Русалка картинки. Смотреть фото рисунков русалки. Картина русалки


Картины русалки | Русалки

Русалки в искусстве.

Поговорим еще немного о картинах, на которых художники изобразили русалок.Иван Владимирович Космин.Догадки о русалочках каждый раз встречаются в фольклере разных стран.

В большинстве случаев русалка это дух воды. Реже ужасными старухами.

Художники пытаются изобразить русалок с зелёными волосами.

В странах где русалок принимали за духов воды, там их представляли девушками с хвостами рыб.

 

Космин Русалки

Космин Русалки

Садко у морского царя. И.Репин.В полнолуние выйдут русалочки на сушу и начнут причесывать гребнем свои струящиеся по

плечикам локоны с волос всегда струятся капельки водички.Лицом эти бледны, но они наделены

неземной красотой! Русалки завораживающе поют небывалым голосом сводя с толку

заплутавших путешественников. Горе тем попадёт под их чары! Попадёт тот под крепчайшие

объятия речной девы, и утянет она его на дно глубокого омута. Никто еще не спасался от неё в

водоеме, никто и не захотел бы уйти от такой красоты. В теплое время года выходят русалки из

рек и озер и идут рожь охранять да на ветвях березы кататься, а лунный свет становится для них

ещё ярче.

Репин Садко у морского царя

Репин Садко у морского царя

 

Виктор Корольков нарисовал русалок на русалочьей неделе.

Неделя русалок всегда начиналась с Троицына дня. Тогда ни одна уважающая себя девушка не

согласиться в одиночку без подружек уйти в лес, потому что боится на глаза русалкам попасться!

Они ведь могут увести за собою, задурманить до такой степени что не вернёшься назад, или даже

защекочет пока не умрёшь. А мужчинам и вовсе горе: русалки тоже хотят узнать, «что такое

любовь с человеком» и поэтому они на все способны! Они больше всего опасны в четверг-

русальичин велик день. В такие дни не в коем случае нельзя было купаться, а уж тем более

уходить из деревни, ну а если из деревни просто необходимо выйти то обязательно нужно было

взять с собой полынь, говоря русалки ненавидят его. Трудиться тоже запрещалось! Того кто

нарушит, русалки могли строго наказать, вытаптывая посевы и нанося порчу на домашний скот.

В троицкий четверг девушкам необходимо было сплести много веночков затем нужно было

отнести их в лес. Для того что сделать русалочек чуть добрее, вешали много пряжи на деревья.

Картина русалки на русалочьей неделе

Картина русалки на русалочьей неделе

Русалки (1877), Витольд Пружковский.

Древнеславянский народ верил что Русалки

символизируют плодородие. А в XIX веке люди исполняли русалочки песни, то-есть хороводные.

Люди призывали дух русалки для того чтоб она помогла им на полях А когда в жизнь людей

попало христианство, то русалок начали принимать за нечистую силу. Люди начали сравнивать

русалок с вампирами! И даже находили сходства…

Русалки (1877), Витольд Пружковский.

Русалки (1877), Витольд Пружковский.

 

rusalki-in-russia.ru

Маковский К.Е. «Русалки». Описание картины. Художники-передвижники

1879 г. Масло, холст.

Описание картины Маковского К.Е. «Русалки» 

Современники называли Маковского не иначе как «блестящий Костя», а император Александр II считал «своим» художником и доверял ему написание портретов царской четы. Картины Константина Маковского никогда не оставались незамеченными. Так произошло и с его работой «Русалки», которая в свое время наделала много шума. Критики В. Стасов и В. Гаршин дали резко негативную оценку полотну за чересчур «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приёмов». Картина обсуждалась настолько бурно, что даже сам Александр II, достаточно спокойно относившийся к изобразительному искусству, впервые лично посетил Передвижную выставку. Творчеством художника он остался доволен.

Что же так потрясло критиков и императора?

Сюжетом к картине Маковского послужил языческий праздник Русалии, отмечавшийся в «русальную неделю» с 19 по 24 июня.  Русалки считались силой темной, нечистой. Но при этом, опасаясь встречи с ними в обычное время, в праздничную неделю люди сами их вызывали для предотвращения засухи – ведь стихией и местом пребывания русалок была вода. Один из этих дней, когда веселятся и гуляют прекрасные русалки, и изображен на холсте.

Художник изобразил водных дев в полном соответствии с представлениями восточнославянской мифологии. По традиции, русалками считали как мистических, загадочных персонажей, так и вполне реальных людей, волею судьбы обернувшихся в русалок. Это могли быть умершие до замужества девушки, некрещеные младенцы, умершие или украденные у матери, люди, погибшие в русальную неделю. Внешне персонажи славянской мифологии отличаются от привычного образа русалки. Славянских водяных дев не отличить от обычного человека – они не имеют рыбьего хвоста. У русалок роскошные длинные волосы, которые они никогда не заплетают в косы, а носят, распустив по плечам. Нагота, за реалистичное, детальное изображение которой так критиковали художника, тоже соответствует традиционным представлениям о русалках. Чаще всего они изображались именно обнаженными, прикрытыми лишь зеленой листвой. В песнях своих русалки часто просили рубашек, а по поверьям, могли воровать пряжу, холсты и платки. Любимое занятие русалок – резвиться в воде и качаться на ветвях деревьев. Занятых любимым времяпрепровождением и написал своих мифических героинь Маковский.

Картина наполнена ореолом мистики и загадочности. Мифологичность персонажей поддерживает фон картины – искусно подобранная художником палитра красок рисует завораживающую темную ночь, в которой в небо уходят молодые, окутанные туманной дымкой русалки, увлекая своим танцем и маня за собой случайного свидетеля их веселья.

Лучшие картины Маковского К.Е.

www.hudojnik-peredvijnik.ru

Русалка на полотнах художников. | Творчество

“У русалки мерцающий взгляд,Умирающий взгляд полуночи,Он блестит, то длинней, то короче,Когда ветры морские кричат.У русалки чарующий взгляд,У русалки печальные очи.” 

Николай Гумилев РУСАЛКА

Русалки – пришли из украинской мифологии. Персонаж в основном женский и появляющийся на земле во время зеленой денели (это неделя до православного праздника Троицы и неделю после) и по преданиям наших предков, именно в это время  не рекомендовалось купаться в водоемах.

Русалки –  это такие мифологические существа, которые всегда привлекали, привлекают и будут привлекать многих творцов: поэтов, художников, скульпторов, музыкантов, писателей. Мир легенд и тайн  манил к себе во все времена и века, желание соприкоснуться с этим миром, будоражит фантазию и заставляет создавать шедевры мирового искусства. Тайные и загадочные произведения завораживают и очаровывают любителей, знатаков  искусства и людей далеких от искусства.

Одна из интересных работ, по моему субъективному мнению, английского художника 20 века Джона Уильяма Уотерхауса. Он известен своими мифологическими, женскими образами. И мне нравится его картина (ниже представлена в фото галлерее), на его полотне Русалка застыла расчесывая свои волосы, сидя на берегу моря, возможно увидела в далике человека и задумалась, мечтая о земной любви. В некоторых местах русалок считали злыми духами, у которых вместо ног – рыбий хвост. Они выплывали на берег, распевая восхитительные  песни неземными голосами и расчесывая свои прекрасны косы, заманивали в воду и губили заблудших рыбаков и путников.

У древних славян русалки были связаны с культом плодородия. Исполнялись хороводные песни, в которых русалки призывались помогать росту хлебов. Они владели колодцами и озёрами и умели управлять стихиями природными. Прекрасные девушки с распущенными волосами, подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу. Со временем русалки стали сродни нечистой силы – души утонувших незамужних девушек, которые покончили жизнь самоубийством.  Жили такие русалки в водоемах (озера, пруды, реки, болота), также для жилья могли выбирать дерево на берегу: иву или березу.  Днем они водят хороводы и поют песни, по ночам они плещутся в воде, расчесывают возле воды свои длинные волосы. Их боялись, они могли украсть некрещеных девочек или утопить женщину, которая пошла купаться, не надев креста (они тоже станут русалками), а  заблудших людей могли защикотать до смерти, сбить с пути, заманить в воду или делать небольшие пакости, например, запутать сети у рыбаков,  похитить и испортить пряжу, нитки, полотно. Также считалось, что русалки способны управлять природными стихиями и могли насылать бури, ливни, град, засуху на поля. Еще по народным поверьям русалки могут и спасти утопающего. Но чаще все же их боялись и в качестве защиты и оберегов использовали полынь, чеснок, хрен.

По традиционным украинским представлениям русалки внешне мало отличаются от людей, это красавицы с роскошными волосами, прекрасно сложенные, длинноногие. А, к примеру, в Греции их называют Сирены – это прекрасные девы с рыбьим хвостом вместо ног. В Прибалтике  Ундины – типичные русалки с рыбьими хвостами.

Поэтому и на полотнах художников русалки имеют разный внешний вид и характер. Но чаще на полотнах – это все ще красивые девицы с печальными глазами и задумчивым взглядом и в тоже время соблазняющие и привлекающие мужчин своим видом, движением, танцем, голосом.

Смотрим подборку картин, авторов работ не всех знаю, потому некоторые без подписи.

© 2012 – 2013, https:. Все права защищены. Копирование материалов сайта допускается только с указанием активной ссылки на сайт.

Вам будет интересно:

Опубликовать в Facebook

tworismelo.com

Образ русалки в искусстве и народных обычаях – Ярмарка Мастеров

Вот, дорогие ярманчане, погода, наконец-то радует нас теплыми деньками, на улицах и пляжах красавицы сводят с ума проходящих мужчин, а в полях и на берегах рек и озер скоро появятся русалки. Да, да, не удивляйтесь!

1 июня наступает Духов день — Русалочья неделя, время, когда, по поверьям наших предков, можно было запросто встретить русалок и мавок.

русский стиль

Элла Мохеенко

мифология

Ю.Нетрусов

искусство

Крамской «Русалки»

Маковский «Русалки»

Так кто же такие русалки — морские девы или речные нимфы? Вот тут образ этого существа меняется в зависимости от географической принадлежности. Она и хвостатая птица, и полу-рыба, и бледная красавица, и птице-дева, и даже райская рыба. Мы же попробуем понять, как выглядят русалки и кто они такие в представлении наших предков-славян.

В нашем современном сознании и искусстве русалка воспринимается как очаровательная красавица с длинными волосами и рыбьим хвостом, живущая в воде, любящая пение и музыку, завлекающая в пучину молодых людей. Однако на самом деле, образ этого мифологического существа разнится. Так многие считали, что русалки страшны и безобразны: их отличают высокий рост, крупное телосложение и полнота или, наоборот, невероятная худоба, обрюзглость, непомерно большие груди, которые они закидывают за плечи, длинные зубы и когти, косматые зеленые волосы до земли.

В народном воображении демонический облик такой русалки дополнялся огромной расческой в виде бороны, которой она пыталась привести в порядок свою прическу, тело почти прозрачное, лицо синее или бледное, а подчас лица не видно вовсе, глаза неподвижные или закрыты, руки тощие и холодные. В Витебской губернии их тоже представляли старухами, грязными, злыми и угрюмыми, с клюкой в руках.

Прузсковский «Русалки»

А вот для южнорусской традиции наиболее характерным был тип привлекательной девушки-русалки с волосами зеленого или серебряного цвета, появлявшейся в обнаженном виде или одетой в белую рубаху, с венком из осоки и кувшинок на голове, их воображали именно в том виде, в котором обычно хоронили молодых девушек. Такие русалки наделялись в народном сознании необыкновенной красотой и вечной юностью.

К.Васильев «Русалка»

Домовая резьба

Именование «русалка» по мнению исследователей восходит к названию античного праздника роз rosalia, посвященного душам умерших, хотя историк С. М. Соловьев производит его от женщины «с русыми волосами».  Есть еще такая версия: «рус» — русая, «ал» — то, что принято в себя, полнота этого, то есть, мудрость.

Выходит, что «русалка» — это мудрая дева, способная посоветовать, дать мудрость предков. В народной среде существовали и другие названия этого персонажа. На Русском Севере, на Урале русалок называли «шутовками» (от шут — «черт»), а во многих местах, например у забайкальских казаков, — непосредственно «чертовками». Это подчеркивает принадлежность русалок к разряду нечистой силы. А некоторые восточнославянские названия русалок отражают их локализацию в пространстве — белорусское «водяницы», а также характерные для них действия — белорусское «купалки», украинское «лоскотухи» (от лоскотать — «щекотать»). Кое-где у русских — на южных и юго-западных территориях — русалок называли «мертвушками», а также «мавками» или «навками». Последние названия восходят к слову «навь», или «навьи», означающему «души умерших», «покойники». Действительно, представление о том, что русалки — это души умерших некрещеными детей или девушек, которые не успели вступить в брак, было повсеместным.

О происхождении русалок из некрещеных детей ярко свидетельствует поверье о том, что они, качаясь на деревьях, поют или приговаривают: «Меня мама породила, некрещену положила». Кроме того, во многих местностях крестьяне считали русалками также утопленниц, мертворожденных, детей, загубленных матерями или обмененных, девушек, пропавших без вести или проклятых родителями и не заслуживших при жизни прощения.

Таким образом, русалки относились к разряду покойников, чей жизненный потенциал не был исчерпан и потому сохранялся и после смерти. Вследствие этого им в народном сознании приписывалась большая магическая сила, которая могла проявляться как с положительным, так и с отрицательным знаком.

Время пребывания и активной деятельности русалок на земле — Русальная неделя — совпадает с так называемой Семицкой, или Троицкой, неделей. В некоторых местностях срок жизни русалок на земле определялся как период цветения ржи. Покинуть землю они могли и в Петров день, а в Калужской и Орловской губерниях полагали, что русалки гуляют до осени, безмолвно катаясь «на волнах нивы». На Русальной неделе русалки не только резвились в полях и на поверхности вод, но и посещали человеческие поселения, обосновывались в лесах на деревьях. Особенно ими были любимы старые дубы и березы, а также склонившиеся над водой деревья. В традиционном сознании вода и растения, особенно деревья, осмыслялись как путь и граница между «этим» и «тем» мирами. В этот период, появляясь в мире живых, русалки становились видимыми для человека. В полдень или в полночь, а также после захода солнца человек мог наблюдать, как русалки качаются на ветвях, призывая друг друга: «Кума, кума, приходи!», как они плетут венки, прячутся во ржи, водят хороводы.

Представления же о появлении русалок в полях в период цветения ржи тоже неслучайны: как существа, связанные с водой, они должны были способствовать вегетации растений и плодородию земли в целом. Действительно, крестьяне были уверены, что там, «где русалки бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».

Они осмыслялись также как хранительницы посевов. Но в их силах было и причинить посевам вред: как и другие умершие не своей смертью, русалки могли наслать сокрушительные бури, проливные дожди, град. В некоторых местах верили, что русалки портят овощи и обтачивают зерно.

Считалось, что если русалки благосклонны к людям, то они могут опекать ребенка в поле, пока его мать жнет, а также могут вернуть хозяевам пропавшую скотину, верили, что русалки могут предсказывать будущее. Однако по большей части русалка — предвестник всего плохого, ее обычная фраза: «Год к году хуже». Хотя в некоторых местностях полагали, что вредоносное действие русалок распространяется и на домашних животных: они могут отобрать у коровы молоко, загонять коня в хлеву до появления пены. Чтобы противостоять этому, кое-где у белорусов 23 июня вешали в хлевах крапиву и венки из освященных трав.

Мавка

Кроме того, по народным верованиям, русалки были связаны с некоторыми женскими занятиями. На Владимирщине считали, что они прядут ночью в домах и в банях, где женщины оставили пучки волокна на гребнях. Широко распространены были представления и о том, что русалки похищают пряжу, нитки, оставленные для беления холсты у тех, кто ложится спать без молитвы. Крестьяне рассказывали, что видели их сидящими на деревьях и разматывающими украденную пряжу. Известны мифологические рассказы о том, что ворованные холсты русалки расстилают возле источников и моют их ключевой водой.

Особое внимание русалок привлекают дети и мужчины, особенно молодые. Они завлекают их к себе, веселятся с ними и щекочут их до обморока, а затем иногда невредимыми возвращают домой. Однако более бытовало мнение, что встречи с русалкой почти всегда приводят к гибели. В народе говорили, что они заманивают к себе прохожих красивым голосом и их пение «имеет силу до того очаровывать человека, что он может слушать его несколько лет, не сходя с места». Русалочьи песни, похожие на песни девушек, можно было отличить по примешивающемуся к ним стрекотанию сороки, заслышав которое, человеку следовало насторожиться. Заманив жертву в глубь леса, русалка тихонько подкрадывалась к ней сзади и щекотала под мышками до тех пор, пока та не задыхалась от смеха. Если русалке удавалось затащить человека в воду, то она обволакивала его своими длинными волосами и топила. Такой утопленник, по поверьям, служил русалкам: чесал для них лен, а по ночам развлекал их игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте. Те, кого погубили русалки, сами становятся русалками. К смерти человека вели и любовные отношения с красавицами-русалками. В народе верили, что познавший любовь русалки или хоть единожды поцелованный ею умирал от тоски или кончал жизнь самоубийством.

Из средневековой рукописи

Из средневековой рукописи

По народным представлениям, благотворное или вредоносное действие русалок, их отношение к людям складывалось в зависимости от соблюдения последними предписанных традицией запретов и обычаев, приходившихся на Русальную неделю. Особенно строго их придерживались в тех семьях, в которых умерли незамужние дочери, то есть где «в роду были русалки». Так, в течение всей недели на ночь русалкам на столе оставляли еду, а во дворе или в доме для них вывешивали холст или какую-нибудь одежду, чтобы они могли переменить свое мокрое одеяние на сухое. Запрещены были все действия, которые, по народным представлениям, могли принести вред душам умерших.

Из средневековой рукописи

В Русальную неделю нельзя было подметать пол, чтобы не испачкать русалок, обмазывать печь и стирать, иначе можно забрызгать русалкам глаза глиной и грязной водой. Под запретом были и женские рукодельные работы: прядение, снование, тканье, шитье. Если им пренебрегать, то, по поверьям, русалка повадится ходить в дом. Запрет шить объяснялся также опасением зашить русалке глаза или пришить ее к одежде, и тогда она целый год будет пищать в доме.

Бытовали запреты, связанные с работами и появлением в тех местах, где могут находиться русалки. Так, нельзя было купаться, особенно в полдень и полночь, и полоскать белье в водоемах, осуществлять работы в поле, огороде и лесу, в эти дни крестьяне не работали ни в поле, ни в огороде, старались не ходить в лес и по посевам в одиночестве, не водили в лес лошадей и скотину, не разрешали детям бегать в поле и лес, залезать на деревья.

Из средневековой рукописи

Из средневековой рукописи

Чтобы обеспечить расположение русалок, их задабривали, оставляя им на границах полей и перекрестках «относы» в виде хлеба, меда, соли, блинов. В Воронежской губернии для них по деревьям в лесах и по кустам, растущим около рек, развешивали холсты «на рубахи». Мотив выпрашивания у людей одежды русалкой — один из распространенных в восточнославянских троицких песнях:

Сидела русалка на белой березе

Просила русалка у девочек сорочки:

«Девочки-сестрички, дайте мне сорочки

Хоть не беленькой,

Лишь бы тоненькой».

Известны мифологические рассказы о том, как русалка благодарит женщину, которая сжалилась над ее голеньким ребенком и накрыла его своей одеждой. Обычно в благодарность русалка дает хороший урожай льна, трубку полотна, которая при разворачивании никогда не кончается, умение хорошо прясть, «спор в руки» на все дела.

Фрагмент домовой резьбы

Встреча с русалкой обещала несметные богатства или оборачивалась несчастьем. Русалок следовало опасаться девушкам, а также детям. Считалось, что русалки могли увести ребенка в свой хоровод, защекотать или затанцевать до смерти. Поэтому во время Русальной недели детям и девушкам категорически запрещалось выходить в поле или на луг. Если во время Русальной недели (неделя после Троицы уже во время христианства) погибали или умирали дети, то говорили, что их забрали к себе русалки. Чтобы от них уберечься надо было носить с собой резко пахнущие растения: полынь, хрен и чеснок.

Также увидев русалок, как и в случаях с любыми представителями нечистой силы, необходимо было осенить себя крестным знамением или очертить круг около себя и закрестить его. Магический круг обводили обычно острым металлическим предметом типа серпа или ножа, а также кочергой или головней, которые были связаны с огнем и очагом. Защитной мерой, по традиционным представлениям, считались чтение молитвы, а также использование матерной брани. По поверьям, русалки не могли подойти к человеку и соответственно причинить ему вред, если у него на шее было два креста: один на груди, другой — на спине. Оберегом считали не только нательный крест, но и острую булавку или иглу.

Фрагмент домовой резьбы

Последний день недели в разных местах именовался «русальным воскресеньем», «русальным» или «крапивным заговеньем». В этот день в южнорусских и поволжских губерниях — Астраханской, Воронежской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Тульской, Саратовской, Симбирской — устраивали обычно обряды чествования и проводов русалок.

Центром праздника был обряд похорон или проводов русалки. Его участники выбирали самую красивую девушку, украшали многочисленными венками и «гирляндами» зелени. Затем процессия проходила по деревне, ближе к вечеру участники выводили «русалку» за село, чаще всего на берег реки. Исполняя особые песни, с русалки снимали венки и гирлянды, бросали их в воду или в костёр (если поблизости не было реки). После завершения обряда все разбегались, а бывшая русалка стремилась догнать и поймать одного из сопровождавших. Если она довила кого-либо, это считалось дурным предзнаменованием, предвещая будущую болезнь или смерть.

В некоторых местах русалку изображали в виде чучела. В Рязанской губернии в заговенье перед Петровым постом делали из тряпок куклу величиною с шестинедельного ребенка, намалевывали ей нос, глаза, рот, наряжали в платье. Сделав из досок гроб, клали туда куклу, покрывали кисеей и убирали цветами. Парни, девушки, молодые женщины несли гроб на берег реки; девушки рядились кто священником, кто дьячком, кто дьяконом, делали кадило из яичной скорлупы и пели: «Господи, помилуй!» Все шли со свечами из стеблей конопли, тростника, полыни. У реки «русалке» расчесывали волосы и прощались с ней, целуя ее. Одни плакали, другие смеялись. Заколотив гроб, привязывали к нему камень и бросали в воду. После этого начинали петь песни и водить хороводы.

Обряды эти сохранялись у славян повсеместно вплоть до начала  XX века, а сам образ русалки оказал огромное влияние на искусство. Об этом я и расскажу в следующей публикации.

Мавки

Вождение русалки 1930 г.

Фрагмент домовой резьбы

Монастырский «Рыбак и русалка»

Н.Сперанский

С.Соломко «Русалка»

С.Соломко «Русалка и Фавн»

Т. Шевченко «Русалки»

Продолжение темы здесь >>

www.livemaster.ru

Русалка картинки. Смотреть фото рисунков русалки.

Павел Ин Автор: Павел Ин

Загадочные существа - Мифология

Русалка  Изображение русалки

 Изображение русалки знакомо каждому современному человеку. При этом мало кто знает, что в древней славянской мифологии русалка выглядела совсем иначе.

 

русалка картинка

Русалка древних славян

Если смотреть картинки русалок в летописях древних славян, то можно заметить, что образ русалки в корне отличается от европейских сказаний. Это существо женского рода с русыми волосами, человеческим лицом и роскошными крыльями. Обитала такая русалка на вершинах вековых деревьев и славилась глубиной своих познаний и мудрости. Многие рисунки русалок  изображают персонаж этот величественным, грациозным и очень красивым. Русалка могла одарить человека мудрым советом и помочь ему в трудной ситуации.

Русалка водная

Современные же картинки русалки изображают существо с зелеными или синими распущенными волосами, с женским лицом и грудью, а также с роскошным рыбьим хвостом. Славяне такую сущность называли навка, лешачика или купалка, а русалкой ее стали величать после популяризации западноевропейских книг и сказаний.

Представленные здесь разнообразные фото картинок русалки изображают русалку в совершенно различных ипостасях – от юных, красивых девушек, до безобразных старух с обвисшими грудями и лохматыми волосами.

Согласно славянской мифологии, водная русалка – это не упокоенные души детей и молодых девиц, преимущественно утопленников.

Если смотреть картинки русалок, то видно, что русалки очень любят прихорашиваться, глядя на водную гладь как в зеркало, расчесывать свои волосы и плести венки.

Проделки водной русалки

Рисунки водной русалки часто изображают ее враждебной по отношению к человеку. Она часто заманивает в водоем пением или лаской, затем топит людей. Она может украсть ребенка, навести морок или защекотать до смерти.

Русалка в искусстве и маркетинге

К романтическому образу речной девы обращались Жуковский, Пушкин и Лермонтов. А композиторы Даргомыжский и Дворжак создали оперы о русалках. "Русалкой" назывался российский броненосец, затонувший в 1893 году. На Западе русалки также хорошо раскручены, достаточно вспомнить сказку Андерсена "Русалочка". Одноименный диснеевский мультсериал породил целую индустрию по производству товаров, украшенных хвостатой красавицей. В России "Русалочка" это и компания, производящая бытовую химию, и продукты питания, и даже тур-компания в Брянске.

Галерея изображений русалки

Фото русалок

русалки фото

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Последние материалы в этом разделе:

relatedArticles

Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

www.zagadochnaya-sila.ru

Мистическая история картины Ивана Крамского «Русалки»

И. Крамской. Русалки, 1871. Фрагмент

И. Крамской. Русалки, 1871. Фрагмент

В истории классической русской живописи есть немало загадочных и удивительных эпизодов, позволяющих говорить о существовании картин с «нехорошей репутацией». В этот перечень попало сразу несколько работ известного художника-передвижника Ивана Крамского. Самое большое количество легенд связано с его картиной «Русалки». И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

И. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского, 1882. Фрагмент

Замысел «Русалок» возник у художника под впечатлением от повести Н. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Согласно народным поверьям, девушки-утопленницы после смерти становились русалками. Именно их и решил написать Иван Крамской. Эта тема была для художника-реалиста весьма неожиданной и новой. Художник очень любил Гоголя и много раз перечитывал все его произведения. Он хотел передать саму атмосферу «Майской ночи», погрузить зрителя в таинственный мир украинского фольклора.

И. Крамской. Автопортрет, 1867

И. Крамской. Автопортрет, 1867

Во время работы над картиной художнику не давали покоя несколько тем. Во-первых, он был одержим идеей передать завораживающую красоту лунного света, что никак ему не удавалось: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Говорят, впрочем, что частица лунной ночи попала-таки в мою картину, но не вся. Трудная штука луна…», – сетовал художник. Задача осложнялась тем, что самой луны на картине не было – только ее блики на призрачных фигурах русалок. 

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

М. Деригус. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Ганна, 1951

Во-вторых, сама тема призраков и потустороннего мира, как говорили, была опасной. Многие современники Крамского всерьез считали, что гоголевские сюжеты могут сводить с ума живописцев. «Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло», – говорил Крамской.

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

А. Каневский. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Освобождение свояченицы

Критики соглашались с тем, что замысел был удачно реализован, и называли картину «крайним правдоподобием фантастического сна»: «Так уж приелись нам все эти серые мужички, неуклюжие деревенские бабы, испитые чиновники,... что появление произведения, подобного «Майской ночи», должно произвести на публику самое приятное, освежающее впечатление». Однако на этом благосклонные отклики и закончились. А дальше началась мистика.

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

В. Власов. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница*: Спящий Левко, 1946

На первой выставке Товарищества передвижников «Русалок» И. Крамского повесили рядом с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели». Ночью пейзаж неожиданно упал со стены – тогда шутили, что русалкам не понравилось такое соседство. Однако вскоре стало не до шуток.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

П. Третьяков после выставки обе картины приобрел для своей галереи. Для «Грачей» место сразу нашлось – в кабинете, а «Русалкам» долго не могли найти подходящего места, перевешивали из комнаты в комнату. Дело в том, что из залы, куда повесили картину Крамского, по ночам доносилось еле слышное пение и веяло прохладой, как у воды. Уборщицы отказывались заходить в помещение.

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Не склонный к мистицизму Третьяков не верил слухам, но однажды сам обратил внимание на то, что чувствует усталость, когда подолгу находится рядом с этим полотном. Посетители галереи тоже жаловались на то, что рассматривать длительное время эту картину просто невозможно. А вскоре появились слухи о том, что барышни, которые подолгу смотрели на «Русалок», сходили с ума, а одна из них утопилась в Яузе. Конечно, веских доказательств взаимосвязи происшествия с картинной галереей не было. 

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

О. Ионайтис. Иллюстрация к повести Н. Гоголя *Майская ночь, или Утопленница* | Фото: subscribe.ru

Старушка нянька, которая жила в семье Третьяковых, посоветовала перевесить картину в дальний угол, чтобы днем на нее свет не падал: «Трудно русалкам при солнечном свете, оттого они даже ночью не могут успокоиться. А как попадут в тень, разом перестанут колобродить!». Третьяков, далекий от суеверий, все же послушал совета. С тех пор посетители галереи на эту картину не жаловались.

И. Крамской. Русалки, 1871

И. Крамской. Русалки, 1871

 

art.mirtesen.ru

Русалки (картина Крамского) — википедия фото

История

Описание

Главным для Крамского в этой картине было не проиллюстрировать повествование Гоголя, а передать необыкновенную, поэтическую красоту лунной украинской ночи. Крамской писал[6]:

«  Все стараюсь в настоящее время поймать луну... Трудная штука луна...

Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло...

» 

На картине изображён берег реки, у которого в лунную ночь расположились русалки-утопленницы. Фигуры девушек бесплотны и отрешены от внешнего мира, они погружены в состояние внутренней сосредоточенности, безысходной тоски и глубокой грусти. Поэтичность картины обусловлена изображением мягкого лунного света[7].

Отзывы

Писатель и историк культуры Владимир Порудоминский так писал об этой картине в своей книге о Крамском[8]:

«  ...не сон, а вместе сон и явь должны возникнуть на холсте; долой старый дом на горе — вместо него гоголевские же (и Крамского — он родился, вырос в такой) крытые соломой хатки; не месяц — только свет его и этот увиденный Гоголем серебряный туман, странное упоительное сияние, излучаемое стенами хат и стволами деревьев, гущей тростника, цветом яблонь, печальными, певучими фигурами девушек-русалок, которые не просто должны быть изображены, но как бы звучать должны в картине задумчивой печальной мелодией... » 

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — С. 288. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X.
  2. ↑ 1 2 3 Крамской Иван Николаевич — Русалки (HTML). Государственная Третьяковская галерея, www.tretyakovgallery.ru. Проверено 30 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.
  3. ↑ 1 2 В. В. Стасов. Избранные сочинения: живопись, скульптура, музыка. — Москва: Искусство, 1952. — Т. 1. — С. 213.
  4. ↑ А. И. Цомакион. Иван Крамской. Его жизнь и художественная деятельность. — Москва: Litres, 2013. — ISBN 9785425083340.
  5. ↑ Н. А. Яковлева. Иван Николаевич Крамской. — Ленинград: Художник РСФСР, 1990. — С. 31. — 110 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 9785737000424.
  6. ↑ Иван Николаевич Крамской — Русалки (1871) (HTML). www.kramskoy.info. Проверено 30 сентября 2012. Архивировано 12 декабря 2012 года.
  7. ↑ Р. Кононенко. Иван Николаевич Крамской (Великие художники, том 13). — Москва: Директ-Медиа и Комсомольская правда, 2009. — ISBN 978-5-87107-186-1.
  8. ↑ В. И. Порудоминский. И. Н. Крамской. — М.: Искусство, 1974. — С. 71. — 248 с.

Ссылки

org-wikipediya.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта