Макс Либерман. Биография и картины. Немецкие импрессионисты картины


Немецкий импрессионизм

Немецкий импрессионизм

Статья из Deutsche Welle повествует, как немецкий импрессионизм из маргинального художественного течения превратился в респектабельное, академичное и застойное...

Макс Либерман "На пляже", 1908 Когда Клод Моне в 1874 году выставил в Париже картину "Впечатление. Восходящее солнце", возмущению критиков не было предела. Этот эпизод стал ключевым в истории современного искусства. Термин "импрессионизм", возникший из названия картины Моне, стал ругательством для одних и программой действий для других. В Германии новая живопись и новое мировоззрение, с ней связанное, натолкнулись на застывшие нормы и доминировавший консервативный вкус. Но и среди немцев появились художники, оппозиционно настроенные по отношению к академической норме и официальному искусству, которое поощрял сам кайзер.

Показательна история художника Готхарда Кюля (Gotthardt Kuehl). Он окончил две академии художеств: в Дрездене и в Мюнхене. В 1878 году он едет в Париж, а на следующий год переселяется во французскую столицу. В Германии его новая живопись наталкивается на презрение и издевательства, на родине художника называют "cul de Paris", то есть - "парижская задница". При этом его импрессионистические картины очень жесткие, архитектурно выстроенные, далеко не декоративные.

В начале 1890-х  уже многие немецкие художники начинают выходить на пленер с красками, холстами и этюдниками. Этому способствовало и то обстоятельство, что масляную краску стали выпускать в небольших тюбиках, и художник стал значительно более мобильным.

Мюнхен

Во второй половине 19 века центром немецкого искусства был Мюнхен. Здесь в 1869 году здесь проходила первая международная художественная выставка. Мюнхен был самым главным местом в Германии, где жили художники и где проходили выставки. Кроме того, Мюнхен был одним из наиболее значительных мировых центров художественного образования, знаменита была не только Академия художеств, но и многочисленные частные школы.

Макс Либерман (Max Liebermann), Ловис Коринт (Lovis Corinth) и другие художники, относимые к импрессионистам, ориентировались не столько на французский пример, сколько на живопись Вильгельма Лейбля (Wilhelm Leibl), на его технику alla prima. Лейбль смешивал краску прямо на холсте, его мазки были свежими и энергичными. Лейбль был сторонником наполнения картины "говорящими" деталями, которые повествовали о трудной судьбе простого народа.

В 1892 году в Мюнхене был создан Сецессион (Secession) - союз независимых художников, отвергавших доктрину академизма. В него входили и Либерман с Коринтом. Сецессион быстро разросся до 78 участников, отделение импрессионистов и натуралистов было самым большим, но много было также и консерваторов, а также салонных художников и символистов. Новой тенденцией считался неоидеализм Арнольда Бёклина (Arnold Böcklin) и Макса Клингера (Max Klinger). Импрессионисты вскоре покинули казавшийся им аморфным и беспринципным Сецессион и создали новую группу, из-за чего представители всех остальных современных течений в мюнхенском искусстве стали смотреть на них как на предателей и радикалов-бунтарей. Сепаратисты уехали в Берлин.

Берлин

Берлин медленно, но верно становился новой метрополией искусства. В 1898 году был основан берлинский Сецессион. Его поддержали частные галереи и городские музеи. Макс Либерман, который долгие годы подвергался откровенной травле, к своему пятидесятилетию получил золотую медаль Академии художеств, стал ее членом и профессором. Стал он и первым президентом Сецессиона.

Макс Слефогт "Натюрморт с огурцами и редиской", 1902 Художник Вальтер Лейстиков (Walter Leistikow) занял пост первого секретаря берлинского Сецессиона. В объединение было принято более 60 художников, в том числе - женщин. Из Мюнхена были приглашены Ловис Коринт и Макс Слефогт (Max Slevogt).

Либерман выступал не за эстетику импрессионизма, а за либерализм и толерантность в искусстве в целом. Несмотря на уверения в терпимости к творческим поискам, на выставках берлинского Сецессиона доминировали все-таки импрессионисты. Художники, работавшие в импрессионистическом духе, жили по всей Германии, но импрессионизм быстро стал берлинским делом, появился даже термин "берлинский импрессионизм".

Вальтер Лейстиков так определял цели берлинского Сецессиона: "Нам нужна публика. Мы хотим не только продавать, мы хотим быть понятыми широкими массами, мы хотим им дать возможность видеть хорошее искусство, любить его и учиться понимать. В этом мы видим свою культурную миссию". Речь, таким образом, шла о том, что отныне искусством должно считаться новое, современное, модернистское искусство. Выставки Сецессиона вызывали огромный резонанс и воспринимались как важные общественные события. Берлинский Сецессион оказался центром немецкой художественной жизни.

К 1910 году, однако, возникла проблема смены поколений. Либерман - академик, живой классик и преуспевающий художник новой буржуазии (его огромная студия находилась прямо у Бранденбургских ворот) - к новым течениям в искусстве относился без симпатии. Картины немецких экспрессионистов на выставки берлинского Сецессиона не пропускали, а импрессионизм стал респектабельным, академичным и застойным.

Источник: DW

rupo.ru

Макс Слефогт - немецкий художник-импрессионист.

Макса Слефогта можно считать основателем немецкого импрессионизма. Сам художник рассматривал импрессионизм не как художественное направление, а как метод творчества, способ видения мира.

Под влиянием увлечения полотнами старых мастеров Слефогт свои ранние произведения пишет в темном, «музейном» колорите. Высветление палитры художника происходит под впечатлением от произведений его старших современников Вильгельма Лейбля и Генриха Вильгельма Трюбнера.

В 1885—1889 учился в художественной академии Мюнхена. В Мюнхене состоялось знакомство Слефогта с музыкальным критиком Теодором Герингом, поддержавшим увлечения художника музыкой. К образам моцартовских опер «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» живописец будет обращаться не раз на протяжении всей дальнейшей жизни.

В 1889 приехал в Париж, занимался в академии Жюлиана. В 1896 году начал работать как карикатурист в журнале «Симплициссимус». В 1897 году состоялась его первая персональная выставка в Вене.

В 1900 г. Слефогт ещё раз побывал в Париже и был глубоко впечатлен там живописью Эдуара Мане. В 1901 г. присоединился к Берлинскому сецессиону.

В рисунках и акварелях к сказке «Али-баба и сорок разбойников» (1900), напечатанной в издательстве Бруно Кассирера, впервые проявился темперамент Слефогта — рассказчика. Бурные сцены драк, похищений и убийств, набросанные стремительными ломаными штрихами, впечатление эскизности и незавершенности листов — всем этим Слефогт, отказываясь от законченности стиля, создает новый тип книжной иллюстрации.

В 1914 г. путешествовал по Египту и Италии. В годы войны работал художником на Западном фронте. После войны работал сценографом и в частности над декорациями к Дону Жуану Моцарта в Государственной опере Дрездена (1924).

В последние годы жизни Слефогт много занимался книжной иллюстрацией. Мир волшебной сказки, очаровывающий его в музыке Моцарта, во всей его загадочности и легкости возникает в иллюстрациях к «Немецким сказкам» братьев Гримм. Последняя большая работа Слефогта — фрески Бременской ратуши (1927), воссоздающие сказочную атмосферу произведений Гауфа.

Макс Слефогт умер в Нейкастеле, в доме, украшенном им фресками — фантазиями на темы любимых опер: «Зигфрида» Рихарда Вагнера и «Волшебной флейты» Моцарта.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

Макс Слефогт — немецкий художник-импрессионист.

 

Похожие записи

design-kmv.ru

Макс Либерман. Биография и картины. Художники импрессионисты

Макс Либерман. Автопортрет

Макс Либерман (Max Liebermann) 1847 — 1935 г.

Немецкий художник-импрессионист, график. Биография. Картины.

Основанный в самом конце 1890-х «Берлинский Сецессион», способствовал быстрому превращению Берлина в один из крупнейших культурных центров Европы. Организатором этого объединения выступил художник Макс Либерман, сплотивший творческую элиту столицы, и Берлин, в считанные годы занял лидирующие позиции на рубежах передового искусства; также его творческие поиски и эксперименты, привели к появлению «немецкого импрессионизма», созданного Либерманом под влиянием живописи известных европейских мастеров.

Родился художник 20 июля 1847, в зажиточной еврейской семье берлинского фабриканта. Рисовать Макс начал рано, и был для него одной из форм развлечения.

Когда родители юного Либермана поняли, что осваивать «обычную» науку их сын не собирается, не стали препятствовать его желанию посвятить себя живописи, и весной 1868, в Веймарской школе искусств Макс начинает свой путь в мир искусства. Очарованный творениями Рембрандта и Хальса, начинающий художник на всю жизнь сохранил любовь к живописи этих мастеров. Также огромное влияние на его творчество оказал венгерский живописец Михали Мункачи, что заметно по картине «Женщины, ощипывающие гусей» (1871) – первой работой, принятой Парижским Салоном.

С 1873 по 1878 год Либерман проживает в Париже, там он увлекается Курбе и барбизонцами, среди которых его особо пленил Милле. В этот период Либерман пишет картины в реалистичном жанре, предпочитая изображать людей физического труда, при этом работает в том же направлении, что и до отъезда из Веймара. Начиная с 1874, и на протяжении 40 лет, Либерман ежегодно посещал Голландию, что привело его к увлечению пленэрной живописью.

В 1878 Либерман переезжает в Мюнхен, и здесь его упорный труд приносит плоды, о его творчестве заговорили, правда, не всегда в положительном ключе. Особенно, страсти разгорелись вокруг композиции «Двенадцатилетний Христос в Храме», за которую, наряду с восхищенными отзывами, он получил прозвище «грязного художника».

В самом начале XIX века, Либерман, от изображения «трудовой» темы, переходит к теме отдыха. Досуг людей он воплощает в импрессионистской манере, в картинах много «роскоши» и развлечений буржуазии.

В последние годы жизни Либерман больше работает в портретной живописи, создавая также и автопортреты, которыми он не занимался с 1873.

Дожив до нацистского режима, художник избежал его ужасов, а избавила от них смерть, оборвавшая жизнь Либермана 8 февраля 1935.

www.hudojnik-impressionist.ru

Ярость немецкого импрессионизма | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

Покрасить стены залов в яркий цвет - непривычное, но, по-видимому, стратегически правильное решение, потому что многие картины на выставке "Немецкий импрессионизм" ("Der deutsche Impressionismus") темны, у них коричневатый, так называемый "музейный" колорит. Ярких (фиолетовых или розовых) цветов нет совсем.

Роберт Штерл "Уборка картофеля", 1905

Куратор выставки Ютта Хюльзевиг-Йонен (Jutta Hьlsewig-Johnen) говорит: "Французский импрессионизм - это светлая живопись. Для французов во главе угла стояли дробление формы и измельчение цвета, крайне важны были состояния атмосферы, игра света и тени, изменения цвета предметов под влиянием дневного света. Для немецких импрессионистов неизменно важную роль играет композиция картины, живопись решает формальные задачи, она по сравнению с французской оказывается более индивидуалистичной, плоской и куда более темной".

Можно добавить, что немецкая живопись куда более пространственна и конструктивна, она далека от декоративности. Немецкие художники изображают объекты, людей, пространство, а не идущий от них переливающийся свет. Выставка в Билефельде показывает, что немецкая живопись конца 19-го - начала 20-го веков вовсе и не стремилась повторить французские образцы.

Немецкие художники определенные выводы из французского опыта сделали, но их живопись вовсе не является, так сказать, "недотянутым" импрессионизмом, сравнивать их картины со знаменитыми французскими образцами не очень и хочется.

Паровозы и коровы

На выставке представлены, разумеется, три главные фигуры немецкого импрессионизма: Макс Либерман (Max Liebermann), Макс Слефогт (Max Slevogt) и Ловис Коринт (Lovis Corinth), а также большое количество художников, которые для многих посетителей являются настоящим открытием.

Герман Плойер (Hermann Pleuer) был одержим железной дорогой, на всех его картинах присутствуют локомотивы. Они огромны и черны, их даже можно назвать ужасными, на одной картине изображено огромное облако пара, паровоз скрыт за ним, облако напоминает шар из грязной известки.

Гамбургский художник Фридрих Кальморген (Friedrich Kallmorgen) писал море в порту. Море свинцовое и тяжелое, корабли и лодки темные, лишь блики на волнах - тревожно-оранжевые. Французской легкости тут нет совсем, зато есть интенсивность: силуэты кораблей и лодок давят море, вязкое море напряжено.

Не вписывалась ни в какие актуальные тенденции живопись Генриха фон Цюгеля (Heinrich von Zügel): он писал коров, на каждой его картине - пятнистые буренки. На стене выставочного зала помещена большая фотография, сделанная в 1902 или 1903 году, на ней стадо коров, вокруг которого стоят изящно одетые господа в костюмах, галстуках и котелках. У них в руках палитры и кисти, перед ними - мольберты. Это фон Цюгель со своими учениками на пленере.

Роберт Штерль (Robert Sterl) писал рабочих, занимающихся тяжелым трудом в каменоломнях: залитые солнцем фигуры напряжены, их монументальность, а также лаконичность живописи напоминают политические плакаты.

Какой изм?

Вопрос о том, следует ли называть выставленную живопись импрессионизмом или постимпрессионизмом (то есть - реакцией на импрессионизм), наверное, академический. Куда интереснее подмечать, что было у немецких художников такого, чего не было у французских. Обобщая, можно сказать, что фигуры на немецких картинах вылеплены из упругих мазков краски, мазки извиваются и тянут за собой.

Эти мазки вполне материальны, скажем, на пейзаже "Каменоломня" Макса Слефогта уже трудно сказать, что именно изображает бурление мазков. Бурление песка, глины, камней изображено налезающими и теснящими друг друга длинными мазками краски. В некоторых местах краска намазана так агрессивно, что она уже ничего не изображает. Это просто смачное пятно золотистой охры.

На многих картинах немецких импрессионистов мазки кисти расположены почти параллельно, оттого краска не лежит смирно на своем месте, а кажется летящей. Особенно был любим этот ход при изображении листвы деревьев. И тут можно сформулировать, чем немецкая школа отличается от французской: французская листва - это статичная мозаика из цветовых пятен, игра идет на тонких нюансах цвета, немецкая листва - это пришедшая в движение масса сырой материи. Французская традиция - это традиция видимости, немецкая - осязаемости.

Макс Либерман "Пивная в Бранненбурге", 1893

Наиболее радикален в этом отношении был Ловис Коринт: его "Тигр" слеплен из грубых мазков, черные полосы краски крест-накрест пересекают охристые, так и хочется сказать, что художник бил картину своей кистью. То есть мы находимся в сфере экспрессионизма. Немецкий импрессионизм был крайне экспрессионистичен.

Более того, художники, традиционно относимые к экспрессионизму, в смысле свободы и ярости движения кисти были куда менее экспрессивны, чем Коринт или Слефогт. Именно в Коринте и Слефогте можно разглядеть истоки живописи Георга Базелица (Georg Baselitz) и всех последующих поколений немецких экспрессионистов, что совершенно справедливо отмечает комментарий на стене выставочного зала Билефельда.

Автор: Андрей Горохов Редактор: Дарья Брянцева

www.dw.com

"И сумрачный германский гений..." Немецкий импрессионизм.( Часть 1)

«Живопись наружно так проста,что уму нельзя не обмануться,но к интимной пластике холстаможно только чувством прикоснуться.»И.Губерман.display_image (5)

Родившись во Франции, импрессионизм быстро распространился за пределы страны и стал международным явлением, покоряя одну за другой страны Европы и перешагнув через океан. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха», легший в основу пленэрной живописи импрессионистов, нашел свое отражение и в творчестве некоторых немецких художников, оппозиционно настроенных по отношению к застывшим нормам официального академического искусства.

«Для немецких импрессионистов неизменно важную роль играет композиция картины, живопись решает формальные задачи, она по сравнению с французской оказывается более индивидуалистичной, плоской и куда более темной." (Ютта Хюльзевиг-Йонен)Немецкая живопись более пространственна и конструктивна, немецкие художники изображают объекты, людей, пространство, а не идущий от них переливающийся свет, они вовсе и не стремились повторить французские образцы они сделали определенные выводы из французского опыта, но их живопись вовсе не является "недотянутым" импрессионизмом, сравнивать их картины со знаменитыми французскими образцами не стоит: немецкий импрессионизм – самостоятельное, отдельное явление. Коротко можно сформулировать отличие немецкого импрессионизма от французского так: французская традиция - это традиция видимости, немецкая – осязаемости, немецкий импрессионизм гораздо более экспрессионистичен, больше тяготеет к сюжету, творчество немецких импрессионистов говорило столько же уму и сердцу, сколько и глазу.Хронологически немецкий импрессионизм возник на два десятилетия позже французского, в нем чувствовалось влияние голландской школы и немецкого художника-реалиста Вильгельма Лейбла, которого можно считать предтечей немецкого импрессионизма.

330px-Wilhelm_Leibl

Немецкие импрессионисты ориентировались скорее на его технику alla prima («в один присест» — разновидность техники масляной живописи, также используется и в акварели, позволяющая выполнить картину за один сеанс). Лейбль смешивал краску прямо на холсте, его мазки были свежими и энергичными. Лейбль был сторонником наполнения картины "говорящими" деталями, которые повествовали о трудной судьбе простого народа.

947-2

Вильгельм Лейбль (Wilhelm Maria Hubertus Leibl, 1844 — 1890), был пятым ребенком из шести в семье кёльнского капельмейстера. Он рано покинул школу, свое художественное образование получил в Академии художеств Мюнхена, дружил с Гюставом Курбе, во время короткого путешествия в Париж в 1870 году познакомился с живописью Эдуарда Мане, которая безусловно оказала влияние на его манеру письма, в чем вы сами можете убедиться на примере двух этих картин.

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_028

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_027

Родоначальником немецкого импрессионизма считается Макс Либерман (Max Liebermann, 1847 – 1935), родившийся в Берлине в ортодоксальной семье богатого еврейского текстильного промышленника.

87cbcd9b69d7

В семье было еще пятеро детей, воспитывавшихся в строгости, поэтому его родители не были в восторге от увлечения сына рисованием, и хотя оплачивали его частные уроки живописи, не разрешили упоминать имя Либерманов при первой публикации его работ (тогда ему было 13 лет). После окончания средней школы он начал изучать химию, но вместо лекций ездил в Тиргартен на этюды

загруженное

и, в конце концов, был отчислен из университета за «отсутствие прилежания», что вызвало конфликт с отцом, но после долгих споров он разрешил ему учиться живописи в Саксонской школе искусств Веймара, где на него произвела большое впечатление живопись Рембрандта. Брат Георг финансирует его поездку в Нидерланды, где он пишет много пейзажей. Его первая большая реалистическая картина, написанная вскоре после возвращения, была выставлена в Гамбурге и ясно отражала влияние «голландцев».

1200px-Max_Liebermann_-_Gänserupferinnen_-_Google_Art_Project

Не найдя отклика в сердцах немцев, Макс уезжает в Париж и открывает студию на Монмартре, лето проводит в Барбизоне возле леса Фонтенбло, увлекается импрессионистами, потом опять едет в Нидерланды¸ изучает творчество Франса Хальса, едет в Венецию, ищет свой собственный стиль, начинает использовать эффект света уже в импрессионистической манере.

3531725_23853_5182248_00Liebermann73

118954

Летом 1880 года Либерман отправился в Брабант в село Донген, и там, наконец, он начинает писать в импрессионистическом духе, фильтруя свет, что позже получило название «солнечные пятна Либермана». Через два года несколько его картин были выставлены в парижском салоне, и французская пресса приветствовала появление нового художника-импрессиониста.

display_image (2)

Вернувшись в 1884 году в Берлин, Макс Либерман присоединился к берлинской ассоциации художников, участвовал в выставке Академии художеств, позже в парижском Салоне и в первой презентации неофициальной немецкой живописи на французской земле в рамках Всемирной выставки.

bathing-boys-1900

В 1892 году в Берлине одиннадцать независимых художников создали Ассоциацию ХI, ставшей основой для последующего движения Сецессиона (secessio - "разделение"), оппозиционного по отношению к консервативной школе живописи Академии, реакционность которой только усугублялась под влиянием Вильгельма II.

man-with-parrots-1900

В середине 90-х годов Либерман впервые обратился к портретной живописи и рисованию движущихся тел в открытом свете. Он сопровождает директора Национальной галереи в его поездках в Париж, консультируя его в выборе картин французских импрессионистов, подружился с Дега, а при поездке в Лондон знакомится с американским художником Джеймсом Уистлером, творчество которого оказало на него некоторое влияние.

tennis-game-by-the-sea-1901.jpg!Large

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_029

К концу века консервативная Берлинская Академия начала постепенно открываться для новых веяний, и это нашло отражение в присуждении Либерману Большой золотой медали и звания профессора.«Палитра Либермана становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. Световая моделировка сменяется цветовой. Наблюдаемые на натуре рефлексы обретают динамику, отражая неуловимое и изменчивое взаимодействие света и цвета».

display_image (9)

После начала Первой мировой войны он посвятил себя художественной пропаганде войны и создавал рисунки для еженедельных художественных листовок. На время художник-еврей перестал чувствовать себя аутсайдером, после речи кайзера «К моим дорогим евреям» Либерман посчитал себя обязанным оказывать содействие в войне. Он писал: «Всё моё воспитание я получил здесь, вся моя жизнь прошла в этом доме, где жили мои родители. И в моём сердце моя родина Германия тоже является неприкосновенным и бессмертным понятием».

display_image (13)

Прусская Академия художеств устроила большую (около 200 картин) ретроспективу работ художника по случаю его 70-летия, в 1918 году в Национальной галерее открылся зал Макса Либермана, а в 1920 году он стал президентом Берлинской Академии художеств, Берлин присвоил ему звание почетного жителя города.

1320129383_11

В мае 1933 года, в день сожжения книг, Либерман сложил с себя все свои полномочия и объяснил прессе:«В течение моей долгой жизни всеми силами я пытался служить немецкому искусству. По моему убеждению, искусство не имеет ничего общего ни с политикой, ни с происхождением, поэтому я более не могу относиться к прусской Академии художеств, поскольку моя точка зрения больше не имеет значения».В 1934 году, после тяжелой болезни появился его последний автопортрет.

1320129326_10

Одному из своих друзей Либерман признался:«Я живу исключительно из ненависти. Я больше не смотрю в окно этой комнаты, я не хочу видеть новый мир вокруг меня».Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади, не дожив, к своему счастью, до «окончательного решения еврейского вопроса». Похороны великого художника одновременно явились символическим прощанием с целой эпохой, представителем которой он являлся.Предлагаю вашему вниманию слайдшоу (в котором гораздо больше репродукций), в сопровождении музыки известного немецкого композитора и дирижера, дружившего с Максом Либерманом, Рихарда Штрауса.

00Liebermann104 (1)

Ссылки: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/410472 http://de.wikipedia.org/wiki/Impressionismus_(Malerei)#Der_deutsche_Impressionismushttp://www.the-athenaeum.org/art/detail.php?ID=52437http://www.lechaim.ru/ARHIV/233/tabel.html

art-links.livejournal.com

"И сумрачный германский гений..." Немецкий импрессионизм.( Часть 2)

«Видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство».Братья Э. и Ж. Гонкур.

В 1898 году был создан Берлинский сецессион, объединение более 60 оппозиционно настроенных по отношению к академическому направлению художников, первым его президентом был Макс Либерман. Одной из причин раскола в среде художников послужил отказ жюри готовившейся выставки от участия в ней пейзажа Вальтера Лейстикова.

1200px-Walter_Leistikow_Grunewaldsee_2

Берлин медленно, но неуклонно становится столицей искусства, а Берлинская Академия художеств, членом и профессором которой был Либерман, приобретает мировую известность. В Сецессионе проповедовались либерализм и толерантность в искусстве, но преобладали все-таки импрессионисты, появился даже термин – «берлинский импрессионизм», а зарождающийся экспрессионизм практически не принимался жюри для участия в выставках.Одним из ведущих художников берлинского Сецессиона, сменившим в 1915 году Либермана на посту президента, был Ловис Коринф (Lovis Corinth, 1858-1925), настоящее имя Франц Генрих Луи, родился в семье кожевенника, рано начал рисовать,

self-portrait-with-skeleton-1896.jpg!Large

учился живописи в Академии Кёнигсберга, а затем Мюнхена, который считался в 1880-е годы одним из центров авангардного искусства Европы. В тот период на него оказали большое влияние творчество Курбе и художников Барбизонской школы (Руссо, Милле, Дюпре и другие).

Lovis_Corinth_002

После возвращения в 1888 году в Кёнигсберг он берет себе псевдоним, под которым и работает всю жизнь. После недолгого пребывания в Мюнхенской академии Коринф присоединяется к группе художников Мюнхенского сецессиона, а в 1899 году принимает участие в выставке, организованной уже участниками Берлинского сецессиона.

Lovis_Corinth_-_Fräulein_Heck_(1897)

Мюнхенский период не был особенно продуктивным из-за пристрастия к вину, но после переезда в Берлин и открытия в 1902 году своей школы живописи для женщин Коринф влюбился в одну из своих студенток, на 20 лет моложе него, женился на ней, она стала его музой, матерью его детей, семейная жизнь и ее радости стала главной темой его творчества.

632px-1909_Corinth_Donna_Gravida_anagoria

В 1911 году после перенесенного инсульта и левостороннего паралича у него начинается тремор рук, хромота, но благодаря заботе своей жены он уже через год возвращается к мольберту, важной темой его картин и офортов были в это время пейзажи Баварских Альп, где у семьи был дом.

Lovis_Corinth_-_Walchensee,_Landschaft_mit_Kuh

В 1925 году во время пребывания в Нидерландах он заболел пневмонией и умер в Зандворте. Ловис Коринф прошел за свою творческую жизнь как художник и гравер путь от академической традиции через импрессионизм до экспрессионизма и синтеза его с импрессионизмом, воплощая библейские сюжеты, создавая портреты, сцены семейной жизни, великолепные пейзажи.

Corinth_Forest

Третьим художником, кроме Либермана и Коринфа, говоря о немецких импрессионистах, обычно называют Макса Слевогта или Слефогта (Мах Slevogt 1868-1932), живописца, гравера, иллюстратора, сторонника и пропагандиста пленэрной живописи.

Max_Slevogt01

Он родился в семье капитана Фридриха фон Слевогта, рано потерял отца, после окончания школы учился в Академии изящных искусств в Мюнхене, там появились его первые пейзажи в коричневых тонах, изображающие окрестности Нойкастля. К концу 90-х годов его палитра постепенно меняется, приобретает более светлые тона и импрессионистский характер.

slevoght_strasse_in_goldramstein_1009671

После поездки с другом по Италии он возвращается в Мюнхен и начинает работать как профессиональный художник с большим кругом интересов в живописи, акварели, графике, книжной иллюстрации. Он считал, что художник должен не только передавать зрительные впечатления на холсте, но и давать волю воображению, будить фантазию.

Max Slevogt - Sailboats on the Alster River in the Evening, 1905

В 1900 году Слевогт участвовал во Всемирной выставке в Париже со своей работой «Шехерезада», там был потрясен знакомством с работами Эдуарда Мане и после путешествия в Египет создает свой, свободный от чужих влияний стиль письма, светлый и блестящий.

1911 The Country House in Godramstein (West Side), 1911 - Max Slevogt

Он подружился со знаменитым португальским баритоном Франциско d'Андраде и, обладая неплохим голосом, даже подумывает о певческой карьере.

27022020,26664174,highRes,Slevogt1

В 1914 году Слевогт путешествует по Египту, пишет акварели и картины, ставшие гордостью немецкого импрессионизма. Во время Первой мировой войны он был военным художником на Западном фронте, ему пришлось искать новые выразительные средства для передачи ужасов войны. Слевогт становится членом Академии искусств в Берлине, ведет там мастер-класс живописи, создает декорации для «Дон Жуана» Моцарта, работает над иллюстрациями к «Фаусту» Гете.

Max-Slevogt-Palatinate-Landscape-2-

Его 60-летие отмечается большой выставкой в Берлине, а последние годы жизни он посвятил религиозной росписи в Церкви мира в Людвигсхафене. Похоронен Макс Слевогт в семейной гробнице в Нойкастле.

Еще один представитель немецкого импрессионизма, получивший признание уже в самом начале своей карьеры, привлек меня своей светлой палитрой, легкостью письма, наибольшей близостью к манере французских импрессионистов.

Gotthardt_Kuehl_Blick_aus_dem_Atelier_auf_die_Sekundogenitur

Готтард (Готхард) Кюль (Gotthardt Kuehl, 1850 —1915) родился в Любеке, учился живописи в Дрезденской академии и в Мюнхене, одиннадцать лет жил в Париже, путешествовал по Италии и Нидерландам, был профессором в Дрезденской академии, всю жизнь занимался преподавательской работой, участвовал в деятельности Берлинского сецессиона.

701px-Gotthardt_Kuehl_Das_Gartenzimmer_c1897

Наиболее известны его пейзажи и сюжеты городской жизни, большая часть которых хранится в музея родного Любека, Дрездена и Мюнхена.

Gotthard_Kuehl_Malerische_Gasse

Лессер Ури (Lesser Ury, 1861 – 1931), известен своими пейзажами, натюрмортами, большую часть жизни провел в Берлине, любил этот город и был его обер-бургомистром в качестве признания «художественного прославления имперской столицы».

a0d0cc7d900a472986c5dc2e80cd9df3

Он прекрасно владел разными техниками, писал маслом и пастелью, которая помогала ему насытить свои пейзажи воздухом и светом. Макс Либерман чувствовал в нем сильного конкурента, всячески препятствовал его участию в выставках, и только после смерти Либермана Ури смог участвовать в деятельности Берлинского сецессиона, а в 1921 году стал его почетным членом.

display_image (3)

В 1931 году планировалось устроить чествование художника в связи с его 70-летием, но он не дожил три недели до него, умерев от сердечного заболевания.

Еще один художник, вызвавший у меня интерес своей биографией и творчеством -Лев Путц (Leo Putz, 1869 – 1940), родился в Тироле (Австро-Венгрия), но учился и жил в Мюнхене, участник Мюнхенского сецессиона, его творчество отражает и арт-нуво, и импрессионизм, и элементы экспрессионизма, был награжден несколькими медалями за свои работы.

Leo_Putz_Selbstportrait

После шестилетнего плодотворного пребывания с семьей в Южной Америке и преподавания там он вернулся в 1935 году для участия в крупной выставки в Мюнхене и увидел совсем другую Германию. Его работы были отнесены к «дегенеративному искусству», его несколько раз допрашивали в гестапо, он был отстранен от работы и, в конце концов, вынужден был бежать в Южный (итальянский) Тироль.

display_image (2)

Завершая тему немецкого импрессионизма (а ее можно продолжать еще долго), можно сделать вывод о том, что он был более экспрессионистичен, более «яростен», более «осязаем», чем французский, в творчестве этих художников видны истоки живописи всех последующих поколений немецких экспрессионистов.

Большое количество репродукций в сопровождении музыки Рихарда Штрауса (Часть 2) можно увидеть тут:https://www.youtube.com/watch?v=7gGKAWZrF_Q

Ссылки: !. http://de.wikipedia.org/wiki/Impressionismus_(Malerei)#Der_deutsche_Impressionismus2. http://allpainters.ru/napravleniya/impressionizm.html3. http://www.the-athenaeum.org/art/counts.php?s=au&m=a

history-of-art.livejournal.com

"И сумрачный германский гений..." Немецкий импрессионизм.( Часть 1)

«Живопись наружно так проста,что уму нельзя не обмануться,но к интимной пластике холстаможно только чувством прикоснуться.»И.Губерман.display_image (5)

Родившись во Франции, импрессионизм быстро распространился за пределы страны и стал международным явлением, покоряя одну за другой страны Европы и перешагнув через океан. Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха», легший в основу пленэрной живописи импрессионистов, нашел свое отражение и в творчестве некоторых немецких художников, оппозиционно настроенных по отношению к застывшим нормам официального академического искусства.

«Для немецких импрессионистов неизменно важную роль играет композиция картины, живопись решает формальные задачи, она по сравнению с французской оказывается более индивидуалистичной, плоской и куда более темной." (Ютта Хюльзевиг-Йонен)Немецкая живопись более пространственна и конструктивна, немецкие художники изображают объекты, людей, пространство, а не идущий от них переливающийся свет, они вовсе и не стремились повторить французские образцы они сделали определенные выводы из французского опыта, но их живопись вовсе не является "недотянутым" импрессионизмом, сравнивать их картины со знаменитыми французскими образцами не стоит: немецкий импрессионизм – самостоятельное, отдельное явление. Коротко можно сформулировать отличие немецкого импрессионизма от французского так: французская традиция - это традиция видимости, немецкая – осязаемости, немецкий импрессионизм гораздо более экспрессионистичен, больше тяготеет к сюжету, творчество немецких импрессионистов говорило столько же уму и сердцу, сколько и глазу.Хронологически немецкий импрессионизм возник на два десятилетия позже французского, в нем чувствовалось влияние голландской школы и немецкого художника-реалиста Вильгельма Лейбла, которого можно считать предтечей немецкого импрессионизма.

330px-Wilhelm_Leibl

Немецкие импрессионисты ориентировались скорее на его технику alla prima («в один присест» — разновидность техники масляной живописи, также используется и в акварели, позволяющая выполнить картину за один сеанс). Лейбль смешивал краску прямо на холсте, его мазки были свежими и энергичными. Лейбль был сторонником наполнения картины "говорящими" деталями, которые повествовали о трудной судьбе простого народа.

947-2

Вильгельм Лейбль (Wilhelm Maria Hubertus Leibl, 1844 — 1890), был пятым ребенком из шести в семье кёльнского капельмейстера. Он рано покинул школу, свое художественное образование получил в Академии художеств Мюнхена, дружил с Гюставом Курбе, во время короткого путешествия в Париж в 1870 году познакомился с живописью Эдуарда Мане, которая безусловно оказала влияние на его манеру письма, в чем вы сами можете убедиться на примере двух этих картин.

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_028

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_027

Родоначальником немецкого импрессионизма считается Макс Либерман (Max Liebermann, 1847 – 1935), родившийся в Берлине в ортодоксальной семье богатого еврейского текстильного промышленника.

87cbcd9b69d7

В семье было еще пятеро детей, воспитывавшихся в строгости, поэтому его родители не были в восторге от увлечения сына рисованием, и хотя оплачивали его частные уроки живописи, не разрешили упоминать имя Либерманов при первой публикации его работ (тогда ему было 13 лет). После окончания средней школы он начал изучать химию, но вместо лекций ездил в Тиргартен на этюды

загруженное

и, в конце концов, был отчислен из университета за «отсутствие прилежания», что вызвало конфликт с отцом, но после долгих споров он разрешил ему учиться живописи в Саксонской школе искусств Веймара, где на него произвела большое впечатление живопись Рембрандта. Брат Георг финансирует его поездку в Нидерланды, где он пишет много пейзажей. Его первая большая реалистическая картина, написанная вскоре после возвращения, была выставлена в Гамбурге и ясно отражала влияние «голландцев».

1200px-Max_Liebermann_-_Gänserupferinnen_-_Google_Art_Project

Не найдя отклика в сердцах немцев, Макс уезжает в Париж и открывает студию на Монмартре, лето проводит в Барбизоне возле леса Фонтенбло, увлекается импрессионистами, потом опять едет в Нидерланды¸ изучает творчество Франса Хальса, едет в Венецию, ищет свой собственный стиль, начинает использовать эффект света уже в импрессионистической манере.

3531725_23853_5182248_00Liebermann73

118954

Летом 1880 года Либерман отправился в Брабант в село Донген, и там, наконец, он начинает писать в импрессионистическом духе, фильтруя свет, что позже получило название «солнечные пятна Либермана». Через два года несколько его картин были выставлены в парижском салоне, и французская пресса приветствовала появление нового художника-импрессиониста.

display_image (2)

Вернувшись в 1884 году в Берлин, Макс Либерман присоединился к берлинской ассоциации художников, участвовал в выставке Академии художеств, позже в парижском Салоне и в первой презентации неофициальной немецкой живописи на французской земле в рамках Всемирной выставки.

bathing-boys-1900

В 1892 году в Берлине одиннадцать независимых художников создали Ассоциацию ХI, ставшей основой для последующего движения Сецессиона (secessio - "разделение"), оппозиционного по отношению к консервативной школе живописи Академии, реакционность которой только усугублялась под влиянием Вильгельма II.

man-with-parrots-1900

В середине 90-х годов Либерман впервые обратился к портретной живописи и рисованию движущихся тел в открытом свете. Он сопровождает директора Национальной галереи в его поездках в Париж, консультируя его в выборе картин французских импрессионистов, подружился с Дега, а при поездке в Лондон знакомится с американским художником Джеймсом Уистлером, творчество которого оказало на него некоторое влияние.

tennis-game-by-the-sea-1901.jpg!Large

Wilhelm_Maria_Hubertus_Leibl_029

К концу века консервативная Берлинская Академия начала постепенно открываться для новых веяний, и это нашло отражение в присуждении Либерману Большой золотой медали и звания профессора.«Палитра Либермана становится светлой и радостной в передаче красок солнечного летнего дня. Световая моделировка сменяется цветовой. Наблюдаемые на натуре рефлексы обретают динамику, отражая неуловимое и изменчивое взаимодействие света и цвета».

display_image (9)

После начала Первой мировой войны он посвятил себя художественной пропаганде войны и создавал рисунки для еженедельных художественных листовок. На время художник-еврей перестал чувствовать себя аутсайдером, после речи кайзера «К моим дорогим евреям» Либерман посчитал себя обязанным оказывать содействие в войне. Он писал: «Всё моё воспитание я получил здесь, вся моя жизнь прошла в этом доме, где жили мои родители. И в моём сердце моя родина Германия тоже является неприкосновенным и бессмертным понятием».

display_image (13)

Прусская Академия художеств устроила большую (около 200 картин) ретроспективу работ художника по случаю его 70-летия, в 1918 году в Национальной галерее открылся зал Макса Либермана, а в 1920 году он стал президентом Берлинской Академии художеств, Берлин присвоил ему звание почетного жителя города.

1320129383_11

В мае 1933 года, в день сожжения книг, Либерман сложил с себя все свои полномочия и объяснил прессе:«В течение моей долгой жизни всеми силами я пытался служить немецкому искусству. По моему убеждению, искусство не имеет ничего общего ни с политикой, ни с происхождением, поэтому я более не могу относиться к прусской Академии художеств, поскольку моя точка зрения больше не имеет значения».В 1934 году, после тяжелой болезни появился его последний автопортрет.

1320129326_10

Одному из своих друзей Либерман признался:«Я живу исключительно из ненависти. Я больше не смотрю в окно этой комнаты, я не хочу видеть новый мир вокруг меня».Либерман умер 8 февраля 1935 года в своём доме на Парижской площади, не дожив, к своему счастью, до «окончательного решения еврейского вопроса». Похороны великого художника одновременно явились символическим прощанием с целой эпохой, представителем которой он являлся.Предлагаю вашему вниманию слайдшоу (в котором гораздо больше репродукций), в сопровождении музыки известного немецкого композитора и дирижера, дружившего с Максом Либерманом, Рихарда Штрауса.

00Liebermann104 (1)

Ссылки: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/410472 http://de.wikipedia.org/wiki/Impressionismus_(Malerei)#Der_deutsche_Impressionismushttp://www.the-athenaeum.org/art/detail.php?ID=52437http://www.lechaim.ru/ARHIV/233/tabel.html

history-of-art.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта