Боровск. Часть 2. Настенные росписи "Свиного городка". Картины боровск
Боровск. Настенные картины — Глобус России — энциклопедия путешественника
В небольшом городке Боровске Калужской области есть достопримечательность, разнесенная практически по всему городу и совершенно уникальная, нигде больше не встречающаяся, по крайней мере в таких количествах. Ради нее уже стоит ехать в Боровск, и чем скорее, тем лучше. Почему — сейчас расскажу.Это — самые разнообразные росписи на стенах домов и заборах, сделанные местным художником (а бывшим московским инженером) и большим любителем боровской истории, Владимиром Овчинниковым и подписанные стихами его жены, поэтессы Эльвиры Частиковой. По ее воспоминаниям, Овчинников привез ее в Боровск, просто показать город, да так вышло, что она здесь и осталась.
За несколько лет художник написал около ста картин, а поэтесса к ним сочинила около ста стихотворений.Когда гуляешь по Боровску, кажется, что они есть буквально везде. Они встречают на въезде со стороны монастыря (по ул. Б.Коммунистической), если внимательно осматриваться по сторонам, они окружают центральную площадь, тянутся вдоль длинной улицы Ленина, ведущей в сторону Обнинска, и мелкой россыпью раскиданы по остальным уголкам старой части города.
Но, разумеется, начинать надо с пресловутого «Глобуса Боровска XIX — XXI века». Глобус Украины, например, я никогда не видела, только слышала в анекдоте, а глобус Боровска — вот он ))
Глобус расположен на торце дома на центральной площади. Не волнуйтесь — вы этот дом не пропустите, он изукрашен фресками со всех сторон, без преувеличения.
К нему прилагаются пояснительные стихи.
Глобус можно разглядывать в деталях, и кого на нем только нет — от Аввакума до Козьмы Пруткова. Какие-то недоумки, к сожалению, и тут уже отметились со своими баллончиками. Сказала бы я им, какие части им надо разукрасить себе самим, но это нецензурно. Впрочем, разглядеть на рисунке можно практически все.
Но что еще немаловажно — рядом с глобусом нарисована карта расположения всех рисунков в городе. И не просто расположения по адресам, но и по сторонам домов. Можно сфотографировать и пользоваться как путеводителем в прогулке по Боровску.
Но пока достаточно просто осмотреться по сторонам. На том же доме — целая эпопея из боровской истории. Точнее, летопись.
Не обошлось в летописи, как положено, и без курьезов. Например, насчет польско-литовской интервенции в Боровском уезде…
И, конечно, куда же в Боровске без Циолковского.
Рядом с Циолковским и его письмом в Париж примостилась еще одна местная достопримечательность — огурец. Молодец. И морковка-рекордсменка чудовищного размера. Хоть сейчас на ВДНХ ее ))
В доме напротив (вернее, немного наискосок, вниз по улице) — уже летопись не ратных имен и деяний, а простого городского быта. В каждом окошке — своя жизнь, маленькая, но неповторимая. Эта роспись называется «Кольца времени».
Жил старик со своею старухой…
Эта женщина в окне…
Ну и так далее.А в торце этого дома нарисована дорога. Мэр города хотел ее закрасить — мол, водителей в заблуждение вводит. Но не закрасил. Наверное, водители были против. Поворот красивый.
Еще немного вниз по дороге, обратно к выезду из города — и встретите уже пострадавшую от вандалов фреску с математиком Чебышевым. Видимо, постарались здешние двоечники, ненавидящие эту науку.
Кстати, некоторые фрески уже постигла печальная участь — их закрасили. Зачем — никому не понятно. Что-то художник не поделил с мэром города, и, как водится, чиновничья расправа коснулась того, что ответить не может…
Впрочем, на все фрески у мэра рука не поднялась (или не дали, или вообще переизбрали — не знаю).Правда, и сам Овчинников говорит, что надолго фресок не хватит — эта краска продержится лет 10-12, а что потом? Пока что, впрочем, фрески держатся довольно крепко. Может быть, им сам город помогает?Но все равно, как говорится, спешите видеть… Альбома росписей, кстати, в продаже давно нет.
Но не будем о грустном. Пока еще в Боровске осталось множество фресок, по которым мы и продолжаем прогулку.Если пойти от нашей «отправной точки» (и от памятника Циолковскому) по узкой кривой улочке к реке Протве, то там найдется еще несколько рисунков. Некоторые приходится искать внимательно. Как эту кошку на окошке.
А некоторые сами бросаются в глаза. Как рисунок на воротах гаража (автопортрет, кажется?).
У мостика через Протву и тематика водная. Но не речная, а морская. Чайки, девушка-морячка и адмирал Сенявин, местный уроженец.
Протву здесь можно перейти по пешеходному мостику. Такие мостики называются «лавы». Мостику посвящено лирической стихотворение и не менее лирический пейзаж на заборе на противоположном берегу.
Рядом на заборе уже не лето, а зима…
Дальше идти можно, но если хотите увидеть остальные фрески, то надо возвращаться.Чтобы выйти на центральную площадь к торговым рядам. Ряды расписаны фресками кругом, и неудивительно — это же был центр городской жизни, самое оживленное место.
Оживают на картинах старые вывески и дореволюционные барышни…
Появляется пожарная команда…
А вот музей пожарного дела (и написанную рядом фреску «Пожар 1857» мы не нашли. Кажется, это была единственная картина, которая нам не далась (( Только объявление о ней увидели. Но ничего, еще найдем.
А на доме напротив торговых рядов красуется, по-моему, одна из лучших фресок, без иронии — этакая квинтэссенция боровской жизни… Чаепитие — а за спиной у чаевничающей семьи весь город.
Улица Ленина — собрание, пожалуй, наибольшего числа рисунков. Да и симпатичных старинных домиков тоже.Дом местных купцов и промышленников Полежаевых, с фотографией его прежних владельцев.
Кстати, в самом дальнем конце этой же улицы, уже на выезде из города, можно встретить Полежаевых еще раз — но уже не в кругу семьи, а в обществе работников их текстильной фабрики. У проходной той самой фабрики.
Но до этой фабрики еще далеко. А пока — соседний дом с видом старого города. Здесь видно и то, что раньше эта улица называлась Успенской, и как раньше она выглядела.
Впрочем, и современные пейзажи художнику не чужды.
А вот местный ДК, где снималось кино, прямо в дверях, уже перестроен, и больше там кино не снимают.
Зато появляются новые картины. С художниками, например.
У боровчан свои счеты с Александром Сергеевичем Пушкиным. Обижены они на него. А все за то, что Пушкин в письме к Каверину обозвал Боровск «свиным городком» — произвел, стало быть, название его от простого упитанного борова.
В отместку художник написал поэта в обществе этого самого борова, да еще вступившим в лужу своим щегольским петербургским ботинком.
А Эльвира Частикова, следуя распространенной поэтической традиции, вступила с Пушкиным в поэтический диалог. Правда, у Пушкина был прозаический, да еще и эпистолярный кусочек. Но в ответ он получил стихи.
Литературный Боровск на этом не исчерпывается.На стене местной гостиницы нарисована мемориальная доска Козьме Пруткову и еще кое-кому. Сразу предупреждаю — это не мой родственник ))
Славный городок Боровск. От борова он произошел или от бора (последнее вероятней) — какая, в сущности, разница. А вот то, что он вызвал хотя бы у одного художника желание вот так его украсить — это кое-что да значит. Значит, не обошла его вот эта птица-тройка, скачущая по дороге на выезде на Обнинск… Хоть и со смешными стихами про «Пегасов, любящих страну».
А если уезжать все же в сторону Москвы, то по дороге можно снова пересмотреть все понравившиеся картинки, а напоследок, еще перед «Красивым поворотом» (осторожнее там, все-таки) — притормозить у развилки дорог на картинке, снова изображающей старый город, в очередном его ракурсе…
…рядом с вечной и неизменной ранней весной, украшающей вал старинного городища…
Все фотографии фресок Боровска — здесь.
Проезд: От Москвы по Киевскому шоссе, не доезжая 2 км до Балабаново, в Денисово свернуть направо (двухуровневая развязка), выехать на А-108, через 2 км свернуть на Боровск.
Похожие записи
Боровск. Часть -1: Параллельный город: varandej
У Боровска много колоритных особенностей, обусловленных близостью к Москве и целой прослойкой москвичей, переехавших жить в провинцию. Так и в 1998 году здесь поселился на пенсии инженер-строитель Владимир Овчинников, да обнаружил вскоре, что умеет рисовать. В наше время граффити, муралы, стритарт, настенная живопись - тренд модный, а Овчинников начал расписывать стены Боровска "в те времена, когда это ещё не было мейнстримом", и даже называют его работы здесь по старинке - фрески. Всего с 2002 года их было создано более 100, но "параллельный город" (поэтому и часть -1, что в иной системе координат!) Овчинникова - система очень динамичная, одни фрески гибнут, другие появляются, и я не знаю, есть ли где-то хоть одно действительно ПОЛНОЕ их собрание. Не претендую на полноту и я, но рассказав в прошлой части о других особенностях Боровска, в отдельный пост вынесу самую заметную из них. Здесь же - немного о конфликте художника, власти и общества.
Для начала включим буквоеда и поясним, что "фрески" - с точки зрения искусствоведения термин некорректный: фреской называют роспись, которая наносится по сырой штукатурке, в то время как Овчинников пишет не то что по сухой штукатурке, но и по кирпичу, металлу, дереву и фанере. Однако в Боровске "фрески" - это устоявшееся название его творений, поэтому и дальше будем называть их так. Первые фрески попались нам с estrella_de_sur на Молчановке - последнем (вернее,по нумерации как раз первом) и самом живописном участке длинной Коммунистической улицы, круто взбирающейся к площади Ленина от моста через Протву. Дом №12-16 принадлежал купцам Молчановым, в 1889-92 годах в нём квартировал Константин Циолковский, ну а сейчас состояние усадьбы печально - один корпус разрушен, другой похож на новодел. И вот на воротах его - Кольца Времени:
2.
На первом этаже - знамеитые Пять Окон:
3.
А на брандмауэре - пожелание "Красивого поворота!". Красивый поворот - это известное каждому боровчанину место на выезде из города, но в данном случае речь скорее о красивом повороте в жизни. Вдалеке - Пафнутьев-Боровский монастырь и церкви в прилегающих сёлах Роща (слева) и Рябушки (за деревьями справа), которым была посвящена "нулевая" часть рассказа о Боровске.
4.
На доме напротив - Пафнутий Чебышёв, или вернее всё, что от него осталось: как-то ночью на нём сделали огромную красную надпись характерным неразборчивым шрифтом гоп-граффитистов. Кому он помешал - никто не знает, а в народе шутят, что это какой-то довечник-неудачка (хотел написать "недоучка", но опечатка вышла правильная) отомстил миру за свои страдания на уроках математики.
5.
Вот как эта фреска выглядела "при жизни", но на момент издания альбома боровских фресок, найденного мной в калужском хостеле, уже числилась утраченной. В Боровске Чебышев - по справедливости, главный земляк: Циолковский прожил здесь лишь несколько лет, в то время как Пафнутий Львович в Боровском уезде родился.
5а.
Автор стихов на фресках, местами наивно-милых, а местами и вполне профессиональных - Эльвира Частикова. Она живёт в соседнем Обнинске, работала медсестрой, потом заведовала читальным залом библиотеки, где и повстречала в 2002 году Овчинникова, а год спустя стала его женой. В узких литературных кругах как поэта её знали и раньше - в 1979 году она впервые публиковалась в толстом журнале "Москва", а с 1992 года вошла в Союз Писателей. Но именно знакомство с ней дало Овчинникову вдохновение, и с определённого момента почти каждая его фреска снабжается её стихотворением.
6.
Обильнее всего Владимир Александрович расписал два дома на самом верху бывшей Молчанвоской. На Коммунистической, 2 - "Песнь весны" с кадра выше и "Старый город". Здесь Овчинников "вывел на стену" работу Александра Шубина - главного художника Обнинска.
7.
Ну а №1 на Коммунистической был бы унылой малоэтажкой неясного возраста, но теперь это не иначе как Расписной дом:
8.
На торце, обращённом вниз, к въезду - сердце Параллельного города, Глобус Боровска:
9.
То есть, проще говоря - попытка одним сюжетом охватить весь город, его прошлое, настоящее и будущее, где глядит в подзорную трубу адмирал Синявин, воздевает два перста протопоп Аввакум, Пушкин шарахается от борова, а Циолковский и Чебышев сидят за одним столом, куда присел и сам художник с внучкой.
10.
Слева от Глобуса - карта фресок (неполная ) и стихи, а справа - легенда, в картографическом смысле этого слова:
Пойми, Сенявин дорогой,Ты видишь ЦЕНТР лишь, сердцевину,С позиции совсем другойОткрыты Гривки, Рощу видно. - судя по всему намёк на обилие видовых точек помимо главной смотровой площадки у памятника адмиралу Сенявину.***Глобус Боровска - вот странно!Говорит Мария-Анна.Вторит ей и Пётр-Павел -Вот мазила как слукавил!
Ну а что на самом деле,То есть Первого апреля?7% - смеха ради,Остальное всё по правде.***"Жизнь наша здешняя подобна селянке, которую в Малоярославецком трактире подают. Коли ешь её с маху, ложка за ложкой - ничего, словно как и еда, а коли начнёшь ворошить да разглядывать - стошнит", - это уже классика, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
11.
На фасаде дома - цикл "Во имя России!", где в окно глядит боярыня Морозова:
12.
Князь Михаил Волконский Хромой бьётся с литвинами в соборе Пафнутьева монастыря, последний живой защитник на последнем рубеже обороны.
13.
Да тревожно смотрит в судьбносную даль Михаил Бренок, герой Куликовской битвы и дальний предок Чебышева. Церковь в Красном, кстати, я показывал издали в прошлой части.
14.
На верхнем торце увековечен Циолковский с письмом Ари Штернфельду. Последний хоть и в Российской империи родился, в Царстве Польском, а большую часть жизни прожил во Франции, учился и преподавал в Сорбонне, что-то проектировал по теме внеземных полётов без надежды это воплотить... а потом русский выучил только за то, что им разговаривал Циолковский, ознакомился с наработками Константина Эдуардовича в оригинале и уехал в СССР, где прожил до 1980 года и умер уважаемым учёным. Слово "космонавтика", кстати, в обиход ввёл именно он. Циолковский переписку со Штернфельдом вёл, конечно, не из Боровска, а из Калуги. Здесь он только-только начинал заниматься наукой, и не уверен даже, что чародейской бородой успел обзавестись:
15.
У Расписного дома даже со двора есть фреска. Впрочем, этот двор и переходит в площадь перед администрацией Боровска:
16.
Эта фреска в городе пожалуй самая забавная, хотя меня и заставляет вспомнить миниатюру Хармса "Что теперь продают в магазинах".
16а.
Напротив через Советскую улицу (дальше она красиво спускается к Протве) торец нетиповой жилой пятиэтажки со ступенчатой пристройкой кафе "Дружба". На нём - четыре потускневших фрески "Виды Боровска по фотографиям начала ХХ века".
17.
Они претендуют на звание старейших сохранившихся - наряду с фреской на боковой стене кинотеатра на улице Ленина, ныне занятого магазином "Магнит". Были у него фрески и на фасаде, но теперь они погребены под пристройками и сайдингом.Слева цитата из письма Пушкина своему другу: "Душа моя Каверин! Каково поживаешь ты в свином городке?", а справа - стихи Частиковой:Название "Боровск" - от бора(где бор - там и боровики)Который взбирается в горуИ к зеркалу сходит реки.Говорят, Пушкина за "свиной городок" боровчане недолюбливают по сей день, как томичи Чехова за его "свинью в ермолке"...
18.
Вернёмся на площадь Ленина. Напротив другого торца дома с кафе "Дружба" и "Видами Боровска начала ХХ века", на здании библиотеки - "Разгадывание мира". Для меня это очень сильный живёт - люди искусства, науки и веры делают общее дело, каждый со своей стороны. И отрешённый бородатый Циолковский спорит о том, что же там, наверху, с неистовым протопопом Аввакумом. Раньше на этой фреске ещё и рок-музыканты с гитарами были, но их зачем-то накрыли рамкой стихотворения.
19.
Одна из самых красивых и молодых фресок - у часовни над местом гибели боярыни Морозовой, на здании, где в 2000-х годах был монастырь матушек-староверок, столь фанатичных, что откололись они в итоге даже от Русской Православной Старообрядческой церкви. Ныне в этом доме - музей истории Боровска с явным уклоном в староверие, но фреска - совсем мирской "Канатоходец". С неё я и заглавный кадр переснял:
20.
На Советской есть фреска в окне деревянного дома. Фрески в окнах раньше были одной из "фишек" Боровска, но теперь в городе их остались единицы - большинство "оконных" фресок Овчинников перенёс во дворик гостиницы "Жемчужина", где вместе с фоторепродукциями утраченных фресок они образовали своеобразный музей. Открыт он вроде бы не только для постояльцев, но я о нём узнал лишь из комментариев.
20а.
Внизу - самая новая фреска "Наш Монмартр", намекающая на то, что этот район на склоне городища любят художники.
21.
Ближе к мостику, на чьём-то гараже - автопортрет "С таким мотором!". Не самого ли это Овчинникова дом?
22.
Ещё один сюжет, судя по всему тоже довольно новый, прямо у кого-то во дворе:
23.
Напротив - пахучая насосная станция, с торца которой глядит на Протву адмирал Дмитрий Сенявин. Он родился в боровском предместье Комлево, и от тихой Протвы проделал путь до Средиземного моря, где отправлял на дно, к покоящимся триремам и драккарам, османские флоты.В снах и яви не случайноРисовал он море, чаек.Наш Сенявин-адмиралСам теперь картиной стал.Общественность и мэрию в своё время возмутило, что доблестный воин запечатлён на насосной станции, а мы больше удивились каким-то очень странным пропорциям его лица.
24.
А на запертой двери - очаровательно суровая морячка:
24а.
Ещё пара фресок ("Лавы", "Цитаты из Прянишникова") есть за мостом, но мы туда не ходили. Так что вернёмся на площадь Ленина:
25.
Чуть южнее по Калужской - гостиница с тремя фресками. На торце - "Чаепитие":Пляшут в чашечках ложкиНапиток шафранен и ал.И о чём-то прозрачно звенитПо фарфору металл.Пьёт шатен и брюнет,Рыжий пьёт и блондин,Ах, какой аромат,Ах, какой для сосудов рутин!
26.
У дверей - своего рода мемориальная доска:
26а.
А в холле - ещё и приезд Пруткова в Калугу, но мы туда зайти забыли. Репродукция этого сюжета есть на фото №31б.Так что пойдёмтеперь по улице Ленина, где концентрация фресок наибольшая. На одном из домов - "Успенская улица в начале ХХ века". Говорят, когда-то в неё, перепутав в свете фар с реальной улицей, врезался таксист, или во всяком случае такую опасность надумали в администрации Боровска в период одного из конфликтов с художником. Ближняя колокольня Параллельной улицы принадлежала Успенской церкви, на месте которой тот самый кинотеатр-магазин с "Этимологией Боровска" сбоку. Впрочем, о домах этой улицы я расскажу в следующей части, пока же не будем отступать от темы фресок.
27.
Особые отношения у Овчинникова с потомками фабрикантом Полежаевых, открывшими музей истории предпринимательства в их особняке. На торце особняка - портрет братьев Полежаевых с жёнами:Когда совершаете доброе что-то -Не верьте людскому забвенью, могиле!Старинным, от времени выцветшим фотоМы вновь проступили на доме, где жили.
28.
Вторая фреска с Полежаевыми - на их фабрике, минутах в 20 ходьбы отсюда всё по той же улице Ленина. Это самая дальняя от центра фреска, что мы видели, но ещё три фрески то ли есть, то ли были в конце Калужской улицы, у выезда на Обнинск: "Пожар в Боровске в 1857 году", "Екатерининский тракт", "Эх, Родина волшебная!".
29.
Но вернёмся в центр. На другом торце, как продолжение Параллельной Успенской улицы - сюжет "В зеркале времени":
30.
На месте самой первой боровской фрески Овчинникова "Плачущее небо под ногами", написанной в 2002 году, ещё даже без стихов Частиковой. Это настоящие фрески, становящиеся частью штукатурки, могут существовать веками, а простые настенные росписи недолговечны - 5, максимум 10 лет, дальше облупляются или выцветают. Как я понимаю, здесь художник переписал фреску сам, когда она совсем обветшала.
30а.
...Но погибают эти фрески не только от времени. Что-то исчезает при ремонтах, что-то уничтожали вандалы. Уничтожены или закрыты всякой всячиной фреских на Торговых рядах, исчезло вполне патриотичное "Фиаско Бонапарта" на улице Ленина, а когда в 2007 году на стене хлебзавода на той же улице Ленина замазали прекраснейший сюжет "Равновесие", художника хватил инфаркт.
31а.
"Золотым веком" фресок Овчинникова были 2002-05 годы, когда его другом и покровителем стал боровский мэр Александр Егерев. Во многих публикациях и интервью художник вспоминает, как мэр проникся этой идеей, и как они вдвоём ходили по городу, выбирая места для картин. Для мэра это было безусловно мудрое и очень прогрессивное решение - думаю, в 2002 году немногие сумели бы понять, что подобный проект быстро станет одной из главных достопримечательностей города. Но Егерев в 2005 году попал под машину, да и живым шансов остаться в мэрском кресле у него не было. Боровск возглавил бывший пожарный Сергей Зеленов. Он весьма активно занимался благоустройством города, причём поговаривают, деньги на это вытряхивал у бизнесменов. С Зеленовым у Овчинникова отношения не сложились сразу же, по господстующей в интернете версии - из-за того, что он изобразил на стене АТП, которому тогда принадлежал староверческий Покровский собор (см прошлую часть), рядышком Лужкова на фоне воссозданного Храма Христа Спасителя и калужского губернатлора Анатолия Артамонова на фоне руин Покровского собора. Думается, изобрази он так самого Зеленова, тот бы это ещё стерпел, но насмешки над начальником - вопрос уже не чести и достоинства, а должности и карьеры! Ту фреску замазали, за безобидный "Глобус Боровска" Овчинникову вкатили штраф в 1000 рублей, художник подал на мэра в суд и выиграл, после чего в городе внезапно активизировались вандалы, которые портят фрески. Примерно тогда об Овчинникове впервые услышал и я, кажется из "Намедней" Парфёнова, и с тех пор уже 13-й год за темой боровских фресок шлейфом тянется "художник-самородок раскрасил город, а косные чиновники красоты не поняли и хотят его творения уничтожить". Но есть ещё одна деталь этой истории, которую за пределами Боровска уже мало кто помнит.
31б.
Хотя творчество Овчинникова ассоциируется с добрыми наивными лубками, у художника есть и высокая Цель - поставить в Боровске памятник репрессированным. Он и сам был репрессирован в возрасте -3 месяцев (то есть, под репрессии попала его беременная мать), и по его родне то страшное время прокатилось, как сталинградский гусеничный трактор. Александр Овчинников, отец художника, в 1956 году, после многих лет лагерей и поселений, подобно Солженицыну в "Матрёнином дворе" нашйл себе место в глубинке - купил пол-дома в Боровске. Переехав туда же через несколько лет после смерти отца, Овчинников-младший занялся сбором сведений о репрессированных боовчанах и борьбой за их реабилитацию. Так, только в Боровском районе из всей России официально реабилитированы "лишенцы" - те, кто не был казнён или арестован, а отделался лишь поражением в правах, и реабилитации этой Овчинников добился после долгих судебных процессов. Погрузившийся в тему, художник просто в силу своей природы не мог не задуматься о её визуализации. С Егеревым он успел неофициально согласовать проект единого памятника Жертвам Войны и Репрессий - фигуру Богоматери с решёткой вместо лица и звёздами вместо глаз. Но Егерев умер, Зеленов зарубил проект как оскорбляющий чувства верующих, и тогда Овчинников не придумал ничего лучше, чем нарисовать сюжет своего памятника на задней стене мемориала Победы. Арт-перфомансы в 2005 году также ещё не стали мейнстримом, но возмутил этим жестом Овчинников и мэра, и простых боровчан страшно. Замазали сюжет быстро, фотографий его видимо не сохранилось, и сейчас об этом эпизоде предпочитают не вспоминать, но вот например публикация в "Новой Газете" 2008 года, причём с комплиментарных к Овчинникову позиций. И хотя Зеленов давно уже не мэр, и даже поставленную им ажурную беседку выселили с главной площади в ограду Покровского собора (который староверами таки вернули - см. прошлую часть), конфликт Овчинникова с местной властью стал перманентным.
32. не моё
Да и простые боровчане Овчинникова не любят, и это хорошо заметно в разговорах - для многих местных жителей он провокатор и возмутитель спокойствия. В 2016 году Владимир Александрович предпринял уже, кажется, третью попытку увековечить репрессированных - на этот раз "стеной плача" с портретами боровских жертв и Солженицына. На фотографиях, как например здесь, она смотрится как настоящая стена памяти за цепной оградкой... и совсем не очевидно, что нарисовал эту картину Овчинников на задворках ларька с туалетной бумагой в витрине, а глядели портреты жертв на такую же загаженную стену с другой стороны переулка - всё это видно, например, на кадре выше. Многие в Боровске сочли такое расположение неуважением, кто-то даже грозился в суд подать, но тут приехали "титушки" (это слово в лексикон Овчнинникова вошло после 2014 года) и изуродовали фреску, о чём тут же поднялся шум в СМИ. Местные пожимают плечами, замечая, что художник, вандалы и журналисты показали себя уж очень складно. Тем более Овчинникова тут многие знают лично, и мне его описывали как умного и образованного человека, который хорошо понимает, что делает. Ещё говорили про него как про убеждённого диссидента с позицией "Я всегда буду против!", и про то, что он отстаивает право вольного художника творить не по согласованию, а там, где считает это нужным. Местные власти, как мне говорили, в конфликте не заинтересованы и сами художника боятся - а никак у него есть влиятельные друзья в Москве? Я не знаю, насколько это всё соответствует дейстительности - с самим Владимиром Александровичем познакомиться было бы не так уж трудно, но я об этом просто не подумал. Правда художника представлена в ведущих СМИ, а вот мнение боровчан о причинах конфликта где-то озвучивается редко. Я восхищаюсь тем, что Овчинников создал, и уничтожение каждой его фрески считаю трагедией. А кто начал конфликт и кто в силах его закончить - то не мне решать.
33.
А на фасаде того же дома, где и "Плачущее небо под ногами"/"Зеркало времени" - одна из самых новых (2016-й год) фреска "Художники Боровска".
34.
Местные художники Овчинникова тоже недолюбливают - оно и понятно, художников в холмистом городке с обилием прекрасных видов немерено, а вся слава досталась пришлому москвичу. При том, что сам Овчинников их соперниками не считал, и поначалу предлагал им строить "параллельный город" вместе.
35.
Но художники не рискнули вывести своё творчество на улицу. И очень жаль - представьте, если бы в Боровске был расписан каждый дом, и Параллельный город разросся бы до размеров настоящего? Всё это могло бы превратиться в моду: как так, Василичу дом расписали, Иванычу дом расписали, а я чем хуже?! И в таком случае никто бы не жалел о гибели старых фресок, потому что на месте каждой утраченной вскоре возникала бы новая. Параллельный город бы жил, как настоящий.
36.
Но всё-таки понемногу художники, может быть не только боровские, но и обнинские, и московские, подключаются к общему делу. Не Овчинниковской была самая первая увиденная нами в Боровске фреска - на Коммунистической, за Протвой, у поворота к домику Циолковского:
37.
Насчёт этой росписи на Калужской - не знаю точно, может и тоже Овчинников:
38.
А в доме чуть дальше по той же Калужской пошли на эксперимент с формой - его украшает не фреска, а что-то вроде аппликации:
39.
Информационно-туристический центр из прошлой части расписывал сюжетами старой жизни и утраченных церквей Юрий Сааков. Его же работа - "вывеска" исторического музея рядом с фреской "Канатоходец": ведь и у музея и туринфоцентра один кураторв Владимир Кобзарь, а для строителей "параллельного города" одно из принципиальных условий - кто предоставит им свои стены под роспись.
40а.
Чьи картины на лестнице музея - я, увы, к своему стыду забыл. Городов со своими художниками много (например, Симферополь с резчиком Джекнаваровым и граффитистом Шариком), но только в крошечном Боровске рисунки на стенах стали своеобразной душой города. Потому что настенная живопись Боровска - лишь заметная туристам вершина айсберга, та часть города художников, что прорвалась из мастерских и галерей наружу.
40.
В следующей части вернёмся из Параллельного города в реальный и продолжим прогулку по центру, мимо тех домов и улиц, которые украшают эти фрески.
Малевать- не быть Малевичем,Как шалить-не значит быть Шалевичем.Но шалить и малевать отрадно,Вырвавшись из чёрного квадратаВремени, представив под изгибомРадуги своих кумиров с нимбом.
Напоследок - ещё несколько их подборок в ЖЖ, включающих как не найденные мной, так и утраченные фрески.От kirill-moiseev - наиболее полная.От moscow-i-ya.От junet....и других, не известных мне авторов.
КАЛУЖСКАЯ ОБЛАСТЬ-2018Моя космическая программа и оглавление.Краткий обзор краткой поездки и оглавление.Обнинск. Город.Обнинск. Первая в мире АЭС.Балабаново и Пафнутьево-Боровский монастырь.Боровск. Дорога в центр и общий колорит.Боровск. Фрески Овчинникова.Боровск. Центр.Калуга. Общий колорит.Калуга. Старый торг и окрестности.Калуга. Церкви.Калуга. Палаты и особняки.Калуга. Колыбель Космонавтики.
varandej.livejournal.com
Параллельный Боровск Владимира Овчинникова - Этот город наш с тобою
Параллельному Боровску - 10-12 лет и создал его пенсионер Овчинников, полный энергии и нереализованного таланта художника. Благодаря его картинам на стенах домов, старый и сегодняшний город сплелись и перепутались, появилась какая-то особая реальность, непонятно к какому времени принадлежащая, сдобренная хорошим юмором и стихами жены Овчинникова - возможно плохими, но очень к месту и очень трогательными:
Здесь всюду история, в дереве, в камне,В подробностях быта, в несломленном духе,В кисть краску макая, я думаю, как мнеЗабвенью не дать победить и разрухе.
Благодаря Овчинникову, по Боровску ходишь, разгадывая его как какую-то гигантскую загадку (или, по-современному, квест), натыкаясь на картины в самых неожиданных местах, иногда уже отчаиваясь разобраться, где реальность, а где - фантазия художника. Козьма Прутков удостоен мемориальной доски, нарисованная девушка идет по настоящей водосточной трубе, из настоящих окошек выглядывают нарисованные то кошка, то боярышня, на настоящем доме видно то, как этот дом и улица, на которой он стоит, выглядели 100 с лишним лет назад - и так далее.Для того, чтобы познакомиться всерьез с Параллельным Боровском, монитора компьютера явно недостаточно: чудо того, что делает художник - в интеграции города и картины. Но мы все-таки совершим небольшую виртуальную прогулку, а потом я немного подробнее расскажу про Овчинникова, его музу Эльвиру Частикову и сегодняшнюю судьбу их совместного творчества.
Начнем мы с Глобуса Боровска, это и самая масштабная работа, и одна из первых, встречающих тех, кто въезжает в Боровск(фрагмент - на верхнем фото).
"Легенда" Глобуса, протопоп Аввакум (старообрядец, сосланный в Боровск) и состав авторского коллектива
Русь-тройка (не поленитесь, прочтите цитату)
Пафнутьево-Боровский монастырь; кто изображен - не знаю
Пушкин (его вклад в историю города - в том, что он в письме, адресованном кому-то из знакомых, находившихся в Боровске, назвал город "свинячим")
Знаменитые жители Боровска: Циолковский, математик Чебышев (жил в Боровском уезде), Козьма Прутков (почему Прутков? не знаю) и неизвестный, похожий на Собянина. Сверху, с огурцом, персонаж одной из фресок Овчинникова.
Сбоку от глобуса - карта фресок Овчинникова. Видно, что основные скопления - вдоль Большой коммунистической улицы (въезд в город), улицы Ленина (идет "вниз" по карте) и площади Ленина (между ними).
И старинная карта Боровска, расположенная на этом же фасаде. Увы, часть букв уже поблекла и нечитаема.
Давайте пройдемся вокруг Глобуса по Большой Коммунистической, а потом вернемся к этому же дому."Песня весны".
Фреска, посвященная Чебышеву (сейчас уже уничтожена почти полностью: отвалилась штукатурка).
Текст:Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?Учись хорошо, изучай все предметы!Ты станешь гордиться своим земляком,Когда с математикой будешь знаком.
В каждом окошке что-то происходит:
А теперь возвращаемся к дому с Глобусом. Вторая его сторона (обращенная к улице) плотно разрисована эпизодами из истории Боровска. Но у меня есть только одно фото.
А на третьей стороне - фреска, посвященная Циолковскому.
Теперь прогуляемся по улицам, веером отходящим от центральной площади Ленина
На доме нарисован этот самый дом 100 лет назад. Успенская улица стала улицей Ленина
Попытка запечатлеть сегодняшний вид этого места
Еще один домик на улице Ленина
А еще на улице Ленина есть сквер со старой колокольней. И вот что из нее получилось
Чаепитие
Мемориальная доска Козьмы Пруткова
И наконец мы спустимся от площади Ленина к реке
Серия "Боровск в фотографиях начала 20 века" к сожалению, очень нефотогенична. Поэтому только одно фото
Это - на частном гараже
Морячка
Адмирал Сенявин - тоже уроженец Боровска
Стихи:В снах и яви - неслучайноРисовал он море чаек...Наш Сенявин, адмиралСам теперь картиной стал
Итак, Владимир Овчинников - бывший москвич, бывший прораб, бывший экономист (кандидат наук, между прочим), с 1998 года - пенсионер и житель БоровскаЭльвира Частикова - жена (четвертая) и муза Овчинникова, бывшая медсестра, библиотекарь и поэт (членом Союза писателей она стала еще до знакомства с Овчинниковым, рекомендовали Михаил Дудин и Николай Старшинов, есть в Википедии). Познакомились с Овчинниковым в библиотеке города Обнинска, где она работала; чтобы выйти за него замуж , бросила мужа, детей и внуков. Боровские фрески выполнены в 2002-2005гг. (по другим данным, а их создание ушло 5 с половиной лет) при поддержке тогдашнего мэра Боровска Александра Егерева, с согласия владельцев частных домов ("по заказам" и за деньги как правило художник не работает, считая жилища богатых людей малоинтересными для размещения своих работ).На одну фреску по заранее сделанным эскизам уходило один-два трехчасовых сеанса, но на некоторые работы - до месяца.Сам автор считает, что его работы - "увы, не на века, под солнечным светом и атмосферными осадками они сохраняют колер максимум пять-десять лет". То есть, увы и ах, их естественный век подходит к концу (по некоторым фотографиям, сделанным во вторую поездку, через три года после первой это хорошо видно). Кроме того, нынешний мэр стремится замазать то, что еще осталось. Не буду писать все, что я думаю про такое отношение, напомню лишь поговорку про то, как режут курицу, несущую золотые яйца и известный афоризм: "Это больше, чем преступление, это ошибка". Так что спешите видеть, пока есть что...
Персональный сайт Владимира Овчинникова и Эльвиры Частиковой - настенные фрески, графика, книги этих авторов, очень много интересного
Боровск.1.ГородПродолжение следует
Указатели блога: Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы.Парки Природа.Вокруг Москвы Лучшие сюжеты. Поесть. Полезное Вопросы и ответыИз любимых постов Портрет граффити в интерьере
moscow-i-ya.livejournal.com
Боровск. Часть 2. Настенные росписи "Свиного городка": junet
В Боровске есть достопримечательность, разнесенная практически по всему городу и совершенно уникальная, нигде больше не встречающаяся, по крайней мере в таких количествах. Ради нее уже стоит ехать в Боровск, и чем скорее, тем лучше. Почему - сейчас расскажу.Это - самые разнообразные росписи на стенах домов и заборах, сделанные местным художником (а бывшим московским инженером) и большим любителем боровской истории, Владимиром Овчинниковым и подписанные стихами его жены, поэтессы Эльвиры Частиковой. По ее воспоминаниям, Овчинников привез ее в Боровск, просто показать город, да так вышло, что она здесь и осталась.За несколько лет художник написал около ста картин, а поэтесса к ним сочинила около ста стихотворений.Когда гуляешь по Боровску, кажется, что они есть буквально везде. Они встречают на въезде со стороны монастыря (по ул. Б.Коммунистической), если внимательно осматриваться по сторонам, они окружают центральную площадь, тянутся вдоль длинной улицы Ленина, ведущей в сторону Обнинска, и мелкой россыпью раскиданы по остальным уголкам старой части города.
Но, разумеется, начинать надо с пресловутого "Глобуса Боровска XIX - XXI века". Глобус Украины, например, я никогда не видела, только слышала в анекдоте, а глобус Боровска - вот он ))
Глобус расположен на торце дома на центральной площади. Не волнуйтесь - вы этот дом не пропустите, он изукрашен фресками со всех сторон, без преувеличения.
К нему прилагаются пояснительные стихи.
Глобус можно разглядывать в деталях, и кого на нем только нет - от Аввакума до Козьмы Пруткова. Какие-то недоумки, к сожалению, и тут уже отметились со своими баллончиками. Сказала бы я им, какие части им надо разукрасить себе самим, но это нецензурно. Впрочем, разглядеть на рисунке можно практически все.
Но что еще немаловажно - рядом с глобусом нарисована карта расположения всех рисунков в городе. И не просто расположения по адресам, но и по сторонам домов. Можно сфотографировать и пользоваться в прогулке по Боровску.
Но пока достаточно просто осмотреться по сторонам. На том же доме - целая эпопея из боровской истории. Точнее, летопись.
Не обошлось в летописи, как положено, и без курьезов. Например, насчет польско-литовской интервенции в Боровском уезде...
И, конечно, куда же в Боровске без Циолковского.
Рядом с Циолковским и его письмом в Париж примостилась еще одна местная достопримечательность - огурец. Молодец. И морковка-рекордсменка чудовищного размера. Хоть сейчас на ВДНХ ее ))
В доме напротив (вернее, немного наискосок, вниз по улице) - уже летопись не ратных имен и деяний, а простого городского быта. В каждом окошке - своя жизнь, маленькая, но неповторимая. Эта роспись называется "Кольца времени".
Жил старик со своею старухой...
Эта женщина в окне...
Ну и так далее.А в торце этого дома нарисована дорога. Мэр города хотел ее закрасить - мол, водителей в заблуждение вводит. Но не закрасил. Наверное, водители были против. Поворот красивый.
Еще немного вниз по дороге, обратно к выезду из города - и встретите уже пострадавшую от вандалов фреску с математиком Чебышевым. Видимо, постарались здешние двоечники, ненавидящие эту науку.
Кстати, некоторые фрески уже постигла печальная участь - их закрасили. Зачем - никому не понятно. Что-то художник не поделил с мэром города, и, как водится, чиновничья расправа коснулась того, что ответить не может...
Впрочем, на все фрески у мэра рука не поднялась (или не дали, или вообще переизбрали - не знаю).Правда, и сам Овчинников говорит, что надолго фресок не хватит - эта краска продержится лет 10-12, а что потом?Так что, как говорится, спешите видеть... Альбома росписей, кстати, в продаже давно нет.
Но не будем о грустном. Пока еще в Боровске осталось множество фресок, по которым мы и продолжаем прогулку.Если пойти от нашей "отправной точки" (и от памятника Циолковскому) по узкой кривой улочке к реке Протве, то там найдется еще несколько рисунков. Некоторые приходится искать внимательно. Как эту кошку на окошке.
А некоторые сами бросаются в глаза. Как рисунок на воротах гаража (автопортрет, кажется?).
У мостика через Протву и тематика водная. Но не речная, а морская. Чайки, девушка-морячка и адмирал Сенявин, местный уроженец.
Протву здесь можно перейти по пешеходному мостику. Такие мостики называются "лавы". Мостику посвящено лирической стихотворение и не менее лирический пейзаж на заборе на противоположном берегу.
Рядом на заборе уже не лето, а зима...
Дальше идти можно, но если хотите увидеть остальные фрески, то надо возвращаться.Чтобы выйти на центральную площадь к торговым рядам. Ряды расписаны фресками кругом, и неудивительно - это же был центр городской жизни, самое оживленное место.
Оживают на картинах старые вывески и дореволюционные барышни...
Появляется пожарная команда...
А вот музей пожарного дела (и написанную рядом фреску "Пожар 1857" мы не нашли. Кажется, это была единственная картина, которая нам не далась (( Только объявление о них увидели. Но ничего, еще найдем.
А на доме напротив торговых рядов красуется, по-моему, одна из лучших фресок, без иронии - этакая квинтэссенция боровской жизни... Чаепитие - а за спиной у чаевничающей семьи весь город.
Улица Ленина - собрание, пожалуй, наибольшего числа рисунков. Да и симпатичных старинных домиков тоже.Дом местных купцов и промышленников Полежаевых, с фотографией его прежних владельцев.
Кстати, в самом дальнем конце этой же улицы, уже на выезде из города, можно встретить Полежаевых еще раз - но уже не в кругу семьи, а в обществе работников их текстильной фабрики. У проходной той самой фабрики.
Но до этой фабрики еще далеко. А пока - соседний дом с видом старого города. Здесь видно и то, что раньше эта улица называлась Успенской, и как раньше она выглядела.
Впрочем, и современные пейзажи художнику не чужды.
А вот местный ДК, где снимается кино... Прямо в дверях.
У боровчан свои счеты с Александром Сергеевичем Пушкиным. Обижены они на него. А все за то, что Пушкин в письме к Каверину обозвал Боровск "свиным городком" - произвел, стало быть, название его от простого упитанного борова.
В отместку художник написал поэта в обществе этого самого борова, да еще вступившим в лужу своим щегольским петербургским ботинком.
А Эльвира Частикова, следуя распространенной поэтической традиции, вступила с Пушкиным в поэтический диалог. Правда, у Пушкина был прозаический, да еще и эпистолярный кусочек. Но в ответ он получил стихи.
Литературный Боровск на этом не исчерпывается.На стене местной гостиницы нарисована мемориальная доска Козьме Пруткову и еще кое-кому. Сразу предупреждаю - это не мой родственник ))
Славный городок Боровск. От борова он произошел или от бора (последнее вероятней) - какая, в сущности, разница. А вот то, что он вызвал хотя бы у одного художника желание вот так его украсить - это кое-что да значит. Значит, не обошла его вот эта птица-тройка, скачущая по дороге на выезде на Обнинск... Хоть и со смешными стихами про "Пегасов, любящих страну".
А если уезжать все же в сторону Москвы, то по дороге можно снова пересмотреть все понравившиеся картинки, а напоследок, еще перед "Красивым поворотом" (осторожнее там, все-таки) - притормозить у развилки дорог на картинке, снова изображающей старый город, в очередном его ракурсе...
...рядом с вечной и неизменной ранней весной, украшающей вал старинного городища...
Все фотографии фресок Боровска - здесь: http://biz.msk.ru/album/rustowns/110416f/page.html
junet.livejournal.com
Город раскольников, космистов и одного художника: репортаж из Боровска
В Калужской области есть уникальный город с загадочным названием, о котором немногие знают. Знакомьтесь: Боровск. Мало того, что это был центр старообрядчества и русского космизма (философского учения о единстве человека и космоса), здесь живет художник, превративший этот старинный, но по большому счету обычный городок в уникальный арт-объект. Этот человек разрисовал стены и окна множества домов, и теперь Боровск представляет собой картинную галерею под открытым небом.
Владимир Овчинников - так зовут художника - по образованию инженер-строитель, переехал в Боровск с выходом на пенсию и в начале 2000-х начал воспроизводить различные сюжеты на стенах городских зданий, заколоченных окнах и заборах. Сейчас в на улицах города можно увидеть более 100 его произведений.
Столица Северной Ирландии - город Белфаст - славится на весь мир своей настенной живописью (mural) на политические темы. Побывав в Белфасте, могу смело сказать, что Боровск ничуть не уступает своему европейскому брату. Правда, темы у Овчинникова совсем не политические: на его картинах изображены исторические события (часто - из истории города), жанровые сцены, знаменитые жители Боровска и обычные люди - знакомые художника.
По словам художника, которого, кстати, называют "боровским Бэнкси" (скандально известный английский андерграундный художник граффити), огромное влияние на его творчество оказала его супруга - поэтесса Эльвира Частикова. Ее стихи присутствуют на большинстве картин Овчинникова. Кстати, он предпочитает называть свои произведения не картинами, а фресками.
Сначала у художника складывались хорошие отношения с властями города: бывший мэр Егерев одобрил деятельность Овчинникова и всячески его поддерживал. После того, как в Боровске сменился мэр, у художника, а точнее у его произведений, начались проблемы.
Как признавался Овчинников газете "Известия", пока у него не было проблем с местными властями, картины оставались в целости и сохранности. Потом некоторые картины стали исчезать или покрываться вандалистскими надписями. Так, со стен местного суда исчезли фрески, где был изображен протопоп Аввакум и погибающая на дне земляной ямы боярыня Морозова, сосланные в Боровск после раскола Русской православной церкви.
Мы так и не смогли увидеть фреску, которая была изображена на стене одного из хозяйственных зданий на территории местной больницы. Отправившись туда по путеводителю, мы долго блуждали и когда, наконец, нашли то самое здание, обнаружили, что к разрисованной стене прилеплена какая-то уродливая пристройка, полностью закрывающая картину. Этот случай, к сожалению, отнюдь не единственный.
Властям города не понравилось, например, что уроженец Боровска адмирал Синявин был нарисован на канализационной станции. Также администрации показалось, что Наполеон, изображенный на бывшем здании милиции (том самом доме, где полководец останавливался во время своего наступления), оскорбляет патриотические чувства жителей, а голый мальчик, который стучится в открытую дверь и, по задумке автора, олицетворяет будущее, - чувства верующих.
Еще, по признанию художника, местные журналисты писали, что в его картины можно нечаянно въехать на машине. После этого не лишенный чувства юмора Овчинников пририсовал на своей фреске "Плачущее небо под ногами" заборчик. К сожалению, сейчас вся нижняя часть картины ободрана и ее наполовину застроили настоящим забором.
Переломным моментом в отношениях Овчинникова и городской администрации стала фреска, изображающая экс-мэра Москвы Юрия Лужкова на фоне возрожденного храма Христа Спасителя и рядом с ним калужского губернатора Анатолия Артамонова на фоне боровской автоколонны. Картина демонстрировала переживания Овчинникова за судьбу старообрядческого Покровского собора на окраине Боровска, на территории которого с советских времен располагалась автоколонна (из-за нее горожане называют собор Покровом на керосине). Мало того, что фреска была с политическим подтекстом, властям города не понравилось, что она располагалась недалеко от помойки. Естественно, через несколько дней после появления провокационной картины на ее месте уже красовался оранжевый квадрат. В ответ на это Овчинников восстановил маленький кусочек картины и добавил комментарий "И нет проблем...". После этого случая власти Калужской области распорядились изъять собор у автоколонны.
Пушкин когда-то назвал Боровск "свиным городком", что отражает одну из версий происхождения названия города. Конечно же, в городе нашлось место для фрески с изображением поэта и его цитатой. Рядом с Пушкиным соседствует картинка, на которой изображен бор: таким образом, демонстрируется вторая версия происхождения названия города.
На стене дома №4 на ул. Володарского изображена картинка, имитирующая мемориальную доску, которая гласит, что здесь останавливался известный вымышленный литератор Козьма Прутков. Внутри дома около входа - большая фреска с "цитатой" Пруткова. Кстати, еще недавно в этом здании была гостиница, которая благополучно закрылась. Причины закрытия, в общем, понятны: одного дня или даже его половины вполне достаточно, чтобы осмотреть весь город, и нет смысла останавливаться здесь на ночь.
На официальном сайте администрации Боровска не сказано ни одного слова о творениях Владимира Овчинникова, хотя именно благодаря ему в город начали приезжать туристы.
Полуразрушенный кинотеатр "Родина" недалеко от центра города властей, видимо, смущает меньше, чем картины на стенах.
В 2005 году в Боровске появилась Старообрядческая часовня в память о погибших от истощения в Боровском остроге боярыне Феодосии Морозовой и ее сестре княгине Евдокии Урусовой. Обе мученицы были сосланы в Боровск за приверженность старым церковным традициям.
Недействующий старообрядческий храм во имя Всех Святых на ул. Ленина - зрелище апокалиптичное: выломанный проем в звоннице, через который, по всей видимости, большевики сбрасывали на землю колокола, и ужасная советская пристройка, в которой в долгое время находился дом культуры, а сейчас - Центр искусств.
Боровск также оказался центром русского космизма: здесь 12 лет жил и работал основоположник космонавтики Константин Циолковский, а до него - известный космист и философ-футуролог Николай Федоров. Для описания памятника Циолковскому в Боровске лучше всего подходят эпитеты "милый" и "трогательный". По этим параметрам он не уступает памятнику ученому с велосипедом, который находится в Калуге на ул. Театральная.
Космическая тема пробралась и в местное кафе, кстати очень приличное.
Боровск производит очень приятное впечатление, здесь хорошо сохранилась старая застройка, и, если не принимать во внимание названий улиц, почти не чувствуется "советская рука". Есть версия, что во время строительства железной дороги местные купцы скинулись и дали взятку чиновникам, чтобы она не проходила через город. Благодаря отсутствию железнодорожной станции Боровск сохраняет облик тихого провинциального городка, живущего изолированной от суеты жизнью. Еще здесь все время ощущается какая-то таинственность - наверное, всему виной рассказы про боярыню Морозову и старообрядцев.
Боровск стал центром старообрядчества после того, как заключенный в Пафнутьев-Боровский монастырь протопоп Аввакум начал активно проповедовать старую веру среди местных жителей. Монастырь находится на подъезде к Боровску, пешком до него идти долго, поэтому имеет смысл сесть на маршрутку в сторону ж/д станции Балабаново.
Пафнутьев-Боровский монастырь сохранился хорошо, здесь можно увидеть строения, относящиеся к 16-18 векам, а также древние фрески, которые датируются 16-17 веками. Например, центральный собор монастыря - Рождественский - был построен в 1586 году.
Атмосфера монастыря очень приятная, умиротворенная, служители храмов приветливые. Людей немного, поэтому чувствуешь себя здесь очень легко и спокойно. Обязательно стоит попробовать местную выпечку и купить разливной кагор.
Многие приезжают в Боровский монастырь, чтобы получить благословение и совет отца Власия, к нему выстраиваются целые очереди. Его называют "прозорливым старцем" и говорят, что он наделен даром провидения и утешения. Отец Власий пять лет прожил на Афоне среди монахов, однако вернулся в Боровский монастырь и по сей день является его духовником.
Доехать до Боровска можно от ж/д станции "Балабаново" (Киевское направление МЖД) на автобусе или маршрутке, которые ходят чуть ли не каждые 15 минут. Ехать от Киевского вокзала до Балабаново - около полутора часов. Расстояние от Балабаново до Боровска - 20 км.
Текст и фотографии: Иван Чемоданов
curiosoturisto.ru
Параллельный Боровск. Овчинников | Интересный Мир: путешествия, туризм, психология, наука, техника, интересное в мире, юмор, история, культура
К теме Овчинникова я приступаю с трепетом. Ибо отобразить это на фото невозможно, нужно ехать и смотреть на местности, потому что чудо того, что делает художник – в интеграции города и картины. Постаралась сделать максимально возможную подборку. Осмысленность этого действа можно уподобить магическому ритуалу спасения Параллельного Боровска (выражение Овчинникова) от гибели, которая идет за ним по пятам.
Итак, Владимир Овчинников – бывший москвич, бывший прораб, бывший экономист (кандидат наук, между прочим), с 1998 года – пенсионер и житель БоровскаЭльвира Частикова – жена (четвертая) и муза Овчинникова, бывшая медсестра, библиотекарь и поэт (членом Союза писателей она стала еще до знакомства с Овчинниковым, рекомендовали Михаил Дудин и Николай Старшинов, есть в Википедии). Познакомились с Овчинниковым в библиотеке города Обнинска, где она работала, чтобы выйти за него замуж , бросила мужа, детей и внуков.
Боровские фрески выполнены в 2002-2005гг. (по другим данным, а их создание ушло 5 с половиной лет) при поддержке тогдашнего мэра Боровска Александра Егерева, с согласия владельцев частных домов (“по заказам” и за деньги как правило художник не работает, считая жилища богатых людей малоинтересными для размещения своих работ).
На одну фреску по заранее сделанным эскизам уходило один-два трехчасовых сеанса, но на некоторые работы – до месяца.Сам автор считает, что его работы – “увы, не на века, под солнечным светом и атмосферными осадками они сохраняют колер максимум пять-десять лет”. То есть, даже без козней современной администрации города, о которых много пишут, их естественный век подходит к концу (спешите видеть, пока есть что).
Давайте пройдемся по городу и посмотрим работы Овчинникова. Большинство фотографий 2009 года, фото 2012 года отмечены.Начнем мы с Глобуса Боровска, это и самая масштабная работа, и одна из первых, встречающих тех, кто въезжает в Боровск (фрагмент – на верхнем фото).
“Легенда” Глобуса, протопоп Аввакум (старообрядец, сосланный в Боровск) и состав авторского коллектива.
Русь-тройка (не поленитесь, прочтите цитату).
Пафнутьево-Боровский монастырь; кто изображен – не знаю.
Пушкин (его вклад в историю города – в том, что он в письме, адресованном кому-то из знакомых, находившихся в Боровске, назвал город “свинячим”).
Знаменитые жители Боровска: Циолковский, математик Чебышев (жил в Боровском уезде), Козьма Прутков (почему Прутков? не знаю) и неизвестный, похожий на Собянина. Сверху, с огурцом, персонаж одной из фресок Овчинникова.
Сбоку от глобуса – карта фресок Овчинникова. Видно, что основные скопления – вдоль Большой коммунистической улицы (въезд в город), улицы Ленина (идет “вниз” по карте) и площади Ленина (между ними).
Для сравнения – эта же карта, снятая в 2012 году. Сохранность неплохая, но сильно заляпана грязью.
И старинная карта Боровска, расположенная на этом же фасаде. Фото 2012 года, видно, что часть букв уже поблекла и нечитаема.
Давайте пройдемся вокруг Глобуса по Большой Коммунистической, а потом вернемся к этому же дому.“Песня весны” (фото 2012).
Фреска, посвященная Чебышеву, в 2012 году уничтожена почти полностью: отвалилась штукатурка.
Текст:Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?Учись хорошо, изучай все предметы!Ты станешь гордиться своим земляком,Когда с математикой будешь знаком.
В каждом окошке что-то происходит:
А теперь возвращаемся к дому с Глобусом. Вторая его сторона (обращенная к улице) плотно разрисована эпизодами из истории Боровска. Но у меня есть только одно фото.
А на третьей стороне – фреска, посвященная Циолковскому.
Теперь прогуляемся по улицам, веером отходящим от центральной площади Ленина.
На доме нарисован этот самый дом 100 лет назад. Успенская улица стала улицей Ленина (фото 2012).
Попытка запечатлеть сегодняшний вид этого места.
Еще один домик на улице Ленина (фото 2012).
А еще на улице Ленина есть сквер со старой колокольней. И вот что из нее получилось:
Чаепитие.
Мемориальная доска Козьмы Пруткова.
И наконец мы спустимся от площади Ленина к реке.
Серия “Боровск в фотографиях начала 20 века” к сожалению, очень нефотогенична. Поэтому только одно фото (2012).
Это – на частном гараже (2012).
Морячка (2012).
Адмирал Сенявин – тоже уроженец Боровска (2012).
Стихи:В снах и яви – неслучайноРисовал он море чаек…Наш Сенявин, адмиралСам теперь картиной стал
Автор Татьяна Барлас. Взято отсюда.
Примечание редактора: О Боровске в «Интересном мире» уже были публикации. Читайте:
Разлом Автор Геннадий Михеев.
Наш дом — тюрьма! Автор Геннадий Михеев.
Очень русский город Боровск Автор Лариса Ширяева.
Пожар в Пасхальную ночь Автор Лариса Ширяева.
Всю тему картин, рисунков на стенах и граффити можно отслеживать по метке «рисунки на стенах».
Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №71 от 22.05.2012
tweetДорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.
www.interesmir.ru
город в городе (53 фото)
Удивительные рисунки на стенах замечательного города Боровск, Калужская область.
"Параллельный город", "Боровский портал", "Музей под открытым небом" - как только ни называют это замечательное явление. Вы приезжаете в один город, а попадаете сразу в два.
Два города из разных времен делят между собой пространство улиц, пересекаясь на стенах домов.
Десять лет назад, выйдя на пенсию, инженер-строитель Владимир Овчинников понял, что умеет рисовать. И начал "по-пиратски" творить на стенах.
С тех пор в Боровске появились более сотни картин, а жители разделились на два неравных лагеря: тех, кому нравится его творчество и... администрацию города.
Через пару лет маленький город буквально ожил от потока туристов, прослышавших о "городе в городе". И никакого вандализма! За первые три года художнику ни разу не пришлось чинить картины. До тех пор, пока не вмешались местные власти.
"Уличное оформление по художественной раскраске фасадов зданий нарушает охрану ценной исторической среды, сложившейся застройки города... Нарушая традиционный характер среды и благоустройства территории с учетом безопасности движения во избежание визуально-обманчивого восприятия уличного проезда..." - писал заявления главный архитектор Боровска, а Владимир Овчинников продолжал рисовать.
Местные журналисты подхватили тему, что в картины можно нечаянно въехать и вот московское издание пишет о том, что один таксист все-таки это сделал. СМИ раздули историю, в их сообщениях уже звучало, что это происходит каждый божий день и художник не успевает постоянно подкрашивать свои произведения. По легенде Владимир Овчинников даже подрисовал на одной из них - "Плачущем небе под ногами", от греха подальше заборчик. На фото он уже закрашен.
Голый мальчик, стучащийся в эту закрытую дверь, символизируя будущее, тоже не сохранился - оскорблял чувства верующих.
Уроженец Боровска адмирал Синявин оказался нарисованным на канализационной станции - это очень плохо. Наполеон, изображенный на бывшем здании милиции, оскорблял, по мнению администрации, патриотические чувства жителей.
"Представьте себе, что в Москве Шилов стал бы рисовать на Кремлевской стене, и никто ему не указ!" - возмущались власти.
"Успенская улица в начале века" и кадр с фреской - так художник назывет свои картины, с того же ракурса сейчас.
"В нашем городе есть кинотеатр "Родина". На нем - мозаика. Вот вы спросите любого боровчанина, что на ней изображено. Ни один не вспомнит. Потому что эта мозаика утверждалась худсоветом. Получилась профессиональная посредственность. А мои картины знают и помнят все. Потому что я рисую их от души, а не для худсовета" - возражал администрации мастер.
Овчинникова начинают штрафовать и обвинять в том, что мэр города Боровск и Лужков изображены вблизи помойки. Через несколько дней на их месте появился оранжевый квадрат. В ответ художник восстановил небольшую часть картины и пририсовал руку неизвестного вандала, крепко сжимающую малярный валик.
Монументальное произведение - "Глобус Боровска".
Анна Михайловна, реально живущая в этом доме, идет за водой.
По приданию, когда строилась железная дорога, местные купцы скинулись и дали большую взятку, чтобы она прошла мимо города. Чтобы здесь все оставалось тихо, как прежде, чтобы ничего не менялось. История художника очень похожа на ту легенду. Владимир Овчинников перестал рисовать на государственных зданиях, благо частных достаточно, администрация же не предпринимает активных действий.
Приехав в город, припаркуйте машину на Коммунистической улице, д. 1. Здесь расположен "Глобус" и карта фресок. Сфотографируйте ее на телефон и начните увлекательнй квест.
Обращайте внимание на окна!
Зато, были сделаны неожиданные открытия. Далеко не все творения на ней отмечены.
Фрески расположены таким образом, что вы обойдете почти все красивые и интересные места города.
Заброшенный и заросший лесом райком. Когда-то эти сосенки были совсем маленькой аккуратной аллеей, ведущей к Ленину.
На некоторых фресках указаны подсказки. Настоящий квест!
Скоро мы что-то не сможем увидеть.
Очень трогательный памятник Циолковскому
Устав, обязательно зайдите на местный рынок
И в сувенирной лавке возьмите за 200 рублей альбом с росписями. Перекусите в кафе "Дружба" на центральной площади. Ожидая заказ, полистайте альбом - вы найдете десятки незамеченных вами произведений.
Протопоп Аввакум и погибающая на дне земляной ямы боярыня Морозова закрашены. Не удивительно - фреска была на здании суда. Сейчас это место с предыдущего фото выглядит так.
Если бы на моем хлебозаводе кто-то нарисовал подобное - я был бы счастлив!
Но хлебозавод думал по-другому.... Конечно, так красивее.
Источник: ottenki-serogo.livejournal.comСсылки по теме:
fishki.net