Батак. Болгарский Беслан и Хатынь. Турецкие зверства картина
Ко всему привыкшего русского солдата поражала варварская жестокость турок...
Геноцид армян глазами русского солдатаИсторическое актуальное / Статья 2011 года
В декабре 1914 – январе 1915-го в Сарыкамышской операции Русская Кавказская армия наголову разгромила 3-ю османскую армию под командованием военного министра Энвера и остановила наступление турок на Карс. Развивая наступление, к концу марта 1915 г. Русская армия очистила от турок Южную Аджарию и всю Батумскую область, а на южном направлении продвинулась на 100 км. ©
По теме: СарыкамышПамятник жертвам геноцида армян в 1915 году, парк Цицернакаберд, ЕреванПобедное продвижение в глубь Турции, занятие обширной территории и сладостное ощущение воинской славы витало в рядах русских войск. Турецкая кампания, казалось, могла стать одной из самых счастливых страниц в истории России.Но подспудно творилось что-то странное, что-то страшное и невообразимое. Шла резня, безжалостное истребление целого народа, санкционированное Стамбулом. Там и тут русский солдат встречал трупы и останки женщин и детей.С первых же дней русские солдаты и офицеры стали свидетелями жестокостей и зверств, учинённых турками и курдами.
О событиях на турецком фронте русские солдаты рассказывали в своих письмах, в подробностях описывая ужасы, творимые турками над мирным армянским населением. Эти письма были первыми письменными свидетельствами очевидцев о геноциде армянского народа в Турции. Русского солдата больше всего поражает жестокость, с которой уничтожается армянское население.
«Во время пребывания моего на турецком фронте, с января месяца сего года, во всех походах из Турции в Персию и обратно, мне несколько раз приходилось видеть ужасные картины мучений несчастных армян. Озлобленные турецкие войска своими частыми неудачами в боях с нашими войсками стараются вымещать свои неудачи на беззащитных армянах. И каким только истязаниям они не подвергают этих людей. В своих кознях против армян турки не останавливаются ни перед какими ужасными способами нанесения возможно больших медленных мучений. Не щадят они не только мужчин или женщин, но даже и детей.
Случайно оставшиеся в живых армянки рассказывают такие способы мучений армян: предназначенное к уничтожению семейство выводится за селение, гдe на глазах матери и отца отрезают части тела их детей и живых ещё кидают в яр или кладут на костёр и сжигают. Многие матери не могут переносить таких мучений своих детей и бросаются в огонь выхватывать невинные жертвы, обжигая себе руки и лицо; при чём таких матерей турки здесь же сжигают, а мужа подвергают медленным смертельным мучениям.
На западной стороне Ванского озера найден огромный овраг, наваленный голыми трупами армян. Из всей этой массы разложившихся трупов вопила о помощи одна израненная армянка, которая не могла освободиться, так как ноги её были завалены другими трупами. А когда казаками она была освобождена, то первым долгом просила знаками утолить её жажду и чрез переводчика пояснила, что в этом яру убито 800 армян. Многие казаки без слёз не могли слушать рассказ армянки чрез переводчика, при каких обстоятельствах убивались эти люди.
К маю 1915 г. русские войска подошли к Вану. Город уже месяц находился в осадном положении. Армяне города, не желая разделить участь своих невинно убитых соотечественников, забаррикадировали все входы в армянский квартал города и успешно отбивали атаки турецких двенадцатитысячных регулярных войск.
Однако в середине июля было принято решение вывести Русскую армию из Вана. Местная власть под руководством Арама Манукяна и командиры армянских добровольческих дружин обратились к командованию фронта за разрешением остаться в Ване и защитить население, но получили отказ. Армянское население города отступило вместе с войском. Ван был отдан туркам без боя.
В эти дни министр иностранных дел С.Д. Сазонов в Государственной Думе отмечал: «3-го февраля пал Эрзерум. Наши доблестные войска идут вперёд, преодолевая тяжёлые препятствия. За время, последовавшее за отступлением наших из Вана, турки удесятерили свои жестокости по отношению к армянам. Мне уже раньше приходилось упоминать перед вами о неслыханных мучениях этого несчастного народа. Под благосклонным оком союзной Германии турки, по-видимому, намерены осуществить свою давнишнюю мечту о полном истреблении армянского населения, не поддающегося влиянию мусульманской массы и, таким образом, служащего помехой германским планам экономического и политического подчинения себе Турецкой империи».
Вскоре Русская армия вновь заняла Ван, но это уже был пустой и разрушенный город.
Генерал Русской армии А.П. Кулебякин в дни второго занятия Вана пишет: «Я был в Ване с ноября 1915 по март 1916 года. Невыразимо тяжёлое настроение навевает этот дотла разорённый, насыщенный смертью край…»
Вместе с письмами и воспоминаниями солдаты Русской армии оставили и фотографии, которые стали редкими фотодокументами, запечатлевшими страшные события в Западной Армении.
В журнале «Кавказское слово» от 22 января 1917-го приводится свидетельство командира одного из кавказских сапёрных батальонов полковника З.: «Около селения О., в районе города Муша, на самом берегу Евфрата, я проезжал случайно ещё прошлой весной и совсем не думал, что когда-нибудь снова попаду в эти края…
И я узнал жуткую быль о том, как занявшие селение турки окружили его, согнали всё, решительно всё мужское население, до маленьких мальчиков включительно, на мост, на самую середину, а затем ударами прикладов и штыков начали сбрасывать этих несчастных в полноводный Евфрат...
…Тогда о женщинах и детях в С. я так ничего и не узнал. Узнал я о их судьбе четыре месяца спустя, в августе. И вот как: в С. попал в это время я уже неслучайно. Было приказано произвести в этом селении некоторые инженерные работы. Мы и приступили к ним. В числе других работ нам надо было укрепить и приспособить для разных целей несколько сараев. От первого, с которого мы начали, уцелели только стены из нетёсаного камня, проложенного извёсткой; ни окон, ни дверей, ни крыши не было. Стены были шагов 20 в длину и 10 – в ширину.
Только что мои солдаты приступили, как их сразу поразило, что пол в сарае необычно рыхл, точно вспахан... Стали рыть… и один череп, затем другой… Я приказал, когда мне обо всём этом доложили, рыть возможно осторожнее, и через день-два мы весь наносный слой сняли. То, что мы увидели, было так ужасно, что ко всему привыкшие солдаты и те с долгую минуту стояли молча.
Мы увидели, что по обеим стенам в длину близко, близко один к другому лежат человеческие скелеты, прикрытые полуистлевшей, но всё же достаточно сохранившейся одеждой, настолько сохранившейся, чтобы производить жуткое впечатление одетых в цветные платья скелетов в разных позах, от покойных, как бы спящих, до судорожно изломанных от страданий.
Как оказалось, эти ужасные оскаленные черепа и скелеты были все женские и детские… Я сделал снимки со всех найденных нами костей…»
«Само селение, я говорил уже Вам, нашли мы полуразрушенным. Армянская церковь, по-видимому, довольно художественной архитектуры, обращена в мусор и в отдельные глыбы спаявшихся от времени кирпичей и цемента – некоторые с художественной облицовкой. Вообще к армянским храмам турки относятся особенно варварски, с особой дикостью… И так везде. В Муше уцелела всего одна церковь – и то потому, что в ней помещался турецкий мучной склад. Иконы везде и всегда загажены и осквернены самым гнусным, самым варварским образом. Турок точно хочет стереть с лица земли всё армянское…»
Эти воспоминания и фотографии – лишь малая часть документов и свидетельств всех ужасов, с которыми пришлось столкнуться русскому солдату в Западной Армении.
Территория, на которой тысячелетиями складывалась и развивалась армянская цивилизация, к окончанию Первой мировой войны практически опустела. Полтора миллиона армян было планомерно и хладнокровно уничтожено, немногие оставшиеся в живых рассеялись по всему миру. Мир впервые столкнулся с явлением, которому ещё не было придумано имени и которое впоследствии назовут геноцидом. Столкнулся, но остался равнодушным. Впереди был XX век, век, полный других геноцидов.
Сурен Манукян, кандидат исторических наук«Литературная газета», № 16-17 (6319), 27 апреля 2011
Метки: 20-й век, армения, армия, архивы_источники_документы, военные, геноцид, геополитика и территории, германия, европа, идеология и власть, ислам, история, кавказ и севкав, мировая политика, народы, память, первая мировая, преступления и наказания, регионы, ретро и старина, российская империя, смерти и жертвы, страны и столицы, турция и византия, факты и свидетели, фашизм и нацизм, христианство
mamlas.livejournal.com
Турецкая скверна « Блог Багдасаряна
КАК СЛУЧИЛОСЬ, ЧТО НАМ УДАРИЛИ В СПИНУ?
Вдруг выяснилось, что Турция не является дружественным с Россией государством. Еще недавно она позиционировалась как наш стратегический партнер. В установление тесного сотрудничества с Анкарой виделся наш хитрый ответ недоброжелателям с Запада. Хотите блокировать российский газ в Украине, хорошо, мы перенаправим его через Турцию. По предложению В. В. Путина предполагаемый маршрут транспортировки газа в Европу был назван «турецкий поток». Говорилось об особой «химии» в личных отношениях президентов двух стран. И вот химическая реакция привела к взрыву.
Удивляет во всех этих событиях, прежде всего, устойчивое игнорирование уроков истории. Читали ли российские ответственные лица, обучаясь в школе, школьные исторические учебники? Возникает подозрение, что нет. С чего это было решено, что Турция — дружественное государство. Понятие исторический враг в отношениях России с внешним миром могло бы быть адресовано, прежде всего, Турции. Об этом свидетельствует 12 (!) русско-турецких войн. Турция могла стать нашим противником и во Второй мировой войне. Анкара только ждала известий о падении Сталинграда, чтобы открыть боевые действия. С территории Турции активно поддерживалась и продолжает поддерживаться террористическая оппозиция на Северном Кавказе.
Нам ударили в спину… Но зачем было подставлять спину очевидному врагу? Теперь наши бомбардировщики будут находиться под прикрытием истребителей… Но почему такого прикрытия не было раньше? Мы возмущены подлостью расстрела катапультировавшегося летчика, осквернением трупа… Но разве не точно так поступали турки с военнопленными во всех русско-турецких войнах? Российское руководство негодует отказом турок извиняться за содеянное… Но что там жизнь одного летчика. Турки упорно вот уже сто лет отказываются признать, то что вырезали в 1915 году полтора миллиона армян, и даже видят в организации этой резни свою правоту. Все говорят сегодня об особой омерзительности позиции Турции, прикрывающей свое политическое хулиганство членством в НАТО. Но точно так действовала Турция и прежде, прикрываемая Францией и Англией.
ДОСТОЕВСКИЙ О ТУРКАХ: ВЫРВАТЬ ОРУЖИЕ У УБИЙЦЫ
Так что такое Турция? Если это наш противник, то противника следует для начала парадигмально идентифицировать.
В мировой истории и актуальной политической практике известен особый тип государств — криминальное государство. Турция — не единственное государство такого рода, но принципиально важное в раскладе сил регионального и мирового криминала. Это государство — всей своей историей, попирающая гуманистическую традицию человечества. Возникшая в результате уничтожения христианской византийской цивилизации, оно уже в самом своем генезисе было антигуманистичным. В его основании лежал акт цивилизационного убийства. Комплекс же преступления, как известно, заставляет преступника осуществлять его все снова и снова.
Обратимся к великому русскому писателю-гуманисту — Федору Михайловичу. На страницах «Дневника писателя» он много писал и об Османской империи, и о турецкой нации. Вот один из такого рода фрагментов: «Я уже передавал однажды, что в Москве, в одном из приютов, где наблюдают маленьких болгарских детей сироток, привезенных к нам в Россию после тамошнего разгрома, есть одна больная девочка, лет 10, которая видела (и не может забыть), как турки, при ней, содрали кожу с ее живого отца. Ну, так в этом же приюте есть и другая больная болгарка, тоже лет десяти, и мне об ней недавно рассказали. У ней странная болезнь: постепенный, всё больший и больший упадок сил и беспрерывный позыв ко сну. Она всё спит, но сон нисколько ее не укрепляет, а даже напротив. Болезнь очень серьезная. Теперь эта девочка, может быть, уже умерла. У ней тоже одно воспоминание, которого она не может выносить. Турки взяли ее маленького брата, ребенка двух-трех лет, сначала выкололи ему иголкой глаза, а потом посадили на кол. Ребеночек страшно и долго кричал, пока умер, факт этот совершенно верный. Ну, вот этого и не может забыть девочка, все это они сделали при ней, на ее глазах».
Слеза ребенка… В турецком случае — не только потоки слез детей разных наций, но и потоки крови. Достоевский был потрясен турецкими зверствами. И за эти зверства, полагал он, турки, турецкая нация должны понести наказания. Отсутствие этого наказания будет само по себе преступлением, оправданием убийства и пособничеством убийцам.
«У нас и теперь, — комментирует писатель происходящее на Балканах, — ведется война с этими кровопийцами, и мы слышим только о самых гуманных фактах со стороны русских. Смело можно сказать, что немногие из европейских армий поступили бы с таким неприятелем так, как поступает теперь наша. Недавно только, в двух или трех из наших газет, была проведена мысль, что не полезнее ли бы было, и именно для уменьшения зверств, ввести репрессалии с отъявленно-уличенными в зверствах и мучительствах турками? Они убивают пленных и раненых после неслыханных истязаний, вроде отрезывания носов и других членов. У них объявились специалисты истребления грудных младенцев, мастера, которые, схватив грудного ребенка за обе ножки, разрывают его сразу пополам на потеху и хохот своих товарищей башибузуков. Эта изолгавшаяся и исподлившаяся нация отпирается от зверств, совершенных ею. Министры султана уверяют, что не может быть умерщвления пленных, ибо „Коран запрещает это“… С этой подлой нацией нельзя бы, кажется, поступать по-человечески, но мы поступаем по-человечески. Осмелюсь выразить даже мое личное мнение, что к репрессалиям против турок, уличенных в убийстве пленных и раненых, лучше бы не прибегать. Вряд ли это уменьшило бы их жестокости. Говорят, они и теперь, когда их берут в плен, смотрят испуганно и недоверчиво, твердо убежденные, что им сейчас станут отрезать головы. Пусть уже лучше великодушное и человеколюбивое ведение этой войны русскими не омрачится репрессалиями. Но выкалывать глаза младенцам нельзя допускать, а для того, чтобы пресечь навсегда злодейство, надо освободить угнетенных накрепко, а у тиранов вырвать оружие раз навсегда. Не беспокойтесь, когда их обезоружат, они будут делать и продавать халаты и мыло… Но чтобы вырвать из рук их оружие, надо вырвать его в бою».
Достоевский категоричен в своих характеристиках. Но эта категоричность следует из нравственного императива — «выкалывать глаза младенцам нельзя допускать». Вырвать же у серийного убийцы оружие нельзя иначе, чем как в бою.
КРОВАВЫЕ ТРАДИЦИИ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
А то, что убийства носят серийный характер, свидетельствует вся история Турции. Хронология реализуемой турками геноцидной практики оказывается исторически воспроизводимой. Это не эксцендентный культурный сбой, произошедший в XX веке с немецким народом. За что, кстати говоря, немцы ответили по полной. У турок резня других народов была в порядке вещей. Резня греков, резня болгар, резня сербов, резня армян, резня ассирийцев, резня киприотов, резня курдов. Резали всех, резали всегда. И не стоило ли международному сообществу сделать своевременно выводы. Если есть некое государство, на территории которого воспроизводится практика геноцида, то это государство как преступник должно быть ликвидировано. Именно по этой логике, напомню, была осуществлена в 1945 году союзными войсками оккупация Германии.
Да что говорить о других народов, если в традициях Османской империи вступающий на престол султан должен был умертвить всех своих братьев. Прецеденты братоубийства в борьбе за престол существовали и у других народов. Но везде это трактовалось как тягчайший грех. Святополк Окаянный был проклят на Руси как братоубийца, а убиенные им Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. В Османской империи братоубийство в семье султана являлось легитимным и предписываемым обычаями правилом. Ввел этот обычай еще в XV веке султан Мехмед II завоеватель Константинополя. Он отдал приказ умертвить своего шестимесячного братика. После Мехмеда фактически каждый из турецких султанов обагрял руки в крови своих братьев. Пять братьев были задушены по приказу султана Мурада III. Самый младший из них был еще грудничком. Его вырвали из рук матери, покончившей впоследствии с собой. Мехмед III умертвил уже 19 младших братьев. Всего за время существования Османской империи было убито в соответствии с кровавой традицией 78 принцев. Ни одно государство мира ни чего подобного в таких масштабах не знала.
И уж понятно, что другие народы шли под нож турок без всякой рефлексии со стороны убийц.
ГЕНОЦИД ГРЕКОВ
В 1822 году мир был потрясен сообщением о «хиосской резне». Это не был стихийный погром. Резня санкционировалась властями. Геноцид был узаконен. Но нашлось и множество добровольцев, пожелавших поработать мясниками. По приказу турецкого паши, подлежали тотальному уничтожению все младенцы до трех лет, мальчики мужчины свыше 12 лет, женщины — старше сорока лет. Библейская история об истреблении младенцев царем Иродом меркнет в сравнении с турецкой практикой геноцида. После учиненной турками резни, на острове Хиос осталось всего 1,5% от ранее проживавшего населения. Численность населения не восстановлена до сегодняшнего времени. Картина Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос» феноменологически точно воспроизводила произошедшее.
Хиосский геноцид не являлся единственной резней греков. Трижды устраивалась резня в городе Смирне, дважды резня на Кипре, резня в Фессалониках, резня на острове Кос, резня и полное уничтожение население города Кидонониес и острова Самотраки. Была обезглавлена греческая элита, проживавшая в Константинополе, повешен патриарх и другие иериархи. Через два года после резни на острове Хиос учиняется Псарская резня. Султан соскоблил ногтем точку на карте, обозначаемую остров Псара, что означало стереть его и физически.
В 1850 г. резне в Османской империи подверглись ассирийцы. Прошло десять лет — и жертвами резни стали сирийские и ливанские христиане — марониты.
ГЕНОЦИД ЮЖНЫХ СЛАВЯН
В 70-е годы XIX века угроза турецкого геноцида нависла над южнославянскими народами. И вновь просвещенный мир содрогается от турецкой жестокости. На этот раз в фокусе всеобщего внимания оказывается Батакская резня — геноцид болгар. Европейцы впервые узнали о произошедшем из репортажей американского корреспондента Януария Мак-Гахана. Вот его свидетельства о расправах турок над девушками-славянками: «…Мы натянули поводья, закричав от ужаса. Пряма перед нами возвышалась груда черепов, которые лежали вперемешку с другими частями человеческих тел… На всех телах были только женские рубахи. Они все были женщинами или девушками. Я насчитал свыше 100 голов, без учета тех, которые лежали внутри груды. Все они были отсечены от тел, все тела были без голов. Каждую из этих женщин обезглавили. Процедура была следующей: турки хватали женщин, раздевали их до рубах, отбирали все ценности и украшения, после чего многие из них насиловали женщину, а последний в очереди ее обезглавливал». А вот уже свидетельства американского журналиста о расправе турок над детьми: «… Городок лежал на расстоянии 100 ярдов от нас. Не уцелела ни одна крыша, ни одна стена. По другую сторону дороги лежали детские тела с ужасающими следами от ударов ятаганами на их маленьких головках. Количество убитых детей более чем огромно… Мы подъехали к церкви. Сначала мы не заметили ничего особенного. Но разносившееся зловоние было настолько сильным, что мы едва смогли посмотреть вокруг. И тут — то, что мы посчитали камнями и мусором под копытами наших лошадей, в действительности оказалось огромной кучей человеческих трупов, присыпанных тонким слоем земли. Весь церковный двор был покрыт ими, высотой от 3 до 4 футов. Из этой чудовищной гробницы проступали головы, ладони, кисти, ноги, ступни и руки. Маленькие кудрявы головки виднелись тут и там, маленькие детские ручки, протянутые так, словно они молили о помощи…».
Зверства турок осуждали Чарльз Дарвин, Оскар Уайльд, Виктор Гюго, Джузеппе Гарибальди. Но ни одна западная держава не посчитала целесообразным вмешаться во внутренние дела Османской империи.
Вступилась за приговоренных к геноциду южных славян только Российская империя. И вот, когда полный разгром Турции был уже почти свершившимся фактом — русские войска стояли у стен Стамбула, западные державы сочли целесообразным вмешаться. Но грозили они войной не Османской империи, а России. Преступное государство было спасено. И прямая ответственность за развернутый турками последующий геноцидный террор лежит всецело на турецких спасителях — странах Запада.
ГЕНОЦИД АРМЯН
Существует расхожее представление, что геноцид армян явился ответом турок на пророссийскую позицию армянского населения во время Первой мировой войны — мол, сами виноваты. Конечно, армяне симпатизировали России и конечно, это явилось катализатором погромов. Но геноцид армян начался задолго до 1915 года и Первой мировой войны. Массовые убийства армян — до 300 тысяч жертв прокатились по Турции еще в 1894–1895 годах. Они были названы Хамидийской резней, по имени султана Абдул-Гамида II. Потом массовые истребления армян в Турции повторятся в 1909 году — Киликийская резня. Помимо слепой ксенофобии, была в турецком геноциде и прагматическая компонента. Имущественно убиенных захватывалось турецкой элитой. На этих экспроприациях и была взращена элита буржуазной Турции. Погромы были для нее тривиальным способом обогащения. Вот они исторические истоки криминального государства — от геноцида тогда до поддержки джихадистов сегодня.
Начатая в 1915 году новая волна геноцида армян продолжалась до 1923 года. Уже закончилась мировая война, а истребление армянского населения продолжалось еще пять лет, пока оно не было, наконец, сведено в Турции к нулевой точке. Именно по отношению к массовым истреблениям армян и было впервые применено, как известно, понятие геноцид. Чаще всего называется цифра в 1,5 миллионов человек — жертв геноцида. По другим оценкам — 2,5 миллионов человек. И надо иметь ввиду, что это не жертвы газовых камер — машинного убийства, как это будет у германских нацистов. Резня в большинстве случаев велась вручную. То есть находился «мясник», вспарывающий живот своей жертве. Находилось десятки, сотни тысяч палачей. Наступят 1930-е годы, и Гитлер будет рассуждать о допустимости истребления евреев, ввиду того, что миру не будет до этого дела, как не было дела до истребления армян.
Одним из наиболее одиозных проявлений человеконенавистничества германского нацизма были медицинские опыты над людьми, относимыми к низшим антропологическим типам. Но ведь практика медицинских опытов над людьми уже применяли турки во время Первой мировой войны. Армяне и представители других нетолерантых режиму этносы являлись живым материалом для опытов. Признаны факты убийства армянских детей в медицинских целях перегретым паром и целевым отравлением ядами. Опытами руководил профессор Хамди Суат, считающимся основоположником турецкой бактериологии, позиционируемый в Турции в качестве выдающегося национального ученого.
Армяне в те годы были не единственными жертвами турецкого геноцида. Одновременно в Турции проводилось массовое истребление ассирийцев, понтийских греков.
ГЕНОЦИД — СЕГОДНЯ
Геноцидная практика была продолжена и после Второй мировой войны, хотя, казалось бы, после Нюрнберга ничего подобного не могло более состояться. Но осужден на Нюрнбергском процессе был лишь определенный феномен нацизма и фашизма. По отношению к турецкому нацизму обвинения не были применены. Более того, в 1952 году Турция была принята в НАТО, что вновь развязало ей руки. Уже через три года в Стамбуле организуется очередной погром еще оставшихся греков. В 1974 году турецкие войска вторгаются на Кипр. Это вторжение сопровождалось погромами и депортацией греков-киприотов из северной, заселенной турками части острова.
Развертывается начавшийся еще до войны геноцид курдов. «Армяне — на завтрак, курды — на ужин», — говорят в Турции. И повторение сценария 1915 года — только теперь уже в отношении курдов — реалии сегодняшнего дня.
Большинство курдов — мусульмане-сунниты. Факт геноцида по отношению к ним показывает, что турецкая геноцидная практика имеет не религиозную, а именно племенную, нацистскую основу. Ислам, таким образом, здесь не причем. Во время геноцида в отношении армянского населения в Турции, армяне бежали и нашли приют не только в христианских странах — России и Франции, но и мусульманских — Иране, Ливане, Сирии. Сегодня армяне, потомки тех, кто когда-то бежал из Западной Армении в Сирию, оказываются вновь под угрозой расправы направляемых из Турции убийц.
Что же до христианских народов в Турции проект геноцида в отношении был в двадцатом столетии успешно реализован. По данным приводимым «Нью-Йорк Таймс» христианское население в стране сократилось с 4,5 миллионов человек до 150 тысяч. Но, как оказалось, точка на этом не поставлена. За христианскими народами оказываются в очереди мусульманские. Турки в Турции составляют на настоящее время не более 50% население. Многие из этих пятидесяти процентов — отуреченные представители других этносов (крипто-армяне, крипто-греки и другие). В многоэтничности Турции при существующем на уровне идеологии этническом национализме турок страна запрограммирована на новые волны геноцида.
КОНСТИТУЦИЯ ТУРЦИИ
Чтобы убедиться, в чем состоит идеология Турции, достаточно открыть ее конституцию. Национализм в ней официально закреплен в качестве государственной идеологии. Турецкая конституция — единственная в мире, которая провозглашает идеологию национализма. И это не кемалистское историческое наследие. Современная версия Конституции Турции была принята уже в 1982 году. Идея возможность скорректировать кемалистсмкий национализм, турецкие власти на такую коррекцию не пошли. Никто даже ничего не пытается скрыть. Турция — единственное государство, публично заявляющее приверженность национализму.
Характерно, что при изложении принципа равенства соответствующая статья турецкой конституции не упоминает равенство, вне зависимости от национальной принадлежности. Казалось бы, это типичная для мировых конституций формулировка. Но в турецком случае она используется в усеченном виде. Учитывая, турецкий контекст, представляется, что это не случайно.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ТУРЦИИ
Какое содержание вкладывается в понятие турецкий национализм, еще более определенно раскрывается при обращении к государственному гимну Турции. Это — определенно гимн войны, и ни как аллегории, а прямого физического действия. Кто же номинированный турецкий враг? На это дают вполне четкий ответ следующие строчки турецкого гимна:
«Не бойся воя — монстр Европы лют,
Но не задушит волю вой химеры.
И туп его гнилой последний зуб,
И щит в груди есть — истинная вера.
Не пустим братья, монстра на порог,
И грудью отразим напор бесчестья».
Турция, как известно, давно и безуспешно пытается войти в ЕС. Но Европа, в словах турецкого гимна, есть монстр и химера. Ее могущество мнимое — «туп гнилой последний зуб». Задача, стоящая перед турками — «не пустить монстра на порог».
Гимн — это не пустые слова. На основе гимна всегда и везде осуществляется позиционирование нации. Через разучивание гимна молодежью реализуется ее гражданская цивилизация. И что же учит турецкая молодежь? В ее сознание сызмальства вдалбливается представление о цивилизационной враждебности Европы. И в свете этого вхождение Турции в ЕС приобретает уже совсем другую тональность. Войти в Европу, не интегрируясь с ней, а завоевывая ее. И не так ли, собственно, и действуют в европейских странах турецкие мигранты?
Европа в последнее время неединожды содрогнулась от обрушившихся на нее террористических актов. Шахиды-смертники предстали как модифицированный образ зла антигуманистического религиозного экстремизма. Но обратимся к тексту государственного гимна Турции. Слово шахид в нем используется дважды. И его использование вполне определенно — как борца с «монстром Европы», проливающим в этой борьбе свою кровь. Россия, в турецких представлениях, это тоже Европа и указанные характеристики относятся также и к ней.
ТУРЦИЯ — КРИМИНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
Неудивительно, что с таким ментальным багажом, с такой историей именно Турция оказалась в настоящее время важнейшим мировым перекрестием криминальных транзитов. За счет их, а не за счет российского туризма, или экспорта томатов в Российскую Федерацию, выстраиваются механизмы ее государственного жизнеобеспечения и процветания элит. То что через Турцию идет нелегальная торговля нефтью было известно всегда. И началась эта практика задолго до возникновения ИГИЛ. Таким же образом через посредничество Турции нелегально торговали нефтью находившиеся под санкциями Ирак и Иран.
Еще большее значение для турецкой элиты имеет прохождение через Турцию других товаропотоков, о которых, сосредоточившись на теме торговли нефтью, почти ничего не говорят. Речь идет о наркотрафике. Через Турцию проложена главная артерия доставки наркотиков из Азии в Европу (так называемый «афганский героиновый маршрут»). И эта компонента обогащения турецкой элиты возникла достаточно давно.
Турция традиционно, еще с османских времен, крупнейший мировой актор работорговли. Эта функция сохраняется и сегодня. Согласно данным Управления ООН по наркотикам и преступности, Турция занимает по торговле людьми первое место в мире.
Существует особый черный бренд Турции как страны с широкой инфраструктурой сексуальной работорговли. Турция — единственная страна мусульманского мира и вообще единственная страна в Азии, где легализована проституция.
Определение Турции как «тыловой базы» международного терроризма, также следовало сделать давно. Турецкий фактор в терроризме был уже вполне очевиден в 1990-е годы во время войн в Боснии и Герцеговине, Чечне и Косово.
ИЗЛЕЧИТЬСЯ ОТ ТУРЕЦКОЙ СКВЕРНЫ
Россия в постсоветский период оказалась поражена очень опасной болезнью, которую можно определить как «турецкая скверна». История как-то вдруг была забыта и Турция открылась как площадка быстрого спекулятивного обогащения и дешевого, но заграничного отдыха. Именно в Турцию, прежде всего, направились еще во времена перестройки тысячи «челноков» — оптовых торговцев, скупающих товары массового потребления на турецких рынках и перепродающих их с баснословной ценовой накруткой. Турция стала своеобразной челночной Меккой. Фактор хлынувшей через открывшиеся шлюзы спекуляции в крушении советской экономики еще предстоит оценить. Но, безусловно, развитие спекуляции в России имело турецкий контекст.
Одна из позорнейших страниц в постсоветских реалиях существования России — это турецкие бордели. Девушки из России и Украины стали их новым лицом. Имя Наташка стало нарицательным обозначением славянской проститутки в Турции.
Туризм в Турции по формуле «все включено», это то, что Лев Николаевич Гумилев, определил бы понятием обскурация (состояние окончательной потери пассионарности, упадка и разложения). Народ-имперостроитель стал перерождаться в гедониста. И пляжный турецкий туризм выступает здесь важнейшим индикатором.
Скверна заключается еще и в том, что в поисках гешефта российская элита упорно налаживала мосты с турками, прекрасно зная о турецких корнях терроризма, о направляемой из Турции пантюрксистской и панисламистской пропаганде. На все неудобные, мешающие бизнесу обстоятельства предпочитали закрывать глаза. Но это означает, что развивая бизнес с турками, мы сами инвестировали антироссийские силы.
Избавление России от турецкой скверны — это путь оздоровления. Важно при этом самим не уподобиться туркам, самой России не превратится в подобие Турции или Османской империи. Обращение к истории в этой связи — кто есть наш друг, кто враг — принципиально необходимо.
НЮРНБЕРГ НАД ТУРЕЦКИМ НАЦИОНАЛИЗМОМ
Вопрос стратегически должен стоять не об извинениях со стороны Турции, и ни о компенсациях. Армяне за сто лет не извинений, ни репараций с Турции не получили. И это урок. Вопрос должен стоять об осуждении турецкого национализма как человеконенавистнической идеологии и практики, соответственно о констатации преступного характера государства Турции.
Еще в XIX веке о Турции говорили как о «больном человеке Европы». Считается, что первым применил это определение к Османской империи Николай I. В действительности, характеристика Турции как «больного человека Европы» использовалась и раньше. Политики XIX века, в соответствии с гуманистической традицией, смотрели на турецкие зверства как проявление внутренней болезни. И действительно, не будучи больным, те преступления, которые совершала Турция совершить, кажется, невозможно.
Если же человек болен, и вследствие своей болезни он совершает преступления, то этого человека надо лечить принудительно.
Могут возразить, что ссылка на Николая I в данном случае неуместна. Но тогда можно обратиться к словам французского премьер-министра Жоржа Клемансо. Его-то уж точно нельзя заподозрить в пророссийской ангажированности. Во время Парижской мирной конференции 1919 года, решавшей, что само по себе важно в контексте рассматриваемой темы проблемы послевоенного мироустройства, Клемансо дал следующую оценку сущности Турции: «Не найти ни одного случая ни в Европе, ни в Азии или Африке, чтоб установление турецкого господства над какой-то страной не привело бы к снижению материального благосостояния и упадку культуры; нет также ни одного случая, чтоб избавление от турецкого господства не привело бы к экономическому росту и подъему культуры. Будь то страна христианская или магометанская, куда бы ни приходили турки-завоеватели, они повсюду несли разрушения. Они ни разу не оказались способны мирно развивать то, что они завоевали оружием».
Осуждение турецкого национализма могло в те годы стать реальностью, но не стало. В 1919—1920 гг. работал военный трибунал, рассматривавшей обвинения партии «Единение и Прогресс» в массовых убийствах армян и греков. Но результаты его оказались ничтожны — из находящихся на скамье подсудимых были признаны виновными и приговорены только трое из многих тысяч преступников. Но и это решение оказалось скоро перечеркнуто. После победы в Турции кемализма казненные по решению трибунала были объявлены «национальными мучениками. Именами казненных преступников называются улицы и школы. Для их семей были установлены денежные премии. Турецкие власти демонстративно отвергли в отношении себя любые обвинения.
Сегодня следует организовать кампанию по осуждению турецкого национализма как одной модификацией нацизма в мире. Для того, чтобы мир стал более гуманным и совершенным, надо первоначально идентифицировать и осудить мировое зло. Неидентифицированное и непресеченное зло будет раз за разом восстанавливать свои силы и обрушивать. Осуждение же зла предполагает появление конвенционального института по типу Нюрнбергского суда над нацизмом.
vbagdasaryan.ru
Батак. Болгарский Беслан и Хатынь: alex_barbov
В истории многих государств есть трагичные события и даты, память о которых прописывается на генетическом уровне и передается из поколения в поколение. У белорусов это Хатынь. У армян Степанокерт. У россиян Беслан. У болгар - это Батак. Так называется город в Родопах, в 100 километрах от границы с Грецией. В мировую историю он вошел под названием Батакская резня.
В апреле 1876 года в болгарском городке Копривщица вспыхнуло антиосманское восстание, далеко не первое за все 500 лет Ига. По мнению многих историков, оно было поспешным, плохо подготовленным и изначально обреченным на провал.Турецкие регулярные военные части и отряды башибузуков, сформированные из осевших на территории Болгарии этнических турок или принявших ислам болгар, были беспощадны. Город Панагюрище, который считался идейным центром восстания, сожгли дотла. И на сегодняшний день в этом населенном пункте нет здания, которое было бы построено ранее 1878 года.
Но наиболее сильный и ужасающий по своей жестокости удар пришелся на Батак, в котором на момент восстания насчитывалось около 9 тысяч жителей. Узнав о его начале мужчины села сформировали отряды ополчения. Их задачей было захватить склады с оружием и провизией, чтобы обеспечить материальную поддержку восстания.
Отряды, впрочем, достаточно быстро были перебиты, в том числе и по причине огромной разницы в вооружении по сравнению с башибузуками, которых насчитывалось около 5 тысяч. Немногие выжившие в боях мужчины вернулись в село. Вслед за ними в Батак вошли каратели во главе с Ахмедом ага Касалицким, полицейским инспектором Доспатского округа. Он пообещал сохранить жителям села жизнь, если они прекратят сопротивление и сложат оружие. Обещание оказалось обманом.
Сначала зверски казнили местного духовного лидера и старосту Трендафила Тошева Керелова. Ему выкололи глаза, вырезали язык, вырвали все зубы и еще живым насадили на кол. Рядом с колом подожгли огромные скирды сена. Экзекуция жаром продолжалась около получаса и жителей села заставили на это смотреть.
Казнь старосты послужила началом для всеобщей резни. Башибузуки убивали всех без разбору. Младенцев они насаживали на штыки или пики и так расхаживали по городу. По всему Батаку были установлены плахи, на которых палачи секли головы.
200 детей и женщин, спрятавшихся в местной школе, сожгли заживо, подперев двери и стреляя по окнам. Молодых женщин и девушек насиловали, причем задачей последнего насильника, после своего постыдного действия, было отсечь жертве голову.
Несколько сотен жителей Батака, преимущественно женщины и дети, смогли укрыться в местной церкви. Она очень невелика по своим размерам, там была страшная давка. Достаточно скоро находившиеся в церкви люди стали испытывать недостаток воздуха и воды. Ее быстро не стало и, чтобы напоить плачущих детей, матери слили все масло из лампадок. Когда закончилось и оно женщины голыми руками попытались вырыть колодец, но до водонесущей артерии им не суждено было добраться. В качестве жеста отчаянья матери стали пускать кровь недавно убитым и еще не начавшим разлагаться защитникам церкви, чтобы хоть как-то утолить жажду своих чад.
Осада церкви продолжалась 3 дня. Сначала в нее бросили несколько ульев с пчелами, а через какое-то время, сполна насладившись криками и плачем женщин и детей, башибузуки подожгли здание, забросив в окна тюки с горящей соломой. Задыхаясь и горя заживо, люди внутри были вынуждены отпереть дверь и сдаться на милость карателей. Но ее не было. Удары топоров, бьющих по плахам, звучали в Батаке еще несколько дней. Из 9 тысяч человек выжить удалось не более 1200. Щадили только тех, кто соглашался принять ислам.
Европа узнала о Батакской резне из репортажей американского журналиста Януария Мак-Гахана (Januarius Aloysius MacGahan). Вот несколько выдержек из его репортажей ( N.B - перевод вольный, мой).
«…Мы натянули поводья, закричав от ужаса. Пряма перед нами возвышалась груда черепов, которые лежали вперемешку с другими частями человеческих тел… На всех телах были только женские рубахи. Они все были женщинами или девушками. Я насчитал свыше 100 голов, без учета тех, которые лежали внутри груды. Все они были отсечены от тел, все тела были без голов. Каждую из этих женщин обезглавили. Процедура была следующей: турки хватали женщин, раздевали их до рубах, отбирали все ценности и украшения, после чего многие из них насиловали женщину, а последний в очереди ее обезглавливал. Выжившие жители села рассказали нам позже, что это тела 200 молодых девушек, сначала плененных и приготовленных для участи намного хуже смерти…»
И в продолжение. «… Городок лежал на расстоянии 100 ярдов от нас. Не уцелела ни одна крыша, ни одна стена. По другую сторону дороги лежали детские тела с ужасающими следами от ударов ятаганами на их маленьких головках. Количество убитых детей более чем огромно».
«… Мы подъехали к церкви. Сначала мы не заметили ничего особенного. Но разносившееся зловоние было настолько сильным, что мы едва смогли посмотреть вокруг. И тут – то, что мы посчитали камнями и мусором под копытами наших лошадей, в действительности оказалось огромной кучей человеческих трупов, присыпанных тонким слоем земли. Весь церковный двор был покрыт ими, высотой от 3 до 4 футов. Из этой чудовищной гробницы проступали головы, ладони, кисти, ноги, ступни и руки. Маленькие кудрявы головки виднелись тут и там, маленькие детские ручки, протянутые так, словно они молили о помощи…»
Один из спутников Мак-Гахана дипломат Юджин Скайлер продолжает описание. «…Я видел их кости, некоторые еще с кусками полуизгнившего мяса, которые грызли собаки. Ни одного целого дома не осталось в этой прекрасной долине».
Эти репортажи в оппозиционной британской газете «Дейли ньюз» вызвали шквал возмущения в Англии и во Франции, которые на тот момент были связаны союзническими обязательствами с Османской империей. В Британии проводились массовые митинги, в поддержку болгар высказались Чарльз Дарвин, Оскар Уайльд, Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди. Ситуация заслушивалась на заседании Палаты лордов и тогдашнему премьер-министру Дизраели с трудом удалось сохранить свою должность.
Огромный резонанс вызвала Батакская резня и в России, в первую очередь, благодаря миссии князя Алексея Николаевича Церетелева (Церетели). Именно он проинформировал царя Александра Второго о зверствах башибузуков и, в какой-то степени, указал на тот факт, что на фоне общественного возмущения в Европе Париж и Лондон не посмеют отправить свои экспедиционные войска в помощь Турции в случае войны с Россией.
В результате 12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну. Императорский декрет был зачитан в Кишиневе, во время парада российских регулярных частей и болгарских ополченцев. Война закончилась 3 марта 1878 года подписанием Сан-Стефанского мирного договора. Однако, Болгария не получила полноценной свободы и оставалась вассалом Османской империи до 22 сентября 1908 года, когда в Велико Тырново была провозглашена независимость и утверждена конституция.
Погибших в Батакской резне канонизировали в 2006 году, в церковной терминологии они Святые Батакские Новомученики. Батакская церковь действует и по сегодняшний день. В ней установлена усыпальница, в которой лежат останки убитых в резне жителей города.
Вход в церковь
ДворикСама церковь
Следы от пуль
Тот самый колодец, который выкопали женщины голыми руками
Внутренее убранство церкви. Она действующая, тут регулярно проводятся богослужения
Тут лежат останки казненных.
Проломленные черепа. Комментарии излишни
Вид на храм со стороны алтаря.
Основная гробница. Тут покоятся останки большинства казненных. Тяжелая бронзовая плита отодвигается по большим религиозным и национальным праздникам. За стеклом можно увидеть и рассеченные ятяганом черепа полутора-двухлетних деток.
Купол. Следы пожара
Икона Святых Батакских Новомучеников
Дверь во двор
Там их ждали плахи. Они чернее угля от количества пролитой на них крови.
Могилы командиров ополчения и казненных священнослужителей.
Памятник, подаренный армянской общиной Болгарии.
Памятник уроженцам Батака, погибшим в разных войнах, преимущественно, в Балканских.
Здание новой церкви
Памятник князю Алексею Церетелеву.
Монумент невинно убиенным, ныне на реставрации. Возвышается над городом.
Я не уверен, что многие из моих подписчиков хоть когда-то окажутся в Батаке. Но я признателен, что вы дочитали этот текст до конца. И, возможно, вы по-другому посмотрите на Болгарию и на болгар. Если же вы верующий человек – во время следующего посещения храма поставьте свечу за упокой души убитых в Батаке. Обезглавленных только потому, что они были православными христианами.
alex-barbov.livejournal.com
Армянские фальсификации фото азербайджанских и турецких жертв армянских зверств 1918 года
Обама на фоне азербайджанских жертв Субатана |
Однако недавно Армянский Национальный Комитет Америки (ANCA) заврался до такой степени, что им позавидовал бы даже один из лидеров нацистской партии, главный пропагандист фашистской Германии Йозеф Геббельс, изрекший некогда: «Чем чудовищнее ложь, тем скорее в нее поверят».
Несколько недель назад, в преддверии очередной годовщины т.н. «геноцида» армян в Османской империи, ANCA обратилась с призывом к президенту США Бараку Обаме сказать в своем выступлении 24 апреля «волшебное» слово «геноцид» относительно событий в Османской империи в 1915 году. На своем интернет-ресурсе ANCA и другие армянские сайты распространили для вящей убедительности постер с изображением Обамы и лозунгом: «Мистер президент, выполните свое обещание». Однако наше внимание привлек не столько сам постер, а то, что Обама изображен на фоне фотографии начала 20-го века в Османской империи, где изображены трупы детей как подтверждение «геноцида» армян.Обама и Эрдоган на том же фоне |
Напомним, что 25 апреля 1918 года в селе Субатан на востоке Карсской области Турции армянскими бандитами были убиты 750 этнических турок. По свидетельствам очевидцев, согнав в центр села 257 детей, армянские головорезы казнили их жесточайшим образом. Массовые убийства гражданского населения сопровождались изощренными пытками.
Отдельное спасибо турецкому активисту Окану Дуру, который первым обнаружил и обратил внимание общественности на некоторые детали этой грубой фальшивки ANCA.
оригинал фото жертв Субатана |
О том, что именно армяне нападали на тюркские населенные пункты, подвергая население жесточайшим пыткам, свидетельствуют многочисленные архивные материалы. Оригинал сфальсифицированного армянскими «геббельсами» фотоснимка находится в турецком военном архиве «Genelkurmay Military History and Strategic Studies Archive», фото-коллекции Первой мировой войны, альбом № 4, фотография № 123).
По поводу событий 1915 года в Карсской области и селе Субатан депутат парламента Азербайджана Ганира Пашаева провела расследование. По итогам своего расследования Г.Пашаева сняла документальный фильм, где, в частности, выжившие во время этих событий рассказывают о зверствах армянских головорезов на турецкой земле.Опять армяне используют "Апофеоз войны" Верещагина |
на плакатах 1,5 млн. и рядом же 2 млн. армянских "жертв 1915 г" |
Затем фотоснимок, где изображены «армянские женщины и дети, убитые турками». Это в действительности турецкие женщины и дети, убитые армянскими бандами в Эрзинджане, в селе Вагарир 16 февраля 1918 года. Оригинальная фотография находится в военном архиве «Genelkurmay Military History and Strategic Studies Archive», фото-коллекции Первой мировой войны, альбом № 4, фотография № 38).
Около сотни подобных армянских фальсификаций относительно фотоснимков событий и других фактов в Османской империи собраны в книге «Тайны истории фальсификации» Джумшуда и Шабнам Нуриевых.На фоне всего этого есть многочисленные доказательства, в том числе и дашнакские, о том, что армянские фашисты уничтожали турецкое и азербайджанское население в начале 20-го века в Османской империи. В частности, в докладе члена «Дашнакцутюн» Аслама Вахрама, написанного в 1920 году в Новом Баязете, он «хвалится» тем, что уничтожал азербайджанское население на территории нынешней Армении:
«Я уничтожил турецкое население в Басаркечаре (там находились азербайджанские села – Р.Г.), не разбираясь ни в чем. Но иногда жалеешь пули. Самое верное средство против этих собак - это то, чтобы после боя собрать всех уцелевших, переполнить колодцы ими и сверху добить тяжелыми камнями, чтобы их не стало больше на свете. Я так и поступил: собрал всех мужчин, женщин и детей и покончил с ними, заполнив камнями колодцы, куда они до этого были мною брошены...».
В докладе, составленном в те годы для американских дипломатов, отмечается: «У мусульман в Эриванской губернии 88 сел разрушено, 1920 домов сожжено, 131970 мужчин убито».
Факты массового уничтожения тюркского населения признает и армянский историк А. Лалаян, который поэтапно описывает массовую резню, устроенную дашнаками в Османской Турции и на Кавказе. Лалаян писал, что «мужество» дашнаков проявлялось в резне турецких женщин, детей и больных и стариков». (А. Лалаян, Революционный Восток,№ 2-3, с.92 В.Д., Москва, 1936; Исторические Записки, № 2-3, с.92, 1936).«Армяне обливали серной кислотой людей, расстреливали турецкий народ из домов и убивали их с помощью ножа и пуль в Газиантепе», - пишет в своем докладе английский посол Генри Д. 16 ноября 1895 года.
Ованес Качазнуни, (первый премьер-министр Армении и дашнакский лидер) признавался позже в своей книге «Дашнакцутюн больше нечего делать!», что они – дашнаки, уничтожали мусульманское население, и армянские террористические акты имели целью обеспечить победу Запада, который обещал армянским националистам за это дать турецкие и азербайджанские земли для создания государства Армения.
Можно привести еще сотни и сотни фактов из архивных документов разных стран, доказывающих, что именно армянские националисты учинили целенаправленную резню турецкого и азербайджанского населения.
По этому вопросу дает широкую информацию вышедшая недавно в свет в Москве книга Мехмета Перинчека «Армянский вопрос в 120 документах из российских государственных архивов», опровергающая утверждения о «геноциде» армян и проливающая свет на многие исторические события в Османской империи начала 20-го века. Книга состоит из документов, взятых из российских архивов, и купить ее можно здесь.Эта книга вызвала дикий ажиотаж у армянской стороны, которая прекрасно понимает, что даже один официальный документ из российских архивов может в пух и прах разрушить создаваемый многие десятилетия миф о «геноциде» армян.
Видимо, с целью хоть что-то сказать в ответ на книгу Перинчека, армянская сторона наспех придумала и пустила дезу о том, что якобы обнаружен «секретный доклад Талаата-паши о «геноциде» армян. Напомним, что турецкий государственный деятель, министр внутренних дел Османской империи Талаат-паша считается у армян главным организатором «геноцида», поскольку подписал указ о переселении армян с Кавказского фронта вглубь империи. Отметим, что Талаат Паша, был убит армянином Согомоном Тейлеряном 15 марта 1921 года на оживленной улице в Берлине (Германия).
Так вот, согласно информации армянских СМИ, армянский же Институт Комитаса в Лондоне опубликовал книгу историка - своего руководителя Ара Сарафяна «Доклад Талаата-паши о Геноциде армян в 1917 году». То есть Сарафян сначала «придумал» доклад Талаата-паши, а потом с умным видом издал его в армянском институте Лондона, чтобы придать своему «труду» научный лоск и имидж зарубежного издания.
Сохранилось письмо представителя армян во Франции Богос Нубар паши от 12 декабря 1918 года, адресованное министру иностранных дел Франции (оригинал в архиве МИД Франции, Серия Восток, Армения, том 2, фолио 47).
В книге якобы собраны документы из турецких архивов, сохранившиеся частные записки Талаата-паши, согласно, которым «армянское население Османской империи было уничтожено или депортировано между 1915-1917 гг., многие из них были ассимилированы». Как пишет Сарафян: «Доклад Талаат-паши 1917 года – закрытая официальная точка зрения Османской империи на «геноцид» армян». То есть Сарафян сразу же дает понять, что не укажет источник и не представит оригинал «доклада Талаат-паши». Тем самым Сарафян подтверждает, что «доклад» им же и высосан из пальца, к тому же наспех. А если посмотреть саму книгу, которую можно скачать на сайте Института Комитаса, то станет видно, что в этом «труде» нет самого «доклада Талаат-паши», а лишь только пережевывание набивших уже оскомину фальшивых фактов и нарисованных армянских карт.Этот Сарафян лжет, не моргая, поскольку пишет, что согласно «докладу» Талаат-паши «1.150.000 армян исчезли в Османской империи в 1915-1917 гг. Это число включает и 100 тысяч армян, которые спаслись бегством в 1915 году. Большое число армян умерло от голода и болезней, но они не входят в число десятков тысяч женщин и детей, которые были исламизированы или перемещены в лагеря для ассимиляции».
Вот что пишет Богос Нубар паша «Общее число депортированных оценено от 600.000 до 700.000 душ. Цифры, которые я вам привожу, отражают лишь уцелевших, находящихся сейчас на территории, завоеванной союзными войсками. Что касается оставшейся части депортированных, разбросанных еще в пустынях, у нас до сих пор нет никакой информации на их счет». Это письмо написано 12 декабря 1918 года, тогда как по утверждению армянских и ряда западных историков «геноцид армян» продолжался несколько лет, а согласно письму Богос Нубара в МИД Франции, написанному спустя почти 4 года, становится ясно, что в Османской империи еще живет 600 – 700 тысяч уцелевших армян плюс те, которые, по выражению Богос Нубар паши, «разбросаны по пустыне».
armdeza.blogspot.com
Памятник турецким зверствам в Сербии, г. Ниш - athanatoi
Когда-то я это выкладывал в форуме OpenАрмения и на Armenia.ge, но сейчас не нахожу ни в одном.«Башня черепов» или Челе-Кула ( от сербского Ћеле Кула) — расположен на западной окраине города.
Есть скорбный памятник турецким зверствам на Балканах. Который они сами и построили. Памятник этот зовется Челе Кула, или в переводе "Башня черепов". История этого памятника такова. В 1809 году во время одного из многочисленных восстаний сербов против турецкого ига 31 мая 1809 года произошло большое сражение между сербскими повстанцами под предводительством Мелоя Петровича и турецкой армией. Сербов было около 3-х тысяч, турков в пять раз больше. Когда сражение уже шло к финалу, один из сербов взорвал порховой склад. Все сербы погибли. По приказу нишского паши Хуршид-паши погибшие сербы были обезглавлены. Кожа, снятая с их черепов и набитая ватой, была отправлена в Стамбул, а из черепов построили башню, получившую впоследствии название Челе-Кула. Черепа были замурованы с внешней стороны в ячейках между кирпичами в 56 рядов, по 17 в каждом. Всего 952 черепа. Челе-Кула со временем обветшала, большинство черепов исчезло. Памятник этот стоит и по сей день.
Фотографии:
Очень интересное сообщение. Одна любопытная деталь в словосочетании "Челе Кула". Первое слово - славянизм (рус. чело), если слово правильно прочитано как "ч" (в турецком языке это "с" с хвостиком), а не как "к" (тогда читай "Келе-кула" и смотри ниже мой материал).Обычай воздвижения башни из человеческих черепов был очень распространен в Средней Азии. Достаточно вспомнить картину Верещагина "Апофеоз войны".Последний случай зафиксирован летом 1849 года после взятия кокандскими войсками города Ура-Тюбе. Тогда по приказу кокандского главнокомандующего Мухаммад Дийара мингбаши было обезглавлено 770 или по другим данным 900 попавших в плен защитников Ура Тюбе, и из их голов сооружена "Калла-минара" ("минарет из голов"). Возможно его остатки или следы видел Верещагин, когда он посетил ту местность в 1866-68 гг. Турки заимствовали этот обычай у среднеазиатцев в монгольское время. Потому что создание Османской империи производилось по монгольской имперской кочевой модели, а не по классической иранской на которой основывалось государство их предшественников - Сельджуков Малой Азии. Подражать великим завоевателям монгольского типа (к ним можно вполне отнести и Тимура/Тамерлана) считалось вполне достойным делом. Поэтому защитников сербского редута и постигла такая страшная судьба в 1809 году. Ведь в глазах турецкого командующего они были изверги, "отморозки" (как сейчас любят выражаться), разрушители мира и спокойствия, благополучия и процветания самой богатой, блестящей, прекрасной и святой в мире империи.К тому же они были гяурами, "многобожниками" (по смыслу - это хуже, чем нехристи), которые обязательно попадут в ад и никогда - в рай. Сооружение галереи черепов считалось не только правильным поступком, но и богоугодным делом ("саваб" по терминологии Османской Империи).У Ивана Ивановича Бунина, еще видевшего своими глазами эту Империю, есть гениальное определение Стамбула - что-то вроде "последнего стана последнего кочевья". Он благодаря своему творческому методу узрел суть и основу этой империи. Точно так же, как Пушкин одной бесподобной поэтической строкой дал определение целому правлению Алексадра Первого ("Дней Александровых прекрасное начало"). Советую почаще обращаться к Бунину, у него правильное историческое видение многих стран и событий на Ближнем Востоке.
http://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=7&topic=49&start=1#1176578609Кстати, по теме Сербии, раз уж она затронута. Список и фотографии разрушенных сербских храмов в Косово за последние годы
athanatoi.livejournal.com
Зверства турок шокируют : matveychev_oleg
Ватикан раскрыл засекреченные документы о Геноциде армянВатикан начинает публикацию секретных документов, хранящихся в его древних архивах. Документы охватывают, в основном, события 400-летней давности, с 1621 года. Самый старый документ датируется 8-м веком, передает HaberTurk. Выставка порядка 100 секретных документов, включающих документы, свидетельствующие о Геноциде армян в Османской Турции, организована в Капитолийском музее и продлится до сентября этого года.
Как заявил префект Ватиканского секретного архива епископ Сержио Пагано, документы содержат огромное количество информации об армянах. Говоря о документах, касающихся Геноцида армян, Пагано отметил, что опубликованные документы свидетельствуют о жестоких пытках армян со стороны турецких войск.
Летом 2011 года Пагано сообщал, что документы будут представлены на организуемой в Риме выставке архивных документов Ватикана Lux in Arcane в феврале 2012 года. Архивариус отметил, что в 1896 году Папа Римский Лев XIII призывал султана Абдула Гамида проявить милосердие и прекратить творимый им геноцид в отношении армян. Пагано сообщил, что около ста документов о Геноциде армян, в том числе письменные свидетельства о действиях турецких военных из секретных архивов Ватикана будут опубликованы отдельной книгой. Он представил выдержки из нее.
Свидетельство турецкого солдата по имени Мустафа Сулейман: «Мы вошли в армянские деревни и убили всех, без учета пола и возраста. Пришедшие с нами в деревню курды грабили дома армян. Множество пожилых армян, инвалидов скрывались в школе, что была в центре города, но у нас был приказ — мы убили и их. В поселке Гелигузан было убито или сожжено 800 армян. Выкололи глаза Отца Ованнеса, бороду, нос и уши отрезали. Я не убил ни одного ребенка, даже двух детей спас. Даже три дня скрывал их в своем шатре, но однажды вошел и увидел их тела расчлененными…»
Епископ Пагано сообщил также, что Ватикан опубликует и архивы о Геноциде армян в Османской империи в годы Первой мировой войны при правлении младотурков. «Эти документы вызывают неудержимое чувство боли и ужаса. Сообщения о жестокости турок в отношении армян заставили меня устыдиться того, что я человек», — сказал при этом епископ.
matveychev-oleg.livejournal.com
Зверства турок шокируют : gorlanovig
Ватикан раскрыл засекреченные документы о Геноциде армянВатикан начинает публикацию секретных документов, хранящихся в его древних архивах. Документы охватывают, в основном, события 400-летней давности, с 1621 года. Самый старый документ датируется 8-м веком, передает HaberTurk. Выставка порядка 100 секретных документов, включающих документы, свидетельствующие о Геноциде армян в Османской Турции, организована в Капитолийском музее и продлится до сентября этого года.
Как заявил префект Ватиканского секретного архива епископ Сержио Пагано, документы содержат огромное количество информации об армянах. Говоря о документах, касающихся Геноцида армян, Пагано отметил, что опубликованные документы свидетельствуют о жестоких пытках армян со стороны турецких войск.
Летом 2011 года Пагано сообщал, что документы будут представлены на организуемой в Риме выставке архивных документов Ватикана Lux in Arcane в феврале 2012 года. Архивариус отметил, что в 1896 году Папа Римский Лев XIII призывал султана Абдула Гамида проявить милосердие и прекратить творимый им геноцид в отношении армян. Пагано сообщил, что около ста документов о Геноциде армян, в том числе письменные свидетельства о действиях турецких военных из секретных архивов Ватикана будут опубликованы отдельной книгой. Он представил выдержки из нее.
Свидетельство турецкого солдата по имени Мустафа Сулейман: «Мы вошли в армянские деревни и убили всех, без учета пола и возраста. Пришедшие с нами в деревню курды грабили дома армян. Множество пожилых армян, инвалидов скрывались в школе, что была в центре города, но у нас был приказ — мы убили и их. В поселке Гелигузан было убито или сожжено 800 армян. Выкололи глаза Отца Ованнеса, бороду, нос и уши отрезали. Я не убил ни одного ребенка, даже двух детей спас. Даже три дня скрывал их в своем шатре, но однажды вошел и увидел их тела расчлененными…»
Епископ Пагано сообщил также, что Ватикан опубликует и архивы о Геноциде армян в Османской империи в годы Первой мировой войны при правлении младотурков. «Эти документы вызывают неудержимое чувство боли и ужаса. Сообщения о жестокости турок в отношении армян заставили меня устыдиться того, что я человек», — сказал при этом епископ.
gorlanovig.livejournal.com