Китайская живопись эпохи Сун. Картины хуа няо
Китайская живопись и живопись у-син
На курсе "Пейзажи" мы исследовали изобразительные возможности Живописи у-син, учились видеть воздушную, линейную перспективу, исследовали пейзажные темы с точки зрения у-син. Мы научились рисовать горные, лесные и морские, летиние и зимние, осенние и весенние пейзажи, узнали как рисовать поверхность рек и озёр. И конечно же мы научились создавать китайские горные пейзажи "шань-шуй" (горы -воды).
Рисование пейзажей это очень "иньское занятие", при создании пейзажей не требуется быстроты и отточенности движений кистью. Рисовать пейзажи лучше всего Осенью или Зимой, когда преобладает "инь". Сейчас, же началась Весна уже позади весеннее равноденствие, энергия "ян" возрастает. И мы тоже начинаем исследовать более ян-ские темы.
Курс "Живые цветы и птицы в движении" посвящён красоте быстрого движения внутренней и внешней. Мы узнаем, как создать рисунок одним движением кисти, как создать картину "на одном выдохе", как можно меняя качество движения изменить характер изображаемого объекта, как сделать так чтобы птицы и цветы, на рисунке - ожили. Огромное внимание мы уделим искусству каллиграфии и каллиграфической скорописи, узнаем как можно соединить упражнения ци-гун и рисование цветка или птицы. То есть, как вы поняли, первостепенна для нас будет динамическая составляющая живописи цветов и птиц.
Уже на втором месте будут стоять художественные задачи: создание традиционных китайских сюжетов в стиле "хуа няо" (цветы и птицы). Мы прорисуем всех возможных птиц и все, цветы, которые вспомним, узнаем о принципах композиции живописи цветов и птиц, а так же об их символике.
Записаться на обучение и задать вопросы вы можете по электронной почте [email protected] Либо позвоните по телефону8-903-003-89-97
komninus.livejournal.com
Хуа-няо Википедия
Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].
Зарождение[ | код]
Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].
Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].
Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи[en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].
Расцвет: X—XVII века[ | код]
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)[9]. Художники Хуан Цюань и Сюй Си[en], творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生,
ru-wiki.ru
Хуа-няо Википедия
Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад.
花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].Зарождение
Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].
Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].
Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи[en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].
Расцвет: X—XVII века
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)[9]. Художники Хуан Цюань и Сюй Си[en], творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生, пиньинь: xiěshēng, палл.: сешэн; и рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства, кит. трад. 寫意, упр. 写意, пиньинь: xiěyì, палл.: сеи[7][10][11]. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу[en][12].
Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани[13]. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов[8]. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму[14]. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта»[14].
Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями[2][7]. Неоконфуцианский термин «ли»[en], означающий первопринцип, суть вещей, стал крайне важен для жанра хуаняо: «ли» считался неделимым, а следовательно, вполне возможно интуитивное изображение Великого предела, недостижимого для логического знания[15].
В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них[16]. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей[17]. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло[18]. Направления сешэн и сеи окончательно разделились, различия между ними сохранились и в XX столетии[19]. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо[19]. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины[20].
Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо[21]. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками[22].
Начиная с XIII века на пейзажах становится модно размещать стихи, иногда это низводило их до уровня иллюстрации к тексту, но зачастую становилось мощным средством выражения политического протеста или идеалов художника[23]. Юаньские авторы зачастую намеренно усложняли образность произведений, адресуя их узкому кругу «посвящённых»[24]. Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань[en][24].
Политическая картина Цянь Сюаня, изображающая захватчиков-монголов в виде наводнивших луг стрекозНовое время
Ци Байши, XX векПериод Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа[25]. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能, пиньинь: yì shén miào néng)[26]. В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»)[27].
Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы[28]. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости[29]. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи[30].
Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов[31]. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна[en], У Чаншо, Жэнь Боняня[31]. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах[31]. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние[32].
Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши[7].
Мотивы
Китайская живопись вообще глубоко символична, принятый символизм используется и в жанре «цветы и птицы»: пион означает знатность и богатство, лотос — духовную чистоту, позволяющую пройти через соблазны, сочетание бамбука, сосны и сливы-мэйхуа — крепкую дружбу[33]. Творческий метод китайских живописцев требовал глубокого изучения деталей изображаемого предмета с целью как можно более точного изображения его на листе[4].
Одним из излюбленных мотивов в жанре «цветы и птицы» было изображение четырёх времён года с кульминацией в день зимнего солнцестояния и вообще зимний пейзаж[34].
В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка», изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность[35]. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты[35]. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао[en] и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь[en], однако изображали они их совершенно по-разному[36]. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц[36]. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук — конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма[36].
Изображение бамбука особенно удачно выходило у Су Ши, Вэнь Туна и Хуан Тинцзяня; его части уподобляли иероглифам и писали каллиграфическими штрихами[37]. Процесс рисования бамбука в период Сун представлялся художникам философским и мистическим действом, но уже начиная с периода Мин художники в основном фокусировались на технических аспектах[38]. В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью — по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука[39]. В период Юань изображение бамбука становится необычайно важной темой — бамбук символизирует идеал учёного, которого не согнуть невзгодам[24]. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня[39][24].
Символом несгибаемости и благородной чистоты стала цветущая дикая слива — мэйхуа. Художники и поэты восхищались её способностью оставаться живой даже в мороз, а также символизмом цветов-ян, растущих на дереве, корни которого уходят в землю-инь и так далее; о мэйхуа говорили, что она должна сочетать в себе чистоту бамбука и стойкость сосны[40].
Хризантемы — символ отрешённости, возвышенного одиночества — в китайском искусстве были излюбленным поэтическим сюжетом, поэт Тао Юаньмин создал множество высоко оценённых стихов о хризантеме[41].
См. также
- Катё-э — японский жанр, развившийся из хуаняо
Примечания
- ↑ Виноградова, 1987, с. 15.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Сычев, 1983.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 6.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 16.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 23, 28.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 35.
- ↑ 1 2 3 4 Завадская, 1983.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 65.
- ↑ Завадская, 1975, с. 98.
- ↑ Завадская, 1975, с. 99.
- ↑ Завадская, 1975, с. 263.
- ↑ Ци, 2007.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 69.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 66.
- ↑ Завадская, 1975, с. 104—106.
- ↑ Завадская, 1975, с. 108.
- ↑ Завадская, 1975, с. 109.
- ↑ Завадская, 1975, с. 128.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 92.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 94.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 95, 102.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 105.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 122.
- ↑ 1 2 3 4 Виноградова, 1987, с. 124.
- ↑ Завадская, 1975, с. 140.
- ↑ Завадская, 1975, с. 191.
- ↑ Завадская, 1975, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 142—144.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 148.
- ↑ 1 2 3 Виноградова, 1987, с. 149.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 151.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 8.
- ↑ Завадская, 1975, с. 165.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 254.
- ↑ 1 2 3 Завадская, 1975, с. 255.
- ↑ Завадская, 1975, с. 256.
- ↑ Завадская, 1975, с. 257.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 258.
- ↑ Завадская, 1975, с. 260.
- ↑ Завадская, 1975, с. 261—262.
Литература
- Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — Искусство, 1987.
- Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — Искусство, 1975.
- Завадская Е. В. Человек — мера всех вещей. О живописи хуаняо (цветы и птицы) Ци Байши // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 112—129.
- Сычев В. Л. К вопросу о происхождении и значении жанра «цветы и птицы» в китайской живописи // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 99—104.
- Ци Бинь. Жанр «цветы и птицы» в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — С. 122—125.
wikiredia.ru
Живопись эпохи сун | "Бесконечная ци"
Китайская живопись эпохи Сун
Чжао Куан-инь основал империю Сун в 960 году. Являясь командующим армией императора Шэнь-цзуна эпохи поздней Чжоу (951-960), после его смерти решил занять его место. Он насильственно захватил престол. Столицей нового государства стал Бяньцзын — город на реке Бяньхэ (ныне Кайфын).
Чжан Цзэдуаню (1085—1145) — китайскому придворному художнику династии Сун приписывается создание пятиметрового свитка «На реке в день поминовения усопших», изображающего повседневную жинь Кайфына в XII в. (Кайфын того времени был величайшим из городов мира).
Для Китая этого периода характерен высокий уровень экономики и культуры. Развиваются ремесла: шелкоткачество, керамическое и фарфоровое производство. Расцветает книгопечатание. Начиная с XI века традиционную ксилографию теснит подвижный шрифт. Город становится центом культуры.
Город таким образом превращается в центр просвещения, где функционировали академии и училища, например: Гоцзыцзянь (Императорское училище) и Тайсюэ (Высшее училище).
Учреждаются школы в провинции для детей чиновников низших рангов и даже простолюдинов.В сунское время образовывались библиотеки,в которых нередко проходили выступление знаменитых ученых конфуцианцев. В «Записках о хранилище наук на горе Тайшань» и в «Записках о четырех школах- библиотеках династии Сун» Ван Инлиня рассказывается о том, что преподавали как официальную науку (чжэнсюэ) так и «просветленное сердце» — то есть Чань буддизм. Среди лекторов знаменитые философы Чжоу Дуньи (1017-1073),Неоконфуцианский Космолог Чжоу Дунья восхищаяется лотосами , аноним. Корейский свиток, 16в..Чжу Си (1130-1200). Становление неоконфуцианства, официального мировоззрения Китая, в определенной мере происходило на базе этих библиотек – школ, так как последние собирали большие аудитории.«Небо рождает людей и водворяет господина быть им пастырем. Управление миром следует вести честно, надлежит ввести систему колодезных полей, ибо богатые во сто крат богатеют, бедность нарастает, словно река в паводок, несчастных и страждущих обилие, платья и еды не хватает, и никто не видит, как управиться с этой напастью», — пишется в одном из докладов императору. В другом докладе императору крупного идеолога Чжэн Хао пишется «Дело учительское ныне в упадке, в толковании дао нет единства», «много талантов гибнет».
На протяжении XI-XII веков в живописи Китая произошли перемены. Пала могущественная танская империя. Противоречия в жизни страны, потрясения, пережитые ею, углубили чувства людей, породили новое понимание жизни. По-новому осмысляется красота природы. Непреложность законов развития природы возводится в ранг нравственного эталона, отождествляется с проявлением духовной жизни человека. Пейзаж шань-шуй (Шань-шуй-«горы-воды») — традиционные пейзажные композиции с изображением гор и воды, сакральных элементов, символизирующих мужское и женское начало инь-ян.Для рисунка используются минеральные краски или чёрная тушь; изображения сопровождающиесякаллиграфическими надписями, выражают самые возвышенные эмоции и несут важнейшие идеи средневекового Китая. Картины–свитки — это и средство духовного общения и способ передачи символических благородных пожеланий.Живописцы сделали много открытий в области пространственного построения пейзажа, их композиционного ритма, тональности. Пространство стало символом безграничности мира. В сунское время неоконфуцианство синтетически связало старые религиозные взгляды с проблемами натурфилософии и конфуцианской этики. Сунские художники выразили в своих произведениях идею единства и целостности всего сущего.
Эта идея в сунское время проявилась в осознании творческого процесса, понимаемого как некое слияние человека с миром, постижение мастером за внешней видимостью форм глубокой внутренней сущности явлений.
В трактате «Бифа Цзи» (Записки о приемах письма кистью) написанном в форме диалога юного художника и мудреца-отшельника, говорится о сути вещей и явлений, образно выражающейся живописью, передача которых важнее чем точное воспроизведение отдельных деталей.Заметки о правилах работы кистью
В конце эпохи Тан возник особый жанр живописи, получивший название «цветы-птицы». В X веке он приобрел особое значение, став одним из самых тонких проявлений средневекового пантеизма. Художники, работавшие этом жанре, стремились через изображение отдельных элементов природы добиться выражения столь же значительных идей, что и создатели монументальных пейзажных композиций.Птицы, звери, насекомые и цветы, переданные с большой правдивостью на картинах художников, приближали природу к человеку, связывая его с тайнами мира тонкими поэтическими переживаниями.
Почти все жанры этого периода были связаны с природой. Все прекрасное в жизни, все самые глубокие эмоции сопоставлялись с ней. Каждая травинка под солнцем изображалась с пристальной любовью и вниманием. Художники создавали обобщенные пейзажи, где каждое дерево, любой камень, скала или человек, являющиеся носителями идеального духовного начала, подчинены единому могучему движению сил вселенной.Горы и реки, водопады и горные обвалы, головокружительные горные ущелья, тихие цветущие долины, затерянные среди вершин, пронизаны восторгом перед необъятной ширью мира.Мы наблюдаем на этих свитках сложение особой художественной системы пейзажа.
В эпоху Сун китайские художники продемонстрировали удивительные талант в изображении природы и человеческой фигуры. Панорамные виды долин и гор, рек и густых лесов, маленьких фигур монахов и путешественников, деревень, окутанных нежным туманом долин, белых ветвей цветущей вишни или оранжевых цветов с большими зелеными листьями – это темы многих работ художников. Замечательное изображение пейзажа в сунский период было связано с философскими и религиозными взглядами, рассматривающими Природу как Дух Универсума.
Сюй Си — один из величайших мастеров жанра «цветы и птицы». Работал и жил в X веке.
Он писал многочисленные мотивы вольной природы: водоплавающих птиц, дикие травы, речные растения, включая свои изображения в воздушную среду. Покрывая светлыми прозрачными красками, нанесенные тушью контуры, акцентированные красной подцветкой по краям, он придерживался свободной манеры.
Сюй Си Бамбук на снегуИ Юаньцзи (1000-1064) живописец северной Сун. Он писал животных, в основном обезьян. Особенно ему удавались композиционные решения работ. Художник жил на Юге Китая. Он много ходил по лесным тропам и горным дорогам, наблюдая обезьян и косуль. его изображения обезьян достоверны и даже в некотором роде «психологичны».«Гиббоны на дереве» — картина И Юаньцзи (ок. 1000 — ок. 1064) на веереЦуй Бо (1050 — 1074 ) — один из ведущих китайских художников династии Северная Сун.
Цуй Бо вошел в историю китайской живописи как выдающийся мастер «хуа няо» в двух тематических направлениях этого жанра: «пернатые» ( цинь — няо ) и «живопись бамбука » ( чжу ). О жанре «птицыи цветы» в период сун читайте здесь «Птицы и цветы» сунЛюбимыми объектами внимания художника были утки, гуси, лебеди, цапли, а из представителей китайской флоры — ива и бамбук, хотя он обращался также к другим подобным образам. Цуй Бо, досконально знал привычки многих живых существ, что позволяло ему творить в «необузданно — свободной манере». Он создавал более непосредственные и выразительные композиции, чем его предшественники.
Судя по сохранившимся картинам Цуй Бо, а их известно около десяти, он владел различными живописными техниками и пользовался разнообразными стилистическими приемами. Так, свиток «Дикий гусь и тростник» довольно точно следуя стилистике Хуан Цюаня, отличается детальной прорисовкой натуры, красочностью цветовой гаммы и общей декоративностью. Совсем по -другому решена монохромная картина «Замерзшие воробьи», которая в эскизной манере изображает стайку замерзших птиц, которые примостились на обнаженной ветке.
Наибольшей популярностью пользуются две работы Цуй Бо, находящиеся в коллекции Национального дворцового музея (г. Тайбэй): «Бамбук и чайка» и «Пара соек», другое ее названием «Две сойки, что ругают зайца».
В первой из них изображен момент приближения бури: высокие стебли бамбука гнутся под порывом ветра, преодолевая его упорно движется белая птица, внешне больше похожая на цаплю, чем на чайку (поэтому эта картина еще называется «Бамбук и цапля»). Эффект движения птицы навстречу ветру достигается с помощью нескольких художественных приемов: за счет цветового контраста между ее фигурой и стеблями бамбука с длинными листьями, развивающихся по ветру, а также благодаря оригинальному композиционному решению, при котором птица изображена летящей на зрителя и показана на фоне глубокого пространства, что создает впечатление ее перемещения с нижней левой части свитка, где и расположен рисунок, в самый центр художественного пространства.
Вторая картина отличается жизнерадостным и несколько насмешливым взглядом на мир. На свитке и изображены две сойки, одна из которых сидит на стволе цветущего кустарника с узловатыми ветвями, а другая кружит вверху над испуганным зайцем, который, сев с поджатыми ушами, в свою очередь, смотрит на шумных птиц. Образ сойки в китайской культуре является символом счастья и взаимной любви.
Цуй Бо Заяц и две сойкиГо Си -выдающийся мастер монохромного пейзажа. Один из крупнейших художников-пейзажистов и теоретиков живописи эпохи Сун.
Го Си являлся членом Академии художеств в Кайфыне. В своем трактате «Записки о высокой сути лесов и потоков» Го Си пишет, что созерцание диких источников и скал— обычное наслаждение для совершенного человека.Свои представления о живописи Го Си и высказывал, и записывал. Из этих отрывочных записей его сын Го Сы составил трактат, озаглавленный «Записки о высокой сути лесов и потоков» (Линьцюань гаочжи цзи), который преподнес императору. Трактат состоит из двух частей – «Наставление о горах и водах» и «Тайны живописи». К этим двум главам Го Си добавил собственное небольшое послесловие «О живописи». Согласно трактату, художник считает картину своеобразным психологическим портретом автора, подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. То есть, художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу:«Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».
«Тайна пейзажа» раскрыта Го Си в том же плане, что и в трактате его предшественника Ли Чэна. Оба теоретика следуют принципам пейзажного искусства, которые сформулировал танский поэт и художник Ван Вэй (701—761). Их сочинения представляют собой нечто вроде комментариев к тексту созданного Ван Вэем прототипа. В своем трактате Го Си раскрывает тайну пространственного построения свитка (именно Го Си разработал теорию так называемых «трех далей» — саньюань, — в одном пейзаже соединяются три части в разной степени удаленные от зрителя).Го Си 1020-1090 Скалы, деревья, горизонт
Го Си. Ранняя весна. 1072г. Гугун, Тайбэй.Правление династии сун делится на два периода.Второй период связан с большими испытаниями для страны.В 20-х годах XII века Китай подвергся нападению чжурчжэней. Вся северная часть страны оказалась под властью завоевателей.Последним императором Северной сун был Хуэй-цзун (кит. 宋徽宗, 7 июня 1082 — 4 июня 1135) — восьмой император династии Сун. Он был талантливым живописцем музыкантом каллиграфом. при его правлении был запрещен буддизм. Император предпочитал даосизм. Пренебрежение делами государственными привело к военным поражениям и краху империи.Лишь южная часть со столицей в Линьане (Ханьчжоу) оставалась свободной и постепенно сосредотачивала в себе всю интеллигенцию китайского общества.
Природа в это время рисуется как единственное прибежище; для человека в мире смут, войн и бедствий.
Лю Суньян (1174-1224 гг) китайский художник пейзажист ранней династии южной Сун (1127-1279). Он был активным около 1190-1230 и включается в группу выдающихся художников династии Южной Сун, к которым относят Ли Тана, Ма Юаня и Ся Гуйя . Он работал в Императорской академии живописи в Ханчжоу, столице династии Южной Сун.Лю следовал традиции Ли Тана. Стиль Лю повлиял на работу Ма Юаня и Ся Гуия
Лю Суньян. Потоки и горы под свежим снегом.Музей Метрополитэн. Нью Йорк. США.
Китайская живопись чань
О художниках Ся Гуйе, Ма Лине, Лян Кайе более подробно в статье «Китайская живопись Чань»Выдающимся живописцем династии Южная Сун был Ма Юань (1190-1224). Он был знаменитым пейзажистом, и так же работал в жанре «цветы-птицы». Более подробно о его творчестве Ма Юань
Ма ЮаньНапевая в путиМа Юань На горной тропинке веснойМа Юань Путешествие через горный перевал ранним зимним утромСя Гуй Далекий видСя Гуй (1195-1224) художник-монах школы Чань. Вместе с Ма Юанем основал школу ма-ся.
Ся ГуйВид издалека на ручьи и горы. Фрагмент.Ма Линь работал в 13 веке. Художник пейзажист так называемой школы «Ма-Ся». Сын известного мастера живописи Ма Юаня.
Ма Линь Благоуханное небо после дождяМа ЛиньСлушая ветер в соснах
Ма ЛиньОжидание гостей при свете фонаряЛян Кай ( вторая половина 12 века-начало 13 века) чань буддийский монах. Он видел в искусстве способ запечатлеть и уловить то,что наиболее неповторимо в своей свободе и открывается мысленному взору в момент просветления. Чань буддизм искал путь к истине через созерцание, способствующее духовному прозрению, когда человек сливается с окружающим миром, усилием духа постигает свое единение с миром. Пейзажи чань буддистов обычно написаны одной тушью в свободной манере, когда всем формам присуща некая неуловимость, но намек и недосказанность чаньских мастеров способствует их обостренной эмоциональности. В максимально концентрированном виде живописцы доносят свое ощущение в дерзновенно обобщенной форме, смело и свободно выраженной.
В творчестве Му Ци(1210–1280), оказавшегося способным выразить всю целостность мира, присутствуют все мотивы, уже существовавшие к этому времени в китайской академической живописи, «он работал во всех жанрах – случай, беспрецендентный в истории китайского искусства.
Автор: Наталья
В течение жизни мне довелось много учиться и постоянно работать с новой информацией. Я участвовала в экспедициях на Тюменский Север для сбора материалов по языкам народов Севера их культуре и верованиям. Так же неоднократно участвовала в научных семинарах в Новосибирске (по языкам народов Севера), Томске, Новокузнецке, Москве. Много лет занималась преподавательской и лекционной деятельностью. Переводила стихи с английского языка. Есть публикации. Прошла стажировку по латинскому языку и антиковедению при МГУ. Преподавали в Омском государственном университете. Посещала тренировки Тай Цзицюань в начале 90-х годов. в 1993-1994 годах была членом Транснациональной радикальной партии (ТРП) (The Transnational Radical Party (TRP), whose official name is Nonviolent Radical Party, Transnational and Transparty (NRPTT)).В рамках ООН, партия провела громкие сражения по нескольким вопросам: мораторий на смертной казни, а также предложение о его полной отмене, справедливое правосудие и другие. Я участвовала в сборе подписей под петициями о запрете смертной казни в России. Посмотреть все записи автора Наталья
turisheva.ru
Хуа-няо Вики
Цветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].
Зарождение[ | код]
Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].
Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].
Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи[en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].
Расцвет: X—XVII века[ | код]
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)[9]. Художники Хуан Цюань и Сюй Си[en], творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生, пиньинь: xiěshēng, палл.: сешэн; и рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства, кит. трад. 寫意, упр. 写意, пиньинь: xiěyì, палл.: сеи[7][10][11]. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу[en][12].
Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани[13]. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов[8]. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму[14]. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта»[14].
Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями[2][7]. Неоконфуцианский термин «ли»[en], означающий первопринцип, суть вещей, стал крайне важен для жанра хуаняо: «ли» считался неделимым, а следовательно, вполне возможно интуитивное изображение Великого предела, недостижимого для логического знания[15].
В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них[16]. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей[17]. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло[18]. Направления сешэн и сеи окончательно разделились, различия между ними сохранились и в XX столетии[19]. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо[19]. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины[20].
Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо[21]. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками[22].
Начиная с XIII века на пейзажах становится модно размещать стихи, иногда это низводило их до уровня иллюстрации к тексту, но зачастую становилось мощным средством выражения политического протеста или идеалов художника[23]. Юаньские авторы зачастую намеренно усложняли образность произведений, адресуя их узкому кругу «посвящённых»[24]. Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань[en][24].
Политическая картина Цянь Сюаня, изображающая захватчиков-монголов в виде наводнивших луг стрекозНовое время[ | код]
Ци Байши, XX векПериод Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа[25]. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能, пиньинь: yì shén miào néng)[26]. В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»)[27].
Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы[28]. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости[29]. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи[30].
Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов[31]. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна[en], У Чаншо, Жэнь Боняня[31]. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах[31]. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние[32].
Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши[7].
Мотивы[ | код]
Китайская живопись вообще глубоко символична, принятый символизм используется и в жанре «цветы и птицы»: пион означает знатность и богатство, лотос — духовную чистоту, позволяющую пройти через соблазны, сочетание бамбука, сосны и сливы-мэйхуа — крепкую дружбу[33]. Творческий метод китайских живописцев требовал глубокого изучения деталей изображаемого предмета с целью как можно более точного изображения его на листе[4].
Одним из излюбленных мотивов в жанре «цветы и птицы» было изображение четырёх времён года с кульминацией в день зимнего солнцестояния и вообще зимний пейзаж[34].
В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка», изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность[35]. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты[35]. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао[en] и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь[en], однако изображали они их совершенно по-разному[36]. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц[36]. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук — конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма[36].
Изображение бамбука особенно удачно выходило у Су Ши, Вэнь Туна и Хуан Тинцзяня; его части уподобляли иероглифам и писали каллиграфическими штрихами[37]. Процесс рисования бамбука в период Сун представлялся художникам философским и мистическим действом, но уже начиная с периода Мин художники в основном фокусировались на технических аспектах[38]. В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью — по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука[39]. В период Юань изображение бамбука становится необычайно важной темой — бамбук символизирует идеал учёного, которого не согнуть невзгодам[24]. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня[39][24].
Символом несгибаемости и благородной чистоты стала цветущая дикая слива — мэйхуа. Художники и поэты восхищались её способностью оставаться живой даже в мороз, а также символизмом цветов-ян, растущих на дереве, корни которого уходят в землю-инь и так далее; о мэйхуа говорили, что она должна сочетать в себе чистоту бамбука и стойкость сосны[40].
Хризантемы — символ отрешённости, возвышенного одиночества — в китайском искусстве были излюбленным поэтическим сюжетом, поэт Тао Юаньмин создал множество высоко оценённых стихов о хризантеме[41].
См. также[ | код]
- Катё-э — японский жанр, развившийся из хуаняо
Примечания[ | код]
- ↑ Виноградова, 1987, с. 15.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Сычев, 1983.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 6.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 16.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 23, 28.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 35.
- ↑ 1 2 3 4 Завадская, 1983.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 65.
- ↑ Завадская, 1975, с. 98.
- ↑ Завадская, 1975, с. 99.
- ↑ Завадская, 1975, с. 263.
- ↑ Ци, 2007.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 69.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 66.
- ↑ Завадская, 1975, с. 104—106.
- ↑ Завадская, 1975, с. 108.
- ↑ Завадская, 1975, с. 109.
- ↑ Завадская, 1975, с. 128.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 92.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 94.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 95, 102.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 105.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 122.
- ↑ 1 2 3 4 Виноградова, 1987, с. 124.
- ↑ Завадская, 1975, с. 140.
- ↑ Завадская, 1975, с. 191.
- ↑ Завадская, 1975, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 142—144.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 148.
- ↑ 1 2 3 Виноградова, 1987, с. 149.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 151.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 8.
- ↑ Завадская, 1975, с. 165.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 254.
- ↑ 1 2 3 Завадская, 1975, с. 255.
- ↑ Завадская, 1975, с. 256.
- ↑ Завадская, 1975, с. 257.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 258.
- ↑ Завадская, 1975, с. 260.
- ↑ Завадская, 1975, с. 261—262.
Литература[ | код]
- Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — Искусство, 1987.
- Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — Искусство, 1975.
- Завадская Е. В. Человек — мера всех вещей. О живописи хуаняо (цветы и птицы) Ци Байши // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 112—129.
- Сычев В. Л. К вопросу о происхождении и значении жанра «цветы и птицы» в китайской живописи // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 99—104.
- Ци Бинь. Жанр «цветы и птицы» в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — С. 122—125.
ru.wikibedia.ru
Хуа-няо - Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
. Бабочка и глицинияЦветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери, либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].
Зарождение[ | ]
Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].
Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].
Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал [en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].
Расцвет: X—XVII века[ | ]
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на
encyclopaedia.bid
Цветы и птицы — википедия фото
Сюй Си. Бабочка и глицинияЦветы и птицы (хуаняо, кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь: huā niǎo huà, палл.: хуа няо хуа) — жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы, звери либо насекомые[1]. Этот жанр оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века[2]. Аналогично другим китайским жанрам произведения-хуаняо содержат поэтические ассоциации и намёки, доступные образованным китайцам своего времени[3]. Художники обычно писали картины в этом жанре на вертикальных и горизонтальных свитках, также встречаются они на веерах, альбомных листах и почтовой бумаге[4].
Зарождение
Вся китайская пейзажная живопись уходит корнями в древний культ природы, а также философские течения, стремящиеся понять природу, описать её и классифицировать — даосизм, конфуцианство и буддизм[5]. Как отдельный жанр пейзаж оформился между III и VI веками[6].
Зарождение хуаняо произошло позже прочих основных китайских изобразительных жанров, хотя изображения птиц встречаются на самых ранних сохранившихся китайских рисунках периода Сражающихся царств и на ещё более ранних предметах обихода[2]. Растения в изобразительном искусстве встречаются ещё раньше — в конце периода Хань, однако они явно были заимствованы с Запада и распространялись довольно медленно[2]. Постепенно изображения цветов стали ближе к реальной китайской флоре, и под влиянием китайской поэтической традиции художники начали передавать образы и настроение через цветы и птиц[2]. Так, зимородки символизировали благородство, а сосна — уединение[7].
Известно множество несохранившихся изображений периода владычества династии Суй — «Мэйхуа и трясогузка», «Голуби и груша», «Цапля и пруд с цветами лотоса», относящихся к этому жанру[2]. Первым художником, прославившимся изображением птиц, стал Сюэ Цзи[en], живший в VIII веке[2]. Множество пионеров хуаняо жили на юге Китая, на территории нынешней провинции Сычуань[8].
