sasha_bogdanov Александр Богданов Саша Богданов. Учитель картина


Образ учителя в мировой живописи. Интересная подборка произведений искусства

http://yassena.livejournal.com/217691.html

Учитель и ученики (Средневековая миниатюра). Codex Manesse, fol. 292v, Der Schulmeister von Eßlingen.

Дуччо ди Буонисенья (упом. 1278-1319).Маэста. Отрок Иисус среди учителей.

..

Benozzo di Lese di Sandro Gozzoli (1453-1478). The School of Tagaste (scene 1, north wall). Fresco. 1464-1465.

Woodcut from the title page of Wenceslaus Brack Vocabularius rerum, 1487. The picture shows the teacher of a latin school and two students; one of them following the teacher's reading from a book.

Ambrosius Holbein (c1494-c1520). Signboard for a Schoolmaster. 1516.

Gerrit Dou (1613-1675). The Schoolmaster. 1645.

Jan Steen (1626-1679). A School For Boys And Girls. 1663 - 1665.

Jan Havickszoon Steen. The Severe Teacher. 1668.

Jean-Baptiste-Simeon Chardin (Jean Baptiste Simeon Chardin) (1699-1779). The Teacher.

Francesco Bergamini (1815-1883). The School Room.

Alfred Rankley (Alfred Rankley) (1819-1872). The Village School. 1855.

Хилкова Екатерина Николаевна. Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих. 1855.

Andre Henri Dargelas (1828-1906). Protecting the School Children.

Peter Friedrich Hiddemann (1829 - 1892). Das Schulexamen.

Norman Rockwell. First Day of School.

Морозов Александр Иванович. Сельская бесплатная школа. 1865.

Julius Geertz Schoolroom discipline 1880 г.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Воскресное чтение в сельской школе. 1895.

Маковский Владимир Егорович. Приезд учительницы в деревню. 1896-1897.

Magnus Enckell Elementary School 1899 г.

Adelaide Hanscom and Blanche Cumming. Myself when young. 1905.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Именины учительницы. 1910.

Богданов-Бельский Николай Петрович. Устный счёт. В народной школе С.А.Рачинского.

Степанов Алексей Степанович (1858 – 1923). Приезд учительницы.

Jacob Taanmann (Jacob Taanmann) (1836 - 1923). When Teacher's Back Is Turned.

Немецкий плакат. New Teachers for New Schools. 1945.

Александр Кержнер. В первый класс. 1950.

Norman Rockwell (1894-1978). Teachers' Birthday. 1956.

Ирина Воробьева. Учительница. 1957.

С праздником Вас мои дорогие!

sasha-bogdanov.livejournal.com

Чистяков Павел Петрович (1832-1919)-учитель гениев в живописи.

             Давно хотела поближе познакомиться с творчеством этого русского художника.В истории мирового изобразительного искусства преподавательская деятельность Павла Петровича Чистякова по своей плодотворности является, пожалуй, уникальной.

Он был учителем таких замечательных мастеров живописи,как   М. Васнецов, М. А. Врубель, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А П. Рябушкин, В. А. Серов, В. И. Суриков и др.

Репин.Павел Петрович Чистяков.

             За долгие годы учительства Чистяков разработал особую "систему рисования". 

     Методика преподавания рисунка, существовавшая в академии, сводилась к обучению студентов определенным приемам и к выработке техники, что позволяло быстро, но исключительно механически выполнять любой рисунок или этюд.

             Чистяков со свойственной ему прямотой идет против устоявшихся норм: «Скажите чудную остроту, и все в восторге; повторяйте ее сорок лет каждый день и каждому, отупеете сами и надоедите всем, как бог знает что, все, что однообразно и бесконечно повторяется, как бы оно ни было хорошо вначале, под конец становится тупо, недействительно, рутинно, просто надоедает и умирает».

             Художник должен постоянно учиться у природы, «черпать же все только из себяѕ значит останавливаться или падать».

                 По словам В. Васнецова, Чистяков был «посредником между учеником и натурой». Врубель, которого разочаровало преподавание в академии и который считал, что его учат безжизненным штампам и схемам, обучение у Чистякова называл формулой живого отношения к природе.

                   Серов вспоминал, что его первым заданием, полученным от Чистякова, было нарисовать листок скомканной бумаги, небрежно брошенной на пол. Поначалу такое упражнение показалось Серову смешным и даже обидным, но он начал рисовать иѕ не смог справиться. Для решения этой задачи одного таланта оказалось мало, нужны были знания.

Портрет Павла Чистякова, художник Валентин Серов 1881

                    Вспоминая академические годы как самые светлые в своей художественной жизни благодаря занятиям у Чистякова, М. А. Врубель писал: "Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных".

           Многогранная деятельность Чистякова стала тем важным и необходимым явлением, в котором сохранилась почти прервавшаяся нить преемственности между творчеством А. А. Иванова и искусством рубежа XIX и XX вв.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

                   Родился Чистяков в семье крепостного, служившего управляющим имением. При крещении за заслуги отца получил вольную. Во время учебы в Бежецком уездном училище стал серьезно увлекаться рисованием.В семнадцать лет поступил в АХ, где числился в классе исторической живописи П. В. Басина.

 

 Чистяков."Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..

                     В 1861 г. за картину "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного..." получил большую золотую медаль. Композиция этой картины построена подобно мизансцене с динамичными и ритмически контрастными движениями героев, эмоционально реагирующих на событие в соответствии со своей исторической ролью.

            Психологическая характеристика действия продемонстрировала новые возможности исторической живописи, свободной от внешних эффектов позднего романтизма. На программу обратили внимание, а В. В. Стасов назвал ее "блестящей".

Чистяков П.П. Боярин

                 Только в 1876 г. он показал новую картину - "Боярин". Этот мастерски исполненный в рембрандтовском колорите портрет у современных критиков вызвал потоки ярких ассоциаций: в задумчивости старого боярина видели "человеческую руину" со следами былого величия, "целую эпопею" из русской истории. Образ прожитой, уходящей жизни продолжал тему неоконченной римской композиции; видимо, не случайно выбрано положение фигуры, особенно рук старика, напоминающее движение Мессалины.

Чистяков.Портрет матери.

Чистяков Портрет отца.

             Как бы парной к "Боярину" по композиции, манере исполнения и психологической глубине стала последняя завершенная работа - "Портрет матери" (1880). Преподавать Чистяков начал еще в годы учебы (с 1850 г.). "Кажется, я и родился со способностью и любовью к учительству", - писал он как-то П. М. Третьякову.

П.Чистяков.Римский нищий.

         В 1872 г. художник был приглашен в классы АХ адъюнкт-профессором. Одновременно он вел занятия в своей мастерской, руководил частными студиями, переписывался с учениками. Популярность педагога была огромной. Это давало повод для предвзятого отношения к нему со стороны коллег: лишь в 1892 г. его назначили профессором. Однако после реформы АХ Чистяков в 1894 г. отошел от преподавания.

Чистяков Портрет М. А. Григорьевой 1862

        В 1890-1912 гг. он заведовал мозаичным отделением АХ и следил за выполнением основных мозаичных работ в России на рубеже веков: в храме Христа Спасителя в Москве, Исаакиевском соборе и храме Воскресения Христова в Петербурге.

В 1908 г. в критический момент для бывшей репинской мастерской Чистяков ненадолго стад ее руководителем, а в 1910 г. передал ее своему ученику В. Е. Савинскому.

                К концу педагогической деятельности Чистякова число его учеников было огромно. Не говоря уже об академических классах Чистякова, в которых обучалось несколько сотен студентов; большинство русских художников второй половины XIX века, в той или иной мере пользовались его советами и указаниями.

                А многие прошли у него систематическую школу, в их числе — В. Борисов-Мусатов, И. Остроухов, Е. Поленова, В. Савинский, Г. Семирадский и многие другие. Но лучшим свидетельством педагогической деятельности Чистякова в истории русского искусства служит плеяда его выдающихся воспитанников — Васнецов, Врубель, Поленов, Репин, Серов, Суриков. К Чистякову шли учиться или, вернее, доучиваться даже выпускники, окончившие Академию художеств с золотыми медалями.

Чистяков скончался 11 ноября 1919 года в Детском Селе (ныне город Пушкин).

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ХУДОЖНИКА.

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту,1860, музей РАХ, Санкт-Петербург

Голова девушки в повязке, 1874,Третьяковская галерея, Москва

                «Вообще порядок и правильная форма предмета в рисовании важнее и дороже всего. Талант бог даст, а законы лежат в натуре», — писал в своих заметках Чистяков. Он очень ценил талант, но повторял: «Начинать надо по таланту и кончать по таланту, а в середине работать тупо».

             Художник, не умеющий рисовать, как оратор без языка, — ничего не может передать. «Без нее [техники] вы никогда не сумеете рассказать людям свои мечтания, свои переживания, увиденную вами красоту». А это самое главное! Учиться видеть, учиться думать, учиться понимать.

                        Художник не копирует действительность, а картина не фотография. «Так натурально, даже противно»; или того хлестче: «И верно, да скверно!» — частенько ворчал Чистяков, оценивая чересчур реалистичные работы. «Искусство полное, совершенное искусство не есть мертвая копия с натуры, нет, [искусство] есть продукт души, духа человеческого, искусство суть те стороны человека, которыми он стоит выше всего на земле».

                      Искусство должно выражать лучшее в человеке и лучшее, что он может найти во Вселенной. Жестко критикуя картины-пустышки, он постоянно напоминал ученикам, что живопись не «эстетическое баловство», она требует от художника самоотдачи и постоянной работы над собой.

«Чувствовать, знать и уметь — полное искусство» — вот кредо настоящего мастера, полагал Чистяков.

Боярышня Аннушка, 1870-е,Одесский художественный музей

Нищие дети, 1861,Русский музей

Три мужика,1858, Русский музей

Портрет девушки, этюд,Пензенская картинная галерея

                 Его академическая мастерская была открыта для всех желающих. Он вел многочисленные кружки и группы вне стен академии, давал письменные рекомендации художникам, которые не могли приехать в Петербург. Если видел в человеке искру таланта, приглашал его на индивидуальные занятия. Учиться у Чистякова было непросто: он требовал очень серьезного отношения к делу. «Будет просто, как попишешь раз по сто», — подбадривал он учеников, заставляя снова и снова переделывать работу.

                       На даче в Царском Селе, куда чета Чистяковых выбиралась из столицы на отдых, Павел Петрович выстроил мастерскую, где собирался дописать картину «Последние минуты Мессалины, жены римского императора Клавдия», начатую еще в Италии, создал эскизы к композиции «Свидание» по рассказу Тургенева, стал рисовать портрет матушки, Анны Павловны Чистяковой.

               Но завершить начатое никак не удавалось. Как только Чистяков перебирался на дачу, дом сразу наполнялся людьми: у него бывали Д.И. Менделеев и А.Н. Коркин, О.Д. Форш и П.П. Гнедич, З.Н.Гиппиус и Д.С. Мережковский. Приезжали, конечно, и художники — не только получить ценный совет, но и рассказать о новых замыслах, поспорить об искусстве. Чистяков никому не отказывал, и все личные творческие планы неизбежно откладывались до лучших времен.

ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ ТАЛАНТЛИВЫХ УЧЕНИКОВ.

Учениками Чистякова были:

В. Э. Борисов-Мусатов

Ф. Ф. Бухгольц

В. М. Васнецов

М. А. Врубель

И. М. Грабовский

А. И. Кандауров

Н. Д. Лосев

В. Д. Поленов

Е. Д. Поленова

Ю. М. Пэн

И. Е. Репин

А. И. Рябушкин

Н. С. Самокиш

В. А. Серов

В. И. Суриков

В. Е. Савинский

А. В. Фищев

К. Л. Хетагуров

                        Шли годы, но со многими учениками Чистяков сохранял узы всю жизнь. «Я еще могу съездить к Чистякову и у него хлебнуть подкрепляющего напитка советов и критики», — писал в своем письме Врубель. Часто бывал у своего учителя Поленов, который преподавал в Московской академии живописи, ваяния и зодчества по «чистяковской системе». «Желал бы называться Вашим сыном по духу», — признавался Васнецов. 

                Такими «сыновьями по духу» были многие его ученики. Именно Чистяков посоветовал Васнецову дать согласие на роспись Владимирского собора в Киеве и поддержал идею создания картин на темы русских сказок. Долгие беседы с художниками о Боге, религии и душе обернулись врублевским «Демоном» и «Христом», циклом картин об Иисусе у Поленова.

                 87 лет, прожитых в нескончаемых трудах и поискахѕ И каков итог? Несколько исторических полотен и портретов, незаконченные записки об искусстве и педагогике. Да, но не только. Главный итог — это сотни картин, которые создали благодарные ученики, возвратив миру все то, что вложил в них Павел Петрович.

«Искусство все-таки — красота. А красивое ни угловато, ни крайне быть не должно».

«Хорошо учить — значит, любя учить, а любя ничего не скучно делать».

«Бог — в творчестве. Мы через творчествобеседуем с ним. Бог вообще — в нас».

Источники.

http://smallbay.ru/artrussia/chistyakov.html

http://www.artsait.ru/art/ch/chistykov/main2.htm

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%​D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/052_21.php

maxpark.com

Учитель Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

education, elementary school, learning and people concept - teacher helping school kids writing test in classroom

#48691022 - education, elementary school, learning and people concept - teacher..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Teacher asking her students a question at the elementary school

#43914662 - Teacher asking her students a question at the elementary school

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Teacher teaching her classroom of students at the elementary school

#43914689 - Teacher teaching her classroom of students at the elementary..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Group Of Elementary Age Schoolchildren In Class With Teacher

#42109316 - Group Of Elementary Age Schoolchildren In Class With Teacher

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Pretty teacher smiling at camera at back of classroom at the elementary school Фото со стока

#36388987 - Pretty teacher smiling at camera at back of classroom at the..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

teacher teaching the computer with children in classroom

#38126734 - teacher teaching the computer with children in classroom

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Teacher smiling at camera in classroom at the elementary school

#44850671 - Teacher smiling at camera in classroom at the elementary school

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

This image shows a Hispanic Male Teacher in his classroom

#40344440 - This image shows a Hispanic Male Teacher in his classroom

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Pretty teacher using laptop in computer class at the elementary school Фото со стока

#38077987 - Pretty teacher using laptop in computer class at the elementary..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

The teacher icon. Training and presentation, seminar, learning symbol. Flat Vector illustration Иллюстрация #46782266 - The teacher icon. Training and presentation, seminar, learning..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

school dog with books and a pencil Фото со стока

#18546050 - school dog with books and a pencil

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Beautiful happy young teacher woman standing teaching in front children raising hands up sitting in classroom Иллюстрация #30853131 - Beautiful happy young teacher woman standing teaching in front..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Teacher and pupils working at desk together at the elementary school

#38074808 - Teacher and pupils working at desk together at the elementary..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

3d illustration of the teachers Desk in front of a green Board

#45717798 - 3d illustration of the teachers Desk in front of a green Board

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

ru.123rf.com

Прикольные картинки про учителей (33 фото) • Прикольные картинки и юмор

Наверняка каждый помнит своего первого учителя. Это нелегкая профессия, которая требует много терпения и сил. Бессонные ночи, сидя за проверкой контрольных работ, сорванные уроки, слезы и смех. Это нелегкий путь, который должен пройти каждый учитель. Далее смотрим прикольные картинки про учителей.

06

В любой ситуации старается сделать правильную фигуру)

7

Урок математики)

30afe14de0

694

Очень строгий учитель)

42541

173070_2a724fb0_478954835

Наверное, в классе одни отличники)

232052_m

4629652

92458940_large_gvfjm7tqpk

1337644236_1337544837_0a0b3111fe31b4c65bb91cee548680a6

1349455562_187631920

1349455676_20123549

1391174523_demotivatory_studenty_6

1423048422_0d64fb4b00

1429294201_5ver_asbkcc

1430819006_pozdravleniya_s_dnem_uchitelya-97

1443561535_dem2

126426958304

0610121054221487

ca098df957287b0efc9a0cc4badd28a5_h-43660

Учитель обязательно найдет выход из любой ситуации)

demotivatory-pro-uchiteley-2

demy_pro_uchiteley_02

den-uchitelya-4-04-10-14

hohmodrom_1314848709_042

images

kak-uchitelya-proveryayut-domashnee-zadanie

original

school26

125341233_1349467110_6804

1374651054_prikolnye_kartinki_15-66

ecf3fc2744489c59981d7fcb783570a6

school07

BPGWBA Professor or teacher in classroom holding a "Will Work for Food" sign. Statistical formula on chalkboard in background

БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРОГОЛОСУЙ ЗА ПОСТ!

Загрузка...

Еще интересные подборки:

Прикольные картинки про электриков (39 фото) « Предыдущая запись Что нужно знать, перед тем, как начать зарабатывать в слоты вулкан? Следующая запись »

bipbap.ru

Педагогическое эссе «Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической деятельности» | Учебный блог

Автор: Колпакова Анна Юрьевна, учитель немецкого языка МБОУ «СОШ № 28» г. Муром

В данной работе представлены размышления на тему «Школа будущего».

Колпакова Анна Юрьевна

Учительское кредо: Важно любить свое дело и учеников, отдавать им свои знания, сердце, ум, жизнь, как делали это А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский.

Девиз в работе: Отдавать не только знания, но и самого себя.

Застыть — значит отстать

Учитель — художник, или зарисовки моей педагогической деятельности

Быстро меняющиеся социальные условия, ускорение темпов жизни, увеличение потока информации... и дети в этом мире!?

С началом своей педагогической деятельности я стала усиленно искать ответ на вопросы: «Какой должна быть новая школа? Что нового она предлагает детям? Какие требования ставит перед учителем?»

Для меня работа педагога — это не просто профессиональная деятельность, это творчество, искусство. Я не просто учитель, я — художник, творец. В руках у меня волшебная палитра красок — здесь есть все краски, которые нужны для того, чтобы нарисовать образ новой школы. Как художник, я также непрерывно открываю для себя этот мир, удивляюсь, наслаждаюсь им и хочу именно таким открыть его детям — полноцветным, ярким, многообразным.

Какие краски мне понадобятся, чтобы создать эту картину?

Сначала я беру красный. Красный цвет — цвет любви.

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель».

Эти слова Л. Н. Толстого являются моим педагогическим кредо. Любовь к своей профессии и детям — прочная основа в работе учителя. Только так можно сформировать в них чувство красоты, воспитать нравственные качества и уважение к окружающему миру.

Оранжевый цвет в образе новой школы обозначает яркую интересную активную деятельность учащихся: исследовательскую, творческую, означающую самостоятельное открытие знаний.

«Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне действовать самому — и это останется моим навсегда». На своих уроках я стремлюсь создать условия для того, чтобы учащиеся почувствовали себя в роли первооткрывателей и сами совершили открытие: открытие нового знания или способа действия, небольшое, но очень важное для осознания собственных возможностей, для обретения уверенности в собственных силах.

Жёлтый цвет выражает потребность в раскрытии. Ни для кого не секрет, что, именно раскрытие «таит» в себе счастье, радость и надежду. В новой школе раскрыть личность каждого учащегося, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал мне помогает личностно-ориентированный подход. Все люди разные от рождения: одни с детства активны, другие, напротив, склонны к медлительности, одни чувствительны, другие — раздражительны, у одних проявляется склонность к мечтательности, у других — к активной деятельности. Создать условия, чтобы каждому было интересно и комфортно на уроке — достаточна сложная задача, которую я пытаюсь решить при организации каждого урока.

Поэтому в моей картине появляется зелёный цвет. Это цвет самой природы, он успокаивающе действует на нервную систему, снимает головную боль, усталость, раздражительность. На мой взгляд, современный образовательный процесс должен быть здоровьесберегающим. И я считаю, что главная фигура в этом процессе — педагог, владеющий новыми здоровьесберегающими технологиями.

Я твёрдо убеждена, что образ новой школы был бы не полным без синего цвета — цвета неба, одного из цветов российского флага. В моей картине он обозначает воспитание патриотизма. Для меня очень важно, чтобы мои ученики были настоящими патриотами своей Родины, знали и ценили историю своего народа. Поэтому изучая историю и культуру, Германии, мы с моими учениками сравниваем их с традициями, обычаями, историей нашей страны.

Итак, моя картина готова. Какой же он портрет новой школы? Он написан широкими размашистыми мазками, означающими быстротечность времени и постоянную изменяемость окружающих условий. Но несмотря на это, учитель должен сохранить лучшие черты образа школы:

  • активность учащихся в познавательной деятельности;
  • личностно-ориентированный подход;
  • сдоровьесберегающие технологии;
  • воспитание патриота своей страны.

На мой взгляд, получилась яркая неповторимая картина! Это цвета самой природы, прекрасного окружающего мира. 

xn--80ablbaanka7beun6ae4de9e.xn--p1ai

День учителя! | Блог художника

Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе

Д. Пускин. Дополнительные занятия в школе

Всех учителей поздравляю с их c прошедшим профессиональным праздником! Учителя (с большой буквы) — это вовсе не продолжение указки или краснойпастойдневникомаратели. Это светлые головы, которым повезло понять чуть больше других в отдельных специальностях, и они готовы поделиться этим пониманием с каждым учеником. Но не только за это их можно уважать. Учителя дают намного больше, чем сухие знания: правила, формулы, алгоритмы. Они наши наставники по жизни после родителей. Кто же как не они заботится о нашей осанке и красивом почерке, кто приучает нас к дисциплине и взаимовежливому общению в коллективе, кто прививает уважение к чужому труду и любовь к окружающему миру? Наши любимые, строгие, милосердные, мудрые учителя, просвещайте и наставляйте нас и наших отпрысков. Желаю вам терпения, достойного вознаграждения за ваш труд и благодарных учеников.

А вот подборка картин некоторых художников, отразивших особую школьную атмосферу конца 19-20 вв.

В сельской школе. Художник Владимир Егорович Маковский, 1883

В сельской школе. Художник Владимир Егорович Маковский, 1883

Богданов-Бельский Н.П. Воскресные чтения в сельской школе 1895

Богданов-Бельский Н. П. Воскресные чтения в сельской школе 1895

kartina-b.m.-kustodieva-zemskaya-shkola-v-moskovskoy-rusi

Б. М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Экзамен в сельской школе. Художник И.Е.Репин, 1878.

Экзамен в сельской школе. Художник И. Е. Репин, 1878.

У дверей школы. С открытки кон. XIX в. Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1897.

У дверей школы. С открытки кон. XIX в. Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1897.

У больного учителя. Художник Н.П. Богданов-Бельский , 1901.

У больного учителя. Художник Н. П. Богданов-Бельский, 1901.

Сельская школа. Художник Алексей Иванович Стрелковский, 1872.

Сельская школа. Художник Алексей Иванович Стрелковский, 1872.

Новички. С открытки кон. XIX в. Художник Н. П. Богданов-Бельский

Новички. С открытки кон. XIX в. Художник Н. П. Богданов-Бельский

Награда учителю. А. Харьковский

Награда учителю. А. Харьковский

Морозов А.И. Сельская бесплатная школа 1865

Морозов А. И. Сельская бесплатная школа 1865

Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе 1884 г.

Михаил Нестеров. Экзамен в сельской школе 1884 г.

blogproart.ru

ВСЯ ГОРДОСТЬ УЧИТЕЛЯ В УЧЕНИКАХ

27-04-1

"Сергий Радонежский в школе".

Иллюстрация из "Жития преподобного Сергия Радонежского" из собрания Троице-Сергиевой Лавры.

 

"Когда Варфоломею (будущему Сергию) исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. В то время люди в России были очень богомольны: любили длинные церковные службы, хорошее пение и своих детей начинали учить с молитв и псалмов. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков и учиться по ней было не так легко. Учителем обычно был дьячок и строго наказывал детей, которые плохо занимались. Часто ставил их в угол, на колени, и детям было стыдно, когда товарищи над ними смеялись, а родители очень огорчались, если дети их плохо умели читать Слово Божие".
 27-04-2  

Учитель и ученики.

(1360—1375, манускрипт "Всякое благо"

("Omne Bonum") Джеймса ле Палмера, Британская библиотека, Лондон).
 27-04-3  

Учитель и школяры.

Миниатюра XV в.
 27-04-4  

Дюрер Альбрехт

(1471—1528)

Учитель с учениками.

 Великий философ Эразм Роттердамский так говорил о мастерстве художника: "Я восхваляю великое мастерство Альбрехта Дюрера — гравера, позволявшее ему без помощи красок, одними лишь черными штрихами, передать все доступное человеческому зрению и чувству. Дюрер все может выразить в одном цвете, то есть черными штрихами. Тень, свет, блеск, выступы и углубления, благодаря чему каждая вещь предстает перед взором зрителя не одной только своей гранью. Остро схватывает он правильные пропорции и их взаимное соответствие. Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, — огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека, проявляющуюся в телодвижениях, едва ли не самый голос. И все это передает он черными точнейшими штрихами..."

 27-04-5  

Учитель и ученики в османском мактабе.

1595—1603.
 27-04-6  

Перов Василий Григорьевич

(1833—1882)

Учитель рисования. 1867

Картина знакомит нас с участью художника, преданного идеалам прекрасного, но не нашедшего признания. Пожилой, с реденькими волосиками, в потертом, но аккуратном костюме, с потухшим взором, направленным поверх очков в никуда, он сидит, словно пришибленный жизнью, держа в руке рисовальный грифель. Внизу, возле кресла (с какой простотой, несколькими светлыми мазками оно характеризовано!), папка с рисунками, видавший виды цилиндр. За спиной учителя на пюпитре учебные таблицы, предназначенные для копирования: глаз в трех поворотах, губы.

В этой крохотной по размерам (25/20см) картине, пожалуй, самое поразительное заключается в высочайшей композиционной ее сложности. И дело здесь не в соотношениях цветовых пятен, гармонии линий и контуров, которыми в последнее время все чаще определяются достоинства живописи, а в наполненности произведения неспокойной мыслью художника, болью его чуткого сердца. Многоплановый рассказ о горестной доле учителя Перов решает самым выразительным, умным и лаконичным образом — через одну фигуру, соподчиняя менее значительное ведущей пластической и смысловой идее.
 27-04-7  

Ростислав Владимирович Слетов

(род. 1921)

Учительница
 27-04-8  

Ефим Михайлович Чепцов

(1874—1950)

Школьные работники (Переподготовка учителей). 1925

 Художник Чепцов изобразил на своей картине знаменательный период в жизни советской школы. Школа перестраивалась в те годы на новый лад, старые программы были отброшены, многому должны были поучиться и сами педагоги. Вышедшие из учительских семинарий, закончившие всевозможные курсы, они по-новому должны были излагать учебные предметы, воспитывать нового человека строящегося социалистического государства

 27-04-9  

Николай Михайлович Ромадин

(1903—1987)

Сельская учительница
 27-04-10  

Виктор Михайлович Панфилов

(1924—2009)

Сельская учительница
 27-04-1127-04-12  

Константин Александрович Трутовский

(1826—1893)

Приезд учительницы

Сельская учительница
 27-04-13 27-04-14  

Игорь Александрович Раздрогин

(род 1923)

Сельская учительница. 1958.

Сельская учительница. 1990

 Картина в 1960 г. удостоена Ленинской премии.

Спустя 30 лет художник вновь посетил эти места, разыскал постаревшую учительницу и написал новый вариант картины: "Сельская учительница — 1990".
 27-04-15  

Таисия Николаевна Скородумова

(род 1928)

В школе
 27-04-16  

Абрам Моисеевич Харьковский

(1911—1995)

Награда учителю

 Пожилая заслуженная (медаль на груди) учительница окружена ученицами (люди старшего поколения еще помнят деление на женские и мужские школы — был такой период в советской педагогической практике). Букеты, улыбки, поздравления, вопросы и… любовь в глазах учительницы, восхищение в детских глазах.

 27-04-17  

Дмитрий Иванович Пускин

(1919—1998)

Дополнительные занятия в школе

 Закончились уроки, проверены тетради, почти все дети разошлись по домам. Остались только те, кому нужна особая помощь учителя.

Обратите внимание на лицо пожилой учительницы — внимание, усталость, тревожное ожидание замерли на ее лице. Палец замер на сложном слове, рука подпирает голову… как же тяжело научить читать. Читать внимательно, четко проговаривая слова, понимая прочитанное. И как сложно порой сохранять спокойствие и доброжелательность, не напугать, не заставить замкнуться в себе.
 27-04-18  

Ирина Николаевна Воробьева

(1932—1993)

Учительница. 1957 г.
 27-04-19  

Александр Хаскелевич Кержнер

(1912—1981)

В первый класс. 1950 г.

 

Николай Петрович Богданов-Бельский

(1868—1945)

Художник так определил главную тему своего творчества "Я так много лет провел в деревне, так близок был к сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за их непосредственность, даровитость, что они сделались героями моих картин".

Николай Богданов-Бельский — русский художник, запомнившийся своим друзьям как очень добрый, жизнерадостный человек. Любил писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши. "Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…", — написала в письме одна из учительниц, откликнувшись на призыв художника бережно относиться к детству.

 Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского. 1895

 

 

 

 

На картине изображена деревенская школа XIX века во время урока арифметики. Учитель — реальный человек, Сергей Александрович Рачинский, ботаник и математик, профессор Московского университета. На волне народничества в 1872 году Рачинский вернулся в родное село Татево, где создал школу с общежитием для крестьянских детей, разработал уникальную методику обучения устному счёту, прививая деревенским ребятишкам навыки и основы математического мышления.

Нужно сказать, что художник сам учился в школе Рачинского (существующей и поныне!), позднее стал педагогом и посвятил множество полотен школьной теме, отражая на них крестьянских детей за школьными занятиями.

 У дверей школы. 1897

Это автобиографическая картина. Будущий художник, мальчиком, затаив дыхание, стоял в волнении за порогом класса.

 

 

Воскресное чтение в сельской школе. 1895.

С. А. Рачинский стал в жизни мальчика человеком, благодаря которому и состоялась судьба Николая Петровича Богданова-Бельского. Сам Николай Петрович часто говорил, что "…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан". Впоследствии портрет Рачинского будет написан в картине "Воскресное чтение в школе" (1895).
 27-04-23  

Иван Алексеевич Владимиров

(1869—1947)

В женской школе
 27-04-24  

Кустодиев Борис Михайлович

(1878—1927)

Земская школа в Московской Руси

 ... А прежде сего училища бывали в Российском царствии, на Москве, в Великом Новограде и по иным градам... Грамоте, писати и пети, и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и чтецы славны были во всей земле.

Из книги «Стоглав»

Сам учитель изображен на картине справа. Он чинно сидит под образами. Вся его поза и лицо говорят о серьезности того дела, которое он выполняет. Перед учителем лежит раскрытая книга, но он в нее не смотрит. Он внимательно наблюдает за всем, что делают его ученики, готовый в любую минуту либо похвалить за старание, либо наказать за неаккуратность.

На Руси осознавали значение грамоты, и потому стремились дать детям образование, отправляя их в земские школы. Обустройству учебного заведения уделяли не мало значения. Обстановка в земской школе, изображенной Кустодиевым, хоть и строга, но окружена каким-то теплом. Это тепло излучает дерево, из которого сделано все вокруг: и пол, и стены, и потолок, и нехитрая мебель. В школе удивительная чистота. Некрашеный деревянный пол натерт до блеска. Из небольших оконцев льется солнечный свет. Отражаясь от натертого пола от гладкой поверхности стола, он заливает всю комнату, отчего она кажется уютной. На одном из подоконников мирно дремлет кошка.

На картине много зеленого цвета различных оттенков. Б.М. Кустодиев любил этот цвет. Она создает впечатления покоя и размеренности школьной жизни, где нет места суете и лени. Знания несут свет, которого так много на полотне. Б.М. Кустодиеву удалось показать всю важность учения. Это понимает учитель. Это понимают и дети.
 27-04-25  

Александр Иванович Кречетов

(1910—1993)

Первое сентября
 27-04-26  

Василий Васильевич Соколов

(1915—2013)

Школа
27-04-27   

Морозов Александр Иванович

(1835—1904)

Сельская бесплатная школа. 1865

На картине Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.

Это было правление Александра II, характеризующееся введением всесословного образования. Возможно, обучение этих крестьянских детей велось по книгам Ушинского ("Детский мир", "Родное слово"), уже изданным к моменту написания картины.
 27-04-28  

Алексей Иванович Стрелковский

(1819—1904)

Сельская школа. 1872

Стрелковский также любил писать сцены из крестьянской жизни и часто изображал в своих картинах детей.

А сценку из каждодневной крестьянской жизни можно увидеть в картине "Сельская школа". На крыльце деревянной избы стоит, подбоченясь, босоногая девочка. Над ней на деревянной дощечке можно прочитать надпись "Сельская школа". В этой школе учатся деревенские дети, и сейчас у них переменка или уроки уже кончились. К одной из школьниц подошла неграмотная крестьянская женщина с просьбой прочесть письмо. И вот девочка вслух читает его крестьянке. Та слушает, подперев кулаком щёку, и, вероятно, вспоминает своих родных, от которых пришло письмо и которые где-то далеко. А рядом примостилась малышка. В одной руке у неё кусок чёрного хлеба, а в другой – верёвочка с простенькой игрушкой — деревянной тележкой на колёсах. Этой девочке, конечно, ещё рано ходить в школу — её взял с собой кто-то из старших, чтобы не оставлять одну дома. Получается, что художник Стрелковкий сочинил в одной картине целый рассказ, который легко "прочтёт" внимательный зритель.
 27-04-29  

Михаил Васильевич Нестеров

(1862—1942)

Экзамен в сельской школе. 1884

Художник замечательно изобразил эмоциональное состояние экзаменуемого ребенка — это смущение, волнение, непонимание чего от него хотят (возможно, не научив), даже страх перед этой комиссией, в которой есть его учитель, по виду — приходящий священнослужитель и некий, говоря современным языком, представитель деревенской общественности, возможно, попечитель данной школы. Критики относят эту картину молодого художника к остро-обличительным. По историческим документам известно, что родители не были обязаны посылать детей в школу, и дети не одновременно приступали к учёбе и так же не одновременно оставляли учёбу, так что большинство детей училось около пяти месяцев в году. Земскую школу иногда иронически называли "трёхзимней". Основной причиной короткого учебного года называлась занятость крестьянских детей, даже самых маленьких, в домашнем хозяйстве — родители могли себе позволить отпустить их в школу только в зимнее время года, когда не было сельскохозяйственных работ

 27-04-3027-04-31

 

 

Маковский Владимир Егорович

(1846—1920)

Приезд учительницы в деревню. 1897.

В сельской школе. 1883

 В поисках наиболее волнующих, злободневных тем Маковский нередко обращается к образам трудового народа, внимательно присматривается к жизни крестьян и сельской интеллигенции. В его картинах нет тех ноток сатиры, как в показе обывателей, мещан, купцов, чиновников или других представителей привилегированных классов. Персонажи в его картинах полы большой внутренней жизни и искренности чувств.

 27-04-32  

Алексей Степанович Степанов

(1858—1923)

Приезд учительницы. 1889
 27-04-33  

Кабанов Николай Михайлович

(1877—1942)

Народная учительница
 27-04-34  

Антонина Александровна Долинина

(1925—2004)

Портрет сельской учительницы

Портрет написан в начале 1970-х годов в технике картон, масло. Изображена учительница химии Каминская Елизавета Михайловна.

 27-04-35  

Дмитрий Иванович Маевский

(1917—?)

Портрет сельской учительницы
 27-04-36  

Руфина Дмитриевна Головина (Анисимова)

(род. 1927)

Портрет учительницы Смирновой А.А.
 27-04-37  

Магнус Энкель

(1870—1925)

Начальная школа

 Классная комната, ряд парт. Дети серьезны и сосредоточены. Учительница (темная глухая блуза, темно серая юбка, строгий узел волос) помогает ученику справиться с упражнением. Но, не смотря на всю строгость внешнего вида учительницы и аскетичность интерьера классной комнаты, картина вызывает теплые чувства —  лицо учительницы выражает доброту и заботу, уголки ее губ тронуты едва заметной улыбкой

 27-04-38  

Морган Вестлинг.

Сельская школа

 На картине изображен урок чтения в сельской школе,  который  проводит молодая учительница. Она полностью увлечена своей работой и вдохновенно читает книгу.

Обратите внимание на ее учеников! И вспомните свое детство … Ничто не меняется, и дети во все времена остаются детьми! Кто-то внимательно следит  по книге за читаемым, кое-кто не сводит глаз с учительницы (ее лицо, мимика гораздо интереснее книги), а кто-то и отвлечен более "важными" делами: беседой с соседом или неотложными делами.
 27-04-39  

Норман Роквелл

(1894—1978)

День рождения учительницы

 Известный американский художник и иллюстратор Норман Роквелл, со свойственным ему мастерством рассказывает трогательную историю о дне рождения учительницы. Юные ученики, в спешке  написав поздравления на доске, с трепетом упаковав  подарки, встречают внезапно вошедшую в класс учительницу.

Мисс уже довольно не молодая женщина, посвятившая свою жизнь школе и ученикам, с умилением и радостью принимает столь дорой для нее подарок — признание любимых учеников.
 27-04-40  

Адриан ван Остаде

(1610—1685)

Школьный учитель

Адриан ван Остаде, нидерландский художник и гравёр, написавший большое количество жанровых картин малого формата, большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Среди таких картин — "Школьный учитель" (1662), отмеченная добродушным юмором и поэтичной созерцательностью.

 27-04-41  

Альфред Rankley

(1819—1872)

Деревенская школа
 27-04-42  

Огюст де Пинелли

(1823 — после 1878)

Мавританская школа
 27-04-43  

Элизабет Армстронг

(Elizabeth Armstrong)

School is Out
 27-04-44  

Jacob TaanmannWhen

Teacher's Back Is Turned
 27-04-45  

Эдвард Генри Ламсон

(1841—1919)

Деревенская школа

 

Эдвард Генри Ламсон, американский художник. Из-за его любви и большого внимания к деталям в картинах, посвящённых раннему периоду колонизации Америки, современники признавали его как подлинного исторического художника.
 27-04-4627-04-47 27-04-48  

Андре Анри Даргелас

(1828—1906)

Защита школьников.

 

 

 

 

 

Маленькие мошенники.

 

 

 

 

В классе

 Андре Анри Даргелас, французский художник, любивший наблюдать за жизнью детей, и изображать их в своих картинах. Группы счастливых мальчиков и девочек, юношеские игры на фоне сельских пейзажей, школьные занятия были любимыми сюжетами  художника.

 27-04-49 27-04-5027-04-51 27-04-52 27-04-53

 

 

Фердинанд Бракелеер

(Ferdinand I. de Braekeleer, 1792—1883).

Деревенская школа.

 

 

 

Награждение.

 

 

 

Сельская школа

 

 

Наказанный ученик.

Урок музыки
 27-04-54  

Emil Funk

(1854—1864)

Молодая женщина приводит дочь учителю сельской школы. 1880 г.
 27-04-55  

Lucio Rossi

(1846—1913)

Le Professeur De Géographie
 27-04-56  

François-Louis Lanfant

The Math Lesson
 27-04-57  

Emil Brack

Lesson Time
 27-04-58  

Ede Török

Die ländlichen Schule
 74  

Otto Brandt

The Village School
 27-04-59  

Emily M. Merrick

Leçon de français
 27-04-60  

Беноццо Гоццоли

(1420—1497)

Школа в Тагасте

(фреска из жизни Святого Августина)

Ребенка отдают в чужие руки, сейчас бы сказали — в частный пансионат. Дома какое воспитание? Мамки, няньки забалуют ребенка, а надо, чтобы человеком вырос. Два школяра постарше с грустью смотрят на новенького, они знают, что его ждет. Справа — помощник учителя держит розгу и готов сейчас же пустить ее в ход.

Учителя мы обнаруживаем а нижнем левом углу. Он руками с силой разворачивает к себе лицо маленького Авгуcтина, как бы говоря: "Я твой учитель, гляди на меня, не отводи взгляд, когда со мной разговариваешь!"

Очевидно, маленький упрямец не желал смотреть в глаза чужому. Папа и мама делают протестующие движения руками. Они, может быть, никогда не били сына, и никто другой не смел его пальцем тронуть. Но они не возразят вслух. Папа даже сжал губы, хотя ему хочется вымолвить что-то неприятное, прогнать этого небритого недоброго наставника.

 Но — не прогонит. Надо, чтобы мальчик вырос человеком. И ведь вырос.

27-04-61 27-04-63 27-04-64

 

 

Анри-Жан Жюль-Жоффруа

(1853—1924)

 

Анри-Жан Жюль-Жоффруа — французский художник, получивший известность благодаря картинам, изображающим жизнь детей в детском саду и школе, наполненную разнообразными событиями.

Скромный и трудолюбивый Жюль в начале своей карьеры жил на съёмной квартире с двумя школьными учителями, которые часто служили ему в качестве моделей. Окна его комнаты-студии выходили на школу, и наблюдения за детьми тут же находили своё отражение в картинах.

 Урок Корана.

Детский класс.

Окончание уроков.

Снова в школу
 27-04-65

 

 

 

Иоганн Петер Хазенклевер

(1810— 1853)

Школьный урок

 Хазенклевер немецкий живописец; писал жанровые сцены, портреты; создал ряд рисунков и акварелей. Большую известность принесла Хазенклеверу серия полотен на сюжеты из "Иобсиады" К. А. Кортума, повествующие о жизни деревенского учителя Иобса (Дюссельдорф, Художественный музей). В духе мастеров голландской живописи очень конкретно переданы интерьеры, мимика всех персонажей. В сценах "Иобс в роли учителя" (1845), "Возвращение студента" (1837), "Иобс — студент" (1840), "Иобс на экзаменах" (1840), "Иобс — ночной сторож" (1850) изображены забавные ситуации.

 

27-04-6627-04-67
 

Ян Стен

(1626—1679)

Урок труда.

Строгий учитель

Стен Ян — знаменитый голландский художник, самый жизнерадостный и остроумный живописец 17 столетия, известный художник-жанрист, названный так благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, беззлобной иронией, в которых жизнь представлена как обширная комедия нравов.

 27-04-68 27-04-69 27-04-70 27-04-71 27-04-72 27-04-73  

Самуэль Альбрехт (Альберт) Анкер

(1831—1910)

Альберт Самуил Анкер швейцарский художник и иллюстратор. Благодаря своим многочисленным картинам сцен швейцарской деревенской жизни 19-го века, был прозван швейцарским "народным художником".

Искусствоведы рассматривают детский мир Анкера с точки зрения педагогических перемен в Европе в конце 19 века.

Художник много изображает учеников и учениц с грифельной доской, тетрадью, письменными карандашами и учебниками. Он рассказывает также о том времени, когда образование было еще недоступно для крестьянских детей, их все воспринимали, как маленьких взрослых. Лишь в 1874 году Швейцарской конституцией было введено бесплатное школьное начальное и девятилетнее обязательное образование.

 Песталоцци в приюте.

Песталоцци и дети.

Экзамены в школе.

Урок в сельской школе.

Урок гимнастики в Инсе.

Школьная прогулка

mspu.by


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта