот же сюжет. На заднем плане аллегория Добродетели, торжествующей над Пороком. Обнажённая Мария после хорошего вечера возлежит на полу, а сестра руководящим жестом указывает ей на нравоучительные аллегории.

Но потом случилось нечто, что перевернуло всю жизнь Марии — она встретила Иисуса и уверовала в него.

1. Одно из самых ранних дошедших изображений Христа — энкаустическая (написанная восковыми красками) икона из монастыря св.Екатерины, Синай, (6-7 вв.). 2. Габриэль фон Макс, «Исцеление больного ребенка», (2-я пол. 19 в.). 3. Лукас Кранах Ст.«Христос и грешница»После этого Магдалина оставила свое ремесло и стала следовать за Иисусом с учениками, служа ему своим достоянием. Чувства, испытываемые ею к Учителю, были глубокими. Как-то, когда Иисус с апостолами ужинал в доме одного из своих приверженцев в Вифании, Магдалина принесла драгоценный алавастровый (алебастровый) сосуд, полный дорогостоящих благовоний, разбила его и умастила ноги Иисусу, утерев их потом своими великолепными волосами. (Проблема того, кто именно умащал Иисуса — Магдалина, Мария из Вифании, безымянная блудница, были ли это ноги или голова, в чьем доме и в какой именно это день происходило — очень сложна. Желающие см. энциклопедическую статью Помазание Иисуса миром. Но художников эти догматические споры не интересовали, они приняли красочную версию, что сделала это блудница Магдалина, и писали картины).

Изображения Марии, утирающей волосами ноги Иисусу, целующей стопы и обливающей их своими слезами — самая эротичная форма изображений взаимодействия Иисуса с женщинами в религиозном искусстве.

1. «Пир в доме Симона Фарисея», Рубенс, 2. Аналогично, рисунок Уильяма Хоула, 19 в. Аналогично, неизвестный французский художник, 15 в.

Иисус также испытывал нежность и уважение к Магдалине. Её семья — Лазарь и Марфа, с которыми Магдалина помирилась, стали его друзьями, он гостил в их доме. Как-то, когда он был у них, Марфа хлопотала, собирая обед. Мария же просто села на пол у его ног и стала завороженно слушать слова Христа. Марфа (почему-то мне кажется, что она была старшей сестрой) упрекнула Марию в бездействии и сказала, что ей вообще-то нужна помощь. Иисус же защитил свою ученицу, произнеся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."

1. Ранняя картина Вермеера. 2. Марта, фламандская миниатюра, (15 в.). 3. Картина Генриха Семирадского.

Через некоторое время дружба Иисуса оказалась чрезвычайно важной для этой семьи — брат Магдалины, Лазарь, заболел и умер. Но Христос воскресил своего друга из мертвых. Лазарь восстал из гробницы, где он пролежал несколько дней. Вообразите чувства его любящих сестер, к которым с того света был возвращен брат.

1. Хуан де Фландес, (нач. 16 в.). 2. Караваджо (1609 г.). 3. Братья Лимбурги. Миниатюра из Великолепного Часослова герцога Беррийского

Марфа и Мария целовали землю под ногами Иисуса, не нарадуясь воскрешению брата.

1. Фреска Джотто. 2. Русская икона. (Обратите внимание, Мария опять лобызает стопы Иисуса).Но дальше настали тёмные времена: Тайная вечеря, моление о чаше в Гефсиманском саду, поцелуйное предательство Иуды, арест Иисуса, Христос оказывается перед синедрионом, перед Пилатом, перед Иродом, апостол Петр отрекается от него, Христа бичуют плетью и его тело покрывается кровью, его увенчивают колючим терновым венцом, на плечи ему нагромождают тяжелый деревянный крест, он идет, идет в гору, и на Голгофе железными гвоздями его прибивают к перекладинам, пронзая его стопы и кисти рук. Потом он испускает дух и сердце его пронзают копьем.

Магдалина была свидетельницей казни. Она обнимала подножие креста и опять целовала, рыдая, ступни Иисуса.

1. Тосканская фреска. 2. М.Грюневальд, Изенгеймский алтарь. 3. Скульптура Д.Буссолы (17-й в.)

Горе, которое испытала Магдалина, представить трудно. Они сняли тело Иисуса с креста, оплакали его, положили во гроб и похоронили.

