Великий пианист Святослав Рихтер: жизненный и творческий путь. Рихтер святослав картины
Биография Святослава Рихтера - РИА Новости, 20.03.2015
09:4920.03.2015
(обновлено: 09:50 20.03.2015)
9884121
20 марта 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения великого российского пианиста Святослава Рихтера.
Российский пианист Святослав Теофилович Рихтер родился 20 марта (7 марта по старому стилю) 1915 года в Житомире (Украина). Его отец Теофил Рихтер (1872-1941) был сыном немецкого колониста, жившего в России. Мать, Анна Москалева (1892-1963), происходила из русской дворянской семьи.
Детство и юность Святослав Рихтер провел в Одессе, где учился у своего отца – пианиста и органиста, получившего образование в Вене. В 1941 году его отец был репрессирован как немецкий шпион, а мать вынуждена была эмигрировать в Германию.
В 1932-1937 годах Святослав Рихтер работал концертмейстером в Одесской филармонии, с 1934 года – в Одесском театре оперы и балета.
В 1934 году он дал свой первый концерт.
В 1937 году, в возрасте 22 лет, поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского в класс профессора Генриха Нейгауза, которую окончил в 1947 году с золотой медалью.
30 декабря 1940 года исполнение Первого фортепианного концерта П.И. Чайковского с Государственным симфоническим оркестром положило начало регулярной концертной деятельности пианиста. В 1943 году вместе с певицей Ниной Дорлиак, ставшей его женой и партнером по сцене, он совершил первое гастрольное турне по СССР.
В 1945 году Святослав Рихтер победил на III Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.
Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.
Вконтакте
Одноклассники
Viber
Telegram
За роялем один из лучших пианистов ХХ века - Святослав Рихтер. Архив
В 1950 году он совершил первые зарубежные гастроли в страны Восточной Европы, а в 1960 и 1961 году – в США, Канаду и страны Западной Европы.
Исполнение Рихтера отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля.
Репертуар Рихтера включал музыку разных эпох, от Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя до Игоря Стравинского, Бенджамина Бриттена и Джорджа Гершвина. Его высшие исполнительские достижения связаны с творчеством Йозефа Гайдна, Людвига Бетховена, Франца Шуберта, а также Сергея Прокофьева (который посвятил Рихтеру свою Девятую сонату) и Дмитрия Шостаковича.
На раннем этапе карьеры Рихтера его основными ансамблевыми партнерами были пианист, ученик Нейгауза Анатолий Ведерников, скрипачка Галина Баринова, виолончелисты Даниил Шафран и Мстислав Ростропович. В 1960-х годах Рихтер выступал в фортепианном дуэте с Бенджамином Бриттеном, исполняя не только его музыку, но и произведения Моцарта, Шуберта, Шумана, Дебюсси. В 1966 году началось содружество Рихтера и Давида Ойстраха; в 1969 году они осуществили премьеру Скрипичной сонаты Шостаковича. Рихтер был частым партнером Квартета имени Бородина и охотно сотрудничал с музыкантами более молодого поколения – Олегом Каганом, Елизаветой Леонской, Наталией Гутман, Юрием Башметом.
Искусство Рихтера как солиста и ансамблиста увековечено в большом количестве студийных и концертных записей, созданных в 1946-1994 годах.
В 1980 году Святослав Рихтер выступил (совместно с Ириной Антоновой – директором музея) с идеей проведения в залах Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина "Декабрьских вечеров" — ежегодных тематических фестивалей живописи и музыки.
Также по инициативе пианиста были учреждены фестивали Музыкальные празднества в Турени (1964) и музыкальный фестиваль в Тарусе (с 1993 года), для проведения которого был создан Фонд Святослава Рихтера.
Рихтер помимо музыки интересовался изобразительным искусством, сам писал пастелью.
В личной коллекции музыканта были собраны картины и рисунки его друзей и почитателей, среди которых Пабло Пикассо, Оскар Кокошка, Ренато Гуттузо, Василий Шухаев, Роберт Фальк, Дмитрий Краснопевцев, Анна Трояновская и другие.
Последний публичный концерт Рихтера состоялся в марте 1995 года в Германии.
1 августа 1997 года Святослав Рихтер скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Святослав Рихтер – народный артист СССР (1961). Он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1975). Лауреат Государственной премии СССР (1950), Ленинской премии (1961), Государственной премии РФ за 1995 год. Награжден тремя орденами Ленина (1965, 1975, 1985), орденом Октябрьской Революции (1980), орденом "За заслуги перед Отечеством III степени, другими орденами и медалями, в том числе иностранных государств. Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 1985).
Святослав Рихтер был женат на певице (сопрано) и профессоре Московской консерватории Нине Дорлиак (1908-1998), дочери известной певицы Ксении Дорлиак.
Большую часть своего собрания живописи Рихтер завещал в дар Государственному музею изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С. Пушкина. В настоящее время картины находятся в Музее личных коллекций.
В 1999 году на Большой Бронной улице в Москве был открыт Музей-квартира С.Т. Рихтера – филиал ГМИИ.
В июне 2013 года в дар Московской консерватории был передан бронзовый бюст Святослава Рихтера работы скульптора Эрнста Неизвестного.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Святослав Рихтер - биография, фото, личная жизнь пианиста
Святослав Рихтер — биография
Святослав Рихтер был не только выдающимся пианистом прошлого века, но и культурным деятелем, принимал активное участие в общественной жизни, основал фестиваль «Декабрьские вечера».
Великий, гениальный, выдающийся – именно так отзываются о пианисте Святославе Рихтере все, кто хоть раз слышал его виртуозное исполнение классических произведений. В его репертуаре сочинения Баха, Шуберта, Шопена, Листа, Прокофьева, Гайдна.
Фото: Святослав РихтерУ него был свой, индивидуальный подход к музыке, он чувствовал время и стиль, а техника исполнения была доведена до абсолютного совершенства.
Детство
Родился Святослав Рихтер в Житомире на Украине, хотя в то время это была Российская империя, 20 марта 1915 года. Отец мальчика – талантливый немецкий пианист, органист, композитор Теофил Данилович Рихтер(1872-1941), преподавал музыку в консерватории Одессы и играл на органе в местной кирхе. Маму Святослава звали Анна Павловна Москалева(1892-1963)потомственная русская дворянка, по матери фон Рейнке. Всю Гражданскую войну маленький Святослав жил у своей тети Тамары, от которой племяннику в наследство досталась любовь к живописи, ставшей впоследствии одним из серьезных увлечений после музыки.
В 1922 году мальчик с семьей переезжает в Одессу, учится играть на фортепиано. Помогает ему в это время отец – знаменитый пианист, который свое музыкальное образование получил в Вене. Маленького Святослава очень привлекал оперный театр, он даже начинает писать театральные пьесы и мечтает выучиться на дирижера. Два года с 1930 до 1932 Святослав отдал Одесскому дому моряка, куда был принят в качестве пианиста-концертмейстера, после этого переходит в местную филармонию. В 1934 году Рихтер выступил со своим первым сольным концертом, исполняя преимущественно музыку Шопена. Вскоре после этого его принимают в Одесский оперный театр аккомпаниатором.
Консерватория
Мечта Рихтера о дирижерстве так и не сбылась. В 1937 году юноша становится студентом Московской консерватории по классу фортепиано, попав к знаменитому Генриху Нейгаузу, но в ту же осень его отчислили. Причина – Святослав наотрез отказался заниматься общеобразовательными предметами.
Молодой человек возвращается домой – в Одессу. Но Нейгауз сумел настоять на своем и Рихтер согласился вернуться в Москву, в консерваторию. Дебютом пианиста в Москве было выступление в ноябре 1940 года, прошедшее в Малом зале родной консерватории. В репертуаре молодого пианиста была Шестая соната Прокофьева, которая исполнялась до этого только ее автором. Спустя всего месяц Святослав дает свой первый концерт в сопровождении оркестра. Закончил консерваторию Рихтер в 1947 году, получив золотую медаль.
Война
В годы войны пианист выступает с концертами не только в Москве, но и в других городах Советского Союза. Посещал он и блокадный Ленинград. Он старался порадовать измученных войной соотечественников красивой музыкой, совершенным исполнением. В его репертуаре все чаще звучат новые сочинения, он непередаваемо сыграл Седьмую сонату для фортепиано С.Прокофьева.
Родители
В биографии Святослава Рихтера была одна трагедия, которую он тщательно скрывал от окружающих – предательство собственной матери. До войны семья жила в Одессе, отец служил в театре оперы, мама занималась шитьем. Перед самой оккупацией Одессы их семье предложили эвакуироваться, но мать отказалась. Отца мальчика арестовывают чекисты, ссылаясь на закон военного времени, и расстреливают, только потому, что он был немцем по национальности, а значит предателем, ждущим прихода фашистов. Мать в это время неожиданно для всех выходит замуж за Сергея Кондратьева, потомка чиновника Царской России, который люто ненавидел советскую власть и даже разрешает ему взять фамилию Рихтер.
Не дожидаясь, пока Одессу займут советские войска, Анна со своим новоиспеченным мужем бежит за границу и поселяется в Германии. Святослав в это время живет и учится в Москве и ничего не знает, всю войну ожидая встречи с любимой мамой, которая была для него и советчиком и другом. Узнав о происшедшем, молодой человек замкнулся – это была настоящая катастрофа, крушение всего, что раньше было святыней. Эта боль он так и испытывал всю жизнь, даже решил, что семьи у него не будет никогда – только творчество.
Он не видел маму целых двадцать лет. Их встреча состоялась тогда, когда Фурцева и Орлова добились разрешения для поездки Святослава за границу. Но увы, той близости, что была раньше, уже не получилось. Но тем не менее, когда Рихтер узнал о тяжелой болезни матери, он истратил на нее весь гонорар, который заработал на гастролях. О ее смерти Святославу сообщил Кондратьев перед самым выступлением в Вене – и великий пианист так и не смог справиться с волнением и провалил концерт. Это был его единственный провал за всю жизнь.
Творчество
Имя Рихтера зазвучало после войны, особую известность ему принес Третий всесоюзный конкурс, но котором он стал победителем, разделив первую премию с В.Мержановым. Его признали лучшим советским пианистом. Далее были гастроли на родине и в социалистических странах, а вот на Запад его не выпускали. Причиной тому стала дружба пианиста с попавшими в опалу Борисом Пастернаком и Сергеем Прокофьевым. Музыка Прокофьева была негласно запрещена, но это не помешало Рихтеру выступать с его произведениями. В 1952 году сбылась мечта Рихтера – он впервые дирижировал на премьере Симфонии-оркестра. Сольную партию играл М.Ростропович. Прокофьев даже посвятил Рихтеру свою Девятую сонату и пианист блестяще ее исполнил. Рихтер был первым исполнителем в Советском Союзе, которому вручили престижную премию «Гремми». Его концертная жизнь была очень интенсивной – до 70 концертов за год.
Творчество Святослава Рихтера хранят многочисленные записи и студийные и концертные, которые записывались в период с 1946 по 1994 год.
Общественная деятельность
Святослав Рихтер является основателем «Декабрьских вечеров», которые проводились в Музее изобразительных искусств им.Пушкина. Это были тематические фестивали музыки и живописи, на которых звучала популярная классическая музыка и проходила демонстрация картин, соответствующих по тематике. Эти вечера собирали самых лучших музыкантов, художников, режиссеров и актеров. Впервые фестиваль был проведен в 1981 году.
А еще Рихтер выступил с инициативой организовать фестиваль «Музыкальные празднества» в Турени в 1964 году и фестиваль музыки в Тарусе в 1993 году.
В начале 90-х годов Рихтер работает над созданием школы для молодых художников и музыкантов, где бы они могли не только обучаться, но и отдыхать. Идеальным местом для такой школы пианист считал город Тарус, там, где находилась его дача. Но чтобы осуществить свою мечту нужны были деньги. Так и возникла идея проведения ежегодных фестивалей, в которых будут участвовать художники и музыканты. Чтобы получить возможность их проведения, пианист организовывает фонд Святослава Рихтера, в котором становится президентом. Свою дачу пианист также подарил фонду.
Живопись
Еще одной большой любовью Рихтера была живопись. У него была целая коллекция картин и рисунков, которые подарили ему известные художники – К.Магалашвили, А Трояновская, В Шухаева, Д.Краснопевцева.
У него была даже картина великого Пикассо — «Голубь», на которой художник оставил дарственную надпись. Наставником Рихтера в искусстве живописи была А.Трояновская, он брал у нее уроки мастерства. Она считала, что у Рихтера какое-то особенное чувство света, он как-то по-своему воспринимает пространство, имеет яркое воображение и феноменальную память.
Личная жизнь
Свою будущую жену Святослав встретил в 1943 году. О личной жизни пианиста ходило множество слухов и сплетен, вплоть до того, что он был гомосексуалистом, несмотря на наличие жены. Музыкант никогда не рассказывал подробности отношений в семье – это было слишком личным. Его жену звали Нина Дорлиак(1908-1998).
Фото: Святослав Рихтер с женой Ниной ДорлиакОна была дочерью популярной певицы К Дорлиак. Во время их знакомства Нина была певицей(сопрано), а после стала преподавателем в консерватории Москвы. Нина Львовна пережила своего мужа почти на год. Они прожили долгую жизнь – 50 лет, но так и не родили детей. Рихтер считал, что все эти тихие семейные радости ему не нужны, он был счастлив только в искусстве. У них был очень необычный брак – это обращение на вы, проживание в разных комнатах… По завещанию Н. Дорлиак их квартира перешла в собственность музея им.Пушкина.
Музей
С 1999 года, квартира, ранее принадлежавшая Рихтеру, стала музеем. Здесь все осталось так, как было при жизни великого пианиста. Все вещи на своих местах, рояль с нотами в той же комнате, в которой репетировал Святослав Теофилович. Сейчас это помещение используют для просмотра кинолент и прослушивания классической музыки. В шкафах по-прежнему разложены ноты, кассеты, пластинки, которые достались в дар великому маэстро от друзей и многочисленных поклонников.
Здесь же надежно хранится оригинал рукописи Прокофьева с Девятой сонатой, посвященной Рихтеру. Кабинет музыканта поражает изобилием книг, он увлекался русской классикой. И отдельное место занимает в музее живопись – еще одно серьезное увлечение пианиста. Здесь и его собственноручные произведения и картины его друзей–художников, именитых и не очень. Музей открыт для всех, кому хочется послушать хорошую музыку или самому принять участие в одном из музыкальных вечеров.
Признание заслуг величайшего из музыкантов
Творчество Рихтера было вознаграждено многочисленными званиями и наградами. Он народный артист СССР и РСФСР, получил Ленинскую и Сталинскую премию. Ему присвоили звание почетного доктора сразу два университета – Страсбургский и Оксфордский.
Он награжден орденами «Октябрьской революции» и «За заслуги перед Отечеством». Он лауреат многочисленных отечественных и зарубежных премий, является кавалером ордена Искусств и литературы, полученным во Франции, Героем Соцтруда и членом московской академии творчества.
Памяти пианиста
В 2011 году в г.Житомир, на родине великого музыканта, была установлена мемориальная доска. Имя Святослава Рихтера присвоено международному конкурсу пианистов. В г.Яготин на Украине и в г.Быдгощ в Польше есть памятники непревзойденному маэстро. Одна из улиц Москвы также носит имя Святослава Рихтера.
Последний раз Рихтер выступил на публике в Германии в 1995 году. Умер музыкант в Москве 1 августа 1997 года. Место захоронения – Новодевичье кладбище.
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
biographe.ru
Рисунки Рихтера покажут в ГМИИ имени Пушкина
20 марта пианисту Святославу Рихтеру исполнилось бы сто лет. Экспозиция, посвященная личности, эпохе и творческому окружению музыканта, получила название "Святослав Рихтер. От первого лица".
Все вещи разместились в четырех залах. Выставка получилась камерной, даже во многом личной. Куратор проекта - президент ГМИИ им.А.С.Пушкина Ирина Антонова, много лет дружившая с Рихтером.
"Эту выставку было непросто подготовить, она делалась с большой любовью к этому великому человеку, - рассказала на открытии Ирина Александровна. - Рихтер сотрудничал с музеем с начала 1940-х годов. Он приходил на наши выставки. Он очень любил искусство, но не так, как любят пластические искусства другие, он сам был художником. Часто его супруга, Нина Львовна Дорлиак, могла позвонить мне и сообщить, что Святослав Теофилович хотел бы поиграть завтра в музее. И спрашивала, насколько это возможно. Бледнея, я всегда говорила "да". Хотя я понимала, какую огромную работу надо проделать по организации зала и настройке инструмента. Он выступал с концертами в ГМИИ - и это могла быть генеральная репетиция его выступления в Большом зале Консерватории".
От рождения, первых живописных опытов, окончания консерватории, до первых "Декабрьских вечеров". Такова хронология выставки. Под стеклом в первом зале - совсем редкая фотография - отец пианиста Теофил Данилович склоняется к супруге Анне Павловне Москалевой, держащей на руках младенца Святослава. Рядом - карандашный рисунок тети Мэри (так Рихтер называл свою тетю по материнской линии Тамару Павловну Москалеву), на котором пианист - совсем юнец.
Рихтер говорил: "Вы задумывались о прошлых своих жизнях? <…> Мне кажется, что художником я обязательно был. Конечно <…> ренессансным".
Именно тетя Мэри дала ему первые уроки рисования.
"Она все время сидела за столом с красками, рисовала, занималась графикой и нарисовала книгу про меня, - писал Рихтер. - С детства я привык к запаху красок".
Посетителям представили десятки пастелей Рихтера: "Луна. Китай", "Ночью на извозчике", "Несут аэростат", "Сумерки в Скатертном", "Ниночка с Митькой на Ржевском" и другие. Много работ посвящено Москве: столица у Рихтера чаще всего тихая, уютная, окунувшаяся в розоватые сумерки. Кстати, большую часть своего собрания живописи Святослав Теофилович незадолго до своей кончины завещал в дар ГМИИ. "Теперь я спокоен - у моих картин есть надежное место", - говорил он.
Следующий зал - картины друзей пианиста. Дом Рихтера притягивал, как сейчас бы сказали, весь бомонд. Сам пианист гостил у Пабло Пикассо, брал уроки рисования у Роберта Фалька, дружил с Дмитрием Краснопевцевым ("Я давно являюсь его поклонником, у меня дважды выставлялись большие собрания его картин в 1962 и 1975 годах"), высоко ценил Петра Кончаловского ("В нем были могучесть, богатство, щедрость, легкость, артистизм таланта"). Большинство выставленных работ - дары пианисту. "Битва всадника с быком" и "Голубь мира" Пабло Пикассо, портреты Рихтера кисти Оскара Кокошки, Василия Шухаева, Роберта Фалька (особое внимание стоит обратить на эскиз портрета пианиста 1943 года), "Шуточный рисунок" Ренато Гуттузо, натюрморты Дмитрия Краснопевцева, пейзажи Анны Трояновской и другие соседствуют с редкими фотографиями, на которых пианист в окружении своих друзей.
На фотографии 1975 года, сделанной в квартире Рихтера на Большой Бронной, Святослав Теофилович запечатлен с Дмитрием Краснопевцевым, Владимиром Высоцким и Мариной Влади. В документальной части выставки также представлены рукописи и редкие издания музыкальных сочинений из коллекции музыканта. Это ноты произведений, специально написанных для пианиста Сергеем Прокофьевым (Соната для фортепиано № 9) и Бенджамином Бриттеном (Каденция к концерту № 22 В.А. Моцарта), а также издания с авторскими автографами Аарона Коупленда, Артура Оннегера, Генриха Нейгауза (ноты с дарственной Милицы и Генриха Нейгауз Святославу Рихтеру в день окончания консерватории).
Из мемориальных вещей - совсем немного - очки, карандаш, записная книжка. Из совсем личного - фотография, где Рихтер настраивается на предстоящий концерт, сидя на крышке рояля. В 1981 году прошли первые "Декабрьские вечера" Святослава Рихтера. Соединение живописи и музыки - необычный "формат" (хотя в музее не любят это слово по отношению к "вечерам"), предложенный пианист.
Как рассказывает Ирина Антонова, очень долго выбирали название проекта. Ирина Александровна предложила "Дары волхвов". Фестиваль проходил в декабре (месяц Рождества по старому стилю), музыканты участвовали в фестивале бескорыстно, отказавшись от денежного вознаграждения. Но пианист настоял на "декабрьских вечерах". В этом году фестиваль пройдет в 35 раз. На фото, посвященных фестивалю, - молодые Башмет и Спиваков рядом с великим учителем. Выставка открыта до 5 апреля.
rg.ru
К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СВЯТОСЛАВА РИХТЕРА
Играет Святослав Рихтер - «Allegretto»
20 марта 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения великого российского пианиста Святослава Рихтера, одиного из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
Искусство Рихтера как солиста увековечено в большом количестве студийных и концертных записей, созданных в 1946-1994 годах. В 1934 году он дал свой первый концерт. Последний публичный концерт Рихтера состоялся в марте 1995 года в Германии.
«В дни юбилеев мы невольно задумываемся над тем, что значит в нашей жизни то или иное имя. Промелькнуло ли оно, оставив лишь приятное воспоминание, чуть коснувшись нашей души, или глубоко запало в сердце, постоянно оказывая влияние на наши представления, поступки, помогая правильно оценивать явления жизни, укрепляя наш дух и веру в добро, человечность, веру в красоту жизни.
Я думаю, что выражу мнение громадного большинства любителей музыки во всем мире, если скажу, что имя Рихтера оказывает именно такое глубокое влияние на духовную жизнь культурной части современного человечества. Почему имя Рихтера кажется нам таким большим, светлым, высоким, чистым и человечным? Почему каждый концерт Рихтера вырастает в огромное событие культурной жизни? В чем эта гигантская сила воздействия его искусства на людей?
После концерта Рихтера мы становимся чище, добрее, а значит, зорче, умнее, сильнее и нам легче стереть случайные черты, они не кажутся нам уже такими значительными и нестираемыми».
Станислав Нейгауз - советский пианист и педагог.
Но в игре Святослава Рихтера была не только страсть. Слышалось в ней какое-то странное смирение, смешанное с болью и страданиями.
В его жизни было немало драм и трагедий. Его пытались не раз арестовать в военное время, когда шли гонения на русских немцев. Но самая главная трагедия Рихтера связана с его родителями. Его отец, Теофил Рихтер, был расстрелян по приговору военного трибунала. А мать, Анна Павловна, вскоре вышла замуж за бывшего преподавателя консерватории, тоже немца по национальности, и в конце войны уехала вместе с новым мужем в Германию.
Это известие стало для Рихтера сокрушительным. После этого он решил для себя: «У меня не может быть семьи, только искусство». Именно тогда Рихтер решил отречься от всех обычных радостей - семьи, друзей, детей… Чтобы ничего не мешало творить. У него даже учеников не было. Он не хотел тратить время на что-то, кроме творчества. Это стало его выбором и его проклятьем в итоге. Фильм «Святослав Рихтер» из серии - Гении и злодеи.
Хотя пианист не был одинок. 50 лет Рихтер прожил с оперной певицей Ниной Дорлиак. При этом семья была не совсем обычной. До конца своих дней они обращались друг к другу только на вы. И у каждого в общей квартире была своя половина. Дорлиак пережила мужа всего на один год.Но мало кто знает, что всю жизнь рядом с ним была удивительная женщина Вера Прохорова, благословившая его на брак с Дорлиак. Об этом рассказывает фильм - Больше, чем любовь. Святослав Рихтер
Дочь последнего владельца Трехгорной мануфактуры Вера Прохорова встретила свою любовь в 1937 году, когда ей было 19 лет. И до самой смерти на протяжении 75 лет она была верна этому чувству. Она не захотела ни за кого другого выходить замуж. Не захотела иметь детей. Её единственной любовью был Святослав Рихтер.К 100-летию со дня рождения Святослава Теофиловича Рихтера в музее изобразительных искусств им. Пушкина открыта выставка, посвященная личности, эпохе и творческому окружению выдающегося музыканта.
Экспозиция, состоящая из художественного и мемориально-документального раздела, включает в себя более шестидесяти произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, афиши, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы.
Выставка знакомит с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны.
«Музыка в моей жизни главное, но она все же не вся моя жизнь…, я существо всеядное… и не потому, что разбрасываюсь, просто я многое люблю». - Святослав Рихтер
Умение видеть звуки и рисовать по памяти, было свойственно Святославу Рихтеру с раннего детства.
«Если бы он не был великим пианистом, то был бы прекрасным художником», - отмечал позднее Роберт Фальк. Художник Роберт Рафаилович был дружен с лучшими пианистами - с Гилельсом, Нейгаузом и Рихтером. С последним общались очень любопытно: 50 на 50. Рихтер Фальку рассказывал о музыке, а Фальк учил Рихтера рисовать.
На выставке представлены пастели Святослава Рихтера, которые он создавал дома, всегда по памяти: «Луна. Китай», «Ночью на извозчике», «Несут аэростат», «Сумерки в Скатертном», «Ниночка с Митькой на Ржевском» и многие другие.
Влияние Святослава Рихтера на творческую среду невозможно переоценить. Наряду с музыкальными вечерами в квартире маэстро устраивались выставки друзей-художников: Роберта Фалька, Анны Трояновской, Дмитрия Краснопевцева, Василия Шухаева, Елены Ахвледиани. Рихтер приобретал некоторые работы, многие картины и рисунки из его коллекции - подарки друзей и великих почитателей, среди которых Пабло Пикассо.
Предлагаю отправиться в дом 2/6 на Большой Бронной улице в Москве и посетить Мемориальный музей-квартиру Святослава Рихтера.
Дом, в котором он жил - типовая кирпичная башня. Но, поднявшись наверх и войдя в квартиру, вы попадаете в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Вдоль коридоров и кабинета - специально выстроенные стенные шкафы. В них архив: письма, фотографии, концертные программы.
«Важно, чтобы занавес был опущен. А потом, когда я отвешу последний поклон, вы занавес откроете... А там - ничего. Пус-то-та... Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, зáмки и много красного деревa...» - Святослав Рихтер
Здесь во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве». Андрей Вознесенский считает пианиста символом русской интеллигенции, живущей по «шкале Рихтера».
Комната-зал, где всегда звучала музыка
В большой комнате, где Святослав Теофилович занимался сам и репетировал с другими музыкантами. Здесь два рояля фирмы «Steinway & Sons», несколько кресел, два старинных итальянских торшера (подарок мэра Флоренции), гобелен и картины.
Рихтер никогда не преподавал, но, выступая в ансамбле с молодыми музыкантами, такими как Наталья Гутман, Олег Каган, Юрий Башмет и другие, репетируя с ними у себя дома, он невольно становился педагогом, ведя их за собой, заражая своим талантом, эрудицией и преданностью музыке. Это были их «университеты».
Столовая и холл
«Я бы хотел иметь свой знак. Чтобы по нему меня узнавали. Но что это за знак? Соединение всех искусств, которое придумал Бог... Я это соединение распыляю по свету...» - Святослав Рихтер
Святослав Рихтер не был коллекционером в привычном понимании этого слова, но хорошо знал и любил живопись, устраивал у себя в квартире вернисажи из работ любимых им художников.
Кабинет Святослава Рихтера
«Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси - каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный своеобразный мир автора. И все это овеяно «рихтеровским духом», пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки!» - Генрих Нейгауз
В кабинете Рихтера - он называл эту комнату шкафной - шкафы с книгами, шкаф с пластинками его уникальных записей, шкаф с нотами, шкаф с концертными костюмами, шкаф с подарками друзей и поклонников его таланта.
Комната отдыха
«Рихтер знаменует высшую степень в поисках музыкальной истины, и в то же время он всегда был готов, подобно ребенку, удивляться любой «неожиданности», вдруг открывавшейся ему в Музыке, Природе, Жизни...» - Риккардо Мути
Эту комнату Святослав Теофилович называл комнатой отдыха. В дни домашних концертов она превращалась в артистическую. Здесь внимание привлекает портрет отца музыканта, Теофила Даниловича, в молодости.
Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава Теофиловича) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 октября расстрелян в одесской тюрьме как «немецкий шпион». Анна Павловна уехала в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и своего единственного сына. Они встретились только через двадцать лет.
Всю жизнь Святослав Теофилович нес в душе эту боль. В день гибели отца он включал запись его любимых произведений и молча слушал.
Комната с пастелями Святослава Рихтера
«Музыка в моей жизни главное, но она все же не вся моя жизнь... Я существо всеядное... и не потому, что разбрасываюсь, просто я многое люблю» - Святослав Рихтер
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера чрезвычайно разнообразны, как и дарования, которыми наделила его судьба помимо музыкального дара. Святослав Рихтер не только любил и хорошо знал изобразительное искусство, но и сам был художником.
Ни пастелей, ни фотографий при жизни Святослава Теофиловича на стенах его квартиры не было. И теперь фотографии размещены в специально отведенной комнате, где из них составляются экспозиции, рассказывающие о жизни музыканта.
Кабинет Нины Львовны Дорлиак
«Рихтера я узнала, когда он появился в Консерватории... Возвращаясь по улице Горького, шла в задумчивости, вдруг ко мне стремительно подходит Святослав Теофилович: - Давайте вместе дадим концерт.- Вы хотите, чтобы отделение вы играли, а отделение я пела?- Нет, я хочу вам аккомпанировать.» - Нина Дорлиак
Небольшим «музеем» в Мемориальной квартире стал рабочий кабинет Нины Львовны Дорлиак. Замечательная камерная певица и педагог, она принадлежала к семье, певческая родословная которой, по фамильному преданию, уходит в прошлое к самой Полине Виардо.
На стене фотография ее матери, Ксении Николаевны Дорлиак, знаменитой русской певицы, исполнительницы ведущих оперных партий на сценах России и Европы, и рано умершего брата Дмитрия Дорлиака, в 1930-е годы актера Московского театра имени Вахтангова.
Н. Дорлиак / С. Рихттер «Французская нар. Песня»
Нина Львовна довольно рано перестала петь. Она полностью посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории. Неутомимая и титаническая работа Рихтера, творческое будущее любимых учениц, племянник, которого она воспитывала после смерти брата, - все это выпало на ее долю. Ей приходилось защищать Рихтера от навязчивой любви многочисленных поклонников. Она была ему искренним и верным другом и судьей.
Вместо эпилога
«Все попытки подобрать рациональный ключ к таинственной природе гения бессмысленны: мы никогда не найдем форму одаренности... Он больше чем пианист, его проблемы располагаются на уровне более высоком... они возникают и решаются на стыке искусства, науки и философии, в точке, где единая истина выражается универсально и всеобъемлюще».
Альфред Шнитке
Самым главным в квартире Святослава Рихтера была и остается музыка. В квартире на Бронной устраивались прослушивания опер с предварительным чтением либретто, с проигрыванием лейтмотивов и необходимыми комментариями.
Например, на прослушивание тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» узкому кругу лиц были разосланы приглашения, в которых было написано:
«Четыре вечера. Каждый вечер - одна опера». Далее следовала ремарка: «Если Вы не можете прийти на один из этих вечеров, то просим Вас не утруждать себя и не приходить вообще».
Домашние концерты, вернисажи, театрализованные представления были давней традицией в семье Рихтера. Друзья вспоминают Новый год в доме Святослава Теофиловича: Рождественская елка в потолок, канделябры, восковые свечи, мерцают серебряные нити, а под елкой привезенная им швейцарская шкатулка долго играет замечательную забытую мелодию немецкого романтика Хумпердинка.
На Рождество слушали «Рождественскую ораторию» Баха, на Пасху - его же «Страсти». Слушали целиком и частями. Иногда дважды. Рихтер любил расписывать пасхальные яйца - по двести яиц покупали к каждой Пасхе. Расписывал в древнерусском, фольклорном стиле, в стиле модерн, в абстрактной манере. К люстре подвешивал на ленточках скорлупки с водой, и в каждой - букетик подснежников.
Рихтер не любил все показное, тривиальное, формальное. Встречи на Бронной, как и концертные программы, всегда имели какой-то особый замысел и требовали режиссуры и тщательной подготовительной работы для которой он не жалел времени.
Надеюсь, вы поняли, что Музей старается хранить музыкальные и семейные традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.
Рихтер - Чайковский «Концерт № 1, 3ч.»
«...Нельзя не сказать и о величайшей скромности Рихтера, свидетельством чему является его почти постоянная неудовлетворенность результатами своего труда, и, наконец, о той поразительной трудоспособности, без которой не было бы Рихтера. По счастью, он не был ни вундеркиндом, ни скороспелым лауреатом, жизнь его складывалась нелегко, признание пришло довольно поздно, и все, чего он достиг, - плод колоссального труда, накал которого не только не ослабевал по мере продвижения вперед, а усиливался вместе с чувством ответственности».
Станислав Нейгауз
lera-komor.livejournal.com
Святослав Рихтер – уникальное явление в культуре и искусстве XX века (к 100-летию со дня рождения)
Его учитель Генрих Нейгауз так характеризовал своего ученика: «Счастливое соединение мощного духа с глубиной, душевной чистотой и величайшим совершенством исполнения».
Начало творческого пути
А пришёл Святослав Рихтер на прослушивание к Г. Нейгаузу для поступления в консерваторию, не окончив даже музыкальной школы. Нет, сказать, что Рихтер был самоучкой, - нельзя. Его отец, Теофил Данилович Рихтер, был пианистом, органистом и композитором, преподавателем Одесской консерватории. Мальчика с 3 лет обучали музыке дома сначала мать, а затем отец. Кроме того, его тётка по материнской линии, в семье которой он жил некоторое время, привила ему любовь к живописи – Рихтер прекрасно рисовал. Он увлекался также театром и даже написал несколько пьес. Мечтал стать дирижёром.
Но путь к профессиональной сцене был не прост: сначала ему пришлось работать пианистом-концертмейстером. И только в ноябре 1940 г. состоялось его первое сольное выступление перед московской публикой: в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева. Это было первое исполнение сонаты после исполнения автора. Через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром.
«Скиталец»
Так называется фантазия Ф. Шуберта. Рихтер называл её «любимейшим своим сочинением». Советский и российский мемуарист Д. Терехов, друживший с Рихтером до конца его жизни, в своей книге «Рихтер и его время» пишет, что С. Рихтер однажды так сказал о «Скитальце» Шуберта: «Для меня это, быть может, лучшее сочинение в мире».
В общем-то, скитальцем был и сам Рихтер. После начала Великой Отечественной войны Московская консерватория была эвакуирована. Его отца, как этнического немца, арестовали, а затем расстреляли в Одессе советские власти. После освобождения Одессы от фашистской оккупации мать Святослава Рихтера переехала в Германию, и он долго ничего не знал о её судьбе.
Его учитель Г.Г. Нейгауз в 1941 г. был арестован за отказ от эвакуации. 8,5 месяцев он провёл во внутренней тюрьме на Лубянке. После ходатайства Эмиля Гилельса был освобождён и принудительно отправлен за Урал, но в Свердловске сошёл с поезда и остался преподавать в консерватории. Благодаря коллективному ходатайству деятелей культуры, в июле 1944 г. Г. Нейгауз вернулся в Москву.
В голодной и обезлюдевшей Москве Рихтер был одинок, у него не было постоянного жилья и даже собственного инструмента. Художница и педагог А.И. Трояновская приютила его в это трудное время и предоставила ему возможность заниматься на рояле, хотя сама жила в коммуналке. Собственное жильё он смог приобрести только в пятидесятых годах XX в.
Гастроли
Активные гастроли у пианиста начались с 1942 г. И это был сплошной поток выступлений в различных городах и на различных сценах. Залы на его концертах всегда были полными. Успех – блистательный. Программы выступлений – сложнейшие. Он включал в свой репертуар не только известные фортепьянные произведения, но и новые. Например, в январе 1943 г. им была исполнена Седьмая соната Прокофьева, которая требовала серьёзной работы и которую он разучил всего за 4 дня.
К началу 50-х годов Рихтер становится одной из самых заметных фигур в области советского пианизма. Он победил на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в 1945 г. (он разделил победу с В. Мержановым), а с 1950 г. получил разрешение для гастролей за рубежом. Он посетил с концертами Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Румынию, Финляндию, США, Канаду, Англию, Францию, Италию, Японию и другие страны. Везде он имел успех. В чём заключался секрет популярности пианиста С. Рихтера? И был ли вообще у него какой-то секрет?
Исполнитель
Виртуоз, способный сыграть любую пьесу из мирового фортепьянного репертуара; уникально трудоспособный музыкант; творческая личность, никогда не удовлетворённая собственными достижениями; человек высокой духовности и эмоций – в этом единстве качеств и заключена уникальность Рихтера. И ещё один важный момент отмечают в его творчестве: он никогда не демонстрировал на концертах себя как исполнителя, пианиста, свои возможности и проч. Он всегда погружал слушателей в само произведение, он нёс музыку людям и хотел, чтобы они полностью погружались в этот необыкновенный мир – мир звуков – и понимали этот мир. Он сам забывал о себе во время концерта и стремился к тому, чтобы слушатели забывали о нём, а думали только о музыке, воспринимали только музыку…
Генрих Нейгауз
Его учитель Г. Нейгауз писал: «Когда он заиграл Шумана после Гайдна, все стало другим: рояль был другой, звук другой, ритм другой, характер экспрессии другой; и так понятно почему – то был Гайдн, а то был Шуман, и С. Рихтер с предельной ясностью сумел воплотить в своем исполнении не только облик каждого автора, но и его эпохи».
Играет Святослав Рихтер
«Играет ли он Баха или Шостаковича, Бетховена или Скрябина, Шуберта или Дебюсси – каждый раз слушатель слышит как бы живого, воскресшего композитора, каждый раз он целиком погружается в огромный своеобразный мир автора. И все это овеяно «рихтеровским духом», пронизано его неповторимой способностью проникать в самые глубокие тайны музыки!» (Генрих Нейгауз).
Разнообразие талантов
Скажем избитую фразу: талантливый человек талантлив во всём. Но в отношении к Рихтеру это сущая правда.
Известно, что Рихтер любил живопись и сам прекрасно рисовал. Часто посещал музеи изобразительного искусства. С детства очень любил литературу, особенно благоговел перед Шекспиром, Гете, Пушкиным, Блоком. Он был энциклопедически образованным человеком, удивлял собеседников знаниями из различных видов искусства. Давайте рассмотрим его картины.
С. Рихтер «Старая дача» (с сайта http://www.sviatoslavrichter.ru/pictures.php)
С. Рихтер «Сумерки в Скатертном переулке» (с сайта http://www.sviatoslavrichter.ru/pictures.php)
Рихтер очень много гастролировал и в СССР, и за рубежом. Например, в 1986 г. он охватил чуть ли не полмира своими гастролями: сначала выступления в Европе, затем большое турне по городам СССР, в том числе Сибирь, Дальний Восток. Потом Япония, а потом снова концерты в нашей стране, но с востока на запад.
Е. Короленко «Музыка и труд»
С. Рихтер выступал в разных аудиториях, играл не только для изысканной публики, но и для людей, далёких от музыки.
При этом следует помнить, что ему уже 70 лет. Он старался посетить те города, где ещё не играл. Да, скиталец. Он сам говорил: «Я не люблю засиживаться на одном месте, нигде... В моей поездке нет ничего удивительного, никакого подвига, это просто мое желание», «… я счастлив, когда покидаю какое-то место и дальше будет что-то новое. Иначе не интересно жить».
«Декабрьские вечера»
С. Рихтер и И. Антонова
В 1981 г. по инициативе С. Рихтера и директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина И. А. Антоновой впервые был проведён фестиваль музыки и живописи. Впоследствии он стал ежегодным. В чём особенность этого фестиваля?
Концерты и художественные выставки в залах музея объединены одной темой. Каждый год темы меняются. Например, в 1981 г. была тема «Русские художники и музыка». Музыкальная программа была оставлена из музыки русских композиторов. В ней приняли участие музыканты Ирина Архипова (меццо-сопрано), Михаил Воскресенский (фортепиано), Илья Ивари (фортепиано), Олег Каган (скрипка), Надежда Красная (сопрано), Василий Лобанов (фортепиано), Евгений Нестеренко (бас), Наталья Рассудова (фортепиано), Евгений Шендерович (фортепиано), Квартет имени Бородина.
На выставке была представлена живопись и графика XIX-начала XX в. из музеев Москвы, Ленинграда, Калинина и частных коллекций.
В 1982 г. была тема «Век Моцарта. Художественная среда и интерьер» и т.д.
Фестиваль проводится каждый год. После смерти Святослава Рихтера в 1997 г. фестиваль назван его именем: «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», а художественным руководителем с 1998 г. стал Юрий Башмет.
Дача С. Рихтера в Тарусе
В городе Таруса, где пианист любил проводить время на своей даче, ежегодно проводится фестиваль классической музыки, организованный фондом Святослава Рихтера, на форум съезжаются музыканты со всего мира.
Святослав Рихтер является основоположником и другого мероприятия: ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени, который проводится с 1964 г. в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура во Франции.
www.classic-musik.com
Великий пианист Святослав Рихтер: жизненный и творческий путь
Рихтер Святослав Теофилович – выдающийся пианист 20 века, виртуоз. У него был огромный репертуар. С. Рихтер основал благотворительный фонд. Также он организовал несколько музыкальных фестивалей.
Биография
Святослав Рихтер, биография которого представлена в данной статье, родился в 1915 году в Житомире. Его детство и юношеские годы прошли в Одессе. Первым учителем его был отец – пианист и органист, обучавшийся музыке в Вене. В 19 лет С. Рихтер дал свой первый концерт. В 22 года он поступил в Московскую консерваторию. В 1945 году он стал победителем Всесоюзного конкурса музыкантов. Долгое время власти не выпускали Рихтера за границу на гастроли. Первая его поездка состоялась в 1960 году. Тогда он выступил в США и Финляндии. В последующие годы он давал концерты во Франции, Великобритании, Австрии и Италии.
Святослав Рихтер был учредителем нескольких музыкальных фестивалей и благотворительного фонда. Во время войны он жил в Москве, а его родители были в оккупации в Одессе. Вскоре отца арестовали и расстреляли. Мать уехала в Германию, и С. Рихтер считал, что она погибла. Он не видел её 20 лет. Последние годы жизни музыкант провёл в Париже. Незадолго до смерти он вернулся в Россию. Последний концерт С. Рихтера состоялся 6 июля 1997 года. Умер пианист 1 августа 1997 г. Причина смерти – сердечный приступ. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Творческий путь
Святослав Рихтер в 1930 году работал в Доме моряка в Одессе концертмейстером. Затем перешёл в филармонию. С 1934 года служил в оперном театре. В 1937 г. Святослав Рихтер поступил в Московскую консерваторию. Но вскоре пианист был отчислен. Через некоторое время он продолжил учёбу. Окончил консерваторию С. Рихтер в 1947 году. Известность музыкант получил в послевоенные годы. В 1952 г. Святослав Теофилович в первый и последний раз в своей жизни вышел на сцену в качестве дирижёра. В 60-е годы пианист впервые выехал с концертами за рубеж. Святослав Рихтер первым из советских исполнителей был удостоен премии «Грэмми». Он давал по 70 концертов в год. В конце жизни он часто болел, но продолжал выступать, хотя нередко по состоянию здоровья отменял концерты.
«Декабрьские вечера»
«Декабрьские вечера» Святослава Рихтера – это музыкальный фестиваль, основанный великим пианистом. Впервые он проводился в 1981 году. Фестиваль представляет собой цикл концертов, где звучит музыка и демонстрируются подобранные под неё картины. Таким образом, показана тесная взаимосвязь друг с другом различных видов искусства. За годы существования фестиваля в рамках его проведения было организовано около 500 концертов, в которых принимали участие выдающиеся музыканты, поэты, художники, актёры, режиссёры.
Репертуар
Произведения различных авторов исполнял на своих концертах Святослав Рихтер. Музыка разнообразных жанров – от барокко до джаза - входила в репертуар пианиста. Композиторы, произведения которых он исполнял:
- И. С. Бах.
- Й. Гайдн.
- М. Равель.
- Ф. Лист.
- П. И. Чайковский.
- М. Балакирев.
- Л. Керубини.
- М. Фалья.
- Б. Бриттен.
- Ф. Шопен.
- Ж-Б. Векерлен.
- Я. Сибелиус.
- П. Хиндемит.
- А. Копленд.
- А. Алябьев.
- А. Берг.
- Д. Гершвин.
- Н. Метнер.
- Л. Делиб.
- Г. Вольф.
- К. Шимановский.
- Э. Шоссон.
- С. Танеев.
- Л. Яначек.
- Ф. Пуленк и др.
При том что репертуар был очень широк и разносторонен, очень мало записывался в студии Святослав Рихтер. Альбомы пианиста перечислены ниже:
- «Концерт № 1 си бемоль минор» для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. С участием Венского симфонического оркестра под управлением Г. Караяна (1981 год).
- «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха - 1 часть (1971 год).
- «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха - 2 часть (1973 год).
Фонд С. Рихтера
В 90-е годы 20 века был основан Фонд Святослава Рихтера. Его деятельность направлена на то, чтобы проводить различные культурные мероприятия в провинции. В первую очередь это фестивали классической музыки. Всё началось с того, что С. Рихтеру пришла в голову мысль создать школу творчества, где могли бы заниматься, а также отдыхать молодые художники и музыканты. Открыть такое заведение он мечтал в городе Тарусе, где была его дача. Для осуществления его мечты необходимы были денежные средства. Тогда к Святославу Теофиловичу пришла мысль проводить ежегодные фестивали для художников и музыкантов, где бы участвовал он сам, а также его творческие друзья. Вырученные благодаря подобным мероприятиям доходы и планировалось использовать для открытия школы. Друзья и коллеги музыканта - Юрий Башмет, Галина Писаренко, Наталия Гутман, Елизавета Леонская и многие другие - поддержали его идею. Таким образом был основан Фонд С. Рихтера. Сам пианист стал его президентом. В собственность фонда Святослав Теофилович передал свою дачу. Началась деятельность фонда с концерта С. Рихтера. Состоялся он 1 декабря 1992 года.
Рихтер-художник
Рихтер Святослав Теофилович увлекался не только музыкой. Он собрал коллекцию картин, а также рисунков, созданных людьми, которые были ему близки: К. Магалашвили, А. Трояновской, В. Шухаевой, Д. Краснопевцевой. Из зарубежных художников в его коллекции были картины П. Пикассо («Голубь» с дарственной надписью от самого живописца), Х. Хартунга, Х. Миро и А. Колдера. Анна Трояновская была большой приятельницей пианиста, у неё он учился писать пастелью. По её мнению, Святослав Рихтер обладал прекрасным чувством цвета и тона, понятием пространства, воображением и феноменальной памятью.
Работы Святослава Теофиловича, которые хранятся в музее:
- «Москва».
- «Няня».
- «Луна. Китай».
- «Голубой Дунай».
- «Старая дача».
- «Ниночка с Митькой на Ржевском».
- «Ночь и крыши».
- «На юге Армении».
- «У костёла».
- «Павшино».
- «Сумерки в Скатертном».
- «Церковь в Перерве».
- «Вьюга».
- «Несут аэростат».
- «Ереван».
- «Траур».
- «Весенняя непогода».
- «Улица в Пекине».
Награды и звания
Святослав Рихтер – пианист, который по праву был удостоен большого количества наград и званий. Он почётный гражданин Туруса. Получил звание народного артиста СССР, а затем и РСФСР. Был награждён Ленинской и Сталинской премиями. Пианист являлся почётным доктором Страсбургского и Оксфордского университетов. С. Рихтеру были вручены ордена «Октябрьской революции», «За заслуги перед Отечеством». Музыкант получил также премии: Леони Соннинг, имени М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Аббьяти, «Труимф» и «Грэмми». Святослав Теофилович – кавалер ордена Искусств и литературы (Франция), Герой Социалистического Труда и член академии творчества в Москве. И это ещё не полный список званий и наград.
Нина Дорлиак
В 1943 году встретился со своей будущей женой Святослав Рихтер. Личная жизнь музыканта, несмотря на присутствие в ней супруги, всегда была окружена слухами о его гомосексуальности. Сам же Святослав Теофилович не комментировал сплетни и предпочитал личную жизнь не превращать в достояние общественности. Супругой С. Рихтера была Нина Дорлиак – оперное сопрано, народная артистка СССР и РСФСР. Нина Львовна часто выступала в ансамбле со Святославом Рихтером. Вскоре она стала его женой. После того как оставила сцену, стала преподавать. С 1947 года была профессором Московской консерватории. Скончалась Нина Львовна менее чем через год после того, как умер её муж Рихтер Святослав. Дети, семья, друзья и все прочие радости жизни, по мнению музыканта, были не для него, он считал, что должен посвятить себя искусству. Хотя супруга у него всё же появилась, и прожил он с ней 50 лет, но детей у них не было. Да и брак у них был необычный. Супруги называли друг друга на вы, и у каждого была своя комната. Квартиру, в которой они проживали, Нина Львовна завещала музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Музей-квартира
В 1999 году в Москве, в квартире на Большой Бронной, где жил Святослав Рихтер, был открыт музей. Здесь мебель, личные вещи, ноты, картины – всё то, что принадлежало великому пианисту. В квартире нет роскошной обстановки. Образ жизни и характер её хозяина чувствуются во всём. Большая комната, которую сам пианист называл «зала», использовалась для репетиций. Здесь стоит любимый рояль музыканта. Сейчас в этой комнате проводятся просмотры фильмов и прослушивания опер. В кабинете стоят шкафы с нотами, кассетами, концертными костюмами, пластинками и подарками от друзей и поклонников. В секретере хранится рукопись самого С. Прокофьева – это написанная им Девятая соната, которая посвящена пианисту. В кабинете - большое количество книг, особенно Святослав Рихтер любил читать классиков: А. Пушкина, Т. Манна, А. Блока, А. Чехова, М. Булгакова, Б. Пастернака, Ф. Достоевского и т. д. Комната отдыха музыканта, которую он называл «зелёной», превращалась в артистическую в те дни, когда С. Рихтер выступал с концертами. Кроме музыки, как мы уже упоминали, пианист интересовался живописью. Он был не только ценителем, но и художником. В маленькой комнатке - настоящая выставка картин. Здесь представлены пастели Святослава Рихтера, а также произведения разных живописцев. Сам пианист очень часто организовывал в своём доме вернисажи. В музее-квартире проводятся экскурсии, в которые обязательно входит прослушивание аудио и просмотр видео. Помимо этого, здесь проходят вечера музыки.
Память о музыканте
В память о выдающемся пианисте в 2011 году в городе Житомире установили мемориальную доску. Его имя носит международный конкурс пианистов. В нескольких городах установлены памятники Рихтеру С. Т. – в Яготине (Украина) и в Быдгоще (Польша). В Москве именем Святослава Рихтера названа улица.
fb.ru
музыкант по крови и один из крупнейших пианистов XX в. Святослав Рихтер
20 марта 1915 года в городе Житомир (Российская империя) родился один из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций. Звали этого гения Рихтер Святослав Теофилович.
Сегодня мы хотим вспомнить основные вехи творческого и жизненного путей великого музыканта и отобразить их в нашей классической фотоподборке.
Святослав Рихтер родился в семье пианиста, органиста и композитора Теофила Даниловича Рихтера, преподавателя Одесской консерватории и органиста городской кирхи; мать — Анна Павловна Москалёва — из русских дворян немецкого происхождения.
Святослав Рихтер с родителями
В 1922 году семья переехала в Одессу, где Рихтер начал учиться игре на фортепиано и композиции. Рихтер вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем и игру которого молодой Святослав постоянно слушал.
С 1930 по 1932 год Рихтер работал пианистом-концертмейстером в Одесском Доме моряка, затем — в Одесской филармонии. Первый сольный концерт Рихтера, составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место аккомпаниатора в Одесском оперном театре.
Святослав Рихтер с дедом П. П. Москалевым
В 1937 году Рихтер поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Генриха Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, о настоянию Нейгауза, Рихтер восстановился в консерватории, а диплом получил лишь в 1947 году. Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату Сергея Прокофьева — впервые после автора. Ещё через месяц Рихтер в первый раз выступил с оркестром.
С началом Великой Отечественной войны Рихтер остаётся в Москве. Его отец был арестован советскими властями и вскоре расстрелян, а мать после освобождения Одессы от фашистской оккупации покинула город вместе с отступавшими войсками и поселилась в Германии. Сам Рихтер в течение многих лет считал её погибшей.
Во время войны Рихтер вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната Сергея Прокофьева.
В 1943 году Рихтер впервые встретился с певицей Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах. Несмотря на брак, в отдельных кругах музыкантов никогда не утихали слухи о гомосексуальности Рихтера. Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.
После войны Рихтер получил широкую известность, победив на Третьем всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей, и стал одним из ведущих советских пианистов. Концерты Рихтера в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что Рихтер поддерживал дружеские отношения с Борисом Пастернаком, Сергеем Прокофьевым и другими «опальными» деятелями культуры.
Рихтер с супругой Ниной Дорлиак
Настоящей сенсацией стали концерты Рихтера в Нью-Йорке и других городах Америки в 1960 году, за которыми последовали многочисленные записи, многие из которых до сих пор считаются эталонными. В том же году музыканту присуждается премия «Грэмми» (он стал первым советским исполнителем, удостоенным этой награды) за исполнение Второго фортепианного концерта Брамса.
В 1960—1980 годах Рихтер продолжил активную концертную деятельность, давая более 70 концертов в год. Он много гастролировал по разным странам, предпочитая играть в камерных помещениях, а не в больших концертных залах. В студии пианист записывался сравнительно мало, однако сохранилось большое количество «живых» записей с концертов.
Исполнение Рихтера отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Считается одним из крупнейших пианистов XX века.
Рихтер — основоположник ряда музыкальных фестивалей, в том числе ежегодного летнего фестиваля Музыкальные празднества в Турени (проводятся с 1964 года в помещении средневекового амбара в Меле близ Тура, Франция), знаменитых «Декабрьских вечеров» в Музее имени Пушкина (с 1981 года), в рамках которых выступал с ведущими музыкантами современности. В отличие от многих своих современников, Рихтер никогда не занимался преподаванием.
Под конец жизни Рихтер из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины — 6 июля 1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.
Скончался Святослав Рихтер 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа, а похоронен великий советский музыкант на Новодевичьем кладбище в Москве.
Рекомендовано вам
diletant.media