Музыка Фото со стоков и изображения. Музыка картина
Музыка (картина Матисса) Википедия
«Музыка» (фр. La Musique) — картина французского художника Анри Матисса, написанная им в 1910 году по заказу коллекционера живописи С. И. Щукина.
История
В 1908 году московский купец, меценат и коллекционер живописи Сергей Иванович Щукин, который был хорошо знаком с Матиссом, предложил художнику исполнить декоративные панно для декорации лестницы его особняка в Знаменском переулке, аллегорически изобразив процессы музыки и танца[1]. Матисс прислал эскизы с несколькими вариантами работы. В интервью 1909 года он пояснил, что, по его замыслу, человеку, входящему в дом с улицы, нужно «сообщить чувство облегчения», поэтому для первого этажа художник выбрал сюжет с танцем. На втором этаже, полагал он, был более сообразен сюжет с музицирующими и слушающими. Так появились парные панно «Танец» и «Музыка». В планы Матисса входило и написание третьего полотна, «Купание» (или «Медитация»), на котором были бы изображены отдыхающие, однако дом Щукина был двухэтажным, и его заказ предполагал создание только двух композиций, вследствие чего «Купание» сохранилось лишь в набросках автора. Тема панно «Музыка» была близка и Щукину, при обсуждении заказа писавшему, что у него дома часто исполняют классические произведения, а в зимнее время регулярно даются концерты[2].
Незадолго до отправки в Россию оба панно были выставлены на парижском «Осеннем салоне» 1910 года, вызвав грандиозный скандал эпатирующей обнажённостью персонажей и неожиданностью трактовки образов[3]. В связи с этим Щукин отказался от них, но уже вскоре, по прибытии в Москву, изменил своё решение. В срочной телеграмме, отправленной Матиссу, он сообщил, что окончательно согласен приобрести работы, а затем подтвердил свои намерения письмом «Сударь, — писал коллекционер, — в дороге (два дня и две ночи) я много размышлял и устыдился своей слабости и недостатка смелости. Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»[4].
Примечательно, что, несмотря на своё согласие «сражаться», при получении картины Щукин попросил Матисса закрасить гениталии изображённых на ней персонажей, которые, в частности, стали одной из причин скандала на Осеннем Салоне. Этой просьбой он опроверг свои слова о решении «пойти наперекор нашим буржуазным воззрениям и поместить на лестнице своего дома картину с обнажёнными»[5]. Щукин понимал, что для признания художника московской публикой его собственных убеждений было недостаточно.
Обе картины — «Танец» и «Музыка» — благополучно прибыли из Парижа в Москву в начале декабря 1910 года.
Картина
Работая над мужскими фигурами при написании картины, Матисс стремился свести их к элементарным формам[1]. Он осознанно лишал героев индивидуальности, наделяя их почти идентичными чертами лица и телосложением, чтобы изображённое воспринималось зрителем как единое целое. Своей главной задачей художник считал достижение цветовой гармонии полотна с опорой на контраст: следуя поставленной цели, он окрасил фигуры персонажей в яркий пунцовый оттенок, сбалансировав его интенсивными цветами синего неба и зелёной травы. Таким образом, Матисс сумел усилить выразительность палитры за счёт яркости всего лишь трёх цветов — «небесной лазури, розовой свежести тел и зелени холма»[6]. Примечательно, что мужские фигуры изначально были обведены чёрным контуром, лишь впоследствии заполненным краской. Фон в «Музыке», предельно упрощённый художником, играет второстепенную роль[7].
Всего на холсте изображено пятеро персонажей, двое из которых играют на музыкальных инструментах — скрипке и двуствольной свирели, а остальные поют. Поза музыканта-скрипача была детально, точно воспроизведена Матиссом, поскольку тот сам владел игрой на скрипке. Все люди на картине находятся в неподвижности, оцепенении. Матисс сознательно выписал их силуэты упругими, гибкими линиями, чтобы придать полотну музыкальный ритм[6].
Поиск композиционного решения не давался автору картины легко: известно, что Матисс неоднократно переписывал сцену. Так, в первоначальной версии «Музыки» у ног скрипача находилась собака. По мнению ряда исследователей творчества художника, это было отголоском древнегреческого мифа об Орфее, зачаровывавшем своей игрой на лире и людей, и животных[5].
Сам Матисс не упоминал о какой-либо трактовке «Музыки». Существует лишь предположение о том, что изображённые в правой части холста три подогнувших колени фигуры могут олицетворять нотные знаки, а скрипач символизирует скрипичный ключ[1]. Другие искусствоведы полагают, что пунцовый, зелёный и синий оттенки композиции соответственно символизируют три стихии — огонь, землю и воздух[8].
Написанное как парное к «Танцу», панно «Музыка» имеет ряд сходств и отличий в сравнении с ним. Полотна объединяет схожесть цветовых гамм и количество изображённых фигур. Но, если на «Танце» изображены женские персонажи, то на «Музыке» — мужские. Герои «Танца» динамичны, они стремятся вырваться за пределы полотна, в то время как фигуры в «Музыке» — статичны, спокойны и практически изолированы друг от друга, полностью погружены в музыку[1]. «Танцем» правит дионисийское начало, «Музыкой» — аполлоническое[9].
Примечания
- ↑ 1 2 3 4 «Художественная галерея», 2005, с. 11.
- ↑ Апель, 2007, с. 58—60.
- ↑ Самин, 2004, с. 349—350.
- ↑ Апель, 2007, с. 58.
- ↑ 1 2 Апель, 2007, с. 61.
- ↑ 1 2 Геташвили, 2006, с. 291.
- ↑ «Художественная галерея», 2005, с. 10.
- ↑ Самин, 2004, с. 349.
- ↑ Апель, 2007, с. 60—61.
Литература
Ссылки
Музыка Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#43850249 - Music notes backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48849348 - Group Of Pre School Children Taking Part In Music Lesson
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45334052 - Closeup shot of young woman listening to music with mobile phone..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44772152 - Kid listen music at home. Hipster child with retro vintage radio
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#44973740 - Music notes and signs set. Hand drawn music symbol sketch collectionВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#39263506 - Grunge black and white piano keysВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#45285707 - Multicolor Musical Design From Music Staff Elements With Treble..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#57510347 - Christmas decorations on music sheets with snow effect
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#17867483 - Illustration of a music note on a white backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36474519 - American Country music background with guitar and cowboy hat
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43089688 - Crowd at concert
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#47935248 - Music sheets on wooden background
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#34897319 - Handwritten musical notes, shallow DOF
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#40823102 - Crowd at concert - retro style photo
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#38116807 - Colorful music instruments backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37390367 - Colorful G-clef backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37730113 - Music notes on colorful abstract watercolored backgroundВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#42500997 - Vintage Gramophone, Record player background with floral ornament,..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35597434 - Page dividers, calligraphic design elements and page decoration..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30278802 - Music notes composition, musical theme background, vector illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41908783 - Child with music instruments. Musical education for kids. Colorful..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43638418 - Heart shaped hands at concert, loving the artist and the festival...
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43133372 - Music, musical instruments and vintage tape recorders
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36610112 - Abstract sheet music design elements depicting music staves with..Вектор
ru.123rf.com
ЖИВОПИСЬ О МУЗЫКЕ (СТО КАРТИН О МОЦАРТЕ. Часть IV - Жизнь Моцарта в картинах.)
Продолжение. Предыдущие части
.
Очередной моцартовский вернисаж, куда вошли жанровые картины, рассказывающие о жизни великого композитора. Признаюсь, некоторые из них я увидел впервые в процессе поисков материала. Разлет авторов картин прежний - от современников Моцарта до художников XXI века. Что подтверждает тезис о том, что "Моцарт - наше всё в музыке"! В дополнение к картинам публикую небольшую подборку стихов, посвященных композитору.
Raoul Dufy (French, 1877-1953) Mozart. 1941 г.
Pietro Fabris (Italian, 1754-1804) Kenneth Mackenzie, 1st Earl of Seaforth (1744-1781), at home in Naples: Concert Party. 1771 г. National Galleries of Scotland
Картина итальянского художника Пьетро Фабриса - настоящий живописный документ, ибо написана в 1771 году при жизни Моцарта. На картине (слева направо) художник изобразил себя с планшетом в руках, а за клавесином Вольфганга Амадея и Леопольда Моцартов. Со скрипкой изображен британский дипломат и археолог, антиквар и покровитель изящных искусств Уильям Дуглас Гамильтон (1730-1803), который с 1764 по 1799 год состоял на дипломатической службе Великобритании при дворе королевства Неаполь, исследовал местные вулканы и землетрясения и написал книгу о древнеримских Помпеях и Везувии. Спиной к зрителю изображен хозяин дома - Кеннет Маккензи, виконт Фортроз, 1-й граф Сифорт (1744-1781), который был британским пэром и политиком, любил устраивать музыкальные вечеринки в своем доме в Неаполе, когда приезжал в Италию. Справа со скрипкой изображен итальянский композитор и скрипач Гаэтано Пуньяни (Giulio Gaetano Gerolamo Pugnani, 1731-1798). С Пуньяни Кеннет Маккензи был знаком по Лондону, где композитор с конца 1750-х служил концертмейстером оркестра Итальянской оперы, а в 1770 году вернулся на родину по приглашению короля Сардинии занять место "первой скрипки" в придворной капелле в Турине.
A. Hoelzer Hauskonzert bei Wolfgang Amadeus und Constanze Mozart in Wien. 1785 г. Berlin
Gustav Adolf Closs (German, 1864-1938) Mozart playing the piano with the Imperial Family Joseph II.
Иосиф II (Joseph II.1738-1790) - старший сын Марии Терезии, с 1764 года король Германии, с 1765 - избран императором Священной Римской империи. 18 августа 1765 года,, до конца ноября 1780 года был её соправителем; После смерти матери в 1780 году унаследовал владения Габсбургов - эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское.
Rudolf Alfred Höger (Austrian, 1877-1930) Das Hofkonzert (Mozart in aristocratic Salon).
Paul Allais (French, 1827-1897) Beethoven with Mozart, 1787.
Судя по биографии Моцарта, он встречался с Людвигом ван Бетховеном в своей жизни один раз – весной 1787 года, когда шестнадцатилетний Бетховен приезжал из Бонна в Вену и давал концерт в присутствии Моцарта. Ни один документ того времени (письма Бетховена, Моцарта или воспоминания современников композиторов) не подтверждает историю знакомства двух великих композиторов. Она появляется в биографиях Бетховена уже в XIX веке в интерпретации его биографов.
Unknown Artist Beethoven playing at Wolfgang Amadeus Mozart 's, 1787.
Отто Ян, Мейнард Соломон, Купер и Хаберл по разному трактуют эту встречу, но суть ее сводится к тому, что Бетховин был представлен Моцарту, играл с ним по его просьбе и даже брал несколько уроков у него. Биографы пишут, что Моцарт несколько холодно воспринял игру Бетховена, и Людвиг, заметив это, попросил темы для импровизации, и начал так вдохновенно играть, что привлек внимание Вольфганга, и в конце тот воскликнул: «Этот молодой человек сделает себе имя в мире!». Пишут, что Бетховен собирался стать учеником Моцарта, но во-первых, тот отказал, поскольку в его доме уже жил девятилетний ученик Иоганн Непомук Гуммель, а во-вторых, Бетховена срочно вызвал домой отец, поскольку тяжело заболела мать Людвига (она умерла от туберкулеза в июле того же года). Бетховен был вынужден содержать семью – отца-алкоголика и двух младших братьев.
Reba Gliati (Italian) Ludwig van Beethoven playing to Mozart.
Бетховен вернулся в Вену в 1792 году, через год после смерти Моцарта. Некоторые исследователи жизни композиторов предполагают, что Моцарт и Бетховен вообще никогда не встречались, и это очередная красивая легенда.
Unknown Artist The Ceremony of Initiation the Adept in the Viennese Masonic Lodge "New Crowned Hope" (Церемония посвящения адепта в венской масонской ложе "Новая венценосная надежда"). 1790 г.Исследователи утверждают, что самым крайним слева изображен Моцарт.
***
Моцарт вырос. Он теперь не вундер-кинд, а враг, соперник, конкурент.Нет аплодисментов, роз и лентТам, где зависть в беспощадном бунтеНовый обозначила акцент.
Моцарт вырос. Те же лица, что - онВидел - улыбались, нынче - злы.Всюду взгляды - острые углы,И камзол в который раз заштопан,Башмаки потертые малы.
Моцарт вырос. Больше он не нуженДля увеселения двора.Не годится новая играКак сюрприз на королевский ужин, -Моцарта заменит мишура.
Калерия Соколова
Unknown painter Wolfgang Amadeus Mozart Composing in his Room in Vienna. 19th century
Franz Xaver Wolf (Austrian, 1896-1990) Wolfgang Amadeus Mozart.
Giovanni Antonio Sasso (Italian, active circa 1801-1816) Mozart at the Spinet, 1785. 1815 г.
Anton Romako (Austrian, 1832-1889) Mozart playing the Harpsichord. 1877 г.
Lionello Balestrieri (Italian, 1874-1958) Wolfgang Amadeus Mozart composing "Don Juan".
Дуэт для скрипки и альта
Моцарт в легком опьяненьеШел домой.Было дивное волненье,День шальной.
И глядел веселым окомНа людейКомпозитор Моцарт ВольфгангАмадей.
Вкруг него был листьев липыЛегкий звон."Тара-тара, тили-тики,-Думал он.-
Да! Компания, напитки,Суета.Но зато дуэт для скрипкиИ альта".
Пусть берут его искусствоЗадарма.Сколько требуется чувстваИ ума!
Композитор Моцарт Вольфганг,Он горазд,-Сколько требуется, столькоИ отдаст...
Ox, и будет АмадеюДома влет.И на целую неделю -Черный лед.
Ни словечка, ни улыбки.Немота.Но зато дуэт для скрипкиИ альта.
Да! Расплачиваться надоНа мируЗа веселье и отрадуНа пиру,
За вино и за ошибки -Дочиста!Но зато дуэт для скрипкиИ альта!
Давид Самойлов
Rudolf Ritter von Alt (Austrian, 1812-1905) Mozart in seinem Zimmer auf dem Kahlenberg an der Zauberflöte arbeitend. Summer 1791 (Моцарт в своей комнате на Каленберг работает над "Волшебной флейтой". Лето 1791). Austrian National Library
V. Janscheik (1756-1791) Mozart with his tutor, Josef Haydn.
T. Beck Wolfgang Amadeus Mozart playing an Ornate Harpsichord (Вольфганг Амадей Моцарт играет на декоративном клавесине).
Berthold Genzmer (German, 1858-1927) Mozart.
Arthur Batt (British,1846-1911) Mozart composes Music in the Billiard Room (etching).
Josef Büche (Austrian, 1848-1917) Mozart beim komponieren (Моцарт сочиняет).
Песенка о Моцарте
Моцарт на старенькой скрипке играет.Моцарт играет, а скрипка поет.Моцарт отечества не выбирает -просто играет всю жизнь напролет.Ах, ничего, что всегда, как известно,наша судьба - то гульба, то пальба...Не оставляйте стараний, маэстро,не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь на остановке конечнойскажем спасибо и этой судьбе,но из грехов своей родины вечнойне сотворить бы кумира себе.Ах, ничего, что всегда, как известно,наша судьба - то гульба, то пальба...Не расставайтесь с надеждой, маэстро,не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые:миг -и развеются, как на кострах,красный камзол, башмаки золотые,белый парик, рукава в кружевах.Ах, ничего, что всегда, как известно,наша судьба - то гульба, то пальба...Не обращайте вниманья, маэстро,не убирайте ладони со лба.
Булат Окуджава1969 г.
Unknown Artist Mozart mit seiner Constanze auf der Hochzeitsreise. Postkarte des XIX Jahrhunderts (Моцарт с Констанцией во время медового месяца. Почтовая открытка XIX века).
Carl Röchling (German, 1855-1920) Mozart playing Piano for Young Songstress (Mozart and Aloysia Weber).
Hans Volkmer (German, 1870-?) Mozarts erste Liebe (Первая любовь Моцарта). 1918 г.
Pauli Ebner (Austrian, 1873-1949) Mozart und seine Familie (Моцарт со своей семьей).
Unknown Artist Mozart & Constanze.
Моцарт
................Люблю я Моцарта; умел он забавляться,Дурного скрипача и слушать и смеяться;Он даже сочинил чудеснейший квартет,Где все - фальшивый звук и ладу вовсе нет;Над этим, как дитя, он хохотал безмерно,Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный!Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,Который в хаосе встречает ряд утех,Затем, что на сердце - дорогою привольной -Так просто весело и внутренно не больно!
Николай Огарев1860-е гг.
Carl Joseph Geiger (Austrian, 1822-1905) Mozart directing imaginary actors from the operas "Don Giovanni" and "The Magic Flute" (Моцарт дирижирует воображаемыми актерами из опер "Дон Жуан" и "Волшебная флейта").
Акмаев Равиль (Украина, род. 1948) Ах, Моцарт! Ты солнца сын!
Milo (Maurilio) Manara (Italian, born 1945) Illustrazione per il libro "Pentiti" su Mozart (Иллюстрация к книге "Покайся!" о Моцарте). 2005 г.
Milo (Maurilio) Manara (Italian, born 1945) Illustrazione per il libro "Pentiti" su Mozart (Иллюстрация к книге "Покайся!" о Моцарте). 2005 г.
Angelo Makula (Austrian, born 1959) Picknick mit Mozart. 2005 г.
Unknown Artist Wolfgang Amadeus Mozart at a Rehearsal "Die Entführung aus dem Serail" in Berlin, 1789 (Вольфганг Амадей Моцарт на репетиции "Похищение из сераля" в Берлине в 1789 году).
Моцарт
По кратким мостовым брусчатой Вены,В зелёном узкоплечем сюртуке,Бывало, брёл кузнечик вдохновенныйВ мир этот залетевший налегке;
Давно забыты - шал упруго-краткий,Парик и папка чёрная для нотИ лёгкие подвижные лопатки,И вдруг, над явью воспарявший рот...
Бывало, воздух хлебен, жирен, мылен,И как бульон, со стен стекает свет,И разомлевший город обессиленОчередным круговращеньем лет;
А он приходит со своим ознобом,Неведомо куда его неся,Местетской славой и безвестным гробомЕщё немного - и дорога вся...
Двор так таинствен в рамке подворотни,И кромка тротуара так пряма,И всё доверчивей, бесповоротнейВ мелодию слагаются дома.
Не осенило никого. Как смог онЗа жизнь, промчавшуюся в полчаса,Ему вослед не отворяли окон,Хоть всем хотелось верить в чудеса...
И вот уже дыханье всё короче,Ну, потерпи, - ты скоро догоришь,Кто там с флейтой? Я - Царица Ночи,Дай руку, и пойдём со мной, малыш!
Всё будет хорошо, мой Моцарт, скоро,В том миг, когда придёшь в мою страну,Там ждёт мой друг, кладбищенский ваш сторож,А провожатых вьюгой отпугнул...
И он уплыл за старым катафалком,И все их снег следы запорошил,А солнце било из воловьих жил,И рассыпало по земле фиалку...
Марк Самаев
И напоследок замечательная серия пастельных работ, посвященных Моцарту, московской художницы Лидии Калимуллиной.
Калимуллина Лидия Алексеевна (род. 1959) Зальцбург.
Калимуллина Лидия Алексеевна (род. 1959) Соната серебристого ландыша. 2002 г.
Калимуллина Лидия Алексеевна (род. 1959) Сон в Бертрамке. 2003 г.
Калимулина Лидия Алексеевна (род. 1959) Моцарт со свечами.
Калимулина Лидия Алексеевна (род. 1959) Моцарт и Муза.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
parashutov.livejournal.com
Густав Климт «Музыка». Описание картины.
Кардинальное обновление живописи Климта состоялось в 1895, с уходом от псевдореализма, на смену которому пришли «видения». Также обычное использование в произведениях трехмерного пространства, уступило место плоскости. После композиции «Любовь», продемонстрировавшей эти изменения, появилась «Музыка I», картина, подтверждающая приверженность автора новому стилю.
Мода на античные сюжеты была характерной для времени, в котором работал Климт, и полотна его коллег изобиловали древнегреческой тематикой, создаваемой в романтическом ключе, но в его произведении нежность колорита более утонченная, т. к. построена на удачной игре мастерски подобранных тонов, а от работы веет гармонией и изяществом. Зритель попадает в мир настоящего таинства, благодаря «вкраплению» золотых пятен, – еще одно удачное авторское решение. Вызывает восхищение и достигнутая видимость объемности изображения, несмотря на плоскостной стиль картины.
Новые подходы, которые Климт начал использовать в своей живописи, все же не сказались на его почти незыблемом правиле: женщина, хоть она и «взята» из эпохи Древней Греции, буквально минуту назад «гуляла» венскими улицами, или только что блистала в светском обществе.
Раскрытие этого сюжета представляло для Климта двойной интерес, ведь его преданность живописи, пусть и фанатичная, не мешала убеждению, что музыкальному искусству тоже дана сила преобразить этот мир в лучшую сторону. Силы природы, аллегорически переданные через образы сфинкса и силена, скорее всего, играют роль символов, показывающих, что и они «бессильны» перед волшебной силой искусства.
«Музыка» 1895 г. Холст, масло. 37 x 44,5 см.Баварские государственные собрания картин, Мюнхен, Германия
gklimt.ru
Картины природы в музыке | Музыкальная Фантазия
Картины природы в музыке
Содержание:
- Звуки природы, как источник вдохновения творчества композиторов (на примере прелюдий «Паруса», «Ветер на равнине» К. Дебюсси).
- Знакомство с жанром прелюдии.
Музыкальный материал:
- К. Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса»
- Звуки природы: «Дождь в лесу», «Концерт рано утром», «Плеск воды».
Характеристика деятельности:
- Наблюдать за звучанием природы; различать настроения и чувства, выраженные в музыке.
- Выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении.
Трудно назвать композитора, который не отразил бы в музыке своё восхищение образами природы. Шум дождя, птичье пение, переливы искрящихся на солнце водных струй… Все эти звуки природы вдохновляли композиторов к созданию музыкальных произведений.
Послушай, музыка вокруг…Она во всём – в самой природе.И для бесчисленных мелодийОна сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,Раскаты грома, звук капели,Птиц несмолкаемые трелиСреди зелёной тишины.
И дятла дробь, и поездов гудки,Чуть слышные в дремоте,И ливень - песенкой без словВсё на одной весёлой ноте…
(М. Ивенсен)
Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство неразделимы одно от другого, потому что природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека.
Если вчитываясь в книги, вглядываясь в картины, вслушиваясь в музыку, мы будем обращать внимание в них на всё, что связано с природой, мы, может быть, даже удивимся тому, как часто и глубоко проникает природа в искусство, как тесно они связаны друг с другом. Вот почему у любого человека любовь к искусству и любовь к природе – очень близкие и родственные чувства.
У Э. Успенского есть стихотворение, которое поможет разобраться в жанрах живописи.
Если видишь на картине нарисована река,Или ель и белый иней, или сад и облака,Или снежная лавина, или поле и шалаш,Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Если видишь на картине чашку кофе на столе,Или морс в большом графине, или розу в хрустале,Или бронзовую воду, или грушу, или торт,Или все предметы сразу, знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Если видишь, что с картины смотрит кто-нибудь на нас,Или принц в плаще старинном,Или Колька, твой сосед,Обязательно картина называется – ПОРТРЕТ.
Музыканты, художники и поэты всегда стремились передать удивительную красоту мира в своих произведениях. На полотнах художников природа никогда не выглядит мёртвой и молчаливой. Вглядываясь в живописный пейзаж, мы обязательно услышим навеянные живой природой звуки.
Творчество Клода Дебюсси – великого французского композитора, дирижёра, пианиста – одно из самых ярких страниц истории французской музыки. Клод Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Глубокое воздействие на композитора оказывала не только музыка, но и живопись, поэзия.
В поисках новых средств музыкальной выразительности Клод Дебюсси сделал много открытий в области гармонии. С помощью новых необычных приёмов композитор передаёт тонкие состояния природы – игру света и тени, солнечные блики, плеск водяных струй.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Ветер на равнине».
Слово «прелюдия» на латинском языке означает «вступление». Прелюдиями иногда называют небольшие инструментальные произведения. Например, прелюдия для фортепиано.
Используя музыкальную палитру, композиторы передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию.
Слушание прелюдии К. Дебюсси «Паруса».
Вопросы и задания:
- Послушайте прелюдию К. Дебюсси «Ветер на равнине». Выберите из словосочетаний те, которые наиболее точно передают характер музыки:
злой ветер – лёгкий ветерок;шелест ветра – свист ветра;ветер ревёт – ветер играет.
- Какие впечатления вызывают у вас после прослушивания прелюдии К. Дебюсси «Паруса» Каким предстаёт образ моря? В ответе можно использовать слова композитора, встречающиеся в нотах: «очень нежно», «очень мягко», «очень легко».
Презентация
В комплекте:1. Презентация, ppsx;2. Звуки музыки: Дебюсси. Прелюдия Ветер на равнине, mp3; Дебюсси. Прелюдия Паруса, mp3; Концерт рано утром, mp3; Плеск воды, mp3; Дождь в лесу, mp3;3. Сопровождающая статья, docx.
music-fantasy.ru