Ярошенко Картина Всюду Жизнь. Ярошенко заключенный картина
«У литовского замка». Ярошенко
«У литовского замка»
На Девятой передвижной рядом со «Старым и молодым» была поставлена еще одна картина Ярошенко — «У Литовского замка»: однофигурное полотно, где в одной фигуре все — впечатления, симпатии, начало, конец (что в соседстве со «Старым и молодым», с «группировкой», особенно чувствовалось!).
Ярошенко клал последние мазки на холст с «Заключенным», когда 24 января 1878 года раздался выстрел Веры Засулич.
«Выстрел Засулич был одним из тех событий, которые, хоть на время, изменяют установившееся соотношение сил, — писал Короленко. — …Преграды ослабли, а общественное мнение прорвалось».
Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника генерал-адъютанта Трепова, по распоряжению которого был наказан розгами политический заключенный Боголюбов.
На суде Засулич говорила о деле Боголюбова: «На меня все это произвело впечатление не наказания, а надругательства… Мне казалось, что такое дело не может, не должно пройти бесследно. Я ждала, не отзовется ли оно хоть чем-нибудь, но все молчало… И ничто не мешало Трепову, или кому другому, столь же сильному, опять и опять производить такие же расправы… Тогда, не видя никаких других средств к этому делу, я решилась, хотя ценою собственной гибели, доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так ругаясь над человеческой личностью…» И дальше, после того как председатель просил ее успокоиться — до того она была взволнована (эти слова часто опускаются, не приводятся, так как на первый взгляд главное уже сказано): «Я не нашла, не могла найти другого способа обратить внимание на это происшествие… Страшно поднять руку на человека, но я находила, что должна это сделать». Засулич дважды собой жертвовала: потому что, стреляя, шла на эшафот и потому что поступалась своим «я», убивать не хотела, но стреляла, исполняя долг.
«Я ждала… но все молчало»… Выстрел Засулич был выстрелом в общественную совесть. Градоначальник приказал безжалостно и оскорбительно выпороть заключенного, изможденного одиночкой — духотой, сыростью, скверной пищей, цингой: повстречавшись с градоначальником второй раз за короткие минуты прогулки по тюремному двору, заключенный не поспешил снова снять с головы шапку; узнав о наказании, другие обитатели одиночек, а их десятки, сотни, в нервном исступлении бросились к решеткам окон, колотили слабыми кулаками в двери, бились о камень пола; в камеры врывались солдаты, затыкали узникам рот, вязали их, тащили в карцер; вокруг, за стенами тюрьмы, «все молчало». Политики, газетчики, юристы, литераторы, педагоги — «общество» — все молчали, и всё молчало. Каждый мог завтра, нынче оказаться вторым Боголюбовым — за слово, за взгляд, за то, что шапку с головы не сдернул, но никто не возвысил голос, не сказал «нет». «Тогда я решилась, хотя ценою собственной гибели»…
Знаменательно, что именно она первая решилась — женщина. К этому времени женщины в русском революционном движении играли выдающуюся роль. На «процессе 50-ти» рядом с Петром Алексеевым стояла Софья Бардина, и тут же сестры Любатович, сестры Субботины, Александрова, Лидия Фигнер. Сам факт, что среди подсудимых столько женщин, произвел на всех огромное впечатление. По рукам ходили стихи, посвященные «женщинам процесса».
Сочувствовавшие их делу называли женщин революции «святыми». Тургенев целовал фотографии «святых»: уже рождался (пока неосознанно) замысел «Порога», стихотворения в прозе о девушке, жертвующей благополучием, привязанностями, будущим, жизнью и шагающей за «порог» — в революцию. Вера Засулич была предопределена. Святость ее дела была для всех очевидна. Строгая и ясная хроника ее жизни — подпольные кружки, одиночка, ссылка, надзор полиции, нелегальное положение — обрастала легендарными подробностями, передавалась из уст в уста, как житие святой. Строго и ясно осознанное ею исполнение долга было встречено как мессианство. Это не заблуждение, а направление умов и порывов сердца — настроение. «Потомство причислит твое имя к числу немногих светлых имен мучеников за свободу и права человека» — это не из дневника восторженной гимназистки, не из речи вдохновенного студента (вроде того, что «распевает „Марсельезу“» у Ярошенко в «Старом и молодом»), это из революционной листовки, напечатанной землевольцами. А восторженный юноша, завтрашний революционер, умолял друзей: «Дайте, дайте мне фотографию Веры Ивановны, я повешу ее в своей комнате вместо иконы!»
Выстрел Веры Засулич прозвучал для Ярошенко в последние мгновения работы над «Заключенным», определил его замыслы, отозвался на всем его творчестве ближайших лет. Этюды к картине о женщине-революционерке датируются уже 1878 годом.
Сюжет картины найден сразу. Впоследствии изменялись подробности, уточнялись детали, но сразу найденное оставалось неизменным: «На саженном полотне изображен Литовский замок. Около этого мрачного здания всего две фигуры. На первом плане девушка, одетая в черное кашемировое платье и драповое короткое пальто, сверху которого повязан узлом черный вязаный платок. На голове шапочка с поднятым вуалем. Она с заботой смотрит на заколоченное окно; левая ее рука прижата к груди, правая опущена; в лице много выражения, хотя в фигуре замечается сухость. Другой фигурой картины является часовой. Он стоит у фонаря, и ему все равно, что думает и чувствует девушка и кто сидит в тюрьме. На картине изображен один из серых петербургских дней».
Описание картины взято из газеты 1881 года.
Впоследствии картина погибла, так как Ярошенко неумело ее свернул.
Трудно установить, работал ли Ярошенко над «Литовским замком» все три года, от рождения замысла до появления картины на Девятой передвижной, или, бурно откликнувшись на выстрел Засулич этюдами и эскизами, приступил к «саженному полотну» лишь год — два спустя, — важно другое: все три года Ярошенко в мыслях не оставлял картины (и картина его не оставляла!), три года потребность написать ее была остра и неотвратима.
Три года, от выстрела Веры Засулич до марта 1881-го, — время, героической, самоотверженной деятельности революционеров-народников, время покушений, взрывов, выстрелов, время взятого ими на себя суда над произволом. Их деятельность не могла принести желаемого результата, но и не могла не вызывать у известного круга людей преклонения перед героями. Эти три года поддерживали и питали замысел Ярошенко.
Ярошенко не скрывал своего отношения к тому, что происходило в Петербурге, Москве, Харькове, в Литовском замке и под стенами его. Показательны ответы, данные полковником Ярошенко высокому начальству, когда оное проявило интерес к его убеждениям. В предельно (опасно) откровенных ответах выказались и убеждения Ярошенко и характер его.
Поводом для расспросов послужило командирование Ярошенко на Тульский, Сестрорецкий и Ижевский оружейные заводы для ознакомления с производством винтовок нового образца. Услышав, что в командировку назначен именно полковник Ярошенко, шеф артиллерии (генерал-фельдцехмейстер), великий князь Михаил Николаевич, возмутился:
— Как можно? Ведь какие он картины пишет! Он просто социалист!
Командиры, знавшие Ярошенко, уверяли великого князя, что Ярошенко вовсе не социалист — просто «абсолютно честный человек» (!). Великий князь распорядился пригласить Ярошенко и расспросить о его взглядах.
В беседе Ярошенко объяснил свою творческую позицию. Известные слова его, что он пишет то, мимо чего сегодня равнодушно пройти не может и что завтра занесется в историю, сказаны именно в этой беседе.
— Ну, а зачем вы писали Перовскую и Засулич? — последовал вопрос (беседа происходила в начале восьмидесятых годов, после казни Перовской).
— Ни ту, ни другую я не писал, — ответил Ярошенко. — Не писал, потому что не видел их. А если бы я был знаком, то, наверно, написал бы их с удовольствием, так как это такие личности, на которые нельзя не обратить внимания… Я считаю, что нечестно, когда иконы пишет человек неверующий, потому, любя искусство, я не могу писать то, что меня не трогает.
Последние слова замечательны: Ярошенко «от противного» дал понять, что его трогает, какие «иконы» пишет и готов писать, веруя.
Три года образ молодой революционерки не оставлял художника.
Ярошенко и здесь первенствовал: прокладывал в русском искусстве путь новому герою — героине.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Как они за решетку попали. Ярошенко
Как они за решетку попали
«Преступники — тоже люди», умиленные преступники — вот, пожалуй, первое приходящее на ум слово, когда встречаешься с ярошенковским полотном. Могла быть и такая картина, но такой «иероглиф» слишком легко расшифровывается, слишком однозначен; подсмотренная жанровая сценка, а не обобщение. Умиление преступников — тема уцелевшего эскиза; путь от эскиза к картине — путь к обобщению.
Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Другие, наоборот, и эти («идеализированные»?) лица находили «зверообразными», «звероподобными». Но в том и удача картины, что Ярошенко нашел «золотое сечение»: лица жизненны, простонародны, красивы; красота лиц не в их чертах, а в чувстве, на них выказавшемся. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решетки.
Обитатели арестантского вагона ничем кроме одежды и выстриженных наполовину голов не отличаются от тех, кто смотрит на них, стоя перед холстом. Радость, доброта, умиление при виде ребенка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение. Исключительное — зарешеченный прямоугольник окна, отделивший именно этих людей от остального мира.
Зрители подчас принимались додумывать прошлое героев картины, сочиняли «истории», приведшие за решетку женщину с ребенком или бородатого старика крестьянина, — «истории» обычно соответствовали народному представлению об арестантах: преступники, а не виноваты, не злой умысел — жизнь довела. Путь от эскиза к картине — путь от узкого обывательского «и преступники чувствовать умеют» к выстраданному народному представлению об арестантах как о «несчастных», которых жизнь «довела», искалечила, потому что такая жизнь.
Через два года после появления картины «Всюду жизнь» Чехов совершит свое поразительное путешествие на Сахалин, чтобы с цифрами и фактами в руках доказать жестокость и бессмысленность того, что одни люди присвоили себе право распоряжаться свободой и жизнью других людей в стране, где нет ни права, ни свободы, где всякая попытка освободиться от тюрьмы повседневной оборачивается или считается преступлением и заканчивается в тюремном здании с решетками на окнах, где неправедные судьи судят по неправедным законам, где, по словам Чехова, «сгноили в тюрьмах миллионы людей, сгноили зря, без рассуждения, варварски», «гоняли по холоду в кандалах десятки тысяч верст, заражали сифилисом, развращали, размножали преступников…».
Народное представление о «несчастных» — арестантах — рождалось несправедливостью общественного уклада, понимание этой несправедливости в свою очередь рождало отношение к жертвам царского суда как жертвам произвола.
Ярошенко ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершали никаких преступлений, что они в юридическом смысле невиновны; но зритель чувствует невиновность этих людей, если судить их не по законам самодержавной Российской империи, а по законам справедливости и совести: живи эти люди другой жизнью, они никогда не совершили бы преступления. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.
«За решеткой в окне вы увидите святое семейство, — писал художественный критик Ковалевский. — Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертою для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру лысого Иосифа». Стасов тоже нашел в картине изображение «средневековой мадонны». Сам Ярошенко «мадонну» не отрицал; возможно, и словцо-то он сам первый и обронил.
— Что вы пишете? — спрашивали художника, когда картина не была еще окончена.
И он, улыбаясь, отвечал:
— Мадонну…
«Мадонна», «святое семейство» — символы нравственной чистоты, непорочности.
«Но как же это святое семейство за решетку-то попало?» — иронизировал Ковалевский. И задавал, по существу, самый важный вопрос.
Картина может показаться идеализированной, сентиментальной, если взглянуть на нее вполглаза, не увидеть, не почувствовать главного, разглядеть только, что люди, упрятанные за решетку, тоже способны умилиться, растрогаться, если вопроса — а как же эти люди за решетку попали? — не задавать.
Символы Ярошенко не дешевые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой (весьма ординарной) мысли, символы Ярошенко — обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа.
Ребенок в тюремном вагоне во времена Ярошенко не редкость. Женщины с детьми — частые обитательницы каторги и ссылки. Народоволка Якимова была заточена вместе с грудным младенцем в подземный каземат Трубецкого бастиона — она боялась заснуть, чтобы ребенка не съели крысы. Л. Н. Толстой в «Воскресении» рассказывает, как отправляется по этапу партия арестантов: «Некоторые из женщин несли грудных детей за полами серых кафтанов. С женщинами шли на своих ногах дети, мальчики и девочки. Дети эти, как жеребята в табуне, жались между арестантками».
Арестанты, запертые за решетками, и вольные птицы — тоже тема не только песенная: рассказы о птицах, подлетавших к тюремным окнам, ходили устно, попадали на страницы книг и на газетные полосы. Во дворе петербургского тюремного замка стояла издавна построенная голубятня, каждое новое поколение птиц изучало тюремный распорядок — в известное время дня голуби подлетали к окнам и кормились насыпаемыми из-за решеток крошками.
Символы поднимали картину над уровнем жанровой сцены, но не уничтожали впечатления, что картина изображает сцену из реальной жизни.
За решеткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: бородатый крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребенком, и в глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключенного», задумчиво глядящего в окно, и тем подсказал зрителям — кто это).
Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, „все“ там, за решеткой. Вся жизнь наша — тюрьма». И снова критик, опровергая, схватывал, выявлял суть.
Вот если бы художник раздвинул рамки своей картины, мягко стелет критик, показал бы тут же, на перроне, еще какие-нибудь группы, свободные и жизнерадостные, например, «сияющих счастьем» новобрачных (!), тогда мы, и впрямь, увидели бы, что «всюду жизнь». Хитрость в том, что, «раздвинув рамки», художник лишь подтвердил бы, что в России живут рядом злодеи, которые «довели себя» до решетки (о ярошенковском «Заключенном» критик так и говорит: «довел себя человек»), и люди, «сияющие счастьем», что злодеи — несчастное исключение, а не вся Россия, запрятанная в арестантский вагон. Но для Ярошенко его арестанты — именно вся Россия, Россия сломанных судеб, погубленных надежд, Россия тюрем, каторг, ссылки, Россия добрых людей, увы, не сияющих счастьем, однако и не теряющих образа человеческого, красоты души.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
design.wikireading.ru
Yaroshenko
Скорее портретом-типом, чем жанровой картиной, можно назвать произведения Николая Александровича Ярошенко (1846– 1898): «Кочегар» и «Заключенный» (оба – 1878, ГТГ), из которых «Кочегар» – это первое изображение рабочего в русской живописи, а «Заключенный» – наиболее актуальный образ в годы бурного народнического революционного движения. Особенно знаменитым стал другой портрет-тип, созданный Ярошенко, – «Курсистка» (1880, ГРМ). По мокрой петербургской мостовой идет молодая девушка с книжками в руках. В этом собирательном образе нашла выражение вся эпоха борьбы женщин за самостоятельность духовной жизни. Совершенно справедливо охарактеризовал Ярошенко В.В. Стасов: «Этого художника можно назвать по преимуществу портретистом современного молодого поколения, которого натуру, жизнь и характер он глубоко понимает, схватывает и передает. В этом главная его сила». По профессии Ярошенко был военным инженером, он оставил это поприще ради истинного своего призвания; человек высокообразованный, сильного характера, большого обаяния, он воплощал собой тип художника-передвижника, служащего своим искусством революционно-демократическим идеалам.
1870-е программные работы
1. Кочегар, 1878
2. Заключенный, 1878
Символы, защитник обездоленных, некий штамп
3. Студент, 1881
4. Курсистка, 1883
Выраженный плакатный характер
Становятся знаковыми
5. Всюду жизнь
Интересные факты
Сюжет картины «У Литовского замка» (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Это событие было воспринято как протест против ужасных условий содержания политических заключенных, находившихся в Литовском замке. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. Ярошенко подвергся домашнему аресту, и, более того, к нему пожаловал «на беседу» министр внутренних дел Лорис-Меликов. Картина так и не была возвращена художнику. По сохранившимся эскизам и подготовительным материалам он вновь написал «Террористку». В настоящее время картина хранится в Кисловодском художественном музее Н. А. Ярошенко.
Страшным ударом для Ярошенко стал фактический распад Товарищества. Репин, Куинджи и другие вернулись в реформированную Академию, мотивируя это открывшейся возможностью учить там слушателей реалистическому искусству. «Стены-то не виноваты!» — оправдывался Репин. «Дело не в стенах, — возражал ему Ярошенко, — а в измене идеалам Товарищества!» В гневе Ярошенко пишет картину «Иуда», — пишет с фотографии некогда горячо любимого им А. И. Куинджи.[3]
studfiles.net
Ярошенко Картина Всюду Жизнь
Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко. Оказалось, что почти не знал творчества Ярошенко, кроме четырёх-пяти картин и конечно первого впечатлившего полотна «Всюду жизнь».
Описание картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»
Ушлый торговец живым товаром, которого играет не актер, а критик Артемий Троицкий. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Изощренный змей-искуситель от пиар – Алексей Серебряков. Слезы тут поделены на всех. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Сильным, слабым, умным, глупым, добрым и злым, заблудившимся. Короленко, Вс.
Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888
А нравственная красота – за ними. Богатые тоже плачут. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Деревянная платформа серая. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898).
Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»). Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Они ей улыбаются с дальнего берега, а девочка машет рукой, напутствуя: – живи. Они освещенывнутренним светом.
В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.
Арестантский вагон. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Образы, конечно изумительные, как и сам актерский подбор. В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Какие актеры найдены, скорее всего, даже не актеры, какие поражающие глаз типажи.
Но всюду – жизнь. Извратившийся до полного опупения самодур-миллиардер в исполнении Александра Домогарова. -Гораздо глубже надо подойти, психологичнееЗдесь выражение социальной психологии понимаете. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Не ходите, дети, в Африку гулять. К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. Зарешеченное окно.
Арестованных куда-то везли. Деревянная платформа серая.
При всей своей изуродованности, они – люди. Страшно здесь и страшно там. Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Ярошенко ничем не обмолвился, что люди, пересылаемые в тюремном вагоне, не совершили никаких преступлений, что в юридическом смысле невиновны но зритель чувствует невиновность этих людей. Вот она же выросла, такая, как есть, чистая, хорошая и добрая.
Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Радость, доброта, умиление при виде ребёнка, кормящего птиц, — не исключительное, а обычное их душевное движение. Небо блеклое.
Сразу же. Арестантский вагон. В книге «Памятные встречи» Ал. Внутри вагона темень.
Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.
«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины
В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Конечно, это фильм о мире глянца. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог».
Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко.
Зарешеченное окно. Они – люди, слабые искалеченные нищетой и безысходностью, такой своей жизнью. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. И вроде бы сама собой. В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку.
Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой. Продукт общества в масштабах человечества. В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.
То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Вот что надо Ярошенко. В его руках даже Домогаров играет без своих привычных гримасок. Но и их режиссер подает так же, без жестокости, осуждения и отвращения.
Арестантский вагон. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий. Тем же стремлением был движим и Ярошенко.
«Всюду жизнь»: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности
Спрашивают меня: и как тебе может нравиться смотреть такую гадость. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Художник создает выразительную характеристику тюремного быта.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Звериный лик богатства и бедности одинаков.
Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. Фильм совершенно нравственен, Акценты расставлены четко. Чудовищность есть, чудовищ нет.
Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Тема социальных противоречий. А нравственная красота — за ними.
«Всюду жизнь» Николай Ярошенко (история одного шедевра)
Доброй ночи вам, люди. При том, что вещи они творят чудовищные. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888). Вот уж паноптикум. Циничная примадонна-издательница.
Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе. Принцевы острова (куда какая экзотика. ), хотя «расположены они хорошо», все-таки «ниже ожиданий»: «оливки, виноград, южная сосна, фиги, кипарисы, как будто бы и привлекательно», но «все это жалкое, кривое, низкорослое».
Всюду жизнь: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности
«Я настолько равнодушен к окружающему меня пейзажу, что даже работать не хочется», — пишет он с Принцевых островов. Люди из вагона кидают голубям какую-то еду и думают, наверное, как хорошо бы и им уметь летать.
Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Это вообще мой режиссер, а фильм Глянец – мой фильм. Здесь с Михалковым-Кончаловским конкурировать трудно. Квартира на Сергиевской стала просторней за счет кисловодской усадьбы — главной дачи и нескольких белых домиков рядом, зимние «субботы» на Сергиевской сменялись летними встречами в Кисловодске, сергиевская столовая «продолжалась» вместительным дачным балконом, расписанным в помпейском стиле. Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог».
Написание картины по «Толстовскому движению»
То ли дело путешествует с художником Касаткиным по своим любимым местам Кавказа. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу.
«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Автор, выбрав столь простой и незамысловатый сюжет, подчеркивает несправедливость реальной жизни: как могут люди с такими лицами исполненными тепла и добродушия, быть преступниками. Если повнимательней присмотреться, то никаких чудовищ и монстров здесь вообще нет. Скорее преступен суд и строй их осудившие.
Напишите отзыв о статье Всюду жизнь
«Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. Этот мир порождает чудовищ и превращает в чудовищ. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло.
А я отвечаю: а что ж тут может не нравиться. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. А вот тут самая суть. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек. Вся картина кажется выцветшей – небо серое, голуби кажутся тоже не оченьто яркими, сероват перрон, да и вагон давно обшарпался – и только лица людей притягивают взгляд, выбиваясь из общей серости. Гаршин, Н. Михайловский.
Отрывок, характеризующий Всюду жизнь
Символы Ярошенко – не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они – обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа. Это бремя под названием жизнь, которая порой и не дает выбора. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. И снова долгие, заполночь, разговоры и в них все, что волновало современную жизнь и все, чем современная жизнь волновала людей известного круга: «Каких жгучих вопросов там не было затронуто и решено теоретически. » — вспоминает Нестеров. Допившийся до полного вырождения отец, замученная мать с выродившейся душой.
В толпе сдержанный смешок. ПроизведениеВсюду жизньАвтор: Николай ЯрошенкоДата создания: 1888 г. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. А нравственная красота— за ними. Режиссер их показывает мягко, он их жалеет. Ужасают нечеловеческие образы ее детства. Лица людей, смотрящих на них, светятся. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ.
Мы видим только его тёмный силуэт. — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.
Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга. И девочка Галя ими умылась сполна. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Скорее преступен суд и строй их осудившие. И приходят на встречу к ней образы детства.
Все мы в ней, по большому счету, блуждаем в потемках и не очень-то мы над ней хозяева. Деревянная платформа серая.
Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Те самые уроды и монстры. Небо блеклое.
История создания картиныправить
Ей есть от чего бежать. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Капризная примадонна от кутюр в исполнении Ефима Шифрина. Перед нами мастерская типизация, умение художника через отдельные образы и сюжеты представлять целые сословия. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности.
Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха. Предпочтение отдавал портретам и сюжетным сценкам (как правила из жизни крестьянства, с так называемой «народной тоской»), работал стиле реализма, порой вызывая своими картинами множество споров и крайне разносторонних реакций как зрителей, так и критиков. «Всюду жизнь» — наиболее скандальная его картина, вызвавшая бурление и брожение умов, обвинения в идеализации и обелении обыкновенных преступников, а также обидные дразнилки вроде переиначивания названия в «Всюду тенденция». «Видел снеговые горы и такие огромные, что страшно смотреть, — рассказывает Касаткин. — Поднимался на ледник, был в облаках и выше облаков».
Кавказ — это коррекция зрения, к тому же зрения духовного. Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону.
Я перерываю в моей памяти все случаи, где это могло бы случиться и не могу отыскать предмета. Иссохшие, высосанные. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Нигде не дано оценки их невиновности, но он не выглядят, как злодеи. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его.
Написание картины по «Толстовскому движению»править
Мать с ласковым лицом держит за руку девочку. Переломный момент истины. Но сами они в этом фильме не так и ужасают, не так уж и отталкивают.
Это такая среда обитания, диктующая и формующая под себя. Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. Внутри вагона темень. Внутри вагона темень. Приглашенный супругами Ярошенко отдохнуть и подлечиться, Нестеров застал на кисловодской даче Черткова с семьей, семью историка Соловьева, группу профессоров-врачей «и кое-кого еще». За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им. Перед нами человек не только мысли, но и дела.
- Владимир Порудоминский – Ярошенко
- Самое интересное в виде мозаики
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Биография художника Николая Александровича Ярошенко
- Картины художника Николая Александровича Ярошенко
И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Есть нечто, что роднит нас всех. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». В своем кочегаре он видел в первую очередь жертву бесчеловечной эксплуатации, покорно сносящую свою участь. За решёткой простые, сильные люди с добрыми лицами, они радуются свободным птицам и невольно завидуют им.
Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Их нравы, конечно, ужасны. «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это).
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Последние комментарии (всего 13)
- Словари и энциклопедии на Академике
Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. Голуби тоже не блестят. Небо блеклое. А это извините, мелко.
Глеб Успенский приезжал туда отдохнуть душой (отправляясь в обратный путь, забыл одеяло и портсигар, в письме он просил Михайловского, задержавшегося в Кисловодске, портсигар взять себе, а одеяло подарить дворнику). Это такая сучья штука жизнь. Даже посещает мысль, не топиться ли вздумает. Зарешеченное окно. Голуби тоже не блестят. 212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь».
Тема социальных противоречий. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Голуби тоже не блестят. Ярошенко – русский художникпередвижник, крайне разносторонняя личность.
Пусть вам светят добрые звезды. В толпе сдержанный смешок. Тема социальных противоречий. Стрепетовой» (1884). «Кого-кого на нем не перебывало. » — вспоминает Нестеров. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это).
Скорее преступен суд и строй их осудившие. Нет намека на редкую улыбку, на то, что радость от обычных добрых мелочей вроде кормления голубей для них необычна. За их спинами, в темноте вагона, виден силуэт ещё одного арестанта. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие.
aquareller.com
Картина Заключенный Ярошенко
Работая над картиной «Заключенный», Ярошенко, по-видимому, вспомнил свой арест в ноябре 1862 г. и использовал рисунок тюремной камеры, сделанный им в то время. Он вырисовывается на фоне окна в позе героя «Заключенного» с ещё одной картины Ярошенко, что более чем очевидно указывает на то, что этот человек.
«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины
В ее страдании мы чувствуем нечто большее, чем выражение личного горя. Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера. – На качелях (1888), В теплых краях (1890), Песни о былом (1894). Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг. Их ждёт счастливая, но непростая жизнь.
Картина, – говорил Ярошенко, – имеет смысл только в красках, когда видно, что на дворе сыро, холодно и моросит дождь, словом такая погода, что хороший хозяин собаку во двор не выгонит.
«Всюду жизнь»: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности
К ним толкало писателей и живописцев стремление глубже вникнуть в народное горе. В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Городские власти запретили выставлять это произведение на выставке Товарищества передвижников. Одной из наиболее ярких, типичных и одновременно своеобразных фигур передвижничества является Николай Александрович Ярошенко (1846–1898). В основе сюжета данной картины лежало реальное политическое событие – покушение Веры Засулич на петербургского градоначальника Д. Ф.
На нем изображен мужчина, тревожно поднявшийся с постели среди глубокой ночи. Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир. Лучшим в портретной галерее Ярошенко является Портрет актрисы П. А. Стрепетовой (1884). Наряду с картинами, подобными «Кочегару» и «Студенту», в которых художник ставил перед собой задачу создания обобщенно-типических образов, Ярошенко писал и портреты. Ба, да это «кочегар», вот кто твой кредитор, вот у кого ты в неоплатном долгу. Большое, о восьми комнатах, здание имеет глинобитные стены, держащиеся на каркасе из стоек и балок (промежутки между стойками заплетены тальником, забиты глиной и обмазаны известью).
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Носил традиционный короткий черный сюртук, мягкую темную фетровую шляпу – «пушкинскую», а на плече непременный традиционный клетчатый плед, принадлежность каждого бедного студента». В картине «Кочегар» впервые в истории русской живописи был показан реалистический образ рабочего. Ежегодно музей посещают до 20 тысяч человек10. Построено оно в той же технике, что и Главный дом (деревянный, оштукатуренный).
Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет. Флигель 1 на территории усадьбы Ярошенко.
История картины и жизни «Курсистки» Николая Ярошенко
Яркая и динамичная героиня этой картины неизменно привлекает внимание посетителей музея и не случайно среди «оживленных картин» музея всегда присутствует и «Цыганка» Николая Ярошенко. В этих длинных волосах, мягкой шляпе и пледе выражалось стремление противопоставить свою «партикулярность» казенному, чиновничьему, официальному стилю, подчеркнуть свою принадлежность к мыслящему, независимому, трудовому разночинству. На втором этаже в постоянной экспозиции Калужского музея изобразительных искусств находится одна из самых известных жанровых картин русского живописца и портретиста Николая Ярошенко «Курсистка» (1880 год). Эти сюжеты встречались не менее часто и в русской литературе того времени.
На всем физическом облике этого человека лежит печать каторжных, уродующих человека условий труда: втянулась в плечи голова, сутулится спина, непомерно большими кажутся натруженные жилистые руки. Огромное впечатление на русское общество произвел «процесс 50ти». С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор»10. Примечательна, прежде всего, строительная техника, в которой выстроен флигель: местное название её – «турлук». Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н. Крамского, 1876 В. М. Максимова, 1878 И. К. Зайцева, 1886 Н. Н. Ге, 1890 писателей Г. И. Успенского, 1884 М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886 А. Н. Плещеева, 1887 В. Г. Короленко, 1898 и др. ). Годом позже он вступил в члены Товарищества и сразу же был избран в правление.
Ярошенко Николай Александрович (1846-1898) биография и картины
Глядя на Стрепетову в этом портрете, мы видим не столько знаменитую актрису, о которой Крамской говорил, что она может быть «замечательно красивой и привлекательной», сколько простую, русскую женщину с скромно зачесанными назад волосами и с выражением страдания на лице. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Главной фигурой процесса стал рабочий Петр Алексеев. Ещё он брал частные уроки рисования, работал в мастерской Андриана Марковича Волкова (1829—1873) и посещал вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Ещё в Полтаве его учителем живописи был бывший крепостной Иван Кондратьевич Зайцев (1805—1887). Окончив с отличием Академию в 1869 году, Николай Ярошенко получил назначение на патронный завод в Санкт-Петербурге, где прослужил более 20 лет. В 1874 году он экстерном окончил Академию художеств. В музее находятся документы, связанные с жизнью и деятельностью русского художника-передвижника Н. А. Ярошенко (1846—1898). На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар».
Все это – время, эпоха художник не может подойти к чистому холсту, отрешась от своего сегодня, тем более, когда предполагает запечатлеть на холсте «исторический портрет» одного из сословий сегодняшнего общества, тем более, когда художник – Ярошенко, человек политически, общественно чуткий, человек, сделавший злободневность своим творческим знаменем (схватывать и запечатлевать сегодняшнее, которое завтра «впишется в историю»). Художник создает выразительную характеристику тюремного быта. После свадьбы супруги переедут в Ржевск, где будут вместе заниматься издательством знаменитого «Посредника», готовить к печати книги Толстого, Чехова, Короленко, Гаршина, Лескова, Эртеля и других классиков русской литературы, встречаться с известными писателями-единомышленниками, сделав Ржевск очагом русской культуры конца XIX века. В отличие от «Кочегара» или этюда к «Заключенному» образ революционера здесь раскрывается не столько путем глубокой психологической характеристики узника, сколько путем создания определенного настроения в картине, эмоционального воздействия на зрителя.
Описание картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»
Вот таким образом, когда художник привёз в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие посчитали изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией автора. Имя Ярошенко получило известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878). Если Крамского называли «разумом» передвижничества, то Ярошенко — его «совестью». В Серпуховском историко-художественном музее посетители могут увидеть картину Николая Ярошенко -«Цыганка». Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом. С лёгкой руки критика Владимира Стасова художник Ярошенко получил прозвище «портретиста гор В 1885 году Ярошенко приобрёл в Кисловодске дом, называемый «Белой Виллой», где семья проводила лето.
Картина изображает мрачную камеру одиночного заключения. По своему внешнему виду студент Ярошенко удивительно схож со студентом Мелузовым из пьесы Островского «Таланты и поклонники» в исполнении знаменитого русского актера П. М. Садовского на сцене Малого театра. Гаршин, Н. Михайловский. Автор скульптурного портрета— друг художника Л. В. Позен12. Картина поступила в музей в 1919 году вместе с другими полотнами Ярошенко из усадьбы Степановское-Павлищево (Юхновский район, ранее –Мещевский уезд), где до революции жил родной брат художника.
- Ярошенко, Николай Александрович
- Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
- Летчик Ярошенко оказался в карцере вместо драчуна
- Ярошенко Николай АлександровичКартины и биография
- Биография и творческая деятельность
Здание второго флигеля досталось Ярошенко в наследство от старой усадьбы. На IV передвижной выставке, которая проходила в 1875 году, экспонировалась первая картина Ярошенко «Невский проспект ночью» (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Он дал мне такого друга как Чертков», — говорил Толстой. На одном из них запечатлен поэт А. Н. Плещеев, который в ту пору уже имел все основания считаться патриархом демократической поэзии. Изображая их, раскрывая их внутренний мир, художник как бы раскрывал через них и самого себя.
В 1892 году уже в чине генерал-майор Ярошенко вышел в отставку. Работа над картиной происходила в 1877 г., в год крупных политических процессов. В написанных Н. А. Ярошенко портретах И. Н. Крамского (1876, ГРМ), Г. И. Успенского (1884, Свердловская картинная галерея), Д. И. Менделеева (1885, музей Д. И. Менделеева при ЛГУ), Н. Н. Ге (1890, ГРМ), В. Г. Короленко (1898, не сохранился) и других раскрыто духовное богатство этих людей. Полицейские власти запретили экспонировать эту картину на Передвижной выставке, открывшейся в день убийства Александра II. В 1875 году на Четвертой передвижной выставке экспонировались несколько портретных этюдов и первая его картина Невский проспект ночью (картина погибла во время Великой Отечественной войны). Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского.
- Самое интересное в виде мозаики
- Мы в перечне библиотечных блогов
- Исторические науки и археология
- Эти слова находили так же по следующим запросам
7 марта 1876 года за эту картину Ярошенко был единогласно принят в члены Товарищества передвижных выставок и вскоре избран в состав правления. Смятая койка, непокрытый стол, на нем котелок с пищей и Евангелие. Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины Кочегар (1878). Начальник впереди, солдаты в касках – в дверях. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника. Первой картиной, посвященной этой теме становится картина «Кочегар».
Короленко, Вс. Трепова.
В 1874 году он женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, бестужевке, общественной деятельнице. За годы обучения он сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки». После национализации все картины из усадьбы были переданы в музеи.
Параллельно Ярошенко берет частные уроки у известного художника А. М. И в 1886 году Анна выйдет замуж за Черткова. Нестерова, «большая семья историка Соловьева»). Картина «Заключенный» считается одним из первых произведений в русской живописи, в котором показан образ революционера.
11 марта 1962 года усилиями художника Владимира Секлюцкого в «Белой Вилле» в Кисловодске открыли дом-музей Н. А. Ярошенко. Нельзя прямо связывать замысел, даже первую мысль «Кочегара» с ростом революционности русских рабочих, с обретением ими силы и уверенности в своей силе, с политическими процессами, но нельзя сбрасывать все это со счета, размышляя о рождении замысла картины. Николай Александрович Ярошенко родился 1 (13) декабря 1846 года в Полтаве в семье военного. Сам Ярошенко в это время находился под домашним арестом.
Однако плохая освещенность заставила хозяев перебраться в «Белую виллу». Этюд к данной картине автор написал с писателя Г. Успенского. Среди его творческих работ— эскизы и рисунки. Да и присущий художнику гуманизм получил в «Кочегаре» и «Заключенном» более четкую форму сочувствия и уважения уже не к человеку вообще, а к представителю русского революционного подполья. Зритель безошибочно угадывает в заключенном «политического», а в его позе ясно ощущает тоску по воле, по людям, по делу. Широко известна картина Ярошенко «Всюду жизнь» (1888).
Но интересно задуманная картина, так и не была написана. Художником была создана целая галерея портретов представителей русской культуры и интеллигенции :«И. Н. Крамской», «Н. Н. Ге», «М. Е. Салтыков-Щедрин», «П. А. Стрепетова», - всего за свою творческую жизнь он написал около ста портретов. Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя. Начиная с Кочегара Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции (Заключенный, 1878 Старое и молодое, 1881), передовой учащейся :молодежи (Студент, 1881 Курсистка, 1883). В полотне «Всюду жизнь» есть сильные образы, например, образ молодой матери. Особенно удалось живописцу лицо поэта, по поводу чего в свое время рецензент «Русского курьера» писал: «Милая, бесконечно симпатичная улыбка чуть заметна на губах этого красивого, словно иконописного лица, обрамленного серебром седых волос. На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. В 1875 году Ярошенко дебютировал на 4-й Передвижной выставке с картиной «Невский проспект».
В один год с «Кочегаром» появилась еще одна картина Ярошенко – «Заключенный» (1878), в которой получила косвенное отражение тема политической борьбы. Контраст между темной, мрачной камерой и залитым солнечным светом вольным миром за ее стенами заставляет ощутить всю тяжесть пребывания в тюрьме, понять переживания заключенного, стремящегося к солнцу и свободе, тоскующего о вольной, деятельной жизни. Ярошенко навещал его, писал в усадьбе свои картины и нередко оставлял их в имении.
Текст речи, тайно отпечатанный, разошелся по России во множестве экземпляров. Похоронили художника в Кисловодске близ Собора Николая Чудотворца, недалеко от «Белой Виллы». Юрьев указывает далее, что «все эти атрибуты представляли собой как бы добровольную общепринятую форму большинства тогдашних студентов» и что «только в середине 80-х годов эта своеобразная «форма» была вытеснена из обихода», когда для студентов был введен мундир. Алексей Николаевич, как живой, глядит из рамы».
Молодожёны посетили Полтаву, потом уехали в Пятигорск на Северный Кавказ. Сюжет картины У Литовского замка (1881, не сохранилась) связан с покушением Веры Засулич на петербургского градоначальника. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. » Ярошенко последовал совету старшего товарища. На первом плане виднеется силуэт женщины-доносчицы, показывающей на арестуемого.
Это невольно приходит на ум относительно студента Ярошенко. В картине «Заключенный» художник обращается к революционной теме, которая прослеживается в творчестве Ярошенко и позднее, здесь художник показывает свое сочувствие борцам против самодержавия. Ярошенко умер 26 июня (7 июля) 1898 года от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более 10км с горы Большое седло, где писал с натуры10. «Студент» Ярошенко – это один из характернейших представителей русского общества эпохи 70–80-х годов. На VI передвижной выставке в 1878 году были показаны две картины Ярошенко: «Заключенный» и «Кочегар». Один из лучших – портрет П. А. Стрепетовой (1884, ГТГ), актрисы, выразившей в сценических образах трагедию бесправной женщины.
Музею принадлежит вся территория усадьбы, силами сотрудников музея, горожан и «спонсоров» восстановлены здания, собрана обширная коллекция. В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения – показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом.
Лучшим из портретов Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Начиная с «Кочегара», Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени. Широко известны последние слова речи рабочегореволюционера: «подымется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах».
Перед нами человек не только мысли, но и дела. Выставляя ее на XIV выставке передвижников, Ярошенко скромно назвал ее этюдом. В ряду этих произведений одно из интереснейших – «Студент» (1881). 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно. Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар», на которой он первым среди русских живописцев представил реалистический образ рабочего, показав его не только жертвой тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой. Все это окутано зеленоватой мглой тюремного воздуха.
Юрьевым: «Шатен с небольшой редкой бородкой, он носил, как тогда было принято среди интеллигентной молодежи, длинные волосы («длиноволосый студент» – так тогда их называли). Не случайно Крамской сравнивал «Кочегара» Ярошенко по его весомости с «Протодиаконом» Репина. 1980-е годы творческой жизни Ярошенко представлены произведениями «У Литовского замка», написанного в 1881 году и «Старое и молодое» (1881), выставленные одновременно.
Мать художника Любовь Васильевна была дочерью отставного поручика. Она выдвинута на передний план и трактована крупными, обобщенными формами. Оставив там молодую жену, художник месяц писал этюды в Сванетии. Он был близок с Крамским, Шишкиным и другими художниками-передвижниками. Ярошенко был скромен, требователен к себе, сдержан и в то же время тверд. Таким образом, в картине «Заключенный» Ярошенко, несомненно, впервые в русской живописи с такой глубокой жизненной правдой и искренней симпатией показал подлинно типичную фигуру революционера-разночинца, подчеркнув его мужество и простоту, его живые человеческие качества.
Стрепетовой» (1884). Всем твоим общественным преимуществом ты пользуешься в долг» Чувство долга перед народом, определявшее умонастроение русской демократической интеллигенции в эпоху Ярошенко и побудило художника к созданию «Кочегара». Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина Всюду жизнь (1888). Трепова. Тем же стремлением был движим и Ярошенко. В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. Северный Кавказ для большинства жителей средней полосы был тогда краем неизведанным.
В картине «У Литовского замка» художник продолжил развитие революционной темы в связи с общественным подъемом в России. По всей вероятности, это этюд к задуманному художником самостоятельному произведению – «Ночной арест».
Эта связь представляется еще более многозначительной, учитывая то, что в Полтавском художественном музее находился этюд к картине «Заключенный», на котором был изображен молодой мужчина в кожаной куртке с меховым воротником. К теме «Заключенного примыкает рисунок Ярошенко из папки отдела рисунков Русского музея. Существует описание этого образа, сделанное Ю. М.
Начало 80-х годов отмечено в творчестве Ярошенко развитием темы революционной борьбы русской интеллигенции в связи с новым общественным подъемом в России. здесь жила, по свидетельству М. В. К ним приезжали многочисленные друзья и гости — писатели, артисты, учёные, частые гости «ярошенковских суббот» в Петербурге: Сергей Рахманинов, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Константин Станиславский, Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев, актриса Полина Стрепетова. Ярошенко получил образование военного инженера, но испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). Мягкий по внешности – он кремень духом. Изображенная в глубине картины и повернутая спиной к зрителю, эта фигура выделена светом. Именно там, в Академии, он познакомился и сблизился с будущими художниками -«передвижниками» и вскоре сам вступил в это товарищество.
Но в целом картина не лишена оттенка сентиментальности. На картине изображена одна лишь человеческая фигура, взятая вне какого-либо события. Совестью художников называли его современники. В 1869 году он оканчивает военную академию, продолжая при этом заниматься живописью.
Крамского. Картина была утрачена в годы Великой Отечественной войны. В разработке проекта надгробия принимали участие художники Н. Дубовской и П. Брюллов. Флигель 2 на территории усадьбы Ярошенко. Художественный критик того времени А. Праков так рассказывал о впечатлении, произведенном на него «Кочегаром»: «У меня не было долгов, а тут мне все кажется, как будто я кому-то задолжал и не в состоянии возвратить моего долга.
«Бог дал мне высшее счастье.
aquareller.com