Как гадать на Святки: советы художников. Святки картина
ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ (СВЯТКИ - СЛАВЯНСКИЙ КАРНАВАЛ!)
Две недели – от Рождества до Крещения, во времена былые (и не очень) были наполнены праздничными гуляньями, застольями и гаданиями, песнями и танцами, колядками и походами в гости. И весь этот период именовался Святками, а иностранцы называли празднества в эти дни Славянским карнавалом. Что ж, продолжаем "карнавалить"! )))
Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883) Ряженые. 1873 г.
Вячеслав Люйко (Казахстан, род. 1963) Святки. 2011 г.
Герц Юрий Дмитриевич (Украина, род. 1931) Рождество на Верховине. 1997 г.
Ролдугин Игорь Николаевич (род. 1959) Святки.
Чижевский Ярослав (Украина) Рождество. 2014 г.
Святки
Месяц - ласковый кудесник - Встал, и ясен и пригож, А в селе - гульба и песни, - Расходилась молодежь!
Снежный хруст... Возня и шутки, Брызжут пылью снеговой... - Как зовут?.. - Зовут - Зовуткой! - А тебя? - Меня - Бовой!
- Мне кольцо ты не подаришь? - Подарю, да не при всех!.. С пляской ряженые вышли, - Ой, умора! Визг и смех!
Месяц, ласковый кудесник, Зачинает ворожбу... А в селе - гульба и песни И гаданье про судьбу...
Александр Ширяевец1916-1922 гг.
Аксенов Юрий Алексеевич (род. 1950) Святки. 2013 г.
Данилич Тарас Федорович (Украина, род. 1945) Колядники.
Илько Иван Иванович (Украина, род. 1938) Сочельник. Колядники.
Сипович Татьяна Михайловна (род. 1957) Ряженые (Новогодний чёс).
Святки
В зимнем вальсе кружит вьюга,Всё короче дни!Ближе к Святкам… и к досугуВремя поверни.
Год прошёл в трудах, заботах –Жизни карнавал!Слава Богу, не в банкротах…Что же он нам дал?
Будем жить, любить, смеяться –Будем просто жить!Миром Божьим удивляться –Меньше, друг, грешить.
Будем в музыке кружиться –Скоро Рождество!Зимний вальс… Пусть всё свершитсяСказки волшебство!
© Павел Рупасов, 2012 г.
Далькевич Мечислав Михайлович (1861-1941) Святки в деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1881 г.
Шамота С. Рождество. Вождение козла по польской деревне. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1882 г.
Ткаченко Николай Иванович (1866-1920) Ряженые в Малороссии. Рисунок из журнала "Всемирная иллюстрация". 1896 г.
Плошинский Сергей Федорович В рождественскую ночь.
Святочные частушки
На рождественские святкиДень почти что с гулькин нос..Поиграю с милым в прятки -До любви он не дорос!
Кто к нам в Святки в дверь стучит?И как бешеный кричит?К нам пришел колядоватьТвой дружок, ядрёна мать!
У меня милашек много,В Святки просят все любить!Обещает жёнка строгоКое-что мне отрубить!
Половная-Васильева Елена (Украина) Колядники.
Имя автора и название картины не нашел, известно лишь, что это дипломная работа студента Абрамцевского художественно-промышленного колледжа (АХПК) им. В.М. Васнецова (из серии "Русские праздники"). 2010 г.
Калинина Ирина Павловна (род. 1948) Святки. 2003 г.
Муравьёва Дарья, участница народной Студии декоративной Петриковской росписи (ДОЭЦ) Рождество. 2013 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.
Павлова Вера Владимировна (1952-2015) Иллюстрация к книге Е.Левкиевской "Русские праздники". 2008 г.
***Новый год уж повзрослел,Бойко прошли святки,Миг гаданий пролетел,Спеты всё колядки.
Лучше время не найти,Страсти откипели,Ночь крещенская в пути!Заждались купели!
Людмила Егорычева, 2014 г.
Сварог Василий Семенович (1883-1948) Солисты 1910-е гг.
Каразин Николай Николаевич (1842-1908) Ряженые.
Шибанов Евгений Николаевич (род. 1941) Святки. 2005 г.
Гринюк Леонтий Назарович (Украина, род. 1950) Колядники. 1998 г.
Симаков Иван Васильевич (1877-1925) Славельщики.
parashutov.livejournal.com
Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников
Рождество Христово. Патриарх здравствует государя в Золотой палате.Бухгольц Фёдор (Теодор Александр Фердинанд) Фёдорович (Густавович) (1857-1942). Иллюстрация для журнала "Нива". Гравировал Шюблер
Елочный торг.Генрих Матвеевич Манизер. Холст, масло.Омский областной музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля
* * *
Рождественский базар.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). 1906 г.
Рождественский базар.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Иллюстрация из журнала "Нива", 1911 г.
* * *
Подготовительный рисунок к картине "Елочный торг". 1918Кустодиев Борис Михайлович
Елочный торг. Борис Михайлович Кустодиев. 1918 г. Холст, масло. 98x98.Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Полотна на темы праздничного провинциального быта отличаются особой, только для Кустодиева характерной яркостью, многоцветностью и жизненной достоверностью мельчайших деталей. Народные праздники и гуляния нашли свое отражение во многих произведениях художника разных лет. Еще будучи учеником петербургской Академии художеств, Кустодиев темой своей дипломной работы выбрал картину на подобный сюжет. Он ездил по деревням, писал этюды – портреты крестьян, пейзажные зарисовки, жанровые сценки. К этой же теме относится и "Елочный торг" – произведение, созданное художником в 1918 году.
Воспевая быт и нравы русской провинции, Кустодиев удивительным образом сочетал живопись со словесным и музыкальным фольклором – с песней и сказкой. Внимательный, вдумчивый зритель не только видит, но и "слышит" работы художника. Написанная, скорее всего, по памяти, картина не имеет точного географического адреса – это Русь вообще, а не астраханский или костромской елочный базар. Действие на полотне происходит будто "в некотором царстве, в некотором государстве". Просторное небо и золоченые купола церкви над суетливым людским муравейником – кого только нет среди этой пестрой толпы! Реальное удивительным образом сочетается с фантастическим: красочная сказка, полная живых деталей, предстает перед нами. И художник, словно настоящий сказочник, подчеркивал все забавное, игрушечное, что есть в этом незамысловатом повествовании, пряча все серьезное, что может быть в нем скрыто. Елочный базар изображен художником как праздничное зрелище. Пространство картины напоминает сценическую площадку. Расположение фигур, на первый взгляд, дано хаотично: изображение можно продолжить и вправо, и влево. Незамкнутость композиции, ее своеобразная текучесть еще более усиливают это общее впечатление.
Большое место отведено в этой жанровой сценке пейзажу – сказочными кажутся церковные купола на фоне заснеженного неба, в нарядные зимние одежды убраны ели – главный предмет торга на ярмарке. Мазок кисти по холсту художник делал легко, гладко, даже как-то деликатно. Большое значение придавал Кустодиев линии, рисунку, игре цветовых пятен. Светотень в данном случае не имеет большого значения, свет становится весьма условным. Локальные цветовые пятна образуют гармоничное декоративное целое. Закрытое облаками небо не имеет глубины, купола церкви интенсивны по цвету, благодаря чему разница планов сводится почти на нет.
С одной стороны, Кустодиевым подмечены и перенесены на холст подлинные типажи русской провинции, передана реальная атмосфера предновогодней суеты и с другой – праздничный спектакль, костюмированное представление с красивыми декорациями разыгрывает перед нами сам художник. Радостное, ни с чем не сравнимое чувство наполненности жизнью и движением пронизывает полотно. Жизнь в этом произведении видна повсюду: хлопочут, радуются и суетятся люди, в небе рисует свои затейливые узоры снежная зима, и все это действо окутывают свежим хвойным ароматом ели-красавицы.
Мир на картине Кустодиева подобен волшебному фонарю с постоянно меняющимися картинками – можно бесконечно наблюдать за его разнообразной, такой простой, немудреной и вместе с тем полной глубокого смысла жизнью. Голубые и нежно-белые краски картины умиротворяют, радуют, словно убаюкивают, создавая нежную и поэтическую атмосферу ожидания чуда в преддверии праздника – вневременную, всегда современную. Они напоминают нам, вечно занятым и куда-то спешащим, что все в этом мире прекрасно, что жизнь удивительна уже потому, что она есть жизнь.
Из книги: Т. Кондратенко, Ю. Солодовников "Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко". Белый город, 2003.
* * *
За ёлками.М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка
* * *
Возвращение с рождественской ярмарки.М.М. Гермашев (Бубелло). Открытка
* * *
Канун Рождества. Корзухин Алексей Иванович (183-1894). 1869 г. Холст, масло, 75,5х63,5.Государственный Русский музей
* * *
Подготовка к Рождеству. Сергей Васильевич Досекин (1869-1916). 1896 г.
* * *
Рождественская ёлка.Корин Алексей Михайлович.1910 г.
* * *
Елка.Николай Иванович Фешин (1881-1955). 1917 г.
* * *
Рождественская елка.Александр Моравов. 1921 г.
* * *
Новогоднее угощение.Великая княгиня Ольга Александровна Романова (сестра имп. Николая II). 1935 г.
* * *
День Рождества. В монастыре.Иван Силыч Горюшкин-Сорокопудов. Иллюстрация в журнале "Нива"
* * *
Славильщики-городовые.Соломаткин Леонид Иванович. 1867 г. Холст, маслоГосударственный Русский музей
Славильщицы.Соломаткин Леонид Иванович. 1868 г. Холст, масло.Государственный Русский музей
Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. Холст, масло.Одесский художественный музей
Славильщики.Соломаткин Леонид Иванович. 1872 г. Холст, масло. 40,3?51,5.Ульяновский художественный музей
Городовые-христославы.Соломаткин Леонид Иванович (1837-1883). 1872 г. Холст, масло.Пермская государственная художественная галерея
Соломаткин Леонид Иванович (1837 — 1883) посещал классы Императорской Академии Художеств и получил малую серебряную медаль за картины «Именины дьячка» (1862) и «Славильщики-городовые» (1864), которых В. В. Стасов приветствовал как «чудесный свежий отпрыск федотовской школы». Последний сюжет впоследствии неоднократно был повторен, известно не менее 18 авторских реплик, хотя первый вариант не сохранился. Арт-каталог
В погребке на святочной неделе.Соломаткин Леонид Иванович (1837–1883). 1878 г. Холст, масло. 26,5x21,5.Художественная Галерея Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа ЮгрыПоступление: 2003 г.
В картине «В погребке на святочной неделе» Соломаткин изображает своих любимых героев — бродячих музыкантов. Талант — это бремя или дар, счастье или проклятие? Талант — это судьба. Самого художника и его героев талант не сделал счастливыми, но они с достоинством выполняют свое предназначение. Музыканты, изображенные на картине, знавали лучшие дни. Виолончель, на которой играет старик, — это инструмент профессионала, позволяющий музыканту претендовать на некую избранность, свидетельствующий об определенном уровне жизни, оставшемся в прошлом. Старика сопровождает мальчик, подыгрывающий ему на дудочке. По-видимому, ради этого мальчонки, заботливо укрытого теплым платком, старику приходится бродить с тяжелым инструментом из кабачка в кабачок, зарабатывая на хлеб. В помещении стоит елка, украшенная игрушками, а на вешалке висят маски и маскарадные костюмы, придавая всему происходящему фантасмагорический оттенок. Художественная Галерея Фонда поколений ХМАО Югры
* * *
Христославы. (Дети старой деревни).Федот Васильевич Сычков (1870 — 1958). 1935 г. Холст, масло. 63x83 смМордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи
* * *
Со звездой.Репродукция с картины М.Гермашева, издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.
* * *
Путешествие со звездой.Транковский Алексей Иванович. 1900 г.
* * *
Рождественская открытка по рисунку Бориса Зворыкина
* * *
Колядки в Малороссии.Трутовский Константин Александрович (1826-1893). Не позднее 1864 г. Русская живопись
Колядки.Николай Корнилович Пименко. Втор. пол. 1880-х. Холст, масло. 170х130.Донецкий областной художественный музейmuseum-painting.dp.ua
* * *Катание на святках.Бучкури Александр Алексеевич (1870 -1942). Холст, масло.
ros-vos.net
ПРАЗДНИКИ И ТРАДИЦИИ В ЖИВОПИСИ (СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ. Новая галерея.)
Святки многие века считали лучшим временем для предсказаний и возможности узнать что-то о своей судьбе и будущем. О гаданиях я уже писал в своем дневнике, но настало время познакомить вас с новой галереей картин на эту тему и вспомнить известные «онегинские» строчки Александра Сергеевича:
***Настали святки. То-то радость!Гадает ветреная младость,Которой ничего не жаль,Перед которой жизни дальЛежит светла, необозрима;Гадает старость сквозь очкиУ гробовой своей доски,Все потеряв невозвратимо;И все равно: надежда имЛжет детским лепетом своим.А еще напомнить, что лучшим временем для гаданий считается вечер Васильева дня (13 января), канун Крещения (18 января) и любая святочная ночь с четверга на пятницу. Готовьтесь!
Henryk Siemiradzki (Polish-Russian, 1843-1902) Noc św. Andrzeja. Wróżbita (Ночь святого Андрея. Гадание). 1867 г.
Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904) Гадание на святках. 1881 г.
Куликов Иван Семенович (1875-1941) Зимним вечером. 1907 г. Муромский историко-художественный музей, Владимирская область
Чикин Александр Андреевич (1865-1924) Гадание у проруби. 1898 г.
Гадание на святках
На Святках группа девушек гадает -Не терпится узнать, что ожидает!Воск растопив, его на воду льют -Грядущее по воску узнают!
Написаны любовно все девицы!И видим мы эмоции на лицах.А женщина с ребёночком стоит,Спокойно на гадание глядит.
В углу избы - иконы и лампадка,И полумрак таит в себе загадку.Полати, печка, прялка нам видны,Хотя они чуть-чуть освещены.
По полотну мы этому узнали,Как девушки крестьянские гадалиИ верили в конечный результат!..На Святках веселились стар и млад!
По избам вечерами собирались,В личины для веселья наряжались...Писали о гаданиях с душойЖуковский, Пушкин, даже Лев Толстой!
Нам всем известны многие картины:Гадают в них на Святках героини!И мы ещё увидели одну -В ней автор воспевает старину!
© Иван Есаулков, 2013
Болюх Николай Федорович (Украина, род. 1955) Святки. 2009 г.
Сергеев Юрий Алексеевич (род. 1961) Ночное гадание. Святки.
Лучанова Полина Борисовна (род. 1977) Гадание. 2010 г.
***Искололи мне душу иголки крещенских морозов,А зима все сильней вымогает любовную дань.Все давно уже пройдено - свечи, гадания, слезы...Леденящая прорубь разлуки - моя Иордань.
В полумраке зеркальном я встречу с тобой увидала.Но солгали мне свечи... Разбиты мои зеркала...Мне изрезали душу крещенских морозов кинжалы.И зима, чтобы нас разлучить, все пути замела.
Автор под ником Елена Троянская(взято отсюда)
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847) Гадание на картах. 1842 г.
Васильев Константин Алексеевич (1942-1976) Ожидание. 1976 г.
Балакшин Евгений Геннадьевич (род. 1962) Крещенский вечерок.
Ночь под Рождество
Помню эту ночь под Рождество!Собрались подруги на гаданье.В страхе трепетало естествоИ тревожным было ожиданье.
Деревенский двор, сарай, петух,В блюдце зёрна, а в другом -водица!Зеркало, ещё несушек двухПринесли. Всё может пригодится.
Самой смелой оказалась я!Петуха по хохолку погладив,Запустила. Из-под ног земля...Он к воде направился не глядя!
По судьбе теперь пьянчужка муж,По-всему, как видно, ожидает,Ахнули мы хором было уж...Вдруг петух застыл, соображает.
Лапой воду он перевернул,Поклевал зерна, несушку клюнул,А потом , опять пошёл к зерну...Видно, Бог, меня ты не покинул!
Нагадала я себе судьбу:Муж красив, ни беден, ни богат,Любит, верю, лишь меня одну.Жизнь летит, как по волнам фрегат!
То ли было это, то ли нет...Может быть, приснилось мне гаданье?Но идём мы рядом много летИ нежны, как в первое свиданье.
Автор под ником Мушка(взято отсюда)
Плошинский Сергей Федорович Гадание на святках.
Ремнёв Андрей Владимирович (род. 1962) Святки (из серии Русские праздники).
Бирюкова Людмила Леонидовна (род. 1981) Гадание.
Плошинский Сергей Фёдорович Святочное гадание. 1914 г.
Святки
Ох, уж эти святки!С них и взятки гладки.В них с самой судьбоюПоиграешь в прятки.Снимешь обереги,Все узлы развяжешь,Волосы распустишь,Счастье нагадаешь:Жить всю жизнь безбедно,Денег – вороха,Завтра же не вредноВстретить жениха.Чтобы полной чашейБыл семейный дом.Чтобы щи да кашаБыли в доме том.Семеро по лавкамСпали там детей.Ну, и пёс обгавкалНепрошеных гостей.Беды пусть от скукиСмазывают пятки.Вот такие штукиВытворяют святки.
© Лев Зазерский, 2012 г.
parashutov.livejournal.com
Рождество, Новый год, святки в картинах русских художников
? LiveJournal- Main
- Ratings
- Disable ads
- Login
- CREATE BLOG Join
- English (en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
pravoslavnaa.livejournal.com
Как гадать на Святки: советы художников
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836. Фото: Нижегородский художественный музей
Карл Брюллов. «Гадающая Светлана». 1836
Это полотно сразу же предлагает пример наиболее опасного гадания. Выглядывать суженого эффективней там, где может обитать нечисть: в подвалах, на чердаках, в кладовках, а после этого гадательное зеркало нельзя хранить в доме. Художник написал эту картину, когда гостил в семье Алексея Перовского, арзамасца, автора сказки «Черная курица, или Подземные жители». Прибыв из Италии как раз к Святкам, Брюллов вспоминает сюжет романтической баллады «Светлана» Василия Жуковского, в которой описываются десятки способов высматривания суженого, вплоть до дословного воспроизведения заговоров и народных подблюдных песен. Желанию иллюстрировать тот же сюжет поддался и другой художник XIX века Александр Новоскольцев («Светлана», 1889), но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е. Фото: Государственный музей истории религии
Константин Маковский. «Святочные гадания». 1890-е
Художник-передвижник Константин Маковский изображал крестьян часто и с любовью. Нередко его взор обращался к хорошеньким девушкам, даже и таким, которым не найти суженого уже никогда, — героинями его картины 1879 года стали девушки, умершие до свадьбы и потому, согласно славянской мифологии, ставшие русалками. Хотя обычно предпочитал более жизнерадостные сюжеты — например, с полдюжины юных особ, окруживших святочного петуха. Принцип гадания на курах следующий: нужно довериться птице, которая сама решит, подойти ли ей к зерну, к миске с водой, к зеркалу или к другой курице. Это, согласно поверьям, определит богатого, пьющего, красивого или непостоянного суженого. Если аксессуаров недостает, можно просто посчитать, сколько петух съел зерен: если количество четное, год будет хорошим.
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888. Фото: Красноярский художественный музей им В.И. Сурикова
Николай Пимоненко. «Святочное гадание». 1888
Сын хозяина иконописной мастерской, еще один передвижник Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска. Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск, как в случае с пушкинской Татьяной Лариной, не просто «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену. Без практики и хорошего воображения профиль любимого разглядеть вряд ли удастся, но если в воске заметны круги или нечто в форме яйца, то, по славянским поверьям, стоит ждать замужества в наступившем году. Интересно, что в отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, другой художник XIX века Егор Солнцев («Гадание», 1844) в том же сюжете пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Этот самый дорогой элемент народного костюма декорировался богаче всего и включал в себя до 20 элементов. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842. Фото: Государственный Русский музей
Алексей Венецианов. «Гадание на картах». 1842
Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) поможет еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах. Тщательно выписанные детали на картине позволяют предположить, что девушки пользуются раскладом «13 карт», который показывает прошлое, настоящее и будущее. Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник. В картинах нашего современника, художника реалистической школы, этнографа Юрия Сергеева («Гадание на картах», 1990-е) юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.
В конце концов, способ гадания можно выбрать любой. Главное, чтобы сбылось.
www.theartnewspaper.ru
история и традиции — Щи.ру
Святки – это славянский народный праздник, который приходится на зимний период. Святочная неделя у православных христиан длится с 7 января по 19 января, начиная с Рождества Христова до Крещения Господня. Католический праздник приходится на период с 25 декабря до 6 января.
История
Отмечать это событие начали еще в древние времена. В VI веке имелось писание, гласящее о праздничных днях, когда не полагается справлять венчание и класть поклоны. В 567 году Второе Туронское собрание отмечает году дни от Рождества Христова до Богоявления праздничными.
В Римской империи нередко нарушался негласный закон о колядовании и гаданиях в этот период, не смотря на правила Вселенского собора. На Руси существовал даже закон, запрещающий старинные идолопоклоннические придания, разнообразные суеверные игрища и переодевание в наряды кумиров для подражания. Также на Руси во время Святок запрещалось устраивать грандиозные гулянья с песнями и плясками.
Традиции и обычаи
Не смотря на закон, люди праздновали Святки по-своему. В первый день праздника было принято навещать близких и родных, а также оказывать внимание бедным, обделенным и нищим. Многие семьи на Руси помогали обездоленным, подкармливая их. Посещали и детские дома, приюты, больницы. Даже цари, переодевшись в простолюдинов, навещали заключенных в тюрьмах и подавали милостыню на улице просящим.
Существовала традиция дарить подарки, пришедшая из язычества - она перекликалась с подношением даров Богам. Люди дарили подарки знакомым и друзьям, начиная от копеечных сувениров и заканчивая дорогостоящими презентами.
Ключевым моментом в праздновании Святок считалась семейная трапеза. Женщины вставали спозаранку, чтобы приготовить на стол и убраться в доме. Готовили различные кушанья: кутью, сладкие блины, печенье с орехами, сбитень, маковник, овсяный кисель. Стол накрывали на всех присутствующих, добавляя дополнительные приборы для умерших в прошедшем году родственников.
Завершением Святок была подготовка к Крещению. Рослые мужчины со всей деревне собирались вместе и отправлялись на водоемы. Они прорубали прорубь для предстоящего омовения. Обычно этим занимались в последние два дня Святок.
Празднование
Неизменным атрибутом Святок были гадания, когда собирались молодые девушки и узнавали свое будущее. Ритуалы были различные, в каждой деревеньке существовали свои правила гадания и собственные атрибуты, необходимые для проведения ритуала. Гадали в основном на женихов, желая узнать имя суженного, его возраст или внешность. Иногда гадали на дату замужества и число детей. Взрослые ограничивались приметами, по которым пытались определить достаток в семье в новом году.
Обязательным элементом были и колядки, где резвилась молодежь. Парни и девушки наряжались в новую одежду, которую предварительно мастерили перед праздником. Днем ходили по улицам, горланя песни-колядки или исполняя церковные песнопения. Заглядывали и в соседние дома, где за исполненные песни получали угощения от гостеприимных хозяев. Во время Святок на Руси ходило поверье, что от подарков колядующим напрямую зависит благополучие семьи в наступившем году. Поэтому хозяева не скупились на угощения незваным гостям: давали сладости, домашние пироги, печенье, выпечку. С наступлением ночи организовывали посиделки, где рассказывали друг другу истории, играли на балалайке или гармони.
Были и другие развлечения во время Святок, например, переодевания. Женщины шили красивые сарафаны, мужчины подготавливали форму солдатов, начищали ботинки. В Рождественскую ночь начиналось великое переодевание – мужчины облачались в женскую одежду, а девушки в форму. Действо было актуально для поездки в соседние деревни, где можно было одурачить простоватых парней или завлечь романтичных особ. Зачастую девушкам в военной форме удавалось соблазнить доверчивых барышень из соседнего села и даже уговорить выйти замуж. Шутки заканчивались на следующий день, однако целый год молодёжь потом вспоминала свои достижения и успехи в переодевании во время Святок.
Одинокие женщины частенько сдавали свои избы для молодых парней и барышень, которые желают весело провести время во время гуляний. Чтобы подростки не беспредельничали, в такие домишки подсылали пожилых людей, задачей которых было следить за порядком. Но молодежь изворачивались, поила старших и устраивала веселье на полную, с песнями и плясками до утра.
Церковь никогда не одобряла подобные забавы, но запрещать было бесполезно. Она боролась с излишним весельем, напоминая о смирении в период между Рождеством Христовым и Крещением, но полностью искоренить народные гулянья не смогла.
Однако были и “хорошие” традиции – пост и субботники. Пост проходил в самом начале Святок, тогда было принято молиться всей семьей и готовить кутью, зерновую кашу, в качестве основного постного блюда для трапезы, зерно которой символизирует вечность. Субботники - это обычные смотрины для незамужних девушек и свободных юношей. Все, не обремененные браком молодые люди, собирались в одной избе. Там многие знакомились, заводили отношения и даже женились, после субботника.
schci.ru
Святки — основной зимний праздник на Руси.
Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.
До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба — Белбога ). По другим источникам это слово происходит от старославянского «свиатки» — души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительной чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий — узнать о будущем урожае.
Гадания, сопутствовавшие языческим Святкам, сохранились до сих пор
В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней) , вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, собравшись, в какой-либо избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное — рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам, в вечернее время и по ночам, ходили ряженные — колядующие, специально для того, чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святочных обрядов, в частности — насколько опасно занятие гаданием для православного. И все же, считается, что в период от Рождества до Крещения гадание перестает быть бесовским действием, а становится просто забавой.
Главные темы святочных игр и представлений – это темы брака и похорон
Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, характеризующиеся наличием ритуальной пищи, остатки которой после ужина оставляли на столе для приходящих в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех поколений предков, которые, по народным представлениям, являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни. Было принято разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели после Рождества соответственно). В «святые вечера» устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали. Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в снежки.
Во время Святок огромное значение имело общее семейное застолье
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были причастны все члены деревенской общины. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, задобрить «родителей» — умерших предков, обезопасить себя от нечистой силы. Так, например, в надежде на увеличение плодовитости скота в сочельник — канун Рождества — выпекали из теста «козульки» («коровки») — печенье в виде фигурок животных и птиц. В надежде на будущую счастливую жизнь ставили сноп в красный угол избы, разбрасывали солому по полу, кормили кутьей куриц, обвязывали лентами фруктовые деревья. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали обычно в ночь на Рождество, на Васильев день, в крещенский сочельник.
Так, в первый день Рождества группы детей, парней и девушек, а иногда и взрослые мужчины совершали обряд славления Христа: они ходили по всем домам деревни с рождественской звездой и пели специальные песни, в которых славили праздник и поздравляли с ним своих односельчан. Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне. Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и дети пели рождественский тропарь, духовные песни, колядки… Колядующие обещали богатый урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия скупым.
Примета: если Рождество выдастся без морозов, то весна будет холодной
Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным.
Самые дешевые билеты из Екатеринбурга в Сочи и обратно
Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Взрослое население деревни на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям.
Святочный период можно назвать временем активного формирования брачных пар нового года, чему способствовало проведение почти каждый вечер, кроме сочельников, игрищ молодежи. Здесь парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. Своеобразным испытанием готовности к браку, было умение и парней, и девушек правильно вести себя при приходе на игрище ряженых. Одетые в самые разнообразные наряды и маски, ряженые вовлекали в свои многочисленные игры всех, без исключения, кто присутствовал на посиделке. Сама молодежь вечерами нередко «машкаровалась» и ходила по деревне, тормоша и веселя хозяев в каждом доме.
Одной из ярких особенностей Святок как переходного периода являлись разного рода гадания. В каждой крестьянской семье или всей общиной накануне главных святочных праздников совершались гадания об урожае. Вечерами подблюдные гадания устраивали девушки. Нередко погадать с блюдом собирались все жители деревни, чтобы каждый мог узнать свою судьбу на будущий год. Девушки и, реже, парни на протяжении всех Святок в полночь совершали самые разнообразные гадания, в надежде понять, удастся ли им в новом году выйти замуж или жениться.
Если в ночь перед Рождеством загадать желание, то оно непременно сбудется
Водосвятие в крещенский сочельник и в Крещение также рассматривалось как один из способов изгнания нечистой силы из рек, озер, прудов и колодцев.
«С Рождественского сочельника солнце идет на лето, а зима – на мороз»
Название «святые вечера» также пришло из традиции не работать во время Святок
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит: «Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение» проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи, совершенные на святках.Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное веселье.Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».
myrussianland.ru