Урал Тансыкбаев. Художники Узбекистана Tашкентцы Искусство. Тансыкбаев урал картины


Дом-музей Урала Тансыкбаева. Картины, черепаха и тюльпан.

"Дом-музей Урала Тансыкбаева работает ежедневно с 10 до 18. Выходной -понедельник. Вход бесплатный." - гласит табличка на стене старого дома, зажатого современными пяти- и девятиэтажками в центре современного жилого массива. Здесь удивительный дом, уникальный музей и великолепная художественная галерея.

Вы - счастливый человек, если можете собраться субботним утром, взять с собой друзей и домочадцев и отправиться на встречу с великим художником. Да, да, именно на встречу, потому что дом Тансыкбаева настолько живой и душевный, что кажется, что художник, вот только что вышел. Куда-то на встречу ушел, и через пару часов вернется. Вам стоит только подождать.

Вот недочитанная книга "Легенда об Уленшпигеле", сложенные очки и лепестки сухих горных цветов, сорвавшиеся с букета на столе.

Пока Мастера нет, мы пройдемся по комнатам. Нам разрешат. Ведь с нами его близкий человек, его летописец, посвятивший более 30 лет жизни делу Мастера. С нами Наталья Ивановна Глазкова, знаменитый искусствовед. С нею нам многое позволено. К примеру подержать в руках уникальный мобильный этюдник, выполненный руками Мастера. И его кисть...

Как истинный художник, великий Урал Тансыкбаев, большую часть жизни был знаменит и беден. Многие вещи для своей работы он делал сам. рамки, этюдники, палитры. И вот этот стол, сбоку, для всякой-всячины... И эта передвижная подставка-палитра. На ней навеки застыли краски мастера. А ящичек внизу забит грудой недоиспользованных тюбиков масляных красок

Вот Рифат безошибочно нашел любимое место мастера. Урал Тансыкбаев любил сидеть на этом большом сундуке, забитом инструментами и покрытом старым туркменским ковром. Евгений Семенович замер рядом со столиком с богатейшим архивом. Эти подборки уникальных документов уже требуют реставрации и оцифровки. У музея пока нет ни средств, ни техники для этого. Бахтиер-ака листает многочисленные каталоги и альбомы с репродукциями картин Тансыкбаева.

Дом музей Урала Тансыкбаева появился благодаря верной музе и ангелу-хранителю Мастера, его жене, Елизавете Яковлевне. Это её фигурка там, на зимнем горном пейзаже. "Женам художников нужно при жизни ставить памятник" - сказала Наталья Ивановна. Её связывала многолетняя дружба с женой Мастера.

  Елизавета Яковлевна Тансыкбаева была женой великого на талант  и бедного на имущество художника. Бывало, Мастер писал этюд, продавал его, и этих денег хватало ровно на небольшой "базар": мясо, картошку, лук, морковь. Сколько таких работ, цена которым "хлеб для семьи художника" осело в частных коллекциях. Цена их до сих пор трудно измеряется деньгами. Они уже числятся в категории "шедевры мировой живописи". А тогда... Елизавета Яковлевна, отправляясь в командировку в сельскую местность, привозила домой мешок свеклы, потому что там было дешево, и денег не было, и как-то нужно было прожить.

В далекое советское время, кто-то из знакомых мастера выкупил у него большое полотно, за деньги, что в эквиваленте составляли около 400 долларов. Это было хорошо, это было много. Через пару месяцев, мастеру рассказали, что на аукционе в Германии эта его картина ушла за  8000 долларов.

"Это так приятно! - сказал Урал Тансыкбаев, и добавил, смеясь: - но это такое свинство!"

Работ Урала Тансыкбаева сохранилось много.  Тысячи. Есть они в фондах многих знаменитых музеев и галерей по всему миру. Лишь в Доме-музее, в Ташкенте, их более трехсот. Сколько их в частных коллекциях сейчас уже не сосчитать.

Натюрморт  с ляганом:

Ляган, словно сошедший с картины:

До 2000 года Дом-музей Урала Тансыкбаева был филиалом Государственного музея искусств. Сегодня это самостоятельный музей, вход в который до сих пор бесплатный.

В 1994 году, к 90-летию Мастера,  рядом с домом была пристроена и открыта прекрасная уютная двухэтажная галерея, где сегодня размещена потрясающая коллекция работ Урала Тансыкбаева.

Урал Тансыкбаев родился в 1904 году, в Ташкенте. В бедной казахской многодетной семье. Отец его рано ушел из жизни, и, сразу после школы, Урал Тансыкбаев пошел работать на завод. Знаменитый Первушенский винный завод. Именно там, в заводском клубе, в 1924 году состоялась его первая выставка картин.

Урал Тансыкбаев рисовал еще со школы. Учителя отмечали и выделяли его талантливые работы.

"В 20-е годы XX века в Ташкенте сложилась чрезвычайно интересная творческая среда, здесь работали талантливые художники — А.Волков, А.Николаев. П.Беньков, М.Курзин, Н.Кашина, Н.Карахан, В.Уфимцев и другие. В городе регулярно проходили художественные выставки, дискуссии, встречи. В 1924 году в клубе винного завода были показаны работы Урала Тансыкбаева, и в газете "Туркестанская правда" появилась заметка о художнике-рабочем.

В 1930 году в Ташкенте открылся Государственный музей искусств, где были представлены произведения русского и западноевропейского искусства из коллекции царской семьи Романовых. При музее работала изостудия, где преподавал Н.Розанов. В эту студию пришел учиться рисовать молодой Урал.Уже картина "Портрет А.Ташкенбаева", написанная в 1927 году, демонстрирует мастерство автора, владение методами импрессионизма. Н.Розанов гордился своим учеником. Свою Большую серебряную медаль, полученную в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учитель завещал любимому ученику — Уралу Тансыкбаеву. Медаль, на которой имеется замечательная надпись "Достойному", сейчас хранится в Доме-музее художника.

В 1928 году состоялась первая поездка художника в Москву. Там он знакомится с сильнейшей коллекцией современного западноевропейского искусства. Живопись импрессионистов. П.Гогена, А.Матисса, А.Дерена потрясла молодого художника, прирожденного колориста. Искусство этих мастеров тем или иным образом отразилось в раннем творчестве художника. В 1928—1929 годах У.Тансыкбаев продолжает учебу в Пензенском художественном училище у Н.Петрова и И.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Репина), произведение последнего впечатлила его еще в Ташкентском музее. В связи с хорошей профессиональной подготовкой У.Тансыкбаев был зачислен сразу же на последний курс училища.

Вернувшись из России в Ташкент, где художественная жизнь буквально кипела, молодой художник входит в бригаду А.Волкова. Несмотря на неординарную живопись А.Волкова, Урал не попадает под его влияние, а вырабатывает свой творческий стиль. Какие слагаемые имел молодой художник, вступая в творческую жизнь? Он вырос в мусульманской среде, где было органичным орнаментальное прикладное искусство -казахские войлоки с крупным модулем, тканые ковры, насыщенные цветом, в которых кодировалась вся Вселенная, узорчатые сюзане, отображающие райский сад. У.Тансыкбаев вырос в городской среде, еще в школе учитель рисования Я.Федорович отметил его способности и всячески поощрял их.

Юноша хорошо знал русский язык, рядом с ним всегда был Алексей Подковыров, которого усыновили родители Урала. С А.Подковыровым он занимался в студии Н.Розанова, вместе учились в Пензенском художественном училище, работали в Ташкенте над эскизами фресок на темы из современной жизни. Когда Урал женился, Алексей попросил разрешения у матери уехать в Алма-Ату, куда отправился вместе с племянником Нурбеком. Творчество А.Подковырова стало заметным явлением в искусстве Казахстана.

У.Тансыкбаев получил хорошее образование, был знаком с современным русским и западноевропейским искусством, работал в авангардной ташкентской среде. И если западные и русские художники устремлялись к теме Востока в поисках своего стиля (Гоген — на Таити, Матисс — в Марокко, П.Кузнецов — в Киргизские степи, К.Петров-Водкин — в Африку и Самарканд), то у У.Тансыкбаева это было в крови."

Тансыкбаев писал горы так, как ни писал их никто и никогда. Объем и пространство невероятным образом чувствуется в его работах.

Кажется, что между одной горной грядой и другой нарисован сам воздух.

Случается так, что картины маслом рассматривать близко не особо радостно. Крупные мазки, пики и рытвины в красках теряют свой смысл и не несут ничего кроме цвета. Работы Урала Тансыкбаева просто наслаждение рассматривать вблизи. Кажется что писаны они такой миниатюрной кистью, что каждый крошечный цветок на горном склоне виден отчетливо, со всеми тычинками и лепестками.

Есть в творчестве Урала Тансыкбаева особая тема - Чарвакское водохранилище. Он писал это одно из красивейших мест на протяжении нескольких лет. И до плотины, и после, и на разных этапах её строительства. Десятки живописных полотен.  Было бы потрясающе интересно, если бы наши искусствоведы собрали в единый альбом весь "чарвакский"цикл Тансыкбаева. Получилась бы летопись Чарвака написанная кистью мастера.  

На картинах художника много узнаваемых мест. То въезд в Бричмуллу, то старые чинары в Ходжикенте, то вид с моста на Угам. Так и просится в экспонаты музея карта Узбекистана с указанием живописных мест, ставших сюжетами картин Урала Тансыкбаева. Говорят, что в архивах музея есть старая карта, где мастер отмечал эти места.

Галерея при доме Тансыкбаева светла и красива. В ней есть места, где можно долго сидеть и любоваться работами, есть маленький музыкальный холл с инструментом и фотографиями на стенах.

Я смотрю на холл сверху, с лестницы. Я смотрю на большую фотографию, где Урал Тансыкбаев стоит с легендарным мастером. Человеком из "моей темы", темы керамической. Два мастера, мастер кисти Урал Тансыкбаев и Мастер гончарного круга Усто Умар Джуракулов.

Я вижу сверху своих друзей и коллег. Здесь весь цвет узбекской Интернет-журналистики и сообщества блогеров. Красивые, талантливые и неравнодушные люди. Они умеют вот так просто, в выходной, бросить все свои дела, собраться и просто пойти в музей. Не по принуждению, а для себя, для удовольствия, для радости общения. За пищею духовной...

А потом мы выйдем в уютный цветущий двор. Здесь все посажено руками Мастера. Его нет уже почти сорок лет. А сад с цветником по прежнему роскошен.

Мы разыскали в зарослях фиалок уникального сотрудника музея, который появился здесь много лет назад - это большая черепаха. Она недавно проснулась от зимней спячки, выбралась из своей глиняной норки,  и гуляет по двору рассматривая посетителей.

С Тамарой Санаевой мы примостились на мягком старом диванчике во дворе, напротив огромного самшита.

- Вы нашли любимое место Урала Тансыкбаева - сказал нам кто-то из сотрудников музея, - Он очень любил здесь сидеть. И нам, видно, как хорошо.

А во дворе под окнами уже зацветали тюльпаны

Близятся две даты из жизни Урала Тансыкбаева.

18 апреля -день памяти художника. Он ушел из жизни не дожив несколько дней до семидесятилетия. В тот день он приехал в Нукус, чтобы отобрать свои картины из музея Савицкого для юбилейной выставки. Долгая дорога в поезде. Гостиница. И многоточие. В тот день мастера не стало.

25 мая - день рождения мастера. В этот день сад во дворике перед музеем будет цвести особенно пышно.

Так что планируйте свой выходной, собирайтесь в удивительный музей, потрясающую галерею. Все так легко и доступно.

Все так красиво и душевно.

Для тех, кто соберется, карта. От метро Горького пешком минут 15:

iqmena.livejournal.com

Дом-музей Народного художника Узбекистана Урала Тансикбаева.

Дом-музей Народного художника Узбекистана Урала Тансикбаева.

08.04.2013 Рубрики: Советский период, Художники Узбекистана Метки: Графика Дом-музей Урала Тансикбаева Живопись Живопись Советского периода Урал Тансикбаев Художники 1 420 просм. комментария 2

Субботним днём 30 марта творческое объединение Интернет журналистов и блоггеров  Langar (Лангар),  по инициативе академика АХУз Турсунали Кузиева,  посетило  Мемориальный дом-музей великого Узбекского художника Урала Тансыкбаева.

В доме музее У.Тансыкбаева периодически проводятся выставки современных художников. Вот и сейчас проходит памятная выставка Рафаэла Матевосяна.

Нынешнее посещение дома-музея связано с жизнью и творчеством самого Урала Тансыкбаева. Интересную экскурсию для  Лангара провела бессменный искусствовед музея (более 30 лет) Наталья Ивановна Глазкова.

Не буду рассказывать о самом музее. О музее и о жизни Урала Тансыкбаева можно прочесть замечательную статью Лилии Николенко на блоге Блог питания Azu.uz . Покажу небольшую часть из  почти 400 произведений великого мастера, составляющих фонд музея.

«Чтобы быть достойным высокого звания художника, нужно служить людям, отдавая им все, чем владеешь», — говорил знаменитый художник.

Урал Тансыкбаев. Родной край. 1951г.

Картина «Родной край»  — это вид на Бричмуллу, ещё до создания Чарвакского водохранилища, сказала Наталья Ивановна.

Урал Тансыкбаев. Март в Узбекистане. 1958

Урал Тансыкбаев. Осеннее утро. 1971

Урал Тансыкбаев. Кайрык-Кумское водохранилище. 1954

Урал Тансыкбаев. Река Вахш. 1965

Урал Тансыкбаев. В Белесе (Киргизия). 1965

Урал Тансыкбаев. Перевал Камчик.

 

Урал Тансыкбаев с женой с Елизаветой Яковлевной

Это только маленькая толика произведений Урала Тансыкбаева из фонда дома-музея, в котором, стараниями сотрудников музея, сохранился дух великого мастера.

art-blog.uz

УРАЛ ТАНСЫКБАЕВ. Мастера и шедевры. Том 3

УРАЛ ТАНСЫКБАЕВ

Ташкент. Неширокая улица. Одноэтажный дом…

В маленьком дворике нас приветливо встречает Урал Тан-сыкбаев — народный художник Советского Союза.

Он похож скорее не на академика живописи, а на декханина, всю жизнь работающего под открытым небом. Его крепкие, грубоватые руки, опаленное зноем лицо будто впитали все солнце Азии.

Румяный, веселый, он словно излучает это доброе солнечное тепло.

— С каждым годом у меня все больше любви к красоте природы родного Узбекистана, — говорит Тансыкбаев. — Всю жизнь я пытаюсь претворить эту свою любовь в пейзажах, стремлюсь воспроизвести в картинах изумительные, яркие краски Средней Азии…

В городе делаюсь больным, а как выеду на природу, руки сами тянутся к этюднику. Теперь на пленэр езжу на машине, а был помоложе, брал рюкзак и натирал на горбу мозоли. Тысячи километров исходил по любимым краям.

Колесил по степи. Лазал по горам.

Боже мой, сколько пыли! — улыбается живописец, протирая платком холст. — Все землетрясение натрясло. Вчера было шесть баллов.

Художник ставит на мольберт только что оконченный холст.

На фоне синих, лежащих в далекой дымке гор — огни большой стройки, леса, трубы.

Солнце село, и весь пейзаж погружен в золотисто-розовое марево.

«В новом есть своя удивительная красота. Десятки лет брожу по Узбекистану и не устаю удивляться постоянным переменам».

За окном мастерской в саду запела птица.

Художник замолчал, прислушался, улыбнулся:

«Люблю эту птицу. Она майной зовется. Как весна — запела майна. Народ привечает ее: вестник весны».

Мы вышли в сад. Поодаль от крыльца черные пеньки деревьев.

Здесь были вишни. Пять деревьев, — грустно говорит художник и вздыхает. — Я их давно посадил. Но вот пришлось вырубить в прошлом году, в апреле.

Поставили тут палатку и жили…

Да, землетрясение у нас в Ташкенте наделало дел. Трудно пришлось всем.

Я первое время без работы остался. Мастерская аварийная. Специалисты запретили в нее даже входить. Напугали.

А потом вроде бы привык, начал писать. Но все же трясло и трясло…

И тут друзья-москвичи позвали меня пожить, поработать в Дом творчества под Москву — в Сенеж.

Урал Тансыкбаевич ставит на мольберт пейзаж, написанный в Сенеже.

Осень. Золотые березы. Россия…

И снова мы слушаем, как поет что-то свое звонкое и веселое хлопотливая весенняя птица майна — дрозд.

— Я всегда считаю моей второй родиной Пензу, а ведь родился-то в Ташкенте, на берегу Салара.

В 1924 году посещал студию при Ташкентском музее искусств.

Преподавал тогда Николай Васильевич Розанов.

Я много писал, рисовал, мечтал увидеть полотна великих русских художников, смотрел и читал монографии, журналы.

Однажды в «Ниве» увидел прекрасную картину Горюшкина-Сорокопудова. Старая Русь предстала предо мною как живая… И вдруг узнаю, что он преподает в Пензе. Я был молод и, недолго думая, написал письмо в Пензу, а вслед за этим туда выехал.

Кочевье.

Никогда не забуду эту первую встречу.

Горюшкин-Сорокопудов был похож на старого генерала. Белые усы, борода, грозное выражение лица.

Своим видом он меня поначалу напугал. А на поверку оказался добрейшим человеком. Меня приняли, обласкали, устроили жилье. Столько внимания, столько заботы проявили, что трудно рассказать.

Бывало, стоишь в очереди за хлебом. Русские женщины приметят желтолицего скуластого паренька-инородца и уступят очередь.

Даже стыдно мне становилось — не заслужил.

Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов был истинный человек и художник.

Его девиз — «Главное — любить искусство и правду!»

И как он нам прививал эту любовь к истокам искусства! Учение у него как бы открыло для меня новый большой мир.

Иван Силыч говорил, что каждое истинное искусство должно быть национально.

И колорит искусство должно иметь национальный.

Время тогда — 20-е годы — было сложное, ребята разные. Одни взахлеб писали с натуры. Другие бросали живопись, говоря, что фотография победит искусство. Но я свято верил, что живопись бессмертна.

Горюшкин-Сорокопудов был учеником Репина, он любил Русь и прививал нам любовь к древней архитектуре, к костюмам. А когда я приехал домой в Узбекистан, то здесь, на родине, в Ташкенте, по-новому, глубже понял древнюю нашу узбекскую культуру, полюбил навсегда шедевры зодчества Самарканда, Бухары, познал всю мудрость народного творчества.

Пенза!

Никогда мне не забыть юные годы, наш молодой пыл, любовь к трудному, но бесконечно дорогому делу — живописи».

И опять тепло улыбается художник:

«Много я поездил да и сейчас не сижу на месте. Как-то приезжаю на Иссык-Куль к другу-рыбаку, он мне и говорит:

«Давай варить уху».

А я ему в шутку отвечаю:

«Я уху люблю, но только скучно рыбу чистить».

Рыбак усмехнулся, взял ведро с рыбой, позвал меня и пошел к берегу озера.

Утро Кайраккумской ГЭС. Фрагмент.

Высыпал рыбу, потер ее песком, ну и через несколько минут была она голая — без чешуи…

«Не тот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел», — так у нас говорят.

Бывало, остановишься переночевать в чайхане. Попьешь чай. Ночь наступит.

Посетители разойдутся, а чайханщик возьмет дутар.

Звезды. Тишина. А он играет, и отовсюду подходят на песню старики. Соберутся, сядут в кружок.

А чайханщик играет и поет.

Сижу очарованный. Незаметно летит время. Старики молча расходятся, а я остаюсь, жду рассвета.

«Очень люблю горы, — после небольшой паузы продолжает рассказ Урал Тансыкбаевич. — Ночевал как-то на высоте четырех с половиной тысяч метров. Или однажды в горах с геологами спали в спальных мешках на голых скалах.

Ребята смеются:

«Смотри, дед, ночью волки отгрызут тебе голову».

Ничего, жив остался. Попривык. Работал.

Бывало, захочешь помыться, вода — лед. Ополоснешь руки, а потом долго греешь их под мышками — так окоченеют, отогреешь — и снова писать…

Вот что такое горы!

Написал тогда целую горную сюиту, вы, наверное, видели ее на выставке в Академии художеств СССР, на Кропоткинской улице…

Горы… — мечтательно произносит живописец».

И снова пауза.

И снова задумывается о чем-то этот подвижный пожилой человек с молодыми теплыми, как спелая вишня, глазами.

— Я жадный, — говорит он. — Хочу все видеть и никогда досыта не нагляжусь. Поэтому очень не люблю ночами ездить: боюсь что-нибудь пропустить.

В поезде всегда стою у окна. Все гляжу и гляжу.

Так хочется все, все запомнить. Есть река Чу. Там целые поля тюльпанов — сказка.

Или соленые озера. В них соль высыхает и становится похожей на белоснежное кружево. А сколько там птиц — лебеди, утки, гуси!..

А как в пустыне красиво! Правда, трудно по ней ездить, вот придумали бы машину, чтобы могла легко ходить по песку.

А сейчас едешь пустыней, видишь, столб пыли стоит — значит, кто-то буксует, надо ехать выручать — таков закон.

Нет, все-таки это очень здорово — ходить по земле, видеть, любить ее. В природе нет ничего второстепенного — все главное.

Не хочу верить, что когда-нибудь не смогу отправиться в дорогу. Я мотаюсь по горам и степям, и в этом вечном движении моя страсть.

Но бывают минуты, когда сидишь в мастерской и размышляешь. Сидишь наедине со своими думами…

И вот тогда очень важно, чтобы тебя понимали и поддержали в твоих мечтах друзья и соратники.

… Я всегда с восхищением думаю о великих русских критиках Белинском, Стасове…

Как они любили, как понимали искусство и как умели вовремя прийти к художнику, композитору, поэту со словом напутствия, помощи!

Вспомним про отношения Стасова и Бородина, о роли великого критика в создании «Князя Игоря».

Не могу без трепета читать книги воспоминаний о «Могучей кучке», о Чернышевском, Добролюбове…

На днях еду в Бухару и в Карши — продолжить сбор материалов к юбилейной выставке.

Пора в путь.

Снова за дело.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Урал Тансыкбаев. Художники Узбекистана — Письма о Ташкенте

Пишет Раиса Крапаней в своем журнале)

Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич, «глава узбекских колористов»,родился в Ташкенте в 1904 году в семье рабочего. Детство прошло на берегу Салара, как вспоминал сам художник. Уже во время советской власти закончил семилетнюю школу, и пошёл работать на табачный завод. Набивал гильзы табачным волокном – во время посещения дома-музея Тансыкбаева, в личных альбомах художника, видела фотографию будущего художника, которого сфотографировали во время оного занятия (а ещё пишут,что работал и на винзаводе, и садовником).

Ему исполнилось 19 лет, когда он идёт учится в художественную студию к Н.В.Розанову, которая находилась при тогдашнем Музее Искусств, и показывает такое мастерство владения кистью, что уже через год в газете «Туркестанская правда» появляется заметка «о художнике-рабочем».Четыре года он учится в студии.

В посёлке

Им написаны уже много картин, когда решает продолжить своё учение у известного художника, ученика самого Репина, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Тансыкбаев списывается с художником, и в 1928 году едет в Пензу, которую называли «мордовские Афины», где его принимают сразу в выпускной класс. Это был незабываемый год для художника и в плане творческом, и в личном.

Автопортрет Горюшкина-Сорокопудова

У него завязываются знакомства с художниками.В 1929 году он едет в Москву,ходит по музеям, изучает творчество русских и зарубежных художников.

По возвращении в Ташкент входит в так называемую «бригаду» художника Волкова: Тансыкбаев, Подковыров, Карахан, Щеголев, Атаманов, Хамдами, Музаффаров, журналист Устименко — вместе ходили по окрестностям, искали темы.

Во время войны, в 1942 году, в составе делегации от Узбекистана, Урал Тансыкбаев едет на фронт для встречи с бойцами.

В 1944 году он женится на Елизавете Яковлевне .Художнику 40 лет, и конечно же у него была семья до этого, но о ней нет информации (его биография впредь тщательно «собирается» верной и любящей женой).А сведения о родном внуке художника, о котором я упомяну позже, нашла после уже казалось бы тщетных поисков.

В браке с Елизаветой Яковлевной не было детей. Они взяли на воспитание племянницу Тансыкбаева,которая заменила им дочь. А её муж,Солтан Тахоев, стал не только членом семьи, но и тем человеком, благодаря усилиям которого в 1981 году появился Музей, а в 1994 году была пристроена галерея.

Пользуюсь возможностью выразить этому человеку Благодарность за то, что в тяжёлые времена, когда людям было не до картин, не до праздников, он смог отстоять этот оазис Культуры!

Умер Тансыкбаев в Нукусе 18 апреля 1974 от инсульта.Он готовился к своей персональной выставке и поехал в Нукус отбирать некоторые свои работы, которые хранились в Музее Савицкого.

Прочитала, что племянник Урала Тансыкбаева ,Нурбек Тансыкбаев, как и дядя, связал судьбу с искусством, стал художником. Не смогла найти о нём в интернете никакой информации.

А вот о родном внуке смогла. Есть и воспоминания его о знаменитом дедушке, но страницы эти не смогла открыть.

Долговязый паренёк первый во втором ряду слева — Владимир

Владимир Муравлев — внук известного художника Урала Тансыкбаева родился в 1974 году в городе Ташкенте где в 1992 г. окончил Узбекское Академическое хореографическое училище .(С удивлением и гордостью узнала, что первую балетную школу в 1933 году основала знаменитая Тамара-Ханум (Тамара Петросян.)

Владимир учился у известного педагога Куркмаса Сагатова (1933г), о котором с уважением отзываются его ученики на всевозможных форумах.Работал в лучших российских театрах.В 2007 г. окончил балетмейстерский факультет Российской Академии Театрального Искусства.Лауреат Международного конкурса «Арабеск-94», ПеpмьДипломант VIII Междунаpодного конкуpса аpтистов балета, Москва, 1997Звание «Чемпион миpа искусств» США, 1997.

Во дворике Дома-Музея Урала Тансыкбаевасотрудник музея Нодирбек и я

СПАСИБО, НОДИРБЕК, ЗА ПРЕКРАСНУЮ ЭКСКУРСИЮ!

P.S. В пятницу, 11 марта 2011 года, в галерее Дома-Музея Урала Тансыкбаева, открывается выставка известной керамистки Фаины Дидяевой.

Ориентир: через дорогу от ТУРКВО.Войти в эти «ворота» махалли (вывеску бы!!!). За двумя девятиэтажками и находится Дом-Музей Урала Тансыкбаева.

Что ещё почитать на схожие темы

mytashkent.uz

Урал Тансыкбаев. Художники Узбекистана - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ

Тансыкбаев Урал Тансыкбаевич, «глава узбекских колористов»,родился в Ташкенте в 1904 году в семье рабочего. Детство прошло на берегу Салара, как вспоминал сам художник. Уже во время советской власти закончил семилетнюю школу, и пошёл работать на табачный завод. Набивал гильзы табачным волокном – во время посещения дома-музея Тансыкбаева, в личных альбомах художника,видела фотографию будущего художника, которого сфотографировали во время оного занятия (а ещё пишут,что работал и на винзаводе, и садовником).

Ему исполнилось 19 лет, когда он идёт учится в художественную студию к Н.В.Розанову, которая находилась при тогдашнем Музее Искусств, и показывает такое мастерство владения кистью, что уже через год в газете «Туркестанская правда» появляется заметка «о художнике-рабочем «.Четыре года он учится в студии.

В посёлке

Им написаны уже много картин, когда решает продолжить своё учение у известного художника, ученика самого Репина, И.С. Горюшкина-Сорокопудова. Тансыкбаев списывается с художником, и в 1928 году едет в Пензу, которую называли «мордовские Афины», где его принимают сразу в выпускной класс. Это был незабываемый год для художника и в плане творческом, и в личном.

Автопортрет Горюшкина-Сорокопудова

У него завязываются знакомства с художниками.В 1929 году он едет в Москву,ходит по музеям, изучает творчество русских и зарубежных художников.

По возвращении в Ташкент входит в так называемую «бригаду» художника Волкова: Тансыкбаев, Подковыров, Карахан, Щеголев, Атаманов, Хамдами, Музаффаров, журналист Устименко - вместе ходили по окрестностям, искали темы.

Во время войны, в 1942 году, в составе делегации от Узбекистана, Урал Тансыкбаев едет на фронт для встречи с бойцами.

В 1944 году он женится на Елизавете Яковлевне .Художнику 40 лет, и если даже была семья до этого, но о ней нет информации (его биография впредь тщательно «собирается» верной и любящей женой).

В браке с Елизаветой Яковлевной не было детей. Они взяли на воспитание племянницу Тансыкбаева,которая заменила им дочь. А её муж,Солтан Тахоев, стал не только членом семьи, но и тем человеком, благодаря усилиям которого в 1981 году появился Музей, а в 1994 году была пристроена галерея.

Пользуюсь возможностью выразить этому человеку Благодарность за то, что в тяжёлые времена, когда людям было не до картин, не до праздников, он смог отстоять этот оазис Культуры!

Умер Тансыкбаев в Нукусе 18 апреля 1974 от инсульта. Он готовился к своей персональной выставке и поехал в Нукус отбирать некоторые свои работы, которые хранились в Музее Савицкого.

Прочитала, что племянник Урала Тансыкбаева ,Нурбек Тансыкбаев, как и дядя, связал судьбу с искусством, стал художником. Не смогла найти о нём в интернете никакой информации.

Долговязый паренёк первый во втором ряду слева - Владимир Муралёв

Владимир Муравлев - родственник Урала Тансыкбаева, родился в 1974 году в городе Ташкенте где в 1992 г. окончил Узбекское Академическое хореографическое училище .Владимир учился у известного педагога Куркмаса Сагатова (1933г), о котором с уважением отзываются его ученики на всевозможных форумах. Работал в лучших российских театрах.В 2007 г. окончил балетмейстерский факультет Российской Академии Театрального Искусства.Лауреат Международного конкурса «Арабеск-94», Пеpмь Дипломант VIII Междунаpодного конкуpса аpтистов балета, Москва, 1997 Звание «Чемпион миpа искусств» США, 1997.

Во дворике Дома-Музея Урала Тансыкбаева сотрудник музея Нодирбек и я

СПАСИБО, НОДИРБЕК, ЗА ПРЕКРАСНУЮ ЭКСКУРСИЮ!

P.S. В пятницу, 11 марта 2011 года, в галерее Дома-Музея Урала Тансыкбаева, открывается выставка известной керамистки Фаины Дидяевой.

Ориентир: через дорогу от ТУРКВО. Войти в эти "ворота" махалли (вывеску бы!!!). За двумя девятиэтажками и находится Дом-Музей Урала Тансыкбаева.

Tags: художники узбекистана

krapan-5.livejournal.com

ВЛАДИМИР МУРАВЛЁВ

СЫР-ДАРЬЯ, 1955,холст, масло, 100х205из собрания Государственной Третьяковской Галереи

Уникальная историческая ситуация в Центральной Азии XX века, приведшая к духовному перевороту, выявила неординарные личности, представляющие целую эпоху, одной из которых был крупнейший художник Урал Тансыкбаев. Исторические катаклизмы, резкая смена политической формации, религиозно-философской основы, разрыв с традиционной культурой региона отразились в его необычной судьбе и творчестве. Художник сознательно опирался на русское и западноевропейское искусство и неизбежно нес на себе отпечаток средневековой Азии, ценности и логика которой преодолевались, но и входило, пусть в преобразованном виде, в состав нового социалистического мышления, вместе с тем этот период можно рассматривать как начало Нового времени.Урал Тансыкбаев родился в 1904 году в Ташкенте в многодетной казахской семье, рано потерявшей отца. Окончив русскую школу, юноша пошел работать на винный завод, где трудился старший брат, но страсть к рисованию определила для него иной жизненный путь.В 20-е годы XX века в Ташкенте сложилась чрезвычайно интересная творческая среда, здесь работали талантливые художники — А.Волков, А.Николаев. П.Беньков, М.Курзин, Н.Кашина, Н.Карахан, В.Уфимцев и другие. В городе регулярно проходили художественные выставки, дискуссии, встречи. В 1924 году в клубе винного завода были показаны работы Урала Тансыкбаева, и в газете "Туркестанская правда" появилась заметка о художнике-рабочем. В 1930 году в Ташкенте открылся Государственный музей искусств, где были представлены произведения русского и западноевропейского искусства из коллекции царской семьи Романовых. При музее работала изостудия, где преподавал Н.Розанов. В эту студию пришел учиться рисовать молодой Урал.Уже картина "Портрет А.Ташкенбаева", написанная в 1927 году, демонстрирует мастерство автора, владение методами импрессионизма. Н.Розанов гордился своим учеником. Свою Большую серебряную медаль, полученную в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, учитель завещал любимому ученику — Уралу Тансыкбаеву. Медаль, на которой имеется замечательная надпись "Достойному", сейчас хранится в Доме-музее художника. В 1928 году состоялась первая поездка художника в Москву. Там он знакомится с сильнейшей коллекцией современного западноевропейского искусства. Живопись импрессионистов. П.Гогена, А.Матисса, А.Дерена потрясла молодого художника, прирожденного колориста. Искусство этих мастеров тем или иным образом отразилось в раннем творчестве художника. В 1928—1929 годах У.Тансыкбаев продолжает учебу в Пензенском художественном училище у Н.Петрова и И.Горюшкина-Сорокопудова (ученика И.Репина), произведение последнего впечатлила его еще в Ташкентском музее. В связи с хорошей профессиональной подготовкой У.Тансыкбаев был зачислен сразу же на последний курс училища. Вернувшись из России в Ташкент, где художественная жизнь буквально кипела, молодой художник входит в бригаду А.Волкова. Несмотря на неординарную живопись А.Волкова, Урал не попадает под его влияние, а вырабатывает свой творческий стиль. Какие слагаемые имел молодой художник, вступая в творческую жизнь? Он вырос в мусульманской среде, где было органичным орнаментальное прикладное искусство -казахские войлоки с крупным модулем, тканые ковры, насыщенные цветом, в которых кодировалась вся Вселенная, узорчатые сюзане, отображающие райский сад. У.Тансыкбаев вырос в городской среде, еще в школе учитель рисования Я.Федорович отметил его способности и всячески поощрял их. Юноша хорошо знал русский язык, рядом с ним всегда был Алексей Подковыров, которого усыновили родители Урала. С А.Подковыровым он занимался в студии Н.Розанова, вместе учились в Пензенском художественном училище, работали в Ташкенте над эскизами фресок на темы из современной жизни. Когда Урал женился, Алексей попросил разрешения у матери уехать в Алма-Ату, куда отправился вместе с племянником Нурбеком. Творчество А.Подковырова стало заметным явлением в искусстве Казахстана. У.Тансыкбаев получил хорошее образование, был знаком с современным русским и западноевропейским искусством, работал в авангардной ташкентской среде. И если западные и русские художники устремлялись к теме Востока в поисках своего стиля (Гоген — на Таити, Матисс — в Марокко, П.Кузнецов — в Киргизские степи, К.Петров-Водкин — в Африку и Самарканд), то у У.Тансыкбаева это было в крови.Уже в ранних работах Урала Тансыкбаева мы наблюдаем смелые композиционные построения, яркие, контрастные цветовые сочетания. Нужно понять этот период как способ мышления и мировидения, неотделимый от особенностей азиатской жизни, от родной питательной социально-психологической среды, от влияния русской культуры и мусульманского наследия. Начинался отход от традиционализма и в это время выдвигается творческая индивидуальность, повышается значение личности. Сильная личность, формирующая новое искусство, — в Узбекистане Урал Тансыкбаев. в Казахстане Абылхан Кастеев, в Туркмении Бяшим Нурали.Для раннего периода творчества У.Тансыкбаева характерен интерес к природе, быту людей, конкретному человеку, его интересует окружающий мир. Сепии 1929 года ("В ауле", "Кузнецы", "Двое на корточках", "За прядением"), запечатлевшие одним движением кисти неприхотливые бытовые сценки, очаровывают точно найденным силуэтом, передачей восточной пластики людей. Великолепные маленькие листы, словно пронизаны лучами яркого южного солнца, и каждодневный труд человека в своей цикличности обретает вечность. Художник работает над выразительностью силуэта, обращаясь как к средневековым традициям восточной миниатюры ("Новое и старое", 1931, "Отдых", 1931), так и к урокам современного западного искусства ("Окраина", 1931, "Уголок старого города", 1931). В живописи и гуашах 1931 — 1935 годов поражает звучность, декоративность цвета ("Фиолетовый пейзаж", 1931. "Заходящее солнце", 1932, "У озера", 1932, "Казашка", 1934). В живописной работе "Багряная осень" (1931) цвет представляется таким, будто вырвался на свободу. Осенние деревья, покрытые красной листвой, оранжево-красная земля с желтыми солнечными зайчиками охлаждаются зеленью листвы, голубым цветом шаровар мужчины, сидящем по-восточному в глубине картины, и с синим осликом на первом плане.Одно из самых поэтичных произведений У.Тансыкбаева —"Кочевье" (1931). Далеко за горизонт простираются холмистые зеленые пастбища с розовыми отблесками восходящего солнца. Здесь и там расположены юрты с круглыми куполами, пасутся горделивые верблюды, а на высоком холме сидит женщина-казашка, вглядывающаяся в бесконечную даль. Мягкий ритм холмов, декоративность цвета создают ощущение величественного покоя, гармонии, вечности бытия.Не чужды художнику и приемы популярного в эти годы примитива — в гуаши "Казах и казашка" (1932), человеческие фигуры в центре даны на фоне цветущих тюльпанов, а по верхнему краю рядком изображены пасущиеся козы. В картине "Казашка" (1934) аккуратно по краям плоских крыш домов нарисованы яркие тюльпаны. В "Портрете узбека на желтом фоне" (1934), за профильным изображением мужчины, на лимонно-желтом фоне расположены условно написанные деревья, а по краям портрет обрамляет узор из полукружий. Некоторые исследователи узбекского искусства датируют этот портрет 1927 годом, но нам кажется, что вернее вторая датировка — 1934. В 1927 году У.Тансыкбаев пишет "Портрет Ташкенбаева" в лучших традициях реализма и импрессионизма, "Портрет узбека на желтом фоне" по стилистике и цветовой гамме сходен с работами 1934 года. Близок к последнему портрету по художественным приемам "Узбек. Самарканд" (1934) — профильное изображение, декоративный фон, лицо написаны широкими цветовыми плоскостями. Колористический дар художника был отмечен на выставках 1934 года в Москве и Филадельфии.В начале 30-х годов в творчестве художника появляются эскизы фресок — "Колхоз" (1932), "В ясли" (1933), "Строительство" (1934). Этим работам присуща монументальность форм, во фризовых композициях — выверенный пластический и цветовой ритм. К 1934—1935 годам относится великолепная серия рисунков цветным карандашом, в которых отражен облик восточных городов, жизнь и новый быт Центральной Азии. В эти годы состоялась поездка художника в Самарканд, районы Сырдарьи, Аральского моря — итогом стали замечательные листы "Старый Самарканд. У Биби-Ханум" (1934), "Сидящий под деревом. Весна" (1934), "Ларек газирован ной воды" (1934), "Красная чайхана" (1934),"Золотой этюд" (1934), "Старый город" (1934). В картинах "Долина Бричмуллы" и "Ходжикент", написанные в 1934 году, наблюдаются приемы пространственной композиции, которые выстраиваются цветовыми плоскостями. Художник интересуется формой, структурой предметов — горных массивов, саманных домов старого города. Возможно, этот интерес появился благодаря карандашным наброскам, в которых очертания форм важнее наполняющего их цвета.1935 год был в особенности интересным и значительным для художественной эволюции У.Тансыкбаева. Два автопортрета этого года, очень разные по настроению и по живописной манере исполнения, свидетельствуют о творческих поисках художника. В "Автопортрете" из Ташкентского музея — открытое лицо молодого человека с задумчивым взглядом, словно пытающимся заглянуть в будущее, и внутренней решимостью преодолеть все жизненные преграды. Портрет написан в импрессионистической манере, таких работ у мастера немного. Пастозные мазки чистого цвета смело создают форму, передают блики солнечного цвета и сообщают всей работе оптимистический настрой. Второй "Автопортрет" из Нукусского музея по настрою драматичен. В молодом человеке, смотрящем изподлобья, с нависшей густой челкой, мы вряд ли бы узнали сильного юношу. Возможно, внутренняя драма или поиски живописной экспрессии натолкнули художника на создание этого произведения.И в том же 1935 году написаны пейзажи "Школа. Бричмулла" и "Горы", в которых ощущается сезановская обобщенность форм, верность оптическому впечатлению, появляется натурный цвет. 1935 год отражает активные поиски мастера нового художественного метода, может быть, это связано с идеологическим прессингом — печально известным постановлением 1932 года о реорганизации творческих союзов. Только в Центральной Азии он вступил в силу чуть позже. Союз художников был создан в 1938 году в Узбекистане. Многие художники, создатели авангардной художественной школы Узбекистана, оказались в лагерях или репрессированы. Это М.И.Курзин, Е.А.Лысенко, А.В.Николаев (Усто-Мумин).В 1935 году в Алма-Ате состоялась первая выставка казахстанских художников, на которую был приглашен со своими работами Урал Тансыкбаев. На основе этой выставки было решено организовать художественную галерею, переросшую затем в Государственный музей искусств им. А.Кастеева. Одним из первых поступлений в галерею были великолепные работы художника, созданные в 1934—1935 годы. В серии гуашей 1936 года "Сбор хлопка" художника увлекает работа над перспективой, далевые пейзажи с человеческими фигурами, определяющими масштаб. Но декоративные задачи не уходят на второй план — белые горы хлопка задают характер цветового решения, потому солнечные блики на деревьях тоже становятся белыми. "Голубой пейзаж" написан по законам свето-воздушной перспективы. Ярко освещенная золотистая долина мягко переходит в бархатисто-зеленые прилавки, и завершают композицию мощные голубые горы. Иная интонация прослеживается в "Весенних работах" (1936) и "Сентябрьском вечере" (1936). Человеческие фигуры в необъятном пейзаже кажутся совсем маленькими, несколько приглу шенный охристо-голубоватый колорит придает произведениям умиротворенное настроение. То же состояние наблюдается в "Рыбаках Арала" (1936), как и люди на берегу, изображенные в картине, мы устремляем свой взгляд в необъятные просторы моря и неба. Тонко написанная вода на горизонте смыкается с голубым облачным небом, и художник опять поражает нас острым чувством цвета.В 1938 году Урала Тансыкбаева приглашают в Алма-Ату для художественного оформления первого национального казахского балета В.Великанова "Калкаман и Мамыр" в Казахском государственном театре оперы и балета. Либретто было написано по одноименной поэме Шакарима Кудайбердыева (1858—1931), написанную автором по совету Абая в 1888 году. История трагической любви юноши и девушки, которые были дальними родственниками, поэтому не могли пожениться. Отступников не пощадили. Мамыр казнили, а Калкаман покинул родной край. На одном из эскизов мы видим сцену прощания подружек с обреченной Мамыр, на втором -драматическая сцена казни девушки. Почти во всех эскизах основа декорации одна — озеро, скалы у воды, но в зависимости от мизансцены менялось освещение, и декорации обретали ту или иную интонацию. Картина "Долина Чирчика" (1940) является этапной в творчестве У.Тансыкбаева. Ландшафту долины художник придал панорамность и эпичность пейзажа. Взгляд зрителя от саманного дома и женских фигур в ярких одеждах на первом плане плавно переходит в глубину, по блестящей ленте реки, серебристой долины и к голубым горам и небу. Воздушное пространство, насыщенное светом, словно впитало в себя изысканные краски пейзажа. Виды Чирчика еще ни один год будут появляться в живописи мастера.В 1942 году, во время Великой Отечественной войны, в составе делегации Узбекистана Урал Тансыкбаев едет на фронт для встречи с бойцами. Увиденное потрясло художника, по возвращении он пишет серию картин "По следам войны". Для всех работ этой серии характерен глухой коричневый колорит: выжженная земля, обгоревшие деревья, разрушенные дома. Чувство горечи, трагедии несут в себе эти произведения.В 40-е годы художник много работает на пленере. Этюды восхищают точно найденной композицией, звучностью цвета, силой красочного мазка, передачей различного состояния природы. Для больших композиций художник находит новые выразительные средства. Тема о людях, природе родного края постоянна в творчестве художника. Если в 30-е годы У.Тансыкбаева больше интересовали формальные задачи, то в картине "Сбор хлопка" (1944) он стремится передать натурные впечатления. В картине "В гости" (1944) усиливается передача пластической достоверности изображения. В этот год произошло важное событие в жизни Урала, о котором нельзя не упомянуть — это незабываемая встреча с Елизаветой Яковлевной. Она стала его женой, другом, ангелом-хранителем, всю последующую жизнь вдохновляла, поддерживала, оберегала его творческий труд и сохранила после его смерти огромное наследие. История искусства знает немало таких супружеских пар, как Елизавета и Василий Суриковы, Любовь и Александр Блок, Елена и Михаил Булгаковы, Галла и Сальвадор Дали. Елизавета и Урал Тансыкбаевы в одном ряду с ними.У.Тансыкбаев умел найти поэзию в самых прозаических деталях жизни — в "Промывке почвы" (1946). тонкая колористическая гамма голубовато-фиолетовых тонов создает лирический настрой. Замечательно написана вода, залившая поля, неяркая зелень в предутреннем освящении на втором плане подчеркивает ее прозрачность и глубину светлого неба. Здесь снова появляется воздушная среда, насыщенная светом. Произведения "Сбор урожая в рисовом колхозе" (1947), "Обеденный перерыв" (1948), "Горный колхоз" (1949) передают конкретный сюжет. Тема ударного труда, слаженность работы людей на полях и живопись с пластической объемностью зримого мира не достигают стилевой цельности. Героизация мира и создание мифа об идеальном человеке входит в конфликт с мыслями и чувствами художника. И У.Тансыкбаев снова обращается к этюдам, ища в природе ответы на свои вопросы. В 1949 году художник приезжает в Казахстан, здесь написаны "Водопад". "Сумерки в Алма-Ате", "Зима в Алма-Ате". В этих произведениях другое настроение, состояние перехода, ожидания, обновления. Живописцы знают, как непросто работать с белым цветом, насколько сложно найти точные соотношения. Белая пена бурлящего горного потока, холодный снег в сумерках или искрящийся снежный покров в солнечный день — все это под силу передать мастеру. В следующих произведениях художника — "Полив хлопка" (1949), "Родной край" (1951), "На родных просторах" (1951) — происходит освобождение от литературности сюжетов. В этих работах он возвращается к разработке свето-воздушной среды, художник тоньше работает со светотенью, появляется прозрачность дальних планов.Одним из самых гармоничных произведений У.Тансыкбаева является "Вечер на Иссык-Куле" (1951). В вечерних сумерках светится горное озеро, отражающее последние лучи заходящего солнца. В глубине картины видны голубая гряда гор и посеревшее небо, теряющее свет. Видимый берег уже потемнел, еле просматривается стадо овец, а фигура пастуха с посохом выделяется на фоне светлых вод озера. Здесь природа естественна, первозданна, и кочевник с этой средой сливается в единое космическое пространство. В этом произведении художник добивается идеала гармонии, без которого распался бы духовный мир. В "Тахиаташе" (1951) впервые появляется ярко выраженная вытянутая по горизонтали композиция, усиленная длинными по форме буксиром и баркой, спокойно плывущими по Амударье. Низкий горизонт и высокое светлое небо придают величественность всему пейзажу. Особое настроение произведению придает мягкий свет раннего утра, объединяющий всю композицию. Отличительной чертой творчества У.Тансыкбаева в 50-е годы является эпический пейзаж, вытянутый по горизонтали, с тончайшей свето-воздушной средой, и появляются, словно плывущие по небу снежные горные хребты в "Осени в горах" (1954), сочный зеленый ковер много-травья в "Высокогорном сенокосе" (1954) и величественная водная гладь в "Ортотоксайском водохранилище" (1957). Мастер пишет огромное количество натурных этюдов Центральной Азии — степи, горные массивы любимые места и хорошо знакомые, а также природу средней полосы России ("Березка", "Колистово". 1957). И что удивительно, ели и березки он пишет как русский художник — настолько он вживался в природу, которую изображает.В 1957 году появляется самая известная картина художника "Утро Кайраккумской ГЭС". За эту работу ему была присуждена серебряная медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Композиция выполнена в лучших классических традициях — на первом плане кулисное расположение желто-охристых холмов, по склонам их взгляд устремляется к центру холста — к серо-фиолетовой плотине. На дальнем плане видны голубая гладь воды и светлое предрассветное небо. Художнику удается все - и возвеличить человеческие деяния, и необыкновенно тонкими нюансами цвета и света передать состояние тишины раннего утра. В этом же году У.Тансыкбаев выполнил совместно с художниками М.Ариныным и К.Чепраковым монументальные панно для Театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. Замечательное здание театра было построено по проекту известного архитектора А.Щусева, в шести фойе, украшенных резным узором, помещены панно, посвященные той или иной теме, разнообразной природе Узбекистана. Этот творческий коллектив уже создал более тридцати панно для узбекского павильона на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (1955—1962). Одна из самых поэтичных картин в театре "Долина Чирчика" с белоснежными, цветущими яблонями.В 1958 году написан "Чирчику Ходжикента", в какой-то степени характеризующее советское искусство 50-х годов в целом. На фоне холмов и гор спокойно течет Чирчик. В вечернем свете уже потемнела земля, в воде появились холодные тона, а в глубине холста видно, как исчезают в золотистой дымке горы и облачное небо, согретые заходящим солнцем, и по реке пролегает сияющая световая дорожка. Точное композиционное построение, тонкое колористическое решение, виртуозное техническое исполнение полотна вызывают чувственное очарование. Это произведение — гимн идеалу гармонии, в нем воплотилась жажда совершенства, к которому стремился социалистический реализм. В картине "Март в Узбекистане" (1957) появляются новые интонации. Несмотря на лирический сюжет, есть в этом произведении некоторая монументальность. Холст по формату ближе к квадрату, в цвете доминируют холодные тона. У.Тансыкбаев словно чувствует возникающие тенденции в советском искусстве в 60-е годы "сурового стиля". Принцип панорамности сохранен, человек может видеть необъятные просторы.В 1960 году написаны произведения "Выходной день на Ташкентском море", "Весенний вечер", "Алатау", по художественным принципам близкие с упоминавшимися произведениями. Здесь тоже повторяется состояние тишины, покоя, полного слияния с природой, цветовой ритм, уводящий взгляд в глубину. В 1962 году художник меняет формат своих картин. "Горный кишлак", "Горная дорога Ангрен — Коканд" уже вытянуты по вертикали, горы изображены крупным планом, что придает произведениям монументальный характер. Но человек и высоко в горах прокладывает дороги — "Дорога в горах" (1964), "Вечер" (1968), "Алтынтау" (1972). Цветовая гамма в эти годы становится более декоративной, даже многоцветной. В 1964 году У.Тансыкбаев едет на Памир, поднимается высоко в горы, на метеостанцию. Там тяжело дышать и ветер такой огромной силы, что к этюднику пришлось привязывать булыжники, чтобы не сносило. Но зато какая чистота цвета, как четки и ясны формы снежных пиков Памира в "Анзобском перевале" (1968). После этого художник как бы вновь возвращается в 30-е годы, когда работа с цветом было главным в его творчестве. Природа Центральной Азии дает столь смелые и неожиданные сочетания цвета, за которыми европейские художники устремлялись на Восток. Если бы не точное географическое название местности "В Белесее. Киргизия" (1964— 1965) и известная верность натуре мастера, то можно было бы усомниться, что в природе могут быть такой желтый песок, голубые скалы и синяя лента реки. Палитра художника стала ярче, чем в предыдущее десятилетие, артистично написаны полотна "Чимган. Шиповник" (1966), "Окрестности Джизака" (1967), "Озеро в Моргузоре" (1969).В произведениях начала 70-х годов появляются новые интонации — от предыдущего десятилетия сохранилась декоративность цвета, но появилась свето-воздушная среда, столь отличающая произведения мастера в 50-е годы. Это удивительное сочетание двух художественных систем можно увидеть в произведениях "Озеро Искандер-Куль" (1970), "Долина Ангрена" (1970), "Осеннее утро" (1971). Еще больше эти стилистические тенденции проявились в полотнах "Моя песня" (1972), "Алайская долина" (1972—1973), что придает этим произведениям торжественность, эпичность, значимость программных произведений. Главной темой в творчестве художника были Человек и Природа. В 30-е годы живописец пишет пейзажи или портрет, в 40-е годы в его в творчестве доминирует тема труда — человек и природа взаимосвязаны. В 50-е годы в полотнах У.Тансыкбаева человек активно осваивает необъятные просторы земли, в 60-е годы — тема о человеке и природе неразрывно связана между собой, а в поздних произведениях человек растворяется в природе. Но художник всегда находил в этом диалоге гармонию. В мастерской Дома-музея У.Тансыкбаева на мольберте стоит его последняя работа "Чарвак" (1973). в которой художник запечатлел мгновение абсолютной тишины и покоя. Он был романтиком и лириком, и эти качества отразились во всех его творениях.Феномен творчества Урала Тансыкбаева в том. что талантливый мастер в своих произведениях опережал время, определяя стилистическое направление в искусстве. Его творчество узнаваемо и в то же время он всегда менялся, становился интереснее и сложнее. Путь художника — это движение к совершенству, он удерживал в равновесии идеальное и реальное, это фантастический синтез, к которому всегда стремились большие Мастера. Елизавета Ким, искусствовед, ст. научный соотрудник Государственного музея искусств им. А. Кастеева (Казахстан)

www.vladimirmuravlev.narod.ru

ТАНСЫКБАЕВ, Урал. Artdic

АБДУЛ-ДЖАББАР. (Abdul-Dzhabbar., ) АЛИ-ИБН-МУХАММЕД из Серахса. (Ali-ibn-Muhammed from Serahsa., ) ЗЕЛЬМА, Георгий. (Zelma, Georgy., 1906-1984) ТАНСЫКБАЕВ, Урал. (Tansykbaev, Ural., 1904-1974) ЧАРЫЕВ, Рузы. (Tchariev, Ruzi., 1931-2004) ТАНСЫКБАЕВ, Урал ТАНСЫКБАЕВ, Урал ТАНСЫКБАЕВ, Урал. Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957 г. ТАНСЫКБАЕВ, Урал. Утро Кайрак-Кумской ГЭС. 1957 г.

ТАНСЫКБАЕВ, Урал.

(Tansykbaev, Ural., 1904-1974) узбекский живописец, народный художник СССР (1963 г.), действительный член АХ СССР (1958 г.). Один из основоположников современного изобразительного искусства Узбекистана. Родился в Ташкенте, Узбекистан. По национальности казах. Учился в студии Н. Розанова в Ташкенте (1924-1928 гг.) и в Пензенском художественном училище (у И. Горюшкина-Сорокопудова, 1928-1929 гг.). Побывав в Музее нового западного искусства в Москве, испытал сильное впечатление от французского постимпрессионизма. С 1930 г. жил преимущественно в Ташкенте. Уже для ранних произведений Тансыкбаева характерна эпическая монументальность композиций ("Кочевье", 1931 г.). С 1940-х гг. в цветовом строе произведений художника усиливается тональное начало, нарастает реалистическая убедительность художественных решений. Воспевая природу Узбекистана, Тансыкбаев создавал пейзажи-картины, отмеченные мажорностью настроения и живым чувством современности ("Родной край", 1951 г.; "Утро Кайрак-Кумской ГЭС", 1957 г.; "На Чарвакской стройке", 1970 г.; цикл пейзажей "Родной Узбекистан", 1971-1972 гг,). Выполнил ряд портретов ("Портрет Ташкенбаева", 1927 г.; "Портрет узбека", 1927 г.; "Автопортрет", 1935 г. и др.). Ведущую роль в образной структуре произведений Тансыкбаев играли мотивы, связанные с преобразовательной деятельностью людей. Тансыкбаев выступал также как театральный художник [оформление первого казах, балета "Калкаман и Мамыр" В. Великанова в Казахском театре оперы и балета (Алма-Ата), 1938 г.] и как живописец-монументалист (панно в павильоне Узбекской ССР на ВДНХ в Москве, 1952-1954 гг.). Государственная премия Узбекской ССР им. Хамзы (1973 г.). Умер в Нукусе.

ARTinvestment.RU: новости искусства

www.artdic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта