В ЕГО РАБОТАХ ЧУВСТВУЕТСЯ ЖИЗНЬ. Есенов ахсар картины
«Творческие люди умудряются без конца изобретать велосипед, несмотря на то, что он давно изобретен» Осетия Квайса
Ахсар ЕСЕНОВ: «Творческие люди умудряются без конца изобретать велосипед, несмотря на то, что он давно изобретен»
Ольга РЕЗНИК
Сегодня свой сорокалетний юбилей отмечает заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания Ахсар ЕСЕНОВ. Ахсар – один из тех немногих, кто сумел сказать свое новое слово в живописи.
У Есенова свой почерк, свой стиль. А созданные им образы поистине незабываемы. Работы живописца находятся сегодня в республиканском художественном музее им. М. Туганова, в частных коллекциях не только России, но и США, Англии, Франции, Германии, Испании. Ахсар Есенов – участник многих, в том числе и международных выставок, победитель республиканской художественной выставки-конкурса «В горах мое сердце».
Но главное – он из тех художников, кто непрерывно растет, не в том смысле, что становится выше ростом. Растет как мастер, в то же время не изменяя себе и продолжая творить в своих излюбленных стилях – «романтический символизм» и «декоративный реализм».
Мир красок художника не прост. Говорят даже, что, глядя, на картины Есенова, испытываешь то же чувство, что при составлении мозаики или разгадывании кроссворда: а вдруг да удастся разглядеть тайну художника, которая манит и дразнит, а живописец, между тем, хотим мы того или нет, передает окружающим свое настроение, которое зритель, опять-таки независимо от его желания, впитывает, как губка.
Вот и в мастерской Ахсара Есенова, где неизменно пахнет краской, прямо со стен взирают на нас скифские кони и загадочные рыбки, мимо проплывают чьи-то летние сны и прошлое, овеянное легендами. Сразу видно, что художник молод и полон творческих дерзаний. Хотя – что за возраст 40 лет для человека, который, занимаясь любимым делом, с удовольствием познает вкус жизни? С кистью в руке он это делает под музыку.
– Рисуете неизменно с музыкальным сопровождением?
– Да, здесь у меня всегда звучит музыка. Помогает настроиться. Да что там настроиться, жить помогает!
– А какую музыку любите?
– Я, как курица, всеяден. Единственное, чего не слушаю, – так это немецкие марши.
– Рисовать начали в детстве?
– Да, в детстве учился в художественной школе в Беслане. Я тогда там жил. Родители и сейчас живут. Потом поступил в художественное училище. По его окончании учился на отделении изобразительного искусства факультета искусств СОГУ.
– Кого считаете своими учителями?
– Тех, у кого учился. Шалву Бедоева, Юрия Абисалова, Магреза Келехсаева, хотя у Магреза Ильича непосредственно не учился. Но такова сила воздействия настоящего искусства.
– Искусствоведы отмечали разнообразную тематику ваших работ, в том числе интерес к национальной теме. Она по-прежнему присутствует в вашем творчестве?
– Присутствует, но в другом аспекте. Ушли поверхностные атрибуты национального искусства. Человек взрослеет, и он, в общем-то, не задумывается над тем, каким должно быть национальное искусство. Я просто делаю то, что мне нравится. Сложно искусственно задавать темы.
– А что вам нравится?
– В живописи главное – цвет, форма, пластика, стилистика. Эти инструменты позволяют что-то доносить до зрителя. С возрастом становишься более разборчивым. Хочется быть немногословным, лаконичным. Уходит юношеский максимализм. Мне понравилось, что по этому поводу сказал в одном из последних интервью известный актер Бен Кингели: «Возраст позволяет тебе становиться разборчивее. Это фильтр, который ты приобретаешь незаметно – хочешь ты этого или нет».
– Что вас вдохновляет, что может стать толчком к написанию картины?
– Люди вдохновляют. Творчество другого человека, например. Скажем, музыканта, который какую-то вещь замечательно сделал. Ведь творческие люди умудряются без конца изобретать велосипед, несмотря на то, что он давно изобретен.
– А музыку можете изобразить?
– Наверное, смогу. Ведь она вдохновляет, создает настроение.
– Вам как живописцу, по мнению искусствоведов, присуще чувство юмора, этакая остроумная стилизация. Насколько, по-вашему, это необходимо художнику?
– Конечно, необходимо. Мои друзья-художники тоже все с чувством юмора. Замечательно, когда человек с юмором может посмотреть на все происходящее, в том числе на самого себя. Только сильный человек может посмеяться над собой.
Не стоит слишком серьезно относиться к своей персоне. Есть люди, которым кажется, что они все знают. Знают, в том числе, как и что надо писать. А вот я не знаю, что писать. Если нахожу, то радуюсь находке.
– Над чем сейчас работаете?
– Над собой работаю (смеется). А если серьезно, то над несколькими сериями параллельно.
– Назовите хотя бы их рабочие названия.
– Рабочее название одной из них – «Летние сны». Они, правда, плавно переходят в «Осенние сны». Другая серия – серия натюрмортов. Хочется все это как-то совместить.
– Летом прошлого года, помнится, ваша персональная выставка с большим успехом прошла в Краснодаре. А к своему юбилею ничего такого не планируете?
– Выставки – не самоцель. Меня спрашивают: «Почему не устраиваешь персональную выставку?» Устрою, когда созрею. Выставка символизирует определенный жизненный этап. Важно, чтобы художник сам получил удовольствие оттого, что выставляется. Я, однако, чувствую, что во мне что-то созревает. Надеюсь: все-таки соберу в одном зале все мои работы.
– Складывается впечатление, что вы колеблетесь. Кстати, присуща ли вам свойственная вашему знаку Зодиака, то есть Весам, поколебимость?
– Вы по-прежнему преподаете?
– Преподаю. В СОГУ и Лицее искусств. Стаж – 18 лет. В моей жизни ничего не изменилось – все очень стабильно.
– А любимые ученики есть?
– Бывают. Таковыми они становятся постепенно. Ради этого, собственно, и работаю, хотя не считаю себя великим педагогом. Попадаются студенты, которые мне симпатичны. А на иного смотришь и думаешь: «Зря он сюда ходит». Хотя иногда можно приятно ошибаться. Такое тоже случается.
– Кем из своих воспитанников вы гордитесь?
– Многие из моих бывших студентов стали моими коллегами, друзьями. Это Наташа Абаева, Саша Скоморохов, Юрий Прищепа, Аркадий Абаев. Они красивые художники, которые радуют меня. Я с удовольствием наблюдаю, как они растут, взрослеют. В нашем городе много хороших художников. Есть определенная творческая среда.
– А ваши дети рисуют? Кстати, сколько их у вас?
– Их у меня трое – двое сыновей и дочь. Старший сын – ему 13 лет – танцует. А вот младший рисует, ходит в «художку». Дочь еще маленькая. Ей только пять. Она и танцует, и рисует.
– Вам бы хотелось, чтобы кто-то из детей пошел по вашим стопам, стал художником?
– Я был бы этому только рад. Хотя это не самоцель. Главное – чтобы мои дети стали достойными людьми.
– Как будете праздновать свой юбилей? Или из-за суеверия, что 40 лет не отмечают, не собираетесь это делать?
– Я вообще не люблю свои дни рождения и никогда их не отмечаю, никого не приглашаю. Но друзья знают и приходят сами ко мне в мастерскую. Все в рабочей обстановке происходит – посидим, посмеемся, выпьем…
– Что бы вы сами себе пожелали?
– Здоровья, терпения, сил и поменьше разочарований.
– Что может вас разочаровать?
– Очень многое. Когда сын приносит двойку по рисованию, тогда я сильно разочаровываюсь (смеется).
– А если серьезно, есть такое, чего бы вы никогда не простили?
– Да, предательство. Не то, что я буду мстить. Но… буду помнить.
– Скажите без лишней скромности, чем вы гордитесь?
– Своей семьей и друзьями. Мне повезло с родителями, с женой, с детьми.
– Ваши родители и супруга имеют какое-то отношение к искусству?
– Нет. Родители мои сейчас – пенсионеры. А вообще папа – железнодорожник, машинист. Мама – экономист, бухгалтер. У меня пролетарское происхождение. А супруга – медик.
Я очень благодарен родителям за то, что они меня просто любили, были ко мне внимательны и всегда во всем меня поддерживали. Согласитесь, это дорогого стоит.
На самом деле у меня все хорошо. Семья, надежные друзья, которых подарила мне судьба. Любимая профессия. Как это здорово – заниматься тем, что тебе нравится! Я счастлив и оттого, что я самостоятельный человек. Рассчитываю только на себя и на друзей. И не от кого ничего не жду. Ни под кого не хочу подделываться. И допускаю, что очень сильно ошибаюсь.
Так и хочется процитировать португальского футбольного тренера Жозе Моуриньо. В интервью журналу «Esquire», который я всегда с удовольствием читаю, он сказал: «Мудак (уж простите, это он так сказал) тот, кто не стремится к лучшему, не совершенствуется. Я не мудак». Это я к тому, что глубоко ошибается тот человек, который считает, что ему больше не нужно прогрессировать. Нельзя останавливаться в своем развитии. А еще человек должен уметь удивляться. За это качество я очень уважаю мэтров нашей живописи Шалву Бедоева и Магреза Келехсаева. Они не утратили способности удивляться. Пикассо замечательно когда-то сказал по этому поводу: «Художник, который говорит, что все нашел, занял свою нишу – это мертвый художник».
– Вот и мы вам желаем не переставать удивляться. И пусть сама жизнь преподносит вам удивительные сюрпризы и новые сюжеты. С юбилеем!
Ахсар ЕСЕНОВ. Из серии «Летние сны».
Ахсар ЕСЕНОВ. Из серии «Скифский конь».
Ахсар ЕСЕНОВ. Из серии «Натюрморт».
Ахсар ЕСЕНОВ. Из серии «Острова».
Ахсар ЕСЕНОВ. Легенда.
Ахсар ЕСЕНОВ. Осень.
Ахсар ЕСЕНОВ. Рыбка.
osetia.kvaisa.ru
Есенов Ахсар Эльбрусович — Доротея
Родился 12 октября 1970 г. Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания. У Есенова свой почерк, свой стиль. А созданные им образы поистине незабываемы.1989 г.- Окончил Владикавказское художественное училище1994 г.- Окончил СОГУ им. К.Л.Хетагурова. Факультет изобразительного искусства и черчения.1993 г.- Вступил в Союз художников России.1994 г.- Доцент кафедры ИЗО в СОГУ1993 г.- С этого года участник всех республиканских и городских выставок.1994 г.- Участник выставки «Искусство Осетии». ЦДХ. Москва.1995 г.- «Искусство Осетии». Художественный музей Тбилиси.1996 г., 1999 г., 2000 г.- Участник фестиваля искусств в г. Сочи.1997 г.- Участник выставки «Арт-Миф». Манеж. Москва.1998 г., 2004 г., 2008 г.- Зональная выставка «Юг России». Краснодар, Ростов-на-Дону.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Будапешт». Венгрия.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Женева». Швейцария.1998 г., 1999 г., 2000 г.,- Международная выставка «АРТ-ЕХРО». Барселона. Испания.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Единение». Ницца. Франция.1999 г.- Всероссийская выставка. ЦДХ. Москва.2000 г.- Участник регионального «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа –защитникам Отечества». Ставрополь. Получил диплом в номинации молодых художников «К вершинам мастерства».2004 г.- Выставка-конкурс городского пейзажа «Обретение города», г. Владикавказ. Краеведческий музей. (Третья премия)2005 г.- Передвижная Академическая выставка «Юг России» г.г.Краснодар- Ставрополь.2005 г., 2006 г., — Выставка молодых художников, г. Владикавказ2006 г., 2007г., — Вставка художников Осетии, г. Екатеринбург., г.Верхняя ПышмаФестиваль искусств «Буян остров», художественный музей г. Сочи.2007 г. Республиканская художественная выставка-конкурс «В горах мое сердце»,г. Владикавказ (Третье место)2007 г., 2008 г., -Выставка по итогам международного симпозиума живописи «Аланика-2008»г.г. Владикавказ-Москва.2007 г.- «АРТ- Манеж». Москва.2007 г.- Выставка «Liueart» Бельгия2008 г.- Передвижная Академическая выставка «Художники-педагоги и выпускники»,г.г. Ростов-на –Дону, Владикавказ, Железноводск, Краснодар.2008 г.- Выставка художников Северной Осетии в галерее «Экспозиция», г. Ростов-на-Дону.2008 г.- Выставка Российской Академии художеств «Традиции и поиск», г. Ростов-на-Дону.2009 г.- Галерея поддержки и развития искусств «АРТ-Союз» г. Краснодар2012 г.- Групповая выставка г. Брюссель.2012 г.- Выставка «Аланские параллели».Будапешт2012 г.- Международный симпозиум в г. Бад-Цвишенан. Германия.2013 г.- Групповая выставка «Крылатый всадник» г. Санкт-ПетербургРаботы Есенова Ахсара находятся в Республиканском художественном музее им. М.Туганова, а также в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Испании. Живет и работает во Владикавказе.
-
Есенов Ахсар «Б.Н.» 2017
50,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Без названия» 2017
60,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Без названия» 2017
60,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «В старом городе» 2018
72,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Венеция» 2017
36,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Ветка сливы» 2018
50,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Витражи» 2012
42,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Инжир» 2018
50,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Осень» 2018
80,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Осень» 2018
36,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Осень» 2018
29,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Перец» 2018
72,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Старые ключи» 2018
75,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Теплая осень» 2017
70,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Теплая осень» 2018
72,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Теплая осень» 2018
50,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Теплая осень» 2018
36,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные камни» 2016
72,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные камни» 2017
45,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные камни» 2018
72,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные камни» 2018
45,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные камни» 2018
90,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные сны» 2017
50,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные сны» 2017
40,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные сны» 2017
40,000руб. Купить -
Есенов Ахсар «Цветные сны» 2017
36,000руб. Купить
Галерея художника
Posted in Художникиdorothea.ru
«Мансарда художника»
Мансарда художника –> Живопись
Ахсар Есенов
Мир художника полон тайн и загадок. Не все могут понять его полноту, красоту и многогранность. Художник – творец, волшебник. В его мыслях картины и образы сменяют друг друга со скоростью света. На чистое, белое полотно выплескиваются мысли и мечты, эмоции и переживания автора. В то же время художник – это вечный поиск и работа над собой.
Не всем удается создать свой, особенный, непохожий на другой, мир. Ахсар Есенов – один из тех немногих, кто сумел сказать новое слово в живописи. «Он – знаковая фигура современного национального искусства. Его творчество любимо и хорошо известно далеко за пределами Осетии. Художник ярко, глубоко индивидуально пережил уроки своих мастеров, его творчество сегодня – предмет обоснованной гордости национальной школы», - так отзывается о творчестве Ахсара Есенова искусствовед, член Союза художников России Мадина Атаева.
Искусствоведы и поклонники творчества этого удивительного живописца считают его одним из наиболее ярких и неординарных современных осетинских художников. У него свой почерк, свой стиль. Он узнаваем в тонком сочетании цветов и оттенков, в выборе творческих сюжетов, в манере выражения собственных идей, даже в технике нанесения краски на холст. Его излюбленные стили - «романтический символизм» и «декоративный реализм». Этим возможно и объясняется особенность и неповторимость его картин. В них есть тайна. Натюрморты, абстракции, городские пейзажи завораживают и успокаивают, на них можно смотреть бесконечно — как на воду или на огонь.
Созданные художником образы поистине незабываемы. В его картинах можно найти и плавные, еле заметные линии, и броские элементы, Насыщенные цвета сменяются приглушенными мазками, одновременно резкими и мягкими. Он умеет соединять несочетаемое в одно целое, раскрасить серость яркими красками. Полутона красного, фиолетового, охристого, белого и серебристого, переплетаясь, создают единый образ – изящный, легкий, запоминающийся, «живой». Простые вещи с его помощью обретают иной смысл, раскрывают то, что скрыто от посторонних глаз. В его картинах осень становится волшебной, зимний вечер таинственно-печальным, мудрец – задумчивым. Это завораживающие полотна. Здесь обитают скифские кони и кентавры, загадочные рыбки и грустные птицы, растут диковинные деревья, похожие на сосуды, мимо которых проплывают чьи-то летние и осенние сны, а нарисованные, сияющие спелостью фрукты, кажется вот-вот с холста упадут тебе в руки. Улочки старого города на картинах Ахсара Есенова полны воспоминаний и ароматов прошлого. И в каждом мазке сквозит Осетия. Родная земля и «город у синих гор» Владикавказ – источник вдохновения художника, его излюбленная тема и непреходящая любовь.
«Автор должен удивлять и удивляться, находить для себя что-то интересное в искусстве», - любит повторять Ахсар Есенов своим ученикам и продолжает это делать всю жизнь, удивляя и радуя зрителей своим творчеством.
Биографическая справка
Ахсар Эльбрусович Есенов Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания.
Родился 12 октября 1970 года в г. Беслан Северо-Осетинской АССР. В 1989 году окончил Владикавказское художественное училище. Затем, в 1994 году, Северо-Осетинский Государственный Университет им. К.Л. Хетагурова, факультет изобразительного искусства и черчения, мастерская Шалвы Бедоева. Член Союза художников России с 1993 года. С 1994 года преподает в СОГУ на кафедре изобразительного искусства.
Является победителем Республиканской художественной выставки-конкурса "В горах мое сердце". Участник региональных, республиканских, городских выставок, а также международных выставок в Венгрии, Швейцарии, Испании, Франции.
Работы живописца находятся в республиканском художественном музее им. М. Туганова, в частных коллекциях России, США, Англии, Франции, Германии, Испании.
Литература Художники Осетии [Изоматериал] = Ossetian artists / Союз художников РСО-Алания ; Региональное отделение ВТОО «Союз художников России». – Владикавказ, Ростов-на-Дону : Веста, 2014. – С.84 -87. – Текст на русск. и англ. яз. Союз художников РСО-Алания [Изоматериал] : 70 лет : 1939-2009 : живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство. – Владикавказ, Ростов-на-Дону : Аркол, 2009. – С. 62 – 63. Гусейнова, Н. Образ времени, запечатленный в красках : [ о творчестве художника А. Есенова ] / Н. Гусейнова // Северная Осетия. – 2001. – 11 января. Есенов, А. А вдруг удастся разглядеть тайну : [ 40 лет отметил заслуженный художник Северная Осетия-Алания Ахсар Есенов ] // Южная Осетия. – 2010. – 16 октября. – С. 14. Есенов, А. Вкус и стиль художника Есенова : [ беседа с художником А. Есеновым / записала Ф. Найфонова ] // Пульс Осетии. – 2007. – № 29.
Криденер, А. Кентавры и кони Ахсара Есенова / А. Криденер // Национальный колорит. – 2007. - № 2(4). – С. 10 – 11 : ил. Цакоева, Д. Мастерство художника : [ о творчестве художника, преподавателя, члена Союза художников России Ахсара Есенова ] / Д. Цакоева // Слово. – 2008. – 27 июля. – С. 5.
nslib.tmweb.ru
Газета "Слово" - ПО-ЕСЕНОВСКИ ТЕПЛО
Ахсар Есенов в интервью "Слово" объяснил, что значит мертвый художник; признался, у кого украл идею с тем, чтобы воплотить ее в жизнь; как повел бы себя, будь реформатором и что в его понимании "Contemporary art".
Картины Ахсара Есенова теплые, согласитесь. Горячий чай, любимое кресло и плед, а напротив - работа Есенова -будет согревать и то, и другое, и третье. Но мы-то с вами понимаем, что все дело в Есенове.
Он околдовывает непривычными образами и своеобразной манерой исполнения. Вплетает свои мысли в холст так, чтобы потом зритель вплел свои. Получается диалог. Диалог мыслей. И каждый раз это словно закрыть незавершенный гештальт, обогатиться и двигаться дальше. От полотна к полотну.
- Вы предупредили - никаких банальных вопросов... И тем самым натолкнули на такую мысль... Вам не кажется, что вся история искусства - это по большому счету побег от банальности? Банальность наступает на пятки, творец пытается опередить, иногда уходя в сам процесс "быть уникальным"...
- Банальность, как правило, бывает скучной и неинтересной. Она может быть милой до поры до времени. Искусство настолько зыбко, что один нюанс в состоянии изменить всю картину. Незначительная на первый взгляд мелочь или деталь может раскрыть тему и сделать это возможно лишь при наличии большого опыта, определенного вкуса, чувства стиля. Случайно такие вещи редко получаются.
- "Contemporary art" - двух мнений не бывает, наверное. Либо любовь, либо ненависть. Что для вас "современное искусство"?
- Начну с того, что современное искусство достаточно разное, как и в классическом искусстве, здесь есть шарлатаны, бездари, а есть и потрясающие мастера, которые работают в современном стиле. Лично я увлечен абстракционизмом. Но и он тоже разный; когда не вижу определенного смысла, идеи, тогда не интересно. Самое главное, мне к работе не нужны аннотации, висит какой-то "пшик", а рядом три листа аннотации, нужно прочитать эти три листа, прежде чем понять смысл картины. Мне кажется, просто этот человек не тем занимается, возможно, ему нужно писать книги, трактаты. Если зритель подготовлен, он поймет современное искусство. Но я категорически против того, чтобы безапелляционно вешались ярлыки: "Нравится - не нравится". Художник, в принципе, получая удовольствие от своей работы, не должен никому ничего объяснять и претензий к нему вообще не может быть. Здесь дело вкуса. Когда Пискассо заявили, что современной абстракции не существует, потому что она не понятна, он ответил: "А вы китайский язык понимаете?" "Нет". "А вы знаете, он существует".
- Мне кажется, или ранний Есенов отличался большим юмором? Вы сами стали серьезней, умудренней опытом, и это не могло не сказаться на работе... Быть может, это ошибочное мнение и до сих пор в Вашем творчестве есть место смешным вещам, а есть и серьезным?
- Смешное сейчас вряд ли прослеживается в моих работах. Старые работы - это поиск себя, сказывалось и влияние педагогов. Кажется, я только сейчас пытаюсь найти свое, рад, что как-то меняюсь. Если человек утверждает, что нашел себя и больше ничего не хочет делать, будет работать в этом русле, то все, труба, это мертвый художник. Автор должен удивлять и удивляться, находить для себя что-то интересное в искусстве, должен учиться всю свою жизнь.
- Ваши работы есть в некоторых ресторанах города. Для Вас это способ заработать или приобщение обывателей к искусству?
- Рестораны, где есть мои работы, принадлежат одной сети, владельцы которой мои друзья. Открывая новое заведение, говорят: "Ахсар, вот твоя стена, ты для нас как талисман". И никогда не вгоняют в рамки, за что им очень благодарен. Такой подход вдохновляет и радует. Марк Ротко, художник с мировым именем, не считал зазорным писать работы для отеля. Важно, чтобы художник оставался самим собой. Я пишу, чтобы самому нравилось. Когда делаю то, что нравится заказчику, даже не подписываю работу. В ней нет меня.
- Раз уж мы заговорили на эту тему, выполняя заказ для одного ресторана города, Вы, насколько нам известно, использовали зарисовки своей дочери. Вы видите в них потенциал, если решили их продолжить?
- Да-да, это я "слямзил" у дочки, которая натолкнула на мысль о создании восточных женщин в определенном стиле. Подглядел, как она глаза рисовала и взял за основу. У нас часто бывает - она начинает что-то, я подхватываю и заканчиваю.
- Интересно, как оцениваете труд дочери - как отец или как художник?
- Конечно, как художник, в этом смысле я более объективен и строг. Что-то мне нравится, что-то -нет. Стараюсь не вмешиваться в творческий процесс. Портреты рисует, барышень, принцесс, девчачий арсенал, одним словом.
- Художников спрашивают обычно о любимых художниках, а мы спросим о кино. Мне кажется, это очень близкие направления искусства - живопись и кинематограф. Если бы Есенов снимал фильм - что бы это было? Возникают какие-то образы? И раз уж мы о кино - что пересматриваете и считаете любимым?
- По правде сказать, кино считаю самым большим конкурентом живописи, театра, телевидения и музыки, потому что оно более зрелищно, понятно и выигрышно. Если бы снимал, то точно не экшн. Мне нравится европейское кино, французский кинематограф, люблю малобюджетные ленты, как правило, именно они заставляют зрителя размышлять, оставляют приятное послевкусие. В последнее время редко удается насладиться этим видом искусства, но недавно в очередной раз впечатлился французской лентой, фильм "Имя" - легкий, смотрится с интересом. Еще уверен, что “кассу” может сделать один актер, ради него можно пойти на премьеру и получить удовольствие от игры.
Пример - картина "Море внутри" с Хавьером Барденом. Вроде не его амплуа, сыграл инвалида, это кардинальное перевоплощение, но справился на отлично, как мне кажется.
- Вас любят, ценят, Вы успешны. Но это тот успех, который видим мы, глядя на Вас со стороны. Но что в Вашем понимании "успешность", Вы достигли этой своей личной отметки?
- Я к этому довольно спокойно отношусь, самое главное, мне нравится то, что делаю, нравится моя профессия, меньше всего думаю - достиг в ней успеха или нет. Как-то композитора Горана Бреговича спросили: "Что для Вас успех?" Музыкант размышлял на тему и ответил: "Однажды я почувствовал, что такое успех - ехал в парижском метро, подошли цыгане, просили денег, танцевали и пели песню. Слышу, поют мои песни. Они не знали, что я автор, но именно в тот момент я осознал: вот она - слава".
Чем человек талантливей, тем скромнее, эти наблюдения не раз подтверждались в жизни на примерах конкретных людей. Смешно на самом деле смотрится со стороны, когда человек - замухрышка, а нагоняет пафоса в свою сторону. Наверное, я боюсь показаться смешным.
- У Вас было такое - пришли в гости, а на стене висит Ваша работа?
- Да, бывало.
- Признавались в авторстве?
- В Турции в осетинском землячестве на стене висит пейзаж, говорю: "Какая красивая работа", мне -"это Есенов". "Да вы что? Я тоже Есенов". "А это, наверное, старший Есенов". Отвечаю, что у нас нет старших, это моя работа. Они удивились, думали, мне лет 60, не меньше.
- Это комплимент - если есть подозрение, что написал зрелый художник?
- Скорее всего, да.
- Как у художника, какие ощущения у Вас вызывает зритель, который смотрит Ваши работы в данный момент? Присутствует момент волнения и вообще насколько для Вас важна его оценка?
- Безусловно, важна. Любой художник должен представлять своего зрителя, знать, на кого ориентируется. Важно ли ему нравиться всем подряд? Или чтобы кому-то не нравиться, кого-то раздражать, быть непонятным... Конечно, каждый художник хочет зрителя интеллигентного, эрудированного и, наверное, все-таки интеллектуала. Хочется впечатлять зрителя, что-то понимающего в искусстве.
- Вам самому всегда нравится то, что нарисовали?
- Нет, конечно. Самое большее, могу восторгаться месяц-полтора. Потом вдруг появляется желание что-то переделать. Есть какие-то вещи, которые со временем начинают нравиться больше, а есть наоборот -хочется закрасить. Я стараюсь этого не делать, раз на тот момент работой был доволен, значит, что-то в ней есть, это был этап развития, свою функцию он выполнил.
- Какой процент неудачных картин у Вас считается приемлемым? Всегда ли нужно закладывать вероятность провала? Вы перед тем, как пишете картину, думаете о том, что она может не получиться или всегда уверены в положительном результате?
- Всегда нужно закладывать вероятность провала и не бояться испортить холст, использовать дорогие краски, важно легко к этому относиться, без опасений. Обычно советую своим друзьям-художникам не брать деньги заранее, никаких задатков, авансов, это всегда сковывает. Только после того, как работа понравится заказчику. Тогда удается полностью погрузиться в процесс, а не отвлекаться на ненужные мысли и пытаться с первого мазка, с первого штриха получить шедевр. Это неправильный подход, ошибочный.
- Названия картинам даются легко или этот процесс мучительный?
- Считаю, для этого нужен определенный дар, у меня нет большого таланта называть картины, но особо на этом не зацикливаюсь.
- Есть ли любимая картина, которую никогда никому не отдадите, не продадите?
- Знаете, нет такой. Бывает, посещают мысли по поводу какой-нибудь работы, что никому и ни за что, но если в хорошие руки, как щеночка, то расстаюсь.
- Представим, что Вы обладаете неограниченными финансовыми, организационными и прочими ресурсами, способными изменить ситуацию в культурной среде Осетии. В какую угодно сторону... Как бы повел себя Есенов-реформатор? Что будет сделано? В кого вложено? Что построено в этом воображаемом будущем?
- Признаться, я не организатор в душе, не чиновник, мне это сложно. Но идеи, как сделать в нашем городе культурный кластер, имеются, и я постарался бы их воплотить в жизнь. У нас в центре города есть старое депо, это достаточно большая, очень выгодная, интересная территория, где можно разместить художественные мастерские, кинотеатр, рестораны, кафе, эстрадную площадку, выставочные залы. Как тот же "Винзавод" в Москве, "Типография" в Краснодаре - в прошлом промышленные объекты, переделанные в культурные центры современного искусства. Если вкладывают такие колоссальные деньги в спортсменов, почему не вложиться в культуру?
- Интересная мысль с депо, жаль, что в ней есть приставка "если бы/...". А как выкручиваться из ситуации сейчас? Как преодолевать тем же студентам, еще ничего не повидавшим, местеч-ковость провинциального города? Ведь, по сути, привозят мало выставок, особенно заметных, резонансных, нет таких возможностей, как в Москве, где есть "Гараж", "Артплэй", "Пушкинский", "Третьяковка" и упомянутый Вами Винзавод"... Как быть? Как развиваться?
- Это не только проблема нашего региона, это проблема всех малых городов. Почему многие художники могли работать только в Париже? Энергетика большого города заставляет творить по-особому. Не зря же центр искусств переместился в Нью-Йорк. Настоящее искусство всегда там, где большие деньги, хотим мы того или нет. Художник может быть бедный, нищий, но жить должен в красивом, богатом городе. Там будет творить.
Мне во Владикавказе хорошо работается, комфортно. Но замыкаться в рамках одного маленького города нельзя, нужно ездить, смотреть, впитывать атмосферу других городов. Будь я богатым человеком, меценатом, обязательно отправлял бы одного-двух художников в год в творческие командировки во Францию, Италию.
Приведу пример, Махарбек Туганов поработал, поучился в Германии, привез новое дыхание, новое веяние. Немецкий экспрессионизм оказал некое влияние, под которым он сделал массу работ. Визитная карточка осетинской живописи - это что? "Пир нартов", правильно? Это произведение было написано после учебы в Мюнхене. Просто так ничего ниоткуда не берется. В нашем городе, в нашей республике художниками, к сожалению, становятся "вопреки". Как-то мой учитель сказал: "Кто-нибудь помнит, кто был мэр Парижа во время Сезанна или во время Ренуара?"
- То есть Вы ведете к тому, что политики не оставляют след в истории, так как деятели искусств?
- Конечно.
- Для человека неподготовленного "Черный квадрат" Малевича - это однозначно "не искусство". Для человека подготовленного, знакомого с трудами художника - веха в истории искусства, если не революция. Как преодолеть эту пропасть? Как воспитать думающего, чуткого, знающего зрителя?
- Своим студентам говорю: в группе из 15 человек далеко не все станут художниками, в лучшем случае три-четыре человека, другие благодарными, разбирающимися зрителями. Но они своих детей уже воспитают по-другому, есть большая вероятность того, что именно их дети станут художниками. Зрителя нужно воспитывать; надо читать, смотреть, интересоваться, быть любознательным. Просто так стать знатоком живописи нельзя. Черный квадрат - заученный вопрос, больше даже философское произведение, многие и не знают никаких других работ Малевича, то был тупик в его творчестве. Это скорее культовое произведение. Когда кто-то говорит: "Мне не нравится квадрат Малевича", попросите назвать десять художников, вам и пяти не назовут.
- Известный театральный режиссер Михаил Угаров как-то сказал: "Искусство должно ставить в некомфортную ситуацию - это полезно для развития "... А Вы как считаете?
- Все индивидуально. Кому-то легко дается, когда он голодный. Знаю людей, собирающих большие выставочные залы, не имея даже мастерской, они работали у себя дома на кухне, в коридоре. А кто-то имеет огромную мастерскую и ничего не делает. Знаю одного художника, который не может на нормальном холсте работать, на картонке, записанном холсте сделает свою нетленку, а дать ему чистый холст, хорошие кисти, будет бояться испортить.
- Есть такие художники, как Модильяни или Ван Гог, которые были побеждены бедностью и бытовой безысходностью, их судьба трагична, но оттого прекрасна. Они умерли и к ним пришла гигантская слава. Есть, с другой стороны, коммерчески успешные художники - Пикассо, Дали... По сути, художник не отделим от своей жизни, особенно тот художник, на которого мы смотрим через десятки и сотни лет. Что Вас как зрителя, созерцателя больше трогает? Эта неприкаянность, трагичность, налет безумия? Или Вы больше восхищаетесь фигурами, которые "коммерциализировали" творчество, были большими прагматиками?
- Кому-то нужна легенда про художника, а кому-то -нет. Я сначала полюбил творчество, а потом узнал биографию, тяготы жизни - неразделенная любовь, нищета, голод, мне это не интересно. Прекрасным человеком он был или подлецом, хулиган или добродетельный, не важно. Важно - художник или нет. Очень редко человек бывает харизматичен как в общении, так и в живописи. Бывает и наоборот - сначала влюбляешься в творца, потом в творчество. Мне как художнику интересны прежде работы, а потом личность. Есть Фрида Кало - харизматичная, культовая, яркая, а вот творчество ее вообще не нравится. Или я не дорос до нее. А есть картины Пикассо, который не отличался тонкой душевной организацией, нравом, но работами его поражен.
- Искусство - как чуткий индикатор современности, оно по своей сути над политической ситуацией, или рефлексирует и принимает какую-то сторону? Аполитично искусство или все-таки...
- Если не можешь не высказаться по поводу какого-то события, тогда не сдерживай себя, а искусственно, без душевного порыва писать не надо. Вот как "Герника" Пабло Пикассо. Это крик души: если он есть, то твори, нет, ничего страшного, делай пейзажи. Это ничем не хуже и, в конце концов, не понятно еще, что важней.
Фариза ХАДАШЕВА, Карина БЕСОЛОВА
gztslovo.ru
Ахсар Есенов: Если бы я знал, как приходят идеи, я бы ловил их с утра и до вечера
Ахсар Есенов: Если бы я знал, как приходят идеи, я бы ловил их с утра и до вечера
В современном обществе существует стереотип, что искренне любить свою работу почти невозможно. Однако, существуют исключения. Процесс создания картин для живописца – это не просто какое-то хобби, это профессия, которую действительно очень любят. Для художника всегда важно оставаться неудовлетворённым и голодным к работе, ведь именно это стимулирует прогресс. В своей мастерской, где сами стены говорят уже о многом, заслуженный художник Северной Осетии Ахсар Есенов говорит о творчестве, поисках нового, зрителях и такой важной любви к профессии.
В каком возрасте вы взяли в руки кисть? Когда осознали, что искусство – это Ваше?Я рисовал с детства. В четвёртом классе пошёл в художественную школу, после восьмого поступил в художественное училище. По окончанию училища поступил в университет на факультет искусств, пошёл на отделение изобразительного искусства и черчения, на тот момент его возглавлял заслуженный художник России Шалва Бедоев.
Не было каких-то других вариантов? Поступали туда целенаправленно?Я хотел заниматься именно живописью. Не чем-то оформительским или художественной обработкой металла, а именно живописью. Она мне нравилась, и я целенаправленно занимался ею.
Почему именно живопись?Мне повезло с педагогами в художественной школе. Они меня сориентировали, привили какую-то любовь и трепет.
Родители поддерживали Ваше увлечение и любовь к искусству?Я из довольно простой семьи и родители сами далеки от искусства. Они видели, что ребёнку нравится и всецело поддерживали это. Причём в какой-то момент даже настояли, чтобы это перешло в профессиональное русло.
Что можете рассказать о своих преподавателях? Какими были отношения?Мои преподаватели – это люди, которые с детства дали какой-то толчок. Сначала был Игорь Лотиев, в училище мне преподавал Асланбек Арчегов, Михаил Кодоев и Марина Алексеевна Петрова. Помимо них огромную роль в моём становлении профессионалом также сыграли Шалва Бедоев и Юрий Абисалов. Все они – люди, которыми я вдохновлялся, которые меня направляли, и самое главное, они привили любовь и превратили моё увлечение в профессию.
На сегодняшний день Вы уже много лет сами являетесь педагогом. Узнаёте в студентах себя?Нет, если честно, не узнаю. В наше время было больше часов, больше нагрузки. Мы занимались с утра до вечера, и вахтёры-коменданты уже совсем поздно разгоняли нас по домам. Мы сидели до упора, рисовали гипсы, делали зарисовки, вечерний рисунок, наброски. У нас была какая-то одержимость. Да и группа была сильная, большую часть которой составляли очень талантливые студенты. А когда есть лидеры, то группа бывает успешной. Это было словно состязание, каждый из нас хотел вновь и вновь удивлять друг друга. Сейчас такого нет. Очень маленькие нагрузки, поменялась программа обучения, всё это очень плохо сказывается на уровне образования студентов. Всё сильно упростилось, опустилась планка. Но при этом всё равно есть дети, которые пробиваются словно трава сквозь бетон. Талантливый, увлечённый человек всё равно пробьётся, он всё равно рано или поздно заявит о себе.
Можно ли с первых шагов разглядеть в ученике ту самую жилку, которая говорит о том, что он занимается именно тем, чем нужно?Это очень сложно. Особенно когда работаешь с детьми в раннем возрасте. Бывают яркие дети, очень эмоциональные, импульсивные как в характере, так и в работе. А бывает наоборот, что очень часто у детей пропадает интерес, они начинают взрослеть и желание иссякает. У каждого ребёнка какой-то свой виток развития. Они как цветы: есть первоцветы – подснежники, а есть те, которые раскрывают себя, свой талант постепенно, уже в более взрослом возрасте. И угадать, кто станет художником, а кто нет – очень сложно. Это зависит и от среды, и от круга общения, с кем работает, зависит от семьи и её поддержки. Конечно же, колоссальную роль играет педагог. Помимо того, что он даёт какие-то профессиональные знания, его главная задача – это привить любовь. Он должен сделать так, чтобы ребёнок влюбился в свою профессию. И если это удалось, то даже если ученик не станет известным, выдающимся художником, он будет благодарен зрителям, он передаст любовь и своим детям, будет учить и их. Если так будет, то значит работа преподавателя не прошла даром.
А Ваши дети пошли по стопам отца?Старший сын учится на архитектурном факультете в ГМИ. Когда он получил «отлично» по проекту, я радовался за него больше, чем он сам. Средний тоже поступил в художественное училище, хочет заниматься ювелирным делом, хотя определился и запрыгнул в трамвай в самый последний момент. Меня это радует, потому что это та сфера, где я смогу помочь, творчество – это единственное, в чём я могу подсказать, направить, как-то сориентировать. В какой-то другой отрасли так не получилось бы. И мне нравится, что два сына выбрали для себя творческие профессии. Ну а дочка пока в школе учится, ей только предстоит сделать выбор.
Считаете ли Вы, что неотъемлемой частью в искусстве является талант? И возможно ли научить человека творчеству?Конечно талант должен быть. Одним трудолюбием и усидчивостью можно достигнуть каких-то результатов, но вершин вряд ли. Всё-таки талант — это что-то от Всевышнего, это составляющее любви. Ведь если человек влюблён, то он будет делать красивые, порой сумасшедшие поступки. Но эту любовь обязательно нужно не просто беречь, а развивать и работать над собой, потому что это нечто хрупкое и быстро разрушающееся. И человек может даже не заметить, как он расплескал свой талант.
Были ли моменты кризиса? Когда просто не хотелось писать?Я не помню такого. Во мне есть нотка азарта и любви. Для художника очень важно не останавливаться на достигнутом, он всегда должен испытывать чувство неудовлетворённости. Грубо говоря, если он начнёт получать кайф и балдеть от своих работ – это первые плохие звоночки. Художник должен пребывать в вечном поиске, должен экспериментировать. Для современного художника это очень важно. Нужно читать, нужно смотреть, быть любознательным, нельзя спать, обязательно всегда что-то делать. В противном случае костёр быстро угаснет, а ему нужно подкидывать дрова.
Каков был Ваш путь развития? Ведь Ваши работы нельзя назвать просто картинами маслом, есть свой стиль, своя техника. Как пришли к этому?Наверное, у каждого по окончанию вуза помимо набранной школы знаний и умений так же наступает этап, когда уже никто не хвалит, никто не ругает, и человек просто находится в свободном плавании. И именно тогда нужно начинать безостановочно работать, чтобы найти себя. Не надо ставить цель, нужно просто с любовью относиться к своей профессии. Не просто как к увлечению, хобби, а конкретно как к профессии. Это любимая работа, любимое занятие, которым нужно заниматься не от случая к случаю, а наоборот, это должно быть ежедневным трудом, ежедневной работой над собой. Со мной было так же.Живопись не приемлет работу в сухомятку, нужна отдача. Вот как у музыкантов: если ежедневно он не просидит свои пять часов за инструментом – из него ничего не получится. Вот то же самое и у художника. Необходимо работать, а дальше эта работа обязательно принесёт свои плоды.
В каком жанре Вы больше предпочитаете работать?Для художника не всегда важен жанр, более цены стилистика и то, какие задачи ты ставишь перед собой. Я периодически работаю то над натюрмортами, то над пейзажами. В последнее время меня больше привлекает абстрактная живопись, я изучаю работы художников-абстракционистов, пытаюсь увидеть какие-то символы, знаки. Ну а самое главное в живописи – это сама живопись, художественные языки, самые простые его средства, использующиеся испокон веков – цвет, тон, пятно, линия.
Национальная тема занимает отдельное место в Ваших произведениях?Я бы не сказал, что сейчас у меня в работах присутствует национальный колорит. Я никогда не ставил себе задачу, чтобы в картинах читалась какая-то национальная составляющая. Это, мне кажется, не столь важно. Если она просматривается, то я рад, но это не самоцель. Важнее то, чтобы моя работа приносила мне радость, чтобы в ней, как я уже говорил, чувствовался художественный язык, присутствовала игра света, чтобы живопись была красива. А сама тематика лично для меня второстепенна. В первую очередь, кончено же образ… И если в ранних работах всё это было – я работал с образами, использовал национальную атрибутику, то сейчас я не считаю, что в последних работах есть что-то национальное, наоборот, это скорее ушло на второй план и исчезло. Мне нужно быть современным художником, который открывает что-то новое для себя, чтобы этим новым я мог удивить зрителя.У многих национальное превращается в псевдо-национальное, в большинстве случаев это отвратительно и смешно. Эта грань очень тонкая, её нужно чувствовать, тут нельзя халтурить. Если художник считает, что можно выехать на теме и идее, то это ошибочно, такое не пройдёт.
Где Вы черпаете свои идеи? Просто наблюдение?Если бы я знал, как приходят идеи, я бы ловил их с утра и до вечера. Это сложно. Сложно, но в то же время очень просто.
Время меняется, с ним меняются и молодёжь, отражается ли это на творчестве?Да, это влияет. Меняется время, меняется молодёжь. Я не могу сказать, что изменение происходит в худшую сторону, нет, молодёжь становится интереснее. Даже глядя на своих детей, я понимаю, что в их возрасте я никогда не получал столько информации, сколько получают они. Если раньше нужно было искать всё в библиотеках, то сейчас это можно найти под рукой, можно смотреть, изучать, увидеть работы любого художника любой страны. Интернет – это очень хороший инструмент, который нужно с умом использовать. Даже социальные сети могут помочь, например, когда ты общаешься коллегами-художниками с разных частей света, смотришь что они пишут, как они пишут, чем интересуются, и ведь это не проходит мимо, ты анализируешь это. Дети впитывают то, что им интересно. И я сейчас не о каком-то балбесе-бездельнике говорю, а о действительно толковых студентах, желающих работать. Человек, который хочет учиться, хочет развиваться и получить какие-то знания, будет много смотреть, много читать, и, как правило, если верно использовать интернет как библиотеку знаний, из этого что-то получится.
Ваши картины висят в разных городах мира, чья публика лучше воспринимает Ваше искусство? И чем, скажем, в Англии зритель отличается от зрителя в Осетии?Сказать, что люди сильно отличаются я не могу, это не так. Плюс-минус, но всё примерно одинаково. Всё зависит от уровня образованности человека. У образованного человека есть вкусы, есть интересы, многое совпадает. И, на мой взгляд, каждый художник находит себе зрителя в соответствии со своим собственным уровнем. Своего зрителя я примерно представляю, могу рассказать о нём, кто он, какое образование, интересы. Хотелось бы, конечно, чтобы твой зритель был интеллектуалом, человеком, который разбирается в музыке и живописи, в современных тенденциях. Если ты хочешь понравиться простому и не разбирающемуся обывателю, то это очень просто осуществить, можно не заморачиваться. Но если же подход серьёзный, очень важно, чтобы не было стыдно перед профессиональным критиком, искусствоведом, галеристом, который в дальнейшем хотел бы сотрудничать с тобой.Конечно же западный зритель лучше разбирается в современном искусстве. У них больше традиций, больше занимаются современным, больше экспериментируют. На западе почти утеряна школа реалистичного искусства. Но это не значит, что оно у них ушло совсем, оно всё так же развивается, но другим путём.Художник должен определить, чего он хочет достичь и по какому пути идти: открывать что-то неизведанное для себя, пробовать новые ходы или же хочет быть простым, традиционным, крепким живописцем. Всё зависит от художника, именно он должен определить какому зрителю хочет понравиться.
А кто для Вас главный зритель?Мне важно мнение зрителя, который со мной не знаком. Здесь меня более-менее знают и узнают моё творчество, а где-нибудь в Европе иначе. Когда выставляешься в неизвестном городе, интересен и важен момент изучения реакции зрителя, интересен ты сам для них или нет, ведь он не знаком с тобой и вообще впервые видит твою работу. Мне очень важен взгляд таких людей.
Как Вы относитесь к критике?Что касается критики… за хорошую критику человек должен платить хорошие деньги. Когда тебя только хвалят, притупляется чутьё. А когда есть тот, кто может трезво дать по шапке и сказать: «а вот это вот так, а это не то, тут ты повторяешься, а здесь вчерашний день, там неярко и невыразительно», вот тогда ты развиваешься. Я считаю, что всегда должны быть критики, те, кого что-то не устраивает. Профессиональная критика очень ценна. Когда человек самовлюблённый и прислушивается только к комплиментам, у него это скоро превращается в самодеятельность.
Что скажете о довольно популярной фразе «я художник, я так вижу»?Мне кажется, что эта фраза немного устарела. Сейчас говорят иначе. Современные люди сейчас дерзкие, они скорее скажут «не нравится – не смотри», как говорится, переключай канал на другой. Наверное, в этом что-то есть и это правильно. Ведь нормальный человек всегда будет хорошо воспринимать критику, а ненормальному эта критика и не нужна вовсе, он так и будет вариться в собственном соку, кайфовать с себя.
Чьё творчество Вам близко?Остановиться на какой-то фамилии очень сложно. Сейчас живёт очень много интересных художников, творчеству которых я не перестаю удивляться. И, казалось бы, есть миллионы художников, и каждый что-то находит, говорит своё слово, и вносит свою лепту в искусство, но тем не менее они появляются вновь и вновь. Удивительно, что они умудряются всё равно находить что-нибудь новое, и это будет продолжаться ещё много лет. Говорить, что искусство сейчас в глобальном тупике – очень ошибочно, ведь много тех, кто не перестаёт удивлять, радовать и вдохновлять.
Как Вы относитесь к экспериментам?Очень хорошо, я люблю экспериментировать. Искусство должно быть зрелищным. Оно может быть не кричащим, но при этом всё равно интересным. Отрицательно отношусь, когда художник делает какой-то пшик, незначительный лепет, а рядом вешает огромную аннотацию к работе. Это смотрится очень комично. Я понимаю, что сейчас в искусство идут, не получая художественное образование, а другим путём. Современный художник сейчас может быть даже физиком и никогда нигде не учиться. Очень часто люди начинают играть в художников, придумывать себе какие-то концепции, это забавно. Всё-таки в работах должна быть школа, какой-то профессионализм. Это ведь не просто увлечение, хобби, это всё серьёзно. И говорить, что легко прийти в искусство, неправильно. Будучи несерьёзным можно прийти в искусство и уйти на следующий же день. Нужна серьёзность.
Есть у Вас картина, полюбившаяся Вам больше всего, можете что-то выделить?Мне очень сложно говорить о своих работах. Интересны те, которые я пишу на данный момент, это то, что меня сейчас интересует и волнует. Я люблю работать сериями, соотносить по тематике. Люблю выжимать максимум, и для того, чтобы отпустить и найти другую тему, мне нужно исполнить всё то, что я задумал в этой.Мне нравится серия с ключами, а серия «Цветные сны» полуабстрактная, мне нравится экспериментировать с цветом, фактурой и текстурой.
Живопись для Вас это — …Лично для меня живопись – это путешествие. Пожалуй, самое интересное и увлекательное в моей жизни. Путешествие, которое приносит мне радость и удовлетворение. Да и вообще, семья, любовь и творчество – это самое прекрасное, что может быть в жизни.
Александра Ларионова
Ossetia News
ossetia.news
В ЕГО РАБОТАХ ЧУВСТВУЕТСЯ ЖИЗНЬ
12 декабря 2016 | Автор: Владислав СИБИРЦЕВ
Искусствоведы называют его ярким и неординарным художником. Уверяют, что у него свой собственный неповторимый почерк и свой собственный узнаваемый стиль. Находят в его картинах богатый колорит и национальный акцент, ценят жанровые поиски и мастерский рисунок. Утверждают, что ученик знаменитых осетинских художников Шалвы Бедоева и Юрия Абисалова нашел свой путь в искусстве и доказал, что осетинская школа живописи живет и успешно развивается.
На вопрос интервьюера «Над чем вы сейчас работаете?» Ахсар Есенов с улыбкой отвечает, что работает над собой. И почти не шутит. Эта работа началась еще в детстве, в Беслане, где и сейчас живут родители Ахсара Эльбрусовича. Там он пошел в художественную школу. Работа над собой, самобытным почерком и стилем не прерывалась ни на миг во Владикавказском художественном училище и на факультете изобразительного искусства и черчения Северо-Осетинского Государственного университета. Эту работу доцент кафедры изобразительного искусства СОГУ, член Союза художников России, участник множества международных выставок не прекращает и по сей день.
На его полотнах живет Осетия – яркая, полнокровная, страстная. Сам Есенов рассказывает об этом так: «Мне интересно искать новые сюжеты, развивать их в разных направлениях, – Я очень редко изображаю людей, но стараюсь при этом, чтобы в моих работах чувствовалась жизнь».
Ахсар Есенов на фестивале «Осетинские дни в Европе». Брюссель, 2016. Фото: Фатима Цаликова
Старания художника из Владикавказа и его работа над собой принесли весомые плоды. Картины Ахсара Есенова сегодня украшают залы Республиканского художественного музея имени М.Туганова и частные коллекции в США, Германии, в Великобритании, Испании, России. Особенная, ни на что не похожая манера письма, философская глубина работ и искренность мастера находят отклик в умах и сердцах зрителей.
Владислав СИБИРЦЕВ
Фото: страница Ахсара Есенова в Facebook
Читайте также:
gorets-media.ru
ЕСЕНАТЫ АХСАР (Есенов Ахсар Эльбрусович)
Заслуженный художник Республики Северная Осетия-Алания Награжден: Серебреная медаль и диплом «Серебреная муза» Творческого союза художников в России. Диплом Российской Академии Художеств.
Участник Российских и международных выставок.
Родился 12 октября 1970 г.
1989 г.- Окончил Владикавказское художественное училище1994 г.- Окончил СОГУ им. К.Л.Хетагурова. Факультет изобразительного искусства и черчения.1993 г.- Вступил в Союз художников России.1994 г.- Доцент кафедры ИЗО в СОГУ1993 г.- С этого года участник всех республиканских и городских выставок.1994 г.- Участник выставки «Искусство Осетии». ЦДХ. Москва.1995 г.- «Искусство Осетии». Художественный музей Тбилиси.1996 г., 1999 г., 2000 г.- Участник фестиваля искусств в г. Сочи.1997 г.- Участник выставки «Арт-Миф». Манеж. Москва.1998 г., 2004 г., 2008 г.- Зональная выставка «Юг России». Краснодар, Ростов-на-Дону.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Будапешт». Венгрия.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Женева». Швейцария.1998 г., 1999 г., 2000 г.,- Международная выставка «АРТ-ЕХРО». Барселона. Испания.1998 г.- Международная выставка «АРТ-Единение». Ницца. Франция.1999 г.- Всероссийская выставка. ЦДХ. Москва.2000 г.- Участник регионального «Мастера изобразительного искусства Северного Кавказа –защитникам Отечества». Ставрополь. Получил диплом в номинации молодых художников «К вершинам мастерства».2004 г.- Выставка-конкурс городского пейзажа «Обретение города», г. Владикавказ. Краеведческий музей. (Третья премия)2005 г.- Передвижная Академическая выставка «Юг России» г.г.Краснодар- Ставрополь.2005 г., 2006 г., — Выставка молодых художников, г. Владикавказ2006 г., 2007г., — Вставка художников Осетии, г. Екатеринбург., г.Верхняя ПышмаФестиваль искусств «Буян остров», художественный музей г. Сочи.2007 г. Республиканская художественная выставка-конкурс «В горах мое сердце»,г. Владикавказ (Третье место)2007 г., 2008 г., -Выставка по итогам международного симпозиума живописи «Аланика-2008»г.г. Владикавказ-Москва.2007 г.- «АРТ- Манеж». Москва.2007 г.- Выставка «Liueart» Бельгия2008 г.- Передвижная Академическая выставка «Художники-педагоги и выпускники»,г.г. Ростов-на –Дону, Владикавказ, Железноводск, Краснодар.2008 г.- Выставка художников Северной Осетии в галерее «Экспозиция», г. Ростов-на-Дону.2008 г.- Выставка Российской Академии художеств «Традиции и поиск», г. Ростов-на-Дону.2009 г.- Галерея поддержки и развития искусств «АРТ-Союз» г. Краснодар2012 г.- Групповая выставка г. Брюссель.2012 г.- Выставка «Аланские параллели».Будапешт2012 г.- Международный симпозиум в г. Бад-Цвишенан. Германия.2013 г.- Групповая выставка «Крылатый всадник» г. Санкт-Петербург
Работы Есенова Ахсара находятся в Республиканском художественном музее им. М.Туганова, а также в частных коллекциях России, США, Англии, Германии, Испании.Живет и работает во Владикавказе.
http://esenov.ru/
wualans.com