Расцвет: X—XVII века
Взлёт популярности хуаняо пришёлся на период пяти династий (первая половина X века)[9]. Художники Хуан Цюань и Сюй Си[en], творившие в X веке, считаются основателями и непревзойдёнными мастерами жанра «цветы и птицы», заложившими две основные его стилистические разновидности: рисование чистым тоном с тонкой линией, тщательным выявлением всех характерных особенностей, кит. трад. 寫生, упр. 写生, пиньинь: xiěshēng, палл.: сешэн; и рисование размывами туши, когда объект воплощается во всей полноте за счёт изображения одного определяющего свойства, кит. трад. 寫意, упр. 写意, пиньинь: xiěyì, палл.: сеи[7][10][11]. Сеи распространился благодаря успеху эстетики Сюй Вэя и Чэнь Даофу[en][12].
Также среди мастеров этого времени называют Чжао Чана, работавшего в Сычуани[13]. В целом считалось, что удачная картина-хуаняо выражает столь же много, сколько большой пейзаж, но делает это посредством ограниченного количества элементов[8]. Художники стремились постичь «дао» природы и её саму[14]. Поэт и каллиграф Сыкун Ту писал: «Природа немая, мёртвая для других и красноречивая для идеального поэта»[14].
Популярность данного жанра увеличил, в числе прочего, подъём неоконфуцианства, содержание и характер которого удачно совпали с «цветами и птицами», а также тот факт, что интеллектуалы традиционно ассоциировали себя с «учёными» птицами, а не с «сильными» зверями[2][7]. Неоконфуцианский термин «ли»[en], означающий первопринцип, суть вещей, стал крайне важен для жанра хуаняо: «ли» считался неделимым, а следовательно, вполне возможно интуитивное изображение Великого предела, недостижимого для логического знания[15].
В период Сун (X—XIII века) пейзаж и, особенно, хуаняо сильно возвышаются, усиливается литературное влияние на них[16]. Наибольшее распространение получают монохромные изображения орхидей[17]. Мода на хуаняо не сходит ещё долго: в период Мин (XIV—XVII столетия) он продолжал оставаться одним из излюбленных жанров. Количество художников и школ в Китае в это время необычайно выросло[18]. Направления сешэн и сеи окончательно разделились, различия между ними сохранились и в XX столетии[19]. Одним из сунских представителей сеи был Цуй Бо[19]. Более поздний сунский художник, Ван Шэнь, писал как бамбук и простые монохромные пейзажи, так и монументальные красочные пейзажные картины[20].
Сунских художников привлекала крупная форма, они создавали на горизонтальных свитках огромные многометровые произведения, однако многие пейзажисты также обращались к «малой форме» — хуаняо[21]. Так, Ма Юань и Ся Гуй, работавшие в разных формах, обобщили в своих картинах тщательные наблюдения за природой, сделанные их предшественниками[22].
Начиная с XIII века на пейзажах становится модно размещать стихи, иногда это низводило их до уровня иллюстрации к тексту, но зачастую становилось мощным средством выражения политического протеста или идеалов художника[23]. Юаньские авторы зачастую намеренно усложняли образность произведений, адресуя их узкому кругу «посвящённых»[24]. Крупнейшими юаньскими пейзажистами, обращавшимися к хуаняо, были Чжао Мэнфу, У Чжэнь, Ли Кань, Ни Цзань и Гу Ань[en][24].
Политическая картина Цянь Сюаня, изображающая захватчиков-монголов в виде наводнивших луг стрекозНовое время
Ци Байши, XX векПериод Цин (XVII—XIX век) стал временем, когда внимание теоретиков китайской живописи было обращено на композицию и технику реалистичного изображения тончайших элементов пейзажа[25]. Несмотря на это, если в работах художника не было вдохновения, а лишь только техническое совершенство, то его считали мастером категории «нэн», самой низкой из четырёх (кит. 逸神妙能, пиньинь: yì shén miào néng)[26]. В хуаняо этого времени главенствовал принцип рисования с натуры («сешэн»)[27].
Юнь Шоупин, живший в XVII веке на юге Китая, оставил множество изображений мэйхуа и лотосов, он многократно обращался к одним и тем же сюжетам, интерпретируя их и стремясь передать различные способы увидеть красоту природы[28]. Чжу Да начал осовременивать стагнировавшие образы, привнося в них новые композиционные приёмы и даже элемент гротеска; минимальными средствами он создавал ощущение трепетной недоговорённости[29]. Творившее в XVIII веке объединение «Восемь чудаков из Янчжоу» породило новое направление в живописи[30].
Во второй половине XIX и начале XX века жанр «цветы и птицы» стал пристанищем консерваторов, не желавших отступать от канонов[31]. Новые веяния появились в произведениях Чэнь Шицзэна[en], У Чаншо, Жэнь Боняня[31]. Яркие картины Чэнь Шицзэна производят свежее впечатление, так как средневековые писались в приглушённых тёплых тонах[31]. Эти новые художники применяли европейскую линейную перспективу и расширили круг изображаемых предметов; в творчестве более поздних авторов явно заметно их влияние[32].
Крупным мастером жанра, жившим в XX веке, был Ци Байши[7].
Мотивы
Орхидеи и камень. Ма ШоучжэньКитайская живопись вообще глубоко символична, принятый символизм используется и в жанре «цветы и птицы»: пион означает знатность и богатство, лотос — духовную чистоту, позволяющую пройти через соблазны, сочетание бамбука, сосны и сливы-мэйхуа — крепкую дружбу[33]. Творческий метод китайских живописцев требовал глубокого изучения деталей изображаемого предмета с целью как можно более точного изображения его на листе[4].
Одним из излюбленных мотивов в жанре «цветы и птицы» было изображение четырёх времён года с кульминацией в день зимнего солнцестояния и вообще зимний пейзаж[34].
В X веке появился поджанр «четыре благородных цветка», изображающий орхидею, дикую сливу сорта мэйхуа, бамбук и хризантему, сыскавший огромную популярность[35]. Орхидеи считались цветком скрытого благородства, простоты и чистоты[35]. Изображениями орхидей прославились художники XIII столетия Шэн Мао[en] и Чжао Мэнфу, а также весёлая художница периода Мин Ма Шоучжэнь[en], однако изображали они их совершенно по-разному[36]. Кроме них орхидеи полюбили мастера техники гохуа и множество художниц[36]. Дикая слива-мэйхуа в жанре «цветы-птицы» несла космогоническую миссию, а бамбук — конфуцианские этические принципы и философии даосизма и чань-буддизма[36].
Изображение бамбука особенно удачно выходило у Су Ши, Вэнь Туна и Хуан Тинцзяня; его части уподобляли иероглифам и писали каллиграфическими штрихами[37]. Процесс рисования бамбука в период Сун представлялся художникам философским и мистическим действом, но уже начиная с периода Мин художники в основном фокусировались на технических аспектах[38]. В то же время наиболее часто бамбук рисовали чёрной тушью — по легенде некая придворная дама увидела на створке окна его тень в лунную ночь и поразилась тому, насколько хорошо силуэт отражает сущность бамбука[39]. В период Юань изображение бамбука становится необычайно важной темой — бамбук символизирует идеал учёного, которого не согнуть невзгодам[24]. Среди юаньских художников, писавших бамбук, выделяют Ли Каня и Ни Цзаня[39][24].
Символом несгибаемости и благородной чистоты стала цветущая дикая слива — мэйхуа. Художники и поэты восхищались её способностью оставаться живой даже в мороз, а также символизмом цветов-ян, растущих на дереве, корни которого уходят в землю-инь и так далее; о мэйхуа говорили, что она должна сочетать в себе чистоту бамбука и стойкость сосны[40].
Хризантемы — символ отрешённости, возвышенного одиночества — в китайском искусстве были излюбленным поэтическим сюжетом, поэт Тао Юаньмин создал множество высоко оценённых стихов о хризантеме[41].
См. также
- Катё-э — японский жанр, развившийся из хуаняо
Примечания
- ↑ Виноградова, 1987, с. 15.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Сычев, 1983.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 6.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 16.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 23, 28.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 35.
- ↑ 1 2 3 4 Завадская, 1983.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 65.
- ↑ Завадская, 1975, с. 98.
- ↑ Завадская, 1975, с. 99.
- ↑ Завадская, 1975, с. 263.
- ↑ Ци, 2007.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 69.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 66.
- ↑ Завадская, 1975, с. 104—106.
- ↑ Завадская, 1975, с. 108.
- ↑ Завадская, 1975, с. 109.
- ↑ Завадская, 1975, с. 128.
- ↑ 1 2 Виноградова, 1987, с. 92.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 94.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 95, 102.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 105.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 122.
- ↑ 1 2 3 4 Виноградова, 1987, с. 124.
- ↑ Завадская, 1975, с. 140.
- ↑ Завадская, 1975, с. 191.
- ↑ Завадская, 1975, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 141.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 142—144.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 148.
- ↑ 1 2 3 Виноградова, 1987, с. 149.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 151.
- ↑ Виноградова, 1987, с. 8.
- ↑ Завадская, 1975, с. 165.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 254.
- ↑ 1 2 3 Завадская, 1975, с. 255.
- ↑ Завадская, 1975, с. 256.
- ↑ Завадская, 1975, с. 257.
- ↑ 1 2 Завадская, 1975, с. 258.
- ↑ Завадская, 1975, с. 260.
- ↑ Завадская, 1975, с. 261—262.
Литература
- Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. — Искусство, 1987.
- Завадская Е. В. Эстетические проблемы живописи старого Китая. — Искусство, 1975.
- Завадская Е. В. Человек — мера всех вещей. О живописи хуаняо (цветы и птицы) Ци Байши // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 112—129.
- Сычев В. Л. К вопросу о происхождении и значении жанра «цветы и птицы» в китайской живописи // Проблема человека в традиционных китайских учениях / Григорьева Т. П.. — Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. — С. 99—104.
- Ци Бинь Жанр «цветы и птицы» в творчестве художников Сюй Вэй и Чэнь Даофу // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2007. — С. 122—125.
org-wikipediya.ru