1. "Оплакивание Христа". Картина У. Лоренцетти. 2. "Положение во гроб", картина Фра Бартоломео. Магдалина на обоих полотнах — рыдающая женщина, обнимающая стопы.Через несколько дней Мария вместе с другими женами-мироносицами отправилась к гробнице, чтобы умастить покойного — сравните с тем, как она умащивала его до этого, живого и любимого. В руках у нее было то же миро, но ситуация уже изменилась кардинально. Но женщинам не удалось выполнить задуманного — камень, загораживавший вход, был отвален, а сидевший на нем ангел рассказал барышням о том, что Иисус воскрес.

В это поверить, конечно, сначала было трудно. Но через некоторое время Мария встретила самого Христа. Она хотела прикоснуться к нему, но он отстранился со словами запрета «Не прикасайся ко Мне, потому что Я еще не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу».

1. Фреска Джотто, 2. Картина Корреджо. 3. Картина А.Иванова

После этого начинается истинная перемена личности Магдалины. В ней уже ничто не напоминает ту расфуфыренную блудницу в золоте, которая вкушала жареных лебедей считанные месяцы тому назад. Когда апостолы расходятся по земле проповедовать, она вместе с братом и сестрой садятся на корабль и отправляются в Галлию, чтобы просвещать её. Но крещение Франции Магдалина предоставила своим попутчикам св. Максимину, Мартеллу и Кидонию. Сама же удалилась в пустыню и стала аскетом, оплакивая все свои грехи.

1. "Кающаяся Мария Магдалина". Картина Тициана. 2. Аналогично. Рисунок Оноре Домье

Она жила в пещере, питалась чем бог пошлет. Ее одежда истлела, и тело прикрывали лишь волосы — уже не такие роскошные, вероятно, но все же длинные. Полное одиночество, наедине с собственными мыслями.

1. Картина Мастера Марии Магдалины Каподимонте. 2. Картина Эль Греко. 3. Картина Жоржа де ла Тура. Череп - атрибут Магдалины как аскета

Она прожила так ТРИДЦАТЬ лет.

Скульптура Донателло

Под конец этой аскетической жизни в пустыне дух её исполнился просветления. Ее изнемождённое старое тело каждую ночь возносят — или ей это так кажется — на небеса ангелы. «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“».

1. Польская резная скульптура. 2. Картина Джованни Ланфранко (1604-1605). 3. Картина Клаудио Антолинеза (1660-1670). Обратите внимание, что во всех "Вознесениях Марии" художники не достигают проникновения Донателло — везде она молода и красива, а кое-где даже довольно упитанна.

Перед смертью её причащает случайно забредший в эти края священник. Святой Максимин, приплывший с ней во Францию, погребает свою соратницу в заложенной им в Провансе церкви, где ее мощи показывают и поныне. Такова, согласно западной, католической традиции, была жизнь святой Марии Магдалины, блудницы, раскаянием искупившей свои грехи.

Нота бене:1. Православная церковь не считает Магдалину грешницей (по евангелиям из нее всего лишь изгнали 7 бесов) и полагает, что Мария (сестра Марфы и Лазаря), Магдалина и блудница, омывшая ноги Иисусу — три разные женщины. По византийским легендам после распятия Магдалина вместе с Иоанном проповедовала в Эфесе и, как предполагают, скончалась мирно от болезни, в окружении последователей.2. Фетишизм, связанный со ступнями, по-научному называется подофилия.

Ссылки:http://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Магдалинаhttp://www.oceanru.com/magdalene/ - Галереяhttp://www.globalfolio.net/main/modules/gallery2/v/Christian+Saints/St+Mary+Magdalene/ - аналогично

shakko-kitsune.livejournal.com

Мария Магдалина -кто она? | Искусство

Мария МагдалинаКартина работы Пьетро Перуджино, ок. 1500

 Мария Магдалина остается наиболее загадочной и таинственной фигурой.

На протяжении всей церковной истории она являлась предметом множества различных теорий и мифов. Священного писания относительно этой женщины, о которой во всех четырех Евангелиях говорится, что она присутствовала как на распятии Христа, так и у пустого гроба на утро Воскресения, мы  ничего больше о ней не знаем.

 Библия нигде определенно не говорит, что Мария Магдалина была блудницей в какой-либо период своей жизни. Лука не упоминает ее имени в своем повествовании о "кающейся блуднице", отирающей стопы Христа своими волосами .

Не названа она и как женщина, которая была застигнута в акте прелюбодеяния и спасена Иисусом от забрасывания камнями . О ней говорится лишь однажды, как об одержимой демоном . 

Однако, допущение, что ее греховное прошлое представляло, прежде всего, сексуальный грех, является предположением, которое обычно не делается в отношении ранее грешивших мужчин.

Православная мозаика. Магдалина изображена держащей сосуд с миром(Фёдоровский Государев собор)

«Магдалина» традиционно расшифровывается как «уроженка города Мигдал-Эль». Буквальное значение этого топонима — «башня», и поскольку башня является феодальным, рыцарским символом, в Средние века этот благородный оттенок смысла был перенесён на личность Марии и ей были приданы аристократические черты.

В древнегреческом языке средневековых писателей «Магдалина» может интерпретироваться как «постоянно обвиняемая» (лат. manens rea) и т. п.

Православная традиция не отождествляет Марию Магдалину с евангельской грешницей, а почитает её исключительно равноапостольной святой мироносицей, из которой просто изгнали бесов.

 В католической традиции Магдалина приобретает черты кающейся блудницы. Её главным атрибутом становится сосуд с благовониями.

Согласно этой традиции, Магдалина зарабатывала блудом, увидев Христа, оставила ремесло и стала следовать за ним, затем в Вифании омыла его ноги миром и отёрла своими волосами, присутствовала на Голгофе и т. д., а затем стала отшельницей на территории современной Франции.

Рубенс. «Пир в доме Симона Фарисея», ок. 1618
 Одной из основных причин отождествления Магдалины с блудницей является признание западной церковью того, что она была той безымянной женщиной, омывшей ноги Иисуса миром.

    И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. (Лук. 7:37-38).

Карло Кривелли. «Мария Магдалина», ок. 1480 г., Боннефантенмузеум, Маастрихт.

 Множество позитивных вкладов, сделанных женщинами в развитие ранней церкви, были сведены к минимуму на протяжении всей истории.

Но женщины, особенно Мария Магдалина, были главными свидетелями воскресения Христа. Заметная роль женщин-учеников явилась ранней и крепко укоренившейся частью традиции, которая быстро стала помехой мужчинам - лидерам зарождающихся церковных институтов.

Иисус учил учеников на своем примере тому, как обращаться со всеми с равным достоинством и уважением, включая больных, бедных, угнетенных, изгоев и женщин. Иисус несомненно не возражал против мужчин и женщин, разделяющих власть и положение лидеров. Некоторые из его последователей были, однако, недостаточно храбры, чтобы быть столь радикальными. Так, в случае Евангелия от Иоанна, любимому ученику женского пола пришлось стать мужчиной.

Сегодня большинство ученых-библиологов, как католики, так и протестанты, утверждают, что Святой Иоанн Зеведеев не писал Евангелие, которое носит его имя. Они приписывают авторство анонимному "любимому ученику".

Нет никаких сомнений, что "любимый ученик", в канонической версии Четвертого Евангелия - это анонимный ученик мужского пола. Все же, как мы видели, писания неоднократно называющую Марию Магдалину учеником, которого любил Иисус.

Взаимоотношения между Петром и "любимым учеником" в Четвертом Евангелии очень похожи на отношения между Петром и Марией Магдалиной

  Это предполагает, что редактор Четвертого Евангелия заменил Марию Магдалину на анонимного ученика-мужчину

 Установление Марии Магдалины автором Четвертого Евангелия не ставит под сомнение его апостольское происхождение.

Если Мария Магдалина была лидером и героем общины Четвертого Евангелия, то она была, вероятно, признана как Апостол внутри того сообщества. И действительно, с учетом того факта, что она была первой, кто возвестил о Воскресение Христа, римско-католическая церковь удостоила ее титула "apostola apostolorum", что означает "апостол над апостолами".

 «Мария Магдалина», скульптура Донателло, 1455, Флоренция, музей Дуомо. Святая изображена измождённой, в рубище, после долгих лет отшельничества.

 Почему Мария Магдалина известна как самая распутная в мире женщина, тогда как Библия нигде не говорит, что она когда-либо была проституткой

 Свидетельство, поддерживающее точку зрения, что Мария Магдалина является автором Четвертого Евангелия, является намного более сильным, чем то, которое утвердило Иоанна Зеведеева как его автора в течение почти двух тысяч лет.

У церкви нет никакой проблемы с господствующим знанием, которое гласит, что человек, чье имя мы даже не знаем, написал один из наиболее священных христианских документов.

Представьте себе - даже безымянный человек предпочтительнее, чем женщина. Несмотря на гностические документы и структурные несоответствия, церковь, как сложившаяся к настоящему времени система, все же никогда, вероятно, не признает Марию Магдалину автором Нового Завета.

 Легенда  Магдалины имеет много параллелей или даже возможных прямых заимствований из жития святой Марии Египетской, её тезки и поздней современницы, о которой, в отличие от Магдалины, прямо свидетельствуется, что она была блудницей.

Исследователи отмечают, что заимствование возможно произошло в IX веке и атрибуты с сюжетикой обеих святых слились. То есть блудница Мария Египетская является ещё одной женщиной, образ которой соединился с Магдалиной и внёс свою лепту в восприятие её как грешницы.

» Мария Египетская»1651 Хосе Риберы

 Мария родилась в Египте в середине V века и в возрасте двенадцати лет покинула родителей, уйдя в Александрию, где стала блудницей. Однажды Мария, увидев группу паломников, направлявшихся в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня, она присоединилась к ним, но не с благочестивыми помыслами, а «чтобы было больше с кем предаваться разврату».

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Выйдя, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший ей — «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».

Послушав этого повеления, Мария приняла причастие и, перейдя Иордан, поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. 

«Мария Египетская со сценами жития»(икона XVIII века)

После этих многолетних искушений страсти оставили её, закончилась пища, взятая из Иерусалима, а одежда истлела от ветхости, но, как повествует её житие, «с того времени… сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».

Также упоминают влияние легенды о блуднице св. Таисии Египетской, известной куртизанки, обращённой аббатом Пафнутием.

Мария Кузнецова в роли Таисии Египетской в постановке оперы Массне 1917

Согласно житию, Таисия была дочерью блудницы, которая научила девочку, отличавшуюся красотой, своему ремеслу. 

Таисия стала высокооплачиваемой куртинзанкой, разорявшей мужчин и игравшей с ними. Услыхав об этом, к ней пришёл преподобный Пафнутий Великий. После беседы с ним Таисия сожгла на городской площади все заработанные ею сокровища. Затем она отправилась вслед за Пафнутием в женский монастырь, где затворилась в келье на три года, вкушая пищу лишь раз в день.

Через три года Пафнутий отправился к Антонию Великому, узнать, простил Бог Таисию или нет. Антоний велел своим ученикам молиться, чтобы получить ответ, и одному из них, Павлу Препростому, явилось в видении на небе ложе, покрытое одеяниями неподражаемой красоты и которое охраняли три дивы с лицами светлыми и прекрасными. Павел с восторгом сказал: «верно, это готово для отца моего Антония». Тогда голос возвестил ему: «Нет, это не для Антония, а для блудницы Таисии». 

Так Пафнутий узнал волю Божию о Таисии.

Пафнутий вернулся в монастырь и решил вывести Таисию из кельи, чему она сопротивлялась. Но он все же сказал, что Господь её простил и вывел её наружу. Через 15 дней после этого Таисия заболела, и три дня спустя скончалась

Исследователи анализируют развитие культа Магдалины, утверждая, что размышления церковников о женщинах в Средневековье начинались с противопоставления Ева — Дева Мария.

Первая олицетворяла обычных женщин, вторая была недостижимым идеалом. А в XII веке праматерь Ева превратилась в объект ещё более ожесточённой критики (вплоть до определения «дочь дьявола»).

Древо жизни, по обе стороны которого стоят два полярных типа женщины — праведница (Дева) и грешница (Ева), а в центре сидит запутавшийся Адам (человек)

 матрьял из "Mary Magdalene: Author of the Fourth Gospel?" by Ramon K.Jusino, M.A. вышл в журнале "Knowledge of Reality" в 1998г.Таким образом, Мария Магдалина, вернее, её культ, возник «из разверзавшейся пропасти между двумя диаметрально противоположными символами  Магдалина начинает новую жизнь. Однако кому была нужна эта новая Мария Магдалина? Женщинам, для которых дорога на небеса была тернистой и едва ли не бесконечной. Женщина-грешница указывала путь к возможному спасению. Она давала небольшую, но реальную надежду, связанную с исповедью, покаянием и епитимьей; надежду, открывавшую средний путь между вечной жизнью и вечным проклятием».

Таким образом, в следующие пятьсот лет в церковной культуре доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина-прощенная грешница и женщина-царица Небесная. Магдалина заняла психологическую нишу, необходимую обычным прихожанкам, которые не имели смелости сравнивать себя с Богоматерью и желания — с искусительницей; и находили ближайшую аналогию своей земной жизни именно в раскаявшейся Магдалине.

«Кающаяся Мария Магдалина»,картина Тициана около 1565
В народном сознании жителей средневековой Европы образ кающейся блудницы Марии Магдалины приобрел чрезвычайную популярность и красочность и закрепился до наших дней. В XX веке католическая церковь, стремясь к исправлению возможных ошибок толкования, смягчает формулировки — после реформы 1969 года в календаре Novus Ordo Магдалина уже не фигурирует как «кающаяся». Но несмотря на это, традиционное восприятие её как раскаявшейся блудницы массовым сознанием, сложившееся за века благодаря воздействию большого количества произведений искусства, остается неизменным.
Икона святых Александра Невского и Марии Магдалины. Конец 19 века. Рыбинский музей-заповедник
Александр Невский, Константин Великий и Мария Магдалина . 1861–1881 гг. Нижнетагильский музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала. Поступила в музей в 1930-е гг. из церкви поселка Висимо-Уткинского Нижнетагильского района. По нижнему полю иконы надпись «В память освобождения крестьян из крепостной зависимости».
 Икона Собор святых, тезоименитых семье царя Александра III: Александр Невский, Мария Магдалина, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, княгиня Ольга, князь Михаил Черниговский, преподобная Ксения. 1888 г. По нижнему полю иконы надпись: «В память чудеснаго спасения Государя Императора и всего Его Августейшего семейства от угрожавшей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге между станциями Тарановка и Борки». Происходит из церкви села Знаменка Ирбитского уезда. Ныне находится в в Свято-Троицкой церкови в Ирбите.
Мария Магдалина.Виктор Михайлович Васнецов. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
 Мадонна с Младенцем между святыми Екатериной и Марией Магдалиной. Джованни Беллини.Частная коллекция
Мария Магдалина при Распятии. Уффици
Явление Христа Марии МагдалинеФранчабиджо, Франческо ди Кристофано Биджи.
Кающаяся Мария Магдалина. 1641.
Явление Христа Марии Магдалине. 1835. Русский музей Иванов Александр Андреевич.
Танец Марии Магдалины. 1519 Лука Лейденский.
СМОТРИТЕ  ЕЩЕКрест — хранитель вселенной...  Владимирская икона Божией Матери

utahch.blogspot.com

Жизнь в искусстве - История искусств

Образ Марии Магдалины в культуре, если начать его анализировать, состоит из множества археологических слоев: копнём вот здесь — и обнаруживаем блудницу без имени с алавастром из Евангелия Луки, тут — следы святой проститутки пятого века Марии Египетской, чуть поглубже — возникает еще одна Мария, сестра Лазаря; вид сбоку — излюбленная конспирологами и графоманами Магдалеянка-Санг Рааль, «королевская кровь» — и так далее. Но тем не менее, наиболее логически завершенную с точки зрения драматургии и накала эмоций трактовку Магдалины, Магдалины не как мифа, а именно как литературного персонажа, с началом, концовкой и кульминацией, мы находим в классической католической традиции — а она очень сильно отличается от упоминания в три-четыре строчки в Новом Завете.

Вторым по популярности бестселлером на дремучем Западе после Библии была «Золотая Легенда», написанная доминиканцем Якопом Ворагинским. Он записал в ней все байки, легенды и фольклорные свидетельства о святых, какие мог достать — и поэтому чтением книжка получилась чрезвычайно увлекательным. Именно на ней и основывается традиционная иконография Магдалины.

Итак, Мария Магдалина была чрезвычайно прекрасной распутной женщиной, зарабатывавшей блудом большие деньги. Её рисовали с распущенными длинными волосами — рыжей или блондинкой, и в дорогих одеждах.

В Вифании у неё оставалась сестра Марфа, и брат Лазарь. Семья не одобряла занятия и настроения красавицы.

1. Караваджо. «Марфа укоряет Марию за тщеславие». Символ тщеславия — зеркало. 2. Гвидо Каначчи. Тот же сюжет. На заднем плане аллегория Добродетели, торжествующей над Пороком. Обнажённая Мария после хорошего вечера возлежит на полу, а сестра руководящим жестом указывает ей на нравоучительные аллегории.

Но потом случилось нечто, что перевернуло всю жизнь Марии — она встретила Иисуса и уверовала в него.

1. Одно из самых ранних дошедших изображений Христа — энкаустическая (написанная восковыми красками) икона из монастыря св.Екатерины, Синай, (6-7 вв.). 2. Габриэль фон Макс, «Исцеление больного ребенка», (2-я пол. 19 в.). 3. Лукас Кранах Ст.«Христос и грешница»После этого Магдалина оставила свое ремесло и стала следовать за Иисусом с учениками, служа ему своим достоянием. Чувства, испытываемые ею к Учителю, были глубокими. Как-то, когда Иисус с апостолами ужинал в доме одного из своих приверженцев в Вифании, Магдалина принесла драгоценный алавастровый (алебастровый) сосуд, полный дорогостоящих благовоний, разбила его и умастила ноги Иисусу, утерев их потом своими великолепными волосами. (Проблема того, кто именно умащал Иисуса — Магдалина, Мария из Вифании, безымянная блудница, были ли это ноги или голова, в чьем доме и в какой именно это день происходило — очень сложна. Желающие см. энциклопедическую статью Помазание Иисуса миром. Но художников эти догматические споры не интересовали, они приняли красочную версию, что сделала это блудница Магдалина, и писали картины).

Изображения Марии, утирающей волосами ноги Иисусу, целующей стопы и обливающей их своими слезами — самая эротичная форма изображений взаимодействия Иисуса с женщинами в религиозном искусстве.

1. «Пир в доме Симона Фарисея», Рубенс, 2. Аналогично, рисунок Уильяма Хоула, 19 в. Аналогично, неизвестный французский художник, 15 в.

Иисус также испытывал нежность и уважение к Магдалине. Её семья — Лазарь и Марфа, стали его друзьями, он гостил в их доме. Как-то, когда он был у них, Марфа хлопотала, собирая обед. Мария же просто села на пол у его ног и стала завороженно слушать слова Христа. Марфа (почему-то мне кажется, что она была старшей сестрой) упрекнула Марию в бездействии и сказала, что ей вообще-то нужна помощь. Иисус же защитил свою ученицу, произнеся: "Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё."

1. Ранняя картина Вермеера. 2. Марта, фламандская миниатюра, (15 в.). 3. Картина Генриха Семирадского.

Через некоторое время дружба Иисуса оказалась чрезвычайно важной для этой семьи — брат Магдалины, Лазарь, заболел и умер. Но Христос воскресил своего друга из мертвых. Лазарь восстал из гробницы, где он пролежал несколько дней. Вообразите чувства его любящих сестер, к которым с того света был возвращен брат.

1. Хуан де Фландес, (нач. 16 в.). 2. Караваджо (1609 г.). 3. Братья Лимбурги. Миниатюра из Великолепного Часослова герцога Беррийского

Марфа и Мария целовали землю под ногами Иисуса, не нарадуясь воскрешению брата.

1. Фреска Джотто. 2. Русская икона. (Обратите внимание, Мария опять лобызает стопы Иисуса).Но дальше настали тёмные времена: Тайная вечеря, моление о чаше в Гефсиманском саду, поцелуйное предательство Иуды, арест Иисуса, Христос оказывается перед синедрионом, перед Пилатом, перед Иродом, апостол Петр отрекается от него, Христа бичуют плетью и его тело покрывается кровью, его увенчивают колючим терновым венцом, на плечи ему нагромождают тяжелый деревянный крест, он идет, идет в гору, и на Голгофе железными гвоздями его прибивают к перекладинам, пронзая его стопы и кисти рук. Потом он испускает дух и сердце его пронзают копьем.

Магдалина была свидетельницей казни. Она обнимала подножие креста и опять целовала, рыдая, ступни Иисуса.

1. Тосканская фреска. 2. М.Грюневальд, Изенгеймский алтарь. 3. Скульптура Д.Буссолы (17-й в.)

Горе, которое испытала Магдалина, представить трудно. Они сняли тело Иисуса с креста, оплакали его, положили во гроб и похоронили.

1. "Оплакивание Христа". Картина У. Лоренцетти. 2. "Положение во гроб", картина Фра Бартоломео. Магдалина на обоих полотнах — рыдающая женщина, обнимающая стопы.Через несколько дней Мария вместе с другими женами-мироносицами отправилась к гробнице, чтобы умастить покойного — сравните с тем, как она умащивала его до этого, живого и любимого. В руках у нее было то же миро, но ситуация уже изменилась кардинально. Но женщинам не удалось выполнить задуманного — камень, загораживавший вход, был отвален, а сидевший на нем ангел рассказал барышням о том, что Иисус воскрес.

В это поверить, конечно, сначала было трудно. Но через некоторое время Мария встретила самого Христа. Она хотела прикоснуться к нему, но он отстранился со словами запрета «Не прикасайся ко Мне, потому что Я еще не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу».

1. Фреска Джотто, 2. Картина Корреджо. 3. Картина А.Иванова

После этого начинается истинная перемена личности Магдалины. В ней уже ничто не напоминает ту расфуфыренную блудницу в золоте, которая вкушала жареных лебедей считанные месяцы тому назад. Когда апостолы расходятся по земле проповедовать, она вместе с братом и сестрой садятся на корабль и отплывают в Галлию, чтобы просвещать. Но крещение Франции Магдалина предоставила своим попутчикам св. Максимину, Мартеллу и Кидонию. Сама же удалилась в пустыню и стала аскетом, оплакивая все свои грехи.

1. "Кающаяся Мария Магдалина". Картина Тициана. 2. Аналогично. Рисунок Оноре Домье

Она жила в пещере, питалась чем бог пошлет. Ее одежда истлела, и тело прикрывали лишь волосы — уже не такие роскошные, вероятно, но все же длинные. Полное одиночество, наедине с собственными мыслями.

1. Картина Мастера Марии Магдалины Каподимонте. 2. Картина Эль Греко. 3. Картина Жоржа де ла Тура. Череп - атрибут Магдалины как аскета

Она прожила так ТРИДЦАТЬ лет.

Скульптура Донателло

Под конец этой аскетической жизни в пустыне дух её исполнился просветления. Ее изнемождённое старое тело каждую ночь возносят — или ей это так кажется — на небеса ангелы. «Бог питает её пищей небесной, а ангелы каждый день поднимают её на небо, где она слушает пение небесных хоров „телесными ушами“».

1. Польская резная скульптура. 2. Картина Джованни Ланфранко (1604-1605). 3. Картина Клаудио Антолинеза (1660-1670). Обратите внимание, что во всех "Вознесениях Марии" художники не достигают проникновения Донателло — везде она молода и красива, а кое-где даже довольно упитанна.

Перед смертью её причащает случайно забредший в эти края священник. Святой Максимин, приплывший с ней во Францию, погребает свою соратницу в заложенной им в Провансе церкви, где ее мощи показывают и поныне. Такова, согласно западной, католической традиции, была жизнь святой Марии Магдалины, блудницы, раскаянием искупившей свои грехи.

Нота бене:1. Православная церковь не считает Магдалину грешницей (по евангелиям из нее всего лишь изгнали 7 бесов) и полагает, что Мария (сестра Марфы и Лазаря), Магдалина и блудница, омывшая ноги Иисусу — три разные женщины. По византийским легендам после распятия Магдалина вместе с Иоанном проповедовала в Эфесе и, как предполагают, скончалась мирно от болезни, в окружении последователей.2. Фетишизм, связанный со ступнями, по-научному называется подофилия.

Ссылки:http://ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Магдалинаhttp://www.oceanru.com/magdalene/ - Галереяhttp://www.globalfolio.net/main/modules/gallery2/v/Christian+Saints/St+Mary+Magdalene/ - аналогично

history-of-art.livejournal.com

Марта и Мария Магдалина Картина Караваджо

Живопись эпохи барокко Картина итальянского художника Караваджо «Марта и Мария Магдалина». Размер картины 98 х 133 см, холст, масло. Магдалинские убежища — благотворительные учреждения, имеющие своей задачей оказывать поддержку падшим женщинам, желающим вернуться на путь честного труда; название свое носят по имени раскаявшейся грешницы, святой Марии Магдалины. Падшие женщины находят здесь на известный срок приют и приучаются к труду, который мог бы обеспечить их в будущем. Магдалинские убежища стали учреждаться еще в средние века духовными женскими конгрегациями, члены которых назывались магдалинскими сестрами (Magdalenerinnen, Madelonnettes, Filles de la Madeliine). Такие конгрегации стали возникать в Германии около 1250 года (древнейшие из них — в Вормсе и Меце), но особенно распространились во Франции и Италии.

В 1640 году французский священник Жан Эд основал для борьбы с проституцией «Общество сестер святого Михаила или Божией Матери Христианской Любви». В 1835 году различные учреждения, носившие это название и существовавшие самостоятельно, были объединены в орден сестер Доброго Пастыря, главная начальница которого имеет пребывание в Анжере. Орден этот оказывает поддержку не только падшим женщинам, желающим вернуться к честной жизни, но и таким девушкам, которым грозит опасность впасть в порок; с последней целью устраиваются школы и приюты для подрастающего женского поколения. В конце 1887 года орден располагал 158 магдалинскими убежищами во всех частях света. В протестантских странах магдалинские убежища учреждаются благотворительными обществами; руководят ими обыкновенно сестры милосердия (диакониссы).

В России первое магдалинское убежище было учреждено в Санкт-Петербурге в 1833 году стараниями Сары Александровны Биллер и Анны Федоровны Михельсон. Это было частное учреждение, состоявшее под покровительством великой княгини Елены Павловны и призревавшее до 40 лиц ежегодно. В 1844 году оно было присоединено ко вновь учрежденной Свято-Троицкой общине сестер милосердия под названием «отделения для кающихся». Из 697 женщин, поступивших в это отделение с 1844 по 1862 год, поступило на места в услужение и отдано на попечение родным 505, выдано замуж 17, вышло по собственному желанию и исключено по неисправимости 133 грешницы. Впоследствии отделение это было закрыто.

В конце 19 века в Санкт-Петербурге существовали два магдалинских убежища:   1) Дом Милосердия, состоящий из большого отделения для взрослых, и из отделения для несовершеннолетних, в которое принимаются несовершеннолетние девушки, имевшие несчастье или находящиеся в явной опасности впасть в порок.   2) Евангелический магдалинский приют содержится комитетом главного управления санкт-петербургской евангелической больницы, под наблюдением ее пастора; принимаются только падшие женщины лютеранского вероисповедания. В Москве дамское попечительство о бедных содержит магдалинское убежище, расходуя на него ежегодно около четырех с половиной тысяч рублей золотом.

История искусства периода барокко. Далее →

smallbay.ru

Кающаяся Мария Магдалина. Сочинение по картине Тициана

Вичеллио Тициан создал это полотно в 1560 году. Несмотря на небольшие размеры холста (около 120 см в высоту и 97 в ширину) произведение поражает смысловой мощностью. «Кающаяся Мария Магдалина» является практически совершенным венцом всех творений Тициана. Полотно было написано по заказу герцога из Урбино, Франческо дела Ровере. Однако полотно до самой смерти художника оставалось в его мастерской. В 1581 году «Магдалину» выкупил Барбариго, который передавал по наследству в своей семье, а в конце 19 столетия ее выкупил Эрмитаж.

Найденный образ Тициан неоднократно повторял в других полотнах, настолько хороша показалась ему модель. К годам, посвященным написанию картины, живописец достиг наивысшего мастерства в передаче точности движений, эмоционального состояния человека и душевных переживаний.

Тициан «Кающаяся Мария Магдалина»

Уникальному художнику удалось превратить кающуюся блудницу, которая шла след в след за Христом по пустыне, смиряя и укрощая свою плоть, дабы смыть с себя позор былой грешной жизни, в прекрасное чувство любви и смирения. На полотне перед нами стоит женская фигура, едва прикрытая тонкой полупрозрачной тканью. Ее золотистые волосы разметались блестящими струями по груди, частично прикрывая полуобнаженное тело. Она запрокинула свою головку вверх, ее взгляд, наполненный слезами, устремлен к небесам. Все в Марии дышит негой и любовью к человеку, который оставил ее, покинул навсегда. Правая рука Магдалины покоится на груди. Этот жест как бы говорит: « Я отдам все за твое воскрешение! Только вернись!» В прекрасном молодом лице не видно чувства стыда, только скорбь об утрате и неизбывная горечь.

Живописец назвал полотно «Кающаяся Мария Магдалина». Но ведь изображенная на полотне женщина не раскаивается – все в ней дышит любовью. Смысл картины при этом абсолютно не искажен. Тициан проводит некую аллегорию – перед Марией раскрытая книга. Но подставкой для книги служит череп – зловещее предзнаменование. Эту аллегорию на тему «Ничто не вечно под луной» использовали многие великие мастера живописи эпохи Возрождения. Не ушел от нее и Вичеллио Тициан, достигший зрелости в своем искусстве. Среди всех полотен религиозного содержания, написанных мастером, «Кающаяся Мария-Магдалина» наименее наполнена набожностью и христианским смыслом. Участь этого полотна живописец увидел совсем в другом – он передал красоту и сияние молодости, неподдельное горе и вечную скорбь, гимн человеческой любви и верности. Мастерски выстроен силуэт – на фоне темной угрюмо нависающей скалы, пронзительного свинцово-синего неба и чахлого вида деревьев. Лишь она – Мария-Магдалина здесь олицетворяет женское начало «Песни Песней».

Картина настолько была востребована изначально и приобретала своих почитателей, что произведение неоднократно копировалась и сейчас в мире насчитывается порядка 10 копий этого великого образца живописи. Оригинал «Великой грешницы» экспонируется в Государственном музее Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.

Автор сочинения: Волкова Элла

Похожие записи

design-kmv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта