Лемуан ФрансуаКартины и биография. Лемуан франсуа картины


Лемуан Франсуа Картины биография Lemoyne Francois

Лемуан Франсуа (Lemoyne Francois) (1688-1737), французский живописец, мастер исторического жанра. Учился искусству живописи у Р. Турньера и Л. Галлоша, с 1707 в парижской Академии живописи. В 1711 году за картину: "Вооз и Руфь" Лемуан получил большую римскую премию, которая давала право на пребывании в Италии за счет средств Академии.

Купальщица, 1725Эрмитаж, Санкт-Петербург Апофеоз Геракла, 1736Дворец Версаль, Париж Время, охраняющее Правду от Лжии Зависти, 1737, Уоллес, Лондон Геракл и Омфала, 1724Музей Лувр, Париж

Но в Рим Лемуан попал только в 1724 году, уже имея звание члена парижской академии, присвоенное ему за картину: "Геркулес и Какус" (Музей Лувр, Париж). Пробыв в Риме около года, Лемуан возвратился в Париж, где в 1727 году был удостоен должности адъюнкт-профессора академии. В 1733 году Лемуан профессором, а в 1736 первым королевским живописцем. Стиль Пьера Миньяра, сменившего Лебрена в качестве главы Королевской Академии, в основе своей оставался таким же, и переход к более мягкой изобразительности, опиравшейся на рубенсовскую традицию, был довольно длительным и постепенным.

Привычка к эклектично трактуемой патетике и величавости нехотя отходила в прошлое. Для того, чтобы во французской живописи стали возможными смягченная трактовка и более светлая цветовая гамма (тяга к ним появилась после 1715 года), нужно было воссоединить венецианский колорит с более свежим и ярким цветом.

Знаменательным для реформы придворного стиля стал Салон 1737 года, где картина "Отдых на охоте" голландского живописца Карла Ванлоо с его ритмической подвижностью наметила смену вкусов в картинах на увеселительные темы. Рубенсовская живописная традиция, как ей следует Лемуан в полотне "Геркулес и Омфала" основывалась на изысканном и жизненно убедительном рисунке — этой профессиональной способности острого глаза, — и традиция эта продолжала существовать до конца монархического правления во Франции.

Виртуозность, требовавшаяся для подобной манеры, и те возможности, которые извлекла из нее историческая живопись, лежали уже за пределами возможностей самого Лемуана. Неудачная попытка виртуозно справиться с одним ответственным и сложным заказом подорвала психику Лемуана, заставив его избрать уединенную жизнь — весьма редкий случай для удачливого выпускника академической школы. Утомление от усиленных трудов, потеря покровителя в лице умершего герцога Антенского и другие обстоятельства прискорбно повлияли на здоровье и дух художника; Лемуан сошел с ума и окончил свою жизнь самоубийством в 1737 году.

Сальвадор Дали Salvador Dali

Текучая мягкость графической манеры Лемуана, тонко переплетающийся контур, для которого он использовал черный мел или сангину, хорошо передают его внимательность ко всем нюансам формы. Это безусловно свидетельствовало об иной, более свободной и чувственно раскованной атмосфере искусства, предвещая скорое появление Ватто. Лемуан. может считаться последним крупным представителем исторической живописи эпохи Людовика XIV, хотя художник уже был не свободен от пустой элегантности и жеманства. В лучшую пору своей деятельности Лемуан брал себе за образцы преимущественно искусство Гвидо Рени и Карло Маратти, в последних же своих работах Лемуан вдавался в розовый тон тела, вошедший в моду у французских живописцев последующего периода. Самое капитальное произведение Лемуана — громадный плафон в одной из зал Версальского дворца, изображающий апофеоз Геркулеса и содержащий в себе 142 фигуры, своим размером значительно превосходящие натуру; от этого плафона зал Версаля получил название "Геркулесовский".

Арбо Петер Николай Arbo Peter Nicolai

smallbay.ru

Лемуан, Франсуа. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа

Лемуан, Франсуа

Больше всего посчастливилось Эрмитажу в произведениях младшего из “академиков-колористов” Лемуана (1688 — 1737), художника, принадлежавшего целиком к XVIII веку и учредившего вместе с архитекторами де Кот и Оппенором весь официальный стиль “века пудры и фижм”. Славу Лемуана как-то затмили другие художники, и в особенности его ученик Буше, однако когда любуешься гигантским плафоном мастера, украшающим потолок зала Геркулеса в Версале, то понимаешь, что этот силач мог ознаменовать полную реакцию живописи Лебрёна. У Лемуана краска становится светлой, цветистой, горячей, почти как у венецианцев и фламандцев, живопись гибкой, размашистой и “веселой”, тела приобретают изящную полноту и покрываются соблазнительными ямочками.

Франсуа Лемуан. Купальщица. 1721/27. Холст, масло. 138х106,5. Инв. 1221

Театральный Олимп Короля-Феба превращается у него в грациозную Цитеру Короля-Ловеласа. Эта перемена, начавшая обозначаться уже в творчестве Бон-Булоня, старшего Куапеля, старшего Де Труа и Лафоса, является в творчестве Лемуана совершившейся и вполне зрелой. Буше оставалось развивать те же формулы, заманивать теми же соблазнами до полного пресыщения.

Из картин Лемуана в Эрмитаже особенно красивы “Аполлон, преследующий нимфу Дафну” 1725 года и “Посланцы Готфрида Бульонского в очарованных садах Армиды” 1735 года. Чтобы сразу понять, какой путь французская живопись и вся французская культура прошла за 100 лет, достаточно сравнить эти “балетные сцены” с “серьезной” эротикой Пуссена, выразившейся в его мифологиях и в теме из того же “Освобожденного Иерусалима”: “Ринальдо и Армида”.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

1 - Итальянизирование нидерландской живописи | IV - Разрушение стереотипов | Нидерландская живопись в эпоху ренессанса | Том 3 | Оглавление

Том 3История живописи

Партнёрские ссылки:

1 - Итальянизирование нидерландской живописи

Ланселот Блондэль. Богоматерь со святыми. Церковь Спасителя в Брюгге Ланселот Блондэль. Богоматерь со святыми. Церковь Спасителя в Брюгге М. ван Гэмскерк. Разрушение Вавилона. Гравюра XVI века М. ван Гэмскерк. Разрушение Вавилона. Гравюра XVI века

Над окончательным преодолением "привычек варварского вкуса", над полным усвоением нового художественного евангелия, созданного в Италии, работала длинная плеяда нидерландских мастеров вплоть до учителя Рубенса - Октавиана ван Вэна. Главными вехами в этом движении являются для нас такие художники, как брюссельцы Бернар дОрлэ и Вермейен, как брюггский архитектор, скульптор и живописец Блондэль и его зять Поурбус-Старший, как гарлемец Мартин ван Гэмскерк, как антверпенцы Флорис и Мартин де Вос, как знаменитый люттихский мастер Ломбард, как мехельнский художник Михиель де Коксие, как переселившиеся в Антверпен голландцы Питер Эртсен и Лукас де Гэре.

В систематическом итальянизировании нидерландской живописи в продолжение XVI в. мы наблюдаем следующие явления. Сначала направляющим влиянием пользуется искусство флорентийцев и римлян: Леонардо, Рафаэля и Микель Анджело (первой эпохи). Нидерландские художники учатся "благородству форм", изяществу движений, уравновешенной композиции, спокойной красочности. Во второй половине преимущество получают Пармеджанино, конвульсивная и "грозная" сторона искусства Микель Анджело, а также венецианская живопись с Тинторетто во главе. Можно еще охарактеризовать этот путь следующими словами: сначала нидерландское искусство пытается совершенно отделаться от присущего ему германизма, в конце же оно возвращается к своей первооснове, в тот самый момент, когда и в итальянские школы, в которых нидерландцы учились, успели проникнуть германские элементы. Действительно, вглядываясь пристальнее в сущность итальянского барокко, мы вынуждены будем констатировать, что оно в одно и то же время и продолжение возрождения, и отрицание самой сути его, новый поворот от ясности древних эллинов и римлян к сложной мятежности германской культуры. Но, разумеется, в Италии, где античное миропонимание и "античные чувства" составляли самый фундамент всей жизни, там, несмотря на этот поворот, все же продолжала еще долго (вплоть до XIX в.) просвечивать латинская душа страны; то же самое произошло в Испании и во Франции. Напротив, в Германии и в Нидерландах барокко по существу все более и более удаляется от своего источника, и наконец в лице Рубенса и Рембрандта оно дает двух представителей, которые окончательно порывают цепи, связывавшие искусство нового времени с искусством древних. Напрасно Рубенс пытается иллюстрировать в великолепных образах древнюю мифологию и историю; он тем ярче лишь заявляет свою неспособность справиться с этой чуждой душе его задачей, тем определеннее говорит его гениальное творчество о невозможности возврата к искусству времени Фидия и Апеллеса. Рубенс уничтожает иллюзии, вызванные латинянином Рафаэлем, и сила этого уничтожения зиждется на том, что и искусство Рубенса не уступает в зрелости и цельности искусству Рафаэля.

Ланселот Блондэль (или Питер Коуке?). "Радости Божьей Матери". Собор в Турнэ Ланселот Блондэль (или Питер Коуке?). "Радости Божьей Матери". Собор в Турнэ Есть общие черты между картинами знаменитого скульптора, инженера и живописца Ланселота Блондэля из Брюгге25 и картинами "группы Блеса" и Корнелиса Конинкслоо. Та же страсть к орнаментальным ухищрениям, та же склонность сводить роль персонажей до значения какого-то дополнения к главному, причем этим главным являются колонны, галереи, кивории, широко разветвляющиеся украшения, лишь отдаленно намекающие на свое происхождение от листьев аканта и капусты. И все же искусство Блондэля означает совершенно иное "воспитание вкуса". По духу и он поздний готик, и даже ему не чуждо злоупотребление позолотой. Однако в каждой отдельной форме на картинах мастера сказывается представитель ренессанса, до чрезвычайной степени изобретательный и хорошо знакомый с теми формулами, которые сложились в Италии как следствие возвращения к древнему искусству. Есть еще много общего между Ланселотом и целым рядом художественных явлений в Германии (например, Гольбейном-Младшим и Кульмбахом), произведениями узорчатой "платерескной" архитектуры в Испании, наконец, той роскошной, скульптурально-архитектурной флорой, которая расцвела на гробницах кардиналов Амбуаз в Руане и на некоторых фасадах и "жюбэ" позднеготических или раннеренессансных соборов Франции26.

Примечания

52 Lancelot Blondeel, Lancelotus pictor burgensis praestantissimus, уроженец Поперинге, родился около 1496 г. и в юности был каменщиком. В 1519 г. он принят мастером в гильдию живописцев Брюгге. Из картин Блондэля заслуживают особого внимания "Мучение св. Козьмы и Дамиана" в S. Jacques (1523 г.), "Мадонна со св. Лукой" (1545 г.) в Брюггском музее и того же года (воспроизведенный нами) образ в S. Sauveur, наконец, "Мучение св. Бонифация" в Амстердамском музее. В 1523 г. художник был занят картонами для шпалер, предназначенных для брюггской ратуши. В 1546 г. он представляет проект канализации, который мог бы спасти брюггский порт от обмеления (нечто подобное этому проекту выполнено лишь в XIX в.). Умер Л. Б. 4 марта 1561 г. в Брюгге. Едва ли был хорошо осведомлен Вазари, когда писал о мастере: "Lancelotto е stato eccellente in far fuocchi, notti, splendori e cosa simigliante". Однако это подтверждает и Гвичардини, называющий даже одну картину Ланселота, на которой был передан эффект пожара: "ГибельТрои".

26 Сам Блондэль - создатель одного из типичнейших памятников "переходного" (вернее "примиряющего" готику с ренессансом) стиля - знаменитого монументального камина с фигурами семьи Карла V в ратуше Брюгге (1528-1530).

www.benua-history.ru

Франсуа Лемуан - Журнал обо всём

"Наводку" на этого художника мне дал "Художественный календарь" моего ПЧ Jostr (Иосиф, спасибо!). Начну с того, что в разных источниках, как русских, так и иностранных фамилия этого мастера рококо встречается в разных транскрипциях - от Лемуана до Ле Мойна. Проконсультировавшись у своего знакомого историка искусств (Владимир, приветствую!), я выяснил, что в каталогах и Эрмитажа, и ГМИИ им. Пушкина фамилия живописца пишется Лемуан. Так что, доверимся музеям - патриархам!

Франсуа Лемуан (или Ле Муан)François Lemoyne (or Le Moyne)

1688, Париж – 4 июня 1737

Неизвестный художник Portrait of François Lemoyne.

Французский живописец эпохи рококо, мастер мифологического и исторического жанра.Франсуа - сын кучера при французском королевском дворе. Вскоре после смерти отца его мать вновь вышла замуж - за Роберта ле Врака, ставшего первым учителем рисования для мальчика. В 1701 году, когда Лемуану исполнилось всего 13 лет, он поступил в Королевскую Академию живописи и скульптуры, где учился у Луи Галлоша (Louis Galloche, 24 августа 1670 - 21 июля 1761). В некоторых источниках пишут, что в 1707 году Лемуан перешел в класс Робера Турньера (Robert Tournieres, 1667 - 1752). В Академии Франсуа проучился до 1713 года. В 1711 году ему за картину «Вооз и Руфь» (Booz et Ruth) была присуждена Римская премия, которая давала право на пребывании в Италии за счет средств Академии, однако из-за нехватки этих самых средств она так и не была выплачена.

В Рим Лемуан попал только в 1723 году, став в 1718 году членом Академии, получив это звание за картину "Геркулес и Какус", которая находится нынче в Лувре.В 1722 году Лемуан познакомился с художником Франсуа Берже (François Berger), оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723 году они вместе совершили путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на Лемуана произвели полотна Корреджо.

François Le Moyne The Rape of Europa. 1721 г.

François Lemoyne Hunting Picnic. 1723 г.

François Lemoyne Cleopatra. 1722-24 гг.

Пробыв в Италии около года, художник возвратился в Париж, где открыл свою мастерскую и стал вести жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт и Лоран Карс.В 1727 году Лемуан был удостоен должности адъюнкт-профессора Академии, а в 1733 году был избран профессором.

François Lemoyne Hercules and Omphale. 1724 г.

François Lemoyne Bather. 1724 г.

В 1727 году Директор – управляющий королевскими зданиями герцог д'Антин (полное имя – Луи-Антуан де Пардайлан де Грондин) объявил в Академии конкурс исторических полотен, направленный на популяризацию этого жанра и возможное использование конкурсных работ для украшения интерьеров королевских дворцов. На конкурс было представлено двенадцать больших картин, Лемуан поделил первое место со своим творческим соперником Жаном-Франсуа де Троем (Jean-François de Troy, 1679 – 1752).

François Lemoyne Jupiter and Io. 1726-27 гг.

François Lemoyne Genius of Music (Allegory of Music). 1727-29 гг.

François Lemoyne Narcissus in Love with his Image. 1728 г. Hamburger Kunsthalle.

Уже, предположительно, в 1928 году сам король Людовик XV сделал художнику большой и престижный заказ – потолочный плафон для Салона Эркюль в Версальском дворце. Еще этот салон, находящийся на первом этаже Версаля и соединяющий часовни и северное крыло замка с большими королевскими апартаментами, называют Салоном Геркулеса. Во время правления Людовика XV этот Салон служил бальной залой, его наследник Людовик XVI проводил здесь дипломатические приемы.

François Le Moyne Head of King Louis XV for "Louis XV donnant la paix à l'Europe".

François Lemoyne Louis XV donnant la paix à l'Europe (Людовик XV дает мир Европе). 1729 г.

В течение трех лет, начиная с 1733 года, Лемуан работал над этой росписью, названной «Апофеоз Геракла».Как и его предшественники, работавшие в стиле барокко, Лемуан покрыл большое пространство потолка мифологическими сюжетами и персонажами (историки насчитали более 140 фигур в этой росписи). Но сами фигуры, как и цветовая гамма росписи, были выполнены уже в стиле рококо. Историки считают, что изысканные фигуры художник «позаимствовал» у Жана-Антуана Ватто, а колорит картины похож на рубенсовские работы.

François Lemoyne Head of the Hebe, study for the Apotheosis of Hercules.

François Lemoyne Apothèse d’Hercuele Château de Versailles Salon d'Hercule, plafond.

Тем не менее, современники назвали эту работу «эпической поэмой», а самого художника «новым Лебреном». Кроме потолка в Версале, известны росписи Лемуана в церкви святого Фомы Аквинского при якобинском монастыре в Париже, созданные еще до поездки в Италию, в 1723 году.«Апофеоз Геракла» был завершен в декабре 1736 года, за эту работу Людовик XV сразу же присвоил Лемуану звание Первого придворного живописца. Но продолжить творческую карьеру художник, увы, не смог.

François Lemoyne Jeune femme en buste avec une guirlande de fleurs dans les cheveux (Бюст девушки с венком из цветов в волосах).

François Lemoyne Pygmalion Seeing His Statue Come to Life. 1729 г.

Историки пишут, что «легкая плавность стиля художника противоречила его беспокойной натуре». Уже во время работы над «геркулесовским плафоном» художник начал страдать тяжёлой формой шизофрении. Физическое переутомление от напряженной работы над заказом и постоянные придворные интриги завистников в Версале, потеря покровителя в лице герцога д’Антина и смерть любимой жены прискорбно повлияли на здоровье художника и довели его до безумия.В результате, в июне 1737 года, через несколько часов (!) после окончания работы над очередной картиной «Время, охраняющее Правду от Лжи и Зависти» (Time Saving Truth from Falsehood and Envy, 1737, коллекция Уоллеса, Лондон), во время параноидального приступа, Лемуан покончил жизнь самоубийством, заколов себя девятью ударами кинжала.

François Lemoyne Time Saving Truth from Falsehood and Envy 1737 г.

Историки называют художника одним из ведущих мастеров декоративного оформления 18 века и последним крупным представителем исторической живописи эпохи Людовика XIV. А также отмечают, что «после смерти живописца мода на большие аллегорические потолки исчезла».

François Lemoyne The Annunciation. 1727 г.

François Lemoyne La Toilette de Venus.

Источники – Википедия, электронные энциклопедии, сайты музея Гетти и галереи Smallbay.

kolybanov.livejournal.com

Лемуан, Франсуа - это... Что такое Лемуан, Франсуа?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лемуан.

Франсуа Лемуан, также Франсуа Ле-Мойн (фр. François Lemoyne; François Le Moine; 1688, Париж — 4 июня 1737, Париж) — французский художник эпохи рококо.

Жизнь и творчество

Сын кучера при французском королевском дворе.

Вскоре после смерти отца его мать вновь вышла замуж — за Роберта ле Врак, ставшего первым учителем рисования для Франсуа. В 1701, в 13-летнем возрасте, поступил в Королевскую академию художеств и стал учеником живописца Луи Галлоша (фр.)русск.. В Академии Ф. Лемуан оставался до 1713 года. В 1711 году ему была присуждена Римская премия, однако из-за нехватки средств она так и не была выплачена.

В 1722 познакомился с Франсуа Берже, оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723—1724 оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели полотна Корреджо.

Вернувшись в Париж, открыл свою мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт и Лоран Карс. В 1718 стал членом Королевской академии художеств, а с 1733 — её профессором. В 1733—1736 создал ряд произведений потолочной живописи для Версальского дворца (так называемый Салон Геркулеса). За эту работу ему было присвоено звание Первого придворного художника, однако воспользоваться им Ф. Лемуан не смог. Страдая тяжёлой формой шизофрении, во время параноидального приступа он покончил жизнь самоубийством, заколов себя.

Кроме потолочной живописи в Версале, знамениты подобные работы Ф. Лемуана в церкви св. Фомы Аквинского при якобинском монастыре в Париже (1723).

Живописные произведения (избранное)

  • Апофеоз Геркулеса (Версальский дворец)
  • Диана на охоте
  • Нимфы
  • Охотники на привале (Мюнхен, Старая пинакотека)
  • Геркулес и Какус (Париж, Лувр)
  • Вознесение Марии (Париж, церковь Сен-Сюльпис)

Литература

  • Jean-Luc Bordeaux: François LeMoyne and his generation (1688—1737), Edition Arthena, Neuilly-sur-Seine, 1984, ISBN 2-903239-04-5
  • Paul Mantz: François Boucher, Lemoyne et Natoire, Quantin, Paris 1880
  • Xavier Salmon: François Lemoyne à Versailles, Gourcuff, Paris 2001, ISBN 2-909838-57-9

Галерея

  • Время охраняет Правду от Лжи и Зависти (1737)

  • Пигмалион (1729)

  • Геракл у Омфалы (1724)

  • Голова короля Людовика XV. Этюд к картине Людовик XV, дающий мир Европе (1729)

  • Охотники на привале (1723)

  • Апофеоз Геркулеса

  • Людовик XV, дающий мир Европе (1729), Версальский дворец.

  • Апофеоз Геркулеса (плафон, 1736)

dic.academic.ru

Лемуан, Франсуа - это... Что такое Лемуан, Франсуа?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лемуан.

Франсуа Лемуан, также Франсуа Ле-Мойн (фр. François Lemoyne; François Le Moine; 1688, Париж — 4 июня 1737, Париж) — французский художник эпохи рококо.

Жизнь и творчество

Сын кучера при французском королевском дворе.

Вскоре после смерти отца его мать вновь вышла замуж — за Роберта ле Врак, ставшего первым учителем рисования для Франсуа. В 1701, в 13-летнем возрасте, поступил в Королевскую академию художеств и стал учеником живописца Луи Галлоша (фр.)русск.. В Академии Ф. Лемуан оставался до 1713 года. В 1711 году ему была присуждена Римская премия, однако из-за нехватки средств она так и не была выплачена.

В 1722 познакомился с Франсуа Берже, оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723—1724 оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели полотна Корреджо.

Вернувшись в Париж, открыл свою мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт и Лоран Карс. В 1718 стал членом Королевской академии художеств, а с 1733 — её профессором. В 1733—1736 создал ряд произведений потолочной живописи для Версальского дворца (так называемый Салон Геркулеса). За эту работу ему было присвоено звание Первого придворного художника, однако воспользоваться им Ф. Лемуан не смог. Страдая тяжёлой формой шизофрении, во время параноидального приступа он покончил жизнь самоубийством, заколов себя.

Кроме потолочной живописи в Версале, знамениты подобные работы Ф. Лемуана в церкви св. Фомы Аквинского при якобинском монастыре в Париже (1723).

Живописные произведения (избранное)

  • Апофеоз Геркулеса (Версальский дворец)
  • Диана на охоте
  • Нимфы
  • Охотники на привале (Мюнхен, Старая пинакотека)
  • Геркулес и Какус (Париж, Лувр)
  • Вознесение Марии (Париж, церковь Сен-Сюльпис)

Литература

  • Jean-Luc Bordeaux: François LeMoyne and his generation (1688—1737), Edition Arthena, Neuilly-sur-Seine, 1984, ISBN 2-903239-04-5
  • Paul Mantz: François Boucher, Lemoyne et Natoire, Quantin, Paris 1880
  • Xavier Salmon: François Lemoyne à Versailles, Gourcuff, Paris 2001, ISBN 2-909838-57-9

Галерея

  • Время охраняет Правду от Лжи и Зависти (1737)

  • Пигмалион (1729)

  • Геракл у Омфалы (1724)

  • Голова короля Людовика XV. Этюд к картине Людовик XV, дающий мир Европе (1729)

  • Охотники на привале (1723)

  • Апофеоз Геркулеса

  • Людовик XV, дающий мир Европе (1729), Версальский дворец.

  • Апофеоз Геркулеса (плафон, 1736)

med.academic.ru

Лемуан, Франсуа - это... Что такое Лемуан, Франсуа?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лемуан.

Франсуа Лемуан, также Франсуа Ле-Мойн (фр. François Lemoyne; François Le Moine; 1688, Париж — 4 июня 1737, Париж) — французский художник эпохи рококо.

Жизнь и творчество

Сын кучера при французском королевском дворе.

Вскоре после смерти отца его мать вновь вышла замуж — за Роберта ле Врак, ставшего первым учителем рисования для Франсуа. В 1701, в 13-летнем возрасте, поступил в Королевскую академию художеств и стал учеником живописца Луи Галлоша (фр.)русск.. В Академии Ф. Лемуан оставался до 1713 года. В 1711 году ему была присуждена Римская премия, однако из-за нехватки средств она так и не была выплачена.

В 1722 познакомился с Франсуа Берже, оказавшим сильное влияние на его творчество. В 1723—1724 оба молодых художника совершили длительное учебное путешествие по Италии, посетив Рим, Болонью, Неаполь и Венецию. Большое впечатление на них произвели полотна Корреджо.

Вернувшись в Париж, открыл свою мастерскую и вёл жизнь свободного художника. Среди его учеников — Франсуа Буше, Шарль-Жозеф Натуар, Донат Нонотт и Лоран Карс. В 1718 стал членом Королевской академии художеств, а с 1733 — её профессором. В 1733—1736 создал ряд произведений потолочной живописи для Версальского дворца (так называемый Салон Геркулеса). За эту работу ему было присвоено звание Первого придворного художника, однако воспользоваться им Ф. Лемуан не смог. Страдая тяжёлой формой шизофрении, во время параноидального приступа он покончил жизнь самоубийством, заколов себя.

Кроме потолочной живописи в Версале, знамениты подобные работы Ф. Лемуана в церкви св. Фомы Аквинского при якобинском монастыре в Париже (1723).

Живописные произведения (избранное)

  • Апофеоз Геркулеса (Версальский дворец)
  • Диана на охоте
  • Нимфы
  • Охотники на привале (Мюнхен, Старая пинакотека)
  • Геркулес и Какус (Париж, Лувр)
  • Вознесение Марии (Париж, церковь Сен-Сюльпис)

Литература

  • Jean-Luc Bordeaux: François LeMoyne and his generation (1688—1737), Edition Arthena, Neuilly-sur-Seine, 1984, ISBN 2-903239-04-5
  • Paul Mantz: François Boucher, Lemoyne et Natoire, Quantin, Paris 1880
  • Xavier Salmon: François Lemoyne à Versailles, Gourcuff, Paris 2001, ISBN 2-909838-57-9

Галерея

  • Время охраняет Правду от Лжи и Зависти (1737)

  • Пигмалион (1729)

  • Геракл у Омфалы (1724)

  • Голова короля Людовика XV. Этюд к картине Людовик XV, дающий мир Европе (1729)

  • Охотники на привале (1723)

  • Апофеоз Геркулеса

  • Людовик XV, дающий мир Европе (1729), Версальский дворец.

  • Апофеоз Геркулеса (плафон, 1736)

dal.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта