Ботаническая живопись Стоковые фотографии и лицензионные изображения. Картины ботаника


Портреты цветов: 7 советов по ботанической живописи

Юлия СкрипникЮлия Скрипник

Билли Шоуэлл — признанный профессионал в ботанической живописи. В ее книге «Портреты цветов от А до Я» можно найти множество ярких и необыкновенно реалистичных изображений, примеры, подробные объяснения и секреты различных техник и способов рисования. Публикуем 7 советов из этой книги. Они вдохновят и придадут уверенности как начинающим, так и более опытным художникам.

1. Рисуйте то, что нравится

Первый шаг к созданию красивого рисунка — выбор объекта. Начните с цветка, который вам нравится. Гораздо легче рисовать что-то вдохновляющее, чем то, что в нужный момент оказалось под рукой. Если объект вам по душе и приводит в восхищение, вы наверняка получите удовольствие от его изучения и работы над ним.

Иллюстрация из книги

2. Заведите ботанический скетчбук

Для оттачивания техники, скетчбук просто необходим. В нем можно прикинуть разные варианты композиции и затем выбирать самый удачный. Наброски не нужно прорисовывать детально. Например, пион или розу в композиционном эскизе можно обозначить окружностью, а лилии — треугольниками. Это нужно для схематичного изображения задумки — чем быстрее, тем лучше. Иногда рука начинает двигаться непроизвольно, следуя за воображением, и вдруг вы видите интересную композицию, которая получилась как будто сама собой.

Скетчбук становится частью вашей жизни, копилкой для постоянно приходящих идей. И не стоит относиться к нему как к драгоценности.

Скетчбук — предмет первой необходимости для начинающего художника. Куда бы вы ни направлялись, всегда берите с собой карандаш и скетчбук. Зарисовывайте в нем все свои идеи, включая самые странные и незначительные.

3. Продумайте, как оформить кончики стеблей

Это вечная дилемма для художников-ботанистов: смягчить, чтобы те растворялись в пространстве, решительно срезать под углом либо по горизонтали или вывести за пределы рисунка. Если вы решили продлить стебель до края изображения, нужно так же поступить с каким-нибудь другим элементом растения. Пусть он тоже выходит за пределы картины сбоку или вверху. Иначе может возникнуть ощущение, что цветок вот-вот ускользнет за рамку.

Концы стеблей как будто растворяются в пространстве. Иллюстрация из книги

4. Применяйте технику «Мокрым по мокрому»

Чтобы получился мягкий равномерный цвет, предварительно увлажните бумагу водой. Это обеспечивает естественное растекание краски, прежде чем она начнет впитываться в бумагу, и дает дополнительное время для растяжки цвета (создания плавного перехода от одного цвета к другому) и промакивания бликов. Начните увлажнение с середины области, над которой собираетесь работать, и размывайте воду к краям. Повторите пару раз, чтобы убедиться, что бумага хорошо увлажнена. В этом случае края высохнут не так быстро. После того как вы равномерно распределили воду, проверьте, не осталось ли на поверхности бумаги «лужиц», и если они есть — промокните их влажной кистью.

Иллюстрация из книги

5. Чтобы получить бархатистую текстуру используйте сухую кисть

Техника «сухой кисти» подходит для добавления мягкой текстуры, углубления цвета и создания объема без необходимости лишний раз увлажнять бумагу. Придется потренироваться, чтобы точно наносить краску, поэтому для начала поработайте на ненужном листе бумаги.

Иллюстрация из книги

6. Набирайте краску на кисть правильно

Соболиная кисть № 4 с заостренным кончиком идеальна для промакивания краски. Ее нужно бережно хранить и следить, чтобы кончик всегда был заостренным. Плавно подкручивайте ее за ручку большим и указательным пальцами, чтобы покатать головку по палитре. Никогда не ведите кисть кончиком вперед: так вы его испортите.

Старайтесь набирать краску на кисть одним плавным движением, используя всю ее головку. В процессе подкрутите кисть и потяните ручкой на себя (шаги 1–3). Это поможет сформировать заостренный кончик и одновременно набрать достаточно краски. Затем аккуратно вытяните кисть из замеса на себя (шаги 4–5). Перед тем как смешивать краски, убедитесь, что они достаточно мягкие, чтобы не испортить хорошую кисть.

Иллюстрация из книги

7. Рисуйте каждый день

Нужно находить время для рисования, хотя бы 10 минут в день, и получать удовольствие от процесса, даже если рисунок не удался. Разочаровывающий результат важен тем, что будет напоминать о том, чего в следующий раз делать не надо. Прежде чем приступить к работе над картиной, заполните один лист бумаги набросками цветка и пробами приемов.

По материалам книги «Портреты цветов от А до Я».

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Прекрасные ботанические акварели Светланы Лансе – Ярмарка Мастеров

Сегодня хотела бы познакомить вас с чудесными ботаническими акварелями Светланы Лансе, молодой художницы из Петербурга. Светлана окончила институт Высшей Школы Народных Искусств с красным дипломом, где изучала дворцовую роспись, декоративную ботаническую живопись и техники мастеров 19 века. Много копировала с работ малых голландцев и других художников, писавших натюрморты.

После обучения в ВУЗе, художница остановила свой выбор на технике ботанической живописи — направления, слабо развитого в дореволлюционной, а затем и советской России.

Сейчас эта стилистика акварельной живописи обретает все большую популярность в нашей стране и это неудивительно — в 21 веке роскошные ботанические иллюстрации являются не просто красивой картинкой в атласе или энциклопедии, а превращаются в полноценный арт-обьект, источник интереса коллекционеров и активно используются в коммерческом иллюстрировании.

акварель

ботаника

ботаническая живопись

светлана лансе

ботаническая иллюстрация

иллюстратор

дизайн

художник

акварельная живопись

Светлана вдохновляется такими современными мастерами ботанической иллюстрации, как Александр Вязьменский, Carolyn Jenkins, Carrie Di Costanzo и Inky Leaves. На вопрос, почему картины Светланы такие прекрасные, она отвечает:

«Мне кажется, это из-за того, что я очень люблю писать портреты, и к каждому своему цветку или веточке я отношусь, как к живому существу. Портреты людей я любила писать еще в институте, но столкнулась с такой сложностью, что человек не будет сидеть и позировать столько, сколько тебе нужно, а растение будет». Среди любимых ботанических обьектов Светланы крупные цеты и сухие вещи: ветки с листьями, орехи и желуди. Ну и конечно тюльпаны, пионы и шиповник.

акварели

растения

акварели

растения

В публикации использованы фото с позволения художника.                                                                                                                                   Спасибо за  внимание!

www.livemaster.ru

Ботанический рисунок - наука и искусство

"Растения, чей облик ботанику захочется иметь запечатленным, должно принести свежесобранными художнику, и чем скорее, тем лучше, дабы они не успели высохнуть, с тем чтобы художник был в состоянии изобразить их с цветками, корнем, семенами и т.д., как бы живыми. При этой работе художников должно призывать, чтобы они обдумали, как длину и ширину каждого побега обозначить"

 

(Из инструкции рисовальщикам Великой Северной экспедиции И. Гмелина 1733-1734 гг.).

 

27 февраля 2016 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки  в залах сменных экспозиций состоялось торжественное открытие выставки «Ботанический рисунок. Наука и искусство». Прекрасный весенний подарок ценителям этого редкого вида искусства, заключающегося в детальном, ботанически точном изображении растений.

 

 

К теме пышных букетов и нежных хрупких цветов художники обращались издавна. Древнейшая рукопись отца ботаники и фармакологии Диоскорида «О лекарственных веществах», датированная началом VI века, содержит 435 изображений растений и животных, выполненных на пергаменте. Как и садоводство в целом, ботанический рисунок начинался именно с лекарственных трав. Он делал важные для человека растения узнаваемыми в те времена, когда еще отсутствовала систематика растений и их подробные словесные описания. Важна была каждая деталь – от «вершка до корешка». Со Средних веков преуспевали в этом деле швейцарские, немецкие, голландские художники.

 

Позднее, с появлением ботанической номенклатуры и совершенствованием типографского дела (XVIII в.), насущная потребность в ботанических изображениях растений, казалось бы, отпала. Но именно в этот период появилась престижная профессия ботанического иллюстратора. Изображения растений создавались художниками в кропотливых техниках акварели и гравюры, они украшали фундаментальные ботанические труды, составлявшие порой престиж целых государств.

 

В России интерес к ботаническому рисунку появился во времена правления Анны Иоановны, но его расцвет связан с эпохой Екатерины Великой – всесторонне просвещенной государыни.

 

Софья Матвеева. Венерин башмачок Paphiopedilum RothschildianumСофья Матвеева. Лелия Laelia cinnabariina

 

История не сохранила имя художника, работавшего в экспедиции первого исследователя Сибири Д.Г. Мессершмидта (1685-1735), оставившего ряд подлинных шедевров - ботанических изображений орхидей. Академик-ботаник И.Х. Буксбаум (1693-1730), исследователь юго-восточной Европы, Малой Азии и Кавказа, работал исключительно акварелью по карандашному контуру, изображая не только травянистые растения, но и мхи. Его рисунки были широко известны и иногда использовались самим Карлом Линнеем. Иоганн Амман (1707-1741) стал автором изображений и описаний редких дикорастущих растений  России, он уделял большое внимание семенам. И.Г. Гмелин потряс научный мир Европы изданным после 10-летнего сибирского путешествия обширным иллюстрированным ботаническим трудом «Flora Sibirica» (1747-1769). Наконец, «Flora Rossica» разностроннего ученого П.С. Палласа (1784-1789), с работами лучших граверов того времени, раскрашенными вручную, была издана на средства самой Екатерины Великой.

 

"Екатерининых щедрот при нежной влаге, Древа и зелия родятся на бумаге..."

 

Роскошное издание "Алтайской флоры" К.Ф. Ледебура (1829-1834), изобиловавшее вновь открытыми видами растений, было последним в этой череде блестяще иллюстрированных ботанических трудов.

 

С конца XVIII - начала XIX веков, одновременно с совершенствованием техники гравюры, когда уже не нужно было раскрашивать изображения вручную, ботанический рисунок проник со страниц научных книг в массовую, пусть и довольно дорогую, литературу.

 

Сейчас художественные портреты цветов, казалось бы, может полностью вытеснить доступная всем фотография. Однако этого не происходит -  наоборот, ботанический рисунок приобретает еще большую ценность как не подвластное времени элитарное искусство. Мгновенный снимок не способен заменить теплоту ручного труда, знания ботаника и скрупулезный талант художника.    

 

Выставка ботанического рисунка, открывшаяся в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, показывает, что в наше время художники работают в самых различных техниках, используя широкую палитру выразительных средств. А стремление к многообразию изобразительных жанров растет и не иссякает. Желая расцвета искусства и привлечения интереса к миру растений, Сергей Николаевич Андрияка торжественно открыл выставку и представил свои живописные произведения «Розы» и «Букет» с ирисами.

 

Работы Сергея Андрияки

 

На этой выставке впервые выставлены десятки работ, выполненные в жанре ботанического рисунка художницей Софьей Матвеевой (1904-1986). Весь ее жизненный путь освящен любовью к искусству. Уже в студенческие годы, после поступления в Высший художественно-технический институт, она совершенствовала свой талант, обучаясь живописи и рисунку у известных художников - П.В. Кузнецова, С.В. Герасимова, Н.М. Чернышева. Позже работала над оформлением интерьеров и фасадов городских зданий, павильонов ВДНХ (тогда ВСХВ) совместно с немецким архитектором и художником Эрихом Борхетом. Их семейный и творческий союз продолжался до 1942 г., когда главу семьи постигла тяжелая и несправедливая участь - трагически погибнуть в застенках КАРЛАГа и быть реабилитированным только в 1962 г. О судьбе родителей и дальнейшем пути С. Матвеевой мы узнали от ее дочери – Эрики Эриховны, приехавшей на открытие выставки.

 

Софья Матвеева. Луносемянник даурский Menispermum dahuricumСофья Матвеева. Кодонопсис ланцетный Codonopsis lanceolata

В тяжелые военные годы Софья Матвеева продолжала трудиться в Москве, оформляла предметы декоративно-прикладного творчества, разрисовывала шкатулки и копировала картины великих живописцев: Левитана, Шишкина, Нестерова. Ботаническим рисунком она занялась вплотную, когда поступила на работу в Главный ботанический сад АН СССР. За 25 лет работы, с первых лет после открытия сада (с 1946 г.), Софья Матвеева создала более 3 тыс. рисунков – это диковинные фиалки, тюльпаны, лилии, ирисы и орхидеи, привезенные из дальних экспедиций по России и зарубежью. Жизнь неукоснительно диктует нам свои условия, сегодня уже нет в открытом грунте ботанического сада многих экзотических растений, растущих далеко в природе, куда и сегодня не так легко добраться, но их изображения сохранились, и их можно увидеть на выставке. В ГБС РАН старались увековечить память о нашей сотруднице, работавшей в отделе флоры, и поместили ее ботанические рисунки в качестве иллюстраций в научные издания.

 

Софья Матвеева. Скабиоза Ольги Scabiosa OlgaeСофья Матвеева. Тюльпан Фостера Tulipa Fosteriana

Частым гостем в Главном ботаническом саду им. Н.В. Цицина РАН является наша современница и талантливая художница Ольга Макрушенко. С ранней весны до глубокой осени она высматривает объекты для своего творчества. Для выставки она отобрала плоды садовых растений, внешний вид которых настолько натурален, что непременно возбуждает аппетит. Ее работы выполнены в уникальной для ботанического рисунка технике аэрографии. Эти рисунки, появившиеся на свет с помощью аэрографа, распыляющего тончайшую струю краски на бумагу, заслужили международное признание и хранятся в музеях Англии, Японии и Америки.

 

Работы Ольги Макрушенко

 

Графические работы Дарьи Фомичевой также по достоинству оценены в России и американском обществе ботанического рисунка.

 

Дарья Фомичева. Ландыши и печеночницы. Весна

 

Художник-флорист Павел Пугачев, проиллюстрировавший «Красную Книгу Волгоградской области» и «Флору Нижней Волги», в день открытия выставки дал мастер-класс, демонстрируя у мольберта все приемы, необходимые для точного и изысканного воспроизведения красивейшего представителя флоры – орхидеи.

 

Павел Пугачев. Дремлик болотный Epipactis palustris Павел Пугачев. Прострел раскрытый (сон-трава) Pulsatilla patens

Художник-акварелист Александром Вяземский предложил к обзору коллекцию грибов – белые, подосиновики, мухоморы.

 

Александр Вязьменский. ЗеленушкаАлександр Вязьменский. Белый гриб

Помимо ботанического рисунка, на выставке представлены и другие изобразительные жанры, традиционные для изображения цветов, растений, пейзажей.

 

Можно долго восхищаться неповторимой прелестью старинных открыток с цветами и ягодами, изображенными немецкой художницей Катариной Кляйн (1861-1929), и изумительные работы художницы Серебряного века Любови Эндауровой (1853-1938), привезенные на выставку из г. Кирова.

 

Открытки Катарины КляйнОткрытки Катарины Кляйн

Завораживает необыкновенное мастерство художницы Ольги Ионайтис, чудесно оформившей книгу английской писательницы Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад», которая наверняка еще больше привлечет внимание юных читателей. Сказочно-пышная растительность окружает героев этого произведения.

 

 

Современный интерьер преобразится с букетами и охапками разноцветных пионов Любови Лесохиной.

 

Любовь Лесохина. Пионы и жасмин

 

Бумага и фарфор преображаются до неузнаваемости, когда к ним прикасается рука Екатерины Лукьяновой. 

 

Екатерина Лукьянова. Анемоны

 

Как произведения искусства смотрятся тарелки, оформленные по растительным эскизам Дмитрия Астафьева.

 

 

Нарядное восточное искусство нашло свое отображение в картине с древовидными пионами, выполненной Алисой Лозайкой в традиционном стиле китайской живописи. 

 

Вторая жизнь начинается у засушенных цветов, веточек деревьев и кустарников, художественно оформленных Людмилой Солод. Ее экспонаты - вейгелы, ивы, клены и березы незаменимы для учебно-просветительских целей.

 

Людмила Солод. Язык цветов

 

Выставка будет работать до 10 мая 2016 г. и еще есть время, чтобы окунуться в мир творчества и насладиться красотой природной флоры, которая будет интересна не только взрослым, но и детям.

 

Ольга Макрушенко. Магнолия длиннозаостренная Magnolia acuminata

 

Фото: Алиса Гальченко, Рита Бриллиантова

www.greeninfo.ru

Картинки ботаническая живопись, Стоковые Фотографии и Роялти-Фри Изображения ботаническая живопись

Белый георгин акварель — стоковое фотоАкварель с фуксия — стоковое фотоБелые розы ботанические акварели — стоковое фотоАкварель с яблоня в цвету — стоковое фотоАкварель тропические листья — стоковое фотоФон с осенними листьями — стоковое фотоКрасочные акварель рамки — стоковое фото

Katerina_Skorik

6000 x 6000

Цветная иллюстрация цветов в акварельных картинах — стоковое фотоБесшовный цветочный фон с цветами — стоковое фотоАкварель старинные цветочным узором — стоковое фотоФон с осенью кизил — стоковое фотоАбстрактные картины маслом белые цветы поле в мягкие цвета. Масляные картины белый цветок одуванчика на лугах — стоковое фотоАкварель с Далия — стоковое фотоКрасные цветы мака подали акварельную живопись — стоковое фотоАкварель с фрезии — стоковое фотоАкварельная живопись цветок — стоковое фотоКувшинка — стоковое фотоЦветочная иллюстрация — стоковое фотоДомашние растения Акварельные иллюстрации — стоковое фотоКоллекции тропических лиственных — стоковое фото

Katerina_Skorik

4500 x 6000

Желтый цветок роз ботаническая акварель — стоковое фотоНежный цветочный узор — стоковое фотоГибискус орхидеи образца оставляет акварельные тропики — стоковое фотоЦветочная иллюстрация — стоковое фотоАкварель бесшовный образец с розовыми цветами — стоковое фотоРозовый пион цветок акварель — стоковое фотоАбстрактные картины маслом белые цветы поле в мягкие цвета. Масляные картины белый цветок одуванчика на лугах — стоковое фотоБотанический акварель с весной яблони в цвету — стоковое фотоЦветочная иллюстрация — стоковое фотоНабор акварели, рисование травы и листьев — стоковое фото

cat_arch_angel

4000 x 4000

Акварель с Настурция — стоковое фотоАкварель с Сирень в цвету — стоковое фотоАкварельная цветочная иллюстрация структуры — стоковое фотоАкварель с яблоня в цвету — стоковое фотоАкварель цветочные набор — стоковое фото

cat_arch_angel

4699 x 3840

Акварель с фрезии — стоковое фотоЦветочная иллюстрация — стоковое фотоАбстрактный акварельный фон — стоковое фотоЦветущих трав и бабочки — стоковое фотоЖелтый ирис — стоковое фотоАкварель с удовольствие — стоковое фотоСтаринный фон с белыми цветами — стоковое фотоКустарник белых роз ботаническая акварель бесшовный образец — стоковое фотоБогемные цветок набор. Красочные цветочные коллекции с листьями и цветами, Рисование акварелью. Весна или лето букет дизайн для приглашения, свадьбы или богемной открытка — стоковое фотоАкварель с Гиацинт — стоковое фотоСтаринные цветочные горизонтальной границы. Нарциссы и сладкий горох на — стоковое фотоХризантемы и образец магнолий — стоковое фотоБелые пионы — стоковое фотоАкварель цветущие цветы — стоковое фотоКувшинка — стоковое фотоЦветочный узор с красными розами — стоковое фотоВиола Boquet — стоковое фото

ru.depositphotos.com

ботанические иллюстрации – Ярмарка Мастеров

Не секрет, что всех нас увлекает процесс гармонизации пространства во всех его смыслах. Он этого никуда не денешься, это наш крест, как людей, способных видеть гармонию. С остальных - взятки гладки. А нам мешает - вот этот шкаф, вот этот приторный постер и пластиковая китайская статуэточка с крылышками. Люди живут себе и радуются. А мы мучаемся. Ну это я так не серьезно, в качестве вступления. Хотя нет, это просто ужас-ужас, и кошмар! И с этим надо что-то делать!

Руки заняты кучей дел, и до интерьера еще не добрались, но помечтать-то можно? Это просто немного скучных философских размышлений и пара избитых идей. Да, еще немнго нападок на не понимающих родственников и всех кто проходил мимо. Вот собственно что из себя представляет небольшой цикл статей, который я решила здесь разместить. Если вы любите такие статьи - подписывайтесь, будем скучатьи кошмариться вместе :-)

Ну и последнее о чем осталось предупредить- я большая поклонница произведений Жюля Верна. И речь пойдет в этих статьях о стиле, который бы максимально напоминал кабинеты естествоиспытателей XIX вка.

Итак сегодня повесим ботанические иллюстрации. Что называется приятное с полезным (и научная информация и красота , и уму и сердцу, так сказать). Представляю себе такую картинку в обрамлении неяркого паспарту, под стеклом в простой рамочке. Ммм, конфетка…жюль вернкабинетинтерьеркартиныгербарийВот известные авторы таких иллюстраций:Яков Штурм Алоиз Лунзер Анна Мария СибиллаОтто Вильгельм Томе Как это воплотить в интерьере. Подумалось о нескольких вариантах:Вариант первый – самый трудоемкий. Берем лист А3 (люблю увеличивать картинки, впрочем и А4 подойдет) и перерисовываем, можно по клеткам.Вариант второй (как делаю я) – так называемый «эконом» . Берем мой любимый А3, в компьютере делаем соответствующий масштаб для просмотра иллюстрации, прикладываем лист к экрану, обводим что видим тонким карандашом, раскрашиваем.Вариант третий – распечатать на цветном принтере. Учтите, что картинки из интернета мы можем напечатать максимум размером с карманный календарик. Такие картинки можно использовать для декупажа, кошельков, закладок, шкатулок, открыток.Вариант четвертый – найти энциклопедию советского времени с ботаническими иллюстрациями. Сканируем или фотографируем. Сканируем с большим разрешением (если сканер позволяет делаем с разрешением 600 dpi, потом уменьшаем до 300 dpi). В этом случае мы получим иллюстрацию такого же размера как исходная, если ее напечатаем.Можно «для натуральности» на печатную картинку кисточкой нанести немного прозрачного клея, следуя рисунку, имитировать мазки.И последний вариант – часть изображения оставляем как на иллюстрации, а часть заменяем настоящим засушенным растением или его семенами и т.п.Важная деталь – для сохранения самого духа ботанической иллюстрации не забудьте скопировать все подписи по-латыни , именно они придают всему строгий и научный вид ( главное - не перепутайте ).Плавно переходим к гербарию.Здесь представлены варианты расположения элементов гербария на листе:Самый неинтересный вариант – это картинка №1. Я бы его дополнила нарисованными семенами, плодами и подписями.ботаникаПосмотрите на картинку №2. Я хочу указать вам весьма важную деталь! Обратите внимание на поперечные полоски бумаги, которыми растения крепятся к бумаге. Эта деталь просто обворожительна.идеи для оформления дома

Картинки №3,4 вовсе не гербарии, но такие схемы расположения элементов просты, но именно они и предпочтительны. Они создают атмосферу порядка. (Этакая «апткарская» педантичность. Они как бы говорят «всякому явлению – свое место и время». Смотрю на них и успокаиваюсь, мысли о хаосе и бессмысленности жизни отступают). Не забудьте про подписи на латыни.

идеи для вдохновения

Если у вас есть работы в стиле гербария, ботанических иллюстраций добавляйте ссылки на свои работы в коментарии, думаю, всем было бы интересно на них посмотреть и вдохновиться.

Продолжение здесь и здесь 

www.livemaster.ru

БОТАНИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ДОКУМЕНТ ЭПОХИ

СОЗДАНИЕ ФОНДОВ ОБРАЗЦОВ РАСТЕНИЙ БЫЛО ПРОДИКТОВАНО необходимостью материалов для сугубо научных, медицинских и аграрных изысканий. Этой же цели служат гербарии, но они требуют особых условий хранения и недолговечны. Наиболее древними считаются  сохранившиеся ботанические изображения 275 сирийских растений, высеченных в камне на стенах храма Тутмоса III в Египте после его победоносного возвращения  из Сирии и датируются 1450 г. до н. э.

Сохранилась и старейшая копия альбома ботанических иллюстраций, известная под названием "Венский Диоскорид"  - манускрипт VI в., копия работы натуралиста античности Диоскорида De materia medica (О лекарственных веществах),  хранящаяся в Венской национальной библиотеке.

В ХV в. появляется профессия ботанического иллюстратора, что было вызвано развитием естественных наук, необходимостью систематизации накопленных сведений и создания монографий. Ранние фармакопеи зачастую включали и изображения растений. Живописцы эпохи Возрождения изучали живые растения и стремились изображать их максимально реалистично. Одним из них - самым известным был Альбрехт Дюрер.

Родиной ботанической иллюстрации принято считать Германию, где в ХVI в. творили такие мастера ботанической иллюстрации, как Отто Брюнфельс и Леонхарт Фукс. Они опубликовали два лучших и наиболее реалистичных гербария. Для книги Брюнфельса "Изображение растений" были использованы оригинальные акварельные рисунки Ганса Вейдица, с которых позднее были сделаны гравюры. В Италии в конце ХVI в. работает замечательный художник Джакопо Лигоцци, работы которого можно сравнить разве что с произведениями таких известных художников, как Георг Эрет и братья Бауэр, которые появятся лишь спустя два столетия. Автором наиболее совершенных рисунков фрагментов растений считается живший в ХVI в. швейцарец Конрад Геснер.  Многочисленные наброски Геснера стали эскизами для иллюстраций его книги Enchiridion historiae plantarum.

Кати СавелсЗНАМЕНИТАЯ И ПРОСВЕЩЕННАЯ СЕМЬЯ МЕДИЧИ, правившая 200 лет во Флоренции, проявляла особый интерес к искусству. При дворе Медичи работали лучшие художники, среди них был отмеченный выше Лигоцци, а также непревзойденная Джованна Гарцони,  занимавшаяся иллюстрированием книг, миниатюрными портретами и каллиграфией, что тогда считалось подходящим занятием для женщины.

Другая художница - Мария Сибилла Мериан трудилась в центре книгоиздания в Нюрнберге и   Амстердаме, где процветали лучшие традиции живописного изображения растений. Мария Сибилла родилась во Франкфурте, в семье известного издателя и гравера по меди. Эта талантливая художница, хорошо усвоившая все нюансы книгопечатания, брошюрования, гравирования, оставила яркий след в ботанической иллюстрации, издала в типографии отца альбом с собственными иллюстрациями  - Флорилегиум ("Книга цветов"). В 1699-1701 гг. она совершила поездку в Суринам, где наблюдала и описала местную флору и фауну. В 1705 г. она издала непревзойденную книгу Metamorphosis insectorum surinamensium, посвященную суринамским насекомым. Ее дочь Мария Доротея Гзель, также знаменитая художница, позже работала в Петербурге. По распоряжению Петра I - приверженца всего голландского, были куплены книги и более 250 оригинальных рисунков Марии Сибиллы. Наследие Мериан хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

Поскольку в России в то время еще не было своей школы ботанического рисунка, приобретение  большой коллекции работ художницы с безупречной техникой способствовало развитию зоологической и ботанической иконографии в России.

Позже, в эпоху правления Екатерины II, была издана многотомная Flora Rossica П.С.Палласа, ставшая достойным памятником ее блестящего царствования. Начало иллюстрированию ботанических книг в России было положено в первой половине ХVIII в., когда Петербургской академией наук были изданы ботанические труды   И.Х. Буксбаума Plantarum minus cognitarum, И.Аммана Stirpium rariorum и Иоганна Георга Гмлина Flora Sibirica.

Одним из прославленных мастеров, которого называли Рафаэлем цветов, был Пьер-Жозеф Редуте - французский художник и ботаник бельгийского происхождения, известный своими акварелями роз, лилий и других растений. В 1786 г. Пьер-Жозеф начал работу в Музее естественной истории по составлению каталогов коллекций флоры и фауны, участвуя также в ботанических экспедициях. Вскоре Редуте стал придворным художником королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI. Позже ему покровительствовала щедрая императрица Жозефина. В наследии выдающегося художника-ботаника более 6000 флористических рисунков, гравюр и картин, отличавшихся высокой ботанической точностью.Франц Хавьер Петтер. 1791-1866. Австрия

С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ В СВЯЗИ С ПОЯВЛЕНИЕМ И ИЗДАНИЕМ систем ботанической номенклатуры с их предельно точным описанием растений графические или живописные ботанические иллюстрации в определенной степени потеряли свою актуальность. Однако именно для этого времени характерно появление и конкретизация в среде художников специальности ботанического иллюстратора. Отметим, что ботанические иллюстрации в это время тиражировались в основном в технике ксилографии.

Однако со временем гравюра на металле стала постепенно вытеснять ксилографию в качестве основной техники ботанической иллюстрации. В ХVIII в. улучшение типографского дела позволило печатать иллюстрации в цвете и деталях более точно. При этом каждый иллюстрированный лист книги раскрашивался от руки акварелью. Издание больших, подробных и роскошных ботанических книг типа "Флор" было делом государственной важности - по ним также определялся  уровень технических и интеллектуальных возможностей государства. Все возрастающий интерес к ботаническим книгам со стороны ведущих ботаников и натуралистов,  состоятельных владельцев  поместий, садов и парков  привел к неизбежному и вполне естественному увеличению спроса на  иллюстрации. Помимо книг для специалистов стали появляться также и издания, рассчитанные на массового, но обеспеченного читателя.

Торцовая гравюра, пришедшая на смену обрезной ксилографии, позволяла художникам и мастерам типографии без обращения к ручному раскрашиванию эстампа передавать тончайшие цветовые градации и соотношения в композициях иллюстраций.

С расцветом садоводства возникла необходимость обеспечения ботаников и садоводов надежными справочниками. Ботаническим художникам узкой специализации приходилось одновременно точно и реалистично передавать форму, детали, цвета и характерные черты необходимых  растений. Были созданы выдающиеся по своему научному, художественному и техническому уровню собрания рисунков, многие из которых хранятся в библиотеке Королевского садоводческого общества в Лондоне, Королевском ботаническом саду в Кью, Национальном садоводческом обществе во Франции и Музее Редуте в Бельгии. Именно в этот период расцвета ботанического искусства в Англии работали такие замечательные художники, как братья Бауэр и Георг Дионисиус Эрет, отмеченные выше.

Роза. Пьер ЖозефБРАТЬЯ БАУЭР В ИСТОРИИ БОТАНИЧЕСКОГО РИСУНКА считаются феноменальными художниками по количеству созданных иллюстраций и их непревзойденному качеству.  Братья Фердинанд и Френсис Бауэр  родились в маленьком городке Фельсбург в Австрии. Их отец был придворным художником у принца Лихтенштейна. Удача и успех, сопутствовавшие братьям  всю жизнь, позволили им заниматься любимым делом и полностью реализовать свои способности.

История ботанических иллюстраций отражает события в искусстве и науке на протяжении веков. Современные ботанические иллюстраторы продолжают эти традиции и используют  инновации.  Современная ботаническая иллюстрация включает акварель, перо и чернила, графит (карандаш), гуашь, реже акрил и масло.

На арену вышли новые области применения ботанической иллюстрации. Они стали повсеместно сопровождать такие издания, как полевые определители, описания гербариев,  ботанические коллекции, а также периодику. Популярность ботанической иллюстрации, исполненной художником,  не смогла поколебать фотография. Ибо ботанический иллюстратор имел неоспоримые преимущества в деле создания  точности и образности, требуемых в каждом конкретном случае. Гармония аппликативной подачи фрагментов растения, их совмещение, изменение масштабов во имя создания целостного образа выгодно отличают эти работы.

Значительную заслугу в деле поддержки, стимуляции  и расцвета издания ботанических книг провоцировал интерес к растениям, который проявляли просвещенные  вельможи и монаршие особы государств.

Притягивающие своей красотой цветы и деревья нередко становились также героями мифологии и истории разных народов. Таинственные обряды друидов, опыты алхимиков, волшебные исцеления – все это связано с растениями как распространенными, так и редкими. Жизнь растений изучает ботаника. Мифами и легендами занимаются история и филология. Но очарование живых растений,  увы, мимолетно, а так хочется сохранить их точный образ, чтобы в любое время года  любоваться ими и изучать их. Любоваться и изучать – эти две задачи решает ботанический рисунок.

mostga.am

В помощь художнику: книги об акварельной технике ботанических иллюстраций

Сразу скажу, что к ботаническим акварелям таких художниц как Билли Шоуэл (я показываю именно ее книги ниже) и Анны Мэсон у меня весьма двоякое отношение. С одной стороны меня восхищает их любовь к деталям и преданность формам, тонкость исполнения и изящество. При этом я прекрасно понимаю, что стиль исполнения их работ - дань научной ботанической иллюстрации, её строгим канонам (помните, может, я писала о школе ботанической иллюстрации в Эдинбурге?). С другой стороны мне не хватает в таких работах чувст, эмоциональной окраски, как в живописных изображениях природы. Через несколько страниц меня начинает раздражать слепое копирование натуры, когда нет возможности понять характер художника или прочувствовать его отношение. Работы упомянутых выше художниц радуют перфекциониста во мне, но огорчают живого человека.

Именно сегодня речь пойдет совсем о другой стороне вопроса - технической. Как раз она вызывает у меня восхищение вне любого контекста. Советы, которые я прочла в книгах по ботанической иллюстрации помогли мне при создании моих акварельных работ. Например, даже у такого опытного художника как Тэрри Хэррисон робкое использование белил поверх акварели для махоньких бликов на воде неожиданно режет глаз. И это при том, что какой-нибудь Йозеф Збуквич мажет густо такими же белилами в своих акварелях, и это выглядит просто потрясающе. Почему так, я выяснила для себя как раз только в одном из акварельных пособий по ботанической иллюстрации. Часто белила отливают при высыхании голубым (как подсказывает ниже Полина polioness, скорее всего белила титановые) и часто смотрятся инородным голубым пятном на фоне живописной акварели. Поэтому при использовании белил рекомендуется легкое, едва уловимое смешение с жёлтым кадмием. Синева белил тут же исчезает, и мазки смотрятся естественно. Это работает, проверено на практике.

Итак, сегодня я представлю вашему вниманию 2 подробные и полезные книги Билли Шоуэл с пошаговым созданием цветочных портретов, с инструкциями по работе с акварелью, советами по композиции и построению цветочных форм. Речь о двух книгах Билли "Цветочные портреты", которые все же отличаются друг от друга по своей структуре и даже содержанию.

Books of Billy Showell

Если вы посетите страничку Билли Шоуэл, то быстро поймете, что она очень приятный человек и хороший рассказчик. Мне кажется, что ее онлайн-уроки должны быть интересными и содержательными. У нее прямо с сайта есть ссылка на туториалы и курсы. Цены вменяемые. Её книги читаются так же легко и приятно. Первая книга, о которой я хочу рассказать, - "Цветочные портреты. Упражнения и акварельные техники."

Я её вам очень советую. Потому что именно в ней структурированно и подробно описаны техники реалистичного исполнения ботанических иллюстраций акварелью. (Watercolour Flower Portraits; Blumenporträts realistisch malen: Techniken und Übungen in Aquarell) Книга для тех, кто хочет овладеть искусством ботанической иллюстрации вообще. Вторая книга, которую я покажу чуть ниже, более обобщенная и предназначена скорее для тех, кто хочет повторить именно 40 приведенных ботанических иллюстраций Билли.

Books of Billy Showell

В первой книге Билли дает подробные инструкции о смешении цветов для получения различных оттенков, о разных техниках работы с кистью и только потом обращается к композиции.Books of Billy Showell

Вот эта глава на фото ниже мне очень понравилась. Билли открытым текстом призывает купить хотя бы один лист хорошей, качественной, дорогой бумаги. Разориться всего на одну дорогостоящую, но качественную кисть с натуральным ворсом и на 3 тюбика именно профессиональной, а не студенческой акварели (базовые цвета - синий, красный, желтый), чтобы понять, насколько качественные материалы облегчают процесс работы, улучшают качественно результат и просто пробуждают жажду творить. Плохие материалы способны отбить любую охоту рисовать, ведь результат будет, как ни старайся, так себе.

Еще мне понравился её метод палитры. Она предпочитает работать акварелью из тюбиков, а не из кюветов, и хранит их в обычной пластиковой коробке. Краску из этих тюбиков она выдавливает всегда в одном и том же порядке прямо на крышку от коробки так, чтобы можно было смешивать различные оттенки посередине крышки. В ботанической иллюстрации работают без живописного размаха, поэтому можно не разводить заблаговременно корыто акварели нужного оттенка. Такой аккуратный, минималистичный подход очень облегчает работу "ботаникам".Books of Billy Showell

Билли принципиально не использует готовые оттенки зеленого. По ее мнению они портят рисунок из-за искусственности пигментов. Листья - важная составляющая при изображении цветов. Если они выглядят ненатурально, портится впечатление от всей работы. Более живые, естественные оттенки зеленого получаются смешением индиго или кобальта с оттенками желтого. Вот тут как раз слева все цвета, которые Билли использует в работе. Самый первый тюбик слегка засветился на фото - это индиго, а не чёрный.Books of Billy Showell

Меня поразило, что для того, чтобы добиться глубокого красного оттенка нужно смешать красный кобальт с перманентным розовым. Никогда бы не подумала. Для меня глубина оттенка красного зависит от примеси оранжевого или синего. То есть куда красный больше уходит - в оранжевое или в фиолетовое. Оказывается, можно сделать все проще - сразу смешать красный с розовым.

Вот тут она показывает мой любимый геометрический подход к изображению предметов. Я тоже первым делом смотрю, в какую фигуру вписывается мой объект и уже от этого пляшу.Books of Billy Showell

Билли говорит и подробно показывает об основных техниках в ботанической иллюстрации и советует проникнуться ими, если вы хотите добиться фотореалистичности в изображениях. Здесь, к примеру, добавление второго цвета по мокрому и отмывки.Books of Billy Showell

Здесь слева лессировки, а справа она высушивает кисть о салфетку так, чтобы топорщились волоски, и прямо этими полусухими волосками в краске наносит продольную структуру лепестка.Books of Billy Showell

Отдельная глава посвящена белым цветам на белом. Там Билли дает готовые рецепты, как смешением 3х цветов добиваться натуральных, наполненных светом оттенков серого.Books of Billy Showell

Каждый рецепт у нее прямо подписан - берем столько-то частей такой-то краски, смешиваем с такими-то частями такой-то. Books of Billy Showell

В книге полно и таких вот пошаговых инструкций - они отдельное удовольствие.Books of Billy Showell

-----------Вторая книга Билли называется "Цветочные портреты от А - Z" Она, как я уже сказала выше, более обобщенная, хотя в ней тоже есть инструкции и полезные советы. (A-Z of Flower Portraits: An Illustrated Guide to Painting 40 Beautiful Flowers in Watercolour; Blumenporträts von A bis Z: Ausführliche Anleitung zum Malen von 40 bezaubernden Blumenaquarellen)Books of Billy Showell

Но она больше вот такая, как сборник красивых ботанических иллюстраций.Books of Billy Showell

И начинается книга уже сразу с композиции. Как именно оформлять лист, как красиво завершать обрубочки зарисованных цветочков и так далее.Books of Billy Showell

Особенное внимание снова уделяется листьям и их структуре. Потому что именно они часто остаются за кадром - художникам лень их выписывать. А они как раз самое сложное и самое заметное в изображении! Это как если нарисовать человека и оставить непроработанными руки, на которые смотрят в первую очередь.Books of Billy Showell

Техника рисования капельки и ещё раз технология работы полусухой кистью для придания более живой фактуры листьям.Books of Billy Showell

Очень быстро несколько схем смешения красок и создание линий кистью.Books of Billy Showell

Где-то 70% книги выглядит вот так: растение, его название, описание и палитра, которой оно было создано.Books of Billy Showell

Books of Billy Showell

Повторюсь, эта книга скорее для тех, кто хочет нарисовать по следам Билли её цветы. Палитра подробно подписана и расписана.Books of Billy Showell

Books of Billy Showell

Ссылки на книги на американском амазоне: Watercolour Flower PortraitsA-Z of Flower Portraits: An Illustrated Guide to Painting 40 Beautiful Flowers in Watercolour

Ссылки на книги на немецком амазоне:Blumenporträts von A bis Z: Ausführliche Anleitung zum Malen von 40 bezaubernden BlumenaquarellenBlumenporträts realistisch malen: Techniken und Übungen in Aquarell

--------------------Cсылки на другие книги для художников:В помощь художнику: книги о животных и растенияхГеометрические рисунки Евдокимова

conjure.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта