ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ РЕСТАВРАТОРА. Профессия реставратор картин
где учиться, зарплата, необходимые качества
Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).
Особенности профессии
Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.
Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.
В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.
Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода. Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством. По возможности они используют неразрушающие методы исследования.
Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации. Предпочтение отдаётся таким методам, которые не влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства). Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.
Драма российской реставрации
В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают, для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов. А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении. А положение самих памятников старины трагично.
Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид». Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи. В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк. Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию. При этом он чётко будет видеть следы утрат.
Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая. Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими. В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.
Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.
Рабочее место
Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.
Оплата труда
Важные качества
Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание.Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.
Знания и навыки
Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает. Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции. Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.
www.profguide.ru
Художники -реставраторы: исчезающая профессия
Художники реставраторы
Профессию художника-реставратора сейчас называют исчезающей. Причин тому множество. Подготовка новых кадров занимает не один год, квалификация растет очень медленно.
В эпоху новодела российская реставрационная отрасль остается пространством замкнутым и сословным, как в средние века. Здесь до сих пор существует понятие "учиться с рук", то есть у конкретного мастера, вне зависимости от учебного заведения. Художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Евгения Гра призналась: "Чтобы не набирать с улицы, мне пришлось пойти преподавать реставрацию в училище имени 1905 года. Я два выпуска там проучила и самых лучших отобрала сюда. И это наш костяк сейчас".
У Третьяковки в выборе кадров нет права на ошибку. Ведь ценнейшие древнерусские памятники здесь бережно реставрировали и хранили еще с тридцатых годов. Мастера всегда отличались одержимостью, и сегодня над одной иконой могут работать десятилетиями, удаляя многочисленные записи в поисках подлинного красочного слоя. художник-реставратор Государственной Третьяковской галереи Антонина Собаршова пояснила: " Эта живопись ранняя, авторская была, как у нас говорят, "спемзована", то есть, перед тем, как записывать, снимали слой живописи, и это был принцип реставрации. Как таковой реставрации не было".
В НИИ реставрации спасают икону Иоанна Богослова из Ферапонтова монастыря. То, в каком состоянии она находится - последствия церковных реставраций. Видны многочисленные поновления и след от острого предмета. Исследователи признаются, что в таком состоянии до нас доходит большинство икон. Доктор искусствоведения, член-корреспондент РАН Герольд Вздорнов рвассказал: "Церковь не церемонилась ни в старое время, ни в новое. Им требуется благолепие, им требуется, чтобы все было в хорошей сохранности".
Так же, как и в старые добрые времена, в некоторых храмах не особо церемонятся и просто дорисовывают утраченные части изображений. Искусствоведы констатируют, что в российской глубинке это обычное явление. Искусствовед, академик РАН Дмитрий Сарабьянов пояснил: "Очень часто батюшка, епископ, игумен, какое-то духовное лицо жаждет увидеть икону такой, как он понимает. Это целостность картинки, чтобы у святых были в наличии все части тела — глаза, носы, рты, руки, ноги. Но древняя живопись иногда доходит до нас лишь фрагментами, и такая "реставрация" недопустима. Сейчас это стало проблемой, как это было в конце XIX века, когда все древние храмы переписывались".
Столкнувшись с таким отношением к памятникам, музейные реставраторы единодушно выступают против передачи ценностей Церкви, несмотря на то, что бывают исключения из правил. Художник-реставратор Игорь Мясников пояснил процесс реставрации: "Вся живопись висит хлопьями. И наша задача - прикрепить красочный слой к основанию, и потом заниматься расчисткой потемневших лаков, копоти - вернуть первоначальный вид".
В небольшой церкви, где 110 лет назад венчался Чехов, несмотря на реставрационные работы, царит удивительный порядок. И восстановление фресок научное, и иконы все в киотах. Кстати, большинство из них - дары прихожан, и их художественная ценность очень разная. Настоятель храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке протоиерей Александр Птицын рассказал: "Храму пожертвовали икону Николая Угодника в полный рост. Когда мы начали подсчитывать количество пальцев на благословляющей руке, их оказалось шесть. Пришлось один палец "ампутировать" в процессе реставрации".
Реставрацией в этом храме занимается матушка отца Александра, профессиональный реставратор. Поэтому и порядок. После ее трудов дарители часто не узнают свою икону в раскрытом, то есть без прежних наслоений, виде. И даже считают, что она теряет свою "намоленность".
В знаменитом Троицком соборе Лавры реставрационные работы ведутся неспешно. За иконами постоянно наблюдают, вовремя консервируют. Но состояние знаменитого рублевского иконостаса видно невооруженным глазом. Икону Преподобного Сергия, что слева в местном ряду, отреставрировали год назад. Глядя на нее, легко представить, как мог бы выглядеть весь иконостас.
Работы с ценнейшими памятниками в Лавре доверяют лишь реставраторам экстра-класса. Каждый этап отслеживается специальной государственной комиссией. В прошлом году ее возглавлял 91-летний Виктор Филатов - патриарх реставрации, усилиями которого в советские времена рублевский иконостас был спасен от уничтожения. Сегодня реставраторы работают с иконой Дионисия Богоматерь Одигитрия.
Иерей Михаил Овсянников пояснил: "Сейчас идет постепенная реставрация всех икон Троицкого собора. Приближается праздник 700-летия со дня рождества преподобного Сергия Радонежского, и к этому дню планируются реставрационные работы по всей Лавре".
Основам реставрации обучают в иконописной школе при Московской духовной академии. Ученики постигают азы того, как сохранить иконы, которые в храм приносят прихожане. Отец Ермоген - в прошлом сотрудник реставрационных мастерских Грабаря - говорит, что реставрация церковная и мирская принципиально отличаются: "Музейные, светские мастера видят в иконе произведение искусства. И от некоторых икон они отказываются. Существует так называемая реставрационная этика. И если более 50 процентов утрат, то икону считается бессмысленным реставрировать. А мы беремся за любую икону".
Вполне вероятно, что из двадцати учеников выйдет один хороший реставратор. Проблема лишь в том, что свое умение ему придется какое-то время доказывать делом. Вот уже семь лет как отменили аттестацию реставраторов. Старые мастера в растерянности: "Как теперь определять квалификацию нового работника? И какие памятники можно ему доверять?" Директор Государственного НИИ реставрации Александр Трезвов недоумевает: "Реставраторы страны — и не аттестованы. Это вызывает много проблем. Например, как лицензии выдавать? Ведь реставрация - это вид деятельности, который подлежит лицензированию. Ты даже не можешь определить по документам, что это за реставратор".
Еще недавно исключительно "реставратор высшей категории" мог прикоснуться к шедеврам древнерусского искусства. Нынешняя молодежь тоже мечтает работать с иконами Рублева и Дионисия. Но разрыв между поколениями велик - в отрасли практически нет сорока-пятидесятилетних мастеров. А у юных пока маловато опыта.
Источник: Вести
rupo.ru
Профессия: художник-реставратор
– Татьяна Владимировна, в Омске можно получить образование художника-реставратора?
– К сожалению, в нашей стране количество государственных учреждений по подготовке таких специалистов по сохранению памятников культуры и истории, как художники-реставраторы, ограничено. И сосредоточены они в Москва и Санкт-Петербург. В Сибири и на Урале, в частности, в Омске, таких учреждений нет совсем. Дальность расстояния от Омска до Москвы и Санкт-Петербурга еще больше усложняет пополнение музеев кадрами, в результате чего специалистов по реставрации не только в нашем городе, но и во всем Сибирском регионе катастрофически не хватает. В музеях города на сегодня есть вакансии. Проблему подготовки кадров сибирские музеи решают путем прохождения стажировок в ведущих научно-реставрационных центрах. Кроме того, в музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля есть несколько высококвалифицированных специалистов, которые на базе реставрационных мастерских проводят стажировки по некоторым специализациям для желающих. Но для того, чтобы стать реставратором, кроме желания, необходимы такие качества характера, как усидчивость и терпение. Терпение особенно важно, так как конечный результат реставрации чаще всего получается не очень скоро.
– Возникает ли желание у реставратора привнести что-то свое в памятник культуры при реставрации?
– На протяжении многих лет развились и установились задачи, принципы и требования к реставрационной профессии. Они оформлены в свод «Международных нормативных документов по реставрационной этике», который неукоснительно соблюдается профессионалами. Все реставрационные мероприятия должны быть направлены на обеспечение долговечности памятника, применяемые материалы и методики при реставрации должны быть безвредны для него (профессионалы говорят так: «материалы и методики должны быть обратимы»), все проводимые мероприятия с памятником записываются в реставрационном паспорте и фотофиксируются до, во время и после реставрации. Конечно, вмешательство в идейную задумку создателя оригинала должно быть исключено. Памятники, с которыми работают реставраторы, являются уникальными и обладают художественной, религиозной, исторической, научной, социальной и экономической ценностью, а ценность таких объектов заключается как раз в способе их создания. По этой причине все желания реставратора чего-нибудь «дорисовать» или «доделать» должны быть сильно обоснованы и окончательное решение об этом утверждается коллегиально на Реставрационных советах.
– В Санкт-Петербурге работает больше всего реставраторов, так как сам город – это музей под открытым небом. А сколько специалистов трудится в нашем городе?
– Профессия наша довольно редкая. В Омской области только два музея имеют в своей структуре отделы реставрации и работают в них 16 человек. Причем у каждого своя специализация: реставратор станковой живописи, реставратор темперной живописи, реставраторы графики, текстиля, мебели, металла, керамики и стекла. В крупнейших столичных музеях работают реставраторы с еще более узкой специализацией – например, занимающиеся восстановлением восточного фарфора или вышивки.
– Кроме скальпеля, какие еще инструменты использует реставратор в работе?
– Многие инструменты и приборы, активно используемые в медицинской практике. Это – игла, шпатель, микроскоп, рентген, ультрафиолет, спектроколориметр, микроспектрофотометр и т. д. Уже применяется лазер и ультразвук. Реставрация - наука молодая, постоянно ведутся исследования в этой области, разрабатываются новые методики, технологии и оборудования. Музеи не имеют право списывать памятники истории и культуры. И некоторые памятники не реставрируются до тех пор, пока не будут разработаны подходящие методики и не появится возможность у музея. Например, в Китае до сих пор не проводят археологические раскопки на некоторых захоронениях, так как считают, что не имеют возможности для сохранения предметов, которые находятся в захоронении. К сожалению, мировая история археологии имеет достаточно примеров, когда через некоторое время, извлеченные из земли предметы превращаются в пыль, так как за годы подземного плена привыкли к другим условиям окружающей среды, где нет резких перепадов температуры и влажности в течение суток. Поэтому в нашем городе при раскопках фундамента Успенского кафедрального собора, которые проходили летом в жаркую погоду, присутствовали реставраторы.
– Татьяна Владимировна, сколько времени уходит на реставрацию памятников?
– В каждом случае все индивидуально. Зависит от поставленной задачи. В нее может входить сначала исследование неизвестного еще памятника: история его появления, история его бытования, исследования материалов и техник, которые использовали при его изготовлении (ведь памятник может быть сделан из материалов, которые сегодня просто не делают). Кроме того, обязательно тщательно изучаются повреждения и только потом, разрабатывается методика восстановления. Например, знамя Казачьего полка, хранящееся в Краеведческом музее, находилось в Москве на реставрации с середины 50-х годов до конца 90-х. Больше всего времени как раз ушло на предреставрационные исследования.
– Когда реставратору доверяют серьезную работу?
– Проходит не менее 10-15 лет работы, прежде чем реставратор становится настоящим профессионалом в своем деле. Новички сначала тренируются на вещах из вспомогательного фонда музея под руководством опытного реставратора и контролем членов Реставрационного совета, потом ему доверяют уже более сложные вещи. Первые отреставрированные предметы, как правило, всегда запоминаются, потому что приходится очень поволноваться.
– Труд мастера по восстановлению старины кропотливый, вы работаете с мельчайшими деталями. Приходилось ли вам делать открытия при реставрации?
– Открытия происходят часто. Например, гравюра датировалась XIX веком, но при реставрации вскрылся скрытый признак основы – водяной знак бумаги с маркировкой XVIII века, который не было видно из-за значительного загрязнения листа. Или, при реставрации церковного облачения была обнаружена маленькая записочка с фамилией золотовышивальщицы из Московского Кремля, а при реставрации гарнитура мебели в сиденье кресла - бумага с фамилией заказчика мебели. Еще интересный пример: при реставрации юбки цыганки на ее подоле были обнаружены несколько волос, аккуратно перевязанные одинаковыми узлами. Такого рода узлы дали повод думать о заговоренном одеянии женщины.
– Татьяна Владимировна, что наиболее интересно вам было реставрировать?
– Интересно было работать со шкатулкой стереоткрыток конца ХIХ века, так как этот музейный предмет оказался разнообразным по материалу – деревянная коробочка, шелковая обивка с чернильными подписями владельцев, металлический замочек и сами открытки с видами европейских городов (бумага). Подобное развлечение есть и у современных детей – если вглядеться в картинку, она становится объемной. За 15 лет работы я заметила, что наибольший интерес у профессионалов вызывают предметы со значительными и масштабными повреждениями. Когда им начинают показывать ужасное состояние таких предметов, то многие из них восклицают: «Какая прелесть! Красота!» – здесь простор для применения знаний.
– Во время посещения музея вы смотрите на картины взглядом профессионала или любителя живописи?
– Однажды в Москве я посетила выставку итальянских художников эпохи Возрождения (там были такие имена, как Леонардо да Винчи, Рафаэль). Вернувшись в гостиницу, поняла, что детально рассмотрела и запомнила сохранность картин: восполненные утраты, тонировки (было интересно, посмотреть, как работают коллеги в Италии), но не посмотрела, как работают художники. Это называется «профессиональная деформация».
– Выставки художественных произведений проводятся регулярно, организуются ли выставки работ реставраторов?
– Редко, но музеи организуют такие выставки. На них представлены оригинальные экспонаты и их фотографии до реставрации.
– Над чем вы работаете сейчас?
– В нашем отделе продолжается реставрация графических работы омских художников начала ХХ века. Долгое время они считались утерянными, а в 70-х годах прошлого века их случайно нашли, вскрыв полы в краеведческом музее при ремонте. Продолжается работа над старыми проектами застройки города Омска.
Обучение
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) – Москва.
При Академии художеств Художественный институт имени И.Репина – Санкт-Петербург
Художественное училище имени Рериха – Санкт-Петербург.
Суздальское художественно-реставрационное училище – Суздаль (Московская область).
Стажировка
Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР) – Москва.
Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря) – Москва.
Это интересно
К услугам поновителей впервые обратились во времена Петра I, потому что именно тогда были собраны первые галереи живописи. Для поновления картин они использовали свои методы, иногда полностью переписывая полотно целиком. Так продолжалось до ХIХ века, когда встал вопрос о методике реставрации, так как со временем все больше появлялось художественных произведений, требовавших восстановления. В 20-х годах ХХ века появилась первая реставрационная мастерская при коллекции живописи в Эрмитаже, там же открылась первая научная реставрационная школа. Часто профессию реставратора связывают только с музеями, но реставрационные работы проводят и в библиотеках, и в архивах, где есть фонды редких книг и документов.
Востребованность
Как рассказали «ХР!» в Новосибирском государственном художественном музее, в Новосибирске реставратору непросто найти работу по специальности, тем более что у нас этой профессии не учат. Также в городе мало музеев, которые могли бы предоставить работу. Отдел реставрации есть в Новосибирском государственном краеведческом музее. В Новосибирском государственном художественном музее работают реставраторы по графике, живописью там занимается специалист, приезжающий из Томска.
Дата публикации: "ХР!" №7 (35), 04.02.2008
nsk.jobsite.ru
Профессия | Молодежный кадровый центр
В функции реставратора входит не только восстановление почти погибших картин, но и умелое и бережное их хранение и профилактические работы по их сохранению, и правильная их упаковка и перевозка, и многие другие операции. Все это требует от художника-реставратора самых разнообразных знаний и умений.
Получив задание, художник-реставратор составляет подробное описание всех обнаруженных дефектов данной картины. Описание состояния сохранности произведения - ответственный этап реставрационной работы, от которого зависит порядок выполнения всех последующих операций. Результаты экспертных исследований и описание состояния картины вместе с заносимыми позже в протокол сведениями о произведенных работах и примененных материалах являются источником информации для искусствоведческой научной работы.
При определении дефектов картины художник-реставратор использует арсенал всевозможных средств. Он занимается фотографированием, составляет схемы, делает зарисовки деталей картины. Устанавливая состав материалов грунта, красок, лака, реставратор консультируется со специалистами по физике и химии красок. При исследовании художественного полотна реставраторы нередко прибегают к помощи специальных технических средств, позволяющих видеть то, что скрыто от невооруженного глаза. Как правило, чем сложнее предстоящий реставрационный процесс, тем длительнее предшествующие ему исследования.
Важное направление работы реставратора - определение всевозможных дефектов в материалах, из которых создано живописное произведение. Ведь картина - соединение весьма различных по своим физическим качествам материалов. Создавая живописное полотно, художник непременно учитывает различные свойства красок, характер и эффекты их сочетания. Способы письма, а также материалы, которые использовались в художественном творчестве, были, естественно, различны в разные исторические эпохи. Неодинаковы они в разных странах и у разных художников.
www.profirk.ru
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ РЕСТАВРАТОРА | АРТконсервация
Профессия реставратора складывалась постепенно. Отечественное определение — «художник-реставратор» — отражает давнюю традицию, характерную для всей европейской культуры в прошлом. Реставрацией и починкой живописи всегда занимались сами художники. В России издревле иконописцы «возобновляли» древние иконы и стенописи. Документы сообщают, что прославленные Андрей Рублев и затем Дионисий восстанавливали поврежденные временем чудотворные иконы. В XVIIIв. приехавшие в Россию иностранные живописцы Пфанцельт, Иоганн-Фридрих Грот принесли с собой искусство реставрации картин, писаных масляными красками на холстах, что позволило основать в императорском Эрмитаже первую в стране мастерскую реставрации живописи. С тех пор реставраторов в Эрмитаж набирали из учеников Академии художеств.
Однако в течение всего XIXв профессия реставратора была неким производным от профессии художника. В негласной табели о рангах иконописно-реставрационных мастерских, откуда вышли многие реставраторы иконописи старшего поколения, «расчищалы» и «подфурники» занимали низкое место по сравнению с мастером-иконописцем — знатоком древних стилей. Такое понимание профессии сложилось благодаря убеждению, что главная задача реставратора состоит в восстановлении разрушенного произведения искусства в его первоначальном виде.
Современная концепция профессии реставратора, признанная международными документами, заметно отличается от традиционных представлений о реставраторе как кудеснике. Образ мастерового-чудотворца, обладающего тайным знанием, как возродить из пепла утраченные шедевры, как вернуть первозданный вид произведению, ушел в прошлое. На смену пришло новое представление о реставраторе.
Его фундаментальная функция, как гласит профессиональный кодекс Европейской Конфедерации Организаций Консерваторов-реставраторов (Е.С.С.О. — Е.К.О.К. European Confederation of Conservator - Restorers' Organizations), состоит в сохранении культурных ценностей в их эстетическом и историческом значении и физической целостности ради современных и будущих поколений. Отныне никакие другие цели воздействия на памятник культуры не могут считаться корректными.
Документ, принятый представителями всех европейских некоммерческих организаций реставраторов 11 июня 1993 г., включает в себя Определение профессии, Этический кодекс и Основные требования к профессиональному образованию. Они были составлены на основе определения профессии, принятого ЮНЕСКО (The Conservator-Restorer: a definition of the profession. ICOM-CC, Copenhagen, 1984).
В преамбуле Кодекса дается определение предмета реставрационной деятельности. «Объекты, которым общество придает значение, в частности, художественной, исторической, документальной, эстетической, научной, духовной или религиозной ценности, называются "культурной ценностью"; они составляют материальное и культурное наследие и передаются последующим поколениям. Поскольку забота о них поручается обществом консерватору-реставратору, он несет ответственность не только перед культурной ценностью, но также перед владельцем или законным хранителем, автором или создателем, обществом и последующими поколениями».
Кодекс определяет роль консерватора-реставратора:
«Фундаментальная роль консерватора-реставратора состоит в сохранении культурной ценности для пользы нынешнего и будущих поколений. Консерватор-реставратор вносит свой вклад и содействует пониманию и уважению культурной ценности в физическом единстве ее эстетического и исторического значений.
— Консерватор-реставратор берет на себя ответственность и осуществляет диагностические исследования, консервацию и реставрацию культурной ценности, а также документацию всех процедур.
Диагностическое исследование
Заключается в определении состава и состояния сохранности культурной ценности, идентификации, определении размеров и природы изменений и деформаций; оценке разрушений; определении характера и объема необходимого реставрационного вмешательства. Это включает также изучение сопутствующей документации.
Превентивная консервация
Заключается в опосредованных акциях, направленных на сдерживание и прекращение процессов разрушения путем создания оптимальных условий сохранения культурной ценности в соответствии с ее социальной ролью. Превентивная консервация осуществляется с соблюдением корректного обращения, использования, транспортировки, хранения и экспонирования культурной ценности.
Оперативная консервация
Заключается главным образом в прямом воздействии на культурную ценность с целью прекращения дальнейшего разрушения.
Реставрация
Заключается в прямом воздействии на поврежденную или разрушенную культурную ценность с целью обеспечения, насколько это возможно, понимания и уважения эстетической, исторической и физической целостности объекта.
Более того, в компетенцию консерватора-реставратора входит:
— совершенствование консервационно-реставрационных программ и исследований культурной ценности;
— подготовка технических отчетов о культурной ценности, исключая любые суждения о рыночной стоимости;
— руководство исследованиями, связанными с консервацией-реставрацией;
— совершенствование образовательных программ и участие в обучении консервации-реставрации;
— распространение информации, полученной в результате обследования, реставрации или исследований;
— способствовать более глубокому пониманию проблем консервации-реставрации.
<...> Раздел 2. Отличие от смежных областей деятельности.
Консерватор-реставратор не является ни художником, ни ремесленником. В то время как художник или ремесленник вовлечены в создание новых объектов или в практическое поддержание их функционирования, консерватор-реставратор обязан предохранять культурные ценности.
Раздел 3. Профессиональная подготовка.
Стандарты профессионального образования и подготовки консерватора-реставратора должны быть на уровне университетского образования или соответствовать ему».
Кодекс профессиональной этики включает в себя разделы, описывающие обязательства консерватора-реставратора по отношению к культурной ценности, к владельцу или законному хранителю, к коллегам и к профессии.
«<...> Раздел 2. Обязательства по отношению к культурной ценности.
Статья 5. Консерватор-реставратор уважает эстетическое и историческое значение и физическую целостность культурной ценности, доверенной его заботе.
Статья 6. Консерватор-реставратор в сотрудничестве с коллегами других профессий, участвующих в работе, принимает во внимание требования социального использования объекта в процессе проведения консервации-реставрации.
Статья 7. Консерватор-реставратор должен работать в соответствии с высшими стандартами безотносительно любых суждений о рыночной стоимости культурной ценности. В условиях когда обстоятельства могут ограничить действия консерватора-реставратора, уважение к этическим нормам кодекса не может быть скомпрометировано.
Статья 8. Консерватор-реставратор должен принимать в расчет все аспекты превентивной консервации прежде, чем начинать физическое действие в отношении культурной ценности и должен ограничивать действие только необходимыми мерами.
Статья 9. Консерватор-реставратор должен применять только те продукты, материалы и процедуры, которые в соответствии с настоящим уровнем знаний не принесут вреда культурной ценности, окружению или людям. Ни сама акция, ни примененные материалы не должны по возможности препятствовать последующим исследованиям, консервации-реставрации или анализам. Они также должны быть совместимы с материалами культурной ценности и должны насколько возможно быть легко и полностью обратимы.
Статья 10. Документация, относящаяся к культурной ценности, должна включать записи о диагностическом исследовании, консервационном и реставрационном вмешательстве и другую относящуюся к делу информацию. Документация становится частью культурной ценности и должна быть доступна.
Статья 11. Консерватор-реставратор должен предпринимать только такие действия, которые входят в его компетенцию. Консерватор-реставратор не должен ни начинать, ни продолжать действия, противоречащие интересам сохранения культурной ценности.
Статья 12 Консерватор-реставратор должен стараться обогащать свои знания и мастерство с целью постоянного повышения качества своей профессиональной работы.
Статья 13. В случаях необходимости консерватор-реставратор консультирует историков или специалистов в области научных исследований и обменивается с ними всей необходимой информацией.
Статья 14. В чрезвычайных ситуациях угрозы сохранности культурной ценности, безотносительно своей специализации, консерватор-реставратор оказывает всю возможную помощь.
Статья 15. Консерватор-реставратор не удаляет никакие материалы, принадлежащие культурной ценности, до тех пор, пока это не становится необходимым для ее сохранности или существенно противоречит исторической и эстетической ценности объекта. Удаляемые материалы при возможности должны быть сохранены, а процедура удаления полностью документирована.
Статья 16. В случае если характер социального использования культурной ценности не совместим с условиями ее сохранности, консерватор-реставратор должен обсудить с владельцем или законным хранителем возможность замены объекта его копией (репродукцией). Консерватор-реставратор дает рекомендации по правильным процедурам воспроизведения оригинала, исключающим возможность его повреждения.
Раздел 3. Обязательства по отношению владельца или законного хранителя.
Статья 17. Консерватор-реставратор должен в полной мере информировать владельца обо всех необходимых действиях по консервации-реставрации и важности последующего ухода за объектом.
Статья 18. Консерватор-реставратор соблюдает профессиональную конфиденциальность. При необходимости ссылок на определенную культурную ценность он должен получить согласие владельца или законного хранителя.
Раздел 4. Обязательства по отношению коллег и профессии.
Статья 19. Консерватор-реставратор должен поддерживать дух уважения к достоинству коллег и профессии.
Статья 20. Консерватор-реставратор должен в рамках своих знаний, компетенции, свободного времени и технических возможностей принимать участие в обучении стажеров и помощников. Консерватор-реставратор несет основную ответственность за работу, выполняемую его ассистентами и стажерами под его руководством.
Статья 21. Консерватор-реставратор должен делиться своими знаниями и опытом с коллегами, делая свой вклад в совершенствование профессии.
Статья 22. Консерватор-реставратор способствует лучшему пониманию профессии среди представителей других профессий и широкой публики.
Статья 23. Записи и результаты исследований, относящиеся к консервации-реставрации культурной ценности, за которую консерватор-реставратор ответственен, являются его интеллектуальной собственностью и предметом договора с работодателем.
Статья 24. Участие в коммерческой деятельности с культурными ценностями не совместимо с профессией консерватора-реставратора.
Статья 25. Для поддержания достоинства, чести и доверия к профессии консерватор-реставратор должен применять только приемлемые и информативные формы публичности в связи со своей работой».
Документ, определяющий основные требования к профессиональному образованию консервагора-реставратора, не ограничивает существующие национальные традиции в разных странах, но формулирует базовые критерии этого образования. Важнейшим условием является университетский уровень образования при сбалансированности теоретических и практических дисциплин: «Единственным признаваемым способом образования и подготовки в консервации-реставрации является полное образование на университетском уровне или эквивалентном ему, включая практическую подготовку».
Другим документом, устанавливающим основные критерии реставрационного образования, стал так называемый «Документ Павии», принятый специалистами из разных стран Европы в октябре 1997 года в г. Павия, Италия. В нем были подтверждены основные положения Кодекса Е.С.С.О. и дано повое определение профессии консерватора-реставратора. Он «должен участвовать в процессе принятия решений от начала консервационно-реставрационного проекта, и он/она должен брать на себя, в сотрудничестве с другими партнерами, ответственность в пределах своей компетенции (в частности, в области диагностики, описания, осуществления и документирования консервационно-реставрационных операций)».
Эти определения последних лет констатируют, что реставратор из художника-ремесленника окончательно превратился в специалиста, «принимающего решения», которые могут заметно повлиять на вид и состояние произведения, а следовательно, на качество культурного наследия.
Первоисточник:
Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX—XX веках. История, проблемы: Учебное пособие. — М., 2008art-con.ru
Учебные заведения для реставраторов
1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Институт международных отношений, истории и востоковедения)Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета осуществляет набор в магистратуру «Реставрация историко-культурного наследия» на курс «Реставрация музейных археологических и этнографических коллекций». В каждом семестре предусмотрен четырёхнедельный интенсив по реставрации под руководством приглашенных преподавателей из ведущих реставрационных организаций страны, включающий лекции и практические занятия, на которых слушатели занимаются реставрацией реальных археологических и этнографических предметов. Институт располагает собственным полностью оборудованным реставрационным центром.
Программа курируется художником-реставратором высшей категории Буршневой Светланой Георгиевной (г. Санкт-Петербург)
Описание для анонса:Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета осуществляет набор в магистратуру «Реставрация историко-культурного наследия» на курс «Реставрация музейных археологических и этнографических коллекций». В каждом семестре предусмотрен четырёхнедельный интенсив по реставрации под руководством приглашенных преподавателей из ведущих реставрационных организаций страны, включающий лекции и практические занятия, на которых слушатели занимаются реставрацией реальных археологических и этнографических предметов. Институт располагает собственным полностью оборудованным реставрационным центром.
Программа курируется художником-реставратором высшей категории Буршневой Светланой Георгиевной (г. Санкт-Петербург)
Начало активности (дата): 09.04.2018 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Российская академия живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова Описание для анонса: Начало активности (дата): 01.02.2018 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
НОЧУ ДПО РАР Русская Академия РемеселНекоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования.
Описание для анонса: Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования. Начало активности (дата): 18.08.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
Описание для анонса: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
ГБПОУ ПТ № 2Отделение «Реставрация» ГБПОУ ПТ № 2 реализует образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 54.02.04 «Реставрация» (углубленная подготовка) с получением квалификации «художник-реставратор». Программа обучения включает изучение основ композиции, пластической анатомии, черчения, рисунка, живописи, истории искусств, иконографии, реставрации, консервации и музейного хранения объектов культурного наследия (по направлениям: темпера, масло, керамика, металл, камень, ДПИ, монументальная живопись, архитектурная лепнина).
Описание для анонса: Отделение «Реставрация» ГБПОУ ПТ № 2 реализует образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 54.02.04 «Реставрация» (углубленная подготовка) с получением квалификации «художник-реставратор». Программа обучения включает изучение основ композиции, пластической анатомии, черчения, рисунка, живописи, истории искусств, иконографии, реставрации, консервации и музейного хранения объектов культурного наследия (по направлениям: темпера, масло, керамика, металл, камень, ДПИ, монументальная живопись, архитектурная лепнина). Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
МГХПА им. С.Г. Строганова. (г. Москва)Сегодня МГХПА — наиболее многопрофильная художественная академия — проводит подготовку художников по 5 специальностям и 17 специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по металлу, керамике и стеклу, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла.
Описание для анонса: Сегодня МГХПА — наиболее многопрофильная художественная академия — проводит подготовку художников по 5 специальностям и 17 специализациям: проектированию интерьеров и мебели, разработке декоративных и мебельных тканей, готовит специалистов в различных областях дизайна, историков и теоретиков искусства, художников монументальной живописи и скульпторов, художников по металлу, керамике и стеклу, реставраторов монументальной живописи, мебели и художественного металла. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (г. Москва)В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники в качестве художников-реставраторов могут осуществлять исследовательскую и исполнительскую деятельность, направленную на спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений станковой живописи (иконы, картины) и графики.
Описание для анонса: В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники в качестве художников-реставраторов могут осуществлять исследовательскую и исполнительскую деятельность, направленную на спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений станковой живописи (иконы, картины) и графики. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Высшая Школа РеставрацииКафедра ВШР осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров на базе очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по направлению бакалавриата «История искусств», профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры»
Описание для анонса: Кафедра ВШР осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров на базе очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по направлению бакалавриата «История искусств», профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры» Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургский институт искусств и реставрацииНаши выпускники могут устанавливать и подтверждать авторство, время изготовления памятника изобразительного искусства, проводить анализ стиля, манеры автора произведения, техники живописи, иконописи, особенностей памятников архитектуры и предметов декоративно-прикладного искусства.
Описание для анонса: Наши выпускники могут устанавливать и подтверждать авторство, время изготовления памятника изобразительного искусства, проводить анализ стиля, манеры автора произведения, техники живописи, иконописи, особенностей памятников архитектуры и предметов декоративно-прикладного искусства. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Институт искусства реставрации (г. Москва)Институт Искусства Реставрации — единственный в России ВУЗ полностью реставрационного профиля. Наши программы направлены на обучение людей, желающих посвятить свою жизнь реставрации. В 2014 году Институту исполнилось 23 года.
Описание для анонса: Институт Искусства Реставрации — единственный в России ВУЗ полностью реставрационного профиля. Наши программы направлены на обучение людей, желающих посвятить свою жизнь реставрации. В 2014 году Институту исполнилось 23 года. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет (Факультет искусств)Факультет искусств возник на базе старейшего российского университета, основанного Петром Великим в 1724 году. В течение ряда лет факультет являлся частью Филологического факультета, а затем Факультета филологии и искусств. В 2010 году Факультет искусств был выделен в отдельную структуру, и его деканом стал Народный артист России Валерий Гергиев.
Описание для анонса: Факультет искусств возник на базе старейшего российского университета, основанного Петром Великим в 1724 году. В течение ряда лет факультет являлся частью Филологического факультета, а затем Факультета филологии и искусств. В 2010 году Факультет искусств был выделен в отдельную структуру, и его деканом стал Народный артист России Валерий Гергиев. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургский государственный институт культурыСПбГИК — старейший отечественный вуз, воспитавший несколько поколений талантливых музыкантов, хореографов, искусствоведов, культурологов, сотрудников библиотек и педагогов.
Описание для анонса: СПбГИК — старейший отечественный вуз, воспитавший несколько поколений талантливых музыкантов, хореографов, искусствоведов, культурологов, сотрудников библиотек и педагогов. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Факультет церковных художеств, кафедра реставрации)Образовательная концепция факультета Церковных художеств строится на основе синтеза традиций византийского и русского церковного искусства, православного богословия и достижений современного искусствознания.
Описание для анонса: Образовательная концепция факультета Церковных художеств строится на основе синтеза традиций византийского и русского церковного искусства, православного богословия и достижений современного искусствознания. Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургское художественное училище им. Р. К. Рериха (техникум)Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха (техникум)"
Описание для анонса: Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха (техникум)" Начало активности (дата): 27.03.2017 1УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
Санкт-Петербургская государственная Художественно-промышленная академия им. ШтиглицаСПГХПА им. А. Л. Штиглица – одна из ведущих в стране школ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области дизайна, прикладного и монументального искусства, с мощными художественными традициями, высочайшим профессионализмом, европейской известностью.
Описание для анонса: СПГХПА им. А. Л. Штиглица – одна из ведущих в стране школ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области дизайна, прикладного и монументального искусства, с мощными художественными традициями, высочайшим профессионализмом, европейской известностью. Начало активности (дата): 27.03.2017restsouz.ru
Профессия: художник-реставратор. БелПресса
В сегодняшней «Профессии по пятницам» рассказываем о тех, кто сохраняет для потомков произведения искусства.
Но перед этим давайте проверим, что вы знаете о реставраторах:
Зачем гладить картины утюгом и о других тонкостях своей работы рассказала художник-реставратор масляной станковой живописи Елизавета Семко:
«Я работаю реставратором в Белгородском художественном музее четыре года. До этого получила профессию учителя изобразительного искусства, а художник-реставратор – это моё дополнительное образование. Время от времени прохожу стажировки в Москве. Там мы оттачиваем каждый рабочий момент, к примеру, что скальпель должен двигаться по картине по направлению волокон. После этого выдают документ, где сказано, какие именно реставрационные работы я могу проводить.
Я поддерживаю живописные произведения в хорошем состоянии для потомков.
Повреждения на картинах могут возникать случайно. Например, поступает к нам работа, а там небольшой порывчик. Но бывает, что вмешательство реставратора требуется произведению из‑за нарушений технологии масляной живописи художника. Например, живописец пишет масляными красками, наносит один слой и, не дожидаясь, когда он высохнет, наносит следующий. По‑хорошему же необходимо дожидаться, когда краска высохнет, иначе могут возникнуть разрывы или кракелюр, то есть трещины. Обычно такое происходит, если художник хотел поскорее завершить произведение – может, это был какой‑то срочный заказ или он усиленно готовился к выставке.
Сейчас я работаю с оборотной стороной картины. Дело в том, что она была приклеена к деревоплите, а этот материал со временем деформируется. Из‑за этого пошла деформация холста и поверхность изображения стала неровной. Мне пришлось раздублировать слои, то есть расклеить деревоплиту и холст. При этом слои грунта и краски всё равно чувствуют, как я работаю с другой стороны. Чтобы уберечь само изображение, пока я работаю над оборотом, картина заклеивается профилактической заклейкой – папиросной бумагой.
Фото Анны Бессоновой
В дальнейшем я сдублирую слои, то есть приклею один холст на другой, потому что когда картина хорошо натянута, она дольше сохраняется в нормальном состоянии. Для этого нужно очистить все неровности на обороте холста. Я это делаю медицинским скальпелем.
В целом же инструменты, которыми работает реставратор, зависят от его специализации. В случае с масляной живописью это скальпель, кисти, деревянные щипцы, гвозди, молоток, пассатижи, линейка, карандаш, ластик и калька. Эти инструменты похожи на те, которыми пользуются сами художники. Что касается материалов – это холст, краски, лаки, разбавители и грунты.
Наша коллекция состоит в основном из произведений второй половины XX века и активно пополняется современными картинами.
Старинные картины самостоятельно я не реставрировала, но на первой стажировке в Москве приняла участие в работе над картиной XVIII века. Реставраторы приклеивали один холст на другой. Тогда нужно было гладить полотно тёплым утюгом, а потом холодным. Так сушат клей, который нанесён между холстами. В этом я специалистам и помогла.
Ко мне попадают только те произведения, которые в этом нуждаются. Если сама картина в хорошем состоянии, но возникла небольшая трещинка, то я могу на месте воспользоваться клеем. Это называется аварийной реставрацией. Если не следить за состоянием картин, то разрушения пойдут дальше, и со временем мы просто лишимся многих произведений».
Записала Анна Бессонова
www.belpressa.ru