Владимир Татлин: жизнь и творчество художника. Картины художник татлин


Татлин Владимир Евграфович картины

Татлин Владимир Евграфович — советский художник, график, живописец. Родился в Харькове в 1885 году. Знаменит тем, что стал одним из самых значимых художников в русском авангарде. Кроме того, Владимир Татлин считается родоначальником русского конструктивизма. Одним из самых известных произведений, которые относятся к конструктивизму и являют её ярчайший образ, является конструкция Башня Татлина или Памятник III Интернационала.

Владимир Евграфович Татлин был довольно неоднозначной личностью. Известно, что в 13 лет он убежал из дома и был вынужден кормиться от случайных заработков. Из Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в которое он поступил в 1902 году, его отчислили за неуспеваемость и неодобрительное поведение. После отчисления, он поступил в Пензенское художественное училище, продолжал создавать своё уникальное искусство, несмотря ни на что, и это, в конце концов, принесло ему славу.

Биография Татлина богата на события, в том числе и события из мира изобразительного искусства. Свои работы он выставлял вместе с такими художественными объединениями, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». Также был участником «Последней футуристической выставки 0.10», которая стала легендарной. С 1925 года был профессором в Киевском Художественном Институте. С 1927 года стал профессором ВХУТЕИНа в Москве.

Творчество Владимира Татлина также удивительно, как и его жизнь. Многие искусствоведы считают, что этот талантливый живописец стал продолжателем дела Пикассо и совершенствовал разработки великого кубиста. Известно, что Татлин открыто противостоял Казимиру Малевичу. Он был в корне не согласен с тем, что искусство нужно увести в плоскость лишь одного цвета и абстрактных форм. Правдива ли история о том, что Татлин выбил стул из под Малевича, предлагая посидеть ему на цвете и геометрии, неизвестно, но она отличным образом характеризует их несогласия. Искусство Владимир Татлина некоторые называют утопическим, а другие, в том числе и признанные лидеры мировой живописи, называют настоящим прорывом, революцией, которая дала жизнь новым жанрам и направлениям.

Великий художник русского авангарда Татлин Владимир Евграфович умер в 1953 году в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Если вы хотите узнать свой почтовый индекс, то лучшим выбором для вас будет найти индекс по адресу в Москве на Index-Msk. Быстрый и очень удобный поиск.

Художник Татлин Владимир Евграфович

 

Антонида

 

Богдан Сабинин

 

Контр-рельеф

 

Май

 

Матрос. Автопортрет

 

Мясо

 

Натурщица

 

Продавец рыб

 

Садовые цветы

 

Спасские ворота

 

Старо-басманная

 

Трамвай

 

Цветы

 

Череп на раскрытой книге

 

art-assorty.ru

Владимир Татлин: жизнь и творчество художника

Владимир Татлин (28 декабря 1885, Москва — 31 мая 1953, Москва) — русский и советский живописец, график, дизайнер и художник театра.

Содержание

Биография Владимира Татлина

Творчество Татлина

Известные работы художника

Картины Владимира Татлина

Библиография

Биография Владимира Татлина

Владимир Татлин родился 16 (28) декабря 1885 в Москве в семье железнодорожника. После смерти матери семья переехала в Харьков.

В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам.

В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».

Затем с 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. В 1906 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Париж, выступая в качестве профессионального музыканта-бандуриста.

В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодёжи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».

В 1913 году посетил мастерскую Пабло Пикассо.

В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставке 0.10, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.

В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В. Хлебникова «Зангези».

В 1925—1927 — профессор в Киевском Художественном Институте . Среди учеников были ставшие впоследствии известными: И. Каракис и др. В 1927—1930 — профессор ВХУТЕИНа в Москве.

В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.

Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища

Творчество Татлина

Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III-му Интернационалу», «Летатлин», «Нормаль-одежда»).

Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью.

Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.

Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве.

Известна фотография Георга Гроса и Джона Хертфилда, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!».

Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см. Конструктивизм (искусство)). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств.

Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.

Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году.

В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.

Наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда

Известные работы художника

  • Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург
  • «Памятник III Коммунистического Интернационала» или «Башня Татлина» 1919—1920
  • «Летатлин», летающий аппарат (орнитоптер), 1929—1932, Музей истории авиации, Монино, Московская область
  • Череп на раскрытой книге, 1948—1953.

Библиография

  • Пунин Н. Памятник III Интернационала. — П.: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
  • Пунин Н. Татлин (Против кубизма). — Пг., 1921.
  • Zsadova L. A. Tatlin. — Budapest: Corvina, 1983. — 533 p.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Владимир Татлин: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Владимир Татлин: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Владимир Татлин. Авангардизм как неискусство

Владимир Татлин (1885-1953) не был легким и приятным в быту человеком. С раннего детства отягощенный обузой в виде эдипова комплекса в средне-тяжелой степени тяжести, он был истеричен, обидчив, паранойялен, необуздан, эгоистичен и, естественно, не любил папу и всех, кто его символически замещал. А вот, поди ж ты, стал одним из двух главных лидеров русского авангарда. Вторым-то был Малевич.

Папа-Татлин, хоть и был дворянином-инженером, отличался очень плохим авторитарным характером. Мамы же у Татлина-сына с четырех лет не было вообще, ее пыталась изображать мачеха, но неудачно. Короче, к 13 годам вся эта семейная байда совершенно достала отрока Татлина, и он из Харькова удрал в Одессу, нанялся там юнгой на корабль и посетил Турцию. Вернувшись, он окончил Одесское училище торгового мореплавания, после чего некоторое время служил на парусном судне. Татлин и позже, до начала Первой мировой войны, уже в статусе довольно известного художника, периодически на лето нанимался матросом и плавал познавать мир. Всей душой полюбил он море. Ну, фиг с ней, с лирикой, перехожу к делу.

Профессиональное образование Татлин получал в разных местах – и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, откуда через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение», и в Пензенском художественном училище, и в разных частных студиях. Тогда он писал такие картинки в духе умеренного сезаннизма:

Цветы

В 1910 году Татлин осел в Москве, стал водить дружбу с сомнительными людьми вроде авангардистов и выставляться с группировками типа «Бубнового валета» и «Ослиного хвоста». Особенно крепко он подружился с Ларионовом и, вслед за ним как старшим, стал интересоваться фовизмом, примитивизмом

Лежащая натурщица

Натурщица

и русской иконописью.

Крестьянка

Вскоре, впрочем, Татлин с Ларионовым поссорился – сказался застарелый эдипов комплекс – и задружился с Малевичем как новым старшим товарищем. Весной 1914 года Татлин в рамках кустарной выставки, на которой изображал слепого бандуриста (на бандуре он играл по-настоящему), поехал в европы. Там он посетил, в частности, Париж, где ознакомился, в частности, с туземным искусством и, что главное, побывал в мастерской Пикассо, в которой увидел, в частности, совершенно аутентичный, качественный кубизм. Больше всего в кубизме на Татлина произвели впечатление коллажи и ассамбляжи, т.е. работы, при создании которых художник пореже машет кистью.

Вернувшись домой, Татлин перестает дружить с Малевичем – опять эдипов комплекс разыгрался – вступает с ним в непримиримое соперничество и обзаводится группой последователей, в которую входили знаменитые в будущем архитекторы-конструктивисты братья Веснины. Скажу больше - отныне пути двух титанов русского авангардизма разошлись навсегда*. Былая дружба уступила место ревности, подозрительности и даже откровенной вражде**.

Визит к Пикассо лишил Татлина не только друга. Татлин принципиально перестал писать картины. Он перешел к изготовлению рельефов из разных материалов и предметов - железа, картона, дерева, стекла, штукатурки, фольги, обоев и т.д***. Иногда вводил надписи и слегка подкрашивал разные элементы произведения.

Живописный рельеф

Идея тут была в том, что теперь искусство не изображало предмет, а само было предметом. Таким же независимым ни от чего, как, скажем, диван. Только функционально бесполезным. Несущим информацию только о самом себе и о тех штуковинах, из которых этот предмет искусства был изготовлен. Это была такая протодадаистическая практика, которую Татлин называл изобразительным делом. На Западе этот путь привел к великой стратегии ready-made Дюшана, у нас – к великому конструктивизму, о чем – позже.

На этом мысль Татлина не остановилась. Ведь его рельефы были привязаны к плоскости, а плоскость – еще один атрибут традиционного искусства. А на фиг этот атрибут нужен, если стратегия настоящего, правильного авангардизма в том и заключается, чтобы как можно меньше такое искусство напоминать? И Татлин смело изгоняет из своих работ этот раздражающий и гадкий атрибут. То, что получилось, стало называться контррельефом.

Угловой контррельеф

Отсюда оставался один шаг до изобретения конструктивизма, и Татлин его сделал после революции.

Революцию Татлин, как и большинство российских авангардистов, принял как родную. Он проявлял бешенную энергию, участвуя в создании такой возможной и близкой утопии. Естественно, как у всякого приличного авангардиста, у него был свой ее проект – тот самый конструктивизм. Поначалу, впрочем, Татлин называл это культурой материалов или конструированием материалов. Борьба с традиционным искусством теперь стала менее актуальной – Татлин выдвинул лозунг «Ни к старому, ни к новому, а к нужному!».

Он, конструктивизм, обычно ассоциируется с архитектурой. И это, в общем, правильно – наиболее активно и насыщено он проявил себя именно там. Но все основные идеи были выработаны, скажем так, в станковом конструктивизме. Идеи такие – художник должен не картинки дурные и бесполезные мазать, а творить самостоятельные, утилитарные и, при этом идеологические объекты – от носков до Дворца Советов - которые активно формируют окружающую среду. Эти объекты создаются на основе полезности, разумности, целесообразности, простоты и достижений науки и техники. Среда, созданная при помощи таких объектов, бодро меняет сознание человека, и он становится новым человеком, в данном случае – советским/коммунистическим. Где-то совсем вдали маячит слияние человека, авангардизма и техники во что-то вроде неких могучих и могущественных человеко-машин типа нынешних киношных киборгов, только с идеологией в голове. И тогда уж совсем будет хорошо. А главный во всей этой истории – авангардист-демиург. Впрочем, я все это доступно и очень славно описал в тексте о русском авангарде.

В полном соответствии со своей доктриной Татлин делает все.

Модель консольного стула (реконструкция)

Чайный сервис

Повседневный мужской костюм

Женский костюм

Такую одежку Татлин называл нормаль-одеждой.

Самым же знаменитым объектом, призванным обозначить и сформировать утопию, была знаменитая башня Татлина высотой 400 метров. Это действительно могучая вещь. Ее можно рассматривать и как символ богоборчества (опять этот эдипов, не к ночи будет сказано, комплекс) – через аллюзию на Вавилонскую башню, и как предельно новаторское инженерное решение, и как предтечу кинетического искусства, и как яркое выражение утопизма, и как манифест новой архитектуры.

Памятник III Коммунистического Интернационала

Летатлин (реконструкция)

Еще один знаменитый конструктивистский объект Татлина. Вещь, достойная Леонардо да Винчи. Тот самый случай, когда, по словам Татлина, авангардист был призван выдвигать проблемы перед техникой. Не летал.

Можно сказать, что одним из главных смыслов работы Татлина было агрессивное освоение пространства. Сначала он находился в иллюзорном пространстве картины. Потом, в рельефах, вышел из него в одном направлении – в сторону зрителя. Затем создал реальные трехмерные объекты – контррельефы. Дальше он вышел из галерейного пространства в пространство жизни – это его башня. И, наконец, он вторгся в воздушное пространство. Это понятно – авангардизм и так-то агрессивен, а уж утопический - и подавно.

Куда бы занесло Татлина дальше – неизвестно. С конца двадцатых годов власть все меньше терпит авангардизм и все больше теснит его. В 1931 году Татлину присваивают звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, но это выглядит запоздалой отрыжкой предыдущей эпохи. Как и единственная прижизненная персональная выставка через год в ГМИИ. Татлина лишают преподавания, он практически не выставляется. В 1938 уничтожаются его эскизы и панно для ВСХВ как политически вредные. Татлин ограничивается сценографией, книжной графикой, иногда бедствует. Он возвращается к живописи и делает небольшие картинки, которые нигде не выставляет. Он пишет цветы,  напоминающие самые первые его работы.

Цветы

И такие странные для того времени, похожие на малых голландцев, натюрморты.

Мясо

Череп на раскрытой книге

Последний натюрморт, написанный незадолго до смерти, относится к барочному жанру vanitas (суета), и доступным языком рассказывает о тщете жизни. Здесь можно было бы развернуть полноценную, богатую смыслами и грустную метафору татлинской жизни с ее утопизмом, грандиозностью замыслов и с тем, чем она кончилось. Но, поскольку я не законченный идиот, то делать этого не буду. И так же все понятно.

* Малевич в формальном аспекте своего супрематизма настаивал больше на цвете и форме, а Татлин апеллировал к предмету и конструкции. Однажды, во время очередного спора, Татлин вышиб из-под Малевича стул (предмет/конструкцию) и предложил ему попробовать сидеть на этих самых цвете и геометрии.

** Инициатором всего этого негатива, как правило, был Татлин – в силу характера. Он, например, снимая мастерскую в Грибоедовском переулке на первом этаже, всегда держал окна зашторенными – боялся, что Малевич, гад такой, заглянет с улицы и украдет все его идеи. А в 1925 году Пунин записал в дневнике: «Татлин опять в дикой и тупой ярости, совершенно невозможен; на днях разломал какие-то двери в Музее и снова исступленно кидается на Малевича». А вы говорите – Бренер, Кулик…

*** Однажды Татлин для своих рельефных целей пытался отпилить ножку рояля в квартире своей последовательницы Валентины Ходасевич – она ему своими формами приглянулась. Ножка приглянулась, не Ходасевич. Ножка рояля, не Валентины.

 

Автор: Вадим Кругликов

adindex.ru

Татлин В.Е. «Портрет артиста». Описание картины

В полном соответствии с традициями русского авангарда написана картина «Портрет артиста». Сюжет, как и подобает полотнам этого жанра, незамысловат. Не нужно быть знатоком живописи, чтобы увидеть в скупой на цвета и оттенки работе образ человека. «Артист» Татлина одет в синий добротный костюм, такую же синюю широкополую шляпу и обязательный аксессуар интеллектуалов – галстук в тон. Он чисто выбрит и аккуратно подстрижен. По лицу человека сложно определить, что он чувствует в данный момент – лицо его не богато на эмоции, сосредоточенно и серьезно. Черты лица его искажены, но выдают возраст героя – чуть больше сорока лет.

Ничто не выдает и принадлежность мужчины к определенной творческой профессии. Артист, но артист какого жанра или направления? Разгадку мог бы дать предмет, который человек сжимает в руке. Но четко не видно, что это – кисть или карандаш, а, быть может, перо? По традиции, все они – атрибуты писателей, поэтов или художников. Но назвать их артистами нельзя, а картина Татлина говорит об обратном.

Простоту тематики картины оттеняют выбранные художником цвета красок. Любимые тона Татлина – синий, красновато-охристый, желтоватый и пепельно-седой используются сочно и смело, выгодно противопоставляя цвет заурядной геометрии линий. Работая над картиной, художник не спешил заполнять полотно жирными густыми мазками, напротив, она отличается гладкой поверхностью масла на холсте, мягкой растушевкой и чистым, без смешивания с другими тонами, цветом. Используя подобные приемы, Татлин лишает плотно фактурности и объема.

При всей простоте жанра «Портрета артиста», художнику удалось придать полотну авангардный характер. Несмотря на очевидность изображаемого, Татлин оставил зрителям загадки, заставляя обращать внимание на картину и размышлять.

«Портрет артиста»  1914 г. Холст, масло. 104 х 88 см. 

Картины художника Татлина В.Е.

www.avangardism.ru

Татлин В.Е. «Контр-рельеф». Описание

1913 год стал знаковым для В. Татлина – именно в это время художник в своем творчестве обращается к контррельефам, ставшим последствии оригинальным созданием русского авангарда.

«Контррельеф» сложно назвать живописью в ее подлинном значении. Создаваемые данным способом изображения призваны покидать плоскость картины, выходить к зрителю, становясь частью окружающего трехмерного пространства.

Работа 1916 года представляет собой коллаж, составленный из разнофактурных материалов – кусочков кожи, деревянных и металлических элементов, разрезанных металлических пластин, проволоки, закрученной в спираль, элементов чеканки по металлу. Образующие контррельеф компоненты расположены на плоской деревянной поверхности – потертой еловой доске. Необработанное дерево, с характерными сколами и заусенцами, стало прекрасной фактурой, куда гармонично вписались и блеск металла, и матовая шероховатая кожа и чеканка.

Полагать, что все собранные воедино элементы – случайны, не верно. Рельеф грамотно уравновешен и имеет композиционную стройность. Местоположение каждого из предметов тщательно выверено и утверждено, пройдя долгие перестановки и примерки. Точность размещения элементов и уверенность художника в правильности своего решения поддерживается качеством крепления составляющих коллажа. Элементы удерживают завинченные до предела болты и шурупы, проржавелые клепки. Уйдя от живописи к контррельефам, Татлин обогатил мастерство рисовальщика талантом строителя и ваятеля. 

Соединение разноплановых вещей на общей плоскости доски порождает игру фантазии. Поддаваясь ей, воображение рисует все новые и новые образы, пытаясь раскрыть суть сказанного. И для каждого зрителя заложенный в работе смысл будет различным. Композиция из прямоугольных форм, дополненная незатейливыми деталями, способна рождать странные, нетривиальные образы, но при этом выверенные и простые, как само наполнение контррельефа.

«Контр-рельеф» 1916 г. Дерево, палисандр, ель, металл.

Картины художника Татлина В.Е.

www.avangardism.ru

Татлин В.Е. «Букет»

«Букет»  1911–1912 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Картины художника Татлина В.Е.

Татлин В.Е. «Натурщица» Татлин В.Е. «Контр-рельеф» Татлин В.Е. «Спасские ворота» Татлин В.Е. «Рельеф 2»
Татлин В.Е. «Старо-басманная» Татлин В.Е. «Май» Татлин В.Е. «Табличка 1 Басманная» Татлин В.Е. «Модель памятника III Интернационала»
Татлин В.Е. «Купальщица» Татлин В.Е. «Женский портрет» Татлин В.Е. «Цветы» Татлин В.Е. «Мясо»
Татлин В.Е. «Череп на раскрытой книге» Татлин В.Е. «Букет» Татлин В.Е. «Эскиз декорации» Татлин В.Е. «Садовые цветы»
Татлин В.Е. «Трамвай» Татлин В.Е. «Угловой контррельеф» Татлин В.Е. «Богдан Сабинин» Татлин В.Е. «Антонида»
Пред. стр.: Художник Владимир Татлин. Биография. Картины След. стр.: Надежда Удальцова. Биография и картины

www.avangardism.ru

Татлин В.Е. «Цветы»

Картины художника Татлина В.Е.

Татлин В.Е. «Натурщица» Татлин В.Е. «Контр-рельеф» Татлин В.Е. «Спасские ворота» Татлин В.Е. «Рельеф 2»
Татлин В.Е. «Старо-басманная» Татлин В.Е. «Май» Татлин В.Е. «Табличка 1 Басманная» Татлин В.Е. «Модель памятника III Интернационала»
Татлин В.Е. «Купальщица» Татлин В.Е. «Женский портрет» Татлин В.Е. «Цветы» Татлин В.Е. «Мясо»
Татлин В.Е. «Череп на раскрытой книге» Татлин В.Е. «Букет» Татлин В.Е. «Эскиз декорации» Татлин В.Е. «Садовые цветы»
Татлин В.Е. «Трамвай» Татлин В.Е. «Угловой контррельеф» Татлин В.Е. «Богдан Сабинин» Татлин В.Е. «Антонида»
Пред. стр.: Художник Владимир Татлин. Биография. Картины След. стр.: Надежда Удальцова. Биография и картины

www.avangardism.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта